Сергей королев. Сергей Павлович Королев. Извилистая дорога в космос Заместитель королева сергея павловича

Королёв Сергей Павлович (1907-1966) – крупнейший советский инженер-конструктор в области космического кораблестроения, академик Академии наук СССР, учёный. Занимался практической космонавтикой, разрабатывал, испытывал и внедрял ракетно-космическую технику и ракетное оружие в СССР, был инициатором и руководителем запуска человека в космос и первого искусственного спутника Земли. Герой Социалистического Труда (дважды), Лауреат Ленинской премии.

Детство

Серёжа появился на свет 12 января 1907 года в Житомире (тогда городок принадлежал Российской империи, сейчас это Украина).

Его папа, Королёв Павел Яковлевич, 1877 года рождения, родом был из Могилёва, преподавал русскую словесность. Образование получил в Нежинском историко-филологическом институте, где и встретил свою будущую супругу.

Мама, Москаленко Мария Николаевна, 1888 года рождения, родом была из купеческой семьи города Нежина Черниговской губернии, также занималась преподавательской деятельностью.

Серёже было около трёх лет, когда Королёвы переехали в Киев, но совместная жизнь родителей не сложилась, папа ушёл из семьи. И тогда мама отправила его в Нежин, где за воспитание мальчика взялись дедушка Москаленко Николай Яковлевич и бабушка Мария Матвеевна, они безумно любили внука.

Серёже было четыре года, когда он первый раз наблюдал полёт человека на аэроплане. Это случилось в 1911 году в Нежине, когда в город прилетал русский лётчик Уточкин. Мальчик и так рос впечатлительный, а пилот и аэроплан ещё больше потрясли его.

Когда Сергею было восемь лет, мама снова вышла замуж за инженера Баланина Григория Михайловича, забрала сына у бабушки с дедушкой и увезла в Киев. Здесь в 1915 году мальчик начал обучаться на подготовительных курсах гимназии.

Учёба

В 1917 году семья переехала на родину отчима в Одессу, где Серёжа начал заниматься в первом классе гимназии. К сожалению, вскоре учебное заведение было закрыто, и маленький Королёв около четырёх месяцев посещал единую трудовую школу. Дальнейшее образование он получил дома, занятия с ребёнком проводили мама и отчим, Григорий Михайлович имел не только инженерное образование, но ещё и педагогическое.

Среди всех предметов и наук Сергей отдавал предпочтение техническим, особенно его интересовала авиационная техника. В 1921 году в Одессе был организован отряд гидросамолётов. Королёв мог часами смотреть, как они совершают полёты над морем. Тогда у мальчика зародилась цель – полетать в небе на таком же самолёте.

А потом юный Королёв случайно познакомился с Василием Долгановым, который работал в гидроотряде механиком. Мужчина копошился в моторах, объяснял мальчишке, что к чему, а тот жадно ловил каждое слово. Быстро изучив теорию, Сергей приступил к практике, всё лето с утра до вечера он пропадал в гидроотряде, помогая механикам в предполётной подготовке самолётов. Вскоре для всех лётчиков и механиков Сергей стал безотказным, незаменимым помощником.

В 1922 году Королёв поступил в профессиональную строительную школу, где проучился два года, посещая различные курсы и кружки. Особенно часто он пропадал в школьной столярной мастерской, где ребята изготавливали из дерева различные изделия и модели. Эта школа дала ему огромный опыт, который пригодился Королёву, когда он начал строить не деревянные, а настоящие планеры. Сергей настолько прилежно занимался, что однажды его классная руководительница сказала матери: «Ваш парень с царём в голове».

Авиационное общество

В 1923 году в Одессе создали Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Сергей одним из первых записался в общество и в созданный при нём планерный кружок. К этому времени Королёв уже успел один раз подняться в воздух в гидросамолёте с командиром корабля, которого механик Долганов уговорил взять с собою юношу.

Сергей уделял обществу ОАВУК почти всё своё время. Совсем скоро он уже стал лектором по ликвидации авиационной безграмотности, делился с рабочими своими знаниями по планеризму и истории авиации. Причём сам он этому нигде специально не обучался, всё почерпнул из книг. В строительной школе у него был преподаватель Готлиб Карлович Аве, который вёл свои уроки только на немецком языке. Отлично владел этим языком и отчим Сергея. Так что Королёв выучил немецкий в совершенстве и читал на этом языке книги по авиации.

Однако после окончания строительной школы нужно было получать серьёзную профессию. Его трудовой стаж начался в шестнадцать лет. Некоторое время Королёв работал плотником, перекрывая черепицей крыши. Довелось ему потрудиться и на производстве за станком. Родителям он заявил: «Я буду строить… Но только самолёты» . Мама была против такого выбора сына, а отчим Серёжу поддержал. Надо сказать, что с Григорием Михайловичем у пасынка сложились замечательные отношения, он находил у него поддержку по любому вопросу.

Институты

В семнадцатилетнем возрасте Сергей разработал проект безмоторного самолёта К-5. Его изобретение официально приняла компетентная комиссия и рекомендовала к постройке. Королёв решил продолжить обучение в Москве в Военно-воздушной академии. Но туда принимали только с восемнадцати лет и после службы в Красной Армии. Так как ни того, ни другого Сергей не имел, то поехал в Киев, где стал студентом политехнического института. Он поступил на факультет авиационной техники.

Учёбу приходилось совмещать с работой, чтобы можно было сводить концы с концами. Парень вставал в пять утра, бежал в редакцию за газетами, а потом разносил их на Соломенке, так зарабатывал восемь карбованцев. Приходилось столярничать, снова вспоминать работу кровельщика и грузчиком подрабатывать.

Тем не менее Королёв находил ещё время на существующий в институте планерный кружок. Здесь он трудился увлечённо и часто оставался в мастерской на всю ночь, засыпая под утро на куче стружек. Довольно быстро он прослыл мастером на все руки, многие его разработки участвовали в международных конкурсах.

После двух лет учёбы в Киевском институте Королёв перевёлся в Москву в ВТУ имени Баумана, к этому времени в столицу переехали мать с отчимом. Сергей начал обучение в специальной вечерней группе по аэромеханике, наряду с этим продолжал изобретать, строить, ловить каждое новое веяние в авиации:

  • 1926 год – вступил в студенческий Академический кружок имени Жуковского Н. Е., где лекции читали учёные и знаменитые инженеры.
  • 1927 год – Королёв был зачислен в Московскую планерную школу, где много летал, осваивая новые планеры. В этом же году он познакомился с трудами Циолковского, после чего увлёкся ракетами и полётами в космос.
  • 1928 год – начал работать на авиационном заводе в Филях.
  • 1929 год – студент-выпускник Королёв практиковался в Конструкторском бюро Туполева и защитил диплом, в котором разработал двухместный легкомоторный самолёт СК-4. Скрупулёзный и строгий Туполев руководил дипломным проектом и подписал его с первого раза, чего до этого никогда не бывало. Позднее по проекту самолёт СК-4 построили и испытали.

Научная деятельность и изобретения

Дипломированный специалист Королёв начал свою трудовую деятельность на авиационном заводе имени Менжинского, с 1931 года перешёл в Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского.

Осенью 1931 года Королёв вместе с учёным и изобретателем Цандером Ф. А. создали ГИРД (группа занималась изучением реактивного движения). Уже в 1933 году Сергей Павлович руководил первым запуском баллистических ракет на жидком и гибридном топливе.

В конце 1933 года перешёл работать в РНИИ, занимал должности главного инженера, заместителя начальника института, а также руководил отделом крылатых ракет.

Летом 1938 года учёного арестовали, первичное обвинение было – член «троцкистской организации». Ему назначили десять лет заключения и выслали на Колыму. Потом вынесли новый приговор «за вредительство в области военной техники». Но в 1944 году судимость сняли, а реабилитировали полностью только в 1957 году.

После войны в Подмосковье создали НИИ Министерства вооружения. При нём было секретное конструкторское бюро, которое возглавил Королёв.

Уже в 1948 году была испытана баллистическая ракета Р-1, которую в 1950 году приняли на вооружение. Далее он взялся за разработку различных модификаций Р-1, закончил работать над одноступенчатой баллистической ракетой средней дальности Р-5 и над её модификацией с ядерным боевым зарядом Р-5М. Следующей разработкой стала одноступенчатая жидкостная ракета Р-11 и её морской вариант Р-11 ФМ.

В 1956 году Королёв был руководителем создания двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Ещё до испытания Р-7 Сергей Павлович предложил правительству идею – запустить с помощью ракеты искусственный спутник Земли.

Руководство страны инициативу одобрило, и 4 октября 1957 года на околоземную орбиту запустили искусственный спутник – первый в истории человечества. Последовал грандиозный успех, СССР в одночасье завоевал высокий авторитет на международной арене. Как сказал потом сам Королёв: «В маленьком спутнике воплотилась дерзновенная мечта человечества» .

Впоследствии под руководством Королёва были созданы и запущены на орбиту:

  • геофизический «Спутник-3»;
  • парные спутники «Электрон», с помощью которых исследовались радиационные пояса планеты Земля;
  • три лунные автоматические станции: «Луна-1» пролетела поблизости, «Луна-2» доставила на Луну вымпел СССР, «Луна-3» сделала снимок той стороны Луны, которая не видна с Земли.

А 12 апреля 1961 года мировая общественность вновь была поражена изобретениями Королёва: он спроектировал первый в истории пилотируемый корабль «Восток-1», на котором осуществил полёт советский космонавт Юрий Гагарин. Так человечество начало осваивать космическое пространство. Менее чем через полгода на корабле «Восток-2» был осуществлён второй полёт Германом Титовым, он находился в космосе почти целые сутки.

В августе 1962 года под руководством Королёва был осуществлён запуск совместно двух кораблей – «Восток-3» и «Восток-4». Ещё через год, летом 1963 года, при совместном запуске «Востока-5» и «Востока-6» в космическое пространство отправилась первая женщина Валентина Терешкова.

В 1964 году Королёв разработал более сложный корабль «Восход», где на борту уже могло находиться три человека – бортинженер, командир и врач. Весной 1965 года впервые с «Восхода-2» человек осуществил выход в открытое космическое пространство. Космонавт Алексей Леонов через шлюзовую камеру покинул корабль и находился за его бортом 20 минут.

Сергей Павлович занялся разработкой более совершенного корабля «Союз», где космонавты могли бы находиться долгое время и вести научные разработки. Но до запуска «Союза» он не дожил. Также не успел он осуществить ещё один свой замысел – запуск человека на Луну. Великий конструктор и учёный умер 14 января 1966 года, у него была саркома прямой кишки. Урну с прахом Королёва захоронили в Кремлёвской стене.

Жёны и дети

Со своей первой супругой Ксенией Винцентини Королёв познакомился ещё юношей в Одессе. Он добивался её семь лет, в конце лета 1931 года они поженились. Ксения Максимилиановна была первоклассным хирургом. В 1935 году у них родилась девочка Наташа, которая пошла по стопам матери, став профессором, доктором медицинских наук и лауреатом Государственной премии.

К сожалению, Сергей Павлович, так долго мечтавший о любимой Ксении, после нескольких совместно прожитых лет к супруге охладел, в его жизни появились другие женщины. Когда дочери Наташе было 12 лет, она узнала от матери об изменах отца, порвала все его фотографии и вычеркнула из своей жизни. Эта трещина осталась навсегда, Королёв встречался с дочерью очень редко и даже не был приглашён на её свадьбу.

Весной 1947 года он познакомился со своей второй супругой Ниной Ивановной, которая работала в его НИИ переводчицей. Вместе они прожили почти двадцать лет, до самой его смерти.


Биография Сергея Павловича Королева полна взлетов и падений


Королев - крупнейшая фигура в отечественном ракетостроении: благодаря этому человеку наша страна стала передовой космической державой. Под руководством легендарного конструктора были созданы первые искусственные спутники Земли, космические аппараты различного назначения («Электрон», «Молния-1», «Космос», «Зонд» и др.), а также космические корабли, на одном из которых впервые в истории был совершен пилотируемый полет в безвоздушном пространстве.

Любовь к небу началась у великого конструктора с детского впечатления: в семь лет, сидя на шее у деда, он глядел, как в воздухе наворачивает круги знаменитый одессит - летчик Сергей Уточкин. Отчим, настоявший на том, чтобы мальчик занимался дома (после революции гимназию закрыли, а в других учебных заведениях творилось невесть что), развивал в нем интерес к точным наукам. Мальчик зачитывался романами Жюля Верна о путешествии на Луну из пушки, а также брошюрами Константина Эдуардовича Циолковского, речь в которых шла о покорении космического пространства. В строительной профессиональной школе, куда он поступил после окончания обучения, Сергей занимался в кружках сразу по нескольким профилям. Особенно занимал Королева авиамоделизм. Возможность стать профессиональным планеристом появилась у юноши во время его учебы в Киевском политехническом институте, еще до революции славившемся своей авиационной школой. Осенью 1926 года Королев перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н.Э. Баумана.

Здесь способный юноша участвовал в разработке новых летательных аппаратов: под руководством Андрея Туполева создал проект самолета СК-4, ставший его дипломной работой, построил планеры «Коктебель» и «Красная Звезда» ― последний был единственным на тот момент советским планером, спроектированным для выполнения фигур высшего пилотажа. Однако самолетостроителем Королев не стал: его заинтересовали реактивное движение и полеты в стратосферу. Немало способствовала этому и встреча с кумиром детства - Циолковским: Королева снова стала занимать мысль о покорении космоса. Встретившись с пророком русского космоса, Сергей заявил, что «его цель - пробиться к звездам». Константин Эдуардович сказал, что на это может не хватить и целой человеческой жизни; Королев ответил, что его жизни должно хватить.

Инженер, работающий даром


Подчеркнем, что в Советском Союзе в конце 20-х - начале 30-х не было ни научно-технической базы, которая позволяла бы превратить реактивные двигатели из мечты в осязаемую реальность, ни промышленных возможностей для производства таких двигателей. В 1931 году Королев вместе с другим талантливым энтузиастом в области ракетных двигателей - Фридрихом Цандером - и при поддержке Осоавиахима создает Группу изучения реактивного движения (ГИРД), название которой сами участники группы расшифровывали как Группа инженеров, работающих даром. В подвале дома на Садово-Спасской улице в Москве ГИРД начинает работать, пытаясь совместить фантастические идеи Циолковского со своим пониманием реактивного движения. Через некоторое время группу замечает Управление военных изобретений - госагентство, которое занималось перспективными разработками для Красной армии, - и выделяет небольшое финансирование. Потом на них обращает внимание ДОСААФ, под эгидой которого ГИРД всего за два года создает во всех крупных городах страны группы изучения реактивного движения - кружки, работающие на чистом энтузиазме. Ракетостроение в СССР быстро вошло в моду. Сама же группа за эти два года сумела подготовить и осуществить первый удачный пуск ракеты ГИРД. А в 1936 году Королеву удалось довести до испытаний две крылатые ракеты, имевшие потенциально военное значение: зенитную (с пороховым ракетным двигателем) и дальнобойную (с жидкостным ракетным двигателем).

Как и многие талантливые специалисты в 30-е, Королев не избежал преследований - он был арестован 27 июня 1938 года по бредовому обвинению во вредительстве. Год гениальный конструктор провел в Бутырской тюрьме, где на допросах его жестоко избивали (среди последствий - сотрясение мозга и перелом обеих челюстей).

Вина Королева была «доказана», ему дали 10 лет лагерей. Вместо запуска ракет он вынужден был заняться добычей золота на Колыме. Ближе к войне руководство озаботилось разработкой бомбардировщиков и «выписало» Королева в столицу - в 1940 году его судили вторично и определили в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29. По иронии судьбы, его руководителем здесь стал тот же Туполев - учитель и ученик встретились уже не на свободе, а в стенах «шарашки» . В команде Туполева Королев принимал участие в разработке бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2, проектах управляемой аэроторпеды и нового ракетного перехватчика. Во время войны Королева перевели в другую «шарашку» - ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями, которые можно было бы применять для нужд авиации.

Талант Королева помог стране выиграть войну, и советское правительство его заслуг не забыло: в 1944 году Королев наконец «искупил» свои вымышленные прегрешения перед Родиной и был выпущен на свободу. Правда, реабилитация последовала лишь после смерти Сталина, в 1957 году. А вскоре после войны, в 1946-м, Сергей Павлович был назначен главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) и занялся разработкой баллистических ракет дальнего действия в подмосковном Калининграде (впоследствии переименованном в его честь в Королев). Первоочередной его задачей была разработка советского аналога немецкой ракеты «Фау-2», причем с большей, чем у оригинала, дальностью полета - до 3 тыс. км. Аналог был создан всего за несколько лет - уже в 1950 году баллистическая ракета Р-1 была принята на вооружение. А в 1956 году под руководством конструктора была создана первая отечественная стратегическая ракета Р-7, ставшая основой ракетного ядерного щита страны. Годом позже были разработаны первые советские баллистические ракеты (мобильного наземного и морского базирования) на стабильных компонентах топлива.

Мечта о космосе


К середине 50-х годов Королев был признанным творцом советской ракетной программы: советское правительство прислушивалось к его мнению. Это позволило Сергею Павловичу вместе с коллегами вернуться к давней мечте - запуску ракет в космос. Предложенная им идея создания первого искусственного спутника Земли вызвала одобрение правительства: такой проект рассматривался в том числе как важный политический шаг - СССР рассчитывал быть во всех смыслах слова первым в космосе. Изначально планировалось осуществить запуск 14 сентября 1957 года, в день столетнего юбилея со дня рождения Циолковского, но по техническим причинам его пришлось перенести на 4 октября. В 22 часа 28 минут по московскому времени над степью Казахской ССР взмыл в небо яркий факел. В день запуска Королев обратился к товарищам с импровизированной речью: «Пророческие слова Константина Эдуардовича Циолковского о том, что человечество вечно не останется на Земле, сбылись. Сегодня на околоземную орбиту выведен первый в мире искусственный спутник. С выводом его начался штурм космоса. И первой страной, проложившей дорогу в космическое пространство, явилась наша страна - страна Советов! Разрешите мне поздравить всех вас с этой исторической датой». Спутник провел на орбите 92 дня, выполнив все поставленные перед ним задачи.

За этим первым шагом в космос вскоре последовали и другие - был выведен на орбиту геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон», предназначенные для исследования радиационных поясов планеты. В 1959 году стартовала советская лунная программа - к естественному спутнику Земли были запущены три автоматических космических аппарата. А 12 апреля 1961 года состоялся первый в истории пилотируемый запуск - разработанный под руководством Королева корабль «Восток-1» позволил гражданину СССР Юрию Гагарину стать первым человеком, побывавшим в космосе. За полетом Гагарина последовал запуск корабля «Восток-2», на котором находился второй советский космонавт - Герман Титов, затем кораблей «Восток-3» и «Восток-4». А 18 марта 1965 года человек побывал в безвоздушном пространстве, покинув пределы корабля: Алексей Леонов первым в мире совершил выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру «Восхода-2».

Трудно сказать, каких новых успехов могла бы достичь советская космонавтика, проживи Сергей Павлович хотя бы на десять лет дольше, - известно, например, что он предпринимал попытки убедить руководство страны в необходимости пилотируемого полета к Луне. Однако здоровье конструктора было подорвано тяжелой болезнью - саркомой прямой кишки. 14 января 1966 года легендарный конструктор скончался после безуспешной операции. Открыв человечеству дорогу в космос, он предоставил идти по ней другим.

Коллеги Королева отмечали его редкое рабочее качество - принципиальность уживалась в нем с отсутствием гордыни, открытостью к диалогу. «Работать с Королевым было трудно, но интересно, - вспоминал его сотрудник, впоследствии академик РАН Борис Раушенбах. - Повышенная требовательность, короткие сроки и новизна... Он всегда до тонкостей хотел знать проблемы, которые решали его сотрудники. Докладывая ему по тому или иному вопросу, я нередко слышал: "Не понял, повторите". Это "не понял" не каждый руководитель мог себе позволить, боясь уронить свой авторитет в глазах подчиненного. Но подобные человеческие слабости были совершенно чужды Сергею Павловичу. Все наши проекты находили воплощение в ракетной технике в первую очередь благодаря Сергею Павловичу, которого никто и ничто не могло остановить, если что-то было ему нужно для дела». А космонавт Алексей Леонов много лет спустя сформулировал масштаб потери: «Всё! Можно ставить точку на развитии нашего космоса. Так оно и вышло. Космос у нас есть, а развития не стало. Это вроде того, как 35 лет назад ездили на "Жигулях", так и по сей день на них ездим. Лучше ничего не придумали. Только кузова на них меняем, а революционных - как при Королеве - прорывов нет!»

Комментарии: 0

    Роберт Бартини – малоизвестный широкому кругу общественности и также авиационным специалистам, был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. Сергей Павлович Королёв называл Бартини своим учителем. В разное время и в разной степени с Бартини были связаны: Королёв, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев и многие другие. Основные труды по аэродинамике, в литературе встречается термин «эффект Бартини».

    Поклонники советской власти гордятся достижениями СССР, но их сделала интеллигенция, большую часть которой составляли классовые "враги народа": Вавилов, Королев, Туполев, Глушко, Ландау, Сахаров и тысячи других менее известных. Можно сказать, ну не так уж все плохо, ведь некоторые талантливые остались живы, а унижения и сломанные челюсти - не беда. Да, некоторые (в основном физики и инженеры, с другими не церемонились) из них остались живы, но лишь потому, что были нужны советской власти как научные рабы.

    В приводимых кратких жизнеописаниях выдающихся советских инженеров с неизбежностью встречается слово «арестован», «арестован», «арестован»… Как будто слово «арестован» было вечным и неизменным атрибутом любой биографии, таким же естественным, как «родился» или «умер»… Многие из перечисленных здесь людей и сегодня пользуются всемирной славой и уважением. К их именам уже никогда не прилипнет грязь и всевозможные обвинения, потому что они всей своей жизнью доказали преданность своему отечеству. И когда какой-нибудь очередной бессовестный «историк» станет утверждать, что арестовывали правильно, что жертвы репрессий были и в самом деле предателями и негодяями, вспомните, что речь идёт в том числе и об этих людях, чьи биографии приведены здесь.

    Как и большинству видных ученых его эпохи, Глушко довелось поработать в «шарашке»: в марте 1938 года его арестовали. Следователям Лубянки понадобилось всего два дня, чтобы выбить признание: «Я являюсь участником антисоветской организации в оборонной промышленности, по заданию которой проводил вредительскую подрывную работу. Кроме того, я занимался шпионской работой в пользу Германии».

    Как стать номинантом Нобелевской премии, не выходя из лагеря: несколько историй о советских ученых-заключенных, которые работали, изобретали и делали открытия в «шарагах» - закрытых институтах и конструкторских бюро за колючей проволокой.

    В марте 2002 г. Международное общество "Мемориал" и Архив Президента РФ выпустили электронный диск "Сталинские расстрельные списки" (Сталинские расстрельные списки. М.: Звенья, 2002. ISBN 5-7870-0057-9). Это списки лиц, судьбу которых предрешали члены Политбюро ЦК ВКП(б) – И.В.Сталин, В.М.Молотов, Л.М.Каганович, К.Е.Ворошилов, А.Микоян, С.Косиор и кандидаты в члены Политбюро А.А.Жданов и Н.И.Ежов. Списки охватывают период с 27 февраля 1937 г. до 29 сентября 1938 г., также имеются два фрагмента списка октября 1936 г. и несколько списков 1940, 1942 и 1950 гг. До декабря 1998 г. эти списки носили гриф "секретно". Ныне, благодаря усилиям "Мемориала" и сотрудников Архива Президента РФ, к этим спискам, наконец, получили доступ историки.

    Нателла Болтянская

    В основу этой лекции Нателлы Болтянской положены уникальные исторические документы – доклад ЦРУ о потенциале сопротивления внутри коммунистического блока, расследования Конгресса о репрессированных народах, известных и неизвестных попытках увязать международные экономические отношения и права человека. Лектор расскажет подробности о реальных и мнимых американских шпионах, о конгрессменах, посещавших пермские лагеря, и сенаторах, высланных из СССР, а также об участии совершенно неожиданных людей в поддержке советских граждан.

    Александр Прищепа

    «Советские забастовки», как правило, не готовились специально. Очень трудно установить их лидеров и активистов. В большинстве случаев они принимали форму стихийного взрыва отчаявшихся людей. В ходе таких бунтов формулировались в адрес руководителей предприятий ультимативные требования, которые имели конкретный социально-экономический характер. Вот такие выступления, связанные с отказом от работы или её приостановкой коллективом предприятия, участка, смены, отдельной группой рабочих, можно рассматривать как «советскую забастовку».

    На первый взгляд кажется, будто народные волнения в СССР имели место только при волюнтаризме, застое и перестройке - достопамятные же времена культа личности ничего такого не было. Пришла пора расширить наши представления о народных волнениях в первом в мире государстве рабочих и крестьян. Нижней хронологической границей нам послужит 1927 год, когда Сталин окончательно разгромил сколько-нибудь организованную оппозицию себе внутри партии и установил свою диктатуру (быстро вылившуюся в тиранию), а верхней - год 1952-й.

    Елена Шмараева рассказывает об Акмолинском лагере жен изменников родины или, как называли его сами заключенные, АЛЖИРе - зоне посреди казахской степи, где отбывали свои сроки вдовы «изменников родины», расстрелянных в 1937 году.

Сергей Павлович Королёв. Родился 30 декабря 1906 (12 января 1907) в Житомире - умер 14 января 1966 года в Москве. Советский учёный, конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики.

Отец - Павел Яковлевич Королев (1877-1929), учитель русской словесности, родом из Могилёва.

Мать - Мария Николаевна Москаленко (по второму мужу - Баланина) (1888-1980), дочь купца из Нежина.

Когда Сергею Павловичу было 3 года мать ушла из семьи. Его отправили в Нежин к бабушке Марии Матвеевне и дедушке Николаю Яковлевичу Москаленко.

В 1915 году поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве.

В 1917 году пошёл в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали мать, Мария Николаевна Баланина, и отчим - Григорий Михайлович Баланин.

В гимназии учился недолго - её закрыли. Потом были четыре месяца единой трудовой школы. Далее получал образование дома - его мать и отчим были учителями, а отчим, помимо педагогического, имел инженерное образование.

Ещё в школьные годы Сергей интересовался новой тогда авиационной техникой, и проявил к ней исключительные способности.

В 1922-1924 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

В 1921 году познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет - как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 - как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом.

Осенью 1926 года он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана.

За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. 2 ноября 1929 года на планёре «Жар-птица» конструкции М. К. Тихонравова Королёв сдал экзамены на звание «пилот-паритель», а в декабре того же года под руководством Андрея Николаевича Туполева защитил дипломную работу - проект самолёта СК-4.

Спроектированные им и построенные летательные аппараты - планёры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта, - показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. Так, планер СК-3 «Красная Звезда» впервые в СССР был специально спроектирован для выполнения фигур высшего пилотажа и, в частности, мёртвой петли, что и было успешно продемонстрировано лётчиком В. А. Степанчонком в ходе VII Всесоюзного планерного слёта в Коктебеле 28 октября 1930 г. Однако, особенно после встречи с К. Э. Циолковским, Королёва увлекли мысли о полётах в стратосферу и принципы реактивного движения.

В сентябре 1931 года С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добились создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации - Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В апреле 1932 года она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и запущены первые советские жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

В 1933 году на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) был создан Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И. Т. Клеймёнова. Королёв был назначен его заместителем в ранге дивинженера.

В 1935 году он стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов.

В 1936 году ему удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную - 217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную - 212 с жидкостным ракетным двигателем.

В его отделе к 1938 году были разработаны проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям и зенитных твердотопливных ракет. Однако расхождения во взглядах на перспективы развития ракетной техники заставили Королёва оставить пост заместителя директора, и он был назначен на рядовую должность старшего инженера.

Арест и заключение Сергея Королева

Сергей Королёв был арестован 27 июня 1938 года по обвинению во вредительстве, после ареста Ивана Терентьевича Клеймёнова и других работников Реактивного института. По некоторым данным, он был подвергнут пыткам - ему сломали обе челюсти. Автором этой версии является журналист Я. Голованов. В своей книге он подчеркивает, что это только версия: "В феврале 1988 года я беседовал с членом-корреспондентом Академии наук СССР С. Н. Ефуни. Сергей Наумович рассказывал мне об операции 1966 года, во время которой Сергей Павлович умер. Сам Ефуни принимал участие в ней лишь на определённом этапе, но, будучи в то время ведущим анестезиологом 4-го Главного управления Минздрава СССР, он знал все подробности этого трагического события.

- Анестезиолог Юрий Ильич Савинов столкнулся с непредвиденным обстоятельством, - рассказывал Сергей Наумович. - Для того чтобы дать наркоз, надо было ввести трубку, а Королёв не мог широко открыть рот. У него были переломы двух челюстей... - У Сергея Павловича были сломаны челюсти? - спросил я жену Королёва, Нину Ивановну.

- Он никогда не упоминал об этом, - ответила она задумчиво. - Он действительно не мог широко открыть рот, и я припоминаю: когда ему предстояло идти к зубному врачу, он всегда нервничал...

Королёв пишет ясно: «следователи Шестаков и Быков подвергли меня физическим репрессиям и издевательствам». Но доказать, что Николай Михайлович Шестаков сломал челюсти Сергею Павловичу Королёву, я не могу. К сожалению, никто этого уже не сможет доказать. Даже доказать, что ударил, - нельзя. Что просто толкнул. Вновь повторю: я ничего не могу доказать, нет в природе этих доказательств. Я могу лишь попытаться увидеть. Никаких других свидетельств, подтверждающих то, что на допросах Королёву сломали челюсть, нет" .

25 сентября 1938 года Королёв был включён в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шёл по первой (расстрельной) категории. Список был завизирован Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем.

Королёв был осуждён Военной Коллегией Верховного Суда СССР 27 сентября 1938 года, обвинение: ст. 58-7, 11. Приговор: 10 лет ИТЛ, 5 лет поражения в правах. 10.06.1940 года срок сокращён до 8 лет ИТЛ (Севжелдорлаг), освобождён в 1944 году. По его заявлению в Военную прокуратуру от 30 мая 1955 года реабилитирован «за отсутствием состава преступления» 18 апреля 1957 года.

Сергей Королёв прошёл Бутырку в Москве, пересыльную тюрьму в Новочеркасске.

21 апреля 1939 года попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления и был занят на так называемых «общих работах». 23 декабря 1939 года направлен в распоряжение Владлага.

В Москву прибыл 2 марта 1940 года, где спустя четыре месяца был судим вторично Особым совещанием, приговорён к 8 годам заключения и направлен в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А. Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.

Это послужило причиной для перевода С. П. Королёва в 1942 году в другое КБ тюремного типа - ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16 (ныне - Открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение» /ОАО КМПО/), где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Здесь С. П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдаётся идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины разбега самолёта при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик самолётов во время воздушного боя.

В начале 1943 года он был назначен главным конструктором группы реактивных установок. Занимался улучшением технических характеристик пикирующего бомбардировщика Пе-2, первый полёт которого с действующей ракетной установкой состоялся в октябре 1943 года.

По воспоминаниям Л. Л. Кербера, С. П. Королёв был скептик, циник и пессимист, абсолютно мрачно смотревший на будущее, «Хлопнут без некролога», - была любимая его фраза. Вместе с этим есть высказывание лётчика-космонавта Алексея Леонова относительно С. П. Королёва: «Он никогда не был озлоблен... Он никогда не жаловался, никого не проклинал, не ругал. У него на это не было времени. Он понимал, что озлобленность вызывает не творческий порыв, а угнетение».

В июле 1944 года С. П. Королёва досрочно освободили из заключения со снятием судимости но без реабилитации (протокол от 27 июля 1944 года заседания Президиума Верховного Совета СССР) по личному указанию , после чего он ещё год проработал в Казани.

Дочь Королева рассказывала: "Папа чудом остался в живых. Я летала на прииск «Мальдяк» летом 91-го года. Это был небольшой поселок, где сохранились два барака, в которых жило начальство. Но была еще жива лагерный врач Татьяна Дмитриевна Репьева. Она, конечно, не помнила заключенного Королева, но рассказала, как спасали людей от цинги: приносили из дома сырую картошку, натирали десны больных, делали отвары из еловых шишек. Отец смог выжить. Большую роль в спасении Сергея Павловича сыграл и Михаил Александрович Усачев, до ареста директор Московского авиационного завода. На нем построили самолет, на котором разбился Чкалов. Усачев был мастер спорта по боксу, и он решил навести порядок в лагере, где правили уголовники. Вызвал старосту: «Показывай свое хозяйство!» Они зашли в палатку, где лежал мой умирающий отец. Усачев спросил: «Это кто?» - «Это Король, из ваших, но он уже не встанет!» Когда Усачев откинул лохмотья и увидел моего отца, которого знал раньше, он понял, что произошло что-то неимоверное и его надо спасать. Добился перевода отца в лазарет и заставил уголовников делиться своими пайками. А вскоре пришел приказ направить папу в Москву для пересмотра дела. Состоялся второй суд, который приговорил его к восьми годам лишения свободы. После прииска «Мальдяк» отец всю жизнь ненавидел золото" .

12 января 2007 года на здании (проходной) ОАО КМПО был торжественно открыт горельеф С. П. Королёва работы скульптора М. М. Гасимова.

Баллистические ракеты Сергея Королева

13 мая 1946 года появляется Постановление СМ СССР № 1017-419сс «Вопросы реактивного вооружения», С. П. Королёв в тексте Постановления прямо не упомянут, но в соответствии с этим документом его назначили на новое место работы.

В августе 1946 года он был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде, для разработки баллистических ракет дальнего действия, и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке. Практически сразу же появился Совет главных конструкторов.

Говоря о конструировании советских ракет, последовавших за Р-1, трудно разграничить временные периоды по их созданию. Так, об Р-2 Королёв задумывался ещё в Германии, когда проект Р-1 ещё не обсуждался, Р-5 разрабатывался им ещё до сдачи Р-2, а ещё раньше началась работа над небольшой мобильной ракетой Р-11 и первые расчёты по межконтинентальной ракете Р-7.

Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым, как Главным конструктором ОКБ-1, и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из советских материалов. Но уже в 1947 году вышло постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта - до 3000 км.

В 1948 году С. П. Королёв начал лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 году успешно сдаёт её на вооружение.

В течение одного только 1954 года Королёв одновременно работал над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е), закончил работу над Р-5 и наметил пять разных её модификаций, завершил сложную и ответственную работу над ракетой Р-5М - с ядерным боевым зарядом. Шли работы по Р-11 и её морскому варианту Р-11ФМ, и всё более ясные черты приобретала межконтинентальная Р-7.

В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км. Ракета была успешно испытана в 1957 году на построенном для этой цели полигоне № 5 в Казахстане (нынешний космодром Байконур).

Для боевого дежурства этих ракет в 1958-1959 годах была построена боевая стартовая станция (объект «Ангара») в районе посёлка Плесецк (Архангельская область, нынешний космодром Плесецк). Модификация ракеты Р-7А с увеличенной до 11 тыс. км дальностью состояла на вооружении РВСН СССР с 1960 по 1968 годы.

В 1957 году Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования) - он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.

Первый искусственный спутник Земли Сергея Королева

В 1955 году (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначен С. П. Королёв.

Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трёх- и четырёхступенчатых носителей.

4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества» , - сказал позже С. П. Королёв.

Параллельно с подготовкой к пилотируемым полётам ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический Спутник-3, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли.

В 1959 году создаются и запускаются три автоматические станции к Луне: «Луна-1» пролетела вблизи Луны, «Луна-2» впервые в мире совершила перелёт с Земли на другое космическое тело, «символически» доставив на Луну вымпел Советского Союза (от удара об поверхность спутник с вымпелом мгновенно превратился в газ), «Луна-3» впервые выполнила фотографирование обратной (невидимой с Земли) стороны Луны.

В дальнейшем С. П. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (т.н. объект Е-6).

Запуск в космос первого человека

12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека в космос - гражданина СССР по околоземной орбите. Сергей Павлович в решении проблемы освоения человеком космического пространства не спешит. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия.

За подготовку первого полёта человека в космос С. П. Королёв был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда (указ не публиковался).

Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Опять - скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года, между космонавтами была установлена прямая радиосвязь.

На следующий год - совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года - изучается возможность полёта в космос женщины. После полета С.Королев сказал своей жене, что женщинам в космосе не место.

С 12 по 13 октября 1964 года на более сложном космическом корабле «Восход» в космосе был экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача.

Первый в мире выход в открытый космос состоялся 18 марта 1965 года во время полёта корабля «Восход-2» с экипажем из двух человек. Космонавт А. А. Леонов в скафандре вышел через шлюзовую камеру и находился вне корабля около 20 минут.

Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».

Также ещё в середине 1950-х годов Королёв вынашивал идею запуска человека на Луну . Соответствующая космическая программа разрабатывалась при поддержке . Однако эта программа так и не была реализована при жизни Сергея Павловича из-за отсутствия единоначалия (программа разрабатывалась под руководством Минобороны СССР, в котором Королёв не работал), разногласий с главным конструктором ракетных двигателей В. П. Глушко, а также смены руководства КПСС - не придавал лунной программе такого значения, как Хрущёв. После смерти Сергея Павловича программа запуска космонавтов на Луну была постепенно свёрнута. Советская программа освоения Луны в дальнейшем производилась с помощью беспилотных космических кораблей.

Сергей Павлович Королёв (документальный фильм)

Болезнь и смерть Сергея Королева

У Королева были полипы в прямой кишке, которые решено было удалить хирургическим путем. Операция казалась врачам несложной.

Оперировал Сергея Павловича министр здравоохранения СССР, действительный член АМН СССР, профессор Б. В. Петровский, а ассистировал Петровскому заведующий хирургическим отделением, доцент, кандидат медицинских наук Д. Ф. Благовидов.

Остановить кровотечение, удалив полипы, не удалось. Приняли решение о вскрытии брюшной полости. Когда стали подбираться к месту кровотечения, обнаружили опухоль величиной с кулак. Это была саркома - злокачественная опухоль. Петровский принял решение удалить саркому. При этом произвели удаление части прямой кишки. Предстояло вывести оставшуюся часть через брюшину.

В связи с невылеченной травмой, полученной в ссылке (по версии, см. выше, следователь сломал Королёву челюсть, ударив Сергея Павловича графином по скуле, вследствие неудачного сращения кости, Королёв не мог достаточно широко раскрывать рот во время еды), возникли сложности при интубации трахеи. Ему не смогли корректно ввести дыхательную трубку в трахею.

Медицинское заключение о болезни и причине смерти товарища Королёва Сергея Павловича: "Тов. С. П. Королёв был болен саркомой прямой кишки. Кроме того, у него имелись: атеросклеротический кардиосклероз, склероз мозговых артерий, эмфизема лёгких и нарушение обмена веществ. С. П. Королёву была произведена операция удаления опухоли с экстирпацией прямой и части сигмовидной кишки. Смерть тов. С. П. Королёва наступила от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда)" , - говорилось в заключении, которое подписали: Министр здравоохранения СССР, действительный член АМН СССР, профессор Б. В. Петровский; действительный член АМН СССР, профессор А. А. Вишневский; заведующий хирургическим отделением больницы, доцент, кандидат медицинских наук Д. Ф. Благовидов; член-корреспондент АМН СССР, профессор А. И. Струков; начальник Четвёртого главного управления при Минздраве СССР, заслуженный деятель науки, профессор A. M. Марков.

Борис Васильевич Петровский рассказывал Я.Голованову: "Биопсия действительно показывала полип в прямой кишке, и я назначил операцию с целью избавить Сергея Павловича от этого полипа. Предварительно была сделана попытка под наркозом с помощью эндоскопа взять еще раз ткань на анализ, но началось сильное кровотечение, и необходимость операции стала очевидной".

То же говорит Петровский и в своей книге: "Лапаротомия (вскрытие брюшной полости) показала наличие неподвижной злокачественной опухоли, прорастающей в прямую кишку и стенку таза. Электроножом с большим трудом удалось выделить опухоль и взять биопсию, подтвердившую наличие самой злокачественной опухоли - ангиосаркомы".

В 1973 году газета "Вашингтон пост" напечатала статью одного врача, эмигрировавшего из СССР, который утверждал, что никакой саркомы не было, был полип и Королев погиб в результате медицинской ошибки. Эту же версию поддерживал и известный хирург академик АМН Ф.Г. Углов.

Гроб с телом покойного С. П. Королёва был установлен в Колонном зале Дома Союзов. Для прощания с покойным был открыт доступ 17 января 1966 года с 12 часов дня до 8 часов вечера. Похороны с государственными почестями состоялись на Красной площади Москвы 18 января в 13 часов.

Урна с прахом С. П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене.

Личная жизнь Сергея Королева:

Дважды был женат.

Первая жена - Ксения Максимилиановна Винцентини (1907-1991), хирург. В браке в 1935 году родилась дочь Наталия Сергеевна, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии.

"Дед моей мамы был итальянец, его звали Максимилиан. В 25 лет он приехал в Бессарабию, принял православие и после крещения стал Николаем. О прадеде мне известно, что он пятнадцать лет был директором Кишиневского училища виноградарства и виноделия и получил дворянский титул. Своего сына он назвал Максимилианом. Моя мама - Винцентини Ксения Максимилиановна. Эту фамилию она не меняла и носила всю жизнь...

Когда папу арестовали, мне было всего три года. Мама, конечно, сказала, что она будет хлопотать за мужа, но семейный совет решил, что она не имеет права это делать, потому что у нее маленький ребенок, и будет ходатайствовать мама отца, Мария Николаевна. Матерей не трогали. И моя бабушка бросилась на спасение своего единственного сына. Она писала письма, телеграммы Сталину, Ежову, потом Берии", - рассказывала дочь Сергея Королева.

Вторая жена - Нина Ивановна (20.10.1920 - 25.4.1999).

"Она вторглась в нашу семью, зная, что у Сергея Павловича есть жена и ребенок. Так что я - его единственная дочь. Но надо отдать должное: Нина Ивановна посвятила ему всю жизнь", - говорила дочь Королева.

Сергей Королёв со второй женой Ниной Ивановной (в роли Королёва - ).

документальные фильмы:

Империя Королева;
2004 - Сергей Королёв. Судьба - творческая мастерская «Студия А», «Первый канал»;
2006 - Освобождение конструктора - телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королёва». Фильм 1-й. Телеканал Культура;
2006 - Трофейный космос - телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королёва». Фильм 2-й. Телеканал Культура;
2006 - Недосягаемая Луна - телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королёва». Фильм 3-й. Телеканал Культура;
2006 - Царь-ракета. Прерванный полёт - Телестудия Роскосмоса, ТВ Центр;
2006 - Мир состоит из звёзд и из людей - Телеканал Культура;
2007 - Первые на Марсе. Неспетая песня Сергея Королёва - телестудия Роскосмоса;
2007 - Сергей Королёв. Достучаться до небес - телестудия Проспект ТВ, «Первый канал»;
2007 - Сергій Корольов - НТУ, 2007, (на русско-украинском языке);
2009 - Пять смертей академика Королёва - Студия «07 Продакшн», телеканал «Интер» (на русско-украинском языке);
2010 - Королёв. Обратный отсчёт - телеканал НТВ;
2011 - Сергей Королёв. Жизнь на космической скорости - телестудия Роскосмоса, программа «Русский космос», телеканал Россия-2.


Сергей Павлович Королев - академик, имя которого известно, как правило, всем образованным людям планеты. В чем же причина такой популярности? Что же такое удалось создать этому, безусловно, талантливому человеку, что истории о нем пересказываются уже в течение нескольких десятилетий?

Как и все советские ученые, он сделал существенный вклад в развитие мировой науки. Но и это еще не все. Он был первым. Первым, кому удалось-таки покорить космическое пространство. Конечно же, после него были и будут талантливейшие специалисты, посвятившие и посвящающие свои труды освоению галактики. Но именно Королев Сергей Павлович считается первопроходцем.

Об этом человеке на самом деле можно рассказывать бесконечно долго, каждый раз удивляясь его таланту, настойчивости и целеустремленности.

Раздел 1. Детство и отрочество

Сергей Королев, биография которого достаточно насыщенна, родился в украинском городе Житомире 12 января 1907 года. Его родители рано разошлись, мальчик совсем не помнил родного отца, так как воспитывался в семье матери в г. Нежине. Именно там в 1911 г. Сергей увидел полет летчика Уточкина на аэроплане. Сказать, что это событие просто впечатлило его - это ничего не сказать. Подросток пришел в неописуемый восторг.

В 1917 г. Королев вместе с матерью переезжает в Одессу к отчиму. В Южной Пальмире тогда находился отряд гидросамолетов. И чистая случайность свела подростка с механиком В. Долгановым, который впоследствии начал его обучать всем тонкостям. Парнишка все лето проводил с бригадой, помогал готовить самолеты к полетам, и за очень короткое время смог стать незаменимым и безотказным помощником местных механиков и летчиков.

Сергею Королеву не удалось сразу получить аттестат об общем среднем образовании, в результате он окончил двухгодичную строительную школу, где очень прилежно учился. На протяжении своей учебы Королев продолжал участвовать в жизни гидроавиационного отряда. И за парнем плотно закрепилась слава блестящего механика.

Королев Сергей Павлович был членом Общества авиации Украины, читал лекции по планеризму, принимал участие в строительстве планера по конструкции знаменитого летчика К. А. Арцеулова. Через время он поступил в политехнический институт Киева, где считался одним из самых образованных студентов мех. факультета.

В 1926 году, после двух лет обучения в Киеве, талантливый юноша перевелся в Москву по специальности аэромеханика (МВТУ). В марте 1927-го Королев окончил планерную школу с отличием.

Раздел 2. Арест и работа на КГБ

В своей автобиографии главный конструктор вспоминал, что арестовали его очень неожиданно (случилось это 27 июня 1938 г.) по обвинению во вредительстве. Как и многих известных людей того времени, его подвергали пыткам. Существуют данные и о том, что ему ломали обе челюсти.

25 сентября 1938 г. ученого включили в список особых лиц, дела которых рассматривались Военной коллегией Верховного суда СССР. В том перечне он числился в первой (расстрельной) категории. Но суд 27 сентября 1938 г. приговорил его лишь к 10 годам ИТЛ. Через несколько лет срок был сокращен, и его освободили в 1944-м. За это время Сергей прошел «Бутырку» в Москве, тюрьму в Новочеркасске и Колыму, где занимался «общими работами» на золотом прииске.

В Москву будущий главный конструктор вернулся 2 марта 1940 года, где спустя всего 4 месяца вторично был осужден. В тюрьме НКВД ЦКБ-29 он участвовал в построении бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2. Такие таланты послужили причиной перевода Королева в другое КБ при авиазаводе № 16 в г. Казань. В 1943 г. его назначают на ответственную должность в производстве реактивных установок. В июле 1944-го ученого досрочно освободили по личному указанию И. В. Сталина.

Раздел 3. Сергей Королев - академик. Научные труды

Достижения в сфере заслуживают отдельного внимания. Итак, этот талантливый советский специалист принимал участие в следующих проектах, направленных на:

  • Разработку В 1956 г. под его чутким руководством была создана двухступенчатая баллистическая ракета Р-7, ее модификация состояла на вооружении РВСН СССР. В 1957 г. он создал первые ракеты, работающие на основе стабильных компонентах топлива.
  • Создание первого искусственного спутника нашей планеты. С. П. Королев разработал его на основе боевой ракеты с трех- и четырехступенчатым носителем. В результате 4 октября 1957 г. этот был запущен.
  • Конструирование различных спутников и запуск аппаратов на Луну. Кроме всего прочего, ему удалось разработать геофизический спутник, парные спутники «Электрон» и автоматические станции к Луне.
  • Сборку пилотируемого корабля «Восток-1», который сделал возможным первый в мире полет человека - Ю. А. Гагарина - по околоземной орбите. За это Королева вторично удостоили звания Героя Социалистического Труда.

Раздел 4. Любовь и космос ученого

Первый поцелуй Королева с девушкой его мечты, как ни странно, случился на крыше. Он жил в Одессе и влюбился в Ксению Винцентини, долго добивался ее благосклонности и только перед отъездом в Киевский политехнический институт сделал ей предложение. Ксения ответила, что подождет, пока Сергей закончит учебу. Так вышло, что она училась в Харькове на врача, а он в Киеве, а потом в Москве. Королев постоянно пытался добиться согласия Ксении на брак, она еще несколько лет сопротивлялась, но в итоге все же стала его женой, и Сергей увез любимую в Москву.

Однако, к сожалению, вскоре после этого Королев быстро теряет интерес к своей жене и увлекается другими женщинами. В итоге подобные похождения мужа довели женщину до и она решает оставить его. Их дочь Наташа узнала об «изменах отца» в 12 лет, в итоге трещина между дочерью и отцом осталась на всю его жизнь.

Выходит, что знаменитый Королев-академик так никогда и не смог стать любящим и заботливым мужем и отцом.

Раздел 5. Изматывающее внутреннее одиночество

Второй жене - Нине - было не легче с его похождениями. Сергей Павлович продолжал пропадать в бессрочных командировках, мучаясь одиночеством.

Он часто обращается к своей жене за советом, пишет ей письма, рассказывает о своих трудностях и переживаниях, вечных проблемах в душе и Но вскоре ей начинают надоедать его вечные терзания и признания, она перестает на них реагировать, и он чувствует себя еще более одиноким.

Раздел 6. История болезни и смерть

Все произошло слишком внезапно. Жил человек, трудился на благо Родины, прославлял свою страну, как вдруг его не стало. Не было ни торжественных речей, ни пышных похорон, ни даже статей на тему «Ушел из жизни С. П. Королев - академик с мировым именем».

Граждане СССР узнали о произошедшем из прессы. 16 января 1966 г. в газете «Правда» было опубликовано медицинское заключение о причине смерти Королева. Оказалось, что он долгое время болел, причем донимали его сразу несколько серьезных заболеваний: саркома прямой кишки, склероз артерий головного мозга и Как раз в этот день Сергею Павловичу проводили операцию по удалению опухоли, но он умер из-за сердечной недостаточности прямо на операционном столе, не приходя в сознание.

В данном материале рассмотрена краткая биография Сергей Павловича Королева - выдающего конструктора ракетно-космической отрасли. Под влиянием Сергей Королева произошел технологический прорыв всего человечества. Под его руководством первые вышел на орбиту Земли искусственный спутник, состоялся первый полет человека в Космос, первый человек вышел в открытый космос.

Детство и юность великого конструктора.

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в городе Житомир на Серево-Западе Украины. Отец (Павел Яковлевич Королёв) и мать (Марии Николаевны Баланиной (Москаленко) были учителями. Отец ушел из семьи, когда Сергею Королеву было 3 года. Долгое время ребенок проживал с бабушкой и дедушкой. В 1917-м он пошёл в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали мать и его отчим (Григорий Михайлович Баланин). Гимназию скоро закрыли, и ребенок получал домашнее образование. Отчим, как и мать Королева был учителем и кроме того имел образование инженера. Сергей проявлял исключительный интерес к авиационной технике. В 1921 году познакомившись с Одесскими лётчиками, начал проявлять активную позиции в авиационном сообществе. Уже в 16 лет Королев читал лекции по ликвидации авиабезграмотности.

Студенческие годы

В 1924 году поступает в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники. За 2 года учебы там он освоил базовые инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. В 1926 году осенью , Королев переводится в МВТУ (Московское высшее техническое училище) имени Баумана. Во время учебы в МВТУ активно развивается, как авиаконструктор и пилот-планерист. 2 ноября 1929 года сдает экзамены на звание «пилот-паритель». В том же году защищает диплом по самолету СК-4 под руководством Туполева.

Проявление интереса у Королева к реактивному движению и карьера

В 1929 году после знакомства с Циолковским и его трудами, начинает активно интересоваться темой реактивного движения. В 1931 году Королев и группа энтузиастов под руководством изобретателя Фридриха Цандера создают общественную организацию «Группа изучения реактивного движения» (ГИРД). В шутку аббревиатуру ГИРД расшифровывали, как группа инженеров работающих даром, поскольку участники группы долгое время не получали денег за свою работу. Работа держалась на энтузиазме и любви к делу. В 1932 году ГИРД по существу становиться научно-конструкторской лабораторией по разработке и производству ракетных летательных аппаратов. 17 августа 1933 года был произведен первый удачный запуск их первой ракеты. После в том же году на базе ГИРД действующей в Москве, в которой работал Королев, и ленинградской газодинамической лаборатории (ГДЛ) при поддержке маршала Тухаческого был образован реактивный научно-исследовательский институт. Работая в нем Королев в 1935 году становиться начальником отдела ракетных летательных аппаратов и является заместителем директора НИИ. Он трудиться над разработкой ракетных летательных аппаратов, но в 1938 году из-за разногласий с начальством Королев переводится на рядовую должность старшего инженера. В последствии это событие спасает его от расстрела.

Арест и отбывание наказания

Начались активные репрессии в высших военных чинах. Был арестован и расстрелян маршал Тухаческий. Все, кто был связан с данным делом попали под подозрение. Королёв был арестован 27 июня 1938 года по подозрению во вредительстве. По обвинительному приговору Военной Коллегией Верховного Суда СССР осенью 1938 года, Королеву было назначено наказание в виде 10 лет Исправительно-трудового лагеря.
Королев попал на Колыму, где трудился на золотом прииске Мальдяк. Позже в 1940 он был направлен в Москву, где дело было пересмотрено и срок сокращён до 8 лет исправительных лагерей. Однако, по указанию Туполева, Королев в лагеря направлен не был, а продолжил трудиться, выполняя военный заказ на конструирование ракет. Сначала в московской спецтюрьме, после во время войны в Казанском конструкторском бюро тюремного типа. Королев в ходе работы отметился значительными достижениями. Летом 1944 года Сергей Павловича Королева досрочно освободили из заключения со снятием судимости по личному указанию Сталина. После он ещё год проработал в Казани конструктором реактивных установок. .

Разработка ракетного вооружения.

После войны страна нуждалась в вооружении нового уровня. Летом 1946 года Сергей Павлович Королев был назначен Главным конструктором специально созданного "Особого конструкторского бюро № 1". Бюро занималось разработкой баллистических ракет дальнего действия. Первой задачей, которая ставилась перед Королевым, было создание копии немецкой ракеты ФАУ-2. Реальность показала, что советская промышленность того времени не способна производить оружие нужного уровня качества. Процесс становления новейшей космической отрасли промышленности происходил постепенно. Под руководством Королева были разработаны ракеты Р-1, Р-2, Р-5 и межконтинентальная балистическая Р-7, которые стали опорой ракетного вооружения СССР на ближайшие годы. 16 сентября 1955 года произошел первый в мире запуск баллистической ракеты с подводной лодки СССР.

Освоение космоса под руководством главного конструктора Сергей Королева

В 1955 году С. П. Королев и его сподвижники вышли в правительство с предложением о выведении в космос на орбиту при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли. Правительство одобрило инициативу и 4 октября 1957 года был запущен и выведение на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. «Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества », - сказал Королёв позже о запущенном спутнике. После началось активное освоение космоса под руководством главного конструктора. Королев руководил и организовал работу людей в ранее не существовавшей космической отрасли. 3 ноября 1957 года была запущена собака Лайка в космос. 4 октября 1959 года к Луне был запущен космический аппарат, который позволил сфотографировать обратную сторону Луны, которую до этого никто и никогда не Земле не видел. 12 апреля 1961 г. происходит первый полет человека в Космос. На корабле Восток-1, спроектированном Королевым, космонавт Юрий Гагарин пролетел по орбите вокруг Земли.
18 марта 1965 года стартовал полёт корабля «Восход-2» с космонавтами Леоновым и Беляевым на борту. В ходе данного полета человек впервые покинул пределы космического корабля и вышел в открытый космос. Также Королев вынашивал проекты по созданию первой в мире орбитальной станции и высадке на Луну человека.

Смерть великого конструктора

14 января 1966 года Королеву предстояла несложная операция по удалению полипов в кишечнике. Оперировали его лучшие врачи СССР того времени. После удаления полипов у Королева открылось сильное кровотечение и врачи были вынуждены вскрыть брюшную полость. В результате обнаружилась злокачественная опухоль. Было принято решение её удалить. Опухоль была удалена, но сердце Королева не выдержало столь высоких нагрузок от операции и остановилось. Прах Сергея Павловича Королева было решено захоронить возле Кремлевской стены вместе с другими великими деятелями нашей страницы. Там он находится по сей день. Подытоживая кратко всю биографию Королева , можно сказать, что человек усиленно и увлеченно работал всю свою жизнь и смог внести ощутимый вклад в историю .
Если материал был полезен, вы можете