Пзрк против поршневых самолетов. Грозный враг авиации. Большое африканское сафари

Переносные зенитно-ракетные комплексы относятся к числу "оружия бедных". Получив широкое распространение в мире, они позволяют армиям "третьих стран", национально-освободительным и террористическим движениям относительно дешево и эффективно бороться с авиацией. Советский комплекс "Стрела-2" стал первым, примененным в реальных боевых действиях - это произошло в 1969 году во время "войны на истощение" между Египтом и Израилем. Затем он попал в Юго-Восточную Азию, и там с ним впервые "познакомились" вооруженные силы США. Американцы называли его SA-7, северовьетнамцы - A-72. Советская/российская статистика применения ПЗРК в Юго-Восточной Азии чрезвычайно скупа. Обычно указывается, что произведено 589 пусков и достигнуто 204 то ли попадания, то ли сбития. Вместе с тем имеются заявления главного конструктора комплекса Сергея Непобедимого о более значительных успехах "Стрелы". Вот цитата из книги "ЛОМО. Сквозь призму времени" (Санкт-Петербург, 2002; фрагмент доступен на веб-сайте http://pvo.guns.ru), касающаяся первых боевых эпизодов в Египте и Вьетнаме: " И вот в августе 1969 г. - первый бой. Десять ракет - шесть самолетов! Об этом сразу доложили в Кремль Брежневу, Гречко. Вызвали меня. Помимо общего одобрения, были высказаны пожелания увеличить зоны поражения и повысить скорость, чтобы сбивать еще более скоростные цели. И мы за восемь месяцев сделали "Стрелу-2М". Ею в Египте уничтожили 40 самолетов разных типов. Цель была достигнута: израильскую авиацию удалось оторвать от земли и сделать уязвимой для других средств ПВО. Потом - Вьетнам. Научили вьетнамцев - и те сбили 205 американских самолетов... " В сентябре 2011 года Непобедимый в интервью "Российской газете" сказал следующее: "Нашими ПЗРК "Стрела-2" за время войны во Вьетнаме было сбито 205 американских самолетов и вертолетов". Остается непонятным, что означают 205 сбитых по версии генерального конструктора - только самолеты или же самолеты и вертолеты. С американской и южновьетнамской стороны полной открытой статистики потерь от ПЗРК не обнаружено. Несмотря на это, имеющиеся источники (в первую очередь классическая книга Криса Хобсона и веб-сайт "Army Air Crews") позволяют составить достаточно полный список сбитых летательных аппаратов США. Для начала следует определиться, когда и как происходило противоборство авиации и "Стрел". В некоторых русскоязычных публикациях утверждается, что американцы впервые отметили использование ПЗРК во время лаосской кампании февраля-марта 1971 года (операция Lam Son 719). Но именно у американцев такая информация не встречается. Наоборот, везде подчеркивается, что первая встреча с новым оружием произошла в ходе "Пасхального наступления" весной 1972-го. Принято считать, что первый достоверно зафиксированный пуск отмечен 29 апреля, когда одна ракета была безуспешно выпущена по "Фантому" к северу от города Куангчи (военный регион I). После утраты четырех летательных аппаратов в течение 1-2 мая американцы начали принимать меры по противодействию ПЗРК, включая использование тепловых ловушек и конструктивные изменения, направленные на снижение инфракрасной сигнатуры самолетов и вертолетов. "Ракетный бум" продолжался в течение мая-июня, после этого периода потери значительно снизились и носили эпизодический характер вплоть до подписания Парижского соглашения в январе 1973 года, когда США вышли из войны. Практическая результативность "Стрел" оказалась не слишком высокой, но их появление оказало определенный психологический эффект на американских пилотов, так как опыт первых недель показывал, что пережить попадание ракеты в вертолет невозможно. В случае обнаружения пуска ПЗРК вертолетчикам было предписано трижды передать по радио предупреждение "Ракета!". Без сомнения, какую-то помощь американцам оказало изучение комплексов, захваченных армией Южного Вьетнама. В частности, 22 мая подразделения южновьетнамской дивизии морской пехоты захватили два ПЗРК в военном регионе I; еще одна "Стрела" была взята морпехами в провинции Тхыатхиен в ходе локальной операции 8-9 июня, и четыре - во время наступления в провинции Куангчи 18 июня. Далее перечислены летательные аппараты США, уничтожение которых относят на счет ПЗРК. 1 мая - самолет передового наведения O-2 сбит в районе Куангчи, пилот выпрыгнул с парашютом. 1 мая - штурмовик A-1 поражен ракетой в районе Куангчи, участвуя в поисково-спасательной операции. Пилот дотянул на подбитой машине до Тонкинского залива и катапультировался. 2 мая - два штурмовика A-1 сбиты в провинции Куангчи, участвуя в поисково-спасательной операции. Оба пилота катапультировались. 2 мая - транспортный вертолет UH-1 сбит, участвуя в поисково-спасательной операции в провинции Куангчи. Погибли 5 человек. 11 мая - ударный вертолет AH-1 сбит в районе Анлока, экипаж погиб. 11 мая - возле Анлока сбиты два самолета передового наведения O-2. Допускается возможность того, что они стали жертвами ПЗРК, хотя точно это не установлено. 14 мая - самолет передового наведения O-1 сбит в районе Анлока, пилот выпрыгнул с парашютом. 22 мая - истребитель-бомбардировщик F-4 сбит зенитным огнем или ракетой ПЗРК после атаки наземной цели в провинции Куангчи. Экипаж катапультировался. 24 мая - транспортный вертолет UH-1 сбит в районе Хюэ. Погибли 4 человека. 24 мая - ударный вертолет AH-1 сбит в районе Анлока, экипаж погиб. 25 мая - самолет передового наведения OV-10 сбит в районе Хюэ, экипаж катапультировался. 26 мая - штурмовик TA-4 поражен ракетой в районе Хюэ и упал в Тонкинский залив на подлете к аэродрому Дананг, экипаж катапультировался. 11 июня - вертолет наблюдения OH-6 сбит неизвестной ракетой в провинции Тхыатхиен. Достоверно не установлено, чем именно он был поражен. Экипаж погиб. 18 июня - самолет огневой поддержки AC-130 сбит в районе долины Ашау, из 15 членов экипажа выжили трое. 20 июня - ударный вертолет AH-1 сбит в районе Анлока, экипаж погиб. 21 июня - ударный вертолет AH-1 сбит в районе Анлока, экипаж выжил. 29 июня - самолет передового наведения OV-10 поражен ракетой в районе Куангчи и совершил вынужденную посадку на воду в Тонкинском заливе. Пилот погиб (посмертно награжден Медалью Почета), наблюдатель выжил. 2 июля - самолет передового наведения O-1 сбит над территорией Камбоджи вблизи границы с Вьетнамом. Пилот, очевидно, выжил. 5 июля - штурмовик A-37 сбит в районе Хюэ, пилот катапультировался. 11 июля - транспортный вертолет CH-53 поражен ракетой во время высадки десанта в районе Куангчи, совершил аварийную посадку и сгорел. На борту находились 6 американцев и 50 южновьетнамских солдат, выжили 3 американца и 7 вьетнамцев. 31 октября - транспортный вертолет CH-47 сбит в провинции Диньтыонг. Погибли 15 человек (согласно поименному списку; в источниках встречаются цифры до 22 погибших). 23 ноября - самолет передового наведения O-2 сбит в районе Анлока, пилот спасся. 3 декабря - ударный вертолет AH-1, экипаж выжил. 19 декабря - самолет передового наведения OV-10 поражен ракетой в районе Куангчи, пилот попытался дотянуть до Тонкинского залива. Экипаж катапультировался, один летчик выжил, другой погиб. 8 января - транспортный вертолет UH-1 сбит двумя ракетами в районе Куангчи. Погибли 6 человек. 27 января - самолет передового наведения OV-10 сбит в районе Донгха, участвуя в поисково-спасательной операции. Экипаж катапультировался и расстрелян северовьетнамскими солдатами в воздухе или уже на земле. Список в определенной степени условен (не всегда было возможным установить точную причину потери летательного аппарата, за пуски ПЗРК могли приниматься выстрелы из РПГ, и так далее), однако общую картину он отражает. В него включены все зафиксированные потери самолетов, а также все потери вертолетов, сопровождавшиеся гибелью членов экипажа и пассажиров. Единственная категория, по которой нет полной информации - потери вертолетов без жертв, но таких случаев, судя по всему, было крайне мало. Обобщенная статистика по установленным американским потерям от ПЗРК за май 1972 - январь 1973: - всего сбито 24 летательных аппарата (14 самолетов и 10 вертолетов), еще 4 предположительно; - по видам вооруженных сил: ВВС - 13, Армия - 9, Корпус морской пехоты - 2; - самолеты - четыре OV-10, три A-1, по два O-1 и O-2, по одному A-37, AC-130, TA-4, а также два O-2 и один F-4 предположительно; - вертолеты - пять AH-1, три UH-1, по одному CH-47 и CH-53, а также один OH-6 предположительно; - на борту сбитых летательных аппаратов находились 79 американцев и около 50 южновьетнамцев; - из числа американцев 24 выжили и спасены, 53 погибли при сбитии, 2 убиты противником после катапультирования; из числа южновьетнамцев 7 выжили и спасены, около 43 погибли. Наибольшую часть жертв "Стрелы" составляли поршневые и турбовинтовые самолеты, лишь две сбитые машины были реактивными (штурмовики A-37 "Дрэгонфлай" и TA-4F "Скайхок"). Другие основные боевые самолеты США того времени (F-4, F-8, A-6, A-7) не поражались, за исключением одного возможного случая сбития F-4. Практически всегда потеря летательного аппарата происходила после одного попадания; только сбитый 8 января вертолет UH-1 был поражен дважды. Известен единственный случай, когда летательный аппарат сумел вернуться на базу с повреждениями от попадания "Стрелы" - самолет огневой поддержки AC-130, подбитый 12 мая. Интересно, что десять из тринадцати экипажей самолетов благополучно пережили сбитие. У вертолетчиков дела обстояли намного хуже - выжили всего два из десяти экипажей, оба они пилотировали ударные вертолеты AH-1 "Кобра". Подробно описан первый из этих случаев, произошедший возле Анлока 21 июня. Вертолет был поражен, выходя из боевого захода и находясь на высоте свыше 1 км. Пилот (капитан Майк Браун) своевременно получил предупреждение о пуске ракеты, знал, чем поражена его машина, и на послеполетном разборе назвал это ключевым фактором, способствовавшим их выживанию. Сохраняя минимальный контроль над падающей машиной, он предпринял все действия, которые продумал заранее именно для такой ситуации. "Кобра" упала на деревья, смягчившие удар. Пожара не было, летчики не имели серьезных травм и успешно покинули разбитый вертолет. География потерь показывает, что в 1972 году переносные зенитно-ракетные комплексы состояли на вооружение, по-видимому, в немногих подразделениях ВНА. Наиболее успешно они применялись в военном регионе I (главным образом возле Куангчи и Хюэ), где "Стрелы" появились раньше всего. Другим опасным местом стал Анлок в военном регионе III, первые пуски там замечены 8-9 мая. На крайнем юге страны, в военном регионе IV, произошла всего одна потеря (CH-47 "Чинук") при 43 зарегистрированных пусках. Наконец, в военном регионе II первый пуск замечен 10 июня, потерь не имелось. У некоторых русскоязычных авторов встречаются сведения о применении "Стрел", вызывающие определенные сомнения. Так, в статье Михаила Жирохова и Александра Котлобовского "Шайтан-арба" под огнем. Потери и повреждения Ми-24 в Афганистане" (Авиация и время, 2006, N 5) написано следующее: "В качестве отступления от темы и нтересна статистика применения "Стрел" против " Кобр " в Индокитае. 25-ю пусками ракет были уничтожены 18 " Кобр" (все - в 1972 г.). Черным днем для американцев оказалось 12 мая. когда в ходе боев в районе г. Анлок за полчаса расчетами ПЗРК были сбиты пять АН-1 . " Как уже говорилось, достоверно установлены всего пять потерь "Кобр" от ПЗРК. С большой долей уверенности можно говорить о том, что за всю войну не было ни одного дня, когда бы потери AH-1 составили пять машин (по любым причинам). Возле Анлока 11 мая были сбиты пять летательных аппаратов, включая одну "Кобру", из них ракетами уничтожены максимум четыре, включая три американских и один южновьетнамский, а 12 мая единственной известной потерей в этом районе стал AC-130, подбитый ракетой и благополучно вернувшийся на базу. Котлобовский в своей более ранней работе "ЗРК в локальных войнах" (1998) приводил другие данные о применении ПЗРК против вертолетов: 46 пусков и 13 сбитых машин (четыре "Кобры" и девять "Ирокезов"). Там же он со ссылкой на американские данные сообщал, что переносными комплексами сбито не менее трех ганшипов AC-130. Обстоятельства потерь всех шести "Спектров" в Юго-Восточной Азии хорошо описаны (в частности, у того же Хобсона), и зенитные ракеты в качестве причины потери фигурируют только для двух самолетов, причем один был сбит "Стрелой", а другой - С-75. Помимо военной авиации США в Юго-Восточной Азии летала гражданская авиакомпания Air America, принадлежавшая ЦРУ. Известны следующие ее потери, имеющие отношение к вьетнамским ракетам: 9 февраля 1973 - транспортный самолет C-123 сбит ракетой (тип неизвестен) в Лаосе. 3 человека погибли (включая двух американцев) и 1 выжил. 7 апреля 1973 - транспортный вертолет UH-1, перевозивший сотрудников Международной комиссии по контролю и наблюдению (их задачей было следить за соблюдением перемирия), сбит в провинции Куангчи. Погибли 9 человек, включая четырех сотрудников комиссии и двух представителей НФОЮВ/ВНА (по крайней мере один из них был офицером Вьетнамской народной армии). 13 мая 1974 - транспортный самолет C-123 авиакомпании Air China, выполнявший рейс по контракту с Air America, поражен огнем противника (вероятно, ракетой ПЗРК) и совершил вынужденную посадку в районе Тэйниня. Из 4 членов экипажа один получил травмы, самолет брошен. 27 июля 1974 - транспортный самолет C-123 авиакомпании Air China, выполнявший рейс по контракту с Air America, сбит в районе Мокхоа. Погибли 5 человек (4 китайца и филиппинец). 3 января 1975 - транспортный самолет C-123 сбит в районе Нячанга, погибли 9 человек (китайский экипаж и неизвестные пассажиры). Южновьетнамская авиация страдала от "Стрел" намного дольше американской - до самого конца войны весной 1975 года. Угроза ПЗРК заставляла штурмовики работать с больших высот, тем самым снижая их боевую эффективность. Статистика о потерях в 1972 году отсутствует. Известно, что за май-июнь ракетами были сбиты 6 летательных аппаратов, причем эти данные касаются, вероятно, только военного региона I. Японская газета "Джапан Таймс" сообщала, что к середине лета в дельте Меконга (военный регион IV) жертвами ПЗРК стали по крайней мере 8 летательных аппаратов, включая транспортник C-119. 28 января 1973 года формально вступило в силу перемирие во Вьетнаме. За первые пять мирных месяцев, до конца июня, были отмечены 22 пуска ПЗРК, вычеркнувшие из состава южновьетнамских ВВС 7 летательных аппаратов. Имеется их список с указанием даты и места сбития (см. Уильям Ле Гро, "Vietnam: Cease Fire To Capitulation"): 4 февраля - штурмовик A-37, Куангчи 28 марта - штурмовик A-1, Биньлонг 29 марта - штурмовик A-1, Биньлонг 29 марта - истребитель-бомбардировщик F-5, Биньлонг 7 апреля - транспортный вертолет UH-1, Куангчи (его включают в число южновьетнамских потерь этого периода, хотя это вертолет Air America, его сбитие описано выше) 20 апреля - штурмовик A-1, Кьенфонг 20 апреля - транспортный вертолет UH-1, Кьенхоа 3 июня - транспортный вертолет CH-47, Тэйнинь Как и в случае с американской авиацией, самолетов было уничтожено больше, чем вертолетов. По периоду с января 1973 по лето 1974 года есть данные из двух источников, относящихся к американскому военному атташе в Сайгоне, но эти источники противоречат друг другу. На сайте globalsecurity.org размещена статистика потерь ВВС Южного Вьетнама из неназванного документа будто бы до июня 1974-го. Там перечислены потери от ПЗРК по типам летательных аппаратов: A-1 - 5 A-37 - 5 AC-119 - 1 F-5 - 1 UH-1 - 3 CH-47 - 2 Итого - 17 летательных аппаратов (12 самолетов и 5 вертолетов, 20 % от общих боевых потерь в воздухе за указанный отрезок времени) Другой источник - доклад военного атташе за период с 12 декабря 1972 по 21 августа 1974 года. В нем сказано, что с начала перемирия и до 30 июня 1974 зафиксировано свыше 130 пусков ПЗРК, половина из которых произошла в военном регионе III, а наименьшее число - в военном регионе I. Потеряно 23 летательных аппарата. На 31 декабря 1974 года количество подтвержденных потерь южновьетнамских ВВС от зенитно-ракетных комплексов (вероятно, в том числе уже и от С-75, развернутых в Южном Вьетнаме) с начала перемирия составляло 28 летательных аппаратов. Успехи "Стрел" в 1975 году остаются по большей части загадкой. В предпоследний день войны, 29 апреля, над Сайгоном ими были сбиты штурмовик A-1 и как минимум один самолет огневой поддержки AC-119. Эффективность переносных комплексов против реактивной авиации южновьетнамцев, как и в случае с американцами, была ограниченной. Энтони Тамбини, гражданский советник при ВВС Южного Вьетнама в 1974-1975 годах, в своей книге о применении истребителей-бомбардировщиков F-5 в Юго-Восточной Азии описывает два случая, когда F-5 возвращались на базу после поражения "Стрелой". В одном самолет поломал шасси при посадке из-за отказа гидросистемы; полученные повреждения были ремонтопригодными, однако ремонт не состоялся из-за захвата авиабазы Бьенхоа северовьетнамской армией. В другом посадка прошла благополучно и самолет восстановили. Согласно свидетельству Тамибини из иного источника, всего он видел три F-5, вернувшихся в Бьенхоа с повреждениями от ракет ПЗРК. Использование "Стрел" на других фронтах Индокитайского полуострова - в Камбодже и Лаосе - сплошное "белое пятно" истории. Единственный достоверный факт - первый успешный пуск в Камбодже состоялся 8 августа 1972 года, когда ракета уничтожила вертолет правительственной армии UH-1, перевозивший беженцев; погибло 14 человек. Нехватка данных позволяет сделать лишь приблизительные выводы о результатах использования переносных зенитно-ракетных комплексов во Вьетнамской войне. Установить причину падения летательного аппарата не всегда возможно; эта проблема в особенности касалась ВВС Южного Вьетнама, четверть потерь которых с 1973 по середину 1974 года произошла по неопределенным причинам. С другой стороны, с северовьетнамскими/советскими/российскими данными тоже не все понятно. Суммируя все сказанное выше, можно заключить, что комплексами "Стрела-2" во Вьетнаме было уничтожено до 30 летательных аппаратов США и свыше 40 летательных аппаратов Южного Вьетнама (и еще некоторое число - предположим, от десяти до тридцати - не учтено). В Камбодже и Лаосе потери вряд ли были значительными. Таким образом, общее число самолетов и вертолетов, сбитых ракетами ПЗРК в небе Юго-Восточной Азии между 1972 и 1975 годами, может достигать или несколько превышать 100 единиц. Результаты использования "Стрелы" неоднозначны. Ими не был достоверно поражен ни один из наиболее современных американских реактивных самолетов (F-4, A-6, A-7), потери вертолетов оказались умеренными, и в целом появление ПЗРК не привело к перелому в борьбе с авиацией в Южном Вьетнаме. Вместе с тем "Стрела" уверенно уничтожала одним попаданием большинство целей, в том числе специализированные боевые вертолеты, продемонстрировала способность успешно поражать винтовые и легкие реактивные самолеты (A-37, F-5), затруднила применение южновьетнамской штурмовой авиации. Южанам приходилось считаться с этим оружием. Вне зависимости от количественных показателей переносные зенитно-ракетные комплексы внесли свой вклад в победу Демократической Республики Вьетнам.

Немного подзадолбали рассуждения и выводы публики по поводу как можно и как нельзя было сбить самолет рейса А321. Особенно доставляют суждения типа:

Прохожий: Американцы ПЗРК даже сирийским повстанцам не поставляли, тем более ИГИЛу. И из ПЗРК самолет на высоте 9,000 м не достать.

Потолок - 5,000-6,000 м, а у «Стингера» - всего-то 3,500 метров. Не иначе мусульмане «Бук» по дну Средиземного моря притаранили, а потом на верблюдах по Синаю волокли.

"Прохожему" то простительно, типичный заводной попугай повторяющий мнения из ящика, хотя возможно и платный тролль (кого больше не знаем). Но ведь все эти свои «выводы» они на чьих-то словах построили. Это ж экспертов и специалистов они ретранслировали.

Например вот таких:

Высказать свое мнение в эфире Радио «Комсомольская правда» мы попросили военного эксперта Виктора Литовкина.

Я отмел версию с ПЗРК. Судя по последним данным, самолет летел на высоте 8300 с чем-то метров. Там горы не такие высокие. Ну тысяча метров гора, ну полторы тысячи метров. А ПЗРК стреляет на высоту до 5 тысяч метров. Любой, что американский, что наш. Сто «Стингер», что «Стрела», что «Игла», - объяснил Виктор Литовкин

Или вот ещё военный эксперт:

По словам главреда «Национальной обороны» Игоря Коротченко, у террористов, возможно, есть несколько ПЗРК. Однако, это оружие эффективно лишь на высоте, не превышающей примерно 6,7 км. Пассажирские самолеты пролетают над Синаем на гораздо большей высоте, сообщает ТАСС. Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона»:

«Мы допускаем, что в руках ИГ (. Террористическая организация, как известно, запрещена в РФ - ред) могли быть переносные зенитные ракетные комплексы. Однако ПЗРК не может работать по самолету на высоте 10 километров, это исключено. Поэтому отбрасываем эту версию ».

Надо же, отбрасывают они эту версию. Какие брезгливые. А может не понимают, что война это квинтэссенция сил и возможностей.

Не хотелось устраивать избиение младенцев - этих наивных экспертов, но придется. Ибо, как только эти дятлы воевать планируют? А ведь уже и начали, в расчете, что это как в кино будет, противник толпами бежит по полю, а бравые герои их косят, косят из чудо-пулемётов, которые не нужно заряжать.

Сами то мы гуманитарии, больше по мировоззрению, по истории, но за неимением никого в обозримом пространстве, по поручению редакции АРИ, придется брать и эту функцию – разобраться, и на пальцах дать как экспертам, так и заводным попугаям небольшие технические разъяснения. (Хотя первенство в понимании технологии определяем за нашим единомышленником и читателем высказанном в комментариях к предыдущему материалу).

Стрельба из ПЗРК "Стингер"

Во-первых, перед тем как перейти к главному, скажем, что самый простой способ сбить любой самолет, это сунуть в багаж бомбу.

При уровне коррупции в Египте, думается это самый простой и надежный способ. И не дорогой. К нему, полагаем, в первую очередь исламисты и могли прибегнуть.

Теперь главное, то чем брезгуют эксперты. Как при помощи переносного зенитного комплекса, кратко - ПЗРК, сбить пассажирский лайнер на высоте 9000 метров.

Сразу скажем – это вполне возможно. Более того, был ещё в советскую афганскую компанию случай, на заре использования ручных зенитных комплексов. Тогда в 1987 году, в Кабульском аэропорту совершил вынужденную посадку Ан-12, подбитый из ПЗРК в районе города Гардеза, афганской провинции Пактия, на высоте более 9000 м.

Как это было сделано? Просто. Муджахеды использовали для засады вершину какой-то горы. А там есть высоты около 3 тысяч метров, с которой и били. Это во-первых.

А во-вторых, эксперты и специалисты оперируют паспортными данными установок, зачастую устаревшими или не отражающими реальные возможности системы.

Реальный их потенциал зачастую выше. Зависит, также, от погодно-климатических условий.

Высота досягаемости стрельбы из этих установок, также зависит не от высоты над уровнем моря, а рассчитывается от поверхности с которой осуществляют пуск, так как достижение высоты зависит от работы двигателя ракеты, порядка 8-10 секунд.

Ракета пущенная с горы высотой 3 000 метров пройдет вверх те же 4 500 метров и достигнет высоты 7 500 метров, если считать от уровня моря. (Понимаю, что пишу слишком подробно, но для дятлов подробно пояснять приходится). В то же время, высота полета самолета рассчитывается не от поверхности, а от уровня моря.

То есть, если рейс 9268 из Шарм-аль-шейха летел на высоте 9 400 метров над уровнем моря, то плато над которым его сбили имеет высоты 1600 метров над уровнем моря.

Да-да, Синай это горы. Соответственно, относительная высота полета самолета от поверхности над Синаем - 7 800 метров (есть сведения что самолет летел на высоте 8411 метров, что дает ещё меньшую относительную высоту 6 800 метров от земли). А это уже несколько другой коленкор, тем более, с учетом возросших возможностей ПЗРК, по сравнению с 80-ми годами прошлого века (большая дальность, более мощный заряд). До этой простой мысли эксперты как-то не додумались, рассчитывая досягаемость самолета.

Тем не менее, хотя уже ближе к досягаемости, но все равно высоковато. Но и это вполне преодолимо. Необходимо лишь ещё выше поднять пусковую установку ПЗРК. Для надежности, ещё тысячи на три-четыре метров. Как? Элементарно.

Для этого вполне можно использовать китайские квадрокоптеры, грузоподъемностью до 30 кг. Например вот тот, что на рисунке ниже.

Купить такой можно везде, в том числе и в России. Эта штука, минуты за две набирает высоту 4 000 метров и может нести ПЗРК типа «Стингер», «Игла» и тд., вес которого 12-18 килограмм, в зависимости от модели. Квадрокоптер имеет острое управление, систему передачи видеоинформации, и находится в воздухе достаточно долго.

О том, что все компоненты - ПЗРК, квадрокоптер, видеосистема легко интегрируются в единую систему при современных технологиях, говорить излишне.

То есть, наведение и пуск ПЗРК не составляет никаких трудностей. Дальше ракета после захвата цели все делает сама. Мощный заряд, например у «Иглы» 2,3 кг., не оставляет шансов даже крупному самолету.

Для обнаружения цели, например, у комплекса ПЗРК «Игла» есть переносной планшет 1Л15-1, по которому можно отследить цель в квадрате 25х25 километров.

Отечественные ПЗРК: «Иглы»

Итого, 1600 метров высота плато Эль-Тих над уровнем моря, ещё 4 000 метров даст квадрокоптер, всего 5600 метров.

При наличии самолета на высоте 9400 метров до него ракете нужно подняться всего 3 800 метров, что даже меньше, чем возможности современных ПЗРК.

Кроме квадрокоптера, можно использовать подходящий беспилотник.

Таким образом, получаем, что с учетом современных возможностей, достать пассажирский самолет летящий на высоте 9400 метров над уровнем моря, для исламистов на Синайском полуострове, не составляет особого труда.

Для надежности, можно выставить 4-5 зенитных расчета с квадрокоптерами или беспилотниками по пути воздушного коридора, самолет летящий в нем можно сбить гарантированно.

В конце сентября 1986 года советские летчики из состава временного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан впервые почувствовали на себе силу нового оружия, которым американцы оснастили афганских моджахедов. До этого момента советские самолеты и вертолеты свободно себя чувствовали в афганском небе, осуществляя транспортные перевозки и воздушное прикрытие наземных операций, проводимых советскими армейскими частями. Поставка переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер» отрядам афганской оппозиции кардинально изменила обстановку в ходе афганской войны. Советские авиационные части вынуждены были изменить тактику, а летчики транспортной и штурмовой авиации стали более осторожными в своих действиях. Несмотря на то, что решение о выводе советского воинского контингента из ДРА было принято значительно раньше, принято считать, что именно ПЗРК Стингер стал ключом к сворачиванию советского военного присутствия в Афганистане.

В чем главная причина успеха

Американские стингеры к тому времени уже не считались новинкой на рынке вооружений. Однако с технической точки зрения, боевое применение ПЗРК Стингер подняло уровень вооруженного сопротивления на качественно новый уровень. Обученный оператор мог самостоятельно сделать точный выстрел, находясь при этом в совершенно неожиданном месте или укрываясь на скрытой позиции. Получив примерное направление полета, ракета совершала последующий полет к цели самостоятельно, используя собственную систему теплового наведения. Главной мишенью зенитной ракеты становился горячий самолетный или вертолетный двигатель, излучавший тепловые волны в инфракрасном диапазоне.

Стрельбу по воздушным целям можно было вести на дистанциях до 4,5 км, а высота реального поражения воздушных целей варьировалась в диапазоне 200-3500 метров.

Не стоит говорить, что афганская оппозиция была первой, кто применил в боевой обстановке американские Стингеры. Первый случай боевого применения нового переносного зенитно-ракетного комплекса отмечен в ходе Фолклендской войны 1982 года. Вооруженные американскими ПЗР комплексами британские спецназовцы успешно отражали атаки аргентинских войск в ходе захвата Порта-Стенли, главного административного пункта Фолклендских островов. Британские спецназовцы сумели тогда из переносного комплекса сбить поршневой штурмовик аргентинских ВВС «Пукара». Через время следом за аргентинским штурмовиком в результате попадания зенитной ракеты, выпущенной из Стингера, на землю отправился десантный вертолет аргентинского спецназа «Пума».

Ограниченность применения авиации для наземных операций в ходе англо-аргентинского вооруженного конфликта не позволила до конца раскрыть боевые возможности нового оружия. Боевые действия велись в основном на море, где друг другу противодействовали авиация и военные корабли.

По поводу поставок новых ПЗРК Стингер отрядам афганской оппозиции в Соединенных Штатах не было однозначной позиции. Новые зенитные ракетные комплексы считались дорогой и сложной военной техникой, которую могли бы освоить и применять по делу полулегальные отряды афганских моджахедов. К тому же попадание нового орудия в качестве трофеев в руки советских солдат могло стать лучшим доказательством прямого участия США в вооруженном конфликте на стороне отрядов афганской оппозиции. Несмотря на страх и боязнь, Пентагон принял решение начать с 1986 года поставку пусковых установок в Афганистан. Первая партия составила 240 пусковых установок и более одной тысячи зенитных ракет. Последствия этого шага хорошо известны и заслуживают отдельного изучения.

Единственное отступление, на котором следует сделать акцент. Американцам уже после вывода советских войск из ДРА пришлось выкупать оставшиеся на вооружении оппозиции неиспользованные зенитные комплексы по цене втрое дороже, чем стоили стингеры на момент поставки.

Создание и разработка ПЗРК Стингер

В американской армии до середины 70-х годов основным средством ПВО пехотных подразделений являлся ПЗРК FIM-43 Redeye. Однако с увеличением скорости полета штурмовой авиации и появления на авиационной технике элементов бронирования, требовалось более совершенное оружие. Ставка делалась на улучшенные технические характеристики зенитной ракеты.

Разработкой нового средства ПВО занялась американская компания «General Dynamics». Проектные работы, начатые еще в далеком 1967 году, велись долгие семь лет. Только в 1977 году окончательно обрисовался проект будущего ПЗРК нового поколения. Такая длительная задержка объясняется отсутствием технологических возможностей для создания системы теплового наведения ракеты, которая должна была стать изюминкой нового зенитно-ракетного комплекса. Первые опытные образцы поступили на испытания в 1973 году, однако их результаты оказались неутешительными для конструкторов. Пусковая установка имела большие размеры и требовала увеличение расчета до 3-х человек. Пусковой механизм часто отказывал, что приводило к самопроизвольному подрыву ракеты в пусковом контейнере. Только в 1979 году удалось выпустить более-менее отработанную партию зенитно-ракетных комплексов в количестве 260 единиц.

Новое средство ПВО поступило в американские войска для проведения комплексных полевых испытаний. Чуть позже армия заказала разработчикам уже крупную партию – 2250 ПЗРК. Пройдя все этапы роста, ПЗРК под индексом FIM-92 в 1981 году был принят на вооружение американской армии. С этого момента началось парадное шествие этого оружия по планете. Сегодня о Стингерах знают во всем мире. Этот комплекс стоял на вооружении армий более 20 стран. Помимо союзников США по блоку НАТО, Стингеры поставлялись в Южную Корею, в Японию и в Саудовскую Аравию.

В процессе производства были проведены следующие модернизации комплекса и Стингеры выпускались в трех версиях:

  • базовая версия;
  • версия Stinger FIM-92 RMP (Reprogrammable Microprocessor);
  • версия Stinger FIM-92 POST (Passive Optical Seeking Technology).

Все три модификации имели идентичные тактико-технические характеристики и комплектацию. Единственным отличием было наличие у двух последних версий самонаводящихся головок. Ракетами с самонаводящейся боевой частью комплектовались пусковые установки модификаций А,В и С.

Последние версии ПЗРК fim 92 оснащены зенитной ракетой, на которой стоит ГСН повышенной чувствительности. К тому же ракеты стали оснащаться комплексом против помех. Другая версия Стингеров FIM-92D стреляет ракетой с головкой POST, которая работает сразу в двух диапазонах — в ультрафиолетовом и в инфракрасном диапазоне.

На ракетах стоит безрастовый координатор цели, который позволяет микропроцессорам самостоятельно определять источник ультрафиолета или инфракрасного излучения. В результате ракета во время полета к цели сама сканирует горизонт на предмет излучения, выбирая для себя оптимальный вариант цели. Наиболее массово в первый период серийного производства выпускалась версия FIM-92B с самонаводящейся головкой POST. Однако в 1983 году компания-разработчик представила новую, более совершенную версию ПЗРК с зенитной ракетой, оснащенной самонаводящейся головкой POST-RMP. В этой модификации имелись микропроцессоры, которые можно было перепрограммировать в полевых условиях в соответствии с боевой обстановкой. Пусковая установка уже представляла собой переносной вычислительный программный центр, который содержал сменные блоки памяти.

К основным особенностям конструкции ПЗРК Стингер можно отнести следующие моменты:

  • комплекс имеет пусковой контейнер (ТПК) в котором размещена зенитная ракета. Пусковая установка оснащена оптическим прицелом, который визуально позволяет не только идентифицировать цель, но и сопровождать ее, определить реальную дистанцию до цели;
  • пусковое устройство стало на порядок надежнее и безопаснее. В состав механизма входил блок охлаждения, заправленный жидким аргоном, и электрическая батарея;
  • на комплексах последних версий устанавливаются системы распознавания «свой/чужой», которая имеет электронную начинку.

Технические характеристики ПЗРК FIM 92 Stinger

В качестве основной технической детали конструкции является схема «утка», используемая при создании корпуса зенитных ракет. В носовой части имеется четыре стабилизатора, два из которых подвижны и выполняют функцию рулей. Ракета во время полета осуществляет вращение вокруг собственной оси. За счет вращения ракета сохраняет устойчивость в полете, которая обеспечивается наличием хвостовых стабилизаторов, раскрывающихся при выходе ракеты из пускового контейнера.

За счет применения в конструкции ракеты всего двух рулей, отпала необходимость в установке сложной системы управления полетом. Соответственно снизилась и стоимость зенитной ракеты. Старт и последующий полет обеспечивается работой твердотопливного ракетного двигателя Atlantic Research Mk27. Двигатель работает на всем протяжении полета ракеты, обеспечивая высокую скорость полета, до 700м/с. Маршевый двигатель запускается не сразу, а с задержкой. Это техническое новшество вызвано желанием обезопасить стрелка-оператора от непредвиденных ситуаций.

Вес боевой части ракеты не превышает 3 кг. Основной тип заряда — осколочно-фугасный. На ракетах ставились взрыватели ударного действия и предохранители, которые делали возможным осуществить самоликвидацию ракеты при промахе. Для транспортировки зенитных ракет использовался транспортно-пусковой контейнер, заполняемый аргоном. При пуске газовая смесь разрушает защитные крышки, позволяя тепловым датчикам ракеты включаться в работу, выискивая цель по инфракрасным и ультрафиолетовым лучам.

Полная масса ПЗРК Стингер в укомплектованном состоянии составляет 15,7 кг. Сама зенитная ракета весит чуть более 10 кг при длине корпуса 1,5 метра и диаметре 70 мм. Такая компоновка зенитного комплекса позволяет оператору в одиночку справляться с переноской и пуском зенитной ракеты. Обычно расчеты ПЗРК состоят из двух человек, однако по штату, предполагается использование ПЗРК в составе батареи, где всеми действиями руководит командир, а оператор только выполняет команды.

Заключение

В целом, по своим тактико-техническим характеристикам американский ПЗРК FIM 92 превосходит советский переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-2», созданный еще в 60-х годах. Американские зенитные комплексы были не лучше и не хуже советских переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла-1» и последующей модификации «Игла-2», которые обладали аналогичными ТТХ и могли составить конкуренцию американскому оружию на рынке.

Следует отметить, что советский ПЗРК «Стрела-2» сумел существенно потрепать нервы американцам во время Вьетнамской войны. Не прошло бесследно появление у СССР нового комплекса «Игла», который уровнял шансы двух сверхдержав на рынке вооружений в этом сегменте. Однако неожиданное появление нового ПЗРК на вооружении афганских моджахедов в 1986 году, существенно изменило тактические условия применения советской авиации. Даже учитывая тот факт, что Стингеры редко когда попадали в умелые руки, ущерб от их применения был значительным. Только за первый месяц применения ПЗРК Fim 92 в небе Афганистана советские ВВС потеряли до 10 самолетов и вертолетов различных типов. Особенно доставалось штурмовикам Су-25, транспортным самолетам и вертолетам. В срочном порядке на советской авиационной технике стали устанавливать тепловые ловушки, способные сбить с толку систему наведения ракеты.

Только спустя год, после того, как впервые в Афганистане применили Стингеры, советская авиация сумела найти контрмеры против этого оружия. За весь следующий 1987 год советская авиация потеряла от ударов переносных зенитных комплексов всего восемь машин. В основном это были транспортные самолеты и вертолеты.

За более чем полвека свыше 20 типов зенитных ракетных комплексов и переносных зенитных ракетных комплексов имеют реальные боевые успехи. Благодаря ПЗРК сбивать самолеты и тем более, вертолеты получили возможность пехотинцы и даже партизаны и террористы.

Попытки создания зенитных ракет делались еще во время Второй мировой войны, но в тот момент ни одна страна не достигла соответствующего технологического уровня. Даже война в Корее прошла без зенитных ракетных комплексов. Впервые они всерьез были применены во Вьетнаме, оказав колоссальное влияние на исход этой войны, и с тех пор являются одним из важнейших классов боевой техники, без их подавления невозможно завоевать превосходство в воздухе.

С-75 – «ЧЕМПИОН МИРА» НАВСЕГДА

За более чем полвека свыше 20 типов зенитных ракетных комплексов (ЗРК) и переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) имеют реальные боевые успехи. При этом в большинстве случаев точные результаты выяснить очень непросто. Зачастую объективно сложно установить, чем именно были сбиты конкретный самолет и вертолет. Иногда воюющие стороны целенаправленно врут в пропагандистских целях, а установить объективную истину не представляется возможным. Из-за этого ниже будут показаны только наиболее проверенные и подтвержденные всеми сторонами результаты. Истинная результативность почти всех ЗРК выше, причем в некоторых случаях – в разы.

Первым ЗРК, добившимся боевого успеха, причем очень громкого, стал советский С-75. 1 мая 1960 года он сбил над Уралом американский разведывательный самолет U-2, что вызвало грандиозный международный скандал. Затем С-75 сбили еще пять U-2 – один в октябре 1962 года над Кубой (после чего мир оказался в одном шаге от ядерной войны), четыре – над Китаем с сентября 1962-го по январь 1965 года.

«Звездный час» С-75 случился во Вьетнаме, куда с 1965 по 1972 год было поставлено 95 ЗРК С-75 и 7658 зенитных управляемых ракет (ЗУР) к ним. Расчеты ЗРК сначала были полностью советскими, но постепенно их стали заменять вьетнамцы. По советским данным, они сбили то ли 1293, то ли даже 1770 американских самолетов. Сами американцы признают потерю от этого ЗРК примерно 150–200 самолетов. На настоящий момент подтвержденные американской стороной потери по типам самолетов следующие: 15 стратегических бомбардировщиков В-52, 2–3 тактических бомбардировщика F-111, 36 штурмовиков A-4, девять A-6, 18 A-7, три А-3, три А-1, один АС-130, 32 истребителя F-4, восемь F-105, один F-104, 11 F-8, четыре разведчика RB-66, пять RF-101, один О-2, один транспортный С-123, а также один вертолет СН-53. Как было сказано выше, реальные результаты С-75 во Вьетнаме заведомо гораздо больше, но каковы они – сказать уже невозможно.

Сам Вьетнам потерял от С-75, точнее от его китайского клона HQ-2, один истребитель МиГ-21, который в октябре 1987 года случайно вторгся в воздушное пространство КНР.

Арабские зенитчики по уровню боевой подготовки никогда не шли ни в какое сравнение ни с советскими, ни с вьетнамскими, поэтому их результаты оказались значительно ниже.

Во время «войны на истощение» с марта 1969 по сентябрь 1971 года египетские С-75 сбили над Суэцким каналом не менее трех израильских истребителей F-4 и один «Мистер», один штурмовик А-4, один транспортный «Пайпер Куб» и один воздушный командный пункт (ВКП) С-97. Реальные результаты могут быть выше, но в отличие от Вьетнама ненамного. Во время октябрьской войны 1973 года на счету С-75 было как минимум по два F-4 и А-4. Наконец, в июне 1982 года сирийский С-75 сбил израильский истребитель «Кфир-С2».

Иракские С-75 во время войны с Ираном 1980–1988 годов сбили как минимум четыре иранских F-4 и один F-5E. Реальные результаты могли быть в разы больше. Во время «Бури в пустыне» в январе-феврале 1991 года на счету иракских С-75 были один истребитель-бомбардировщик ВВС США F-15E (бортовой номер 88-1692), один палубный истребитель ВМС США F-14 (161430), один английский бомбардировщик «Торнадо» (ZD717). Возможно, к этому числу надо добавить еще два–три самолета.

Наконец, 19 марта 1993 года во время войны в Абхазии грузинский С-75 сбил российский истребитель Су-27.

В целом на счету С-75 не менее 200 сбитых самолетов (за счет Вьетнама их может быть на самом деле не менее 500, а то и за тысячу). По этому показателю комплекс превосходит все остальные ЗРК в мире вместе взятые. Не исключено, что этот советский ЗРК останется «чемпионом мира» навсегда.

ДОСТОЙНЫЕ НАСЛЕДНИКИ

Зенитный ракетный комплекс С-125 был создан немного позже, чем С-75, поэтому не успел во Вьетнам и дебютировал во время «войны на истощение», причем с советскими расчетами. Летом 1970 года они сбили до девяти израильских самолетов. Во время октябрьской войны на их счету было как минимум два А-4, по одному F-4 и «Мираж-3». Реальные результаты могли быть значительно выше.

Эфиопские С-125 (возможно, с кубинскими или советскими расчетами) во время войны 1977–1978 годов сбили как минимум два сомалийских МиГ-21.

Иракские С-125 имеют на своем счету два иранских F-4Е и один американский F-16С (87-0257). По крайней мере иранских самолетов они на самом деле могли сбить не менее 20, но прямых подтверждений теперь не найти.

Ангольский С-125 с кубинским расчетом в марте 1979 года сбил юаровский бомбардировщик «Канберра».

Наконец, на сербские С-125 приходятся все потери авиации НАТО во время агрессии против Югославии в марте–июне 1999 года. Это бомбардировщик-«невидимка» F-117 (82-0806) и истребитель F-16С (88-0550), оба принадлежали ВВС США.

Таким образом, количество подтвержденных побед С-125 не превышает 20, реальное может быть больше в 2–3 раза.

Самая дальнобойная в мире зенитная ракетная система (ЗРС) С-200 не имеет на своем счету ни одной подтвержденной победы. Возможно, что в сентябре 1983 года сирийский С-200 с советским расчетом сбил израильский самолет ДРЛО Е-2С. Кроме того, есть предположения, что во время конфликта между США и Ливией весной 1986 года ливийские С-200 сбили два американских палубных штурмовика А-6 и бомбардировщик F-111. Но даже не все отечественные источники согласны со всеми указанными случаями. Поэтому не исключено, что единственной «победой» С-200 является уничтожение украинской ЗРС этого типа российского пассажирского Ту-154 осенью 2001 года.

Наиболее современная ЗРС бывших Войск ПВО страны, а ныне ВВС РФ, С-300П, никогда в бою не применялась, соответственно ее высокие тактико-технические характеристики (ТТХ) не получили практического подтверждения. Это же относится к С-400.

Разговоры «диванных экспертов» о «провале» российских ЗРС в апреле с.г. при обстреле американскими «Томагавками» сирийской авиабазы Шайрат свидетельствуют лишь о полной некомпетентности «экспертов». Никто еще не создал и никогда не создаст РЛС, способную видеть сквозь землю, ибо радиоволны не распространяются в твердом теле. Американские КРМБ прошли очень далеко от позиций российских ЗРС, с огромным значением курсового параметра и, главное, под складками местности. Российские РЛС просто не могли их увидеть, соответственно, не было обеспечено наведение на них ЗУР. С любой другой ЗРС тоже случилась бы подобная «беда», ибо отменить законы физики еще никому не удавалось. При этом базу Шайрат ЗРС не прикрывали ни формально, ни фактически, поэтому при чем тут провал?

«КУБ», «КВАДРАТ» И ДРУГИЕ

Широко применялись в бою советские ЗРК войсковой ПВО. В первую очередь речь идет о ЗРК «Квадрат» (экспортный вариант использовавшегося в ПВО сухопутных войск СССР ЗРК «Куб»). По дальности стрельбы он близок к С-75, поэтому за рубежом чаще использовался для стратегической ПВО, чем для ПВО сухопутных войск.

В ходе октябрьской войны 1973 года египетские и сирийские «Квадраты» суммарно сбили как минимум семь А-4, шесть F-4, один истребитель «Супер Мистер». Реальные результаты могут быть значительно выше. Кроме того, весной 1974 года сирийские «Квадраты», возможно, сбили еще шесть израильских самолетов (впрочем, это односторонние советские данные).

На счету иракских ЗРК «Квадрат» как минимум по одному иранскому F-4Е и F-5Е и один американский F-16С (87-0228). Скорее всего к этому количеству можно добавить один-два десятка иранских самолетов и, возможно, 1–2 американских.

В ходе войны за независимость Западной Сахары от Марокко (эта война не закончена до сих пор) на стороне сражающегося за эту независимость Фронта ПОЛИСАРИО выступал Алжир, который передал повстанцам значительное количество средств ПВО. В частности, с помощью ЗРК «Квадрат» был сбит как минимум один марокканский F-5А (в январе 1976 года). Кроме того, в январе 1985 года «Квадрат», принадлежащий уже самому Алжиру, сбил марокканский истребитель «Мираж-F1».

Наконец, в ходе ливийско-чадской войны 1970-х – 1980-х годов чадцы захватили несколько ливийских «Квадратов», одним из которых в августе 1987 года сбили ливийский же бомбардировщик Ту-22.

Сербы активно применяли ЗРК «Квадрат» в 1993–1995 годах в ходе войны в Боснии и Герцеговине. В сентябре 1993 года был сбит хорватский МиГ-21, в апреле 1994 года – английский «Си Харриер» FRS1 с авианосца «Арк Ройял» (впрочем, по другим данным, этот самолет был сбит ПЗРК «Стрела-3»). Наконец, в июне 1995 года жертвой сербского «Квадрата» стал F-16С ВВС США (89-2032).

Таким образом, в целом по результативности среди отечественных «больших» ЗРК «Квадрат», по-видимому, обходит С-125 и занимает второе место после С-75.

Созданный в развитие «Куба» ЗРК «Бук» и сегодня считается достаточно современным. На его счету есть сбитые самолеты, хотя у нас его успехи радости вызвать не могут. В январе 1993 года во время войны в Абхазии российским «Буком» был ошибочно сбит абхазский штурмовик L-39. Во время пятидневной войны на Кавказе в августе 2008 года грузинские ЗРК «Бук», полученные с Украины, сбили российские бомбардировщики Ту-22М и Су-24 и, возможно, до трех штурмовиков Су-25. Наконец, вспоминается история с гибелью малазийского «Боинга-777» над Донбассом в июле 2014 года, но здесь слишком много неясного и странного.

Войсковым ЗРК «Оса» сирийской армии, по советским данным, с апреля 1981-го по май 1982 года было сбито восемь израильских самолетов – четыре F-15, три F-16, один F-4. Ни одна из этих побед, к сожалению, не имеет никаких объективных подтверждений, видимо, все они полностью выдуманы. Единственным подтвержденным успехом сирийских ЗРК «Оса» является израильский F-4Е, сбитый в июле 1982 года.

Фронт ПОЛИСАРИО получал средства ПВО не только от Алжира, но и от Ливии. Именно ливийскими «Осами» в октябре 1981 года были сбиты марокканский «Мираж-F1» и транспортный самолет С-130.

Ангольским (точнее, кубинским) ЗРК «Оса» в сентябре 1987 года был сбит юаровский АМ-3СМ (легкий самолет-разведчик итальянского производства). Возможно, на счету «Осы» еще несколько южноафриканских самолетов и вертолетов.

Возможно, иракской «Осой» в январе 1991 года был сбит британский «Торнадо» с бортовым номером ZA403.

Наконец, в июле–августе 2014 года трофейной «Осой» донбасские ополченцы сбили, предположительно, штурмовик Су-25 и военно-транспортный Ан-26 ВВС Украины.
В целом успехи ЗРК «Оса» являются достаточно скромными.

Весьма ограничены успехи также и у ЗРК «Стрела-1» и его глубокой модификации «Стрела-10».

В декабре 1983 года, в период боев между ВС Сирии и стран НАТО, сирийской «Стрелой-1» был сбит американский палубный штурмовик А-6 (бортовой номер 152915).

В ноябре 1985 года юаровские спецназовцы трофейной «Стрелой-1» сбили над Анголой советский транспортный самолет Ан-12. В свою очередь, в феврале 1988 года юаровский «Мираж-F1» был сбит на юге Анголы либо «Стрелой-1», либо «Стрелой-10». Возможно, на счету этих двух типов ЗРК в Анголе было еще несколько южноафриканских самолетов и вертолетов.

В декабре 1988 года американский гражданский DC-3 был ошибочно сбит над Западной Сахарой «Стрелой-10» Фронта ПОЛИСАРИО.

Наконец, во время «Бури в пустыне» 15 февраля 1991 года иракской «Стрелой-10» были сбиты два штурмовика А-10 ВВС США (78-0722 и 79-0130). Возможно, на счету иракских ЗРК этих двух типов было еще несколько американских самолетов.

Наиболее современный российский войсковой ЗРК малой дальности «Тор» и зенитные ракетно-пушечные комплексы (ЗРПК) «Тунгуска» и «Панцирь» участия в боевых действиях не принимали, соответственно самолетов и вертолетов не сбивали. Хотя есть совершенно непроверенные и ничем не подтвержденные слухи об успехах «Панцирей» в Донбассе – один бомбардировщик Су-24 и один ударный вертолет Ми-24 ВС Украины.

СКРОМНЫЕ УСПЕХИ ЗАПАДНЫХ «КОЛЛЕГ»

Успехи западных ЗРК гораздо скромнее, чем советских. Объясняется это, впрочем, не только и не столько их ТТХ, сколько особенностью выстраивания ПВО. Советский Союз и ориентировавшиеся на него страны в борьбе с авиацией противника традиционно делали упор на наземные средства ПВО, а западные страны – на истребители.

Наибольших успехов добился американский ЗРК «Хок» и его глубокая модификация «Усовершенствованный Хок». Почти все успехи пришлись на израильские ЗРК этого типа. Во время «войны на истощение» они сбили один Ил-28, четыре Су-7, четыре МиГ-17, три МиГ-21 ВВС Египта. В ходе октябрьской войны на их счету были четыре МиГ-17, один МиГ-21, три Су-7, один «Хантер», один «Мираж-5», два Ми-8 ВВС Египта, Сирии, Иордании и Ливии. Наконец, в 1982 году над Ливаном были сбиты сирийский МиГ-25 и, возможно, МиГ-23.

Во время ирано-иракской войны иранские ЗРК «Хок» сбили два-три своих истребителя F-14 и один F-5, а также до 40 иракских самолетов.

В сентябре 1987 года над столицей Чада Нджаменой французским ЗРК «Хок» был сбит ливийский бомбардировщик Ту-22.

2 августа 1990 года кувейтские ЗРК «Усовершенствованный Хок» сбили один Су-22 и один МиГ-23БН ВВС Ирака во время вторжения иракских войск в Кувейт. Все кувейтские ЗРК были захвачены иракцами и применялись затем против США и их союзников, но без успеха.

В отличие от С-300П, ее американский alter ego, американская ЗРС большой дальности «Пэтриот» применялась в ходе обеих иракских войн. В основном ее целями были устаревшие иракские баллистические ракеты советского производства Р-17 (небезызвестный «Скад»). Эффективность «Пэтриотов» оказалась весьма низкой, в 1991 году именно от пропущенных Р-17 американцы понесли наиболее серьезные потери в людях. Во время второй иракской войны весной 2003 года на счету «Пэтриота» появились первые два сбитых самолета, что, однако, не доставило американцам удовольствия. Оба они были своими: британский «Торнадо» (ZG710) и F/А-18С авиации ВМС США (164974). Тогда же F-16С ВВС США уничтожил противорадиолокационной ракетой РЛС одного из батальонов «Пэтриота». По всей видимости, американский летчик сделал это не случайно, а намеренно, иначе он бы стал третьей жертвой своих зенитчиков.

Израильские «Пэтриоты» также с сомнительным успехом стреляли в том же 1991 году по иракским Р-17. В сентябре 2014 года именно израильский «Пэтриот» сбил первый для этой ЗРС самолет противника – сирийский Су-24, случайно залетевший в воздушное пространство Израиля. В 2016–2017 годах израильские «Пэтриоты» неоднократно стреляли по прилетавшим из Сирии беспилотникам, в большинстве случае – без успеха (притом что цена всех обстрелянных беспилотных летательных аппаратов вместе взятых была ниже, чем одной ракеты ЗРС «Пэтриот»).

Наконец, саудовские «Пэтриоты», возможно, сбили одну или две Р-17, запущенные йеменскими хуситами в 2015–2017 годах, однако гораздо больше ракет этого типа и все более современные ракеты типа «Точка» успешно поразили цели на саудовской территории, нанеся чрезвычайно значительный ущерб войскам аравийской коалиции.

Таким образом, в целом эффективность ЗРС «Пэтриот» следует признать крайне низкой.

Западные ЗРК малой дальности имеют весьма скромные успехи, что, как было сказано выше, отчасти объясняется не техническими недостатками, а особенностями боевого применения.

На счету американского ЗРК «Чапарэл» всего один самолет – сирийский МиГ-17, сбитый израильским ЗРК этого типа в 1973 года.

Также один самолет сбил английский ЗРК «Рапира» – аргентинский истребитель израильского производства «Даггер» над Фолклендами в мае 1982 года.
Немного более ощутимые успехи имеет французский ЗРК «Роланд». Аргентинским «Роландом» над Фолклендами был сбит британский «Харриер-FRS1» (ХZ456). На счету иракских «Роландов» как минимум два иранских самолета (F-4Е и F-5Е) и, возможно, два британских «Торнадо» (ZA396, ZA467), а также один американский А-10, однако все эти три самолета не являются полностью подтвержденными победами. В любом случае интересно, что все самолеты, сбитые французским ЗРК на разных ТВД – западного производства.

Особой категорией средств ПВО являются корабельные ЗРК. Боевые успехи имеют лишь британские ЗРК благодаря участию английских ВМС в войне за Фолкленды. ЗРК «Си Дарт» сбил один аргентинский бомбардировщик английского производства «Канберра», четыре штурмовика А-4, один транспортный самолет «Лирджет-35», один вертолет французского производства SA330L. На счету ЗРК «Си Кэт» – два А-4С. С помощью ЗРК «Си Вулф» сбиты один истребитель «Даггер» и три А-4В.

РАЗЯЩИЕ «СТРЕЛЫ» И ОСТРЫЕ «ИГЛЫ»

Отдельно следует остановиться на переносных зенитных ракетных комплексах, которые стали особой категорией средств ПВО. Благодаря ПЗРК сбивать самолеты и тем более, вертолеты получили возможность пехотинцы и даже партизаны и террористы. Отчасти благодаря этому установить точные результаты конкретного типа ПЗРК еще труднее, чем для «больших» ЗРК.

Советские ВВС и армейская авиация в Афганистане потеряли от ПЗРК в 1984–1989 годах 72 самолета и вертолета. При этом афганские партизаны применяли советские же ПЗРК «Стрела-2» и их китайские и египетские копии HN-5 и «Айн-аль-Сакр», американские ПЗРК «Ред Ай» и «Стингер», а также британские «Блоупайп». Далеко не всегда можно было установить, из какого конкретно ПЗРК сбит тот или иной самолет или вертолет. Аналогичная ситуация имела место в ходе «Бури в пустыне», войн в Анголе, Чечне, Абхазии, Нагорном Карабахе и т.д. Соответственно приведенные ниже результаты всех ПЗРК, особенно советских и российских, следует считать существенно заниженными.

При этом, впрочем, нет никаких сомнений, что среди ПЗРК советский комплекс «Стрела-2» находится в том же статусе, что и С-75 среди «больших» ЗРК – абсолютного и, не исключено, недостижимого чемпиона.

Впервые «Стрелы-2» были применены египтянами в ходе «войны на истощение». В 1969 году они сбили над Суэцким каналом от шести (два «Миража», четыре А-4) до 17 израильских самолетов. В октябрьской войне на их счету еще как минимум четыре А-4 и вертолет СН-53. В марте–мае 1974 года сирийскими «Стрелами-2» было сбито от трех (два F-4, один А-4) до восьми израильских самолетов. Затем в период с 1978 по 1986 год сирийскими и палестинскими ПЗРК этого типа было сбито четыре самолета (один «Кфир», один F-4, два А-4) и три вертолета (два АН-1, один UH-1) ВВС Израиля и палубный штурмовик А-7 (бортовой номер 157468) авиации ВМС США.

«Стрелы-2» были применены на заключительном этапе вьетнамской войны. С начала 1972 года до января 1973 года ими было сбито 29 американских самолетов (один F-4, семь О-1, три О-2, четыре OV-10, девять A-1, четыре А-37) и 14 вертолетов (один СН-47, четыре АН-1, девять UH-1). После ухода американских войск из Вьетнама и до окончания войны в апреле 1975 года на счету этих ПЗРК было от 51 до 204 самолетов и вертолетов ВС Южного Вьетнама. Затем, в 1983–1985 годах, вьетнамцы сбили над Камбоджей «Стрелами-2» не менее двух штурмовиков А-37 ВВС Таиланда.

В 1973 году повстанцы Гвинеи-Бисау сбили «Стрелой-2» три португальских штурмовика G-91 и один транспортный самолет Do-27.

В 1978–1979 годах бойцы Фронта ПОЛИСАРИО сбили из этих ПЗРК над Западной Сахарой французский штурмовик «Ягуар» и три марокканских истребителя (один F-5А, два «Мираж-F1»), а в 1985 году – немецкий научный Dо-228, летевший в Антарктиду.

В Афганистане от «Стрелы-2» был потерян как минимум один советский штурмовик Су-25.

Ливийскими «Стрелами-2» в июле 1977 года, возможно, был сбит египетский МиГ-21, в мае 1978 года – французский «Ягуар». В то же время трофейной ливийской «Стрелой-2» в августе 1982 года чадцы сбили ливийский же штурмовик Су-22.

В Анголе ПЗРК этого типа также стреляли в обе стороны. Трофейной «Стрелой-2» юаровцы сбили ангольский (кубинский) истребитель МиГ-23МЛ. С другой стороны кубинцы сбили из этих ПЗРК как минимум два юаровских штурмовика «Импала». В реальности результат их был значительно выше.

В октябре 1986 года в Никарагуа был сбит «Стрелой-2» американский транспортный самолет С-123 с грузом для контрас. В 1990–1991 годах ВВС Сальвадора потеряли от «Стрел-2», полученных местными партизанами, три самолета (два О-2, один А-37) и четыре вертолета (два «Хьюз-500», два UH-1).

Во время «Бури в пустыне» иракскими «Стрелами-2» сбиты один британский «Торнадо» (ZA392 или ZD791), один «ганшип» АС-130 ВВС США (69-6567), один AV-8В авиации морской пехоты США (162740). Во время второй иракской войны в январе 2006 года иракские боевики сбили этим ПЗРК боевой вертолет АН-64D «Апач» армейской авиации (03-05395).

В августе 1995 года над Боснией сербской «Стрелой-2» (по другим данным – «Иглой») сбит французский бомбардировщик «Мираж-2000N» (бортовой номер 346).

Наконец, в мае-июне 1997 года курды сбили «Стрелами-2» турецкие вертолеты AH-1W и AS532UL.

Более современным советским ПЗРК, «Стреле-3», «Игле-1» и «Игле», не повезло, за ними почти не зафиксировано побед. На «Стрелу-3» записан лишь британский «Харриер» в Боснии в апреле 1994 года, на который также претендует, как было сказано выше, ЗРК «Квадрат». ПЗРК «Игла» «делит» со «Стрелой-2» вышеупомянутый «Мираж-2000N» № 346. Кроме того, на счет «Иглы» записаны F-16С (84-1390) ВВС США в Ираке в феврале 1991 года, два грузинских боевых вертолета Ми-24 и один штурмовик Су-25 в Абхазии в 1992–1993 годах и, увы, российский Ми-26 в Чечне в августе 2002 года (погибли 127 человек). Летом 2014 года из ПЗРК неясного типа над Донбассом, предположительно, были сбиты три штурмовика Су-25, один истребитель МиГ-29, один разведывательный самолет Ан-30, три ударных вертолета Ми-24 и два многоцелевых вертолета Ми-8 ВС Украины.

Реально все советские/российские ПЗРК, включая «Стрелу-2», за счет войн в Ираке, Афганистане, Чечне, Абхазии, Нагорном Карабахе заведомо имеют на своем счету значительно больше побед.

Из западных ПЗРК больше всего успехов у американского «Стингера». В Афганистане им сбито как минимум один штурмовик Су-25 ВВС СССР, один МиГ-21У ВВС Афганистана, советские транспортные самолеты Ан-26РТ и Ан-30, шесть боевых вертолетов Ми-24 и три транспортных Ми-8. Реальные успехи «Стингера» в этой войне в разы больше (например, только Ми-24 могло быть сбито до 30), хотя до общего результата «Стрелы-2» ему очень далеко.

В Анголе юаровцы сбили «Стингерами» как минимум два МиГ-23МЛ.

Англичане на Фолклендах этими ПЗРК уничтожили один аргентинский штурмовик «Пукара» и один транспортный вертолет SA330L.

Более старый американский ПЗРК «Ред Ай» использовался израильтянами против ВВС Сирии. С его помощью было сбито семь сирийских Су-7 и МиГ-17 во время октябрьской войны и один МиГ-23БН в Ливане в 1982 году. Никарагуанские «контрас» сбили «Ред Аями» четыре вертолета Ми-8 правительственных войск в 80-е годы. Этим же ПЗРК было сбито несколько советских самолетов и вертолетов в Афганистане (возможно – до трех Ми-24), но конкретное соответствие их побед отсутствует.

То же можно сказать про использование в Афганистане британских ПЗРК «Блоупайп». Поэтому на его счету лишь две точно установленные победы. Обе они достигнуты во время фолклендской войны, в которой этот ПЗРК использовался обеими сторонами. Англичане сбили им аргентинский штурмовик МВ339А, аргентинцы – английский истребитель «Харриер-GR3».

В ОЖИДАНИИ НОВОЙ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ

«Свергнуть с пьедестала» С-75 и «Стрелу-2» удастся, только если в мире случится большая война. Правда, если она окажется ядерной, победителей в ней не будет ни в каком смысле. Если же это будет обычная война, то главными претендентами на «чемпионство» будут российские ЗРК. Не только из-за высоких ТТХ, но и из-за особенностей применения.

Нельзя не отметить, что новой серьезнейшей проблемой ПВО становятся высокоскоростные малоразмерные высокоточные боеприпасы, которые исключительно сложно поразить именно из-за малых размеров и высокой скорости (особенно тяжело станет, если появятся гиперзвуковые боеприпасы). К тому же дальность этих боеприпасов постоянно растет, выводя носители, то есть самолеты, из зоны действия ПВО. Это делает положение ПВО откровенно безнадежным, ибо борьба с боеприпасами без возможности уничтожить носители заведомо проигрышна: рано или поздно это приведет к истощению боекомплекта ЗРК, после чего будут легко уничтожены как сами ЗРК, так и прикрываемые ими объекты.

Еще одна не менее серьезная проблема – беспилотные летательные аппараты (БЛА). Как минимум это проблема потому, что их просто становится очень много, что еще более усугубляет проблему нехватки боекомплекта ЗРК. Гораздо хуже то, что значительная часть БЛА являются настолько малоразмерными, что никакие существующие средства ПВО не могут их ни обнаружить, ни тем более поразить, поскольку ни РЛС, ни ЗУР просто не рассчитаны на подобные цели.

В этом плане очень показателен случай, произошедший в июле 2016 года. Чрезвычайно высокий уровень технической оснащенности и боевой подготовки личного состава ВС Израиля хорошо известен. Однако израильтяне ничего не смогли сделать с маленьким, тихоходным, невооруженным разведывательным российским БЛА, появившимся над северными районами Израиля. Сначала ракета «воздух-воздух» с истребителя F-16, а затем две ЗУР ЗРС «Пэтриот» прошли мимо, после чего БЛА беспрепятственно ушел в воздушное пространство Сирии.

В связи с этими обстоятельствами критерии результативности и эффективности средств ПВО могут стать совершенно другими. Как и сами средства ПВО.