Они стояли на высоте русской мысли своего времени. Павел Борисович Аксельрод: биография Аксельрод павел

1849 - 16 апреля 1928

российский социал-демократ

В 1870-е годы - народник, член «Земли и воли» (1876-1879), после её раскола - чернопеределец. В 1883-1903 годах член марксистской группы «Освобождение труда». С 1900 один из редакторов газет «Искра» и «Заря». Впоследствии - один из лидеров партии меньшевиков, идеолог меньшевистского движения. Написал ряд работ, пропагандировавших марксизм.

В 1917 году - член исполкома Петроградского совета, активно поддерживал Временное правительство. После Октябрьской революции - в эмиграции. Один из лидеров II Интернационала, сторонник реформизма, противник Советской власти, вплоть до призыва к вооружённой интервенции.

Детство и юность

Павел Борисович Аксельрод (названный в деле Департамента полиции Борухом Пинхусом сыном Иоселевым) родился в семье еврея-шинкаря в деревне близь Почепа . По сословному положению - мещанин. Точная дата его рождения неизвестна, сам он указывал только, что родился около 1850 года, скорее раньше, чем позже.

В 1859 году семья Аксельродов перебралась в Шклов , где отец оказался на положении чернорабочего. Недостаток средств привел к тому, что Аксельрод попал в школу для обучения еврейских детей русской грамоте. В 1863 году он поступил в гимназию Могилева, которую успешно окончил. Большое влияние на будущего революционера оказала обстановка, в которой он рос. Воспитанный на идеалах гуманизма, социальной справедливости, атеизма и еврейского просветительства он был ограничен в круге общения, почти не выходившим за рамки еврейской общины Шклова (позже - Могилева). Окружающее православное население было враждебной средой (исключением был Н. И. Хлебников - учитель истории в Могилевской гимназии, оказавший на Павла большое влияние), что определило первые шаги Аксельрода на поле общественной деятельности.

Начало общественно-политической деятельности Аксельрода связано с либеральным движением еврейского просветительства, основной целью которого было уравнение евреев в правах с православными через их европеизацию, то есть приобщение к европейской и в первую очередь русской культуре. Прежде всего речь шла об элементарном обучении грамоте. Движение не было противоправительственным, напротив, оно ориентировалось на «хорошего царя».

Поворотной точкой во взглядах Аксельрода стало знакомство с работами Ф. Лассаля и других авторов, посвященными революционным событиям середины XIX века в Европе. Аксельрод пришёл к мысли, что «еврейский вопрос» может быть решён только в рамках более общего «рабочего вопроса». Этот поворот относится к 1872 году. Он привел Аксельрода к революционной борьбе. Одновременно, летом 1872 года, Аксельрод переводится из Нежинского лицея в Киевский университет Святого Владимира.

Народнический период революционной деятельности (1872-1883)

В Киевском университете Аксельрод сразу попал в среду формировавшегося кружка «Общества большой пропаганды» (кружок «чайковцев», названный так по фамилии лидера - Н. В. Чайковского) и занял в нём видное положение. В это время (1873 г.) Аксельрод знакомится с работами П. Л. Лаврова, оказавшими на него большое влияние, и М. А. Бакунина .

Летом 1874 года Аксельрод принял участие в «хождении в народ» в Полтавской, Черниговской и Могилевской губерниях, ведя пропагандистскую работу среди крестьян. В конце августа - сентябре прошли массовые аресты «чайковцев». Аксельрод с товарищами были задержаны сельским старостой в Могилевской губернии, но бежали, пересекли границу и оказались в эмиграции. Имя Аксельрода неоднократно упоминалось в обвинительном заключении по «Делу о пропаганде в Империи» («процесс 193-х»), что принесло ему известность в народнических кругах.

Член марксистской группы «Освобождение труда ». С 1900 один из редакторов газет «Искра » и «Заря ». Впоследствии - один из лидеров партии меньшевиков , идеолог меньшевистского движения. Написал ряд работ, пропагандировавших марксизм .

Павел Борисович Аксельрод (названный в деле Департамента полиции Борухом Пинхусом сыном Иоселевым ) родился в семье еврея-шинкаря в деревне близ Почепа . По сословному положению - мещанин . Точная дата его рождения неизвестна, сам он указывал только, что родился около 1850 года, скорее раньше, чем позже.

В Киевском университете Аксельрод сразу попал в среду формировавшегося кружка «Общества большой пропаганды» (кружок «чайковцев », названный так по фамилии лидера - Н. В. Чайковского) и занял в нём видное положение. В это время (1873 г.) Аксельрод знакомится с работами П. Л. Лаврова , оказавшими на него большое влияние, и М. А. Бакунина .

Летом 1874 года Аксельрод принял участие в «хождении в народ » в Полтавской, Черниговской и Могилёвской губерниях, ведя пропагандистскую работу среди крестьян. В конце августа - сентябре прошли массовые аресты «чайковцев». Аксельрод с товарищами были задержаны сельским старостой в Могилёвской губернии, но бежали, пересекли границу и оказались в эмиграции. Имя Аксельрода неоднократно упоминалось в обвинительном заключении по «Делу о пропаганде в Империи» («процесс 193-х»), что принесло ему известность в народнических кругах.

Петербургские народники и группа «Работника» договорились о совместном издании журнала «Община », в редакцию которого вошли Арборе-Ралли, Жуковский, Аксельрод, Кравчинский , Дейч , а также Клеменц . Журнал выходил в 1878-1879 годах, в нём были помещены первые статьи Аксельрода, создавшие ему репутацию талантливого литератора.

В это время происходит переосмысление задач и тактики революционной борьбы: Аксельрод пришёл к выводу, что «хождение в народ» - это паломничество «верующих, но легкомысленных детей к святым местам» и результаты его ничтожны. Взгляды Аксельрда постепенно изменялись, становясь из народнических социал-демократическими . Об этой трансформации свидетельствуют его статьи, посвящённые в то время преимущественно «рабочему вопросу».

Майская всероссийская конференция РСДРП(о) избрала Аксельрода членом Организационного комитета (ОК), на первом же заседании которого он был избран его председателем. Аксельрод принял участие в обсуждении вопросов об организации кампании за мир и ходе подготовки к созыву международной социалистической конференции, доклада И. Г. Церетели о внешней политике коалиционного Временного правительства, поддержал предложение прекратить деятельность IV Государственной думы и Государственного совета , высказался за контакт с министрами - делегатами партии, за их отчёт перед ОК. Аксельрод был делегирован от ОК в Бюро по созыву объединительного (августовского) съезда РСДРП на третью Циммервальдскую конференцию . По личным обстоятельствам (из-за болезни, а вскоре и смерти дочери) он выехал за границу для подготовки конференции (она состоялась в сентябре) позже других (в самом начале августа) и больше в Россию не возвращался. Августовский (1917) объединительный съезд РСДРП заочно избрал его председателем ЦК и главой зарубежного представительства партии.

Апрельские тезисы ЦК РСДРП (1920) и ряд других официальных партийных документов побудили Аксельрода обратиться к новому лидеру партии Ю. О. Мартову с открытым письмом, которое он рассматривал как своего рода политическое завещание. Первая публикация письма в эмиграции относится к весне 1921 года. В России до 1999 года письмо было опубликовано лишь однажды - весной 1923 года петроградской группой «правых» меньшевиков. Направленное против «легенды о великой пролетарской и коммунистической миссии большевизма», оно стало событием не только для российской, но и международной социал-демократии. Старый, больной, но мужественный человек, Аксельрод и за границей оставался нравственным эталоном и координационным центром для всех меньшевистских партийных групп и течений. Его нельзя относить к представителям «правого» меньшевизма, организационно порвавших с РСДРП ещё в 1917 году, поскольку он всегда оставался членом РСДРП и не желал вносить свою лепту во внутрипартийный разлад.

1850, Черниговская губерния – апрель 1928, Берлин). Из семьи мелкого торговца. Окончив гимназию в Могилеве, учился в Киевском университете; член народнических кружков, в 1873 участвовал в организации социал-демократического кружка. В 1874 – 79 жил в Берлине, Женеве. В 1879 в Петербурге член революционно-народнической организации "Черный передел", возглавлял организацию. В 1881 эмигрировал. В Швейцарии в 1883 один из основателей социал-демократической. группы "Освобождение труда". С 1900 член редакции газеты "Искра" и журнала "Заря” На 2-м съезде РСДРП (1903) "искровец меньшинства", затем один из лидеров меньшевизма. С 1913 член Международного социалистического бюро 2-го Интернационала. В первую мировую войну, примыкая к Циммервальдскому объединению социалистов-интернационалистов, выдвигал предложение созыва Международного социалистического бюро для решения вопроса об отношении социалистов к войне. После Февральской революции 1917, находясь в Цюрихе, совместно с Ю.О. Мартовым прислал телеграмму: "Телеграфируйте Чхеидзе наше мнение – всякое участие в коалиционном министерстве недопустимо" ("Вперед", Москва, 1917, 17 марта). В "Письме о политическом положении” вновь выдвинул идею созыва международной конференции и предлагал "...потребовать от Временного правительства вступления в переговоры с союзными правительствами (с Англией, Францией и Италией) по вопросу о ликвидации войн или об общих подготовительных шагах к начатию общих переговоров о мире... на Совете Рабочих и Солдатских Депутатов лежит неотложная обязанность немедленно обратиться с воззванием к рабочим партиям всех стран и пролетариату австро-германскому и французскому... с настоятельным требованием немедленно приступить к организации международного конгресса для соглашения относительно ликвидации националистской политики и борьбы за мир..." (там же, 31 марта).

9 мая приехал в Петроград и принял участие во Всероссийской конференции меньшевистских и объединенных организаций РСДРП (6 – 12 мая); избран членом Организационного Комитета, но по собственной просьбе был освобожден от этого поста...в силу многих причин и в силу того, что он страшно занят в других партийных органах, .." ("Новая Жизнь", 1917, 13 июня). Введен в исполнительный комитет Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. Избран почетным председателем Петроградской конференции Петроградской организации меньшевиков (15 – 16 июля); в приветственной речи высказал уверенность, что работа конференции пройдет не под знаком раскола, призвал искать у своих противников не то, что от них отделяет, а то, что с ними объединяет ("Известия", 1917, 17 июля).

Отказался принять мандат представителя ВЦИК по организации международной социалистической конференции в Стокгольме из-за расхождения с ВЦИК во взгляде на подготовку конференции ("Известия", 29 июля), но согласился ехать в качестве делегата ОК РСДРП. Когда в начале августа Г.В. Плеханов сказал, что приравнивает участие в Стокгольмской конференции к государственной измене, Аксельрод отложил на несколько дней отъезд и на конференции меньшевиков Петрограда заявил: "Престиж русской революции требует, чтобы революционная демократия отмежевалась от поступка Плеханова" [Меньшевики (Сборник статей, документов и воспоминаний), Бенсон (Вермонт), 1988, с. 79, 84]. Избран заочно почетным член Президиума Объединительного съезда РСДРП (Петроград, 19 – 26 августа), а затем председателем ЦК РСДРП(о). совместно с М.С. Паниным прислал съезду телеграмму:"Шлем объединительному съезду нашей партии сердечные, горячие пожелания успеха для объединения российского социал-демократического пролетариата на почве самостоятельной тактики в борьбе за осуществление главнейших внутренних и международных задач нашей революции. Центр последних состоит в осуществлении инициативы Совдепа по созыву международной конференции. Мысль о Стокгольмской конференции приковывает к себе внимание жаждущих скорейшего прекращения кровавой войны. Стокгольм стал центром борьбы за мир всех народов... Да здравствует великая Российская революция и единая социал-демократия!" ("Известия", 1917, 24 августа).

24 августа – 1 сентября участвовал в 3-й Циммервальдской международной социалистической конференции. Всероссийскому Демократическому совещанию (Петроград, 14 – 22 сентября) направил телеграмму: "От Всероссийского Совещания организованной демократии измученные мировой катастрофой народные массы будут прежде всего ждать новых решительных шагов в сфере организации интернациональной борьбы, важнейшим необходимейшим этапом которой должна явиться международная конференция рабочих партий... Горячо ждем, чтобы Совещание представителей и вождей российской демократии открыло собой новую фазу в поступательном интернациональном ходе русской революции, чтобы оно привело к упрочению победы над врагами ее, закреплению ее завоеваний и господству демократии в стране, дало новый могучий импульс интернациональному движению в пользу мира" ("Известия", 1917, 20 сентября). В сентябре прислал также следующую телеграмму:" С болью узнали о назначении Маклакова на пост посла русской революции в Париже. Позволяем себе заметить, что назначение его будет неизбежно понято как полное отрицание духа демократической революции, всей программы внешней политики... и нанесет громадный ущерб усилиям лучших сил демократии воюющих стран в пользу действительно справедливого демократического мира" ("Известия", 1917, 17 сентября).

Октябрьскую революцию встретил отрицательно, считая ее преждевременной. Впоследствии писал: ««Два исторически необходимых фактора должны предшествовать успешной социалистической революции: высокая степень развития производительных сил общества и многочисленный политически организованный пролетариат, "большевистская революция" была просто военным заговором. Это было восстание не против реакции... а против социал-демократии, которая осуждала планы и методы большевиков... большевистский переворот был только колоссальным преступлением и ничем иным быть не мог»» ("Кто изменил социализму?", Нью-Йорк, 1919). Выдвигался кандидатом в члены Учредительного Собрания от РСДРП(о) по Московский и Киевской губерниям, но избран не был.

На заседании ВЦИК 10 ноября по предложению Г.Е. Зиновьева были аннулированы мандаты «Заграничной делегации ВЦИК» 1-го созыва (в том числе и Аксельроду), выданные в сентябре 1917.

В 1918 Аксельрод писал: "Жестоко обманываясь сами, большевистские властители обманывают весь мир, когда объявляют свою преторианскую диктатуру диктатурой рабочего класса и прославляют свой дезорганизаторский и развращающий режим как могучий рычаг для установления господства коммунизма во всем мире. В действительности же их власть только разнуздывает самые грубые инстинкты и самое отталкивающее варварство, характеризующее период так называемого первоначального накопления капитала" ["Искра" (Москва), 1918, 27 июня]. За границей был членом Международного бюро Социалистического рабочего интернационала, сотрудничал в "Социалистическом Вестнике".

Сочинения: Пережитое и передуманное. Воспоминания, Берлин, 1923; Письма П. Аксельрода к Мартову, Берлин, 1924; Переписка Г.В. Плеханова и П.Б. Аксельрода, т. 1 – 2, Москва-Петроград, 1925.

Литература: Потресов А.Н., П.Б. Аксельрод, СПб., 1914; Памяти П.Б. Аксельрода, "Социалистический Вестник", 1928, № 8/9; Церетели И.Г. П.Б. Аксельрод, там же, № 12; Бургина А., Социал-демократическая меньшевистская литература. Библиографический указатель, Стэнфорд, 1968.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Павел Борисович Аксельрод (названный в деле Департамента полиции Борухом Пинхусом сыном Иоселевым) родился в семье еврея-шинкаря в Шклове. Точная дата и место его рождения неизвестны, сам он указывал только, что родился около 1850 года, скорее раньше, чем позже. Впоследствии семья перебралась в Могилев, где Павел окончил гимназию. Круг общения Павла был довольно узким, не выходящим за рамки еврейской общины Шклова (позже - Могилева). Православных в этом кругу практически не было за исключением Н. И. Хлебникова - учителя истории в Могилевской гимназии.

Начало общественно-политической деятельности Аксельрода связано с либеральным движением еврейского просветителства, основной целью которого было уравнение евреев в правах с православными через их европеизацию, то есть приобщение к европейской и в первую очередь русской культуре. Прежде всего речь шла об элементарном обучении грамоте. Движение не было противоправительственным, напротив, оно ориентировалось на «хорошего царя».

Поворотной точкой во взглядах Аксельрода стало знакомство с работами Ф. Лассаля и других авторов, посвященными революционным событиям середины XIX века в Европе. Аксельрод пришёл к мысли, что «еврейский вопрос» может быть решен только в рамках более общего «рабочего вопроса». Этот поворот относится к 1872 году. Он привел Аксельрода к революционной борьбе. Одновременно, летом 1872 года, Аксельрод переводится из Нежинского лицея в Киевский университет Святого Владимира.

Народнический период революционной деятельности (1872-1883)

В Киевском университете Аксельрод сразу попал в среду формировавшегося кружка «Общества большой пропаганды» (кружок «чайковцев», названный так по фамилии лидера - Н. В. Чайковского) и занял в нём видное положение. В это время (1873 г.) Аксельрод знакомится с работами П. Л. Лаврова, оказавшими на него большое влияние, и М. А. Бакунина.

Летом 1874 года Аксельрод принял участие в «хождении в народ» в Полтавской, Черниговской и Могилевской губерниях, ведя пропагандистскую работу среди крестьян. В конце августа - сентябре прошли массовые аресты «чайковцев». Аксельрод с товарищами были задержаны сельским старостой в Могилевской губернии, но бежали, пересекли границу и оказались в эмиграции. Имя Аксельрода неоднократно упоминалось в обвинительном заключении по «Делу о пропаганде в Империи» («процесс 193-х»), что принесло ему известность в народнических кругах.

За границей П. Б. Аксельрод сначала жил в Берлине, а зимой 1874/75 годов перебрался в Женеву. Здесь он примкнул к группе социал-демократов, издававших газету "Работник" (З. К. Арборе-Ралли, Н. И. Жуковский, Н. А. Морозов, С. М. Степняк-Кравчинский и др.). Зиму 1875/76 и весну 1876 года Аксельрод по заданию редакции нелегально провел в России, сначала на юге страны, а затем в Петербурге. Здесь состоялось знакомство с лидерами образовывавшеся тогда организации "Земля и воля" М. А. Натансоном, С. Л. Перовской и Г. А. Лопатиным. Тогда же Аксельрод познакомился со студентом Горного института Г. В. Плехановым.

Лучшие дня

Петербургские народники и группа «Работника» договорились о совместном издании журнала «Община», в редакцию которого вошли Арборе-Ралли, Жуковский, Аксельрод, Кравчинский С.М., Л.Г. Дейч, а также Д. А. Клеменц. Журнал выходил в 1878-1879 годах, в нём были помещены первые статьи Аксельрода, создавшие ему репутацию талантливого литератора.

В это время происходит переосмысление задач и тактики революционной борьбы: Аксельрод пришёл к выводу, что «хождение в народ» - это паломничество «верующих, но легкомысленных детей к святым местам» и результаты его ничтожны. Взгляды Аксельрда постепенно измениялись, становясь из народнических социал-демократическими. Об этой трансформации свидетельствуют его статьи, посвещенные в то время преимущественно «рабочему вопросу».

В 1879 году в Воронеже прошёл съезд «Земли и воли», разделившей её на «Народную волю» и «Черный передел». После некоторых колебаний Аксельрод присоединился к «Черному переделу» и вновь переехал в Петербург, став после вынужденного отъезда за границу руководства организации во главе с Г. В. Плехановым одним из лидеров «Черного передела» в России. Пытался создать «широкую социалистическую организацию», которая объединила бы революционеров разных направлений, но этот замысел оказался нежизнеспособным.

В 1880 году «чернопередельческие» кружки потряс ряд арестов. Аксельрод уехал в Румынию, а впоследствии, когда румынские власти выслали из страны русских эмигрантов, бежал и вновь оказался в Женеве (1881). Здесь, поскольку тяжелое материальное положение вынуждало его к поиску различных заработков, он (по рекомендации П. Л. Лаврова) стал сотрудничать в газете "Вольное слово", печатая в ней регулярные «Письма о рабочем движении» и «Хроники рабочего движения».

Для того чтобы быть ближе к описываемым событиям и лицам, Аксельрод переехал в Цюрих - центр германской социал-демократической эмиграции. Здесь он близко сошёлся с лидерами немецкой социал-демократии Э. Бернштейном и К. Каутским. Идеи Аксельрода быстро эволюционируют в сторону набирающего силу марксизма. Происходит окончательный разрыв с народничеством и направлением «Народной воли».

Участие в группе «Освобождение труда» (1883-1903)

В сентябре 1883 года вместе с Г. В. Плехановым, В. И. Засулич и другими П. Б. Аксельрод основал группу «Освобождение труда», лидером которой стал Плеханов. Это была первая собственно марксистская и социал-демократическая организация, сложившаяся в Швейцарии в среде революционеров-эмигрантов из России.

Осенью 1884 года группа «Освобождение труда» приступила к изданию серии книг под общим названием «Рабочая библиотека». Первой книгой в новой серии была объёмисая брошюра Аксельрода «Рабочее движение и социальная демократия», представлялвшая собой изложение основных положений марксизма вне связи с российскими условиями.

Аксельрод полагал, что завоевание рабочим классом политической власти невозможно «без кровавой борьбы», но ей должна предшествовать длительная подготовительная работа, включающая в себя в том числе и опыт парламентаризма для рабочей партии.

В августе 1888 года группой опубликован сборник «Социал-демократ», в котором Аксельрод выступил как редактор и один из авторов. Впоследствии группа «Освобождение труда» вернулась к идее этого сборника и по мере нахождения средств было опубликовано ещё четыре выпуска «Литературно-политического обозрения „Социал-демократ“» (в 1890-1892 годах).

В связи с акивизацией общественного движения в России в 1891-92 годах, которое было вызвано в том числе голодом и эпидемией холеры, у Аксельрода родился план объединения усилий либерального и социал-демократического движений в борьбе с самодержавием, связанный с созданием «Общества борьбы с голодом». Для реализации этого проекта Аксельрод попытался привлеч русскую эмиграцию в Париже (во главе с П. Л. Лавровым), Лондоне («Фонд вольной русской прессы» - С. М. Степняк-Кравчинский, Н. В. Чайковский и др.), Женеве (редакция «Свободной России» - В. Л. Бурцев и др.) и другие организации. В Цюрихе для организации «Общества» был создан межпартийный кружок из учащейся молодежи во главе с шурином Аксельрода Я. М. Кальмансоном. В целом затея не удалась, но она способстовала преодолению изначальной изоляции группы «Освобождение труда».

С рубежа 1880-х - 1890-х годов начинается новый период в деятельности «Освобождения труда». С 1889 года она была постоянно представлена на конгрессах «Международного объедиения рабочих партий» (II Интернационал), затем восстановились связи с набиравшими силу в России социал-демократическими кружками

Материальные проблемы Аксельроду удалось решить, заведя в середине 80-х годов собственную небольшую фирму по производству кефира. К концу 90-х годов она начала приносить стабильный доход, позволявший Аксельроду и его семье не только обеспечить собственную жизнь, но и оказывать материальную поддержку другим революционерам. В 1908 году фирма «Аксельрод-кефир», имевшая три отделения - в Цюрихе, Женеве и Базеле, была продана в обмен на пенсию её создателю со стороны нового владельца.

Личная жизнь, семья

В 1875 году в Женеве П. Б. Аксельрод женился на приехавшей к нему его бывшей ученице Надежде Ивановне Каминер (студент Аксельрод занимался с ней и её сестрой в качестве репетитора). Несмотря на жестокую нужду, которую первые годы исптывала молодая семья, брак оказался удачным. Один за другим родились трое детей: Вера (1876), Александр (1879) и Софья (1881). Н. И. Аксельрод-Каминер скончалась в 1905 году.

Аксельрод участвовал в работе первых народнических кружков. В 1874 году он был арестован за «хождение в народ», попытку «просветить» крестьян деревни Богдановки Могилевской губернии. После побега из-под ареста Аксельрод эмигрировал. В Берлине, а затем в Женеве он увлекся идеями, которые отстаивал М.А. Бакунин: верой в революционность российского крестьянства, его «прирожденную» приверженность социалистическим идеям. В 1879 году, нелегально вернувшись в Россию, Аксельрод вступил в народническую организацию «Черный передел», для которой разработал программу, а также стал редактором одноименного печатного органа.

Летом 1880 года Аксельрод был уже вновь в эмиграции, стал одним из основателей социал-демократической группы «Освобождение труда» (1883). Аксельрод много печатался в австрийских, немецких, российских социал-демократических изданиях. В 1890-е годы он одним из первых подверг критике «экономизм». В 1901 году Аксельрод оказал помощь приехавшим из России В.И. Ленину, Ю.О. Мартову, А.Н. Потресову в создании общероссийской политической газеты «Искра».

Аксельрод наряду с Г.В. Плехановым стал одним из первых российских теоретиков марксизма. Он являлся членом редколлегии «Искры», участником обсуждения проекта программы Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) в апреле 1902 года. Аксельрод считал, что в России «промышленный пролетариат по своим составным элементам и условиям существования в высокой степени связан еще с деревней», что «задача приобретения русскими социал-демократами приверженцев, прямых или косвенных союзников среди непролетарских классов, решается прежде всего и главным образом характером пропагандистской деятельности в среде самого пролетариата». Ленин в своей работе «Что делать?» (1902) отмечал «замечательную прозорливость» Аксельрода, однако в дальнейшем их пути разошлись, особенно после того, как Аксельрод вместе с Плехановым оспорил ленинские предложения по аграрному вопросу, а в дискуссии о членстве в партии поддержал Мартова. Именно Аксельрод в статьях, опубликованных в конце 1903 - начале 1904 годов в новой «Искре», первым указал на опасность превращения РСДРП в якобинскую, заговорщического типа организацию. В идеях Ленина он видел «утопию теократического характера», порожденного отсталостью России, проявление «мелкобуржуазного радикализма», использующего для своих целей борьбу рабочего класса.

С момента оформления меньшевистского крыла РСДРП Аксельрод стал его неформальным лидером. В 1905 году он выступил противником установления «диктатуры пролетариата и крестьянства» и бойкота выборов в Первую Государственную думу. На Третьем Стокгольмском съезде партии (1905) Аксельрод осудил революционный максимализм большевиков, подчеркнув его пагубное воздействие на позицию как либералов, так и буржуазии в целом, приведя к их преждевременному повороту вправо. Позже Аксельрод обосновал ликвидаторство, выдвинув идею всероссийского рабочего съезда и создания легальной рабочей партии. На Венской конференции РСДРП в августе 1912 года он был избран членом Заграничного секретариата Организационного комитета РСДРП. В отличие от большевистской части партии стала меньшевистская называться РСДРП (объединенная).

С началом Первой мировой войны Аксельрод не скрывал своих симпатий к Антанте, пытался найти объяснение позиции европейских социал-демократических партий, проголосовавших за поддержку собственных правительств, в «вековых традициях патриотизма». В дальнейшем он предложил план «интернациональной борьбы за мир»: давление рабочих на руководство своих партий для совместного решения вопроса об отзыве социалистов из правительств и отказа от голосования за военные кредиты. Циммервальдская (1915) и Кинтальская (1916) международные социалистические конференции рассматривались им как «частные интернациональные совещания» для преодоления психологических трудностей сближения разобщенных войной социалистических партий и предупреждения проникновения «ленинской пропаганды раскола» в западноевропейскую социал-демократию, за что Ленин назвал его «лидером русских каутскианцев». В борьбе с ленинской идеей превращения войны империалистической в гражданскую он добился вместе с Мартовым ключевой для циммервальдского большинства формулировки о необходимости достижения «всеобщего мирного договора без аннексий и контрибуций».

Февральская революция застала Аксельрода в Цюрихе. В Россию он вернулся 9 мая вместе с группой эмигрантов тем же путем (в пломбированном вагоне через Германию), каким до этого прибыли Ленин и Зиновьев. В одном из первых интервью Аксельрод подчеркнул, что «нынешняя революция не является чисто пролетарской, но также и буржуазной», а потому «вредно требовать свержения буржуазного правительства», Временное правительство нуждается в поддержке «при широком участии представителей пролетариата во всех отраслях общественной и государственной деятельности и повседневной органической работе над демократизацией всех областей национальной жизни». В пределах, «определяемых буржуазным характером революции», эта поддержка «явится взаимной поддержкой буржуазии и пролетариата и совместной чисткой авгиевых конюшен низвергнутого царизма». Вхождение социалистов в правительство считал «принципиально нежелательным». В Петрограде Аксельрод стал членом исполкома Петроградского совета.

Майская всероссийская конференция РСДРП(о) избрала Аксельрода членом Организационного комитета (ОК), на первом же заседании которого он был избран его председателем. Аксельрод принял участие в обсуждении вопросов об организации кампании за мир и ходе подготовки к созыву международной социалистической конференции, доклада И.Г. Церетели о внешней политике коалиционного Временного правительства, поддержал предложение прекратить деятельность Государственной думы и Государственного совета, высказался за контакт с министрами - делегатами партии, за их отчет перед ОК. Аксельрод был делегирован от ОК в Бюро по созыву объединительного (августовского) съезда РСДРП на третью Циммервальдскую конференцию. По личным обстоятельствам (из-за болезни, а вскоре и смерти дочери) он выехал за границу для подготовки конференции (она состоялась в сентябре) позже других (в самом начале августа) и больше в Россию не возвращался. Августовский (1917) объединительный съезд РСДРП заочно избрал его председателем партии и главой ее зарубежного представительства.

Приход к власти большевиков в октябре 1917 года Аксельрод осудил. С лета 1918 года он заявлял о вырождении «диктатуры пролетариата» в контрреволюцию и считал «большевистский переворот» «колоссальным преступлением и ничем иным». От этой своей оценки Аксельрод не отказывался никогда, хотя она существенно расходилась с оценкой, данной новым руководством партии, избранном на Чрезвычайном объединительном съезде РСДРП в декабре 1917 года.

По замечанию Аксельрода, вытекавшая из всех теоретических построений официальных меньшевистских лидеров, равно как и их западноевропейских единомышленников, оценка большевистской диктатуры служила «теоретической базой для санкционирования большевистского режима». Он категорически возражал против объявления происшедшего в России «шагом вперед в общественном развитии», отнесения «к историческому активу» большевиков завоеваний «в области эмансипации России от империалистической опеки, свержения господства имущих классов и радикального устранения пережитков крепостничества» и считал, что, насильственно прервав революционное развитие страны, они отбросили ее «назад - в экономическом отношении чуть не в середину прошлого века, а политическом - частью ко временам Петра Великого, а отчасти - Ивана Грозного».

Апрельские тезисы ЦК РСДРП (1920) и ряд других официальных партийных документов побудили Аксельрода обратиться к новому лидеру партии Ю.О. Мартову с открытым письмом, которое он рассматривал как своего рода политическое завещание. Первая публикация письма в эмиграции относится к весне 1921 года. В России до 1999 года письмо было опубликовано лишь однажды - весной 1923 года петроградской группой «правых» меньшевиков. Направленное против «легенды о великой пролетарской и коммунистической миссии большевизма», оно стало событием не только для российской, но и международной социал-демократии. Старый, больной, но мужественный человек, Аксельрод и за границей оставался нравственным эталоном и координационным центром для всех меньшевистских партийных групп и течений. Его нельзя относить к представителям «правого» меньшевизма, организационно порвавших с РСДРП еще в 1917 году, поскольку он всегда оставался членом РСДРП и не желал вносить свою лепту во внутрипартийный разлад.

  • Историческое положение и взаимное отношение либеральной и социалистической демократии в России. Женева, 1898.
  • Письмо к товарищам-рабочим (Вместо предисловия) // Рабочий. Рабочие и интеллигенты в наших организациях. Женева, 1904.
  • Народная дума и рабочий съезд. Женева, 1905.
  • Кризис и задачи международной социал-демократии. Цюрих, 1915 (на немецком языке).
  • Борьба за мир и восстановление Интернационала. Пг., 1917.
  • Кто изменил социализму? (Большевики и социальная демократия в России). Нью-Йорк, 1919.
  • О тактике социалистов в борьбе с большевизмом. Пг., 1923.
  • Пережитое и передуманное. Берлин, 1923.
  • Из архива П. Б. Аксельрода. Берлин, 1924.
  • Письма П. Б. Аксельрода и Ю. О. Мартова. Берлин, 1924.
  • Переписка Г. В. Плеханова и П. Б. Аксельрода. М., 1925. Т. 1-2.