Новые знания и умения. Основы формирования и усвоения знаний, навыков, умений. Навыки и умения для бухгалтеров, аудиторов…

Для тренера жизненно важно разбираться в особенностях самого процесса обучения. В частности - понимать разницу между знаниями, умениями и навыками .

Знания

Чтобы что-то сделать, человеку нужно знать с чего начинать, куда продолжать и как заканчивать. Это и есть знания - сведения о предметах и процессах.

Причём, чем сложнее дело, тем больше знаний нужно. Чтобы выкопать канаву, знаний нужно мало. А вот сделать сайт - это уже серьёзная задача.

  1. Начинать с общей картины. Помогите участнику увидеть сначала всю структуру целиком и укажите, что на ней главное.
  2. Углубляться постепенно. От общего переходите к частному, от структуры к элементам.
  3. Применять обобщающие схемы. Схемы, обобщения в красивых метафорах («уверенность похожа на дом: в ней есть фундамент - положительная самооценка» и так далее) помогают участникам лучше запоминать.

Выполнять эти правила не просто, но зато тренинги, построенные с их учётом, выглядят серьёзнее и оказываются полезнее для участников.

НАВЫКИ

Навыки - это автоматическое выполнение действия для достижения определённой цели.

Между навыком и простым автоматизмом есть существенная разница - навык всегда сознательное действие. Например, когда человек незаметно для себя начинает грызть ногти - это автоматизм. А вот езда на автомобиле - навык (невозможно поехать на автомобиле без участия сознания; а ногти грызть - можно).

Навыки формируются относительно долго и - это очень важно! - только если внимание человека направлено на цель, ради которой навыки формируются.

Возьмём пример с вождением машины. Если человек садится в машину и начинает просто крутить руль, у него навык не сформируется. А вот если он крутит руль, чтобы поворачивать и доехать, куда надо, вот тогда навык будет формироваться.

Любопытно, что навык развивается бесконечно. Всегда можно что-то улучшить, всегда есть, куда расти.

При этом рост навыка - скачкообразен. Изменения накапливаются незаметно, а потом р-раз - и выход на новый уровень. И бывает, что перед скачком случается ухудшение. Это - верный признак, что скоро будет быстрый рост.

Ну и конечно, большинство навыков формируются не за один день. Требуется иногда несколько месяцев упорной работы, чтобы навык появился.

УМЕНИЯ

Умение — это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях.

Обычно говорят, что умение - это начальная стадия навыка, но это не так. Наоборот, умения образуются на базе навыков (и, конечно, знаний). Навык - составная часть умения.

Сложно выполнить работу в новых условиях, если не обладать навыками. Представьте человека, который только-только сел за руль и научился ездить по пустому автодрому. Если его выпустить на улицу с оживлённым движением (новые условия), сколько он проедет без аварии?

Другое дело, если он уже наловчился ездить по автодрому. Теперь можно отправляться в новые условия (лучше, конечно, на дорогу с минимальным движением).

Важно помнить, вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут. См. выше пример про обучение вождению.

Высший уровень развития умения - это мастерство . Когда человек легко, быстро и качественно выполняет сложную работу, мы понимаем - он мастер. Чтобы стать мастером, нужно много трудиться, но результат себя, безусловно, окупает.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Я отлично умею!

    Активное игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе , повышающее самооценку и уверенность в себе и открывающее новые перспективы. Упражнение раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу.
    Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и уверенности. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге целеполагания . Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.

    Бонусы! Методика содержит 5 различных вариаций упражнения в зависимости от целей тренера и особенностей группы!

  • Разминка "Дом и Жилец"

    Динамичное и интересное упражнение-разогрев, которое позволяет за короткое время заметно повысить уровень энергетики, внимания и активности в группе .
    Э то упражнение можно использовать для тренингов любой направленности . Упражнение станет хорошей подводкой к темам о различных стратегиях поведения в той или иной ситуации, об активности в достижении цели , о лидерской позиции , о быстроте принятия решений в меняющейся обстановке.
    У пражнение "Дом и Жилец" легко снимает усталость , позволяет найти силы для разбора новой важной темы даже в конце тренингового дня. Это одно из лучших упражнений-разминок для тренингов, помогающих быстро поднять энергетику и активность группы с помощью физической активности.

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
    Бонус! К методичке прилагается аудио-файл с записью упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!

  • Бегом к своей цели

    Энергичное и сильное упражнение для тренингов целеполагания, уверенности, личностного роста, к оторое позволяет через метафору дать участникам тренинга прочувствовать силу собственного внутреннего сопротивления на пути к выбранной цели . Упражнение наглядно показывает, что для успешного достижения цели недостаточно только сформулировать цель и наметить план действий, важен ещё настрой на достижение цели и отсутствие сопротивления. Участники смогут за короткое время ярко, полно, глубоко пережить свое сопротивление и получат мотивацию к изменениям.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная методичка данного упражнения для тренинга разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих профессионально провести это упражнение. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 9 страниц. Бонусы! Аудио-файл (9:45 мин.) и подробный блок теории к упражнению.

Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т. е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык.

Для того чтобы разобраться в вопросе о путях и механизмах формирования у учащихся умений и навыков, надо сначала уяснить, что собой предоставляют умения и навыки. До сих пор не уточнены соотношения между понятиями «умения» и «навыки». Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения.

Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.

Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.

Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.

Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка.

Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т. п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания, оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей учащийся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при работе над допущенными ошибками.

Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Это значит, что когда мы формируем в процессе обучения у ученика способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т. е. умение переходит в навык.

Но в ряде случаев, когда действие сложное, и его выполнение состоит из многих шагов, при любом совершенствовании действия оно остается умением, не превращаясь в навык. Поэтому умения и навыки различаются еще в зависимости от характера соответствующих действий.

Если действие элементарное, простое, используемое широко при выполнении более сложных действий, то его выполнение формируется обычно как навык, например, навык письма, чтения, устных арифметических действий над небольшими числами и т. д. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков.

Таким образом, термин «умение» имеет два значения:
первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык.
способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения. Процесс формирования учебных умений и навыков (общих и узкопредметных) является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Можно установить следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими и учебным умениям, и навыкам:
0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения).
1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
3 уровень- учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
4 уровень - учащиеся автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык).
Однако далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.

Применение знаний, умений и навыков - важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе. Их применение стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах. Знания становятся средством воздействия на предметы и явления действительности, а умения и навыки - орудием практической деятельности только в процессе их применения. Важнейшая функция применения - получение с его помощью новых знаний, т. е. превращение их в инструмент познания. В этом качестве применение знаний может нередко означать лишь мысленное преобразование некоторых исходных моделей действительности с целью получения новых, более полно и совершенно отражающих реальный мир. Характерный пример такого применения - так называемое мысленное экспериментирование. Способность использовать усвоенные знания для получения новых называют интеллектуальными умениями и навыками. В практической деятельности, кроме интеллектуальных, обязательно применение специфических умений и навыков, в совокупности обеспечивающее успешность труда.

Применение знаний, умений и навыков - один из этапов усвоения - осуществляется в самых разнообразных видах деятельности и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания изучаемого. Его можно педагогически организовать путем выполнения упражнений, лабораторных работ, практической деятельности. Особенно глубоким по своему воздействию является применение знаний к решению учебно-исследовательских задач. Применение знаний усиливает мотивацию учения, раскрывая практическую значимость изучаемого, делает знания более прочными, реально осмысленными.

Применение знаний по каждому учебному предмету своеобразно. При изучении физики, химии, естествознания, физической географии знания, умения и навыки применяются в таких видах деятельности учащихся, как наблюдение, измерение, фик¬сирование полученных данных в письменных и графических формах, решение задач и т. д. При изучении гуманитарных предметов знания, умения и навыки реализуются при самостоятельном объяснении учащимися тех или иных явлений, при применении правил правописания и т. д.

Применение знаний, умений и навыков связано, прежде всего, с распознаванием в конкретной ситуации случаев, где такое применение целесообразно. Специальное обучение соответствующему распознаванию связано с установлением принципиального сходства и, следовательно, с умением отвлечься (абстрагироваться) от факторов и особенностей, которые при данных обстоятельствах можно считать несущественными. Единство обобщения и конкретизации позволяет избежать решения задач лишь с опорой на память, а не на всесторонний анализ предлагаемых условий, т. е. избежать формализма знаний. Другое необходимое условие - владение последовательностью операций применения. Обучению такого рода действиям уделяют обычно больше внимания, но и здесь встречаются ошибки - чаще всего попытки свести его к чисто алгоритмическим процедурам в раз и навсегда заданной последовательности. Применение знаний, умений и навыков успешно тогда, когда оно приобретает эвристический и творческий характер.

Обучение невозможно без применения наличных (пусть минимальных, почерпнутых из житейского опыта) знаний, умений и навыков и является целесообразно организованной системой последовательного применения знаний, умений и навыков. В ряде случаев применение может быть лишь мысленным, воображаемым. Совершенствование знаний, умений и навыков также происходит только в процессе их применения, поэтому повторение изученного должно быть, как правило, не простым воспроизведением, а применением его в более или менее новых условиях. Для применения знаний, умений и навыков важны межпредметные связи, так как действия с реальными объектами требуют одновременного учета знаний по нескольким учебным предметам. Успешному применению знаний, умений и навыков способствует самоконтроль.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • 1. Введение
  • 2. Понятие «Знание»
  • 5.Формирование умений и навыков
  • 6. Применение знаний, умений и навыков
  • 7.Заключение
  • 8. Литература
  • 1.Введение

В основе важнейших концепций современной психологии лежит мысль, связанная с идеями Л. С. Выготского о том, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Тогда только личность может стать полноценным членом общества. Идея, согласно которой психическое развитие осуществляется путем усвоения социального опыта, через учение, является центральной не только для психологии обучения, но и для психологии воспитания. Формирование личности молодого человека, усваивающего социальный опыт, происходит не автоматически, а путем изменения его внутреннего мира, его внутренней позиции, которая опосредует все воспитательные воздействия. Позиция личности, совокупности мотивов деятельности, в которой проявляются потребности человека, его идеалы, оценки и самооценки, сформированные в результате воспитания, делают личность относительно независимой от различных внешних воздействий, которые преломляются через перечисленные выше внутренние условия.

Получение знаний осуществляется в процессе деятельности учащегося, в результате и при условии выполнения им определенной системы действий. Человек не получает от природы в готовом виде мыслительную деятельность, а учится мыслить, усваивает мыслительные операции. Задача педагога - умело управлять этим процессом, контролировать не только результаты мыслительной деятельности, но и ход ее формирования.

В работе ряда психологов было обнаружено, что усвоение учащимися материала зависит от структуры их познавательной деятельности, которая, в свою очередь, определяется методами обучения, т. е. была показана зависимость усвоения знаний и развития мышления учащихся от характера обучения, его содержания и методов. В тех случаях, когда школьники под руководством учителя осуществляют самостоятельный поиск признаков усваиваемых понятий и способов решения новых типов решения задач, в обучении возникает более развивающий эффект. Усвоение оказывается особенно эффективным, если в процессе обучения создаются условия для перехода от интериоризации к экстериоризации (это проявляется в применении знаний к решению наглядно-действенных задач), для выработки приемов умственной деятельности, имеющих обобщенный характер.

Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык

Для того чтобы разобраться в вопросе о путях и механизмах формирования у учащихся знаний, умений и навыков, надо сначала уяснить, что они собой предоставляют.

2. Понятие «Знание»

Понятие «знание» многозначно и имеет несколько определений. Оно определяется то как часть сознания, то как нечто общее в отражении предметного разнообразия, то как способ упорядочения действительности, то как некоторый продукт и результат познания, то как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта.

В «Большой психологической энциклопедии» (2007 г.) «знания» определяются следующим образом: «форма представления о действительности, являющаяся общепризнанной для конкретной социальной группы».

Элементарные знания, обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием их жизнедеятельности, реализации поведенческих актов. Знания являются органическим единством чувственного и рационального. На основе знаний вырабатываются умения и навыки.

Во всех этих определениях говорится, главным образом, о научных знаниях. Но кроме научных, есть житейские знания, знания личностные, которые известны только одному человеку. Л.М. Фридман, проанализировав существующие определения понятия «знание», приводит его определение более общего характера: «Знание - это результат нашей познавательной деятельности независимо от того, в какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или не чувственно, непосредственно или опосредованно; со слов других, в результате чтения текста, при просмотре кино или телефильма и т.д. Этот результат познания человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой. Следовательно, всякое знание есть продукт познавательной деятельности, выраженный в знаковой форме. Знание противоположно незнанию, неосведомленности, отсутствию представлений о чем или о ком-нибудь».

Многозначность в определении понятия «знание» обусловлена тем множеством функций, которое реализуется знанием. Так, например, в дидактике знание может выступать и как то, что должно быть усвоено, т.е. в качестве целей обучения, и как результат осуществления дидактического замысла, и как содержание, и как средство педагогического воздействия. В качестве средства педагогического воздействия знание выступает потому, что, входя в структуру прошлого индивидуального опыта учащегося, оно меняет и преобразует эту структуру и тем самым поднимает обучаемого на новый уровень психического развития. Знание не только формирует новый взгляд на мир, но и меняет отношение к нему. Отсюда вытекает и воспитательное значение всякого знания.

Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся.

Сами по себе знания еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрения человека, знания в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей.

3. Формирование и усвоение знаний

Формирование и усвоение знаний составляют предпосылку целесообразной и эффективной деятельности человека при встрече с новыми объектами, ситуациями, задачами.

Обучение знаниям включает в себя несколько элементов.

1. Демонстрация ученикам (или обнаружение ими самими) различных предметов или явлений определенного класса. При этом объекты подбираются так, чтобы они различались всеми признаками, кроме существенных (расчленяющая методика), или, наоборот, были сходны по всем признакам, кроме существенных (противопоставляющая методика). Например, при расчленяющей методике понятие «млекопитающие» можно вводить на таких внешне различных объектах, как собака, кит и летучая мышь, при противопоставляющей - на таких внешне сходных объектах, как киты и рыбы.

2. Наблюдения учащихся над этими предметами или явлениями и выделение их различных сторон и свойств, связей, действий. Например, для приведенных выше объектов - их строение, образ жизни, размножение и т. д.

3. Сравнение, сопоставление и противопоставление (анализ) выявленных свойств. Выявление и объединение (синтез) таких свойств, которые общи для всех рассмотренных объектов или, наоборот, отличают все объекты одной группы от всех объектов другой группы. В приведенном примере при расчленяющей методике это будут следующие признаки: все млекопитающие - живородящие, теплокровные, дышат легкими, у них есть молочные железы, костный скелет, головной мозг. При противопоставляющей методике - живородящие сравниваются с икро-мечущими, теплокровные - с холоднокровными.

4. Абстрагирование выделенных свойств путем закрепления их в термине («млекопитающие»).

5. Обобщение понятия путем применения термина к различным объектам, имеющим выделенные признаки (например, путем упражнений на распознавание и выделение млекопитающих среди различных видов наблюдаемых или изучаемых животных).

Изложенный путь формирования знаний не обязательно должен быть пассивным. В одних случаях объекты наблюдения может демонстрировать учитель. В других их могут отыскивать, обнаруживать или создавать сами учащиеся при изучении литературы, в ходе собственного экспериментирования, экскурсий, экспедиций, исследований. Точно так же наблюдение, анализ, синтез, сопоставление, абстрагирование и обобщение могут осуществляться самим учителем или могут проводиться учащимися под руководством учителя.

Психологические исследования вскрыли многие важные черты и механизмы процесса формирования знаний. Обнаружилось, что переработка сведений начинается не после восприятия (наблюдения) предметов или явлений, а уже в ходе самого восприятия. Оказалось, что восприятие как бы отбирает одни объекты и совсем не замечает других. Результаты всей дальнейшей мыслительной переработки (сравнение, обобщение) во многом зависят от того, что именно заметил человек в объектах. Отбор этот зависит от трех главных факторов:

1) строения самого объекта (какие черты в нем более ярко выражены);

2) личного опыта (какие черты наиболее знакомы);

3) методики обучения (какие черты выделяет, подчеркивает учитель или отмечают ученики).

Отнюдь не всегда знание связано с усвоением или употреблением соответствующего слова. Так, дети иногда могут правильно расклассифицировать предметы или картинки: разложить в отдельные группы орудия для еды (ложки, вилки) и инструменты (молоток, пилу) или изображения животных и растений. Но при этом дети не могут обозначить соответствующие классы вещей словом (например, «животные», «растения») и не в состоянии словесно объяснить основания своей классификации. По-видимому, здесь обобщение происходит еще на уровне наглядных представлений. Представления могут выделять существенные признаки соответствующих объектов, а могут закреплять и признаки случайные, побочные, частные. Отсюда видно, что не всякие обобщенные знания имеют характер понятий.

Как показывают исследования, характер предварительных представлений может существенно влиять на содержание формирующихся понятий. Вместе с тем правильное употребление соответствующего слова тоже не означает, что сформировалось понятие. Слово часто оказывается лишь обозначением соответствующих наглядных представлений, а не понятий о существенных признаках или классах объектов. Особенности учебного материала определяют приемы предметной, перцептивной и умственной деятельности, необходимой для образования соответствующих знаний (приемов анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения). Следовательно, чтобы формировать правильные знания и понятия, надо специально обучать школьников приемам самой умственной деятельности, которыми достигается обнаружение, выделение и объединение существенных признаков изучаемых предметов и явлений.

Сами процессы выделения определенных признаков вещей (явлений) и формирование соответствующих знаний связаны с направленностью деятельности, ее мотивами и целями, опытом человека, его ценностями, знаниями, отношением к миру и т. д.

Организация усвоения составляет задачу деятельности учителя, который руководит этим процессом, оказывает помощь ученикам, контролирует полученные результаты, планирует задачи, содержание и методы. При этом преподаватель должен знать, «каким образом происходит усвоение знаний учащимися, как создается интерес к учебному предмету, при каких условиях учащиеся глубже осознают, прочнее запоминают и успешнее применяют изученный материал» (Данилов М.А.).

Овладевая знаниями, учащиеся учатся перестраивать, переосмысливать их, применять к решению разнообразных задач. А это значит, что любые воздействия педагога, на личность обучаемого должны дополняться проявлением собственной активности обучаемого в овладении необходимыми знаниями и действиями, а также встречным воздействием на обучающего, в результате которого несколько трансформируется деятельность последнего. Но практически каждое воздействие на человека, изменяющее его состояние и вызывающее ответную реакцию, принято характеризовать как воздействие управляющее.

Следовательно, в условиях взаимодействия учителя и ученика под влиянием активности каждого, ученик усваивает определенную систему знаний, приобретает умения и навыки для последующего применения их на практике. Учитель организует активную умственную и практическую деятельность учащихся по реконструкции учебного материала и его усвоению, делает процесс усвоения личностно значимым, то есть управляет данным процессом.

4. Понятия «Умение» и «Навыки»

До сих пор не уточнены соотношения между понятиями «умения» и «навыки». Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения.

Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.

Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями.

Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.

Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня формирования, совершаемому полностью сознательно.

Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня формирования, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.

Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка.

Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка.

Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено.

В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операционные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом.

В случае каких-либо возникающих трудностей учащийся обращается к правилу, при работе над допущенными ошибками.

Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения.

То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью (Рубинштейн С.Л).

Это значит, что когда мы формируем в процессе обучения у обучаемого способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. Способность выполнять действие формируется сначала как умение.

По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у обучаемого образуется навык в выполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык.

Но в ряде случаев, когда действие сложное, и его выполнение состоит из многих шагов, при любом совершенствовании действия оно остается умением, не превращаясь в навык. Поэтому умения и навыки различаются еще в зависимости от характера соответствующих действий.

Если действие элементарное, простое, используемое широко при выполнении более сложных действий, то его выполнение формируется обычно как навык, например, навык письма, чтения, устных арифметических действий над небольшими числами и т.д. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков.

Таким образом, термин «умение» имеет два значения:

1) Как первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык.

2) Как способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков.

В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения.

Обще-учебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

Для усвоения отдельных предметов необходимы так называемые предметные умения и навыки. Им соответствуют такие действия, формируемые в каком-либо учебном предмете, которые могут становиться операциями для выполнения лишь других специфических действий этого предмета или смежных предметов.

Например, навыки чтения и записи натуральных чисел и действий над ними при первоначальном формировании - сугубо математические умения (действия). Однако затем, когда они уже сформированы, они превращаются в операции, широко используемые не только для осуществления различных математических действий, но и для действий во многих других предметах (даже таких, как история или литература) и в повседневной жизненной практике. Поэтому эти навыки являются обще-учебными. А вот умению находить производную некоторой функции соответствует такое действие, которое используется в курсе математики и в некоторых случаях в курсах физики и химии. Поэтому это умение является предметным.

Как видим, четкую границу между предметными и обще-учебными умениями и навыками провести довольно трудно.

Вместе с тем, все учебные умения и навыки, формируемые в каком-то учебном предмете, можно разделить на две категории:

1) Общие, которые формируются у учащихся не только при изучении данного предмета, но и в процессе обучения многим другим предметам, и имеющие применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике, например, навыки письма и чтения, работы с книгой и т.д.;

2) Специфические (предметные), которые формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах, например, определение общего сопротивления цепи проводников в физике, или вычисление валентности сложного химического вещества и т.д.

5.Формирование умений и навыков

обучение личность знание навык

Формирование умений и навыков - специальная педагогическая задача. Однако не все педагоги рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку обучаемые сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, - это положение неверно.

Обучаемый в своей учебной деятельности действительно перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает педагог.

Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный учеником способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от эталона.

В то же время преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество полученного учениками результата. Эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает учащемуся продвигаться в учебном материале, развивать учебную деятельность. Громоздкие системы нерациональных приемов тормозят учебный процесс, затрудняют формирование умений и их автоматизацию.

Итак, у учащихся на всем протяжении обучения нужно формировать обще-учебные умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками. Что же при этом должен делать педагог? Отметим два главных момента, или этапа: постановку цели и организацию деятельности.

Прежде всего перед детьми ставится особая цель - овладеть определенным умением. Когда педагог сталкивается с отсутствием у обучаемого конкретного умения, ему нужно вначале задать себе вопрос, а была ли перед ним поставлена такая цель? Осознают ли ученики ее? Ведь только наиболее интеллектуально развитые учащиеся самостоятельно выделяют для себя и осознают операционную сторону учебной деятельности, остальные же остаются на уровне интуитивно-практического владения умениями.

Очень распространенный недостаток организации учебной работы учащихся состоит в том, что они не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. Конечно, на первых порах, да и периодически в более сложных случаях в дальнейшем, Педагог, давая то или иное задание, сам указывает ту учебную задачу, которую должен решить обучаемый, выполняя это задание. Но постепенно обучаемые приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой ими работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы.

Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый обучаемый имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению.

Известно, что неформальное освоение высших интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее, даже при преобладании познавательней мотивации все равно будут присутствовать и другие мотивы - широкие социальные, достижения успеха, избегания наказания и др.

Педагогу приходится ориентироваться на весь этот широкий спектр мотивов. Ставя цель обучить данному умению, он должен дать возможность каждому учащемуся понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение (овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа; получать при этом высокие оценки и т.д.).

Чтобы поставить перед учениками четкую цель, ему нужно сначала самому иметь соответствующую программу формирования умений.

При планово-тематической системе организации учебного процесса эта программа предоставлена в каждом учебном минимуме - перечне основных знаний, умений и навыков, которые должны быть обязательно усвоены всеми учащимися при изучении учебной темы.

В учебный минимум включаются лишь наиболее важные, существенные вопросы, без знания которых невозможно последующее изучение учебной программы. В него включается также освоение учебных умений, как предусмотренных учебной программой, так и не предусмотренных ею, без овладения которыми деятельность обучаемых не будет достаточно рациональной и эффективной (эту систему мы рассмотрим ниже).

После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с педагогом деятельности. В этой совместной деятельности обучаемый должен, прежде всего, получить образец или правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получая готовый образец, обучаемые сами (но под руководством) разрабатывали систему правил, по которой они будут действовать. Этого можно добиться, сравнивая выполняемое задание с данным образцом.

Например, при обучении умению составлять план-конспект педагог может показать в виде образца план к определенной, уже знакомой теме.

Ориентируясь на него, ученики выполняют задание по другой, близкой теме - составляют план по данному учебному материалу. Далее они совместно с педагогом тщательно анализируют несколько работ из группы, сопоставляя их друг с другом и образцом.

Определяется, какие элементы в конспекте выделены, какие связи показаны, какие отсутствуют, а какие являются лишними, ненужными. Как уже видно из приведенного примера, совместная деятельность по выработке осознанного умения всегда внешне развернута. У учащихся обычно недостаточно развита способность внутренне, теоретически действовать, имея познавательную задачу. Во всяком случае, действуя по плану, они сталкиваются со значительными трудностями. Поэтому им нужны более легкие, доступные действия, внешние по форме.

Таким образом, основной путь здесь - совместная деятельность, а метод - выполнение внешних действий. Причем внешние действия должны быть вначале максимально развернутыми и лишь потом, по мере отработки умения, они могут сокращаться.

После осознания правил, по которым нужно действовать, необходимы упражнения в использовании полученного умения. Учащемуся недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны.

Тренировка, нужная для отработки умения, не должна быть односторонней и чрезмерной. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредоточивается на правильном применении одного нового умения.

6. Применение знаний, умений и навыков

Знания становятся средством воздействия на предметы и явления действительности, а умения и навыки - орудием практической деятельности только в процессе их применения. Важнейшая функция применения - получение с его помощью новых знаний, т.е. превращение их в инструмент познания. В этом качестве применения знаний может нередко означать лишь мысленное преобразование некоторых исходных моделей действительности с целью получения новых, более полно и совершенно отражающих реальный мир. Характерный пример такого применения - т.н. мысленное экспериментирование.

Способность использовать усвоенные знания для получения новых называют интеллектуальными умениями и навыками.

В практической деятельности, кроме интеллектуальных, обязательно применение специфических умений и навыков, в совокупности обеспечивающее успешность труда.

Применение знаний, умений и навыков - один из этапов усвоения - осуществляется в самых разнообразных видах деятельности и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания изучаемого.

Его можно педагогически организовать путем выполнения упражнений, лабораторных работ, практической деятельности. Особенно глубоким по своему воздействию является применение знаний к решению учебно-исследовательских задач.

Применение знаний усиливает мотивацию учения, раскрывая практическую значимость изучаемого, делает знания более прочными, реально осмысленными.

Применение знаний по каждому учебному предмету своеобразно. При изучении физики, химии, знания, умения и навыки применяются в таких видах деятельности учащихся, как наблюдение, измерение, фиксирование полученных данных в письменных и графических формах, решение задач и т.д. При изучении гуманитарных предметов знания, умения и навыки реализуются при самостоятельном объяснении учащимися тех или иных явлений, при применении правил правописания и т.д.

Применение знаний, умений и навыков связано, прежде всего, с распознаванием в конкретной ситуации случаев, где такое применение целесообразно.

Специальное обучение соответствующему распознаванию связано с установлением принципиального сходства и, следовательно, с умением отвлечься (абстрагироваться) от факторов и особенностей, которые при данных обстоятельствах можно считать несущественными.

Единство обобщения и конкретизации позволяет избежать решения задач лишь с опорой на память, а не на всесторонний анализ предлагаемых условий, т.е. избежать формализма знаний. Другое необходимое условие - владение последовательностью операций применения.

Обучению такого рода действиям уделяют обычно больше внимания, но и здесь встречаются ошибки - чаще всего попытки свести его к чисто алгоритмическим процедурам в раз и навсегда заданной последовательности. Применение знаний, умений и навыков успешно тогда, когда оно приобретает эвристический и творческий характер.

Обучение невозможно без применения наличных (пусть минимальных, почерпнутых из житейского опыта) знаний, умений и навыков и является целесообразно организованной системой последовательного применения знаний, умений и навыков. В ряде случаев применение может быть лишь мысленным, воображаемым.

Совершенствование знаний, умений и навыков также происходит только в процессе их применения, поэтому повторение изученного должно быть, как правило, не простым воспроизведением, а применением его в более или менее новых условиях.

Для применения знаний, умений и навыков важны межпредметные связи, т.к. действия с реальными объектами требуют одновременного учета знаний по нескольким учебным предметам. Успешному применению знаний, умений и навыков способствует самоконтроль.

7 .Заключение

Есть большая доля истины в том, когда иной раз говорят: голова даже самого способного человека мало чего стоит без хорошего образования.

Но, чтобы обеспечить человеку такое образование, нужно хорошо обучать его, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Важнейшая и не преходящая задача школы -- добиваться от учащихся глубокого и прочного усвоения научных знаний, вырабатывать умения и навыки, применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру. Говоря иначе, нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся хорошо овладевали изучаемым материалом, т. е. содержанием образования.

Все это требует глубокого осмысления учителем теоретических основ обучения и выработки соответствующих методических умений.

Применение знаний, умений и навыков - важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе. Их применение стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах.

Созданная П.Я. Гальпериным общепсихологическая концепция планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий получила подтверждение и нашла эффективное применение в практике школьного обучения, а также других форм образования. В общепсихологическом плане ее основу составляет новая методология психологического исследования, коренная перестройка традиционных представлений о психике и о предмете и методе психологии.

8. Литература

1.Педагогическая психология. Учебник для вузов. - М.: 2009.

2.Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2008.

3.Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.

4.Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие в схемах и таблицах. - СПб.: Питер, 2006

5.Большая психологическая энциклопедия. М. Эксмо: 2007.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Усвоение знаний учащимися начинается с воспитания, на основе которого формируются представления. Принципы и методы обучения в школе, логика построения учебных предметов предусматривают последовательное раскрытие мыслительных умений и навыков у детей.

    реферат , добавлен 24.11.2008

    Положительные привычки в учебной деятельности и в поведении школьников, их значение. Умения и овладение мастерством в изобразительном искусстве. Условия успешности формирования графических и живописных навыков. Исследование влияния искусства на человека.

    реферат , добавлен 09.03.2014

    Понятие и сущность проверки усвоения программных знаний учащимися. Методы контроля качества познаний учениками на уроках математики. Особенность нахождения школьниками уровня овладения сведениями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2018

    Анализ проблем формирования в процессе обучения механизма усвоения знаний и умений. Особенности знаний, навыков и умений в процессе обучения. Функционирование триады "знания-умения-навыки" в дидактике. Практические аспекты усвоения знаний и умений.

    реферат , добавлен 03.08.2010

    Усвоение и первичное осознание учащимися нового материала по теме с последующим обобщением знаний посредством создания реляционной базы данных. Формирование умений и навыков по созданию баз данных с помощью мастера форм. Закрепление изученного материала.

    разработка урока , добавлен 28.05.2015

    Критерии оценки знаний и умений учащихся. Методы контроля и самоконтроля. Методы усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программами. Рейтинговая и тестовая системы оценки знаний как фактор повышения эффективности обучения.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2012

    Физкультура как часть общей культуры общества и как цель физического воспитания, ее структура и задачи. Методы формирования физической культуры личности, направленные на приобретение знаний, на овладение двигательными навыками и на их совершенствование.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2012

    Понятие оценки знаний, умений и навыков, дидактические цели и задачи данного процесса. Использование практических заданий при проверке знаний. Значение контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника. Особенности организации контроля достижений.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2012

    Уровни усвоения знаний в педагогической практике. Формирование общеучебных умений и навыков на уроках химии в 11 классе. Образовательный аспект темы "Периодический закон и периодическая система химических элементов Менделеева" в системе школьного курса.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2011

    Формирование знаний, умений и навыков. Проблема взаимоотношения обучения и развития - одна из важнейших в современной дидактике. Факторы социализации. Развитие индивидуальности школьника и его личностных качеств. Усвоение учебного материала в школе.

Мы часто сталкиваемся с такими терминами, как «знание», «умение», «навыки». Но никто не задумывался о том, что они имеют разное значение, хотя имеют тесную взаимосвязь между собой. Поговорим о них, о формировании умений и многом другом.

Это реализация на практике какого-либо действия в новых условиях, на основе полученных знаний и приобретенных навыков, как правило, с эффективным результатом.

Что такое умение? Обычно считают начальным этапом навыка. Но это заблуждение, безусловно, навык является его частью, и именно на нем и на знании базируется умение.

Невозможно качественно выполнить работу без определенных навыков и знаний. К примеру, взять десятилетнего юношу, который никогда не занимался профессионально хоккеем, а только играл с мальчишками на озере, но выпусти его на ледовую арену на настоящий матч, сможет ли играть в новых условиях? Конечно, нет. Не хватает опыта.

Если же начнет посещать секцию и наловчится, тренер сможет его выпускать на лед во время игры. Тут, главное, запомнить, что без целенаправленной работы ни знания, ни тем более навыки не будут формироваться.

Вершиной развития умения является мастерство. В продолжение нашего примера, мастер - это человек, который качественно выполняет свою работу на высшем уровне. Чтобы стать таким выдающимся хоккеистом, как Александр Овечкин, нужно трудиться упорно и до изнеможения.

Итак, теперь мы знаем, что такое умение. Оно формируется только в процессе деятельности, целенаправленной с применением усердия. Чтобы развить умение плавать, необходимо идти в бассейн и учиться этому.

Плавно переходим к тандему навыка и умения

Навык - это действие, которое выполняется в автоматическом режиме, для достижения поставленной цели. Тут следует отметить, что навыки и умение выступают в тандеме.

Умение отличается способностью при помощи знания обдумывать конкретную ситуацию, продумывать дальнейший план действий для достижения цели, координировать и следить за процессом выполнения. Умение подключает в работу все относящиеся сюда навыки индивида.

Простые умения за счет качественных тренировок превращаются в автоматизированные действия, и плавно переходят в навыки. А последние, в свою очередь, это машинально выполняемые действия без детального контроля. В связи с этим бытует мнение, что навык - это автоматически воспроизводимое умение. Поговорим о создании последнего.

Этапы развития

Формирование умений и навыков - процедура длительная, занимает много времени. Понадобится не год, самосовершенствоваться можно в течение всей жизни.

Определить уровень владения какого-либо действия учеником можно при помощи следующей классификации:

· Нулевая ступень. Обучающийся, вообще, не владеет действием. Умения также отсутствуют.

· Первая. Имеет понятие о характере действия, но без помощи учителя его не выполнит.

· Вторая. В состоянии выполнить самостоятельно, но только по образцу, подражая преподавателю и коллегам.

· Третья. Уже без посторонней помощи выполняет действие осознанно.

· Четвертая завершающая. Произошло удачное формирование навыков, действие осуществляется на автоматическом уровне.

Итак, мы рассмотрели этапы развития навыков и умений.

А что такое знание?

Навыки, знания и умения - тесно взаимосвязанная троица. Все логично, чтобы осуществить игровой, трудовой или учебный процесс необходимо обладать определенными знаниями в соответствующей области. Это информация, которой человек владеет на теоретическом уровне. Но имея определенный умственный багаж, не значит, что его с легкостью можно реализовать на практике. К примеру, первоклашки к концу учебного года знают как, и могут писать, но не владеют навыком письма. Как уже говорили выше, навыки и умение тесно взаимосвязаны. Для формирования последнего, нужно знать, каким способом действовать и понимать, что для этого необходимо.

Теперь мы знаем, что такое умение и знание, а навыки - это действия, которые выполняются на подсознательном уровне, то есть автоматически. Для этого нужно много раз повторять одно и то же упражнение, чтобы сформировать привычку осуществления данного действия.

Напоследок поговорим о саморазвитии

Люди обучаются в процессе всей жизни. Но как оказалось, большинство владеют знаниями без понимания. Оценить уровень навыков, знаний и умений можно только по результатам совершенного действия.

Допустим, знания учеников посредством тестов-опросов, рефератов и докладов проверяется поверхностно. В отличие от профессиональных знаний и умений, потому что в этом случае, их качество будет влиять на результат работы. Допустим, медики, авиаконструкторы, сварщики, инженеры-атомщики и другие специалисты, в руках которых оказываются судьбы живых людей, должны владеть мастерством безупречно и многократно проверяться экзаменаторами дол начала профессиональной деятельности.

Итак, еще раз поговорим об отличиях понятий. Знание - это просто информация, которая получена человеком без осознания, куда ее применить, без глубинного понимания процессов, которые происходят с применением этих знаний. Мы можем много знать, но не все уметь.

Знания необходимо научиться применять. И чем больше будет умений приобретено, тем лучше человек станет проявлять свою приспособленность в любой ситуации. А навыки - это другой более качественный уровень знаний и умений. Добиться мастерства можно только при помощи упорного труда. И еще, важно не сколькими умениями ты обладаешь, а какие в состоянии применить.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Чем обусловлен жизненный результат и успех человека? Конечно же, это умения и навыки, которыми он обладает. При этом крайне важно понимать, что овладевать ими и развивать их можно и нужно в любом возрасте, ведь чем больше мы способны делать, тем большего количества самых разных целей можем достигать. Сегодня мы хотим поговорить как раз о том, каким образом формируются умения и навыки и из каких этапов состоит этот процесс, а также дать несколько рекомендаций по их развитию, которыми сможет воспользоваться каждый.

Немного об умениях и навыках

Ученые умы всего мира до сих пор ведут серьезные споры о том, что составляет верхушку иерархии в системе формирования у человека новых знаний, навыков и умений, которые характеризуют его интеллектуальное развитие. Одни исследователи говорят, что более важны навыки, а другие считают, что важнее умения. Давайте разберемся в отличиях.

Навык можно назвать наивысшим уровнем сформированности какого-либо действия – когда оно совершается автоматически и человеку не нужно осознавать промежуточные этапы. Умением же является способность к действию, которое совершается сознательно и пока не достигло высшего уровня сформированности.

Например, когда человек учится выполнять какое-то действие с конкретно целью, сначала он делает его , сосредотачиваясь на каждом промежуточном шаге, и каждый этот шаг откладывается в сознании. Процесс освоения действия осознан и развернут. Это значит, что в первую очередь формируется умение.

Далее – когда человек систематически тренируется и продолжает работать над собой – его умение совершенствуется. Время на выполнение действия сокращается, часть промежуточных этапов начинает выполняться неосознанно, автоматически. И здесь уже можно говорить о том, что происходит формирование полноценного навыка выполнения действия.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что навык – это усовершенствованная форма умения. Если, к примеру, изначально ему трудно «делать» слова из отдельных букв, и на освоение этого умения уходит масса сил и времени. Но взрослый человек в процессе чтения считывает буквы и слова автоматически, контролируя только смысловой аспект.

Это и значит, что благодаря долгим и упорным упражнениям и тренировкам умение читать превратилось в навык. Точно так же происходит и развитие речевых умений у дошкольников, развитие творческих и социальных умений, формирование навыков делового письма и т.д.

Навык представляет собой деятельность, сформированную посредством многократного повторения и доведения до автоматизма. Показателем же того, что у человека есть навык, является то, что перед выполнением действия он не думает заранее о том, как именно он будет его выполнять, а при выполнении действует точно и быстро.

Формирование и развитие умений и навыков – это достаточно долгий процесс, занимающий много времени. Зачастую на это уходит несколько лет, если речь идет о сложном действии. А что касается совершенствования навыков и умений, то это происходит вообще в течение всей жизни человека. Вот что говорит об умениях и навыках психология.

Этапы формирования навыков

Процесс формирования навыка предполагает прохождение четырех основных этапов:

  • Этап первый . Его можно смело охарактеризовать как предварительный. Здесь формируется так называемая программа навыка, отдельные элементы расчленяются на компоненты, осуществляются ориентировочные, тестовые действия. Также этот этап отличается большим количеством информации о действиях. А по мере выполнения тестовых действий из этой информации сознание отбирает только ту, что помогает правильно их выполнять.
  • Этап второй . Он является аналитическим. Элементы основного действия пока еще выполняются обособленно. Мозг анализирует силу, длительность, величину и другие параметры выполнения элементов. Кроме того, формируются и отдельные действия (к примеру, между органами управления и приборами). После этого появляется возможность осуществления действия в чередовании. Тут наблюдается очень узкий объем восприятия, и если в процессе тренировки (освоения навыка) присутствуют какие-то сторонние раздражители, внимание человека просто их не воспринимает.
  • Этап третий . Лучше всего для него подходит характеристика – синтетический. Самостоятельные элементы целостного действия формируются в единое образование и составляют одно сенсорное поле. Выполнение действия на данном этапе регулируется обобщенным образом, состоящим из последовательности, взаимосвязи и иерархии его отдельных элементов.
  • Этап четвертый . Это этап автоматизации, т.к. здесь устраняются все лишние элементы действия (при выполнении физического действия устраняется избыточное мышечное напряжение). Внимание человека смещается с процесса выполнения действия на результат. Все это связано с тем, что контроль действия переходит от зрения к кинестезии и осязанию. Именно на этом этапе человек получает возможность контроля темпа выполняемых действий; формируется индивидуальный ритм.

А вот как можно отобразить процесс формирования (и наличия) навыка схематично:

Если по какой-то причине человек в деятельности, связанной освоенным навыком, берет перерыв, навык может деавтоматизироваться, т.е. «забыться». Но это не так страшно, как может показаться, ведь после небольшого времени дополнительных тренировок он довольно быстро восстанавливается.

Нельзя забывать, что основным и самым важным условием формирования любого навыка является многократное повторение действия, и не имеет значения, чего это касается: умения водить автомобиль, делать «вертушку» ногами, быстро читать или решать сложные задачи. Посредством многократных повторений действия переходят на новый уровень, теряют сознательную направленность, становятся автоматизированными и превращаются в навыки.

Это основная информация, которую необходимо знать о развитии навыков, чтобы уловить саму суть механизма этого процесса. Далее мы хотим перейти к конкретным рекомендациям, но советуем вам дополнительно почитать наши статьи « », « » и « », в которых вы тоже найдете немало полезного на эту тему.

  • развитие учебных умений и навыков;
  • развитие творческих умений и навыков;
  • развитие социальных умений и навыков;
  • развитие речевых умений и навыков;
  • развитие умения и навыка базового и делового письма и т.д.
  1. Освоение умений и навыков, обучение им и их совершенствование должно быть непрерывным процессом. Он включает в себя получение нового опыта, знакомство с идеями и методами профессионалов, усложнение решаемых задач, в жизни.
  2. Процесс овладения новыми навыками необходимо подчинить конкретной системе. Овладевать чем-то можно и бессистемно, но намного эффективнее найти или разработать собственную программу занятий и тренировок. Лучше всего, если в ней будет место для ежедневной практики.
  3. К развитию нужно подходить комплексно. Это значит, что следует использовать различные форматы обучения умениям и навыкам и их совершенствования. Материалы могут быть какими угодно: книги, видео, аудио, интерактивные упражнения в Интернете, тесты и т.д. Главное – получать как можно больше практики.
  4. Важно развивать в себе любопытство к окружающей информации. Нужно изучать все, что касается области ваших интересов и применения осваиваемых навыков: достижения и разработки, инновации и новые тренды, бизнес-процессы и т.д. Любопытство и широта кругозора многократно усиливают эффект овладения навыками и умениями.
  5. Развитие необходимо не просто подчинять системе, но и планировать. Любой навык следует развивать поэтапно, не преследуя цель в одночасье стать профессионалом. При этом важно определить наиболее приоритетные области развития, достижения в которых помогут вам стать успешнее и прийти к новым результатам в жизни, учебе и работе.
  6. Обязательно формируйте новые привычки. В частности, привыкайте ежедневно читать литературу и посещать сайты, касающиеся областей ваших интересов, а также сферы достижения успеха и личной эффективности. О других полезных привычках читайте в нашей статье « ».
  7. Стремитесь развивать и совершенствовать личные и профессиональные навыки не только в свободное, но и в рабочее время. Не бойтесь брать на себя ответственность, решать сложные задачи и работать над необычными и креативными проектами. Выход из зоны комфорта прекрасно способствует личностному развитию.
  8. Развитие навыков зависит от круга общения. Чтобы лучше чему-то научиться, чтобы стать профессионалом в каком-либо деле, общайтесь с людьми уже имеющими опыт в том, что вам интересно. Они смогут рассказать и показать вам, как и что правильно делать, помогут избежать множества ошибок.
  9. Одним из показателей успешного или не успешного овладения тем или иным навыком следует считать обратную связь, поступающую от окружающих людей. Следите за тем, как люди оценивают то, что вы делаете, анализируйте это и делайте соответствующие выводы, чтобы стать лучше.
  10. Не пренебрегайте возможностями дополнительного образования там, где живете. Ищите и посещайте тренинги, семинары и мастер-классы по интересующим направлениям. Но предварительно, конечно, читайте отзывы и интересуйтесь мнениями людей, которые посещали подобные мероприятия.

На первоначальном этапе этих рекомендаций будет вполне достаточно, чтобы развитие умения и формирование навыка, который вас интересует, происходило быстрее и давало лучшие результаты. Но все же мы хотим дать еще несколько советов на тему того, какие инструменты саморазвития нужно взять на вооружение:

  • Одним из самых лучших, полезных и действенных способов развития навыков (и развития вообще) является самообразование. Чтение книг, статей, научных работ, блогов, руководств и т.д. способствует получению новых знаний и освоению успешных моделей действий и поведения.
  • Обратная связь уже была нами упомянута, но все же повторимся, что благодаря ее получению от друзей, коллег, наставников, руководителей и экспертов вы сможете узнать огромное количество сведений о том, как вы делаете то, что делаете, в чем уже успели поднатореть, а над чем еще стоит поработать.
  • Ментворкинг. По сути, это обучение на опыте других людей. Нужно найти человека (или нескольких), достигшего успеха в актуальной для вас области и обладающего всеми интересующими вас компетенциями и сделать его своим наставником или ментором – человеком, с которого вы будете брать пример.
  • Выполнение специальных заданий, которые вы можете давать себе сами, – не менее эффективный путь к развитию навыков и умений. Особенно он касается развития творческих умений, развития учебных умений и развития социальных умений. Постепенно повышайте свою планку – результат не заставит себя долго ждать.
  • Постоянное совершенствование умений и навыков. Имеется в виду то, что работать над собой необходимо постоянно – всегда и везде: дома, на прогулке, на работе, в спортзале и т.д. При желании можно найти массу способов улучшения своих способностей в различных условиях и жизненных обстоятельствах.

Выбирайте любой из этих вариантов и успех будет вам гарантирован. А еще лучше, если вы вообще начнете использовать их все, хотя это не так важно. Намного важнее постоянно и систематически тренироваться – лишь в этом случае знание, как делать что-либо, превратится в умение, а умение станет навыком.

Ну а для тех, кто решил во что бы то ни стало не останавливаться на достигнутом, мы предлагаем несколько вариантов, как развить любой навык еще быстрее. Эти советы, как и раньше, подойдут для развития социальных, творческих, учебных и других умений. Для детей и для школьников это тоже актуально.

Развитие умений и навыков в короткие сроки

Сегодня можно встретить множество разнообразных способов, методов и техник развития навыков и умений в любой сфере жизнедеятельности. На эту тему написано немало книг и статей, существуют разные пособия, в том числе и специализированные. Однако любой вариант будет основываться на четырех правилах, соблюдать которые нужно неукоснительно.

Правило первое: один период времени – один навык

Чтобы развитие умения было эффективным, а само оно прочно укоренилось в сознании и жизни, стало автоматизированным, важно уделять ему как можно больше внимания, и на это есть весомые причины.

Детский возраст – этот период, в котором человек может схватывать на лету невероятное количество информации и знаний. Посмотрите на детей: в одно и то же время они , говорить, ходить, застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Но даже несмотря на то, что сознание ребенка открыто всему новому, на освоение каких-то базовых с точки зрения взрослого навыков у него уходят месяцы.

С возрастом подобные способности к впитыванию новых знаний и одновременному освоению разных навыков уже не так остры. Зачастую даже какой-то один сложный навык оказывает на наш организм и психику стрессовое воздействие.

В дополнение к этому, если осваивать несколько навыков одновременно, наше подсознание будет пытаться связать их воедино, отчего они станут проявляться комплексно. А это в свою очередь может послужить причиной самых неожиданных результатов. Например, если по какой-то причине один из двух изучаемых вами навыков вам никак не дается или у вас просто отпадает необходимость в нем, «связанный» с ним второй навык может «исчезнуть» вместе с ним.

Если вы взялись за развитие умения какого-либо рода, если оно важно для вас, уделяйте время только ему. Он должен осваиваться вами в концентрированной форме. Если это так, вы сможете овладеть им быстро и качественно, а после уже можно начинать осваивать следующий навык, и далее по аналогии.

Правило второе: первые тренировки – на количество, а не на качество

Примите к сведению, что в большинстве случаев у человека, осваивающего новый навык, ничего не получается очень хорошо, как бы он ни старался. Если вы будете с самого начала делать ставку на качество выполняемых действий, вы тем самым замедлите свое развитие.

На начальном этапе гораздо эффективнее работать на количество. Будет лучше, если вы станете делать 50 повторений со средним результатом, чем 10 повторений – с хорошим. Только после полноценного освоения техники можно приступать к ее оттачиванию.

Даже научные исследования подтверждают тот факт, что при систематических и регулярных интенсивных тренировках ошибки и недочеты устраняются сами собой. Вам даже не нужно ничего делать, чтобы стать лучше, – просто продолжайте работать.

Правило третье: многократная практика нового навыка

Допустим, вы сходили на какой-то замечательный тренинг или мастер-класс, где была практика. У вас все отлично получалось, и даже дома в тот же вечер вы демонстрировали родным впечатляющие результаты. Но вот проходит несколько дней, вы были заняты работой и посторонними делами, и когда вы решаете вновь сделать то, чему научились, у вас получается либо очень плохо, либо не получается вообще.

Это наблюдение вы можете провести и сами, и убедитесь в его правдивости. А происходит так по той причине, что на семинаре ваш организм и психика были в стрессовой ситуации, внутренние резервы активизировались. Плюс к этому энтузиазм и немного эйфории – и все шло, как по маслу. В обычной же жизни все происходит иначе.

Чтобы новое умение начало формироваться в навык, чтобы оно развивалось и его применение приносило плоды, ему необходимо уделять постоянное внимание. Представьте, что знание – это зерно, которое вам нужно взрастить. Росток – это умение, а цветок – это ваш навык. Если за зернышком не ухаживать, не поливать его, ничего не вырастет.

Точно так и с навыками: заботьтесь о том, чтобы они не пропадали зря и увядали, даже не успев распуститься. Постоянный труд, максимум практики и системность – вот что, нужно, чтобы новые умения закреплялись и набирали силу, становились совершеннее. Добавьте к этому терпение – и у вас обязательно все получится.

Правило четвертое: не применять новый навык в важных делах

Естественно, это касается лишь этапа освоения нового навыка. Представьте себе, что вы только что впервые сходили на тренировку по боксу. Вам все понравилось и неплохо получалось. И вот вы сразу же решаете выйти на ринг против профессионального боксера. Что получится, как думаете? Вы окажетесь в нокдауее в первую минуту боя.

Пока вы только осваиваете новый навык, практикуйтесь, но не спешите пытать свои силы в «бою». Здесь имеют место многие факторы: неопытность, важность события, стресс от выполнения непривычных действий и т.д. Все это, скорее всего, приведет к печальным последствиям.

Поэтому сначала – только тренировки и наработки. Постепенно начинайте внедрять новый навык в жизнь, пробуя применять его в несложных ситуациях, близких к обыденным. А когда наберетесь немного опыта, используйте его для более серьезных ситуаций, планомерно продвигаясь в самым трудным.

Уверены, теперь ваша копилка знаний неплохо пополнилась, а развитие умений и навыков станет хотя бы немного проще и быстрее. Желаем вам успехов!