Исследовательская работа. Влияние направления ветра на осадки. Наглядное представление о соотношении величин

Проводит наблюдение за погодой в Москве с 1999 года. Данная страница рассказывает о погоде в Москве в мае 2012 года . Ниже вы найдёте такую информацию, как , влажность или скорость ветра в мае 2012 года , историю погоды в Москве в мае и иные данные.

Для удобства вся информация представлена в виде текстовых описаний, графиков и таблиц. Таким образом, вы увидите график температуры и таблицу погоды для города Москва в мае 2012 года. Помните, что другой город и другую дату можно выбрать в меню сайта.

Температура в Москве в мае 2012 года (график)

Ниже представлен график среднесуточной и текущей температуры в Москве в мае 2012 года на каждый день. График поможет ответить на вопрос, какая температура была в Москве в мае 2012 , а также какие были минимальная и максимальная температуры воздуха.

Как видно из графика, температура воздуха в Москве колебалась в диапазоне от +3°C до +28°C. Причём минимум температуры (+3°C) пришёлся на 1 мая в 00:00, а максимум (+28°C) был зафиксирован 21 мая в 12:00. Наименьшее значение температуры в среднем за день составило +8.13°C и самым холодным днём в мае оказался 2 мая. Наибольшая средняя температура воздуха равна +21°C, а самый тёплый день в Москве в мае 2012 года - 21 мая.

Влажность в Москве в мае 2012 года (график)

График среднесуточной и текущей влажности в Москве в мае 2012 года на каждый день приведён ниже. Из графика видно, какая влажность была в Москве в мае 2012 . Также видны минимальные и максимальные значения относительной влажности воздуха.

Итак, в Москве в мае 2012 года относительная влажность колебалась в диапазоне от 34% до 97%. Причём самая маленькая влажность (34%) была 1 мая в 12:00, а наивысшая влажность (97%) - 11 мая в 00:00. Кроме того, отметим, что наименьшее значение влажности воздуха в среднем за день составило 52.50% и самым сухим днём в мае оказался 4 мая. Наибольшая средняя влажность воздуха равна 90.88%, а самый влажный день в Москве в мае 2012 года - 9 мая.

Роза ветров в Москве в мае 2012 года

(её также называют рисунок направления ветров или карта ветров ) приведена ниже. Роза ветров показывает, какие ветры преобладали в данном регионе. Наша карта ветров показывает преобладающие направления ветров в Москве в мае 2012 года.

Как видно из розы ветров, основным направлением ветра былo северный (21%). Кроме того, преобладающими направлениями ветра оказались северо-западный (18%) и юго-восточный (15%). Самый редкий ветер в Москве в мае 2012 года - юго-западный (4%).

Роза ветров в Москве в мае 2012 года
Направление Частота
Северный 20.7%
Северо-восточный 8.4%
Восточный 8.4%
Юго-восточный 15.1%
Южный 14%
Юго-западный 4.5%
Западный 10.6%
Северо-западный 18.4%

Дневник погоды (таблица среднесуточных значений) для города Москва в мае 2012 года

Таблица погоды содержит данные о среднесуточной температуре воздуха в мае 2012 года , а также об относительной влажности воздуха и о скорости ветра . Данные приведены за каждый день мая месяца. Фактически, это и есть дневник погоды в Москве в мае 2012 года

День
месяца
Среднесуточная
температура
Средняя
влажность
Атмосферное
давление
Скорость
ветра
+11°C 55.38% 994 3 м/с
+8.13°C 57.00% 996 2 м/с
+12.38°C 57.13% 987 1 м/с
+10.75°C 52.50% 991 2 м/с
+15.5°C 60.00% 990 2 м/с
+17.25°C 69.63% 993 1 м/с
+17.38°C 79.63% 995 0 м/с
+15.25°C 86.88% 999 1 м/с
+12.63°C 90.88% 1003 2 м/с
+10.5°C 83.75% 1009 1 м/с
+16.63°C 73.63% 1005 1 м/с
+20.5°C 71.00% 994 2 м/с
+11.88°C 74.50% 996 1 м/с
+10°C 72.25% 1004 2 м/с
+13.13°C 77.75% 1002 1 м/с
+20.5°C 67.63% 1000 2 м/с
+19.25°C 58.75% 999 2 м/с
+17.75°C 68.88% 1000 1 м/с
+17.25°C 87.75% 1006 0 м/с
+20.38°C 68.38% 1005 1 м/с
+21°C 61.50% 1003 1 м/с
+20.88°C 62.00% 998 1 м/с
+15.75°C 75.75% 999 2 м/с
+11.5°C 56.63% 1007 3 м/с
+12.38°C 60.25% 1006 2 м/с
+14°C 56.50% 999 2 м/с
+15.5°C 65.25% 995 1 м/с
+14°C 87.13% 990 0 м/с
+21°C 21 мая
Среднемесячная температура +15.17°C -

Средняя температура, Москва в 2012 году

Для оценки температуры в Москве в мае 2012 года по сравнению с другими месяцами 2012 года используйте следующий график. На нём представлен график температуры за май 2012 года на фоне разброса температур за весь 2012 год.

Календарь погоды в Москве в мае в разные года

Какой была температура в Москве в мае 2012 года по сравнению с другими годами, можно увидеть на следующем графике. На нём сверху и снизу темным цветом закрашены зоны, показывающие, каких температур ранее не наблюдалось. Иными словами, белая (незакрашенная) полоса показывает разброс температуры за прошедшие годы. Красная линия отображает текущую температуру.

История погоды в мае в Москве

Самый холодный май в Москве был в 1999 году. Средняя температура составила всего +8.76°C.

Самый тёплый май в Москве был в 2013 году. Средняя температура достигла +16.94°C.

При этом май 2012 года (+15.17°C) оказался достаточно за 1999 – 2019 годы.


Об этом свидетельствует и график среднемесячной температуры в Москве в мае за 1999 – 2019 годы:

Среднемесячная температура в мае, Москва

Среднемесячная температура в мае в Москве, полученная из различных источников.

Наглядное представление о соотношении величин

Теперь поработаем с графой «Облачность». По имеющимся данным очень трудно сказать, какая именно облачность преобладала в мае. Ситуация упрощается, если на основе имеющейся информации составить дополнительную таблицу, в которой представить количество дней с одинаковой облачностью:

Наглядное представление о соотношении тех или иных величин обеспечивают диаграммы. Если сравниваемые величины образуют в сумме 100%, то используют круговые диаграммы.

На диаграмме ниже не указано количество дней с определенной облачностью, но показано, сколько процентов от общего числа дней приходится на дни с той или иной облачностью.

Дням с определенной облачностью соответствует свой сектор круга. Площадь этого сектора относится к площади всего круга так, как количество дней с определенной облачностью относится ко всему числу дней в мае. Поэтому, если на круговой диаграмме вообще не приводить никаких числовых данных, она все равно будет давать некое примерное представление о соотношении рассматриваемых величин, в нашем случае - дней с разной облачностью.

Большое количество секторов затрудняет восприятие информации по круговой диаграмме. Поэтому круговая диаграмма, как правило, не применяется для более чем пяти-шести значений данных. В нашем примере эту трудность можно преодолеть за счет уменьшения числа градаций облачности: 0-30%, 40-60%, 70-80%, 90-100%.

Одного взгляда на эту диаграмму достаточно для вывода о том, что в мае преобладали облачные дни, а ясных дней было совсем немного. Для обеспечения большей наглядности мы были вынуждены пожертвовать точностью. Обеспечить и наглядность, и точность информации во многих случаях позволяют столбчатые диаграммы.

Столбчатые диаграммы состоят из параллельных прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины. Каждый столбик показывает один тип качественных данных (например, один тип облачности) и привязан к некоторой опорной точке горизонтальной оси - оси категорий. В нашем случае опорные точки на оси категорий - это фиксированные значения облачности. Высота столбиков пропорциональна значениям сравниваемых величин (например, количеству дней той или иной облачности).

Соответствующие значения откладываются на вертикальной оси значений. Ни ось значений, ни столбики не должны иметь разрывов: диаграмму используют для более наглядного сравнения, и наличие разрывов уничтожает саму цель представления результатов в виде диаграммы.

По диаграмме выше можно не только сравнить количество дней с той или иной облачностью, но и точно указать, сколько дней какой облачности было в течение рассматриваемого периода.

Лепестковая диаграмма особенная, у нее для каждой точки ряда данных предусмотрена своя ось. Оси берут начало из центра диаграммы.

Подведем итоги

1. С помощью графиков и диаграмм (круговой, столбчатой и лепестковой) мы смогли визуализировать большой объем однотипной табличной информации.

2. Графики позволили нам проследить процессы изменения температуры, влажности и давления. Диаграммы - сравнить количество дней с той или иной облачностью и построить розу ветров.

3. Чтобы сделать более наглядной информацию, представленную в одной таблице, мы использовали три графика и три диаграммы.

4. Для обеспечения наглядности в некоторых случаях нам пришлось пожертвовать точностью информации.

Таким образом, выбор того или иного вида информационной модели зависит от цели, ради которой мы эту модель создаем.

Вопросы и задания

1. Результат внезапного воздействия на организм человека какого-либо фактора внешней среды называется травмой. На основании диаграммы, представляющей структуру детского травматизма, составьте соответствующее словесное описание. Подкрепите его примерами из реальной жизни.

2. Данные Министерства здравоохранения Российской Федерации об изменениях за десять лет (1992-2001 годы) в структуре заболеваемости детей в возрасте до 14 лет представлены столбчатой диаграммой:

Что вы можете сказать, анализируя эту диаграмму?

3. В одном из телевизионных ток-шоу ведущий продемонстрировал следующую диаграмму и сказал: «диаграмма показывает, что по сравнению с 2004 годом в 2005 году резко возросло число ограблений».

Согласны ли вы с выводом журналиста, сделанным на основании этой диаграммы?

Практическая работа №9
«Создаем диаграммы и графики» (задания 1 - 3)

Задание 1. Группы крови

Постройте круговую диаграмму распределения людей по группам крови, если людей с группой крови 0(I) в мире около 46%, с кровью группы А(II) около 34%, группы В(III) приблизительно 17%, а людей с самой редкой группой AB(IV) всего 3%.

1. По имеющимся данным создайте в программе Microsoft Excel следующую таблицу:

2. Выделите таблицу и щелкните на кнопке Мастер диаграмм панели инструментов Стандартная .

3. В первом окне Мастера выберите тип (Круговая) и вид (Объемный вариант круговой диаграммы) . С помощью кнопки Просмотр результата посмотрите, как будет выглядеть диаграмма. Затем щелкните на кнопке Далее .

4. Во втором окне отобразится выделенный диапазон ячеек. Щелкните на кнопке Далее .

5. На вкладках третьего окна Мастера установите дополнительные параметры диаграммы:

Задайте заголовок Распределение людей по группам крови ; поместите условные обозначения (легенду) внизу диаграммы; на вкладке Подписи данных выберите Доля ; щелкните на кнопке Далее .

6. В четвертом окне Мастера указывают положение диаграммы: имя нового листа или текущий лист. Укажите размещение диаграммы на имеющемся листе и щелкните на кнопке Готово .

7. Группы_крови .

Задание 2. Запасы древесины

Известно, что площадь Российской Федерации, покрытая лесной растительностью, составляет 7187 тыс. км. Общий запас древесины в наших лесах равен 74,3 млрд м. В таблице приведены данные о площадях, занимаемых основными лесообразующими породами в России, и запасы их древесины.

На основании имеющихся данных необходимо представить с помощью круговых диаграмм доли пород деревьев по занимаемым площадям и запасам древесины.

1. По имеющимся данным создайте в программе Microsoft Excel следующую таблицу:

2. Недостающие значения вычислите по формулам:
В8=В9-ВЗ-В4-В5-В6-В7 ,
С8=С9-СЗ-С4-С5-С6-С7 .

3. Создайте круговую диаграмму «Доля пород деревьев в общей площади лесов России» . Для этого:

1) выделите диапазон ячеек А2:В8 ;

2) на новом листе создайте круговую диаграмму с нужными дополнительными параметрами.

4. Создайте круговую диаграмму «Доля пород деревьев в общероссийских запасах древесины» . Для этого:

3) перемещая мышь при нажатой клавише {Ctrl} , выделите несмежные диапазоны ячеек А2:А8 и С2:С8 ;

4) создайте круговую диаграмму с нужными дополнительными параметрами.

5. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Наш_лес .

Практическую работу по предмету "Начальный курс географии" в 6 классе, разработала учитель географии МБОУ СОШ № 167, г. Новосибирска - Лапухина Л.Н.

Практическая работа по географии в 6 классе.

Тема : Роза ветров. Построение розы ветров для города Новосибирска.

Цели:

Обучающие :

    формирование знаний о розе ветров, взаимосвязи элементов погоды (направление ветра, температуры, осадков);

    формирование умений вести самостоятельное наблюдение за элементами погоды своей местности, анализа и обработки полученных результатов, формулирования выводов;

    отработка навыков работы с разными источниками информации; анализа данных и формулирования выводов;

    отработка навыков правильного оформления результатов работы.

Развивающие :

    развитие умений наблюдать за элементами погоды своей местности;

    развитие навыков работы в парах;

    развитие способности наблюдать, обрабатывать и анализировать полученный материал, строить диаграммы, делать выводы.

Воспитательные :

    воспитание ответственного отношения к выполнению коллективной работы;

    воспитание творческого подхода к выполнению практической работы;

    развитие познавательного интереса.

Образовательные задачи :

    используя данные собственных дневников наблюдения за 2012 год, построить розы ветров для каждого месяца (парная работа);

    используя полученные данные по месяцам, построить годовую розу ветров для г. Новосибирска (коллективная работа);

    проанализировать полученный материал и сделать соответствующие выводы о взаимозависимости элементов погоды (направление ветра, температуры, осадков).

Форма обучения : обучающая практическая работа.

Формы организации работы в классе:

    Групповая (парная), частично- самостоятельная, практическая работа, выполнение географических задач с использованием компьютеров, проектора.

Источники знаний, на основе которых выполняется работа:

    данные дневников наблюдения за 2012 год, 5-6 класс (статистика);

    теоретические знания параграфа 39 "Ветер", собственные знания, наблюдения и опыт;

    элементарные знания, умения и опыт работы с компьютером;

Способы познавательной деятельности учащихся:

    наблюдение за элементами погода своей местности;

    систематизация знаний, практическая деятельность, ведение дневников наблюдения, оформление таблиц, построение диаграмм "Розы ветров";

    исследование, анализ, объяснение, раскрытие связей, обоснование закономерного характера взаимосвязи элементов погоды (направления ветров, температуры и выпадение осадков);

Задания учащимся: Работа выполняется по инструктивной карточке учащихся (инструктивные карточки, в комплекте 12 штук, выдаются каждой паре учащихся карточки 2-12 смотри приложение №1).

Инструктивная карточка учащихся № 1

Задание 1 . Используя данные своих дневников наблюдения, погоды за январь месяц, 2012 г. заполните таблицу №1, в электронном виде (смотри образец выполнения, мини презентация за январь месяц, 2012г).

Таблица № 1. Погода за январь, 2012 года .

Число

Tемп возд С

Ветер

Продолжение.

Число.

Tемп возд С

Ветер

Задание 2.

Таблица № 2 . Направление ветров в январе, 2012года.

Направление ветра

Количество дней

С-В

Ю-В

Ю-З

С-З

штиль

Задание 3. Постройте в электронном варианте в программе Excel, розу ветров для своего месяца (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Роза ветров, г. Новосибирск, январь, 2012г».

Задание 4. Сделайте вывод, по плану.

Задание 5 .

1 слайд. январь январе, 2012года.";

2 слайд . Диаграмма "Роза ветров, г. Новосибирск, январь

3 слайд.

В дальнейшем Ваш отчет за январь

Задание 6.

Форма представления результатов выполнения географических задач.

Мультимедийный продукт - мини презентация, в содержание которой входят статистические материалы (таблицы), графические работы, текстовая часть.

Часть 1 . Каждая пара готовит отчет о выполненной работе в электронном виде (мини презентацию из трех слайдов):

1 слайд.

2 слайд

3 слайд. Сформулированный вывод по полученным результатам и построенной розе ветров.

Часть 2. Демонстрация парой другим учащимся (в электронном виде используя проектор), построенную годовую розу ветров для г. Новосибирска с выводами.

Краткое описание практической работы.

Ход урока

1. Организационный момент (организация парной работы за компьютерами, получение заданий, инструктаж по выполнению заданий).

2. Постановка целей урока.

Цель: обработать материал дневников наблюдения, построить розы ветров для каждого месяца, годовую розу ветров для г. Новосибирска, проанализировать полученный материал и сделать соответствующие выводы о взаимозависимости элементов погоды.

3. Актуализация опорных знаний:

    дать определение понятию “ветер”;

    вспомнить причины, влияющие на формирование ветра;

    каким прибором определяют направление ветра?

    как определить направление ветра;

    по какой стороне горизонта определяется название ветра?

4. Практическая работа в парах, на компьютерах. Урок состоит из двух частей.

А) Теоретическая часть.

Объяснение учителем изучаемого материала с использованием презентации.

Роза ветров Диаграмма, на которой показаны направления ветров, господствующих в данной местности, называется розой ветров.

Роза ветров - , характеризующая режим в данном месте по многолетним наблюдениям и выглядит как многоугольник, у которого длины лучей, расходящихся от центра диаграммы в разных направлениях, пропорциональны повторяемости ветров этих направлений («откуда» дует ветер).

Роза ветров, построенная по реальным данным наблюдений, позволяет по длине лучей построенного многоугольника выявить направление господствующего, или преобладающего ветра, со стороны которого чаще всего приходит воздушный поток в данную местность.

Объяснение основных элементов розы ветров (Презентация, слайд -3)

    Основные и промежуточные стороны горизонта.

    Условно принимают, что одному отрезку на графике, соответствует определенное количество дней.

    На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.

    Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют, в центре рисуют кружочек, в котором ставят число дней без ветра (штиль).

СВ

СЗ

ЮЗ

ЮВ

штиль


Б) Практическая часть.

Учащиеся в ходе практической работы, должны построить электронную диаграмму «Роза ветров» за определенный месяц, для города Новосибирска. Сделать соответствующие вводы.

Работа выполняется по инструктивной карточке.

Часть 1. Построение розы ветров за январь месяц 2012 года проводится совместно с учителем, учитель объясняя проделывает работу на своем компьютере с проектором, учащиеся в парах работают на своих компьютерах на рабочих местах. Результат совместной работы - мини презентация из трех слайдов (смотри презентацию к уроку) .

Часть 2. Учащиеся самостоятельно в парах по инструктивной карточке выполняют работу, результатом которой будет отчет в электронном виде. Все пары строят розы ветров разных месяцев года.

Часть 3. Учащиеся строят годовую розу ветров для г. Новосибирска, делают выводы, демонстрируют другим учащимся (в электронном виде используя проектор), при этом идеи корректировка, исправление, добавление. Лучшая работа будет использована в общей презентации.

Образец выполнения работы по инструктивной карточке учащихся № 1

Таблица № 1. Погода за январь, 2012 года .

Число

Tемп возд С

-11

-14

-11

-2

-9

-15

-16

-10

-11

-11

-12

-23

-17

-8

-9

Ветер

ЮЗ

Ю

ЮВ

ЮЗ

Ю

З

В

ЮЗ

ЮЗ

ЮВ

З

ШТ

Ю

Ю

ЮЗ

Продолжение.

Число.

Tемп возд С

-8

-11

-14

-21

-28

-27

-23

-20

-20

-11

-16

-33

-28

-23

-22

-28

Ветер

З

ЮВ

З

З

З

З

В

Ю

Ю

З

СЗ

С

С

СВ

ЮЗ

Задание 2.

Направление ветра

Количество дней

С-В

Ю-В

Ю-З

С-З

штиль


Ввести в общую электронную таблицу данные, которые вы получили в своей работе конкретно по своему месяцу (каждая пара вносит свои данные).

Число дней

Н а п р а в л е н и я в е т р о в.

Задание 3.

Задание 4. Вывод: больше всего в январе месяце ветер дул с запада - 8 дней, по 6 дней были ветры с юга и юго-запада, по 3 дня - с востока и юго-востока, 2 дня - с севера, по 1 дню были ветры северо– восточного и северо – западного направления и 1 день было без ветрено -штиль.

15 дней в январе были ветры южного, юго – восточного и юго – западного направления, такое состояние ветров отразилось на температуре месяца, она была не сильно морозная, умеренная для данного месяца нашего города и НСО.

Северного, северо – восточного и северо – западного направления ветров было всего 4 дня, это также отразилось на температурном режиме (достаточно тепло).

В течение месяца 8 дней были ветры западного направления, ветры с запада обычно сопровождаются выпадением осадков, данные дневников наблюдения подтверждают это.

Задание 5 . Отчет о выполненной работе в электронном виде (мини презентация) смотри в презентации к уроку.

Задание 6. «Годовая роза ветров, г. Новосибирск, 2012г».

Вывод: Больше всего, 106 дней в году были ветры южного направления;68 дней в году были ветры юго – западного направления;14 дней были ветры юго – восточного направления.

Южные ветры приносят на нашу территорию теплый воздух и при этом устанавливается теплая погода. В 2012 году 188 дней были ветры южного направления поэтому температуры относительно теплые.

48 дней были ветры с запада

западные ветры на нашу территорию приносят обычно влагу, данные дневников наблюдения подтверждают это часто западное направление ветров сопровождалось выпадением осадков.

Северных было– 42, северо- восточных – 40, северо – западных ветров -26

всего ветер с северного направления дул 108 дней в году. Поэтому морозных дней зимой и заморозков в летние дни было не так много.

1-5 задание учащиеся выполняют самостоятельно в парах

В 6 задании в се пары выполняют одинаковую работу, на своих компьютерах, строят годовую розу ветров, формулируют выводы, используя материал полученный каждой парой отдельно сведенной в общую таблицу. В ходе дальнейшей демонстрации, будет определена лучшая работа, которая будет использована в общей презентации.

5.Домашнее задание. Параграф 39, пункт 3,4.

6.Рефлексия учащихся

Инструктивная карточка учащихся № 2

Практическая работа выполняется, на компьютере в электронном виде.

Задание 1 . Используя данные своих дневников наблюдения, погоды за февраль месяц, 2012 г. заполните таблицу №1, в электронном виде (смотри образец выполнения, мини презентация за январь месяц, 2012г).

Таблица № 1. Погода за февраль, 2012 года .

Число

Tемп возд С

Ветер

Продолжение.

Число.

Tемп возд С

Ветер

Задание 2. Используя данные таблицы №1, заполните таблицу № 2, для этого подсчитайте сколько ветров разных направлений (по отдельности), было в течение месяца. Ввести в общую электронную таблицу данные, которые вы получили в своей работе конкретно по своему месяцу (каждая пара вносит свои данные).

Таблица № 2 . Направление ветров в феврале, 2012года.

Направление ветра

Количество дней

С-В

Ю-В

Ю-З

С-З

штиль

Задание 3. Постройте в электронном варианте в программе Excel, розу ветров для своего месяца (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Роза ветров, г. Новосибирск, февраль, 2012г».

Задание 4. Сделайте вывод, по плану.

    Ветры, каких направлений были в течение месяца?

    Каких ветров было наибольшее количество?

    Каких ветров было наименьшее количество?

    Как направление ветров отразилось на температуре данного месяца и?

Задание 5 .

1 слайд. Данные дневников наблюдения таблица № 1. "Погода за февраль, 2012 года." и обработанная систематизированная информация таблица № 2. "Направление ветров в феврале, 2012года.";

2 слайд . Диаграмма "Роза ветров, г. Новосибирск, февраль, 2012 г." построенная в программе Microsoft Excel;

3 слайд. Сформулированный вывод по полученным результатам и построенной розе ветров.

В дальнейшем Ваш отчет за февраль месяц, будет использован в общей презентации построения розы ветров за год.

Задание 6. Постройте в электронном варианте в программе Excel, годовую розу ветров г. Новосибирска (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Годовая роза ветров, г. Новосибирск, 2012г». Сделайте вывод используя план смотри задание 4. Все пары делают одинаковую работу построение годовой розы ветров, используя материал полученный каждой парой сведенной в общую таблицу, лучшая работа будет использована в общей презентации.

Инструктивная карточка учащихся № 3

Практическая работа выполняется, на компьютере в электронном виде.

Задание 1 . Используя данные своих дневников наблюдения, погоды за март месяц, 2012 г. заполните таблицу №1, в электронном виде (смотри образец выполнения, мини презентация за январь месяц, 2012г).

Таблица № 1. Погода за март , 2012 года .

Число

Tемп возд С

Ветер

Продолжение.

Число.

Tемп возд С

Ветер

Задание 2. Используя данные таблицы №1, заполните таблицу № 2, для этого подсчитайте сколько ветров разных направлений (по отдельности), было в течение месяца. Ввести в общую электронную таблицу данные, которые вы получили в своей работе конкретно по своему месяцу (каждая пара вносит свои данные).

Таблица № 2 . Направление ветров в марте, 2012года.

Направление ветра

Количество дней

С-В

Ю-В

Ю-З

С-З

штиль

Задание 3. Постройте в электронном варианте в программе Excel, розу ветров для своего месяца (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Роза ветров, г. Новосибирск, март, 2012г».

Задание 4. Сделайте вывод, по плану.

    Ветры, каких направлений были в течение месяца?

    Каких ветров было наибольшее количество?

    Каких ветров было наименьшее количество?

    Как направление ветров отразилось на температуре данного месяца и?

Задание 5 . Подготовьте отчет о выполненной работе в электронном виде (мини презентацию из трех слайдов):

1 слайд. Данные дневников наблюдения таблица № 1. "Погода за март , 2012 года." и обработанная систематизированная информация таблица № 2. "Направление ветров в марте , 2012года.";

2 слайд . Диаграмма "Роза ветров, г. Новосибирск, март, 2012 г." построенная в программе Microsoft Excel;

3 слайд. Сформулированный вывод по полученным результатам и построенной розе ветров.

В дальнейшем Ваш отчет за март месяц, будет использован в общей презентации построения розы ветров за год.

Задание 6. Постройте в электронном варианте в программе Excel, годовую розу ветров г. Новосибирска (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Годовая роза ветров, г. Новосибирск, 2012г». Сделайте вывод используя план смотри задание 4. Все пары делают одинаковую работу построение годовой розы ветров, используя материал полученный каждой парой сведенной в общую таблицу, лучшая работа будет использована в общей презентации.

Инструктивная карточка учащихся № 4

Практическая работа выполняется, на компьютере в электронном виде.

Задание 1 . Используя данные своих дневников наблюдения, погоды за апрель месяц, 2012 г. заполните таблицу №1, в электронном виде (смотри образец выполнения, мини презентация за январь месяц, 2012г).

Таблица № 1. Погода за февраль, 2012 года .

Число

Tемп возд С

Ветер

Продолжение.

Число.

Tемп возд С

Ветер

Задание 2. Используя данные таблицы №1, заполните таблицу № 2, для этого подсчитайте сколько ветров разных направлений (по отдельности), было в течение месяца. Ввести в общую электронную таблицу данные, которые вы получили в своей работе конкретно по своему месяцу (каждая пара вносит свои данные).

Таблица № 2 . Направление ветров в апреле, 2012года.

Направление ветра

Количество дней

С-В

Ю-В

Ю-З

С-З

штиль

Задание 3. апрель , 2012г».

Задание 4. Сделайте вывод, по плану.

    Ветры, каких направлений были в течение месяца?

    Каких ветров было наибольшее количество?

    Каких ветров было наименьшее количество?

    Как направление ветров отразилось на температуре данного месяца и?

Задание 5 . Подготовьте отчет о выполненной работе в электронном виде (мини презентацию из трех слайдов):

1 слайд. Данные дневников наблюдения таблица № 1. "Погода за апрель , 2012 года." и обработанная систематизированная информация таблица № 2. "Направление ветров в апреле , 2012года.";

2 слайд апрель , 2012 г." построенная в программе Microsoft Excel;

3 слайд. Сформулированный вывод по полученным результатам и построенной розе ветров.

В дальнейшем Ваш отчет за апрель месяц, будет использован в общей презентации построения розы ветров за год.

Задание 6. Постройте в электронном варианте в программе Excel, годовую розу ветров г. Новосибирска (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Годовая роза ветров, г. Новосибирск, 2012г». Сделайте вывод используя план смотри задание 4. Все пары делают одинаковую работу построение годовой розы ветров, используя материал полученный каждой парой сведенной в общую таблицу, лучшая работа будет использована в общей презентации.

Инструктивная карточка учащихся № 5

Практическая работа выполняется, на компьютере в электронном виде.

Задание 1 . Используя данные своих дневников наблюдения, погоды за май месяц, 2012 г. заполните таблицу №1, в электронном виде (смотри образец выполнения, мини презентация за январь месяц, 2012г).

Таблица № 1. Погода за май , 2012 года .

Число

Tемп возд С

Ветер

Продолжение.

Число.

Tемп возд С

Ветер

Задание 2. Используя данные таблицы №1, заполните таблицу № 2, для этого подсчитайте сколько ветров разных направлений (по отдельности), было в течение месяца. Ввести в общую электронную таблицу данные, которые вы получили в своей работе конкретно по своему месяцу (каждая пара вносит свои данные).

Таблица № 2 . Направление ветров в мае, 2012года.

Направление ветра

Количество дней

С-В

Ю-В

Ю-З

С-З

штиль

Задание 3. Постройте в электронном варианте в программе Excel, розу ветров для своего месяца (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Роза ветров, г. Новосибирск, май , 2012г».

Задание 4. Сделайте вывод, по плану.

    Ветры, каких направлений были в течение месяца?

    Каких ветров было наибольшее количество?

    Каких ветров было наименьшее количество?

    Как направление ветров отразилось на температуре данного месяца и?

Задание 5 . Подготовьте отчет о выполненной работе в электронном виде (мини презентацию из трех слайдов):

1 слайд. Данные дневников наблюдения таблица № 1. "Погода за май , 2012 года." и обработанная систематизированная информация таблица № 2. "Направление ветров в мае , 2012года.";

2 слайд . Диаграмма "Роза ветров, г. Новосибирск, май , 2012 г." построенная в программе Microsoft Excel;

3 слайд. Сформулированный вывод по полученным результатам и построенной розе ветров.

В дальнейшем Ваш отчет за май месяц, будет использован в общей презентации построения розы ветров за год.

Задание 6. Постройте в электронном варианте в программе Excel, годовую розу ветров г. Новосибирска (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Годовая роза ветров, г. Новосибирск, 2012г». Сделайте вывод используя план смотри задание 4. Все пары делают одинаковую работу построение годовой розы ветров, используя материал полученный каждой парой сведенной в общую таблицу, лучшая работа будет использована в общей презентации.

Инструктивная карточка учащихся № 6

Практическая работа выполняется, на компьютере в электронном виде.

Задание 1 . Используя данные своих дневников наблюдения, погоды за июнь месяц, 2012 г. заполните таблицу №1, в электронном виде (смотри образец выполнения, мини презентация за январь месяц, 2012г).

Таблица № 1. Погода за июнь , 2012 года .

Число

Tемп возд С

Ветер

Продолжение.

Число.

Tемп возд С

Ветер

Задание 2. Используя данные таблицы №1, заполните таблицу № 2, для этого подсчитайте сколько ветров разных направлений (по отдельности), было в течение месяца. Ввести в общую электронную таблицу данные, которые вы получили в своей работе конкретно по своему месяцу (каждая пара вносит свои данные).

Таблица № 2 . Направление ветров в июне, 2012года.

Направление ветра

Количество дней

С-В

Ю-В

Ю-З

С-З

штиль

Задание 3. Постройте в электронном варианте в программе Excel, розу ветров для своего месяца (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Роза ветров, г. Новосибирск, июнь , 2012г».

Задание 4. Сделайте вывод, по плану.

    Ветры, каких направлений были в течение месяца?

    Каких ветров было наибольшее количество?

    Каких ветров было наименьшее количество?

    Как направление ветров отразилось на температуре данного месяца и?

Задание 5 . Подготовьте отчет о выполненной работе в электронном виде (мини презентацию из трех слайдов):

1 слайд. Данные дневников наблюдения таблица № 1. "Погода за июнь , 2012 года." и обработанная систематизированная информация таблица № 2. "Направление ветров в июне , 2012года.";

2 слайд . Диаграмма "Роза ветров, г. Новосибирск, июнь , 2012 г." построенная в программе Microsoft Excel;

3 слайд. Сформулированный вывод по полученным результатам и построенной розе ветров.

В дальнейшем Ваш отчет за июнь месяц, будет использован в общей презентации построения розы ветров за год.

Задание 6. Постройте в электронном варианте в программе Excel, годовую розу ветров г. Новосибирска (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Годовая роза ветров, г. Новосибирск, 2012г». Сделайте вывод используя план смотри задание 4. Все пары делают одинаковую работу построение годовой розы ветров, используя материал полученный каждой парой сведенной в общую таблицу, лучшая работа будет использована в общей презентации.

Инструктивная карточка учащихся № 7

Практическая работа выполняется, на компьютере в электронном виде.

Задание 1 . Используя данные своих дневников наблюдения, погоды за июль месяц, 2012 г. заполните таблицу №1, в электронном виде (смотри образец выполнения, мини презентация за январь месяц, 2012г).

Таблица № 1. Погода за июль , 2012 года .

Число

Tемп возд С

Ветер

Продолжение.

Число.

Tемп возд С

Ветер

Задание 2. Используя данные таблицы №1, заполните таблицу № 2, для этого подсчитайте сколько ветров разных направлений (по отдельности), было в течение месяца. Ввести в общую электронную таблицу данные, которые вы получили в своей работе конкретно по своему месяцу (каждая пара вносит свои данные).

Таблица № 2 . Направление ветров в июле, 2012года.

Направление ветра

Количество дней

С-В

Ю-В

Ю-З

С-З

штиль

Задание 3. Постройте в электронном варианте в программе Excel, розу ветров для своего месяца (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Роза ветров, г. Новосибирск, июль , 2012г».

Задание 4. Сделайте вывод, по плану.

    Ветры, каких направлений были в течение месяца?

    Каких ветров было наибольшее количество?

    Каких ветров было наименьшее количество?

    Как направление ветров отразилось на температуре данного месяца и?

Задание 5 . Подготовьте отчет о выполненной работе в электронном виде (мини презентацию из трех слайдов):

1 слайд. Данные дневников наблюдения таблица № 1. "Погода за июль , 2012 года." и обработанная систематизированная информация таблица № 2. "Направление ветров в июле , 2012года.";

2 слайд . Диаграмма "Роза ветров, г. Новосибирск, июль , 2012 г." построенная в программе Microsoft Excel;

3 слайд. Сформулированный вывод по полученным результатам и построенной розе ветров.

В дальнейшем Ваш отчет за июль месяц, будет использован в общей презентации построения розы ветров за год.

Задание 6. Постройте в электронном варианте в программе Excel, годовую розу ветров г. Новосибирска (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Годовая роза ветров, г. Новосибирск, 2012г». Сделайте вывод используя план смотри задание 4. Все пары делают одинаковую работу построение годовой розы ветров, используя материал полученный каждой парой сведенной в общую таблицу, лучшая работа будет использована в общей презентации.

Инструктивная карточка учащихся № 8

Практическая работа выполняется, на компьютере в электронном виде.

Задание 1 . Используя данные своих дневников наблюдения, погоды за август месяц, 2012 г. заполните таблицу №1, в электронном виде (смотри образец выполнения, мини презентация за январь месяц, 2012г).

Таблица № 1. Погода за август , 2012 года .

Число

Tемп возд С

Ветер

Продолжение.

Число.

Tемп возд С

Ветер

Задание 2. Используя данные таблицы №1, заполните таблицу № 2, для этого подсчитайте сколько ветров разных направлений (по отдельности), было в течение месяца. Ввести в общую электронную таблицу данные, которые вы получили в своей работе конкретно по своему месяцу (каждая пара вносит свои данные).

Таблица № 2 . Направление ветров в августе, 2012года.

Направление ветра

Количество дней

С-В

Ю-В

Ю-З

С-З

штиль

Задание 3. Постройте в электронном варианте в программе Excel, розу ветров для своего месяца (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Роза ветров, г. Новосибирск, август , 2012г».

Задание 4. Сделайте вывод, по плану.

    Ветры, каких направлений были в течение месяца?

    Каких ветров было наибольшее количество?

    Каких ветров было наименьшее количество?

    Как направление ветров отразилось на температуре данного месяца и?

Задание 5 . Подготовьте отчет о выполненной работе в электронном виде (мини презентацию из трех слайдов):

1 слайд. Данные дневников наблюдения таблица № 1. "Погода за август , 2012 года." и обработанная систематизированная информация таблица № 2. "Направление ветров в августе , 2012года.";

2 слайд . Диаграмма "Роза ветров, г. Новосибирск, август , 2012 г." построенная в программе Microsoft Excel;

3 слайд. Сформулированный вывод по полученным результатам и построенной розе ветров.

В дальнейшем Ваш отчет за август месяц, будет использован в общей презентации построения розы ветров за год.

Задание 6. Постройте в электронном варианте в программе Excel, годовую розу ветров г. Новосибирска (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Годовая роза ветров, г. Новосибирск, 2012г». Сделайте вывод используя план смотри задание 4. Все пары делают одинаковую работу построение годовой розы ветров, используя материал полученный каждой парой сведенной в общую таблицу, лучшая работа будет использована в общей презентации.

Инструктивная карточка учащихся № 9

Практическая работа выполняется, на компьютере в электронном виде.

Задание 1 . Используя данные своих дневников наблюдения, погоды за сентябрь месяц, 2012 г. заполните таблицу №1, в электронном виде (смотри образец выполнения, мини презентация за январь месяц, 2012г).

Таблица № 1. Погода за сентябрь , 2012 года .

Число

14

15

Tемп возд С

Ветер

Продолжение.

Число.

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Tемп возд С

Ветер

Задание 2. Используя данные таблицы №1, заполните таблицу № 2, для этого подсчитайте сколько ветров разных направлений (по отдельности), было в течение месяца. Ввести в общую электронную таблицу данные, которые вы получили в своей работе конкретно по своему месяцу (каждая пара вносит свои данные).

Таблица № 2 . Направление ветров в сентябре, 2012года.

Направление ветра

Количество дней

С

С-В

В

Ю-В

Ю

Ю-З

З

С-З

штиль

Задание 3. Постройте в электронном варианте в программе Excel, розу ветров для своего месяца (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Роза ветров, г. Новосибирск, сентябрь , 2012г».

Задание 4. Сделайте вывод, по плану.

    Ветры, каких направлений были в течение месяца?

    Каких ветров было наибольшее количество?

    Каких ветров было наименьшее количество?

    Как направление ветров отразилось на температуре данного месяца и?

Задание 5 . Подготовьте отчет о выполненной работе в электронном виде (мини презентацию из трех слайдов):

1 слайд. Данные дневников наблюдения таблица № 1. "Погода за сентябрь , 2012 года." и обработанная систематизированная информация таблица № 2. "Направление ветров в сентябре , 2012года.";

2 слайд . Диаграмма "Роза ветров, г. Новосибирск, сентябрь , 2012 г." построенная в программе Microsoft Excel;

3 слайд. Сформулированный вывод по полученным результатам и построенной розе ветров.

В дальнейшем Ваш отчет за сентябрь месяц, будет использован в общей презентации построения розы ветров за год.

Задание 6. Постройте в электронном варианте в программе Excel, годовую розу ветров г. Новосибирска (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Годовая роза ветров, г. Новосибирск, 2012г». Сделайте вывод используя план смотри задание 4. Все пары делают одинаковую работу построение годовой розы ветров, используя материал полученный каждой парой сведенной в общую таблицу, лучшая работа будет использована в общей презентации.

Инструктивная карточка учащихся № 10

Практическая работа выполняется, на компьютере в электронном виде.

Задание 1 . Используя данные своих дневников наблюдения, погоды за октябрь месяц, 2012 г. заполните таблицу №1, в электронном виде (смотри образец выполнения, мини презентация за январь месяц, 2012г).

Таблица № 1. Погода за октябрь , 2012 года .

Число

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Tемп возд С

Ветер

Продолжение.

Число.

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Tемп возд С

Ветер

Задание 2. Используя данные таблицы №1, заполните таблицу № 2, для этого подсчитайте сколько ветров разных направлений (по отдельности), было в течение месяца. Ввести в общую электронную таблицу данные, которые вы получили в своей работе конкретно по своему месяцу (каждая пара вносит свои данные).

Таблица № 2 . Направление ветров в октябре, 2012года.

Направление ветра

Количество дней

С

С-В

В

Ю-В

Ю

Ю-З

З

С-З

штиль

Задание 3. Постройте в электронном варианте в программе Excel, розу ветров для своего месяца (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Роза ветров, г. Новосибирск, октябрь , 2012г».

Задание 4. Сделайте вывод, по плану.

    Ветры, каких направлений были в течение месяца?

    Каких ветров было наибольшее количество?

    Каких ветров было наименьшее количество?

    Как направление ветров отразилось на температуре данного месяца и?

Задание 5 . Подготовьте отчет о выполненной работе в электронном виде (мини презентацию из трех слайдов):

1 слайд. Данные дневников наблюдения таблица № 1. "Погода за октябрь , 2012 года." и обработанная систематизированная информация таблица № 2. "Направление ветров в октябре , 2012года.";

2 слайд . Диаграмма "Роза ветров, г. Новосибирск, октябрь , 2012 г." построенная в программе Microsoft Excel;

3 слайд. Сформулированный вывод по полученным результатам и построенной розе ветров.

В дальнейшем Ваш отчет за октябрь месяц, будет использован в общей презентации построения розы ветров за год.

Задание 6. Постройте в электронном варианте в программе Excel, годовую розу ветров г. Новосибирска (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Годовая роза ветров, г. Новосибирск, 2012г». Сделайте вывод используя план смотри задание 4. Все пары делают одинаковую работу построение годовой розы ветров, используя материал полученный каждой парой сведенной в общую таблицу, лучшая работа будет использована в общей презентации.

Инструктивная карточка учащихся № 11

Практическая работа выполняется, на компьютере в электронном виде.

Задание 1 . Используя данные своих дневников наблюдения, погоды за ноябрь месяц, 2012 г. заполните таблицу №1, в электронном виде (смотри образец выполнения, мини презентация за январь месяц, 2012г).

Таблица № 1. Погода за ноябрь , 2012 года .

Число

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Tемп возд С

Ветер

Продолжение.

Число.

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Tемп возд С

Ветер

Задание 2. Используя данные таблицы №1, заполните таблицу № 2, для этого подсчитайте сколько ветров разных направлений (по отдельности), было в течение месяца. Ввести в общую электронную таблицу данные, которые вы получили в своей работе конкретно по своему месяцу (каждая пара вносит свои данные).

Таблица № 2 . Направление ветров в ноябре, 2012года.

Направление ветра

Количество дней

С

С-В

В

Ю-В

Ю

Ю-З

З

С-З

штиль

Задание 3. Постройте в электронном варианте в программе Excel, розу ветров для своего месяца (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Роза ветров, г. Новосибирск, ноябрь , 2012г».

Задание 4. Сделайте вывод, по плану.

    Ветры, каких направлений были в течение месяца?

    Каких ветров было наибольшее количество?

    Каких ветров было наименьшее количество?

    Как направление ветров отразилось на температуре данного месяца и?

Задание 5 . Подготовьте отчет о выполненной работе в электронном виде (мини презентацию из трех слайдов):

1 слайд. Данные дневников наблюдения таблица № 1. "Погода за ноябрь , 2012 года." и обработанная систематизированная информация таблица № 2. "Направление ветров в ноябре , 2012года.";

2 слайд . Диаграмма "Роза ветров, г. Новосибирск, ноябрь , 2012 г." построенная в программе Microsoft Excel;

3 слайд. Сформулированный вывод по полученным результатам и построенной розе ветров.

В дальнейшем Ваш отчет за ноябрь месяц, будет использован в общей презентации построения розы ветров за год.

Задание 6. Постройте в электронном варианте в программе Excel, годовую розу ветров г. Новосибирска (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Годовая роза ветров, г. Новосибирск, 2012г». Сделайте вывод используя план смотри задание 4. Все пары делают одинаковую работу построение годовой розы ветров, используя материал полученный каждой парой сведенной в общую таблицу, лучшая работа будет использована в общей презентации.

Инструктивная карточка учащихся № 12.

Практическая работа выполняется, на компьютере в электронном виде.

Задание 1 . Используя данные своих дневников наблюдения, погоды за декабрь месяц, 2012 г. заполните таблицу №1, в электронном виде (смотри образец выполнения, мини презентация за январь месяц, 2012г).

Таблица № 1. Погода за декабрь , 2012 года .

Число

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Tемп возд С

Ветер

Продолжение.

Число.

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Tемп возд С

Ветер

Задание 2. Используя данные таблицы №1, заполните таблицу № 2, для этого подсчитайте сколько ветров разных направлений (по отдельности), было в течение месяца. Ввести в общую электронную таблицу данные, которые вы получили в своей работе конкретно по своему месяцу (каждая пара вносит свои данные).

Таблица № 2 . Направление ветров в декабре, 2012года.

Направление ветра

Количество дней

С

С-В

В

Ю-В

Ю

Ю-З

З

С-З

штиль

Задание 3. Постройте в электронном варианте в программе Excel, розу ветров для своего месяца (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Роза ветров, г. Новосибирск, декабрь , 2012г».

Задание 4. Сделайте вывод, по плану.

    Ветры, каких направлений были в течение месяца?

    Каких ветров было наибольшее количество?

    Каких ветров было наименьшее количество?

    Как направление ветров отразилось на температуре данного месяца и?

Задание 5 . Подготовьте отчет о выполненной работе в электронном виде (мини презентацию из трех слайдов):

1 слайд. Данные дневников наблюдения таблица № 1. "Погода за декабрь , 2012 года." и обработанная систематизированная информация таблица № 2. "Направление ветров в декабре , 2012года.";

2 слайд . Диаграмма "Роза ветров, г. Новосибирск, декабрь , 2012 г." построенная в программе Microsoft Excel;

3 слайд. Сформулированный вывод по полученным результатам и построенной розе ветров.

В дальнейшем Ваш отчет за декабрь месяц, будет использован в общей презентации построения розы ветров за год.

Задание 6. Постройте в электронном варианте в программе Excel, годовую розу ветров г. Новосибирска (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Годовая роза ветров, г. Новосибирск, 2012г». Сделайте вывод используя план смотри задание 4. Все пары делают одинаковую работу построение годовой розы ветров, используя материал полученный каждой парой сведенной в общую таблицу, лучшая работа будет использована в общей презентации.

Невозможно быстро и качественно обрабатывать большие объёмы однотипной информации, представленной в текстовой форме. Такую информацию гораздо удобнее обрабатывать с помощью таблиц. Но восприятие громоздких таблиц также оказывается затруднительным для человека.

Предположим, вы готовитесь к школьной краеведческой конференции, на которой вам поручено нарисовать климатический портрет месяца мая. В течение всего месяца вы собирали информацию о температуре воздуха, давлении, влажности, облачности, направлении и скорости ветра. Соответствующую информацию вы заносили в заранее подготовленную таблицу, и вот что у вас получилось (табл. 13).

Таблица 13
Погода в мае 2012 года

Конечно, можно перечертить эту таблицу на большой лист ватмана и продемонстрировать одноклассникам этот впечатляющий результат. Но смогут ли они воспринять эту информацию, обработать её и составить представление о погоде в мае? Скорее всего, нет.

Вы собрали большое количество информации, она точна, полна и достоверна, но в табличном виде не будет интересна слушателям, так как совершенно не наглядна. Сделать содержащуюся в таблице информацию более наглядной и легко воспринимаемой (визуализировать информацию) можно с помощью графиков и диаграмм.

Наглядное представление процессов изменения величин

На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладывают представляемые значения. Одна величина является зависимой от другой - независимой . Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси ОХ, или оси абсцисс), а зависимой величины - на вертикальной (оси OY, или оси ординат). При изменении независимой величины меняется зависимая величина. Например, температура воздуха (зависимая величина) может изменяться во времени (независимая величина). Таким образом, график показывает, что происходит с у при изменении х. На графике значения изображаются в виде кривых, точек или того и другого одновременно.

График позволяет отслеживать динамику изменения данных. Например, по данным, содержащимся во 2-м столбце таблицы 13, можно построить график изменения температуры в течение рассматриваемого месяца. По графику можно мгновенно установить самый тёплый день месяца, самый холодный день месяца, быстро подсчитать количество дней, когда температура воздуха превышала двадцатиградусный рубеж или была в районе +15°С. Также можно указать периоды, когда температура воздуха была достаточно стабильна или, наоборот, претерпевала значительные колебания (рис. 35).

Аналогичную информацию обеспечат графики изменения влажности воздуха и атмосферного давления, которые могут быть построены на основании 3-го и 4-го столбцов таблицы.

Изменение температуры воздуха в мае 2012 г.

Рис. 35

Наглядное представление о соотношении величин

Теперь поработаем со столбцом «Облачность». По имеющимся данным очень трудно сказать, какая именно облачность преобладала в мае. Ситуация упрощается, если на основе имеющейся информации составить дополнительную таблицу, в которой представить количество дней с одинаковой облачностью (табл. 14).

Таблица 14
Облачность в мае 2012 г.

Наглядное представление о соотношении тех или иных величин обеспечивают диаграммы. Если сравниваемые величины образуют в сумме 100%, то используют круговые диаграммы .

На диаграмме (рис. 36) не указано количество дней с определённой облачностью, но показано, сколько процентов от общего числа дней приходится на дни с той или иной облачностью.

Дням с определённой облачностью соответствует свой сектор круга. Площадь этого сектора относится к площади всего круга так, как количество дней с определённой облачностью относится ко всему числу дней в мае. Поэтому, если на круговой диаграмме вообще не приводить никаких числовых данных, она всё равно будет давать некое примерное представление о соотношении рассматриваемых величин, в нашем случае - дней с разной облачностью.

Облачность в мае 2012 г.

Рис. 36

Большое количество секторов затрудняет восприятие информации по круговой диаграмме. Поэтому круговая диаграмма, как правило, не применяется более чем для пяти-шести значений данных. В нашем примере эту трудность можно преодолеть за счет уменьшения числа градаций облачности: 0-30%, 40-60%, 70-80%, 90-100% (рис. 37).

Одного взгляда на диаграмму на рис. 37 достаточно для вывода о том, что в мае преобладали облачные дни, а ясных дней было совсем немного. Для обеспечения большей наглядности мы были вынуждены пожертвовать точностью.

Облачность в мае 2012 г.

Рис. 37

Обеспечить и наглядность, и точность информации во многих случаях позволяют столбчатые диаграммы (рис. 38).

Облачность в мае 2012 г.

Рис. 38

Столбчатые диаграммы состоят из параллельных прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины. Каждый столбик показывает один тип качественных данных (например, один тип облачности) и привязан к некоторой опорной точке горизонтальной оси - оси категорий . В нашем случае опорные точки на оси категорий - это фиксированные значения облачности. Высота столбиков пропорциональна значениям сравниваемых величин (например, количеству дней той или иной облачности). Соответствующие значения откладываются на вертикальной оси значений . Ни ось значений, ни столбики не должны иметь разрывов: диаграмму используют для более наглядного сравнения, и наличие разрывов уничтожает саму цель представления результатов в виде диаграммы.

По диаграмме на рис. 38 можно не только сравнить количество дней с той или иной облачностью, но и точно указать, сколько дней какой облачности было в течение рассматриваемого периода.

Таблица 15

Рис. 39

Лепестковая диаграмма особенная, у неё для каждой точки ряда данных предусмотрена своя ось. Оси берут начало из центра диаграммы.












































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Практическая работа.

Цели:

Обучающие :

  • формирование умений вести самостоятельное наблюдение за элементами погоды своей местности, анализа и обработки полученных результатов, формулирования выводов;
  • отработка навыков работы с разными источниками информации; анализа данных и формулирования выводов;
  • отработка навыков правильного оформления результатов работы.

Развивающие :

  • развитие умений наблюдать за элементами погоды своей местности;
  • развитие навыков работы в парах;
  • развитие способности наблюдать, обрабатывать и анализировать полученный материал, делать выводы.

Воспитательные :

  • воспитание ответственного отношения к выполнению коллективной работы;
  • воспитание творческого подхода к выполнению практической работы;
  • развитие познавательного интереса.

Оборудование: компьютеры, проектор, дневник наблюдения погоды.

Ход урока

I. Организационный момент (организация парной работы за компьютерами, получение заданий, инструктаж по выполнению заданий.)

II. Постановка целей урока.

Цель: обработать материал дневников наблюдения, построить розы ветров для каждого месяца и годовую розу ветров для г. Новосибирска, проанализировать и сделать выводы.

III. Актуализация опорных знаний:

  • дать определение понятию “ветер”;
  • вспомнить причины, влияющие на формирование ветра;
  • каким прибором определяют направление ветра?
  • как определить направление ветра;
  • по какой стороне горизонта определяется название ветра?

IV. Практическая работа в парах, на компьютерах.

А) Теоретическая часть. Пояснение учителя.

Роза ветров

Диаграмма, на которой показаны направления ветров, господствующих в данной местности, называется розой ветров.

Роза ветров - диаграмма, характеризующая режим ветра в данном месте по многолетним наблюдениям и выглядит как многоугольник, у которого длины лучей, расходящихся от центра диаграммы в разных направлениях, пропорциональны повторяемости ветров этих направлений («откуда» дует ветер).

Роза ветров, построенная по реальным данным наблюдений, позволяет по длине лучей построенного многоугольника выявить направление господствующего, или преобладающего ветра, со стороны которого чаще всего приходит воздушный поток в данную местность.

Объяснение основных элементов розы ветров (слайд 3)

  1. Основные и промежуточные стороны горизонта.
  2. Условно принимают, что одному отрезку на графике, соответствует определенное количество дней.
  3. На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.
  4. Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют, в центре рисуют кружочек, в котором ставят число дней без ветра (штиль).

Б) Практическая часть.

Учащиеся в ходе практической работы, должны построить диаграмму «Роза ветров» за определенный период времени, для города Новосибирска. Сделать соответствующие вводы.

Работа выполняется по инструктивной карточке.

Инструктивная карточка учащихся № 1. Приложение 1 . (Инструктивные карточки 2-12)

1. Используя данные наблюдения погоды за январь месяц построить дмаграмму розы ветров.

Погода на январь 2008 года Приложение 2 .

Алгоритм выполнения работы для учащихся.

1. Откройте редактор электронных таблиц Microsoft Excel (Презентация, слайд -4-6).

2. Постройте таблицу, используя данные дневников наблюдения (предварительно подсчитайте, ветры каких направлений были в течение месяца.)

Направление ветра Количество дней
С 1
С-В 2
В 4
Ю-В 4
Ю 6
Ю-З 11
З 2
С-З 0
штиль 0

3. Постройте в электронном варианте, розу ветров (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Роза ветров для города Новосибирска, январь, 2008 г.».

4. Сделайте вывод

  • Ветры, каких направлений были в течение месяца?
  • Как направление ветров отразилось на температуре данного месяца?

Вывод: больше всего в январе месяце ветер дул с юго-запада - 11 дней, 6 дней - с юга, 4 дня - с юго-востока, 4 дня - с востока,3 дня – были ветры северо– восточные, 2 дня - западные, 1 день в январе месяце ветер дул с севера и вообще не было ветров с северо – запада. В течение месяца ветры были южного, юго – восточно и юго - западного направления, такое состояние ветров отразилось на температуре месяца, они были не сильно морозные, умеренные для этого месяца нашей Новосибирской области.

5. Оформите 3 слайда для общей презентации, по вашему месяцу (1 слайд - таблица данных дневника наблюдения, 2-й слайд - диаграмма «Роза ветров», 3 слайд - вывод), (Презентация, слайд 7-39)

6. Построение диаграммы «Годовой розы ветров для города Новосибирска, январь, 2008г» (Презентация, слайд 40-44).

  • Ввести в электронную таблицу данные, которые вы получили в своей работе конкретно по своему месяцу (учащиеся заполняют общую таблицу, по своему месяцу).
Число дней в месяце Направление ветров
Штиль С С- В В Ю -В Ю Ю–З З С-З
Январь. 31 1 3 4 4 5 11 3 0
Февраль. 29 0 0 0 1 23 3 2 0
Март. 31 1 1 0 3 11 8 4 3
Апрель. 30 3 1 2 2 8 6 5 3
Май. 31 1 2 2 1 3 6 3 9 4
Июнь. 30 5 4 1 2 3 11 3 1
Июль. 31 4 0 1 1 5 10 8 2
Август. 31 4 1 0 6 7 4 4 5
Сентябрь. 30 1 4 1 1 8 6 3 6
Октябрь. 31 1 0 1 0 4 8 11 5 1
Ноябрь. 30 0 3 1 2 10 10 3 1
Декабрь. 31 2 0 0 3 13 7 4 2
Итого. 366 2 23 20 11 32 107 90 53 28
  • На основе полученных данных построим годовую розу ветров для нашей местности.

7. Сформулируйте вывод, для данной диаграммы

  • Ветры, каких направлений были в течение года?
  • Каких ветров было наибольшее количество?
  • Каких ветров было наименьшее количество?
  • Как направление ветров отразилось на температуре года?
  • Больше всего, 107 дней в году были ветры южного направления;
  • 90 дней в году были ветры юго-западного направления;
  • 32 дня были ветры юго-восточного направления.

Южные ветры приносят на нашу территорию теплый воздух, и при этом устанавливается теплая погода. В 2008 году 209 дней были ветры южного направления, поэтому температуры относительно теплые.

  • 53 дня были ветры с запада

западные ветры на нашу территорию приносят обычно влагу, данные дневников наблюдения подтверждают это часто западное направление ветров сопровождалось выпадением осадков.

  • северо-западных ветров было-28
  • северных – 23
  • северо-восточных – 20

всего ветер с северного направления дул 71 день в году, поэтому морозных дней зимой и заморозков в летние дни 2008 года было не так много.

V. Подведение итогов

Учащиеся вносят свои слайды (1 слайд – таблица данных дневника наблюдения, 2-й слайд – диаграмма «Роза ветров», 3 слайд – вывод) в общую презентацию на компьютере, получают оценки.