Ночной охотник против апача индия. Ночной охотник против апачи. Модификации с двойным управлением и другие

Индийские военные по результатам проведенных технических испытаний приняли решение закупить американские вертолеты AH-64D "Апач" разработки "Боинга", а не российские ударные вертолеты Ми-28Н "Ночной охотник".
Информацию об этом российским агентствам подтвердили в индийском министерстве обороны и комиссии по закупкам вооружений.По данным неназванных источников, причины выбора индийской стороны "не носят политического характера"."Причины отказа от вертолета Ми-28 были технического характера. По мнению наших специалистов, Ми-28Н не соответствует требованиям тендера по 20 пунктам, в отличие от вертолета "Апач", который показал лучшие характеристики", - приводит РИА Новости слова своего собеседника из комиссии по закупкам вооружений.В мае этого года на авиасалоне в Ле Бурже было объявлено о том, что Нажать Россия подписала контракт о поставке в Индию 80 вертолетов Ми-17.Планы минобороны Индии по закупкам вертолетной техники предусматривают также в перспективе еще несколько конкурсов, в том числе, на поставку многоцелевых вертолетов для ВМС страны. По оценкам экспертов, в ближайшие десять лет Индия примет на вооружение порядка 700 новых вертолетов.
Технические и политические причины

Причиной проигрыша российского боевого вертолета Ми-28Н в индийском тендере стал целый комплекс факторов, и техническое состояние машины среди них не самый главный, заявил РИА Новости директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.По мнению Пухова, в этом поражении сыграли свою роль три блока причин.
данный момент в Индии проводятся еще два вертолетных тендера: на покупку многоцелевого вертолета, в нем участвует российский Ка-226, и сверхтяжелого - здесь российский участник - Ми-26. У обоих вертолетов очень серьезные шансы на успех. И индийцы просто не могут отдать все три победы России", - отметил он.
Кроме того, по его словам, немаловажную роль в решении минобороны Индии сыграло и нынешнее "увлечение" американскими вооружениями."Индийцы хорошо знают сильные стороны американской военной техники, но не слишком знают слабые. И их ждет немало сюрпризов", - заметил эксперт.В то же время директор ЦАСТ рассказал, что Ми-28Н не доработан до идеального состояния.В настоящее время в Индии проводятся еще два тендера на поставку вертолетной техники: 12 тяжелых транспортных вертолетов и 197 легких многоцелевых.По итогам этих тендеров могут быть подписаны контракты общей стоимостью 2,5 миллиарда долларов. В первом конкурсе финалистами стали российский вертолет Ми-26Т2 и американский "Чинук", а во втором - Ка-226Т и Eurocopter AS550.Проигравший тендер Ми-28Н "Ночной охотник" - вертолет огневой поддержки, который может стать основой фронтовой авиации России. По плану он должен заменить вертолеты Ми-24.Министерство обороны России ранее заявило о намерении закупить 300 "Ночных охотников" для нужд армии.

Для того чтобы понять надо посмотреть технические характеристики.

Боевой вертолет нового поколения Ми-28Н ("Ночной охотник") предназначен для поиска и уничтожения танков, бронетехники, живой силы противника; уничтожения защищенных объектов и поражения площадных целей (линий окопов, оборонительных сооружений и др.); постановки минных заграждений; поиска и уничтожения катеров и других малых плавсредств; борьбы со скоростными и низколетящими летательными аппаратами противника; уничтожения малоскоростных воздушных целей днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.

Ми-28Н - разработка Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля на базе боевого вертолета Ми-28 (базовый вертолет иногда обозначают Ми-28А).

Прежде чем оформить техническое задание на Ми-28Н, в течение нескольких лет специалисты завода совместно с институтами Министерства обороны формировали облик этого вертолета. Вертолет предназначался для работы с Сухопутными войсками, поэтому специфические особенности этих войск (работа в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, в отрыве от аэродромов и стационарных баз, совместимость горюче-смазочных материалов, боеприпасов, средств связи и управления, простота эксплуатации применяемой техники) потребовали соответствующих качеств от Ми-28Н.

Выкатка из сборочного цеха первого опытного экземпляра состоялась 16 августа 1996 года, 14 ноября 1996 года вертолет впервые поднялся в воздух.

24 декабря 2008 года госкомиссия по результатам государственных испытаний рекомендовала принять боевой вертолет Ми 28Н на вооружение Минобороны России и поставить его на серийное производство. Ми-28Н будет выпускать Ростовский завод (ОАО "Роствертол").

Ми-28Н представляет собой двухместный (летчик и штурман-оператор) вертолет классической одновинтовой схемы с пятилопастным несущим винтом и Х-образным рулевым винтом, управляемым стабилизатором, колесным неубираемым шасси с хвостовой опорой. Крыло служит для подвески вооружения и дополнительных топливных баков.

Вертолет оснащен комплексом бортового радиоэлектронного и приборного оборудования (БРЭО), обеспечивающим применение оружия и решение пилотажных и навигационных задач днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях на предельно малых высотах с автоматическим огибанием рельефа местности и облетом препятствий.

БРЭО также обеспечивает контроль за работой силовой установки и других систем; речевое оповещение экипажа; радиосвязь между вертолетами и с наземными станциями; связь между членами экипажа и запись их переговоров.

Особенности конструкции обеспечивают высокую живучесть вертолета. Выживаемость экипажа при аварийных посадках с вертикальными скоростями до 12 м/сек обеспечивается применением системы пассивной защиты с энергопоглощающими элементами конструкции (шасси, кресла, элементы фюзеляжа).

Тактико-технические характеристики вертолета:

Экипаж - 2 человека (при необходимости в заднем отсеке может перевозиться еще 2-3 человека).

Силовая установка - 2 двигателя ТВ3 117ВМА мощностью 2200 лошадиных сил каждый.

Взлетная масса:

нормальная - 10700 кг
максимальная - 12000 кг

Масса боевой нагрузки - 2300 кг

Скорость полета:
максимальная - 305 км/ч,
крейсерская - 270 км/ч.

Статический потолок - 3600 м.

Динамический потолок - 5700 м.

Дальность полета:
нормальная - 450 км
в перегоночном варианте - 1100 км

Габаритные размеры вертолета:

длина -7,01 м
высота 3,82 м
ширина 5,89 м

Диаметр несущего винта - 17,2м

Для выполнения боевых задач на вертолете используется следующее вооружение:

Несъемная подвижная пушечная установка НППУ 28Н с пушкой 2А42 калибра 30 мм с боекомплектом 250 снарядов.

Универсальные пушечные контейнеры УПК 23 250 (2 шт.) с пушкой ГШ 23Л калибра 23 мм и боекомплектом по 250 снарядов в каждом контейнере.

Противотанковый ракетный комплекс 9 А2313 "Атака-В" с управляемыми ракетами 9М120, 9М120Ф, 9А 2200 (до 16 шт.).

Управляемые ракеты с тепловой головкой самонаведения "Игла" (до 8 шт.).

Неуправляемые ракеты типа С 8 калибра 80 мм в блоках Б8В20 А (до 4 блоков).

Неуправляемые ракеты типа С 13 калибра 122 мм в блоках Б13Л1 (до 4 блоков).

Унифицированные контейнеры малогабаритных грузов КМГУ 2 (до 4 блоков).

Ударный вертолёт AH-64 Apache

В начале 1984 года первая группа вертолетов AH-64A Apache поступила на вооружение армии США. AH-64A, по мнению экспертов НАТО, является наиболее совершенным из всех боевых вертолетов, состоящих на вооружении стран альянса. Он создан для борьбы с танками противника в условиях высокой насыщенности поля боя средствами войсковой ПВО. Возложенные на него задачи AH-64 Apache может выполнять в сложных метеорологических условиях, условиях плохой видимости, днем и ночью. По мнению специалистов, AH-64 Apache является вертолетом XXI века. Он обладает хорошей маневренностью, высокой скоростью полета. Его конструкция рассчитана на перегрузки от -1,5 до + 3,5 Двигатели оборудованы специальным устройством, рассеивающим струю и снижающим температуру выхлопа, что уменьшает вероятность поражения вертолета ракетами с инфракрасной головкой наведения. Лопасти несущего винта имеют обшивку слоистой конструкции из стали и композиционных материалов. Применены принципиально новые решения при креплении лопастей к втулке винта. Лопасть сохраняет работоспособность при попадании пуль калибра 12,7 мм. Шасси - неубирающееся, что значительно увеличило полезную нагрузку вертолета. На AH-64A установлен X-образный рулевой винт, который намного эффективнее обычного. AH-64 Apache оснащен современным радиоэлектронным оборудованием. Впервые на боевом вертолете установлена нашлемная система целеуказания, позволяющая управлять стрелковым и ракетным вооружением движением головы.

Вертолет AH-64A имеет следующее вооружение: противотанковые управляемые ракеты "Хеллфайр" с лазерной системой наведения, автоматическую пушку Хьюз Н230А-1 "Chaingun", установленную между основными стойками шасси, контейнеры с неуправляемыми авиационными ракетами. Использование двух независимых гидросистем, бронированной кабины и наиболее важных систем и участков планера, а также применение топливных баков специальной формы и конструкции позволило разработчикам создать машину, способную выполнить боевую задачу и вернуться на базу после попадания в вертолет снарядов калибром 23 мм. С 1985 года в США начались разработки нового вертолета AH-64B "Апач Браво", который имеет больший размах крыла и двигатели увеличенной мощности. Модификация включает замену электронного оборудования. В комплект вертолета входит нож для перерезания высоковольтных проводов. AH-64A Apache хорошо зарекомендовал себя во время войны в Ираке (1991 г.). В настоящее время компанией "Макдоннелл-Дуглас" производится новая модель вертолета AH-64D, получившая название "Лонгбоу Апач". AH-64D оборудован более современной системой управления вооружением, обеспечивающей ведение прицельной стрельбы с больших дистанций. ВВС Нидерландов и Королевские ВВС Великобритании планируют закупить 30 и 67 вертолетов AH-64D соответственно.
Модификации вертолета AH-64

AH-64A Apache - первая серийная модификация.

AH-64B Apache Bravo - модернизированная версия AH-64A, с новой РЛС и новым ГТД и возможностью применения УР "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder.

AH-64C Apache - модернизированная версия AH-64A до стандарта AH-64D.

AH-64D Longbow Apache - усовершенствованный вариант боевого вертолета AH-64 Apache с системой управления огнем Longbow на базе РЛС с милиметровой волной фирмы Westinghouse над втулкой несущего винта, более мощными ГТД General Electric T700-GE-701 (1417 кВт или 1930 л.с.), усовершенствованными ПТУР AGM-114D Longbow Hellfire, доплеровской навигационной системой и процессором. Вертолет оборудован системой позволяющей получать информацию с комплекса Joint-STARS ВВС США. На AH-64D установлена система прицелеивания на базе Target Acquisition Designation Sight (TADS - AN/ASQ-170) и Pilot Night Vision Sensor (PNVS - AN/AAQ-11). Первый вертолет с системой Longbow совершил первый полет 11 марта 1991 г, первый пуск ПТУР Hellfire произведен в мае 1995 г, поставки армии США начались в 1996 г. Вертолеты так же планируется поставить в армии Великобритании и Нидерландов. На английском варианте вертолета будут установлены ГТД Rolls-Royce/Turbomeca RTM322.

AH-64 Sea Apache - версия вертолета для Копуса морской пехоты с РЭО самолета F/A-18, РЛС APG-65 и возможностью использования ПКР AGM-84 Harpoon и/или AGM-119 Penguin и УР "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM или AIM-132 ASRAAM.

Вооружение AH-64 Apache: 1 30-мм пушка M230 Chain Gun с 1200 патронами. Боевая нагрузка - 771 кг на 4 узлах подвески: 16 (4х4) ПТУР AGM-114 Hellfire или 4 ПУ М260 или LAU- 61/A c 19х70-мм НУР, 4 УР "воздух-воздух" AIM-92 Stinger, или их комбинации.

ТТХ AH-64
Год принятия на вооружение 1984
Диаметр несущего винта 14,63 м
Диаметр хвостового винта 2,79 м
Длина вертолета с вращающимися винтами 17,3 м
Длина 14,97 м
Высота 4,66 м
Ометаемая площадь несущего винта 168,1 кв.м
Экипаж 2 чел
Практический потолок 6400 м
Статический потолок 4570 м
Максимальная дальность полета (только с внутренним запасом топлива) 400 км
Максимальная дальность полета (с внешним запасом топлива) 1900 км
Внутренний запас топлива 1157 кг
ПТБ 4 х 871
Максимальная продолжительность полета 3 ч. 9 м. (с внутренним запасом топлива)
Двигатели 2 х General Electric T700-GE-701C
Мощность 2 х 1825 л.с. (1342 кВт)
Максимальная скороподъемность 942 м/мин
Максимальная вертикальная скороподъемность 474 м/мин
Скорость - Максимальная 365 км/ч
Скорость - Крейсерская 293 км/ч
Скороподъемность 14,6 м/с
Масса - Максимальная 9520 кг
Масса - Нормальная 5550 кг
Масса - Пустого 5165 кг

Вот теперь сопоставив цифры,можно увидеть где мы проиграли.

Сравнивать современную боевую технику – занятие неблагодарное. При прочих равных, в реальном бою многое решает случай и не столько заложенные в характеристики, сколько умелое его применение. Но мы все равно попробуем, ведь всех так интересует – кто круче, наши Ми-28Н и Ка-52 или «ихние» Apache?

Понятно, что сравнение самых современных боевых вертолетов мира – тема, породившая великое множество «священных войн» на интернет-форумах. Так что мы попробуем обобщить лишь самые главные моменты.

Видео: Ка-50

Первое, что стоит учесть – это принципиальная схема несущих винтов. Ми-28Н и АН-64 Apache построены на классической основе, с одним несущим и одним рулевым винтом. В отличие от них, Ка-52 реализован на базе крайне редкой и сложной технически соосной схемы, с двумя винтами, одновременно выполняющими функции и полета, и рулежки. Такая схема дает выигрыш в мощности, увеличивая доступный потолок полета на 100-200 м, что в условиях горной местности может оказаться крайне полезным. Да и отсутствие хвостового винта хорошо сказывается на надежности работы среди горных склонов.

Кроме того, вертолет становится более компактным в длину. Зато его профиль увеличивается в высоту, так что выигрыш оказывается довольно сомнительным. Немного улучшается контроль над полетом, что дает возможность Ка-52 делать знаменитую фигуру «Воронка» - вращаясь вокруг точки прицеливания, непрерывно поливать ее огнем. Однако все это не столь существенно, чтобы говорить о серьезных преимуществах соосной схемы над классической одновинтовой.

Гораздо более велика разница в другом. Дело в том, что основным противником вертолетов считается бронетехника, однако любой современный танк имеет средства ПВО, эффективные на расстояниях до 6 км. У вертолета в этой зоне есть считанные секунды на то, чтобы обнаружить и распознать цель и выстрелить по ней. За такое время можно разве что пальнуть из пушки, ракете требуется больше.

Эту проблему американцы решили использованием связок из 1 вертолета разведки и целеуказания вместе с несколькими ударными машинами. Легкий разведчик буквально крадется поблизости от противника, обнаружить и поразить его намного сложнее, чем остающиеся вне пределов досягаемости ПВО танка ударные АН-64 Apache. Он передает сигнал – и только после этого «Апачи» наносят удар.

На такую схему действий был рассчитан и непосредственный предшественник Ка-52, «Черная акула» Ка-50. Это позволило сделать его и легче, и маневренней, избавившись от одного члена экипажа и сделав упор на средства обмена информацией между вертолетами в группе. Однако советская (а теперь – и российская) промышленность до сих пор не может произвести подходящего для таких целей легкой разведывательной машины. Ка-50 (а вместе с ними – и потомки Ка-52) были быстро переведены на другую манеру боя, с использованием ракетного комплекса «Вихрь», способного работать с расстояния до 10 км. Однако у «Вихрь» ночью эта эффективная дистанция снижается до тех же роковых 6 км, да и лазерная система наведения ракет не слишком надежна.

Видео: Ми-28Н

Ми-28Н изначально был более простым и дешевым вариантом. Двухкабинная схема позволила разместить и пилота, и оператора-наводчика, который берет на себя все заботы о стрельбе. А установленный на этом вертолете комплекс «Атака», работающий на дистанциях до 6-8 км, использующих более надежный радиокомандный метод наведения (под ракеты с радиокомандной системой наведения Hellfire AGM-114B модернизировали и американцы свои АН-64 Apache).

Важный элемент обоих российских вертолетов – бортовая РЛС «Арбалет», которая и выполняет задачи разведки и целеуказания, на которые в американском подходе выделяется целый отдельный вертолет (Bell OH-58D Kiowa). Эта, казалось бы, незначительная деталь делает Ка-52 и Ми-28Н оружием совершенно нового уровня – всепогодным. РЛС обеспечивает обнаружение и распознавание целей, картографирование маршрута, целеуказание ракетам, поддерживает маловысотный полет. На Ми-28Н и Ка-52 РЛС установлена над втулкой винта – как и у всепогодной версии АН-64 Apache, небезызвестного Longbow.

Зато американская РЛС не способна решать задачи пилотажа и навигации, а «Арбалет» - может. Ми-28Н считается единственным в мире вертолетом, способным на такой трюк: даже ночью и при плохих метеоусловиях, перейдя в автоматический режим, лететь, огибая рельеф местности, на высоте 5 м ночью, ведя при этом поиск, опознавание и уничтожение целей, параллельно ведя целеуказание и для других участников боя. Впечатляет.

Но все-таки самое тревожащее преимущество американцев – в электронике. По некоторым данным, среди 13 тыс. электронных компонентов, которые устанавливаются на Ми-28Н, более 70% были разработаны 15 и больше лет назад. Современное бортовое радиоэлектронное оборудование «Апачей» позволяет быстрее и более эффективно работать с целями, и даже ранжировать их по степени важности, что сокращает время, которое нужно провести вертолету в пределах досягаемости вражеских средств ПВО. (Такие «умные» системы управления ракетами применяются и в России – к примеру, в противокорабельных ракетах «Гранит», о которых можно прочесть в статье «Петр Морской»). Электроника сама отличит обычную машину от зенитной установки и сама выберет нужную цель.

Ми-28Н против АН-64 Apache

В остальном же Apache весьма похожи на Ми-28Н. А скорее, наоборот, поскольку Ми-28Н создавались на базе одного из самых удачных советских вертолетов Ми-8, и с оглядкой на американских конкурентов. Оба обладают неубирающимся шасси и хвостовой опорой. Оба несут по паре двигателей, расположенных в гондолах по бокам фюзеляжа. У обоих экипаж располагается тандемом – один чуть позади и выше другого. У Ка-52, кстати, два члена экипажа сидят бок о бок, что считается недостатком, снижая обзор и увеличивая фронтальную проекцию машины.

В сравнении с АН-64 Apache, Ми-28Н тяжелее почти на 3 тонны, зато двигатели у него тоже мощнее, что дает ему даже выигрыш в максимальной боевой нагрузке и в летных характеристиках. Кроме того, обзор из кабины Ми-28Н лучше, зато в АН-64 Apache устанавливаются выпуклые стекла, которые не создают бликов, способных помешать работе с приборами. Эти вертолеты даже внешне легко спутать.

Если же сравнить пушечное вооружение, то здесь преимущество будет скорее за Ми-28Н, хотя и оно не слишком значительно. И он, и Apache вооружаются подвижными автоматическими одноствольными орудиями калибра 30 мм. Американская пушка М230 массой 54 кг обеспечивает скорострельность 625 выстрелов в минуту, при эффективной дальности стрельбы 3 км. Считается, что эта пушка отличается не слишком высокой точностью и недостаточной мощностью.

На Ми-28Н устанавливается модифицированная танковая пушка 2А42, старая и проверенная. Она заметно тяжелее американской и обладает серьезной отдачей. Однако с последней проблемой справились конструкторы вертолета, добившись точности даже выше, чем у американского конкурента. Зато, решив ряд трудностей, они получили самое мощное вертолетное орудие в мире: вес снаряда и начальная скорость почти вдвое больше, чем у М230, дальность стрельбы – 4 км, а скорострельность – до 900 выстрелов в минуту. Снаряд, выпущенный с Ми-28Н, прошивает 15-мм броню с 1,5-километровой дистанции.

Кроме того, пушка 2А42 исключительно надежна и практически не перегревается: в отличие от АН-64 Apache, Ми-28Н способен полностью, без перерывов на охлаждение, выпустить весь свой боекомплект. Наконец, стрелок сам выбирает тип снаряда – бронебойный или осколочно-фугасный.

Есть свои отличия и в ракетах. Главный «инструмент» обоих вертолетов – противотанковые управляемые ракеты (ПТУРы), каждый несет их по 16 штук, подвешиваемых на внешних узлах. Для Ми-28Н создали сверхзвуковую высокоточную ракету «Атака-В» с радиокомандным наведением, о котором мы уже упоминали. Такие ракеты работают и в условиях задымленности, и в пыли, которая рассеивает лазерные лучи, мешая ракетам с «обычным» лазерным наведением. А новая версия ракеты «Атака-Д» обладает дальностью действия уже до 10 км.

Важнейший инструмент АН-64 Apache – ракеты Hellfire AGM-114A с лазерным наведением и AGM-114B с радиолокационным наведением. Вертолет может принять оба типа ракет, и экипаж получает возможность прямо во время боя выбрать подходящий вариант. Дальность их действия составляет 6-7 км, но, в отличие от российских ракет, Hellfire дозвуковые. На то, чтобы добраться до цели в 4 км, ракеты тратят 15 с, тогда как российским на это требуется в 1,5 раза меньше.

Но в целом все это больше напоминает игры из серии «найди десять отличий»: все три машины обладают приблизительно одинаковыми характеристиками и относятся к одному поколению. Так что однозначного вывода о том, «кто круче», сделать, видимо, невозможно. Как и говорилось в начале этой заметки, все решает умелое применение и, конечно, судьба.

На днях из Индии пришло неприятное известие. В тендере на закупку ударных вертолетов победил не российский , а американский Boeing AH-64D Apache Longbow. «Многострадальный» конкурс, несмотря на некоторые неблагоприятные прогнозы в отношении его исхода, все же завершился, пусть даже и не в пользу российских вертолетостроителей.

Напомним, впервые о желании купить 22 ударных вертолета Нью-Дели заявил еще в 2008 году. Россия тогда представила машину Ка-50, а в качестве конкурентов выступили европейские фирмы EADS и Augusta Westland. Чуть позже к соревнованию присоединились американцы из Bell и Boeing. В целом, результат конкурса был малопредсказуем. Однако все кончилось так, как никто не мог ожидать: менее чем через год после начала индийцы свернули тендер. Правда, через несколько месяцев его продолжили, но уже с новым составом участников.

В обновленном конкурсе от России участвовал уже Ми-28Н, а Соединенные Штаты представили свой «Апач Лонгбоу». После сравнения документации и представленных вертолетов индийские военные заняли специфическую позицию. С одной стороны, их устроил российский Ми-28Н. С другой, по высказываниям и действиям потенциальных заказчиков было ясно, что они вряд ли купят этот вертолет. В качестве объяснения этих «двойных стандартов» иногда приводится нежелание индийцев покупать вооружения и военную технику только у одной страны.

Это вполне понятно: Индия в настоящее время является крупнейшим в мире покупателем оружия. Естественно, Нью-Дели не хочет заказывать оружие только у России и получать ряд специфических проблем, связанных с запчастями и т.д. В итоге, как уже сказано, победителем выбрали американский проект. В ближайшие годы компания Boeing получит порядка полутора миллиардов долларов и отправит в Индию два десятка с лишним новеньких ударных вертолетов.

Исход индийского тендера для российской общественности выглядит печально. Естественно, сразу же начались ожидаемые пересуды и сравнения нашего Ми-28Н с американским «Апачем». Собственно говоря, этим обсуждениям уже не один год и сейчас просто начался очередной их «раунд». Давайте попробуем сравнить эти машины, которые по праву являются воплощением самых передовых технологий в вертолетостроении двух стран.

Технические параметры

Прежде всего, необходимо коснуться концепции применения, в соответствии с которыми создавались Ми-28Н и AH-64. Американский вертолет был призван стать носителем высокоточного вооружения, предназначенного для атак вражеской техники и объектов . В перспективе планировалось оснастить его оборудованием для всепогодной работы и новым вооружением. Все это самым прямым образом повлияло на облик готовой машины.

Российский вертолет, в свою очередь, продолжил концепцию штурмовика, вертолета прямой поддержки войск . Однако, в отличие от предыдущего ударного , вертолёт Ми-28Н не должен был перевозить солдат. Тем не менее, советский проект подразумевал установку широкой номенклатуры вооружения, предназначенной как для борьбы с живой силой противника, так и для поражения бронетехники.

Основные работы по обоим проектам были начаты примерно в одно время, однако ряд технических проблем, а затем и экономические трудности, «разнесли» сроки начала серийного производства вертолетов более чем на двадцать лет. За прошедшее с начала производство время было создано несколько модификаций обоих вертолетов. Из них в крупную серию пошли только AH-64D Apache Longbow и Ми-28Н.

Вертолёт AH-64D Apache, 101 авиационный полк армии США в Ираке .

Начнем сравнение вертолетов с их массогабаритных параметров. Пустой Ми-28Н почти в полтора раза тяжелее «американца» – 7900 кг против 5350 кг. Похожая ситуация наблюдается и с нормальным взлетным весом, который у «Апача» равняется 7530 кг, а у Ми-28Н – 10900 кг. Максимальная взлетная масса обоих вертолетов примерно на тонну больше нормальной.

И все же куда более важным параметром для боевой машины является масса полезной нагрузки. Ми-28Н несет на подвесках почти в два раза больший вес, чем «Апач» – 1600 кг . Единственный минус большей полезной нагрузки – необходимость более мощного двигателя. Так, Ми-28Н оснащается двумя турбовальными двигателями ТВ3-117ВМА с взлетной мощностью 2200 л.с. Двигатели «Апача» – два General Electric T-700GE-701C по 1890 л.с. на взлетном режиме. Таким образом, американский вертолет имеет большую удельную мощность – порядка 500 л.с. на тонну нормального взлетного веса, чем Ми-28Н – порядка 400-405 л.с. на тонну взлетного веса.

Кроме того, необходимо рассмотреть нагрузку на винт. При диаметре несущего винта в 14,6 метра AH-64D имеет ометаемый диск в 168 кв. метров. Более крупный винт Ми-28Н диаметром 17,2 метра дает этому вертолету площадь диска в 232 кв.м. Таким образом, нагрузка на ометаемый диск у «Апача Лонгбоу» и Ми-28Н при нормальной взлетной массе равняется 44 и 46 килограммам на квадратный метр соответственно.

При этом, несмотря на меньшую нагрузку на винт, в скоростном отношении «Апач Лонгбоу» выигрывает у Ми-28Н только по максимально допустимой скорости. В экстренной обстановке американский вертолет может разгоняться до 365 км/ч. Российский вертолет по этому параметру отстает на несколько десятков километров в час. Крейсерская скорость обеих винтокрылых машин примерно одинакова – 265-270 км/ч. Что касается дальности полета, то здесь лидирует Ми-28Н . При полной заправке собственных баков он способен пролететь до 450 км, что на 45-50 км больше чем у AH-64D. Статический и динамический потолки у рассматриваемых машин примерно равны.

Ми-28Н борт №37 желтый на выставке МАКС-2007, Раменское, 26.08.2007 г.

Ствольное и неуправляемое оружие

Необходимо отметить, что весовые и летные данные фактически являются средством обеспечения доставки вооружений к месту их применения. Именно в составе вооружения и сопутствующего оборудования и заключаются самые серьезные различия «Апача Лонгбоу» и Ми-28Н. В целом, набор вооружения относительно похож: вертолеты несут автоматическую пушку, неуправляемое и управляемое вооружение; состав боекомплекта может изменяться в зависимости от необходимости.

Неизменной частью оружия обоих вертолетов остаются пушки. В носовой части вертолета Ми-28Н размещена подвижная пушечная установка НППУ-28 с орудием 2А42 калибра 30 мм. Автоматическая пушка российского вертолета, среди прочего, интересна тем, что позаимствована у комплекса вооружения наземных боевых машин БМП-2 и БМД-2. Благодаря такому происхождению 2А42 может поражать живую силу и легкобронированную технику противника на дистанциях не менее 2-3 км. Максимальная эффективная дальность огня равняется 4 км.

На американском вертолете AH-64D, в свою очередь, в подвижной установке монтируется 30-мм орудие M230 Chain Gun. При том же калибре, что и у 2А42, американская пушка отличается от нее своими характеристиками. Так, «Чейн ган» имеет более высокий темп стрельбы – порядка 620 выст/мин. против 500 у 2А42. В то же время, M230 использует снаряд 30х113 мм, а 2А42 – 30х165 мм. Из-за меньшей навески пороха в снарядах и менее длинного ствола Chain Gun имеет меньшую дальность эффективного огня: порядка 1,5-2 км.

Кроме того, следует учесть, что 2А42 является автоматической пушкой с газоотводной системой, а M230, как понятно из ее названия, выполнена по схеме автоматической пушки с внешним приводом. Таким образом, «Чейн Ган» требует внешнего электропитания для работы автоматики. Как показывает практика, подобная система является жизнеспособной и эффективной, однако в некоторых странах считается, что авиационная пушка должна быть «самодостаточной» и не требовать каких-либо внешних источников энергии. Ствольное вооружение вертолета Ми-28Н является порождением именно этой концепции. Единственный параметр, по которому пушка «Апача Лонгбоу» превосходит установку НППУ-28 – боекомплект . Американский вертолет несет до 1200 снарядов, российский – в четыре раза меньше.

Остальное вооружение обоих вертолетов устанавливается на четырех пилонах под крылом. Универсальные держатели позволяют подвешивать широкий спектр вооружения. При этом стоит отметить, что из рассматриваемых вертолетов возможность применения бомб имеет только Ми-28Н. Дело в том, что имеющиеся в странах НАТО управляемые бомбы имеют слишком большой вес для того, чтобы AH-64D мог взять достаточное их количество. В то же время, полезная нагрузка Ми-28Н в 1600 кг не позволяет подвесить более трех бомб калибра 500 кг, что явно недостаточно для большинства задач.

Стоит отметить, еще на стадии разработки проекта «Апач» американские инженеры и военные отказались от идеи вертолета-бомбардировщика. Рассматривалась возможность несения и применения управляемых бомб, но сравнительно малая полезная нагрузка вертолета в итоге не позволила осуществить эту задумку в полной мере. По этой причине и AH-64D, и Ми-28Н в основном «пользуются» ракетным вооружением.

Характерным отличием вертолетов является номенклатура применяемых неуправляемых ракет . Американский «Апач Лонгбоу» несет только ракеты Hydra 70 калибра 70 мм. В зависимости от необходимости на пилоны вертолета могут устанавливаться пусковые блоки емкостью до 19 неуправляемых ракет (M261 или LAU-61/A). Таким образом, максимальный запас составляет 76 ракет. При этом наставления по эксплуатации вертолета советуют брать не более двух блоков с НАР – эти рекомендации обусловлены максимальной полезной нагрузкой.

Ми-28Н изначально создавался как вертолет поля боя, что повлияло на номенклатуру неуправляемого вооружения. В той или иной конфигурации вооружения российский вертолет может нести широкий спектр неуправляемых авиационных ракет в большом количестве. К примеру, при установке блоков для ракет С-8 максимальный боезапас составляет 80 реактивных снарядов. В случае с применением более тяжелых С-13 боекомплект в четыре раза меньше. Кроме того, Ми-28Н при необходимости может нести контейнеры с пулеметами или пушками, а также неуправляемые бомбы и зажигательные баки соответствующего калибра.

Ми-28Н борт №08 синий на авиабазе в Будённовске, 2010 г. Вертолет оборудован полным комплектом бортового комплекса обороны — контейнерами с ИК-ловушками, датчиками СПО и т.п .

Управляемое вооружение

Такой перевес в отношении неуправляемого вооружения обусловлен изначальной концепцией применения вертолетов. «Apache», а затем и «Apache Longbow», создавался в качестве охотника за бронетехникой противника, что повлияло на весь его облик и на вооружение в первую очередь.

На ранних стадиях разработки предполагаемое применение будущего ударного вертолета виделось следующим образом. Соединение вертолетов находится на предполагаемом пути вражеской механизированной колонны и ждет сигнала разведки или самостоятельно ищет цели. При приближении танков или другой бронетехники противника вертолеты, прикрываясь складками местности, «выскакивают» в точку пуска и производят атаку противотанковыми ракетами. В первую очередь следовало выбивать зенитные самоходки, после чего можно было уничтожать прочую технику.

Первоначально в качестве основного вооружения для AH-64 рассматривались управляемые ракеты BGM-71 TOW. Однако их сравнительно небольшая дальность – не более 4 км – могла привести к печальным для летчиков последствиям. В середине семидесятых на вооружении СССР и его союзников уже были комплексы войсковой ПВО, способные бороться с целями на таких расстояниях. Поэтому атакующий вертолет во время наведения ракеты TOW рисковал быть сбитым.

Как следствие, пришлось искать новое оружие, которым стала ракета AGM-114 Hellfire. В ранних модификациях этой ракеты применялось полуактивное радиолокационное наведение, однако потом в силу разных причин начались эксперименты с другими типами самонаведения. В итоге в 1998 году на вооружение была принята ракета AGM-114L Longbow Hellfire, предназначенная специально для вертолета AH-64D Apache Longbow . От предыдущих модификаций она в первую очередь отличается аппаратурой самонаведения. Впервые в семействе «Хеллфайр» применена оригинальная комбинация инерциального и радиолокационного наведения.

Непосредственно перед пуском бортовая аппаратура вертолета передает ракете данные относительно цели: направление и расстояние до нее, а также параметры движения вертолета и вражеской машины. Для этого вертолет вынужден на несколько секунд «выпрыгнуть» из-за естественного укрытия. В конце «прыжка» производится пуск ракеты. Hellfire Longbow самостоятельно выходит в примерный район цели, используя инерциальную систему наведения, после чего включает активную радиолокационную, которая осуществляет захват цели и окончательное наведение на нее. Такой способ наведения фактически позволяет ограничить дальность пуска только характеристиками реактивного двигателя ракеты.

В настоящее время Hellfire летают на дальность порядка 8-10 км. Характерной чертой обновленной ракеты «Хеллфайр» является отсутствие необходимости в постоянном подсвете цели вертолетом или наземными подразделениями. В то же время, AGM-114L значительно дороже предыдущих модификаций этой ракеты, однако разница в стоимости боеприпаса с лихвой компенсируется уничтожением вражеской бронемашины.

Вертолет Ми-28Н, в свою очередь, создавался в качестве машины для поддержки с воздуха, в том числе и при помощи уничтожения бронированных целей. По этой причине его вооружение является скорее универсальным, нежели специализированным. Для борьбы с бронетехникой противника Ми-28Н может оснащаться управляемыми ракетами «Штурм» или более новым типом «Атака-В» . На пилонах вертолета размещается до 16 ракет той или другой модели.

Российские противотанковые ракеты применяют иную систему наведения, нежели американские. «Штурм» и его глубокая модернизация «Атака-В» используют радиокомандное наведение. У такого технического решения есть как плюсы, так и минусы. Положительные черты примененной командной системы касаются простоты и дешевизны ракеты. Кроме того, отсутствие необходимости в тяжелой аппаратуре для самостоятельного наведения позволяет делать либо более компактные ракеты, либо оснащать их более мощной боевой частью.

В результате базовая ракета комплекса «Атака» модели 9М120 доставляет тандемную кумулятивную боевую часть с пробиваемостью не менее 800 мм гомогенной брони на расстояние до 6 кмв. Имеется информация о существовании новых модификаций ракеты, имеющих лучшие показатели бронепробиваемости и дальности. Однако за эти качества приходится платить. Радиокомандное наведение требует установки на вертолет сравнительно сложной аппаратуры для захвата и сопровождения цели, а также для выработки и отправки команд для ракеты.

Так, для сопровождения и наведения ракеты вертолет не имеет возможности применять противотанковое вооружение «прыжковым» способом. Радиокомандное наведение требует относительно длительного нахождения в зоне видимости противника, что подвергает вертолет опасности ответной атаки. Для этого бортовая аппаратура вертолета Ми-28Н имеет возможность изменения направления управляющего излучения. Поворотный блок передающей антенны и аппаратуры слежения за ракетой позволяет вертолету маневрировать по рысканью в пределах 110° от направления пуска и накреняться до 30° от горизонтали.

Конечно, подобные возможности в определенных обстоятельствах могут оказаться недостаточными, что, однако, компенсируется достаточной дальностью ракеты и большой ее скоростью. Иными словами, при удачном стечении обстоятельств противотанковая ракета комплекса «Атака-В» сможет уничтожить вражескую зенитную установку до того, как та успеет произвести ответный пуск ракеты. В то же время, не стоит забывать про тенденции последних лет, подразумевающие полный переход к концепции «выстрелил-забыл».

Для самообороны оба вертолета могут нести управляемые ракеты «воздух-воздух» . Ми-28Н с такой целью оснащается четырьмя ракетами малой дальности Р-60 с инфракрасной головкой самонаведения; AH-64D – ракетами AIM-92 Stinger или AIM-9 Sidewinder с аналогичными системами наведения.

Экипаж и системы защиты

При создании вертолетов Ми-28 и AH-64 заказчики высказали пожелание получить боевые машины с экипажем из двух человек. Это требование было обусловлено желанием облегчить работу пилотов вертолета. Таким образом, экипаж обеих винтокрылых машин состоит из двух человек – пилота и штурмана-оператора. Еще одна черта, объединяющая вертолеты, касается расположения пилотов. Конструкторы фирм «Миль» и McDonnell Douglas (она разрабатывала «Апач» до того, как была куплена «Боингом») совместно с военными пришли к выводу относительно оптимального размещения рабочих мест экипажа.

Тандемное расположение двух кабин позволило уменьшить ширину фюзеляжа, улучшить обзор с рабочих мест, а также обеспечить обоих летчиков полноценным комплектом оборудования, необходимого для пилотирования и/или применения вооружения. Примечательно, что рассматриваемые вертолеты объединяет не только идея размещения экипажа. На обоих вертолетах кабина пилота находится сзади и сверху кабины оператора вооружений.

Примерно похожи и составы оборудования кабин. Так, пилот вертолета Ми-28Н или AH-64D имеет в своем распоряжении весь набор пилотажных приборов, а также некоторые средства для применения вооружения, в первую очередь неуправляемого ракетного. Штурманы-операторы, в свою очередь, тоже имеют возможность управлять полетом, но их рабочие места серьезно оборудованы для применения всех типов вооружения.

Отдельно стоит остановиться на системах обеспечения безопасности. Находясь на небольшом расстоянии от противника, вертолет поля боя рискует попасть под огонь вражеской зенитной артиллерии или стать целью для управляемых ракет. Как следствие, требуется некая защита. Основным элементом бронирования Ми-28Н является металлическая «ванна», выполненная из 10-мм алюминиевой брони. Поверх алюминиевой конструкции устанавливаются керамические плитки толщиной 16 мм . Между слоем металла и керамики прокладываются полиуретановые листы. Такое композитное бронирование выдерживает обстрел из 20-мм пушек стран НАТО.

Конструкция дверей для уменьшения веса представляет собой «бутерброд» из двух алюминиевых плит и полиуретанового блока. Остекление кабины выполняется из силикатных блоков толщиной от 22 мм (боковые стекла) и 44 мм (лобовые) . Лобовые стекла кабин выдерживают попадание 12,7-мм пули, а боковые защищают от оружия винтовочного калибра. Бронирование также имеют некоторые жизненно важные агрегаты конструкции.

На случай, если броня не спасла вертолет от критических повреждений, имеется два способа спасения экипажа. На высотах свыше 100 метров над поверхностью происходит отстрел лопастей несущего винта, дверей обеих кабин и крыльев, после чего надуваются специальные баллонеты, предохраняющие летчиков от ударов об элементы конструкции. Далее летчики самостоятельно покидают вертолет с парашютом.

На случай аварии на меньших высотах, где нет возможности спастись с парашютом, Ми-28Н имеет еще один комплекс мер для спасения экипажа. При аварии на высоте менее 100 метров автоматика подтягивает привязные ремни пилотов и фиксирует их в правильной позе . После этого вертолет снижается с допустимой скоростью в режиме авторотации. При посадке шасси вертолета и специально разработанные кресла пилотов «Памир», разработанные в НПП «Звезда», принимают на себя большую часть возникающей при касании перегрузки. Перегрузка порядка 50-60 единиц при разрушении элементов конструкции гасится до 15-17.

Бронезащита вертолета AH-64D в целом похожа на броню Ми-28Н, с той разницей, что американский вертолет легче и меньше российского . Как результат, кабина «Апача Лонгбоу» защищает пилотов только от пуль калибра 12,7 мм. На случай более серьезных повреждений между кабинами имеется бронеперегородка, защищающая от осколков снарядов калибра до 23 мм.

Система гашения перегрузок в целом аналогична комплексу мер, предпринятому на российском вертолете . Об эффективности ее работы можно судить по нескольким известным фактам. Так, в начале этого года в Интернете распространилось видео из Афганистана, где американские летчики на «Апаче» выполняли пилотаж в условиях разреженного горного воздуха. Пилот не учел некоторые параметры атмосферы, из-за чего вертолет в прямом смысле проехался по земле. Позже выяснилось, что экипаж отделался легким испугом и парой ссадин, а вертолет после короткого ремонта вновь вошел в строй.

Вертолет Ми-28Н борт №50 желтый из партии вертолетов, переданной ВВС на авиабазу 344 ЦБПиПЛС АА 8 октября 2011 г., г.Торжок, Тверская область .

Радиоэлектронное оборудование

Одним из главнейших элементов проектов Ми-28Н и AH-64D Apache Longbow является радиоэлектронное оборудование. Повышение характеристик средств войсковой ПВО привело к тому, что в концепции ударного вертолета появился еще один пункт: новые машины должны были иметь возможность быстрого обнаружения и опознавания целей на сравнительно больших дальностях . Для этого требовалось оснастить вертолет радиолокационной станцией и новыми вычислительными системами. Первыми такую модернизацию провели американцы, установив на AH-64D РЛС Lockheed Martin/Northrop Grumman AN/APG-78 Longbow.

Самой заметной частью этой станции является ее антенна, размещаемая в обтекателе над втулкой винта. Остальное оборудование РЛС «Лонгбоу» монтируется в фюзеляже. Радиолокационная станция может работать в трех режимах: по наземным целям, по воздушным и отслеживать рельеф местности. В первом случае станция «просматривает» сектор шириной в 45° вправо и влево от направления полета и обнаруживает цели на дистанциях до 10-12 км. На этих расстояниях станция может сопровождать до 256 целей и одновременно определять их тип.

По характерным нюансам отражаемого радиосигнала станция AN/APG-78 автоматически определяет, от какого объекта он идет. В памяти РЛС имеются сигнатуры танков, зенитных самоходок, вертолетов и самолетов. Благодаря этому оператор вооружений имеет возможность заранее определить приоритетные цели и провести предварительную настройку ракеты AGM-114L, передав на нее параметры выбранной цели.

На случай невозможности точного определения опасности объекта в нижней части обтекателя РЛС Longbow смонтирована антенна радиочастотного интерферометра. Этот прибор принимает сигналы, излучаемые другими боевыми машинами, и определяет направление на их источник. Таким образом, путем сопоставления данных с радиолокационной станции и интерферометра оператор вооружения может с высокой точностью найти наиболее опасный бронеобъект противника. После обнаружения и введения параметров цели пилот производит «прыжок», а штурман запускает ракету.

Режим работы РЛС AN/APG-78 по воздушным целям подразумевает круговой обзор окружающего пространства с определением трех типов целей: самолетов, а также движущихся и зависших вертолетов. Что касается режима отслеживания рельефа местности, то в таком случае «Лонгбоу» обеспечивает низковысотный полет, в том числе и в сложных метеоусловиях. Интересно отображение информации о поверхности : дабы летчик не отвлекался на массу обозначений, на экран РЛС выводятся только те препятствия, высота которых примерно равна или выше высоты полета вертолета . Благодаря этому пилот не теряет время на определение тех объектов и элементов ландшафта, которые можно просто проигнорировать ввиду их безопасности.

Стоит отметить, помимо новой радиолокационной станции AN/APG-78 в составе авионики «Апача Лонгбоу» имеются и другие, более привычные системы. Интегрированная система управления вооружением при необходимости позволяет пользоваться аппаратурой TADS, PNVS и т.д.

Кроме того, на вертолетах AH-64D применена новая система опознавания «свой-чужой», среди прочего, автоматически блокирующая попытки произвести атаку объекта, опознанного как свой. Эта возможность была добавлена в связи с неоднократными случаями ударов по собственным и союзным войскам по вине разведки и целеуказания. По различным подсчетам, боевая эффективность вертолета AH-64D, оснащенного РЛС Longbow, до 4 раз выше, чем у базовой машины. Выживаемость при этом выросла почти в 7 раз .

Основой бортового радиоэлектронного оборудования вертолета Ми-28Н и его главной «изюминкой» является РЛС «Арбалет» . Как и в случае с AN/APG-78 Longbow, антенна этой станции размещается внутри обтекателя на втулке несущего винта. В то же время, существуют и отличия. В первую очередь, они касаются способов применения. В отличие от «Лонгбоу», «Арбалет» имеет только два режима работы: по земле и по воздуху. Предметом гордости разработчиков станции из НИИР «Фазотрон» являются ее характеристики при работе по земле.

Станция «Арбалет» имеет больший в сравнении с AN/APG-78 сектор обзора подстилающей поверхности, его ширина равняется 120 градусам. Максимальная дальность «видимости» РЛС – 32 км . На таком же расстоянии автоматика радиолокационной станции способна составлять примерную карту местности. Что касается обнаружения и опознавания целей, то эти параметры «Арбалета» примерно равны соответствующим характеристикам AN/APG-78. Крупные объекты наподобие мостов «видны» с дистанции порядка 25 км. Танки и подобная им бронетехника – с вдвое меньших дистанций.

Режим работы РЛС «воздух-поверхность» обеспечивает пилотаж на малых высотах в любых погодных условиях и в любое время суток. Для этого «Арбалет» имеет возможность обнаружения небольших объектов, как то деревья или столбы линий электропередач. Более того, на расстоянии порядка 400 метров радиолокационная станция Ми-28Н способна распознать даже отдельные провода ЛЭП. Еще одной интересной возможностью системы картографирования является ее функция создания трёхмерного изображения . При необходимости экипаж может при помощи РЛС «отснять» местность впереди вертолета и внимательно изучить ее на примере выведенной на экран 3D-модели.

Ми-28Н серийный №07-01 борт №26 синий в Ростове в День Воздушного Флота России, 19.08.2012 г .

При переключении «Арбалета» в режим «воздух-воздух» антенна начинает круговое вращение, сканируя по азимуту все окружающее пространство. Сектор обзора в вертикальной плоскости имеет ширину в 60°. Дальность обнаружения целей типа «самолет» находится в пределах 14-16 км. Зенитные и авиационные ракеты «видны» с расстояния порядка 5-6 км. В режиме работы «по воздуху» РЛС «Арбалет» может сопровождать до 20 целей и передавать данные о них на другие вертолеты.

Следует сделать оговорку: информация о воздушных целях, как на Ми-28Н, так и на AH-64D используется только для анализа возможных рисков и передачи данных на другие боевые машины. Ракеты «воздух-воздух» Р-60 или AIM-92, предназначенные для самообороны, оснащаются инфракрасными головками самонаведения и, как следствие, не требуют предварительной передачи данных от систем вертолета. Кроме радиолокационной станции «Арбалет» Ми-28Н имеет интегрированную систему управления вооружением, позволяющую применять все доступные типы оружия в различных условиях.

Кто лучше?

Сравнение вертолетов AH-64D Apache Longbow и Ми-28Н – дело довольно специфическое и непростое. Конечно, обе винтокрылые машины принадлежат к классу ударных вертолетов. Однако у них поровну и общих черт, и различий. К примеру, для несведущего человека оба вертолета выглядят достаточно похожими. Но при более подробном рассмотрении в глаза бросаются разница в размере, в вооружении и т.д. Наконец, при изучении истории рассматриваемых вертолетов выясняется, что они различаются даже на уровне концепции применения.

В связи с этим было создано два достаточно разных вертолета. Если не вдаваться в технические подробности, то Apache Longbow представляет собой сравнительно небольшой и легкий вертолет, задачей которого является «отстрел» вражеских танков с большого расстояния. Кроме того, самая новая версия вертолета AH-64 получила возможность проведения операций в любое время суток и в любых метеоусловиях, естественно, когда можно подниматься в воздух.

Ми-28Н, в свою очередь, создавался как значительная переработка своего «старшего брата» , которая не получила грузовое отделение, но обзавелась новым вооружением. Как следствие, Ми-28Н получился достаточно крупным и тяжелым, что позволило увеличить как боезапас, так и номенклатуру доступного вооружения. Одновременно с этим российский вертолет, с учетом текущих тенденций развития винтокрылых машин и зарубежного опыта, получил собственную радиолокационную станцию, значительно повысившую его боевой потенциал.

При этом, несмотря на новые возможности по дальности атаки целей, Ми-28Н сохранил способности к «висению» над головой противника и атакам с малых дистанций. Что касается боевого потенциала вертолетов, то сравнивать его вообще невозможно – из рассматриваемых машин в реальных боях участвовали только «Апачи Лонгбоу».

Таким образом, AH-64D Apache Longbow и Ми-28Н одновременно похожи и нет . Нетрудно догадаться, что основные отличия касаются вооружений и способа его применения. Соответственно, именно эти качества вертолетов и должны быть главным фактором, влияющим на выбор победителя в конкурсах на закупку техники. Похоже, индийские военные, разрываясь между двумя замечательными вариантами, все же решили обзавестись более легкими вертолетами, «заточенными» для борьбы с бронетехникой противника.

А вот Ирак, в отличие от Индии, по-видимому, предпочел более универсальную ударную машину в лице Ми-28Н. На днях официальные источники из администраций России и Ирака подтвердили, что в ближайшие годы арабская страна получит три десятка вертолетов Ми-28Н в экспортной модификации и более 40 зенитных ракетно-пушечных комплексов . Общий объем контрактов превысил 4 млрд. долларов. Как видим, вертолеты AH-64D и Ми-28Н хороши. Причем хороши каждый по-своему, что, однако, не мешает им находить новых заказчиков.

МИ-28Н

Ударные вертолеты «Апач» и «Ночной охотник» (обозначение НАТО – «Havoc») - машины одновинтовой схемы с неубирающимся шасси и хвостовой опорой, 2 двигателями в гондолах по бокам фюзеляжа, тандемным расположением экипажа, Х-образным рулевым винтом. «Охотник» почти на 3 тонны тяжелее американца, но на нем установлены более мощные двигатели (2 по 2200 л.с. против 2 по 1930 л.с.); отношение мощности к взлетному весу у него лучше, что однозначно характеризует более высокое конструктивное совершенство летательного аппарата и его летные характеристики. Да и максимальная боевая нагрузка у «Апача» - 771 кг, а у «Ми» - 2300 кг.

МИ-28Н

Милевцы к бронированию подошли по старому принципу российских оружейников «кашу маслом не испортишь»: бронекабина экипажа («ванна») полностью защищена 10-мм листами алюминия, на которые наклеены 16-мм керамические плитки; двери – из двух слоев алюминиевой брони и слоя полиуретана между ними; лобовые стекла – силикатные блоки толщиной 42 мм, боковые стекла – такие же блоки толщиной 22 мм. Обе кабины разделены 10-мм алюминиевой бронеплитой для исключения поражения обоих летчиков одним выстрелом. Огневые испытания показали, что борта выдерживают попадание пуль американского 20-мм пулемета «Вулкан», лобовое стекло – пуль калибра 12,7 мм, боковые стекла – 7,62 мм. Такой защиты не имеет ни один зарубежный вертолет. «Апачи» пробиваются и сбиваются из 12,7 мм пулемета ДШК (проверено в Афганистане, март 2002-го, операция «Анаконда»). «Из 7 задействованных АН-64А повреждения получили 4, один совершил вынужденную посадку, отлетев лишь на 1,5 км от места боя. В нем насчитали 13 пробоин от ДШК, было пробито бронестекло фонаря кабины». Сказанное относится и к «Апачу Лонгбоу»: в Ираке их сбивают пулемет КПВ (14,5 мм) и «Стрела-3», в то время как даже старые «крокодилы» Ми-24 в Чечне выдерживали огонь ЗУ-23-2, прямые попадания ПТУР, гранат РПГ, «Стингеров» и «Игл».
Кстати, несмотря на тяжелую броню, «Ми» крутится не хуже «Апача». Дело в том, что на маневренность винтокрылов сильно влияет величина разноса шарниров несущего винта: чем она больше, тем и маневренность выше. Так вот, разнос шарниров у «Апача» – 4%, а у «Ми» – 6%; его пятилопастный несущий винт более эффективен, чем четырехлопастный «индейца», особенно на малых скоростях; он успешно выполняет фигуры сложного пилотажа (петля Нестерова, бочка, иммельман), что важно для противоракетного маневра в бою; вследствие особой конструкции винтов и системы шумопоглощения полет его практически бесшумен; уровень вибрации у него тоже меньше, что важно при прицеливании.

МИ-28Н

Ми-28А по прицельно-пилотажному оборудованию был значительно хуже, чем конкурент с системой TADS/PNVS, позволяющей эффективно использовать вооружение и безопасно пилотировать машину круглосуточно на любых высотах, содержащей оптическую систему прицеливания, инфракрасную систему ночного видения, телевизионную систему для условий низкой освещенности, лазерный дальномер-указатель. «Апачи» славились своим эффективным оборудованием. Правда, при первом же их массовом применении ночью во время «Бури в пустыне» было потеряно минимум 5 машин с системами ночного видения (врезались в барханы или столкнулись в воздухе), очевидно, система не обеспечила экипажам полной безопасности. Эти машины были предшественники нынешнего «Апача Лонгбоу», который можно с полным основанием назвать ночным вертолетом с современной системой управления оружием; его козырь – надвтулочный радар «Лонгбоу» миллиметрового диапазона повышенной разрешающей способности, позволяющий помимо ночной охоты выполнять разведывательные задачи подобно самолетам «АВАКС».
У нас всего этого не было и в помине; но время прошло не впустую... Для наглядности: представьте себе воина, тихо, но быстро бегущего в полной темноте по пересеченной местности и навскидку поражающего одного за другим появляющихся противников. Это – Ми-28Н «Ночной охотник» с совершенно новым российским комплексом бортового оборудования. Сейчас это пока единственный в мире вертолет, способный как в ручном, так и в автоматическом режиме лететь на высоте от 5 метров с огибанием рельефа местности днем и ночью, в сложных метеоусловиях, с постоянным поиском, опознаванием, уничтожением наземных и воздушных целей, и выдачей целеуказания другим участникам боя. Установленная многофункциональная РЛС «Арбалет» предупреждает о препятствиях: отдельно стоящих деревьях и проводах линий электропередач; отдельно стоящего человека она видит ночью за 500 м; рельеф местности – на несколько десятков километров. Для той же цели – очки ночного видения и пилотажная тепловизионная станция, дающая «инфракрасное окно в ночь» вперед по курсу или в направлении поворота головы пилота. РЛС дает возможность искать цели, работая вместе с ОПС (оптико-прицельной системой) «Ротор». Для наглядности: «Охотник», тихо урча, висит за деревьями, выставив из засады только свою «макушку» - шар РЛС. Определив цели, распределив их между участвующими в атаке вертолетами, выбрав себе объект для атаки, он энергично «подскакивает» вверх и «обрабатывает» цель средствами поражения.
Машина обладает картографической системой с высокой степенью разрешения и банком цифровых данных о рельефе местности в районе боевых действий. ЭВМ формирует трехмерное изображение участка, над которым находится вертолет, что легко уточняется с помощью спутниковой навигации, объединенной с инерциальной, включающей в себя систему ориентации по физическим полям Земли. Вся информация выдается экипажу на цветные дисплеи (их по 3 в каждой кабине). Каждое из перечисленных средств может использоваться автономно, но основной режим – это синтез картографической, тепловизионной и радиолокационной информации с выводом на экран трехмерного изображения местности в удобном для пилота виде. Точностные характеристики аппаратуры должны по расчетам обеспечить условия безопасного пилотирования на предельно малой высоте. Поиск и опознавание целей ведет новейшая ОПС с оптическим, телевизионным, тепловизионным и лазерным каналами наблюдения. Все каналы (кроме оптического) подают цифровую информацию на экран и в систему автоматики опознавания целей. Совокупные данные поступают к штурману-оператору, который и принимает решение на применение оружия. Оборудование обеспечивает связь со всеми участниками операции, сам вертолет может получать целеуказание и от внешних источников. Все это позволяет ему работать на высотах 5- 15 м в боевых порядках войск, проводить штурмовые операции с посадкой и без, стрелять как бы из-за угла, не входя в прямой контакт с целью и не подвергая себя риску. Кроме того, РЛС «Охотника» в отличие от «Апача» способна решать пилотажно-навигационные задачи.

МИ-28Н

На «Ми» установлена модифицированная танковая пушка 2А42, давно и успешно воюющая на российских боевых машинах пехоты/десанта и вертолетах Ми-24. Она вдвое тяжелее американской (115 кг). Размещение ее на внешней турели крайне сложно, ведь отдача (гораздо выше, чем у чисто авиационного орудия) раскачивает вертолет, ухудшая точность стрельбы. Тем не менее, конструкторы с проблемой успешно справились, и точность стрельбы у «Охотника» выше, чем у «индейца». Конечно, установка на вертолете танковой пушки необычна, и злословия по этому поводу хоть отбавляй. Однако милевцы, следуя той же традиции «Кашу маслом не испортишь», считают это решение оправданным.
Во-первых, по баллистическим данным 2А42 далеко впереди американского орудия. У него вес снаряда - 0,24 кг, у «Ми» - вдвое больше - 0,4 кг; минутный залп «Апача» - 147 кг, «Ми» - вдвое больше - 301 кг; дальность стрельбы у «Ми» больше - 4000 м; начальная скорость снаряда у «Апача» - 550 м/сек., у «Ми» - почти вдвое больше - 980 м/сек., что обеспечивает исключительную точность и высокую бронепробиваемость (снаряд на дистанции 1500 м пробивает 15-мм стальную броню).
Во-вторых, «Апач» может стрелять только короткими очередями вследствие угрозы перегрева пушки. Высокая живучесть ствола «Охотника» позволяет при надобности выпустить без промежуточного охлаждения сразу весь боекомплект, и это может сыграть в бою решающую роль.
В-третьих, пушка 2А42 надежно работает в условиях сильной запыленности, что было хорошо проверено в Афганистане. Как нельзя кстати она пришлась на вертолете, спецификой работы которого является ведение огня с предельно малых высот в пыльных условиях, автономное базирование на грунтовых площадках при ограниченных возможностях техобслуживания. Как сказал главный конструктор Ми-28 Марк Владимирович Вайнберг (ныне, к сожалению, покойный), «машина рассчитана на рядового Мамедова». Пожалуйста, без обид: сказанное в равной мере относится и к «рядовому Пупкину»; речь идет о грубой реальности настоящей войны, а не о сладких фантазиях заокеанских фильмов. Так вот, пушка «Апача» плохо переносит и загрязнение, и неаккуратное обращение, часто клинит (что имеет место в Ираке). Война – дело грязное, и пока «Апач» летает на работу с ухоженных площадок, возможных в условиях малых войн, когда «мочат» заведомо более слабого противника, Си-Эн-Эн показывает в своих агитках, как все хорошо получается.
Минусом «Охотника» называют меньший боезапас (380 снарядов против 1200 у «Апача»). Но, учитывая более высокую эффективность его орудия (в 3-4 раза) для уничтожения цели ему и снарядов требуется меньше: пушка имеет переменную скорострельность (900 выстр./мин по воздушным и 300 – по наземным целям); благодаря селективному боепитанию из двух патронных ящиков можно выбирать тип снаряда (бронебойный или осколочно-фугасный) прямо в ходе боя в зависимости от вида цели и, следовательно, более экономно расходовать боекомплект. Эффективность поражения целей повышается на 30%, меньший запас снарядов вполне компенсируется рациональным их использованием. Кроме того, боепитание из патронных ящиков, укрепленных на пушке (короткий путь подачи снарядов), значительно повышает надежность.
Вероятно, сейчас 2А42 является самой мощной вертолетной пушкой в мире, надежно поражающей легко- и среднебронированные цели на удалении до 4 км. Но для Ми-28Н уже разрабатывается улучшенное орудие калибра 30 мм.

АН-64Д Апач

Обзор из кабин у «Апача» ограничен вперед-вниз и назад; у «Ми» обзор лучше, и лица экипажа ближе к панелям остекления. Площадь остекления больше у американца, его панели имеют некоторую выпуклость, а у «Ми» они плоские, что может создавать в кабине однонаправленные блики света («прожекторный эффект»), мешающие считыванию приборов. В целом обзор у обоих примерно одинаков.
Над втулкой несущего винта «Охотника» - радиолокационная станция в шарообразном обтекателе, у «Апача» она в виде толстой «лепешки». Вообще-то, оба вертолета внешне очень похожи, издалека под определенным углом зрения их можно даже спутать. Забавны мнения патриотов чужого, например: «Лучшая система обнаружения и прицеливания позволила американцам убрать из вертолета излишек брони и прирастить скоростенку».
Итак, «скоростенка»: у «Апача» максимум – 365 км/ч, у Ми-28Н – 324 км/ч, то есть разница невелика, а вот крейсерская у них практически одинакова 260/270 км/ч.

АН-64Д Апач

А янки «излишек брони» не убирали, его просто не было, потому что их подход к вопросу бронезащиты боевых вертолетов совершенно иной, нежели у нас. Их конструкторы прикрывают броней лишь экипаж, а порою она отсутствует вовсе; считается, что спасение винтокрылой машины в бою – ее скрытность и маневренность. А если уж настигнет вражеский снаряд, то его легко впустит и выпустит тонкая панель бортовой стенки. А что, если за местом входа снаряда сидит пилот? Или расположен жизненно важный узел? В условиях насыщенного средствами ПВО современного боя у бронированного вертолета больше шансов выжить, чем у его более маневренного, скрытного, но слабо защищенного собрата.
По западным меркам «Апач» бронирован прилично: кабина экипажа прикрыта с боков и снизу кевларовыми и полиакрилатовыми бронеплитами, выдерживающими попадание 23-мм снаряда. Двигатель и трансмиссия не бронированы, тут применяется принцип защиты более важных узлов конструкции менее важными, многие детали переразмерены и обладают повышенной прочностью, также выдерживая попадание 23-мм снаряда. Акцент на этот калибр сделан не случайно, по опыту войн ХХ века для вертолета наиболее опасна зенитная артиллерия типа ЗСУ-23-4 «Шилка». «Апач» имеет большое количество плоских поверхностей и специальную матовую темно-зеленую окраску, снижающую бликообразование. Американцы считают, что слабое бронирование компенсировано достаточно малой заметностью вертолета и его хорошей маневренностью (кстати, у «Охотника» заметность во всех диапазонах такая же).

АН-64Д Апач

Вооружение обоих вертолетов, состоящее из пушки, управляемых и неуправляемых ракет, внешне очень похоже и даже подвешено сходно.
Пушки на первый взгляд примерно одинаковы: это подвижные одноствольные автоматические орудия калибра 30 мм, установленные под «подбородком» вертолета на турели с примерно одинаковыми углами обстрела, работающие синхронно с прицелом. На самом деле разница между ними колоссальна.
«Апач» вооружен пушкой М230, разработанной специально для него; это относительно легкое орудие массой 54 кг со скорострельностью 650 выстр./мин., эффективная дальность стрельбы по наземным целям 3000 м; его недостатки – плохая точность/кучность стрельбы, относительно небольшая начальная скорость и недостаточная мощность снарядов. Это компенсируется большим боезапасом (утверждается, что при стрельбе с малых дистанций это более важно). Сообщалось об адаптации М230 под боеприпасы с урановым сердечником.

АН-64Д Апач

Так что, судите сами, чем закончится гипотетическая дуэль обоих вертолетов на пушках. По образному выражению одного из российских авиаоружейников, «наша пушка – это крупнокалиберный пулемет, а их пушка – двустволка».
На 4 внешних узлах у обоих вертолетов подвешивается прочее вооружение, их главный калибр – по 16 ПТУРов (противотанковые управляемые ракеты).
У «Ми» это сверхзвуковая высокоточная ракета «Атака-В» с радиокомандным наведением повышенной помехозащищенности, имеющим ряд преимуществ перед лазерным – работает в дыму, пыли, сильном тумане; дальность – до 8 км; ракета поражает и воздушные цели. Возможна установка ПТУР «Вихрь» с лазерным наведением. Для «Охотника» разработан новый ПТУР «Атака-Д» с увеличенной до 10 км дальностью: новое оборудование машины обеспечивает поиск точечных целей на таком удалении. Бронепробиваемость данных ракет примерно одинакова – до 1000 мм за динамической защитой с любых ракурсов.
Главный калибр «Апача» – ракета Hellfire AGM-114A с лазерным наведением для работы днем, правда, при загрязненности атмосферы ее использование проблематично. Ракету AGM-114B с радиолокационным наведением стало возможным (благодаря новой РЛС) применять ночью и при любых метеоусловиях. Экипаж, взяв на борт оба типа ракет, может во время боя выбирать оптимальный. Помимо ракет AGM-114 «Апач» можно будет вооружать ракетой «Хеллфайр-II» (разрабатывается для перспективного вертолета «Команч») с активной системой наведения и применением по принципу «пустил-забыл», что дает машине возможность сразу после пуска уйти за укрытие. Все ПТУРы семейства «Хеллфайр» - хорошие ракеты, способные поражать бронированные цели с дистанции 6- 7 км (бронепробиваемость до 1000 мм), эффективные при стрельбе по подвижным малоразмерным целям, укреплениям и так далее. Но у них есть один существенный недостаток – дозвуковая скорость. Это намного увеличивает время атаки, особенно на больших дистанциях, повышая уязвимость вертолета. Так, дистанцию 4 км ракета пролетает за 15 сек., в то время как российскому «Вихрю» на это требуется всего 9 сек.

Оба вертолета могут нести неуправляемые ракеты:
- «Апач» - калибра 70 мм, стандартные для всех ударных вертолетов ВВС США, за один вылет он может взять 4 блока по 76 шт.;
- «Ми» – калибра 57 мм (128 шт.), 80 мм (80 шт.) и 122 мм (20 шт.), а также 2 авиационные пушки (23 мм) в контейнерах с боезапасом по 250 снарядов. Благодаря новейшей электронике вертолета его огневую мощь можно наращивать.
Для борьбы с воздушными целями «Апач» вооружается известным «Стингером» («пустил-забыл), а также ракетой «Сайдуиндер» класса «воздух-воздух» (дальность до 20 км); «Ночной охотник» - сверхзвуковой ракетой «Игла» («пустил-забыл»), а также ракетой Р-73 класса «воздух-воздух» (дальность до 30 км), эффективно поражающей воздушные цели, маневрирующие с перегрузкой до 12 g в диапазоне скоростей от 0 (вертолет на висении) до 2500 км/ч, и ракет класса «воздух-поверхность». «Ми» может нести противорадиолокационные ракеты типа Х-25Л с наведением как с помощью своей РЛС, так и через внешнее целеуказание для достижения большей дальности пуска. Скорее всего, ракеты такого же типа может применять и «Апач».
«Охотник» может проводить постановку минных заграждений из подвесных контейнеров. Кстати, помимо своих образцов вооружения он может нести всю номенклатуру подвесного оружия Ми-24, что повышает эффективность их совместного использования«Апач» безнадежно проигрывает «Охотнику» по летным характеристикам, боевой живучести и эффективности оружия. Он имеет неоспоримое преимущество в одном: производится серийно и давно реально воюет, именно так выявляются скрытые недостатки, практически отрабатывается оборудование и вооружение. Кроме того, Ми-28Н делался уже с оглядкой на «индейца», что давало конструкторам некоторое преимущество. С другой стороны, нужно учитывать, сколько средств вложили именно янки в разгром российской оборонки. Идею «Охотника» все-таки не удалось «задавить», и сейчас она реализуется на совершенно новой базе, машина назло всем «нежелающим» летает. Боевой вертолет круглосуточного всепогодного применения, неотъемлемая часть ВВС любой страны в XXI веке, у России есть, и с ним лучше не связываться.

И очень удивился. Оказывается, "военное обозрение" размещает материалы уровня "Звезда", без какой-либо премодерации специалистом. Если очень коротко, автор объясняет проигрыш Ми-28НЭ американскому АН-64D «Апач Лонгбоу» в индийском тендере. Самая главная причина, описанию которой посвящено 80% статьи - проигрыш российских ракет "Атака" американским "Хелфайр". Плюс автор еще и грозится с 2016 года суперсовременными ПТУР JАGM четвертого поколения, которые к контракту вообще не имеют никакого отношения.
Автор почему-то "забыл", что тендер вообще-то стартовал в 2008 году!!!

Оценивать проигрыш вертолета "плохими" ракетами глупо. Тем более когда преимущество - это "выстрелил и забыл" у "Хелфайр" вместо сопровождения ракеты оператором, как у "Атаки". Не буду уличать автора в конкретной лжи при приведении характеристик ракет и их модификаций - не в этом суть. Главная ложь в том, что Индия спокойно могла закупить Ми-28НЭ и оснастить их купленными у янки "Хелфайрами".


Причина проигрыша иная. "Апач" применяется много лет, у него богатая история боевого применения. А Ми-28Н мало того, что только что был принят на вооружение, он упал во время учений из-за "захлебнувшихся" двигателей (вертолет цел, экипаж тоже). Индийцы просто не собиралсь после покупки возиться с доводкой вертолета, который сегодня по всем параметрам превосходит «Апач Лонгбоу». Но это сегодня, а не на момент покупки первых американских вертолетов. Дорога ложка к обеду. Повторю - это в двух словах.

Теперь о ракетах. Автор много и справедливо пишет о том, что ракеты с принципом "выстрелил и забыл" хороши для борьбы с партизанами. Именно потому, что позволяют снизить время пребывания носителя в зоне поражения при прицеливании и пуске. Это важное, но единственное преимущество. Все остальное - недостатки. Вся техника, снабженная системами типа "Штора" и ей подобными, от этих ракет отмахнется в том же автоматическом режиме, что и у ГСН ракеты. Мало того, в условиях задымления и с использованием различных помех, автоматическое наведение еще больше страдает. Как результат - "Атака" становится более эффективной.

В статье упоминается плохая тяжелая пушка с малым боекомплектом у Ми-28. Яркий пример предвзятости. Американская пушка М230 массой 54 килограмма обеспечивает скорострельность 625 выстрелов в минуту при эффективной дальности стрельбы 3 километра. Создана именно для вертолета и отличается не слишком высокой точностью и недостаточной мощностью.

На Ми-28Н устанавливается старая и проверенная модифицированная танковая пушка 2А42. Она заметно тяжелее американской и обладает серьезной отдачей. Тем не менее ее точность выше, чем у М230. При этом 2А42 - самое мощное вертолетное орудие в мире: вес снаряда и начальная скорость почти вдвое больше, чем у М230, дальность стрельбы - 4 километра, скорострельность - до 900 выстрелов в минуту. Снаряд, выпущенный с Ми-28Н, прошивает 15-миллиметровую броню с 1,5-километровой дистанции.

Мало того, 2А42 исключительно надежна и практически не перегревается в отличие М230. 2А42 способна полностью, без перерывов на охлаждение, выпустить весь боекомплект. Плюс стрелок сам выбирает тип снаряда: бронебойный или осколочно-фугасный.

Я остановился на сравнениях орудий, потому что это проще - большой выбор модификаций ракет и их применение с вертолета можно обсуждать бесконечно. Главное преиущество "выпустил и забыл" - массовый пуск и минимальное время нахождение вертолета в зоне вероятного поражения. Но Hellfire AGM-114A с лазерным наведением и AGM-114B с радиолокационным наведением имеют дальность 6-7 километров, и они, в отличие от российских ракет, дозвуковые. На то, чтобы добраться до цели на 4 километра, ракеты тратят 15 секунд, тогда как российским на это требуется в 1,5 раза меньше времени. А новая версия ракеты «Атака-Д» обладает дальностью действия уже до 10 километров.

Это если описывать вооружение. Возвращаясь же к проигранному тендеру стоит напомнить, что всегда и всюду выигрывают в равных условиях образцы, имеющие историю боевого применения и обкатанные. Что касается индийского контракта, то есть еще одна тонкость - в законодательстве Индии предусмотрена диверсификация аоенных закупок. Чем и пользуются западные конкуренты, предлагая зачастую более дорогие машины, ракеты, ....

Автор опуса вскользь описывает бронирование Ми-28НЭ уничижительно: "бронекоробка экипажа выполнена из 10-мм листов алюминиевого сплава, на которые наклеены керамические плитки. Такая конструкция может спасти экипаж от пуль калибра 7,62 мм".

Вот эта фраза сразу показывает, что статья писалась не малограмотным человеком, а специалистом, которому сознательно заказали разгромный материал. Мой тезка действительно много пишет о военной технике и случайно подобное не напишет. Кто именно гадать бесполезно. Может и стратеги в Москве, считающие, что о россиской технике надо писать плохо до тех пор, пока обратное не стало очевидным в той же Сирии.

На самом деле описана была лишь бронекапсула экипажа. Но - частично. На самом деле, так называемая «ванна», выполнена из 10-мм листов алюминия, на которые наклеены 16-мм бронеэлементы из керамики. Но это лишь малая часть бронезащиты.

В целом же "Ночной охотник" защищен высокостойкой броней, полностью броневое плоскопараллельное остекление выдерживает прямые попадания бронебойных пуль калибром 12,7 мм в лобовые стекла и пуль калибром 7,62 мм в боковые стекла и стекла дверей, броня корпуса выдерживает попадание осколочно-фугасных снарядов калибра 20 мм, лопасти сохраняют работоспособность при попадании 30 мм снарядов [*] .

Двери кабины выполнены из стеклопластика с алюминиевой плитой и керамической броней. Лобовые стекла кабины представляют собой прозрачные силикатные блоки толщиной 42 мм, а боковые стекла и стекла дверей — из таких же блоков, но толщиной 22 мм. Кабина лётчика отделена от кабины оператора 10-мм алюминиевой бронеплитой, что сводит к минимуму поражение обоих членов экипажа при разрыве малокалиберного осколочно-фугасного зажигательного (ОФЗ) снаряда в одной из кабин. Топливные баки заполнены пенополиуретаном и снабжены латексным самозатягивающимся протектором.

Расстрел Ми-28 от 7,62 до 20-мм пушки в упор. Причем старого Ми-28:

Согласитесь, это немного иная живучесть.

В целом же можно найти массу различных плюсов и минусов. Индийцы нашли целых 20 причин, по которым отдали предпочтение "Длинному луку".

Ниже видео того, как падает "Ночной охотник" и что происходит с экипажем. Так, для примера живучести капсулы. Система спасения и многое другое описано в видео выше: