Время медитации качает как маятник. Узнайте, как медитировать правильно: какая должна быть поза. Что нужно для правильной медитации

Хочу вас уверить, все намного проще. На столько просто, что человек не может этого понять и начинает усложнять себе жизнь, что в принципе, он (человек) и делает всегда: искать проблемы и сложности в том, что просто. Сегодняшняя статься - это небольшой экскурс в мир медитации, я рассмотрю ее с физиологической точки зрения, опираясь на научные факты, т.к. в наше время - человеку подавай доказательства, и только потом, может быть, он займется этим делом. Я же советую сначала заняться этим делом, и вы не прогадаете, т.к. эффект не заставит себя ждать.
На одном йоговском форуме было интересное обсуждение темы, где приводилась выдержка о медитации из книги Учителя Единого Ян , Центра "Дао Дэ".

В мире также существует разновидность метода практики "алхимии", в виде сидения либо молча либо бормоча заклинания или молитвы, различных собственных практик сидения. Практикующие их совершенно не понимают, что это абсолютно бесполезно и не приведет ни к какому результату. Такое сидение (медитация) называется - засохшее созерцание, иссохший Чань. В даосизме часто говорят, что "движение порождает Ян", а "покой порождает Инь" , "чистый Ян – это Сянь (бессмертный)", "чистый Инь это Гуй (черт, призрак)". Когда Вы сидите в Дацзо (сидячая практика в лотосе или скрестив ноги, медитация), это есть ложный покой, при развитии этого процесса "порождается Инь", и чем дольше будет длиться сидение тем лицо будет становиться все более бледным и вялым, а здоровье и состояние тела все хуже и хуже. Ян цзин не сможет удерживаться в теле и будет рассеиваться вовне.

Стремящийся к духовной практике! Сначала подумай насколько ли обилен у тебя цзин, что ты не боишься истощить его сидением, умереть даже не понимая что это произойдет от твоей практики, безвинно погубить свою душу неразумным пристрастием к профаническому учению? Если так произойдет, то будет поистине жаль!


Действительно, после прочитанного, ты поневоле начинаешь задумываться, а безопасна ли практика медитации? И здесь люди делают ошибку, называя медитацию - практикой. Но об этом чуть дальше.
Большинство современных методов практики уповают на медитацию как на метод "просветления". И по этому поводу мне понравились слова Андрея Сидерского (основателя системы Йога 23):
Усердная практика в стремлении к просветлению и духовному совершенству - пустышка. Просветление само находит свой путь и случается с теми, кому нет до него никакого дела, но кто ведёт просветлённый образ жизни не потому, что так того требует канон, а потому, что это естественно и ощущается как единственно возможный вариант.

Эти слова говорят сами за себя. Практикующий, стремясь к чему-то во время медитации - что-то упускает. Почему медитацию называют "практикой", "техникой" или "методом" становления чего-то??? Я согласен с , когда он говорит, что медитация - это состояние переживания. Понимание медитации уводит нас от практики или умственных усилий, от "делания".

Вы чего-то ожидаете от нее , каких-то супер-мега ощущений, каких-то прозрений??? - в таком случае вы упускаете саму медитацию. Это факт. Но для современного человека - это довольно сложно понять. Эта моя фраза на вышеупомянутом форуме, да и не только на нем, но и еще других форумах, вызвала недоумение и ряд противоречий людей, которые явно не открыли для себя чудо медитации. Возможно они что-то где-то слышали, но не правильно поняли. Ведь можно всю жизнь просидеть в позе лотоса, пытаясь, считая, что ты "медитируешь", из кожи вон будешь лезть, что бы чего-то там достичь, стать сверх-человеком, таким образом израсходовав всю свою энергию на ерунду, на непонятные желания чего-то там...
Вот хороший ответ был на мои слова:


сидеть просто так, без вштырок??? нет, увольте...

использовать Медитацию (кхм) ради самой Медитации, это все равно что забивать гвозди микроскопом. Или нежно поглаживать веник, вместо того, чтобы заметать им пол...
имхо конечно


И здесь уместно задать человеку вопрос: а чего же вы от нее ждете? Напридумывая себе, что медитируя мы получим сверх-способности, выйдем там в астрале полетаем или еще чего, - мы этим и ограничиваемся, этим хаосом в уме, этой выдумкой ума, и мы никак не можем дальше пойти, мы по кругу будем кататься вокруг своей мечты, своей личной идеи ожидания чего-то от медитации... упуская при этом медитацию. Делание ради делания никого не устраивает?
Но я не говорю, что нельзя получить что-то благодаря медитации, я говорю и открыто заявляю, что не стоит ожидать получить что-то от медитации, потому что вы потеряете ее из виду .

Дзэн-высказывания Кодо Саваки роси:


В мире существует много видов вознаграждения. Но какое вознаграждение могло бы сделать нас более счастливыми, нежели возможность сесть на подушку и практиковать дзадзэн. Кому больше нравится какая-нибудь другая секта, то пусть лучше он остается там. Ты должен практиковать дзадзэн, только если ты действительно этого хочешь.
Что приносит дзадзэн? Дзадзэн не приносит абсолютно ничего!

Итак, давайте займемся физиологическим разбором и посмотрим что происходит во время сидячей медитации ? Кора головного мозга отдыхает, и осознанное течение мыслей затихает, в то время как кровь проникает в глубокие слои мозга. Настолько хорошо снабжённые кровью, они словно "просыпаются" от полусна, и их новая деятельность приносит хорошее самочувствие, радость и спокойствие, как в глубоком сне, и в то же самое время ты абсолютно бодрый.
Нервная система расслабляется, мозговой ствол, таламус и гипоталамус работают на полную мощность. Ты совершенно восприимчивый и внимательный каждой клеткой своего тела. Всё - без того, чтобы ты напрягался.

При медитации выделяются в мозгу эндорфины (внутренние морфины), местом синтеза этих веществ являются подкорковые ядра головного мозга (как писал выше, при медитации кровь проникает в глубокие слои мозга, тем самым стимулируя их).
В конце 80-х учеными было доказано следующее: существуют разные типы рецепторов системы эндорфинов, при возбуждении которых получались принципиально разные эффекты.
Например, возбуждение одних рецепторов вызывало торможение нервной системы, вплоть до глубокого сна, а других - возбуждение, вплоть до судорог. Одни рецепторы снижали артериальное давление, другие наоборот, повышали. Одни сужали спектр входящей от органов чувств информации, другие расширяли вплоть до развития галлюцинаций.
Предполагалось, что добившись увеличения эндорфина или стимуляции определенных рецепторов, возможно лечение многих болезней, связанных с нервной системой и не только.
Первоначально предполагалось обратиться к восточному методу иглоукалывания. Но по ряду причин, и прежде всего потому, что иглоукалывание освобождает имеющиеся эндорфины, а не увеличивает их продукцию, этот метод не получил широкого применения. Что, противоположно эффекту использования методов, базирующиеся на системе йоги и медитации.
Воздействуя на эндорфины, мы управляем всеми системами управления организма , например эффективно применение методов при:
- синдром хронической усталости, депрессии
- острые стрессовые расстройства, все состояния, связанные с последствиями стресса
- восстановление общего физического тонуса, "приведение в норму" после болезней, поддержка в ходе лечения общих заболеваний
- и т.д. и т.п. и др.
Это раз.

Второе.
Возьмем во внимание (можно на веру, а можно и с целью личной проверки) наставления мастеров дзадзен и випассаны , которые делают особый акцент на правильность позы во время медитации, как сильного стимулятора всей циркуляции энергии. Например, в позе лотоса ступни на каждом из бёдер нажимают на зоны с важными акупунктурными точками, которые принадлежат меридианам печени, почек и мочевого пузыря, позвоночник хорошо выгнут, а спина держится прямой. Колени должны четко и неподвижно давить (упираться) на землю, подбородок втянут назад и хорошо вытянут затылок (он образует прямую линию). Через него проходят многочисленные нервные волокна, и если кровообращение хорошо работает, то мозг подпитывается гораздо лучше.

Мне нравятся слова Мастер Кайсена о позе :


"Поза" на японском называется сисэй. В старояпонском и старокитайском си означает "форма", а сэй "сила". "Форма" указывает на позу, которая должна быть такой красивой, как только возможно. Но поза дзадзэн - это не только форма, она всегда должна быть также связана с элементом сэй, что означает "силу, деятельность". Правильность формы, без сомнения, важна, но если у неё нет силы и энергии, то она незаконченная. Единство обоих элементов создаёт позу. Её также называют икиой, ики - "дыхание" и ой - "жизнь или жизненная сила".
Форма и сила находятся в тесной взаимозависимости. При этом речь идёт не о каком-то устаревшем формализме, а о практике совершенной позы, которая была постигнута и углублена длинной цепочкой старых мастеров.

Продолжим физиологический разбор.

В университете Токио профессор Касамацу проводил опыты, чьи результаты были опубликованы в Revue Scientifique Internationale. В Париже, в лаборатории госпиталя Св. Анны, опыты с электроэнцефалограммой принесли те же результаты. Электроэнцефалограмма описывает определённый альфа-ритм, который присутствует во время медитации. Он указывает на состояние широко рассеянного внимания, которое наступает, когда кора головного мозга полностью расслабляется. Измерения электроэнцефалограммы на ладони показывают повышение и в то же время регулирование функций нейровегетативной системы, которая связана с деятельностью субкортальных глубинных структур. Когда кора головного мозга успокаивается, то мозговой ствол приходит в активность. Во время медитации повышенная циркуляция крови приносит в ткани больше кислорода, повышается активность автономной нервной системы, производство норадреналина (это гормон, тесно связанный с адреналином и обладающий сходным с ним действием; секретируется мозговым веществом надпочечников и выделяется симпатическими нервными окончаниями в качестве нейромедиатора. Этот гормон вызывает сужение мелких кровеносных сосудов, благодаря чему в организме повышается кровяное давление; благодаря его действию усиливается кровоток через коронарные артерии, ускоряется и усиливается частота сердечных сокращений; увеличивается частота и глубина дыхательных движений, усиливается вентиляция легких, расширяются бронхи, а также расслабляются гладкие мышцы кишечника и ослабляется моторика....), что в свою очередь препятствует выбросу молочной кислоты и способствует состоянию покоя и расслабленности (Как известно нервные люди производят гораздо больше молочной кислоты, чем обычные). В результате устанавливается состояние повышенной бдительности с одновременным уменьшением обмена веществ.

И напоследок, слова ОШО:

В то мгновение, когда молчание проникает в вас, вы можете понять его значительность, потому что это то же молчание, которое испытал Гаутама Будда. Это то же молчание, которое испытали Чжуан Цзы, или Бодхидхарма, или Нансен... Вкус молчания тот же.
Времена меняются, мир продолжает изменяться, но опыт молчания, его радость, остаются прежними. Это единственное, на что можно положиться, единственное, что никогда не умирает. Это единственное, что вы можете назвать сутью своего бытия.

Испытывает ли человек разные ощущения во время четвертой стадии ?

Опыт сам по себе является ясновидением. Не существует на самом деле такой вещи как «духовный опыт». Есть только промежуток. Тот, кто проходит через опыт, отсутствует, поэтому вы не можете говорить в терминах опыта. Ваш опыт – это момент отсутствия какого-либо опыта. Возможности языка ограничены, поэтому я только говорю, что это промежуток.

Любое описание будет негативным. Язык предназначен для событий, а не для тишины. Если я попытаюсь выразить то, что происходит в медитации посредством языка, термины, которые я буду использовать, будут зависеть от меня. И один термин будет таким же бесполезным, как и все остальные термины, потому, что опыт невозможно описать словами. Поэтому вы можете назвать его брахманом, можете назвать нирваной или чем вам больше нравится, но это будет просто выбор между разными названиями.

Одно название несет в себе так же мало смысла, как и любое другое. Поэтому все типы религиозного языка – Христианство, Индуизм или Буддизм – будут равны бессмыслице. Единственная общая черта, необходимое единство всех религий заключается в том, что их языки все равны в своей ошибочности. По-другому и быть не может. Это не осуждение, это факт – потому, что промежуток не может быть выражен, он может быть только прочувствован. А у чувства нет языка; оно не имеет слов.



Если эго исчезает во время четвертой стадии , то что же потом происходит когда четвертая стадия заканчивается, и человек возвращается из медитации ?

Эго возвращается, потому что весь механизм остается на месте. Он не умер. Все прошлое осталось. Какое-то время вы не являлись его частью, на пару минут вы вышли за пределы ума, эго. Вы находились за их пределами. Вы оставили дом. Теперь вы снова вернулись. Но вы не можете возвратиться тем же человеком, который покидал дом, потому, что вы узнали нечто запредельное. Вы не сможете снова стать прежними, однако вы все еще возвращаетесь.

Чем легче становится для вас выходить и возвращаться, тем более вероятность того, что началась новая стадия, в которой вы находитесь ни снаружи, ни внутри – вы вышли за пределы того и другого. Это состояние кульминационное, потому что тогда вы можете выходить, когда хотите выйти и возвращаться, когда хотите вернуться. Вы не являетесь ни тем, что снаружи, ни тем, что внутри. Вы возвысились над обоими состояниями. Это и есть самадхи.

Когда я могу придти или уйти, в зависимости от того что я выбираю. Когда я могу быть внутри или снаружи, когда это становится все легче и легче для ума находиться здесь или не находиться здесь в зависимости от того что я предпочитаю, тогда и внутреннее и внешнее может быть отброшено. Только в этом случае достигнута глубочайшая суть. Это самадхи. То, что происходит во время четвертой стадии – это просто проблеск. В Дзен Буддизме этот проблеск называется сатори. Сатори – это не самадхи, сатори – это просто проблеск, потому что вы все еще возвращаетесь из этого состояния. Но вы не можете возвратиться из самадхи: это точка, из которой никто не возвращается.

Медитация - ощущение души

Что происходит с тем, кто достигает самадхи?

Если вы говорите «кто-то достигает», тогда кто-то все еще остается. Только когда кого-то нет, кто-то отсутствует, он действительно достигает. Кто-то движется в медитацию , кто-то возвращается из медитации – это есть ощущение души. Но никто не достигает самадхи, потому, что когда самадхи достигнуто, там никого нет.

Существует много религий, которые останавливались в точке, которая достигается на четвертой стадии Динамической Медитации . Поэтому они говорят, что существует душа, атман, потому что, все, что они знают это возвращение и выход души. Но четвертая стадия является всего лишь проблеском. Вы выходите – вы оставляете тело, ум, эго – и вы снова возвращаетесь. Точка эта не является точкой не-возвращения. Существует тысяча и одна возможность вернуться обратно.

Вы возвращаетесь, потому что весь механизм остается и находится в ожидании вас. Вы возвращаетесь, и снова все включается в работу. Все что у вас осталось – всего лишь воспоминание о промежутке. Но этот промежуток зовет вас к себе снова и снова.

Некоторые религии, например как Дзен, неверно воспринимали это сатори, этот проблеск за предельный опыт, за самадхи. Но проблеск этот не самадхи, потому что в любой момент вы можете вернуться. Эго не умерло, вы просто временно выпрыгнули из него. На мгновение вы освободились из его хватки, но теперь вы снова к нему вернулись. Сатори является просто прыжком. Не цепляйтесь за него.

Вы можете очень легко привязаться к прыжку, потому что он так божественен. Каждый раз, когда вы входите в этот опыт, он дает вам определенную свежесть, он приводит вас в восхищение. Но тогда вы продолжаете повторять опыт вхождения в медитацию , чувствуя его блаженство, и снова возвращаясь. Постепенно процесс превращается в рутину, и когда вы возвращаетесь, вы начинаете думать, что достигли предельного опыта, возможно потому, что опыт быль столь блаженным. Но вы не познали еще того, что находится за пределами блаженства. Поэтому каждый опыт медитации становится частью все той же повторяющейся, механической, рутинной канавы. Теперь даже промежуток, даже медитация , становится частью механического функционирования.

Существуют религии, которые остановились в этой точке. Поэтому они говорят, что существует душа, индивидуальная душа. Они не могут принять брахман. Брахман приходит только после того, как вы вышли за пределы четвертой стадии – когда вы можете самостоятельно выходить и возвращаться, не привязываясь к блаженству промежутка. И начав однажды наблюдать этот выход и возвращение, медитативное состояние ума и не-медитативное состояние ума, вы подойдете к очень деликатной точке. Тогда вы узнаете, что это тоже привычка, которую вы можете продолжать многие жизни. Это не является самадхи, это не предельная осознанность. Это – сатори.

Когда вы начнете наблюдать все эти вещи, тихая осознанность начнет входить в вас. Тихая осознанность, не-выбирающая осознанность возможна только в этой точке, и никак не раньше.

Ты имеешь в виду после сатори?

Да. Только после сатори, никак не раньше. Когда вы становитесь молчаливо осознанными относительно выхода и возвращения в эго, предельный взрыв может произойти. Вы выходите за пределы всяких «вне и внутри». Вы растворяетесь во взрыве.

Эта точка есть точка нирваны, брахма-апаладхи, мокши или назовите ее как угодно. Она никогда не записывается умом. Она никогда не может быть записана, потому что сам механизм растворился.

Продолжает ли тот, с кем это произошло, после этого жить в теле?

Определенно, потому что работа тела является другим процессом. Оно имеет свой собственный процесс. Достигший может жить в теле, либо покинуть его. Для посторонних кажется, что он продолжает жить в доме, но для самого резидента дом перестал существовать. Вся Вселенная превратилась в тело.

Остается ли индивидуальное тело?

Нет. Так только кажется посторонним наблюдателям. Если я попытаюсь говорить об этом, вербализировать, тогда все станет проблематичным.

Каждый раз, когда разговор заходит о том, что происходит с тем, кто вышел за пределы медитации , мы сталкиваемся с парадоксом. Он никогда не сможет быть объяснен, потому, что любое объяснение породит новые парадоксы, новые противоречия.

Эта пятая стадия является взрывом всего того, что было. Теперь ничего не остается. Она является взрывом тотальности, которой вы были: вашей памяти, вашего интеллекта, вашего эго, вашей личности, вашего существа, вашей души. Все, чем вы являлись, сейчас исчезло. Вы просто вышли за пределы. Вас здесь нет. Вы стали всем. Точка эта есть точка брахмана, космического сознания .

Динамическая Медитация может подвести только к четвертой стадии – к сатори. Пятая находится за пределами метода. Путеводитель существует только до четвертой стадии . Поэтому Кришнамурти говорит об отсутствии метода. Пятая стадия выходит за пределы путеводителя. Тихая осознанность всегда находится за пределами совета. Либо она случается, либо не случается.

Пятая стадия – сама является существованием.

Каждый день Будде задавали один и тот же вопрос: «Что случается с просветленным человеком? Куда он уходит? Он существует или нет?»

Когда эти вопросы стали слишком настойчивы, Будда сказал: «Это не имеет значения. Не спрашивайте. Это тот вопрос, который не должен задаваться».

Он перечислил одиннадцать запрещенных вопросов, и этот вопрос принадлежал к списку. Нельзя полагать, что Будда не знал правильного ответа. Он не отвечал, потому что любое утверждение породило бы новые проблемы.

В чём смысл жизни?

В чем заключается смысл жизни? Почему мы должны практиковать йогу или любую другую медитационную технику или дисциплину? Какова миссия у человека?

Жизнь это тайна, которая не может быть раскрыта. Если бы ее можно было бы раскрыть, тогда тайна перестала бы существовать. Не существует жизненной миссии, потому, что миссии нет места в тайне. В тайне может быть просто игривость, лила.

Вся эта Вселенная есть просто игра энергии. Игра означает отсутствие цели, или ее цель в самой себе. Нечего достигать. Само действие является достижением. У жизни нет миссии, потому, что жить – это достижение. Поэтому вы можете жить разными способами, вы можете заниматься многими вещами.

Все это просто поток энергии вовне, бесцельная космическая игра. А потому она является тайной.

Запад более настойчив в раскрытии нового, чем Восток. Он более любознателен, он любит исследовать, но он никогда не сможет достигнуть религиозного сознания, потому, что он никогда не сможет воспринимать жизнь как бесцельное бытие. Мы всегда могли видеть смысл в бессмыслице, мы всегда могли распознать в бесцельности ее собственную цель, ее собственную значимость. Жизнь есть – и точка. Существование есть – и этого достаточно. Зачем просить о большем? Что может быть большее нежели существование?

Когда вы достигаете сатори, ощущение бесцельности жизни начинает впитываться в вас – жизнь становится игрой. Поэтому монахи Дзен счастливы и несерьезны. Серьезный человек тот, кто никогда не испытывал чуда, мистики, а потому серьезный человек никогда не может быть религиозен. На стадии, когда начинает происходить сатори, вы становитесь игривы. Жизнь становится просто шуткой. Озабоченность жизнью исчезает. Вы можете над ней посмеяться. Дзен монахи могут посмеяться даже над Буддой. И это прекрасно, настолько прекрасно – ничего похожего не достигалось где-либо еще.

Люди боятся придти к этому состоянию, потому что знают, что это потревожит устои общества.

Оно тревожит, так как общество создано людьми, которые страдают от болезни под названием серьезность. Над всем обществом доминирует эта особая болезнь. Она захватила все: все загнано в рамки, расставлено по местам, разграничено.

Игра не может быть разграничена. Когда я люблю кого-то – это игра. Но когда любовь переходит в брак, тогда игра прекращается. Она становится серьезной сделкой. Любовь всегда игрива, поэтому она всегда моментальна. Она приходит и уходит. Но брак есть нечто статичное. Он приходит и никогда не уходит. Он является планом, разграничением, фиксированным шаблоном.

Ты утверждаешь, что брак не может быть духовным?

Он и не может быть. Брак никогда не сможет быть духовным, потому что представляет собой фиксированную вещь. Но я использовал брак только в качестве примера. На самом деле, все общество никогда не может быть духовным, так как оно базируется на правилах. Правила всегда серьезны. Вы не можете относиться к ним игриво.

Когда Бодхидхарма достиг Китая, он положил один ботинок себе на голову, а второй оставил на ноге. Император спросил его: «Что ты делаешь? Что за чепуха!»

Бодхидхарма ответил: «Я шучу».

Император сказал: «Но мы никак не ожидали шуток, смеющийся садху»

Бодхидхарма ответил: «Как может садху оставаться серьезным? Бог несерьезен, он так бесконечно игрив!»

Творчество появляется из игривости. Поэтому так много творчетва рождается из сатори.

Что первое приходит к вам в голову, когда вы слышите слово «медитация»? Наверняка, это спокойствие, умиротворенность, дзен… Мы знаем, что медитация помогает очищать наше сознание, улучшает концентрацию, успокаивает, учит жить осознанно и дает другие преимущества как разуму, так и телу. Но что на самом деле делает медитация с нашим мозгом с физиологической точки зрения для того, чтобы получить такой эффект? Как она работает?

Вы можете скептически относится к тому, как другие поют дифирамбы медитации и превозносят ее пользу, но на самом деле дела обстоят так, что ежедневная медитация по 15-30 минут имеет огромное влияние на то, как проходит ваша жизнь, как вы реагируете на ситуации и как взаимодействуете с людьми.

Это сложно описать словами, если вы хотя бы не попробовали. С технической же точки зрения медитация позволяет нам изменять наш мозг и делать просто волшебные вещи.

Кто и за что отвечает

Части мозга, на которые влияет медитация

  • Боковая префронтальная кора. Эта часть мозга, которая позволяет вам смотреть на вещи более рационально и логически. Также ее называет «Оценочным Центром». Он участвует в модуляции эмоциональных реакций (которые поступают из центра страха или других частей), автоматически переопределяет поведение и привычки и снижает тенденцию мозга принимать вещи «близко к сердцу» путем модуляции части мозга, которая отвечает за ваше «Я».
  • Медиальная префронтальная кора. Часть мозга, которая постоянно обращается к вам, вашей точке зрения и опыту. Многие люди называют это «Центром Я», потому что эта часть мозга обрабатывает информацию, которая относится непосредственно к нам, включая и то время, когда вы мечтаете, думаете о будущем, размышляете о себе, общаетесь с людьми, сочувствуете другим или пытаетесь их понять. Психологи называют это Автореферальным Центром.

Самым интересным в медиальной префронтальной коре является то, что на самом деле она состоит из двух секций:

  • Вентромедиальная медиальная префронтальная кора (VMPFC). Она участвует в обработке информации, связанной с вами и с людьми, которые, на ваш взгляд, похожи на вас. Это как раз та часть мозга, которая может сделать так, что вы будете принимать некоторые вещи слишком близко к сердцу, она может заставить вас беспокоиться, вызвать тревогу или ввести вас в стресс. То есть, в стресс вы сами себя вгоняете, когда начинаете слишком беспокоиться.
  • Дорсомедиальная префронтальная кора (dmPFC). Эта часть обрабатывают информацию о людях, которых вы считаете отличными от себя (то есть совсем другими). Эта очень важная часть мозга участвует в эмпатии и поддержании социальных связей.

Итак, у нас остались островок головного мозга и мозжечковая миндалина:

  • Островок. Эта часть мозга отвечает за наши телесные ощущения и помогает нам отслеживать то, насколько сильно мы будем ощущать то, что происходит в нашем теле. Она также активно вовлечена в переживаниях в общем и в сопереживании другим.
  • Мозжечковая миндалина. Это наша сигнализация, которая еще со времен первых людей запускает у нас программу «дерись или беги». Это наш Центр Страха.

Мозг без медитации

Если взглянуть на мозг до того, как человек начал медитировать, можно увидеть сильные нейронные связи внутри Центра Я и между Центром Я и участками мозга, которые отвечают за телесные ощущения и за ощущение страха. Это означает, что как только вы чувствуете какое-либо беспокойство, страх или телесные ощущение (зуд, покалывание и т.д.), то скорее всего вы отреагируете на это, как на беспокойство. И это происходит потому, что ваш Центр Я обрабатывает огромное количество информации. Более того, зависимость от этого центра делает так, что в итоге мы застреваем в наших мыслях и попадаем в петлю: например, вспоминаем о том, что мы уже чувствовали это когда-то и может ли это что-то означать. Мы начинаем перебирать в голове ситуации из прошлого и делаем это снова и снова.

Почему это происходит? Почему наш Центр Я позволяет это? Это происходит потому, что связь между нашим Оценочным Центром и Центром Я довольно слаба. Если бы Оценочный Центр работал на полную мощность, он мог бы регулировать ту часть, которая отвечает за принятие вещей близко к сердцу, и повышал бы активности той части мозга, которая отвечает за понимание мыслей других людей. В итоге мы бы отсеивали всю ненужную информацию и смотрели на происходящее более здраво и спокойно. То есть наш Оценочный Центр можно назвать тормозами нашего Центра Я.

Мозг во время медитации

Когда медитация является вашей постоянной привычкой, происходит несколько позитивных вещей. Во-первых, сильная связь между Центром Я и телесными ощущениями ослабевает, поэтому вы перестаете отвлекаться на внезапные ощущения беспокойства или физические проявления и не попадаете в свою мысленную петлю. Именно поэтому у людей, которые часто медитируют, снижается тревожность. В итоге вы можете смотреть на свои ощущения уже не так эмоционально.

Во-вторых, образуются более сильные и здоровые связи между Оценочным Центром и телесными ощущениями/центрами страха. Это означает, что если у вас появляются телесные ощущения, которые могут означать потенциальную опасность, вы начинаете смотреть на них с более рациональной точки зрения (а не начинать паниковать). Например, если вы почувствовали болевые ощущения, вы начинаете наблюдать за ними, за их спадами и возобновлением и в итоге принимаете правильное, уравновешенное решение, а не впадаете в истерику, начиная думать, что с вами точно что-то не так, рисуя в голове картину чуть ли не собственных похорон.

И, наконец, медитация связывает полезные аспекты (те части мозга, которые отвечают за понимание людей, не похожих на нас) Центра Я с телесными ощущениями, которые отвечают за сопереживание, и делает их сильнее. Эта здоровая связь повышает нашу способность понимать, откуда пришел другой человек, особенно таких людей, которых вы не можете интуитивно понять, потому что вы думаете или воспринимаете вещи иначе (обычно, это люди из других культур). В итоге ваша способность ставить себя на место других, то есть действительно понимать людей, возрастает.

Почему важна ежедневная практика

Если смотреть на то, как влияет медитация на наш мозг с физиологической точки зрения, мы получаем довольно интересную картину — она укрепляет наш Оценочный Центр, успокаивает истеричные аспекты нашего Центра Я и уменьшает его связь с телесными ощущениями и укрепляет его сильные части, отвечающие за понимание других. В итоге мы перестаем так эмоционально реагировать на происходящее и принимаем более рациональные решения. То есть с помощью медитации мы не просто меняем свое состояние сознания, мы физически изменяем свой мозг к лучшему.

Почему важна постоянная практика медитации? Потому что эти позитивные изменения в нашем мозгу обратимы. Это как с поддержанием хорошей физической формы — она требует постоянных тренировок. Как только мы перестаем заниматься, мы снова возвращаемся к исходной точке и для восстановления снова требуется время.

Всего 15 минут в день могут совершенно изменить вашу жизнь так, как вы даже представить себе не можете.

Медитация – это, в первую очередь, сложный процесс, чаще всего направленный на восстановление сил, энергии и переход в состояние полного спокойствия, без значительных физических затрат.

Вопрос, наиболее волнующий людей, только начинающих знакомиться с этой удивительной техникой — «Как понять, что ты в состоянии медитации?», чтобы дать на него ответ, придется разобраться и с тем, как войти в медитативное положение, и с ощущениями, появляющимися при правильном выполнении.

Статья призвана помочь новичкам разобраться с новыми чувствами и эмоциями, пробуждающимися во время практических занятий медитацией, совладать с ними, научиться держать под контролем и управлять.

Прежде чем понять, что вы должны ощущать при нахождении в медитативном состоянии, нужно осознать, как в него вообще войти так, чтобы это было правильно и действенно. Сейчас существует огромное количество литературы, посвященной различным техникам проведения медитации, с ней всегда можно ознакомиться в свободном доступе. Мы же приведем вам общие рекомендации, выполнение которых обязательно почти для любого известного метода.

Для того чтобы войти в состояние медитации, необходимо соблюсти 3 пункта:

  1. Найти время;
  2. Выбрать место;
  3. Занять правильную позицию и расслабиться.

Остальное уже зависит от выбранной вами техники. Поговорим о каждом из 3 условий в отдельности.

Время для вхождения в медитацию

Этот пункт, несомненно, важен, при современном темпе жизни вопрос времени стоит очень остро, его вечная нехватка провоцирует прокрастинацию. В итоге, все сводится к тому, что практические занятия медитацией откладываются на дальнюю полку, ввиду того, что требуют освоения, а следовательно и таких драгоценных временных затрат. Но поверьте, оно того стоит.

Медитировать можно по разному, кто-то проводит занятия раз в день по часу, кто-то 2-3 раза в сутки по 15-30 минут. Некоторые и вовсе ограничиваются 2-3 сеансами по 10-15 минут в течение недели. Конечно, результат будет заметен в любом случае, однако, на первых порах, чтобы быстрее привыкнуть к новым ощущениям, рекомендуем вам заниматься 1-2 раза в день, в общей сложности не менее 30 минут.

Лучше все-таки разделить медитативную практику на 2 подхода: утренний и вечерний. С утра медитация поможет вам приобрести заряд бодрости и подготовиться к дальнейшему трудовому дню, а вечером – успокоит и приведет разум в порядок. Именно в эти суточные периоды время выделить не так уж и сложно, встать на 15 минут раньше и лечь на 15 минут позже – не составляет труда. Тем более, что 20 минут медитации полноценно заменят вашему разуму отдых, который он получил бы в течение 4-х часов беспробудного крепкого сна.

Постарайтесь возвести медитативную практику в ранг ежедневного обязательного ухода за собой, как чистка ротовой полости или умывание лица. Помните, что в первую очередь это нужно вам самим! Время появится, стоит только немного захотеть.

Отдельно хочется отметить другой аспект: как только вы начнете медитировать, то заметите, что большая часть дня уходит на ненужную суету, коэффициент полезного действия часто не достигает и 50%. Медитативные практики помогут вам привести режим в порядок, спустя некоторое время вы заметите, что сутки как будто растянулись и стали больше. Думаю, вас удивит количество того, что действительно можно сделать за один продуктивный день.

Место для проведения медитаций

Обстановка выбранного вами места не должна иметь никаких раздражающих факторов. Будет идеально, если вам удастся проводить практики на природе: в парке или на даче, однако и квартира вполне подойдет. При этом медитативный угол не должен быть броским, желательно, чтобы помещение было нейтральных, спокойных цветов, хорошо проветриваемое и тихое.

С последней чертой дела иногда обстоят сложнее, не всегда понятно, как избавиться от посторонних шумов в квартире, особенно, если вы живете не один. Вариантов тут несколько: можно попросить домочадцев войти в положение, можно проложить шумоизолирующий слой, а можно проводить медитацию в утренние часы, пока все спят.

Не рекомендуется в качестве помещения выбирать место, где вы привыкли спать, велика вероятность «отключиться», особенно на первых порах. На самом деле, в качестве помещения для занятий, может выступать любая комната, даже ванна или кухня, главное, чтобы соблюдались основные требования – тишина, доступ воздуха и отсутствие мешающих концентрации деталей.

В общем-то, эти требования к помещению очень важны на первых порах, когда вы научитесь пребывать в медитативном состоянии, то отпускать свой разум и расслабляться у вас получится даже в шумной толпе с огромным количеством людей.

Займите правильное положение

Если вы думаете, что единственно верное положение для проведения правильной медитации – это поза лотоса, то вы крайне заблуждаетесь. Это положение, конечно, является «классическим» , да и при слове «медитация» у большинства людей возникает стойкая ассоциация с каким-нибудь монахом, сидящем именно в этой позиции, однако то, что для проведения медитативной практики подходит только она – неверно.

Многим новичкам крайне неудобно находиться в позе лотоса, да это и не мудрено – она требует определенных навыков и растяжки. Для проведения медитации на первых порах достаточно соблюдать одно правило, гарантирующее верное расположение тела, а именно: у вас обязательно должна быть прямая спина. При этом важно, чтобы корпус, если вы находитесь в сидячем положении, не отклонялся ни вперед, ни назад. Поначалу придется последить за тем, какой угол позвоночник составляет с полом (или стулом), он должен быть ровно 90 градусов.

Возможно, с непривычки вы будете ощущать дискомфорт в области спины – это нормально, ведь задействуются те мышцы, которые при обычной жизни редко включаются в работу. Постепенно вы привыкнете и перестанете ощущать неудобства.

Так же можно провести медитацию лежа, расслабления с таким способом достичь легче и позвоночник поддерживать в абсолютно выпрямленном состоянии не так тяжело.

Расслабленое тело — залог удачной медитации

Этот пункт будет не таким длинным, как предыдущие, но не менее, а даже более важным. От того, насколько вы расслабите свое тело, зависит весь последующий эффект медитации.

Снимают напряжение все по-разному, некоторые закрывают глаза и мысленно сбрасывают всю тяжесть со своего тела, а некоторые концентрируются на дыхании, выравнивают его и делают глубоким. То, каким путем вы придете к состоянию релаксации – не так важно, главное – дайте своим мышцам отдых, не делайте резких движений и не ерзайте.

Есть вероятность, что расслабиться с первого же занятия у вас не выйдет – ничего страшного, с практикой вы обязательно научитесь это делать.

Ощущения при нахождении в медитативном состоянии неразрывно связаны с вашими мыслями. Не стоит сразу же стараться полностью освободить разум от шума внутреннего голоса, для начала достаточно переключить внимание на что-то монотонное.

Концентрация на дыхании или мантре

Избавьтесь от источников света, закройте глаза и сосредоточьтесь. Вам предстоит сконцентрироваться на собственном дыхании или читаемой мантре. Направить внимание на мантру немного проще, так как разум отвлекается на монотонные звуки и погружается в состояние, напоминающее транс – как раз то, что вам нужно.

Удерживаться от мыслей, сосредотачиваясь на дыхании, немного сложнее, так как голос в голове будет постоянно намериваться заговорить с вами, вы даже можете не заметить, как начали подсчет количества вдохов и выдохов. В общем-то, ничем страшным это не грозит, не стоит корить себя и думать, что вся практика пошла насмарку – вовсе нет. Главное, когда обратите внимание на то, что мысли убежали и начали буянить – верните их обратно и заставьте помолчать.

Если вам в первый же сеанс удастся удерживать внимание в течение 5 минут, считайте, что это крайне хороший результат. У многих не получается продержаться и 60 секунд.

Что представлять во время медитации

Постарайтесь не отвлекаться на возникающие эмоции и чувства: пятка зачесалась, спина затекла, бок колит – игнорируйте все, потом почешете, разомнете и разотрете. Вначале будет сложно, овладение чем-то новым всегда требует времени.

На самом деле, если вы действительно сосредоточитесь на дыхании, то у вас физически не получится о чем-либо думать. Мантра, так вообще, способна полностью занять сознание и без вашей помощи, достаточно ее читать не останавливаясь.

Иногда, может достигаться и эффект «стороннего» наблюдения. Заключается он в том, что мысли, несмотря на всю глубину концентрации, будут посещать сознание, однако смотреть вы на них будете как на нечто чужеродное – со стороны. Этот этап качественно выше предыдущего, если вы почувствуете, что достигли его, то вполне можете считать, что полноценно овладели медитативной практикой.

На самом деле, многие ошибочно помогают, что торможение мыслительных процессов и есть самоцель медитации, это предположение ошибочно, в нем явно спутаны причинно-следственные связи.

Цель медитации – отдых, расслабление и наполнение энергией, способ достичь этого – избавиться от внутреннего и внешнего шума, побыть в полной изоляции хотя бы 30 минут в день. Так что, не корите себя, если заметили, что мысли никак не успокаиваются и продолжают роиться в вашей голове, спокойно возвращайте внимание на предмет медитации и продолжайте занятие.

Помните, вы – сторонний наблюдатель, не реагируйте на то, что происходит в разуме, и оно устранится само по себе.

Что чувствует человек, сконцентрировавшийся на дыхании

Ощущения при медитации – важная часть процесса, которая позволяет проконтролировать свое состояние и понять, на какой именно стадии вы находитесь.

Новички в медитативной практике часто не понимают, что за зверь такой, концентрация на дыхании, и с чем его едят. Ошибочно полагать, что направить внимание на дыхательный процесс — означает подсчитать количество вдохов и выдохов. Суть заключается не в этом.

Концентрация на дыхании означает полное сосредоточение на ощущениях, возникающих при совершении вдоха и выдоха. Почувствуйте, как в ваш организм попадает воздух, как он следует по дыхательным путям, как работают легкие и диафрагма, обращайте внимание на действия, которые совершает тело.

Разумеется, когда вы ведете наблюдение за таким действием и визуализируете его, то ни о каких внешних мыслях не может быть и речи. Попробуйте представить себе дыхательный процесс во всех деталях и обязательно прочувствуйте то, как воздух проходит по вашему организму.

Признаки пребывания в медитативном состоянии

Выше мы поговорили о правильной технике и ощущениях, которые возникают при правильном проведении медитации. В общих чертах они должны были дать вам представление о том, как понять, что вы пребываете в медитативном состоянии. Однако, конкретизируем их и немного дополним.

Следующие маячки должны дать вам сигнал о том, что все выполнено верно:

  1. Вас, на протяжении всей практики, сопровождает глубокое и размеренное дыхание, способствующее удержанию концентрации;
  2. Мыслительный процесс или отсутствует полностью или протекает медленно и, как бы, со стороны;
  3. Ваше тело абсолютно расслаблено, релаксация достигает той степени, когда пошевелиться кажется невозможным;
  4. Вы перестаете чувствовать организм, и, как писалось выше, различные нервные реакции уходят на второй план, полностью игнорируются.

Разумеется, отследить, правильно ли вы провели практику, возможно только по ее завершении, поэтому не стоит заморачиваться вопросом о корректности состояния, в котором вы находитесь. Расслабьтесь и получайте удовольствие.

Итак, подведем итог, как понять что ты в состоянии медитации? Об этом, конечно же, скажут ощущения: ты перестанешь чувствовать напряжение в своем теле, оно полностью расслабится и постепенно, вместо суеты и усталости, придет спокойствие вкупе с зарядом бодрости и энергии. Понимание того, правильно ли ты выполняешь технику, придет со временем, главное – начать и не забывать наблюдать за своими чувствами и эмоциями, возникающими при занятиях медитацией.

В этом FAQ я дам ответы на самые популярные вопросы о медитации, например, как не заснуть во время медитации , как выходить из медитации и т.д. Если вы хотите узнать о , то читайте статью по ссылке, здесь же повествование пойдет в формате «вопрос-ответ».

На многие из этих вопросов я отвечал в комментариях, но не все читатели добираются до них, тем более, что комментариев очень много и, порой, трудно отыскать ответ на интересующие вопросы в них. Здесь собраны такие вопросы, которые, на мой взгляд, могут часто возникать у многих людей, после того, как они начали медитировать.

Как не заснуть во время медитации

Вопрос: я не могу понять,что я делаю неправильно:сел прямо,расслабился,отключился от окружающих раздражителей,начинаю наблюдать дыхание и…я засыпаю!Ладно бы первый раз,но всё время…Подскажите,что исправить!

— Сергей

Ответ:

Есть несколько советов, которые помогут вам не засыпать во время медитации.

  1. Нужно держать спину прямо и не облокачивать ее на спинку стула или любую другую поверхность. Во-первых, это способствует более глубокому дыханию: воздух начинает лучше проходить через легкие. Дыхание — важная составляющая медитации. Во-вторых, это помогает оставаться в сознании: в таком положении очень сложно заснуть!

    С начала это может не получаться, возможно, вам будет не комфортно в таком положении. Но со временем практики эта позиция станет естественной и удобной для вас.

  2. Не ешьте перед медитацией. После плотного обеда часто хочется спать, так как организм тратит энергию на переваривание пищи. Вдобавок, такие процессы в желудке отвлекают от медитации и мешают расслабиться.
  3. Взбодритесь. Сделайте легкие упражнения перед медитацией (небольшая растяжка очень будет кстати), примите душ.
  4. Немного позанимайтесь (диафрагмальное дыхание).

  5. Проветривайте помещение в котором медитируете. Из-за духоты хочется спать.
  6. Не медитируйте в кровати. Тело привыкает к тому, что там вы спите, поэтому может автоматически «отключаться».
  7. Старайтесь высыпаться. Может быть вам не хватает сна и от этого вы засыпаете? Если так, то ложитесь раньше и спите больше.

В своей лекции учитель медитации говорил, что заснуть во время медитации это не так страшно. Ведь это будет не совсем обычный сон, а сон, в который вы вошли через медитацию. Такой сон намного лучше восстанавливает организм чем обычный сон. Поэтому, даже если вы заснете, когда будете медитировать, это не будет значить, что медитация «потеряна». Вы все равно сможете почувствовать какой-то медитативынй эффект по пробуждении.

Как следует выходить из медитации?

Вопрос: Если мы расслабляемся как при аутогенной тренировке, то в конце там предлагается фаза выхода. Как следует заканчивать медитацию?

— Николай

Ответ:

Главный принцип - выходить из медитации нужно плавно . В конце практики, не открывая глаз, пошевелите пальцами ног и рук, спокойно потянитесь (руки в «замке» вверх над головой - тихонечко вправо влево), плавно опустите руки, откройте глаза. К этому еще можно добавить приятное упражнение из йоги, которое делается на выходе из «шавасаны», позы расслабления после практики: после того как потянулись и пошевелили пальцами, не открывая глаз разотрите ладони друг об друга, чтобы они стали теплыми, приложите их к закрытым глазам, посидите так секунд десять, почувствуйте тепло, отведите руки и открывайте глаза.

После медитации нужно избегать какое-то время активной и напряженной деятельности.

Затекают ноги во время медитации, что делать?

Вопрос: здравствуйте николай.у меня за 20 мин расслабления бывает так затекяют ноги,что когда я встаю,несколько минут передвигаюсь как на костылях. Скажите пожалуста,может это связано с неполным расслаблением?

Ответ: затекание ног вызвано тем, что зажимаются сосуды в ногах и кровь плохо поступает в какие-то участки. Это не страшно, учитывая что вы сидите в такой позе всего 20 минут, хотя и неприятно.

Попробуйте экспериментировать с позой медитации: сядьте на более мягкую или более низкую поверхность, попробуйте скрестить ноги. В общем, меняйте позицию. Еще во время медитации можно аккуратно подвигаться и сменить положение ног на более удобное, чтобы они не затекали.

Что делать если после медитации болит голова?

Вопрос: Уже где то неделю занимаюсь этой практикой, но в последнее время стала постоянно болеть голова. Это нормально? Или же нужно прекратить срочно?

Ответ:

Этот симптом имеет место быть у некоторых людей, я убедился, почитав разные источники. Вопрос довольно популярный в интернете. Причина может быть следующая. Возможно, вы слишком напрягаетесь для того, чтобы удержать . А ваш ум, привыкший к постоянной активности, встречает попытки избавиться от мыслей с сопротивлением. Это сопротивление, вероятно, вызывает головную боль. Конечно, я не могу настаивать на том, чтобы вы продолжали практику, раз организм так реагирует. Но, возможно, это происходит только по-началу…

Я бы на вашем месте попробовал снизить напряжение во время медитации, для этого:

  1. Не пытайтесь напряжением воли отогнать мысли, пускай они приходят. Когда вы замечаете, что о чем-то думаете, просто плавно переводите внимание на мантру или дыхание. Но не нужно на этом делать акцент. Концентрация - не цель медитации. Цель расслабиться. Пускай мысли текут своим чередом, просто спокойно наблюдайте за ними. Не следует постоянно думать о том, чтобы не думать.
  2. Сядьте в удобную позу. Убедитесь что тело ПОЛНОСТЬЮ расслаблено!
  3. Сделайте пару глубоких вдохов-выдохов, прежде чем начать медитировать. (Лучше, при этом дышать животом, диафрагмой)
  4. Постоянно следите за телом, если чувствуете, что мышцы напряглись (в том числе мышцы лица) - расслабляйте их.
  5. Если голова начинает болеть во время медитации - прекращайте сеанс.

Вот что я бы посоветовал попробовать, прежде чем прекращать практику, так как медитация очень ценная вещь, чтобы не попытаться продолжать ее даже при такой реакции организма.

PS. Возможно, все дело в напряжении тела, поэтому можете попробовать перед медитацией на протяжении двух минут поочередно расслаблять каждую часть тела, направляя внимание внимание от макушки до пальцев ног. Про эту технику релаксации можете почитать в статье в разделе «Техника релаксации из йоги».

Как правильно читать мантру?

Несколько людей задали такой вопрос о медитации с , поэтому решил на него ответить здесь.

Вопрос: Скажите, а мантру при медитации нужно повторять вслух или можно про себя?

Ответ: Конечно нужно повторять про себя.

Что делать, если во время медитации наблюдается учащенное/затрудненное дыхание?

Вопрос: Сейчас перед расслаблением у меня также происходит учащенное дыхание, с чем это связано?

— Татьяна

Ответ: Возможно, из-за положения тела, в котором вы находитесь (неправильное положение спины), ваши легкие не могут раскрыться полностью и вам приходится вдыхать воздух меньшими порциями, но с усиленной частотой. Поэтому, держите спину прямо! Это позволит вашим легким раскрываться в полную силу.

Что делать если я испытываю дискомфорт или боль в спине, когда пытаюсь медитировать с прямой спиной?

Вопрос: Здравствуйте,Николай))хочу спросить у вас совет.я много раз пробовала медитировать….но болит спина!!и я совершенно не могу сконцентрироваться…просто долго не могу сидеть прямо.я пробовала ложиться на пол и у меня стало получаться!!ну по крайней мере мне так кажется.после таких лежачих медитаций чувствую себя лучше.но ведь это не правильно!!по крайней мере все учат делать это делать сидя…буду благодарна за ответ!

— Оксана

Ответ: прижимайте спину к спинке стула или к другой опоре и медитируйте.

Вращения головы

Вопрос: Начала медитировать. Во время медитации у меня происходит вращения головы в разные стороны и по кругу…это нормально?

Ответ: Елена, почитал несколько источников. Вы не единственная у кого так происходит. В некоторых источниках написано, что в этом нет ничего плохого. В других, что это вообще хорошо. Кто-то связывает этот феномен с расслабленностью мышц, а кто-то объясняет это потоками энергии. В любом случае, в этом нет ничего плохого.

Не обращайте внимания на эти движения, пускай они идут своим чередом и не отвлекают вас. Если они слишком сильные и мешают вам медитировать, просто откройте глаза.

Пока это все вопросы и ответы, которые мне удалось собрать. Задавайте вопросы, буду отвечать и публиковать некоторые ответы здесь.

Странное чувство в районе переносицы

Вопрос: чувствую давление (покалывание, тепло) в районе переносицы во время медитации и не только.

Ответ: это нормально, даже, возможно хорошо. Я сам стал испытывать эту чувство сразу после того, как начал медитировать. Оно проявляется у меня не только во время медитации, но и в обычной жизни, когда, я например, пытаюсь взять себя в руки, справиться с эмоциональными переживаниями. В моем случае, это некий «индикатор осознанности», который включается в моменты концентрации.

Многие связывают это чувство с энергетической активностью в области третьего глаза.

Выделяется слюна во время медитации, часто глотаю

Вопрос: Николай, во время мегитации, начинается слюновыделение, приходится часто глотать, что сильно отвлекает, может,кто нибуть пережил эту ситуацию.Спасибо

Ответ : Виталий, слюноотделение происходит постоянно, просто во время медитации, как мне кажется, вы обращаете на это внимание. Поэтому когда проглатывание слюны отвлекает вас, плавно переводите внимание обратно на дыхание или мантру. Это главное

Но вот еще несколько советов из разных источников:

  1. Аккуратно прижмите язык к небу, а переднюю его часть к верхним передним зубам
  2. Держите шею и голову прямо
  3. Опять же, не обращайте внимание на том что происходит во рту (на положении языка, слюне и т.д.)

Можно ли слушать музыку во время медитации?

Вопрос: Николай, я медитирую под специальную музыку для медитаций (Тайскую, Китайскую и т.д) вроде эффект есть, в тишине вообще и 5 минут просидеть не могу. Вы говорите, что лучше медитировать в тишине. Объясните пожалуйста почему?

Ответ : Екатерина, потому что медитация - это самонаблюдение, а не концентрация на прослушивании музыки. Во время медитации необходимо снизить поступающую информацию до минимума (поэтому вы закрываете глаза), а музыка это лишняя информация. Да, она помогает расслабиться. Но расслабление - не единственная цель медитации. Медитация - это еще осознанность, контроль ума и сознательная работа над собой.

Если вы не можете медитировать в тишине, значит, что-то вам мешает. А мешает вам внутреннее напряжение. От него нужно избавляться и учиться расслабляться в тишине. Следовательно вам тем более надо медитировать без музыки. Короче говоря, если вы не можете медитировать в тишине, то вам необходимо медитировать в тишине.

Почему надо медитировать два раза в день? Почему так сложно высидеть 20 минут?

Вопрос: Здравствуйте, Николай!
Объясните пожалуйста, почему вы так настойчиво рекомендуете медитировать 2 раза в день?

Знаете, очень сложно концентрироваться 20 минут. Хотя с каждым разом получается все лучше. Но во время медитации я все жду, когда уже эти 20 минут иссякнут (я ставлю таймер, и иногда поглядываю на оставшееся время)…

Ответ: Анастасия, утром надо медитировать, чтобы мобилизовать силы, получить концентрацию, а вечером, чтобы снять стресс, избавиться от накопившихся мыслей.

Анастасия

Знаю, что сложно, но что поделать? К таким желаниям нужно относиться как к любым мыслям и эмоциям во время медитации, просто наблюдать за ним, но не вовлекаться в них. Не отождествлять себя в желанием отвлечься. Убедите себя в том, что вы все равно раньше 20-ти минут не сможете закончить. И если вы будете терзать себя мыслями о том, как бы поскорее перестать, вы не расслабитесь, а время будет тянуться еще дольше. Учитесь пребывать в настоящем моменте, не думая о будущем или о прошлом. На таймер лучше не смотреть. Это отличная тренировка для силы воли, заставлять себя сидеть 20 минут, будете делать это каждый день, все вам будет даваться проще. Но этим эффектом не исчерпывается медитация.

PS. То что вам очень сложно высидеть 20 минут, как раз сильный аргумент в пользу того, что вам надо медитировать. Потому что вам мешает усидеть на месте внутреннее напряжение, которое тянет вас куда-то. Медитация избавляет вас от этого напряжения.

В какое время нужно медитировать?

Вопрос: Можно ли медитировать с утра - сразу как проснулся, и вечером перед сном?

Анатолий

Ответ: Анатолий, с утра можно только нужно проснуться, сделать зарядку, принять душ, например. Перед сном нежелательно, как минимум за 3 часа до сна. Бывает, после медитации трудно заснуть. Поэтому должно пройти какое-то время.

Можно ли медитировать лежа? Что делать, если не получается поддерживать спину прямой?

Вопрос: Мне не понятно как при полном расслаблении тела можно медитировать сидя, поскольку при абсолютно полном расслаблении мышц тело и голову невозможно удержать в вертикальном положении, тело начинает попросту заваливаться, а голова падать на грудь по закону физики. Т.о. Начинаю отвлекаться на удержание тела в вертикальном положении. А что Вы скажете насчет медитации лежа, ведь лежа тело расслабить возможно.

Наталья

Ответ: Наталья, лежа есть риск заснуть и концентрацию сложнее удерживать, чем если бы вы медитировали сидя. Медитация - это не только расслабление, но и осознанность. Когда вы сидите с прямой спиной, ваше внимание лучше фокусируется, вы находитесь как бы в балансе между полным расслаблением и внутренним тонусом, вы отдыхаете, но еще и не спите. Ваше сознание и внимание работают. Поддерживать эту работу, не засыпать, не проваливаться в полную прострацию, удерживать осознанность помогает прямая спина, сидячее положение. Сначала это вызывает напряжение, но потом привыкаешь.

Если по каким-то причинам не получается держать спину прямой без опоры — облокотите ее на что-то.

А для расслабления лежа можно использовать шавасану из йоги, но этоо уже не совсем медитация, а больше отдых, релаксация. А медитация — это далеко не только расслабление!

Как медитировать при болезни?

Вопрос: Добрый день! Подскажите пожалуйста как медитировать при сильной простуде? Некоторое время назад с успехом начала медиаторовать, но сейчас разболелась - постоянно течет из носа, сильный кашель и болит горло, совсем не получается расслабиться и сконцентрироваться на медитации. Наверняка за долгое врем вашей практики вы сталкивались с такими ситуациями. Заранее спасибо за ответ!

Евгения

Ответ: Евгения, раньше я отвечал на этот вопрос так, что можете меньше медитировать, обложиться подушками и даже медитировать лежа.

После своей последней болезни с температурой и сильным ознобом я стал отвечать по-другому, давая противоположный ответ. Медитируйте также как медитировали, если бы были здоровыми, даже, можете чуть-чуть побольше. Почему? Потому что больной человек нуждается в каком-то тонусе, в хорошем настроении намного больше чем здоровый. И медитация ему в этом поможет. С ней намного лучше переноситься болезнь, плюс она согревает тело (не у всех людей, правда) и отлично снимает озноб (проверено на себе). Конечно будет трудней сконцентрироваться и расслабиться. Но это не значит, что медитация пройдет впустую. Старайтесь уводить ваше внимание от симптомов простуды, останавливая его на дыхании или мантре.

Покалывание в конечностях и зевота во время медитаци

Вопрос:

Я медитирую всего 2 дня.У меня во время медитации возникает покалывание и онемение пальцев рук. Еще появляется желание зевать непрерывно.Меня это насторожило.Нормально ли это?

Ответ:

Валерия, покалывание это нормально. Не акцентируйте внимания на этом ощущении. (некоторые учителя медитации говорят, что это так нормализуются биологические процессы в определенных местах вашего тела)

Зевота может происходить по следующим причинам: вы меняете дыхание или оно само меняется, вы расслабляетесь быстро и у вас появляется сонливость, которую до этого вы не чувствовали из-за напряжения или потому что вы не держите спину прямой или облокачиваете ее на что-то. Попробуйте устранить какой-нибудь из этих факторов. Если не получается, просто перестаньте обращать на это внимание.

Покачивается тело взад-вперед во время медитации

Вопрос: Добрый вечер. Медитирую только второй день, но заметил, что стоит усеться в позу лотоса и расслабиться, как сразу почему-то начинаю раскачиваться взад-вперед. Хотелось бы узнать, о чем это свидетельствует и нужно ли как-то с этим бороться. Спасибо.

Дмитрий

Ответ:

Дмитрий, такое бывает. Но это можно просто остановить и не качаться. Каждый раз как тело начинает качаться просто останавливать его.

«Не могу долго сидеть»

Вопрос: Начал медитировать опираясь на то что изложено в ваших статьях, за это тоже спасибо, но вот есть проблема,которая заключается в том что я не могу высидеть и 15 минут мне постоянно хочется сорваться перестать в голову приходят мысли типа «Хорош на сегодня»,

wifa

Ответ:

такое было и у меня. Это естественно, это внутреннее беспокойство, которое «лезет» наружу. Именно на снижение такого беспокойства, в том числе, направлена медитация. Потом становиться легче с этим справляться. Это такая же эмоция и мысль, как и все остальные эмоции и мысли, следовательно, нужно делать то же самое: наблюдать за тем как вам «хочется сорваться» и не вовлекаться в эти переживания. Не пытаться их остановить и как-то контролировать, а просто наблюдать. И сидеть до конца. Если не помогает наблюдать, то просто принять то, что не помогает, и ничего с этим не делать, опять же сидеть до конца.

Как засечь время

Вопрос:

Здравствуйте, Николай,

пробую начать медитировать по вашим советам, но не могу понять как контролировать время. На часы смотреть - отвлекаться, ставить будильник - резко выходить из медитативного состояния. Без привязки к реальности не получается следить за временем, что же делать?

Заранее спасибо!

Юрий

Ответ:
Юрий, можете поставить на будильник приятную мелодию, например пение птиц, или какую-нибудь медленную музыку. Чтобы она вас не раздражала, но при этом давала понять, что время медитации истекло.