Наталья Гундарева: Трагедия триумфа. Наталья Гундарева. Актриса. Глава "Не юбилейте!" - фрагменты интервью разных лет Вы много путешествуете, отдыхаете

Приз на IХ Международном кинофестивале в Болгарии (1981)

Приз Союза кинематографистов России "Ника" (1990)

Приз "Алмазный венец" Всероссийского фестиваля "Созвездие" (1990)

Приз на Международном кинофестивале в Монреале за лучшую женскую роль (1990)

Приз "Золотой Орел" за лучшую женскую роль в картине "Ростов-папа" (2002)

Награждена Орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1998)

По результатам опросов журнала "Советский экран" признана лучшей актрисой 1977, 1981, 1985 и 1990 годов.



Первый инсульт 19 июля 2001 года застал актрису на даче. Она резала овощи к обеду и, как сама потом вспоминала, у нее вдруг по-темнело в глазах, словно ку-да-то провалилась. Ее, лежа-вшую на полу, обнаружил муж, актер Театра имени Ма-яковского Михаил Филип-пов, вызвавший «Скорую». Десять дней актриса проле-жала в коме - срок критиче-ский, обычно после такого люди полностью не восстанавливаются. Но врачи сде-лали все возможное, и Ната-лья Георгиевна уверенно шла на поправку. Спрашивала врачей, когда ей разрешат вернуться в любимый театр.

Коллеги с нетерпением ждали выздоровления при-мы. Руководство Театра им. Маяковского заговорило о том, чтобы сделать спек-такль с ее закадровым голо-сом. Худрук театра Арцибашев предложил Гундаревой должность своего помощни-ка...

28 августа 2002 года, че-рез год после инсульта, врачи разрешили народной акт-рисе отпраздновать ее день рождения...

Врачи все время в своих прогнозах были очень осторожны, но постепенно Гундарева восстановила речь, каждый день посещала тренажерный зал, начала понемногу ходить и даже планировала написать книгу воспоминаний. Боясь волновать Наталью Георгиевну, от нее усиленно, в течение целого года, скрывали смерть любимой мамы Елены Михайловны, которая наступила буквально через несколько недель после госпитализации дочери.

«Все четыре года за Ната-шей ухаживала сиделка Ира, ставшая членом семьи. Она привязалась к На-таше, всегда была готова хоть чем-ни-будь порадовать ее, рассказывают друзья. - Наташа любила разговари-вать с ней, ласково называла Плюш-кой. Они смешно подшучивали друг над другом, смея-лись. И вроде бы на время забывалось о плохом... Из-за бо-лезни у Натальи Ге-оргиевны немного портился характер. Порой она обижа-лась на сиделку, ес-ли та на пять минут оставляла ее одну в комнате, на мужа, уезжавшего на съемки, но каждый час звонившего лю-бимой жене по мо-бильному. От многих ролей он отказывался, чтобы быть с женой. Иногда Наташа из-за болезни могла покапризничать. Вдруг захо-чет, чтобы ей срочно принес-ли ее лучшую дорогую шубу и именно в ней вывезли гулять. Что поделать - она же женщи-на! Привозили шубу, стара-лись предугадывать любые желания, переживая за доро-гого человека».

Актрисе недоставало обще-ния. Всю жизнь привыкла быть в центре внимания, а тут - осталась как бы отрезанной от мира. Поэтому она не лю-била долго находиться дома, настаивала, чтобы ее отвезли в больницу. Как она сама го-ворила, к ее «тусовке», ведь она подружилась и с врачами, и с медсестрами.

«Наталья Гундарева всегда помнила, что она - женщина, любила пококетничать, а личный врач Тимур Мансурович ей комплименты де-лал, называл любимой паци-енткой. Здесь ей было ком-фортно, - рассказывают мед-сестры. - Иногда у Натальи Георгиевны как бы терялась ясность ума, она забывала, где находится, задавала странные вопросы, ей что-то чудилось... Зато, когда созна-ние возвращалось, много чи-тала (особенно увлеклась Библией, ставшей ее настоль-ной книгой), была весела, с легкостью разгадывала кроссворды».

Осенью 2004 года Наталье Георгиевне резко стало хуже.

Последние несколько меся-цев болезнь актрисы протека-ла ровно, без осложнений. Врачей беспокоила аритмия сердца - следствие малопод-вижной жизни на лекарствах.

Гундарева иногда бывала резкой, раздражительной.

«Но неделю назад Наташа вдруг ласково обняла сиделку Иру и наговорила много доб-рых слов, призналась в люб-ви, благодарила за ее терпе-ние. Ира была растрогана до слез, - рассказывает подруга актрисы. - И у мужа Наталья Георгиевна вдруг тепло по-просила прощения, что из-за ее болезни он столько наму-чился, словно бы... предчув-ствовала беду».

Седьмого мая родные заби-рали Наташу на дачу на праздники. Обычно это дела-лось, когда она чувствовала себя хорошо. И врачи разре-шили пациентке на несколько дней сменить обстановку.

Потом Гундарева снова вер-нулась в больницу. Рассказы-вала медсестрам, что ей снит-ся, будто она летает во сне.

«Случившееся обрушилось на нас внезапно, никто ниче-го плохого не ожидал! Накануне Наташу навещал муж, они побыли вместе, потом простились, все было нор-мально! - вспоминает подруга Наташиной нянечки. - Знаю, Наташа говорила, что боится умереть дома: мол, станет мне плохо, а вы не сможете ока-зать в нужный момент по-мощь. Она столько перетер-пела боли и боялась. Боялась умереть в муках».

Смерть наступила внезап-но: по одним данным, ото-рвался тромб, закупоривший легочную артерию, по дру-гим - причиной смерти стал еще один инсульт.

Наталья Гундарева скончалась на 57 году жизни в больнице Св. Алексия 15 мая 2005 года.

Когда ее хоронили, то панихиду в театре им.Маяковского пришлось продлить на полтора часа. Тысячи людей, выстроившиеся вдоль всей Большой Никитской улицы вплоть до Манежа, непременно хотели проститься со своей любимицей. По старинной актерской традиции в последний путь ее проводили аплодисментами.

Похоронена Наталия Гундарева на Троекуровском кладбище в Москве.

Интервью с Гундаревой для телеканала ТНТ:

— Как вы, такая приятная во всех отношениях женщина, наживаете недоброжелателей?

— Я думаю, это от того, что я оставляю за собой право говорить правду. Я либо вообще ничего не говорю, но если меня спрашивают — я не считаю возможным как-то лукавить. Ну а кому же нравится правда... Есть такой замечательный анекдот по этому поводу, когда один актер спрашивает у другого: “Знаешь, я только тебе доверяю, ну скажи, как я сыграл премьеру?” — “Тебе честно сказать?” — “Честно, потому что только ты мне скажешь правду!” — “Честно говоря, хреново…” — “Не, ну я же серьезно…” Может быть, я покажусь очень самонадеянной, но нет талантливых людей, у которых не было бы недоброжелателей.

— Как вы на них реагируете?

— Я считаю, что у меня один способ борьбы со всем негативом вокруг меня — это хорошо делать свое дело. Я другого способа отмщения не знаю. Если мне удается прилично сыграть роль, я считаю, что в этом и есть мое отмщение. Соль под порог я сыпать не буду.

— Чувство зависти вам совершенно не присуще?

— Оно присуще, но оно другое. Например, вижу женщину, которая хорошо, стильно одета, шикарно причесана. Потом я вижу ее второй раз и понимаю, что это ее способ существования. Она вот такая. Или смотрю какую-нибудь актрису в роли и страдаю: ну почему не мне эта роль, как бы я хотела это сыграть… А почему я так думаю? Потому что она тоже хорошо играет. Я, может быть, этой роли, если бы просто прочитала, не увидела бы. А я увидела, потому что она замечательно сыграла. И тогда я тоскую, завидую, что у меня нет такой роли или подобной ей.

— О какой же роли мечтаете?

— Я никогда о ролях не мечтала. Конечно, я выбираю, когда мне предложат 10 сценариев. Но режиссер видит меня именно в этой роли, и ни в какой другой. И тут как бы я ни хотела сыграть Джульетту, он видит меня Кормилицей, и мне деваться некуда. Понимаете, я всегда старалась не загадывать, старалась не мечтать. Я думала, что день грядущий мне что-нибудь принесет, что Бог меня не оставит, зритель меня не забудет, и как-то на светлый путь моя кривая тропинка все-таки вынесет.

— Актерский мир агрессивный?

— Как бы ты ни пытался всем показать, какой ты самодостаточный человек, востребованный, если сидишь при этом дома или занимаешься какими-то пустяковыми делами, если ты бегаешь по каким-то мелочевкам, тусовкам, по этим вертепам…

— Вертепами вы что называете?

— Это такое времяпрепровождение я называю вертепом. Пустое, оно ничего не приносит ни душе, ни уму. Да и организм просто физически изнашивается. Такое безумное лжеактивное существование вредит, мне кажется, актерам. Вот это мелькание, причем бессмысленное, никому не нужное, никому ничего не дающее, не приносящее… Когда люди забывают о своей профессии — вот здесь начинаются, на мой взгляд, самые трагические минуты существования актера.

— Любите философствовать?

— Я прожила жизнь, и я оставляю за собой право думать. У меня есть такое время, когда я иду от своего дома на Тверской до театра пешком. 35 минут я иду до театра. Это я называю “мое время”. В это время я отвечаю себе на вопросы. Я задаю себе вопросы разного толка. Кто будет президентом. Как повысятся цены. О работе над ролью. Я стараюсь ответить себе на все эти вопросы. Когда я на них отвечаю, то в принципе встреча с журналистом тогда уже не представляет особого труда. Я как бы все уже обдумала. Это не философия. Силой мысли я заставляю себя, когда вокруг так много вертепов, не ходить туда, не транжирить себя. Я вроде как сохраняю для чего-то себя. Может быть, я так и останусь незаполненным сосудом — ну, значит, такая моя судьба. Но я все равно стремлюсь к полной жизни. Я понимаю, что время моей жизни истекает. Ну как бы больше половины жизни прожила. И мне не хочется вот так, с плеча: а-а, сейчас вот пущусь во все тяжкие — тут в этот бар приглашают, здесь подарки, здесь авторучку дадут, здесь жвачку… Ну не могу я себе этого позволить. Потому что я люблю себя очень, и я себя так прямо люблю, аж с утра до ночи. И из-за этого так много себе не позволяю!

— Придумываете себе свой мир?

— Я не путаю жизнь с театром. Жизнь — это одно, и я считаю, что жизнь тем и прекрасна, что она жизнь. А театр прекрасен тем, что это театр. Мне кажется, очень большое несчастье некоторых актеров, когда они путают эти два понятия. Они на сцене уже ничего играть не могут, а в жизни ну просто не налюбуешься. Но устаешь от таких очень быстро.

— Вы не любите весельчаков?

— Время так разбросало людей, так раскачало их… Все как утлые суденышки по этим волнам моря житейского… Вот я включаю какую-то программу, смотрю. И вот что-то все шутят, шутят, все невесело, а все шутят. Это что вам все так смешно-то? Когда человек выходит на эстраду и начинает рассказывать анекдоты — профессиональный эстрадный исполнитель! Да, он шутник, ну не до такой же степени, чтобы рассказывать анекдоты про заднее место. Ну, наверное, надо программу какую-то готовить. Люди смеются, но как вам сказать… Я считаю, что мы во время жизни поднимаемся, наша задача подняться, а не опуститься. Иначе зачем идти куда-то? Я не понимаю этого: почему идет такое дикое оглупление людей, сидящих перед телевизором? Мы раньше слушали, какое ударение поставит диктор, и мы учились у них. Ну тогда давайте все говорить: “двёрки”, “линоль”, давайте сожжем на Красной площади словарь Даля, давайте!

— Вы умеете врать?

— Нет, с враньем трудно, глаза начинают бегать. 28 лет в театре, казалось бы, вроде артистка, но как вру — чувствую, зрачок дрожит и глаза бегают. Ну, конечно, больному раком я не скажу, что он безнадежен, и если у меня приятельница после бессонной ночи приходит и говорит: ой, я сегодня так плохо выгляжу — а ей нужно выступать… Я говорю: да что ты, нормально, я даже удивилась, ты говорила до трех не спала, а выглядишь прилично очень! Но я понимаю, что ей сейчас нужна поддержка… А вообще врать — не могу.

— Что же, и в детстве не врали?

— Мама один раз поймала. Я ходила, как это называлось, в продленный день. В субботу нас водили в кино, и мне дома давали по 50 копеек. Я их собирала, ехала в ГУМ и ела мороженое, с горочкой такое, очень вкусное. И однажды мама меня на этом засекла. Мы выходили вместе из автобуса, хотя я, по идее, должна была ехать с другой стороны. “Где ты была?” На мое несчастье, мама тоже была на этом фильме, на котором вроде бы и я была. Дома был такой скандал! Пока я не заорала как резаная. (Она меня никогда не била, один раз стукнула по попе ладонью — я рыдала часа три — это было такое оскорбление и унижение моего человеческого достоинства! Это было страшно, я не хотела жить.) И тут я взвизгнула: что, мороженого даже поесть нельзя?! Боль моя во мне заговорила. (Смеется.)

— Баловали вас в детстве?

— Никогда со мной особенно не цацкались, Наташенькой не звали. Наташка — и все.

— В честь кого вас назвали Наташей?

— Я вышла с этим именем уже из роддома. Как у всякого новорожденного, у меня была вот такая огромная голова. Но говорят, что рот у меня был еще больше головы, и орала я соответственно. И когда вкатывали коляску с детьми для кормления, мама говорит, что нянечка в роддоме просто меня кидала ей со словами: возьмите вашу Наташку! Когда мама со мной вышла из роддома, то я уже откликалась на это имя, и отец сказал: ну пусть будет Наташкой.

— Отчего вы так хорошо выглядите?

— А мне больше ничего не остается делать.

— Вы в великолепной форме, вам удалось похудеть?

— А я себя поедом ем, с утра до ночи, вот и похудела.

— А если серьезно — диета?

— Ну предприняла определенные усилия, но такие, не жестокие. На таблетках не сидела, думаю, что это вредно (в моде тогда были так называемые тайские таблетки. — Э.Н.). А так кое-чего “подиетила”. Я долго худела — год с лишним.

— Булочки не едите, сладкого ни-ни?

— Ну что вы, я очень люблю слоеные булочки с вишней. Когда кто-то из подружек приходит — говорят: ну как же так, ты вроде худеешь? что же булочки-то? Я отвечаю: глупые, что же непонятно — это мой витамин: В1, В2…

— Как реагируют окружающие на вашу обновленную внешность?

— У недоброжелателей отпадает челюсть, когда они меня видят. А подруги очень радуются.

— Вы много путешествуете, отдыхаете?

— Ну мы с мужем выезжаем куда-то, но я не могу сказать, что я путешественница. Я однажды поплыла на корабле. Думала, что с ума сойду в этом замкнутом пространстве, где одни и те же люди. Я очень общительный человек, но мне нужно место, где я могу быть одна. Вообще я считаю, что кого Бог хочет проклясть — того он награждает одиночеством. Но я люблю уединение, мне нужны такие места, где я бы могла уединиться.

— Были у вас когда-нибудь мысли уйти из театра?

— Были, когда репетировали спектакль “Бег”, был конфликт. Я играла Люську. Уже пошли прогоны, но Андрей Александрович Гончаров очень мало мне замечаний делал. И вот уже такой решительный прогон, генеральная репетиция, и после этого вдруг он мне говорит — всем делает замечания, замечания, а потом мне говорит: а вам мне вообще говорить нечего, вы чудовищно сегодня репетировали, у вас какая-то там домашняя режиссура. Я говорю: какая домашняя режиссура… пока я в этой церкви — я молюсь этому богу. Он не слушает — мы с ним в два голоса. Он стал вдруг говорить: а вы меня не пугайте, что вы от меня уйдете (это после слов “пока я в этой церкви”). И он стал на меня кричать, а я встала и ушла. Пошла переоделась, пришла домой и думаю: уйду из театра, раз он так со мной разговаривает… Ну как же так — 20 дней прогона он не делал ни одного замечания (я бы пересмотрела), и вдруг на генеральной репетиции я все делаю не так?! Бывают неудачи, но не до такой же степени. Подумала я, подумала: нет, решила, я все же найду в себе силы и завтра приду на репетицию, и, если он мне скажет хоть одно слово, я повернусь, уйду и напишу заявление. Я пришла, оделась, мы все вышли на сцену. Он подошел и говорит: сейчас начнем со сцен, там, “Люська — сон шестой”, на меня смотрит и говорит: репетируйте, пожалуйста. И он мне больше ничего не сказал. Мы не извинялись, не подлизывались, вот просто сказал: репетируйте, и я стала репетировать… А так мне никогда не приходилось уходить. Потому что я все-таки из служивых — я бесстрастна, я патриотична, я Родину люблю, театр свой люблю. Ну и действительно Гончарову удалось в театре создать удивительную ауру. Когда Гончаров был в театре, мне вообще-то было хорошо.

— Вас жизнь заставляет что-то делать? Вы вынуждены как-то себя держать, подавать, контролировать?

— Да, конечно. Понимаете, взойти на вершину легче, чем с нее спускаться. Но удержаться там еще труднее. Потому что в принципе, если захочется спуститься, можно съехать оттуда и на пятой точке. Самое трудное в жизни — удержаться.

— Чего бы вы хотели пожелать себе и зрителям?

— Я вот каждое утро, когда встаю, желаю себе одного — сохраниться. Потому что мы появляемся на этот свет, и Бог дает нам все возможности, и пока нас не растаскивают извне, мы сохраняем вот это божье дыхание. Я бы хотела, чтобы каждый человек сохранил в себе это. Я хотела бы пожелать терпения, любви. Я бы хотела поблагодарить зрителей, потому что понимаю — пока есть хоть один человек, который сидит в зрительном зале и наблюдает за тем, что я делаю, — моя профессия обретает бессмертие…

Кино- и телефильмы, снятые в …


70-е годы:


«В Москве проездом» (Продавец)
«Здравствуй и прощай» (Надежка)
«Ищу человека» (Клава)
«Обрыв» (Марфенька)
«Счастье не ищут в одиночку» (Майка)
«Сергеев ищет Сергеева» (Председатель месткома)
«Хмырь» (Здоровячка)
«Самый жаркий месяц» (Таня)
«Не страшное» (Елена)
«Цемент» (Мотя)
«Осень» (Дуся)
«Возвращение» (Софья)
«Трактирщица» (Мирандолина)
«Вишневый сад» (Дуняша)
«Театральные истории» (Каучукова-Дольская)
«Сладкая женщина» (Анна Доброхотова)
«Подранки» (Тася)
«Доходное место» (Вишневская)
«Стойкий туман» (Ефросинья)
«Любовь Яровая» (Дунька)
«Беда» (Зина)
«Гарантирую жизнь» (Ольга)
«Обратная связь» (Мельникова)
«Вас ожидает гражданка Никанорова» (Катька Никанорова)
«Смешные люди» (Ребротесова)
«Капитанская дочка» (Екатерина II)
«Труффальдино из Бергамо» (Смеральдина)
«След на земле» (Клавдия Карнавина)
«Осенний марафон» (Нина Евлампиевна)
«Отпуск в сентябре» (Валерия)
«Мнимый больной» (Белина)


80-е годы:


«Уходя-уходи» (Марина)
«Белый снег России» (Надежда)
«Ушел и не вернулся» - Следствие ведут ЗнаТоКи - (Алена Миловидова)
«О бедном гусаре замолвите слово» (Жужу)
«Незваный друг» (Глушакова)
«Однажды 20 лет спустя» (Надя Круглова)
«Дульсинея Тобосская» (Дульсинея)
«Тупейный художник» (Рассказчица)
«Проданный смех» (Кондитерша)
«Детский мир» (Люля)
«Срок давности» (Наталья)
«Подросток» (Татьяна Павловна)
«Одиноким предоставляется общежитие» (Вера)
«И жизнь, и слезы, и любовь...» (Антонина)
«Хозяйка детского дома» (Александра Ивановна Ванеева)
«Дети солнца» (Меланья)
«Личное дело судьи Ивановой» (Любовь Григорьевна)
«Подвиг Одессы» (Тетя Груня)
«Прощание славянки» (Женя)
«Зимний вечер в Гаграх» (Ирина Мельникова)
«Переход на летнее время» (Венцова)
«Избранник судьбы» (Трактирщица)
«Аэлита, не приставай к мужчинам» (Аэлита Герасимова)
«Жизнь Клима Самгина» (Марина Зотова)
«Две стрелы» (Вдова)
«Оно» (Императрица Елизавета Петровна)
«Сердце не камень» (Аполлинария Панфиловна)


90-е годы:


«Паспорт» (Инга)
«Собачий пир» (Жанна)
«Искушение Б.» (Наташа)
«Небеса обетованные» (Люська)
«Чокнутые» (Графиня Отрешкова)
«1000 долларов в одну сторону» (Анфиса)
«Курица» (Алла Ивановна)
«Виват, Гардемарины!» (Елизавета Петровна)
«Осколок Челинджера» (Зинаида)
«Гардемарины-III» (Елизавета Петровна)
«Личная жизнь королевы» (Рапа)
«Альфонс» (Света)
«Заложники дьявола» (Сергеева)
«Петербургские тайны» (Княгиня Шадурская)
«Московские каникулы» (Соседка)
«Хочу в тюрьму» (Маруся)
«Райское яблочко» (Римма Петровна)
«Офис на 13-м этаже» - Любовь.ru - (Марина)


2000 год:


«Ее последняя любовь» - Ростов-папа - (Анна Гусарова)

2001 год:


«Саломея» (Василиса Саввична)



Ее не стало десять лет назад - 15 мая, но она по-прежнему любима миллионами зрителей и теми, кто знал эту вовсе не сладкую, но предельно честную, страстную и во всех смыслах настоящую женщину и великую актрису.
Конец 90-х. Лето. На несколько дней Наталья Гундарева прилетает на гастроли в Израиль. Изматывающая 40-градусная жара в первый же день доводит ее до критического состояния. Публика уже заполнила зал, а Наталья лежит за кулисами и врачи категорически настаивают на ее госпитализации. И когда вопрос уже был окончательно решен, она вдруг сказала: "Нет, я буду играть". "Наташа вышла и сыграла, и настолько это было талантливо, искрометно... Это было какое-то чудо, на овацию она сыграла, причем на абсолютной импровизации. Зашла за кулисы - и все... Потом ее отвезли в номер, а мы всю ночь там дежурили и смотрели, как она", - вспоминает Игорь Костолевский.
В тот раз все обошлось. Но таких историй в жизни актрисы Гундаревой наберется не один десяток, ведь главным делом для нее всегда была работа. Ради нее она пожертвовала многим.
После роли многодетной матери в фильме "Однажды 20 лет спустя" Наталье Гундаревой мешками приходили письма со всей страны. Женщины признавались, что глядя на нее, они решились рожать и благодарили Наталью за пример, который она им подала. Хотя у самой актрисы детей не было. В середине 70-х Наталья могла стать матерью, но в тот момент ей впервые предложили сразу несколько главных ролей в театре и кино, и Гундарева прервала беременность. Позже, в одном из своих интервью, Наталья признавалась: "Пока я не испытываю потребности иметь детей, не чувствую их отсутствия, мне их заменяет театр".
Без малого 30 лет Наталья Гундарева без преувеличения царствовала в театре Маяковского. Театр был для нее всем - домом, семьей, любимым увлечением, хотя актрисой Гундарева стала случайно. Родители Натальи развелись, когда она была еще маленькая. По совету мамы в последних классах она перевелась учиться в вечернюю школу и пошла работать чертежницей. Потом поступала в МИСИ. Но стать инженером Гундаревой не дал актер Виктор Павлов, с которым она познакомилась в самодеятельном театре. Он уговорил Наталью попробовать поступить в Щукинское училище. Поскольку в тот момент ее мама была в отъезде, Наташа решилась и с легкостью прошла конкурс в 250 человек на место.
В документальном фильме зрители увидят редкие кадры архивного видео - отрывки из ее интервью, выступление студентки Натальи Гундаревой в театральном училище, услышат воспоминания о ней однокурсников и педагогов. Все, кто знали Гундареву еще студенткой, в один голос утверждают, что она уже тогда была большой актрисой.
После выхода на экраны фильма "Одиноким предоставляется общежитие" людская молва поженила Наталью Гундареву и Александра Михайлова. Так же потом все были уверены в ее романах с Сергеем Шакуровым и Виктором Проскуриным. Но все эти актеры были ее возлюбленными лишь на экране, а в жизни Наталья, влюбляясь, отдавалась этому чувству вся, без остатка. Она была трижды замужем. Сразу после института Гундареву пригласили на пробы к режиссеру Леониду Хейфецу, и Наталья покорила его мгновенно. Ей было 24, ему 38 лет. Вскоре они сыграли свадьбу в ресторане "Пекин". Невеста была без фаты и в зеленом платье, зато совершенно счастлива и любима.
Через шесть лет Хейфец и Гундарева развелись, и у Натальи начался роман с коллегой по театру актером Виктором Корешковым. Она играла с ним любовные сцены в спектакле "Леди Макбет Мценского уезда", а потом вышла за него замуж. Но второй брак продлился меньше года. Гундаревой исполнилось 38 лет, когда она вышла замуж за актера Михаила Филиппова. Прежде чем начались их отношения, они много лет работали вместе, но у каждого была своя личная жизнь. В своей книге, посвященной Наталье, Михаил пишет: "Очень вовремя мы встретились, жаль, что поздно". Гундарева прожила с Филипповым 19 лет, она называла Михаила своим единственным супругом. В 2001 году, когда Наталья заболела, Михаил буквально не отходил от нее. Охранял от назойливых журналистов, помогал учиться ходить заново.
В одном из последних интервью Наталья Гундарева сказала: "Душа-то веселая, это правда, но все впечатления, которые я выношу на сцену, для меня связаны с мучениями. Жизнь - это все-таки трагедия, потому что трагичен финал: мы умираем... Мне кажется, что изнутри все люди несчастны и одиноки..."
Наталья Гундарева ушла из жизни, прожив всего 56 лет. Но этого хватило ей для того, чтобы остаться в памяти миллионов зрителей великой актрисой и замечательным человеком.
В фильме участвуют друзья и коллеги актрисы: Карен Шахназаров, Станислав Садальский, Александр Михайлов, Сергей Чонишвили, Игорь Костолевский, Дмитрий Брусникин, Елена Яковлева, Светлана Немоляева, Аркадий Инин, Ольга Прокофьева, Татьяна Васильева, Наталья Варлей.

НАТАЛЬЯ ГУНДАРЕВА

Всенародно любимая актриса Наталья Гундарева как-то посетовала, что жизнь прошла мимо. Странно это было услышать и близким, и поклонникам. Судьба отпустила ей век недлинный, но яркий, полный и побед, и горьких разочарований. Она не скрывала, что за огромный свой успех заплатила многим. В первую очередь - здоровьем. И бездетностью. Хотя именно ей довелось стать самой многодетной мамой СССР - в картине «Однажды двадцать лет спустя»...

Я САМА!

Первыми словами маленькой Наташи стали «я сама». И интонация у неё при этом была серьёзная и требовательная. Родители - инженеры - посмеялись: вырастет, мол, начальник! Но девочка росла с мечтой о балете. Это желание появилось в 5 лет, когда её впервые отвели во МХАТ на «Синюю птицу». Огни рампы, занавес, сцена, актёры - всё ошеломило Наташу. Несколько дней потом она ни о чём не могла говорить, кроме спектакля. А когда девочка увидела на сцене Большого театра Галину Уланову - в балете «Бахчисарайский фонтан», - сообщила отцу: «Я буду балериной!» Тот улыбнулся в ответ: «Ты же пампушечка!» Наташа плотно сжала губы от обиды. «Всё равно стану актрисой!» - прошептала она скорее себе, чем родителям. Как будто клятву дала. С тех пор её мысли были только о театре.

Наташа училась в пятом классе, когда её родители разошлись. Мама старалась изо всех сил, чтобы дочь не чувствовала себя обделённой и любовью, и материальными благами. Работала за двоих. Но на зарплату жилось трудно, и мама часто брала деньги в долг. В день получки она устраивала праздничный ужин - запекала в духовке курицу, покупала торт «Наполеон». Наташа этому, конечно же, радовалась, но видела, как тяжело всё даётся. И стала сама зарабатывать: поднимала петельки на чулках маминых подруг за 50 копеек. А вскоре научилась шить себе юбки, кофты и платья. Лишь бы не брать взаймы! В 8 классе Наташа записалась в Театр юных москвичей при городском Доме пионеров, в стенах которого в разные годы занимались Ролан Быков, Людмила Касаткина, Сергей Никоненко. Вскоре и школа, и шитье, и танцплощадка отошли на задний план. Всё свободное время теперь юная Наташа отдавала новому занятию. Возвращаясь с репетиций с другом Витей Павловым, они могли до хрипоты спорить о каждой мизансцене, о своих ошибках и удачах. Наталья все замечания и рекомендации режиссёра аккуратно записывала в тетрадочку. И эта привычка осталась у неё на всю жизнь.

Окончив школу, Наталья объявила маме, что решила поступать в театральный институт. Но мама отрезала: «Нет». Слово матери было для Наташи законом. И она подала документы в Московский инженерно-строительный институт. Прилежная и обстоятельная Гундарева успешно сдала два первых экзамена...

«НЕДИЕТИЧЕСКАЯ» ФИГУРА

Так позже скажет драматург Виктор Мережко, по сценарию которого снимут фильм «Здравствуй и прощай!», о Наталье Гундаревой, исполнительнице одной из главных ролей. И такой она сразит приемную комиссию в Щуке, куда всё-таки отправится сдавать экзамены. А «подбил» - Витька Павлов! Наташа уже стояла перед дверью в аудиторию строительного института - подошла её очередь сдавать следующий экзамен. Как вдруг кто-то со всей силы потянул её за рукав подальше от двери. Она обернулась, готовая дать затрещину наглецу, а это, оказывается, Павлов! «Ты что! С ума сошла? Тебе надо к нам, в Щуку!» Наташа на мгновенье замерла, а потом молча повернулась и пошла забирать документы. Он-то думал, что придётся подругу долго убеждать (знал ведь, какая она упрямая!), и готовил пламенную речь про её драматический талант.



Народный артист России Виктор Павлов (слева) и народная артистка РСФСР Наталья Гундарева (справа)

А и не пришлось. На следующий день Гундарева уже стояла у входа в Щуку. В тот год - 1967-й - в училище был огромный конкурс, 250 человек на место. Тонкие, изящные, томные писаные красавицы составляли большую часть абитуриентов. Конкурировать с ними было сложно. Привыкшая с детства к эпитетам «булочка», «кубышечка», «пампушечка», она, конечно же, комплексовала. Поэтому постаралась сделать внешность свою запоминающейся. Розовое, с огромными синими цветами платье, ярко-розовые щеки и губы, голубые веки и кудри! Большая такая жизнерадостная цветочная клумба. По дороге в институт Наташа попала под дождь. Комиссия во главе с мастером курса Юрием Катиным-Ярцевым видом абитуриентки Гундеревой была шокирована. А потом очарована её талантом. Её приняли!

«Конопатое чудо» - так Гундареву прозвали однокурсники: Юрий Богатырёв, Константин Райкин, Наталья Варлей. Новоиспечённая студентка аккуратно записывала все лекции, самозабвенно трудилась на репетициях. Завернувшись в три слоя шерсти, часами занималась в балетном классе. На втором курсе ей дали сыграть Донну Платоновну из «Воительницы» Лескова. Играла Гундарева настолько блестяще, что педагоги училища вынесли вердикт: учиться ей больше нечему, пора на сцену. Со студенчества у Наташи осталось правило - анализировать каждую чёрточку характера своих героинь и записывать в тетрадочку наблюдения.

С Наташей мы учились на одном курсе. Но когда встретились на съёмках «Труффальдино из Бергамо», она уже была знаменита на весь СССР и могла себе позволить заявить: «Что ж, буду работать с тем, что есть». Имея в виду меня.
Константин Райкин

По окончании института Наталья получила предложение сразу от пяти ведущих театров столицы. Она выбрала Театр им. Вл. Маяковского, в котором проработала всю жизнь. С первой роли стала любимой актрисой властного, деспотичного режиссёра Андрея Гончарова. Молодой актрисе, только что выпустившейся из института, доверили роль Липочки в «Банкроте». Это же её любимый Островский! Помог случай. Наталья до этого сидела во втором составе. Но аккуратно посещала репетиции, учила роль и записывала замечания. Когда неожиданно выяснилось, что исполнительница главной роли заболела, выпал шанс проявить себя! Всего 10 репетиций прошли перед премьерой, и режиссёр был поражён, насколько была подготовлена молодая актриса. Выходя на поклон под овацию зала, Наталья думала: «Вот оно, счастье! Вот так оно выглядит! Я, наверное, теперь всё могу?» Спектакль наделал много шума и в театральной Москве, и в Северной Пальмире. Аншлаги, аншлаги, аншлаги. А Гундарева не расслаблялась - репетировала и работала, работала...

Она не вписывалась в бесконечно процветающую пошлость. Наташа могла быть грубой, могла и послать кого-то, но на то всегда существовала действительно веская причина. Она бывала резкой, яростной, какой угодно, но никогда в жизни не была пошлой, потому что не принадлежала к этой серости. Наташа была из ряда вон и в жизни, и на сцене.
Игорь Костолевский

А вскоре вся страна полюбила «Сладкую женщину» Аню Доброхотову - веснушчатую деревенскую девчонку, с аппетитом уплетающую варенье. Так и не нашедшую, став взрослой, своего женского счастья. А следом и Катю Никанорову - ту самую гражданку, что ожидала любви. Буфетчицу Дусю из «Здравствуй и прощай», мечтающую о счастливом замужестве... Одинокую Нину в «Осеннем марафоне». Наивную и добрую Аэлиту, подло обманутую «шикарным» мошенником (Валентин Гафт) в фильме «Аэлита, не приставай к мужчинам».

Все героини будто живут по соседству. Они - это зрительницы, узнававшие на экране себя. Вероятно, поэтому актриса стала так любима. Ведь не было ни грамма фальши в игре Гундаревой. Зритель верил ей безоговорочно. Были и курьёзы: после выхода на экраны деревенской мелодрамы Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай» на «Ленфильм» пришло письмо, в котором говорилось, что руководство киностудии поступает правильно, привлекая к съёмкам не только актёров, но и людей из народа. Как, например, исполнительницу одной из ролей, деревенскую девушку Наташу Гундареву. Она же сетовала: «Как бы я не хотела сыграть Джульетту, режиссёр видит меня Кормилицей, и мне деваться некуда». И иногда с горечью добавляла: «Трудно в матрёшке предположить могучую трагическую натуру»...

МУЖЬЯ РЕАЛЬНЫЕ И ВЫМЫШЛЕННЫЕ

Наталья Георгиевна три раза была официально замужем. Первый страстный роман закрутился на съёмках фильма «Обрыв» с режиссёром Леонидом Хейфецом. Он был старше её на 14 лет, и ей хотелось раствориться в Мастере. Поженились они сразу же, как только ему дали новую квартиру. Жили дружно, весело, творчески. В дом почти ежедневно приходили актёры, обсуждали спектакли, кормила Наталья гостей очень вкусно. Поначалу молодая жена привечала друзей с радостью. Потом, когда появилось больше работы в кино, ночные посиделки стали мешать: она страшно не высыпалась. И в один такой вечер, за приготовлением очередного кулинарного шедевра, Наталья вдруг поняла, что ей надоели и эти гости, и этот брак. Кончилась любовь.


Первый муж, режиссер Леонид Хейфец.

Она долго жила одна. Был короткий и яркий роман с актёром театра Маяковского Виктором Корешковым. Вся труппа родного театра с замиранием сердца следила за развитием их отношений. Они поженились и... через год развелись. Причина банальна - измена.



Виктор ей изменил - с солисткой «Веселых ребят» Валентиной Игнатьевой. Наташа сама обо всем догадалась и подала на развод.

Чтобы не думать о печальном, она работала практически без выходных. Чтобы казаться сильной, независимой. А тогдашняя публика, лишенная нынешних «медиа-сплетен», исправно выдавала актрису замуж за каждого партнёра по фильму. Как-то Александру Михайлову позвонили домой, чтобы договориться о концерте. К телефону подошла его жена Вера. Прощаясь, концертный агент назвал её... Натальей Георгиевной (Гундарева и Михайлов играли в фильме «Одиноким предоставляется общежитие». - Авт.).



Вера – Н. Гундарева, Виктор Петрович – А. Михайлов
«Одиноким предоставляется общежитие»


Наталья Гундарева и Сергей Шакуров

Потом «в мужьях» ходил Сергей Шакуров. Но тут актёры и не скрывали нежных чувств друг к другу. Они много вместе работали и очень дружили. Вместе ездили на гастроли, жили в одних гостиницах. Она возила для него бульонные кубики, так как он очень любил супы, а он приносил ей каждое утро свежее молоко.
А потом в их театре появился Михаил Филиппов. Талантливый актёр. За плечами - брак с дочерью Юрия Андропова Ириной, бытовая неустроенность, одиночество. Сначала они дружески общались, пересекаясь в одной компании. Но интерес друг к другу не отпускал, вскоре это были уже бесконечные разговоры обо всем на свете. А потом они просто решили, что хотят жить вместе.

Наконец-то в жизни Натальи Георгиевны появился не Гений, а просто талантливый Мужчина, с которым можно было чувствовать себя спокойно, уверенно и уютно. Они создали свой собственный мир, в который пускали очень немногих. Например, когда Наталья Георгиевна восстанавливалась после автомобильной аварии, навещал Андрей Гончаров - один из редких близких людей. Он потом вспоминал, что у солнечной, жизнерадостной, светлой актрисы такая тёмная обстановка в квартире. Коричневые гардины, тёмные обои, полумрак. Он назвал её «женщиной сумеречной». Гончаров тогда сказал: «Сколько лет вас знаю, Наташа, а вы, оказывается, совсем другой человек!»



«Как к ней относились мужчины Да к ней и женщины так же относились - она притягивала к себе все внимание, все взгляды...»

Гундарева и Филиппов хотели детей, но по каким-то причинам не получалось. Сплетни, разговоры и досужие домыслы больно ранили актрису. Она отвечала на некорректные вопросы журналистов: «Я не испытываю потребности иметь детей. Театр мне их заменяет». А вечером говорила мужу - ну кто они, чтобы мы им открывали свою душу и свою жизнь?

Я смотрю на актёров, которых безгранично уважаю: Михаила Ульянова, Марину Неелову, Армена Джигарханяна, Алису Фрейндлих... И не замечаю, чтобы они обнародовали свои жизни. Они демократичны, но не допускают фамильярности. А кто-то - наоборот. Но мне кажется, что излишняя откровенность происходит от желания удержать популярность, когда удерживать её уже нечем. Когда человек не самодостаточен, неинтересен сам себе, а представить по творческой линии нечего, начинаются бесконечные скандальные публикации.
Наталья Гундарева

Ролей, между тем, становилось всё меньше, настоящих, к которым она привыкла. Как любой женщине, актрисе, ей хотелось играть героинь, а не «возрастных». Наталье Георгиевне казалось, что время её уходит. Она решилась на пластическую операцию. Резко похудела и помолодела. Выглядела она прекрасно, когда после долгого перерыва показалась на публике. Правда, узнать её было трудно. Новое лицо-маска зрителей ошеломило. Но Гундарева была довольна - такой тонкой талии у неё отродясь не было. Она была готова конкурировать с молодыми!



Когда Наталья Георгиевна заболела - гипертонический криз, инсульт, кома - Михаил Филиппов не отходил ни на шаг. Он всё время с ней разговаривал, читал стихи, рассказывал новости, сочинял сказки. Только он и она. Никого из посторонних, даже друзей, не пускали к актрисе. Масс-медиа взорвались статьями о том, что если бы актриса не похудела с помощью скальпеля, не оказалась бы в таком плачевном состоянии! Каждый день выходили новые и новые передовицы: у Гундаревой слабые сосуды, а в таком случае любое хирургическое вмешательство и наркоз смертельно опасны. Пока Наталья Георгиевна находилась в коме, пока долго и тяжело восстанавливалась, журналисты страны будто сошли с ума. На первых полосах появлялись «сенсации»: то интервью с домработницей, рассказывающей о тайских таблетках, которые принимала актриса. То с экстрасенсом, который утверждал, что болезнь - это месть её первого возлюбленного. То с косметологами, которые рассказывали о «телесных немочах» не юной уже Гундаревой. С «друзьями», которые видели, как Наталья Георгиевна общалась с экстрасенсами и гадалками. С врачами и медсестрами, с администраторами театра, со всеми, кто имел хоть мало-мальское отношение к Гундаревой. С горечью говорил Михаил Филиппов, что о его жене журналисты сочиняли бесконечный мексиканский сериал. «Они фотографировали больную Наташу в институте имени Бурденко, а я думал: были ли когда-нибудь у них матери?»

Усилия Филиппова, его терпение и любовь были вознаграждены - Наталья Георгиевна стала поправляться. И мечтала о возвращении на сцену. Но опять несчастье: во время прогулки актриса поскользнулась, упала, ударилась затылком. И опять больницы, отчаяние, надежды... Пять лет она боролась с недугом. Она очень хотела жить, так как считала, что вот теперь уже можно остановиться и оглянуться по сторонам. Увидеть, как идёт дождь, шевелится листва, поднимается туман... В одном из редких интервью актриса сказала:

«Трудно вырваться из того ритма, что продиктовала жизнь, трудно и даже, если хотите, страшно. Начинает казаться, что ты что-то теряешь. Хотя я думаю, что наступает такой момент, когда ты понимаешь, что чего-то достиг и можешь взглянуть окрест себя. Мир так многообразен, значителен, но мы бежим к своим целям, вершинам. А потом с этих вершин видишь всё, что осталось у подножия, и это так интересно! А ты ничего не видел, пока бежал».

Наталья Георгиевна Гундарева умерла в неполные 57 лет. Когда-то она провожала в последний путь Ивана Козловского, услышала на его похоронах свиридовскую «Метель» и попросила своих друзей похоронить её под эту же музыку. Её желание было исполнено. «Душа-то весёлая, это правда, но все впечатления, которые я выношу на сцену, для меня связаны с мучениями. Жизнь - это всё-таки трагедия, потому что трагичен финал: мы умираем. Мне кажется, что изнутри все люди несчастны и одиноки» , - сказала она в одном из редких интервью...
Жизнь - это всегда нечто большее. И она продолжается. Даже после смерти. Пока о нас помнят, мы живы.

И мы сказали ей "здравствуй"

ПЕРВОНАЧАЛЬНО Наталья Гундарева вовсе не собиралась становиться актрисой. Хотя её родители были одержимы МХАТом и играли в художественной самодеятельности, да и для самой актрисы настоящим потрясением оказался увиденный в том же МХАТе детский спектакль "Синяя птица" с огромным количеством имеющегося там волшебства. Правда, как многие девочки, она собирала открытки с портретами актёров и кого-то "боготворила". Однако Гундарева решила пойти по стопам матери, которая имела техническое образование, и для начала, из-за конфликта с одним из учителей, перешла учиться в вечернюю школу. Одновременно устроилась чертёжницей в конструкторском бюро, занималась реконструкцией железобетонных керамических комбинатов, - тогда для поступления в институт требовался трудовой стаж. Кстати, в КБ будущая актриса была на таком хорошем счету, что из рядового чертёжника её перевели на должность помощника руководителя проекта.

С финансовым обеспечением у семьи, проживавшей в таганской коммуналке, было не особенно легко.

С тех самых пор, как я начала сама зарабатывать деньги, - делилась "самым сокровенным" Наталья Георгиевна, - у меня завелась привычка - откладывать с получки "заначку". Я привыкла к стабильности. Но у меня с детства остался страх быть чьей-то должницей. Я ужасно не люблю занимать деньги. Если в сумочке или в тумбочке, или в супнице (это уж кто где хранит) у меня нет лишних денег, не миллионов, а просто на расходы, мне становится страшно, я чувствую себя беззащитной. Пока я не начала работать, мы с мамой жили в долг. Конечно, в день зарплаты, после того как половина уходила на раздачу долгов, мама покупала торт или курицу, и у нас был свой маленький пир. Но страх этот у меня остался. Мы жили не бедно, но скромно, а когда мама с папой разошлись, стало жить ещё труднее. Я поднимала петельки на чулках (в то время они были дорогими) маминым подругам. Мне за это платили 50 копеек или даже рубль. Сама шила себе юбки, платья.

Кто знает, может быть, Гундарева и смогла бы стать действительно успешным инженером - ведь она прилежно поступила на подготовительные курсы Московского инженерно-строительного института. Но в судьбу девушки вмешался случай, в результате которого СССР потерял будущего технического работника, но вместо этого обрёл будущую народную артистку.

Виктор Павлов, зная Гундареву по ролям в драмкружке, предложил девушке подать документы в Щукинское училище. И, в конце концов, она согласилась "пойти попробовать", правда, скорее из любопытства, нежели всерьёз. Конкурс тогда был 247 человек на место.

В 1972 году киностудия "Ленфильм" выпустила на экраны фильм по сценарию Виктора Мережко "Здравствуй и прощай".

Когда мы решили с Гундаревой познакомиться, - вспоминал потом Виктор Мережко, - она нас поразила. В ней совсем не было того, к чему мы привыкли в наших начинающих исполнительницах. Ни инфантильности, ни нарочитой утомлённости, ни какой-то общей определённости - почему-то считается, что в этом есть загадка и перспектива. Гундарева притягивала к себе весёлым оптимизмом, вполне определившейся и очень задорной женственностью, нескрываемым напором свежих, неизрасходованных творческих сил. Она как-то сразу обескураживала вас своей естественностью, неприкрашенностью и "ненакрашенностью", что было тоже не очень привычно в молодой актрисе. Это ведь нынче (кстати, может, после Гундаревой?) пошла мода на внешнюю безыскусность и естественную красоту. А в начале 70-х годов по улицам и экрану, как мы помним, ходили "нарисованные" дивы в брюках, и среди них Гундарева с незапудренными веснушками и совсем не "диетической" фигурой казалась чудом. И мы сказали ей: "Здравствуй!"

Сама актриса, говоря об этой киноработе - буфетчицы Наденьки, была категорична: "Когда посмотрела на себя в этой роли, ужаснулась: экрана ещё такого не придумали, чтобы мою спину уместить".

Я Наташу очень давно знал, - рассказывал Сергей Шакуров, - в фильме-спектакле Леонида Хейфеца "Обрыв", где мы впервые снимались вместе, она ещё была студенткой. Впоследствии мы неоднократно встречались в целом ряде фильмов - "Личное дело судьи Ивановой", "Срок давности", "Собачий пир", "Две стрелы". И, надо сказать, ансамбли были удачными. Самая знаменитая совместная работа - спектакль Театра Маяковского "Я стою у ресторана".

За великолепные творческие взаимоотношения с Натальей Гундаревой Шакурову пришлось заплатить разрывом с женой Татьяной, которая бесконечно ревновала мужа к Гундаревой, не желая поверить, что между актёрами может быть только искренняя дружба. Из-за разрыва с семьёй Сергей Каюмович попал в больницу с тяжелейшим гипертоническим кризом, и от депрессии актёра спасла всё та же Наталья Гундарева. Она взяла на себя хлопоты по обустройству его новой квартиры, а также помогла Шакурову удержаться "на плаву" в трудные для актёров перестроечные времена: сама находила ему роли, вместе с ним выезжала на гастроли. К этой преданной дружбе в актёрской среде относились с уважением и восхищением.

Работа победила

СПЕКТАКЛЬ "Доходное место" оказался последней совместной работой Натальи Гундаревой и её супруга Леонида Хейфеца. Правда, за шесть лет совместной жизни существование каждого из них преобразилось кардинально, даже чисто в хозяйственно-бытовом плане. Например, до женитьбы Леонид Ефимович жил... в Театре Советской армии - прямо за кулисами. Но когда у него начали складываться серьёзные отношения с Гундаревой, он принялся хлопотать о настоящем жилье.

Дальше произошло так: на Тверской улице построили специально для актёров дом, в котором супруги получили квартиру, где и поселились. Для Л. Хейфеца это было особенно удобно - он тогда преимущественно занимался постановками спектаклей в Малом театре, то есть до места работы ему было недалеко идти пешком. Бесспорно, это было большое достоинство, но, с другой стороны, из-за того, что театр находился неподалёку от дома режиссёра, он нередко прямо после спектакля всю труппу вёл к себе домой. Конечно, подобное хлебосольство умиляло актёров, но для супруги режиссёра, тогда уже ставшей суперзнаменитой, подобные ритуалы были в тягость.

То есть первоначально Гундарева привечала гостей с радостью. Но потом это гостеприимство стало даваться ей с трудом. После фильма "Сладкая женщина" её засыпали предложениями о новых ролях, она очень уставала, снимаясь в 5-6 фильмах одновременно, а тут - гости, причём - чуть ли не каждый вечер! Когда она слышала звук отпираемой двери и то, как муж кричал с порога: "Наташенька, накрывай на стол!", то в угоду этому приходилось жертвовать редкими минутами собственного отдыха. Одной из своих подруг Гундарева жаловалась: "И вот я стою на кухне и чищу картошку. Я так устала от хозяйских забот. Не могу больше! Всё, кончилась моя любовь!"

В то время Гундаревой практически не с кем было даже посоветоваться или на кого-то переложить круг своих хозяйственных забот. Наташина мама помогать дочке не могла - она сама как раз второй раз вышла замуж. И Гундарева поняла: придётся выбирать - или работа, или семья. После шести лет семейной жизни, она решилась на развод: у обоих супругов работа победила.

"Намучилась вволю, и со мной намучились..."

ДЕВОЧКОЙ Наташа нисколько не стеснялась своей полноты, хотя и выглядела из-за этого немного старше своих лет. Ширококостная и рослая, она одевалась очень скромно. Несмотря на полноту, посещала баскетбольную секцию, бальные танцы, бегала на лыжах. Часто в ветреную погоду ходила без шапки, доказывая всем, что "морозоустойчивая". А позднее, в училище, студентка Гундарева без устали занималась сцендвижением и хореографией, словно в отместку педагогам, говорившим, что полнота ограничит её актёрские возможности.

Однажды Гундарева попала в автомобильную аварию. Но едва оправилась после травмы, как снова села за руль. А. А. Гончаров узнав, что она после аварии опять самостоятельно управляет автомобилем, спросил: "Наташа, вы опять доказываете, что всё можете?"

Сама же актриса сравнивала свою жизнь с Олимпиадой, когда каждый участник стремится следовать её закону: "Дальше всех! Выше всех! Лучше всех!"

В 1979 году удачи, что называется, преследовали все работы Гундаревой. Одной из таких безусловных "фортун" стал выход в прокат картины "Осенний марафон" режиссёра Георгия Данелии по пьесе Александра Володина.

Вот отрывок из интервью актрисы в газете "Советская культура":

"Намучилась вволю, и со мной намучились, много переснимали. Меня всё время тянуло играть в привычной манере - на бурной эмоции, с широким жестом - ну как, скажем, в фильме "Вас ожидает гражданка Никанорова" или в "Трактирщице". А надо было сдержанно, с потаённой болью, которая может быть "громче" бурных рыданий...

Нина многому меня научила, я полюбила её, как любишь всё, что рождается с большим трудом. Я проникла в её состояние, когда сидит она длинными тоскливыми вечерами одна у телевизора, с застывшим в глазах страхом: а вдруг именно сегодня муж её Бузыкин, добрый и сеющий кругом одни страдания, объявит, что, наконец, совсем уходит к другой? И однажды, когда отсняли уже сцену, а я всё не могла унять слёз о судьбе своей несчастной Нины, Данелия сказал: "Из-за этих слёз и должна была именно ты играть Нину". Вот где слух и зрение настоящего художника сказались - Данелия задолго наперёд знал, что они будут, эти слёзы".

В Щукинском до сих пор ходит такая байка: будто второкурсницей Гундарева на экзамене по мастерству настолько ярко сыграла возрастную роль Домны Платоновны в лесковской "Воительнице", что тогдашний ректор Борис Захава, сыгравший роль Кутузова в фильме-эпопее "Война и мир" режиссёра С. Бондарчука, восхищённо вскричал: "Гундаревой уже нечему учиться - пора на сцену. Я уже сейчас готов выдать ей диплом!"

Год 1980-й был всем нам памятен проведением Олимпиады в Москве. А для Натальи Гундаревой он был запоминающимся ещё и потому, что в этом году она поставила свой "олимпийский рекорд". На экраны кинотеатров просто хлынули фильмы, в которых она снималась, - восемь картин, каждые полтора месяца - новая роль. Рекорд!

Первый фильм - "Белый снег России", где рассказывалось о гениальном шахматисте, чемпионе мира, как его называли современники - "шахматном короле" Александре Алёхине. В главной роли снялся актёр Александр Михайлов. А Наталья Гундарева сыграла жену Алёхина.

Русская дворянка, блестяще образованная женщина, Надежда очень тяжело переживает в эмиграции разлуку с родиной, и едва ли не избавлением для неё стала нелепая смерть в автомобильной катастрофе.

Сказать, что мне нравилось с ней работать, - вспоминал Александр Михайлов про съёмки вместе с Натальей Гундаревой, - это значит ничего не сказать. Она очень интересный и талантливый человек.

Фильм "Белый снег России" был "стартовым" в сотрудничестве Гундаревой и Михайлова. Потом они вместе сыграли в картине "Одиноким предоставляется общежитие" и в одной из серий сериала "Следствие ведут Знатоки".

Народная молва, как когда-то с Шакуровым, "поженила" Гундареву и Михайлова. Да так, что, бывало, звонит администратор Александру Яковлевичу, чтобы пригласить его с выступлением на концерт, и обязательно передаёт поклон "супруге Наталье Георгиевне", то есть - Гундаревой, да ещё добавит, что, мол, и она тоже может выступить вместе с ним. И никто не обратил внимания на то, что в том же "олимпийском" году вышла экранизация мольеровского "Мнимого больного", где Гундарева снималась вместе со своим настоящим тогдашним супругом. Правда, у неё была главная женская роль, а у него - эпизодическая.

Актёр Виктор Корешков - герой-любовник, исполнявший в "Леди Макбет Мценского уезда" роль Сергея, стал её вторым мужем. Их роман развивался стремительно на глазах всей труппы, а свадьба была отпразднована самая скромная - оба были заняты работой. Поначалу новая семья Гундаревой, казалась благополучной. Но... герой-любовник на сцене перенёс свой опыт и на поведение в жизни. Брак распался.

Но если о Л. Хейфеце Наталья Георгиевна вспоминала с большим уважением, даже время от времени созваниваясь с ним, то о втором муже предпочитала не вспоминать.

Одной из наиболее известных работ режиссёра Юрия Егорова стала картина "Однажды двадцать лет спустя" - о судьбе женщины, воспитывающей десятерых детей.

Появление этой картины было настоящим госзаказом, потому что в стране падала рождаемость. Тогда и было решено снять фильм о многодетной семье, чтобы народ задумался: а может, 10 детей - это хорошо, может, это и есть счастье?

Егоров был человеком дотошным, даже решил посетить настоящие многодетные семьи и посмотреть, как они живут на самом деле. В райкоме партии одного из районов Москвы ему дали десяток адресов многодетных семей, и режиссёр был потрясён тем, что увидел: в большинстве семей родители-алкоголики, дети, как тараканы, ползают по полу и играют с бутылками. Но заказ есть заказ, и очередная красивая сказка пришла на наши экраны. Конечно, успех её был во многом обязан выбором исполнителей, в первую очередь - Натальи Гундаревой, абсолютно гармонично сыгравшей многодетную маму, и Виктора Проскурина в роли отца семейства.

Светские "тусовки" они называли вертепом

КАК утверждала в своё время Наталья Гундарева, главное, чем должен заниматься популярный актёр, - это сохранением своего таланта. Например, обязательное для многих современных актёров появление на модных светских "тусовках" она открыто называла вертепом, по её глубокому убеждению, такое времяпрепровождение пустое, поскольку ничего не приносит ни душе, ни уму, зато организм физически преждевременно изнашивается. Мол, тут в бар приглашают, здесь подарки дадут - то авторучку, то жвачку. А надо ли серьёзному актёру всё это?

У Натальи Георгиевны было правило - в день, когда у неё был назначен спектакль, она старалась пройти от своего дома, расположенного на Тверской, до Театра Маяковского, который выходит на Большую Никитскую, пешком. Такой путь всегда занимал у неё около 35 минут, которые она называла "моё время". В этот период актриса имела возможность побыть наедине с собой и поразмыслить о многом. А вот времени для "вертепов" она себе в жизни не выделяла - зачем транжирить себя, когда, напротив, надо себя любить и беречь.

Наталья Гундарева никогда не афишировала свою личную жизнь. В прессе мелькали сообщения, например, о том, что в её доме вся мебель выдержана исключительно в тёмных тонах, шторы всегда закрыты, она не любит свет, живёт в полумраке. Её муж - блистательный актёр Михаил Филиппов, невысокий, коренастый человек с внешностью Наполеона. По странной случайности Михаил Иванович и родился с ним в один день, и его роль играл на сцене театра в одноимённой пьесе Брукнера. До Гундаревой М. И. Филиппов был женат на дочери могущественного начальника КГБ Ю. В. Андропова.

Михаил Филиппов, брак с которым актриса заключила в 1986 году, стал главным человеком в жизни Натальи Гундаревой. С ним Наталья Георгиевна познакомилась в театре: тогда она уже считалась примой, а Михаил Иванович только пришёл в театр (до этого он четыре курса проучился на филфаке, потом окончил ГИТИС). Гундарева признавалась, что в начале супружеской жизни муж ревниво относился к её славе, и поэтому у них возникали проблемы, но с годами супруги нашли общую тональность. Гундарева говорила: "Нас спасает абсолютная несхожесть во всём. Думаю, что если люди во всём похожи, то очень скоро им станет скучно друг с другом". Личная жизнь у актрисы определённо стояла на втором месте после театра. Наталья Георгиевна обожала заниматься домом, вязать, готовить, рисовать акварелью замысловатые цветы и натюрморты, но из-за работы ей постоянно не хватало на всё это времени.

Один раз и на всю жизнь

В ПОСЛЕДНИЙ театральный сезон Наталья Георгиевна работала в привычном для неё напряжённом ритме, когда кажется, что каждый прожитый день - последний. Может быть, она думала, что нагрузки, которым она подвергала своё здоровье, уже стали нормой, а в таком состоянии, как правило, бывает трудно остановиться, оглядеться и перевести дыхание. Казалось, что нет такой силы, что могла бы остановить эту великую труженицу русской сцены. Так, в сезоне 2000/2001 актриса Театра им. Маяковского Наталья Гундарева отыграла роли в трёх спектаклях - Глафиру Фирсовну в "Жертве века", Огневу в "Театральном романсе" и Леттис Дуффе из "Любовного напитка".

Она была верна и своему режиссёру, и своему театру, сравнивая своё отношение к театру с отношением к семье, к браку: "один раз и на всю жизнь". Ведь Наталья Георгиевна даже праздники обычно проводила в театре. Актриса почти всегда оказывалась занятой в спектаклях, которые идут вечером 31 декабря - в ночь под Новый год.

В одном интервью на вопрос журналиста о том, как она начинает свой день, Гундарева иронически ответила: "Рука тянется к голове и за волосы вытягивает меня из постели".

В последние годы Наталья Гундарева часто снималась в телесериалах, воплощая на экране образ деловой женщины средних лет. Стройная, красивая, подтянутая, она отошла от амплуа грубоватой простушки, которое "перевешивало" в актрисе в былые времена. К подобным проектам следует отнести одну из последних её ролей - психолога Марины в сериале "Любовь.ру".

Рассказывает режиссёр Владимир Владимирович Басов:

Профессионал она, конечно же, была высочайший и выносливостью отличалась неимоверной. Судите сами, из 48 съёмочных дней - июль - август - она занята в 40. Её работа шла каждый день, а снимали мы тогда почти по 18 часов в сутки.

Мы снимали сериал прогрессивным методом - огромными кусками. У Наташи были большие по продолжительности сцены, когда ей приходилось сразу произносить много текста. Ставились по три камеры, и она на каждую из них работала. Это было сложно, даже ошибки в тексте были чреваты большими пересъёмками. Но вот что значит высокая ответственность Гундаревой! Ни разу не было, чтобы она свой текст проговорила с ошибками или хотя бы даже запнулась. Молодец! Мы тогда все сцены с ней снимали просто с первого дубля. Талантливейшая актриса!

Об ответственности Гундаревой во время работы ходили легенды. Из-за этого, как утверждали многие партнёры, с ней было легко общаться. Наталья Георгиевна всегда приходила в театр рано - за час-полтора до начала спектакля, очень серьёзно к нему готовилась, спускалась на сцену раньше других актёров и, стоя за кулисами, вслушивалась в шум зала, пытаясь угадать его сегодняшний настрой. Но однажды и с ней, такой обязательной и фанатичной в работе, произошёл нелепейший казус: она... забыла явиться на свой собственный спектакль. В этот день она провожала друзей за границу и просто отвлеклась от постоянного ритма. На следующий день её вызвал директор театра, и ничего не подозревающая Гундарева, думая, что это по поводу готовящегося присвоения ей звания народной поздравить хотят, пришла к нему в хорошем расположении духа.

Гундарева явилась к начальству, села, положив ногу на ногу, улыбнулась и приготовилась слушать, что ей скажут. Далее между ними состоялся следующий диалог: "Ну, Наташенька, что делать будем?" - "Ну, не знаю, гулять будем страшно, наверное". - "Наташенька, а вы сами понимаете, что произошло?" - "А что такого произошло?" - "Наташенька, вы же вчера на спектакль не явились, знаете?" Тут до Гундаревой дошёл смысл разговора, внутри у неё всё похолодело, ей стало плохо, и она потеряла сознание.

Наталья Гундарева не считала себя суеверным человеком, но было у неё одно исключение: она очень не любила за кулисами перед спектаклем встречать уборщицу с пустыми вёдрами. Утверждала, что однажды в детстве ей сказали: если увидишь человека с пустым ведром, значит, не сбудется, что задумал, "пусто" будет.

Своё 55-летие Н. Г. Гундарева встретила в больнице и успела немного побыть официальной пенсионеркой.

Увы, 2005-й оказался богат на потери: в начале года Россия потеряла замечательную актрису Клару Лучко, а в мае не стало всеми любимой Натальи Гундаревой.

НАТАЛЬЯ Гундарева принадлежит к тому поколения, для которого существовали высокие идеалы, может быть, потому она и стала так любима всеми, что каждый её персонаж помимо уникальной индивидуальности актрисы, её обаяния, ума и душевной щедрости нёс ещё и черты тех самых идеалов. Когда сегодня пересматриваешь фильмы и спектакли с её ролями, то неизменно находишь в них всё новые и новые черты - современные, живые. Значит большинство работ Натальи Гундаревой было устремлено в будущее, и очень точным был её художественный "посыл", если эхо его и ныне доходит до зрителя.

Нередко сейчас можно услышать: "Гундарева исполнила столько ролей - от буфетчицы до королев, что в своей профессии успела вдоволь наиграться".

Может быть, и так. Наиграться успела. Только мы на неё не успели насмотреться.

Борису Корчевникову и гостям в студии пришедшие рассказали о том, какой была в жизни Наталья Гундарева. Знакомые известной артистки раскрыли некоторые ее тайны. Первой в эфире появилась артистка Елена Мольченко. По словам женщины, Наталья Гундарева целиком и полностью увлекла ее возлюбленного Анатолия Лобоцкого. Елена понимала, что живет с избранником под одной крышей «по инерции», но ничего не могла с этим поделать. От разрушительных отношений ее спас Александр Фатюшин.

«Перед свадьбой будущий муж повез меня в Рязань к своей маме. И Екатерина Николаевна, Царствие ей небесное, говорит: «Шурик! А как же Наталья-то?.. Уж больно замуж она за тебя хотела. Она прямо бросалась ко мне, говорила: «Возьмите меня в невестки, я хорошая хозяйка и Шурика люблю», – рассказала Мольченко и добавила, что ее брак с Фатюшиным стал для Гундаревой настоящим ударом. Показали в эфире и интервью с Лобоцким. К удивлению многих, роман с коллегой по цеху он не подтвердил, лишь в очередной раз восхитился талантом Натальи Георгиевны.


Валентина Игнатьева стала второй супругой Виктора Корешкова/Фото: кадр из эфира

«И со мной приписывали роман? О Господи. Вот что значит популярный человек, я имею в виду не себя. Обязательно, если появляется новый партнер на сцене, то уж как без романа», – рассказал Лобоцкий. Своей историей из прошлого поделилась актриса и певица Валентина Игнатьева, она стала второй супругой Виктора Корешкова. Женщина рассказала, что не поддерживала отношений с Гундаревой, однако несколько раз они все-таки встречались.

«После того как Наташа с Витей разошлись, он мне позвонил, чтобы предложить прочитать сценарий мюзикла… Потом встретились, чтобы обсудить. Ну и дообсуждались. В это время Наташа была уже не одна, но для нее это было, конечно… Я не знаю, был ли это удар», — призналась артистка. Бывший футболист Александр Минаев также высказался об отношениях с кинодивой. По его словам, Гундарева мечтала родить от него ребенка, но узнав об измене возлюбленного, немедленно поставила точку в этой истории. Лишь в зрелом возрасте Гундарева обрела настоящую любовь и счастье в лице актера Михаила Филиппова, который и похоронил актрису. Как рассказала в эфире «Прямого эфира» близкая подруга знаменитости, Филиппов тяжело переживал уход любимой супруги.


Михаил Филиппов и Наталья Гундарева/Фото: кадр из эфира

«Это была истинная любовь. С виду он закрытый человек, но внутренне такой же глубокий, как Наташа. Миша очень долго не мог прийти в себя после ее смерти, он до последнего верил в ее выздоровление и эту веру передавал ей», – поведала Светлана Орлова. Напомним, Наталья Гундарева скончалась в 2005 году в возрасте 57 лет от повторного геморрагического инсульта. Детей у артистки не было, во многих интервью она признавалась, что наследников ей заменил театр, которому она посвятила большую часть жизни.