На террасе старой усадьбы сидел. На крымской земле


Контрольный диктант по теме «Причастие»
Цель: систематизация знаний о причастии; контроль умения находить причастие и определять их грамматические признаки, правильно употреблять орфограммы в причастии, выделять на письме причастный оборот.
Ночь у костра.
Поздним вечером мы останавливаемся на ночлег в горах. У сочащегося из земли родничка растут старые пихты, тянутся поддерживаемые пихтами корявые берёзки. яркая звезда загорелась над горами. летом под высокими пихтами жили пастухи. Раньше здесь стоял сделанный из пихтовых дранок балаган. Ветер и непогода давно разметали лёгкое пастушеское жилище.
Мы взялись за восстановление разрушенного балагана.
Среди охотников и путешественников есть особенно неоценимые в путешествиях люди. Мой приятель умело раздувает костёр. лицо его освещено вспышками огня. Красные искры уносятся в невидимое небо и остывают.
Ночью мы, разбуженные холодом, необычайностью ночлега, будем вставать, чтобы подкинуть топлива в костёр. Вот я кладу в огонь заготовленные дрова. Пламя принимается жарко лизать сухие поленья.
Как хороша, как чудесна над горами звёздная ночь!
(119 сл.) (По И. Соколову-Микитову)
Грамматическое задание.
1.Записать причастия, указать, действительные они или страдательные, определить вид, обозначить суффиксы.
2.Подчеркнуть глаголы в настоящем и будущем времени, обозначить спряжение.
Контрольная работа по теме «Причастие»

1.Списать текст, вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания.
(Перед) глазами гостей неожиданно открылась окруже…ая лесом ш..рокая пл..щадка утрамбова…ая и усыпа…ая мелким песком. На одном её конце стоял восьмигранный п..вильон весь разукраше…ый флагами и зеленью.
Когда стало смерка…ся вокруг п…вильона зажгли дли…ые цепи из разноцветных ф..нарей. Вдруг с обоих концов вспыхнули осл..пительным голубоватым светом два электрических со….ца. Б..рёзы и грабы окружавшие пл..щадку сразу выдвинулись вп..рёд. За ними слабо вырисовывались на совершенно ч..рном небе круглые и зубчатые д..ревья окута…ые в (серо)зелёную мглу. Кузнечики в ст..пи (не)заглушаемые музыкой кр..чали громко и дружно.
2. От данных глаголов образовать действительные причастия настоящего времени.
Любить –
сидеть –
бегать –
дышать –
3. От данных глаголов образовать страдательные причастия настоящего времени.
Зависеть –
слышать –
видеть –
срывать –
4. Выполнить синтаксический разбор предложения.
Кузнечики в ст..пи (не)заглушаемые музыкой кр..чали громко и дружно.
Контрольная работа по теме «Деепричастие»
Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.
*
1. В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. 2. Днём волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. 3. Волки нехотя поднимались, тыкались в неё холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. 4. Старые волчихи, недоумевая и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.
5. Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, не разбирая дороги, затряслись старики.6. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.
7. Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. 8. Снег в лучах луны блестел алмазами. 9. От деревни послышался звон бубенцов. 10. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звёзды, упавшие с неба.11. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.
(128 слов) (По И. Соколову-Микитову)

I вариант


1) Деепричастия образуются только от глаголов.
2) Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?»
3) Деепричастный оборот в предложении является обстоятельством.
4) Деепричастный оборот выделяется запятыми независимо от его места в предложении.А2. Какое слово является деепричастием?
1) висевший
2) размахнувшись
3) покинуты
4) падающего

1) (не)замечая
2) (не)годуя
3) (не)успев
4) (не)ощутив

1) черпАя
2) пОняв
3) располОжившись
4) балУясь
А5. Укажите верное продолжение предложения.
Потрогав воду,
1) она показалась мне очень холодной.
2) мне расхотелось купаться.
3) я передумал купаться.
4) её температура была слишком низкой.
А6. От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?
1) гулять
2) взлетать
3) рулить
4) ждатьА7. Укажите деепричастие с чередующейся гласной в корне.
1) удивившись
2) вскрикнув
3) касаясь
4) возвращаясь

В1. Из предложений 5 – 11 выпишите деепричастия совершенного вида, выделите в них суффиксы.

В2. Из предложений 1 – 4 выпишите деепричастие, которое пишется с частицей НЕ раздельно.
Ответ: ____________________________________________________________
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 4.
Ответ: ____________________________________________________________

Ответ: ____________________________________________________________


Ответ: ____________________________________________________________
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ____________________________________________________________С1. Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения 10.
Грамматическое задание в форме ГИА
II вариант
К каждому заданию А1 – А7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1 – А7 обведите кружком.
А1. Укажите ошибочное утверждение.
1) Деепричастие не изменяется.
2) В предложении деепричастие является дополнением.
3) Деепричастие обозначает добавочное действие.
4) Частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
А2. Какое слово является деепричастием?
1) зависевший
2) болтающего
3) коснувшись
4) напечатано
А3. В каком варианте ответа НЕ с деепричастием пишется слитно?
1) (не)ответив
2) (не)уходя
3) (не)присев
4) (не)навидя
А4. В каком деепричастии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) черпАя
2) глЯдя
3) нАчав
4) прИнявА5. Укажите верное продолжение предложения.
Включив телевизор,
1) я принялся переключать каналы.
2) мне понравилась одна передача.
3) он показывал футбольный матч.
4) у него прыгало изображение.А6. От какого глагола нельзя образовать деепричастие совершенного вида?
1) опоздать
2) сыграть
3) сойти
4) помочь
А7. Укажите деепричастие с чередующейся гласной в корне.
1) удивившись
2) блестя
3) вскрикнув
4) возвращаясь
Ответы на задания В1 – В6 записывайте словами или цифрами.
В1. Из предложений 3 – 9 выпишите деепричастия несовершенного вида, выделите в них суффиксы.
Ответ: ____________________________________________________________
В2. Из предложений 1 – 4 выпишите деепричастие, которое пишется с НЕ слитно.
Ответ: ____________________________________________________________
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
Ответ: ____________________________________________________________
В4. Среди предложений 2 – 7 найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами, соединенными союзом И. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________________________________________
В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами. Деепричастные обороты графически обозначьте.
Днём волки,(1) свернувшись в клубки, (2) дремали, (3) а она вскакивала, (4) кружилась, (5) утаптывая снег, (6) и будила стариков.
Ответ: ____________________________________________________________
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ____________________________________________________________
С1. Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения 10.Контрольный диктант по теме «Предлог»
Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.
***
Мы взяли ведёрки для грибов и отправились вслед за Володей в прогретый лес. Грибы попадались изредка, но мы проходили бы в течение всего дня, но нам помешал дождь. Вследствие того, что ушли недалеко от лагеря, мы успели добежать до палаток. Тяжёлая синяя туча в виде острого угла выдвинулась откуда-то из-за леса. Сразу стало сумрачно и неуютно.
С лёгким шорохом по траве, по воде прокатилась первая полоса дождя и затихла. Всё вокруг затихло и насторожилось. Вслед за тем опять ударил гром, рванул откуда-то ветер, и вдруг хлынуло так, что всё загудело под напором воды.
В течение получаса продолжался ливень и вдруг совсем смолк. Мы несмело откинули полог палатки. Прямо от наших ног до ближайшего куста, окрашивая его в жёлтый цвет, в виде фонтана круто вверх взметнулась широкая радуга.
(По А. Приставкину)
(127 слов)
Задания к тексту:
1) Подчеркните все предлоги.
2) Выполните морфологический разбор производного предлога.
Контрольный диктант по теме «Союз»
Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.
МСТИТЕЛЬ
Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Главное развлечение наше состояло в том, чтобы на гибкий прут насадить тяжёлый шарик и бросить дальше.
Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, но вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. Это Витька Агафонов вместо того, чтобы бросить свой комок земли в небо, подкрался ко мне сзади и ударил меня комком, насаженным на прут.
Насколько я помню, я никогда не плакал от физической боли. От неё можно кричать, орать, кататься по траве, чтобы было полегче, но не плакать. Зато легко навёртывались слёзы на мои глаза от несправедливости.
Ни один человек не заметил маленького происшествия. Все по-прежнему собирали картошку. Небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уже не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. На душе черно от обиды, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, чтобы в другой раз было неповадно.
(По В. Солоухину)
(135 слов)

Задания к тексту:
1) Обведите союзы, связывающие части сложных предложений.
2) Объясните значение слова неповадно из последнего предложения.
Контрольный диктант по теме «Частица»
Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.
*
На террасе старой усадьбы сидел заяц. Я не поверил своим глазам, а заяц как ни в чём не бывало сидел на той самой ступеньке, где я сам любил вечером присесть.
Я собирался давно описать историю этого дома, но как ни бился, не мог найти главного героя. Теперь же вот на место главного героя уселся заяц.
Таинственный заяц всё сидел на террасе и тоже как будто о чём-то мечтал. Вскоре заяц заметил движение моей руки и вдруг пропал.
На этот раз мне всё-таки не удалось сделать героем рассказа зайца. Мало-помалу я дал ему черты мальчика, каким был я сам. А имя оставил всё-таки заячье: Курымушка. Едва ли стал бы кто-нибудь читать рассказ о моей обыкновенной жизни, если бы однажды в конце длинной аллеи, засыпанной кленовыми листьями, на террасе не явился мне таинственный зайчик. Именно он подтолкнул меня написать сказку, близкую к моей собственной жизни, но и очень далёкую.
(По М. Пришвину)
(150 слов)

Задания к тексту:
1) Разберите по членам выделенное предложение и надпишите части речи.
2) Выпишите из текста:
- имя существительное в форме предложного падежа;
- глагол в форме прошедшего времени;
- притяжательное прилагательное;
- наречие;
- усилительную частицу.
Контрольное изложение
Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.
*
Мы с доктором жили на окраине небольшого города в старом деревянном доме. Возвращаясь как- то с дежурства, доктор увидел слепого пса. С обрывком на шее он сидел, забившись между бревнами, и дрожал. Доктор остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за веревку и потащил слепого пса к себе домой.
Дома он вымыл пса теплой водой с мылом и накормил. Пес вздрагивал и поджимался во время еды, ел жадно, спешил и давился.
Наступил вечер. Пес задремал на террасе. Он был худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком. Иногда он приоткрывал свои мертвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. Потом клал морду на лапы и закрывал глаза.
Доктор ерзал в качалке. Пес встал, подошел и осторожно ткнулся носом в колени хозяину. Доктор засмеялся и положил руку ему на голову. И это решило всё. В доме появился еще один обитатель. Его назвали Арктуром.
Много я видел преданных собак, собак покорных, капризных, гордецов, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. Арктур не был похож ни на кого. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным. Он любил его страстно и поэтично, может быть, больше жизни.
У хозяина бывало минутами плохое настроение, иногда он был равнодушным, но чаще добр. И тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Уши его распускались, хвост останавливался. Тело замирало, только громко колотилось сердце. Тогда хозяин начинал его толкать, щекотать, гладить и смеяться прерывистым смехом.
Так счастье вошло в жизнь человека и собаки.
(245сл.)
Отрывок из рассказа Юрия Казакова «Арктур- гончий пес»
1,2,4 абз.-повествование. 3- описание. 5,6- рассуждение.
Контрольное сочинение
Цели урока: Закрепление навыков написания сочинения-рассуждения, развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления.
1.Нужна ли фантастическая литература?
2.За что я благодарен своей маме?
3.Свободная тема.
Итоговый контрольный диктант
Цели: проверить знания учащихся за курс 7 класса.
Бескорыстные помощники
Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пес по кличке Кубрик, отличавшийся необыкновенным слухом. Заслышав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал боевой тревоги.
Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах.
Человек учит собак разыскивать людей, попавших в беду, погребенных под руинами во время землетрясений и заваленных снежными обвалами в горах, находить полезные ископаемые, пасти домашний скот.
В мире немало памятников собакам. Жители одного итальянского селения поставили памятник псу по кличке Верный. В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. (По Б.Волынкиной) (120 слов)
Примечание. Эскадра - крупное соединение военных судов. Эскадренный - входящий в эскадру.
Дополнительные задания
1. Выпишите словосочетания, в которые входит предлог с пространственным, временным, объектным значением.
2. Обозначьте морфемы в словах: разыскивать, заваленных, четырнадцать (1 вариант); ископаемые, улавливали, миноносце (2 вариант).
3. Найдите предложение с деепричастным оборотом, подчеркните оборот как член предложения.
4. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения (I вариант); последнего предложения (2 вариант).

Контрольный диктант по теме «Причастие»

Цель: систематизация знаний о причастии; контроль умения находить причастие и определять их грамматические признаки, правильно употреблять орфограммы в причастии, выделять на письме причастный оборот.

Ночь у костра.

Поздним вечером мы останавливаемся на ночлег в горах. У сочащегося из земли родничка растут старые пихты, тянутся поддерживаемые пихтами корявые берёзки. яркая звезда загорелась над горами. летом под высокими пихтами жили пастухи. Раньше здесь стоял сделанный из пихтовых дранок балаган. Ветер и непогода давно разметали лёгкое пастушеское жилище.

Мы взялись за восстановление разрушенного балагана.

Среди охотников и путешественников есть особенно неоценимые в путешествиях люди. Мой приятель умело раздувает костёр. лицо его освещено вспышками огня. Красные искры уносятся в невидимое небо и остывают.

Ночью мы, разбуженные холодом, необычайностью ночлега, будем вставать, чтобы подкинуть топлива в костёр. Вот я кладу в огонь заготовленные дрова. Пламя принимается жарко лизать сухие поленья.

Как хороша, как чудесна над горами звёздная ночь!

(119 сл.) (По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание.

1.Записать причастия, указать, действительные они или страдательные, определить вид, обозначить суффиксы.

2.Подчеркнуть глаголы в настоящем и будущем времени, обозначить спряжение.

Контрольная работа по теме «Причастие»

1.Списать текст, вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания.

(Перед) глазами гостей неожиданно открылась окруже…ая лесом ш..рокая пл..щадка утрамбова…ая и усыпа…ая мелким песком. На одном её конце стоял восьмигранный п..вильон весь разукраше…ый флагами и зеленью.

Когда стало смерка…ся вокруг п…вильона зажгли дли…ые цепи из разноцветных ф..нарей. Вдруг с обоих концов вспыхнули осл..пительным голубоватым светом два электрических со….ца. Б..рёзы и грабы окружавшие пл..щадку сразу выдвинулись вп..рёд. За ними слабо вырисовывались на совершенно ч..рном небе круглые и зубчатые д..ревья окута…ые в (серо)зелёную мглу. Кузнечики в ст..пи (не)заглушаемые музыкой кр..чали громко и дружно.

2 . От данных глаголов образовать действительные причастия настоящего времени.

Любить –

сидеть –

бегать –

дышать –

3 . От данных глаголов образовать страдательные причастия настоящего времени.

Зависеть –

слышать –

видеть –

срывать –

4. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Кузнечики в ст..пи (не)заглушаемые музыкой кр..чали громко и дружно.

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

1. В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. 2. Днём волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. 3. Волки нехотя поднимались, тыкались в неё холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. 4. Старые волчихи, недоумевая и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.

5. Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, не разбирая дороги, затряслись старики. 6. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

7. Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. 8. Снег в лучах луны блестел алмазами. 9. От деревни послышался звон бубенцов. 10. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звёзды, упавшие с неба. 11. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.

(128 слов) (По И. Соколову-Микитову)

I вариант

А1.

1) Деепричастия образуются только от глаголов.

2) Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?»

3) Деепричастный оборот в предложении является обстоятельством.

4) Деепричастный оборот выделяется запятыми независимо от его места в предложении.
А2.

1) висевший

2) размахнувшись

3) покинуты

4) падающего

А3.

1) (не)замечая

2) (не)годуя

3) (не)успев

4) (не)ощутив

А4.

1) черпАя

2) пОняв

3) располОжившись

4) балУясь

А5.

Потрогав воду,

1) она показалась мне очень холодной.

2) мне расхотелось купаться.

3) я передумал купаться.

4) её температура была слишком низкой.

А6. От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?

1) гулять

2) взлетать

3) рулить

4) ждать
А7.

1) удивившись

2) вскрикнув

3) касаясь

4) возвращаясь

В1 . Из предложений 5 – 11 выпишите деепричастия совершенного вида, выделите в них суффиксы.

В2. Из предложений 1 – 4 выпишите деепричастие, которое пишется с частицей НЕ раздельно.

Ответ: ____________________________________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

Ответ: ____________________________________________________________

В4.

Ответ: ____________________________________________________________

В5.

Ответ: ____________________________________________________________

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ____________________________________________________________
С1. Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения 10.

Грамматическое задание в форме ГИА

II вариант

К каждому заданию А1 – А7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1 – А7 обведите кружком.

А1. Укажите ошибочное утверждение.

1) Деепричастие не изменяется.

2) В предложении деепричастие является дополнением.

3) Деепричастие обозначает добавочное действие.

4) Частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно.

А2. Какое слово является деепричастием?

1) зависевший

2) болтающего

3) коснувшись

4) напечатано

А3. В каком варианте ответа НЕ с деепричастием пишется слитно?

1) (не)ответив

2) (не)уходя

3) (не)присев

4) (не)навидя

А4. В каком деепричастии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) черпАя

2) глЯдя

3) нАчав

4) прИняв
А5. Укажите верное продолжение предложения.

Включив телевизор,

1) я принялся переключать каналы.

2) мне понравилась одна передача.

3) он показывал футбольный матч.

4) у него прыгало изображение.
А6. От какого глагола нельзя образовать деепричастие совершенного вида?

1) опоздать

2) сыграть

3) сойти

4) помочь

А7. Укажите деепричастие с чередующейся гласной в корне.

1) удивившись

2) блестя

3) вскрикнув

4) возвращаясь

Ответы на задания В1 – В6 записывайте словами или цифрами.

В1. Из предложений 3 – 9 выпишите деепричастия несовершенного вида, выделите в них суффиксы.

Ответ: ____________________________________________________________

В2. Из предложений 1 – 4 выпишите деепричастие, которое пишется с НЕ слитно.

Ответ: ____________________________________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

Ответ: ____________________________________________________________

В4. Среди предложений 2 – 7 найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами, соединенными союзом И. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________________________________________

В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами. Деепричастные обороты графически обозначьте.

Днём волки,(1) свернувшись в клубки, (2) дремали, (3) а она вскакивала, (4) кружилась, (5) утаптывая снег, (6) и будила стариков.

Ответ: ____________________________________________________________

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ____________________________________________________________

С1. Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения 10.
Контрольный диктант по теме «Предлог»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Мы взяли ведёрки для грибов и отправились вслед за Володей в прогретый лес. Грибы попадались изредка, но мы проходили бы в течение всего дня, но нам помешал дождь. Вследствие того, что ушли недалеко от лагеря, мы успели добежать до палаток. Тяжёлая синяя туча в виде острого угла выдвинулась откуда-то из-за леса. Сразу стало сумрачно и неуютно.

С лёгким шорохом по траве, по воде прокатилась первая полоса дождя и затихла. Всё вокруг затихло и насторожилось. Вслед за тем опять ударил гром, рванул откуда-то ветер, и вдруг хлынуло так, что всё загудело под напором воды.

В течение получаса продолжался ливень и вдруг совсем смолк. Мы несмело откинули полог палатки. Прямо от наших ног до ближайшего куста, окрашивая его в жёлтый цвет, в виде фонтана круто вверх взметнулась широкая радуга.

(По А. Приставкину)

(127 слов)

Задания к тексту:

1) Подчеркните все предлоги.

2) Выполните морфологический разбор производного предлога.

Контрольный диктант по теме «Союз»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.


МСТИТЕЛЬ

Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Главное развлечение наше состояло в том, чтобы на гибкий прут насадить тяжёлый шарик и бросить дальше.

Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, но вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. Это Витька Агафонов вместо того, чтобы бросить свой комок земли в небо, подкрался ко мне сзади и ударил меня комком, насаженным на прут.

Насколько я помню, я никогда не плакал от физической боли. От неё можно кричать, орать, кататься по траве, чтобы было полегче, но не плакать. Зато легко навёртывались слёзы на мои глаза от несправедливости.

Ни один человек не заметил маленького происшествия. Все по-прежнему собирали картошку. Небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уже не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. На душе черно от обиды, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, чтобы в другой раз было неповадно.

(По В. Солоухину)

(135 слов)

Задания к тексту:

1) Обведите союзы, связывающие части сложных предложений.

2) Объясните значение слова неповадно из последнего предложения.

Контрольный диктант по теме «Частица»

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

На террасе старой усадьбы сидел заяц. Я не поверил своим глазам, а заяц как ни в чём не бывало сидел на той самой ступеньке, где я сам любил вечером присесть.

Я собирался давно описать историю этого дома, но как ни бился, не мог найти главного героя. Теперь же вот на место главного героя уселся заяц.

Таинственный заяц всё сидел на террасе и тоже как будто о чём-то мечтал. Вскоре заяц заметил движение моей руки и вдруг пропал.

На этот раз мне всё-таки не удалось сделать героем рассказа зайца. Мало-помалу я дал ему черты мальчика, каким был я сам. А имя оставил всё-таки заячье: Курымушка. Едва ли стал бы кто-нибудь читать рассказ о моей обыкновенной жизни, если бы однажды в конце длинной аллеи, засыпанной кленовыми листьями, на террасе не явился мне таинственный зайчик. Именно он подтолкнул меня написать сказку, близкую к моей собственной жизни, но и очень далёкую.

(По М. Пришвину)

(150 слов)

Задания к тексту:

1) Разберите по членам выделенное предложение и надпишите части речи.

2) Выпишите из текста:

Имя существительное в форме предложного падежа;

Глагол в форме прошедшего времени;

Притяжательное прилагательное;

Наречие;

Усилительную частицу.

Контрольное изложение

Цели: проверить знания учащихся, выявить пробелы с целью предупреждения ошибок; формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Мы с доктором жили на окраине небольшого города в старом деревянном доме. Возвращаясь как- то с дежурства, доктор увидел слепого пса. С обрывком на шее он сидел, забившись между бревнами, и дрожал. Доктор остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за веревку и потащил слепого пса к себе домой.

Дома он вымыл пса теплой водой с мылом и накормил. Пес вздрагивал и поджимался во время еды, ел жадно, спешил и давился.

Наступил вечер. Пес задремал на террасе. Он был худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком. Иногда он приоткрывал свои мертвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. Потом клал морду на лапы и закрывал глаза.

Доктор ерзал в качалке. Пес встал, подошел и осторожно ткнулся носом в колени хозяину. Доктор засмеялся и положил руку ему на голову. И это решило всё. В доме появился еще один обитатель. Его назвали Арктуром.

Много я видел преданных собак, собак покорных, капризных, гордецов, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. Арктур не был похож ни на кого. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным. Он любил его страстно и поэтично, может быть, больше жизни.

У хозяина бывало минутами плохое настроение, иногда он был равнодушным, но чаще добр. И тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Уши его распускались, хвост останавливался. Тело замирало, только громко колотилось сердце. Тогда хозяин начинал его толкать, щекотать, гладить и смеяться прерывистым смехом.

Так счастье вошло в жизнь человека и собаки.

(245сл.)

Отрывок из рассказа Юрия Казакова «Арктур- гончий пес»

1,2,4 абз.-повествование. 3- описание. 5,6- рассуждение.

Контрольное сочинение

Цели урока: Закрепление навыков написания сочинения-рассуждения, развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления.

1.Нужна ли фантастическая литература?

2.За что я благодарен своей маме?

3.Свободная тема.

Итоговый контрольный диктант

Цели: проверить знания учащихся за курс 7 класса.

Бескорыстные помощники

Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пес по кличке Кубрик, отличавшийся необыкновенным слухом. Заслышав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал боевой тревоги.

Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах.

Человек учит собак разыскивать людей, попавших в беду, погребенных под руинами во время землетрясений и заваленных снежными обвалами в горах, находить полезные ископаемые, пасти домашний скот.

В мире немало памятников собакам. Жители одного итальянского селения поставили памятник псу по кличке Верный. В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. (По Б.Волынкиной) (120 слов)

Примечание. Эскадра - крупное соединение военных судов. Эскадренный - входящий в эскадру.

Дополнительные задания

1. Выпишите словосочетания, в которые входит предлог с пространственным, временным, объектным значением.

2. Обозначьте морфемы в словах: разыскивать, заваленных, четырнадцать (1 вариант); ископаемые, улавливали, миноносце (2 вариант).

3. Найдите предложение с деепричастным оборотом, подчеркните оборот как член предложения.

4. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения (I вариант); последнего предложения (2 вариант).



Текущая страница: 5 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

Летнее утро.

Рита сидит на террасе и смотрит в окно. В саду цветут несколько груш. Над цветами больших аккуратных клумб летают бабочки. Пчела жужжит среди лепестков. В конце длинной аллеи появляется маленький Илья Сыроежкин на детском самокате. Он подъезжает к кусту роз и кладёт свою игрушку на траву. (48 слов)

Осенняя слякоть.

Стоит поздняя ненастная осень. Низкие тяжёлые тучи плывут над скучными опустевшими лесами и печальными пожелтевшими полями. Синее небо изредка глядит сквозь случайные разрывы туч. Мелкие капли холодного моросящего дождя часто стучат по крышам. Дорожки стали скользкими. Трудно проходить по такой вязкой слякоти. Дворники очищают их тяжёлыми мётлами и широкими лопатами. (52 слова)

Осенний пейзаж.

В туманном осеннем небе тускло светило красное вечернее солнце. Оно опускалось за близкий лес. За этим дремучим лесом оно исчезало до завтрашнего хмурого осеннего утра. На низком потемневшем беззвёздном небе появился диск бледной уставшей луны. Её мягкие тонкие лучи легли на чернеющие пустующие поля лёгкими узкими нитями. Благодаря волнующей лунной погоде грустному осеннему пейзажу удалось напомнить о настоящей волшебной сказке. (62 слова)

Троллейбус.

Троллейбус подъехал к остановке на центральной площади городка и остановился. Несколько пассажиров вышли. Они пошли через парк по длинной широкой аллее. А троллейбус отъехал от площади. Вот он доехал до красивого дома с большой вывеской над подъездом. В этом доме жил известный писатель. Сейчас здесь находится литературный музей. (49 слов)

Ловкая птичка.

Пушистая киска с мягкой шёрсткой и остренькими коготками сидит перед железной миской. В ней мясцо и рыбка. Кошка хочет подремать и съесть свою пищу потом. Но серенькая пичужка с редкой храбростью подлетела к миске и ухватила немножко еды. Гигантским прыжком ленивая киска бросилась на птичку. Сейчас полетят клочья! Но пташка оказалась ловчей. (54 слова)

Птички.

На тонких зеленеющих ветках маленькой трепещущей берёзки сидел серенький воробей. Он чирикал свою радостную утреннюю песню. С крепкой нижней ветки ему вторил певчий дрозд. Пташки поют по всякому подходящему и неподходящему случаю. А сколько вечной щемящей прелести слышится в их чудесном весеннем и летнем пении! Осенней и зимней порой тоже можно частенько услышать звенящий птичий голосок. (57 слов)

Барсук.

В лесной чаще стоит гигантская сосна. В её стволе чувствуется мощь. Близко от сосны – нора барсука. Этот зверёк богач. У него в кладовой – большой запас еды. Зимой барсук спит. Но оттепель порой нарушит его сон. Тогда он ест лежащую в кладовке пищу. Узнать барсука легко. Он полосат. У зверька полоски на спине. (53 слова)

В беседке.

В узорной беседке на длинной дощатой лавочке сидит Илья Кириллович. Перед ним чудесный пейзаж. Совсем близко резкий обрыв. Внизу течёт речка и лежит прелестный широкий луг. Вдали видны леса и поля. Там созревает рожь. Чернеют дома деревеньки Слепцово на холме. Он похож на кулич. Среди крыш зеленеет прекрасный сад. Там много слив и груш. (56 слов)

Морозный день.

После снегопада я выхожу на прогулку. Вот след от лыж. Тут проехала моя соседка Анна Васильевна. Цепью протянулись заячьи следы. Они ведут через село к лесной опушке. Косой искал съестное рядом с человечьим жильём. Лес этой порой стоит грустный. Ветки без листьев. Земля без мягкой травки. Только чистейший пушистый ковёр. А мороз всё сильнее. (56 слов)

Весенняя погода.

Стояли праздничные весенние деньки. У всех ребят было радостное настроение. Юннаты из нашего класса отправились на прогулку в близкий лес. Из земли пробивалась травка. Листья на деревьях были чисты и нежны. Над чудесными цветками жужжала пчелиная семья. Прекрасный пейзаж веселил глаз. Хоть на дорожках и тропках были грязь и много луж после короткого дождя с грозой. (58 слов)

Котёнок.

Стоят морозные деньки. Снег на дорожке скрипит под сапогами прохожих. Порой бывает несколько ненастных часов. Дует ветер с метелью. Потом небо яснеет. Солнце смеётся и утешает нас. Вот из домашнего тепла на мороз выбежал котёнок. Малыш съехал с крыльца и побежал по мягкому снежку. Девочка Аля догнала беглеца и отнесла домой. Глупыш мал для хождений по двору. (58 слов)

Лес летом.

В тёплом летнем воздухе слышатся громкие, звонкие голоса здешних певчих птиц. Вы проходите по звенящему, поющему лесу, как по гигантскому концертному залу. Даже среди высокой жгучей крапивы и сердитого колючего шиповника мелькают маленькие головки и хвостики сереньких пташек. А вон строгий дятел с могучим крепким клювом долбит старое высохшее дерево. Его стук не спутаешь с прочими птичьими голосами. (58 слов)

Морозное утро.

В морозном утреннем воздухе можно было почувствовать зимний аромат свежего молочного выпавшего снега. По прекрасной сверкающей белой скатерти были рассыпаны тонким лёгким узором чёткие чернеющие тени. На ясном небе маленькими пёрышками плыли облачка. В синей дали сияло строгое зимнее солнце. Его яркие лучи разливались по бескрайним белеющим полям и чернеющим лесам, на спящие травы и дремлющие деревья. (59 слов)

Ночной пейзаж.

В полночь в лесу стоит тишь. Изредка кричат ночные птицы резкими печальными голосами. Порой зашуршит в траве мышь. Пробежит ёжик. Вот на фоне звёздного неба промелькнули крылья совы. Хищница отправилась в поля искать дичь. На полях созревает рожь. Сова сохранит урожай и окажет помощь колхозникам. А вот и лесное озерцо. На топком бережку темнеет камыш. Местный пейзаж красив даже ночью. (62 слова)

Ливень.

На широком пшеничном поле тёмной ползучей полоской легла длинная тень от облака. Благодаря этому белому парящему облаку резкие лучи жёсткого летнего солнца только чуть-чуть виднелись. По желтеющим просторам поля порывы поднявшегося сильного ветра гнали мягкие волны ложащейся пшеницы. Синяя дымка поднятой высохшей пыли встала над извивающейся просёлочной дорогой. Сверкнула яркая молния. За первой блеснувшей молнией грянул дальний удар рокочущего грома. И тут начался настоящий летний ливень. (67 слов)

Прогулка по зимней роще.

Мы с ребятами спешили пройти через рощу. Под ногами ломался хрупкий наст. Маленький Илья провалился в сугроб на краю маленького овражка. Но он ловко вылез. Наша помощь оказалась не нужна. Мы шагали без остановки. В лесу зимой царит тишь. Резкий звук наших голосов улетал далеко. Вот среди стволов извивается тропка. Уже близка избушка лесника. (58 слов)

Поздняя осень.

Листья на деревьях пожелтели и покраснели. Льют затяжные дожди. Дорожки и тропки покрыты слякотью. Опавшие листочки смешались с грязью. На земле много луж. Улетели почти все певчие пташки. В лесу в дневное время царит тишь. Но порой ветра стремятся показать свою мощь. В середине ноября обычно выпадает снег. Мы ожидаем близких метелей и вьюг. (56 слов)

Речка Быстрая.

Ранним осенним утром над нашей извилистой речкой Быстрая сгустились клубы холодного утреннего тумана. Из него виднелись чернеющие крыши маленьких сельских домиков. В нависающем осеннем молочном тумане спрятались мелкие кустарники с желтеющими и краснеющими листьями. Подул лёгкий ветерок. По редеющему туману пробежала дрожь. Раннее туманное утро доживало последнюю прощальную четверть часа. (52 слова)

За грибами.

Грибники идут через лес. Они глядят вниз и ищут грибы. Вот бегут по земле большие рыжие муравьи. Они заняты серьёзными делами. Вот спешит затеряться среди мягкой травки ёж. Вот промелькнула ловкая мышь. Она всего боится и обычно пробегает с большой скоростью. Вот шуршит трава. Там может ползти змея. Это только уж. А вот и вкусный белый гриб с крепкой ножкой и гладкой скользкой шляпкой. (66 слов)

Мой братик.

Утром в воскресенье мой младший братик Кирилл встаёт достаточно поздно. Он делает короткую зарядку и идёт в ванну. Потом мальчик завтракает. Он съедает яичницу с ветчиной и хлеб с вкусной колбаской. Малыш пьёт сладкий чай или чашку не слишком крепкого кофе. По воскресным дням у Кирилла тренировки в бассейне. А по субботам он посещает теннисный корт. (58 слов)

Наше озеро.

В нашем лесу есть озерцо. Оно похоже на болотце. Его берега весьма топкие. Стеной стоит камыш. Весенней порой лягушки-квакушки дают здесь настоящий концерт. Всё лето тут звучат птичьи голоса. Певчие пташки вьют в чаще свои гнёздышки и выводят птенцов. Зимой вокруг царит тишь. Изредка подходят лиса или несколько волков. У животных здесь водопой. (55 слов)

Весной.

Интересно бродить по лесной опушке и глядеть на радостную весеннюю жизнь. Ползут деловитые муравьи. У них серьёзная работа. Промелькнёт среди мягкой травки опасливая мышь. Жужжит пчела над ранним цветком. А скоро зацветут одуванчик и ландыш. Поздней весной пейзаж вокруг кажется праздничным. Где осенняя роскошь? Где прекрасный чертог зимы? Природа проста и прелестна. (53 слова)

Рыжая хищница.

На гигантской сосне поселилась беличья семья. Родители должны кормить бельчат. Носить им различные съедобные семена и орешки. Детишки пищат и хотят ещё. А на большой полянке у подножья сосны скачут зайчата. Молодёжь веселится. Появляется лиса. Объявился опасный враг! Через несколько секунд все исчезают в чаще. Но грозной хищнице интереснее мышь или полёвка. (54 слова)

Поля.

Мы шагаем по узкой тропке через поля. Чудесный пейзаж! Над нашими головами пролетает ласточка или стриж. Вокруг созревает рожь. Лёгкий ветерок чуть шелестит золотыми колосьями. Порой по ним пробегает волна. А вот среди ржи большая плешь. Мы недоумеваем. Надо подойти поближе и разглядеть. Это болотце в низине. Цветёт камыш. У него длинные коричневые цветки. (55 слов)

Кросс.

Глеб и Филипп бегут кросс по аллее центрального городского парка. На лавочках сидят мамы с детскими колясками. В песочнице играет радостная ребятня. Вот серьёзный малыш с ведёрком и лопаткой. Он вылепит большой кулич. А эти детишки выстроят грозный замок. Маленький Илья спешит по узкой дорожке на самокате. Глеб и Филипп продолжают свой бег. Впереди большой заросший пруд. (58 слов)

Лето.

Маленькие беленькие облачка плывут над высокими, пологими холмами, над узким глубоким оврагом, над лентой речки. Узкая синяя лента реки петляет по широкому зеленеющему лугу ловким ужом. Свежий запах цветущих трав разлит в тёплом летнем воздухе. Вот по пылящей просёлочной дороге идёт крупное мычащее стадо деревенских коров. Их ведут с дальнего приречного пастбища на вечернюю дойку. Слышны тонкие перезвоны громких, звонких колокольчиков. (62 слова)

Брат и сестра. Петя.

Позади летняя жара. Впереди зима. А сейчас стоит осеннее ненастье. Надо часто топить печь. Мой брат Петя несёт со двора маленькие брёвнышки и полешки и кладёт их на железный лист рядом с печью. Вчера утром были заморозки. Крыльцо обледенело. Петя чуть-чуть не поскользнулся на ступеньках лестницы. С трудом не потерял равновесие. Но дрова в руках не удержал. Они оказались на земле. (61 слово)

Кот Барсик.

Кота Барсика каждый назовёт красавцем. Он пушист. Наш Барсик усач и даже бородач. Шёрстка на мордочке похожа на бородку. Кот ловкач. Он не боится скользких крыш. От отлично залезает на деревья и прекрасно убегает от самых грозных и опасных собак. Их кот ненавидит. Он негодует при виде этих животных. Барсик любит маленьких котят. (55 слов)

Следы-загадки.

Ночью был сильный снегопад. С беззвёздного неба летели миллионы снежинок. Серебристая блестящая масса легла на поля и леса. Снег лежит на дорожках перед нашим окном. Он чист и свеж. На снежке видны различные следы. Это птичьи узоры. Вороньи и воробьиные. А это чьи следы протянулись длинной цепочкой? Кошачьи или заячьи? (51 слово)

Чук и Рыжик.

Кот Чук сначала невзлюбил щенка Рыжика. Они часто дрались. Потом животные подружились. Рыжик теперь большой крепкий пёс. Он любит лизать кота своим широким языком. Чук не убегает сразу. Он может потерпеть несколько минут. Друзья любят носиться по двору. Порой кот залезает на деревья и глядит с ветки на Рыжика. Пёс не считает это честным приёмом. Он грустно гавкает внизу. (62 слова)

Полезные бочки.

У нас на дачном участке стоят две бочки. Дощатая и железная. У дощатой больше объём. В неё помещается больше жидкости. Железная крепче. Она не протекает. Мы наполняем бочки водой из близкого колодца. Раньше мы носили её в ведре. Теперь мы протянули длинный шланг и поставили насос. Вода нужна для поливки огорода. Водичку ждёт каждый овощ на грядке. (59 слов)

Заболел.

Миша болеет гриппом. Мальчик лежит в сильном жару. У него нет аппетита. В субботу и воскресенье он съел только бульон и лаваш. Миша часто пьёт чай с вареньем. Сегодня он смотрел теннис и хоккей. Потом дремал. Теперь мальчик читает интересный рассказ русского писателя-классика. Завтра он начнёт повторять правила грамматики. Иначе Миша может отстать от класса. (56 слов)

Плохая погода.

Без конца льют дожди. Слезливые тучки плачут над нашей местностью и заливают её водой. Земля блестит от тысяч луж. Канавки становятся болотцами или озерцами. Везде сырость и слякоть. Все дорожки и тропки покрыты вязкой и липкой грязью. У всех грустное настроение. В новостях объявили о близком конце затяжных дождей. Нас теперь ожидает сушь. (55 слов)

Победительница.

Грозная зима властной рукой прогнала золотые осенние деньки. На земле всё бело. Деревья покрыты серебром. Часто дует яростный ветер. Он является всегда с метелью и вьюгой. Миллионы снежинок вьются над землёй. Они бьются в сказочной пляске. Но вот ветер стихает. Под лёгкий ветерок маленькие кристаллики льда танцуют прелестный вальс. А внизу по скользким дорогам проезжают машины и спешат пешеходы. (60 слов)

Царапкин.

У кота Царапкина шёрстка короткая и жёсткая. Грудь и спина у него черны. А лапки и хвост белы. Кот пьёт молочко из миски и ест рыбку. Но Царапкин может стащить со стола и съесть колбаску. В таком случае мы негодуем на него. Кот ненавидит собак и не любит чужих людей. Кот ленив. Вот по террасе бежит мышь. Вот на дорожку садится чиж. Но Царапкин не глядит на них. (69 слов)

Весенний лес.

На ясном голубеющем небесном своде горит диск яркого ласкового утреннего солнца. Прекрасному дремлющему миру пора пробуждаться для нового весеннего расцвета. Скоро из каждой открывшейся почки навстречу чудесной летней жизни появится маленький трепещущий листик. С каждой прошедшей неделей исчезает всё больше оставшихся зимних примет. Все рады наступающим жарким денькам. Прилетевшие птицы с звенящими весенними песнями порхают среди цветущих и зеленеющих деревьев. (62 слова)

Альбом.

На столе лежит альбом с открытками. Здесь нарисован боевой вертолёт. Вот большой самолёт-бомбовоз. На других открытках фотографии миноносца и бронепоезда. Вот пулемёт и огнемёт. Это серьёзная военная техника. Моя сестричка ненавидит эти картинки. У неё в альбоме открытки с животными и цветочками. Я часто дарю ей рисунки слонов и жирафов. Она любит зайчат и бельчат. Но не любит и боится грозных хищников. (63 слова)

Путешествие троллейбуса.

На городскую площадь выехал троллейбус. Он аккуратно подъехал к остановке. Из него вышла группа пассажиров. Несколько человек пошли в бассейн. Другие направляются к Областному краеведческому музею. На его стене висит объявление об интересной выставке. Один человек идёт на теннисный корт. А троллейбус отъезжает и набирает скорость. Он въезжает на крутой подъём. (53 слова)

Ворона.

На синей дощатой лавочке в грустном осеннем парке с облетевшей и посеревшей листвой сидела древняя мудрая ворона. Она смотрела вокруг зорким цепким взглядом и отдыхала. По широким и узким дорожкам резкий свистящий ветер гнал яркую листву. А она продолжала облетать с высоких и низких деревьев. Тонкий хвостик ловкой спешащей мыши мелькнул под краснеющими кустами шиповника. Ворона насторожилась. (58 слов)

Сова.

Поздним зимним вечером над широким побелевшим полем пролетела большая сова. Она летела с громким пугающим уханьем. На поле под плотной смёрзшейся толщей снега жили мыши. И вот сова занялась настоящей мышиной охотой. Ловкими хватающими движениями ловила она мышей. Перед поздним зимним рассветом хищница полетела домой. Она летела над спящими сельскими просторами, над зеленеющими деревьями ельника. Солнце сова встречала уже хорошим крепким сном. (63 слова)

Урожай.

На нашем дачном участке есть прекрасный огород. Каждый овощ посажен на своей грядке. Морковка и картошка. Укроп и петрушка. Лук и чеснок. Репка и редиска. Это очень вкусные и полезные добавки к нашему столу. Сегодня стоит жара. Я хожу по длинным узким дорожкам и аккуратно поливаю грядки из большой железной лейки. Часть воды стекает в канавки по краям. (59 слов)

Берега реки.

На правом берегу реки отвесный обрыв. На левом берегу зеленеет луг. На нём пестреют цветы. Они ярки и душисты. Над цветками танцуют разноцветные бабочки. Порой жужжит пчела или шмель. Выглянет из норы слепой крот. Среди травы пробегают деловитые муравьи. Скачут скользкие лягушки-квакушки. Проползёт пятнистый уж. Ядовитых змей мы здесь не увидим. Их в наших окрестностях нет. (58 слов)

Начало зимы.

Стояла поздняя ненастная осень. Всю субботнюю ночь яростно завывал ветер. Потом настала тишь. После утреннего заморозка начался сильный снегопад. Большие хлопья словно танцевали вальс и красиво опускались. Земля покрывалась прелестной мягкой скатертью. Снег искрился на солнце и порой казался алмазной пылью. Настаёт время лыж и коньков. Скоро местная молодежь обновит хоккейную площадку во дворе. (56 слов)

Разведчики.

Командир отдаёт устный приказ разведчикам и отправляет их в тыл врага. Они должны нарисовать чертёж передовых укреплений. Выявить пулемёты и миномёты. Найти пушки. Задание очень опасно. Ночью сержант ведёт солдат к близкому леску. Здесь надо ползти. Даже в темноте враги могут увидать бойцов. Вокруг стоит тишь. Группа разведчиков аккуратно продвигается вперёд. Выигрыш завтрашней битвы зависит от их ловкости. (59 слов)

Цветы.

Ранние весенние цветы редко радуют глаз яркими привлекающими красками. Но приглядитесь к их тонким и чутким лепесткам. В этих маленьких цветущих чашечках есть своя красота. Посмотрите внимательно на эти лёгкие трепещущие творения весны. Они словно явились из вещих зимних снов. Самые строгие и знающие ценители прекрасного смогут сказать только самые хорошие, самые лучшие слова о ранних весенних цветах. (59 слов)

Коллекции.

У Аллы есть коллекция значков. Девочка приколола их к большому разноцветному ковру и вывесила над своей кроватью. Её подружка Аня часто покупает красивые и интересные открытки. Анна кладёт их в объёмистую красную папку. У Кирилла есть коллекция марок. Он аккуратно поместил их в альбом. Денис собрал несколько десятков различных спичечных коробков. Мальчик держит их на полочке в маленьком шкафчике. (59 слов)

Терраса.

На террасе стоит большой буфет с чашками и блюдцами. В выдвижном ящичке лежат ложки и ножи. Только самый большой нож не влезает сюда. Рядом низкая табуретка с широким сиденьем и шаткими ножками. На дощатом столе несколько ваз для цветов. На длинном окне цветные занавески. На полу яркий ковёр. (49 слов)

Интересные кружки.

В нашем классе все ребята посещают кружки. Несколько человек играют в шашки. Другие играют в шахматы. Марат Чушин ходит на теннисный корт. Многие мальчики любят хоккей и бокс. Илья Щукин занят классической борьбой. Девочки ходят в бассейн на тренировки по плаванью. Инна Щапова играет в ручной мяч. Элла Широкова начала ходить в секцию лыж. (56 слов)

Холода вернулись.

Вслед за оттепелью пришли сильные холода. На дворе стоит трескучий мороз. По краям крыш появились длинные сосульки. На дорогах ужасный гололёд. Машины по опасному шоссе едут с небольшой скоростью. Пешеход местами не пройдёт по скользким дорожкам и тропкам. А малыши принялись играть в хоккей на спортивных площадках и в хоккейных коробках. Стучат клюшки и звучат радостные ребячьи голоса. (60 слов)

Котята.

Три маленьких котёнка с громким урчаньем играли на ковре. Ловкие малыши казались мягкими комочками. Благодаря цепким коготкам они порой дёргали пушистую шерсть из ковра. А на удобной софе лежала серая кошка Дымка. Утренняя прогулка по холодному зимнему воздуху утомила её. Она мечтала в сладком сне о погожих летних деньках. А прыткие котята всё продолжали играть рядом со спящей усталой мамой. (61 слово)

1.Я живу в маленьком доме у моря. С высоких сосен всё время слетает и рассыпается в пыль снег. Слетает он от ветра и оттого, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.

Чтобы увидеть море, нужно выйти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке.

Море не замерло. Когда на море поднимаются волны, то слышен не шум прибоя , а шорох оседающего снега. Вокруг лежит тяжёлая мгла. Море уходит в чёрно-свинцовые дали. На нём не видно ни одного всплеска.

За слоем мглы лежит маленький рыбачий поселок. В посёлке этом сотни лет живут рыбаки, но так же, как и сотни лет назад, не все возвращаются обратно.

Но что бы ни случилось, сколько бы раз ни приходилось узнавать о гибели товарищей, всё равно надо и дальше делать своё дело. Уступать морю нельзя.

(По К. Паустовскому)

(143 слова)

Задания к тексту:

1) Подчеркните все частицы.

2) Выполните морфемный разбор выделенных слов.

2.Солнце заходило. Закат был яркий, ясный, но спокойный. Ветер почти спадал. Какие-то птички шныряли с необыкновенной быстротой.

Я дошёл до узенькой, но необычайно быстрой речонки. Её звонкий лепет доносился до меня ещё издалека. Мне никогда не удавалось благополучно перебраться через эту проказливую речонку. Вот и теперь, как ни старался я держать равновесие , а пришлось всё-таки угодить мимо и зачерпнуть холодной воды.

Я решил заночевать на ровном месте под холмом, но уснуть долго не удавалось. На высокое небо вылез тонкий серп полумесяца. И только теперь стало заметно, как темна и черна весенняя ночь. Молодой месяц плывёт, будто быстрый корабль, волоча за собой лодку-звёздочку.

Не знаю, сколько проходит времени в восторженном наблюдении. Оно меня не интересует. Я даже не осознаю, что меня уже не жмёт, не давит. Но зато удивительным стало чувство слуха.

(По А. Куприну)

(150 слов)

Задания к тексту:

1) Выполните морфемный разбор выделенных слов.

2) Какой частью речи является слово легче из первого предложения третьего абзаца?

3) Подчеркните все частицы.

3.На террасе старой усадьбы сидел заяц. Я не поверил своим глазам, а заяц как ни в чём не бывало сидел на той самой ступеньке, где я сам любил вечером присесть.

Я собирался давно описать историю этого дома, но как ни бился, не мог найти главного героя. Теперь же вот на место главного героя уселся заяц.

Таинственный заяц всё сидел на террасе и тоже как будто о чём-то мечтал. Вскоре заяц заметил движение моей руки и вдруг пропал.

На этот раз мне всё-таки не удалось сделать героем рассказа зайца. Мало-помалу я дал ему черты мальчика, каким был я сам. А имя оставил всё-таки заячье: Курымушка. Едва ли стал бы кто-нибудь читать рассказ о моей обыкновенной жизни, если бы однажды в конце длинной аллеи, засыпанной кленовыми листьями, на террасе не явился мне таинственный зайчик. Именно он подтолкнул меня написать сказку, близкую к моей собственной жизни, но и очень далёкую.

(По М. Пришвину)

(150 слов)

Задания к тексту:

1) Разберите по членам выделенное предложение и надпишите части речи.

2) Выпишите из текста:

Имя существительное в форме предложного падежа;

Глагол в форме прошедшего времени;

Притяжательное прилагательное;

Наречие;

Усилительную частицу.

На террасе старой усадьбы сидел заяц. Я не поверил своим глазам, а заяц как ни в чём не бывало сидел на той самой ступеньке, где я сам любил вечером присесть.

Я собирался давно описать историю этого дома, но как ни бился, не мог найти главного героя. Теперь же вот на место главного героя уселся заяц.

Таинственный заяц всё сидел на террасе и тоже как будто о чём-то мечтал. Вскоре заяц заметил движение моей руки и вдруг пропал.

На этот раз мне всё-таки не удалось сделать героем рассказа зай­ца. Мало-помалу я дал ему черты мальчика, каким был я сам. А имя оставил всё-таки заячье: Курымушка. Едва ли стал бы кто-нибудь чи­тать рассказ о моей обыкновенной жизни, если бы однажды в конце длинной аллеи, засыпанной кленовыми листьями, на террасе не явил­ся мне таинственный зайчик. Именно он подтолкнул меня написать сказку, близкую к моей собственной жизни, но и очень далёкую.

(По М. Пришвину) (150 слов)

Задание

  1. Разберите по членам выделенное предложение и надпиши­те части речи.
  2. Выпишите из текста:
    • имя существительное в форме предложного падежа;
    • глагол в форме прошедшего времени;
    • притяжательное прилагательное;
    • наречие;
    • усилительную частицу.