Молнии слепя глаза рвали тучи. Грянул гром - и тучи дрогнули охваченные синим огнём. I. По повторению изученного в начальных классах

Контрольные диктанты для 5 класса.

I. По повторению изученного в начальных классах.

1.

(Озаглавить.)

Наступила осень. Светит грустное 2 солнце. На стройных берёзках 2 ещё дрожат жёлтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают 2 их. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. Земля покрыта разноцветным ковром.

Я иду по лесной тропинке. Тонкие паутинки блестят на солнце. В вышине звучат птичьи голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.

Но вот подул холодный и резкий ветер. Понеслись по небу низкие облака. В воздухе закружились сухие листья. Вот и мелкий дождь пошёл.

Уже скоро земля покроется первым снежком. Наступит чудесная зима.

2.

В лесу.

Мы идём по узкой дорожке 2 берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. 4 Под его яркими лучами сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим 2 в зелёную чащу. 4 Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этих окрестностях живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую 2 шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Тропинка стала круто подниматься в гору. Там конец нашего лесного путешествия.

3.

(Озаглавить.)

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.

Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.

4.

Летняя гроза.

Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча. 4 Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный 2 порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная 2 даль. 4 Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

II. По теме «Синтаксис и пунктуация».

1.

(Озаглавить.)

Погода стала меняться. Из-за далекого 2 горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.

Потемнело. Налетел резкий ветер. Он бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт»,- проговорила 2 Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, снова показалось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. 4 Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (По В.П.Астафьеву)

_____________________________________________

Погода стала меня(т, ть)ся. Из (за) д…лекого 2 г…ризонта н…слись и прибл…жались ни…кие обл…ка. Со…нце выгл…нуло из (за) туч м…лькнуло в голубом пр…свете 2 и и…чезло.

Пот…мнело. Нал…тел ре…кий ветер. Он бросил в воду сухие лист…я и погнал их по р…ке. Дождь пойдёт прогов…рила 2 Нина.

Ветер нал…тает с нов…й силой морщит гладь р…ки а потом ст…хает. Зашуршал к…мыш и на воде по…вились кру….ки от первых капель. Валерка громко закр…чал Бежим ребята

Но вот ветер утих снова пок…залось со…нце. Ре…кие капли д…ждя падали на землю. 4 Они пов…сали в траве и в кажд…й капле отр…жалось со…нце.

(По В.П.Астафьеву)

Задания.

1. Озаглавь текст.

2. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

3. Сделай морфемный разбор слов под цифрой 2 .

4. Сделай синтаксический разбор предложения под цифрой 4 .

5. Найди в тексте 1 предложение с однородными членами, подчеркни их и вычерти схему.

6. Найди в тексте 1 сложное предложение, подчеркни грамматические основы и вычерти схему.

7. Найди в тексте 1 предложение с прямой речью и нарисуй его схему.

2.

В ожидании зимы.

Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, и солнце редко показывается из-за туч. Но и оно уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле. 4

Деревья в лесу потемнели 2 от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибами и съедобными семенами. Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного 2 жира. Скоро они ударятся в зимнюю спячку. Зайцы ждут первого снега. С его появлением они поменяют серые шубки 2 на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.

Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами, горами. «Возвращайтесь к нам весной, журавли!» - кричат им вслед ребята.

Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень.

III. По теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

(Озаглавить.)

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило 2 дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчёл. Они спешили собрать 1 медовый 2 урожай.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова 2 . К обеду в моём ведерке уже плескалась живая рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. 4 Слегка повеяло сыростью. Становилось всё темнее. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но вымокли до нитки.

IV. По теме «Морфемика».

1.

(Озаглавить.)

Всё лето лист..я (под)ст..вляли со..нцу свои ладошки щёчки спинки и ж..вотики. И до того нал..лись и (про)питались со..нцем что (к) ос..ни стали з..л..тыми.

(За)шумел (в) л..су з..л..той дождь.Капля (по) листику щёлкн..т и сорвёт(?)ся лист. Синицы (на) ветк.. завозят(?)ся и брызнут лист..я (по) стор..нам. Ветерок вдруг нал..тит и (за)кружит(?)ся пестрый смерч. Лист..я шуршат лопочут скачут качают(?)ся (на) п..утинках.

Шумит з..л..той дождь.

Грамматическое задание.

1. Озаглавьте текст.

2. Сделайте морфемный разбор слов: зашумел, листику, завозятся, налетит, пёстрый.

3. Найдите и выпишите из текста 2-3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделите их.

4. Найдите и выпишите 2-3 слова с чередованием в корне или беглыми гласными, подберите к ним слова с вариантами морфем.

2.

(Озаглавить.)

Утренний вет..рок бе..шумно пр..бежал (по) лесу. Туман приш..л в дв..жение и пок..зался

противоположный бер..г реки с зар..слями густых акац..й. Верениц.. обл..ков пот..нулись

(к) г..ризонту.

(В)друг п..слышался ш..рох гальки. Я огл..нулся и ра..смотрел две ч..рные тени. Я пр..дпол..гал увидеть людей но это ок..зались лоси. Они прибл..жались (к) реке. Я з..любовался ч..десн..ми ж..вотными. Лоси жадно пили воду. (В)друг самка п..чуяла опас(?)ность и стала см..треть (в) мою стор..ну. Вода (з,с)бегала у неё (с) губ и от этого ра..ходились круги по сп..койной п..верхности реки. Лосиха в..треп..нулась и..дала хриплый крик и бросилась (к) лесу.

В это мгн..вение вз..шло со..нце. (С)квозь клубы тумана стали пр..являт(?)ся оч..ртания гор и

р..стущих на том б..регу дерев(?)ев.

3.

В горах Памира.

Мы на Памире. Над розоватыми 2 облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились сёла, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.

По берегам рек встречаются развалины старинн ых крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли 2 густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнёзда чёрные галки, в щёлках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.

При ближаемся к подножи ю и располагаемся здесь 1 на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная 2 живо пись рассказывает о древнем Памире. 4 Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки.

Возвышаются над облаками, скалистые хребты, расположились в долинах, вьют гнёзда, сверкнула на солнце, исчезла среди камней, с наслаждением вдыхаем аромат, вдруг замечаем, удивительные рисунки, рассказывать и рассматривать.

В горах Памира.

Мы на Памире. Над роз..ватыми 2 обл..ками в..звышают(?)ся ск..листые хре..ты. В д..линах ра..пол..жились сёла где р..стут сады люди сеют яч(?)мень пшеницу.

По б..регам рек встр..чают(?)ся ра..валины ст..ринных крепостей. Сейчас их стены и бойниц(ы,и) зар..сли 2 густой р..стительност..ю. В глубок..х трещинах в..ют гнёзда ч..рные галки в щ..лках к..мней ютят(?)ся змеи. Вот одна из них св..ркнула на со..нце и и..чезла среди к..мней.

Прибл..жаемся к п..днож..ю и ра..пол..гаемся (з,с)десь на о..дых. С насл..ждением вдыхаем ар..мат цв..тущих р..стений. (В)друг зам..чаем на скалах р..сунки. Это художник много в..ков н..зад нар..совал ж..вотных людей нап..сал ц..фры. Н..скальная 2 ж..вопись ра..сказывает о древн..м Памире. 4 Мы долго ра..сматривали эти уд..вительные р..сунки.

V. По теме «Имя существительное».

1.

Глухарята.

Август – самое лучшее время на Урале. В это время природа отдыхает от жаркого лета. Сочные травы уже отцвели, на берёзах и липах начинают желтеть листочки. Это первые вестники 2 близкой осени. Воздух пропитан душистыми травами.

В такой день идёшь по узкой лесной тропинке среди великанов соснового 2 бора. Рядом торопится собака Азор. Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам. От куста бежит глухарка и беспомощно размахивает крыльями. Маленькие глухарята ещё не умеют летать, но они уже понимают опасность. Цыплята подбегают к кочке и прячут головки в мох. Стоишь и любуешься маленькими хитростями глухарей.

2.

В самолете во время грозы.

Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра, он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.

Все пассажиры молчат, многие задергивают шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.

Вдруг самолет клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.

Это продолжается минут пять, рядом появляется земля, и самолёт катится по твердой бетонной дорожке.

Словарный диктант для подготовки.

Набирать высоту, моторы натужно гудят, обшивка трещит, проваливаться в воздушные ямы, упрямо лезет наверх, подняться над тучей, переждать грозу, все пассажиры, задёргивать шторы, чёрная туча, волшебная красота, стремительно несётся, на предельной скорости, проскочить через грозу, появляется земля, самолёт катится, по бетонной дорожке.

3.

(Озаглавить.)

После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать до осени к дедушке в среднюю полосу России.

Мой дедушка - известный 2 лесник. С карандашом и записной 2 книжкой 2 побывал он на Урале 3 и в Сибири. Он открыл в природе много тайн.

От станции мы шли по просеке 2 , потом свернули 2 по тропинке к речке, перешли мостик и направились к лесу. На опушке нам попались заросли малины 4 . В её густой зелени легко поцарапаться, но через минуту в ладони лежит кучка вкусных ягод. Какой от них запах!

С ветки на ветку перепархивают птицы. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Из -под куста вылез ёж 1 . Пошуршал 2 в траве и исчез.

Доходим до рощи, а за ней на полянке 3 стоит избушка дедушки. Нас радостно встречают дедушка и пёс 1 Дружок. 4

(Озаглавить.)

После путешествия по (К, к)арели… мы с мамой отправились о…дыхать до осен… к дедушк… в средн… полосу (Р, р)осси… .

Мой дедушка извес…ный 2 лесник. С карандаш…м и зап…сной кни…кой п…бывал он на (У, у)рал… и в (С, с)ибир… . Он …ткрыл в природ… много тайн.

От станци… мы шли по просек… потом свернули по тропинк… к речк… перешли мостик и направились к лесу. На опушк… нам попались зар…сли малины 4 . В её густой зелен… ле…ко поцарапат…ся но через м…нуту в ладон… л…жит куч(?)ка красных ягод. Какой от них зап…х!

С ветк… на ветку перепархивают птиц… . Такая тиш(?) ! За сто шагов слышно, как уб…гает мыш(?) по сухим лист…ям. Из (под) куста вылез ёж(?). Пошуршал 2 в траве и и…чез.

Доходим до рощ… а за ней на полянк… избушка дедушк… . Нас радос…но встр…чают дедушка 2 и пёс (Д, д)ружок 3 .

VI. По теме «Имя прилагательное».

(Озаглавить.)

Жарким летним утром мы собрались на сенокос. Чувство радости жизни, яркого летнего 2 утра полно охватывает меня. Бурыми от загара ногами выбегаю на улицу.

Дорога вьётся мимо берёзовой 2 рощи, вдоль лесного озера. Под зелёной развесистой 2 берёзой лежит седая роса. 4 Ветер по-утреннему свеж. С лугов пахнет сладкой 3 земляникой и ароматным настоем разнотравья.

Нам предстояло косить целебную луговую траву. Полянка ожила, наполнилась звонким смехом, радостными возгласами. К обеду солнце подсушило траву, и мы принялись за укладку большого стога. Холодной зимой эта трава обернётся сладким молоком, сохранившим чудесную силу солнца.

Приятно работать на свежем воздухе и видеть вокруг добрые родные лица.

VII. По теме «Глагол».

Дуб.

Дуб – удивительное растение. Он растёт сотни лет. Молния опалит его огнём, но весной распустятся на чёрных ветках зелёные листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живёт сыч и летучая мышь.

Иногда смотришь: за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью спрятала жёлуди и забыла о них, а они проросли.

(По Г.Снегирёву)

Словарный диктант для подготовки.

Удивительное растение, опалит огнём, распустятся на чёрных ветках, зелёные листочки, начинает распускаться, позже всех деревьев, чернеет в чистом поле, зато дольше всех, свернутся в трубочки, в дубовой роще, не опадают всю зиму, кормятся желудями, летучая мышь, молодые дубки, очень удивляешься, тяжёлые жёлуди, проросли весной.

VIII. Итоговые контрольные диктанты.

1.

Оленёнок.

Среди гор в лесной глуши жил старый охотник Емеля с внуком Гришуткой. Отец Гришутки умер три года назад. Мать заели волки, когда она зимой возвращалась поздно вечером с Гришуткой из соседней деревни. Мать закрыла своим телом Гришутку и спасла ему жизнь. 4 Мальчик лежал больной, простудился.

Однажды дед собрался на охоту 3 . Гришутка попросил его принести жёлтенького оленёнка. День был жаркий. Но вот знакомый треск. На опушке стоял олень. Емеля стал целиться, но олениха металась 2 из стороны в сторону.

Вдруг Емеля увидел в кустах жёлтенького оленёнка на тонких ножках. Охотник снова прицелился. Но тут вспомнил Гришуткину мать, опустил ружьё и свистнул. 4 Оленёнок скрылся в кустах 3 .

Весело смеялся Гришутка, когда дед рассказывал 2 о том, как убежал оленёнок.

2.

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды и сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Изредка появится из-за туч и сразу пропадёт луч солнца.

Ещё мальчиком научился Пришвин всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С карандашом и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям. А вы, ребята, читали его книги?

О (М, м)ихаиле (П, п)ришвине.

Детство и юность (П, п)ришвина пр..шли (в) средн..й полосе (Р, р)осси... Его сем..я ж..ла (в) усадьб.. около деревн... (З, с)десь (от) деревн.. (к) деревн.. тянут(?)ся леса поля огороды и сады с ч..дес(?)ными р..стениями. Бер..га рек зар..сли плакуч..й ивой. Такая тиш(?) За сто шагов слышно как уб..гает мыш(?) (по) сухим лист..ям. Изре..ка появит(?)ся из (за) туч(?) и сразу проп..дёт луч(?) со..нца.

Ещё мальчиком н..учился (П, п)ришвин всматриват(?)ся и вслушиват(?)ся (в) природу. Его ч..ткое ухо слышало ш..рох лист..ев и ш..пот ветра а зоркий гла(з, с) видел каждый р..сточек и тр..винку.

(С) карандаш..м и зап..сной кни..кой побывал (П, п)ришвин на (У, у)рал..

в (С, с)ибир.. в (К, к)арели... Он открыл (в) природ.. много тайн и под..рил их св..им читателям. А вы ребята читали его книги

3.

Кто сеет в лесу.

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку стало трудно передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Когда же начнется сев?

Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Поднялся ветер, и полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках 2 лёгкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь ёлочки. Они торчат зелёными свечками. 4 Теперь войдёшь в лес и не увидишь на бороздках свободного 2 места.

Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают 2 деревьями.

4.

Зоркий взгляд Пришвина.

Все мы знаем деревья в наших лесах и цветы на лугах 4 . Знаем птиц и разных зверушек. Но Пришвин взглянул 3 на них своим особым зорким взглядом 4 .

Вот он нашёл 3 в лесу удивительную трубочку, в которой оказалась кладовая трудолюбивого зверька. Вот он побывал на именинах осинки, и мы подышали 2 вместе с ним радостью весеннего расцвета. Вот он подслушал 2 песню совсем незаметной маленькой птички на самом верхнем пальчике ёлки.

Мы идём вместе с ним по земле и узнаём бесчисленных маленьких родственников в нашем общем Доме природы, учимся любить свою родную землю и понимать её красоту.

ся своим делом и давно отошел от куреня, Андрей же, сам не зная
отчего, чувствовал какую-то духоту в сердце. 6) Дорога то уходила
в овраг, то вилась по откосу горы, и у края земли лежали новые ог-
ромные груды облаков. 7) То скрипнет дверь, то тихо отворится ка-
литка, то сгорбленная фигура плетется от дома по огородам. 8) В
саду было тихо, только птица иногда ворочалась и засыпала в липо-
вых ветвях, да нежно и печально охали древесные лягушки, да пле-
скалась рыба в пруду. 9) Я хотел было спросить его насчет собаки,
да он, видно, не в духе был.
№ 397. 1) В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор
песенников. 2) В это время послышался звонок, и она встала. 3) Пе-
чорин не водил с нее [Бэлы] глаз, и она частенько исподлобья на не-
го посматривала. 4) В начале апреля уже шумели скворцы и летали
в саду желтые бабочки. 5) Вдруг в нижнем этаже, под балконом ,
заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. 6) Душно
стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. 7) Ночь уже ложи-
лась на горы и туман начинал бродить по ущельям. 8) Справа бес-
прерывно вспыхивали зарницы и доносился гул канонады. 9) В ко-
сых лучах заходящего солнца
ярко белеют каменные здания пор-
тового города, золотятся прибрежные пески и, уходя в бесконечную
даль, горит тихая равнина моря. 10) В ветер леса шумят великим
океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим об-
лакам. 11) Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый ту-
ман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон
дорожного колокольчика и крик извозчика
. 12) Когда из-за туч
вышла луна
, все вокруг посветлело и на море появилась серебри-
стая дорожка.
№ 398. 1) Я чувствовал сильное переутомление, но спать не хоте-
лось. 2) Долго лили дожди, и болота стали совсем непроходимы.
3) Докладчик закончил читать доклад, и слушатели задали ему мно-
го вопросов. 4) План предстоящей экскурсии подробно обсудили, и
учащиеся отправились в путь.
№ 399. 1) Он открыл дверь ключом, и они вошли в темное помеще-
ние. 2) Слышался гудок отходящего поезда, да где-то вдали моло-
дежь бренчала на гитарах. 3) Не то это был выстрел, не то мне про-
сто послышалось. 4) Мама уехала по делам, а я остался дома. 5) Я
хотел позвонить ей, но было уже поздно. 6) Вы дадите нам билеты,
или мы все останемся здесь.
№ 400. I. 1) Направляясь вперед, мы скоро пересекли Певчую доли-
ну в северо-западном направлении; вдруг перед нами открылась
древняя речная терраса, нисходящая в другую долину, покрытую
другой растительностью. 2) Воздух, чуть-чуть морозный, был со-
130
вершенно прозрачен, и море, совсем голубое, охватывало туманную
гору, а горный камыш, в белых кружевах от мороза, на голубом все
хорошел и хорошел. 3) Гремел гром, и шел дождь, сквозь дождь лу-
чило солнце, и раскидывалась широкая радуга от края до края. В это
время распускалась черемуха, и кусты дикой смородины над самой
водой позеленели. 4) Заря разгоралась за окнами, и в свете ее стоял
сад, засыпанный цветами мокрого снега. 5) Грачи закричали за ре-
кой, в ветвях и повсюду в кустах и траве запели, зачирикали птицы.
6) Снег истоптан, смешан грязью, и только на огородах и на полях,
залитый сиянием холодного осеннего солнца, он сверкает снежной
белизной. 7) За горами занималась уже, вероятно, заря, но сюда, в
глубокую теснину, свет чуть-чуть преломился, и темнота станови-
лась молочной.
II. 1) Со скамейки не было видно берега, и оттого ощущение
бесконечности и величия морского простора еще больше увеличи-
валось. 2) На небе ни облачка, и звезды необычайно ярко шевелятся
и дрожат в своей бездонной высоте. 3) Кое-где белел парус, да чай-
ки, плавно махая крыльями, опускаясь на воду, едва касались ее и
кругами поднимались опять вверх, а над садами высоко и медленно
плавал коршун. 4) На дворе темнеет, и в горнице зажигают сальную
свечу. 5) В воздухе душно и пахнет травами. 6) Погода отличная, и,
к сожалению, нет дождей. 7) Было тепло, и озимая рожь плавно
волновалась от полуденного ветерка. 8) Трава сыра и туго поддается
огню, и потому огненные змеи ползут медленно, то разрываясь на
части, то потухая, то опять вспыхивая. 9) Дурная погода продолжа-
ется и, по-видимому, не скоро кончится, и мне поневоле приходится
торопиться с отъездом в Крым, где я пробуду всю осень и, вероятно,
всю зиму. 10) Стало уже совсем тепло, и гром рокотал еще далеко,
но уже не затихал ни на мгновенье.
№ 401. Мы шли узкой тропинкой, по ней взад и вперед ползли ма-
ленькие красные змейки, извиваясь у нас под ногами. Далеко где-то
рокотал гром, его ворчливые звуки все приближались. Падали капли
дождя. Трава металлически шелестела. Нам негде было укрыться.
Вот стало темно, и шелест травы звучал громче, испуганно. Грянул
гром, и тучи дрогнули, охваченные синим огнем. Крупный дождь
полился ручьями, и один за другим удары грома начали непрерывно
рокотать в пустынной степи. Трава, сгибаемая ударами ветра и дож-
дя, ложилась на землю. Все дрожало, волновалось. Молнии, слепя
глаза, рвали тучи. В голубом блеске их вдали вставала горная цепь,
сверкая синими огнями, серебреная и холодная. Все гремело, вздра-
гивало, отталкивало звуки и родило их. Дивный хаос увлекал и на-
страивал на героический лад, охватывая душу грозной гармонией.

Далеко где-то рокотал гром, его ворчливые звуки всё приближались. Падали капли дождя. Трава металлически шелестела.

Нам негде было укрыться. Вот стало темно, и шелест травы зазвучал громче, испуганно. Грянул гром – и тучи дрогнули, охваченные синим огнём. Крупный дождь полился ручьями, и один за другим удары грома начали непрерывно рокотать в пустынной степи. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю. Всё дрожало, волновалось.

Молнии, слепя глаза, рвали тучи… В голубом блеске их вдали вставала горная цепь, сверкая синими огнями, серебряная и холодная, а когда молнии гасли, она исчезала, как бы проваливаясь в тёмную пропасть. Всё гремело, вздрагивало, отталкивало звуки и родило их. Точно небо, мутное и гневное, огнём очищало себя от пыли и всякой мерзости, поднявшейся до него с земли, и земля, казалось, вздрагивала в страхе пред гневом его.

Шакро ворчал, как испуганная собака. А мне было весело, я как-то приподнялся над обыкновенным, наблюдая эту могучую мрачную картину степной грозы. Дивный хаос увлекал и настраивал на героический лад, охватывая душу грозной гармонией…

И мне захотелось принять участие в ней, выразить чем-нибудь переполнившее меня чувство восхищения перед этой силой. Голубое пламя, охватывавшее небо, казалось, горело и в моей груди; и – чем мне было выразить моё великое волнение и мой восторг?

Я запел – громко, во всю силу. Ревел гром, блистали молнии, шуршала трава, а я пел и чувствовал себя в полном родстве со всеми звуками… Я – безумствовал; это простительно, ибо не вредило никому, кроме меня. Буря на море и гроза в степи! – Я не знаю более грандиозных явлений в природе.

Итак, я кричал, будучи твёрдо уверен, что не обеспокою никого таким поведением и никого не поставлю в необходимость подвергнуть строгой критике мой образ действий. Но вдруг меня сильно дернуло за ноги, и я невольно сел в лужу…

В лицо мне смотрел Шакро серьёзными и гневными глазами.

– Ты сошел с ума? Нэ сошел? Нэт? Ну, за-амалчи! Нэ крычи! Я тэбэ разорву глотку! Панымаишь?

Я изумился и сначала спросил его, чем я ему мешаю…

– Пугаишь! Понял? Гром гремит – бог гаворит, а ты арэшь… Что ты думаишь?

Я заявил ему, что я имею право петь, если хочу, равно как и он.

– Не пой! – согласился я.

– И ты нэ пой! – строго внушал Шакро.

– Нет, я уж лучше буду…

– Послушай, – что ты думаишь? – гневно заговорил Шакро. – Кто ты такой?

Есть у тэбэ дом? Есть у тэбэ мать? Отэц? Есть родные? Зэмли? Кто ты на зэмле? Ты – человэк, думаишь? Это я человэк! У менэ всё есть!.. – Он постукал себя в грудь.

– Я кнэзь!.. А ты… ты – нычего! Нычего нэт! А мэнэ знаит Кутаис, Тыфлыс!.. Панымаишь?

Ты нэ иди протыв мэнэ! Ты мне служишь? – Будышь доволен! Я заплачу тэбэ дэсять раз!

Ты так дэлаешь мне? Ты нэ можишь дэлать иное; ты сам гаварыл, что бог вэлел служить всем бэз награда! Я тэбэ награжу! Зачэм ты мэнэ мучаишь? Учишь, пугаишь? Хочешь, чтобы я был как ты? Это нэ харашо! Эх, эх, эх!.. Фу, фу!..

Он говорил, чмокал, фыркал, вздыхал… Я смотрел ему в лицо, разинув рот от изумления. Он, очевидно, выливал предо мной все возмущения, обиды и недовольства мною, накопленные за всё время нашего путешествия. Для вящей убедительности он тыкал мне пальцем в грудь и тряс меня за плечо, а в особенно сильных местах налезал на меня всей своей тушей. Нас поливал дождь, над нами непрерывно грохотал гром, и Шакро, чтоб быть услышанным мною, кричал во всё горло.

Трагикомизм моего положения выступил предо мной яснее всего и заставил меня расхохотаться что было моих сил…

Шакро, плюнув, отвернулся от меня.

VIII

…Чем ближе мы подходили к Тифлису, тем Шакро становился сосредоточеннее и угрюмее. Что-то новое появилось на его исхудалом, но всё-таки неподвижном лице.

Недалеко от Владикавказа мы зашли в черкесский аул и подрядились там собирать кукурузу.

Проработав два дня среди черкесов, которые, почти не говоря по-русски, беспрестанно смеялись над нами и ругали нас по-своему, мы решили уйти из аула, испуганные всё возраставшим среди аульников враждебным отношением к нам. Отойдя вёрст десять от аула, Шакро вдруг вытащил из-за пазухи свёрток лезгинской кисеи и с торжеством показал мне, воскликнув:

– Больши нэ надо работать! Продадым – купым всего! Хватыт до Тыфлыса!

Панымаишь?

Я был возмущён до бешенства, вырвав кисею, бросил её в сторону и оглянулся назад. Черкесы не шутят. Незадолго пред этим мы слышали от казаков такую историю: один босяк, уходя из аула, где работал, захватил с собой железную ложку. Черкесы догнали его, обыскали, нашли при нём ложку и, распоров ему кинжалом живот, сунули глубоко в рану ложку, а потом спокойно уехали, оставив его в степи, где казаки подняли его полуживым. Он рассказал это им и умер на дороге в станицу. Казаки не однажды строго предостерегали нас от черкесов, рассказывая поучительные истории в этом духе, – не верить им я не имел основания.

Я стал напоминать Шакро об этом. Он стоял предо мной, слушал и вдруг, молча, оскалив зубы и сощурив глаза, кошкой бросился на меня. Минут пять мы основательно колотили друг друга, и, наконец, Шакро с гневом крикнул мне:

– Будэт!..

Измученные, мы долго молчали, сидя друг против друга… Шакро жалко посмотрел туда, куда я швырнул краденую кисею, и заговорил:

– За что дрались? Фа, фа, фа!.. Очэнь глупо. Развэ я у тэбэ украл? Что тэбэ – жалко? Минэ тэбэ жалко, патаму и украл… Работаишь ты, я нэ умэю… Что минэ делать? Хотэл помочь тэбэ…

Я попытался объяснить ему, что есть кража…

– Пожалуйста, ма-алчи! У тэбэ галава как дерево… – презрительно отнёсся он ко мне и объяснил: – Умирать будишь – воравать будишь? Ну! А развэ это жизнь?

Мы шли по Терской области. Шакро был растрёпан и оборван на диво и был чертовски зол, хотя уже не голодал теперь, так как заработка было достаточно. Он оказался неспособным к какой-либо работе. Однажды попробовал стать к молотилке отгребать солому и через полдня сошёл, натерев граблями кровавые мозоли на ладонях. Другой раз стали корчевать держидерево, и он сорвал себе мотыгой кожу с шеи.

Шли мы довольно медленно, – два дня работаешь, день идёшь. Ел Шакро крайне несдержанно, и, по милости его чревоугодия, я никак не мог скопить столько денег, чтоб иметь возможность приобрести ему какую-либо часть костюма. А у него все части – были сонмищем разнообразных дыр, кое-как связанных разноцветными заплатами.

Однажды в какой-то станице он вытащил из моей котомки с большим трудом, тайно от него скопленные пять рублей и вечером явился, в дом, где я работал в огороде, пьяный и с какой-то толстой бабой-казачкой, которая поздоровалась со мной так:

– Здравствуй, еретик проклятый!

А когда я, удивлённый таким эпитетом, спросил её, – почему же я еретик?

– она с апломбом ответила мне:

– А потому, дьявол, что запрещаешь парню женский пол любить! Разве ты можешь запрещать, коли закон позволяет?.. Анафема ты!..

Шакро стоял рядом с ней и утвердительно кивал головой. Он был очень пьян и когда делал какое-либо движение, то весь развинченно качался. Нижняя губа у него отвисла. Тусклые глаза смотрели мне в лицо бессмысленно-упорно.

– Ну, ты, чего ж вытаращил зенки на нас? Давай его деньги! – закричала храбрая баба.

– Какие деньги? – изумился я.

– Давай, давай! А то я тебя в войсковую сведу! Давай те полтораста рублей, что взял у него в Одессе!

Что мне было делать? Чёртова баба с пьяных глаз в самом деле могла пойти в войсковую избу, и тогда станичное начальство, строгое к разному странствующему люду, арестовало бы нас. Кто знает, что могло выйти из этого ареста для меня и Шакро!

И вот я начал дипломатически обходить бабу, что, конечно, стоило не больших усилий.

Кое-как при помощи трёх бутылок вина я умиротворил её. Она свалилась на землю между арбузов и заснула. Я уложил Шакро, а рано утром другого дня мы с ним вышли из станицы, оставив бабу с арбузами.

Полубольной с похмелья, с измятым и опухшим лицом, Шакро ежеминутно плевался и тяжко вздыхал. Я пробовал разговаривать с ним, но он не отвечал мне и только поматывал своей кудлатой головой, как баран.

Мы шли узкой тропинкой, по ней взад и вперёд ползали маленькие красные змейки, извиваясь у нас под ногами. Тишина, царившая вокруг, погружала в мечтательно-дремотное состояние. Следом за нами по небу медленно двигались чёрные стаи туч. Сливаясь друг с другом, они покрыли всё небо сзади нас, тогда как впереди оно было ещё ясно, хотя уже клочья облаков выбежали в него и резво неслись куда-то вперёд, обгоняя нас.

Далеко где-то рокотал гром, его ворчливые звуки всё приближались. Падали капли дождя. Трава металлически шелестела.

Нам негде было укрыться. Вот стало темно, и шелест травы зазвучал громче, испуганно. Грянул гром – и тучи дрогнули, охваченные синим огнём. Крупный дождь полился ручьями, и один за другим удары грома начали непрерывно рокотать в пустынной степи. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю. Всё дрожало, волновалось.

Молнии, слепя глаза, рвали тучи… В голубом блеске их вдали вставала горная цепь, сверкая синими огнями, серебряная и холодная, а когда молнии гасли, она исчезала, как бы проваливаясь в тёмную пропасть. Всё гремело, вздрагивало, отталкивало звуки и родило их. Точно небо, мутное и гневное, огнём очищало себя от пыли и всякой мерзости, поднявшейся до него с земли, и земля, казалось, вздрагивала в страхе пред гневом его.

Шакро ворчал, как испуганная собака. А мне было весело, я как-то приподнялся над обыкновенным, наблюдая эту могучую мрачную картину степной грозы. Дивный хаос увлекал и настраивал на героический лад, охватывая душу грозной гармонией…

И мне захотелось принять участие в ней, выразить чем-нибудь переполнившее меня чувство восхищения перед этой силой. Голубое пламя, охватывавшее небо, казалось, горело и в моей груди; и – чем мне было выразить моё великое волнение и мой восторг?

Я запел – громко, во всю силу. Ревел гром, блистали молнии, шуршала трава, а я пел и чувствовал себя в полном родстве со всеми звуками… Я – безумствовал; это простительно, ибо не вредило никому, кроме меня. Буря на море и гроза в степи! – Я не знаю более грандиозных явлений в природе.

Итак, я кричал, будучи твёрдо уверен, что не обеспокою никого таким поведением и никого не поставлю в необходимость подвергнуть строгой критике мой образ действий. Но вдруг меня сильно дернуло за ноги, и я невольно сел в лужу…

В лицо мне смотрел Шакро серьёзными и гневными глазами.

– Ты сошел с ума? Нэ сошел? Нэт? Ну, за-амалчи! Нэ крычи! Я тэбэ разорву глотку! Панымаишь?

Я изумился и сначала спросил его, чем я ему мешаю…

– Пугаишь! Понял? Гром гремит – бог гаворит, а ты арэшь… Что ты думаишь?

Я заявил ему, что я имею право петь, если хочу, равно как и он.

– Не пой! – согласился я.

– И ты нэ пой! – строго внушал Шакро.

– Нет, я уж лучше буду…

– Послушай, – что ты думаишь? – гневно заговорил Шакро. – Кто ты такой?

Есть у тэбэ дом? Есть у тэбэ мать? Отэц? Есть родные? Зэмли? Кто ты на зэмле? Ты – человэк, думаишь? Это я человэк! У менэ всё есть!.. – Он постукал себя в грудь.

– Я кнэзь!.. А ты… ты – нычего! Нычего нэт! А мэнэ знаит Кутаис, Тыфлыс!.. Панымаишь?

Ты нэ иди протыв мэнэ! Ты мне служишь? – Будышь доволен! Я заплачу тэбэ дэсять раз!

Ты так дэлаешь мне? Ты нэ можишь дэлать иное; ты сам гаварыл, что бог вэлел служить всем бэз награда! Я тэбэ награжу! Зачэм ты мэнэ мучаишь? Учишь, пугаишь? Хочешь, чтобы я был как ты? Это нэ харашо! Эх, эх, эх!.. Фу, фу!..

Он говорил, чмокал, фыркал, вздыхал… Я смотрел ему в лицо, разинув рот от изумления. Он, очевидно, выливал предо мной все возмущения, обиды и недовольства мною, накопленные за всё время нашего путешествия. Для вящей убедительности он тыкал мне пальцем в грудь и тряс меня за плечо, а в особенно сильных местах налезал на меня всей своей тушей. Нас поливал дождь, над нами непрерывно грохотал гром, и Шакро, чтоб быть услышанным мною, кричал во всё горло.

Трагикомизм моего положения выступил предо мной яснее всего и заставил меня расхохотаться что было моих сил…

Шакро, плюнув, отвернулся от меня.

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ и КУЛЬТУРЕ РЕЧИ – 2015

Преподаватель ТКАЧЕВА Е. Д.

  1. Найдите архаизмы и старославянизмы в отрывках из стихотворений Пушкина,

определите их стилистическую роль.

Волхвы не боятся могучих владык…

Грядущие годы таятся во мгле,

Но вижу твой жребий на славном челе.

«Песнь о вещем Олеге»

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

  1. Употребите местоимения в нужной падежной форме, определите их разряд.

К (она), кроме (они), вместо (он, она), благодаря (он, она, они), от (он) жены, для (оно, она),

с (она) матерью, в (он) квартире, навстречу (он, она), по (он).

  1. Определите синтаксическую роль выделенных слов.

А) Я ль на свете всех милее… (А. С. Пушкин).

Б) Далече грянуло ура (А. С. Пушкин)

В) Разговоры становились звонче . (А. С. Пушкин).

Г) В долгу ночь на ветке дремлет… (А. С. Пушкин).

4. Подберите синонимы к заимствованным словам:

Презентация, спонсор, тинейджер, саммит, слоган, имидж, мониторинг.

  1. Найдите лишнее. Аргументируйте свой ответ.

Рассвет прекрасен. Небо ясно. Солнце ласково. В комнате светло.

  1. Вспомните пословицы, в которых есть антонимы и запишите их.

А) дело – потеха, б) слово – молчание, в) старый – новый, г)ученье – неученье, д) подальше- поближе.

7. Подберите русские варианты английским пословицам и поговоркам:

А) Не стоит пороха и дроби.

Б) Черная овца в семье.

В) Для каждой собаки наступит ее день.

Г) Птичка в руке стоит двух в кустах.

Д) Называть лопату лопатой.

Е) Возить уголь в Ньюкасл.

  1. В русской поэзии часто используются устаревшие названия частей тела. К какой группе устаревшей лексики они относятся? Дайте современные синонимы приведенным ниже словам:

чело, ланиты, уста, очи, выя, перси, рамена, десница, перст.

  1. Замените выделенные слова синонимами – фразеологизмами, определите, каким членом предложения они являются (форму входящих в предложение слов можно менять).

А) Всю четверть он трудился усердно.

Б) Денег в кошельке очень мало.

В) Соседнее село расположено совсем близко.

Г) От мальчишек я бежал быстро.

Д) Иванов работает здесь недавно.

  1. Укажите, какие из слов имеют одинаковые окончания:

Орлов, коров, дворов, ковров, основ;

Батарей, ножей, степей, шей, коржей.

  1. Подберите не менее трех синонимов к словам:

Большой, смелый, бежать, говорить, враг, юноша.

  1. Выпишите из текста слова группами:

А) слова, которые склоняются;

Б) слова, которые спрягаются;

В) слова, которые не изменяются.

Укажите, к какой части речи принадлежат данные слова.

Мы шли узкой тропинкой, по ней взад и вперед ползли маленькие красные змейки, извиваясь у нас под ногами. Далеко где – то рокотал гром, его ворчливые звуки приближались. Падали капли дождя. Трава металлически шелестела. Нам негде было укрыться. (М. Горький).

  1. Расставьте недостающие в предложении знаки препинания, выполните синтаксический разбор.

Вставая с первыми лучами теперь она в поля спешит и с умиленными очами их озирая говорит Простите милые долины и вы знакомых гор вершины и вы знакомые леса; прости небесная краса. (А. С. Пушкин).

  1. Выпишите из приведенного списка глаголы 2 спряжения.

Держать, мыслить, пролить, нажать, прогнать, выспаться, увидеть, сбить, покраснеть, колыхаться, обидеть, освещать, бежать, отводить, забрать, зависеть, задрожать, обессилеть, лелеять, проколоть.

  1. Определите, какой художественный прием лежит в основе данных фразеологических выражений.

Знакомый незнакомец, молодая старость, взрослые дети, звонкая тишина, пышное увядание.

  1. Определите, в каких словосочетаниях используются слова в переносном значении?

Натянутые нервы, развешанное белье, пилить учеников за отсутствие усердия, промчались годы, дети подросли, подбросить письма, подвернулась интересная книжка, распилить бревна, вздернутый нос, отбросы общества, ответвление сюжета, отвести обвинения, наградить за отвагу, отрывок из сочинения, обломок старого быта, мухи облепили хлеб, наброситься на работу, лихорадочная деятельность.

  1. В русском языке слова из одной части речи могут переходить в другую. Как называется такой способ словообразования? Приведите примеры на каждый случай.
  1. Определите род существительных. К существительным женского рода напишите по три прилагательных.

Алиби, безе, бра, кредо, салями, фрау, иваси, импресарио, киви.

  1. Определите, в каком значении употреблено слово ГРАМОТА в следующих предложениях:

А) Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте. (А. С. Пушкин).

Б) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (А. С. Пушкин)

В) После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту.

Г) Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота. (А. П. Чехов).

Д) Царский манифест, о котором ты говоришь, оказался филькиной грамотой.

  1. Исправьте примеры, взятые из современных средств массовой информации:

А) Порывы ветра достигали пятнадцать – двадцать метров в секунду.

Б) Многие говорят сейчас о том, о чем заметил наш корреспондент в своем последнем репортаже.

В) Евгений Максимович говорил с господином Гор.

Г) А я свою подпись из – под этого документа не уберу.

Д) Он озвучивал скорее личную точку зрения, чем администрации.

  1. Какую синтаксическую функцию выполняет инфинитив в каждом примере из стихотворения А. А. Ахматовой?

А) Но стало в груди его сердце грустить,

Болеть, как открытая рана.

Б) Как люблю, как любила глядеть я

На закованные берега.

В) Не забыть, как пришел он со мною проститься.

Г) Здесь напрасным кажется мечтать.

Д) Запрещаешь петь и улыбаться,

А молиться запретил давно.

  1. Определите род несклоняемых имен существительных, употребите их с именем прилагательным:

Токио, Миссури, денди, мадам, кофе, салями, интервью, метро, кольраби, кенгуру, Лимпопо, пани, пони.

  1. Исправьте ошибки в предложениях, отредактируйте стиль.

А) После осмотра врачиха выписала мне лекарство.

Б) Отсюдова было хорошо видно закат на море.

В) Выступление студента на семинаре произвело негативный эффект на аудиторию.

Г) Мне пришлось схватить ребенка обоими руками, чтобы он не упал из коляски.

Д) На днях мой брат познакомился с ужасно красивой девушкой.

Е) Мне удалось добиться пересиления чувства страха.

Ж) В театре мы смотрели спектакль с участием знаменитых артистов, ихние наряды были порясные.

З) Свою любимую юбку я не смогла надеть, так как была располневши.

И) Я предъявила охраннику оплоченный чек.

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните союзы, служащие для связи частей сложного предложения.

А) Дорогой свободною иди куда влечет тебя свободный ум. (Н. А. Некрасов)

Б) Пока его он ел кот Васька все жаркое съел. (И. А. Крылов)

В) Шансы его считались впрочем незначительными так как царь очень его недолюбливал. (М. А. Алданов).

Г) Солнце медленно передвигает закатный блеск с северо – запада на север чтобы через час подняться с северо – востока. (К. Г. Паустовский).

Д) Бухты изрезали низкий берег

Все паруса убежали в море

А я сушила соленую косу

За версту от земли на плоском камне. (А. А. Ахматова).

Е) На его грязной физиономии грязь почти не заметна зато мы выглядим весьма эффектно. (Б. Л. Васильев).

  1. Подчеркните в тексте и выпишите местоимения из приведенного отрывка из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», определите их разряд.

Сказали мне, что с нею вы

При них на берегу

Его ловили. Но, увы:

Я плавать – не могу!

Мы вам ее, она нам их,

Вы им обратно нас.

Он с нею, к нам опять для них,

А мы с ним – к ней от вас…

Хоть мне известно, что оно

Их любит больше тех, -

Все это тайной быть должно

Для нас и вас от всех.

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

П…дение листа.

Была сер…дина в…скресного дня. В л…су (кое)где ч…дили к…стры (в)верху изредк…

пер…кликались птицы л…ниво и бе(з,с)цельно г…л…сили гри…ники.

(В)переди чуть выд…ваясь к д…роге ст…..ла (не)крупная б…реза вся тр…пещущая от т…пла и со…нца.

Я …ст…рожно пр…ост…новился з…метив (в)переди п…рящий в в…здух… б…резовый л…сток. Медле(н, нн)о (н...)охотно и т…ржестве(н, нн)о падал он (по)брат…ки ц…пляясь за ветки и встречные листья.

Лист кружился и п…н…многу опадал к з…мле на к…торой предст…ло ему истлеть и сам…му стать з…млей.

Я по…ставил руку и лист (за)пр…ст… нарядной баб…ч(?)кой …пустился на мою л…донь.

Упруг…сти листа хв…тило (н…)надолго. (С)начал… он …слаб. Ра(з,с)клеился на м…ей л…дони и наконец (з,с)делался вялым и бе(з,зз)ащитным.

Я долго(долго) см…трел на б…резу. Там (в)верху в з…леной л…стве жил этот мален(?)кий листок. Име(н,нн)о ему суждено было первому п…дать п…чальную весть лесу о наступа…щей ос…ни. Я ра(з,с)жал л…донь. Лист еще ж…л, слабо дыша в…едино сплете(н,нн)ыми ж…лками но силы его ра(з,с)тратились на этот краткий и бе(з,с)к…нечный миг п…дения.

Мне грус…но и хочется куда(то) ул…теть или уехать крикнув что (то) пр…щальное (во)след ул…тающему …диноким листом еще ….дному году м…ей жизни.

(По В. П. Астафьеву)

  1. Определите стиль текстов. Аргументируйте свой выбор.(Научный, художественный, разговорный, официально – деловой, публицистический).

А) Посылаю Вам привет, поклон и несколько маленьких рассказов под общим названием «Звуки земли». Боюсь, что эти скромные рассказики не подойдут для серьезного толстого журнала. Но кто знает? Писал же Аксаков записки об ужении рыбы, о птицах. Ежели рассказики не подойдут, в обиде на вас не буду, поверьте. Верните их Мише, которому я поручил побывать у Вас. Он расскажет Вам о моем житье – бытье. Что делается у Вас в «Новом мире»? Где Александр Трифонович? Очень хотелось бы повидать вас обоих в карачаровской барсучьей норе. Удастся ли? Крепко жму руку. И. Соколов – Микитов.

Б) Ввиду драки двух моих коров из – за стойла я вынуждена была обратиться к ветеринару по причине поломки рогов одной из участниц побоища, в результате этого я не смогла вовремя сдать молоко.

В) Стилистические ресурсы современного русского литературного языка имеются на всех уровнях языковой системы и обнаруживаются в сложившихся общепринятых приемах употребления языковых стилистических единиц. Одним из богатейших средств стилистической выразительности речи являются так называемые средства словесной образности, преимущественно лексические, но также и синтаксические (метафоры, метонимии, синтаксические фигуры и другие средства…) (М. Кожина)

Г) Почему не поднимаете вы властного голоса против безумия, грозящего окутать мир облаком отравы? Каждый миг под косой смерти падает где – нибудь человек и каждый миг в каком – нибудь другом уголке земли женщина, торжествуя победу над стихией разрушения, дарует миру нового человека…. Блеском и славою покрыли себя в веках тысячи и тысячи ваших сыновей. Они обогатили нашу жизнь великими открытиями, их труд, труд сыновей ваших, создал из зверя человека – лучшее из всего, что видано на земле. Как же можете вы допустить, чтобы рожденный вами человек снова принизился до зверя, до хищника, до убийцы!

(М. Горький)

Д) Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом побережье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, а старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Однако море гудело ровно, победно и, казалось, все величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью. (И. А. Бунин).