Морфемный разбор причастия примеры. Морфологический разбор причастий. План морфологического разбора причастия

В шестом классе изучается довольно сложная тема «Причастие». В школе принято считать причастие особой глагольной формой и выделять его в особую группу частей речи. У причастия совмещены признаки глагола и прилагательного.

Ошибочно у причастия пытаются найти спряжение, которое определяется только у глагола. Затруднения связаны и с определением начальной формы, и синтаксической роли.

Сначала обозначим самые распространённые «ловушки», в которые попадает школьник при морфологическом разборе причастия.

Нельзя разбирать причастие вне контекста, поэтому нужно выписать определяемое слово, от которого зависит полное причастие, или слово-подлежащее при краткой форме причастия.

Если причастие для разбора специально не указано, можно перепутать причастие с прилагательным или существительным. У причастий всегда безударное окончание, после него может быть постфикс -СЯ, есть особые суффиксы (-УЩ, -ЮЩ, -АЩ, -ЯЩ, -ВШ, -Ш, -НН, -Т, -ОМ, -ЕМ), пояснительные слова.

Прилагательные в отличие от причастий обозначают постоянный признак (белый - прилагательное; причастия: белеющий, белевший), употребляются в переносном значении (взволнованная мама - прилагательное; причастие: взволнованное море), имеют формы сравнения, синонимы.

Существительные легко опознаются в предложении, так как выполняют функцию подлежащего (будущее, заведующий, раненый, настоящее, подсудимый, вычитаемое), например: Учащиеся 8-х классов пришли на линейку в актовый зал.

Некоторые причастия (чаще всего страдательные с суффиксами -НН, -Т, на -МЫЙ, а иногда и действительные на -ЩИЙ) переходят в прилагательные и теряют свои признаки: рассеянный прах - рассеянный человек, приподнятое кресло - приподнятое настроение, ненавидимый мною - ненавидимый запах, блестящий снег - блестящий учёный).

Чтобы найти постоянные признаки у причастия, нужно выяснить, от какого глагола оно образовалось: от глаголов совершенного вида - причастия прошедшего времени, от глаголов несовершенного вида - причастия прошедшего и настоящего времени. Это очень важно! Если исходный глагол неправильно подобран - другой вид, не учтена возвратность - ошибок не миновать.

В предложении краткие причастия всегда являются частью составного именного сказуемого, полные причастия могут быть согласованными одиночными или распространёнными определениями, а также обособленными определениями, выраженными причастным оборотом.

План морфологического разбора причастия

1. Часть речи и общее грамматическое значение, от какого глагола образовано.

2. Начальная форма (Им.п., ед.ч, м.р.) и морфологические признаки:

Постоянные (П.п.):
- разряд,
- время,
- вид,
- возвратность.

Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной или краткой форме (у страдательных),
- падеже,
- числе,
- роде (только в единственном числе).

3. Синтаксическая роль глагола (составное именное сказуемое, согласованное одиночное определение, обособленное определение, выраженное причастным оборотом). Причастный оборот обозначим коротко - ПО.

Попробуем показать все возможные варианты морфологического разбора причастий, предупредить возможные неверные решения. Для этого мы воспользуемся предложениями из рассказа Виктора Астафьева «Капалуха» (так называют самку глухаря). Для удобства предложения пронумерованы.

(1)Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку.

(2)В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником.

(3)Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники называют её капалухой).

(4)Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем.

(5)Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка.

(6)В хатке утеплённое мхом гнездо.

– (7)Возьмём! – выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

(8)Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю.

– (9)А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, – сказал подошедший учитель.

– (10)Всё, каждую капельку... – грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть, застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, крикнул: «А ну пошли стадо догонять!»

(11)Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой, но вся она была настороже, вся напружинена.

Образцы разборов

(1)Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную 3 деревьями просеку.

заваленную 3

1. Просеку (какую?) заваленную - причастие, так как обозначает признак предмета по действию, особая форма глагола завалить + -ЕНН.

2. Начальная форма: заваленный

Постоянные (П.п.):
- страдательное,
- прошедшее,
- совершенный вид,
- невозвратное.

Непостоянные (Н.п.):
употреблено в

- Вин. падеже,
- ед. числе,
- ж. роде.

3. Просеку (какую?) заваленную деревьями (согласованное распространённое определение).

(2)В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый 3 бледнолистым доцветающим 3 черничником.

затянутый 3

1. Бугорочек (какой?) затянутый - причастие, так как обозначает признак предмета по действию, особая форма глагола затянуть + -Т.

2. Начальная форма: затянутый

Постоянные (П.п.):
- страдательное,
- прошедшее,
- совершенный вид,
- невозвратное.

Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме (у страдательных),
- Им. падеже,
- ед. числе,
- м. роде.

3. Бугорочек (какой?) затянутый бледнолистым доцветающим черничником (обособленное определение, выраженное ПО).

доцветающим 3

1. Черничником (каким?) доцветающим - причастие, так как обозначает признак предмета по действию, особая форма глагола доцветают + -ЮЩ.

2. Начальная форма: доцветающий

Постоянные (П.п.):
- действительное,
- настоящее,
- совершенный вид,
- невозвратное.

Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- Тв. падеже,
- ед. числе,
- м. роде.

3. Черничником (каким?) доцветающим (неоднородное определение, входящее в состав ПО).

(3)Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными 3 крыльями бегает кругами глухарка (охотники называют её капалухой).

распущенными 3

1. Крыльями (какими?) распущенными - причастие, так как обозначает признак предмета по действию, особая форма глагола распустить + -ЕНН.

2. Начальная форма: распущенный

Постоянные (П.п.):
- страдательное,
- прошедшее,
- совершенный вид,
- невозвратное.

Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме (у страдательных),
- Тв. падеже,
- мн. числе.

3. Крыльями (какими?) распущенными (согласованное одиночное определение).

(4)Нет, оно не на бугорке было свито 3 , а посреди просеки, под упруго выдавшимся 3 из земли корнем.

свито 3

1. Оно (было каково?) свито - причастие, так как обозначает признак предмета по действию, особая форма глагола свить + -Т.

2. Начальная форма: свитый

Постоянные (П.п.):
- страдательное,
- прошедшее,
- совершенный вид,
- невозвратное.

Непостоянные (Н.п.):
употреблено в

- ед. числе,
- ср. роде.

3. Оно (каково?) было свито (составное именное сказуемое).

выдавшимся 3

1. Корнем (каким?) выдавшимся - причастие, так как обозначает признак предмета по действию, особая форма глагола выдаться + -ВШ.

2. Начальная форма: выдавшийся

Постоянные (П.п.):
- действительное,
- прошедшее,
- совершенный вид,
- возвратное.

Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- Тв. падеже,
- ед. числе,
- м. роде.

3. Корнем (каким?) выдавшимся из земли (согласованное распространённое определение).

(5)Обросшая 3 мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая 3 седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта 3 в сторону черничного бугорка.

обросшая 3

1. Хатка (какая?) обросшая - причастие, так как обозначает признак предмета по действию, особая форма глагола обрасти + -Ш.

2. Начальная форма: обросший

Постоянные (П.п.):
- действительное,
- прошедшее,
- совершенный вид,
- невозвратное.

Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- Им. падеже,
- ед. числе,
- ж. роде.

3. Хатка (какая?) обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже (обособленное определение, выраженное ПО).

затянутая 3

1. Хатка (какая?) затянутая - причастие, так как обозначает признак предмета по действию, особая форма глагола затянуть + -Т.

2. Начальная форма: затянутый

Постоянные (П.п.):
- страдательное,
- прошедшее,
- совершенный вид,
- невозвратное.

Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме (у страдательных),
- Им. падеже,
- ед. числе,
- ж. роде.

3. Хатка (какая?) затянутая седыми космами (обособленное определение, выраженное ПО).

приоткрыта 3

1. Хатка (была какова?) приоткрыта - причастие, так как обозначает признак предмета по действию, особая форма глагола приоткрыть + -Т.

2. Начальная форма: приоткрытый

Постоянные (П.п.):
- страдательное,
- прошедшее,
- совершенный вид,
- невозвратное.

Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме (у страдательных),
- ед. числе,
- ж. роде.

3. Хатка (какова?) была приоткрыта (составное именное сказуемое).

(6)В хатке утеплённое 3 мхом гнездо.

утеплённое 3

1. Гнездо (какое?) утеплённое - причастие, так как обозначает признак предмета по действию, особая форма глагола утеплить + -ЁНН.

2. Начальная форма: утеплённый

Постоянные (П.п.):
- страдательное,
- прошедшее,
- совершенный вид,
- невозвратное.

Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме (у страдательных),
- Им. падеже,
- ед. числе,
- ср. роде.

3. Гнездо (какое?) утеплённое (согласованное распространённое определение).

– (7)Возьмём! – выдохнул мальчишка, стоявший 3 рядом со мною.

стоявший 3

1. Мальчишка (какой?) стоявший - причастие, так как обозначает признак предмета по действию, особая форма глагола стоять + -ВШ.

2. Начальная форма: стоявший

Постоянные (П.п.):
- действительное,
- прошедшее,
- несовершенный вид,
- невозвратное.

Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- Им. падеже,
- ед. числе,
- м. роде.

3. Мальчишка (какой?) стоявший рядом со мною (обособленное определение, выраженное ПО).

(8)Крылья у неё всё ещё разброшены 3 , и она мела ими землю.

разброшены 3

1. Крылья (каковы?) разброшены - причастие, так как обозначает признак предмета по действию, особая форма глагола разбросить + -ЕН.

2. Начальная форма: разброшенный

Постоянные (П.п.):
- страдательное,
- прошедшее,
- совершенный вид,
- невозвратное.

Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме (у страдательных),
- мн. числе.

3. Крылья (каковы?) разброшены (составное именное сказуемое).

– (9)А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся 3 птицам, – сказал подошедший 3 учитель.

зарождающимся 3

1. Птицам (каким?) зарождающимся - причастие, так как обозначает признак предмета по действию, особая форма глагола зарождаются + -ЮЩ.

2. Начальная форма: зарождающийся

Постоянные (П.п.):
- действительное,
- настоящее,
- несовершенный вид,
- возвратное.

Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- Д. падеже,
- мн. числе.

3. Птицам (каким?) зарождающимся (согласованное одиночное определение).

подошедший 3

1. Учитель (какой?) подошедший - причастие, так как обозначает признак предмета по действию, особая форма глагола подойти + -Ш.

2. Начальная форма: подошедший

Постоянные (П.п.):
- действительное,
- прошедшее,
- несовершенный вид,
- невозвратное.

Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- Им. падеже,
- ед. числе,
- м. роде.

3. Учитель (какой?) подошедший (согласованное одиночное определение).

– (10)Всё, каждую капельку... – грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть, застеснявшись этих нежных слов, произнесённых 3 впервые в жизни, крикнул: «А ну пошли стадо догонять!»

произнесённых 3

1. Слов (каких?) произнесённых - причастие, так как обозначает признак предмета по действию, особая форма глагола произнести + -ЁНН.

2. Начальная форма: произнесённый

Постоянные (П.п.):
- страдательное,
- прошедшее,
- совершенный вид,
- невозвратное.

Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме (у страдательных),
- Р. падеже,
- мн. числе.

3. Слов (каких?) произнесённых впервые в жизни (обособленное определение, выраженное ПО).

(11)Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой, но вся она была настороже, вся напружинена 3 .

напружинена 3

1. Она (была какова?) напружинена - причастие, так как обозначает признак предмета по действию, особая форма глагола напружинить + -ЕН.

2. Начальная форма: напружиненный

Постоянные (П.п.):
- страдательное,
- прошедшее,
- совершенный вид,
- невозвратное.

Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме (у страдательных),
- ед. числе,
- ж. роде.

3. Она (какова?) была напружинена (составное именное сказуемое).

Одной из самых интересных, но в то же время и трудных частей речи в морфологии нашего языка принято считать именно причастие. Пример разбора этой части речи, а также отличия его от других групп рассмотрим подробнее в этой статье.

Неоднозначное мнение

Как известно, лингвисты до сих пор не могут сойтись во мнении, что же такое есть причастие. Одни склоняются к мнению, что это самая обычная Она имеет ряд собственных признаков, которыми не обладают другие группы, свою систему склонений и множество других отличительных особенностей.

Другие же считают его особой формой другой части речи - глагола. принаделжащих к данной группе, приведем в статье далее) до сих пор находится в подвешенном состоянии. Поэтому не будем ни одну из точек зрения считать ошибочной.

Залог

Упомянутая часть речи обладает категорией залога. Она есть не только в нашем языке, но и во многих других, например в английском. Действительное причастие (примеры: думающий, живущий, поющий) определяется как такое, которое передает действие, выполняемое самим действующим лицом.

Значит, если перед нами слово «летящий», то мы сразу представляем себе объект, который совершает полет. Это может быть птица или самолет - они проделывают это сами, и поэтому мы можем считать такое причастие действительным, то есть без помощи кого-то совершающим свое дело.

Противоположным по значению считают страдательное причастие (примеры: срубленный, нарисованный, расколотый). В данном случае, для того чтобы действие пришло в исполнение необходима помощь другого лица или объекта.

Вышитый узор - страдательное причастие, так как узор не смог бы себя сделать самостоятельно. Его сотворил тот, кто взял в руки иголку и нитку.

Необходимо обратить внимание, что правописание данной части речи будет зависеть от правильно определенного залога.

Действительные

Каждая из групп причастий имеет свой ряд специальных суффиксов. Особенности словообразования обязательно рассматриваются в ходе изучения каждой части речи.

Так, действительное причастие (примеры: бежавший, проголодавшийся, обезумевший, находящийся) имеет две группы суффиксов, которые зависят от времени, в котором мы будем его употреблять.

В настоящем времени используются следующие:

  • -ащ - - дрожащ ий
  • -ящ - - кипящ ий
  • -ущ - - ревущ ий
  • -ющ - - борющ ийся

Прошедшее время. Причастие (пример: лежавший) имеет другие суффиксы:

  • -ш - - росш ий
  • -вш - - боявш ийся

Отличать по времени их совсем нетрудно. Необходимо подставлять к каждому причастию вспомогательные слова. Если перед нами настоящее время, то подойдет слово «сейчас» (горящий (сейчас) костер, темнеющее (сейчас) небо).

Когда мы видим причастие в прошедшем времени, то смело подставим к нему «вчера» (плакавший (вчера) ребенок, несший (вчера) сумку).

Страдательные

Данный залог отличается своим набором словообразовательных суффиксов. Так, страдательное причастие (примеры: искомый, молотый) в настоящем времени образуется с помощью:

  • -ом - - влеком ый
  • -ем - - незабываем ый
  • -им - - зависим ый.

При этом два первых суффикса («ом» и «ем») употребляются лишь в тех причастиях, которые образовались от глаголов, имеющих первое спряжение. «Им» пишем лишь тогда, когда основой явился глагол во втором спряжении.

В прошедшем времени данная часть речи употребляется с суффиксами:

  • -енн - - испеченн ый
  • -нн - - запаянн ый
  • -т - - колот ый

Необходимо помнить, что (примеры их были приведены выше) в полной форме всегда будут иметь две буквы н: принести - принесенный . В кратких же только одна: пораженный - поражена .

План разбора

Изучив каждую часть речи, учащиеся, как правило, приступают к ее анализу. Он проводится по определенному плану и называется морфологическим. В него входят особенности, характерные для той или иной группы речи. Рассмотрим, по какой схеме разбирают причастие.

Пример плана:

  1. Грамматическое значение.

Этот пункт должен включать информацию о том, какую морфологическую нагрузку несет данная часть речи. Как правило, это признак по действию.

2. Словообразование.

Здесь необходимо привести в пример глагол, который является основным, а также суффиксы, указывающие на время и залог.

3. Постоянные признаки.

В этом пункте перечисляют те признаки, которые никогда не меняются:

  • действительное или страдательное;
  • совершенный или несовершенный вид;
  • время (стоит помнить, что будущее у причастия отсутствует).

4. Непостоянные признаки:

  • если перед нами страдательное причастие, необходимо указать форму, в которой оно употреблено (полная или краткая);
  • падеж;
  • как в полной, так и краткой формах - род;
  • число.

5. Член предложения.

Такой план морфологического анализа самый часто используемый. Некоторые разбирают причастие по другому принципу, сначала выделяя признаки прилагательного, а затем глагольные.

Образец

После приведенного плана необходимо произвести разбор самого причастия с примерами.

Луна, спрятавшаяся за облако, слабо освещала улицу .

Проанализируем слово «спрятавшаяся».

  1. Грам.знач. - признак по действию.
  2. Спрятаться + вш.
  3. Постоянные признаки:
  • действительное (самостоятельное выполнение действия луной)
  • совершенный вид;
  • спряталась (когда?) вчера - прош. вр.

4. Непостоянные признаки:

  • именит. падеж;
  • ж. род;
  • ед. число.

5. В предложении данное слово входит в состав обособленного определения, которое здесь выражено причастным оборотом. Соответственно, слова «спрятавшаяся» - определение.

Таким образом мы узнали, какие особенности имеются у причастия. Теперь, воспользовавшимся этой информацией, не составит никакого труда выполнить описанной части речи.

I. Часть речи (особая форма глагола).

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2. Постоянные признаки:

1) действительное или страдательное;

3) вид – сов. Несов.

3. Непостоянные признаки:

1) полная или краткая форма (у страдательных причастий);

4) падеж (у причастий в полной форме).

Ш. Синтаксическая функция. Уединённый монастырь, озарённый лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками. (А. Пушкин)

7 класс морф.разбор. закушенный, остановлен.

1)осн.ГЗ. признак предмета, действующего самостоятельно или испытывающего предмета или лица.(Бабайцева определяет причастие, как самост.часть речи)

2) правильно задать вопрос какой? Затушенный

3) определить нач форму – муж.р.ед.ч.полная форма.

4)постоян. Признаки: вид, возвратность, залог, время, полная или краткая форма.

5) падеж, число, род в ед.ч.

6) синтакс.роль: в предл. По вопросу – согл, в словосочетании - зависимое или главный вид связи.

Проверка умений: 1) выделение постоянных и непостоянных признаков

2) умение ставить вопрос

3) умение применять знания о части речи на практике в разборе.

4.Пути изучения лирических произведений в школе. Сформулируйте тему урока, в который Вы намерены включить анализ или чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Вор». Объясните его место в уроках по лирике Некрасова. Предложите методику работы на данном уроке: цель, задачи, виды деятельности учителя и школьников, вопросы, творческие задания.

3. изучение лирики: от накопления образных впечатлений к пониманию худ.идеи – работа над образами.

2)основной прием выразительного чтения.

3) особенности: субъективированность изображения, отсутствие сюжета, внутренний мир человека в движении

4) приемы. Использование муз.произ.(4-6 кл, 9-11 кл)

особенности изучения в старших классах:1. серьезнее становится теоретические вопросы, связанные с осознанием поэзии, как особого рода литературы.

2.стих-е изучается в контексте поэтического творчества

3. крупные произведения рассматриваются монографически или тематически(Пушкин «пророк»)

4. вхождение во внутренний мир произведения через жанровую природу осмысления

осн.теоретико литературные знания: образность поэтической речи, синтаксис поэтический, стихосложение.

Изучение стих-я Вор в рамках темы «народная тема в лирике Некрасова». Стих-е Вор, выступает в качестве иллюстрации особенностей стихосложения Н. и специфики его тематики. Метод беседы комментированное чтение. Вопросы: идея, тема, обстоятельство создания, средства создания образов(лексика, синтаксис).стихосложение(размер, рифма, рифмовка), смысл финала(сравнить с началом). Творч.зад.: придумайте свой вариант финала, соблюдая ритм, рифмовку и авторский замысел.

На уроке вы познакомитесь с планом разбора причастия как части речи, повторите признаки причастия (постоянные и непостоянные) и его синтаксическую роль. Также вы сможете самостоятельно сделать морфологический разбор нескольких причастий и проверить (закрепить) свои знания.

Тема: Причастие

Урок: Морфологический разбор причастий

Морфологический разбор причастия включает выделение постоянных и непостоянных признаков.

Постоянными, неизменямыми признаками являются глагольные признаки: вид, время, залог; а непостоянными признаками являются признаки прилагательного: полная или краткая форма, число, род, падеж.

I. Указать часть речи.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (Им.п., ед.ч., муж.р.).

2. Постоянные признаки:

1) действительное или страдательное;

3. Непостоянные признаки:

1) полная или краткая форма (у страдательных причастий);

4) падеж (у причастий в полной форме).

Ш. Синтаксическая функция.

Уединённый монастырь, озарённый лучами солнца, казалось, плавал в воздухе…

I. Озарённый (монастырь) — причастие, обозначает признак предмета по действию.

II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма — озарённый

2. Постоянные признаки:

1) страдательное причастие;

2) прошедшее время;

3) совершенный вид.

3. Непостоянные признаки:

1) полная форма;

2) единственное число;

3) мужской род;

4) именительный падеж.

III. Синтаксическая функция.

В предложении является согласованным определением.

Домашнее задание

Упражнение № 131. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Задание. Спишите текст, вставив знаки препинания. Сделайте морфологический разбор причастий.

Иван Иванович Шишкин известный пейзажист изобразивший в своих картинах красоту природы. Гениального художника рисовавшего преимущественно сосновые дубовые самые мощные и самые высокие леса современники называли богатырем русского леса. Творчество художника глубоко и преданно любившего русскую природу было связано с нашим краем. Замечательные пейзажи запечатлевшие виды елабужских окрестностей продолжают и сейчас жить на полотнах живописца.

Русский язык. Причастие.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Правописание причастий. Упражнения.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

На уроке вы познакомитесь с планом разбора причастия как части речи, повторите признаки причастия (постоянные и непостоянные) и его синтаксическую роль. Также вы сможете самостоятельно сделать морфологический разбор нескольких причастий и проверить (закрепить) свои знания.

Тема: Причастие

Урок: Морфологический разбор причастий

Морфологический разбор причастия включает выделение постоянных и непостоянных признаков.

Постоянными, неизменямыми признаками являются глагольные признаки: вид, время, залог; а непостоянными признаками являются признаки прилагательного: полная или краткая форма, число, род, падеж.

I. Указать часть речи.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (Им.п., ед.ч., муж.р.).

2. Постоянные признаки:

1) действительное или страдательное;

3. Непостоянные признаки:

1) полная или краткая форма (у страдательных причастий);

4) падеж (у причастий в полной форме).

Ш. Синтаксическая функция.

Уединённый монастырь, озарённый лучами солнца, казалось, плавал в воздухе…

I. Озарённый (монастырь) — причастие, обозначает признак предмета по действию.

II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма — озарённый

2. Постоянные признаки:

1) страдательное причастие;

2) прошедшее время;

3) совершенный вид.

3. Непостоянные признаки:

1) полная форма;

2) единственное число;

3) мужской род;

4) именительный падеж.

III. Синтаксическая функция.

В предложении является согласованным определением.

Домашнее задание

Упражнение № 131. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Задание. Спишите текст, вставив знаки препинания. Сделайте морфологический разбор причастий.

Иван Иванович Шишкин известный пейзажист изобразивший в своих картинах красоту природы. Гениального художника рисовавшего преимущественно сосновые дубовые самые мощные и самые высокие леса современники называли богатырем русского леса. Творчество художника глубоко и преданно любившего русскую природу было связано с нашим краем. Замечательные пейзажи запечатлевшие виды елабужских окрестностей продолжают и сейчас жить на полотнах живописца.

Русский язык. Причастие.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Правописание причастий. Упражнения.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.