Морфология, как раздел грамматики. Морфология как раздел языкознания: предмет и задачи. Связь морфологии с другими уровнями языковой системы

Морфология (от греч. "учение о форме"), раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части – морфемы. В задачи морфологии входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры. Морфология описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования и т.п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова. В соответствии с этими двумя крупными задачами морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику, в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику, изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (т.е. морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).

Морфема – это мельчайшая значимая единица языка, которая является средством выражения грамматических значений. В отличие от слова и предложения, которые способные к самостоятельному употреблению, морфема выступает как составная часть слова и формы слова. Морфемы являются двусторонними единицами языка: у них две стороны – семантическая и фонетическая. Чтобы точнее описать структуру морфемы, введены понятия морфа (конкретный фонетический вариант морфемы) и сема (мельчайшая единица семантической стороны морфемы). Морфемы бывают моносемными (однозначными) и полисемными (многозначными).

Морфологическая структура слова осознается не только благодаря свободному употреблению основы и аффиксов, но и благодаря тому, что каждое слово включается в ту или иную категорию, принимает ту, или иную парадигму, становится компонентом того или иного словообразовательного ряда. Наличие ассоциативных связей между словами и формами слов, объединение их в парадигмы и словообразовательные ряды и гнезда – два основных типа связей, характерных для языка как грамматического целого.

Актуальное членение предложения. Понятие данного и нового, или темы и ремы.

Актуальным членением предложений называется смысловое подчеркивание одного из компонентов предложения и установление между частями новых субъектно-предикатных отношений. Выделенная часть предложения называется ремой (новое) высказывания, остальная часть – темой (данное) высказывания.

Средствами актуального членения являются порядок слов, синтагматическое членение и постановка фразового ударения. Так, предложение Сейчас я пойду домой путем интонационно-смыслового членения может быть превращено в четыре фразы, имеющие одну и ту же позиционную модель предложения, одно и то же лексическое наполнение, но различное актуальное (смысловое) членение:

1. Сейчас я пойду домой.

Постановка фразового ударения на первом слове и отделение его от остальной части паузой актуализирует его в смысловой структуре предложения, делает ремой, ядром высказывания, тогда как остальная часть превращается в, тему высказывания, смысловой фон выделенного компонента.

2. Сейчас я пойду домой.

Постановка фразового ударения на втором слове и отделение его паузами от остальной части актуализирует его в смысловой структуре предложения, делает ремой. Актуализированным оказалось подлежащее.

3. Сейчас я пойду домой.

Постановка фразового ударения на третьем слове и отделение его паузами от остальной части актуализирует его в смысловой структуре предложения, делает ремой высказывания, его психологическим предикатом. Актуализированным оказалось сказуемое.

4. Сейчас я пойду домой.

Постановка фразового ударения на четвертом слове и отделение его паузой от остальной части актуализирует его в смысловой структуре высказывания, делает ремой. Актуализированным оказалось обстоятельство места (направление действия).

Конечно, актуализированными могут оказаться все члены предложения: Сейчас я пойду домой. Однако такое равномерное распределение актуализации смысла является утрированным. Обычно в речи происходит неравномерное распределение актуализации, смысловое выделение одного из компонентов высказывания. Актуальному членению подвергаются все типы и виды предложений, в составе которых больше одного слова. Чем больше слов в предложении (простом и сложном), чем сложнее его синтаксическая структура, тем больше возможностей его различной актуализации, тем сложнее сами правила актуального членения предложения.

Члены предложения

слова или словосочетания, выполняющие в предложении определённую семантико-синтаксическую функцию. Двойная классификация слов - по морфологическим признакам (части речи) и по синтаксической функции (Ч. п.) - более всего используется применительно к языкам с развитой морфологией. Нужда в ней обусловлена отсутствием однозначного соответствия между морфологическим классом слова и выполняемой словом синтаксической функцией. Некоторые грамматические теории не прибегают к понятию Ч. п. Эти теории либо опираются на сочетательные способности частей речи, обеспечивающие переход от слова к предложению, либо пользуются дистрибутивными классами, объединяющими все слова и словосочетания, взаимозаменимые в определённой синтаксической позиции.

Теория Ч. п. возникла в рамках логических (соотносящего категории предложения с категориями мышления) и семантических (соотносящего категории предложения с внеязыковой действительностью) подходов к синтаксису. Этим определяется неоднородность функций выделяемых Ч. п., с одной стороны, а с другой - их универсальность. Принято различать следующие Ч. п.: Подлежащее, Сказуемое, дополнения (прямое и косвенные - агента, инструмента, адресата и др.), обстоятельства (места, времени, образа действия, причины, цели, уступки, условия, меры), Определение. Ч. п. соответствуют типам информации, которую можно сообщить о некотором событии или ситуации. Поэтому каждый Ч. п. соотносится с определённым типом вопроса и часто определяется по этому соотношению. Например, «Что ты дал мальчику?» (вопрос к прямому дополнению) - «Я дал мальчику мяч».

Функции, выполняемые Ч. п., неоднородны: одни Ч. п. более связаны с логико-коммуникативной организацией предложения (подлежащее и сказуемое), другие восполняют информативную недостаточность управляющего слова (дополнения), третьи имеют относительно самостоятельную семантическую функцию (обстоятельства).

В результате логико-коммуникативного членения предложения выделяются два состава: состав подлежащего и состав сказуемого, соединённые предикативным отношением: «Маленький мальчик/отнял у девочки игрушку». Ядерные элементы каждого состава - подлежащее (мальчик) и сказуемое (отнял)- являются главными Ч. п., определяющими его синтаксическую организацию. Они выполняют по преимуществу логико-коммуникативные функции. Подлежащее соответствует Субъекту суждения и в то же время теме сообщения, данному. Семантическая функция агента действия или носителя качества (свойства, состояния) не является для подлежащего обязательной. Сказуемое соответствует предикату суждения и в то же время реме (сообщаемому). В распространённом предложении наибольшей коммуникативной ценностью обладает не ядерный элемент состава сказуемого, а какой-либо из подчинённых ему членов, обычно выносимый в конечную позицию. Структурная центральность не совпадает в этом случае с коммуникативной весомостью.

Поскольку свёртывание предложения к сказуемому не затрагивает функции целого («Дети стучат» → «Стучат»), сказуемое составляет минимум предложения и считается его конституирующим членом. Многочисленные случаи несоответствия между формально-синтаксическим строем предложения и его логико-коммуникативной структурой, встречающиеся в некоторых языках (например, рус.), часто лишают главные Ч. п. содержательные функции, превращая их в элементы структурной схемы предложения. Например, высказывания «Мальчик пришёл» и «Пришёл мальчик» созданы по одной схеме, но различны в логико-коммуникативном отношении: подлежащее второго предложения составляет рему (а не тему).

Второстепенные Ч. п. выделяются внутри составов подлежащего и сказуемого. Они относятся к уровню словосочетания. Определения (согласованные и несогласованные) соединяются с любым из входящих в предложение существительных, с которыми они образуют атрибутивные словосочетания. В составе сказуемого выделяются дополнения и обстоятельства. Дополнения (прямое и косвенное) связаны с глаголом (реже прилагательным) комплетивным отношением: они восполняют семантическую недостаточность слова, реализуя схему его управления. Прямое дополнение, наиболее сильно управляемый элемент схемы, является семантически необходимым, хотя и не главным Ч. п., если сказуемое выражено переходным глаголом. Оно конкретизирует тот компонент семантики глагола, который можно назвать ориентированностью действия. Описывая одну и ту же реальную ситуацию, глагол может быть ориентирован на разных её «участников» (ср. «выгружать уголь из вагона» и «разгружать вагон»). Чем слабее глагольное управление, тем более определенна семантика дополнения. Поэтому косвенным дополнениям свойственны более чёткие смысловые функции (ср. орудийное дополнение - «забивать гвоздь молотком»). Обстоятельства являются слабо управляемыми или неуправляемыми Ч. п. Граница между обстоятельствами и дополнениями не проходит четко. Например, глагол «приезжать» требует указания на пункт назначения, т. е. находится с последующим именем в комплетивном отношении («приехать в город»). По этому признаку имя можно считать дополнением. В то же время оно имеет локальное значение и может быть замещено наречием места («приехать туда»), что сближает его с обстоятельством. Существенное различие между обстоятельством и дополнением состоит в том, что каждому типу дополнений соответствует одна синтаксическая позиция, открываемая глагольным управлением и допускающая заполнение рядом имён, только если их можно соединить сочинительной связью: «Я прочитал эти книги и журналы». Между тем каждый тип обстоятельств может располагать несколькими синтаксическими позициями: «Летом с конца июля до конца августа я отдыхал на берегу Чёрного моря в Крыму в доме отдыха». Независимость обстоятельства от значения и категориальных свойств сказуемого даёт основание считать некоторые его виды распространителями структурной схемы предложения, выводя из состава словосочетания, например «В Крыму наступили холода»; «На дворе ливень». Обстоятельства, выражающие логические отношения между событиями или ситуациями (причины, цели, условия, уступки), соответствуют свёрнутому придаточному предложению. Например, «Он не приехал из-за снежных заносов на дорогах» = «Он не приехал, потому что на дорогах были снежные заносы». Обстоятельства образа действия, выражая признак, функционально близки определению, ср. «бежать быстро» и «быстрый бег».

Ч. п. выделяются с учётом признаков формы, содержания и того синтаксические отношения, которое их вводит в предложение. Неоднозначность в соотношении морфологических, синтаксических и семантических показателей затрудняет разграничение Ч. п. При выделении Ч. п. отдаётся предпочтение то одному, то другому критерию. Так, подлежащим, семантическая и коммуникативная функции которого неустойчивы, принято считать только форму именительного падежа. Формы дополнения, фиксируемые глагольным управлением, особенно часто не соответствуют их функции. Например, в предложении «Директор руководит большим коллективом» зависимое от глагола существительное, реализуя сильное управление, не имеет формы винительного падежа, характерной для прямого дополнения. Каждый тип дополнений имеет несколько форм выражения, но одна из них является первичной (например, в русском языке для прямого дополнения - форма винительного падежа). Обстоятельства и отчасти косвенные дополнения разделяются на типы преимущественно по содержательному признаку. Т. о., для выделения подлежащего решающим является морфологический критерий, для выделения дополнений и определений - реализуемая ими синтаксическая связь (атрибутивная для определений, комплетивная для дополнений), для выделения обстоятельств - смысловое содержание.

Сложное предложение

Сложное предложение (далее СП) – это предложение, в котором соединены несколько предикативных основ (= частей), образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое. Таковым, например, будет предложение Лиса Алиса была якобы хромая1, кот Базилио притворялся слепым2, хотя зрение у него было совсем как у кошки3, но неопытный Буратино сразу поверил мошенникам и пожалел их4. Предложение состоит из четырех частей, каждая из них имеет свою грамматическую структуру, свою группу подлежащего и сказуемого.

Было бы неверно характеризовать каждую из частей сложного предложения как простое предложение. Предложение как единица синтаксиса (и простое, и сложное) должно обладать такими признаками, как относительная смысловая законченность и интонационное единство. Части же сложного предложения этими свойствами не обладают, поэтому и характеризуются лишь как "части", формально равные простому предложению, но не являющиеся им. Поэтому было бы неверно дать определение *Сложное предложение – это несколько простых, объединенных в единое целое. Кроме того, если простое предложение входит в сложное, становясь его частью, оно может изменить свою структуру. Чаще всего это связано с изменением структуры части, которая становится зависимой: Буратино не смог решить предложенную Мальвиной задачу. Он ни разу не был в школе. – Буратино не смог решить предложенную Мальвиной задачу, так как ни разу не был в школе (зависимая часть стала неполным предложением). Мальвина решила поселиться в затерянном в глухом лесу домике. Она больше не хотела играть в театре Барабаса. - Мальвина решила поселиться в затерянном в глухом лесу домике, чтобы больше не играть в театре Барабаса (зависимая часть стала односоставным безличным предложением). Есть также типы сложного предложения, в которых строго определен порядок следования частей, и, входя в такие СП, отдельные предложения подчиняются этому правилу. Поесть Буратино не мог. У него в кармане не было ни гроша. - В кармане у Буратино не было ни гроша, так что поесть он не мог.

Сложные предложения делят на типы. Первое разделение – по характеру формальной связи между частями. Если части связаны только интонацией, то предложение называется бессоюзным (БСП). Если для связи используются союзы и союзные слова, то предложение относится к союзным. Союзные в свою очередь делятся на два разряда по характеру используемого в них союзного средства. Если для связей частей используется сочинительный союз, то предложение относится к сложносочиненным (ССП). Если для связи частей использованы подчинительные союзы или союзные слова, то предложение характеризуется как сложноподчиненное (СПП).

сложные предложения

союзные бессоюзные

сложносочиненные сложноподчиненные

При этом смысл, выражаемый разными типами сложного предложения, может быть одинаковый, сравни: 1. Наступила ночь, Буратино направился на Поле чудес. 2. Наступила ночь, и Буратино направился на Поле чудес. 3. Едва наступила ночь, как Буратино направился на Поле чудес. Первое предложение бессоюзное, второе относится к сложносочиненным с соединительными отношениями между частями, третье – сложноподчиненное с придаточным времени.

Практически любое сложное предложение может быть преобразовано в предложение иного типа: Если положить в ямку деньги, то вырастет дерево с кучей червонцев (СПП) – Положишь в ямку деньги – вырастет дерево червонцев (БСП).

§ 2. Сложносочиненное предложение, его типы.

Сложносочиненным предложением (ССП) называют такой тип СП, в котором части соединены при помощи сочинительных союзов.

При соединении частей с помощью сочинительных союзов части остаются относительно нзависимы друг от друга, между ними устанавливаются равноправные отношения. Более конкретные смысловые отношения выявляются из значения союзов, стоящих между частями.

Структурно сочинительные союзы не входят ни в одну из частей, стоят между ними, что отражается в схемах: Не то чтобы Буратино не хотел идти в школу, но театр привлекал его больше. Схема линейная, предлагаемая в школьных учебниках: Не то чтобы […], но […] . При построении вертикальной схемы союзы также расположены между частями.

ССП делят на шесть типов:

1. ССП с соединительными отношениями (= с использованием соединительных союзов).

К союзам этой группы относят И (одиночный и повторяющийся), ДА (=и), НИ (повторяющийся), КАК…ТАК И.

Общим значением этих предложений будет указание на связь явлений, которые либо происходят одновременно, либо следуют одно за другим. Например: Папе Карло надоело жить одному, и он решил сделать себе из полена куклу. И птицы помогали Буратино в битве с Карабасом, и насекомые стремились оказать посильную помощь, и даже медведь вышел из берлоги и зарычал на хозяина театра. Как лиса Алиса не умела и не любила работать, так и её спутник Базилио был типичным лодырем и бедельником.

Всегда на одновременность указывает союз КАК…ТАК И, чаще всего одновременность событий выражается повторяющимися союзами: Ни Карабас не знал тайны золотого ключика, ни Дуремар не мог её раскрыть. При этом использование И…И связано с утвердительным смыслом предложения, тогда как НИ…НИ используется при отрицании.

Союз И является широким по своему значению и указывает как на одновременность, так и на последовательность событий: Буратино сидел за нарядно накрытым столом, и его длинный нос был погружен в кофейник. Но: Буратино увидел чернильницу впервые в жизни, и от любопытства он сразу же сунул в нее свой длинный нос.

После союза И могут располагаться слова, помогающие сузить широкое значение предложения. К примеру, использование наречия "тогда" дополнительно придает значение временной последовательности, а указание на одновременность может быть конкретизировано при использовании "в то же время": Кот Базилио ненавидел лису Алису, и и в то же время он жить без нее не мог. Присоединительный оттенок приобретает предложение с наречием "вдобавок": Папу Карло не привлекал роскошный образ жизни, и вдобавок у него не было средств. Наречие "поэтому" придает оттенок следствия: Буратино выглядел очень наивным, и поэтому кот и лиса решили его обмануть. (ВНИМАНИЕ!!! Последнее предложение не становится сложноподчиненным, оно все равно остается ССП. Объединение "и поэтому" в один причинный союз является одной из самых распространенных ошибок при синтаксическом анализе текста. "Поэтому" - это указательное местоименное наречие, которое не относится к союзным средствам).

2. ССП с разделительными отношениями (= с использованием разделительных союзов).

К союзам этой группы относят ИЛИ и ЛИБО (одиночные и повторяющиеся), ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИ (повторяющиеся).

Основное значение таких предложений – взаимоисключение и чередование. Оба этих значения могут быть выражены при помощи союзов ИЛИ и ЛИБО. К примеру, значение чередования выражено в предложении Дуремар или ловил пиявок в болоте, или его тянуло собирать червяков на тропинках. А значение взаимоисключения выражено в предложении "Либо я сошел с ума, либо эта кукла ожила", - подумал папа Карло. Заметим, что одиночное употребление рассматриваемых союзов также выражает эти значения.

Только значение чередования выражает союз ТО…ТО: То Буратино верил словам лисы и кота, то он считал их мошенниками. Оставшиеся два союза НЕ ТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИ выражают значение взаимоисключения: То ли Карабас вообще не любил детей, то ли он не умел с ними обращаться.

Для СПП первых двух типов важен еще такой структурный момент: предложения с соединительными и с противительными союзами относятся к предложениям открытого типа, в их состав может входить практически неограниченное количество частей, присоединяемых с помощью одного и того же сочинительного союза. Для остальных типов ССП это невозможно, предложения могут состоять только из двух предикативных единиц (можете сами продолжить составленные нами предложения).

Сложноподчиненным предложением (СПП) называют такой тип СП, в котором части соединены при помощи подчинительных союзов и союзных слов.

Прежде чем говорить о типах СПП, надо определить некоторые важные для этого типа сложного предложения понятия.

Как правило, в СПП две части, они неравноправны, одна часть оказывается главной, другая зависимой, традиционно её называют придаточной. От главной к придаточной можно задать вопрос, по вопросу определяют тип придаточной части. Другим способом определить тип придаточной будет характер использованного союзного средства. Правда, второй способ проверки необходимо все же корректировать постановкой вопроса, так как в некоторых типах придаточного может быть использован один союз. К примеру, предложение Буратино был глуп и наивен, так что лисе и коту не составило труда его обмануть относится к СПП с придаточным следствия. Определить это можно только по использованию союза "так что", ибо нигде более этот союз не используется. Для предложенияБуратино любил, чтобы за ним ухаживали необходимо задать от главной части к придаточной вопрос (что любил?). Ведь союз "чтобы" может быть не только в изъяснительном, но и в других типах придаточных предложений – цели, меры.

Части СПП могут быть соединены при помощи подчинительных союзов (списки можно найти в разных учебных пособиях по русскому языку) и при помощи союзных слов. В роли союзных слов выступают относительные местоимения (кто, что, какой, который, чей, каков, сколько) и относительные местоименные наречия (где, куда, когда, откуда, почему, отчего, зачем, как). Союзы стоят между частями, не входя ни в одну, хотя располагаются в придаточной. Союзные слова не только соединяют части, но и являются членами предложения придаточной части. Сложность в том, что некоторые союзы и союзные слова оказываются омонимичны (это что, как, когда, чем). О критериях различения мы будем говорить при рассказе о каждом типе СПП.

Все СПП можно было бы разделить на две группы. Есть типы придаточных, которые относятся ко всей главной части, а есть те, которые относятся к одному из слов в главной части (=присловные). К присловным относят придаточные определительные, изъяснительные, некоторые придаточные времени, придаточные места, меры и степени, образа действия и сравнительные компаративные. Остальные – неприсловные.

В главной части СПП могут оказаться так называемые соотносительные (или указательные) слова, которые используются в паре с союзными словами и даже с союзами. В роли соотносительных слов используются указательные местоимения то, все, столько и указательные местоименные наречия там, туда, везде, нигде и так далее. В некоторых типах СПП использование соотносительных слов обязательно, оно является опорным для присоединения придаточной части. К примеру, это необходимо в местоименно-определительных придаточных: Все, кто разговаривал с Буратино, удивлялись его необразованности. В других типах придаточных соотносительные слова возможны, но не необходимы, их можно изъять из структуры предложения, например в придаточном изъяснительном:Буратино постоянно мечтал о том, как он разбогатеет.

Необходимо также сказать, что придаточная часть может стоять в разных позициях по отношению к главной. Может быть в начале (препозиция): Когда папа Карло пошел покупать для Буратино обед, мальчишка слез со стола и сунул свой длинный нос в нарисованный очаг. Может оказаться после главной части (постпозиция): Буратино проткнул в очаге дырку, потому что очаг был лишь нарисован на холсте. И, наконец, возможна интерпозиция, когда придаточная часть располагается в середине главной:В домике, который уютно расположился на опушке леса рядом с прелестным прудом, жила самая красивая кукла Карабаса – Мальвина. Для некоторых типов придаточных неважно где расположена придаточная часть, предложение может быть изменено так, что позиция придаточной по отношению к главной поменяется (это возможно, например, для придаточных времени с союзом "когда"). Есть типы придаточных и определенные группы союзных средств, которые фиксируют определенное положение придаточной части по отношению к главной. К примеру, использование временного союза "как вдруг" требует постпозиции придаточной части: Мальвина уже собралась выйти на улицу и сесть завтракать, как вдруг она увидела висящего вверх ногами на дереве Буратино.

Теперь поговорим о каждом типе придаточной части. При характеристике каждого типа придаточной части мы будем придерживаться следующего плана: вопрос, на который отвечает придаточная часть; присловная она или нет; тип союзного средства, используемый в придаточной части; место придаточной по отношению к главной, а также обязательность или необязательность использование в главной части соотносительного слова. Мы бы советовали школьникам и абитуриентам придерживаться того же плана при ответе на вопрос на устном экзамене.

3.3. СПП с придаточными времени.

Придаточные времени отвечают на вопросы "когда?", "как долго?", "с каких пор?", "до каких пор?". Большая часть придаточных времени к присловным не относятся, они зависят от всей главной части, но мы рассмотрим разновидность придаточных времени, которые связаны с опорным словом в главной части. Придаточная часть вводится при помощи союзов КОГДА, КАК, ПОКА, ЕДВА, ПРЕЖДЕ ЧЕМ, ДО ТЕХ ПОР ПОКА, С ТЕХ ПОР КАК, КАК ВДРУГ, ЕДВА…КАК и другие. Группа временных союзов самая многочисленная, что отмечается во всех справочниках по русскому языку. При присловном характере придаточной части используется союзное слово КОГДА. Придаточная часть может стоять в любом месте по отношению к главной, но есть союзные средства, которые требуют определенного положения по отношению к главной части. В главной части может быть использовано необязательное соотносительное слово, это также ведет к изменениям в характере придаточной, о чем мы скажем ниже. Прежде чем лягушка рискнула постучать в дверь теремка, она огляделась вокруг. Едва раздался стук в дверь, как мышка высунулась в окошко. Мышка и лягушка наговорились и собрались лечь спать, как вдруг опять раздался стук в дверь.

В правилах по пунктуации указывается, что сложные союзы, к числу которых относятся многие из временных, могут расчленяться, то есть запятая ставится внутри союза: Все в теремке жили дружно до тех пор, пока не появился медведь. Следует помнить, что даже при расчленении союз остается единым, он не распадается на соотносительное слово и союз. Если придаточное в препозиции и вводится сложным союзом, мы бы не советовали его расчленять, хотя в справочниках по пунктуации говорят о возможности такого расчленения: "До тех пор пока мы не отремонтируем теремок, жить в нем нормально будет нельзя!" - заявил хозяйственный волк.

В главной части может быть использовано соотносительное слово "тогда", к нему относится присловное придаточное с союзным словом КОГДА: Тогда, когда наступал вечер, все жители теремка садились около камина и разговаривали. Кроме наречия "тогда" в роли соотносительных слов могут выступать и другие местоименные наречия ("всегда", "когда-то"). НО! ВНИМАНИЕ!!! Если в роли опорного слова высупает существительное, то придаточное рассматривается как определительное, а не временное. Сравните: Когда-то, когда лягушка жила в болоте, она очень любила дождь, но, поселившись в спальне с прохудившейся крышей, разлюбила. Та ночь, когда дождь пошел в первый раз, запомнилась лягушке надолго – её кровать оказалась совершенно мокрой.

Определенная последовательность главной части и придаточной возникает в случае использования союзов КАК ВДРУГ и двойных союзов ЕДВА…КАК, ТОЛЬКО…КАК. При использовании первого придаточная часть может быть только в постпозиции: Пожив некоторое время под одной крышей с мышкой и зайцем, лисичка уже собиралась стать вегетарианкой, как вдруг увидела гуляющую рядом с теремком курочку. Двойные союзы предполагают обратный порядок: в препозиции будет придаточное, далее идет главная часть, начинающаяся второй частью союза, при этом элемент КАК не является обязательным: Едва медведь попытался влезть в теремок, как домик рассыпался.

3.4. СПП с придаточными места.

Придаточные места отвечают на вопросы "где?", "куда?", "откуда?". Все придаточные места присловные, они зависят от обстоятельства места в главной части, которые выражается соотносительным словом – местоименным наречием "там", "везде", "где-то" и так далее. Придаточная часть вводится при помощи союзных слов ГДЕ, КУДА, ОТКУДА. Придаточная часть может стоять в постпозиции или в интерпозиции. Все жители теремка собрались там, где было тепло и сухо. "Я пойду за хворостом туда, куда ходил вчера!" - заявил заяц.

В разговорной речи предложения с придаточным места могут трансформироваться в неполные, когда в главной части пропускается соотносительное слово; в других предложениях придаточная часть может оказаться в препозиции. Волк пошел, куда сам захотел. "Где хочу, буду жить!" - бушевал медведь.

Придаточные места очень часто путают с определительными. Напоминаем: если придаточное относится к существительному, это определительное придаточное. Сравните: Там, где был камин, всегда было тепло. – В комнате, где был камин, было очень уютно.

3.5. СПП с придаточными причины.

Придаточные причины отвечают на вопросы "почему?", "отчего?". Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, ТАК КАК, ИБО, БЛАГО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО, ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО, ИЗ-ЗА ТОГО ЧТО, ПОСКОЛЬКУ. Придаточная часть может стоять в любом месте по отношению к главной части. Поскольку теремок оказался разрушен медведем, нам придется рассказывать вам другую историю. Мышка из сказки "Теремок" вернулась к себе в норку, потому что поняла безопасность именно этого типа жилища. Из-за того что наступила зима, она пожалела и пустила к себе в норку замерзающую в лесу девочку – Дюймовочку.

Все сложные союзы со второй частью ЧТО могут расчленяться, если придаточная в постпозиции. При расчленении союз не распадается на соотносительное слово и союз. О правилах пунктуации в этом случае рассказывает специальный раздел. Дюймовочка оказалась одна в лесу лишь потому, что заблудилась в незнакомой местности. Если сложный союз начинает придложение, мы не рекомендуем ставить внутри него запятую: Благодаря тому что Дюймовочка стала жить у хозяйственной мыши, она получила бесплатную еду.

3.6. СПП с придаточными следствия.

Придаточные следствия отвечают на вопрос "что произошло вследствие этого?". Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союза ТАК ЧТО. Придаточная часть может быть только в постпозиции. Мышь ужасно не любила делать уборку, так что помощь Дюймовочки оказалась очень кстати.

Некоторые делают ошибку, определяя этот тип предложения не по форме, а по смыслу. Есть ведь искушение любое предложение, где вторая часть указывает на вывод из того события, которое произошло в первой части, сделать предложением с придаточным следствия. Наиболее часто встречаются следующие ошибки:

· В качестве придаточного следствия рассматриваются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, имеющие в своем составе слова "потому" и "поэтому". Это указательные местоименные наречия, они не входят в перечень служебных слов. Предложение Дюймовочке нечего было есть, поэтому она осталась у мыши будет бессоюзным.

· В качестве придаточного следствия рассматривают придаточные присоединительные с союзными словами "отчего", "почему". Это другой тип СПП: Дюймовочка надела сегодня белый передник, отчего она стала еще краше.

3.7. СПП с придаточными цели.

Придаточные цели отвечают на вопросы "зачем?", "с какой целью?". Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, ЗАТЕМ ЧТОБЫ, ВО ИМЯ ТОГО ЧТОБЫ, ДАБЫ, ЛИШЬ БЫ и других. Придаточная часть может быть в любом месте по отношению к главной. Для того чтобы иметь влияние на крота, мышь решила выдать за него Дюймовочку. Она пригласила соседа, чтобы обсудить с ними детали сделки.

Все союзы со второй частью ЧТОБЫ могут быть расчлененными. Мы бы рекомендовали рассматривать их как единый союз, не разделяя на соотносительное слово и союз. Но именно в этом типе придаточного такое разделение возможно, так как ЧТОБЫ выражает целевой значение.

Придаточное цели выражено безличным инфинитивным предложением, если субъект действия главной и придаточных частей совпадает: Дюймовочка ходила в соединяющий норы мышки и крота переход, чтобы кормить и согревать оказавшуюся там ласточку. ВНИМАНИЕ! С непониманием этого часто бывает связана ошибка, когда вместо выделения целевого придаточного выделяют обстоятельство цели.

3.8. СПП с придаточными условными.

Придаточные условные отвечают на вопрос "при каком условии?". Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов ЕСЛИ, КОГДА (=если), В СЛУЧАЕ ЕСЛИ, РАЗ, ЕЖЕЛИ, КОЛЬ СКОРО и других. Придаточная часть может быть в любом месте по отношению к главной. "Если ты выйдешь замуж за крота, станешь самой богатой на нашей поляне!" - воспитывала Дюймовочку мышь. Дюймовочка решила не отказываться, коль скоро уйти ей все равно было некуда.

Условия расчленения союза в этом типе придаточного такие же, как в предыдущем типе, но мы рекомендуем выделять единый союз "в случае если", не расчленяя его в начале предложения.

У условных союзов может быть вторая часть ТО, ТАК, ТОГДА. Она необязательна (в этом отличие от сочинительного союза ЕСЛИ…ТО, где вторая часть обязательна). "Если я останусь жить с мышью и кротом, то я умру", - плакала Дюймовочка.

3.9. СПП с придаточными уступки.

Придаточные уступки отвечают на вопрос "вопреки чему?". Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ДАРОМ ЧТО, ПУСТЬ, ПУСКАЙ. Придаточная часть может быть в любом месте по отношению к главной. Несмотря на то что ласточка не была ездовой птицей, она согласилась перевезти Дюймовочку в страну эльфов.

Возможна постановка запятой внутри союза НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, но он все равно остается единым союзом. Если придаточное в препозиции, союз не расчленяется.

3.10. СПП с придаточными сравнительными.

Придаточные сравнительные отвечают на вопрос "подобно чему?". Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, КАК БУДТО, БУДТО БЫ и других. Придаточная часть может быть в любом месте по отношению к главной, но чаще будет в постпозиции. Крылышки шли Дюймовочке, как будто она родилась вместе с ними. Крот и мышь стояли неподвижно и смотрели на улетающую Дюймовочку, будто хотели запомнить её навсегда.

В этом типе придаточного тоже есть разновидности. Во-первых, выделяются сравнительные компаративные – предложения, где придаточная часть вводится союзами ЧЕМ, НЕЖЕЛИ и присоединяется присловно к словам "иной", "другой", "по-иному", "по-другому", "иначе". С высоты птичьего полета земля казалась иной, чем Дюймовочка привыкла видеть её. Крот воспринимал мир иначе, нежели видим его мы.

Предмет морфологии .

Грамматика-

  1. грамматический строй языка(система моделей и законов построения высказывания, законы построения слов и образования слововоформ, так же обобщение содержания этих моделей(морфологические признаки)).
  2. Раздел языкознания, в котором изучают особенности грамматического строя языка.

Морфология- часть грамматического строя, которая представляет собой систему форм слова с их обобщенным содержанием и правилами функционирования слов в высказывании, а также морфология представляет собой классы слов, одинаково функционирующие и обычно имеющие одинаковый набор морфологических форм.

Морфология (от греч. слова morphe - форма и logos - учение) - это грамматическое учение о слове.

Слово - основной объект морфологии.

Морфология – раздел грамматики, который изучает грамматические классы слов с точки зрения присущих им форм, а также грамматических значений и грамматических категорий, выражающихся в этих формах. Одна из важнейших задач морфологии – выявление и описание специфики функционирования сходных грамматических категорий у слов, относящихся к разным грамматическим классам (частям речи), а также установление круга слов в пределах одного грамматического класса, которые не обладают той или иной грамматической категорией.

Связь морфологии с фонетикой – все слова имеют языковую оболочку, слова строятся по определенным законам данного языка, обладают ударением, ударение позволяет разграничивать формы слова.

Лексикой - единство лексических и грамматических значений в слове. В зависимости от того, что называет слово- лексико-грамматический разряд. Иногда, в зависимости от значений слова, можно образовать какие- то формы.

Словообразованием – часть речи имеет свои аффиксы, синтаксисом- формы,изучаемые в морфологии, предназначены для построения правильных высказываний, и только в структуре предложений они реализуют заложенные в них языковые свойства. Зависимость морфологии от синтаксиса проявляется и при выделении частей речи, особенно когда речь идет о неизменяемых лексемах.

Основные понятия морфологии:

слово- представляет собой одновременно единицу и лексики, и грамматики. Слово как грамматическая единица – это система всех его форм с их грамматическими значениями; слово как лексическая единица, или единица словаря, – это формально выраженная система всех его лексических значений.,

словоформа- это морфологическая единица, представляющая собой одну из возможных форм слова. Словоформа является конкретным «представителем» слова в речи. Имеют одинаковые лексические значения, отличаются друг от друга грамматическим содержанием.,

парадигма -упорядоченная совокупность всех словоформ слова. Парадигмы:именные(склонения, степени сравнения,парадигмы кратких и полных форм склонения), глагольные(спряжение в широком смысле-изменение глагола по лицам, числам).Общие(включают все морфологические формы слова) и частные(объединяют все формы на основе одного грамматического значения) парадигмы. Полные парадигмы-если парадигма имеет весь набор словоизменений, который нужен для данной формы. Перекрещивающаяся парадигма- разновидность полной, характерна только для прилагательных м.р. и ср. р. Неполная парадигма- если не хватает какой-то словоформы. Избыточная- парадигмы, где форм больше, чем это предусмотрено. Нулевая- используется в неизменяющихся словах.,

форма слова - это такое изменение слова, при котором сохраняется его лексическое значение. Формы одного слова различаются грамматическим содержанием.,

морфологическое (грамматическое)значение - абстрагированное значение слова, отвлеченное от его лексического значения и присуще целому классу словесных форм. Лексическое значение всегда выражается основой слова, грамматическое значение выражается особыми формальными показателями. Грамматические значения неодинаковы:*категриальное частиречное значение,*объединенное значение, выражающееся морфологическими формами слов. Частиречное значение семантически связано с лексическим значением слов, не предполагает обязательного словоизменения. Значение части речи- та содержащая форма, через которую носители языка отражают реальную действительность. Средства выражения грамматических значениц*парадигматические(основные) * синтагматические(то, что позволяет определить грамматическую форму в тексте). Способы выражения грамматических значений*синтетический(окончания, формообразующие аффиксы+доп. Чередования фонем, ударения) *Аналитический-вспомогательные слова *гибридный-средства, которые находятся вне самого слова, но не вспомогательные слова; внутри самого слова,

грамматическая форма – это внешнее языковое выражение грамматического значения (часто нескольких значений) в каждом конкретном случае употребления слова. Каждую отдельную грамматическую форму называют также словоформой.,

морфологическая (грамматическая) категория- является обобщением соотносительных и противопоставленных друг другу грамматических значений, находящих свое выражение в определенных грамматических формах. Грамматическая категория= грамматическая форма+грамматическое значение.

лексико-грамматический разряд, часть речи -одно из основных понятий морфологии. Ч.Р.- это лексико- грамматические классы слов, по которым распределяются слова на основе нескольких признаков:семантического, морфологического, синтаксического, деривационного.Внутри частей речи н лексико-грамматическое разряды- это грамматически значимые группировки слов, обладающие семантической общностью и определенными морфологическими показателями.

Русский язык, как и другие языки мира, определенным образом упорядочен: образование слов и их функционирование подчиняется объективным законам, без чего язык не мог бы выполнять основную свою функцию, функцию общения между людьми.

Эту упорядоченность называют грамматическим строем языка. Описание грамматического строя языка является содержанием и целью грамматики. Словом грам- матика называют и раздел языкознания, изучающий особенности грамматического строя языка, и книги, в которых они описываются.

Морфология (от греч. морфо "форма" и логос, "учение" буквально "учение о форме") - это раздел грамматики, в котором изучается слово в аспекте его грамматических свойств.

Морфология изучает правила изменения слов, знание которых не- обходимо для построения предложения.

Одна из основных особенностей грамматического строя русского языка - обязательное изменение формы большинства так называемых знаменательных (самостоятельных) слов при формировании словосоче- таний и предложений. При построении единиц синтаксиса формы слов должны быть приспособлены друг к другу: Охотник убил медведя, а не Охотник убить медведь, Я рисую, но не *Я рисуешь, читать газету, а не *читатъ газетой, полевой цветок, а не *полевая цветок и т. п.

Морфология рассматривает слово во всей совокупности его форм, при этом изучается не только сам механизм (модели) словоизменения, но и характер его участия в организации коммуникативных единиц. Например, в морфологии, с одной стороны, определяется, как сущест- вительные изменяются по падежам, а с другой- устанавливается, ка- кие значения в русском языке можно выразить посредством того или иного падежа. Другими словами, морфология изучает и формы слов, и их семантику, которую принято называть грамматической.

В морфологии определяются и описываются также части речи, по- скольку приемы словоизменения в русском языке в целом дифференци- рованы в зависимости от частеречной принадлежности слова. Глаголы изменяются по лицам (читаю, читаешь, читает), временам (читал, чи- таю, буду читать), наклонениям (читаю, читай, читал бы), числам (чи- таю, читал, читаем, читали), родам (читал, читала, читало), существи- тельные изменяются по падежам (страна, страны, стране, страну, стра-

ной) и числам (страна, страны); прилагательные изменяются по родам (родной, родная, родное), числам (родной, родные) и падежам (родной, род- ного, родному, родным, родном); числительные изменяются только по па- дежам (пять, пяти, пятью), а наречия являются неизменяемыми словами (слева, наизнанку).

Можно сказать, что принадлежность слова к той или иной части речи является его грамматическим свойством.

Так как в русском языке, кроме изменяемых, есть неизменяемые слова (наречия, предлоги, союзы, частицы, междометия) и, следователь- но, признака изменяемости недостаточно для частеречной характери- стики лексемы, морфология определяет критерии распределения слов по частям речи.

Итак, грамматические свойства слова - это 1) его частеречная принадлежность, 2) способность определенным образом изменяться (иметь совокупность словоформ) или быть неизменяемым и 3) его грам- матические значения.

В результате морфологию можно определить так: это раздел грам- матики, в котором описываются части речи, их грамматические (мор- фологические) формы и грамматические значения. Такую морфологию В. В. Виноградов назвал грамматическим учением о слове.

Примечание. Изложенное понимание морфологии является традицион- ным и ориентированным на грамматический строй именно русского языка, в котором словоизменение активно используется для выраже- ния различных отношений между словами и является одним из основ- ных средств языкового оформления слова. Существуют и другие оп- ределения морфологии, в частности такое, при котором она понима- ется расширительно (!!!????), как раздел грамматики, изучающий слово со стороны его внутренней структуры вообще. При этом формообразо вание в частях речи и соответствующие грамматические значения оказываются лишь частным ее аспектом ".

Морфология имеет дело с сущностями разной степени абстрактно- сти, поскольку в ней характеризуются и части речи в целом, и конкрет- ные единицы, относящиеся к частям речи. Так, можно говорить об име- нительном падеже вообще существительных и именительном падеже слова страна, земля, озеро, пруд и т. д. или виде глагола как такового и виде слов писать, читать, сделать, пойти и т. п. Поэтому в морфоло- гии используются параллельные термины: лексема (слово в словаре) и слово (слово в тексте), форма слова и словоформа (форма слова в тек- сте), впрочем, параллельные термины нередко употребляются как сино- нимы.

1В. А. Плотникова. Морфология // Русский язык. Энциклопедия. М., 1979; см. также: Морфология // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Морфология

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (13)

МОРФОЛОГИЯ - это раздел грамматики, который изучает разные аспекты слова: его принадлежность к определенной части речи, структуру, формы изменения, способы выражения грамматических значениях.

ЧАСТИ РЕЧИ-это лексико-грамматические разряды, на которые распадаются слова языка вследствие наличия у них

  1. семантического признака (некоторого общего значения, сопровождающего конкретное лексическое значение данного слова),
  2. морфологического признака (системы грамматических категорий, специфических для данного разряда слов),
  3. синтаксического признака (особенностей синтаксического функционирования).

В русском языке различаются самостоятельные и служебные слова.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Самостоятельные (знаменательные) части речи - это разряды слов, которые называют предмет, действие, качество, состояние и т.д. или указывают на них и которые обладают самостоятельным лексическим и грамматическим значением и являются членами предложения (главными или второстепенными).

К самостоятельным частям речи относятся:

  1. имя существительное,
  2. имя прилагательное,
  3. имя числительное,
  4. местоимение,
  5. глагол,
  6. наречие.

24. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие предметы и одушевленные существа (значение предметности) и отвечающие на вопросы кто? что? Это значение выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевлённости и неодушевлённости. В предложении существительные В основном выступают в роли подлежащего и дополнения, но они могут быть и другими членами предложения.

24.1. Разряды существительных: нарицательные, конкретные, собирательные.

В зависимости от лексико-грамматических признаков существительные делятся на:

  • нарицательные (наименования однородных предметов, действий или состояний): дом, кровать
  • собственные (названия единичных предметов, выделенных из ряда однородных - имена, фамилии, географические названия и гд-): Ваня Петров, Плутон, Москва;
  • конкретные (называют конкретные предметы и явления из реальной действительности): мальчик, вокзал и отвлечённые (абстрактные) (называют предмет или признак отвлеченно от действователя или носителя признака): ненависть, любовь, забота;
  • собирательные (обозначают совокупность одинаковых или подобных руг другу отдельных предметов как одно целое): студенчество, лист.

24.2. Лексикр-грамматические категории имён существительных:

24.1. Категория одушевленности-неодушевлённости: одушевленные существительные обозначают живые существа (людей и животных), а неодушевлённые существительные - предмет в собственном смысле слова, в отличие от живых существ. Эта категория проявляется при склонении существительных, а именно в винительном падеже множественного числа: форма винительного падежа множественного числа одушевленных существительных совпадает с формой родительного падежа, а неодушевленных- с формой именительного падежа. У существительных МУЖСКОГО рода (кроме на -а, -я) тоже самое происходит и в единственном числе.

Мужской род - это разновидность категории рода, характеризующаяся определенным формоизменением, а у одушевлённых существительных- принадлежностью к ней существ мужского рода (отец, кот, стол, дом).

Женский род- это разновидность категории рода, характеризующаяся определенным формоизменением, а у одушевленных существительных - принадлежностью к ней существ женского рода (мать, кошка, скамейка, терраса).

Существуют существительные общего рода, которые могут быть соотнесены как с лицами мужского, так и женского рода: неряха, сирота, инкогнито, протеже.

Средний род - это разновидность категории рода, характеризующаяся определенным формоизменением (частично совпадает с формоизменением мужского рода) и значением неодушевленности (окно, небо, солнце);

24.2.3. Категория числа: в русском языке есть форма единственного числа (обозначает один прадматвряду однородных предметов): стул, носок, мальчик, и множественного числа (обозначает неопределенное множество однородных предметов): стулья, носки, мальчики.

Единственное и множественное число различаются различными окончаниями, разной сочетаемостью с другими частями речи.

Есть существительные, которые имеют только форму единственного числа: некоторые отвлечённые существительные (любовь, забота), собирательные существительные (листва, студенчество), имена собственные (Москва, Сибирь), некоторые существительные, обозначающие вещество (молоко, золото).

Есть существительные, которые, наоборот, имеют форму только множественного числа: некоторые отвлечённые существительные (каникулы, сумерки), некоторые существительные, обозначающие вещество (щи, сливки), названия некоторых игр (шахматы, прятки), некоторые конкретные существительные, которые состоят из нескольких составных частей (ножницы, брюки);

24.2.4. Категория падежа: эта категория основывается на противопоставлении падежных форм и обозначает отношение обозначаемого существительным предмета к другим предметам, действиям или признакам. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

24.3. Склонение имён существительных - это изменений имен существительных по падежам.

В русском языке есть три склонения.

1 скл.
сущ. м.р. и ср.р.
на -а,-я

2 скл.
сущ. м.р. с нулев. оконч.
суш. ср.р. на -о, -е

Зскл.
сущ.ж.р.
с нулев. оконч.

Единственное число:

И.п. мам-а. дяд-я
Р.п. мам-ы,дяд-и
Д.п. мам-е, дяд-е
В.п. мам-у, дяд-ю
Т.п. мам-ой, дяд-ей
П.п. о мам-е, о дяд-е

дом, окн-о
дом-а, окн-а
дом-у, окн-у
дом, окн-о
дом-ом, окн-ом
о дом-е, об окн-е

ночь
ноч-и
ноч-и
ночь
ночь-ю
о ноч-и

Множественное число:

И.п. мам-ы. дяд-и
Р.п. мам, дяд-ей
Д.п. мам-ам, дяд-ям
В.п. мам, дядей
Т.п. мам-ами, дяд-ями
П.п. о мам-ax, о дяд-яx

дом-а, окн-а
дом-ов, окон
дом-ам, окн-ам
окн-а, дом-а,
дом-ами, окн-ами
о дом-ax, об окн-ах
ноч-и
ноч-ей
ноч-ам
ноч-и
ноч-ами
о ноч-ах

Примечания: в существительных мужского и сред» него рода, у которых перед падежным окончанием пишется гласная и, в безударном положении в П.п. пишется окончание -и; у существительных женского рода это правило распространяется на Д.п. и П.п.

И. п. милиция, гений, лезвие
Р.п. милиции, гения, лезвия
Д.п. милиции, гению, лезвию
В.п. милицию, гения, лезвие
Т.п. милицией, гением, лезвием
П.п. о милиции, о гении, о лезвии

Подробнее о сложных случаях написания окончания существительных смотрите в разделе «Орфография».

В русском языке есть разносклоняемые существительные: это 10 существительных среднего рода на -мя (пламя, бремя, время, вымя, знамя, семя, стремя, щемя, племя, имя) - склоняются с наращением суффикса -ен- в единственном числе во всех падежах, кроме творительного, по 3-ему склонению, а в творительном падеже единственного числа - по 2-ому склонению, во множественном числе склоняются по 2-ому склонению; слова мать, дочь (склоняются по 3-ему склонению с наращением -ер-), путь (склоняется во всех падежах по 3-ему склонению и только в творительном - по 2-ому), дитя (это слово сейчас не употребляется в косвенных падежах единственного числа).

Существуют также несклоняемые существительные (то есть они не изменяются по падежам и числам). В основном к ним относятся слова иноязычного происхождения, которые обозначают как неодушевленные предметы (кафе, радио), так и лица мужского и женского рода (атташе, леди); они также могут обозначать животных (кенгуру, шимпанзе), имена и фамилии (Элен Франкенштейн), географические названия (Баку, Хельсинки) и т.д.

24.4. Синтаксические функции существительных

В предложении имя существительное может быть; любым членом:

  • подлежащим: Мама идет в магазин,
  • дополнением: Я попросил его дать мне книгу.
  • определением: Мама мне купила тетрадь с бумагой в клетку.
  • приложением: Река Волга очень красивая.
  • обстоятельством: Он добился своего несмотря на трудности.
  • сказуемым: Мой отец - инженер.

25. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, которые обозначают непроцессуальные признаки предмета и отвечают на вопросы какой? чей? Это значение выражается в несамостоятельных словоизменительных категориях рода, числа и падежа (выполняют грамматического функцию согласования). В предложении прилагательные выступают в роли определения или именной части составного именного сказуемого.

25.1. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.

Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.

  • качественные прилагательные - обозначают предмет непосредственно, то есть без отношения к другим предметам (красный, красивый, добрый), имеют формы сравнения и краткие формы;
  • относительные прилагательные - указывают на признак через отношение к другому предмету, они произведены от именных основ (лабораторный, деревянный);
  • притяжательные прилагательные - обозначают принадлежность лицу или животному, то есть содержат в себе указание на обладателя (лисий, отцов).

25.2. Краткие прилагательные образуются от полных качественных прилагательных и соотносятся с ними семантически. Краткими называются такие прилагательные, которые в мужском роде единственного числа имеют нулевые окончания (чёрен, красив), в единственном числе женского рода - окончания -а, -я (черна, красива), в единственном числе среднего рода - окончания -о, -е (черно, красиво), а во множественном числе всех родов - окончания -и, -ы (черны, красивы). Краткие прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого. («Как хороши, как свежи были розы...»)

25.3. Степени сравнения прилагательных - это грамматическая категория прилагательных, которая выражает относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам. В русском языке противопоставляется три формы:

Положительная,
- сравнительная
- превосходная.

Положительная степень называет признак без какого-либо противопоставления другому признаку. Сравнительная степень указывает на признак, который имеется у данного предмета в большей или меньшей степени. Превосходная степень указывает на высшую степень проявления данного качества по сравнению с другими предметами (ср.: добрый -добрее - добрейший).

Образование форм сравнения.

Имена прилагательные склоняются, т.е. изменяют-ся по родам, падежам и числам, но их форма зависит от формы слова, от которого они зависят. (О правописании окончаний имвн прилагательных смотрите в разделе «Орфография»)

25.4. Синтаксическая функция имени прилагательного.

В предложении имена прилагательные могут выступать в роли:

Определения (У девочки была очень красивая кукла),
- именной части составного именного сказуемого (Кукла была красивой).

26. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - самостоятвльная часть речи, которая объединяет слова, которые обозначают отвлеченные числа или количество предметов и их порядок при счвте. Имена числительные сочетаются в качестве количественного определителя только с именами существительными и образуют с ними неделимое словосочетание, которое в предложении является одним членом предложения. Числительные не могут определяться именами прилагательными.

По составу имена числительные делятся на:

  • простые (непроизводная основа: два, восемь, сто),
  • сложные (производные: восемнадцать, семьсот, пятисотый),
  • составные (состоят из двух или более слов: шестьсот тридцать пять).

Разряды числительных:

  • количественные (обозначают отвлеченное число или количество однородных предметов): два, двадцать пять;
  • дробные (обозначают дробную величину: две пятых);
  • собирательные (обозначают количество предметов как совокупность: трое, оба);
  • порядковые (обозначают порядок следования предметов при счете: первый, третий, двадцати).

Количественные числительные склоняются (изменяются по падежам, но не имеют ни категорию рода, ни категорию числа). Исключения: Числительные один и два имеют формы рода. Они согласуются с существительным в падеже, числительное два - в падеже и роде, числительное один - в роде, числе и падеже. Если составное числительное оканчивается на один, то существительное ставится в форму единственного числа (триста пятьдесят один рубль).

Дробные числительные образуются сочетанием количественного числительного в именительном падеже и порядкового числительно в родительном падеже (три пятых, шесть восьмых).

Собирательные числительные восьмеро, девятеро, десятеро в современном русском языке практически не употребляются, гораздо чаще употребляются числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, оба, обе. Собирательные числительные могут употребляться только в определенных случаях:

  • с существительными мужского или общего рода, которые называют лиц мужского пола: двое мальчиков, оба профессора;
  • с существительными, которые имеют форму только множественного числа: трое суток, двое саней);
  • с существительными ребята, люди, дети, лицо (в значении "человек"): шестеро ребят, двое лиц;
  • с личными местоимениями во множественном числе (нас было трое);
  • с названиями детенышей животных: (трое котят);
  • в качестве субстантивированных числительных (пятеро в белом);
  • с названиями парных предметов (трое рукавиц (=три пары рукавиц)).

Порядковые числительные образуются от соответствующих им количественных числительных (три -третий, пять - пятый), исключение: один - первый. Они изменяются по родам, числам и падежам и согласуются с существительными.

Подробно об окончаниях имён числительных при склонении смотрите в разделе «Орфография».

27. МЕСТОИМЕНИЕ - самостоятельная часть речи, которая включает слова, указывающие на лред- меты, признаки и т.п., но не называющие их. В предложении местоимения могут выступать в роли различных членов предложения.

Группы местоимений по соотнесенности с другими частями речи:

  • местоимения-существительные (я, кто, ничто);
  • местоимения-прилагательные (никакой, свой);
  • местоимения-числительные (несколько, нисколько).

Разряды местоимений:

  • личные (указывают на лицо или предмет): я, ты, он, она, оно, мы, вы, они;
  • возвратное (указывает на отношение к действующему лицу): себя;
  • притяжательные (указывают на принадлежность к одному из трех лиц):мой, твой, свой;
  • указательные (в общем указывают на предметы, их качество или количество): этот, эта, тот;
  • вопросительные (передают вопрос): кто, который, чей;
  • относительные (по форме совпадают с вопросительными местоимениями, но выступают в роли союзных слов): кто, какой;
  • отрицательные (указывают на отсутствие предмета): некого, ничто;
  • неопределенные (указывают на неопределенные предметы или их признаки): чей-либо, кто-нибудь;
  • определительные (указывают на обобщенный признак предмета): всякий, любой.

В предложении местоимение может выступать таким же членом предложения, что и та часть речи, вместо которой оно употребляются:

  • подлежащим: Я пришёл домой очень усталым.
  • определением: Я хочу купить какую-нибудь книгу.
  • дополнением: Я хочу спросить об этом её.
  • обстоятельством: Мальчики пошли к ней.

28. ГЛАГОЛ - это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос что делать? что сделать? Это значение выражается в категориях вида, залога, времени, лица и наклонения. В предложении глаголы выступают в основном в роли сказуемого.

28.1. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола, инфинитив.

У глаголов в зависимости от способности или неспособности изменяться по лицам, числам, наклонениям и временам есть неспрягаемые формы (инфинитив - неопределенная форма глагола) причастия и деепричастия, к спрягаемым формам относятся все остальные формы.

Инфинитив - это исходная форма глагола, с которой лексически и словообразовательно связаны все остальные формы глагола. Глаголы в инфинитиве называют сам процесс, без отнесения его к какому-либо лицу или времени. Неопределенная форма глагола характеризуется суффиксами -ть, -ти (мести, купить), некоторые глаголы в инфинитиве оканчиваются на -чь (лечь).

28.2. Вид глагола

Вид - грамматическая категория, которая выражает различия в протекании действия. Глаголы несовершенного вида обозначают действие в развитии, без указания на его предел и отвечают на вопрос что делать? (получать, покупать, носить); а глаголы совершенного вида обозначают действие как ограниченное неким пределом и отвечают на вопрос что сделать? (получить, купить, сносить).

28.3. Переходность глагола

Переходность - непереходность - это категория, на основе которой выделяются глаголы со значением действия, направленного на предмет, (он является объектом этом действия) - переходные глаголы читать журнал, красить стену), и глаголы со значение действия, не подразумевающего предмета, на которое это действие естественно направлено - непереходные глаголы (болеть, сидеть). На практике это различие) проявляется в управлении: переходные глаголы сочетаются с существительными или местоимениями в винительном падеже без предлога (лечить мальчика, читать книгу), а непереходные глаголы сочетаются с дополнениями, выраженными существительными или местоимениями в косвенных падежах с предлогами (ходить по улице, играть во дворе). Особую группу непереходных глаголов составляют возвратные глаголы, формальным признаком которых является суффикс -ся (возвращаться, помыться).

28.4. Залог глагола

Залог - это категория, которая выражает различные отношения между субъектом и объектом действия. Глаголы действительного залога - это глаголы, при которых подлежащее называет действующее лицо (субъект действия): мама мыла раму; глаголы страдательного залога - это глаголы, которые выступают в пассивной конструкции (когда подлежащее называет объект действия, а дополнение в творительном падеже - субъект действия (окно мылось мамой)).

28.5. Наклонение глагола

  1. изъявительное - выражает действие, которое реально существует, существовало или будет существовать (купил, прочитал); глаголы в изъявительном наклонении имеют формы времени (настоящего, прошедшего и будущего), лица (1,2 и 3) и числа (единственного или множественного);
  2. условное (или сослагательное) - выражает действие, которое реально не существует, а является лишь возможным или желаемым (купил бы, прочитал бы); оно образуется при помощи глагола в прошедшем времени изъявительного наклонения и частицы бы;
  3. повелительное - выражает действие, которое не является реальным, оно выражает просьбу, приказ и т.д. (купи, прочти); оно образуется от основы настоящего или простого будущего времени при помощи суффикса -и- (купи, причти) или нулевого суффикса читай, намажь), множественное число образуется путем добавления к форме единственного числа повелительного наклонения суффикса -те (купите, прочтите), также повелительное наклонение может образовываться путбм прибавления к глаголам в изъяснительном наклонении настоящего времени частиц пусть, пускай.

Время - это категория, которая выражает отношения действия к моменту речи. В русском языке три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Категория времени связана с категорией вида: у глаголов несовершенного вида имеются 3 формы (покупаю - настоящ. вр., покупал - лрош. вр., буду покупать (будущ. сложи, вр.), а у глаголов совершенного вида - 2 формы (купил - прош. вр. и куплю - будущ. прост, вр.).

О спряжении глаголов смотрите в разделе «Орфография». В предложении глаголы могут выступать в роли:

29. ПРИЧАСТИЕ - это особая неспрягаемая форма глагола, которая обозначает действие, но представляет его как признак предмета. Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного:

Признаки глагола:

  1. переходность - непереходность,
  2. возвратность - невозвратность,
  3. залог,
  4. время (настоящее и прошедшее);

Признаки прилагательного:

  1. число,
  2. падеж,
  3. в предложении выступает в роли определения,
  4. наличие у страдательных причастий как полной, так и краткой формы.

Образование причастий:

примечание:

  1. от глаголов совершенного вида, которые не имеют формы настоящего времени, причастия настоящего времени не образуются;
  2. страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.

Подробнее о правописании причастий смотрите в разделе «Орфография».

В предложении полные причастия выступают в роли определения (Вошедшая девушка была очень симпатичная.), а краткие - в роли именной части сложного сказуемого (Пол вымыт.)

30. ДЕЕПРИЧАСТИЕ - это особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает признак, но выступает как признак другого действия. Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия:

Признаки глагопа:

  1. лексическое значение,
  2. синтаксическое управление,
  3. возвратность - невозвратность;

Признаки наречия:

  1. неизменяемость,
  2. тип подчинительной связи - примыкание.

Образование деепричастий:

Подробнее о правописании наречий смотрите в разделе «Орфография».

31. НАРЕЧИЕ - это самостоятельная часть речи, которая включает слова, обозначающие признаки действий или признаки признаков и отвечающие на вопросы как? куда? когда? где? почему? для чего? в какой степени? (читать внимательно, встретимся завтра, очень веселый). В предложении наречия выступают в роли обстоятельств, примыкая к глаголам, прилагательным, наречиям и существительным.

По словообразовательной структуре наречия бывают:

  • производными (или мотивированными), они образуются в основном от прилагательных (сказочно, красиво); существуют гораздо меньшие группы,в которые входят наречия, образованные от существительных, числительных, местоимений, глаголов и других наречий;
  • непроизводными (тогда, здесь, где и т.д.).

По значению наречия делятся на:

  • определительные (характеризуют признак или предмет со стороны качества или количества): наизусть, хорошо, плохо; в эту группу входят качественные наречия (красиво, мягко), количественные наречия (весьма, дважды), наречия образа и способа действия (по-моему, по-английски, навеселе, тайком).

Наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения:

примечание: простая превосходная степень наречий в современном русском языке употребляется крайне редко.

  • обстоятельственные (выражают временные, пространственные, причинные, целевые обстоятельства): завтра, направо, назло.

Наречия могут прямо называть какой-нибудь признак прямо, и тогда такие наречия называются знаменательными (тихо, громко, вечером); если же наречие только указывает на признак, но не называет его, то такое наречие называется местоименным (куда, где, кто-то). В русском языке преобладают знаменательные наречия.

32. СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ - это разряд слов, которые обозначают физическое или психическое состояние, часто с модальной окраской (выражают отношение говорящего). В предложении они выступают в роли сказуемого безличного предложения. (В Москве было холодно).

Место причастия, деепричастия и слов категории состояния в системе частей речи.

Нет единого мнения о том, какое место занимают причастия, деепричастия и слова категории состояния в системе русского языка. Некоторые лингвисты выделяют их как отдельные части речи, у которых есть свои грамматические категории и синтаксические функции. Но, в то же время, близость причастий и деепричастий к глаголам позволяет говорить о них как об особых формах глаголов и не выделять их в отдельные части речи. По этой же самой причине о словах категории состояния часто говорят как о предикативных наречиях-особой разновидности наречий.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Служебные части речи - это разряды слов, служащие для выражения отношении между понятиями, которые выражают знаменательные слова, и употребляющиеся только в соединении с ними. Они не являются членами предложения.

К служебным частям речи относятся:

предлоги, союзы, частицы.

33. ПРЕДЛОГ - это служебные слова, которые в сочетании с косвенными падежами именных частей речи выражают различные отношения между формами имени и другими словами.

По происхождению предлоги делятся на:

Первообразные (немотивированные с точки зрения современного русского языка): в, на, перед и т.д.;

Производные (можно проследить словообразовательные связи со знаменательными словами, от которых эти предлоги образованы). Производные предлоги в свою очередь делятся на:

  1. наречные (вдоль, вокруг),
  2. отыменные (вроде, наподобие),
  3. отглагольные (исключая, благодаря).

По структура производные предлоги делятся на:

  1. простые (кроме, около)
  2. составные (во время, по причине).

Почти все предлоги употребляются с каким-то одним определенным падежом, но они могут выражать различные отношения:

  • пространственные (жить в деревне),
  • временные (ждать с утра),
  • объектные (рассказать о случившемся),
  • причинные (умереть от раны),
  • целевые (отдать на починку) и т.д.

34. СОЮЗЫ - это служебные слова, которые выражают грамматические отношения между членами предложения, частями сложного предложения или отдельными предложениями в тексте.

34.2.1. Разряды союзов

По происхождению союзы делятся на:

  • непроизводные (немотивированны в современном русском языке): и, или, да;
  • производные (можно проследить споаообразовательные связи со знаменательными словами, от которых эти союзы образованы): чтобы, будто.

По структуре производные союзы делятся на:

  1. простые (как, словно)
  2. составные (так как, для того чтобы).

По употреблению выделяются союзы:

  • одиночные (или неповторяющиеся): но, однако;
  • повторяющиеся: и...и, ни...ни;
  • двойные (или парные): если...то, как...так и.

34.2.2. Сочинительные союзы и подчинительные По синтаксической функции союзы делятся на:

Сочинительные (связывают синтаксически равноправные единицы: однородные члены предложения, простые предложения в составе сложносочиненных предложений).

По значению сочинительные союзы делятся на:

  1. соединительные (выражают отношения перечисления): и, да (в значении и), и...и, тоже, также;
  2. противительные (выражают отношения противопоставления): а, но, однако, же;
  3. разделительные (выражают отношения взаимоисключения): или, или...или, то...то;
  4. пояснительные (выражают отношения пояснения): именно, как то;
  5. присоединительные (выражают отношения присоединения) да и, а также.

Подчинительные (связывают синтаксически неравноправные единицы: главную и придаточную части сложноподчиненного предложения, члены простого предложения).

По значению подчинительные союзы делятся на:

  1. временные: когда, как только, пока не;
  2. изъяснительные: как, что, чтобы;
  3. причинные: так как, потому что;
  4. следствия: так что;
  5. уступительные: пускай, хотя, несмотря на то что;
  6. сравнительные: как будто, словно;
  7. целевые: чтобы, для того чтобы;
  8. условные: если, раз.

35. ЧАСТИЦЫ - это служебные слова, придающие предложениям дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки.

Частицы делятся на:

  1. указательные: вот, вон, это;
  2. уточнительные: как раз, именно,
  3. ограничительные: лишь, только;
  4. усилительные: даже, ведь,
  5. отрицательные: не, ни; в) модальные: да, нет;
  6. вопросительные: неужели, ли;
  7. формообразующие: бы, пускай, -ка, и т.д.

36. Междометия, звукоподражательные слова

МЕЖДОМЕТИЕ - это особая часть речи, которая объединяет неизменяемые слова, выражающие наши чувства, волеизъявления и т.д., не называя их. Это и не самостоятельная, и не служебная часть речи, междометия не имеют лексических или грамматических значений, они не являются членами предложения. Разряды междометий:

Эмоциональные (выражают чувства радости, печали, гнева и т.д.): О! Ах! Aral;
- повелительные (выражают приказы, приветствия, запреты и т.д.): Эй! Стоп!

По происхождению междометия делятся на:

Первообразные: А! Ура! Oгоl;
- производные: Беда! Крышка! Капут!

Особую группу составляют звукоподражательные слова, которые представляют собой имитации звуков, от междометий их отличает то, что они не выражают каких-либо чувств: ква-ква, гав-гав.

Морфология и синтаксис являются двумя составными частями грамматики. Термин "грамматика" имеет несколько значений. Прежде всего, этим термином обозначается грамматический строй языка, т. е. объективные законы строения и функционирования слов и предложений. Грамматикой называют также особый раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка. Грамматиками называются и книги, содержащие систематическое описание грамматического строя языка.

Чтобы понять специфику грамматики как особого раздела языко-знания, нужно сравнить ее с другими лингвистическими дисципли-нами. Фонология, изучающая законы функционирования фонем, обнаруживает много общего с грамматикой, изучающей законы строения и функционирования слов и предложений. Не случайно все грамматики русского языка, начиная с "Российской грамматики" М. В. Ломоносова (опубл. 1757), содержат кроме собственно грам-матических разделов (морфологического и синтаксического) и описание фонетического строя.

И все же в теоретическом плане ученые отграничивают фонетику от грамматики: фонема сама по себе не имеет значения, тогда как грамматика изучает значимые единицы языка. Однако и лексикология изучает значимые единицы - слова. Но в отличие от лексикологии грамматика изучает не только слова; но и синтаксические единицы (словосочетание, предложение); кроме того, грамматика отвлекается от лексического значения слова и изучает лишь его грамматические свойства.

Морфология - это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Вслед за В. В. Виноградовым морфологию часто называют "грамматическим учением о слове" (в отличие от синтаксиса - учения о грамматических свойствах словосочетания и предложения). Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Современный русский литературный язык / Под ред. Леканта П.А., 2004.