Фразеологизмы с краткими прилагательными. В некоторых фразеологизмах употребляются краткие формы прилагательных. Речевые недочёты при употреблении фразеологизмов

Фразеологические единицы - это устойчивые, обычно стилистически окрашенные сочетания, образующие смысловое единство, значение которого непосредственно невыводимо из прямых значений его составляющих. К ним относятся разнородные по степени спаянности, образности, использованию устаревших и других редких слов и их форм словосочетания.

Фразеологизм имеет устойчивую форму, которая должна строго воспроизводиться - в противном случае возникают ошибки типа деньги выпускаются в трубу (следует: вылетают в трубу ), слухом не слыхивал (следует: слыхом не слыхивал ), душа кровью обливается (следует: сердце кровью обливается ), похоронить на корню (следует: загубить на корню ), пока суть да дело (следует:пока суд да дело ), положить в долгий ящик (следует: отложить в долгий ящик), отлегло на сердце (следует: отлегло от сердца или отлегло на душе), власть предержащие (следует: власть предержащая).

Значение фразеологизма обычно объясняется этимологически. Например, фразеологизм тертый калач обозначает бывалого, житейски опытного человека, которого не провести. Это значение восходит к профессиональной речи пекарей - калачное тесто очень крутое, его долго мнут и трут. Ср. пословицу: не терт, не мят, не будет калач. Затем произошло переосмысление: «жизненные испытания закаляют человека». Фразеологизм кромешный ад обозначает «нечто невыносимое» ; прилагательное кромешный восходит к слову крома - «предел». Исторически объясняется и форма фразеологизма: на босу ногу - то есть без чулок, носков, портянок . Форма босу - краткое прилагательное в винительном падеже, хотя сейчас краткие прилагательные не склоняются.

Стилевая принадлежность фразеологизма связана с его происхождением: фразеологизм, возникший в русском языке в устной профессиональной и бытовой речи, сохраняет разговорную окраску, пришедший через книги - книжную. Ср.: разговорное бить баклуши , то есть бездельничать (из бытовой речи резчиков ложек) и книжное перейти Рубикон , то есть сделать решительный шаг (из Римской истории, в 49 г. до н.э. Юлий Цезарь перешел пограничную реку Рубикон вопреки воле римского сената) .

Многие фразеологизмы обладают оценочностью, то есть выражают отношение к высказыванию. Например, святая святых - «нечто сокровенное, заветное, дорогое; недоступное для других» (высокое, торжественное); первоначально от названия части Иерусалимского храма, куда мог входить только первосвященник ; лебединая песня - «последнее, обычно наиболее значительное произведение» (высокое, торжественное); от народного поверья, что лебедь поет раз в жизни – перед смертью.

Фразеологизмы могут вступать в синонимические отношения друг с другом и с отдельными словами. Задача употребляющего фразеологизм состоит в том, чтобы, четко представляя объем его значения и стилистическую окраску, выбрать нужный. Например, фразеологизмы засучив рукава - в поте лица - не покладая рук имеют общее значение «усердно», но первый из них передает дополнительное значение интенсивности в работе, второй связывается со значением «с трудом» (зарабатывать) или «не жалея себя» (работать), а в третьем заключено значение «без устали, прилежно» (работать).

Ошибки в употреблении фразеологизмов:

  1. Связаны чаще всего с нарушением их формы: щекотливая дилемма (следует: щекотливый вопрос, щекотливое положение ); вся пресса поет в одну дуду (следует: поет в один голос ); мне тоже хотелось не упасть лицом в грязь (следует: не ударить лицом в грязь ); они свой конфликт с власть предержащими... (в зависимости от значения следует: с властью предержащей или властями предержащими... ); он отдал девушке руку и сердце (следует: предложил руку и сердце ); это настоящее избиение грешников (следует: избиение младенцев ); она моя закадычная подруга (следует: лучшая подруга, закадычный - только друг ); промокли до костей (следует: промокли до нитки ), но: промерзли до костей , глас, вопиющий в пустыне (следует: глас вопиющего ) и т.п. Иногда незначительные изменения в составе фразеологизма приводят к существенным изменениям в его значении. Существуют два фразеологизма: книжный второе пришествие - будущий золотой век и употребляемый иронически до второго пришествия, синонимичный фразеологизму до морковкина заговенья, когда рак на горе свистнет, после дождичка в четверг, то есть «никогда».
  2. Часто ошибка связана с игнорированием стилистической окраски фразеологизма. Так, в предложении З десь национальный гнет идет рука об руку с политическим употребление фразеологизма рука об руку ошибочно, так как несет позитивную оценку и употребляется в позитивных контекстах (прошли всю жизнь рука об руку ) В данном предложении фразеологизм рука об руку следует заменить словом усугубляется . Аналогично в предложении П о-прежнему тон задают государственные издательства, которые пустились во все тяжкие (употребление столь разговорного фразеологизма неправомерно) –здесь уместнее: идут на различные ухищрения .
  3. Игнорирование стилистической окраски особенно часто наблюдается при употреблении фразеологизмов библейского происхождения. Одни из них передают экспрессию торжественности, повышенной значимости (возвращение на кру́ги своя ), другие имеют ироническую окраску (и иже с ними, манна небесная, притча во язы́цех, козел отпущения ). Их использование требует осторожности, проверки по источникам и словарям. В противном случае возникают ошибки. Например, рассказывая о посещении архивов Лубянки, автор пишет: вот и подъезд, ведущий в «святая святых» грозной, кровавой мясорубки. Употребление фразеологизма святая святых здесь недопустимо ни в значении «самое заветное, дорогое», ни с иронической, шутливой оценкой, поскольку приходит в противоречие с контекстом, где невозможна ни ирония, ни торжественная трепетность. Происходящая в настоящее время в современной публицистической речи активизация фразеологизмов нередко приводит к перенасыщению ими отдельного текста или целого издания, например, газеты. В результате между автором (издателем) и читателем создаются не доверительные отношения (на что, видимо, рассчитывал автор, употребляя фразеологизмы), а развязно-фамильярно-панибратские.
  4. Случается и неоправданное сокращение состава фразеологизма в результате пропуска того или иного его компонента: усугубляющее обстоятельство (вместо усугубляющее вину обстоятельство ); успехи этого студента желают лучшего (вместо оставляют желать лучшего ).
  5. Недопустима и замена компонентов в составе фразеологизмов: Педагог должен знать, в чем кроется успех этой работы ; Побывайте в этих местах, где еще не ступала нога журналиста ; Накануне чемпионата у руководителей забот хоть отбавляй .
  6. Нередко причиной искажения состава фразеологизмов оказывается ассоциативная ошибка: тот или иной его компонент замещается близким по звучанию (нередко паронимом): не упал духом, провести вокруг пальца, вырвалось у него с языка, ставить точки на и, семи пядей на лбу и т. д.
  7. Иногда по ошибке заменяются грамматические формы словарных компонентов в составе фразеологизмов: Голова его убелена сединой (вместо сединами ); Дети заморили червячков (вместо червячка ), Он не хочет работать, а гоняется за длинными рублям и (искажен фразеологизм гнаться за длинным рублем ).
  8. Непонимание этимологии фразеологизмов приводит к комическим ошибкам: хоть кол на голове чеши (вместо теши ), довести до белого колена (вместо каления ), скрипя сердцем (скрепя - от скрепить).
  9. Иногда в речи можно наблюдать и непонимание говорящим значения используемого фразеологизма: Веселые и счастливые, выпускники спели на прощанье свою лебединую песню . Или: [из выступления студента на празднике «Последнего звонка»] Сегодня у нас радостное событие: мы провожаем в последний путь наших старших товарищей . Употребление фразеологизмов без учета их семантики, как и структуры, в корне искажает смысл высказывания.
  10. Грубой речевой ошибкой является и искажение образного значения фразеологизма, который в контексте воспринимается не в его метафорическом значении, а буквально: Пластинка еще не сказала своего последнего слова - контекст проявил прямое значение слов, образовавших фразеологизм, и в результате возник каламбур.
- 99.56 Кб

Фразеологизмы с компонентом цветообозначения составляют особое фразео-семантическое поле. Исследуемый материал свидетельствует о том, что фразеологические единицы с компонентами цветообозначения составляют одну из больших и продуктивных тематических групп во фразеологии.

Несмотря на то, что красный цвет не столь распространен в окружающем человека ландшафте, как белый и черный цвета, он достаточно широко используется во фразеологии русского языка. Но в количественном отношении фразеологические единицы с компонентом «красный цвет» уступают оборотам, содержащим белый и черный цвета.

В русском языке реализуются в основном такие символические значения ФЕ с компонентом цвета «красный», которые связаны с молодостью, красотой. Например:

Красный молодец, красная девица - о молодом человеке, здоровом, красивом, пользующемуся симпатией у окружающих.

Красное солнышко – праздничный момент, доброжелательное отношение к окружающим.

Красный денёк – ведряной, солнечный, поднимающий настроение.

Красное словцо – острота, острая шутка, метко сказанное слово.

Однако нередко в речи используется фразеологический оборот «красный петух» со значением «поджёг, большой пожар», который несёт негативную окраску.

Цветообозначения, связанные с национальными и другими флагами и политическими эмблемами, используются в символическом значении. Красный цвет - международный символ революции. Согласно Е. Хеллер

Ярко красные флаги символизировали протест против правил и стали символом социализма и коммунизма.

Устойчивые словосочетания, в состав которых входят цвета, участвую в межкультурной коммуникации, маркируя своеобразие того или иного языка. Они несут на себе отпечаток образности, экспрессивности, отражая наиболее яркие, культурные, социальные, исторические и религиозные реалии.

II.1. Фразеологизм – значимая единица языка

Наряду со словосочетаниями, которые возникают в речи по сложившимся в языке грамматическим правилам сочетаемости и состоят из слов, диктуемых логикой мысли, существуют словосочетания, которые являются целостными единицами обозначения чего-либо и не создаются, а воспроизводятся в речи целиком. Так, например, недостаточно сильному молодому человеку нередко говорят: мало каши ел! ; об очень вкусной еде скажут: пальчики оближешь! ; о сильном страхе, испытываемом кем – либо, - поджилки трясутся и т.д. такие целостные воспроизводимые сочетания слов относятся к фразеологии , а сами сочетания называют фразеологизмами (фразеологическими единицами (ФЕ), фразеологическими оборотами и т.д.).

Фразеология (от греч. phrasis – выражение, logos – учение) – раздел лингвистики, в котором изучаются семантические, морфолого-синтаксические и стилистические особенности фразеологизмов.

Фразеология – это величайшая сокровищница и непреходящая ценность любого языка. В ней, как и в зеркале, отражается история и многовековой опыт трудовой и духовной деятельности народа, его нравственные ценности, религиозные воззрения и верования. Фразеология отражает мир чувств, образов, оценок того или иного народа, она самым непосредственным образом связана с культурой речепроизводства. Кроме того, фразеология – неистощимый источник познания языка как развивающейся и изменяющейся системы. В ней заключены и современные языковые образования, и реликты древнейших эпох – слова, формы, конструкции. Поэтому для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка.

Основными свойствами ФЕ являются:

  1. Воспроизводимость . Фразеологизмы не создаются в процессе общения, а воспроизводятся как готовые целостные единицы. В смысловом плане ФЕ выступают как единое целое.
  2. Непроницаемость . В подавляющее большинство ФЕ невозможны различные вставки, дополнения, пояснения. Любое устойчивое сочетание слов состоит всегда из одних и тех же слов, то есть состав ФЕ всегда постоянен .
  3. Акцентологическое оформление. Правильное ударение, акцент позволит слушающему отличить и осмыслить значение ФЕ.

В качестве воспроизводимой языковой единицы фразеологический оборот всегда представляет собой единое смысловое целое, однако соотношение значения фразеологизма в целом и значений составляющих его компонентов может быть различным. С этой точки зрения ФЕ современного русского языка можно разделить на четыре группы: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения.

Семантически неделимые фразеологические обороты, в которых целостное значение совершенно несоотносительно с отдельными значениями составляющих их слов, называются фразеологическими сращениями. Фразеологическое сращение неровен час равно по смыслу а вдруг. По своей семантике оно совершенно несоотносительно с теми значениями, которые свойственны словам ровен и час.

Фразеологическое единство - это устойчивый оборот, являющийся семантически неделимым и целостным, однако их целостная семантика мотивированна отдельными значениями составляющих их слов. Неразложимое значение ФЕ возникает в результате слияния отдельных составляющих их частей в единой обобщенно-переносной семантике целого. ФЕ закинуть удочку, зарыть талант в землю, семь пятниц на неделе и т.д. Их значения являются производными, вытекают из семантики образующих их слов. Для фразеологического единства характерна образность; каждое слово такой фразы имеет свое значение, но в совокупности они приобретают переносный смысл.

В фразеологических сочетаниях имеются слова как со свободным, так и со связанным употреблением. В обороте закадычный друг слово друг имеет свободное употребление. Оно может сочетаться не только со с ловом закадычный, но и с целым рядом слов. Что же касается слова закадычный, то оно как бы связано к слову друг и может употребляться только с ним. То же самое и наблюдается в словосочетаниях заклятый враг, кромешная тьма и т.д.

По характеру связей слов и общему значению фразеологические выражения ничем не отличаются от свободных словосочетаний. Они не только являются семантически членимыми, но и состоят целиком из слов со свободными значениями. (Любви все возрасты покорны, суждены нам благие порывы, счастливые часов не наблюдают и т.д.) Основная специфическая черта, ограничивающая фразеологические выражения от свободных сочетаний слов, состоит в том, что в процессе общения они не образуются говорящим, а воспроизводятся как готовые единицы с постоянным составом и значением.

II.2. Классификация фразеологизмов с прилагательными цветообозначения

В лингвистической науке исследование цветообозначающей лексики представлено довольно широко. Изначально история возникновения и развития наименований цвета носило чисто описательный характер.

За последние годы возросший интерес к проблеме цветообозначений в лингвистике вполне оправдан. Так как лексика этой зоны обладает огромной значимостью для человека и представляет собой легко выделяемую лексико-семантическую группу, в которой отражается объективные реалии жизни.

В лингвистических работах накоплен большой материал, посвящённый использованию «цветовой» лексики во фразеологических оборотах в русском языке. Это обусловлено тем, что лексика этой зоны обладает огромной значимостью для человека и представляет собой легко выделяемую лексико-семантическую группу, в которой отражается объективное разнообразие цветовой гаммы.

Однако следует отметить, несмотря на достаточно глубокую изученность цветообозначающей лексики, в современной лингвистике отсутствует единый терминологический аппарат описания лексем, отражающих различные цветовые оттенки. Наиболее распространёнными и употребляемыми понятиями являются «цветообозначение», «цветонаименование », «имя цвета », «прилагательное со значением цвета » и др. Однако мы в работе приняли первый наиболее употребляемый вариант «цветообозначение », который был использован в трудах Н.Б. Бахилина, В.А Московича, А.Вежбицкой, М.Ф. Мурьянова, В.Тернера, О.А.Корниловой, Е.Н.Поляквой и т.д.

Составляя классификацию фразеологизмов с прилагательными цветообозначения в русском языке, исследователи отмечают тот факт, что цветообозначения в индоевропейских языках включает в себя 11 слов, а в русском языке она состоит из 12 цветов. Особенность заключается в том, что для обозначения синего цвета в русском языке существует два основных названия – синий и голубой. Вполне понятно, что в данном случае мы имеем дело с универсальным явлением, связанным с национальной картиной мира, в которой тесно переплетаются традиции и обычаи народа.

Н.Б. Бахилина указывает, что в древнерусском языке «…различаются основные цвета: белый, черный, красный, синий, жёлтый, зелёный некоторые оттенки синего (голубой, зекрый), жёлтый (плавый), а также некоторые смешанные цвета: сизый, серый, рыжий и др.»

Для анализа фразеологизмов нами были проанализированы следующие фразеологические словари: А.К Бирих , В.М.Мокиенко , В.Н.Телия , Е.А.Быстова , Н.М.Шанский , А.Н.Тихонов, В.П.Жуков, А.И.Молотков, на казахском языке Х.К.Кожахметовой и Р.Е. Жайсаковой , І.К. Кеңесбаева .

Анализ ФЕ русского языка с прилагательным цветообозначения по данным лексикографических источников позволил нам выявить:

  1. Фразеологизмы с точки зрения их структуры.
  2. Фразеологизмы с точки зрения морфологической принадлежности.
  3. Фразеологизмы с точки зрения смысловой семантики.
  4. Фразеологизмы с точки зрения происхождения.
  5. Фразеологизмы с точки зрения стиля.
  6. Частотный анализ фразеологических единиц.

По структуре фразеологические обороты похожи на:

  • Предложение: черная кошка пробежала, темна вода в облецех, держать в темном теле, наводить тень на ясный день и т.д.
  • Словосочетание: чернильная душа, светлая голова, золотые руки, серебряная свадьба, синяя птица и т.д.

С точки зрения морфологической принадлежности слов, входящих в состав фразеологического оборота , выделяются:

  • Прилагательное + существительное в И.п.: белая ворона, черная благодарность, белые мухи, зелёная улица, золотая середина, красное словцо, золотое дно, черный день, желторотый птенец и др.
  • Существительное в косвенном падеже с предлогом + имя прилагательное: под красную шапку, в розовом цвете (свете), в черном цвете, до седых волос и др.
  • Существительное + существительное с прилагательным: сказка про белого бычка.
  • Глагол + существительное с прилагательным: наводить тень на ясный день, ловить рыбу в мутной воде, смотреть сквозь розовые очки, держать в черном теле, довести до белого каленья.
  • Сравнительный оборот: как сивый мерин, как гром среди ясного неба.

Фразеологизмы с точки зрения смысловой семантики подразделяются:

  • Фразеологические единства: белая ворона, держать в черном теле, медная глотка, черный день и др.
  • Фразеологические сращения : темна вода в облацех, золотой телец, елки зелёные, под красную шапку, смотреть сквозь розовые очки.
  • Фразеологические сочетания : до зелёного змия, золотая рота, черная неблагодарность, красное словцо, золотая середина и др.

С точки зрения происхождения фразеологизмы подразделяются:

  • Исконно-русские русские фразеологизмы, которые представляют большинство ФЕ: держать в черном теле, довести до белого каления, черная кошка пробежала, елки зелёные, красный петух, белая ворона, голубая кровь, белая кость, ловить рыбу в мутоной воде, жёлтый дом и т.д.
  • Фразеологические обороты иноязычного происхождения: золотая середина (из Горация aurea mediocritas), медный лоб (фрац. front d"airain), синяя птица (название пьесы-сказки Метерлинка); синий чулок (англ.blue stockina); золотой дождь, золотая рота (восходящие к античности и реже к европейскому средневековью) и т.д.
  • К фразеологическим оборотам, заимствованным из старославянского языка относятся: Темна вода в облацех, золотой телец и др.

Фразеологизмы, подобно словам, относятся к различным стилистическим пластам. С точки зрения стилистики выделяют:

  • Межстилевые фразеологизмы, употребляемые во всех (сферах) стилях речи: синяя птица, золотой фонд, белый свет, до седых волос, серебряная свадьба и др.
  • Книжные обороты употребляются преимущественно в письменной речи. Они обладают оттенком торжественности, поэтичности, возвышенности. Это означает, что книжные фразеологизмы используются в публицистической, научной и художественной литературе. Пример: темна вода в облацех, золотой телец, красная девица, золотой дождь и др.
  • Разговорно-бытовые фразеологизмы отличаются сниженной экспрессивно стилистической окраской (шутка, ирония). Сферой употребления этих фразеологизмов является преимущественно устная речь. Среди них выделяются просторечные, устаревшие. Они обычно отличаются известной степенью грубости и обладают отрицательным оттенком пренебрежительности, неодобрительности: как сивый мерин, наводить тень на ясный день, серая скотина, белая кость, голубая кровь, жёлтый дом, елки зеленые и др.

Описание работы

Цвет как объект изучения всегда привлекал ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Он является одним из самых сильных средств выразительности художников-живописцев. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт.
С давних времен люди придавали цвету особое значение. Считалось, что он обладает магической силой, поскольку каждый цвет вызывает особую реакцию. Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающее – пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3 - 5
Глава I. Значение восприятия цвета в жизни человека………….… 6 - 8
Глава II. Особенности фразеологических оборотов с прилагательными цветообозначения…………………………………………………………..9 - 10
II.1. Фразеологизм – значимая единица языка………………………. 11 - 13
II.2. Классификация фразеологизмов с прилагательными цветообозначения………………………………………………………….14 - 21
II.3. Особенности перевода фразеологизмов с прилагательными цветообозначения на казахский язык..........22-24
Заключение. ……………………………………..………….……….. …..25 - 26
Список использованной литературы. ………….…………..………… 27 - 28

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Этап 2
Степени сравнения прилагательных

1. Заполните пропуски в ответе: «Качественные прилагательные имеют... степени сравнения: ...».

Качественные прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.

2. Подтвердите конкретными примерами истинность следующих выражений:

Формы сравнительной степени обозначают:

1) признак, который в одном предмете проявляется в большей степени, чем в другом или других;
2) признак, который в одном и том же предмете проявляется то в большей, то в меньшей степени.

1) Я тебя полюбил, Каширин, за то, что ты храбрей меня. (К.Симонов)

2) Стали сосны сдержанней и глуше. (М.Исаковский) Роса по утрам была обильнее, чем раньше. (К.Федин)

Превосходная степень обозначает признак, который проявляется в данном предмете в максимальной степени по сравнению с другими предметами того же рода или без сравнения.

1) Вольфрам – самый твердый из металлов. 2) Петя был с утра в превосходнейшем настроении.

3. Продолжите ответ: «Для сравнительной степени существуют две формы выражения: ...».

Для сравнительной степени существуют две формы выражения: простая (синтетическая) и составная (аналитическая). Ср.: глупее и более глупый.

4. Простая форма сравнительной степени образуется от основы исходной формы при помощи суффиксов -ее (-ей), -е и -ше. Какой из этих суффиксов является наиболее продуктивным в современном русском языке?

Суффикс -ее, его вариант – суффикс -ей – носит разговорный оттенок. Непродуктивный суффикс свойствен прилагательным с основой на г, х, д, т, ст, которые в сравнительной степени чередуются с ж, ш, ч, щ (тугой – туже, сухой – суше, густой – гуще, молодой – моложе, крутой – круче). Суффикс -ше также непродуктивный, с ним встречаются лишь несколько форм: дальше, тоньше, раньше, старше, дольше.

5. Три прилагательных образуют простую форму сравнительной степени супплетивным способом. Вспомните эти прилагательные.

Плохой – хуже, хороший – лучше, маленький – меньше.

6. Существуют ли ограничения в образовании простой сравнительной степени? Простой формы превосходной степени?

Да, существуют. Простая форма сравнительной степени не может быть образована от прилагательных с суффиксом -ск-: дружеский, комический, ребяческий, трагический, страдальческий; от многих прилагательных с суффиксом -л-: исхудалый, поблеклый, загорелый, обветшалый; от некоторых прилагательных с суффиксом -н- и -к-: ручной, ранний, кровный и громоздкий, зыбкий, колкий, ловкий, липкий, маркий, мерзкий, робкий; от прилагательных с суффиксом -ов-: деловой, рядовой; от прилагательных с суффиксами -еньк- (-оньк-), -оват-: толстенький, худенький, грубоватый; от прилагательных с префиксами субъективной оценки: развеселый, преглупый, прехитрый. Многие из таких прилагательных являются относительными по происхождению. В этом случае употребляется составная форма сравнительной степени.

Ограничения в образовании простой сравнительной степени могут быть обусловлены и особенностями семантики прилагательных. Среди них выделяют:

Прилагательные, обозначающие масти животных: буланый, вороной, гнедой;

Относительные по происхождению прилагательные, обозначающие цвета: абрикосовый, гранатовый, персиковый, вишневый;

Слова, в лексическом значении которых заключен элемент сравнения: равный, одинаковый, аналогичный, идентичный, подобный;

Прилагательные, лексическое значение которых не допускает элемента сравнения: босой, слепой, немой, мертвый, глухой.

В образовании форм простой превосходной степени действуют в основном те же ограничения, что и в образовании простых форм сравнительной степени (структурные и семантические), добавим только некоторые непроизводные прилагательные, от которых сравнительная степень образуется, а превосходная – нет: большой, молодой, долгий, сухой, тугой и др.

7. Прокомментируйте следующие примеры: Походка его становилась все деревяннее. (В.Короленко); Напрасный отблеск жизни прежней, она была еще мертвей, еще для сердца безнадежней навек угаснувших очей. (М.Лермонтов)

В художественной литературе можно встретить простые формы сравнительной степени как от прилагательных, приведенных в предыдущем задании (мертвый), так и от относительных прилагательных, употребленных в значении качественных (деревянный), за счет чего создаются особая образность и выразительность.

8. Какое значение придает словам приставка по-: покрепче, помоложе, покрупнее, получше, побольше ?

Простая форма сравнительной степени может осложняться приставкой по-, которая усиливает степень преобладания качества в одном из сравниваемых предметов: эта комната побольше; эти нитки покороче. Такие формы характерны для разговорной речи.

9. Заполните в ответах пропуски (слова в скобках).

Простая форма сравнительной степени является (неизменяемой), чем отличается от остальных форм прилагательного, и в предложении выступает в функции (сказуемого) или (обособленного несогласованного определения): Волга шире Днепра. Но дом другой, и выше, и трудней, меня зовет. (Н.Некрасов)

Составная форма сравнительной степени представляет собой сочетание слов (более) или (менее) с (исходной) формой прилагательного: более мелкий, более яркий, менее убедительный.

Составная форма сравнительной степени в предложении обычно функционирует как (определение) (хотя может быть и сказуемым ): С экскурсии мы возвращались по более широкой дороге. Левый берег реки более крутой, чем правый.

Образования, в которых объединяются две формы выражения сравнительной или превосходной степени (простая и составная), являются (нелитературными): более выше, самый кратчайший.

Простая форма превосходной степени образуется от (основы) исходной формы при помощи суффиксов -ейш-, -айш-: красивейший, величайший.

Составная форма превосходной степени образуется прибавлением к (исходной) форме слов (самый, наиболее, наименее) или прибавлением к форме (сравнительной степени) слов (всего, всех: самый верный, наиболее перспективный, наименее привлекательный, быстрее всего, надежнее всего).

10. Какие дополнительные средства используются в русском языке для выражения высшей степени качества по сравнению с другими однородными предметами?

К дополнительным средствам относятся:

Предлоги из, среди + родительный падеж: способнейший из учеников;

Предлог в + предложный падеж: крупнейший в республике вуз;

один + из + простая форма превосходной степени + родительный падеж существительного: один из выдающихся людей своего времени.

11. Приведите примеры устойчивых оборотов, включающих простую форму превосходной степени.

(Кратчайший путь, нижайший поклон и др., а также термины: новейшая история, высшая математика, новейшая философия и др.)

12. Даны примеры: наистрожайший запрет, наилегчайший вес, наивысшее достижение, наилучший показатель. Какое значение придает прилагательным приставка наи- ? Для какого стиля характерны такие прилагательные?

Образования с приставкой наи- обладают большой экспрессивностью и характерны для книжной речи, обозначают еще большую, гиперболически предельную степень проявления признака.

13. Какая форма превосходной степени является самой продуктивной в современном русском языке и почему?

(Форма превосходной степени, образующаяся с помощью слова самый и исходной формы прилагательного. Причину этого следует искать в более широких возможностях данной формы по сравнению с простой, ограниченной, с одной стороны, условиями словообразования (многие прилагательные не образуют формы на -ейший, -айший ), а с другой – стилистическими особенностями. Эта форма не закрепилась за каким-либо стилем или жанром литературного языка, а используется во всех стилях.)

Этап 3
Степени качества

1. Завершите выражение: «Степени качества прилагательных обозначают степень проявления признака...». Как образуются степени качества прилагательных?

Степени качества прилагательных обозначают степень проявления признака безотносительно к сравнению предметов: синий-синий, желтоватый, здоровенный, злющий и др. Степени качества образуются:

Прибавлением префиксов ультра-, архи-, сверх-, раз-, пре-, все- (ультраправый, архисложный, сверхприбыльный, развеселый, премилый, всесильный);

Прибавлением суффиксов -оват-/-еват-, -оньк-/-еньк, -охоньк-/-ешеньк-, -ущ-/-ющ-, -енн- (староватый, серенький, легонький, худющий, здоровенный);

Повторением исходной формы прилагательного с префиксом или без него (хороший-прехороший, быстрый-быстрый) .

2. Игра «Кто быстрее и больше?». Учитель называет приставку или суффикс, с помощью которых образуются степени качества, а учащиеся – прилагательное с приставкой или суффиксом. Например, ультра-: ультрамодный, ультрарадикальный, ультралевый, ультрафиолетовый и т.д.; -ющ-: злющий, длиннющий, худющий, хитрющий, жаднющий и т.д.

3. Перечислите префиксы, участвующие в образовании прилагательных со значением степени качества.

Осложняя прилагательные, приставки ультра-, архи-, сверх-, раз-, пре-, все- придают им значение предельной степени качества: «очень», «весьма», «чрезвычайно».

В современном русском языке очень продуктивны прилагательные с приставкой пре-: премудрые слова, премилый ребенок, препротивная погода, прескверное настроение и т.д. Такие образования чаще употребляются в разговорной речи с шутливым или ироническим оттенком.

Прилагательные с приставкой все- используются преимущественно в книжной речи, внося оттенок приподнятости, торжественности: всемогущий, всесильный и т.д.

Формы с приставкой раз- имеют народно-поэтическую окраску и распространены в разговорной речи: развеселый парень, распрекрасная невеста, расхорошие мои и т.д.

Образования с архи-, сверх-, ультра- свойственны книжной речи. Прилагательные с префиксом ультра- встречаются преимущественно в политической и научно-технической литературе (ультраконсервативный, ультрареакционный, ультраправый, ультрамодернистский, ультракороткий и т.д.).

Прилагательные с префиксом архи- можно найти в публицистике, и то крайне редко: архиреакционный, архиопасный, архиновый, архиплохой и т.д.

Иногда образование с архи- и ультра- приобретают иронический оттенок: архимодный, ультрамодный, ультрасовременный, ультрасентиментальный, ультравеликосветский.

Префикс сверх- получил в современном языке достаточно широкое распространение. Однако основной сферой существования прилагательных с префиксом сверх- является научно-техническая терминология: сверхмощный, сверхнизкий (о температуре), сверхскоростной (о скорости), сверхвысокий (о давлении), сверхметкий (о стрельбе) и др.

4. Какие значения вносят суффиксы в семантику прилагательных?

Суффикс -оват-/-еват- обозначает неполноту качества: серый и сероватый, бледный и бледноватый .

С помощью прилагательных с суффиксом -оват-/-еват- изображаются различные оттенки цвета: голубоватый, розоватый, сиреневатый, рыжеватый, коричневатый и др.

Суффикс -оньк-/-еньк- обозначает увеличение или уменьшение меры выраженного прилагательным признака: красивый – красивенький, добрый – добренький, простой – простенький, кривой – кривенький. Прилагательные с суффиксом -оньк-/-еньк- более свойственны эмоционально насыщенной разговорной речи. Широкое распространение они получили в художественной литературе, в частности, в речи персонажей.

Суффиксы -ешеньк-, охоньк-/-ехоньк- вносят усилительное, увеличительное значение: младешенький, целехонький и др. Эти формы присущи в основном народно-поэтическим произведениям.

Прилагательные с суффиксом -ющ- имеют усилительно-увеличительное значение: «очень, в высшей степени» (жаднющий) .

Суффикс -енн- также вносит в прилагательное оттенок увеличительности: высоченный, толстенный, страшенный, широченный, тяжеленный и др. Обычно этот суффикс присоединяется к прилагательным, обозначающим величину и силу.

Прилагательные с суффиксами -ющ- и -енн- отличаются разговорным оттенком.

5. Прокомментируйте следующую запись: важный-важный, важный-преважный = очень важный. Когда лучше сказать: важный-важный, важный-преважный, а когда: очень важный ?

(Формы типа важный-важный имеют ярко выраженный разговорный оттенок, а сочетание с очень стилистически нейтрально. Образования, осложненные приставкой пре-, еще больше увеличивают меру признака.)

Этап 4
Краткая форма прилагательных

1. Заполните пропуски в следующих ответах:

Большинство... прилагательных имеет... параллельные формы: ... .

Краткие прилагательные отличаются от полных своими... и... особенностями.

Краткие прилагательные имеют категории... и... .

Краткие прилагательные, как правило, имеют парадигму, состоящую из... членов.

В отличие от полных форм, краткие прилагательные... .

В современном русском языке краткие формы функционируют исключительно в роли... .

(Ответ. Большинство качественных прилагательных имеют две параллельные формы: полную и краткую: сладкий – сладок, горькая – горька, низкое – низко, грустные – грустны.

Краткие прилагательные отличаются от полных своими грамматическими и стилистическими особенностями.

Краткие прилагательные имеют критерии рода и числа: высок, высока, высоки.

Краткие прилагательные, как правило, имеют парадигму, состоящую из четырех членов: стар, стара, старо, стары.

В отличие от полных форм, краткие прилагательные не склоняются.

В современном русском языке краткие формы функционируют исключительно в роли сказуемых. )

2. Подтвердите конкретными примерами следующее суждение: «В древнерусском языке краткие прилагательные склонялись, имели падежные формы. В современном русском языке сохранились следы склонения кратких прилагательных в некоторых фразеологизмах, пословицах, поговорках и во многих наречиях, образованных когда-то из сочетания предлога с краткой формой прилагательного».

На босу ногу; средь бела дня; от мала до велика; дочиста, попросту, набело.

3. В древнерусском языке краткие прилагательные выступали как в роли сказуемых, так и в роли определений. Приведите примеры фразеологических оборотов, отражающих былую определительную функцию кратких прилагательных.

На босу ногу, по белу свету. Былая определительная функция кратких прилагательных отразилась также в географических названиях типа Белгород, Новгород и др.

4. У А.С. Пушкина читаем: Пред нами мрачна степь лежит во сне глубоком; Навстречу мне только версты полосаты попадаются одне. Являются ли формы мрачна, полосаты краткими?

Нет, не являются. Это усеченные прилагательные. Они встречаются в поэзии. Усеченные прилагательные образовались путем отсечения конечного гласного от полной формы. Между краткими формами прилагательных и усеченными существуют следующие различия: краткая форма может иметь свое ударение, отличающееся от полной формы, усеченная форма всегда сохраняла ударение полной формы; краткая форма в современном русском языке функционирует как сказуемое, усеченные формы выступают в роли определений. В настоящее время подобные усеченные формы уже не употребляются.

5. С какими полными формами соотносятся краткие формы велик и мал ?

Велик – большой и великий; мал – малый и маленький.

6. Некоторые качественные прилагательные не имеют полной формы или имеют, но она отличается от краткой по смыслу. Назовите такие прилагательные.

К таким прилагательным относятся рад, горазд, люб, не обладающие полной формой, а также готов, согласен, нужен, виден, властен, волен, прав, способен, должен и др., которые разошлись в своем лексическом значении с полной формой. Например: готов к экзаменам, готов к отъезду (сделал все необходимые приготовления), готовый обед (окончательно сделанный, годный к употреблению).

7. Как стилистически различаются формы важный и важна, сложный и сложна, бедный и бедна и т.п.?

Краткие формы прилагательных могут отличаться от полных форм не только грамматически, но и стилистически. Это разграничение распространяется только на те прилагательные, у которых краткая форма совпадает с полной по своему лексическому значению. Формы важный и важна, сложный и сложна, бедный и бедна и т.д. различаются стилистически следующим образом: полная форма нейтральна, краткая имеет оттенок книжности.

8. Каким прилагательным свойственна большая категоричность: полным или кратким? Проанализируете примеры: Он бедный и Он беден.

Кратким прилагательным свойственна большая категоричность.

9. Установите закономерность и продолжите ряд примеров: нитки толсты – нитки толстые, рукава коротки – рукава короткие...

Краткие формы ряда прилагательных со значением физической характеристики предмета (размера, длины, объема) приобретают дополнительное значение чрезмерной степени признака: нитки толсты (например, для шелка) и нитки толстые (сорт ниток), рукава коротки (для кого-то) и рукава короткие (особый покрой рукава) и др.

Платье длинно – платье длинное, проезд узок – проезд узкий, костюм большой – костюм велик.

10. Как сказать о мальчике со слабым здоровьем: мальчик болен или мальчик больной ? Ответ обоснуйте.

Мальчик больной. Выступая в функции сказуемого, полные прилагательные обозначают постоянный признак предмета, а краткие – временный признак (качественное состояние, характерное для предмета лишь в определенный момент): Мальчик болен (болеет в настоящий момент), мальчик больной (мальчик со слабым здоровьем). Временный признак может быть выражен и полной формой, но в таком случае это значение должно быть поддержано контекстом (он сегодня грустный). Однако в современном русском языке наблюдается тенденция к сокращению употребления кратких форм и замене их полными даже при выражении временного признака.

11. Как правильно сказать: Платок был влажный или Платок был влажен ?

В большинстве случаев, если обе формы равнозначны, краткие и полные прилагательные могут заменять друг друга. Например, в составном сказуемом со связкой быть в прошедшем времени эти формы взаимозаменяемы. Поэтому можно сказать: Платок был влажный и Платок был влажен. Однако в современном русском языке в данном случае предпочтительнее форма тв.п.: Платок был влажным.

12. Как правильно сказать: Я болтлива или Я болтливая ?

Если прилагательное характеризует существенный, главенствующий признак лица (предмета), как в данном случае, то без ущерба для значения можно употребить обе формы.

13. Дайте лингвистический комментарий следующим примерам:

Он каждым словом, каждым жестом хотел сказать: смотрите, как прелестна, как обаятельна моя простота. (К.Федин)

Как ни крепок был Сережа, губы его задрожали. (А.Фадеев)

Будьте счастливы! Будь здоров! Будь внимателен!

Забот полон рот; насильно мил не будешь.

В современном русском языке имеются конструкции, которым свойственны только краткие формы. В этих конструкциях прилагательные определяются наречиями как, так (1-й пример), в придаточных уступительных, которые вводятся союзным сочетанием как ни (2-й пример), краткое прилагательное входит в состав именного сказуемого, в котором глагол стоит в повелительном наклонении (3-й пример), краткое прилагательное входит в состав фразеологических оборотов, пословиц и поговорок (4-й пример).

Н.М. РУХЛЕНКО,
Белгородская обл.

Фразеологические обороты, имеющие прилагательные

со значением цветообозначения в русском и казахском языках

Фразеологизмы, в состав которых входят прилагательные цветообозначения, часто встречаются в упражнениях и художественных произведениях, изучаемых по школьной программе. Я решила провести исследовательскую работу над семантикой данной группы фразеологизмов.

В лингвистических работах, посвященных цветообозначению в русском языке накоплен большой материал об использовании «цветовой» лексики, прежде всего имен прилагательных в произведениях художественной литературы, в публицистике.

Ценность таких исследований в том, что они выявляют стилистическое назначение данной категории слов, помогает глубже понять замысел автора.

Высокой употребительностью отличаются сочетания с непроизводными прилагательными: белый, черный, красный, зеленый, желтый, голубой; сочетания же со словами: алый, бурый, лиловый, фиолетовый, багровый менее частотны и встречаются в основном в художественных публицистических текстах. Реже используются цветообозначения, построенные на базе прилагательных кофейный, ореховый, медный, молочный, пшеничный.

Из «Фразеологического словаря русского языка» под редакцией А.И. Молоткова (Москва-1987г.) мною выписано 55 фразеологических оборота, в составе которых имеются прилагательные со значением цветообозначения. Я определила и выписала значения всех фразеологических оборотов.

    Не видеть (не видать) света белого. 1. Будучи обремененным непосильной работой, заботами и т. п., не знать покоя, отдыха, нормальной жизни. 2. Мучительно страдать от нестерпимой боли, какой-либо болезни и т.п.

    Темна вода во облацех. Книжн. Непонятно, неясно.

    Белая ворона. Человек, резко выделяющийся чем-либо среди окружающих его людей, отличающийся чем-либо, не похожий на них.

    Черный день. Трудное время в жизни кого-либо, время нужды,

безденежья, несчастий.

    Держать в черном теле. Сурово, строго обращаться с кем-либо; притеснять кого-либо.

    Золотое дно. Богатый, неисчерпаемый источник дохода.

    Доводить до белого каления. Приводить в состояние исступления, полной потери самообладания.

    Золотой дождь. Большие денежные суммы. Выражение возникло из древнегреческого мифа о Зевсе. Пленившись красотой Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, Зевс проник к ней в виде золотого дождя и оплодотворил ее. Даная, осыпаемая дождем золотых монет, изображена на картинах многих художников: Тициана, Корреджо, Ван-Дейка и др. Отсюда выражения: «льется золотой дождь», «польется золотой дождь» и т. п.

    Желтый дом. Устар. Больница для душевнобольных. Ср. Сумасшедший дом.

    Чернильная (бумажная) душа. Пренебр. Бюрократ, чиновник, формалист.

    Елки зеленые. Прост. Выражение досады, восхищения, недоумения и т. п. Ср. Елки-палки.

    Белая кость. Устар. Человек знатного происхождения или принадлежащий к привилегированному сословию в дореволюционной России. Антоним: черная кость.

    Черная кость. Устар. Человек незнатного происхождения или принадлежащий к непривилегированному сословию в дореволюционной России.

    Черная кошка пробежала (проскочила). Произошла ссора, размолвка между кем-либо; кто-либо с кем-либо поссорился.

    Красная девица. Слишком робкий, застенчивый молодой человек.

    Голубая кровь. Устар. Человек дворянского, аристократического происхождения.

    Ловить рыбу в мутной воде. Извлекать выгоду из чьих-либо затруднений, корыстно пользоваться какими-либо неурядицами, беспорядками, неясностью обстановки.

    Золотой (денежный) мешок. Устар. Очень богатый человек.

    Наводить тень на ясный день (на плетень). Прост. Намеренно вносить неясность в дело, запутывать кого-либо.

    Черная неблагодарность. Зло, коварство вместо признательности за добро, за оказанные услуги.

    Красный петух. Пожар, поджог.

    Пускать красного петуха. Устраивать пожар, поджигать что-либо.

    Проходить красной нитью. Являться основным, главным, ведущим в чем-либо, насквозь пронизывать что-либо.

    Золотая рота. Босяки; деклассированные элементы общества.

    Золотая свадьба. Пятидесятилетний юбилей бракосочетания, супружества.

    Серебряная свадьба. Двадцатипятилетний юбилей бракосочетания, супружества.

    Белый (божий) свет. Окружающий мир, земля со всем существующим на ней; жизнь во всех ее проявлениях.

    В розовом свете (цвете). Идеализированно, лучше, чем есть на самом деле (видеть, представлять и т. п что-либо).

    Золотая середина. Промежуточная позиция; промежуточное положение; образ действий, поведения и т. п., лишенный крайностей.

    Красное словцо (слово). Остроумное, меткое выражение; яркие, выразительные слова.

    Золотой (златой) телец. Книжн. Деньги; власть денег, золота. От библейского рассказа о тельце, сделанном из золота, которому по преданию, евреи, странствуя в пустыне, поклонялись как богу. Лит.: Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина, Крылатые слова, М., 1960, с. 232

    Золотой фонд. Самое лучшее, самое ценное, самое значительное.

    В черном цвете. Мрачным, неприглядным, хуже, чем есть на самом деле (видеть, представлять и т. п. что-либо).

    Черным по белому. Совершенно четко, ясно, недвусмысленно, определенно (сказать, написать и т. п.).

    Под красную шапку. Устар. В солдаты (отдавать, пойти и т. п.)

    До седых волос. До преклонных лет, до старости.

    Светлая голова. 1. Очень умный, ясно, логично мыслящий человек. 2. Кто-либо ясно, четко, логично мыслит.

    Золотые (златые) горы. Сказочное богатство, благополучие и т. п. (обещать, сулить кому-либо).

    Медный лоб. Бессмысленно - упрямый, ограниченный человек; тупица.

    Белые мухи. Снег, снежинки. О падающем снеге.

    Желторотый птенец. Очень молодой, неопытный, наивный человек.

    Белое пятно. 1.Неисследованная территория, район, край. 2. Неисследованная, не разработанная часть (вопроса, проблемы и. т. п.).

    Золотые руки. 1. Мастер своего дела; человек очень искусный в своем деле. 2. у кого. Кто-либо умеет сделать, смастерить все, за что ни возьмется. 3. Уменье искусно делать, мастерить и. т. п. Что-либо.

    Зеленая улица. 1. Свободный путь, без препятствий и задержек, обычно для движения железнодорожного транспорта.

2. Устар. Наказание шпицпрутенами солдат в дореволюционной России.

    Шито белыми нитками. Неловко, неумело, неискусно скрыто что-либо.

    Яснее ясного. Совершенно очевидно, совершенно понятно.

    Как (будто, словно, точно) гром среди ясного неба. Неожиданно, внезапно. Обычно о случившемся несчастье, о постигшей кого-либо беде и т. п.

    До зеленого змия. Мертвецки, до галлюцинаций, нервного расстройства и т. п. (напиваться, быть пьяным). Синоним: до чертиков.

    Сказка про белого бычка. Бесконечное повторение одного и того же с самого начала, возвращение к одному и тому же.

    Ясное дело. Конечно, безусловно.

    Синяя птица. Символ счастья; то, что воплощает для кого-либо высшее счастье.

    Синий чулок. Пренебр. Презрит. Женщина, лишенная женственности, обаяния и всецело поглощенная книжными, учеными интересами.

    Смотреть сквозь розовые очки на кого, на что. Не замечать недостатков в ком-либо или в чем-либо, идеализировать кого-либо или что-либо.

    Темный (дремучий) лес. Полная неясность, неизвестность. О чем-либо незнакомом или непонятном.

    Как в темном лесу. В полном неведении; не понимая, не разбираясь, не ориентируясь в чем-либо.

Все фразеологические обороты, собранные по вышеназванному словарю, я попыталась проанализировать с точки зрения происхождения, распределить по этим группам.

1. Фразеологические обороты иноязычного происхождения: Золотая середина [из Горация aurea medijcritas ]; медный лоб [ front d airain ]; синяя птица [ название пьесы-сказки Метерлинка ]; синий чулок [ blue stockina ]; золотой дождь, золотая рота [ восходящие к античности и реже к европейскому средневековью ] .

2. К фразеологическим оборотам, заимствованным из старославянского языка относятся: Темна вода во облацех, золотой телец и др.

3. Большинство фразеологических оборотов являются исконно русскими по происхождению: держать в черном теле, довести до белого каления, черная кошка пробежала, елки зеленые, красный петух, белая ворона, голубая кровь, белая кость, ловить рыбу в мутной воде, желтый дом и др.

По структуре фразеологические обороты бывают похожими на:

а) предложение: черная кошка пробежала, темна вода в облацех, держать в черном теле, наводить тень на ясный день и т. п.;

б) словосочетание: чернильная душа, светлая голова, золотые горы, золотой фонд, серебряная свадьба, синяя птица и др.

Группы фразелогических оборотов по морфологической

принадлежности слов

Лексическое значение фразеологизма и его грамматические категории составляют содержание фразеологизма, с которым связывается лексико-грамматическая характеристика фразеологизма, то есть тонесенность его к определенному разряду фразеологизмов: именных, глагольных, адъективных, адвербиальных, глагольно-пропозициональных (включение междометных выражений подобного типа в состав фразеологизмов).

С точки зрения морфологической принадлежности слов, входящих в состав фразеологического оборота с прилагательными цветообозначениями , выделяем следующие случаи:

Прилагательное + существительное в именительном падеже: белая ворона, черная неблагодарность, белые мухи, зеленая улица, золотая середина, красное словцо, золотое дно, черный день, ясный день, желторотый птенец, ясное дело;

Существительное в косвенном падеже с предлогом + имя прилагательное: под красную шапку, в розовом свете (цвете), в черном цвете, до седых волос;

Существительные + существительное с прилагательным: сказка про белого бычка;

Глагол + существительное с прилагательным: наводить тень на ясный день, ловить рыбу в мутной воде, смотреть сквозь розовые очки, держать в черном теле, довести до белого каления;

Сравнительный оборот: как сивый мерин, как гром среди ясного неба.

По смыслу фразеологические обороты делятся на такие группы:

1. Фразеологические единства: белая ворона, держать в черном теле, медная глотка, смотреть сквозь розовые очки, черный день, темный лес.

2. Фразеологические сращения: темна вода во облацех, золотой телец, елки зеленые, красный петух, в розовом свете (цвете), под красную шапку.

3. Фразеологические сочетания: до зеленого змия, золотая рота, черная неблагодарность, красное словцо, золотая середина и др.

Фразеологизмы, подобно словам, относятся к различным стилистическим пластам. Выделяются: межстилевые, книжные и разговорные фразеологические обороты.

Межстилевые фразеологизмы употребляются во всех (сферах) стилях речи. Например: синяя птица, золотой фонд, белый свет, до седых волос, серебряная свадьба и др.

Книжные обороты употребляются преимущественно в письменной речи. Они обладают оттенком торжественности, поэтичности, возвышенности. Это означает, что книжные фразеологизмы используются в публицистической, научной и художественной литературе. В качестве примеров могу указать: темна вода во облацех, золотой телец, красная девица, золотой дождь.

Разговорно-бытовые фразеологизмы отличаются сниженной экспрессивно стилистической окраской (шутка, ирония, презрение, пренебрежение). Сферой употребления этих фразеологизмов является преимущественно устная речь. Например: чернильная душа, синий чулок, серая скотинка и др.

Среди разговорно-бытовых фразеологизмов выделяются просторечные, устаревшие. Они обычно отличаются известной степенью грубости и обладают отрицательным оттенком пренебрежительности, неодобрительности: как сивый мерин, наводить тень на ясный день, серая скотинка, белая кость, голубая кровь, желтый дом, честная кость, елки зеленые, под красную шапку.

Частотность употребления имен прилагательных цветообозначений

в составе фразеологических оборотов.

Я попыталась определить также частотность употребления имен прилагательных цветообозначений в составе фразеологических оборотов. Наблюдения показали, что наибольшее количество раз используются прилагательные белый и золотой. Например: белая ворона, белая кость, белые мухи, белое пятно, доводить до белого каления, шито белыми нитками, черным по белому, белый (божий) свет, сказка про белого бычка; золотой дождь, золотая свадьба, золотой фонд, золотое дело, золотая рота, золотые руки, золотая середина, золотой телец, золотые горы.

Черный: черная кость, черная неблагодарность, черная кошка пробежала, черным по белому, в черном цвете, держать в черном теле, черный день;

Красный: красная девица, красное словцо, красный петух, под красную шапку;

Ясный: ясный день, яснее ясного, как гром среди ясного неба, наводить тень на ясный день;

Зеленый: до зеленого змия, елки зеленые, зеленая улица;

Синий: синяя птица, синий чулок;

Розовый: смотреть сквозь розовые очки, в розовом свете (цвете);

Медный: медный лоб, медная глотка;

Темный: темный лес, темна вода в облацех.

Всего один раз встретились во фразеологических оборотах прилагательные: желтый: желтый дом, голубой: голубая кровь, серебряный: серебряная свадьба, чернильный: чернильная душа, серый: серая скотинка, сивый: как сивый мерин, мутный: ловить рыбу в мутной воде, светлый: светлая голова, седой: до седых волос, желторотый: желторотый птенец.

Высокой употребительностью отличаются сочетания с непроизводными прилагательными: белый, черный, красный, зеленый, желтый, голубой ; сочетания же со словами: алый, бурый, лиловый, фиолетовый, багровый менее частотны и встречаются в основном в художественных публицистических текстах. Реже используются цветообозначения, построенные на базе прилагательных кофейный, ореховый, медный, молочный, пшеничный.

Сопоставительный анализ русских и казахских фразеологизмов,

имеющих прилагательные цветообозначения

Фразеология - универсальное свойство языка, характерное для всех языков мира и в каждом из них представляющее собой своеобразное, неповторимое явление. Входящие в этот пласт словарного запаса единицы с трудом поддаются переводу. Они обогащают речь, придают ей образность, эмоциональность. Знакомство с фразеологией русского и родного языка - неотъемлемая часть лингвистической культуры.

Из 5 5 фразеологических оборотов на казахский язык переводятся такие фразеологизмы:

1. Зеленая улица – кең өріс, даңғыл жол.

2. Золотое дно – табысты жер.

3. Синяя птица – арманның ақ құсы, бақыт құсы.

4. Светлая голова – зерделі бас.

5. Черным по белому – тайға таңба басқандай.

6. Золотые руки – бармағынын бал тамған, шебер қолдар.

7. Держать в черном теле – зәбір-жапа көрсету.

8. Синий чулок – еркек шора, инеден безген.

9. Красная девица – сұлу қыз.

10. Золотая свадьба – алтын той.

11. Желторотый птенец – сары ауыз балапан.

12. Серебрянаая свадьба – күміс той.

13. Золотой фонд – алтын қор.

14. До седых волос – самай шашы ағарғанша.

Следует отметить, что перевод чаще всего является не дословным, а описательным, что служит подтверждением существующей гипотезы в том, что фразеологизмы – это национальное своебразие каждого языка, они не имеют точных соответствий в других языках.

Предпочтение определенной цветовой гаммы у каждого этноса связано с окружающим ландшафтом, закрепленным за цветовым обозначением. Четкая дифференциация у казахского народа таких понятий, как добро - зло, положительное - отрицательное, возвышенное - низменное, отразилась в цветовых характеристиках белое - черное.

Закрепленное за белым цветом значение устойчиво и не допускает изменений. Чистота, возвышенность белого цвета проявляется в устойчивых словосочетаниях, широко употребляемых в разговорной речи : ақ жүрек (букв. «белое сердце») - добрый человек, сүттей ақ (букв. «белый как молоко») - чистая душа, ақ ниет – чистые помыслы, ақ бет (букв. «белое лицо») - хороший человек, ақ жол – светлый путь, ақсақал (букв. «белая борода») - мудрец, ананың ақ сүті – материнское молоко, ақ құба – светлолицый, белокожий, красивый, ақ саңлақ жүйрік – отборный скакун. Последний фразеологизм служит образной характеристикой непобедимого, не знающего поражений акына – импровизатора.

В русском языке семантика белого цвета более расплывчата и неоднозначна. Так, фразеологизм белая ворона, обозначающий человека, резко отличающегося от окружающих, в зависимости от контекста может иметь как одобрительный, так и неодобрительный оттенок. Выражение белый свет подразумевает не только положительную сторону окружающей нас действительности, а жизнь со всеми радостями и горестями.

Наблюдаются небольшие различия и в характеристике черного цвета у русского и казахского народа. В русской фразеологии с черным связано все отрицательное, мрачное, безрадостное: черный день, черная полоса, черные мысли, черная кошка пробежала и др.

В казахском языке помимо оценочного восприятия цвета (қара бет – букв. «черное лицо») - плохой человек; қарғыс - проклятие) встречаются названия местностей, основанных на ассоцациях. Например, Қарғанды (букв. «черная кровь») - темный цвет земли и угледобывающий город, Қарамұрын (черный нос), Қаратал (черная ветка), Қаратау (черная гора), Қарақұм (черные пески).

Этот же цвет в ласковом обращении к девушке – қарағым, в женском имени Қаракөз, подчеркивающий красоту черных глаз, или в шутливом обозначении смуглого ребенка – қарабала уже не имеют негативного оттенка в значении.

Наблюдения над семантикой и символикой красного, белого, черного, желтого и синего цвета в русской и казахской фразеологии позволяют полнее выявить особенности мировидения двух народов и двух культур.

Меткие крылатые выражения, мудрые поговорки и меткие пословицы оживляют художественную речь, делают ее выразительной. То есть различные по стилистической принадлежности фразеологизмы употребляются как яркое средство речевой характеристики персонажей.

Подводя итоги своего исследования, хочу акцентировать внимание на следующих моментах. Исследовательские умения и навыки необходимы сегодня не только людям, связанным с научной работой, но и каждому человеку в самых разных сферах его деятельности. Творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой работы. Работа по выявлению прилагательных цветообозначений во фразеологических оборотах русского и казахского языков является непременным условием успешной коммуникации. Особенное значение она принимает в условиях современного диалога культур и глобализации, а также при преодолении культурных барьеров.

Фразеологизмы или фразеологические единицы отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Изучение фразеологии составляет необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи. Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность, меткость, образность.

«Язык - это не только лексика, фонетика и грамматика, это система представлений своих и чужих культурных концептов и их эмоциональное осмысление и переживание» - отмечал Шаховский В.И.

2.Что общее между полными и краткими именами прилагательными и чем они различаются?
3.Почему вопросительное слово какой? помогает определить окончание прилагательных?
5.Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую?

1)дайте определение имени прилагательного.

2)что общего между полными и краткими именами прилагательным и чем они различаются?
3)какие орфограммы вы изучили в разделе "имя прилагательное "?
4)почему вопросительное слово какой? помагает определить окончание прилагательных?
5)как пишутся краткиеприлагательные с основой на шипящую?

Экзаменационные билеты по русскому языку

6 класс
Билет №1
1. Самостоятельные и служебные части речи.
2. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.
Билет №2
1. Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические при-
знаки, роль в предложении. Начальная форма.
2. Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
Билет №3
1. Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в пред-
ложении.
2. Правописание безударных гласных корня: проверяемых, непроверяемых, чередующихся.
Билет №4
1. Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки,
роль в предложении.
2. О и Ё после шипящих в корне, в суффиксах и окончаниях.
Билет №5
1 . Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательный разбор.
2. Правописание приставок на з (с).
Билет №6
1 . Местоимение как часть речи.
2. -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях.
Билет № 7
Причастие, его грамматические признаки, роль в предложении.
2. Не с разными частями речи.
Билет №8
1.Степени сравнения имен прилагательных.
2. Числительные количественные и порядковые. Простые, сложные и составные числительные
Билет №9
1.Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки,
роль в предложении. Числительные количественные и порядковые. Простые, сложные и составные
числительные.
2.Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.
Билет №10
2.Корни с чередованием и-е, их правописание.
Билет №11
1.Второстепенные члены предложения.
2.Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие.Билет №12
1.Предложения с однородными членами и пунктуация при них.
2.Обобщающее слово при однородных членах предложения.
Билет №13
1.Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс.
Однокоренные слова и формы одного слова. Порядок морфемного разбора.
2.Предложения с обращениями.
Билет №14
1.Предложения с прямой речью. Диалог.
2.Отрицательные и неопределённые местоимения. Правописание отрицательных и неопределенных
местоимений.
Билет №15
1.Деепричастие, его наречные и глагольные признаки, его грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
2.Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звуки речи и буквы. Алфавит.
Билет №16
1. Прямая речь. Пунктуационное оформление прямой речи.
2. Морфемика: окончание, основа, приставка, суффикс, корень. Однокоренные слова и формы одного
слова. Порядок морфемного разбора.
Билет №17
1.Образование сложных существительных. Правописание сложных существительных. Определение
рода сложных существительных.
2. Буквы Ы - И в корне после приставок.
Билет №18
1.Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные
предложения.
2. Правописание корней -кос-//-кас-; -лож-//-лаг-; -рос-//-раст- (-ращ).
Билет №19
1.Главные члены предложения и способы их выражения.
2.Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалек-
тизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.
Билет №20
1. Второстепенные члены предложения.
2.Правописание сложных имен существительных и прилагательных.
Билет №21
1.Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и
притяжательные.
2.Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры,
олицетворения, эпитета.
Билет №22
1.Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прила-
гательных с основой на шипящий
2.Правописание гласных Ы-И после Ц в различных морфемах.Билет №23
1.Омонимы. Синонимы. Антонимы.
2. НЕ с причастиями.
Билет №24
1.Лексика. Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное
значения слова.
2.Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Билет №25
1.Сложное предложение: сложносочинённое, сложноподчинённое.
2.Наклонения глагола.
Билет №26
1.Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры,
олицетворения, эпитета.
2.Правописание гласных после шипящих в разных морфемах различных частей речи.
Билет №27
1.Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи.
2.Полные и краткие формы страдательных причастий; их синтаксическая роль.
Билет №28
1.Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы.
2. Собирательные числительные. Склонение собирательных числительных. Дробные числительные и
их склонение.
Билет №29
1.Имя существительное.
Род имен существительных. Существительные общего рода. Существительные, имеющие форму
только единственного или только множественного числа.
Разносклоняемые и несклоняемые существительные.
2. Словообразование существительных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов
существительных.
Билет №30
1. Основные способы образования имен прилагательных.
2. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с
местоимениями

Дополнительное задание, не из учебника Хотя этот молодой ч…ловек был нан…т как обыч(?)ный пров…доник он пр…ступил к вып…лнению

своих обяз…(н,нн)остей проникнутый тем (по) истине рыц…рским воодушевлением с каким каждый средний калифорниец всегда готов услужить предст…вительницам пр…красного пола которых так редко можно встретить в …дешних местах.

1 . Подчеркните все основы, пронумеруйте части данного предложения. Составьте его схему. Определите тип сложного предложения (укажите тип подчинения при наличии нескольких придаточных).

2 . Напишите, чем осложнена каждая часть.

3. Пронумеруйте все знаки препинания. Запишите цифру(ы), обозначающую(ие) знак(и) препинания между частями, связанными подчинительной связью.

4. Запишите цифру(ы), обозначающую(ие) знак(и) препинания при обособленном определении.

5. Выпишите из первой части слово с безударной гласной в корне.

6. Выпишите из всего предложения слова, в которых правописание приставки зависит от значения.

7 . Выпишите из « части слово, в котором правописание суффикса регулируется правилом: «В именах существительных, образованных от причастий и имен прилагательных, сохраняется столько же –Н, сколько было в исходном слове.

8. Выпишите из 2-ой части словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

9. Запишите синонимы к слову РЫЦАРСКИМ.

10. Замените фразеологизм (ПРИСТУПИЛ) К ВЫПОЛНЕНИЮ ОБЯЗАННОСТЕЙ одним словом.