Миссия иезуитов в Китае (XVII-XVIII вв.) в контексте взаимодействия цивилизаций. Иезуиты в ост-индии, японии, китае и африке. Белые люди китая

) родился в итальянском городе Мачерата в семье Джиованни Баттисты Риччи, мелкопоместного дворянина и успешного фармацевта, бывшего, к тому же, одно время и губернатором города. Благодаря протекции отца, от природы набожный юноша, уже закончивший иезуитский колледж в своем родном городе, в 1568 году попадает в Рим и поступает в университет на факультет юриспруденции.Там он изучал право, математику, богословие, однако вместо магистерского кресла города, которое Риччи должен был занять как старший сын, в 1571 Маттео подал прошение зачислить его в орден иезуитов. Сначала Риччи учился в иезуитском новициате Св. Андрея, а потом в римском коледже иезуитов, где его учителями был математик Кристоф Клавий и богослов Роберт Беллармин. Маттео Риччи служил миссионером ордена иезуитов в Индии с 1577 года по 1583 год, когда под видом «жреца культа Фо», то есть - выдав себя за буддийского ламу, проник в Серединную империю, взяв себе имя Ли Мадоу.

Риччи стал преподавать в китайский язык. В отличие от своих предшественников, Риччи пытался не столько проповедовать священное писание с позиции всезнания и превосходства, сколько привлечь китайцев на свою сторону ученостью и гуманизмом, не казаться им чужестранцем. С этой целью он носил наряд буддийского монаха, который позже сменил на облачение ученого конфуцианца (когда выяснилось, что образ монаха-буддиста ассоциируется у местных интеллектуалов не с образованностью, а с бродяжничеством). Побывал в таких городах, как Пекин, Сучжоу, . Проповедуя католицизм, Риччи прибегал к традиционным понятиям конфуцианской этики, демонстрируя глубинное родство духовно-нравственных традиций разных народов. Важным способом завоевать признание конфуцианской элиты стала демонстрация иезуитской мнемотехники, при помощи которой он овладел китайским языком в изумительно короткий срок.

Матео Риччи обладал феноменальной памятью - сообщают, что он мог запомнить порядок следования пятисот предметов. Желая передать свои методы запоминания, он написал «Трактат об искусстве памяти». Риччи был автором множества книг. Все его труды были написаны на китайском языке. Считается, что перу Риччи и его соратников принадлежат первые в мире европейско-китайские и китайско-европейские словари. Как полагают, в 1583-88 гг. Риччи вместе с Микеле Руджьери составили португальско-китайский словарь, для которого они разработали систему латинской транскрипции китайских слов. К сожалению, рукопись затерялась в иезуитских архивах в Риме, и была обнаружена лишь в 1934 г. Словарь был наконец-то издан в Португалии в 2001 г. Зимой 1598 г. Риччи с помощью другого иезуита, Лаццаро Каттанео составил и китайско-португальски словарь, в котором тоны китайских слогов обозначались при помощи диакритических знаков. Этот словарь также был утерян.

В мае 1600г. Риччи, не отчаявшись после неудачи своего первого визита в Пекин, снова отправляется из Нанкина в Северную столицу, захватив с собой драгоценные подарки для императора. Их у него по дороге украли.

В январе 1601 после долгих мытарств Маттео Риччи вместе с Диего Пантохой удалось добраться до двора китайского императора. Там он поразил всех своей учёностью и снискал доверие императора. Он показал ему европейские часы и карту мира. Часы привели императора в восторг, а вот карта вызвала у него раздражение: ведь Срединная империя находилась на ней не в центре мира.

При дворе Риччи выдержал диспут с придворными математиками и за это получил у императора разрешение проповедовать в Китае христианскую веру. Риччи стремился приспособить христианское вероучение к менталитету китайцев и вводил новшества в обряды. Эти методы стали затем предметом долгих и жарких споров. Но это - отдельный вопрос.

Основал обсерваторию в Пекине . Император назначил его придворным чиновником высшего класса и императорским математиком. Его труды были изданы Королевской Итальянской Академией.

Двадцать семь лет понадобилось Риччи, чтобы проделать путь от первого шага на территории континентального Китая, куда миссионер вступил в 1583 г. с обритой головой и в одеянии буддийского монаха, до приближения ко двору китайского императора, где он и пребывал вплоть до своей смерти 11 мая 1610 года. Залогом успеха миссии Риччи и его сподвижников в огромной степени стал спорный, но чрезвычайно эффективный принцип «культурной аккомодации», важными элементами которой были максимально полное погружение в язык и традиции страны пребывания, почтительное исполнение местных ритуалов, почти полное внешнее превращение иезуитов в китайских ученых мужей, со временем позволившее им вести диалог с таковыми на равных.
Из всех европейцев, которые предпринимали попытки понять китайцев и их цивилизацию, он был, пожалуй, наиболее талантливым, а миссия его - наиболее результативной. Среди всех европейцев, которые путешествовали в Китай, он был единственным, кому китайцы демонстрировали свое уважение как ученому, преуспевшему в их языке и литературе. Для того, чтобы достичь такого положения, Маттео Риччи пришлось стать китайцем, по меньшей мере, наполовину. Судьба Риччи в Китае не была безоблачной - в начале своей миссионерской деятельности он подвергался клевете, издевательствам и физическим побоям. Однажды китайцы сломали ему ногу, и впоследствии он так и остался хромым.
Именно последние девять лет жизни Риччи, проведенные им при императорском дворе в Пекине, стали особенно успешными для дела китайской миссии: построена церковь, в христианство были обращены некоторые принцы крови (лишенные реальной власти, но родовитые) и их семьи, известные ученые присоединились к пастве, бедняки толпились у дверей сотнями, было крещено огромное количество брошенных новорожденных девочек, были переведены многие западные книги (например, «Элементы» Евклида, книги по математике, астрономии, гидравлике, части Библии), были написаны и напечатаны оригинальные сочинения на религиозные и этические темы». В целом процветали и миссии, основанные Риччи за время его долгой деятельности вне китайской столицы, несмотря на периодические репрессии и всплески ксенофобии, усилившиеся после его смерти.
С начала XVII по конец XVIII в.в., иезуиты служат для китайцев практически единственным источником информации о европейских науках, прежде всего астрономии, математики и картографии, что, в совокупности со знанием китайского языка и общей стратегией «культурной аккомодации», дает им доступ в высшие круги, на деле доказывая правящей и интеллектуальной элите Поднебесной цивилизованность и социальную приемлемость «заморских дьяволов», без чего обращение представителей этой страты китайского общества было бы невозможным.

Маттео Риччи умер 11 мая 1610 года в Китае, окружённый большим почётом. Он попал в китайский пантеон богов, как дух часов. Его портрет, написанный в 1610 году Эммануэлем Перейрой (до крещения - Ю Вен–Хуем) висит в иезуитской коллегии Рима, рядом с портретами Игнатия Лойолы и св. Франциском Ксавье.

Отчетные записи Маттео Риччи впервые были изданы в 1615 году в Европе одним из его соратников–иезуитов.

В 1911 году итальянцы объявили, что найдены подлинные записи Маттео Риччи на итальянском языке.

В сентябре 2001 года в его родном городе Мачерате начат процесс католической канонизации учёного проповедника. Значимость фигуры Риччи для истории страны признают и современные коммунистические руководители Китая. Его имя носят многие места в Гонконге, на Тайване, на Филиппинах, в Индонезии, Институты Риччи работают в Париже, Мачерате и Сан-Франциско. В Наньчане создана площадь в память о Маттео Риччи. Имя Риччи носит кратер на Луне.

Как известно, в 1773 году орден иезуитов был запрещен папой. Миссионерам приказали «сложить оружие», то есть сдать казну и архивы и вернуться в Европу для принятия новой судьбы. Ну, а поскольку в Европе иезуитов жгли на кострах, вернулись далеко не все. Большинство иезуитов просто поменяли хозяев и продолжили делать то, что умели, – в том числе улучшать национальные истории.

Так, спустя год после запрета ордена иезуитов китайский (тогда еще ханьский) император Цяньлун, «поэт и меценат», начал сбор всех книг, когда-либо выходивших в стране. Между 1774 и 1782 гг. изъятия производились 34 раза, и в результате была собрана огромная для тех времен библиотека из 172 626 томов (10 223 названия). 3457 книг были отредактированы и выпущены в новом издании. Вдвое больше, 6766 названий были уничтожены и остались потомкам только в виде аннотаций в каталоге, главным образом потому, что не укладывались в новую концепцию истории Китая.

Часто, когда неудобный исторический труд был слишком необходим, его содержание в нужных местах изменялось – так, чтобы падение прежней династии – Мин выглядело исторически неизбежным, а воцарение династии новой – Цин казалось огромной удачей для всего китайского народа. Несанкционированное занятие хронологией приравнивалось к попытке свергнуть правящую династию.

Понятно, что дело шло не без скрипа, и поэтому был создан «Список запрещенных книг», авторов и читателей неправильных трудов казнили, а монастыри – главные рассадники несанкционированной памяти – вместе с их библиотеками и обитателями сжигали правительственные войска. Позже была создана красивая легенда о том, что их жгли за увлечение политически безопасным кун-фу.

В результате Китай, не имеющий нужды сверять свою хронологию с европейской, стал самым древним государством в мире, и при сопоставлении событий китайской истории довольно быстро обнаруживаешь подлог. Так, например, даты антиопиумных законов императоров подчинены циклу в 63–64 года, а 64 в Китае – число священное. Собственно, эти законы в любом случае подложны, поскольку отражают знания самого конца XIX века. Еще в XVIII веке опиум считался отличным лекарственным средством, да и тот бенгальский опиум, что поставлялся в Китай, на три четверти состоял из соломы (в отличие от чистого турецкого, шедшего в Европу) и безвредных добавок. Доказать, что опиум опасен, методами XVIII века, при том что привычная заболеваемость и смертность в разы превосходила нынешнюю, было нереально. Но главная улика – сам 64-летний цикл, во всей нумерологической красоте.

Понятно, что могут возникнуть сомнения в том, что это дело рук иезуитов, – уже потому, что европейских имен в этой акции не слышно. Да и чтобы управлять таким процессом, следует неплохо знать китайскую культуру. Под силу ли это европейцу?

Иезуиты в Китае. Факты

Иезуиты прибыли в Китай в период формирования неоконфуцианства. Позже китайский ученый Кан Ювэй пришел к выводу о масштабной переделке древних трудов Конфуция. Впрочем, в иезуитских отчетах прямо указывается, что пятикнижие Конфуция написал на китайском языке Маттео Риччи (источник: Chronowiki) – вне сомнения, один из лучших агентов Рима.

Иезуит-географ Маттео Риччи, он же Ли Мадоу, жил и работал в Китае и все свои труды писал исключительно на китайском языке. Именно он изобразил на шелке первую КИТАЙСКУЮ карту мира, и именно он в политических целях разместил Поднебесную в центре мира (впрочем, нельзя исключать, что Маттео Риччи лишь набросал контуры, а саму карту нарисовал великий китайский художник Лан Шинин, он же иезуит Джузеппе Кастильоне).

Более того, именно Маттео Риччи ознакомил китайцев с самими основами картографии, геометрии и астрономии. Это он подал идею, что Марко Поло, писавший о путешествии в некий Китай (в котором не было ни чая, ни иероглифов), подразумевал страну Хань. Он же, похоже, обучил ханьцев методам предсказания затмений, значительно превосходящим традиционные китайские. Собственно, поэтому Маттео Риччи и достиг в Китае положения Бодхисаттвы и Бога Часов. Что ж, теперь затмения в «древних» китайских летописях стоят в правильных местах, а вот некоторые из отмеченных в тех же «древних» летописях комет видны только в Европе. Но Маттео был не один.

Иезуит Иоанн Адам Шалль, живший и работавший под именем Ям-Ю-Вам, был назначен председателем математического трибунала в Пекине. А надо сказать, основное занятие математического трибунала – хронологические расчеты. Понятно, почему филолог Ян Шоцзюй настаивал, что «Шу-цзин», древняя «Книга истории», одна из самых важных книг конфуцианского канона, возникла не во времена древнего Чжоуского царства, а представляет позднейшую подделку.

Иезуит Фердинанд Вербист наиболее известен тем, что «исправил» подлинный китайский календарь, как сказано, «пришедший в полное расстройство из-за невежества придворных астрономов». По предложению Фердинанда Вербиста большая часть старых подлинных астрономических инструментов была переплавлена на металл, что ознаменовало гибель всей традиционной китайской астрономии.

Вопрос о смысле

Возникает вопрос: а зачем это было нужно иезуитам? Ответ прост: в Поднебесной начали применять ту же схему, что с таким блеском удалась в Латинской Америке – тотальное крещение, административное укрупнение (в Америке тоже строили именно огромные державы) и перевод региона в подчинение Риму. А Риму на Дальнем Востоке многое было нужно: и присмотр за стратегически важными Японией и Кореей, и противодействие екатерининской России.

Собственно, проблема была одна: создание новому императору (судя по всему, креатуре иезуитов) достойного имиджа, а стране – новой истории. И если помнить о корреляции между биографиями Чингисхана и Давида и отсутствии генетических следов похода из Монголии в Европу, неизбежен вывод, что хроники о жизни и деяниях Чингисхана были заимствованы в Эфиопии и приспособлены для идеологических нужд Китая в последней четверти XVIII века.

Это не уникальный случай, подобное случилось и в Венеции. Город заказал именитому ученому создать часть истории Венецианской республики. Тот и создал: взял историю Византии, заменил в ней греческие имена и топонимы на итальянские и в таком виде принес заказчику. Подлог мгновенно был раскрыт и получил огласку. С Чингисханом вышло иначе: в Поднебесной уличать иезуитов было некому, а главное, созданный образ был нужен и в Европе, и тем более в Китае, а потому получил яркую и насыщенную бумажную жизнь.

К 1773 году в Европе изменилась расстановка сил, орден иезуитов пришлось быстро ликвидировать, однако факты говорят, что ставившие своих императоров иезуиты еще поиграли в Китае в большие игры. Уж колоссальный мятеж китайских христианв середине XIX века вряд ли обошелся без их влияния. Да и Триада… такие мощные конторы не возникают из ничего, а там виден беспрецедентный конспиративный опыт. Нет, я знаю, что в середине XIX века иезуиты совершенно утратили власть – именно это утверждает история и… официальная хронология. Но, вот беда, такие объемы власти не склонны растворяться в атмосфере; они обязательно во что-то конвертируются и продолжают жить – по новым, пусть и подложным документам.

Близнец Китая

Напомню, что тезис о том, что страна Хань – это известный по старым летописям Китай, выдвинул, а затем и узаконил иезуит Маттео Риччи, он же Ли Мадоу. Если бы не он, мы знали бы нынешний Китай под самоназванием, то есть ХАНЬ. И этот Хань НИКАК не связан с главными частями античного Китая – Сина и Сера, потому что Сина и Сера расположены в верховьях Нила.

Все указывает на то, что иезуиты, изгнанные из Эфиопии за подлоги, попросту обокрали историю Африканского Рога, чтобы налепить ее поверх истории страны Хань – вместе с названием, – как ярлык. А ведь именно в странах Сина и Сера изобрели первую в мире бумагу – из папируса. Именно здесь придумали порох (я это докажу). Только отсюда античные китайцы могли запросто плавать в Индию и Аравию – здесь неподалеку целых четыре Индии и, по меньшей мере, три Аравии. Здесь, кстати, издавна производят шелк, и есть версия, что бабочка шелкопряда родом как раз отсюда. Именно этот, африканский Китай притягивал европейцев, ибо здесь была родина кофе, только здесь умели плавить стекло и железо, а золото в Эфиопии некоторые племена и поныне достают из земли без применения лотка или бульдозера – голыми руками. А главное, китайские страны Сина и Сера подозрительно напоминают библейские места – пустыню и одноименную гору Син (Синай) и эритрейскую гору Сеир. И, кстати, Синай и Сеир – у мусульман – два райских сада.

О китайском порохе

Вброс идеи о первенстве Китая в изобретении пороха произошел не так уж давно. В 1956 году профессор Фэн Цзяшен (Журнал «Народный Китай», № 14, июль) сообщил, что китайский медик Тао Хун-цзин изучал горение селитры еще на рубеже V и VI столетий. Однако более всего для популяризации китайского приоритета сделал Джозеф Нидэм, в то же примерно время написавший книгу «Четыре великих китайских изобретения». Именно в этой книге наиболее широко прозвучали тезисы о том, что китайцы ранее всех остальных изобрели компас, порох, бумагу и книгопечатание. Вот набор летописных сведений, касающихся наиболее ранних попыток создать порох.

«50. Селитра уже известна в Китае; имеется строгое доказательство использования селитры и серы в лечебных целях.

492. В Китайском алхимическом тексте отмечено, что селитра дает лиловое пламя.

Начало IX века. Нин Сюйцзы занимался накаливанием смеси из серы, селитры и растения – кокорника. Эта смесь по своим свойствам была похожа на порох.

ГРЕЦИЯ . Конец IX века. В рукописи греческого монаха Марка Грека «Книга огней» есть описание рецепта дымного пороха.

970. Фэн Ишэн и Юэ Ифон стали применять зажигательные стрелы, в наконечниках которых закладывался медленно горящий порох.

1044. В трактате «У-цзин цзун-яо» описаны способы изготовления пороха. Во времена Хубилая китайцы использовали подобие чугунных гранат, начиненных порохом.

1132. Чень Гуй изобрел огнестрельное оружие – пищаль, бамбуковый ствол которой набивался дымным порохом.

1232. Китайцы, осажденные монголами в Кайфыне, защищались посредством пушек, стрелявших каменными ядрами, и употребляли разрывные бомбы, снаряженные дымным порохом.

АРАВИЯ . 1240–1280. Арабы приобрели знание о порохе. Рецепты пороха, способ его изготовления и огнестрельное оружие проникли из Китая в Аравию».

Как видите, китайцы почти монопольно владели тайной пороха на протяжении 400 лет и уже во времена Хубилая делали чугунные разрывные снаряды – то, к чему Европа подошла только в XIX веке. Ясно, что возникают вопросы:

– первый: почему, обладая фактически сверхоружием, Китай не сумел завоевать даже соседей? Кортес, например, подчинил Мексику всего за пару лет, а у Кортеса не было чугунных гранат, да и пушки были примитивнейшие;

– второй, так называемая «проблема Нидэма»: почему китайцы, умевшие выделять селитру на 1000 лет раньше европейцев и опередившие Европу в астрономии и геометрии, химии и металлургии, судостроении и кругосветных плаваниях, картографии и оружейном деле, изобретении компаса, бумаги и даже книгопечатания, так и не создали собственно науки? Литературных свидетельство том, что китайская наука была самая-самая, хватает, а вот самой науки нет. Нет и соответствующих археологических находок: пушек, плавильных печей, кораблей, печатных станков – вообще нет;

– и третий, самый трудный вопрос: из чего китайцы делали дымный порох?

Дело в том, что в Китае нет еще и селитры.

Да, в популярных статьях написано, что порох изобрели народы Китая и Индии, потому что там селитра самопроизвольно выделяется из почвы. Но это – неполная информация. Да, кое-где в долине Ганга в жаркое время года селитра выпревает из земли. А в Италии она в виде налета оседает на стенках некоторых пещер Апулии. А в Средней Азии ее выделения встречали у старых могильников и на развалинах брошенных городов. Но уже во времена Ивана IV на Руси тратили до 300 тонн пороха в год. Хубилаю, исходя из его притязаний, требовалось в десятки раз больше. Можно ли наскрести столько селитры в ближайшем к Монголии источнике – на могильниках Средней Азии?

Вот на Цейлоне ее содержание в почве (кое-где) достигает 2–8 %. Но это на Цейлоне, а не в Монголии. Мнение же химиков бескомпромиссно: ни материальных, ни надежных документальных подтверждений тому, что до XV–XVI вв. хоть где-то (не только в Китае) умели делать порох, нет. Месторождения селитры редки, а калиевая селитра, необходимая для изготовления стабильных составов, НЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ ВООБЩЕ. Изготовление калиевой селитры требует технологических приемов, которые появились лишь с развитием химии в XV–XVI веках.

Именно благодаря технологиям XV–XVI веков вплоть до Крымской войны (1853 год) главным местом, где в промышленных масштабах извлекали селитру – из отходов животноводства, – оставалась Ост-Индия, но это было не «самопроизвольное выделение», а сложнейший химический процесс под жесточайшим контролем избранных британских кланов. Так, в Англии 1624 года привилегия изготовления взрывчатых веществ была целиком в руках семьи John Evelyn. И так как селитра, главная часть в порохе, была решающим фактором политики XV–XVI вв., технология изготовления и очистки селитры содержалась в тайне – всеми ото всех. В России, например, приличный порох научились делать лишь после 1772 года, когда было принято решение дать иезуитам убежище. Вероятно, тогда же научились делать порох и в стране Хань.

А как же Китай?

Если начать копаться, выясняется, что селитра в Китае все-таки есть, но не в том Китае, где жили и творили иезуит Маттео Риччи и «ученый широкого профиля» Нидэм, а в том, где лежат страны Синаи Сера, – в Верхнем Египте. Зикенбергер (словарь Брокгауза и Ефрона) указывает на существование между Луксором и Эдфу месторождения глины, содержащей до 60 (!) % селитры. Эта глина издавна употреблялась как удобрение, и вплоть до середины XIX века это месторождение селитры оставалось богатейшим в мире! Ну, а поскольку именно в этом Китае (без кавычек) находился культурный и научный центр мировой цивилизации, полагаю, именно отсюда рецепт пороха и был позаимствован здесь же проживающими арабами, а затем и здесь же проживающими греками.

Крайне важно и то, что открытие рецепта пороха прямо зависит от умения изготовить древесный уголь. А древесный уголь нужен только там, где уже известны технологии плавления железа и стекла, и в этом деле страны Верховий Нила – первоочередные кандидаты. Только там, в сульфидных месторождениях у серных источников, есть «железные шляпы» из бурых оксидов железа – единственный доступный в античности источник этого металла. И именно в этих районах «железных шляп» добывалась чистая сера – важнейшая составляющая пороха.

Небольшое пояснение

Из-за длительных естественных химических процессов сульфидные месторождения у серных источников дают три полезных природных продукта: чистую серу, «железные шляпы» из бурых оксидов железа, а под ней – «золотую плитку», в которой из-за миграции мельчайших золотинок концентрация золота в 20–25 раз превышает его содержание в исходной породе. Ни шахту в 200 метров глубиной долбить не надо, ни годами с лотком стоять. Золото амальгамировали ртутью (поэтому «ртуть – отец золота»), а «золотые плитки» сульфидных месторождений долгое время были единственным источником золота в мире. Вот небольшой отрывок.


Похожая информация.


Странным образом, Китай теснейшим образом связан со Святой землей. Но начнем с самого начала. Как известно, в 1773 году орден иезуитов был запрещен Папой. Миссионерам приказали «сложить оружие», то есть, сдать казну и архивы и вернуться в Европу для принятия новой судьбы. Ну, а поскольку в Европе иезуитов жгли на кострах, вернулись далеко не все. Большинство иезуитов просто поменяли хозяев и продолжили делать то, что умели - в том числе улучшать национальные истории.

Так, спустя год после запрета ордена иезуитов, китайский император Цяньлун, поэт и меценат, начал сбор всех книг, когда-либо выходивших в стране. Между 1774 и 1782 гг., изъятия производились 34 раза, и в результате была собрана огромная для тех времен библиотека из 172 626 томов (10 223 названия). 3457 книги были отредактированы и выпущены в новом издании. Вдвое больше, 6766 названий были уничтожены и остались потомкам только в виде аннотаций в каталоге, главным образом потому, что не укладывались в новую концепцию истории Китая.

Часто, когда неудобный исторический труд был слишком необходим, его содержание в нужных местах изменялось - так, чтобы падение прежней династии - Мин выглядело исторически неизбежным, а воцарение династии новой - Цин казалось огромной удачей для всего китайского народа. Несанкционированное занятие хронологией приравнивалось к попытке свергнуть правящую династию.

Понятно, что дело шло не без скрипа, и поэтому был создан «Список запрещенных книг», авторов и читателей неправильных трудов казнили, а монастыри - главные рассадники несанкционированной памяти - вместе с их библиотеками и обитателями - сжигали правительственные войска. Позже была создана красивая легенда о том, что их жгли за увлечение политически безопасным кун-фу.

В результате Китай, не имеющий нужды сверять свою хронологию с европейской, стал самым древним государством в мире, и при сопоставлении событий китайской истории довольно быстро обнаруживаешь подлог. Так, например, даты антиопиумных законов императоров подчинены циклу в 63-64 года, а 64 в Китае - число священное. Собственно эти законы в любом случае подложны, поскольку отражают знания самого конца 19 века. В 18 веке опиум считался отличным лекарственным средством, да, и тот бенгальский опиум, что поставлялся в Китай, на три четверти состоял из соломы (в отличие от чистого турецкого, шедшего в Европу) и безвредных добавок. Доказать, что опиум опасен, методами 18 века, при том, что привычная заболеваемость и смертность в разы превосходила нынешнюю, было нереально. Но главная улика - сам 64-летний цикл, во всей нумерологической красоте.

Понятно, что могут возникнуть сомнения в том, что это дело рук иезуитов, - уже потому, что европейских имен в этой акции не слышно. Да, и, чтобы управлять таким процессом, следует неплохо знать китайскую культуру. Под силу ли это европейцу? 

ИЕЗУИТЫ В КИТАЕ. ФАКТЫ

Иезуиты прибыли в Китай в период формирования неоконфуцианства. Позже китайский ученый Кан Ювэй пришел к выводу о масштабной переделке древних трудов Конфуция. Впрочем, в иезуитских отчетах прямо указывается, что пятикнижие Конфуция написал на китайском языке Маттео Риччи - вне сомнения, один из лучших агентов Рима.

Иезуит географ Маттео Риччи, он же Ли Мадоу жил и работал в Китае и все свои труды писал исключительно на китайском языке. Именно он изобразил* на шелке первую КИТАЙСКУЮ карту мира, и именно он в политических целях разместил Поднебесную в центре мира.

* Нельзя исключать, что Маттео Риччи лишь набросал контуры, а саму карту нарисовал великий китайский художник Лан Шинин, он же иезуит Джузеппе Кастильоне. И, кстати, Калифорния изображена полуостровом, и это означает, что Маттео Риччи создал карту не в 1601 году, а не ранее 1739.

Более того, именно Маттео Риччи ознакомил китайцев с самими основами картографии, геометрии и астрономии. Это он подал идею, что Марко Поло, писавший о путешествии в некий Китай (в котором не было ни чая, ни иероглифов), подразумевал страну Хань. Он же, похоже, обучил местных ученых методам предсказания затмений, значительно превосходящие традиционные китайские. Собственно, поэтому Маттео Риччи и достиг в Китае положения Бодхисаттвы и Бога Часов. Что ж, теперь затмения в «древних» китайских летописях стоят в правильных местах, а вот некоторые из отмеченных в тех же «древних» летописях комет видны только в Европе. Но Маттео был не один.

Иезуит Иоанн Адам Шалль, живший и работавший под именем Ям-ю-Вам, был назначен председателем математического трибунала в Пекине. А надо сказать, основное занятие математического трибунала - хронологические расчеты. Понятно, почему филолог Ян Шо-цзюй настаивал, что «Шу-цзин», древняя «Книга истории», одна из самых важных книг конфуцианского канона, возникла не во времена древнего Чжоуского царства, а представляет позднейшую подделку.

Иезуит Фердинанд Вербист наиболее известен тем, что «исправил» подлинный китайский календарь, как сказано, «пришедший в полное расстройство из-за невежества придворных астрономов». По предложению Фердинанда Вербиста большая часть старых подлинных астрономических инструментов была переплавлена на металл, что ознаменовало гибель всей традиционной китайской астрономии.

Возникает вопрос: а зачем это было нужно иезуитам? Ответ прост: в Поднебесной начали применять ту же схему, что с таким блеском удалась в Латинской Америке - тотальное крещение и перевод региона в подчинение Рима. А Риму на Дальнем Востоке многое было нужно: и присмотр за стратегически важными Японией и Кореей, и противодействие екатерининской России. Но… не успели: в Европе изменилась расстановка сил, и орден иезуитов пришлось ликвидировать.

Впрочем, факты говорят, что иезуиты еще поиграли в Китае в Большие Игры. И попытки поставить своего императора за ними есть, да и колоссальный мятеж китайских христиан* в середине XIX века вряд ли обошелся без их влияния. Ну, и Триада**… такие мощные конторы не возникают из ничего, а там виден беспрецедентный конспиративный опыт. Нет, я знаю, что в середине XIX века иезуиты совершенно утратили власть - именно это утверждает история и… официальная хронология. Но, вот беда, такие объемы власти не склонны растворяться в атмосфере; они обязательно во что-то конвертируются и продолжают жить - по новым, пусть и подложным документам.

* речь о христианской «секте» «Байшанди хуэй» («Общество поклонения Небесному Владыке»), соединенной с учениями датун и тайпин. «Сектанты» считали «истинным Богом Отцом» (Шанди) Иегову, а ниже стояли три его сына: Иисус Христос, Хун Сюцюань (идеолог движения) и некий Ян Сюцин - все трое дети святой девы Марии. Китайские христиане воевали с имперской армией 14 (!) лет - по сути, на равных, пытались в 1853 году взять Пекин и способствовали поражению императорского дома во 2-й опиумной войне - точь-в-точь, как социалисты в России 1917 года.

** Триада покровительствовала движению «тайпин», выросшему из христианских идей, посеянных в Китае иезуитами. Тот факт, что духовные дети иезуитов раскололись на тех, кто продолжал служить монархии, и тех, кто ушел в оппозицию, лишь добавляет реализма 

БЛИЗНЕЦ КИТАЯ

Напомню, что тезис о том, что страна Хань это известный по старым летописям Китай, выдвинул, а затем и узаконил иезуит Маттео Риччи, он же Ли Мадоу. Если бы не он, мы знали бы нынешний Китай под самоназванием, то есть ХАНЬ. И этот Хань НИКАК не связан с главными частями античного Китая - Сина и Сера, потому что Сина и Сера расположены в верховьях Нила. Это и есть древний Китай.

Все указывает на то, что иезуиты попросту обокрали историю Африканского Рога, чтобы налепить ее поверх истории страны Хань - вместе с названием, - как ярлык. А в странах Сина и Сера ТОЖЕ изобрели первую в мире бумагу - из папируса. Здесь ТОЖЕ знали порох - в числе первых. Отсюда ТАК ЖЕ плавали в Индию и Аравию - здесь неподалеку целых четыре Индии и, по меньшей мере, три Аравии. Здесь, кстати, издавна производят шелк, и есть версия, что бабочка шелкопряда родом как раз отсюда. Именно этот, африканский Китай притягивал европейцев, ибо здесь была родина кофе, только здесь умели плавить стекло и железо*, а золото в Эфиопии некоторые племена и поныне достают из земли без применения лотка или бульдозера - голыми руками. А главное, китайские страны Сина и Сера подозрительно напоминают библейские места - пустыню и одноименную гору Син (Синай) и эритрейскую гору Сеир (Soeira). И, кстати, Синай и Сеир - у мусульман - два райских сада.

* Сказка о царевне, спящей в хрустальном гробе, создана по мотивам средневековых преданий о похоронных обрядах Эфиопии. Сказка о Золушке в хрустальных башмачках - также эфиопская. История же плавления стекла и железа тесно связаны: в обоих случаях требуются высокие температуры, достигаемые древесных углем, и поддув при помощи мехов. Стекло образуется как отходы при выплавке железа. 

ЧИНГИСХАН: ОТ КИТАЯ ДО АФРИКИ

Да, столь радикальное допущение очень многое разрушает, но история и сама валится - никаких подпорок не хватает. Так, например, изучение известий европейских хронистов привело ряд ученых к выводу, что повесть об индийском царе Давиде это эхо событий в Хорезме, времен Чингисхана. Биография Давида коррелирует с биографией Чингисхана, а перечень завоеванных городов и стран лишь усугубляет эти корреляции. Зная, что царь Давид это пресвитер Иоанн, приходишь к выводу, что либо Чингисхан завоевал еще и часть Африки, либо эфиопы имели какие-то дела в Хорезме.

Так оно и выглядит. Летописцы, в общем, согласны, что царь Давид, он же эфиопский пресвитер Иоанн воевал с Чингисханом, а затем он и его семья погибли от рук монголов. Вот как описывает начало конфликта Марко Поло в «Книге о разнообразии мира»: «Услышал пресвитер Иоанн, что Чингисхан сватает его дочь, и разгневался. «Каково бесстыдство Чингисхана! - стал он говорить. - Дочь мою сватает!»

Что ж, армия Чингисхана описывается как БЕСПРЕЦЕДЕНТНАЯ по размерам, а влияние монголов на культуру покоренных народов, как говорят историки, растянулось от Китая до Атлантики, а во времени - минимум на 300 лет. Обладая такими ресурсами, да еще за 300 лет можно и до Африки дойти. 

Y-ХРОМОСОМЫ & мтДНК

Изучение Y-хромосом и мтДНК ископаемых костных останков людей (этот научный проект охватывает весь мир) показывает: ни Чингисхан, ни кто-либо еще ни из Китая, ни из Монголии походов на запад не совершал - ни в Хорезм, ни в Среднюю Азию, ни на Русь, ни в Европу. Никогда. Карт распространения Y-хромосом и мтДНК в Интернете множество, они разной степени подробности, и ни на одной нет линии, хотя бы отдаленно вторящей маршруту титанической армии татаро-монголов.

Данные предельно корректны: любая армия ВСЕГДА оставляет свои Y-хромосомы в потомстве покоренных народов, и по этим Y-хромосомам можно выстроить точную картину ее пути. Например, зафиксировано перемещение мужской Y-хромосомы из Хорасана (Иран) в Северное Причерноморье. Возможно, это предки северокавказских народов. А вот из Забайкалья на запад никто не шел.

Если помнить о корреляции между биографиями Чингисхана и Давида, неизбежен вывод, что история Чингисхана это африканская, а не дальневосточная история. Судя по всему, хроники о жизни и деяниях Чингисхана были заимствованы в Эфиопии и приспособлены для идеологических нужд Китая в последней четверти XVIII века.

Это не уникальный случай, подобное как-то случилось в Венеции. Город заказал именитому ученому создать часть истории Венецианской республики. Тот создал - взял историю Византии, заменил в ней греческие имена и топонимы на итальянские и в таком виде принес заказчику. Подлог мгновенно был раскрыт и получил огласку. С Чингисханом вышло иначе: в Поднебесной уличать иезуитов было некому, а главное, созданный образ был нужен и в России, и в Европе, и, тем более, в Китае, а потому получил яркую и насыщенную бумажную жизнь. 

ПЕКИН И КАРА-КОРУМ В АФРИКЕ

В летописях говорится, что царь Давид (он же эфиопский пресвитер Иоанн) имел брата, который жил за кара-китайскими отрогами, владел селением Кара-корум (ставка Чингисхана) и правил народами, звавшимися Крит и Мекрит, а они были христианами-несторианами.

Более того, в 1294 году в «Пекин» приехал францисканец Иоанн де Монтекорвино. И вот он утверждает, что соратником в деле распространения католической веры в Китае стал некто Георгий - «ЦАРЬ ЭТОЙ СТРАНЫ из секты христиан-несториан, который был из рода того самого великого царя, коего называли пресвитером Иоанном из Индии». И 23 июля 1307 года Папа Климент V направил францисканцу буллу, утвердив его на вновь образованной кафедре архиепископа Ханбалыкского и патриарха всего Востока. Как видите,

Или Ханбалык, он же Пекин угодил в экваториальную Африку,

Или эфиопский царь Георгий умудрился встать во главе Китая и руководил ставкой Чингисхана,

Или мы имеем дело с переложением части эфиопской истории на китайскую натуру, благодаря иезуитам, которых после изгнания из Эфиопии за махинации с рукописями Папа отправил работать в Китай. 

О КИТАЙСКОМ ПОРОХЕ

Вброс идеи о первенстве Китая в изобретении пороха произошел не так уж давно. В 1956 году профессор Фэн Цзя-шен (Журнал "Народный Китай", № 14, июль) сообщил, что китайский медик Тао Хун-цзин изучал горение селитры еще на рубеже V и VI столетий. Однако более всего для популяризации китайского приоритета сделал Джозеф Нидэм*, в то же, примерно, время написавший книгу «Четыре великих китайских изобретения». Именно в этой книге наиболее широко прозвучали тезисы о том, что китайцы ранее всех остальных изобрели компас, порох, бумагу и книгопечатание. Вот набор летописных событий, касающихся изобретения китайского пороха.

* Ноэль Джозеф Теренс Монтгомери Нидэм (Noel Joseph Terence Montgomery Needham) - британский «ученый широкого профиля». В 1965 г. совместно с дипломатом Д. Брайаном основал Society for Anglo-Chinese Understanding, которое в годы «Культурной революции» помогало британским подданным посещать эту страну. Эти визиты отдельных подданных Ее Величества в коммунистический Китай тем более интересны, если помнить, что даже для советских граждан братская страна была в те годы закрыта наглухо.

50 Селитра уже известна в Китае; имеется строгое доказательство использования селитры и серы в лечебных целях
492 в Китайском алхимическом тексте отмечено, что селитра дает лиловое пламя
Начало IX века. Нин Сюй-цзы занимался накаливанием смеси из серы, селитры и растения - кокорника. Эта смесь по своим свойствам была похожа на порох
Конец IX века. В рукописи греческого монаха Марка Грека "Книга огней" есть описание рецепта дымного пороха
970 Фэн И-шэн и Юэ И-фон стали применять зажигательные стрелы, в наконечниках которых закладывался медленно горящий порох
1044 В трактате «У-цзин цзун-яо» описаны способы изготовления пороха. Во времена Хубилая китайцы использовали подобие чугунных гранат, начиненных порохом
1132 Чень Гуй изобрел огнестрельное оружие - пищаль, бамбуковый ствол которого набивался дымным порохом
В начале XIII века рецепты пороха, способ его изготовления и огнестрельное оружие проникли из Китая в Аравию.
1232 китайцы, осажденные монголами в Кайфыне, защищались посредством пушек, стрелявших каменными ядрами, и употребляли разрывные бомбы, снаряженные дымным порохом.
1240 - 1280 Арабы приобрели знание о порохе

Как видите, китайцы почти монопольно владели тайной пороха на протяжении 400 лет, и уже во времена Хубилая делали чугунные разрывные снаряды - то, к чему Европа подошла только в XIX веке. Ясно, что возникают вопросы:

Первый: почему, обладая фактически сверхоружием, Китай не сумел завоевать даже соседей? Кортес, например, подчинил Мексику всего за пару лет, а у Кортеса не было чугунных гранат, да и пушки были примитивнейшие.

Второй, так называемая «проблема Нидэма»: почему китайцы умевшие выделять селитру на 1000 лет раньше европейцев, и опередившие Европу в астрономии и геометрии, химии и металлургии, судостроении и кругосветных плаваниях, картографии и оружейном деле, изобретении компаса, бумаги и даже книгопечатания, так и не создали собственно науки? Литературных свидетельств* о том, что китайская наука была самая-самая, хватает, а вот самой науки нет. Нет и соответствующих археологических находок: пушек, плавильных печей, кораблей, печатных станков - вообще нет.

И третий, самый трудный вопрос: из чего китайцы делали дымный порох?

Дело в том, что в Китае нет еще и селитры.

* Китай открыл т.н. первый гос. архив (документы эпох Мин и Цин, 1368-1912 гг.) лишь в начале 1980-х, спустя 30 (!) лет после того, как так Нидэм поведал миру, что китайцы в науке и практике опередили всех. И если в этом архиве все бумаги такие же, как и карта мира за 1418 год (об этой откровенной халтуре - чуть ниже), то с открытием архивов поторопились.

Да, в популярных статьях написано, что порох изобрели народы Китая и Индии, потому что там селитра самопроизвольно выделяется из почвы. Но это - неполная информация. Да, кое-где в долине Ганга в жаркое время года селитра выпревает из земли. А в Италии она в виде налета оседает на стенках некоторых пещер Апулии. А в Средней Азии ее выделения встречали у старых могильников и на развалинах брошенных городов. Но уже во времена Ивана IV на Руси тратили до 300 тонн пороха в год. Хубилаю, исходя из его притязаний, требовалось в десятки раз больше. Можно ли наскрести столько селитры в ближайшем к Монголии источнике - на могильниках Средней Азии?

Вот на Цейлоне ее содержание в почве (кое-где) достигает 2-8 %. Но это на Цейлоне, а не в Монголии. Мнение же химиков бескомпромиссно: ни материальных, ни надежных документальных подтверждений тому, что до XV-XVI вв. хоть где-то (не только в Китае) умели делать порох, нет. Месторождения селитры редки, а калиевая селитра, необходимая для изготовления стабильных составов, НЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ ВООБЩЕ. Изготовление калиевой селитры требует технологических приемов, которые появились лишь с развитием химии в XV-XVI веках.

Именно благодаря технологиям XV-XVI веков вплоть до Крымской войны (1853 год) главным местом, где в промышленных масштабах извлекали селитру - из отходов животноводства - оставалась Ост-Индия, но это было не «самопроизвольное выделение», а сложнейший химический процесс под жесточайшим контролем избранных британских кланов. Так, в Англии 1624 года привилегия изготовления взрывчатых веществ была целиком в руках семьи John Evelyn. И так как селитра, главная часть в порохе, была решающим фактором политики XV-XVI вв., технология изготовления и очистки селитры содержалась в тайне - всеми ото всех. В России, например, приличный порох научились делать лишь после 1772 года, когда было принято решение дать иезуитам убежище. Вероятно, тогда же научились делать порох и в стране Хань. 

А КАК ЖЕ КИТАЙ?

Если начать копаться, выясняется, что селитра в Китае все-таки есть, но не в том Китае, где жили и творили иезуит Маттео Риччи и «ученый широкого профиля» Нидэм, а в том, где лежат страны Сина* и Сера, - в Верхнем Египте. Зикенбергер (словарь Брокгауза и Ефрона) указывает на существование между Луксором и Эдфу месторождения глины, содержащей до 60 (!) % селитры. Эта глина издавна употреблялась как удобрение, и вплоть до середины XIX века это малоизвестное месторождение селитры оставалось богатейшим в мире! Ну, а поскольку именно в этом Китае (без кавычек) находился культурный и научный центр мировой цивилизации, полагаю, именно отсюда рецепт пороха и был позаимствован здесь же проживающими арабами, а затем и здесь же проживающими греками.

* не исключено, что великий араб Ибн-Сина родом как раз из верхнеегипетской Сины (у нее есть еще три имени - Suanit, Syene, Aswan).

Крайне важно и то, что открытие рецепта пороха прямо зависит от умения изготовить древесный уголь. А древесный уголь нужен только там, где уже известны технологии плавления железа и стекла, и в этом деле страны Верховий Нила - первоочередные кандидаты. Только там, в сульфидных месторождениях у серных источников были «железные шляпы» из бурых оксидов железа - единственный доступный в античности источник этого металла. И именно в этих районах «железных шляп» добывалась чистая сера - важнейшая составляющая пороха. Вот небольшой отрывок. 

Ктесий. «Индика» в пересказе патриарха Фотия

«Пишет он и об источнике, каждый год наполняющемся жидким золотом, из которого ежегодно добывают 100 глиняных кружек [золота]. Глиняные кружки используют потому, что вычерпанное золото твердеет и при необходимости можно разбить сосуд и вынуть из него затвердевший металл. Источник сам по себе имеет квадратную форму, 16 локтей в периметре, глубина же его - сажень. Каждая такая кружка тянет на талант золота. Упоминает он и о железе, находящемся на дне источника. Из него, как говорит Ктесий, изготовлены два принадлежащих ему меча, один из которых он получил в подарок от царя [Персии], а другой, под названием Парисатис, от матери царя».

Это изумительно точное описание сульфидного месторождения (подробнее о парадоксах добычи золота смотрите приложение № 7), образующегося в районах серных источников. Причем, в описании справедливо почти все: и высочайшая концентрация металла в «золотой плитке» (его амальгамировали ртутью, поэтому описываемое золото «жидкое»), и «железная шляпа» из бурых оксидов железа. Такие золотосульфидные месторождения - сугубо египетский феномен. Там порядка 400 таких вот источников.

И еще одно обстоятельство: селитра - saltpetre - производят от латинского sal petrае, «соль Петра» или «каменная соль» (если слово «petre» перевести как «камень»). Но возможна и другая дефиниция, точная, без добавления новых букв: salt petre - «соль Петры». В путеводителях город Петра стоит и всегда стоял на пути из Египта в Иерусалим. И если сейчас роль города Петра исполняет вытесанное в скальном массиве иорданское казначейство, то в те времена, когда Иерусалим стоял на первом Нильском пороге, Петра должна была находиться как раз в районе Эдфу-Луксора. И на это есть самое прямое указание. 

ПРЯМОЕ УКАЗАНИЕ НА ГОРОД ПЕТРА

Вот выборка из труда магистра Дитмара, осенью 1217 года покинувшего Акру. Из Петры Дитмар вошел в пустыню Вавилонии, и у него… ЦИТАТА: «По левую руку простирались высокие горы - горы Эфиопские, через которые Моисей повел войско короткой дорогой, а перед ним шли ибисы и аисты и очищали путь от вредоносных червей. Он осадил и взял Савею, город Эфиопии».

В традиционной китайской одежде

Странным образом, Китай теснейшим образом связан со Святой землей. Но начнем с самого начала. Как известно, в 1773 году орден иезуитов был запрещен Папой. Миссионерам приказали «сложить оружие», то есть, сдать казну и архивы и вернуться в Европу для принятия новой судьбы. Ну, а поскольку в Европе иезуитов жгли на кострах, вернулись далеко не все. Большинство иезуитов просто поменяли хозяев и продолжили делать то, что умели – в том числе улучшать национальные истории.

Так, спустя год после запрета ордена иезуитов, китайский император Цяньлун, поэт и меценат, начал сбор всех книг, когда-либо выходивших в стране. Между 1774 и 1782 гг., изъятия производились 34 раза, и в результате была собрана огромная для тех времен библиотека из 172 626 томов (10 223 названия). 3457 книги были отредактированы и выпущены в новом издании. Вдвое больше, 6766 названий были уничтожены и остались потомкам только в виде аннотаций в каталоге, главным образом потому, что не укладывались в новую концепцию истории Китая.

Часто, когда неудобный исторический труд был слишком необходим, его содержание в нужных местах изменялось – так, чтобы падение прежней династии – Мин выглядело исторически неизбежным, а воцарение династии новой – Цин казалось огромной удачей для всего китайского народа. Несанкционированное занятие хронологией приравнивалось к попытке свергнуть правящую династию.

Понятно, что дело шло не без скрипа, и поэтому был создан «Список запрещенных книг», авторов и читателей неправильных трудов казнили, а монастыри – главные рассадники несанкционированной памяти – вместе с их библиотеками и обитателями – сжигали правительственные войска. Позже была создана красивая легенда о том, что их жгли за увлечение политически безопасным кун-фу.

В результате Китай, не имеющий нужды сверять свою хронологию с европейской, стал самым древним государством в мире, и при сопоставлении событий китайской истории довольно быстро обнаруживаешь подлог. Так, например, даты антиопиумных законов императоров подчинены циклу в 63-64 года, а 64 в Китае – число священное. Собственно эти законы в любом случае подложны, поскольку отражают знания самого конца 19 века. В 18 веке опиум считался отличным лекарственным средством, да, и тот бенгальский опиум, что поставлялся в Китай, на три четверти состоял из соломы (в отличие от чистого турецкого, шедшего в Европу) и безвредных добавок. Доказать, что опиум опасен, методами 18 века, при том, что привычная заболеваемость и смертность в разы превосходила нынешнюю, было нереально. Но главная улика – сам 64-летний цикл, во всей нумерологической красоте.

Понятно, что могут возникнуть сомнения в том, что это дело рук иезуитов, - уже потому, что европейских имен в этой акции не слышно. Да, и, чтобы управлять таким процессом, следует неплохо знать китайскую культуру. Под силу ли это европейцу?

Иезуиты в Китае. Факты

Иезуиты прибыли в Китай в период формирования неоконфуцианства. Позже китайский ученый Кан Ювэй пришел к выводу о масштабной переделке древних трудов Конфуция. Впрочем, в иезуитских отчетах прямо указывается, что пятикнижие Конфуция написал на китайском языке Маттео Риччи – вне сомнения, один из лучших агентов Рима.

Иезуит географ Маттео Риччи, он же Ли Мадоу жил и работал в Китае и все свои труды писал исключительно на китайском языке. Именно он изобразил* на шелке первую КИТАЙСКУЮ карту мира, и именно он в политических целях разместил Поднебесную в центре мира.

* Нельзя исключать, что Маттео Риччи лишь набросал контуры, а саму карту нарисовал великий китайский художник Лан Шинин, он же иезуит Джузеппе Кастильоне. И, кстати, Калифорния изображена полуостровом, и это означает, что Маттео Риччи создал карту не в 1601 году, а не ранее 1739.

Более того, именно Маттео Риччи ознакомил китайцев с самими основами картографии, геометрии и астрономии. Это он подал идею, что Марко Поло, писавший о путешествии в некий Китай (в котором не было ни чая, ни иероглифов), подразумевал страну Хань. Он же, похоже, обучил местных ученых методам предсказания затмений, значительно превосходящие традиционные китайские. Собственно, поэтому Маттео Риччи и достиг в Китае положения Бодхисаттвы и Бога Часов. Что ж, теперь затмения в «древних» китайских летописях стоят в правильных местах, а вот некоторые из отмеченных в тех же «древних» летописях кометвидны только в Европе . Но Маттео был не один.

Иезуит Иоанн Адам Шалль, живший и работавший под именем Ям-ю-Вам, был назначен председателем математического трибунала в Пекине. А надо сказать, основное занятие математического трибунала – хронологические расчеты. Понятно, почему филолог Ян Шо-цзюй настаивал, что «Шу-цзин», древняя «Книга истории», одна из самых важных книг конфуцианского канона , возникла не во времена древнего Чжоуского царства, а представляет позднейшую подделку.

Иезуит Фердинанд Вербист наиболее известен тем, что «исправил» подлинный китайский календарь, как сказано, «пришедший в полное расстройство из-за невежества придворных астрономов». По предложению Фердинанда Вербиста большая часть старых подлинных астрономических инструментов была переплавлена на металл, что ознаменовало гибель всей традиционной китайской астрономии.

Возникает вопрос: а зачем это было нужно иезуитам? Ответ прост: в Поднебесной начали применять ту же схему, что с таким блеском удалась в Латинской Америке – тотальное крещение и перевод региона в подчинение Рима. А Риму на Дальнем Востоке многое было нужно: и присмотр за стратегически важными Японией и Кореей, и противодействие екатерининской России. Но… не успели: в Европе изменилась расстановка сил, и орден иезуитов пришлось ликвидировать.

Впрочем, факты говорят, что иезуиты еще поиграли в Китае в Большие Игры. И попытки поставить своего императора за ними есть, да и колоссальный мятеж китайских христиан* в середине XIX века вряд ли обошелся без их влияния. Ну, и Триада**… такие мощные конторы не возникают из ничего, а там виден беспрецедентный конспиративный опыт. Нет, я знаю, что в середине XIX века иезуиты совершенно утратили власть – именно это утверждает история и… официальная хронология. Но, вот беда, такие объемы власти не склонны растворяться в атмосфере; они обязательно во что-то конвертируются и продолжают жить – по новым, пусть и подложным документам.

* речь о христианской «секте» «Байшанди хуэй» («Общество поклонения Небесному Владыке»), соединенной с учениями датун и тайпин. «Сектанты» считали «истинным Богом Отцом» (Шанди) Иегову, а ниже стояли три его сына: Иисус Христос, Хун Сюцюань (идеолог движения) и некий Ян Сюцин – все трое дети святой девы Марии. Китайские христиане воевали с имперской армией 14 (!) лет – по сути, на равных, пытались в 1853 году взять Пекин и способствовали поражению императорского дома во 2-й опиумной войне – точь-в-точь, как социалисты в России 1917 года.

** Триада покровительствовала движению «тайпин», выросшему из христианских идей, посеянных в Китае иезуитами. Тот факт, что духовные дети иезуитов раскололись на тех, кто продолжал служить монархии, и тех, кто ушел в оппозицию, лишь добавляет реализма

Близнец Китая

Напомню, что тезис о том, что страна Хань это известный по старым летописям Китай, выдвинул, а затем и узаконил иезуит Маттео Риччи, он же Ли Мадоу. Если бы не он, мы знали бы нынешний Китай под самоназванием, то есть ХАНЬ. И этот Хань НИКАК не связан с главными частями античного Китая – Сина и Сера, потому что Сина и Сера расположены в верховьях Нила. Это и есть древний Китай.

Все указывает на то, что иезуиты попросту обокрали историю Африканского Рога, чтобы налепить ее поверх истории страны Хань – вместе с названием, - как ярлык. А в странах Сина и Сера ТОЖЕ изобрели первую в мире бумагу – из папируса. Здесь ТОЖЕ знали порох – в числе первых. Отсюда ТАК ЖЕ плавали в Индию и Аравию – здесь неподалеку целых четыре Индии и, по меньшей мере, три Аравии. Здесь, кстати, издавна производят шелк, и есть версия, что бабочка шелкопряда родом как раз отсюда. Именно этот, африканский Китай притягивал европейцев, ибо здесь была родина кофе, только здесь умели плавить стекло и железо*, а золото в Эфиопии некоторые племена и поныне достают из земли без применения лотка или бульдозера – голыми руками. А главное, китайские страны Сина и Сера подозрительно напоминают библейские места – пустыню и одноименную гору Син (Синай) и эритрейскую гору Сеир (Soeira). И, кстати, Синай и Сеир – у мусульман – два райских сада.

* Сказка о царевне, спящей в хрустальном гробе, создана по мотивам средневековых преданий о похоронных обрядах Эфиопии. Сказка о Золушке в хрустальных башмачках – также эфиопская. История же плавления стекла и железа тесно связаны: в обоих случаях требуются высокие температуры, достигаемые древесных углем, и поддув при помощи мехов. Стекло образуется как отходы при выплавке железа.

Чингисхан: от Китая до Африки

Да, столь радикальное допущение очень многое разрушает, но история и сама валится – никаких подпорок не хватает. Так, например, изучение известий европейских хронистов привело ряд ученых к выводу, что повесть об индийском царе Давиде это эхо событий в Хорезме, времен Чингисхана. Биография Давида коррелирует с биографией Чингисхана, а перечень завоеванных городов и стран лишь усугубляет эти корреляции. Зная, что царь Давид это пресвитер Иоанн, приходишь к выводу, что либо Чингисхан завоевал еще и часть Африки, либо эфиопы имели какие-то дела в Хорезме.

Так оно и выглядит. Летописцы, в общем, согласны, что царь Давид, он же эфиопский пресвитер Иоанн воевал с Чингисханом, а затем он и его семья погибли от рук монголов. Вот как описывает начало конфликта Марко Поло в «Книге о разнообразии мира»: «Услышал пресвитер Иоанн, что Чингисхан сватает его дочь, и разгневался. «Каково бесстыдство Чингисхана! – стал он говорить. – Дочь мою сватает!»

Что ж, армия Чингисхана описывается как БЕСПРЕЦЕДЕНТНАЯ по размерам, а влияние монголов на культуру покоренных народов, как говорят историки, растянулось от Китая до Атлантики, а во времени – минимум на 300 лет. Обладая такими ресурсами, да еще за 300 лет можно и до Африки дойти.

Y-хромосомы & мтДНК

Изучение Y-хромосом и мтДНК ископаемых костных останков людей (этот научный проект охватывает весь мир) показывает: ни Чингисхан, ни кто-либо еще ни из Китая, ни из Монголии походов на запад не совершал – ни в Хорезм, ни в Среднюю Азию, ни на Русь, ни в Европу. Никогда. Карт распространения Y-хромосом и мтДНК в Интернете множество, они разной степени подробности, и ни на одной нет линии, хотя бы отдаленно вторящей маршруту титанической армии татаро-монголов.

Данные предельно корректны: любая армия ВСЕГДА оставляет свои Y-хромосомы в потомстве покоренных народов, и по этим Y-хромосомам можно выстроить точную картину ее пути. Например, зафиксировано перемещение мужской Y-хромосомы из Хорасана (Иран) в Северное Причерноморье. Возможно, это предки северокавказских народов. А вот из Забайкалья на запад никто не шел.

Если помнить о корреляции между биографиями Чингисхана и Давида, неизбежен вывод, что история Чингисхана это африканская, а не дальневосточная история. Судя по всему, хроники о жизни и деяниях Чингисхана были заимствованы в Эфиопии и приспособлены для идеологических нужд Китая в последней четверти XVIII века.

Это не уникальный случай, подобное как-то случилось в Венеции. Город заказал именитому ученому создать часть истории Венецианской республики. Тот создал – взял историю Византии, заменил в ней греческие имена и топонимы на итальянские и в таком виде принес заказчику. Подлог мгновенно был раскрыт и получил огласку. С Чингисханом вышло иначе: в Поднебесной уличать иезуитов было некому, а главное, созданный образ был нужен и в России, и в Европе, и, тем более, в Китае, а потому получил яркую и насыщенную бумажную жизнь.

Пекин и Кара-Корум в Африке

В летописях говорится, что царь Давид (он же эфиопский пресвитер Иоанн) имел брата, который жил за кара-китайскими отрогами, владел селением Кара-корум (ставка Чингисхана) и правил народами, звавшимися Крит и Мекрит, а они были христианами-несторианами.

Более того, в 1294 году в «Пекин» приехал францисканец Иоанн де Монтекорвино. И вот он утверждает, что соратником в деле распространения католической веры в Китае стал некто Георгий - «ЦАРЬ ЭТОЙ СТРАНЫ из секты христиан-несториан, который был из рода того самого великого царя, коего называли пресвитером Иоанном из Индии ». И 23 июля 1307 года Папа Климент V направил францисканцу буллу, утвердив его на вновь образованной кафедре архиепископа Ханбалыкского и патриарха всего Востока. Как видите,

Или Ханбалык, он же Пекин угодил в экваториальную Африку,

Или эфиопский царь Георгий умудрился встать во главе Китая и руководил ставкой Чингисхана,

Или мы имеем дело с переложением части эфиопской истории на китайскую натуру, благодаря иезуитам, которых после изгнания из Эфиопии за махинации с рукописями Папа отправил работать в Китай.

О китайском порохе

Вброс идеи о первенстве Китая в изобретении пороха произошел не так уж давно. В 1956 году профессор Фэн Цзя-шен (Журнал "Народный Китай", № 14, июль) сообщил, что китайский медик Тао Хун-цзин изучал горение селитры еще на рубеже V и VI столетий. Однако более всего для популяризации китайского приоритета сделал Джозеф Нидэм*, в то же, примерно, время написавший книгу «Четыре великих китайских изобретения». Именно в этой книге наиболее широко прозвучали тезисы о том, что китайцы ранее всех остальных изобрели компас, порох, бумагу и книгопечатание. Вот набор летописных событий, касающихся изобретения китайского пороха.

* Ноэль Джозеф Теренс Монтгомери Нидэм (Noel Joseph Terence Montgomery Needham) – британский «ученый широкого профиля». В 1965 г. совместно с дипломатом Д. Брайаном основал Society for Anglo-Chinese Understanding, которое в годы «Культурной революции» помогало британским подданным посещать эту страну. Эти визиты отдельных подданных Ее Величества в коммунистический Китай тем более интересны, если помнить, что даже для советских граждан братская страна была в те годы закрыта наглухо.

50 Селитра уже известна в Китае; имеется строгое доказательство использования селитры и серы в лечебных целях

492 в Китайском алхимическом тексте отмечено, что селитра дает лиловое пламя

Начало IX века . Нин Сюй-цзы занимался накаливанием смеси из серы, селитры и растения - кокорника. Эта смесь по своим свойствам была похожа на порох

Конец IX века . В рукописи греческого монаха Марка Грека "Книга огней" есть описание рецепта дымного пороха

970 Фэн И-шэн и Юэ И-фон стали применять зажигательные стрелы, в наконечниках которых закладывался медленно горящий порох

1044 В трактате «У-цзин цзун-яо» описаны способы изготовления пороха. Во времена Хубилая китайцы использовали подобие чугунных гранат, начиненных порохом

1132 Чень Гуй изобрел огнестрельное оружие - пищаль, бамбуковый ствол которого набивался дымным порохом

В начале XIII века рецепты пороха, способ его изготовления и огнестрельное оружие проникли из Китая в Аравию.

1232 китайцы, осажденные монголами в Кайфыне, защищались посредством пушек, стрелявших каменными ядрами, и употребляли разрывные бомбы, снаряженные дымным порохом.

1240 - 1280 Арабы приобрели знание о порохе

Как видите, китайцы почти монопольно владели тайной пороха на протяжении 400 лет, и уже во времена Хубилая делали чугунные разрывные снаряды – то, к чему Европа подошла только в XIX веке. Ясно, что возникают вопросы:

Первый: почему, обладая фактически сверхоружием, Китай не сумел завоевать даже соседей? Кортес, например, подчинил Мексику всего за пару лет, а у Кортеса не было чугунных гранат, да и пушки были примитивнейшие.

Второй, так называемая «проблема Нидэма»: почему китайцы умевшие выделять селитру на 1000 лет раньше европейцев, и опередившие Европу в астрономии и геометрии, химии и металлургии, судостроении и кругосветных плаваниях, картографии и оружейном деле, изобретении компаса, бумаги и даже книгопечатания, так и не создали собственно науки? Литературных свидетельств* о том, что китайская наука была самая-самая, хватает, а вот самой науки нет. Нет и соответствующих археологических находок: пушек, плавильных печей, кораблей, печатных станков – вообще нет.

И третий, самый трудный вопрос: из чего китайцы делали дымный порох?

Дело в том, что в Китае нет еще и селитры.

* Китай открыл т.н. первый гос. архив (документы эпох Мин и Цин, 1368-1912 гг.) лишь в начале 1980-х, спустя 30 (!) лет после того, как так Нидэм поведал миру, что китайцы в науке и практике опередили всех. И если в этом архиве все бумаги такие же, как и карта мира за 1418 год (об этой откровенной халтуре – чуть ниже), то с открытием архивов поторопились.

Да, в популярных статьях написано, что порох изобрели народы Китая и Индии, потому что там селитра самопроизвольно выделяется из почвы. Но это – неполная информация. Да, кое-где в долине Ганга в жаркое время года селитра выпревает из земли. А в Италии она в виде налета оседает на стенках некоторых пещер Апулии. А в Средней Азии ее выделения встречали у старых могильников и на развалинах брошенных городов. Но уже во времена Ивана IV на Руси тратили до 300 тонн пороха в год. Хубилаю, исходя из его притязаний, требовалось в десятки раз больше. Можно ли наскрести столько селитры в ближайшем к Монголии источнике – на могильниках Средней Азии?

Вот на Цейлоне ее содержание в почве (кое-где) достигает 2-8 %. Но это на Цейлоне, а не в Монголии. Мнение же химиков бескомпромиссно: ни материальных, ни надежных документальных подтверждений тому, что до XV-XVI вв. хоть где-то (не только в Китае) умели делать порох, нет. Месторождения селитры редки, а калиевая селитра, необходимая для изготовления стабильных составов, НЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ ВООБЩЕ. Изготовление калиевой селитры требует технологических приемов, которые появились лишь с развитием химии в XV-XVI веках.

Именно благодаря технологиям XV-XVI веков вплоть до Крымской войны (1853 год) главным местом, где в промышленных масштабах извлекали селитру – из отходов животноводства – оставалась Ост-Индия, но это было не «самопроизвольное выделение», а сложнейший химический процесс под жесточайшим контролем избранных британских кланов. Так, в Англии 1624 года привилегия изготовления взрывчатых веществ была целиком в руках семьи John Evelyn. И так как селитра, главная часть в порохе, была решающим фактором политики XV-XVI вв., технология изготовления и очистки селитры содержалась в тайне – всеми ото всех. В России, например, приличный порох научились делать лишь после 1772 года, когда было принято решение дать иезуитам убежище. Вероятно, тогда же научились делать порох и в стране Хань.

А как же Китай?

Если начать копаться, выясняется, что селитра в Китае все-таки есть, но не в том Китае, где жили и творили иезуит Маттео Риччи и «ученый широкого профиля» Нидэм, а в том, где лежат страны Сина* и Сера, – в Верхнем Египте. Зикенбергер (словарь Брокгауза и Ефрона) указывает на существование между Луксором и Эдфу месторождения глины, содержащей до 60 (!) % селитры. Эта глина издавна употреблялась как удобрение, и вплоть до середины XIX века это малоизвестное месторождение селитры оставалось богатейшим в мире! Ну, а поскольку именно в этом Китае (без кавычек) находился культурный и научный центр мировой цивилизации, полагаю, именно отсюда рецепт пороха и был позаимствован здесь же проживающими арабами, а затем и здесь же проживающими греками.

* не исключено, что великий араб Ибн-Сина родом как раз из верхнеегипетской Сины (у нее есть еще три имени – Suanit, Syene, Aswan).

Крайне важно и то, что открытие рецепта пороха прямо зависит от умения изготовить древесный уголь. А древесный уголь нужен только там, где уже известны технологии плавления железа и стекла, и в этом деле страны Верховий Нила – первоочередные кандидаты. Только там, в сульфидных месторождениях у серных источников были «железные шляпы» из бурых оксидов железа – единственный доступный в античности источник этого металла. И именно в этих районах «железных шляп» добывалась чистая сера – важнейшая составляющая пороха. Вот небольшой отрывок.

Ктесий. «Индика» в пересказе патриарха Фотия

«Пишет он и об источнике, каждый год наполняющемся жидким золотом, из которого ежегодно добывают 100 глиняных кружек [золота]. Глиняные кружки используют потому, что вычерпанное золото твердеет и при необходимости можно разбить сосуд и вынуть из него затвердевший металл. Источник сам по себе имеет квадратную форму, 16 локтей в периметре, глубина же его – сажень. Каждая такая кружка тянет на талант золота. Упоминает он и о железе, находящемся на дне источника. Из него, как говорит Ктесий, изготовлены два принадлежащих ему меча, один из которых он получил в подарок от царя [Персии], а другой, под названием Парисатис, от матери царя».

Это изумительно точное описание сульфидного месторождения (подробнее о парадоксах добычи золота смотрите приложение № 7 ), образующегося в районах серных источников. Причем, в описании справедливо почти все: и высочайшая концентрация металла в «золотой плитке» (его амальгамировали ртутью, поэтому описываемое золото «жидкое»), и «железная шляпа» из бурых оксидов железа. Такие золотосульфидные месторождения – сугубо египетский феномен. Там порядка 400 таких вот источников.

И еще одно обстоятельство: селитра – saltpetre – производят от латинского sal petrае, «соль Петра» или «каменная соль» (если слово «petre» перевести как «камень»). Но возможна и другая дефиниция, точная, без добавления новых букв: salt petre - «соль Петры». В путеводителях город Петра стоит и всегда стоял на пути из Египта в Иерусалим. И если сейчас роль города Петра исполняет вытесанное в скальном массиве иорданское казначейство, то в те времена, когда Иерусалим стоял на первом Нильском пороге, Петра должна была находиться как раз в районе Эдфу-Луксора. И на это есть самое прямое указание.

Прямое указание на город Петра

Вот выборка из труда магистра Дитмара , осенью 1217 года покинувшего Акру. Из Петры Дитмар вошел в пустыню Вавилонии, и у него… ЦИТАТА: «По левую руку простирались высокие горы – горы Эфиопские, через которые Моисей повел войско короткой дорогой, а перед ним шли ибисы и аисты и очищали путь от вредоносных червей. Он осадил и взял Савею, город Эфиопии».