Как правильно делать эссе. Образец эссе. Написание и оформление эссе. Четкое направление в задании

(оценок: 4 , среднее: 4,75 из 5)

В мире бытует мнение, что сочинение либо эссе является в буквальном смысле тем, что вы пишите в школе на тему, которая не интересует никого, кроме вашего учителя. На первый взгляд, в словаре нет ничего, что бы могло смягчить это значение. Самое первое определение – «это короткое литературное сочинение на заданную тему, обычно в прозаической форме и, как правило, аналитического, оценочного и пояснительного характера».

На самом деле эссе может быть чем-то намного большим, чем это. В нем можно писать о чем угодно. И в этом случае словарь приходит нам на помощь. Второе определение эссе: «это всё, что напоминает сочинение». Так что эссе – это письменные сочинения обо всем.

К сожалению, они также могут быть раздражающими, скучными, утомительными и вовсе отвратительными. Будь-то сочинение в средней школе, научная статья в колледже или даже важная служебная записка на вашей новой работе – в любое время есть высокая вероятность того, что вы, наверное, предпочли бы ничего не писать. И тот факт, что вы ДОЛЖНЫ сделать это только усугубляет положение.

В вашей голове одновременно находятся двадцать разных мыслей: Как правильно написать сочинение? О чем я пишу? Как поддерживать импульс? Как начать писать сочинение? Мне нужна хорошая оценка или повышение С ПРИБАВКОЙ, от этого многое зависит!

Успокойтесь. Создание блестящей письменной работы, обалденную докладную, выдающееся эссе – на любую тему – это не просто возможно, это просто. Поэтому приготовьтесь узнать, как правильно написать сочинение по литературе.

В чем мой секрет написания сочинений?

Эссе во многом похоже на военную операцию. Оно требует дисциплины, дальновидности, исследовательской работы, стратегии и, если всё сделано хорошо, заканчивается окончательной победой. Вот почему я украл свою формулу у спартанцев (тех, что из фильма «300 спартанцев»). Эта тактика была любимой для великих генералов Брасида и Ксенофонта (ученика Сократа) и была успешно введена в действие в сражениях бесчисленное количество раз. Я полагаю, что, если одна уловка способна защитить десятитысячный поход по враждебной территории, страна за страной, она, вероятно, будет работать с чем-то настолько слабым и временным, как письменная работа или эссе.

Мы будем использовать эту тактику как метафору – тоже отличный термин для использования в ваших эссе – для структурных элементов нашего сочинения. Это позволит нам забыть скучные учительские подсказки и узнать, как хорошо написать сочинение. Забудьте «Комментарий/Конкретные детали/Комментарий/Конкретные детали» и весь этот нонсенс.

Вот что говорит Ксенофонт о своей тактике в «Анабасисе»:

Для нас было бы безопаснее передвигать войска с гоплитами, формируя каре (боевой порядок пехоты, построенной в виде квадрата – прим. Lifeinbooks), чтобы багаж и основная группа людей внутри была более защищенной. Таким образом мы сейчас сказали, кто должен находиться на передовой каре, кто – организовывать передовые отряды, кто должен быть на обеих флангах, а кто – отвечать за тыл.

Их тактика была следующей: для успешного похода или отступа генерал соединяет свои войска в наружную часть квадрата, с провиантом и раненными в середине и сильными войсками спереди и сзади. Если бы они отступали, рядовые солдаты защитили бы свою сторону, выходя за контур квадрата лишь немного, чтобы сразиться с нападающими, а затем сразу же вернуться в безопасный квадрат. И, таким образом, они были полностью непроницаемыми, могли плавно путешествовать, а также медленно деморализовать атакующую армию. Как писал Ксенофонт, идея была в том, чтобы каре было подготовлено заранее, «мы не должны планировать [всё связанное с защитой], когда враг приближается, нам нужно немедленно воспользоваться теми, кто был специально проинформирован о схеме работы».

Вы спросите, а как же правильно написать эссе и причем здесь всё это?

Мой метод работает так же. Обдумайте свое введение как создание формы, а потом последующие абзацы, которые и составляют каждую сторону. Они могут выйти наружу, когда это нужно, но никогда окончательно не бросают безопасность формирования. Это процесс постоянной перестройки, который любой ценой сохраняет форму квадрата. С точки зрения «написания», вам нужно всего лишь создать несколько оригинальных предложений для всего эссе: тезис, тема, мини-тезис, из которого начинается каждый абзац, и заключительную фразу, обозначающую, что всё это значит. Все остальное – это в некотором роде вариации из этих четырех предложений. Вместе они создают квадрат, и это служит точкой возврата… Идея состоит в том, чтобы защитить читателя, как войско, движущееся внутрь и наружу квадрата, чтобы обеспечить безопасность середине и всему квадрату. Далее я расскажу подробнее, как начать писать сочинение и приведу несколько примеров для структуры эссе.

Приступая к работе над сочинением

Например, вы – ученик средней школы на уроке английского языка, или студент колледжа, и вам нужно написать сочинение. Это просто факт жизни, и вместо того, чтобы бороться с ним, давайте сделаем его как можно проще.

Схема, которую я собираюсь вам дать, проста, и она поможет вам узнать, как написать красивое сочинение. По сути, формат требует всего шесть оригинальных предложений, а всё остальное – не что иное, как повторение и подкрепление идей в этих оригинальных предложениях. Так же, как в тактике Брасида, вы придумываете элементарную форму с введением и тогда всё, что остается – оборона: все (каждое слово) знают свою работу.

Решительно сформировав свои собственные правила и пути, вы сможете достичь совершенства, просто следуя им. Вы размещаете читателя в центре квадрата, защищенного со всех сторон, и систематически перемещаете его вперед, защищаясь от сомнений и возражений по мере их возникновения.

Вот примерная схема письменной работы на пять страниц:

Введение

  1. Начните с обширной, убедительной «зацепки». Это будет мета-темой статьи. Вот пример из письменной работы о «Великом Гэтсби»: «Когда граждане проявляют вопиющее пренебрежение моралью и законом, общество быстро разрушается».
  2. Тезис. Он должен определить и систематизировать «зацепку» в отношении инструкции / субъекта. Пример: «Атмосфера, показанная в «Великом Гэтсби» Ф. Скотта Фицджеральда – с вопиющим упадком и нелегальной деятельностью – в конце концов, кажется, замещает всё, но она несовместима с значением воплощения американской мечты».
  3. Одно предложение, служащее основой для первого абзаца основной части. (Это мини-тезис для каждой точки зрения, которую вы будете аргументировать.) Пример: «Хотя Гэтсби был контрабандистом, им руководила надежда и любовь, а не жадность, которая мотивировала его одержимых статусом гостей».
  4. Одно предложение для второго абзаца основной части. (Так же, как то предложение, которое вы только что сделали)
  5. Одно предложение для третьего абзаца основной части.
  6. Сформулируйте по-другому «зацепку» и тезис в одно переходное предложение в первом абзаце. «1920-е годы, время воплощения излишества и реакционности, символизирует собой разрыв в американской традиции; тот, на который никто, казалось, не обратил внимания».

Примечания / Советы: Некоторые говорят, что тезис должен идти в нижней части введения, а не сверху, но я думаю, что это огромная ошибка. Суть эссе или сочинения в том, чтобы сделать утверждение, а затем подкреплять его. Вы не можете поддержать мысль, пока не выразите ее.

Основная часть # 1

  1. Перефразируйте тезис для первого абзаца основной части.
  2. Аргументируйте мини-тезис фактами и анализом.

Примечания / Советы:

  • Начинайте с самых весомых аргументов.
  • Вводите цитаты / мысли таким образом: Обобщенные->Конкретные->Анализ/ Вывод
  • Всегда используйте цитату, пытаясь включить элемент анализа в том же предложении. Лучше не использовать более 5-7 слов автора. Можно даже меньше: «Это был Джей, который, несмотря на общий упадок вокруг него, с нетерпением ждал того, что можно описать как «разнузданное будущее».

Основная часть # 2

  1. Перепишите тезис второго параграфа основной части.
  2. Аргументируйте мини-тезис.
  3. Сформулируйте по-новому тезис абзаца основной части в контексте общей темы.

Основная часть # 3

  1. Перепишите тезис для третьего абзаца основной части.
  2. Аргументируйте мини-тезис.
  3. Сформулируйте по-новому тезис абзаца основной части в контексте общей темы.

Заключение

  1. Перефразируйте зацепку / мета-тему.
  2. Уточните ее, еще раз перефразировав тезис.
  3. Напишите одно предложение для каждого абзаца основной части, предполагающее его смысл.
  4. Перепишите «зацепку» и тезис в заключительных предложениях.
  5. Последнее предложение должно переходить к общим фразам о человеческой природе: «Американская мечта – и все высшее стремления – требует общества, которое смотрит в будущее и далее, а также придерживается стандартов поведения».

И всё. Серьезно. Это работает в сочинении из 300 слов так же, как в исследовании из 300 страниц. Сочинение создается, усиливается само по себе, служит путем вашей самореализации. Разве можно представить что-либо лучшее?

Так же, как великие полководцы, формируя квадрат заранее из ясных, упорядоченных линий, вы сможете изолировать себя от хаоса импровизации. Вы обозначаете границы сейчас, чтобы не делать этого позже, и совершенство достигается просто путем заполнения их вашими предложениями. Каждый абзац имеет особую цель, он обязан выполнять только одну задачу. Как я уже сказал ранее, с этой структурой вы размещаете читателя в центре квадрата, защищенного со всех сторон, и систематически перемещаете его вперед, защищая от сомнений и возражений в меру их возникновения. Теперь вы знаете, как написать хорошее сочинение.

Раян Холидей, отрывки из книги «Как написать отличное эссе» (Bookhacker, 2013)

Нестеров А.К. Как писать эссе // Энциклопедия Нестеровых

Что такое эссе

Эссе требуется писать и студентам, и школьникам, хотя требования и уровень будет разный, но жанр один и принципиально подход к написанию одинаков, что в школе, что в вузе, что в научной деятельности.

Эссе характеризуется малым объемом, высоким уровнем творческого подхода к раскрытию темы, акцентом на выражении индивидуального отношения автора к теме эссе, его мыслей и соображений по конкретной проблеме или вопросу. С точки зрения содержания и специфики изложения материала эссе можно сравнивать с небольшой научной статьей.

Эссе имеет две характерные черты:

  1. В эссе основное внимание уделяется передаче авторского отношения к теме в свободной форме.
  2. Эссе не претендует на доскональное изучение темы или отдельных вопросов.

Что нужно, чтобы написать эссе

  1. В эссе следует использовать образные приемы, ассоциативный подход и лаконичное изложение материала.
  2. К эссе нельзя подходить, как к сочинению или литературному тексту, не следует углубляться в размышления о природе объекта, вопроса или проблемы, которые затрагивает тема.
  3. Эссе представляет собой полностью авторский текст – уникальность текста близка или равна 100%.
  4. Следует сделать аргументированные выводы, проанализировать проблему, сформировать и описать собственное видение вопроса.
  5. Закономерное завершение эссе – это комплексный вывод, в котором лаконично выражена позиция автора.
  6. Перед тем, как писать эссе, нужно изучить материалы учебников, монографий, научных исследований и материалов периодической печати для формирования авторского видения проблемы. Благодаря этому эссе будет отличаться высокой степенью проработанности и индивидуальным подходом к поставленной проблеме.

Следует придерживаться типологии эссе. В соответствии с требованиями, эссе может иметь аналитический, концептуальный, практический, прогнозный или информационный характер.

Типы эссе

Характеристика

Аналитическое эссе (критическое)

Основной целью является анализ какой-либо проблемы, сформулированной в теме эссе. Требуется работа с источниками литературы, актуальными статьями по данной проблеме.

Концептуальное эссе (повествовательное)

Прорабатываются теоретические аспекты, детально изучается концепция чего-либо.

Эссе прикладного характера (практическое)

Связано с разработкой способа решения какой-либо конкретной задачи с учетом авторского подхода.

Информационное эссе (описательное)

Наиболее общий тип эссе. Предполагает изложение мыслей по конкретной теме. Сюда относятся и эссе по конкретной книге.

Предметное эссе

Имеет характер изложения, на первом плане описание предмета или какой-либо идеи. Основной упор делается на авторский подход к хорошо известному вопросу.

Личностное эссе

3 базовых принципа как писать эссе

Вне зависимости от типа эссе, основные принципы его написания следующие:

  1. Если не уверены в теме, то не стоит бросаться сломя голову писать эссе – побольше почитайте по теме. Логично ведь, если хорошо ориентироваться в вопросе, то и эссе будет лучше.
  2. Не будьте самоуверенны – эссе просто так не склепать. На все нужно время. Поэтому в долгий ящик не откладывайте. Особенно учитывая, что все тезисы в эссе должны быть подкреплены аргументами. Об этом ниже.
  3. Не надейтесь на авось и небось.

Пошаговое руководство как писать эссе

Шаг первый.

Получили тему эссе, если есть, то ознакомьтесь с требованиями к эссе. Также полезным будет обратиться за консультацией по теме к преподавателю, если есть такая возможность. Разъяснения будут общими, но помогут определить направление эссе, а дальше уже нужно развивать свою мысль.

Спрашивать у преподавателя как писать эссе – бессмысленно.

На самом деле, обращайтесь к преподавателю только с конкретными вопросами. Вопрос "а как писать реферат?" таковым не является. Лучше спросите, какие интересные статьи или монографии можно по вашей теме почитать. Так пользы больше будет.

Шаг второй.

Нужно определиться с основными тезисами и аргументами. Эссе имеет следующую структуру:

  • Вступление
  • Тезис – аргументы
  • Тезис – аргументы
  • Тезис – аргументы
  • Выводы

Тезисы – это мысли автора по рассматриваемому вопросу в форме утверждений, а аргументы – это доказательства этих утверждений. Аргументами могут выступать факты, явления общественной жизни, события, опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и др.

В зависимости от объема эссе, нужно определить необходимое количество тезисов. При этом аргументов к каждому тезису должно быть два. Логика простая: один аргумент неубедителен, три аргумента перегружают текст. Поэтому пишете эссе так, чтобы каждый тезис подкреплялся двумя аргументами.

На данном шаге поможет следующее: ознакомьтесь со смежными вопросами по теме эссе – это позволит определить, что нужно писать в эссе, а чего не стоит.

После этого изучаем литературу, источники, конспектируем ключевые моменты, тезисно определяем основные вопросы – на их основе формулируем собственные тезисы, мысли, утверждения и подкрепляем их аргументами.

Шаг третий

Это непосредственно написание эссе.

Творчески подходим к изложению своих мыслей, пишем вводную часть, убедительно формулируем тезисы, приводим доказательства в виде аргументов, делаем выводы. После этого несколько раз читаем написанное, дополняем, удаляем лишнее.

На данном этапе следите за тем, чтобы не допускать ошибок, которые приведены ниже.

Как не надо писать эссе

Главное, не совершить три ошибки.

Ошибка первая.

Вместо того, чтобы писать эссе, переписали несколько учебников, статей, или того хуже – рефератов. Это полное фиаско.

Из текста будет понятно, что это не эссе, а компиляция других текстов, авторского мнения в таком эссе не будет.

Ошибка вторая.

Как только сели за компьютер, чтобы написать эссе, не устояли перед искушением: "через 10 минут начну писать, только посмотрю, что там в контакте нового". Вечером опомнились, не ужасайтесь том, что эссе до сих пор не готово.

Фотки, одноклассники, предложения дружбы никуда не денутся... они подождут, пока вы не закончите свое эссе. Помните: соцсети засасывают насмерть.

Ошибка третья.

Поддались соблазнам посмотреть "тот самый фильм" по телевизору, зайти на любимый форум, позвонить подружке... И опять потеряли время, которое уже не восполнить.

Возьмите себя в руки, не отвлекайтесь, отключите посторонние раздражители – сосредоточьтесь и пишите эссе.

Также я приведу в таблице 7 ошибок, которые чаще все допускают в содержании эссе. Не забудьте проверить себя.

7 распространенных ошибок в эссе

Характеристика

Плохо проверили написанное

Ограничившись проверкой правописания, можно упустить наличие двусмысленных выражений и неудачных оборотов. Эссе должно быть написано четко, все тезисы имеют убедительные аргументы.

Предисловия

Слишком много вводных предложений, пространных рассуждений в эссе – пишите четко и по делу.

Многословие

Эссе имеют очень ограниченный объем – не стоит тратить его на лишние слова. От лишних подробностей следует отказаться.

Чрезмерно длинные фразы

Длинная фраза сама по себе не доказывает что-либо. Если можно обойтись без них – лучше переформулируйте свои мысли. Короткие емкие предложения часто производят больший эффект на читателя.

Перегруженность

В эссе не стоит включать чрезмерное количество определений, если того не требуется темой. Также не стоит увлекаться сложными терминами и понятиями – это преуменьшает значение содержания эссе.

Нарушена структура

Писать эссе нужно так, чтобы содержание имело выраженную вводную часть, тезисы и аргументы, заключительную часть.

Тема не раскрыта

Эссе очень лаконично, поэтому есть риск не раскрыть тему. Поэтому проследите, чтобы главный вопрос имел ответ в тексте эссе.

Вам поможет следующее:

  • Планируйте свое время – не откладывайте на последний момент.
  • Эссе будет писать проще в такой последовательности: определили главный тезис, привели аргументы, затем сформулируйте остальные тезисы, которые также подтвердите доказательствами, при этом в тексте обоснуйте, как вы пришли к таким умозаключениям, а затем сформулируйте выводы.
  • Не вставляйте в эссе маловразумительный текст и избегайте пространных рассуждений. Следуйте правилу: тезис – аргументы.
  • Следите за тем, что пишете: предложения должны быть лаконичными и четкими.
  • Не злоупотребляйте цитатами – основу эссе составляют ваши мысли.
  • Ни в коем случае не переписывайте учебники – только определения и доказательства ваших тезисов.
  • Скопировать кусок из монографии – это не означает написать эссе.
  • Скопированный кусок текста из статьи не станет вашими мыслями.
  • Пишите грамотным русским языком, без ошибок.
  • Аккуратно оформите текст эссе.
  • Когда напишите эссе, прочитайте его несколько раз. В тексте нужно ориентироваться очень хорошо.

Вашему эссе повредит следующее:

  • Спрашивать в соцсетях "", а потом часами ждать невразумительных ответов, в которых смысла будет меньше, чем во фразе "На компьютере, как еще..."
  • Скачать пачку рефератов и скомпилировать из них эссе. Там не будет ни тезисов, ни аргументов.
  • Тратить время на просмотр фоток с дня рождения подруги, когда до сдачи эссе осталась пара дней... или уже часов?;)
  • Пить много кофе – от большого количества мозг отрубается, а не стимулируется. Лучше крепкий черный чай.
  • Регулярные проверки вашего эльфа 88 уровня.
  • Походы в клуб – после этого эссе вообще писать будет неохота.
  • Проболтать с подружкой о ее новом парне/косметике/сумочках/татуаже/подставить свой вариант... вместо того, чтобы писать эссе.

Эссе как учебная работа дает возможность студенту наиболее полно выразить собственные мысли, отразить свои личные соображения и представления о мире – даже если их источником служат только чужие труды, а не индивидуальный опыт. Хорошо, когда заданная преподавателем тема находит отклик в душе (или задано сочинение на свободную тему), но так бывает далеко не всегда – и тогда возникают проблемы при написании эссе. Эта статья подскажет, как правильно написать эссе.

Структура эссе

Эссе имеет не совсем стандартную структуру. В нем не должно быть оглавления, списка литературы и, порой, даже титульного листа. Это свободный жанр, который может выражаться автором так, как он захочет. Единственное условие, которое определяет структуру написания эссе – логика. Все должно быть построено по законам логики. Схема написания эссе практически не меняется независимо от размера и сохраняется даже в мини эссе.

Несмотря на то, что сочинение имеет свободную форму, структурные особенности у него присутствуют. Прежде всего, они обусловлены требованиями, предъявляемыми этому жанру:

  • Все мысли автора должны излагаться тезисно;
  • Каждый тезис должен быть подкреплен аргументами.

Аргументы в данном случае - это конкретные общеизвестные факты, события, явления, предметы, научно доказанные факты и т.д. Аргументом не может считаться фраза автора: «Мне об этом бабушка рассказывала». Уместны ссылки на книги или фильмы.

Среднестатистическое эссе обычно имеет небольшой размер (стандартный объем – несколько листов А4), начинается с постановки проблемы, далее идет утверждение нескольких (обычно трех) тезисов и по 2-3 аргумента к этим тезисам. Заканчивается все это общим выводом.

Возможна и альтернативная форма написания текста. Постановка проблемы остается неизменной. После нее так же следует первый тезис и аргументы в его защиту. И сразу идет мини-вывод по этому тезису:

ТЕЗИС + АРГУМЕНТ 1 + АРГУМЕНТ 2 + АРГУМЕНТ 3 + ВЫВОД

Такая последовательность повторяется 2 или 3 раза, в зависимости от того, таким количеством тезисов вы оперируете. И в заключении этого эссе общего вывода может и не быть.

Есть и третий вариант, как написать сочинение-эссе: добавить мнение противоположной стороны и обоснование его ошибочности. Такой вид композиции является более основательным и серьезным.

План эссе

Тем, кто не знает, с чего начать писать эссе, можно порекомендовать в первую очередь составить план написания эссе. Составленный план отражает будущую структуру эссе; план определяет, как составить эссе, служит его каркасом. Невозможно понять, как написать эссе, не составив предварительно план. Хотя в ходе работы план может измениться (причем весьма существенно), перед тем как писать эссе составить план необходимо.

Чтобы составить план, нужно изучить тему. После того, как вы будете хорошо разбираться в ней, понадобится просмотреть литературу, которая подходит по тематике. Только после ее изучения придет время продумать тезисы и аргументы, которые как раз и следует отобразить в плане.

Пример 1

Пример того, как пишется план эссе по обществознанию:

  1. Введение (в нем можно обосновать актуальность темы, указать наиболее острые вопросы).
  2. Основная часть – собственно, тезисы и аргументы, являющиеся основным содержанием эссе. Как написать их в плане – решает сам автор: можно использовать утвердительные или вопросительные предложения. Варианты одного и того же пункта плана в разных формулировках: «Функции Интернета» или «Какие функции выполняет Интернет в нашей жизни?».
  3. Выводы.

Методика написания эссе

Одной из главных задач написания эссе можно считать убеждение или побуждение читателя. Когда автор решается сесть за работу, это значит, что он хочет либо поднять какую-то проблему, либо показать, что предложенное им решение – правильное. Даже если данное сочинение не порыв души, а задание преподавателя, в любом случае все сводится к этим задачам.

Вопрос о том, с чего начать писать эссе, имеет четкий ответ: с плана. Предположим, что план уже составлен – тогда возникает новая сложность. Она состоит в том, как начать писать сам текст, с каких слов начать эссе.

Эссе - это не реферат, и оно не адресовано неподготовленному читателю. Поэтому фразы, типа: «Я хочу рассказать о…», «Сегодня будем говорить о …» можно опустить. Нет необходимости перегружать эссе ненужными вводными фразами. На самом деле, не существует четких рекомендаций, как правильно начать эссе. Это не статья для Википедии, которую нужно оформить по шаблону. Автор свободен в том, как написать введение – но оно должно заинтересовать читателя, обозначить перед ним проблему, которой посвящен текст.

Пример 2

Примеры написания введения к эссе:

  • «Вопреки мнению, что Интернет-зависимость является характерной исключительно для подростков проблемой, исследования Ассоциации психологической помощи показали распространенность этой зависимости среди лиц 30-35 лет».
  • «Хотя россияне активно пользуются кредитами, Ассоциация по контролю за финансовыми рынками отмечает крайне низкий уровень финансовой грамотности населения».

Следующие 2-3 предложения должны раскрывать первую вводную фразу, одновременно подводя читателя к основной части текста.

Рисунок 1. Пример начальной части эссе

Подготовкой введения проблемы при написании эссе не заканчиваются. После введения необходимо сформулировать тезисы и подобрать аргументы для основной части.

Советы по правильному написанию эссе:

  • Не спешите.
  • Не откладывайте работу на последний момент. Скачать готовое сочинение из сети за пару минут вряд ли получится.
  • Brainstorm. Просто записывайте на лист бумаги все идеи по поводу вашей проблемы.
  • Выборка. А вот теперь возьмите в руки свой исписанный лист и придирчиво отберите аргументы, которые будете использовать.
  • Структурирование. Обычно основной идеей каждого пункта выступает один тезис, который раскрывается и подтверждается.
  • Документальность. По возможности используйте официальные документы или статьи, подтверждающие вашу точку зрения.
  • Старайтесь делать последнее предложение каждого параграфа переходом к новому аргументу.

Эти правила написания эссе подойдут для текстов, затрагивающих любые проблемы.

Заключительная часть должна обобщать написанное в основной части. Как писать выводы:

  • Выводы должны касаться проблематики, обозначенной во вводной части.
  • Выводы должны базироваться на тезисах, рассмотренных в основной части. Не следует в выводах вводить новые, недоказанные выше тезисы.
  • Выводы должны быть краткими.
  • Выводы не должны дословно повторять предложения основной части.
  • Эссе имеет более художественный характер, чем другие виды студенческих работ, поэтому не стоит использовать шаблонные фразы (такие как «Я пришел к следующим выводам», «Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы»).

Ошибки при написании эссе

Рассматривая, как правильно написать эссе, необходимо привести примеры распространенных ошибок:

  • ˗ Ошибки организационного характера. Это такие ошибки, которые студент совершает еще до того, как сел за работу. Старайтесь себя организовать. Если не получается, попросите кого-нибудь из родственников или друзей вам помочь. Пусть проконтролируют, чтобы вам ничего не мешало и не отвлекало (телевизор, желание выпить чай, невымытая посуда и т.д.) Тогда вам будет нечем себя оправдать, и вы приступите к работе.
  • Содержательные ошибки. Этот вид заключается в чисто техническом плане вашей работы.

Пример 3

Отсутствие логики изложения, недостаточность обоснования фактов, малое количество аргументов, перебор с лишней информацией и т.д. и т.п. все это, безусловно, повлияет на вашу оценку. Следите за грамотностью. Может, за одну ошибку преподаватель и не снизит балл (если это не работа по русскому языку), но если они будут повторяться часто – впечатление будет испорчено, и санкций вам не избежать. Соизмеряйте объемы частей работы.

  • Оформительские ошибки. Все, что связано огрехами в оформлении вашей работы, относится сюда. Помните, что существуют критерии оценки эссе, в которые входят и правила оформления. Не беспокойтесь об оформлении до того, как ваше сочинение будет готово. Готовый тексттитульный лист, если он требуется) можно оформить по образцу.
  • В основной части не запрещено использовать иллюстрации, но только раскрывающие содержание. Скачать первое попавшееся фото – плохая идея.
  • Можно найти миллион причин отложить работу на потом. Но все мы прекрасно знаем, что ни к чему хорошему это не приводит, и в итоге, делать все равно приходится. Поэтому, нам кажется, что лучше пересилить себя и начать.
  • Теперь осталось дело за малым – написать работу. В критериях оценки эссе прописаны все значимые требования. Ознакомиться с этим документом полезно, чтобы не сесть в лужу.

Рисунок 2. Пример требований к эссе

В отличие от других студенческих работ, к эссе не предъявляют четких требований по содержанию. Обычно все зависит от темы и предмета. Конечно, нельзя сказать, что не существует определенных критериев оценки, поэтому кое-какие требования необходимо соблюдать. Содержание текста находит отражение в его структуре.

Структура сочинений этого типа классическая: введение, основная часть, заключение. Такая структура соответствует логике. Поэтому во введении познакомьте читателя с проблемой, о который вы собираетесь поразмышлять, введите его в курс дела. В основной части вы должны обозначить свою мысль и подкрепить ее двумя-тремя аргументами. На этом можно остановиться и перейти к заключению. Но чтобы эссе выглядело выполненным на профессиональном уровне, необходимо добавить еще одну часть: контр-мнение.

Определение 1

Контр-мнение - это мысль, противоположная той, что вы перед этим доказывали.

Она показывает вашу осведомленность, то, как легко вы ориентируетесь в проблеме. Контр-мнение тоже нужно подкрепить аргументами. После этого вы должны объяснить, почему это мнение ошибочно. И только после этого логично завершить рассуждение.

Обладая знанием о том, как правильно писать эссе, вы сможете избежать распространенных ошибок и создать интересную и убедительную работу. В Интернете достаточно легко найти образец написания сочинения, но нужно помнить, что не все лежащие в свободном доступе работы выполнены на высоком уровне. Сохраняйте критическое отношение к трудам анонимных авторов.

Начинать эссе непросто даже опытным писателям. Если работа застопорится в самом начале, то возникнет риск сорвать сроки или вообще не закончить эссе. Для успеха необходимо понять, как организовать свои идеи, сформулировать тезис и введение, а также продолжать работу.

Шаги

Часть 1

Как понять задание

    Правильно читайте задание. Многое зависит от человека, который написал текст задания, однако большинство инструкций содержат сходную информацию. На первый взгляд они могут устрашать, особенно при большом количестве информации, но вам будет проще расшифровать текст, если вы знаете, что нужно искать.

    Убедитесь, что вы полностью поняли задание. Четкое представление об ожиданиях учителя станут первым шагом к успешному выполнению работы. Прочитайте задание сразу, как только получите.

    Узнайте критерии оценивания. Узнайте, есть ли четкие критерии оценки эссе, и попросите показать вам такие требования заранее, чтобы иметь представление, как будет оцениваться ваша работа. Так вы сосредоточитесь на самом важном.

    Придумайте хотя бы две идеи. Если задание не ограничивает вас и можно выбрать свою тему, придумайте несколько идей и выберите наиболее подходящую: возможно, это будет не первая идея, которая придет вам в голову.

    • Хорошая тема для эссе будет достаточно широкой, чтобы вам было о чем писать, но не такой широкой, когда нечего было написать по существу. Тема о «влиянии Шекспира» будет слишком широкой, поскольку на такую тему можно написать десяток книг. Тема о «влиянии Шекспира на современные постановки» будет более узкой, но достаточно масштабной для размышлений.
  1. Используйте предварительное письмо. Лучший способ начать эссе - изложить все свои идеи в свободной форме. Существуют разные варианты предварительного письма, которые оставляют место для экспериментов и оптимального выбора.

    Учитывайте свою аудиторию. В процессе работы подумайте, что бы вы стали искать в тексте на месте читателя. Какой контекст необходим для вашей темы в историческом эссе? Какие сведения помогут вам ощутить дух события в повествовательном эссе?

    Поймите, что предварительный текст не должен быть идеальным. Одна из основных причин творческого кризиса - стремление к совершенству еще до начала работы. Не нужно критиковать предварительный текст. Избегайте негативных мыслей вроде: «В этом нет смысла», - или: «Мне не удается выразить свою мысль». Просто пишите!

    Напишите традиционный план. При использовании одного из предложенных выше вариантов подготовки пересмотрите материал и добавьте подробности с помощью плана. Традиционный план - это отличный способ развернутого изложения идей и организации всего эссе.

    • Начинайте каждый пункт плана с главной идеи. Нумеруйте каждый пункт римскими цифрами (например, I. Щенки очень милые. II. С щенками весело играть).
    • Используйте хотя бы два подпункта для каждой главной идеи. Обозначайте каждый подпункт заглавной буквой (например, А. Щенки мило выглядят, Б. Щенки мило ведут себя).
    • Указывайте хотя бы две детали для каждого подпункта. Для обозначения используйте цифры (например, А- 1. У щенков милые мордочки, 2. Щенки небольшие и забавные. Б- 1. Щенки всегда игриво бегают и веселят людей, 2. Щенки очень ласковые и облизывают своих хозяев).
    • Подпункты каждого последующего уровня следует сдвигать на один отступ вправо.
  2. Перечитайте свой план. Убедитесь в логичности структуры плана и в случае необходимости пересмотрите или поменяйте пункты местами. Каждый пункт должен содержать примерно одинаковое количество подпунктов. Затем расширьте пункты с недостаточным количеством подпунктов.

Часть 3

Как сформулировать тезис

    Определите тип эссе. На тезис повлияет характер работы - эссе может быть аналитическим, аргументационным или описательным. Обдумайте глаголы из задания и цель эссе, чтобы выбрать самое подходящее направление.

    • Тезис аргументационного эссе должен выражать позицию (сторона спора) и вводить тему.
    • Тезис описательного эссе вводит явление, которое будет объясняться в работе.
    • Тезис аналитического эссе вводит тему и помещает причины для анализа в контекст.
  1. Осознавайте задачу тезиса. Ваш тезис должен давать ответ на вопрос «И что?». Задумайтесь, как ваш довод или анализ поможет читателю разобраться.

    Подумайте, что вы хотите выразить. Создание тезиса - это важная часть работы. Если пытаться написать тезис до размышлений или исследования темы, подобная инициатива вряд ли принесет успех.

    • Вернитесь к предварительным заметкам и попытайтесь понять отношения между идеями.
    • Думайте о задании и идеях, которые вы хотите выразить больше всего: тезис наверняка будет располагаться где-то посередине.
  2. Используйте «рабочий» тезис. Если вы испытываете сложности с данным этапом или чувствуете, что стремление сформулировать идеальный тезис мешает начать работу, используйте «рабочий» тезис. Осознание, что вы всегда сможете вернуться и изменить тезис, позволит вам сдвинуться с мертвой точки.

    Напишите тезис. Помните, что формулировку всегда можно будет изменить, поэтому не нужно тратить много времени на подбор точных слов.

    • Ваш тезис должен давать ответ на вопрос из задания (при наличии задания).
    • Обычно тезис становится последним предложением введения, но также может оказаться самым первым предложением эссе.
    • Не формулируйте тезис в формате вопроса.
  3. Не используйте «тройной» тезис. В качестве примера обычного тройного тезиса можно привести фразу «Щенки хорошо влияют на здоровье людей, поскольку они милые, любвеобильные и недорогие». Проблема в том, что подобный тезис может значительно ограничить ваши возможности. Иногда автор испытывает необходимость рассмотреть каждый из трех элементов в отдельном абзаце и недостаточно развивает свои идеи.

Часть 4

Как написать введение

    Пишите введение в последнюю очередь. Если вы застряли на введении и не можете написать оставшуюся часть работы, то на данном этапе введение можно пропустить. Напишите свой тезис в верхней части листа и приступайте к основным абзацам.

    • Многим проще написать введение после завершения всего эссе, когда ваша мысль полностью высказана.
    • Гораздо важнее «попасть в рабочую струю», чем писать абзацы по порядку.
  1. Держите в уме цель введения. Введение знакомит читателя с темой, излагает довод и помещает читателя в контекст. Если предложения во введении не позволяет достичь таких целей, тогда они наверняка лишние.

    Придумайте «наживку». Обычно «наживка» - это самое первое предложение эссе, которое поможет вам завладеть вниманием читателей. Существует распространенные приемы, которые полезны для начинающих писателей, но некоторые преподаватели могут считать их слишком избитыми. Рассмотрите такие варианты.