Имеет ли беларусь ядерное оружие. Беларусь и ядерное разоружение. Заседания и осуждающие заявления

Переговоры, проведенные в Минске заместителем министра иностранных дел РФ Григорием Карасиным, эксперты расценили как намек на возвращение в нашу страну ядерного оружия.

На визит высокопоставленного российского дипломата в Беларусь обратил внимание tut.by. Портал отметил, что в Минске Григория Карасина ждали не только в МИДе, но и в президентской администрации. Российского замминистра принял ее руководитель Владимир Макей. На этой встрече, по словам начальника управления внешней политики президентской администрации Максима Рыженкова, обсуждался большой круг «конкретных чувствительных вопросов», пишет «Салідарнасць».

«С большой долей вероятности можно предположить, что один из «конкретных чувствительных вопросов» касался сотрудничества в военной сфере, - пишет портал. - Стоит напомнить, что весь прошлый год между Россией и США шли непростые переговоры по условиям размещения американской системы ПРО в Европе. Эти переговоры так и не увенчались успехом».

В этой связи упоминается, что в ноябре 2011 года военно-дипломатический источник в Москве заявил «Интерфаксу», что РФ в качестве контрмеры может развернуть ракетные комплексы «Искандер» и на территории Беларуси: «Это позволит парировать угрозы стратегическим ядерным силам России в случае развертывания элементов ПРО США вблизи наших границ».

«Вполне возможно, что в нынешней ситуации дело может зайти дальше анонимных заявлений военно-дипломатических источников», - резюмировал портал

«Введение ракет противоречит высшему закону государства»

Бывший судья Конституционного суда Беларуси Михаил Пастухов считает возможное размещение атомного оружия на территории нашей страны незаконным:

– Статья 18 Конституции объявляет Беларусь безъядерной зоной и нейтральным государством. Поэтому введение ракет, как наступательных, так и оборонительных, противоречит высшему закону государства.

Иного мнения придерживается военный обозреватель газеты «Белорусы и рынок» Александр Алесин. Он полагает вариант размещения атомного оружия на территории Беларуси вполне возможным.

– Речь будет идти о базах России и российском оружии, - считает эксперт. - Оно будет находиться под юрисдикцией России, и соответствующим образом оформлено с точки зрения международных договоров.

Александр Алесин напоминает, что практика размещения подобных баз широко распространена в Североатлантическом альянсе:

– В странах НАТО есть хранилища американских бомб, которые не так давно использовались и для хранения тактических ядерных боеголовок.

Впрочем, этот сценарий чреват для нашей страны крайне неприятными последствиями.

– Беларусь автоматически превратится в мишень и станет первоочередной целью превентивного ядерного удара, - пояснил Алесин.

Эксперт считает более реальным вариант размещения в Беларуси российских комплексов «Искандер-М»:

– Судя по тому, что Россия и США не могут договориться по ПРО, если события перейдут «точку возврата», то вынос российских вооружений за территорию РФ вполне возможен.

«Никто не станет переступать красную черту»

В свою очередь, старший аналитик Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов считает невозможным размещение ядерного оружия в нашей стране.

– Это запрещено международным правом, так же как и вариант размещения российских противоракет, - отметил эксперт. - Беларусь объявила себя нейтральным государством и взяла на себя обязательства не размещать противоракеты и другое вооружение, которое существенно изменит баланс сил в регионе.

По мнению аналитика, устами Григория Карасина Россия координирует не перспективы размещения, а эффективную в международных договорных процессах «атомную риторику».

– Не уверен, что Россия в конце концов решится на размещение ракет, потому что переговорный процесс по ПРО еще ведется, - подчеркивает Денис Мельянцов. - Администрация Обамы готова идти на уступки. Если вспомнить, как вопрос участия в ПРО Беларуси обсуждался на Мюнхенской конференции по безопасности, возможна не эскалация, а лишь риторика, которая весьма эффективна.

Эксперт считает, что Россия прорабатывает все варианты, когда нужно «поиграть мускулами».

– Скорее всего, переговоры высокого российского гостя с Владимиром Макеем касались именно координации риторики по вопросу размещения вооружений, - отмечает собеседник «Салідарнасці». - Официальный Минск, в свою очередь, грамотно подыгрывает. Мы отслеживаем ситуацию в отношениях с Россией и можем констатировать: последние полгода со стороны официального Минска практически не было негативных высказываний в отношении Москвы.

– Для атомного оружия и противоракет нет нужды. Это обострит отношения Запада с Россией и уж точно с Беларусью. Императив выживания белорусской власти – возможность баланса. Никто не станет переступать красную черту…

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) устанавливает, что ядерными державами признаются государства, осуществившие ядерный взрыв до 1 января 1967 года. Таким образом, де-юре в "ядерный клуб" входят Россия, США, Великобритания, Франция и Китай .

Индия и Пакистан де-факто являются ядерными государствами, а де-юре они ими не являются.

Первое испытание ядерного зарядного устройства было проведено Индией 18 мая 1974 года. 11 и 13 мая 1998 года, согласно заявлению индийской стороны, были испытаны пять ядерных зарядов, один из которых — термоядерный. Индия является последовательным критиком ДНЯО и до сих пор остается вне его рамок.

Особую группу, по мнению экспертов, составляют не имеющие ядерного статуса государства, способные создать ядерное оружие, но воздерживающиеся, в силу политической и военной нецелесообразности, от перехода в разряд ядерных государств — так называемые "латентные" ядерные государства (Аргентина, Бразилия, Тайвань, Республика Корея, Саудовская Аравия, Япония и другие).

Три государства (Украина, Белоруссия, Казахстан), имевшие на своей территории ядерное оружие, оставшееся после распада Советского Союза, подписали в 1992 году Лиссабонский протокол к Договору между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Подписав Лиссабонский протокол, Украина, Казахстан и Белоруссия присоединились к ДНЯО и были занесены в список стран, не обладающих ядерным оружием.

Материал подготовлен на основании информации РИА Новости и открытых источников

Распад Советского Союза неожиданно превратил Беларусь в ядерную державу. Но боеголовки, располагавшиеся на территории нашей страны , факт ически контролировала Москва. Последняя ракета покинула Беларусь 26 ноября 1996 года. Этому событию предшествовали долгие и непростые переговоры с Россией и Западом.

Ядерная кнопка остается в России

Беларусь в советские времена была форпостом советской армии, нацеленной на Запад, – в стране было очень много оружия. Даже экс-премьер-министр Вячеслав Кебич, которого трудно заподозрить в критике советских порядков, утверждал в мемуарах: по количеству танков на душу населения БССР была самой милитаризованной в мире. Хватало в Беларуси и ядерного оружия, которое появилось в стране в 1960-е годы . По состоянию на 1989 год на территории БССР находилось около 1180 стратегических и тактических ядерных боезарядов . За их обслуживание отвечали четыре ракетные дивизии, которые базировались около Пружан, Мозыря, Постав и Лиды. Территории около баз напоминали пустыню, которая простиралась на десятки километров. Но система управления ядерным оружием находилась в Москве , а значит, белорусы становились заложниками общесоюзного руководства.

После Чернобыля общество было серьезно настроено против атома, который уже никому не казался мирным. Поэтому в , принятой 27 июля 1990 года, утверждалось: «Белорусская ССР ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а республику – нейтральным государством». Это стремление встречало сочувствие из-за рубежа: дело шло к распаду СССР, и Америка была заинтересована, чтобы состав «ядерного клуба» оставался неизменным. Как утверждает Петр Кравченко (в 1990–1994 годах – министр иностранных дел БССР, а потом и Республики Беларусь), уже в сентябре 1991 года, встречаясь с госсекретарем США Джеймсом Бейкером, он вел разговор о безъядерном статусе республики.

Реализация этих планов стала возможна только после Беловежской пущи. Лидеры республик понимали, какие риски несет потеря контроля над «ядерной кнопкой», поэтому в соглашении о создании СНГ 8 декабря 1991 года гарантировалось, что члены Содружества «обеспечивают единый контроль за ядерным оружием и его нераспространение».

Последующие соглашения, принятые на рубеже 1991-1992 годов, определили временный статус ядерного оружия, которое к моменту распада СССР располагалось на территории четырех республик: Беларуси, России, Украины и Казахстана. Для контроля над ядерным вооружением создавалось объединенное командование стратегическими силами, которое должен был возглавить маршал Евгений Шапошников, до этого являвшийся министром обороны СССР. Украина и Беларусь должны были отказаться от боеголовок, размещенных на их территориях, и присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия. До этого времени решение о его применении должно было приниматься Президентом России «по согласованию с руководителями Украины, Беларуси и Казахстана в консультации с главами других государств – участников Содружества». Тактическое ядерное оружие должно было быть вывезено в Россию и разукомплектовано там под совместным контролем. Все четыре страны должны были совместно разрабатывать политику в области ядерного оружия.

Ситуация получалась двусмысленной. На первый взгляд, стороны декларировали всеобщий контроль над оружием. С другой стороны, Россия продолжала играть первую скрипку: в 1993 году газета Chicago Tribune утверждала : «На практике это означает, что код для управления их [ракет] пуском знает только Ельцин, но предполагается, что он не отдаст приказ о запуске без согласия Украины, Казахстана и Беларуси». Разумеется, такая ситуация мало обнадеживала.

Беларусь и Украина: разные стратегии

Оставался открытым вопрос, какую компенсацию получат страны за отказ от ядерного оружия. Позиция Станислава Шушкевича была простой: от ракет надо избавиться как можно скорее. Как позднее говорил экс-спикер , «Беларусь фактически была заложницей России. На ее поверхности было столько ядерного оружия, что можно было уничтожить всю Европу. Я считал это очень опасным делом, и, как только мы подписали Беловежские соглашения, я сказал: мы выведем ядерное оружие без предварительных условий, компенсаций, и мы будем делать это немедленно, потому что это угрожает гибелью белорусской нации, Беларуси».

А вот другие политики утверждали, что за отказ от ракет можно было получить серьезную компенсацию. «Самой большой ошибкой в начале 90-х я считаю вывод из Беларуси ядерного оружия по модели, которую Запад навязал Шушкевичу, а Шушкевич – Верховному Совету, – писал один из лидеров БНФ, депутат Верховного Совета Сергей Наумчик . – Да, оружие нужно было выводить (и строка о безъядерности в Декларации о суверенитете – моя), но – на выгодных для Беларуси условиях (среди которых, не исключено, и безвизовый либо облегченный въезд). Но в конце декабря 1991-го в Алма-Ате Шушкевич, не посоветовавшись с членами белорусской делегации, безо всяких условий согласился признать Россию правопреемницей СССР в ООН и – владелицей ядерного оружия».

Из мемуаров Петра Кравченко «Беларусь на распутье. Записки политика и дипломата»: «Мы испытали настоящий шок. Выходило, что Шушкевич нас просто сдал! Сдал национальные интересы Беларуси, которая одним махом лишилась главного козыря на переговорах с Россией, <…>. Конечно, он не имел права принимать такие решения, не посоветовавшись со всем составом делегации. <…> Вторым человеком, который полностью осознал всю драматичность происходящего, был мой давний оппонент Зенон Позняк. Он хмуро наблюдал за нашей перепалкой и, сокрушенно вздохнув, обронил такую фразу: “Шушкевич не заботится о государственных интересах Родины!” <…> В рамках белорусско-российских договоренностей с территории Беларуси были вывезены 87 ракет класса СС-25. Они были демонтированы на предприятии “Арзамас-3”. Из них получился <…> уран, который Россия потом продала Соединенным Штатам. В итоге этой сделки Россия получила более десяти миллиардов долларов. Это официальные данные, хотя российская оппозиционная пресса утверждала, что цена сделки была в несколько раз больше».

В то же время Украина заняла совершенно другую позицию. В марте 1992 года президент этой страны Леонид Кравчук остановил вывоз в Россию тактического ядерного оружия. Как заявил лидер Украины, «в силу сложившейся политической нестабильности и неразберихи мы не можем быть уверены, что вывозимые нами ракеты уничтожаются, а не попадают в недобрые руки. <…> Украина считает мощности завода по уничтожению ядерных арсеналов, расположенного в России, недостаточными. Поэтому у нее есть право иметь аналогичное предприятие на своей территории. <…> Она может взять на себя и переработку отходов от атомных электростанций республики».

Украина также предложила, чтобы вывоз с ее территории ядерного оружия и его уничтожение осуществлялись под международным контролем. По мнению исследователя Дениса Рафеенко, такая политика объяснялась украинско-российскими противоречиями по Крыму и Черноморскому флоту. «В этих условиях ядерная карта использовалась руководством Украины в качестве ответной меры на те или иные действия российской стороны».

Чья компенсация будет большей?

Украинская позиция вызвала определенные проблемы. 30-31 июля 1991 года в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Согласно документу, СССР и США должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы. При этом у каждой из сторон должно было остаться не более 6 тысяч единиц оружия. Как отмечал Денис Рафеенко , «точка зрения США на события, происходящие на Украине в то время, заключалась в том, что если Украине не удастся ратифицировать Договор СНВ-1, то этот договор утратит свою силу. Съезд народных депутатов Российской Федерации принял решение ратифицировать Договор СНВ-1, но не обмениваться ратификационными грамотами до тех пор, пока Украина не присоединится к Договору о нераспространении ядерного оружия». Надо было искать компромисс.

Поскольку экономики Украины и Беларуси испытывали трудности, обе страны надеялись на поддержку Запада и России. Но Украина, которая полностью не отказалась от оружия, использовала его в качестве аргумента, а Беларусь выступала в роли просителя.

Как вспоминает Петр Кравченко, в январе 1992 года Беларусь заявила о том, что не только выполнит все свои обязательства, но и ускорит вывод из страны тактического ядерного оружия. Это стало козырем в переговорах с американцами, которые весной того же года распространили на нашу страну действие программы Нанна-Лугара. Она предусматривала выделение 250 миллионов долларов на цели, связанные с обеспечением ядерной безопасности во время демонтажа, передислокации и уничтожения ядерных боеголовок. Беларусь получила более 100 миллионов долларов. Заметим, что позже, в 1993 году, в ходе визита в США белорусской делегации во главе со Станиславом Шушкевичем Беларусь получила еще 59 миллионов.

Параллельно шли переговоры между западными странами и бывшими союзными, а теперь независимыми республиками. 23 мая 1992 года был подписан Лиссабонский протокол к Договору СНВ-1.

Почти каждый день СМИ сообщают о новых испытаниях ядерного оружия. Россия и США проверяют свой ядерный потенциал, осуществляя пуски с различных носителей.

К счастью, до накала страстей Карибского кризиса 1962 года еще далеко, но остаются тревожные вопросы, на которые мы попытаемся ответить.

Кто сегодня обладает ядерным оружием?

Сегодня членами «ядерного клуба» являются США, Россия, Великобритания, Франция, КНР, Индия, Пакистан, КНДР. Вероятно, Израиль также обладает атомным оружием, однако в стране не подтверждают и не опровергают этот факт.

Американский B-52 сможет доставить до 31,5 тонны ядерных бомб и ракет практически в любую точку мира. Фото: wikipedia.org

Сложнее всего засечь и уничтожить вооруженные ядерными ракетами атомные подводные лодки, подвижные грунтовые комплексы и ядерные поезда. Кстати, в России активно ведутся работы над созданием такого поезда, вооруженного шестью МБР РС-24 «Ярс».

Самой мощной подлодкой с ядерными ракетами располагают США. Их АПЛ Ohio обладают колоссальной разрушительной мощью. Каждая из них оборудована 24 ракетными шахтами, это до сих пор является непревзойденным мировым рекордом. Всего у американцев восемнадцать таких подлодок.

Основным лодки являются ракеты Trident II D-5, которые могут оснащаться либо 14 боевыми блоками W76 мощностью 100 Кт, или 8 боевыми блоками W88 (475 кт).

Таким образом, выпустив весь боекомплект, Ohio способна обрушить на противника до 336 боеголовок.

На что способна ядерная боеголовка?

Первенство в применении ядерного оружия принадлежит США, которые сбросили ядерные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки.

Мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму, составила 13−18 килотонн. Этого хватило чтобы разрушить все здания в радиусе 2 км от эпицентра. В радиусе 12 километров строения подверглись более или менее значительным разрушениям. 90% людей, находившихся на расстоянии 800 метров и меньше от эпицентра, погибли в первые минуты.


Журналисты снимают ядерный взрыв. Фото: ammoussr.ru

Для сравнения: мощность современной боеголовки комплекса "Тополь-М" составляет 550 Кт — это примерно 30 Хиросим. По сведениям , опубликованным meduza.io, такой взрыв способен разрушить практически все здания в радиусе 5 километров от эпицентра. Разрушения различной степени тяжести произойдут в радиусе 30 километров.

Дальность современных ядерных ракет составляет 8−11 тысяч км, этого хватит, чтобы поразить любую цель на Земле. Точность этих смертоносных изделий довольно высокая. Например, российская ракета РС-18 «Стилет» имеет круговое вероятное отклонение порядка 350 метров.

Какие существуют гарантии неприменения?

Вся теория сдерживания строится на неизбежности взаимного уничтожения в случае ядерного конфликта. Во времена СССР такой гарантией была система «Периметр», или «Мертвая рука», как ее прозвали на Западе.


Фото: iveinternet.ru

«Мертвая рука» была наделена способностью анализировать изменение военной и политической обстановки в мире — машина оценивала команды, поступавшие за определенный период времени, и на их основании могла сделать вывод, что в мире «что-то не так».

Если мозг «Периметра» решал, что по стране нанесен ядерный удар и все руководство уничтожено, то система активизировалась, чтобы выпустить по врагу весь оставшийся ядерный арсенал. «Периметр» мог довести команду не только до ракет шахтного базирования, но и до ракетных подводных лодок, оснащенных ядерным оружием, пунктов управления ВВС, ВМФ и РВСН, самолетов морской и дальней ракетоносной авиации.


Фото: dokwar.ru

В прошлом году Россия о планируемой модернизации автоматической системы управления «Мертвая рука».

«Журнал теории международных отношений и мировой политики» пишет , что сегодня Соединенные Штаты и другие члены ядерного клуба по-разному понимают суть наметившегося «наступательного сдерживания». Для американцев важно принуждение России, КНР и нелегальных ядерных держав к сокращению ядерных потенциалов. Для Москвы и Пекина — стимулировать США отказаться от недружественных по отношению к ним шагов.

Кто теоретически может начать ядерную войну?

Сегодня напряженность существует между многими державами, обладающими ядерным оружием. У России не самые лучшие отношения с США, у Индии - с Пакистаном, Северная Корея также угрожает американцам.


Лидер Северной Кореи Ким Чен Ын. Фото: unian.net

От момента принятия решения до нажатия «красной кнопки» проходит очень небольшой промежуток времени, за который решается судьба миллионов людей. Так, Хилари Клинтон сказала, что проходит примерно 4 минуты с момента отдачи приказа до того, как ответственные за запуск ядерного оружия люди делают это.

Военный обозреватель Александр Гольц в интервью meduza.io рассказал , что решиться начать ядерную войну может только лидер, имеющий «сверхценности». То есть тот, для кого есть нечто более важное, чем выживание собственного народа.

«В таком случае перестает работать доктрина взаимного сдерживания: ведь этот лидер не боится, что его стране будет причинен непоправимый ущерб. К тому же требуется, чтобы такой лидер не был бы связан необходимостью с кем-либо советоваться. Этим критериям в наибольшей степени отвечает северокорейский правитель Ким Чен Ын» .

Ядерное лето или зима: к чему приведет атомная война?

Что случится после обмена ядерными ударами? Профессор американского Колледжа Вустера Джон Гейтс уверен, что наступит ядерное лето. В своей книге «Армия США и нестандартная война» (The US Army and Irregular Warfare) Гейтс предположил, после многочисленных ядерных взрывов, а также вызванных ими многочисленных пожаров температура на Земле повысится на несколько градусов.


По другой версии, может наступить ядерная зима. Об этом впервые было упомянуто в работе «Ядерная зима: глобальные последствия множественных ядерных взрывов» (Nuclear Winter: Global consequences of multiple nuclear explosions) в 1983 году.

В ней ученые пришли к выводу, что основным эффектом от взрывов станет охлаждение Земли, поскольку поднявшаяся в воздух сажа закроет Солнце. Во многих регионах земли температура опустится ниже нуля градусов, и это продлится около года.

В 2007—2008 годах ученый Ратгерского университета Алан Робок в результате исследований пришел к выводу, что после глобального ядерного конфликта сажа будет находиться в верхних слоях атмосферы порядка 10 лет. При этом в Северной Америке температура опустится на 20 градусов Цельсия, а в Евразии — на 30.

Ученые Люк Оман и Георгий Стенчиков считают , что после атомной войны наступит ядерная осень. Об этом они написали в своей работе в журнале Journal of Geophysical Research. По их расчетам, если в атмосферу будут выброшены порядка 150 миллионов тонн сажи, произойдет снижение температуры на поверхности Земли в среднем на семь-восемь градусов Цельсия. И даже спустя 10 лет температура будет оставаться на 4 градуса ниже нормы.

В Белоруссии могут развернуть ядерные силы.

Во время визита главы Министерства обороны Российской Федерации в Белоруссию, Сергей Шойгу и Андрей Равков затронули тему стратегического военного партнёрства между двумя странами. Речь шла главным образом о реализации Плана совместных мероприятий по обеспечению военной безопасности Союзного государства.

Основной вопрос касался размещения в Польше американских военных, в связи с чем, Белоруссии и России следует предпринять соответствующие меры по обеспечению безопасности.

«Планы польского правительства разместить на постоянной основе на своей территории дивизию Вооруженных сил США контрпродуктивны и не способствуют сохранению стабильности и укреплению региональной безопасности. В этих условиях мы вынуждены принимать ответные меры и должны быть готовы нейтрализовать возможные военные угрозы на всех направлениях» , - заявил Сергей Шойгу.

Тем не менее, по мнению специалистов, напряжённость у белорусской границы, а равно и у границы Союзного государства продолжит расти, в связи с чем, на территории Белоруссии может быть развёрнуто ядерное вооружение, однако, подобаня мера является крайней, и реализвоана она будет лишь при условии сильного военного давления со стороны Запада.

«Ответом может стать переброска в Белоруссию одной или нескольких бригад оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», которыми вооружены сухопутные силы РФ в Западном военном округе, а может, и в Центральном военном округе. При скорости 70 километров в час с запасом хода на тысячу километров, часов за 12-15 комплексы «Искандер» с территории Западного военного округа своим ходом могут прибыть на территорию Беларуси и в течение нескольких десятков минут могут быть подготовлены к ведению огня. <…> Если это не временный набег, а размещение на постоянной основе, то понадобятся ангары для размещения боевой техники, необходимы ремонтные зоны, а самое главное – казарменный фонд для размещения личного состава. Остальная инфраструктура в Беларуси присутствует, что обеспечивает широкие возможности для маневра» , – заявил военный эксперт Александр Алесин.

Тем не менее, вероятность того, что Белоруссия пойдёт на подобные меры, остаётся практически нереальной, что обусловлено намерениями этого государства вести партнёрские отношения не только с Россией, но и с Западом.

«Белоруссия это миролюбивое государство, страющееся держаться отстранённо, исключительно в пределах своих интересов. Власти этой страны прекрасно понимают, что если на территории Белоруссии появится ядерное оружие, а «Искандеры» обладают возможностью использования ядерных боеголовок, то западное вооружение будет нацелено не только на Россию, но и на Белоруссию» , - подчёркивает аналитик сайт.