Грамматические основы в частях сложного предложения. Что такое подлежащее и сказуемое

Живой единицей связной речи является предложение. Именно в нём проявляется главная функция языка, одного из основных средств общения людей, помогающего им обмениваться мыслями. Каждое предложение заключает в себе высказывание о каком-либо предмете или явлении. Во всех этих синтаксических конструкциях выделяется грамматическая основа, то есть предикативный центр. Он включает в себя главные члены предложения, а именно - подлежащее и сказуемое. Например: Яшка совсем заскучал (Ю. Казаков). Грамматическая основа предложения - Яшка заскучал (подлежащее + сказуемое). Или: Над рекой стелется туман . Тут грамматическая основа состоит из сказуемого стелется и подлежащего туман . А теперь пора разобраться в том, по каким признакам определять слова, составляющие предикативное ядро.

Грамматическая основа - подлежащее и сказуемое

Для того чтобы уметь правильно определять центр предложения, необходимо выяснить, собственно, что такое подлежащее, а что - сказуемое. Итак, оба они - главные члены предложения. Подлежащее называет предмет речи. Оно, как правило, отвечает на вопросы: «кто?» или «что?». Сказуемое же называет то, что происходит в предложении с подлежащим (то есть, какое действие совершает предмет речи). Подлежащее в большинстве случаев представлено существительным или местоимением, а сказуемое - глаголом. Например: Ученики вернулись (существительное + глагол). Или: Они вернулись (местоимение + глагол). Но в качестве грамматической основы могут выступать и другие части речи. Например: Мир прекрасен (существительное + краткое прилагательное). Подберёзовик - это гриб (существительное + существительное).

Односоставные и двусоставные предложения

Не во всех этих синтаксических конструкциях можно выделить оба главных члена. Бывает, что грамматическая основа предложения состоит только из подлежащего или, наоборот, включает в свой состав только сказуемое. Например, как в следующих случаях: Пообедали. Стало смеркаться (И.А. Бунин). В обоих случаях грамматические центры представлены только сказуемыми. А вот другой пример: Кругом тишина (А.П. Чехов). Тут, напротив, из главных членов предложения только подлежащее. Предложения с подлежащим и сказуемым называются двусоставными. А те, в которых представлен только один главный член - односоставными.

Предложения с одной или несколькими грамматическими основами

В зависимости от количества предикативных центров можно выделить следующие типы предложений: простые и сложные. В сложных конструкциях таких центров несколько (два и более). В простых же выделяется одна грамматическая основа. Примеры простых предложений: Блеснула молния . Загремел гром . Мы идём в кино . А вот сложные предложения с несколькими предикативными центрами: Блеснула молния, и полил дождь. Мы идём в кино, а малышей ведут в цирк . Как видите, сложное предложение состоит из нескольких простых, которые могут быть связаны интонацией, союзами, а на письме обычно отделяются друг от друга с помощью знаков препинания (чаще всего запятыми). Необходимо уметь выделять грамматическую основу в предложении, чтобы правильно определить его тип, расставить знаки препинания и определить тему высказывания.

Возможно, Вы уже смогли убедиться, что даже самые легкие знаки препинания (в конце предложения) поставить не настолько легко, как сразу кажется, потому что необходимо вдумываться в смысл предложения и текста. А еще сложнее приходится работать над пунктуацией в середине предложения. Здесь нужно думать, из каких блоков состоит предложение, где границы блоков, потом в соответствии с правилами расставлять знаки препинания. Не пугайтесь! Разберемся даже с самыми сложными случаями, поможем их понять и превратить в простые!

Начнем, пожалуй, с главных блоков – простых предложений , которые могут входить в состав сложного. Из чего состоит простое предложение? Сердце его – грамматическая основа , состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого . Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения , обособленные и необособленные; входящие в группу сказуемого и в группу подлежащего.

Грамматическая основа потому и основа, что на ней держится все предложение. Если научиться ее быстро находить, будет легко расставлять те нужные знаки препинания, которые обозначат границу простых предложений в составе сложного. Как же следует рассуждать?

Определяем, сколько основ в предложении:

А трудно ли найти грамматическую основу предложения? Иногда очень просто: подлежащее (кто? или что?), сказуемое (что делает? что сделал?) . Но часто встречаются случаи посложнее.

Вывод : одна основа – простое предложение; две или больше основ – сложное.

Попробуйте определить грамматическую основу следующих предложений (ответы смотрите ниже).

1. Все понятно нам, мастерам.
2. Из окошечка светлицы вдруг послышалось «ку-ку»!
3. Хозяин твой и мил, и гостеприимен.
4. Каждый норовит влезть со своим предложением.
5. Деревня, где мы играли летом, была прелестным уголком.
6. Вечер. Лес. Дальний путь.
7. Наш город украшает замечательный парк.
8. Стремящийся к победе обязательно победит.

Если Вы справились с этой работой без ошибок, Вас можно поздравить! Если же ошибки попадались, не огорчайтесь: они для того и существуют, чтобы с ним справляться и их побеждать!

Какие же ошибки могли тут Вас подстерегать? Кто-то мог потерять подлежащее, где-то не оказалось сказуемого, в каком-то предложении вместо подлежащего втиснулось дополнение, в некоторых случаях вообще подчеркнуты члены предложения, которые не имеют ни малейшего отношения друг к другу.

Неужели это так страшно? Конечно, нет! Но, если Вы неверно находите грамматическую основу, нельзя правильно увидеть блоки, соответственно получается, что простое предложение по ошибке принимается за сложное, в сложных неверно определяется количество частей, а значит, и знаки препинания располагаются так, как им заблагорассудится.

Как же найти эту коварную грамматическую основу? Вы можете сначала найти сказуемое, потом подлежащее, можете наоборот, только помните несколько подсказок:

1) Для того чтобы найти подлежащее обязательно задайте от сказуемого двойной вопрос: кто? что? Тогда Вы вряд ли перепутаете подлежащее и дополнение.

Попробуйте так поступить, определяя подлежащее в следующих предложениях.

Раньше всех берег увидел капитан.

Перед платья украшали цветы.

Если Вы задали двойной вопрос от сказуемого, то отыскали подлежащие капитан и цветы .

2) Для того чтобы найти сказуемое, попробуйте задать вопросы: «Что происходит? Что говорится о подлежащем? Каков этот предмет (подлежащее)? Что он делает? (подлежащее)»

Рассмотрите примеры. Подлежащее выделено жирным , сказуемое – курсивом .

Ученица была красивой .

На улице свежо и ветрено .

Малышам не сиделось на месте.

Замечательная игра догонялки !

3) От перемены мест слагаемых сумма меняется . Это значит, будьте внимательны к некоторым предложениям при определении грамматической основы.

Зеленый город (односоставное назывное предложение).

Город зеленый (двусоставное предложение).

Вы уже увидели, что бывает так, когда в предложении есть только подлежащее или только сказуемое (гораздо чаще). Такие предложения называются односоставными . Работая с такими предложениями, будьте внимательны! Именно в них часто дополнение маскируется под подлежащее по смыслу. Тогда возвращайтесь к нашей первой подсказке, ставьте двойной вопрос – и все станет понятно.

Попробуйте найти грамматическую основу в этих предложениях.

Мне холод но .

Ему не спится.

Мне хочется улыбн уться .

Очень многие скажут, что в этих предложениях есть подлежащее и сказуемое, т. е. они двусоставные. Тогда могу спросить, какое подлежащее? Ответ может быть – я, он. Тогда еще один вопрос: где в этих предложениях слова Я и ОН? Их нет, есть другие формы: мне, ему. А это уже не подлежащее, а дополнение. Если поставить вопрос: кто? что? – все станет на свои места. Правильный ответ следующий: это односоставные безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, сказуемое выделено курсивом.

Надеемся, что у Вас теперь будет меньше проблем при определении грамматической основы предложения!

Удачи в изучении русского языка!

Ответы к заданию.

Подлежащее выделено жирным , сказуемое – курсивом .

1. Все понятно .
2. Послышалось «ку-ку» !
3. Хозяин мил , гостеприимен .
4. Каждый норовит влезть .
5. Деревня была прелестным уголком ; мы играли .
6. Вечер . Лес . Дальний путь .
7. Украшает парк . 8. Стремящийся победит .

Остались вопросы? Не знаете, как найти грамматическую основу?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Понятия подлежащего и сказуемого являются одними из самых основных в русском языке. Именно с них начинается знакомство детей с синтаксисом. Очень важно, чтобы школьник понял этот раздел и закрепил его в памяти, так как все последующие правила пунктуации, сложноподчиненных предложений и многих других разделов будут неразрывно связаны с подлежащим и сказуемым. Два этих понятия составляют грамматическую основу, поэтому она также будет рассмотрена в данной статье. Освежите свою память и помогите усвоить новые знания своему ребенку.

Что такое подлежащее

Для начала, рассмотрим правило русского языка:

  • Подлежащим называют один из главных членов предложения. Он может обозначать как предмет, так и действие или признак сказуемого. Отвечает на вопрос “Кто?”, а также “Что?”.

Как правило, этот член предложения выражается существительным либо местоимением. Оно подчеркивается одной чертой.

  • Например, в предложении “Бабушка пошла на рынок” подлежащим будет существительное “Бабушка”, так как в этом предложении бабушка – главное действующее лицо.
  • Если взять предложение “Он любит мороженное”, то в нем подлежащим будет местоимение “Он”.

Однако бывают и другие интересные случаи, при которых в качестве подлежащего выступает абсолютно любая часть речи, если её можно определить как существительное. Например:

  • Пятеро идут направо. В этом предложении подлежащим будет слово “Пятеро”, хотя в своем обычном виде оно является числительным. Здесь же оно заменяет существительное, выступая главным членом предложения.
  • Скупой платит дважды. В этом случае подлежащим тоже будет слово “Скупой”, которое является существительным, а вне предложения – прилагательным.

Глагол так же часто выступает подлежащим, если он стоит в неопределенной форме:

  • Ходить в магазин – главная его цель. Это сложное предложение, в одной из частей которого подлежащим является инфинитив.

И, наконец, подлежащим может стать даже целое словосочетание. Это могут быть неделимые имена, ФИО человека.

  • Анна Сергеевна спешила домой. В этом предложении подлежащее – Анна Сергеевна.

Через некоторое время ребенок сможет определять подлежащее интуитивно, без чтения правил наизусть.


Что такое сказуемое

Сказуемое нужно подчеркивать двумя параллельными горизонтальными чертами, отвечает на вопрос “Что это такое?” и “Что это делает?”, а также обозначает действие или какой-либо признак подлежащего.

У сказуемого есть несколько типов:

  • Глагольное.
  • Составное именное.
  • Составное глагольное.

Каждый вид сказуемого лучше разобрать отдельно. Самое простое из них – глагольное.

  • Глагольное сказуемое обычно выражено глаголом в определенных наклонениях: изъявительном, повелительном, а также условном. Чтобы определять сказуемое верно, нужно освежить память и вспомнить, что такое наклонения.
  • Возможно сказуемое в виде устойчивой фразы.
  • Фразеологизмы тоже относятся к глагольному сказуемому.


Составное глагольное сказуемое легко заметить:

  • В этом случае на основной вопрос сказуемого отвечают два глагола. Например: “Он всё равно продолжал кушать”. Сказуемое будет “продолжал кушать”.
  • Либо “Коту нужно много спать”. Теперь сказуемое – “нужно спать”.

Составное именное сказуемое так называется, потому что содержит в себе глагол-связку и именную часть: существительное или местоимение, наречия, причастия.

  • Она была красавицей. В этом предложении сказуемое – “была красавицей”, так как слово “была” часто выступает глаголом-связкой, а “красавицей” – именной частью.

Возможно, с первого раза запомнить все не получится, но после решения заданий у вас все получится.


Что такое грамматическая основа

Грамматической основной выступают главные члены предложения, а именно: подлежащее и сказуемое. Они связаны по смыслу и выделяются горизонтальными чертами.

Сама основа, как правило, выделяется в предложении квадратными скобками.


Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое

Главные члены составляют грамматическую основу предложения, без которой предложение существовать не может. Однако грамматическую основу может составлять и один главный член предложения. Такие предложения называются односоставными (т. е. в них присутствует только один главный член – подлежащее или сказуемое).
Кроме того, предложения делятся на простые и сложные. Простые имеют только одну грамматическую основу. Сложные предложения состоят из нескольких простых, соединённых союзами, союзными словами и (или) по смыслу, а следовательно имеют более одной грамматической основы.

Подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы КТО? ЧТО?, действие, состояние или признак которого обычно раскрывается сказуемым.

Подлежащее может быть выражено любой частью речи.
1. Существительным в именительном падеже: Доход от акций вырос на пять процентов.
2. Местоимением в именительном падеже: Мы пришли на конференцию.
3. Субстантивированным прилагательным: Больной вызвал врача.
4. Числительным: Семеро одного не ждут.
5. Инфинитивом глагола: Учиться всегда пригодится.

Подлежащее может быть выражено и словосочетанием, и фразеологическим оборотом: Тихий океан раскинулся перед нами; Его длинный язык всегда портит дело.
Словосочетание может иметь различное значение:

  • количественное: Тридцать четыре работника написали заявление об отпуске; Обе подружки рассмеялись; Несколько человек остановились; Толпа людей собралась на площади;

  • избирательное: Никто из нас не согласился ехать;

  • собирательное: Директор с секретарём присутствовали на совещании;

  • временное: Стояла середина июля .

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и грамматически зависит от него, обозначает действие, состояние, признак, присущие подлежащему, отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ?, ЧТО СДЕЛАЕТ?, КАКОВ? и др.

Сказуемое делится на простое и составное.
Простое сказуемое выражается глаголом в любой форме: На столе в углу лежали папки; Зашёл бы ты ко мне поговорить; Я буду решать эти вопросы завтра.

Составное сказуемое в свою очередь делится на ещё два подвида: составное глагольное и составное именное.

Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей: вспомогательного глагола в спрягаемой форме, который выражает грамматическое значение сказуемого и связывает его с подлежащим, и неопределённой формы глагола, которая выражает основное лексическое значение сказуемого.
В качестве вспомогательного выступают:

  • глаголы, обозначающие начало, конец и продолжение действия: Я уже начал выполнять новое задание; Наш отдел прекращает бастовать ;

  • модальные глаголы, которые обозначают желание, нежелание, возможность или невозможность действия: Я могу выполнить ваш заказ; Хочу научиться вашей прозорливости; Отказываюсь быть мальчиком на побегушках!

  • глаголы, выражающие эмоциональное состояние: Все боялись возразить начальнику; Он любит работать ;

  • фразеологические сочетания: Наша компания имеет честь сотрудничать с таким знаменитым концерном.

Составное именное сказуемое из глагола-связки, выражающей грамматическое значение сказуемого, и именной части, которая выражает основное лексическое значение сказуемого. Причём связка может быть пропущена.
В качестве связки выступают:

  • глаголы БЫТЬ, ЕСТЬ: Я был очень доволен ;

  • глаголы, не выражающие самостоятельного значения: Алеша казался бледным ;

  • глаголы, выражающие значение движения, состояния, деятельности: Мы вернулись домой усталые .
В качестве именной части могут выступать:
  • имена существительные в именительном или творительном падеже: Трудолюбие есть главное условие успеха;

  • именами прилагательными: Тучи сделались прозрачней ;

  • именами числительными: Нас было четверо ;

  • местоимением: Андрей Николаевич был здесь своим ;

  • причастием: Эта встреча была непредвиденной ;

  • неразложимым словосочетанием: Сказуемое является главным членом предложения .

Второстепенные члены предложения

Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: КАКОЙ?, ЧЕЙ?, КОТОРЫЙ?, обозначает признак предмета.
Определение может быть выражено:
1) прилагательным, причастием, местоимением и порядковым числительным, словосочетанием с ведущим слово прилагательным или причастием, тогда оно называется согласованным, т. к. в этом случае оно согласуется с существительным в роде числе и падеже. Примеры:

  • Смолкли звонкие голоса птиц;

  • Мы заметили разбитую фару у приближающейся машины;

  • Под четвёртым номером значилась наша компания;

  • Своя ноша не тянет.
2) существительным, сравнительной степенью прилагательного, некоторыми притяжательными местоимениями, инфинитивом, словосочетанием, тогда оно называется несогласованным определением, т. к. связывается с определяемым словом только по смыслу. Примеры:
  • У памятника (какого? кому?) Пушкину до сих пор встречаются влюблённые; На его столе лежал журнал (какой?) с фотографиями ; Вода (какая?) из родника была холодной;

  • Детей (каких?) постарше отправили на речку за водой;

  • Глаза (чьи?) его (ее, их) были грустны;

  • Руководитель дал знак (какой?) замолчать .

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей имени существительного, обозначает субъект, объект и орудие действия.
Дополнение может быть выражено любой частью речи: Достань (что?) книгу (сущ.) с полки; Нас попросили (о чём?) не шуметь (инф. гл.); Пригласили (кого?) её (мест.) на ужин и др.
Дополнение может быть прямое и косвенное.
Прямое дополнение употребляется всегда без предлога и выражается формами винительного и родительного падежа при глаголе: Коммерсант принял (что?) решение ; Сегодня тебя (кого?) не будет?
Косвенное употребляется в форме любого косвенного падежа с предлогом или без.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: КАК?, КОГДА?, ГДЕ?, КУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ?, В КАКОЙ СТЕПЕНИ?, обозначает время, место, причину и способ действия предмета, т. е. обстоятельства, в которых производится действие.
Обстоятельство может выражаться существительным, наречием, деепричастием, инфинитивом и т. д.: Прочитаю (когда?) после обеда ; Начальник говорил (как?) очень быстро ; Сгорбившись , (как?) сидел усталый клерк за столом.

Кроме этого, существуют части предложения, которые не являются членами предложения. Это обращения, вводные слова и конструкции. Они выделяются запятыми, но не влияют на связь предложений в тексте.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Чтобы правильно выделить подлежащее, нужно помнить о том, что: 1) подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? 2) подлежащее может быть выражено любой частью речи, но в большинстве случаев именем существительным или местоимением в Им.п. 3) подлежащее может состоять не только из одного слова, но и быть представлено словосочетанием: - слово с количественным значением + имя сущ. в Род.п. На съезд прибыло около двухсот делегатов. - слово в Им.п. + предлог ИЗ + слово в Род.п. Каждый из нас любит получать комплименты в свой адрес. слово в Им.п. + предлог С + слово в Тв. п. (если сказуемое стоит во мн. числе). Сестра с братом учатся в разных школах. ПОМНИ:Обращение не является подлежащим.

4 слайд

Описание слайда:

Чтобы правильно выделить сказуемое, надо помнить о том, что: 1) сказуемое зависит от подлежащего и отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ предмет? КАКОВ предмет? ЧТО с ним ПРОИСХОДИТ? КТО ТАКОЙ предмет? ЧТО ТАКОЕ предмет? 2) сказуемые бывают простыми и составными. Простое глагольное сказуемое (ПГС) может быть выражено: 1) глаголом в форме изъявительного наклонения, условного: + БЫ повелительного: + ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ(ТЕ) 2) инфинитивом 3) устойчивым сочетанием (в т.ч. фразеологизмом).

5 слайд

Описание слайда:

Составное глагольное сказуемое (СГС) СГС 1 = вспомогательный глагол + инфинитив со значением 1) начала, конца,продолжения действия Он начал кашлять. 2) желательности, необходимости, возможности действия Надо учиться языку. 3) эмоциональной оценки действия В знойный день хорошо бродить по тенистой аллее. СГС 2 = краткое прилаг. + инфинитив Она согласна выйти за него замуж.

6 слайд

Описание слайда:

Составное именное сказуемое (СИС): СИС = глагол-связка + именная часть 1) быть -имя сущ являться -имя прилаг казаться -имя числит. становиться -местоимение стать -причасти сделаться -наречие оставаться остаться считаться выглядеть 2) со значением движения, положения в простанстве Примеры: Я обязательно буду учителем (быть + имя сущ.). На улице становится холодно (становиться + наречие). Осень пришла дождливая (глагол движения + имя прил.).

7 слайд

Описание слайда:

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ 1. Выделите грамматические основы в предложении. 2. Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова: РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН; ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ; НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО. 3. Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним продолжение (еще одно слово), и тогда вы правильно определите границы составного сказуемого: Я рад побывать на конференции. Мой брат стал экономистом. Надо мыть руки перед едой.

8 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения(В3:выпишите грамматическую основу) 1.Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. 2.Заходите, товарищ лейтенант. 3.По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы.

9 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения(В3:выпишите грамматическую основу) 1. Их завёл ещё Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за ределами московскими калачами и сайками, а главное, чёрным хлебом прекрасного качества. 2. Последний раз участвовать в покосе мне привелось лет пять или шесть назад. 3. Все сразу начали бы глядеть на него.

10 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения(В3:выпишите грамматическую основу) 1.Замечательный Учитель, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмириевич Рождественский, сибирский поэт. 2. Он был как все. 3. Потом он приткнул концом палки голову змеи и обернулся.

11 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения(В3:выпишите грамматическую основу) 1.Уже став знаменитым, Михаил Семёнович Щепкин любил в кругу близких вспоминать свои детские годы, прошедшие в белгородских сёлах и хуторах. 2. Только Пушкин, Библия, Шекспир были её вечными спутниками. 3. Словом, школьная жизнь Сергея Чумака была непростой.

12 слайд

Описание слайда:

1.Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку. 2. И моя работа делает меня молодым и счастливым. 3. На первый взгляд, найти анаграмму к одному слову не так-то и трудно.

13 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения: выпишите грамматическую основу) 1. Может быть, пригласить весь наш студенческий оркестр? 2. Я вышел во двор и, сжав кулаки, сел на поломанную железную койку возле террасы. 3. Собравшиеся в комнате боятся пропустить хоть слово из его рассказа.

14 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения(В3:выпишите грамматическую основу) 1.И положил на её ладонь маленькую золотую медаль. 2.. Он будет строить лёгкие и прочные железнодорожные мосты или дома с особыми, тщательно обдуманными удобствами для людей. 3. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.