По 5 слов с соединительной гласной. Слова с двумя корнями (сложные слова) с разделительной е, о. Список слов. Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

В сложных словах после основы на твердый согласный(кромеш, ж, ц) пишется О: атомоход, водонапорный, волнорез, восточнославянский, звукоизоляционный, рыболовный.

После основы на мягкий согласный, а также на ж, ш, ц и на гласный пишетсяЕ: большеглазый, змеевидный, лучеиспускатель, мышеловка, овощехранилище, огне­мет, пае накопление, птицелов, свежемороженый.

Примечание 1. В некоторых сложных словах пос­ле основы на мягкий согласный пишется о (параллельно со словами, в которых после этой же основы, согласно правилу, пишется е : дальнобойный (даль­неструйный), косторезный, костоправ (костедробиль ный, костеобрабатывающий), кровоизлияние, кровопийца, кровосос, кровообращение, кровопускание (кроветворный, кровеносный, кровезаменитель), пес­нопение (песнетворчество), шерстопрядильный, шер­стоткацкий (шерстезаготовительный, шерстеобраба­тывающий).

Примечание 2. В словах газификация, газифицировать, электрификация, электрифицировать, центрифуга и центри­фугировать и производных от них, произносится и пишется и.

Примечание 3. Слово агрикультура имеет парал­лельное написание агрокультура, которое в современ­ном языке является более распространенным.

СЛОЖНЫЕ СЛОВА без соединительной гласной

1. Слитно пишутся:

1) слова, первая часть которых представлена сло­вом в исходной (начальной) форме: времяисчисление, времяпрепровождение, летописание, летосчисление, се­мяножка, семяпочка (ср.: плодоножка- образовано с соединительной гласной);

2) слова, образованные в результате слияния слово­сочетания: сумасшедший (с ума сшедший), умалишен­ный (ума лишенный), впередсмотрящий, азотсодержа­щий;

3) слова, первой частью которых является количест­венное числительное. При этом числительное стоит в форме родительного падежа (соединительной гласной нет): пятидневный, семицветик, пятисотлетний, трехсотка, семисоттридцатитрехметровый, двадцативось­мидневный.

Примечание 1. Числительные девяносто и сто входят в состав сложных слов в форме именительного падежа: девяностолетний, стодневный.

Примечание 2. Числительные один, тысяча, мил­лион, миллиард соединяются со второй частью слова с помощью соединительных гласныхо ие, т, е. они функционируют как существительные: однодневный, двадцатиодноведерный, тысячелетие, двадцатипя­титысячелетие, миллионоголосый, миллиардофуто-вый.

Примечание 3 . Слова сороконожка, сорокопут ("птица из отряда воробьиных"), сорокоуст ("сорока­дневная молитва в церкви об умершем") имеют сое­динительную гласную о . В других производных сло­вах числительное сорок употребляется по общему правилу-в форме родительного падежа: сорока­градусный, сорокадневный, сорокалетие, сорокапу­довый, сорокапятка ("сорокапятимиллиметровая пушка").

Примечание 4. Числительные два, три в составе сложных слов имеют формыдвух; трех- и дву; три; тре-: двухдневный, трехчасовой; двуногий, двупалый, двуспальный; тридесятый, тримаран ("яхта с тремя килями"), трилистник; трезубец, треглавый и трех­главый, тренога, треножить, треугольник,треух.

Примечание 5. Числительное полтора в составе сложных слов имеет форму полутора (род. п.):полуторадневный, полуторамесячный, полуторатонный.

Примечание 6. Числительное четверть при образовании сложных слов употребляется в форме именительного падежа и пишется слитно с остальной частью сложного слова: четвертьфинал, четвертьфиналист, четвертьгодовой.

Примечание 7. Количественные сочетания, в со­ставе которых имеется слово половина, пишутся раз­дельно: пятьс половиной метров - пятис половиной метровый, двадцатис половиной миллионная чис­ленность. Однако образования, где с числительным употребляется прилагательное половинный, пишутся слитно: пятисполовинный, двухсполовинный.

2. Сложные слова с корнем пол-- (половина) пи­шутся:

А) через дефис, если:

· второе слово начинается с гласной: пол-окна, пол­-яблока, пол-аллеи;

· второе слово начинается с согласной л : пол-листа, пол-лукошка, пол-лета:

· второе слово-имя собственное: пол-Европы,пол- Калуги, пол-Приморья;

Б) слитно во всех случаях, кроме оговоренных в п. А), а также слова с корнем полу-: полкниги, пол­месяца, полморя, полчаса, полпервого, полдвенадцатого (но: пол-одиннадцатого}; полуоборот, полудикарь, по­лумрак, полуоткрытый, полулегальный, полузакрыть, полулежа.

Примечание. Слово поллитровка (прост.) (из пол улулитровка) пишется слитно.

В) раздельно во всех случаях, если между кор­нем пол- и вторым словом стоит прилагательное или местоимение :пол следующего дня (но: полдня};пол Онежской губы (но: полгубы};пол Охотского моря (но: полморя},пол моей книги (но: полкниги} - такие сочетания характерны для устной речи, т. е. имеют раз­говорный оттенок.

3. Слитно пишутся существительные и прилага­тельные, начинающиеся с элементов: авиа-; авто-; агро-; библио-; био-; вело-; гелио-; гидро-; гомо-, графо-; зоо-; кино-; лито-; макро-, микро-, метео-; мото-; мульти-; нео-; палео-; поли-; псевдо-; радио-; теле-; термо-; стерео-; фото-; фоно-; экзо-; электро- (их количество может быть более одного в слове):

авиагавань, авиакосмический, автоагрегатный, автобан , аэрогаммасъемка, аэрогеологический, аэроионизатор , аэрофлотовский; библиоман, библиофил, биоакустика, биоархитектура, био­защита, биоинженерия; велосекция, велотрасса, велотренажер, велотур, гелиоаппаратура, гелиометеоролог, геостационар­ный, геотехнология, гидроавтома­тика, гидрокосмос, гидроударный, гомогенизированный, графология, графоман, зооботанический, зооветслужба, зооцентр, изолиния, изотоп; квазинаучный, квазиобъективный, квазичастицы, кинопортрет, кинопособие, кинопроба, литосфера; макрокосмос, макротекст, метеобюро, метеоданные, метеоинформация, микробригада, микробудильник, микроклимат, макросхема, микрохирургия, моноблок, монокультура, мотобол, мотонарты, мото­рикша, мультимиллиардер, мультинациональный; неоимпрессионизм, неофрейдист­ский; палеоклимат, палеотектонический, полигенный, полигибрид, поликристалл, полилог , полипропиленовый, полифоничность, псевдоинтеллигент, псевдокультура, псевдолитература; радиорозетка, радиоспектр, радио­эфир; телеаудитория, телеболельщик, телекоммуникация, телесигнал, термобигуди, термобуровой, термо­устойчивый; фонограмма, фотоэффект; экзобиология, экзотерми­ческий, электроавтобус, электродиагностика.

Этому же правилу подчиняется и написание ино­язычных корней-приставок:анти-, архи-инфра-, контр-, пан-, супер-, ультра-, экстра-: антинародный, архи­модный, инфракрасный, контратака (но: контр-адми­рал), пангенезис, панзоотия, суперобложка, ультра­микроскоп, ультрафиолетовый, экстравагантный, экст­раполяция (но: экстра-класс, экстра-почта).

Примечание. Если вторая часть слова - имя собственное, такие образования пишутся через де­фис: квази-Горький, лже-Пушкин (но: Лжедмит­рий- историческое написание), пан-Америка, пан-Европа.

1. Как отмечалось (см. п. 2.2), в русском языке есть достаточно большое число сложных слов , то есть слов с несколькими (обычно двумя) корнями.

Голуб оглаз ый, тепл олюб ивый, бел о-красн о-голуб ой.

В сложных словах корни могут соединяться с помощью специальных морфем - соединительных гласных . Традиционно считается, что соединительных гласных в русском языке две - о и е .

Паро ход, тысяче летие, бело лицый, сине глазый.

2. В то же время в качестве соединительных частей сложных слов могут использоваться другие элементы. Некоторые из них иногда приравнивают к соединительным гласным. Но в школьной традиции их обычно относят к суффиксам.

К таким суффиксам относятся, например, следующие:

    суффиксы -о- и -е- в сложных словах, образованных из сочетания «наречие + прилагательное»;

    Мало симпатичный, вечно зелёный.

    суффиксы -и-, -ух-, -у- в сложных словах с первой частью - формой числительного в родительном падеже. Хотя эти суффиксы совпадают по форме с окончаниями числительных: пяти дней, двух дней , однако это не окончания, а суффиксы (!);

    Пяти этажный, двух дневный, дву стволка.

3. В ряде случаев конечная гласная первой части сложного слова (обычно это иноязычный элемент) входит в состав корня.

Авиа база, кино фильм, авто база, мото гонки.

4. Правописание гласной в середине сложных слов зависит от того, каким элементом является эта гласная (соединительная гласная, суффикс, часть корня) и каким образом образовано сложное слово.

    Правописание соединительных гласных подчиняется следующему правилу:

    О- пишется после твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц ), -е- пишется после мягких согласных и ж, ш, ц .

    Водо ворот, сине глазый, свеже выбритый.

Обратите внимание!

1) Ряд слов с одним и тем же первым корнем имеет разные соединительные гласные:

  • крово жадный - крове носный ;
  • коно крад - коне вод, коне завод ;
  • песно пение - песне творчество ;
  • камено ломня - камне дробилка ;
  • дально бойный - дальне струйный, дальне восточный ;
  • косто резный - косте дробильный .

2) В некоторых сложных словах после основы на мягкий согласный используется соединительная гласная -о- :

  • зверь - зверо лов, зверо бой, зверо подобный ;
  • власть - власто любие ;
  • честь - често любие ;
  • шерсть - шерсто ткацкий ;
  • плоть - плото ядный ;
  • басня - басно писец ;
  • кровь - крово подтёк .

    В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в начальной форме.

    Время исчисление, время препровождение, семя доля, семя ножка, семя почка.

    Но в других случаях с первой частью - тем же корнем - используется соединительная гласная (в сочетании с суффиксом -ен- ).

    Ср.: семено хранилище, семено водство.

    Сохраняются конечные гласные корня в сложных словах с первой иноязычной частью:

    о и е : авто- (авто база ), агро- (агро химия ), био- (био стимулятор ), гео- (гео политика ), гидро- (гидро узел ), зоо- (зоо техник ), кино- (кино альманах ), макро- (макро элемент ), метео- (метео сводка ), мото- (мото спорт ), радио- (радио механика ), теле- (теле очерк ), фото- (фото ателье ), электро- (электро мотор ).
    Исключение: кине скоп ;

    а : авиа- (авиа почта, авиа линия );

    и : квази- (квази научный ), мульти- (мульти миллионер ), поли- (поли витамины ), мини- (мини -платье ).

    В некоторых словах (центри фуга, агри культура, электри фикация, электри фицировать, электри фицированный, гази фикация, гази фицировать, гази фицированный ) произносится гласный [и] и пишется гласная буква и . В сложных словах с этими корнями используется соединительная гласная -о- .

    Ср.: центро бежный, агро школа, электро бритва, газо обмен.

    Сохраняются гласные а, я бывшего падежного окончания в сложных словах, возникших из словосочетаний:

    ума лишённый, сума сшедший, себя любие, себя любец.

    В сложных словах, в первой части которых выступают числительные, используется форма родительного падежа с гласными и, а .


В качестве служебных морфем соединительные гласные (интерфиксы) о/е выделяются лишь в производных основах сложных слов. Это свойство резко отграничивает их от суффиксов и приставок, которые могут быть как в сложных, так и в простых словах. В отличие от суффиксов и приставок, которые могут быть как словообразовательными, так и формообразующими аффиксами, соединительные гласные о/е являются специфически словообразовательными морфемами. В отличие от суффиксов и приставок, имеющих всегда (если они являются регулярными) определенное лексико-грамматическое значение, соединительные гласные о!е обладают таким значением, которое выступает как чисто словообразовательное и сводится к выражению идеи соединения. По своей семантике (совершенно независимой в отличие от значения суффиксов и приставок от образующих основ) соединительные гласные о/е аналогичны соединительным союзам.
В отдельных случаях соединительные гласные о/е приобретают характер семантически пустых звуков, появляющихся в слове лишь
в силу фонетических причин. Так, если в словах железобетон, рыболов, сухофрукты соединительный гласный о - связочная морфема, обусловленная определенными правилами словообразования (сложение полных основ и слов осуществляется, как правило, с помощью соединительных гласных), то в слове технорук он, со словообразовательной точки зрения, представляет собой явление незаконное (ибо сложение сокращенных основ осуществляется без посредства соединительных гласных о/е; ср.: политрук, военрук, физрук) и никакого значения не имеет. Звук о здесь лишь средство избежать неудобопроизносимого стечения согласных (технрук - технорук).
Соединительные гласные о/е выступают чаще всего как фонетически обусловленные варианты: если первая основа сложения оканчивается на парный твердый согласный, то в качестве соединительного гласного выступает о (растворомешалка, водовоз и т. д.); если же первая основа сложения оканчивается на мягкий согласный, на твердый шипящий или ц, то используется соединительный гласный е (мореплаватель, пешеход, овцевод и т. д.). Появление е после твердых шипящих и ц исторически оправдано: шипящие ж, ш и ц были в древнерусском языке мягкими и отвердели лишь в XIV-XV вв., когда отмечаемое словообразовательное правило употребления о/е было уже прочной традицией.
Однако в целом ряде сложных слов, первая основа которых оканчивается на мягкий согласный н, р, т или в, на месте ожидаемого е наблюдается «незаконное» о: коновязь, зверолов, звероподобный, каменотес, каменоломня, честолюбие, властолюбие, костоед, плотоядный, кровообращение, кровопийца, кровожадный, песнопение, баснописец и т. д. Рядом с такого рода словами существуют и слова, где после той же первой основы закономерно появляется соединительный гласный е: коневод, конезавод, камнеобработка, камнерезный, костедробильный, кровеносный, песнетворчество и т. д. Все эти слова являются значительно более поздними образованиями, нежели родственные им по первой основе слова с соединительным гласным о.
О безраздельном господстве словообразовательной модели с о/е в производстве сложных слов свидетельствуют прежде всего многочисленность и разнообразие типов сложений с о/е по сравнению со сложениями без соединительной гласной. Почти все новообразования сложного характера, появившиеся в последнее время (как среди существительных, так и среди прилагательных; в сфере глагола способа сложения не наблюдается), являются словами с соединительными гласными о/е.
Соединительные гласные о/е необходимо четко отграничивать от явлений, внешне их напоминающих. Так, слова малоупотребительный, дикорастущий, нижеследующий и т. п., возникающие при помощи лексико-синтаксического способа словообразования (о нем см. § 31), соединительных гласных не содержат: о/е в них являются наречными суффиксами (о - словообразующим, е - формообразующим). В словах автозавод, велогонка, авторегулятор, метеосводка о является такой же неотъемлемой частью сокращенных основ (автомобильный, велосипедная, автоматический, метеорологическая), как согласные ф, т, р в словах профсоюз, партактив, зарплата. В фонетическом отношении для соединительных гласных о/е характерна безударность. В сложных словах ударение всегда наблюдается на корневых морфемах (пылесос, водопровод, морозоустойчивый, машиностроение и т. п.).
Соединительные гласные о/е как значимые части слова могут быть выделены, естественно, только в том случае, если анализируемое слово осознается как сложное. Если же слово пережило процесс опрощения или переразложения, то никаких связочных морфем в нем нет. Так, не выделяются уже в качестве значимых морфем соединительные гласные в словах столпотворение (возникло путем эллипсиса на базе фразеологического оборота вавилонское столпотворение), дикобраз (сложение дикий и образ), кругозор (сложение круг и зор - от зреть), психолог, библиотека и т. д. Соединительного гласного нет в некоторых сложных словах, испытавших процесс выпадения одного из слогов, например: табакур, знаменосец (первоначально табакокур, знаменоносец).

Урок русского языка в 6 классе.

Учитель: Егорова

Альбина Всеволодовна,

Учитель русского языка

И литературы МБОУ

«СОШ№24» г. Чебоксары

Тема: «Соединительные гласные O-Е в сложных словах »

Цель:

  1. повторить основные способы образования слов;
  2. познакомить со способом образования слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных;
  3. научить выбирать соединительные гласные o-е в сложных словах;
  4. воспитать интерес к слову, показать изобразительные возможности словообразования.

Ход урока

1.Повторение уже известных обучающимся способов образования слов

Дайте связный ответ на вопрос: « Какие основные способы образования слов в русском языке вы знаете? Проиллюстрируйте свой ответ примерами».

Ребята, я хочу вам привести высказывание известного детского писателя К.И.Чуковского:

«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Согласны ли вы с ним? Попробуйте доказать на примерах точку зрения Чуковского.

Действительно, приставка может до неузнаваемости изменить смысл даже очевидно однокоренных слов. Например: взнос, поднос, перенос, донос, износ, вынос и т.д.

Образуйте от данных слов новое слово при помощи данных приставок и суффиксов. Запишите слова и разберите их по составу:

Исходное слово

Приставка

суффикс

Ехать

Раз-

Ся

Закон

Пара

На-

Ник

Грызть

Ок

Граница

По-

Ник

Тайна

Река

За-

2.Постановка цели урока:

Работа с таблицей:

Внимательно рассмотрите таблицу. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет на уроке речь? Как бы вы сформулировали проблему, над которой мы будем сегодня работать? Определите цели сегодняшнего урока.

(Учитель обобщает ответы детей)

3. Объяснение новой темы

В чем особенность слов, включенных в таблицу? (Все они имеют 2 корня)

С помощью каких гласных они соединяются? Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной –о и –е?

Что вы можете сказать о словах, представленных в третьей колонке? Почему они стоят отдельно?

Что бы вы записали на первой строчке таблицы?

Дополните таблицу своими примерами.

Вывод : Соединительная гласная –О пишется после твердых согласных. Не подчиняются правилу согласные –ж,- ш,-ц , после которых пишется соединительная гласная –е.

После основы на мягкий согласный, после шипящих и –ц пишется соединительная гласная – е.

4.Тренировочные упражнения

Творческий диктант

Замените словосочетания одним сложным словом, подчеркните согласную, от которой зависит выбор соединительной гласной.

Помогать взаимно (взаимопомощь)

Любить труд (трудолюбие)

Люди одной фамилии (однофамильцы)

Тот, кто ходит пешком (пешеход)

Тот, кто варит сталь (сталевар)

Заготовка леса (лесозаготовка)

Приспособление для ловли мышей (мышеловка)

Лечение грязями (грязелечение)

Жук, который ест кору (короед)

Тот, который плавает в море (мореплаватель)

5.«Отгадай загадку»

Ребята, мы с вами продолжим словарный диктант, только слова вы должны записать сами. Запишите слово, которое является отгадкой загадки.

1. Заурчу, закричу, под небеса улечу (вертолет, самолет).

2.Хвостом пьет, а клювом отдает (водопровод).

3.Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор -глотает он и пыль, и сор (пылесос).

4. У меня который год ежик в комнате живет.

Если пол намазать воском, он натрет его до лоска (электрополотер).

5.Сверху дыра, снизу дыра, а в середине огонь да дыра (самовар).

6.Чудо дворник перед нами, загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугроб (снегоочиститель).

7.Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит (самолет).

8. На что ни взглянет этот глаз- все на картинке передаст (фотоаппарат).

«Найди себе пару»

- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получит листок, на котором написано то или иное слово. Ваша задача - найти себе пару и создать сложное слово при помощи соединительной гласной .

(В таблице приведена примерная группа слов, которые раздаются детям)

Вода

О

Падать

Гром

Отводить

Земля

Мерить

Корабль

Крушение

Край

Ведать

Лед

Колоть

Лес

Рубить

Нефть

Провод

Огонь

Тушить

Пешком

Ходить

Птица

Ферма

Рыба

Ловить

5.Изобразительные возможности словообразования

Писатели часто используют известные словообразовательные способы для создания своих, их называют авторскими словами. Например, известный писатель Салтыков-Щедрин, которого вы знаете по его сказкам, создает обличительные слова, необходимые для сатирического изображения современного ему общества: ерундоносная братия, ежоворукавичный смысл, пенкосниматели и т.д.

Современные писатели активно используют возможности словообразования. Прочитаем стихотворение Матусовского, в котором поэт образует новые слова по типу слова разнотравье (цветущие луга).

Кто бы мог еще тягаться

С этой зеленью лесной?

Лето все свои богатства

Рассыпает предо мной.

По достоинству отметить

Мы покуда не смогли

Разнотравье, разноцветье,

Разнолесье всей Земли.

Никогда нам не наскучит,

Никогда не надоест

Разнокрасье, разнозвучье,

Разногрозье этих мест.

Молодых берез соседство,

Одиноких вязов грусть

Принимаю прямо к сердцу,

Что-то выронить боюсь.

Мята, кашка, медуница

Здесь теснятся на лугу.

Вот уж нам пора расстаться,

Да никак я не могу.

Став старее, что ни год я,

Ощущаю все сильней

Разнозлачье, разноплодье,

Разноптичье летних дней.

Выпишите из текста сложные слова, распределяя их в две колонки. На какие группы вы их разделите?

Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт для создания образа летнего дня.

6.Рефлексия

С каким новым способом образования слов мы сегодня познакомились?

Отчего зависит выбор соединительной гласной?

7. Объяснение домашнего задания

Я предлагаю вам заняться словотворчеством. Придумайте свои сложные слова на тему «Зима».


В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются буквы о и е . Сложные слова, образованные при помощи соединительных гласных о и е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно, например: нефтегазодобыча, пятидесятилетие, двухмиллиметровый .

Соединительная гласная О

После основ на твердый согласный (кроме ж , ш и ц ) пишется буква о , например: миро воззрение, вольно любивый .

В немногих сложных словах согласный звук первой основы отвердевает, поэтому пишется соединительная гласная о , например: басно писец, крово обращение .

Соединительная гласная Е

После основ на мягкий согласный, на й , на шипящий звук и ц пишется соединительная гласная е , например: море плаватель, крае ведение, пеше ход, птице водство, сине глазый, больше крылый .

В отдельных случаях в первом слове сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяпрепровождение, времяпровождение, времяисчисление .

Примечание

Слова на -ификация (электрификация, газификация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификаци-я , поэтому пишутся с буквой и .

Сложные слова с числительными

Количественные числительные при образовании сложных слов употребляются в форме родительного падежа, например: пяти летка (пяти лет), одиннадцати метровый (одиннадцати метров), сорока минутный (сорока минут).

Числительные сто и девяносто , входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие , девяностолетие .

С буквой о пишется и слово сороко ножка .

Числительное тысяча , входя в состав сложного слова, имеет соединительную гласную е , например: тысяче летие .

(6 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.