Фрау мария. Россия и Финляндия спорят кому достанутся сокровища с бригантины «Фрау Мария. Европейские сокровища для российской императрицы

Российско-финский гуманитарный проект осуществляется при поддержке первых лиц государства.

Планируется, что уже в этом году состоятся подводные обследования, которые покажут, какие именно ценности и в каком количестве сохранились за более чем 200 лет нахождения под водой.
Цена вопроса - 1 миллиард “зеленых”. Пока что самые большие сокровища (на сумму в полмиллиарда долларов) на корабле, затонувшем в Средние века в Атлантическом океане, обнаружили американские кладоискатели.

В пенале из лосиной кожи

Вокруг двухмачтовой шхуны с сокровищами на очень кругленькую сумму кипят нешуточные страсти: кому же достанется драгоценный груз с корабля, затонувшего за пределами России, но с грузом, который был выкуплен Екатериной II? Эти произведения искусства предназначались для Эрмитажа. А в результате - почти два с половиной века пролежали на дне морском. Финны тянут одеяло с сокровищами на себя: у них в чести закон о древностях. Но за сундуки с драгоценностями платили из казны Российской империи.

Но вернемся на несколько веков назад. 11 ноября 1771 года. Чрезвычайный посланник царского двора Иван Остерман отправляет на имя Екатерины II реляцию о крушении корабля “Фрау Мария”. На его борту и находились закупленные в Голландии картины, бронзовые скульп­туры, серебряные и золотые украшения. “Фрау Мария” попала в шторм и затонула у берегов Швеции (сегодня это территориальные воды Суоми). Согласно архивам, парусник перевозил около 60 бочек с сокровищами. Гневу Екатерины не было предела: операцию по подъему должны были начать немедленно, но шведская сторона тянет с помощью. Между Екатериной Великой и Густавом III началась гневная переписка. Несмотря на личное распоряжение Густава III подъем парусника так и не состоялся. А потом “Фрау Мария” таинственно исчезла с места крушения. Обнаружили “корабль-призрак” через много лет.

После исчезновения “Фрау Марии” с места крушения российский царский двор перестал интересоваться судьбой драгоценного груза. А уж после того, как пальнула “Аврора” и Зимний дворец оккупировали матросы в бескозырках, вопрос о судьбе голландки, под завязку набитой сокровищами для Российской империи, полностью ушел с повестки дня. И, наверное, о бедной “Фрау Марии” забыли бы на веки вечные, если бы летом 1999 года группа финских ныряльщиков не наткнулась на дне Балтийского моря на странную посудину, которая при ближайшем знакомстве и оказалась “Фрау Марией”! Этим известием заинтересовались и в России. Кто именно? Благотворительный фонд “Спасение национальных культурно-исторических ценностей”.

Кстати, перед тем, как загрузить картины в трюмы (среди полотен совершенно точно есть Рембрандт), их упаковали в пеналы из лосиной кожи. Пеналы вложили в свинцовые сосуды и залили сверху воском. А уж потом эти сосуды запаяли свинцовыми крышками. Значит, есть надежда, что полотна великих голландцев могли сохраниться. На борту “Фрау” может быть около 300 картин.

*1500 фарфоровых трубок *

Финские ныряльщики смогли достать с затонувшей “Фрау” несколько предметов. Среди них были фарфоровые трубки для курения. По своему исполнению они очень похожи на изделия из Гжели. Каждая такая трубка на аукционе может стоить от 2 до 2,5 тыс. долларов.
Благотворительный фонд Артема Тарасова начал свое собственное расследование гибели и обнаружения двухмачтовой бригантины “Фрау Мария”. Для начала Тарасов сам отправился в Амстердам и начал искать архивные документы. Месяц кропотливых поисков принес сногсшибательные результаты. В архивах музея Рубенса нашли то, что искали, - документы, датированные июлем 1771 г., когда на аукционе в Амстердаме был закуплен драгоценный груз по распоряжению Ее Императорского Величества. Выяснили и маршрут “Фрау Марии” - она отчалила из Амстердама и плыла вдоль берега. Капитаном корабля был Рейнуд Лоренс. Заходила “Фрау Мария” в каждый порт - в Дании, Германии, Швеции. Груз на паруснике значился как “дипломатическая почта”. Выйдя из порта города Турку, “Фрау Мария” попала в шторм. Парусник начал тонуть, и корабельная команда принялась спасать хоть что-то. Люди прыгали в воду с золотыми монетами в руках… Есть сведения, что один из моряков сумел забрать с борта тонущей “Фрау Марии” 6 картин.
Были ли это полотна Абрахама Сторка? Якоба де Вита? Или же с “Фрау Марии” в неизвестном направлении уплыли полотна Рембрандта Харменса ван Рейна?

Найти в Амстердаме имена всех дилеров, которые скупали картины для Екатерины II, не удалось. Но имена четырех покупателей все-таки установили. И это позволило определить, что все вместе они выкупили 27 картин выдающихся голландских художников XIV–XVII веков.

Показали большой кукиш

Согласно действующему финскому законодательству, погибшее судно, которому 100 лет и более, обретающееся в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям без разрешения Национального финского министерства античности в соответствии с Актом о реликвиях и античности (от 1963 года). По Закону о памятниках древности, судно и груз принадлежат государству Финляндии.

Потомки семьи Романовых не могут претендовать на владение сокровищами “Фрау Марии”. Согласно известным актам, собственность Екатерины II в приснопамятном 1917 г. перешла во владение РСФСР.
Но Россия, являясь правопреемницей собственности царской империи после 1917 г., вправе предъявить свои претензии на груз парусника “Фрау Мария”.

Кстати, между Министерством античности Финляндии и группой ныряльщиков, которые обнаружили “Фрау”, началась самая настоящая грызня. Министерские чиновники запретили ныряльщикам вообще приближаться к “Фрау Марии”. Поисковики проиграли иск к финскому государству с требованием выплатить им часть стоимости груза. Ныряльщикам показали большой кукиш.

Однако юридическая база, на основе которой принималось решение, что “Фрау Мария” полностью принадлежит Финляндии, продолжает оставаться крайне зыбкой. Это признают ведущие финские юристы, недоумевающие, как голландское судно, шедшее с русским грузом, может считаться национальным сокровищем Суоми. И ныряльщики решили действовать по-своему. Они нашли спонсора - жителя Монако Къелля Эдвалла (он, кстати, друг Жака-Ива Кусто, профессионал по подъему кораблей). Эдвалл готов участвовать в операции по подъему “Фрау Марии”, но на российские деньги.

“Фрау Мария” стоит на дне в вертикальном положении. Парусник находится на глубине 41 м, размещается на грунте, и его корпус только на 1,5 м заглублен в донных отложениях. То, что корабль стоит на киле, очевидно, обусловлено тяжелым грузом в трюме, наполненном свинцовыми бочками с картинами. Сохранность корпуса обеспечили малосоленая вода в заливе и отсутствие каких-либо течений. И еще в этом месте полностью отсутствует грибок. Крепость дерева, из которого была сделана “Фрау”, настолько высока, что попытка одного из финских ныряльщиков вбить гвоздь в обшивку не удалась. Гвоздь согнулся…

P.S. Российская и финская стороны обсуждают еще и план открытия совместного музея сокровищ “Фрау Марии” или в российском Выборге, или в финской Лаппеенранте. Об этом пишет финская печать. А газета “Хювудстадсбладет” сообщает, что Министерство культуры России поддерживает идею поднять “Фрау Марию” и превратить парусник в плавучий музей.

Но прежде, чем пустить музей по волнам, неплохо бы для начала достать сокровища “Фрау Марии”. Причем без промедления.
Пока Финляндия упорно твердит, что парусник находится под неусыпным наблюдением, на него поставлены специальные датчики реагирования. Но есть сведения, что наблюдения никакого нет. Как нет и датчиков. А вот точные координаты “Фрау Марии” и ее подводных сокровищ уже опубликованы в открытой печати! Это факт.
Надежда Попова


Одиссея корабля «Vrouw Maria» началась в извилистых каналах Амстердама. Торговец древесиной и коллекционер Геррит Браамкамп скончался в возрасте 71 года. В последние 30 лет жизни он тратил практически все свои сбережения на приобретение лучших европейских произведений искусства. Геррит Браамкамп рано потерял жену, и эта коллекция стала своего рода заменой. Поэтому всю свою энергию и любовь он направил на собирание полотен.

После смерти коллекционера представители королевских семей со всей Европы приехали в его имение, надеясь приобрести хотя бы малую часть знаменитой коллекции. В июле 1771 года был организован публичный аукцион. Было продано 12 тысяч билетов на мероприятие, а сам аукцион посетило около 20 тысяч человек. В числе желающих приобрести полотна из собрания Браамкампа была и российская императрица Екатерина Великая. Она велела послу в Гааге пойти на аукцион и купить несколько холстов для ее собственной коллекции. Представитель императрицы предложил за картины наивысшую цену, и в результате ему досталась бесценная подборка картин. Дипломатический представитель Российской империи урегулировал вопрос с доставкой полотен в Санкт-Петербург. Для того чтобы попасть в Эрмитаж, холсты должны были пересечь Балтийское море. Подобное морское путешествие было рискованным, но никто и не подозревал, насколько неудачным оно окажется.

В далеком 1771 году Екатерина II хотела получить свою коллекцию как можно быстрее и предпочла долгому процессу доставки по суше, морской путь.

Императрица Екатерина Великая

Для перевозки ценностей в Голландии была зафрахтована шхуна «Vrouw Maria». Парусное судно ничем не напоминало роскошный имперский корабль. Но для выполнения данной задачи это был оптимальный выбор. Только роковое стечение обстоятельств помешало маневренному судну с опытной командой доставить ценный груз по назначению.

«Vrouw Maria» был типичным для своего времени кораблем. Шхуна отличалась хорошей грузоподъемностью и высокой скоростью. Поскольку груз был исключительно ценным, его бережная погрузка заняла несколько недель. Перед тем как загрузить картины в трюм судна их упаковали в пеналы из лосиной кожи. Пеналы вложили в свинцовые сосуды и залили сверху воском. А уж потом эти сосуды запаяли свинцовыми крышками. Вместе с дорогостоящим грузом, приобретенным на аукционе, на корабль было погружено кофе, сахар, керамические курительные трубки и стекла для очков.

Сложный путь в Санкт-Петербург

После погрузки шхуна «Vrouw Maria» отправилась в Санкт-Петербург. Корабль без осложнений покинул Амстердамский порт и вышел в Балтийское море. В то время этот морской маршрут считался одним из самых опасных. Вдоль финского побережья навигация была очень сложной, из-за десятка торчащих из-под воды камней. Некоторые из них обросли растительностью и были заметны издалека, а другие скрывались под поверхностью воды. У капитанов кораблей был небольшой выбор: они могли чудом избежать естественных препятствий или столкнуться с непогодой, которая способна погубить даже самое надежное судно того времени.

Когда шхуна «Vrouw Maria» двигалось по ветру, погода стояло ужасной. Туман постоянно сбивал капитана с курса. Когда шторм усилился капитан Reynoud Lourens (Рейнуд Лоренс) дал команду рулевому сбавить скорость, но было уже поздно. Корабль на полном ходу приближался к рифам, которых вдоль финского залива было немало. Ночью шхуна ударилась о скалу и потеряла управление. При попытке бросить якорь последовал второй удар, и судно дало течь. Испуганные моряки пытались откачать воду и молились о спасении.

Моряки выкачивали воду до самого утра, а когда взошло солнце, моряки увидели что находятся в окружении скал и рифов. Ситуация была крайне неприятная. К счастью команды мимо проплывала рыбацкая шхуна, моряки с которой предложили пострадавшей команде свою помощь. Сочтя дальнейшее пребывание на корабле опасным, капитан отдал приказ покинуть судно. 9 октября 1771 года через пять дней после столкновения с рифами шхуна «Vrouw Maria» ушла на дно Балтийского моря.

Во время крушения картины императрицы спасти не удалось. Главной проблемой этого предприятия были их огромные размеры - площадь каждого полотна составляла около двух квадратных метров, поэтому извлечь холсты из трюма было невозможно. Всей команде удалось спастись до того как шхуна полностью ушло под воду.

Добравшись до континента, моряки направились в столицу Финляндии. Капитан корабля дал отчет о своих действиях в королевском дворце. Также капитан передал свой бортовой журнал и объяснил причины случившегося. Только после этой процедуры он мог обратно возвратиться в Амстердам.

Если бы речь шла о простом грузовом судне дело бы сразу закрыли, но шхуна «Vrouw Maria» унесла на дно невероятно дорогую коллекцию полотен. Финские власти сразу же оповестили владельцев об этом инциденте. Екатерина Великая была очень расстроена, узнав о случившемся, и она немедленно организовала масштабный поиск пропавшего судна. Императрица послала своих подданных в Финляндию, перед которыми стояла непростая задача - найти и вернуть на родину бесценную коллекцию. Для того чтобы достать со дна хотя бы часть груза требовалось несколько кораблей, хорошая погода и конечно же удача. Дополнительными проблемами для посланников Екатерины стали обширные зона поиска и местное население промышлявшее грабежом кораблей, потерпевших крушение.

После целого года поисков финны и русские остались ни с чем. Ценный груз оказался на слишком большой глубине. Как только поиски были закончены, о корабле забыли. Его даже перестали упоминать в письменных источниках.

На протяжении последующих двух веков затонувший корабль представлял особый интерес для скандинавских кладоискателей. Интерес к шхуне «Vrouw Maria» резко возрос в 1979 году, когда о крушении корабля была написана книга.

И только через 200 лет после гибели «Vrouw Maria» новейшие технологии помогли осмотреть то, что осталось от судна.

В 1999 году международная команда профессиональных искателей подводных сокровищ обнаружила под водой в районе Аландских островов неплохо сохранившееся судно. Закругленная форма корпуса, разбитый руль и высокие мачты указывали на шхуну «Vrouw Maria». Корабль находится в прекрасном состоянии - древесина хорошо сохранилась в холодных водах Балтики.

Шхуна «Vrouw Maria» на дне Балтики



Дайверы установили, что «Vrouw Maria» стоит вертикально на глубине 41 м, ее корпус на несколько метров погрузился в ил. Сохранность корабля обеспечили малосоленая вода в заливе и отсутствие течений. Кроме того, в этом месте полностью отсутствует грибок, который обычно разрушает затонувшие суда.

Исследователей волновал единственный вопрос - какие именно холсты из коллекции Екатерины Великой могут находиться на борту? Утраченные полотна идентифицировали методом исключения. Подсчеты археологов показали, что это было около 21 работы. Именно они были куплены Екатериной Великой.

Список картин, которые были загружены в трюм шхуны «Vrouw Maria»:
Hendrick van Balen (1575-1632): «Девственница и молодой Иисус Христос»;
Gerard ter Borch (1617-1681): «Музыкант с гитарой»;
Gerard ter Borch (1617-1681): «Офицер, пишущий письмо»;
Gerard ter Borch (1617-1681): «Девушка с собакой»;
Gerard Dou (1613-1675): «Девушка в желтом»;
Gerard Dou (1613-1675): «На приеме у хирурга»;
Jan van Goyen (1596-1656): «Деревня на берегу реки»;
Willem Joseph Laquy (1738-1798): «Художник с учеником»;
Johannes Lingelbach (1622-1674): «Корабль на якоре»;
Gabriel Metsu (1629-1669): «Служанка с зайцем в руках»;
Frans van der Myn (1719-1783): «Джентльмен с бокалом»;
Adrian van Ostade (1610-1685): «Человек за столом»;
Paulus Potter (1625-1654): «Большая воловья повозка»;
Abraharm Stork (1644-1708): «Город на Рейне»;
Adriaen van de Velde (1636-1672): «Стадо на отдыхе»;
Jakob de Wit (1695-1754): «Кувшин с цветами»;
Philips Wouwerman (1619-1668): «Драка»;
Philips Wouwerman (1619-1668): «Старый дом»;
Philips Wouwerman (1619-1668): «Сцена с охотником»;
Philips Wouwerman (1619-1668): «Мальчик с лошадью»;
Philips Wouwerman (1619-1668): «У реки»;

Полотна, которые находятся на борту судна «Vrouw Maria» это шедевры, чья стоимость может исчисляться миллионами долларов. Эксперты задаются вопросом - если все же сокровища удастся поднять со дна, кому они будут принадлежать и сколько они будут стоить.

Материальная выгода от подъема полотен с шхуны «Vrouw Maria» довольно сомнительная. Если бы судно затонуло в международных водах, исследователи получили бы процент от общей суммы найденного груза, но корабль покоится в финских водах и по закону полностью принадлежит государству. Поэтому о находке сразу же оповестили военное ведомство. Теперь этот район просматривают с помощью гидрофонов и камер, и никто не останется не замеченным. Время реагирования береговой охраны около 5 минут.

Техническая сторона вопроса о подъеме судна «Vrouw Maria» оказалась не менее сложной. На сегодняшний день только две морские компании, специализирующиеся на поднятии затонувших кораблей, изъявили желание участвовать в тендере на подъем груза или целиком затонувшего парусника. Это компания «SMIT International» и «Mammoet Salvage» - участвовавшая в подъеме подводной лодки «Курск».

Схема подъема судна «Vrouw Maria»

Финской стороной планируется, что шхуна «Vrouw Maria» может быть поднята не ранее 2017 года. Российская сторона предполагает произвести работы уже в 2010 году. По оценке финских экспертов проект по подъему со дна Балтики шхуны «Vrouw Maria» обойдется в 80 миллионов евро, причем половина этой суммы пойдет на консервацию корабля и создание исторического музея. Переговоры о принадлежности и подъеме корабля между заинтересованными ведомствами ведутся с 2007 года.

История корабля «Vrouw Maria» все еще далека от своей развязки. По-мнению экспертов потребуются годы, чтобы собрать деньги на подъем судна. Ситуация с правами на бесценный груз поставила в тупик многих юристов. Твердо можно сказать одно в ближайшие годы затонувшее судно не раскроет свою главную тайну.

«Фрау Мария»

Как и все русские императрицы, Екатерина II была страстным коллекционером предметов старины, и прежде всего произведений искусства европейских живописцев. Все дипломатические представители Российской империи имели официальное распоряжение закупать как можно больше произведений искусства. Из всех уголков Европы в Петербург отсылались лучшие произведения живописи, скульптуры, ювелирные украшения и предметы быта, из тех, которые можно было бы приобрести на аукционах. Эрмитаж непрерывно пополнял свои фонды.

31 июля 1771 года князь Дмитрий Алексеевич Голицын по поручению императрицы приобрёл коллекцию амстердамского коллекционера Герарда Браамкампа. Эта коллекция пользовалась большой известностью, поскольку уже в 1766 году был издан каталог входивших в неё картин голландских, фламандских, французских и итальянских живописцев. Кроме того, были куплены многочисленные изделия из фарфора, серебра, а также многочисленная мебель. Все эти товары были погружены на зафрахтованный русским правительством голландский кофф «Фрау Мария» с тем, чтобы переправить эти грузы в Санкт-Петербург.

Выбор в пользу данного судна был вполне очевиден. Перестроенная в 1748 году «Фрау Мария» имела длину 81,5 фута и ширину 20,5. Она была типичным судном второй половины XVIII века. Сотни и тысячи однотипных кораблей бороздили просторы Северной Европы, и «Фрау Мария» ничем не выделялась из их числа. Именно это и требовалось русским властям, которые не были склонны афишировать ценность загруженных на борт товаров. По странному стечению обстоятельств, преклонный возраст судна не вызвал сомнений русских дипломатов, и они с готовностью нагрузили его ценнейшими произведениями искусства.

Достоверно известно, что судно благополучно достигло датских проливов и, заплатив соответствующую пошлину, прошло в Балтийское море. Однако на подходе к финским берегам судно попало в шторм Капитан попытался переждать шторм на якоре у острова Юрмо, однако якорные канаты не выдержали и кофф, налетев на скалы, получил пробоину. Дальнейшая судьба «Фрау Марии» была предрешена. Набрав в трюмы воду, она пошла на дно. Команда, перебравшись в спасательные шлюпки, благополучно достигла берега, где и сообщила шведским властям о крушении.

Потеря коллекции, видимо, была чувствительным ударом для императрицы, поскольку в октябре 1771 года российский министр иностранных дел граф Никита Панин лично запрашивал королевскую Канцелярию в Стокгольме, что шведские власти предпринимают для спасения груза затонувшего судна и прежде всего «многочисленных ящиков, принадлежащих императрице».

Интенсивная дипломатическая переписка между двумя государствами по этому поводу продолжалась целый год. Однако после обследования места крушения шведы отказались от каких-либо спасательных работ, поскольку судно лежало на недосягаемой для тех времён глубине - 43 метра.

Интерес к «Фрау Марии» проявили уже в наше время финские исследователи. В 1998 году, после предварительного изучения архивов, они начали сканирование морского дна в районе предполагаемого места кораблекрушения. Сначала было обнаружено судно, схожее по своим габаритам и внешнему виду с «Фрау Марией», однако у него был цел руль, хотя финны точно знали, что в момент крушения руль на кофе был сломан.

В июне 1999 года археологи снова вышли в море на траулере «Торедо». Была обнаружена ещё одна предполагаемая цель. Неизвестное судно лежало на глубине 41-43 метра. Аквалангисты выяснили, что у судна отсутствует руль, а трюмы до отказа забиты ящиками, коробками, бочками и прочим грузом, что не позволило ныряльщикам проникнуть дальше вглубь судна. Предположительные выводы позволяют считать, что найденное судно является пропавшим в 1771 году парусником «Фрау Мария». Малосолёные холодные воды Балтийского моря прекрасно консервируют деревянные детали корпуса, поэтому перед финскими аквалангистами открылась картина практически целого парусника.

Дальнейшее обследование судна будет произведено только поле выяснения юридических тонкостей, связанных с владельческой принадлежностью груза и его исторического значения.

Из книги Бермудский треугольник и другие загадки морей и океанов автора Конев Виктор

Груз с парусника «Фрау Мария» Самым ценным подводным кладом до сих пор считается груз с парусника «Фрау Мария», который затонул в 1771 году. Он перевозил полотна Рембранта и других голландских художников, которые заказала для своей коллекции императрица Екатерина II.

Из книги Тайный Король: Карл Мария Вилигут автора Флауерс Стефан Э.

Из книги Всемирная история. Том 3. Новая история автора Йегер Оскар

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Англия и реформация. Генрих VIII, Эдуард VI, Мария, Елизавета. Шотландия и Мария Стюарт. Век Елизаветы. Гибель армады Теперь мы вынуждены обратиться к тем событиям, которые наполняют собой историю Англии в тот важный период времени, который начинается с

Из книги История Англии автора Остин Джейн

Мария Этой женщине посчастливилось взойти на английский престол в обход других претенденток, при этом она пренебрегла более вескими правами на корону, благородством и красотой своих двоюродных сестер - Марии, королевы Шотландии, и Джейн Грей. Признаюсь, я не сожалею о

Из книги 100 великих евреев автора Шапиро Майкл

МАРИЯ (род. ок. 20 до н.э.)Известны немногие подробности ее жизни. И известны они по евангельским колоритным в своем большинстве описаниям, авторы которых жили через столетие с лишним после ее смерти. Мы знаем о ней, разумеется, благодаря великой жизни и смерти ее сына. И все

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Вильгельм III и Мария II - Мария I 1650 Рождение Вильгельма 1516 Рождение Марии 135 1688 Вильгельм и Мария провозглашаются королем и королевой Англии 1553 Мария становится королевой Англии 135 Расхожее мнение о том, что жена короля обязательно является королевой, ошибочно.

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

5. Древняя базилика Св. Павла. - Почитание святых в ту эпоху. - Св. Лаврентий extra muros и in lucina. - Св. Агнесса. - 8. crux в Иерусалиме. - Св. Петр и Св. Мария maggiore. - Св. Мария в Транстеверине. - Св. Климент. - Вид Рима в V веке. - Контрасты в городе По просьбе Сильвестра Константин

Из книги Альфред Йодль. Солдат без страха и упрека. Боевой путь начальника ОКВ Германии. 1933-1945 автора Юст Гюнтер

Фрау Йодль против Варлимонта В другом месте длинного читательского письма фрау Йодль говорится:«Прекрасных отношений доверия, которые связывали Йодля с офицером Генерального штаба армии полковником Лоссбергом, между ним и Варлимонтом не было, что, естественно,

Из книги Тайны Старого и Нового света.Заговоры.Интриги.Мистификации. автора Черняк Ефим Борисович

«Фрау доктор» Вымышленная история жизни Мата Хари в ряде случаев переплетается с легендой о «фрау докторе». Эта легенда также возникла еще в годы первой мировой войны. Даже поражение Германии и настойчивые поиски журналистов в послевоенные годы не опровергли эту

Из книги Король Артур и Святой Грааль от А до Я автора Кокс Саймон

Мария Магдалина Мария Магдалина обычно не упоминается в книгах о короле Артуре и Святом Граале. Однако из-за необычайной популярности романа Дэна Брауна «Код да Винчи» возникла немалая полемика вокруг Святого Грааля и гипотезы, что им могла оказаться Мария Магдалина, а

Из книги Миф о Марии Магдалине автора Старберд Маргарет

1. Мария, Мария Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены. Песнь Песней 5:7 На протяжении двух тысячелетий христиане почитали нескольких женщин по имени Мария, о которых говорится в евангелиях. Их общее имя на

Из книги Моя миссия в России. Воспоминания английского дипломата. 1910–1918 автора Бьюкенен Джордж

Глава 13 1896–1914 Мои отношения с императором и императорской семьей. – Императрица Александра. – Первая аудиенция у императора в 1896 году. – Его большая личная привлекательность. – Императрица Мария. – Великая княгиня Мария Павловна. – Великая княгиня Виктория и

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

122. МАРИЯ БОРИСОВНА первая жена Ивана III Васильевича, великого князя московского и всей Руси, дочь Бориса Александровича, князя тверского, и Анастасии Андреевны, рожденной княжны можайской. Была обручена княжичу Ивану, еще семилетнему ребенку, с 1446 г.; венчана с ним,

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

6.7.1. Мария Кровавая и Мария Стюарт В российской истории лишь последний российский император Николай II получил прозвище Кровавый, которое за ним закрепилось после Кровавого воскресенья. В Англии Кровавой назвали Марию I Тюдор. Чем же она так не угодила своим подданным?Ее

Из книги Женщины, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

Каких только сокровищ не скрывают воды морей и океанов! Вот и на дне Балтийского моря, недалеко от берегов Финляндии, лежит затонувший корабль. Говорят, в его трюмах покоится бесценный груз - картины, предметы роскоши, украшения стоимостью в миллиард евро. Но почему же драгоценный клад до сих пор сокрыт пучиной вод?

Мой дядя самых честных правил…
Всё дело в том, что на сокровища претендуют сразу несколько стран - Финляндия, Швеция, Россия и Нидерланды. А из-за того, что они никак не могут прийти к соглашению, клад, история которого сама по себе является невероятной и захватывающей, все ещё лежит на дне.

Итак. В конце XVIII века российский посол в Голландии граф Андрей Шувалов на балу познакомился с прелестной девицей по имени Аннабель. Граф влюбился в красавицу с первого взгляда, стал ухаживать за ней и в конце концов добился взаимности. Голубки проводили вместе почти все время, и в один из дней юная Аннабель познакомила своего кавалера с дядюшкой. Им оказался не кто иной, как известный голландский коллекционер живописи Геррит Браамкамп. Он с гордостью продемонстрировал русскому графу бесценные собрания полотен нидерландских и немецких художников. А заодно пожаловался на то, что стар и что сил заниматься любимым делом уже не осталось.

Увы, сударь, мой преклонный возраст не позволяет мне отдавать коллекционированию все силы, как в прежние годы. Впереди старость, а дело моё продолжить, знаете ли, некому. Вот и решил я продать свою коллекцию какому-нибудь ценителю искусства. Не повесе какому-то, а достойному человеку. Коллекция, на которую я потратил всю жизнь, должна попасть в руки истинного ценителя и большой души человека. Я хочу, чтобы о моем детище говорили, чтобы оно было овеяно славой… Впрочем, простите меня, старика, это уже нескромно.

Но чем же я, сударь, могу вам помочь?

Можете, друг мой, можете. Поговорите о моих сокровищах с вашей императрицей. Я слышал, что Екатерина II, будучи дамой весьма образованной, покровительствует искусству, да и сама является большим ценителем живописи и драгоценностей.. Как знать, может быть, её величество пожелает купить мою коллекцию…

Так и вышло. Осенью 1771 года граф Шувалов по распоряжению Екатерины выкупил у Геррита Браамкампа его сокровища. Коллекцию нужно было доставить в Санкт-Петербург - предполагалось, что она украсит Зимний дворец.

Страшный шторм
Для транспортировки ценного груза был выбран голландский двухмачтовый парусник «Фрау Мария». В его трюмы загрузили полотна знаменитых художников - Герарда Терборха, Хендрика ван Балена, Яна ван Гойена, Габриеля Метсю, Герарда Доу. А ещё «Фрау Мария» везла драгоценности, статуэтки из золота и серебра, богато украшенные рамы для картин, фарфоровые курительные трубки, кофе, сахар, дипломатическую почту.

«Фрау Марии» надлежало проследовать по водам Балтийского моря до Северной столицы, делая промежуточные остановки в портах Швеции. Командовал судном опытный капитан Рейнуд Лоренс.

9 октября судно сделало остановку в шведском порту Або (ныне финский город Турку), взяло на борт груз и отчалило. Но почти сразу же начался сильнейший шторм. Несмотря на все усилия моряков, волны и ветер сделали судно неуправляемым - у «Фрау Марии» были повреждены паруса и рулевое управление.
Волны бросили корабль на прибрежные скалы, и спустя несколько часов «Фрау Мария» затонула.

Команда практически не пострадала - на помощь морякам пришли финские рыбаки на своих лодках. Спасся и граф Шувалов - во время путешествия он проводил время с юной Аннабель, которую дядя отправил сопровождать сокровища. Но вот ценный груз ушёл на дно морское. Хотя капитан просил финнов спасти хотя бы ящики с картинами, сделать это не удалось: они были слишком большими и тяжёлыми (при погрузке на корабль пришлось даже разобрать часть обшивки).

Когда Екатерина Великая узнала о трагическом крушении парусника с драгоценностями, она пришла в неописуемую ярость. Влетело в первую очередь графу Шувалову. А тут ещё о его романе с юной Аннабель стало известно супруге вельможи, статс-даме Екатерине Салтыковой.

Императрица повелела срочно приступить к подъёму затонувшего корабля. Но ведь «Фрау Мария» находилась на территории Швеции! Шведский монарх Густав III стал чинить российской стороне всяческие препятствия. Безусловно, он захотел заполучить свой кусок пирога и мечтал о проценте от клада.

Потом же политическая обстановка в стране резко поменялась, и стало не до того. О «Фрау Марии» забыли до 1999 года.

Это - мне, это - тебе…
В июне 1999 года на затонувший корабль наткнулась команда ныряльщиков под руководством финского дайвера Райно Койвусаари. Райно всю свою жизнь искал «Фрау Марию». Примерные координаты места крушения судна были известны, и ныряльщик метр за метром кропотливо обследовал дно Балтийского моря, пока наконец не наткнулся на судно. Оно покоилось на глубине 41 метр между финскими островами Юрмо и Бургсте.

Дайверы из команды Койвусаари подняли на берег некоторые предметы с затонувшего судна - судовую печать, принадлежавшую капитану Рейнуду Лоренсу, фарфоровую курительную трубку, серебряную вазу и несколько монет. Все эти ценности перешли в собственность Финляндии.

Главные сокровища остались на дне - причём исследователи полагают, что картины и прочие драгоценности прекрасно сохранились. Дело в том, что при отправке из Голландии ценный груз упаковали в специальные тубусы из лосиной кожи, а те в свою очередь поместили в свинцовые контейнеры и герметично закупорили. Поэтому можно надеяться на то, что время и морская вода пощадили шедевры.

Кстати, в этом районе Балтики море удивительно чистое и почти нет грибка. Сама деревянная обшивка «Фрау Марии» сохранилась идеально. Один из финских дайверов попытался было вбить гвоздь в борт судна - так гвоздь согнулся!

Казалось бы, дело осталось за малым - поднять затонувший корабль на поверхность. Но тут-то и начались сложности. Теоретически груз «Фрау Марии» принадлежал России - ведь Екатерина II выкупила его у голландского коллекционера. Но корабль затонул на территории, которая в XVIII веке принадлежала Швеции, а сейчас находится под юрисдикцией Финляндии. Значит, эти две страны тоже претендуют на драгоценный клад. А ещё судьбой сокровищ интересуются Нидерланды - ведь корабль, который перевозил клад, принадлежал им.

Как бы то ни было, основные претенденты на «Фрау Марию» - Финляндия и Россия. Финны даже составили смету - согласно этому документу подъём судна на поверхность обойдётся в 80 миллионов евро. В эту внушительную сумму включена стоимость реставрации самого корабля: планируется, что он станет уникальным плавучим музеем. Если российская сторона согласится с этим проектом, «Фрау Мария» окажется на суше уже в ближайшее время. А пока место крушения охраняют от «чёрных ныряльщиков» финские пограничники. Ведь с тех пор, как координаты корабля были неосмотрительно опубликованы в прессе, появилось множество желающих завладеть сокровищами старого коллекционера, который так мечтал пристроить их в хорошие руки и овеять славой…

Похоже, его мечта всё-таки сбылась.

Святой Михаил
Балтика - настоящая копилка ценностей, ведь на её дне покоятся более 6 тысяч кораблей. Так, в 1953 году финские рыбаки обнаружили у острова Борете остов корабля. Сначала историки не заинтересовались находкой. Но в 1961 году за дело взялись шведские дайверы. Они предположили, что этот корабль - русский «Святой Михаил», следовавший в 1747 году из Амстердама в Санкт-Петербург с грузом ценностей для русского императорского двора. В числе сокровищ был резной золочёный кабриолет для императрицы Елизаветы Петровны. Финны отдали затонувший корабль шведам, а потом локти кусали: в первый же день дайверы подняли 34 золотые французские табакерки. Кроме того, на корабле хранились золотые и серебряные часы французской и английской работы, образцы мейсенского фарфора, золотые накладки на мебель. Странно, но руководство СССР никаких прав на находки не предъявило, хотя могло бы - ведь юридически груз принадлежал России.

Наталья Косякина