Что такое причина смерти. Причины смерти: естественная, насильственная, по болезни. Соотношение показателей России и Евросоюза

Сотканный из противоречий, он поражал всех своей гениальностью на поприще литературы и странностями в обыденной жизни. Классик русской литературы Николай Васильевич Гоголь был труднопостижимым человеком.

Например, он спал только сидя, боясь, чтобы его не приняли за мертвого. Совершал длительные прогулки по… дому, выпивая в каждой комнате по стакану воды. Периодически впадал в состояние длительного оцепенения. Да и смерть великого писателя была загадочной: то ли он умер от отравления, то ли от рака, то ли от душевной болезни.

Поставить точный диагноз врачи безуспешно пытаются уже более полутора столетий.

Странный ребенок

Будущий автор «Мертвых душ» родился в неблагополучной с точки зрения наследственности семье. Дед и бабка его со стороны матери были суеверны, религиозны, верили в приметы и предсказания. Одна из теток и вовсе была «слабой на голову»: могла неделями смазывать голову сальной свечой, чтобы предотвратить поседение волос, строила рожи, сидя за обеденным столом, прятала под матрас кусочки хлеба.

Когда в 1809 году в этой семье родился младенец, все решили, что мальчик долго не протянет — настолько он был слабеньким. Но ребенок выжил.

Рос он, правда, худым, тщедушным и болезненным — словом, из тех самых «счастливчиков», к которым липнут все болячки. Сначала привязалась золотуха, потом скарлатина, следом гнойный отит. Все это на фоне непроходящих простуд.

Но основным заболеванием Гоголя, беспокоившим его почти всю жизнь, был маниакально-депрессивный психоз.

Неудивительно, что мальчик вырос замкнутым и малообщительным. По воспоминаниям его соучеников по Нежинскому лицею, он был угрюмым, упрямым и очень скрытным подростком. И лишь блестящая игра в лицейском театре говорила о том, что этот человек обладает недюжинным актерским талантом.

В 1828 году Гоголь приезжает в Петербург с целью сделать карьеру. Не желая работать мелким чиновником, он решает поступить на сцену. Но безуспешно. Пришлось устроиться клерком. Однако подолгу в одном месте Гоголь не задерживался — летал от департамента к департаменту.

Люди, с которыми он на тот момент близко общался, сетовали на его капризность, неискренность, холодность, невнимание к хозяевам и трудно объяснимые странности.

Он молод, полон честолюбивых планов, выходит его первая книга «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь знакомится с Пушкиным, чем страшно гордится. Вращается в светских кругах. Но уже в это время в петербургских салонах стали замечать некие странности в поведении молодого человека.

Куда деть себя?

Втечение всей жизни Гоголь жаловался на боли в желудке. Однако это не мешало ему за один присест съесть обед на четверых, «полирнув» все это банкой варенья и корзиной печенья.

Немудрено, что уже с 22-летнего возраста писатель страдал хроническим геморроем с сильными обострениями. По этой причине он никогда не работал сидя. Писал исключительно стоя, проводя на ногах по 10-12 часов в день.

Что касается взаимоотношений с противоположным полом, то это тайна за семью печатями.

Еще в 1829 году он прислал матери письмо, в котором говорил о страшной любви к какой-то даме. Но уже в следующем послании — ни слова о девушке, лишь скучное описание некоей сыпи, которая, по его словам, не что иное, как последствие детской золотухи. Связав девушку с болячкой, матушка сделала вывод, что ее сыночек подхватил срамную болезнь от какой-то столичной вертихвостки.

На самом деле и любовь, и недомогание Гоголь выдумал для того, чтобы выцыганить некоторую сумму денег из родительницы.

Имел ли писатель плотские контакты с женщинами — большой вопрос. По свидетельству врача, наблюдавшего Гоголя, таковых не было. Виной тому некий кастрационный комплекс — иначе говоря, слабое влечение. И это при том, что Николай Васильевич любил скабрезные анекдоты и умел их рассказывать, совершенно не опуская нецензурные слова.

Тогда как приступы душевной болезни были, несомненно, налицо.

Первый клинически очерченный приступ депрессии, отнявший у писателя «почти год жизни», был отмечен в 1834 году.

Начиная с 1837 года приступы, различные по продолжительности и тяжести, стали наблюдаться регулярно. Гоголь жаловался на тоску, «которой нет описания» и от которой он не знал, «куда деть себя». Сетовал, что его «душа… изнывает от страшной хандры», находится «в каком-то бесчувственном сонном положении». Из-за этого Гоголь не мог не только творить, но и думать. Отсюда жалобы на «затмение памяти» и «странное бездействие ума».

Приступы религиозного просветления сменялись страхом и отчаянием. Они побуждали Гоголя к исполнению христианских подвигов. Один из них — измождение тела — и привел писателя к гибели.

Тонкости души и тела

Гоголь умер на 43-м году жизни. Врачи, лечившие его последние годы, находились в полнейшем недоумении по поводу его болезни. Выдвигалась версия о депрессии.

Началось с того, что в начале 1852 года умерла сестра одного из близких друзей Гоголя — Екатерина Хомякова, которую писатель уважал до глубины души. Ее смерть спровоцировала сильнейшую депрессию, вылившуюся в религиозный экстаз. Гоголь начал поститься. Его дневной рацион составляли 1-2 ложки капустного рассола и овсяного отвара, изредка плоды чернослива. Учитывая, что организм Николая Васильевича был ослаблен после болезни — в 1839 году он переболел малярийным энцефалитом, а в 1842-м перенес холеру и чудом выжил, — голодание было для него смертельно опасно.

Гоголь тогда жил в Москве, на первом этаже дома графа Толстого, своего друга.

В ночь на 24 февраля он сжег второй том «Мертвых душ». Через 4 дня Гоголя посетил молодой врач Алексей Терентьев. Состояние писателя он описал так: «Он смотрел, как человек, для которого все задачи разрешены, всякое чувство замолкло, всякие слова напрасны… Все тело его до чрезвычайности похудело; глаза сделались тусклы и впали, лицо совершенно осунулось, щеки ввалились, голос ослаб…»

Дом на Никитском бульваре, где был сожжен второй том «Мертвых душ». Здесь же Гоголь и скончался. Врачи, приглашенные к умирающему Гоголю, нашли у него тяжелые желудочно-кишечные расстройства. Говорили о «катаре кишок», который перешел в «тиф», о неблагоприятно протекавшем гастроэнтерите. И, наконец, о «несварении желудка», осложнившемся «воспалением».

В итоге лекари вынесли ему диагноз — менингит — и назначили смертельно опасные в таком состоянии кровопускания, горячие ванны и обливания.

Жалкое иссохшее тело писателя погружали в ванну, голову поливали холодной водой. Ему ставили пиявки, а он слабой рукой судорожно пытался смахнуть гроздья черных червей, присосавшихся к его ноздрям. Да разве можно было придумать худшую пытку для человека, всю жизнь испытывавшего омерзение перед всем ползучим и склизким? «Снимите пиявки, поднимите ото рта пиявки», -стонал и молил Гоголь. Тщетно. Ему не давали это сделать.

Через несколько дней писателя не стало.

Прах Гоголя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным. А через 79 лет он был тайно, воровски извлечен из могилы: Данилов монастырь преобразовывался в колонию для малолетних преступников, в связи с чем его некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих счастливчиков наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь…

31 мая 1931 года у могилы Гоголя собралось двадцать — тридцать человек, среди которых были: историк М. Барановская, писатели Вс. Иванов, В. Луговской, Ю. Олеша, М. Светлов, В. Лидин и др. Именно Лидин стал едва ли не единственным источником сведений о перезахоронении Гоголя. С его легкой руки стали гулять по Москве страшные легенды о Гоголе.

— Гроб нашли не сразу,— рассказывал он студентам Литературного института,— он оказался почему-то не там, где копали, а несколько поодаль, в стороне. А когда его извлекли из-под земли — залитый известью, с виду крепкий, из дубовых досок — и вскрыли, то к сердечному трепету присутствующих примешалось еще недоумение. В фобу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Кому-нибудь суеверному, наверное, тогда подумалось: «Вот ведь мытарь — при жизни будто не живой, и после смерти не мертвый,— этот странный великий человек».

Лидинские рассказы всколыхнули старые слухи о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал:

«Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».

То, что эксгуматоры увидели в 1931 году, как будто свидетельствовало о том, что завет Гоголя не был исполнен, что его похоронили в летаргическом состоянии, он проснулся в гробу и пережил кошмарные минуты нового умирания…

Справедливости ради надо сказать, что лидинская версия не вызвала доверия. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке».

Тогда Лидин запустил новую версию. В своих письменных воспоминаниях об эксгумации он поведал новую историю, еще более страшную и загадочную, чем его устные рассказы. «Вот что представлял собой прах Гоголя,— писал он,— черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков; весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета… Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы на малой глубине значительно выше склепа с замурованным гробом был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку».

Эта новая выдумка Лидина потребовала новых гипотез. Когда мог исчезнуть из гроба череп Гоголя? Кому он мог понадобиться? И что вообще за возня поднята вокруг останков великого писателя?

Вспомнили, что в 1908 году при установке на могиле тяжелого камня пришлось для укрепления основания возвести над гробом кирпичный склеп. Вот тогда-то таинственные злоумышленники и могли похитить череп писателя. А что касается заинтересованных лиц, то недаром, видно, ходили по Москве слухи, что в уникальной коллекции А. А. Бахрушина, страстного собирателя театральных реликвий, тайно хранились черепа Щепкина и Гоголя…

А неистощимый на выдумки Лидин поражал слушателей новыми сенсационными подробностями: дескать, когда прах писателя везли из Данилова монастыря в Новодевичий, кое-кто из присутствовавших на перезахоронении не удержался и прихватил себе на память некоторые реликвии. Один будто бы стащил ребро Гоголя, другой — берцовую кость, третий — сапог. Сам Лидин даже показывал гостям том прижизненного издания гоголевских сочинений, в переплет которого он вделал кусок ткани, оторванный им от сюртука лежавшего в гробу Гоголя.

В своем завещании Гоголь стыдил тех, кто «привлечется каким-нибудь вниманием к гниющей персти, которая уже не моя». Но не устыдились ветреные потомки, нарушили завещание писателя, нечистыми руками на потеху стали ворошить «гниющую персть». Не уважили они и его завет не ставить на его могиле никакого памятника.

Аксаковы привезли в Москву с берега Черного моря камень, по форме напоминающий Голгофу — холм, на котором был распят Иисус Христос. Этот камень стал основанием для креста на могиле Гоголя. Рядом с ним на могиле установили черный камень в форме усеченной пирамиды с надписями на гранях.

Эти камни и крест за день до вскрытия гоголевского захоронения были куда-то увезены и канули в Лету. Лишь в начале 50-х годов вдова Михаила Булгакова случайно обнаружила гоголевский камень-Голгофу в сарае гранильщиков и ухитрилась установить его на могиле своего мужа — создателя «Мастера и Маргариты».

Не менее таинственна и мистична судьба московских памятников Гоголю. Мысль о необходимости такого монумента родилась в 1880 году во время торжеств по поводу открытия памятника Пушкину на Тверском бульваре. А через 29 лет, к столетию со дня рождения Николая Васильевича 26 апреля 1909 года, на Пречистенском бульваре был открыт памятник, созданный скульптором Н. Андреевым. Эта скульптура, изображавшая глубоко удрученного Гоголя в момент его тяжких раздумий, вызвала неоднозначные оценки. Одни восторженно хвалили ее, другие яростно порицали. Но все соглашались: Андрееву удалось создать произведение высочайших художественных достоинств.

Споры вокруг самобытной авторской трактовки образа Гоголя не продолжали утихать и в советское время, не терпевшее духа упадка и уныния даже у великих писателей прошлого. Социалистической Москве требовался другой Гоголь — ясный, светлый, спокойный. Не Гоголь «Выбранных мест из переписки с друзьями», а Гоголь «Тараса Бульбы», «Ревизора», «Мертвых душ».

В 1935 году Всесоюзный Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР объявляет конкурс на новый памятник Гоголю в Москве, положивший начало разработкам, прерванным Великой Отечественной войной. Она замедлила, но не остановила эти работы, в которых участвовали крупнейшие мастера скульптуры — М. Манизер, С. Меркуров, Е. Вучетич, Н. Томский.

В 1952 году, в столетнюю годовщину со дня смерти Гоголя, на месте андреевского памятника установили новый монумент, созданный скульптором Н. Томским и архитектором С. Голубовским. Андреевский же памятник был перенесен на территорию Донского монастыря, где простоял до 1959 года, когда, по ходатайству Министерства культуры СССР, его установили перед домом Толстого на Никитском бульваре, где жил и умер Николай Васильевич. Чтобы пересечь Арбатскую площадь, творению Андреева потребовалось семь лет!

Споры вокруг московских памятников Гоголю продолжаются даже сейчас. Некоторые москвичи в перенесении памятников склонны усматривать проявление советского тоталитаризма и партийного диктата. Но все, что ни делается, делается к лучшему, и Москва сегодня имеет не один, а два памятника Гоголю, равно драгоценному для России в минуты как упадка, так и просветления духа.

ПОХОЖЕ, ГОГОЛЬ БЫЛ СЛУЧАЙНО ОТРАВЛЕН ВРАЧАМИ!

Хотя мрачный мистический ореол вокруг личности Гоголя в значительной мере был порожден кощунственным разорением его могилы и нелепыми выдумками безответственного Лидина, многое в обстоятельствах его болезни и смерти продолжает оставаться загадочным.

В самом деле, от чего мог умереть сравнительно молодой 42-летний писатель?

Хомяков выдвинул первую версию, согласно которой первопричиной смерти стало тяжелое душевное потрясение, пережитое Гоголем из-за скоротечной кончины жены Хомякова Екатерины Михайловны. «С тех пор он был в каком-то нервном расстройстве, которое приняло характер религиозного помешательства,— вспоминал Хомяков.— Он говел и стал морить себя голодом, попрекая в обжорстве».

Эта версия как будто подтверждается показаниями людей, видевших, какое действие оказали на Гоголя обличительные беседы отца Матфея Константиновского. Именно он требовал, чтобы Николай Васильевич соблюдал строгий пост, требовал от него особого рвения в исполнении суровых наставлений церкви, корил и самого Гоголя, и Пушкина, перед которым Гоголь благоговел, за их греховность и язычество. Обличения красноречивого священника так потрясли Николая Васильевича, что однажды он, прервав отца Матфея, буквально простонал: «Довольно! Оставьте, не могу далее слушать, слишком страшно!» Свидетель этих бесед Тертий Филиппов был убежден, что проповеди отца Матфея настроили Гоголя на пессимистический лад, убедили его в неизбежности близкой смерти.

И все-таки нет никаких оснований считать, что Гоголь сошел с ума. Невольным свидетелем последних часов жизни Николая Васильевича стал дворовый человек одной симбирской помещицы фельдшер Зайцев, который в своих воспоминаниях отмечал, что за сутки до кончины Гоголь был в ясной памяти и здравом рассудке. Успокоившись после «лечебных» истязаний, он дружески беседовал с Зайцевым, расспрашивал о его жизни, сделал даже поправки в стихах, написанных Зайцевым на смерть его матери.

Не подтверждается и версия, будто Гоголь умер от голодного истощения. Взрослый здоровый человек может обходиться совсем без еды 30—40 дней. Гоголь же постился всего 17 дней, да и то не отказывался от пищи полностью…

Но если не от сумасшествия и голода, то не могла ли стать причиной смерти какая-нибудь инфекционная болезнь? В Москве зимой 1852 года свирепствовала эпидемия брюшного тифа, от которого, кстати, скончалась Хомякова. Именно поэтому Иноземцев при первом осмотре заподозрил, что у писателя тиф. Но неделю спустя консилиум врачей, созванный графом Толстым, объявил, что у Гоголя не тиф, а менингит, и назначил тот странный курс лечения, который иначе чем «истязанием» невозможно назвать…

В 1902 году доктор Н. Баженов издал небольшую работу «Болезнь и смерть Гоголя». Тщательно проанализировав симптомы, описанные в воспоминаниях знакомых писателя и лечивших его врачей, Баженов пришел к выводу, что погубило писателя именно это неправильное, ослабляющее лечение его от менингита, которого на самом деле не было.

Думается, Баженов прав лишь отчасти. Назначенное консилиумом лечение, примененное, когда Гоголь был уже безнадежен, усугубило его страдания, но не было причиной самого заболевания, начавшегося значительно раньше. В своих заметках доктор Тарасенков, впервые осмотревший Гоголя 16 февраля, так описывал симптомы болезни: «…пульс был ослабленный, язык чистый, но сухой; кожа имела натуральную теплоту. По всем соображениям видно было, что у него нет горячечного состояния… один раз он имел небольшое кровотечение из носа, жаловался, что у него руки зябнут, мочу имел густую, темноокрашенную…».

Можно только сожалеть, что Баженов при написании своей работы не догадался проконсультироваться с врачом-токсикологом. Ведь описанные им симптомы болезни Гоголя практически неотличимы от симптомов хронического отравления ртутью — главным компонентом того самого каломеля, которым пичкал Гоголя каждый приступавший к лечению эскулап. В самом деле, при хроническом отравлении каломелем возможны и густая темная моча, и различного рода кровотечения, чаще желудочные, но иногда и носовые. Слабый пульс мог быть следствием как ослабления организма от лощения, так и результатом действия каломеля. Многие отмечали, что на протяжении всей болезни Гоголь часто просил пить: жажда — один из характеристик признаков хронического отравления.

По всей вероятности, начало роковой цепи событий положило расстройство желудка и то «слишком сильное действие лекарства», на которое Гоголь жаловался Шевыреву 5 февраля. Поскольку желудочные расстройства тогда лечили именно каломелем, не исключено, что прописанным ему лекарством был именно каломель и прописал его Иноземцев, который через несколько дней заболел сам и перестал наблюдать больного. Писатель перешел в руки Тарасенкова, который, не зная, что Гоголь уже принял опасное лекарство, мог еще раз прописать ему каломель. В третий раз Гоголь получил каломель уже от Клименкова.

Особенность каломеля заключается в том, что он не причиняет вреда лишь в том случае, если сравнительно быстро выводится из организма через кишечник. Если же он задерживается в желудке, то через некоторое время начинает действовать как сильнейший ртутный яд сулема. Именно это, по-видимому, и произошло с Гоголем: значительные дозы принятого им каломеля не выводились из желудка, так как писатель в это время постился и в его желудке просто не было пищи. Постепенно увеличивающееся в его желудке количество каломеля вызвало хроническое отравление, а ослабление организма от недоедания, упадка духа и варварского лечения Клименкова лишь ускорило смерть…

Было бы нетрудно проверить эту гипотезу, исследовав с помощью современных средств анализа содержание ртути в останках. Но не уподобимся кощунственным эксгуматорам тридцать первого года и не будем ради праздного любопытства тревожить вторично прах великого писателя, не будем снова сбрасывать надгробные камни с его могилы и передвигать с места на место его памятники. Все, связанное с памятью Гоголя, пусть сохранится навсегда и стоит на одном месте!

Николай Васильевич Гоголь – (1809 – 1852 гг.) – классик русской литературы, писатель, гениальный сатирик, публицист, драматург, критик. Принадлежал к старинному дворянскому роду Гоголь-Яновских.

Хоть таинственный мистический ореол вокруг личности Гоголя в известной степени был порожден кощунственным разорением его могилы и странными выдумками, многое из обстоятельств его болезни и смерти так и остается загадкой. В действительности, от чего и как мог умереть на 43-м году жизни Гоголь?

Странности писателя

Николай Васильевич был труднопостижимым человеком. К примеру, он спал лишь сидя, остерегаясь, чтобы его не приняли за мертвого. Совершал продолжительные прогулки по… дому, при этом выпивая в каждой комнате по стакану воды. Время от времени впадал в состояние длительного оцепенения. Да и смерть Гоголя была таинственной: то ли он скончался от отравления, то ли от рака, то ли от душевной болезни…

Определить причину смерти и как умер Гоголь, медики безрезультатно пытаются уже больше полутора столетий.

Причины смерти (Версии)

Хомяковым была выдвинута первая версия о депрессии, согласно с ней первопричиной смерти Гоголя было тяжелое душевное потрясение, которое пережил писатель из-за скоропостижной смерти Хомяковой Екатерины Михайловны, сестры поэта Н. М. Языкова, с которой Гоголь дружил. «С того времени он пребывал в каком-то нервном расстройстве, принявшем характер религиозного помешательства,- из воспоминаний Хомякова.- Он говел и начал морить себя голодом, попрекая в обжорстве».

Екатерина Михайловна Хомякова (1817-1852 гг.), рожденная Языкова.

Эту версию будто бы подтверждают показания людей, которые видели, какое воздействие оказали на писателя обличительные беседы отца Матфея Константиновского. Это он настаивал, чтобы Гоголь соблюдал строгий пост, требовал от него особенного рвения в исполнении суровых церковных наставлений, корил и самого Николая Васильевича, и , перед которым Гоголь благоговел, за их греховность и язычество. Обличения красноречивого священника до такой степени потрясли писателя, что как-то раз он, прервав отца Матфея, буквально простонал: «Довольно! Оставьте, не могу дальше слушать, слишком страшно!» Очевидец этих бесед Тертий Филиппов был уверен, что проповеди отца Матфея настраивали Николая Васильевича на пессимистический лад, и он уверовал в неизбежности близкой смерти.

И все-же нет никаких оснований полагать, что великий поэт сошел с ума. Невольный свидетель последних часов жизни Гоголя, дворовый человек одной симбирской помещицы фельдшер Зайцев, в своих воспоминаниях отметил, что за сутки до смерти Гоголь пребывал в ясной памяти и здравом рассудке. Придя в себя после «лечебных» истязаний, он по дружески беседовал с Зайцевым, интересовался его жизнью, им были сделаны даже поправки в стихах, написанных Зайцевым на смерть его матери.

Не находит подтверждение и версия, словно Николай Васильевич скончался от голодного истощения. Взрослый здоровый человек способен обходиться вовсе без еды 30-40 дней. Писатель же постился только 17 дней, да и то не отказался от пищи полностью…

Однако если не от сумасшествия и голода, то не могла ли быть причиной смерти Гоголя какая-либо инфекционная болезнь? В Москве зимой 1852 г. свирепствовала эпидемия брюшного тифа, от которого, надо заметить, умерла Хомякова. Как раз потому Иноземцев при первом осмотре заподозрил, что у Николая Васильевича тиф. Однако через неделю консилиум докторов, который был созван графом Толстым, объявил, что у писателя не тиф, а менингит, и ему был назначен тот странный курс лечения, который иначе как «истязанием» и не назовешь…

1902 год – доктором Н. Баженовым была издана небольшая работа «Болезнь и смерть Гоголя». После тщательного изучения симптомов, описанных в воспоминаниях знакомых Николая Васильевича и лечивших его врачей, Баженов пришел к выводу, что погубило Гоголя как раз это неправильное, ослабляющее лечение его от менингита, которого в действительности не было.

Первые симптомы

Вероятно, Баженов прав лишь отчасти. Лечение, которое было назначено консилиумом врачей, примененное, когда писатель был уже безнадежен, усилило его страдания, но не было причиной самого заболевания, которое началось значительно ранее. В своих записках д-р Тарасенков, впервые осматривавший Николая Васильевича 16 февраля, так описал симптомы болезни: «…пульс был ослаблен, язык чист, но сухой; кожа имела натуральную теплоту. По всем соображениям видно было, что у него нет горячечного состояния… один раз у него было небольшое кровотечение из носа, жаловался, что у него руки зябнут, мочу имел густую, темноокрашенную…»

Гоголь был случайно отравлен врачами?

Можно лишь сожалеть, что Баженов во время написания своей работы не догадался проконсультироваться с врачом-токсикологом. Потому как симптомы болезни, которые он описал, практически неотличимы от симптомов хронического отравления ртутью - основным компонентом того самого каломеля, которым пичкал писателя каждый эскулап который приступал к лечению. В действительности, при хроническом отравлении каломелем могут быть и густая темная моча, и разного рода кровотечения, чаще желудочные, но порой и носовые. Слабый пульс мог быть как следствие ослабления организма от лощения, так и результат действия каломеля. Многими отмечалось, что в течении всей болезни Николай Васильевич часто просил пить: жажда - один из характерных признаков хронического отравления.

По всей видимости, началом роковой цепи событий стало расстройство желудка и то «слишком сильное воздействие лекарств», на которое писатель жаловался Шевыреву 5 февраля. Потому как желудочные расстройства в то время лечили именно каломелем, не исключено, что прописанным ему лекарством был именно каломель и прописал его Иноземцев, который спустя несколько дней заболел сам и перестал наблюдать за больным. Гоголь перешел под опеку Тарасенкова, который, не зная, что писатель уже принимал опасное лекарство, мог еще раз прописать ему каломель. В третий раз Николай Васильевич получил каломель уже от Клименкова.

Особенность каломеля состоит в том, что он не причиняет вреда только в том случае, если он быстро может выводиться из организма через кишечник. Если же он задержится в желудке, то спустя какое-то время начинает действовать как сильнейший ртутный яд сулема. Именно это, как видно, и могло произойти с Гоголем: немаленькие дозы принятого им каломеля не выводились из желудка, так как Гоголь тогда постился и в его желудке попросту не было пищи. Постепенно возрастающее в его желудке количество каломеля вызвало хроническое отравление, а ослабление организма от недоедания, упадка духа и варварского лечения Клименкова только приблизило наступление смерти…

Комната в которой умер Гоголь

Летаргический сон

По мнению специалистов, вопреки сложившемуся мнению, у классика не было шизофрении. Но он страдал от маниакально-депрессивного психоза. Болезнь эта могла проявлять себя по-разному, но самое сильное ее проявление было в том, что писатель панически боялся, быть похороненным заживо. Возможно этот страх появился у него в молодости, после того как он переболел малярийным энцефалитом. Болезнь протекала довольно тяжело и сопровождалась глубокими обмороками.

Это одна из самых распространенных версий. Слухи о якобы ужасной смерти Гоголя, который был похоронен заживо, оказались до такой степени живучим, что по сей день многие считают это совершенно доказанным фактом.

В известной степени слухи о своем погребении заживо создал, сам того не ведая… писатель. Все потому что, как уже упоминалось, Николай Васильевич был подвержен обморочным и сомнамбулическим состояниям. Потому писатель очень боялся, как бы в один из припадков его не приняли за мертвого и не похоронили.

Этот факт по сути единогласно отрицают современные историки.

«При эксгумации, которую проводили в условиях определенной секретности, у могилы классика собралось не более 20-ти человек… – написал в своей статье «Тайна смерти Гоголя» доцент Пермской медакадемии Михаил Давидов. – Писатель В. Лидин стал по факту единственным источником сведений об эксгумации Николая Васильевича. Поначалу он рассказывал о перезахоронении студентам Литературного института и своим знакомым, поздней написал письменные воспоминания. Рассказаное Лидиным было не правдиво и противоречиво. Именно по его утверждению, дубовый гроб Гоголя хорошо сохранился, обивка его изнутри была изорвана и исцарапана, в гробу находился скелет, неестественно скрученный, с повернутым набок черепом. Так с легкой руки неистощимого на выдумки Лидина и пошла гулять по Москве мрачная легенда о том, что Гоголь был похоронен заживо.

Чтобы разобраться в несостоятельности версии летаргического сна, необходимо вдуматься в такой факт: эксгумацию проводили спустя 79 лет после захоронения! Известный факт, что разложение тела в могиле происходит неимоверно быстро, и по прошествии всего то нескольких лет от него остается только костная ткань, при этом кости уже не имеют тесных соединений друг с другом. Неясно, как могли после стольких лет установить какое-то «скручивание тела»… А что может остаться от деревянного гроба и материала обивки после 79-ти лет пребывания в земле? Они так меняются (гниют, фрагментируются), что установить факт «исцарапывания» внутренней обивки гроба абсолютно невозможно».

А из воспоминаний скульптора Рамазанова, снимавшего посмертную маску классика, на лице покойного явно были видны посмертные изменения и начало процесса разложения тканей.

И тем не менее версия летаргического сна Гоголя жива и сегодня.

Исчезнувший череп

Гоголь скончался 21 февраля 1852 г. Он был похоронен на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 году монастырь и кладбище на его территории закрыли. Когда останки писателя переносили на Новодевичье кладбище, обнаружили, что из гроба покойного украден череп.

А неистощимый на выдумки писатель Лидин поражал слушателей новыми сенсационными подробностями: По версии все того-же В. Лидина, который присутствовал при этом, череп Гоголя был украден из могилы в 1909 г В то время меценат и основатель театрального музея Алексей Бахрушин смог подговорить монахов достать для него череп Николая Васильевича. “В Бахрушинском театральном музее в Москве хранятся три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них, предположительно, – череп артиста Щепкина, другой – Гоголя, о третьем – ничего не известно”, – написал Лидин в своих воспоминаниях “Перенесение праха Гоголя”.

Интересный факт (Могильный камень)

Существует интересная история, которую по сей день рассказывают на могиле Гоголя… 1940 год – умер другой известный русский писатель, который считал себя учеником Николая Васильевича. Его супруга, Елена Сергеевна, пошла выбрать камень на надгробие покойному мужу. По случайности, из груды заготовочных могильных плит она выбрала только одну. Когда ее приподняли, чтобы выгравировать на ней имя писателя, то увидели, что на ней уже есть другое имя. Когда рассмотрели, что там написано, то удивились еще больше – это был надгробный камень, пропавший с могилы Гоголя. Таким образом Николай Васильевич словно дал знак родственникам Булгакова, что он наконец-то воссоединился со своим выдающимся учеником.

Вся страна скорбит, Николай Караченцов умер, часто людям интересно причина смерти от чего скончался актер и она известна. Место похорон жена тоже выбрала. Небольшая биография артиста, где раскроем часть его жизни, когда его состояние здоровья было не лучшим.

Только день не дожил до своего дня рождения Николай Караченцов. Ему должно было исполниться семьдесят четыре. Последние годы у него выдались не безоблачными, а незадолго до смерти актер находился в тяжелом состоянии. Он нуждался в постоянной медицинской помощи и не мог самостоятельно передвигаться.

О болезни

Смерть Караченцова наступила в результате отказа почек. Скончался он в больничной палате. О том, что случилось, рассказал сын Андрей.

Не так давно у актера была диагностирована опухоль в легком, которая, к сожалению, не могла быть прооперирована. Лечение предлагалось и в РФ, и в Израиле, но в октябре актера госпитализировали с диагнозом – воспаление легких.

Воспаление развернулось из-за обнаруженной онкологии. Это же подтвердила и жена Николая, Людмила.

Онкологическое заболевание было диагностировано в 2017.

Прощание с актером

Чтобы попрощаться с любимым артистом, будет организовано мероприятие в «Ленкоме». На церемонию пригласит главный зал, что подтвердил и действующий директор Марк Варшавер.

Состоится мероприятие в понедельник, 29-го числа. Однако есть некоторые нерешенные вопросы, которые вполне могут поменяться. Супруга актера выбрала для захоронения Троекуровское кладбище. Информация об этом поступила из официального источника – «Ритуал» московского правительства.

Церемония для публики начнется в десять утра и пройдет до часу дня, в полдень будет проведена открытая панихида для всех, кто хочет отдать последний долг умершему.

Перед смертью Николай попытался ободрить свою супругу и попросил ее не бояться. Нужно отметить, что Николай и Людмила были обвенчаны, и вера помогала им обоим в эти трудные годы.

Людмила не раз отмечала, что ее супруг весьма сильный человек, как физически, так и духовно. Его не сломила тяжелая болезнь.

О личности

Родившийся в Москве в 1944, Николай известен всему населению нашей страны. Он был весьма разносторонним, его роли как в театре, так и в кино, очаровывали и трогали очень многих. Он не только великолепно играл, но был не чужд вокальному мастерству, а также занимался озвучкой иностранных кинолент и мультипликации.

Отец Николая продолжительное время работал в известном издании «Огонек» художником-иллюстратором. Мать актера была балетмейстером.

Свое детство Николай провел поблизости от Чистых прудов. К сожалению, когда ему было семь, мать отправила его в интернат, который был при МВТ. Она часто уезжала в длительные командировки. Николай учился прилежно и даже одно время был активистом партии. Но, конечно, главной его чертой была разносторонняя творческая одаренность. Он даже хотел пойти в балет, но мать убедила его отказаться от такой идеи, так как считала, что это недостаточно мужественная профессия. Вместо балета она подтолкнула Николая в спорт.

Уже в старшей школе он занялся самодеятельностью, был участником «Актива», творческой организации при школе. Когда же время обучение подошло к концу, он без проблем прошел в Школу-студию МХАТ. Так и началась его творческая карьера как актера.

Караченцов был не только восхитительным актером, любимцем многих зрителей, но и теннисистом. Он даже участвовал в ряде турниров и играл с Ельциным, когда тот был президентом страны.

Кроме большого багажа кинолент и телевизионных передач, в наследство от актера осталась и богатая дискография, где есть и песни, и аудиоспектакли для различной публики. Николай не раз награждался за свой вклад в культуру России.

Автокатастрофа

В 2005 год, в конце февраля, Николая настигло страшное несчастье. Он разбился на машине. Это случилось потому, что, пока он был на даче, ему позвонила Людмила и рассказала о том, что умерла ее мать. Николай, отдыхая за городом, позволил себе спиртное. Встревоженный сообщением, он решил, что нужен супруге, потому решился сесть за руль. И, к сожалению, не пристегнулся. Трасса Мичуринского проспекта в то время была не самой комфортной для вождения, она обледенела, а Николай слишком сильно выжимал газ. В результате автомобиль занесло.

Из-за аварии актер получил ЧМТ. Его пришлось сразу же госпитализировать. Единственное, что оставалось сделать врачам – трепанация, провести операцию на головном мозге. После оперативного вмешательства он был переведен в Институт Склифософского.

К сожалению, после операции актер не сразу пришел в себя. Коматозное состояние продолжалось почти месяц – 26 дней. Выздоравливал он очень медленно, и только в 2007 году смог выйти на сцену, однако это, конечно, было несравнимо с прежней его формой.

В 2011 году актер был направлен на лечение за границу, его приняли клиники Израиля. В результате проведенного лечения заметно улучшилась речь.

В 2013 году он лечился в Пекине, и это дало серьезный результат, он даже смог сыграть в кино. Несмотря на то, что эпизод был не слишком продолжительным.

Постепенное восстановление давало надежду многим поклонникам, но актера, к сожалению, ждал еще один удар. Так, в 2017, и тоже в феврале, 27-го, автомобиль с актером снова попал в аварию. За рулем находилась Людмила. Столкнувшись с микроавтобусом, их машина перевернулась. Николай получил сотрясение, после чего был отправлен в больницу.

Его выписали третьего марта. Но на этом злоключения не закончились.

Уже в сентябре при очередном обследовании в легком обнаружилась опухоль. Николая был отправлен в столичную онкобольницу 62.

Лечение не давало особенных результатов. В этой же шестьдесят второй больнице актер и ушел из жизни вследствие отказа почек.

О семье

Людмила Поргина стала женой Николая еще в семьдесят пятом году, за время совместной жизни у них появился сын, Андрей, сейчас ему сорок, он женат на Ирине. У Николая и Людмилы трое внуков.

Очень близок семье и Михаил Большаков. Николай и Людмила были его крестными, и все время болезни он очень внимательно относился к Николаю и часто навещал его.

Караченцов запомнится всем неравнодушным к кино и театру множеством ролей, он был многогранным и творческим человеком, и это огромная потеря для всей России.

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПРИЧИНА СМЕРТИ, болезнь, травма или их осложнения, к-рые явились конечным проявлением в цепи патологич. состояний, вызвавших смерть. Является частью полного диагноза причины смерти. Н. п. с. не следует отождествлять с признаками клинич. смерти (остановка сердечной деятельности, прекращение дыхания и т. п.).

  • - показатель, принятый в междунар. практике статистич. обработки материалов о причинах смерти; предусматривает отбор лишь одной причины смерти. Такой статистич...
  • - болезнь или травма, а также обстоятельства несчастного случая или насильственной смерти, к-рые вызывают последовательность патологич. процессов, непосредственно приводящих к смерти...

    Демографический энциклопедический словарь

  • - см. Начальная причина смерти...

    Демографический энциклопедический словарь

  • - предшествующая причина смерти, болезнь, патологич. состояние, вызвавшие пепосредственную причину смерти и явившиеся следствием начальной причины смерти...

    Демографический энциклопедический словарь

  • - англ. democracy, direct; нем. Demokratie, direkte. Форма полит, организации общества, при к-рой основные решения принимаются непосредственно гражданами...

    Энциклопедия социологии

  • - осуществление власти через непосредственное волеизъявление каких-либо групп населения или всего народа. Она воплощается в форме общего схода жителей села, поселка, другого населенного пункта...
  • - см. Демократия...

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • - см.: Непосредственная демократия. Непосредственное народовластие...
  • - понятие, охватывающее совокупность форм и средств непосредственного осуществления народом в РФ принадлежащей ему власти...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - см. Аускультация прямая...

    Большой медицинский словарь

  • - см. Память механическая...

    Большой медицинский словарь

  • - патологическое состояние, непосредственно приведшее к наступлению смерти...

    Большой медицинский словарь

  • - Важнейшая реальная причина события или цепочки событий, результатом которых является предъявление иска по страховому полису...

    Финансовый словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - см. демократия. * * * - в РФ предусмотренные законодательством формы непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения...

    Большой юридический словарь

  • - см, в ст. Демократия...

    Большая Советская энциклопедия

"НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПРИЧИНА СМЕРТИ" в книгах

Машенька. Любовь – причина смерти

Из книги Проклятие Лермонтова автора Паль Лин фон

Машенька. Любовь – причина смерти Машенька была всего на четыре года старше Пушкина. Из тех дворянских барышень, которые запоем читали французские романы, музицировали на фортепьяно и рукодельничали. Красавицей она не была. Большеглазая, бледная, темноволосая.

Медицинская причина смерти Литвиненко

Из книги автора

Медицинская причина смерти Литвиненко 3.169 Показания по этому вопросу состоят из двух линий научного исследования и анализа, которые были, по меньшей мере,

Разъединение миров как главная причина неадекватного отношения человечества к феномену смерти

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Разъединение миров как главная причина неадекватного отношения человечества к феномену смерти 22.10.48 Теперь «Мир Огненный», § 374. Весь параграф указывает на создавшееся разобщение сознания людей с Космическими Законами. Потому и фраза «все преломляется в сознании [людей]

Причина смерти

Из книги Причины страданий автора Секлитова Лариса Александровна

Причина смерти Теперь рассмотрим причину смерти. Что, кроме низкой, разрушающейся материи, мешает человеку стать вечным? Почему он живет короткие жизни и умирает? Разве нельзя жить хотя бы тысячу лет или, еще лучше, три тысячи? Что этому препятствует?Как это многим ни

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ: ПРИЧИНА СМЕРТИ СРЕДИ НИХ КОЛДОВСТВО

Из книги Величайшие загадки и тайны магии автора Смирнова Инна Михайловна

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ: ПРИЧИНА СМЕРТИ СРЕДИ НИХ КОЛДОВСТВО Новая Зеландия была открыта в 1642 году А. Тасманом, а вторично, в 1769 году- капитаном Дж. Куком. Однако европейские поселения появились на островах лишь в XIX веке.Коренные жители Новой Зеландии - маори. Их огромная

Сопутствующие заболевания - основная причина смерти

Из книги Имя ему СПИД [Четвертый всадник Апокалипсиса] автора Тарантул Вячеслав Залманович

Сопутствующие заболевания - основная причина смерти Nulla calamitas sola (Беда не приходит одна) По мере развития эпидемии сформировалось понятие о СПИД-ассоциируемых, или сопутствующих, заболеваниях (иногда их еще называют оппортунистическими), куда входят те наиболее часто

Причина первая – страх смерти

Из книги Хочешь быть счастливой – будь ею автора Волгина Ксения

Причина первая – страх смерти Я не случайно начала разговор именно с этого страха: дело в том, что очень многие люди в той или иной степени ему подвержены. Старики, больные люди, нервные и впечатлительные особы, даже дети – страх смерти может испортить жизнь любому

Программа социального подражательства - причина смерти

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Программа социального подражательства - причина смерти В этом разделе мы приведем пример того, как действие программы социального подражательства стало причиной смерти человека. …Молодого человека убивали пятеро отморозков на глазах у огромного количества народа.

Причина смерти

Из книги Успехи ясновидения автора Лурье Самуил Аронович

Причина смерти Петр Павленко в марте 1938 года писал куда следует - в союз писателей то есть: "Я всегда считал, читая старые стихи Мандельштама, что он не поэт, а версификатор, холодный, головной составитель рифмованных произведений. От этого чувства не могу отделаться и

Глава 11. Причина смерти - украинец?

Из книги Последнее прибежище [Зачем Коломойскому Украина] автора Аксёненко Сергей Иванович

Глава 11. Причина смерти - украинец? Прежде, чем закончить в этом разделе тему голода 1930-х, тему, на которую не прекращаются политические спекуляции на Украине, рассмотрим один конкретный пример, который рельефно показывает, как националисты создают фальшивую историю

Причина смерти - расстрел / Искусство и культура / Художественный дневник / Выставка

Из книги Итоги № 48 (2012) автора Итоги Журнал

Причина смерти - расстрел / Искусство и культура / Художественный дневник / Выставка Причина смерти - расстрел / Искусство и культура / Художественный дневник / Выставка Открылась выставка «Павел Флоренский - русский Леонардо» в Мультимедиа

1. Причина смерти

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

1. Причина смерти Библия приписывает происхождение смерти греху. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом - смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). На личностном уровне грех - это преступление против Бога (Пс.

Употребление мяса как причина скоропостижной смерти или сердечного приступа

Из книги Основы здорового питания автора Уайт Елена

Употребление мяса как причина скоропостижной смерти или сердечного приступа «Такое мясо является ядом и вызывает у употребляющих его колики, судороги, паралич, а иногда даже внезапную смерть». - Основы здорового питания, 386.«Вы упитанны, но ваша полнота не показатель

3. Причина смерти Ирода Великого и род царя Давида

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

3. Причина смерти Ирода Великого и род царя Давида Забегая вперед, скажу, что самый любимый сын дьявола царь Ирод Великий умер в 6 году до н. э. в полном расцвете сил после того, как поверил волхвам, что Богомладенец родился без ведома царя Ирода Великого, а значит, и без

Глава 3. Непосредственная причина

Из книги Искусство жизни. Медитация Випассана, как ее преподает С.Н.Гоенка автора Харт Уильям

Глава 3. Непосредственная причина Реальный мир не имеет сходства с миром волшебных сказок, в котором каждый после всего рано или поздно начинает счастливую жизнь. Мы не в силах устраниться от той истины, что жизнь несовершенна, незавершенна, неудовлетворительна, - т. е.

Сегодня, в пятницу, 26 октября, умер Николай Караченцов - известный советский и российский актер театр и кино. На этих выходных артист должен быть отпраздновать 74-летие, но болезнь оказалась сильнее. О смерти Николая Петровича сообщил его сын Андрей.

Причина смерти

В сентябре 2017 года у актёра диагностировали неоперабельную раковую опухоль в левом лёгком. Ко всему этому в октябре 2018 года добавилось воспаление легких, из-за чего актер попал в реанимацию.

Если бы у Коли была только онкология без инвалидности первой группы и потери части мозга, без вставленных металлических ключиц и переломанных ребер, врачам было бы гораздо проще. А поскольку Коля сильно пострадал в той страшной автоаварии 13 лет назад, врачам непросто поставить его на ноги. Организм изношен, а тут еще новые болячки прибавились. Но Кока молодец - не опускает руки. Радуется каждому дню, просит читать ему Пушкина, это ему поднимает настроение, - рассказывала супруга актера в начале октября.

По словам Людмилы, в больнице Николай Петрович очень скучал без своих домашних любимцев - попугая, кота и собаки.

Напомним, что в конце прошлого года стало известно об обнаружении у Николая Караченцова неоперабельной раковой опухоли в левом легком. Артист некоторое время лечился в Израиле. Большую часть суммы на медицинские процедуры предоставил фонд Никиты Михалкова, также несколько миллионов пожертвовали коллеги актера. К сожалению, лучевая терапия не помогла, и спустя некоторое время опухоль снова начала увеличиваться в размерах. Однако и на этом беды семьи Караченцовых не закончились.

В начале октября Николай Петрович попал в реанимацию в одну из подмосковных клиник с двусторонним воспалением легких. Именно там он и скончался, так и не дождавшись своего дня рождения.

Как рассказала радиостанции «Говорит Москва» супруга артиста Людмила Поргина, Караченцов умер в 9 утра 26 октября в Московской городской онкологической больнице. У него отказали почки.

Биография Николая Караченцева

Николай Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве, на Чистых прудах. Отец Пётр Яковлевич Караченцов (1907-1998) много лет проработал в журнале «Огонёк» художником-графиком, заслуженный художник РСФСР (1967). Мать Янина Евгеньевна Бруна́к (1913-1992), балетмейстер-постановщик, ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах, участвовала в постановке спектаклей в Большом театре, Казанском музыкальном театре, Музыкальном театре Улан-Батора в Монголии, вела балетное училище и организовала Первый национальный ансамбль Вьетнама, работала в Сирии, в Лондоне.

В 1967 году с отличием окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ (ныне - Школа-студия, институт, им. Вл. И. Немировича-Данченко при Московском художественном академическом театре им. А. П. Чехова), где учился на курсе Виктора Монюкова.

После этого молодой актер должен был по распределению поступить во МХАТ, однако в театральную школу обратилось руководство Московского театра им. Ленинского комсомола (ныне - Московский государственный театр "Ленком"), который вслед за уходом главного режиссера Анатолия Эфроса покинули многие актеры. После этого десять лучших выпускников Школы-студии МХАТ, в том числе Николай Караченцов, были направлены на работу в "Ленком".

На сцене "Ленкома" актер сыграл более чем в 20 постановках разных жанров - от драмы до рок-оперы. Первый успех ему принесла роль Тиля Уленшпигеля в спектакле Марка Захарова "Тиль" (1974). Николай Караченцов также был задействован в спектаклях: "Жестокие игры" (1972), "Автоград 21" (1973), "Звезда и Cмерть Хоакина Мурьеты" (1976), "Оптимистическая трагедия" (1983), "Гамлет" (1986), "…Sorry" (1992), "Шут Балакирев" (2001) и др. Наиболее популярной среди театральных работ артиста стала роль графа Резанова в рок-опере "Юнона и Авось", которую он исполнял с 1981 года на протяжении более 20 лет.

Николай Караченцов был широко известен в качестве киноактера. Дебютной для него стала роль Ивана Шульги в историко-приключенческом телефильме Марии Муат "…И снова май!" (1968). К числу наиболее известных киноработ Николая Караченцова относятся Владимир Бусыгин в драме "Старший сын" по пьесе Александра Вампилова (1975, режиссер Виталий Мельников), маркиз Рикардо в музыкальном фильме "Собака на сене" по пьесе Лопе де Вега (1977, Ян Фрид), Мик Урри в фильме "Приключения Электроника" по книге Евгения Велтистова (1979, Константин Бромберг), Джефферсон Хоуп в фильме "Кровавая надпись" из цикла "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" по произведениям Артура Конан Дойля (1979, Игорь Масленников), Вася Ходас в драме "Белые росы" (1983, Игорь Добролюбов), Николай Орлов в военной драме "Батальоны просят огня" по мотивам повести Юрия Бондарева (1985, Владимир Чеботарев и Александр Боголюбов), Билли Кинг в приключенческой комедии "Человек с бульвара Капуцинов" (1987, Алла Сурикова), "Японец" в авантюрной комедии "Дежа вю" (1989, Юлиуш Махульский) и др.

Также снимался в фильмах и сериалах: "Моя судьба" (1973, режиссер Леонид Пчелкин), "Одиножды один" (1974, Геннадий Полока), "Ярославна, королева Франции" (1978, Игорь Масленников), "Благочестивая Марта" по мотивам пьесы Тирсо де Молина (1980, Ян Фрид), "Остров сокровищ" по одноименному роману Роберта Льюиса Стивенсона (1982, Владимир Воробьев), "Трест, который лопнул" по произведениям О. Генри (1982, Александр Павловский), "Моонзунд" по роману Валентина Пикуля (1987, Александр Муратов), "Криминальный квартет" (1989, Александр Муратов), "Петербургские тайны" (1994–1998, Вадим Зобин и др.), "Досье детектива Дубровского" (1999, Александр Муратов) и др. В общей сложности исполнял различные роли более чем в 90 фильмах и сериалах.

Все трюки в приключенческих лентах актер исполнял самостоятельно, без каскадеров.

Артист исполнял песни к различным художественным и мультипликационным фильмам, многие из них были выпущены на компакт-дисках и аудиокассетах. В общей сложности Николай Караченцов записал более 200 песен.

Николай Караченцов дублировал иностранные фильмы, в том числе все ленты с участием французского актера Жан-Поля Бельмондо, которые шли в отечественном прокате. Также актер озвучивал мультипликационные фильмы ("Ловушка для Бамбра", "Пес в сапогах", "Космические пришельцы", "Бюро находок", "Остров капитанов" и др.), участвовал в аудиоспектаклях ("Пикник на обочине", "Казаки", "Питер Пэн", "Ромео и Джульетта").

Избирался секретарем Союза театральных деятелей России. Возглавлял жюри фестиваля актерской песни им. Андрея Миронова.

Был членом Союза кинематографистов РФ, Российской академии кинематографических искусств "Ника".

Народный артист РСФСР (1989).

Был награжден орденами Почета (1997) и "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2009).

Лауреат Государственной премии РФ (2002; за роль в спектакле "Шут Балакирев"), премии МВД РФ (2001).

Был удостоен специального приза кинофестиваля "Амурская осень" (2004, Благовещенск, Амурская область), премии "Своя колея" (2005; учреждена Благотворительным фондом Владимира Высоцкого, Министерством культуры РФ и Комитетом по культуре г. Москвы), специального приза "Хрустальная роза" московской театральной премии "Хрустальная Турандот" (2005), российской национальной актерской премии им. Андрея Миронова "Фигаро" (2011) и др.

Своеобразная красота Николая Караченцова сразила наповал многих женщин. С первого взгляда он мог не понравится, но когда выходил на сцену, то равных ему не было. В артиста было сложно не влюбиться. Случилось это и с Людмилой Поргиной, молодой актрисой «Ленкома». На момент знакомства с Караченцовым она была замужем за каскадёром Виктором Корзуном. Но какое это имело значение, если женщина поняла, что в её сердце поселилась настоящая любовь? Пара узаконила свои отношения в 1975 году. Этот брак оказался крепким и долгим.

Личная жизнь Николая Караченцова сложилась также успешно, как и карьера. В 1978 году у актёра родился сын Андрей, который не пошел по стопам родителей и стал адвокатом.

Харизматичному и популярному актёру приписывали множество романов. Его женщинами называли многих известных актрис. До встречи с Людмилой Поргиной у Караченцева был роман с коллегой Светланой Савеловой. Потом ходили слухи о связи артиста с Ольгой Кабо, танцовщицей Мариной Ширшиковой и Ириной Грибулиной. Но правда это или домыслы жаждущих сенсаций журналистов – известно лишь самому Николаю Караченцову и его жене. Как бы там ни было, но пара вместе уже четыре десятилетия.

За всю карьеру Николай Петрович старался избегать актерских тусовок, но никогда не отказывался от весёлых компаний в тесном семейном кругу. В отличие от повышенной требовательности к собственному творчеству, в быту актёр отличался особой непритязательностью. Любимым видом спорта для него всегда был теннис.

В настоящее время у Николая Караченцова есть трое внуков: Пётр, Янина и Ольга.

Артист попал в ДТП

Ночью 28 февраля 2005 года автомобиль актера Николая Караченцова попал в страшное ДТП. Тогда звезда отечественного кинематографа спешил со своей дачи в Москву, взволнованный известием о смерти тещи Надежды Поргиной. В результате обледенелая дорога, непристегнутые ремни безопасности и превышенная скорость авто артиста привели к ужасной аварии, в результате чего Николай Караченцов получил серьезную черепно-мозговую травму.

В клинике ему экстренно были сделаны трепанация черепа и операция на головном мозге, после чего Николая Петровича перевели в Институт Склифосовского. Там актёр пролежал в коме почти месяц, но усилия врачей увенчались успехом: он пошел на поправку. Длительный процесс восстановления позволил звезде вернуться к жизни.

В 2007 году Николай Караченцов стал участником гала-концерта «Звезды сошли с небес…», на котором он презентовал диски с собственным репертуаром. В то время актёра пришли поддержать на сцене многие его звездные друзья, в числе которых Михаил Боярский, Александр Маршал, Олег Газманов, Лайма Вайкуле.

Но после аварии Николаю Караченцову так и не удалось полностью восстановить речь и движения, поэтому продолжать актёрскую карьеру он не смог. В 2011 году артист проходил курс реабилитации в Израиле.

24 июня 2012 года некоторые СМИ сообщили о смерти великого артиста, чем шокировали не только поклонников Николая Караченцова, но и его друзей и коллег по «Ленкому». Как оказалось, шокирующее известие о кончине актёра было спровоцировано информацией о резком ухудшении здоровья Николая Петровича. Нерадивые журналисты, жаждущие сенсации, придумали «утку» о смерти, взбудоражив тысячи людей.

В 2013 году артист прошёл курс лечения в ведущих клиниках Пекина. В октябре 2016-г Московский фонд мира наградил артиста золотым Орденом «Служение искусству».

Спустя ровно 12 лет, 27 февраля 2017 года, Николай Караченцов снова попал в серьезное ДТП. Принадлежащей его жене автомобиль Toyota Highlander столкнулся с «Газелью» в Подмосковье. Авария произошла на улице Пушкина в коттеджном поселке Загорянский. После столкновения с «Газелью» авто, в котором находился Караченцов, перевернулось, а актера пришлось экстренно госпитализировать в ближайшую клинику - у него диагностировано сотрясение мозга.

Творчество Николая Караченцева

Роли в театре Ленком

1967 - «Дым отечества» К. Симонова - Шурка Басаргин «Прощай, оружие» по Э. Хемингуэю (реж. А. Гинзбург, О. Чубайс) - Солдат «Золотой ключик» А. Толстого; постановка С. Штейна - Кот Базилио «Суджанские мадонны» - Колька «В день свадьбы» В. Розова; постановка А. Эфроса - Женя «Мольер» по М. Булгакову - Шарлатан с клавесином, брат Силы

1972 - «Вера, Надежда, Любовь» А. Арбузова; постановка В. Монахова - Данила

1973 - «Колонисты» по А. Макаренко; постановка Ю. Мочалова - Карабанов

1973 - «Автоград 21»; постановка М. Захарова - хор

1974 - «Музыка на 11-м этаже» И. Ольшанского; постановка В. Монахова - Костя

1974 - «Тиль» Г. Горина по Ш. де Костеру; постановка М. Захарова - Тиль Уленшпигель «Конец Хитрова рынка»; постановка В. Монахов и В. Всеволодова - Сеня Булаев

1976 - «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» рок-опера А. Рыбникова по поэме Пабло Неруды; постановка М. Захаров) - Смерть и Главарь рейнджеров «Гамлет» У. Шекспира; постановка А. Тарковского - Лаэрт

1979 - «Жестокие игры» А. Арбузова; постановка М. Захарова - Миша Земцов

1981 - «Юнона и Авось» рок-опера А. Рыбникова по поэме А. Вознесенского; постановка М. Захарова - граф Резанов

1983 - «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского - Алексей «Страх и отчаяние в Третьей империи» Б. Брехта - Штурмовик и Молодой рабочий

1986 - «Диктатура совести» М. Шатрова; постановка М. Захарова - Карбышев

1990 - «Школа для эмигрантов» - Серж

1992 - «…Sorry» А. Галина; постановка Г. Панфилова - Юрий Звонарёв

1995 - «Чешское фото» А. Галина; постановка А. Галина - Лев Зудин

2001 - «Шут Балакирев» Г. Горина; постановка М. Захарова - Меншиков

2004 - «Город миллионеров»; постановка Р. Самгина - Доменико Сориано

Работы на телевидении

1970 - «Иван и Алтыншаш» (телеспектакль)- «Иван, киномеханик»

1970 - «Боян Чонос» (телеспектакль) - Коста-Лазар

1974 - «Пир во время чумы (телеспектакль)» (телеспектакль); постановка М. Захарова - Председатель Вальсингам

1976 - «В одном микрорайоне» (телеспектакль) - Валера Серёгин (в титрах - Караченцев)

1976 - «Волшебный фонарь» (телеспектакль) - Вдова, парижанин

1980 - Бенефис Татьяны Дорониной - Орфей, Цыган, Синдбад-мореход, Граф-жестянщик, Кай

1996 - «Любовь великих» (телеспектакль)

2002 - «Сладкий сон мой» (телеспектакль) - Викентий Витольдович Ларго

2002 - «Юнона и Авось» (фильм-спектакль) - граф Резанов