Как написать письмо на афон. Записки на Афон: как правильно написать записку "о здравии" и "об упокоении" на Святую Гору

Как подать записку о Здравии, Упокоении

Одним из наиболее известных церковных обрядов является молитвенное поминовение. Именно с помощью этого ритуала верующие испрашивают у Господа благодать для себя, своих родных и близких. При совершении поминовения нужно соблюдать ряд правил, закрепленных многовековой традицией в общецерковном и богослужебном укладе.

Что такое Церковная записка, и какие они бывают?

Записка или церковная записка ― это список имен, который священник поминает за Божественной Литургией, панихидой или молебном.
Записки бывают О здравии (в которую записываются имена живых людей) и О упокоении , (в нее записываются имена усопших). Записки делятся на две категории: разовые (одноразовое поминание) – простая, заказная, панихида, молебен, и длительные (многоразовое поминание) – сорокоуст, полгода, год.
Во все категории (кроме панихиды в которую вписываются имена только о упокоении и молебна – где пишут имена лишь о здравии), можно подать записки как О здравии так и О упокоении.

Записки с разовым поминанием (на одну службу):

Простую записку во время Литургии читает алтарник (помощник священника).

Заказную записку (или, как ее еще называют – «обедню») читает сам священник два раза. Первый раз – в начале Литургии, на проскомидии, вынимая при этом частички из просфоры, которые в конце службы будут опущены в Чашу, где они омоются в Крови Христовой, а значит и грехи помянутых людей омоются в Его Крови. Второй раз поминает имена на Литургии во время ектеньи (особом молении).

Молебен – это особое Богослужение о живых, и поэтому записки на него можно подавать только о живых. Молебен можно заказать Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, или любому угоднику Божию (свт. Николаю Чудотворцу, вмч. Пантелеймону, вмч. Георгию, и другим святым). Кроме этого, можно заказывать молебен по случаю либо просительный: благодарственный, о болящих, о путешествующих и т.д.

Панихида – это особое Богослужение о усопших. Подавая на панихиду записки, мы также улучшаем загробную участь близкого нам умершего человека. И чем чаще мы молимся о умерших, тем лучше становиться их участь

.

Записки с многоразовым поминанием:

Сорокоуст – это многоразовое поминовение. В течении сорока дней, когда совершаются в храме службы, священник всякий раз поминает записанное Вами имя, и вынимает за этого человека частицу из просфоры.

Полгода, Год – эта когда имя будет поминаться на каждой службе в течении полугода или года, и в каждый раз будет выниматься частица из просфоры для омовения грехов.

Как заказать церковные требы на Афоне: молебен, сорокоуст

На Афоне существуют специальные правила написания церковных записок. Подпишите записку О здравии (Υπερ Υγειας), Об Упокоении (Υπερ αναπαυοεως), крест ставят только на записках об Упокоении. В записках можно указывать лишь имена людей, крещенных в Православной Церкви; в записках об упокоении нельзя писать имена самоубийц и имена усопших, причисленных к лику святых. Имена в записках следует писать в родительном падеже (например Иоанна, Марии и т.д). В записках должно быть не более 10-15 имен. Рядом с именем греки не пишут «младенец», «болящий» и пр., считая что Господь Сам видит душу каждого человека. На Афоне во многих храмах и монастырях живут русскоговорящие монахи, поэтому не запрещается подавать записки, написанные латиницей или даже по-русски.

Как правило, записки принимают за добровольное пожертвование, однако в некоторых монастырях есть свои рекомендуемые пожертвования. Они везде разняться, в зависимости от вида поминовения (сорокоуст, молебен, единоразовая заказная литургия). Записки мы пишем, чтобы испросить Божественной благодати для себя и своих ближних. Приносимые же верующими пожертвования (например, мука для просфор, масло, вино) и зажигаемые перед иконами свечи - наша жертва Господу, символ нашей любви и преданности. Это нужно в первую очередь нам самим. За нашу жертву, за умение и волю ограничить себя в благах земных, Господь сторицею воздаст нам душевным спокойствием.

Дорогие братья и сестры! На нашем сайте, у вас есть возможность отправить на Афон ваши записки. Все имена и записки мы поминаем на молебнах перед иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица» («Пантанасса»), а также на проскомидии за Божественной Литургией. Подать записку на Афон вы можете, перейдя на следующую .

Подавая записки мы делаем добро нашим близким и родным. В тоже время, наша молитвенная помощь не должна ограничиваться только лишь заказом церковных треб. Мы должны молиться за близких нам людей и дома при совершении утренних и вечерних молитвенных правил.

Почему молитва на Афоне особенная

Старец Паисий Святогорец.

Как учат на Святой Горе Афон, основа молитвы в том, чтобы средцу стало больно. Если средцу не больно, то можно часами тянуть четки, но молитва не будет иметь никакого результата.

Если человеку больно за то, о чем он молится, то он и одним лишь воздыханием совершает сердечную молитву. Многие, когда люди просят их молитв, не располагают временем и молятся о нуждах этих людей одним лишь воздыханием.

Я не говорю, что не нужно молиться, но если случилось так, что времени нет, то болезненное воздыхание о чужой боли есть сердечная молитва. То есть по своей силе оно равноцелым часам молитвы.

К примеру, ты читаешь письмо, видишь нужду, воздыхаешь и потом молишься. О, да это великое дело! Ты еще не взял трубку, еще не набрал номер, а Бог же слышит тебя! А насколько хорошо понимает это тот, о ком совершается такая молитва! Посмотрите, как бесноватые, где бы они ни находились, понимают, когда я молюсь за них, и кричат!

Настоящая молитва - это не удовольствие, не духовный комфорт, а она начинается с боли. Что это за боль? Человек страдает сердцем, даже мучается в хорошем смысле этого слова. Ему больно, он стонет, страдает, о чем бы он ни молился.

Думаете, я условно сказал "страдать"? Нет это все настоящее, он страдает потому, что соучаствует в общей человеческой боли или же в боли какого-то конкретного человека. За это соучастие, за эту боль Бог воздает ему радостью в сердце, а просящим - дает просимое.

Молитва

М олитва - это тайна. Проникнуть в глубину молитвы дается не каждому. Мы никогда не знаем, исполнит Господь нашу просьбу или нет.

Н о на Афоне давно заметили, что иногда человек умеет молиться сам, но смиряется и просит других о молитве за себя. И вот, вдруг, неожиданно, за его смирение Бог подает и тем, кто просит, - и ему самому!

Б ывает кто-то учится молитве , подвизается, а ему все равно не открывается суть. Наконец, он попросил молитв о себе у какого-то монаха, который и сам-то молится не умеет. И вдруг Бог подает просящему давно желаемое! Как это? Почему? В чем здесь секрет?! Ведь тот монах, которого просили, сам не имел молитвы!

П росто, человек смирил себя... Оказывается, Бог не ждал от него совершенства в молитве и подвигов, а ждал смирения. Ты смирил себя, попросил другого о молитве, и Бог отвечает тебе через ближнего, потому что Сам Господь хочет, чтобы мы спасались друг через друга, помогали друг другу. Поэтому на Афоне вместо приветствия говорят «Благословите». Это значит - я прошу молитв о себе.

О чтении молитв

«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16).

Прп. Силуан говорил:

«Молись Господу, чтобы меньше было скорбей».

Важно помнить! От одного чтения молитв ничего и не случится. Потому что Бог это не кассовый аппарат. Он личность, друг.

Чтобы Он вам ответил вы должны стать интересны Ему. А интересно Ему в вас то же, что и людям: доброта, любовь к обиженным и врагам, сосрадание, жалость, сострадание к бедным и сиротам. То есть жизнь сердца.

Разве какой-то человек подружится с вами, просто потому, что вы будете что-то читать? Требуется не чтение молитв, а изменение души. Нужно стать кротким, любящим, тихим... Изменитесь - и сразу получите ответ.

Друзья, давайте смирим себя, и будем просить молитв о себе у других. Здесь вы можете оставить свои просьбы и помолиться о себе или о самом близком человеке.

Мы келейно помолимся о всех, кто просит! Но считаем своим долгом напомнить, что наиболее действенной молитвой, по словам прп. Паисия Святогорца, является сорокоуст, сорок литургий. Сорокоуст на Афоне можно заказать

Заказ треб на Святой Горе Афон

С древности многие русские люди хотели заказать на Афоне поминовение успоших или сорокоуст о болящих и страждущих родных, потому что заметили, насколько быстро Пресвятая Богородица отвечает на просьбу афонских иноков, подвизающихся в Ее Уделе, Святой Горе. Это трудно объяснить, как вообще любые законы духовного мира трудно понять умом: то ли суровые условия жизни, то ли особенные искушения, то ли еще что-то, но в подвиге афонцев есть что-то особенное.

Несмотря на то, что мы грешные люди, мы видим, что мало кому удается остаться на Афоне. Те, кто бросает передовую и уходит в тыл, конечно, находят себе множество оправданий. И мы не можем их осудить, потому что здесь, действительно, трудно.

Мы же остаемся на Святой Горе и не уходим лишь по одной причине: мы пришли, чтобы здесь умереть за Христа, и уходить нам некуда. Может быть, поэтому Господь относится к нам с особенной любовью, мы это видим и благодарим Его. Помочь же людям мы можем только молитвой.

Старец Паисий Святогорец говорил, что самое большое, что мы можем сделать для усопших, это заказать сорокоуст: «...Если человек оправдался перед Богом, то во время сорокоуста он дожен будет помолиться за нас, таков духовный закон. А если человек застрял на мытарствах, то поминание будет ему как чаша холодной воды, которую дают умирающему от жажды». Эти слова Паисия передал нам старец Афанасий Симонопетритис.

Информационный портал Святой Горы Афон

Дорогие читатели! Мы принимаем заказ на сорокоуст и поминаем тех, кто заказал сорокоуст, на всех наших молебнах перед любимыми нами иконами, величайшими Святынями православного мира: Иверской Иконой Портаитисса, чудотворной иконой Скоропослушница (о попавших в несчастья и скорби), иконой Экономисса (о просящих помощи при финансовых затруднениях).

Итак, у нас на Афоне можно заказать:

Поминание-сорокоуст, 40 литургий, о здравии или о упокоении. Тех, кто заказывает сорокоуст о здравии, мы поминаем также и в молебнах о здравии перед чудотворными иконами.

Кто хочет заказать требы напишите нам на сайте:

Информационный портал Святой Горы Афон

Преподобный Паисий Святогорец говорил, что лучшая помощь усопшим - заказать сорокоуст о них: "Заупокойные службы – это самый лучший адвокат о душах усопших. Заупокойные службы обладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада...".

Говоря о записках, из опыта многим паломникам известно: записки "о здравии" и "об упокоении" лучще приготовить заранее, так как посещение большого числа обителей, зачастую не оставляет времени на вдумчивое написание прошений о молитве за родных и близких людей.

На Афоне в греческих храмах и монастырях можно подавать записки, написанные латиницей или по-русски, но по возможности, все же стоит написать записку на греческом языке. Как правило, записки на греческом быстрее прочитывают, унося в алтарь.

Записки "о здравии" (υπέρ υγείας) и "об упокоении" (υπέρ αναπαύσεως) в обителях Святой Горы следует писать в родительном падеже. Таким образом имена женского рода с окончанием – α или – η, в родительном падеже будут иметь окончания – ας и – ης. Имена мужского рода с окончанием – ος, будут иметь окончание – ου.

Как правило, в одной записке пишут до 10-15 имен.

Важно знать о том, что на записках, в отличии от нашей традиции, крест ставится только на заупокойных. Когда греки видят в записке крест, они молятся об усопших.

В записках "о здравии" возле имен не принято писать "путешествующий", "болящий", "младенец", считая, что Господь все знает.

В большинстве монастырей не устанавливают цену за поминовеня, размер пожертвования определяет паломник. Пожертвования кладут в закрытые ящички.

Надпись «ΟΝΟΜΑΤΑ ΓΙΑ ΤΗΝ ΘΕΙΑ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑ» гласит: "имена на Божественную литургию" - сюда следует положить записки.

Низже перевод на греческий язык некоторых распространенных имен, в последовательности: имя - греческий аналог - произношение - написание по-гречески.

Афанасий - Αθανάσιος - Афанасиос - Αθανασιου

Александр - Αλέξανδρος - Александрос - Αλεξάνδρου

Александра - Αλεξάνδρα - Александра - Αλεξανδρας

Алексей - Αλεξιος - Алексиос - Αλεξιου

Анастасия - Ανασταοια - Анастасия - Αναστασιας

Андрей - Ανδρεας - Андреас - Ανδρεα

Анатолий - Anatoliου

Анна - Αννα - Анна - Αννας

Антон - Αντωνιος - Антониос - Αντωνιου

Вадим - Βαντίμ

Варвара - Βαρβαρα - Варвара - Βαρβαρας

Виктор - Βικτωρ - Виктор - Βικτορος

Владимир - Βλαντιμιρ - Владимир - Βλαντιμιρ

Василий - Βασίλειος - Βασίλειου

Галина - Γαλινη - Галини - Γαλινης

Георгий - Γεωργιος - Георгиос - Γεωργιου

Герасим - Γερασιμος - Герасимос - Γερασιμου

Григорий - Γρηγοριος - Григориос - Γρηγοριου

Даниил - Δανιηλ - Даниил - Δανιηλ

Денис - Διονυσιος - Дионисиос - Διονυσιου

Дмитрий - Δημητριος - Димитриос - Δημητριου

Евдокия - Ευδοκια - Эвдокиа - Ευδοκιας

Елена - Ελενη - Элени - Ελενης

Елизавета - Ελισαβετ - Елисавэт - Ελισαβετ

Екатерина - Αικατερινη - Экатэрини - Αικατερινης

Зинаида - Ζηναιδα - Зинаида - Ζηναιδας

Иаков - Ιακωβος - Иаковос - Ιακωβου

Илья - Ηλιας - Илиас - Ηλιου

Иоанн - Ιωαννης - Иоаннис - Ιωαννου

Иосиф - Ιωσηφ - Иосиф - Ιωσηφ

Ирина - Ειρηνη - Ирини - Ειρηνης

Ксения - Ξενια - Ксениа - Ξενιας

Константин - Κωνσταντινος - Констандинос - Κωνσταντινου

Кристина, Христина - Χριστίνα - Χριστίνας

Косма - Κοσμας - Космас - Κοσμα

Лазарь - Λαζαρος - Лазарос - Λαζαρου

Леонид - Λεωνιδας - Леонидас - Λεωνιδου

Лидия - Λυδια - Лидиа - Λυδιας

Лука - Λουκα - Лукас - Λουκα

Любовь - Aγαπη - Агапи - Αγαπης

Маргарита - Μαργαριτα - Маргарита - Μαργαριτας

Марина - Μαρινα - Марина - Μαρινας

Мария - Μαρια - Мария - Μαριας

Марк - Μαρκος - Маркос - Μαρκου

Марфа - Μαρθα - Марфа - Μαρθας

Михаил - Μιχαηλ - Михаил - Μιχαηλ

Надежда - Ελπιδα - Элпида - Ελπιδος

Наталия - Ναταλια - Наталиа - Ναταλιας

Никита - Νικητας - Никитас - Νικητα

Никодим - Νικοδημ - Никодим - Νικοδημου

Николай - Νικολαος - Николас - Νικολαου

Ольга - Ολγα - Ольга - Ολγας

Павел - Παυλος - Павлос - Παυλου

Петр - Πετρος - Пэтрос - Πετρου

Серафим - Σεραφειμ - Серафим - Σεραφειμ

Сергий - Σεργιος - Сергиос - Σεργιου

Светлана, Фотиния - Φωτεινη - Фотини - Φωτεινης

София - Σοφια - Софиа - Σοφιας

Степан - Στεφανος - Стэфанос - Στεφανου

Тамара - Ταμαρα - Тамара - Ταμαρας

Татьяна, Татиана - Τατιανη - Татиана - Τατιανης

Филипп - Φιλιππος - Филиппос - Φιλιππου

Федор - Θεοδωρος - Феодорос - Θεοδωρου

Не один раз я видела чудную силу святого страстотерпца и целителя Пантелеимона. Расскажу один случай: в семье моего отца заболел лет 10-ти мальчик и, по признанию врачей, болезнью почти неизлечимою до 18-19 лет; эту болезнь назвали «пляской Витта». Так проболел он более трех месяцев. На третий день Рождества Господа нашего Иисуса Христа, отец пригласил священника в дом для совершения молебствия святому Целителю Пантелеимону; после молебствия больной уснул, а когда проснулся, незаметно уже было у него никаких признаков болезни и он стал рассказывать, что снилось ему, как подошел к нему Угодник Божий и дал из ящика какого-то лекарства. (Из письма Александры Розум. Пирятин, Полтавская губерн., 1886 г.)

«... Болезнь глаз у мамаши ныне, благодаря Бога, совсем прошла от помазания священным елеем, полученным со св. Афона из лампады св. великомученика Пантелеимона. Также не умолчу и о том, что от этого же св. елея, чрез помазание, у крестьянского мальчика прошла сильная глазная болезнь. Осенью сын мой Пантелеимон (2 лет) захворал от простуды и был в жару. На ночь больного помазали св. елеем, утром сын и говорит: «Мамa, сейчас приходил ко мне какой-то дядя и из ложечки помазал мне головку».

Я с женою понял, что сын наш во сне видел св. великомученика и целителя Пантелеимона, который его и исцелил. (Из письма из Вятки от Михаила Андреева Зубарева, к родств. схим. Аркадiю. 1886 г.).

В продолжение 20 лет мать моя, зашибшая правую ногу в колене, страдала нестерпимою болью. На месте ушиба постоянно была рана, так что видна была кость. Средства, к каким она прибегала, не служили к излечению. От многих она скрывала свою болезнь, чтобы не возбудить в них отвращения к себе. В декабре 1891 года мать моя сильно захворала от простуды и лежала в постели более месяца. В начале этой ее болезни я, по должности своей (при паровой мельнице), не мог лично посетить больную и послал ей с сестрой своей освященного масла, присланного мне с Афона, чтобы она мазала им больные места и принимала внутрь. В течение одной недели, она стала тереть больную ногу маслом, рана зажила и совершенно затянулась новою кожею, и больная теперь совершенно свободно ходит, не чувствуя никакой боли, тогда как прежде еле передвигала ноги. О какая радость была для всех нас, видевших это великое чудо св. великомученика Пантелеимона, к которому мать моя во время болезни прибегала в молитвах, прося его ходатайства пред Богом. (Иван Васильевич Астафьев)

Одна девица, родной брат которой находится на Афоне, проколола нечаянно себе руку и изошла кровью; ослабевши силами, она упала и металась от несносной боли. Старушка мать начала читать акафист св. Пантелеимону, и во время чтения подошла к больной и дала ей приложиться к изображению Святого, моля угодника Христова об исцелении дочери. Вслед за тем помочила проколотую руку регальным маслом и закрыла паутиною: кровь остановилась и больная встала, не чувствуя уже никакой боли, так что тут же принялась за прежний свой труд,. Уведомление об этом к монаху нашей обители было от 19 января 1865 г., в котором старица мать добавляет, что в их стороне много совершается исцелений от св. Великомученика.

Болезнь моя понемногу проходит, именно по милости и заступничеству св. великомученика Пантелеимона, что изволите усмотреть из нижеследующего. 20 числа июля 1885 года со мною был нервный удар, от которого отнялась левая рука и левая же нога, коснувшись частью головного мозга. Приглашенные доктора нашли болезнь серьезною и опасною для жизни. Проводивши докторов, я немедля пригласил из ближайшей церкви с образом св. великомученика Пантелеимона и попросил отслужить молебен Целителю. В ту же ночь мне приснилось, что приехали ко мне три доктора, два из них те, которые меня лечили, а третей незнакомый; осмотревши меня, незнакомый доктор посоветовал лечившим меня врачам сделать над моею головою небольшую операцию, которую тотчас же и сделали. Проснувшись, я почувствовал, что в голове у меня очень легко. Потом по утру приехали доктора, меня лечившие, и нашли, что опасность для жизни, слава Богу, миновала и что восстановилась полная надежда на выздоровление.

Выздоровление идет сравнительно с временем успешно.
Теперь немного хожу, и рука начинает действовать. Подобного моему скорого выздоровления, как объясняют доктора, мало замечается в практике; в чем явно изображается чудодейственное предстательство св. великомученика и целителя Пантелеимона. (Из письма из г.Ярославля, от Ивана Федоровича Лузина. 27 января 1886 г.)

Одна старица, в письме от 21-го мая 1865 г. к сыну своему, монаху нашей обители, пишет следующее: «16-го числа этого месяца я пришибла молотком себе палец на левой руке и это было так сильно, что я, думая ударить, что называется, с плеча по железу, вместо его ударила по пальцу! Палец почернел, ноготь отделился и полилась кровь. Сначала я подумала, что если пошла кровь, то боль пройдет, но когда начала обмывать палец водой, то увидела, что палец онемел и стал как будто каменный. Я тотчас принялась за чтение акафиста Божией Матери, пред образом Скоропослушницы, а потом помолилась и св. Великомученику, как умела, прося св. Целителя об исцелении моем, и помазала палец маслом, полученным от вас из лампады от иконы св. Пантелеимона. Вскоре боль прошла, между тем как я думала, что со мною случится тоже, что и прежде, когда мне хотели отрезать руку. Слава Богу и св. Пантелеимону! Он мне много помогает, даже и тогда, когда о другом ком- либо попросишь; милостиво внемлет св. Страстотерпец и грешной молитве. Помолитесь ему за меня, св. отцы»!

Прихожанка моя, жена отставного рядового Анна Степанова попросила у меня книги для чтения, и я дал ей «Житие и собрание чудес св. великомученика Пантелеимона». Однажды сын её читал чудеса св. Великомученика, а отец его Петр Ерофеев шутливо сказал: «Я здоров, неужто мне болезни просит, - я не захвораю». Эта шутка осталась шуткой. На светлой седмице, в четверток вечером, Петр Ерофееев почувствовал озноб и сказал жене своей Анне Степановой: «Как я озяб». Он лег на печь, но озноб все усиливался, к нему присоединилась сильнейшая головная боль и ломота во всех членах. К часам 8 вечера он до того ослабел, что едва мог говорить: Так как семейство это жило в лесу, далеко от церкви (Ерофеев был лесной сторож), и священника, по случаю распутицы, пригласить было невозможно, то жена Еpoфеева Анна Степанова пригласила ночевать жену другого лесника, а больше и жителей не было. Bcе плачут, не зная что делать. Ерофеев умирает. Начали шить смертное белье.

Анна со слезами молилась пред иконой Божией Матери. Между тем Ерофеев слaбым голосом подозвал жену и кое как высказал ей, что в насмешку св. великомученику Пантелеимону сказал: «Я здоров и не захвораю». Тут жена вспомнила прежнюю его шутку, взяла книгу, открыла картину св. Пантелеимона, положила на стол и со слезами просила прощения грехов своих, особенно же своего мужа. Долго она молилась, муж же её в то время заснул. Она подошла к мужу и стояла пред ним несколько минут. Вдруг муж её П. Еpoфеев пробудился и осенил себя крестным знамением « Кого-то я видел во сне, но не помню». Сам встал с постели и стал молиться пред иконой Богородицы и пред иконой, что в книге. Долго он молился и потом сказал: «Как я испугался, чуть было не умер, но теперь слава Богу здоров» . Это было утром в пятницу. В благодарность за исцеление от болезни они и посылают в вашу обитель 3 руб., просят помолиться и выслать им икону сего Целителя, хоть в письме на полотне. (С. Никольского священник Дмитрий Тихомиров, Макарьевского уезда, Нижегородской губернии. 19 мая 1886 г.)

Я считаю своею обязанностью описать исцеление от болезни своей ходатайством святого Великомученика Пантелеимона.

У меня была книга - житие и чудеса сего угодника Божия с его изображением, когда я была еще девочкой, и с тех пор имею ее всегда при себе. В 1875 году в апреле месяце у меня сделалась жестокая головная болезнь, было что-то вроде прилива и ударяло меня так сильно в голову, что я в это время ничего не чувствовала и даже на вопросы других отвечала совсем не то, что следовало бы; но это скоро проходило, и так повторялось несколько раз в день. В это время мне предстояло плыть по озеру Байкалу; родные и доктор предложили и говорили мне, что «морской воздух здоровый и вы может быть поправитесь». Действительно, первое время, когда мы вышли, мне стало получше. Но после двухнедельного плавания, при том с грудным малюткой и без няни, вследствие чего мне не пришлось спать около двух недель, когда пришли на место, я совсем как бы одичала. Болезнь во столько раз увеличилась, что я не помню хорошо, что со мною было.

Со мной была вышеупомянутая книга-жизнь угодника Божия Пантелеимона, и я просила его избавить меня от неминуемой смерти. И вот он спас меня. Когда я была совсем без сознания, угодник Божий не отходил от меня. И самая нежная мать не может хранить своего малютку так, как он хранил меня; даже тогда, когда я начинала говорить, меня как будто что удерживало; если мне приходилось выходить вон, он был не более как в двух саженях от меня; малютка мой плакал в люльке, он подходил и качал его. Одежда на нем была та самая, какая на моем изображении; волосы черные, кудрявые, но глаза были чисты и ясны как солнце. Я это все видела, говорила и от умиления плакала. Скоро меня привезли домой и я еще не спала, и много слов тогда вырывалось у меня совсем не подходящих, но когда я уснула, с тех пор по cиe время не чувствую никакой болезни. Болела после голова, но обыкновенно, и я, не говоря никому, налагала на голову книгу угодника Божия и болезнь проходила. (Иркутстк, 1894 г. Агния Поликарпова Улишева)

Врачующая сила веры и молитвы

Недавно к иконе великомученика Пантелеимона, находящейся в Сосницком храме, Полоцкого уезда, принесена прекрасная рама одним из жителей города Витебска Э. И. Г., состоящим на службе по Министерству Юстиции, семейство которого сряду несколько лет проживало в нашей местности на даче, в летний сезон. Навещая свое семейство, г. Г. ежегодно, в день памяти великомученика Пантелеимона, посещал наш храм и просил отслужить молебен перед образом сего угодника Божия, во время которого он всегда горячо молился. Заинтересованный этим, я возымел нескромность спросить Г.: «Почему он особенно благодарно чтит великомученика Пантелеимона»? В ответ на это жертвователь сказал: «В жизни моей были некоторые обстоятельства, при которых я испытал дивные милости Господни, чрез посредство сего угодника Божия, заставившие меня во всю жизнь благоговейно чтить и благодарственно прославлять Его. Не очень давно, говорил жертвователь, я был опасно болен общим расстройством организма. Сначала меня лечили в Витебске, потом в Петербурге, в Москве и Самаре, и, наконец, в Ялте. Но помощи и облегчения нигде я не получил. Напротив, в Ялте положение моe стало столь опасным, что врачи посоветовали мне ехать на родину, и я возвратился домой едва живым, с твердым намерением оставить всякое лечение и предать себя в руце Божии. По возвращении домой, прежде всего посетил меня письмоводитель мой, который обратился ко мне с такими словами: «В oтсутствие ваше мы много молились о здравии вашем, но вижу, что молитвы наши не помогли. Вот вам икона великомученика Пантелеимона; помолитесь теперь пред нею вы сами. Угодник Божий упросит Отца небесного спасти вас от смерти, возставит ваши силы и возвратит вам здоровье». С глубокою верою, продолжал жертвователь, я принял добрый совет и с твердым упованием на благодатную помощь целителя Пантелеимона, стал молиться пред образом Его, повесив образ при одре своем. Скоро я почувствовал себя лучше, затем стал выздоравливать и, наконец, сделался совершенно здоровым.

Такая видимая милость Божия, помогшая мне избавиться от болезни, без лечения, по предстательству великомученика Пантелеимона, заставила меня навсегда прибегать с молитвой к сему угоднику Господню; а иконописное изображение Великомученика, принесенное в дар мне, сделалось с тех пор неоцененною святынею моего дома.

К сожалению, недолго мне пришлось владеть сею святынею. Приходит как-то к нам женщина крестьянка и с горькими слезами рассказывает, что у нее дочь в доме умирает. Сжалившись над бедною матерью, я преподал ей кое-какие советы и вручил ей икону великомученика Пантелеимона, настаивая, чтобы она, возвратившись домой, немедленно попросила местного священника отслужить пред иконой молебен о здравии больной и затем вернула нам святыню моего дома. Но женщина эта не возвратила мне икону. Я был настолько доверчив, что не спросил тогда: откуда эта женщина, где она живет; а вследствие этого не мог и принять мер к розыску своей святыни.

Спустя некоторое время после сего заболел у меня сын малютка. Консилиум врачей признал его положение безнадежным. Идя на службу, под давлением горестных чувств, я помолился горячо и дал обет: выписать икону великомученика Пантелеимона с тем, чтобы поставить ее в приходском храме, на поклонение людям. И малютка мой оправился и находится в полном здравии до сего дня. Икона выписанная находится ныне в Покровском храме города Витебска; пред нею стоит аналой, на котором всегда лежит житие великомученика Пантелеимона.

«Вот почему я глубоко почитаю великомученика и в день его памяти, совершаемый святою церковью 27-го июля, где бы я ни был, всегда стараюсь побыть в храме Божием и помолиться ему».

Этими словами жертвователь окончил свой поучительный рассказ о чудных обстоятельствах в его жизни, которые, на ряду с другими подобного рода случаями, совершившимися в великом множестве, по молитвам святых, свидетельствуют, что и ныне дивные дела Божии может видеть и испытать на себе всякий верующий человек, лишь бы он молился с теплой верой и твердым упованием на Бога. (Полоц.Епарх Вед 1887г. №4) священник с.Сосницы, Полоцкого уезда, Петр Петровский.

В 1891 гoдy в начале декабря, когда я с иконами обходил дома своих прихожан дер. Скачкова, отправляя молебны святителю Николаю и другие службы, по желанию каждого, я немало был удивлен следующею просьбою одного крестьянина Игнатия Мокеева, когда пришли в его дом: « Батюшка, со слезами он обратился ко мне; отслужите три молебна с коленопреклонением святому угоднику Божию великомученику Пантелеимону!» Окончивши в его доме службу, я спросил его о причине такого, с его стороны, усердия к св. великомученику Пантелеимону,- и вот что он мне поведал: «Полтора месяца тому назад, - начал Мокеев свой рассказ, - я очень тяжело заболел, и чем дальше, тем болезнь моя делалась опаснее и мне с каждым днем становилось все хуже и хуже. Жена моя, по началу моей болезни, ухаживала за мною, по-видимому, охотно, а потом, должно быть, моя болезнь стала ей надоедать, она начала роптать и ворчать на меня, и предложила мне ехать в больницу. С горькою обидою отклонил я предложение своей жены, и стал с усердием молиться св. угоднику Божию Пантелеимону, образ которого находится у меня в божничке (этот образок мне прислали с Афона за незначительное туда пожертвование). Наконец, когда мне уже совсем стало худо, - это три дня тому назад,- и я не мог уже ни ходить, ни сидеть, ни даже встать, и дыхание сделалось затруднительным, жена стала уговаривать меня послать за доктором (фельдшером), и я ответил ей, что не нужно мне никаких докторов, и при этом, указывая на икону св. Пантелеимона, сказал: вот мой доктор. Если этот врач не поможет мне, то никакой доктор не вылечит. После этого, я попросил подать себе образок св. Пантелемона и, положивши его себе на грудь, усердно, со слезами, стал молиться угоднику. Наконец, я задремал и вижу, как будто наяву: сижу я на лавке в своей избе и смотрю в окно. Вижу, - по улице быстро приближается экипаж, запряженный тройкою лошадей. Экипаж остановился прямо напротив моей хаты: в экипаже сидело три человека: два старика, по виду монахи, и один молодой, очень похожий на изображение св. Пантелеимона. Этот последний быстро вышел из экипажа, пришел ко мне в хату, и, севши со мною рядом на лавке, потрепал меня по плечу и сказал: «Ну, вот и я, твой доктор: ты меня с нетерпением ждал, вот я и поспешил к тебе прибыть». Этим видение и кончилось. Очнувшись, я чувствовал неизъяснимое блаженство и радость: а болезни у меня как будто и не существовало, так что на следующий день я уже стал работать».

«Батюшка,- закончил свой рассказ Мокеев, -будьте добры, сделайте известным мой рассказ обществу, чрез напечатание его в каких либо ведомостях, так как я крепко верю и убежден, что получил чудесное исцеление единственно по святым молитвам угодника Божия Пантелеимона» (Смолен. Еп. Вед.). Смоленской епархии, Духовщинского уезда, села Скачкова свящ. Михаил Неклюдов.

Печатается по: «Житие, страдания и чудеса св.великомученика и целителя Пантелеимона». Москва, издание Подворья Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве, 1996 г.

Краткая информация о монастырях Святой Горы:

Почтовый адрес для писем в Монастыри Афона
Письмо на Афон следует посылать по почте в конверте с международной маркой, для ответа в письме указывайте Ваш обратный почтовый и электронный адрес. У нас также имеются электронные адреса некоторых монастырей, мы их не публикуем, чтобы избежать рассылки спама, но на запросы отвечаем на емейл, по мере возможности.

IERA MONI (название Монастыря на греческом языке ниже в скобках).

GR 63086 KARIES AGION OROS

Телефонный справочник Монастырей Афона :

1. Великая Лавра (Μεγίστη Λαύρα) Осн. в 963 г., престольный праздник 5/18 июля, в день преп. Афанасия Афонского. Игумен: архим. Филипп. Тел. (30-377) 22586, 23760. Факс (30-377) 23761-2.

2. Ватопед (Βατοπέδι) Осн. в 972 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения. Игумен: архим. Ефрем. Тел. (30-377) 23219. Факс (30-377) 23781.

3. Иверский (Ιβήρων) Осн. в 972 г., престольный праздник 15/28 августа, в день Успения. Игумен: архим. Василий. Тел. (30-377) 23643. Факс (30-377) 23248.

4. Хиландар (Χιλανδαρίου) (сербский). Осн. в 1197 г., престольный праздник 21 ноября/4 декабря, в день Введения во Храм. Игумен: архим. Мефодий. Тел. (30-377) 23797, 23760. Факс (30-377) 23108.

5. Дионисиат (Διονυσίου) Осн. в 1375 г., престольный праздник 24 июня/7 июля, в день Рождества Иоанна Предтечи. Игумен: архим. Петр. Тел. (30-377) 23687. Факс (30-377) 23686.

6. Кутлумуш (Κουτλουμούσι) Осн. в конце XIII века, престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня. Игумен: архим. Христодул. Тел. (30-377) 23226. Факс (30-377) 23731.

7. Пантократор (Παντοκράτορος) Осн. в 1363 г., престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня. Игумен: архим. Виссарион. Тел. (30-377) 23253. Факс (30-377) 23685.

8. Ксиропотам (Ξηροποτάμου) Осн. в X веке, престольный праздник 9/22 марта, в день Сорока мучеников Севастийских, и 14/27 сентября, в день Воздвижения Креста. Игумен: архим. Иосиф. Тел. (30-377) 23251. Факс (30-377) 23733.

9. Зограф (Ζωγράφου) Осн. в X веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в день св. Георгия Победоносца. Игумен: архим. Амвросий. Тел. (30-377) 23247.

10. Дохиар (Δοχειαρίου) Осн. в десятом веке, престольный праздник 8/21 ноября, в день Архистратига Михаила, и 1/14 октября, в честь иконы Б.М. Скоропослушницы. Игумен: архим. Григорий. Тел. (30-377) 23245.

11. Каракал (Καρακάλλου) Осн. в конце десятого века, престольный праздник 29 июня/ 12 июля, в день апп. Петра и Павла. Игумен: архим. Филофей. Тел. (30-377) 23225. Факс (30-377) 23746.

12. Филофей (Φιλοθέου) Осн. в 990 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения, и 24 августа/6 сентября в день преп. Козьмы Этолийского. Игумен: архим. Ефрем. Тел. (30-377) 23256. Факс (30-377) 23674.

13. Симонопетра (Σιμωνόπετρα) Осн. в 1257 г., престольный праздник 25 декабря/7 января, в день Рождества Христова, и 22 июля/4 августа, в день св. Марии Магдалины. Игумен: архим. Эмилиан. Тел. (30-377) 23254. Факс (30-377) 23722.

14. Святого Павла (Αγίου Παύλου) Осн. в X веке, престольный праздник 2/15 февраля, в день Сретенья, и 28 июля/10 августа, в день св. Павла Ксиропотамского. Игумен: архим. Парфений. Тел. (30-377) 23250, 23609. Факс (30-377) 23355.

15. Ставроникита (Σταυρονικήτα) Осн. в 1541 г., престольный праздник 6/19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца. Игумен: архим. Тихон. Тел. и факс (30-377) 23255.

16. Ксенофонт (Ξενοφώντος) Осн. в XI веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в св. Георгия Победоносца. Игумен: архим. Алексий. Тел. (30-377) 23249. Факс (30-377) 23631.

17. Григориат (Οσίου Γρηγορίου) Осн. в 1345 г., престольный праздник 6/19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца. Игумен: архим. Георгий. Тел. (30-377) 23218, 23669, 23670. Факс (30-377) 23671.

18. Эсфигмен (Εσφιγμένου) Осн. в XI веке, престольный праздник в день Вознесения Господня. Тел. (30-377) 23796. Эсфигменский монастырь не поминает Вселенского патриарха, а также не имеет канонического общения с другими монастырями Святой Горы. Канонически он связан с греческими раскольниками – так называемыми “старостильниками”.

19. Св.Пантелеимонов (Παντελεήμονος) Осн. в начале X века, престольный праздник 27 июля/9 августа, в день св. Пантелеимона. Игумен: архим. Иеремия. Тел. (30-377) 23252.

20. Констамонит (Κωνσταμονίτου) Осн. в XI веке, престольный праздник 27 декабря/9 января, в день св. вмч. Стефана. Игумен: архим. Агафон. Тел. (30-377) 23228.


Кроме монастырей и скитов, на Афоне функционирует богословское училище – так называемая “Афониада”, основанная в 1749 году. С 1953-го года она расположена в Карее.

Афонские монастыри имеют несколько подворий за пределами Святой Горы. Самое известное из них – женский монастырь Ормилия, являющийся подворьем обители Симонопетра. Здесь подвизается свыше ста монахинь. Игуменья монастыря монахиня Никодима. Адрес: 63071, Ormylia Chalkidikis. Тел. (30-371) 41278.