Язык тела и тайна из профессии: что нужно знать о работе психолога. Клинический психолог: кто это, где он работает и чем занимается

Психотерапия - это лечение психических заболеваний психологическими методами. Лечить соматические заболевания (такие, при которых нарушено нормальное функционирование организма, его органов и тканей) психологическими методами нельзя. Медикаментозными методами лечит психиатр, впрочем, никто не мешает психиатру применять и психотерапию.

Собственно психотерапией, то есть лечением психических расстройств и заболеваний психологическими методами легально может заниматься только врач-психотерапевт - человек, имеющий диплом о высшем медицинском образовании и врачебную специализацию «психотерапевт» (другими примерами специализаций являются «отоларинголог», «хирург» и т. п.). В России вообще правом лечить обладает только врач - аккредитованный специалист с соответствующим опытом и квалификацией (статья 69 пункт 1 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Впрочем, читатель не должен тут поддаваться, так сказать, гипнозу белого халата. И дело не только в том, что даже дипломированные врачи могут быть дилетантами, могут иметь заблуждения и совершать ошибки.

Проблема шире: в медицине очень много научно не обоснованных методов, которые после объективной проверки оказываются бесполезными, а то и вредными. Поэтому и возникла доказательная медицина - движение, целью которого является освобождение здравоохранения от неэффективных методов .

Итак, врач-психотерапевт и просто психотерапевт - это совсем не одно и то же. Психотерапевтом может называть себя практически любой человек. Очень часто сегодня имеет место ситуация, когда женщина была химиком, физиком или инженером, а в 30 лет пошла на какие-нибудь психотерапевтические курсы и затем стала называть себя, скажем, гештальт-терапевтом или экзистенциально-гуманистическим терапевтом, сделала себе сайт и занялась психологическим консультированием, коучингом, проведением тренингов и вебинаров. Аналогичный случай - бывший инженер, химик, физик, железнодорожник или вообще человек с какой-то сомнительной специальностью (типа «менеджер») объявляет себя создателем собственной методики психотерапии и предлагает психологические консультирование, коучинг, групповую психотерапию.

Поэтому первое, о чем нужно знать, принимая решение насчет того, обратиться ли к психотерапевту - «психотерапия» и «психотерапевт» - это юридически не защищенные понятия. Это значит, что психотерапевтом может провозгласить себя любой. А учитывая, что психологическое шарлатанство легче осуществлять, чем шарлатанство медикаментозное (как минимум не нужно тратиться на баночки и жидкости или на создание пилюль), и шарлатанов под прикрытием психотерапии сегодня имеется великое множество.


Что мы лечим?

Возможно, вы удивитесь, но сегодня психотерапию рекомендуют и людям без каких-либо психических расстройств и заболеваний. Считается, что даже здоровый человек должен анализировать свое прошлое, пытаться выявлять содержания своего подсознания или отреагировать свои эмоции.

При таком подходе психологическое консультирование сводится именно к психотерапии, а вместо решения конкретной проблемы психолог начинает «чистить» ваше детство, «освобождать» вас от «зажимов», добиваться от вас «непосредственности», «безоценочности» и постоянного нахождения «здесь-и-сейчас».

Сегодня многие вообще не понимают разницы между психотерапией и психологическим консультированием. Однако эта разница принципиальна.

Как психолог решает психологические проблемы клиентов? Прежде всего, предоставляя им полученную в результате научных психологических исследований объективную информацию (собственно, любое консультирование - юридическое, финансовое - осуществляется по схожей схеме). Например, женщина жалуется, что ее супруг постоянно врет о том, что делает по дому больше нее. Психолог объясняет женщине, что ее муж, скорее всего, не врет, потому что мы все подвержены когнитивному искажению под названием «искажение в пользу самого себя» (self-serving bias) и нам всем кажется, что наш вклад в дело больше, будь то написание коллективной монографии или выполнение домашних обязанностей.

Если простое информирование не помогает, психолог может устроить в своем кабинете своеобразную очную ставку этой женщины с ее супругом, чтобы они смогли в безопасной обстановке и без риска снова скатиться в скандал (психолог выступает тут в роли арбитра) обсудить вклады каждого в выполнение обязанностей по дому. В ряде случаев бывает необходимо и принять ряд решений, в частности заново распределить домашние обязанности, договориться об очередности их выполнения, ввести некие кодовые слова, чтобы каждый супруг мог, с одной стороны, выказать недовольство, но, с другой стороны, не оскорбить супруга, не спровоцировать новый скандал.

Если психолог заметил, что клиенту недостает тех или иных навыков, например навыков общения или самоконтроля, он может сформировать у клиента эти навыки с помощью обучения. Например, в нашем случае психолог мог заметить, что супруги не умеют слушать друг друга, а вместо диалога скатываются в параллельные монологи. Психолог может сообщить об этом и предложить супругам посетить тренинг конструктивного домашнего общения.

Как видите, тут никаких поисков вытесненных травм и «отреагирования» негативных эмоций.


Кто и как придумал психотерапию?

История психотерапии, даже предельно краткая, потребовала бы как минимум отдельной статьи, но кое-что нам знать совершенно необходимо. Действительно, если кто-то хочет создать по-настоящему действенный метод, он должен подходить к его созданию с объективных позиций, ориентироваться на факты, а не на мнения, и на объективные данные, а не на субъективные впечатления. Как с этим обстоят дела у психотерапии?

Давайте посмотрим, например, как создавал свою психотерапию под названием «психоанализ» один из главных авторитетов отрасли Зигмунд Фрейд.

С помощью анализа сновидений и свободных ассоциаций Фрейд, как ему казалось, получил информацию о раннем детстве его пациентов. И в этом детстве Фрейд всегда обнаруживал всякие неприятные явления типа зависти девочки к пенису отца или желания мальчика убить отца, чтобы овладеть матерью.

Проверял ли Фрейд воспоминания его клиентов объективно? Нет, не проверял. Да и можно ли проверить, действительно ли ребенка жестко приучали к туалету или мама неправильно кормила младенца грудью?

Кстати, первоначально Фрейд создал не психоанализ, а так называемую теорию соблазнения. Его пациенты вспоминали, например, что в детстве отец заставлял их делать фелляцию или кое-что похуже. И Фрейд сделал вывод о том, что в основе любого невроза лежит соблазнение ребенка одним из родителей. Научное сообщество эту теорию отвергло, и Фрейд преобразовал ее в более безобидный психоанализ. Теперь воспоминания пациента о том, что отец принуждал к занятию фелляцией, интерпретировались лишь как фантазии пациента. Ну действительно, о чем еще может фантазировать трехлетняя девочка, как не об обладании пенисом отца?

Вспомнить все

Со временем об этом попадании Фрейда впросак с его теорией соблазнения забыли, а в 80–90-х годах ХХ века в США возникла массовая «сатанинская паника». Многие пациенты психотерапевтов стали вспоминать о том, что в детстве родители заставляли их участвовать в отвратительных оргиях и кровавых ритуалах. Посыпались судебные иски, начались разбирательства.

А затем было научно доказано, что точно восстановить воспоминания с помощью гипноза, психоанализа, регрессионной терапии и прочего просто невозможно. Огромную роль в открытии этого удивительного факта сыграла американский психолог Элизабет Лофтус.

Оказалось, что человеческая память реконструктивна, а вспоминание события - это не считывание записи о нем с какой-нибудь подкорки, а реконструирование этого события с учетом новых данных и свежей информации.

Стало понятно, что даже показания свидетелей недавно совершенных преступлений надо очень серьезно фильтровать, что уж говорить о воспоминаниях о раннем детстве…

Поэтому если психотерапевт будет говорить вам о том, что все ваши проблемы коренятся в детстве, что вам надо будет восстановить воспоминания, что вы вытеснили полученные в детстве психологические травмы - смело покидайте кабинет этого .


Не держите в себе!

Кстати, не только возможность восстановления воспоминаний, но и популярная концепция вытеснения также не получила научных подтверждений. Мы не забываем о психологически и/или физически травмировавших нас событиях. Наоборот, мы не можем перестать вспоминать эти реалии. Например, потерявший товарищей на войне солдат никак не может не вспоминать кровавые бои, взрывы и искромсанные тела. Так что, если на сеансе психотерапии вы вдруг вспомнили нечто болезненное, чего никогда не помнили прежде, значит, скорее всего, под воздействием психотерапии вы приобрели ложное воспоминание.

Концепция катарсиса, на которой основаны многие виды психотерапии, тоже не получила научного подтверждения.

В соответствии с этой концепцией, чтобы освободиться от негативной эмоции, ее нужно переживать снова и снова, например, следует вспоминать травмировавшее вас событие, а в семейном конфликте гнев не нужно сдерживать, его нужно выражать, правда, не с помощью оскорблений, а с помощью, например, так называемых я-посланий (например, вы не должны говорить мужу «ах ты, подонок!», вы должны сказать «дорогой супруг, из-за того, что ты стал при мне танцевать с той девушкой и нежно положил руки ей ниже талии, я испытываю боль, обиду, страх, гнев и желание расцарапать тебе лицо»).

Научные же исследования (например, вот это) показали, что выражение эмоции лишь усиливает ее. Так что правы были стоики - хочешь освободиться от чувства, не подпитывай его и не выражай. В среде современных психотерапевтов, кстати, рекомендация не выражать эмоции будет воспринята с гневом: «не выражать - значит вытеснять, значит создавать невроз!»

Все проблемы идут из детства?

А что же с детскими травмами? Неужели травмы, пережитые нами в детстве, не оказывают на нас никакого влияния?

Похоже, что нет. Дело в том, что детская психика, как, впрочем, и детский организм, весьма живуча. Поэтому, например, посттравматическое стрессовое расстройство, примером которого является упомянутая ситуация солдата, никак не перестающего вспоминать войну, у детей возникает гораздо реже. Это верно даже в случае сексуального насилия. И очень обидно, что установивший этот факт исследователь - Брюс Райнд - зачастую обвиняется в легитимизации педофилии…

Да и вообще, этот акцент на детстве, который присущ многим течениям психотерапии, совершенно не обоснован. Конечно, если человек не научился в детстве говорить, то он уже вряд ли освоит родной язык в степени, достаточной, чтобы не казаться имбецилом, но в остальном, пожалуй, нет такого возраста, когда реальность переставала бы воздействовать на нас, а мы переставали бы изменяться под этими воздействиями.

Так что, если психотерапевт пытается искать корни ваших проблем в детстве вместо того, чтобы анализировать вашу актуальную ситуацию, лучше поискать другого специалиста.


А мне помогло!

Продвинутые люди могут здесь задать следующий вопрос: «Как же так?! Ведь эффективность психотерапии подтверждается научными исследованиями

Кто бы спорил!

Действительно, такие исследования есть. И есть они прежде всего потому, что существуют течения психотерапии, которые не построены на концепциях вытеснения, детских травм и катарсиса. Речь тут идет о поведенческой и когнитивно-поведенческой психотерапии и о рационально-эмотивной психотерапии Альберта Эллиса. Вот достаточно обширный обзор исследований эффективности когнитивно-поведенческой психотерапии .

Кроме того, нужно понимать, что при попытке оценить психотерапию объективно - в рамках научных исследований - могут быть допущены ошибки. Не стоит забывать, в частности, что двойной слепой метод при исследовании психотерапии невозможен (пациент знает, что получает психотерапию, а психотерапевт знает, что применяет психотерапию). Вдобавок, в исследовании психотерапии трудно организовать плацебо-контроль: стандартное плацебо - пилюли-пустышки - вряд ли подходит, нужно использовать то, что условно можно назвать процессуальным плацебо (вместо психотерапии устраивать, например, шаманские пляски).

К тому же известный американский психолог Скотт Лилиенфельд выявил целых 26 факторов, которые создают иллюзию эффективности психотерапии именно в научном исследовании. Он, кстати, один из главных участников движения доказательных практик - аналога доказательной медицины в психологии.

Одним из таких факторов является так называемый избирательный отсев: клиенты, покинувшие психотерапевта, просто не учитываются в исследовании, тогда как их следовало бы учитывать среди клиентов, которым психотерапия не помогла.

Еще одна причина кажущейся эффективности психотерапии - искажение покладистости: клиенту помогает не психотерапия, а другой фактор - послушность, добросовестность, которые заставили человека обратиться к психотерапевту, а также совершать другие действия для преодоления своей проблемы и улучшения ситуации.

Ну и, конечно, среди причин кажущейся эффективности психотерапии нельзя не упомянуть так называемое оправдание усилий: клиент, потративший на психотерапию кучу денег и времени, просто вынужден продемонстрировать улучшение, чтобы сохранить свой светлый образ в собственных глазах и в глазах окружающих. Оправдание усилий, кстати, связано с когнитивным искажением под названием «ошибка невозвратных издержек».

На кошках тренируйся!

По опыту я знаю, что все эти аргументы ни психотерапевтов, ни фанатов этих психотерапевтов не убеждают. Они даже могут признать, что психотерапия - это область с научной точки зрения сомнительная, заявить, что «мы находимся лишь в начале пути», что «психотерапия - это искусство» и пр. Пусть так, но, думаю, каждый сам в состоянии решить, становиться ли подопытным кроликом и тратить ли свои деньги и время на попытки психотерапевтов создать действительно эффективные методы решения психологических проблем. Тем более что большинство психотерапевтов по-прежнему опираются в попытке проверить действенность своей работы на субъективные и неточные подходы.

А может, мне вообще к психиатру?

Если у вас есть объективные проблемы, обращаться надо к психологу. Например, никак не можете найти работу, слишком волнуетесь на собеседовании, а найдя работу, быстро скатываетесь в конфликт с руководством и снова оказываетесь в поиске подходящей вакансии? Идите к психологу. Психолог может обнаружить дефицит навыков общения и саморегуляции, он может подучить, потренировать вас, и все наладится. С другой стороны, психолог может обнаружить, что у вас неадекватный уровень самолюбия и агрессии. В этом случае он может порекомендовать вам обратиться к психиатру, чтобы исключить психическое заболевание.

Если явных проблем нет, у вас все хорошо, у вас есть семья, друзья, жилье, стабильная работа, возможность регулярно отдыхать, развлекаться, но при этом вам все равно плохо, лучше начать с посещения психиатра. Возможно, курс антидепрессантов быстро вернет вас к норме.

С фобиями, навязчивыми действиями и навязчивыми мыслями тоже лучше для начала сходить к психиатру. Кстати, возможно, он не будет лечить вас лекарствами, а проведет с вами психотерапию или направит к врачу-психотерапевту. Впрочем, получив от психиатра диагноз «невроз» или «фобия», вы и сами, захватив с собой медкарту, можете найти врача-психотерапевта и записаться к нему на прием.

Бояться ходить к психиатру не нужно: вряд ли вас сразу поставят на учет в психиатрический диспансер, да и тайну диагноза никто не отменял. К тому же в любом случае лучше встать на психиатрический учет (он, кстати, не вечный, а временный), чем выпрыгнуть из окна из-за того, что психолог пытался что-то сделать с вашей депрессией чисто психологическими методами.

С вопросом, кто такой психолог, связано много мифов и путаниц. В современном мире профессия психолога является одной из наиболее востребованных и широко распространённых.

Задатки данной профессии зародились ещё в древней Греции, где специально обученные люди вели с пациентами долгие разговоры и пытались с помощью этого вылечить их душу – или, иначе, «психо».

За несколько тысяч лет многое в психологии поменялось, однако концепция осталась практически неизменной. Главную роль в данной науке играет внутренний мир человека – его конфликты, травмы, мысли, эмоции.

Девятнадцатый век был веком биологии, двадцатый – веком физики, двадцать первый – век психологии.
Аркадий Петрович Егидес

Кто такой психолог и зачем он нужен?

Слово «психология» с греческого переводится как «наука о душе» («психо» – душа, «логос» – знание). Соответственно, психолог – это специалист, изучающий внутренний мир человека, его взаимосвязь с окружающей средой, а также психику и её структуру.

Психологом может называться только человек, получивший соответствующее высшее образование. В зависимости от квалификации и специализации он может работать с разными возрастными группами, а также с различными сферами человеческой жизни – семейной, деловой, учебной, спортивной и др.

Существует несколько разделов психологии:

  1. Общая психология – изучает психическую деятельность человека;
  2. Психология личности – изучает внутренний мир человека;
  3. Возрастная психология – изучает психику человека от рождения до смерти;
  4. Педагогическая психология – изучает методы воспитания и обучения;
  5. Психология общения – изучает и решает проблемы взаимодействия между людьми;
  6. Медицинская психология (с недавних пор клиническая психология) – изучает психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями.
Чаще всего опытные психологи работают сразу с несколькими разделами данной науки, однако есть и более узконаправленные специалисты, работающие лишь с одним из них.

Не путайте, . В отличие от психиатра, психолог занимается решением внутренних проблем психически здоровых людей – освобождением от эмоциональных травм, комплексов, налаживанием взаимоотношений с определёнными людьми и др.

Для того, чтобы производить психологическую деятельность, психологу не нужно углублённое медицинское образование, в отличие от психиатра, который получает его в первую очередь. Психиатр работает с психически нездоровыми людьми, имеющими серьёзные психические заболевания и отклонения.

Роль психологов в настоящее время очень важна – многие предприятия, школы, высшие учебные заведения не обходятся без данных специалистов. Именно психологи разрешают большинство конфликтов и недоразумений, возникающих при рабочем процессе.

Особенности профессии

Работа психолога построена на общении с людьми, поэтому специалист в данной области должен обладать такими личностными качествами, как:
  1. Стрессоустойчивость;
  2. Гуманность;
  3. Доброжелательность;
  4. Умение слушать;
  5. Умение проникать в суть внутренних проблем пациента.
Грамотный специалист никогда не позволит себе перебивать клиента, ущемлять его достоинство, принижать значение его внутренней проблемы. При общении с пациентом перед психологом стоит задача наладить с ним коммуникативный контакт и найти наиболее подходящую технику решения эмоционального вопроса пациента.

Существует несколько разновидностей психологов-специалистов по сфере общения с клиентом:

  1. Консультант – специалист, ведущий беседу с пациентом. Работа данного психолога сводится к обсуждению проблем с клиентом, налаживания с ним коммуникативного взаимодействия;
  2. Арт-терапевт – психолог, решающий внутренние проблемы пациентов с помощью художественной деятельности;
  3. Психолог-терапевт - специалист, специализирующийся на решении внутренних проблем пациента с помощью телесных практик;
  4. НЛП-психолог – специалист, помогающий решить проблемы путём подбора индивидуальной техники развития умственных, духовных, творческих способностей.

Клиническая психология

Клиническая психология – одна из наиболее развитых и наиболее сложных отраслей психологии. Она направлена на изучение и диагностику личности человека, его внутреннего мира, эмоций и переживаний с точки зрения их взаимосвязи с психическими болезнями или расстройствами.

Клинический психолог – специалист, помогающий своим пациентам избавиться от последствий тяжёлых нервных срывов, травм, обрести внутреннее спокойствие, реабилитироваться психически после определённых травмирующих ситуаций. Клиническая психология погранична психиатрии, однако сфера её деятельности шире и не направлена на реабилитацию психически нездоровых людей. Большое внимание в данной отрасли психологии отводится бессознательному.

Клиническая психология рассматривает поведение человека и его внутренний мир как реакцию на те или иные психологические и физические травмы, комплексы и расстройства.

Клинический психолог чаще всего сталкивается с:

  • Жертвами психологического или физического насилия;
  • Людьми с ограниченными физическими возможностями, испытывающими по поводу своих физических данных глубокие эмоциональные переживания;
  • Пациентами, испытывающими глубокий духовный кризис (например, из-за смерти близкого человека);

Помимо всего вышеперечисленного, клинический психолог может работать с пациентами, не имеющими серьёзных психологических расстройств – супружескими парами, детьми, подростками и пожилыми людьми. В этом случае он помогает адаптироваться пациентам к той или иной жизненной ситуации.

Клиническая психология включает в себя несколько подразделов, каждый из которых тесно связан с другим. При диагностике психологического здоровья пациента учитываются показатели всех отраслей:

  1. Патопсихология – изучает расстройства психики с точки зрения поражения центральной нервной системы;
  2. Нейропсихология – изучает поведение и характер человека с точки зрения работы головного мозга и нервной системы;
  3. Психосоматика – раздел клинической психологии, изучающий поведение и психологическое состояние человека с точки зрения телесных заболеваний;
  4. Психологическая терапия – раздел клинической психологии, направленный на внутреннюю реабилитацию человека, его избавление от травмирующих воспоминаний и методик поведения.
Клиническая психология, при работе с пациентом, использует такие методы, как тестирование, беседа, сбор информации о лечении или заболеваниях, экспериментальные методы, диагностика продуктов творчества пациента.

Психологи в России – средняя зарплата

Для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, необходимо получить диплом о соответствующем образовании. На сегодняшний день существуют различные психологические курсы, однако для устройства на работу сертификата об их прохождении порой недостаточно.

Зарплата психолога наполовину зависит от качества его образования и сферы его деятельности – исследовательской, научной (психолог-экспериментатор, психолог-учёный), практической (клинический психолог, детский психолог) и преподавательской (преподаватель психологии). Сколько получает психолог – спорный вопрос, так как в большинстве случаев зарплата находится в пропорции и к личностным качествам психолога.

К факторам, которые влияют на уровень дохода специалиста в психологической области, являются:

  1. Качество образования и его степень (магистратура, бакалавриат, аспирантура);
  2. Опыт работы – опытным специалистам в среднем платят в 1,5 раза больше начинающим психологам;
  3. Разновидность полученного образования (клинический психолог, психолог общей практики, детский психолог и т.д.);
  4. Организация или место работы психолога (в развитых фирмах психологи-консультанты получают больше, чем психологи по работе с детьми в детских садах).
В разных городах России зарплата психолога зависит от прожиточного минимума региона. Средние показатели дохода психолога равняются 20.000 рублей. Самый высокий доход у специалистов в сфере психологии отмечается в Москве – в среднем около 30.000 рублей.

На втором месте по средней заработной плате стоят города Казань, Санкт-Петербург и Новосибирск – чуть больше 20-25 тысяч рублей. В других городах психологи получают от 11 до 17-20 тысяч рублей в зависимости от опыта работы.

В некоторых организациях сотрудников награждают высокими премиями. Иногда средняя зарплата психолога может увеличиваться в 1,5-2 раза, чем он лучше и грамотнее, как специалист.


Психологический факт: эмоциональная боль длится 12 минут.
Всё остальное - самовнушение.

Психолог, как специалист по душе

Теперь, после ответа на вопрос, кто такой психолог, вы знаете, какими особенностями обладает данная профессия. Чем больше развивается жизнь общества, тем больше появляется разновидностей психологии. Однако наиболее объёмной по-прежнему остаётся клиническая психология.

Психология возникла более двух тысяч лет назад, когда люди впервые начали задумываться о взаимосвязи души, тела и эмоций и влияния этих трёх составляющих на поведение и характер человека.

Как вы думаете, способно ли современное общество существовать без данной науки? И если да, то как человеку научиться самостоятельно искать путь к себе в сложных эмоциональных переживаниях? Делитесь своим мнением в комментариях и будьте для себя лучшими психологами!

Психолог – специалист, который занимается изучением принципов коррекции поведения и душевной жизни человека. Эти знания он использует для оказания помощи людям и оптимизации их деятельности.

Первая психологическая лаборатория была открыта Вундтом в Лейпциге в 1879 году. Позднее подобные школы и лаборатории были открыты и в других странах, в том числе и в России, где развивались всевозможные направления – психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология.

Виды деятельности психолога

К основным видам деятельности психолога можно отнести консультирование, психологическую диагностику, психологический тренинг.

Диагностика – изучение индивидуальных особенностей человеческой психики с помощью тестов. Консультирование – общение между клиентом и психологом, которое направлено на поиск вариантов решения проблем, беспокоящих клиента, а также на более полную реализацию его способностей. Тренинг – активное обучение способам личностного роста, эмоциональной регуляции и решения проблем. Психологический тренинг обычно проходит в виде групповых занятий, которые сочетают в себе разнообразные психологические упражнения и игры. Некоторые специалисты совмещают все эти виды деятельности, однако, чаще всего, психологи специализируются в чем-то одном.

Личные качества и место работы психолога

Психологи работают преимущественно в специализированных центрах. Кроме того, многие специалисты занимаются научными исследованиями и преподаванием. Нередко они реализуют свои знания в других видах деятельности с людьми. Например, менеджеры по кадрам во всевозможных организациях очень часто имеют психологическое образование.

Такая тонкая и сложная задача, как психологическая помощь, требует определенных как профессиональных, так и душевных качеств. Истинный специалист обязан уметь слушать и слышать собеседника. Он должен обладать развитой логикой, сообразительностью, стрессоустойчивостью, умением анализировать и делать правильные выводы.

Многие путают такие разные по значению специальности, как психотерапевт, психиатр и психолог. Однако надо отметить, что психиатр и психотерапевт – это врачи, которые получили образование в медицинских учебных учреждениях, а психолог не является врачом. Он изучает не психику человека, а его внутренний мир, душевное состояние и помогает обрести гармонию, как с окружающими людьми, так и с самим собой.

Консультация детского психолога

На консультацию психолога стоит записаться, если у ребенка детские страхи, навязчивые действия (кручение волос, сосание пальца), агрессия, тревога и истерики. Не лишней будет консультация детского психолога при психосоматических заболеваниях – тиках, энурезе, повышенном/пониженном давлении, заикании, а также при детской мастурбации. На консультации можно получить совет психолога относительно воспитания, развития и обучения ребенка.

Обычно детский психолог работает со здоровыми детьми. Он помогает здоровым детям преодолеть возникшие трудности. Если ребенок болен, то детский психолог работает вместе с неврологом или психиатром.

В начале консультации психолог беседует о беспокоящих проблемах с родителями, а затем проводит психологическую диагностику личностных особенностей и интеллектуального развития ребенка и беседует с ним для оценки существующей проблемы и подбора адекватных методик коррекции. Коррекционная работа, чаще всего, проводится у специалиста в кабинете, а родители получают рекомендации по коррекционной работе в домашних условиях. Для коррекционной работы используется арт-терапия (лепка, рисование, музыка), игровая терапия, сказкотерапия и телесно-ориентированная психотерапия. С помощью специальных методик специалист определяет уровень психологической готовности семилетнего ребенка к школьным занятиям.

Во время консультации психолог помогает снять заторможенность, повышенную возбудимость, гиперактивность у детей. Он попытается устранить причины плохой успеваемости и обучаемости (рассеянное внимание, нарушения логического мышления), выявить и решить проблемы во взаимоотношениях со сверстниками в школе или же в детском саду.

Семейный психолог

Консультация семейного психолога чаще всего помогает решить большую часть конфликтных вопросов в семье. Семейный психолог во время анализа проблем выступает в роли независимого эксперта, не занимая чью-либо сторону. Специалист пытается сделать все возможное для того, чтобы супруги решили все конфликтные ситуации и сохранили семью. При разрыве брака своевременный совет психолога помогает наладить цивилизованной общение между бывшими супругами.

Многие из тех, кто задумывается о получении специальности психолога, достаточно слабо представляют себе, чем они могут заниматься. Различные области применения психологических знаний часто смешиваются в голове. Согласитесь, работа психолога в детском саду принципиально отличается от работы по оказанию экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.

Поэтому, еще на этапе получения психологического образования стоит определиться с желаемым направлением деятельности и лучше узнать о том, чем может заниматься психолог и где он может работать. Многим психологам приходится испробовать самые разные профессии, прежде чем они находят именно то, чем хотели бы заниматься . Кто-то проходит через работу в школе, в детском саду или на телефоне доверия, прежде чем понимает, что хотел бы заниматься психологическими тренингами. Кто-то находит свое призвание в работе с детьми-сиротами и психологической реабилитации семей. Кто-то с самого начала знает, что его путь - это частная психологическая практика, со своим кабинетом. Кто-то выбирает научно-исследовательское направление.

Все эти направления - очень разные. В каждом их них необходимы разные навыки, умения, опыт. Даже внутри одной сферы деятельности можно заниматься самыми разными вещами. Например, частнопрактикующий психолог может работать с детьми, с семьями, или с конкретными проблемами. Психолог в школе может работать с родителями, с детьми и с педагогами, проводить занятия, заниматься психологической диагностикой.

Если направление будущей профессиональной деятельности известно заранее, можно уже на этапе обучения фокусироваться на той или иной тематике и сфере деятельности, получать дополнительные навыки и знания, нужные именно для этого направления. Однако если определиться очень сложно, попытки найти себя в разных направлениях вряд ли принесут вред - они, скорее, позволят расширить кругозор, лучше понять себя, определиться, чем именно хотелось бы заниматься.

В психологи идут те, кто хочет работать с людьми, помогать или обладать властью над ними. А кто-то просто считает эту профессию модной, популярной и престижной. Психологическое образование в современных условиях становится важным фактором достижения успеха в различных сферах (кадры, торговля, услуги, управление). Специалисты, понимающие принципы поведения человека и умеющие общаться, востребованы везде и всегда.

Окончив обучение, молодой специалист может работать:

    психологом-консультантом в системе образования и дошкольного воспитания в социальной сфере; в службе психологического консультирования (семейное, индивидуальное, коучинг);
    в больницах и поликлиниках;
    преподавать психологию в вузах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах;
    в кадровой службе (помощник директора, рекрутер, менеджер или директор по персоналу);
    в торговле (от продавца в элитном бутике, администратора и супервайзера до корпоративного тренера).

Получение диплома для психолога - только начало. Нужно выбирать сферу приложения сил, терпеливо накапливать опыт и «учиться, учиться и еще раз учиться». Хороший психолог без работы не останется.
Психолог с образованием, но без опыта работы может рассчитывать на работу в школах, детских садах, государственном психологическом центре и т.д.
Психолог-специалист с опытом работы от трех лет, может продолжать совершенствоваться профессионально или, поменяв сферу деятельности, может заняться кадровой работой, администрированием, продажами, начиная с низшей или средней ступени.
Психолог-профессионал с опытом работы от пяти лет может работать в специализированной психологической службе, заниматься частным консультированием, устроится бизнес-тренером, стать директором по персоналу или генеральным директором.

Чтобы добиться успеха, психолог должен быть : личностно зрелым человеком (аутентичным), обладать жизненным опытом, высоким интеллектом, эрудицией, эмоциональной устойчивостью и компетентностью, чувством юмора и обаянием.

Представим, что вы решили работать в области психологии, в сфере образования, бизнеса, культуры, социальной сфере. Известно ли вам, какие специалисты нужны в этих областях, и чем конкретно они занимаются? Вот неполный их список:
Организационный психолог - решает задачи оптимизации использования человеческих ресурсов в учреждениях, фирмах, общественных объединениях. Это, прежде всего, все виды кадровой работы - от подбора персонала до разработки кадровой политики фирмы, помощь руководителям, обеспечение внешних связей организации с общественностью.
Юридический психолог работает в сфере правовых взаимоотношений, чаще всего в тесном контакте с юристами различного профиля. Это может быть работа с личным составом правоохранительных органов, включая специальные подразделения, в учреждениях исполнения наказаний. Юридический психолог может стать незаменимым помощником адвокатов, участвуя в судебных процессах как со стороны истца, так и со стороны ответчика.
Клинический (медицинский) психолог - это специалист, который берет на себя ответственность за организацию специального процесса, в ходе которого клиент приобретает способность решать свои жизненные затруднения. Традиционно клинический психолог занимается психодиагностикой (например, в ходе медико-социальной экспертизы), консультированием (неврачебной психотерапией) и реабилитацией (восстановлением утраченных психических и физических возможностей). В последнее время все большее развитие получают такие современные направления работы клинического психолога как нейропсихология, психофармакология.

Где может работать клинический психолог?

В первую очередь это сфера здравоохранения, различные лечебные учреждения общесоматического и психоневрологического профиля в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях для взрослых и детей.
Другой важной сферой приложения сил является сфера образования, где клинические психологи могут работать психологами в образовательных учреждениях разного уровня, преподавателями психологии в средних, специальных и высших учебных заведениях любого профиля.
Третья важная сфера - это работа в подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Это работа с многообразными проявлениями у взрослых и детей посттравматических стрессовых расстройств, возникших в результате произошедших чрезвычайных событий: катастроф, террористических актов, смерти близких и родственников и т.д.
Еще одна важная сфера и очень востребованная сфера деятельности клинического психолога - это пенитенциарная система, активно развивающая психологическую службу и испытывающая острую нужду в высококвалифицированных кадрах клинических психологов.
Наконец - это обширнейшая сфера социальной работы во всем ее многообразии.
Кроме того, клинические психологи могут работать менеджерами по управлению персоналом, консультантами в сферах управления, бизнеса и связям с общественностью.

Следует отметить, что широчайшая и фундаментальная профессиональная подготовка, обеспечивающая выполнение клиническими психологами диагностической, коррекционной, консультативной, экспертной, профилактической, реабилитационной, научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности делает их вполне конкурентноспособными и востребованными специалистами в самых разных и порой неожиданных сферах.

Кем работают специалисты практической психологии? В большинстве своем клиническими психологами в больницах общего профиля, в психиатрических больницах, психоневрологических и наркологических диспансерах, детских реабилитационно-восстановительных центрах, центре патологии речи, а также на предприятиях в отделах по управлению персоналом.

Психолог в системе образования проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации. Оказывает помощь детям, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем. Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

Консультирует руководителей и сотрудников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, учителей, родителей (лиц, их заменяющих).

Практический психолог - специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных соответствующими должностным обязанностям, определяемыми соответствующим «Положением о психологической службе» и конкретной ситуации, требующей психологического вмешательства или использования специальных психологических знаний и технологий.

Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

Психолог-консультант. Понимание консультирования как «помощи людям в их оказании помощи самим себе».

В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать самый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в случае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных исходов, или результатов :

    улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т. п.);
    изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т. п.);
    способность принять решение;
    способность осуществить принятое решение;
    подтверждение своих мыслей, чувств, решений;
    получение поддержки;
    приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;
    поиск и изучение альтернатив;
    получение практической помощи через прямые действия (помощника и других специалистов, которых привлек помощник);
    развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;
    получение информации;
    реагирование на действия других людей и ситуацию.

Консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности.
Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амплуа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.), так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания помощи.
Безусловно, что, сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей.

Практические психологи, практикующие психотерапевты… В употреблении этих названий в быту и доныне существует большая путаница. Чем отличается деятельность тех от других, или, быть может, это одно и то же?

Чем занимаются психологи?

Психологи - это люди, получившие профессиональное образование в области психологии. Они тратят много лет, чтобы заработать себе ученую степень и звание с соответствующей специализацией (психология брака, школьная, производственная и т.д.). Хороший психолог – это, скорее всего, кандидат наук или даже доктор. Но есть разные психологи. Многие из них - «кабинетные» ученые, которые никогда не вступали в контакт с реальными пациентами. Другие психологи занимаются психологической практикой – помогают людям. При этом психолог не врач. В этом его главное отличие от психиатра, да и от психотерапевта. Психолог изучает процессы человеческого разума и его функции. Это означает, что его работа - изучать, как люди думают, действуют, реагируют и взаимодействуют. На индивидуальных консультациях психолог выслушивает, старается понять своего пациента, и с помощью различных методов пытается разгадать, что происходит внутри его сознания. Кроме того, психолог может объяснить или интерпретировать поведение на основе личности человека, помочь ему понять мотивы его собственной деятельности и мотивы деятельности окружающих его людей. Как правило, психолог помогает клиенту разобраться в сложной жизненной ситуации, в собственном поведении, выявить старые комплексы и обиды. Наконец, психолог также может быть психотерапевтом, если пройдет специальное обучение и получит соответствующую квалификацию.

Что такое психотерапия?

Психотерапевт «входит» во внутренний мир пациента глубже, чем психолог. Этот тип специалиста в первую очередь имеет дело с депрессией пациентов, которым часто нужна помощь, чтобы выявить и преодолеть чувство растерянности, аппатии, примириться с драматичными жизненными событиями, такими, как смерть близких или разрыв отношений. Психотерапевты также нередко помогают пациентам, пережившим попытку суицида либо имеющим стойкие суицидальные наклонности. Эксперты устанавливают межличностные отношения с пациентом, чтобы помочь им в решении серьезных и глубинных проблем. Во время сеансов психотерапии врач ведет переговоры с пациентом о симптомах его депрессии, а также о том, что может быть ее причиной. Психотерапевты используют различные методы лечения. Психоанализ – самый известный из них. Психотерапевт часто бывает психологом, который получил дополнительное образование и сертификат. Однако психотерапевт не обязательно бывает по специальности психологом. Он может быть социальным работником или даже психиатром.


Суммируя сказанное

1. Психолог – не врач, но при этом он имеет высшее психологическое образование и очень часто - ученую степень. Психолог помогает людям разобраться в их поведении и мотивах совершенных поступков, советует, что делать в сложных жизненных ситуациях, помогает избавиться от застаревших комплексов. 2. – это врач, который помогает пациенту излечить более серьезные внутренние проблемы. Очень часто психотерапевт занимается депрессивными состояниями. В то же время, психотерапевт не имеет дела с психическими расстройствами. Этим занимаются психиатры. Психотерапевт может быть психологом, получившим соответствующую классификацию, а может и не быть им. В целом, если построить логическую цепочку по мере усложнения и серьезности проблем, с которыми работает тот или иной специалист, то она будет выглядеть так: Психолог - Психотерапевт - Психиатр