Сидней корабль. Лёгкие крейсера типа «Сидней. Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Королевский Австралийский Военно-Морской Флот получил боевое крещение 9 ноября 1914 года. В сражении у острова Кокос крейсер "Сидней" потопил немецкий рейдер "Эмден", навсегда оставив свое имя в военно-морской истории.

В этом бою автралийцы расчитались за гибель русских моряков с крейсера "Жемчуг", потопленного "Эмденом" 28 октября 1914 года. В начале Первой Мировой войны на Тихом Океане действовала немецкая эскадра, состоящая из двух броненосных и четырех легких крейсеров, среди которых был и построенный в 1908 году «Эмден» - легкий бронепалубный крейсер водоизмещением 3592 тонны, вооруженный 10 орудиями калибра 4.1 дюйма. Будучи последним из немецких крейсеров, имевших паровые машины, он развивал сравнительно невысокую скорость (24.1 узла). Боевая карьера этого рейдера, длившаяся лишь немногим более трех месяцев, была столь успешной, что он навсегда оставил за собой место в военно-морской истории. Картина художника А. Берджесса - Горящий "Эмден" Тридцать первого июля 1914 года «Эмден» покинул порт Циндао – немецкую военно-морскую базу в Китае. Было очевидно, что до вступления в войну крупнейших европейских государств остались считанные дни, и капитан немецкого крейсера Фон Мюллер предпочел встретить ее в открытом море. Второго августа команда «Эмдена» узнала о том, что Германия объявила войну России и на следующий же день, узнав о том, что Франция присоединилась к России, капитан немецкого крейсера Фон Мюллер начал охоту за судами союзных держав. Крейсер "Эмден" Четвертого августа близ острова Цусима «Эмден» встретил русский пароход «Рязань» водоизмещением 3500 тонн, направлявшийся в Нагасаки. «Рязань», на борту которой находилось около 80 пассажиров и немного груза, пыталась уйти от погони в воды нейтральной Японии, посылая по радио сигналы о помощи во Владивосток. Заглушив радиосигналы русского парохода, «Эмден» после часовой погони настиг его и вынудил остановиться серией из 12 предупредительных выстрелов. Когда на борт «Рязани» поднялся офицер призовой команды Юлиус Лаутербах, русский капитан попытался изобразить полное незнание немецкого языка, однако Лаутербах, смеясь, напомнил ему, что всего лишь месяц назад они оживленно беседовали в одном из баров Циндао... Фон Мюллер, находясь под впечатлением от быстроходности нового русского парохода (по иронии судьбы, построенного в Германии), принял решение сохранить его для последующего использования в качестве вспомогательного рейдера. Впоследствии немцы установили на «Рязани» восемь 4-дюймовых орудий, снятых со старой канонерской лодки «Корморан», и укомплектовали новоиспеченный рейдер командой с этого же судна. 27 августа 1914 года его включили в тихоокеанскую эскадру графа фон Шпее под именем «Корморан II»*. Не достигнув каких-либо результатов, новоиспеченный рейдер был интернирован в декабре того же года в порту Гуам. Двенадцатого августа русские крейсера «Аскольд» и «Жемчуг», в свое время принимавшие участие в морских сражениях русско-японской войны, были присоединены к англо-французской эскадре под командованием адмирала Жеррама, основной задачей которой были поиск и уничтожение германских крейсеров. Русские корабли приняли участие в охоте на угольщиков эскадры фон Шпее и конвоировании английских и французских транспортов… «Эмден» тем временем захватывал и топил один транспорт за другим. Двадцать второго сентября рейдеру удалось обстрелять индийский порт Мадрас и нанести серьезный ущерб его нефтехранилищам. В результате обстрела погибли 5 и получили ранения 12 портовых рабочих. Двадцать шестого октября 1914 года «Жемчуг» прибыл в Пенанг (остров у северо-западного побережья Малайи) на стоянку для чистки котлов. Вопреки совету адмирала Жеррама, который предупреждал о необходимости принятия повышенных мер предосторожности, капитан «Жемчуга» Черкасов 27 октября покинул крейсер, чтобы провести ночь на берегу. Торпедные аппараты крейсера были незаряжены, возле орудий было складировано только 12 снарядов. Количество моряков на вахте было не больше, чем обычно… Крейсер "Жемчуг" Капитан «Эмдена», тем временем, правильно рассчитал, что крейсерам союзной эскадры придется время от времени заходить в порты для ремонта и пополнения запасов воды и угля. Наиболее удобным местом для стоянки была бухта Пенанг, и фон Мюллер решил испытать удачу. Утром 28 октября 1914 года «Эмден», несущий фальшивую трубу и замаскированный под британский крейсер «Yarmouth», вошел в бухту Пенанг. Единственным крупным военным кораблем, стоящим на якоре, был «Жемчуг», повернутый левым бортом к входу в бухту. В 5.13 «Эмден» поднял германский флаг и открыл огонь, а в 5.18 с расстояния примерно 360 метров выпустил первую торпеду, взорвавшуюся в кормовой части корпуса русского крейсера. Половина снарядов «Жемчуга» была складирована возле кормового орудия, которое вышло из строя, когда на него упала сорванная разрывом вражеского снаряда спасательная шлюпка. Еще шесть снарядов были сложены у орудия N2 правого борта. Орудийный расчет перетащил снаряды к носовому орудию и открыл ответный огонь, но безуспешно – один из снарядов пролетел над «Эмденом» и попал в стоявшее на якоре грузовое судно. В 5.28, развернувшись на 180 градусов, немецкий крейсер выпустил еще торпеду из аппарата левого борта примерно с 700 метров. Попадание этой торпеды оказалось роковым для «Жемчуга» - крейсер взорвался, переломился пополам и затонул. Восемьдесят девять русских моряков погибли, 143 получили ранения. Гибель «Жемчуга» дорого обошлась двум его офицерам - капитану Черкасову и старшему лейтенанту Кулибину. За преступную халатность они были приговорены к тюремному заключению (3.5 и 1.5 года соответственно) и лишены офицерских званий, наград и дворянских званий. В бухте находилась и французская канонерская лодка «D’lberville». Она начала обстреливать «Эмден», но тот уклонился от боя, так как его сигнальщики увидели в нескольких километрах от входа в гавань военный корабль, который сначала приняли за крейсер. Решив, что небольшая канонерка от него никуда не уйдет, фон Мюллер сконцентрировал внимание на более крупном вражеском корабле. Это был французский миноносец «Mousqet», довольно беспечно приближавшийся к входу в бухту. Когда дистанция между ним и «Эмденом» уменьшилась примерно до двух миль, «Эмден» дал залп всем бортом. Только теперь на миноносце поняли, с кем им пришлось встретиться. «Mousqet» круто повернул влево и дал полный ход, пытаясь уйти, но было поздно. По воспоминаниям старшего офицера «Эмдена» Х. Мюкке, уже на третьем залпе немецкие моряки заметили 5 попаданий в корпус вражеского судна. Затем раздался страшный взрыв, по-видимому, от детонации одного из погребов, и густое облако дыма и угольной пыли окутало всю заднюю половину миноносца. Французские моряки успели выпустить по «Эмдену» две торпеды и несколько снарядов, но было уже поздно – через десять минут после начала боя «Mousqet» затонул. Судьбу своего корабля разделил получивший несколько ранений капитан… Когда к месту гибели миноносца подошли спасательные катера с «Эмдена», французские моряки, напуганные рассказами о жестоком обращении немцев с военнопленными, пытались уйти вплавь, хотя добраться до берега не было никакой надежды. Немцам удалось подобрать 36 французских моряков. Тем временем сигнальщики «Эмдена» заметили еще один миноносец, выходящий из бухты. Он попытался погнаться за немецким крейсером, но тот оставил его позади за стеной тропического дождя.. Среди спасенных французских моряков было много раненых. Немцы оказали им медицинскую помощь, но трое раненых умерли на борту немецкого крейсера и были похоронены в море с воинскими почестями. В церемонии похорон участвовал взвод команды «Эмдена» в парадной форме, ружейный караул и все офицеры. Фон Мюллер произнес по-французски небольшую речь - рыцарское отношение враждующих сторон друг к другу в годы Первой Мировой войны было обычным явлением… Позднее, уже после того, как немцы высадили пленных на берег в порту Сабан, еще один раненый французский офицер скончался в береговом госпитале. На «Аскольде» узнали о трагедии «Жемчуга» в Бомбее, куда он 31 октября привел очередные транспорты из Коломбо. Моряки крейсера тяжело переживали гибель товарищей, с которыми они много лет служили вместе в Сибирской военной флотилии. Но «Аскольду» не суждено было отомстить за смерть товарищей, хотя он не раз выходил в море на поиски немецкого рейдера. После потопления «Жемчуга» и «Mousqet» «Эмден» крейсировал в водах Индийского океана еще около двух недель. В общей сложности, он записал на свой счет 22 потопленных и захваченных судна. Пассажиры и команды торговых судов при этом не пострадали – с ними обращались исключительно великодушно и при первой возможности переправляли на берег. Рейдерская активность «Эмдена» превратилась в серьезную проблему для флотов союзных держав. Кроме материального ущерба, она подрывала и престиж британских, французских и русских моряков, которые в течение двух месяцев не могли отловить назойливый немецкий рейдер. Однако, вскоре «Эмден» погубила неизбежная случайность… Рано утром девятого ноября 1914 года капитан «Эмдена» Фон Мюллер высадил диверсионную партию на остров Кокос с целью уничтожения местной радиостанции. Военный контингент острова зафиксировал закодированные радиосигналы немецкого рейдера и вскоре заметил приближающееся незнакомое судно. Радист успел передать сигнал тревоги, после чего радиостанция острова замолчала… Фон Мюллер не знал, что двумя неделями раньше от берегов Западной Австралии отошел конвой с солдатами корпуса АНЗАК, направляющийся под охраной британского, японского и двух австралийских крейсеров в Александрию. Сигнал SOS, переданный радистом острова Кокос был принят судами конвоя. Командир японского крейсера «Ибуки» обратился с просьбой предоставить ему честь отправиться на помощь гарнизону острова, но капитан британского крейсера «Силвер», возглавляющего конвой, не рискнул оставить конвой без этого мощного броненосного крейсера. Он передал по радио приказ австралийскому крейсеру «Сидней», который был ближе остальных союзных судов к острову (примерно в 80 км) идти к нему на полной скорости. «Сидней» - новейший крейсер водоизмещением 5700 тонн, был построен в 1913 году в Шотландии и передан британским флотом австралиийскому. Большинство его опытных моряков составляли британцы, и, кроме того, в команду входили около 60 австралийцев, проходивших на судне боевую подготовку… Крейсер "Сидней" В 9.15 утра сигнальщик доложил Фон Мюллеру, что на горизонте показалось четырехтрубное судно. Капитан «Эмдена» понял, что ему предстоит бой с одним из крейсеров союзников. Времени оставалось настолько мало, что ему пришлось оставить на берегу диверсионную группу и выйти в море навстречу приближавшемуся вражескому судну. Фон Мюллер чувствовал себя довольно уверенно, так как первоначально принял «Сидней» за британский легкий крейсер «Ньюкасл». В действительности, австралийский крейсер превосходил германского оппонента в скорости (27 узлов), броневой защите и вооружении: он нес восемь шестидюймовых орудий, стреляющих 100-фунтовыми снарядами. Снаряды скорострельных 4.1-дюймовых орудий «Эмдена» весили лишь 38 фунтов. Капитан «Сиднея» Глоссоп принял решение открыть огонь с дистанции примерно 8.5 километров, так как исходя из имеющейся у него технической информации полагал, что на таком расстоянии он будет вне досягаемости орудий «Эмдена». Однако, первые снаряды немецкого крейсера упали в воду всего в 180 метрах от «Сиднея» уже тогда, когда расстояние до «Эмдена» было около 9.5 километров. Так в 9.40 утра начался бой между двумя крейсерами. Вначале удача сопутствовала артиллеристам «Эмдена»: их снаряды повредили палубные надстройки «Сиднея», несколько матросов были убиты и ранены. Однако, прошло всего несколько минут, и тяжелые снаряды «Сиднея» начали наносить немецкому крейсеру одно серьезное повреждение за другим: была разрушена радиостанция, выведены из строя рулевое управление и дальномеры . Передняя труба и мачта были снесены взрывами и упали за борт, унеся с собой башню управления огнем. В команде было много убитых и раненых, и их некем было заменить, так как три офицера и сорок моряков из диверсионной группы остались на берегу. Через 40 минут после начала боя обе станции управления огнем на «Эмдене» были разрушены. Корабль горел, но продолжал отвечать огнем на огонь. К 11 часам на немецком крейсере действовало только одно орудие. Фон Мюллер принял решение выйти из боя и выбросить корабль на рифы для спасения уцелевших членов команды. «Сидней» попытался отсечь «Эмдену» путь к спасению и с дистанции примерно 5 километров дал последний залп, но было поздно - через 15 минут горящий корабль сел на рифы. Глоссоп оставил беспомощный «Эмден» в покое и направился к находившемуся поблизости от места боя углевозу «Буреск» - британскому судну, ранее захваченному «Эмденом» на пути из Австралии в Великобританию. Однако, когда призовая команда поднялась на борт транспорта, было уже поздно – немецкие моряки открыли кингстоны и корабль быстро затонул. В 4 часа дня «Сидней» вернулся к «Эмдену». Ему пришлось дать еще два залпа по беспомощному немецкому крейсеру, прежде чем на его мачте появился белый флаг. Победа стоила команде «Сиднея» 4 убитых и 12 (по другим сведениям, 8) раненых членов команды. Потери команды «Эмдена» были намного тяжелее – 8 офицеров и 126 моряков убиты, 65 ранены (по другим сведениям, 8, 111 и 52 соответственно). Так закончилась головокружительная карьера немецкого рейдера (на фото справа - руины "Эмдена"). В своем докладе в Британское Адмиралтейство, капитан Глоссоп высоко оценил поведение и действия 60 молодых австралийских моряков, проходивших подготовку на его крейсере. В этом бою получил боевое крещение королевский австралийский военно-морской флот, а крейсер «Сидней» рассчитался за погибших русских и французских моряков и за потопленные «Эмденом» корабли.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Sydney-class light cruisers

Лёгкий крейсер «Хобарт»
Проект
Страна
Основные характеристики
Водоизмещение 6830…7105 (стандартное),
8815…9090 т (полное)
Длина 161,5/171,4 м
Ширина 17,3 м
Осадка 5,6-5,8 м
Бронирование Пояс - 76 мм;
траверзы - 32 мм;
палуба - 32 мм;
погреба - до 89 мм;
башни - 25 мм;
барбеты - 25 мм
Двигатели 4 ТЗА Parsons
Мощность 72 500 л. с. (53,3 МВт)
Скорость хода 32,5 узла (60,19 км/ч)
Дальность плавания 7000 морских миль на скорости 15 узлов
Экипаж 570 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 - 152-мм/50,
4 × 2 - 102-мм/45
(«Сидней» - 4 × 1)
Зенитная артиллерия 3 × 4 - 12,7-мм пулемёта
Минно-торпедное вооружение Два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата
Авиационная группа 1 катапульта,
1 гидросамолёт (На «Перте» авиационного вооружения не было)

Лёгкие крейсера типа «Сидней» - тип лёгких крейсеров Военно-морских сил Австралии времён Второй мировой войны. Всего построено 3 корабля: «Сидней » (Sydney ), «Хобарт» (Hobart ), «Перт» (Perth ). Являлись усовершенствованной версией британских лёгких крейсеров типа «Линдер ». В процессе постройки «Фаэтон» был передан Королевскому Австралийскому флоту и переименован в «Сидней». В отличие от систершипов, он строился на частном предприятии и был укомплектован первым, благодаря чему корабли проекта «Улучшенный „Линдер“» называют типом «Сидней».

Единственные современные лёгкие крейсера австралийского флота во Второй мировой войне.

История создания

По предложению главного механика флота было внедрено эшелонное расположение силовой установки. Чередование машинных и котельных отделений позволяло избавиться от опасности одновременного выхода из строя всех машин или всех котлов при затоплении смежных отсеков, что автоматически лишало корабль хода. Такая компоновка внедрялась в большинстве зарубежных флотов. Её применили на крейсерах типа «Аретьюза», и в начале 1932 г. Адмиралтейство распорядилось переработать соответствующим образом проект «Линдера».

Конструкция

Лёгкий крейсер «Сидней»

Проект являлся переработкой проекта «Линдера». Эскиз был готов в июле 1932 года. При тех же основных параметрах (вооружении, бронировании, скорости и дальности плавания) водоизмещение возросло до 7250 т. Главные были в составе и размещении силовой установки. Число, тип и мощность турбин не изменились, но вместо шести котлов осталось четыре повышенной паропроизводительности. Они располагались в двух котельных отделениях а результату новые корабли стали двухтрубными. В носовом КО котлы стояли побортно, а в кормовом - тандемом, чтобы освободить пространство под коридоры внешних гребных валов. Каждая группа котлов работала на свои турбины. По сравнению с «Линдером», энергетическая установка стала на 110 т легче, а благодаря усовершенствованной конструкции крейсерских турбин улучшилась экономичность, запас топлива тоже увеличился - всё это дало прирост дальности плавания.

Как и у «линдеров», стандартное водоизмещение всех крейсеров оказалось меньше проектного («Эмфайон» - 7040 т, «Аполло» - 7003 т, «Сидней» - 7198 т).

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка состояла из четырёх турбозубчатых агрегатов Парсонса и четырёх трёхколлекторных паровых котлов Адмиралтейского типа. Все котлы имели пароперегреватели, подогреватели топлива и воздуха. Схема - эшелонная; котлы расположены попарно в двух котельных отделениях, в носовом котельном отделении котлы располагались побортно, в кормовом тандемом, чтобы освободить пространство под коридоры внешних гребных валов, ТЗА - в двух машинных. Рабочее давление пара в котлах - 24,61 кг/см² (24,29 атм.), температура - 343°С . Каждая группа котлов работала на свои турбины. По сравнению с «Линдером», энергетическая установка стала на 110 т легче. Общая длина машинно-котельных отделений возросла на 2,7 м и достигла 57,3 м. Как следствие, на 2,36 м выросли длина корпуса между перпендикулярами и наибольшая длина. В июле 1935 года «Сидней» вышел на испытания. На предварительных пробах он показал 32,137 узла при водоизмещении 8138 т, а затем на мерной миле у мыса Сент-Эббс развил 33,05 уз. при водоизмещении 7105 т и мощности машин 72 340 л. с.

Представители

Модернизации

«Сидней». Вплоть до своей гибели крейсер не проходил никаких серьезных модернизаций.

«Хобарт». В октябре 1942 года демонтировали катапульту; установлены два четырёхствольных «пом-пома», одиннадцать одинарных «эрликонов», радары типов 279, 272, 282, 283, 284 и 285.

Во время ремонта боевых повреждений (август 1943 - январь 1945 года) сняли девять одинарных «эрликонов» (два оставшиеся переставили на новое место) и их заменили на три спаренных 40-мм установки «Хаземайер/Бофорс» Mk.IV (два на носовой надстройке и один на юте), пять 40-мм «бофорсов» в одинарных установках Mk.HI и два спаренных «эрликона». В общей сложности легкое зенитное вооружение состояло из восьми 40-мм/40, одиннадцати 40-мм/56 и четырёх 20-мм/65 автоматов. Передние 102-мм башни перенесены с кормовой надстройки на срез полубака. Вместо прежнего зенитного директора установлено два новых на нижнем ярусе носовой надстройки. Радары типов 279, 272 и 284 сняты, установлены новые типов 281 В, 276, 277 и американские SG-1 и FC-1. Для сохранения остойчивости в мае 1943 года в трюм уложили 175 т балласта, из которых позже было оставлено всего 75 т.

После войны с крейсера сняли башню «X», смонтировав на её месте два счетверённых 40-мм «бофорса». Между 1953 и 1956 годами «Хобарт» прошёл переоборудование в учебный корабль.

«Перт». В апреле 1940 г. во время ремонта в Сиднее установлена 53-футовая катапульта, которую в феврале 1941 г. в Александрии сняли, смонтировав на её месте четырёхствольный 40-мм «пом-пом» с поврежденного крейсера «Ливерпуль». Тогда же, или чуть позже на топе грот мачты появилась антенна РЛС типа 286.

19 июля 1941 г., перед возвращением корабля в Австралию, «пом-пом» демонтировали, а вместо него переставили 53-футовую катапульту с «Эйджекса». Тогда же установили четыре 20-мм «эрликона» (два на башнях «В» и «X», ещё двумя заменили зенитные пулемёты на носовой надстройке, тогда как кормовой пулемёт сохранился).

Примечания

Литература

  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1910-2005. - Минск, Харвест, 2007.
  • Патянин С. В. Дашьян А. В. и др . Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники - М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922-1946.- Annapolis, Maryland, U.S.A. : Naval Institute Press, 1996.
  • M. J. Whitley. Cruisers of World War Two. An international encyclopedia. - London, Arms & Armour, 1995.
  • Smithn P.C. Dominy J.R . Cruisers in Action 1939-1945. - London: William Kimber, 1981.

Ссылки

Фрегаттен-капитан Теодор Детмерс в раздумье опустил бинокль. Их враг – сильный, быстрый и смертельно опасный – неспешно вспарывал острым форштевнем тихоокеанские волны в каких-то полутора километрах от его корабля. Уверенный в своих силах, противник беспечно сблизился с тем, кого командир австралийского крейсера «Сидней» принял за безобидного голландского торгаша «Страат Малакка». Крейсер настойчиво и требовательно замигал прожектором: «Покажите ваш секретный позывной». Запас уловок и хитростей закончился. Слово было за пушками.


Из сухогруза в рейдеры

Потерявшей в результате Первой мировой войны и последовавшего за ней Версальского мирного договора почти весь торговый флот, Германии пришлось его отстраивать заново. К началу Второй мировой немецкий торговый флот достигал 4,5 млн. брутто-тонн и был относительно молодым – большое количество кораблей и судов было построено в 30-е годы. Благодаря широкому применению двигателей Дизеля, немцам удалось создать корабли с большой дальностью плаванья и автономностью. 15 сентября 1938 года в Киле со стапелей верфи «Германиенверфт», принадлежавшей концерну Круппа, на воду был спущен теплоход «Штирмарк». Он и однотипный «Остмарк» строились по заказу компании «HAPAG» для длительных коммерческих перевозок. «Штирмарк» был крупным судном водоизмещением в 19 тыс. тонн, оснащенным дизельными двигателями суммарной мощностью в 16 тыс. л.с.

Кораблю не удалось начать карьеру мирного сухогруза. Готовность достроенного «Штирмарка» совпала с обострением политической обстановки в Европе и началом войны. Военно-морское ведомство имело виды на вместительный корабль с большой дальностью плавания и мобилизовало его. Вначале его думали использовать как транспорт, но потом «Штирмарку» нашли более эффективное применение. Было принято решение переоборудовать его во вспомогательный крейсер, благо всеми данными для этой роли он обладал. Новейший сухогруз получил индекс «вспомогательное судно 41». Вскоре «судно 41» было переведено в Гамбург, на завод «Дойче верт», где заняло освободившееся место после вспомогательного крейсера «Тор». Во всей сопутствующей документации будущий рейдер стал обозначаться как «вспомогательный крейсер №8» или «HSK-8».


Теодор Детмерс, командир «Корморана»

17 июля 1940 года его командиром был назначен 37-летний корветтен-капитан Теодор Детмерс. Он был самым молодым командиром вспомогательных крейсеров. Поступил на флот в возрасте 19 лет – сначала служил на старых учебных кораблях. После получения офицерского чина лейтенанта ступил на палубу крейсера «Кельн». Дальнейший путь прошел на эсминцах. В 1935 году Детмерс получил под командование старый «G-11», в 1938 г. корветтен-капитан прибыл к новому месту службы, на новейший эсминец «Герман Шёман» (Z-7). Войну он встретил, командуя этим кораблем. Вскоре «Герман Шёман» встал на ремонт, а его командир получил новое назначение на готовящийся в поход вспомогательный крейсер. «HSK-8» готовили торопливо – он не получил некоторое планирующееся для установки вооружение и оборудование. В отличие от предшественников, рейдер должен был оснащаться радаром, но из-за трудностей технического характера (аппаратура часто ломалась) от монтажа отказались. Не были установлены новые 37-мм автоматические зенитки – взяли старые. В середине сентября были успешно проведены ходовые испытания. 9 октября 1940 г. вспомогательный крейсер под названием «Корморан» официально вступил в состав кригсмарине. Позже Детмерс вспоминал, что долго не мог определиться с названием для своего корабля. В этом неожиданно ему оказал помощь Гюнтер Гумприх, будущий командир вспомогательного крейсера «Тор». Еще когда «Корморан» стоял у стенки верфи, Детмерс встретился с Руктешелем, командиром только что вернувшегося из похода «Виддера», с которым обсудил планы прорыва в Атлантику. Было решено, что «Корморан» будет прорываться через самое опасное, но и самое короткое место – Дуврский канал. Зимой Датский пролив, по мнению немцев, был забит льдами. Однако вскоре пришла радиограмма от траулера «Заксен», разведчика погоды, находившегося в этих широтах. Траулер сообщил, что льда много, однако пройти через него можно. План прорыва был изменен в пользу прохода Датским проливом.

В ноябре 1940 года рейдер перешел в Готенхафен, где производилась окончательная доводка и дооборудование. 20 ноября корабль посетил гросс-адмирал Редер и остался доволен увиденным. «Корморан» в целом был готов к походу, правда, у механиков вызывала опасения полностью не протестированная силовая установка. Для окончательного завершения всех испытаний требовалось время, а Детмерс ждать не хотел. Окончательное вооружение «Корморана» составило шесть 150-мм орудий, два 37-мм орудия и четыре одноорудийные 20-мм зенитки. Были установлены два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. Дополнительное вооружение включало два гидросамолета «Арадо 196» и торпедный катер типа LS-3. Пользуясь крупными размерами «Корморана», на него погрузили 360 якорных мин и 30 магнитных мин для катера. Рейдеру предписывалось действовать в Индийском океане, в африканских и австралийских водах. Резервный район – Тихий океан. В качестве дополнительного задания на «Корморан» возлагалась миссия снабдить находящиеся в южных широтах немецкие подводные лодки новыми торпедами и другими средствами снабжения. Рейдер принял в трюм 28 торпед, большое количество снарядов, медикаменты и провизию, предназначенные для передачи на субмарины.

В Атлантику

На пути к Датскому проливу рейдер встретил плохую погоду. 8 декабря он прибыл в Ставангер. 9 декабря, в последний раз пополнив запасы, вышел в море. 11 числа «Корморан» был загримирован под советский теплоход «Вячеслав Молотов», однако опасения были излишними – рейдер никто не обнаружил. Выдержав жестокий шторм, во время которого 19-тысячный корабль сильно качало, 13 декабря вспомогательный крейсер выбрался в Атлантику. Шторм утих, видимость улучшилась – и 18 декабря был замечен первый дым неизвестного судна. Однако рейдер еще не достиг своего «охотничьего» района, и незнакомец ушел безнаказанно. Вскоре командование изменило свои предписания и разрешило Детмерсу действовать незамедлительно. Рейдер двигался на юг – по расчетам механиков собственных запасов топлива при рациональном использовании должно было бы хватить не менее чем на 7 месяцев похода. Первое время «Корморану» не везло с поисками добычи: с него заметили только одни испанский сухогруз и американское судно. 29 декабря была предпринята попытка поднять в воздух самолет-разведчик, но из-за качки поплавки «Арадо» получили повреждения.

Счет был открыт, наконец, 6 января 1941 года. В качестве почина был остановлен греческий пароход «Антонис», перевозивший уголь по британскому фрахту. После соответствующих процедур, сняв команду и 7 живых овец, а также несколько пулеметов и патронов к ним, «Антонис» потопили. В следующий раз удача улыбнулась немцам 18 января. Непосредственно перед наступлением темноты с рейдера был замечен неизвестный пароход, который двигался противолодочным зигзагом. Детмерс знал, что подобные действия предписывает гражданским судам Британское адмиралтейство, – подобная инструкция была недавно захвачена рейдером «Атлантис». Сблизившись на дистанцию 4 мили, немцы вначале выпустили осветительные ракеты, а потом, когда пароход, оказавшийся танкером, не отреагировал, – открыли огонь. Британец (а уже не было никаких сомнений, что это он) передал в эфир сигнал RRR. Третий залп накрыл цель, и радио замолчало. Когда «Корморан» подошел ближе, с танкера неожиданно загрохотала пушка, успевшая сделать четыре выстрела, после чего возобновивший огонь рейдер поджег корму своей жертве. С «Бритиш Юнион» – так назывался незадачливый танкер – начали спускать шлюпки. Уцелевшая часть экипажа была спасена, а корабль отправлен на дно. Детмерс спешил поскорее покинуть район – сигнал тревоги, поднятый «Бритиш Юнион», сулил неприятные встречи. К месту гибели танкера полным ходом шел австралийский вспомогательный крейсер «Аруа», ему удалось выловить из воды еще восьмерых англичан, которые и пролили свет на произошедшие здесь события. В британских документах неизвестный пока что большой рейдер получил наименование «Рейдер G».

Командование предписало устроившему переполох Детмерсу идти на юг для встречи с кораблем снабжения «Нордмарк», передать на него все торпеды и припасы для подводных лодок, а потом направляться в Индийский океан. «Нордмарк» был фактически кораблем комплексного снабжения – его кладовыми, топливными хранилищами и каютами пользовалось большое количество немецких кораблей и судов, действовавших или проходящих через южные широты: «карманный» линкор «Адмирал Шеер», вспомогательные крейсеры, подводные лодки, блокадопрорыватели и другие суда обеспечения.

Между островами Зеленого Мыса и экватором во второй половине дня 29 января с борта «Корморана» было замечено судно, напоминающее рефрижератор. Притворившись «мирным купцом», рейдер выждал, пока судно подойдет ближе, и поднял сигнал остановиться, одновременно Детмерс приказал дать полный ход. После того как незнакомец никак не отреагировал, немцы открыли прицельный огонь на поражение. Рефрижератор выдал в эфир сигнал тревоги и остановился. С него спустили шлюпки. Судно «Африк Стар» действительно перевозило 5700 тонн мороженого мяса из Аргентины в Великобританию. Его экипаж был принят на борт, а «Африк Стар» немцы были вынуждены затопить – в результате обстрела оно получило повреждения. Рефрижератор тонул медленно, и для ускорения процесса была пущена торпеда. Поскольку жертва рейдера подняла тревогу, «Корморан» на полной скорости покинул этот район. Уже ночью сигнальщики рассмотрели силуэт, в котором было опознано торговое судно. Полученный приказ остановиться был проигнорирован, и вспомогательный крейсер открыл огонь сначала осветительными, а потом и боевыми снарядами. Противник вначале отвечал из кормовой пушки, которая, впрочем, вскоре замолчала. Пароход застопорил машины – абордажная партия обнаружила, что это британское судно «Эврилох», направляющееся с 16 разобранными тяжелыми бомбардировщиками в Египет. «Эврилох» сбился с курса и держался подальше от берега. Вражеские радиостанции гудели в эфире разъяренным потревоженным ульем, и немцам опять пришлось расходовать столь ценную торпеду для быстрой расправы над добычей.

Взяв на борт экипаж «Эврилоха», «Корморан» двинулся на рандеву с «Нордмарком» в специальном районе под названием «Андалусия». 7 февраля встреча состоялась. Компанию «Нордмарку» составляло судно-рефрижератор «Дюкеза», трофей «Адмирала Шеера». На следующий день рейдер получил 1300 тонн дизельного топлива, а с рефрижератора было отгружено 100 говяжьих туш и более 200 тысяч яиц. На «Нордмарк» было отправлено 170 пленных и почта. 9 февраля перегрузка была завершена, и «Корморан» отправился, наконец, в Индийский океан. По пути к мысу Доброй Надежды Детмерс встретился с рейдером «Пингвин», который заботливо «пас» целую трофейную китобойную флотилию. Капитан цур зее Крюдер предложил в качестве разведчика на побегушках один из китобойцев, но его коллега отказался. Трофей был недостаточно, по его мнению, быстроходен.

Плохая погода не позволила выставить минную банку у Уолфиш-Бей (Намибия). 18 февраля произошла авария в машинном отделении. Из-за поломки подшипников вышли из строя дизеля №2 и №4. Детмерс отправил срочный запрос в Берлин просьбой отправить подводной лодкой или очередным блокадопрорывателем не менее 700 кг баббита для изготовления новых вкладышей в подшипники. Ему пообещали выполнить эту просьбу как можно быстрее, поход в Индийский океан был временно отменен. Рейдеру приказывалось пока действовать в Южной Атлантике и ждать «посылку». Пока в машинном отделении специалисты из наличных запасов изготавливали новые части подшипников, 24 февраля на связь с Детмерсом вышел «Пингвин» и предложил передать 200 кг баббита. 25 февраля оба рейдера встретились – состоялся обмен необходимыми материалами и кинофильмами для развлечения команды. «Корморан» тем временем продолжал страдать от постоянных поломок в машинном отделении. Выделенных «Пингвином» запасов должно было хватить на первое время. 15 марта состоялась встреча с одной из подопечных субмарин, U-105, на которую было отгружено несколько торпед, топливо и провизия. С охотой рейдеру пока не везло.


«Корморан» дозаправляет топливом подводную лодку

Длительный перерыв в поисках новой добычи закончился 22 марта. «Корморан» захватил небольшой английский танкер «Агнита», идущий в балласте. Судно находилось в весьма посредственном состоянии и было без сожаления потоплено. Самой ценной добычей являлась карта минных полей возле Фритауна с указанием безопасного прохода. Через три дня практически в этом же районе в 8 утра был замечен танкер, идущий в балласте в сторону Южной Америки. На требование остановиться он не отреагировал – был открыт огонь. Поскольку корабль производил впечатление нового, Детмерс приказал стрелять аккуратнее, чтобы не нанести сильных повреждений. После нескольких залпов беглец застопорил машины. Добычей рейдера стал крупный (11 тыс. тонн) танкер «Канадолайт». Корабль был почти новый, и было решено отправить его с призовой партией во Францию. Приз успешно дошел до устья Жиронды 13 апреля.

Расход топлива и провизии был достаточно обширным, и Детмерс пошел на новую встречу со снабженцем «Нордмарком». 28 марта корабли встретились, а на следующий день сюда же подтянулись две подводные лодки. Одна из них, U-105, передала на рейдер долгожданный баббит, которого, впрочем, оказалось не так много. В планах Детмерса было рандеву с еще одним судном обеспечения, «Рудольфом Альбрехтом», вышедшим 22 марта из Тенерифе. Пополнив топливо, «Корморан» 3 апреля встретился с новым снабженцем, но, к сожалению, баббита на нем не оказалось. «Рудольф Альбрехт» передал много свежих овощей, фруктов, газет-журналов, живую свинью и щенка. Попрощавшись с танкером, «Корморан» ушел на юго-восток.

9 апреля с рейдера был замечен дым за кормой – какое-то судно двигалось одним курсом с ним. Дождавшись, когда расстояние сократится, немцы сбросили маскировку. И вновь англичане игнорировали приказ остановиться и не пользоваться радио. «Корморан» открыл огонь, добившись нескольких попаданий. Сухогруз «Крафтсмэн» остановился. На его корме вспыхнул сильный пожар. Абордажной партии не удалось сразу отправить англичанина на дно – тот не желал тонуть. Все дело было в его грузе – гигантской противолодочной сети для гавани Кейптауна. И только после попадания торпеды непокорный «Крафтсмэн» затонул. На следующий день радисты рейдера приняли радиограмму, принесшую приятную : Детмерсу присвоили звание фрегаттен-капитана. 12 апреля немцы перехватили греческое судно «Николаос Д.Л.», груженное строевым лесом. И вновь не обошлось без стрельбы. Забрав пленных, «Корморан» всадил в жертву несколько 150-мм снарядов под ватерлинию, не считая подорванных ранее зарядов. Грек тонул медленно, но Детмерс не стал расходовать на него торпеду, полагая, что тот потонет и так.

Пришло время вновь пополнить топливо, и «Корморан» в очередной раз пошел в точку встречи с «Нордмарком». 20 апреля в океане встретилась целая группа немецких судов. Кроме «Нордмарка» и «Корморана» здесь находился еще один вспомогательный крейсер – «Атлантис» – с кораблем снабжения «Альстеруфер». Корабль Детмерса получил 300 тонн дизельного топлива и двести 150-мм снарядов с «Альстеруфера». Работу дизелей удалось более-менее нормализовать, и рейдер, наконец, получил приказ следовать в Индийский океан, куда, попрощавшись с соотечественниками, он и направился 24 апреля.

В Индийском океане

В первых числах мая корабль обогнул мыс Доброй Надежды. Воды Индийского океана встретили «Корморан» крепким штормом, бушевавшим целых четверо суток. При следовании на север погода начала постепенно улучшаться – рейдер перекрасился, замаскировавшись под японское судно «Сакито Мару». 9 мая стало известно о гибели вспомогательного крейсера «Пингвин», после чего поступил приказ встретиться в условленном месте с кораблем снабжения «Альтсертор» и разведчиком «Пингвина» – бывшим китобойцем «Адъютант». Корабли встретились 14 мая, и к большому неудовольствию Детмерса по приказу командования ему пришлось перекачать 200 тонн топлива на «Альтсертор». Снабженец в свою очередь пополнил экипаж «Корморана» членами своей команды взамен тех, кто ушел во Францию на танкере «Канадолайт».

Затем потянулись однообразные будни. Почти месяц «Корморан» бороздил Индийский океан, не встречая целей на своем пути. 5 июня был вновь изменен камуфляж – теперь рейдер выглядел как опять же японский транспорт «Кинка Мару». Дважды отправлялся в разведывательный полет корабельный «Арадо», но оба раза безрезультатно. Один раз повстречалось ярко освященное судно, которое оказалось американским. В другой раз неизвестный пассажирский корабль вспугнули внезапно заработавшей установкой по производству дыма. Видя, что охота не идет, Детмерс решил попытать счастья в минной войне – 360 мин все еще ждали своего часа и были опасным и обременительным грузом. 19 июня «Корморан» вошел в воды Бенгальского залива, берега которого изобиловали крупными портами. На выходе из них немцы и планировали выставить свои мины. В первую очередь это касалось Рангуна, Мадраса и Калькутты. Однако и тут рейдеру не повезло. Когда до Мадраса оставалось не более двухсот миль, на горизонте сначала показался дым, а потом начал вырисовываться силуэт крупного корабля, похожего на английский вспомогательный крейсер. Такого рода встреча не входила в планы Детмерса, и он начал уходить на полной скорости. В течение часа неизвестный преследовал рейдер, потом постепенно отстал, скрывшись за горизонтом. Немцам действительно повезло – это был британский вспомогательный крейсер «Кантон», принявший их за японцев. Минная постановка у Калькутты также была отменена – в этом районе свирепствовал ураган.

Длительная полоса невезения наконец-то окончилась ночью 26 июня, когда вахтенные заметили какое-то судно. Традиционно немцы потребовали остановиться и не пользоваться радио. Однако обнаруженный корабль продолжал следовать как ни в чем не бывало, не пытаясь, впрочем, выходить в эфир. Отстучав несколько раз подряд сигнальным прожектором оставшиеся без внимания приказы, рейдер открыл огонь, добившись за семь минут почти 30 попаданий. Судно начало интенсивно гореть, с него спустили шлюпку. Немцы прекратили обстрел. Когда моряков со шлюпки подняли на борт, оказалось, что незнакомец является югославским сухогрузом «Велебит», шедшим в балласте. В момент контакта капитан находился в машинном отделении, а вахтенный офицер не знал(!) азбуки Морзе и не мог понять, чего от него хочет какой-то корабль. Югослав интенсивно горел, поэтому Детмерс не стал добивать изувеченное судно и отправился далее. Через несколько часов, уже в полдень, вновь был замечен дым. Какой-то корабль шел в сторону Цейлона. Под прикрытием дождевого шквала «Корморан» подкрался к своей жертве на расстояние 5 миль. Вновь немцы потребовали остановки и не выходить в эфир. Однако австралийский «Мариба», перевозивший почти 5 тыс. тонн сахара, и не подумал подчиняться, а тут же передал по радио сигнал тревоги. Загрохотали орудия рейдера, и вскоре австралиец уже тонул, спуская шлюпки. Подобрав 48 человек экипажа и добив жертву, «Корморан» спешно покинул этот район. Рейдер ушел на юг, в пустынные и малопосещаемые воды, где пробыл до 17 июля. Был произведен профилактический ремонт дизелей и электрооборудования. Потерявший актуальность, японский грим был сменен. Выдавать себя за нейтрала-японца было уже слишком подозрительно, да и опасно – ночью приходилось бы идти с включенными огнями. Кроме того, нейтральному судну не надо было резко менять курс, уходя от сближения с любым подозрительным кораблем, которым мог оказаться британский крейсер.

Вспомогательный крейсер замаскировали под голландского купца «Страат Малакка». Для пущего реализма на корме был установлен деревянный макет орудия. В новом образе «Корморан» двинулся в сторону острова Суматра. Плавание в тропиках вносило определенные трудности в хранение провианта. Почти десять дней экипаж, сменяя друг друга, занимался просеиванием корабельных запасов муки, в которых оказалось много жучков и личинок. Запасы крупы оказались вообще непригодными к употреблению. В противовес этому, продукты длительного хранения в многочисленных холодильных камерах сохранились хорошо. Продолжая двигаться на юго-восток, 13 августа в 200 милях севернее Карнарвона (Австралия) произошел визуальный контакт с неизвестным судном, но Детмерс, опасаясь присутствия рядом военных кораблей, приказал не преследовать незнакомца. Рейдер двинулся в обратный путь, в направлении Цейлона.

28 августа 1941 года немцы впервые после выхода из Норвегии увидели землю – это была верхушка горы Боа-Боа на острове Энгано, который расположен у юго-западного побережья Суматры. Индийский океан был пустынным – даже полеты гидросамолета не приносили результатов. Только 23 сентября вечером вахтенные к большой радости изнывающего от однообразия экипажа обнаружили ходовые огни идущего в балласте судна. Хоть это и были признаки нейтрала, Детмерс решил осмотреть его. Остановленное судно оказалось греческим «Стаматиос Г. Эмбирикос», идущим с грузом в Коломбо. Экипаж вел себя послушно и в эфир не выходил. Вначале Детмерс хотел его использовать в качестве вспомогательного минного заградителя, однако малое количество угля в бункерах «Стаматиоса» делало это проблематичным. После наступления темноты грек был потоплен подрывными зарядами.

Рейдер крейсировал в западной части Индийского океана до 29 сентября. Необходимость пополнения запасов вынуждало «Корморан» к встрече с очередным кораблем снабжения. Это был «Кульмерланд», вышедший 3 сентября из Кобэ. Рандеву должно было состояться в секретной точке «Мариус». Прибыв туда 16 октября, рейдер встретился с поджидающим его снабженцем. Вспомогательный крейсер получил почти 4 тыс. тонн дизельного топлива, 225 тонн смазочного масла, большое количество баббита и провизию, рассчитанную на 6 месяцев плавания. В обратную сторону последовали пленные, пятеро больных членов экипажа и почта. «Кульмерланд» расстался с рейдером 25 октября, а «Корморан» занялся очередным ремонтом двигателей. Когда механики доложили Детмерсу, что машины приведены в относительный порядок, фрегаттен-капитан вновь отправился к Австралийскому побережью, чтобы выставить минные банки у Перта и в заливе Шарк. Однако немецкое командование передало, что из Перта выходит большой конвой под охраной тяжелого крейсера «Корнуолл», и «Корморан» двинулся в сторону залива Шарк.

Тот самый бой

19 ноября 1941 года стояла отличная погода, видимость была великолепной. Около 4 часов пополудни вестовой доложил Детмерсу, находившемуся в кают-компании, что на горизонте замечен дым. Поднявшийся на мостик фрегаттен-капитан вскоре определил, что это военный корабль, идущий рейдеру на встречу. Австралийский легкий крейсер «Сидней» возвращался домой после эскортирования лайнера «Зеландия», перевозившего войска в Сингапур. «Сидней» уже отличился в боевых действиях на Средиземном море, потопив в бою у мыса Спада итальянский легкий крейсер «Бартоломео Коллеони». Однако в мае 1941 г. командира легкого крейсера капитана 1 ранга Джона Коллинза, имевшего обширный боевой опыт, сменил ранее служивший на берегу капитан 1 ранга Джозеф Барнетт. Во многом это, наверное, и решило исход будущей схватки.


Австралийский легкий крейсер «Сидней»

«Сидней» был полноценным боевым кораблем, водоизмещением почти 9 тыс. тонн и вооруженным восемью 152-мм орудиями, четырьмя 102-мм орудиями, двенадцатью зенитными пулеметами. Торпедное вооружение составляло восемь 533-мм торпедных аппаратов. На борту имелся гидросамолет. Детмерс не потерял присутствие духа и приказал повернуть на юго-запад, чтобы солнце светило австралийцам прямо в глаза. Одновременно «Корморан» дал полный ход, однако вскоре дизель №4 начал барахлить, и скорость снизилась до 14 узлов. Примерно через час после обнаружения рейдера крейсер приблизился на расстояние 7 миль по правому борту и прожектором приказал опознать себя. «Корморан» передал правильный позывной «Страат Малакка» «RKQI», но при этом его подняли между трубой и фок-мачтой, чтобы с подходящего с кормы крейсера его практически не видели. Затем «Сидней» потребовал указать место назначения. Немцы ответили: «В Батавию», – что выглядело совсем правдоподобно. Чтобы сбить преследователей с толку, радисты рейдера начали передавать в эфир сигналы бедствия о том, что голландское судно атаковано «неизвестным военным кораблем». Тем временем крейсер приближался – его носовые башни были нацелены на псевдокупца. Австралийцы периодически передавали сигнал «IK», что по международному своду сигналов означало «приготовиться к урагану». На самом деле настоящей «Страат Малакке» следовало бы ответить «IIKP» согласно секретному своду сигналов. Немцы предпочитали игнорировать повторяющиеся запросы.

Наконец «Сиднею» эта затянувшаяся комедия стала надоедать, и с него просигналили: «Укажите свой секретный позывной. Дальнейшее молчание может только ухудшить ситуацию». Игра закончилась. Каждое торговое судно союзников имело свой индивидуальный секретный код. Австралийский крейсер уже практически догнал «Корморан» и находился почти на его траверсе, на расстоянии чуть более километра. В ответ на запрос в 17 ч. 30 мин. рейдер спустил голландский флаг и поднял боевой флаг кригсмарине. За рекордные сроки в шесть секунд упали маскировочные щиты. Первый выстрел лег с недолетом, а второй залп из трех 150-мм и одного 37-мм орудия угодил в мостик «Сиднея», уничтожив его систему управления огнем. Одновременно со вторым залпом немцы разрядили свои торпедные аппараты. Начал отвечать главный калибр крейсера, но солнце светило наводчикам в глаза, и он лег с перелетом. Заработали 20-мм зенитки и крупнокалиберные пулеметы, мешающие команде крейсера занять места согласно боевому расписанию. На такой дистанции было трудно промахнуться, и немцы всаживали в «Сидней» снаряд за снарядом. Был уничтожен гидросамолет, потом «Корморан» перевел огонь на носовые башни главного калибра – вскоре они были выведены из строя. Выпущенная торпеда поразила нос крейсера впереди носовой башни. Носовая часть «Сиднея» сильно осела в воду. Огонь по рейдеру вели кормовые башни, которые перешли на самостоятельную наводку. Австралийцы мазали – тем не менее три снаряда попало в «Корморан». Первый пробил трубу, второй повредил вспомогательный котел и вывел из строя пожарную магистраль. В машинном отделении начался пожар. Третий снаряд разрушил трансформаторы главных дизелей. Ход рейдера резко снизился.


Одно из 150-мм орудий «Корморана»

«Сиднею» пришлось намного хуже – крейсер внезапно повернул на обратный курс. Было видно, что крышку башни B сбросило в море. Австралиец прошел в каких-то ста метрах за кормой рейдера – он был весь охвачен пожарами. Очевидно, рулевое управление на нем было сильно повреждено или выведено из строя. Противники обменялись безрезультатными торпедными залпами, и «Сидней» начал удаляться 10-узловым ходом, двигаясь на юг. «Корморан» вел по нему огонь, пока позволяла дистанция. В 18.25 бой прекратился. Положение рейдера было критическим – пожар разрастался. Персонал машинного отделения боролся с огнем, пока не погиб практически весь, кроме одного матроса. Огонь подбирался к минному трюму, где лежали почти четыре сотни мин, которых «Корморан» таскал с собой на протяжении всего похода, но так и не смог от них избавиться.

Фрегаттен-капитан понял, что корабль уже не спасти, и приказал поставить подрывные патроны у топливных цистерн. На воду начали спускать спасательные плоты и шлюпки. Первый спущенный плот перевернулся, в результате чего утонули почти 40 человек. В 24 часа, забрав флаг корабля, Детмерс последним покинул обреченный «Корморан». Через 10 минут сработали подрывные патроны, произошла детонация мин – мощный взрыв уничтожил корму рейдера, и в 0 ч. 35 мин. вспомогательный крейсер затонул. На воде оказалось более 300 офицеров и матросов. 80 человек погибли в бою и утонули после опрокидывания плота. Погода ухудшилась, и спасательные средства разметало по воде. Вскоре каботажный пароход подобрал одну шлюпку и сообщил об этом командованию австралийских ВМС, которые немедленно начали спасательную операцию. Вскоре все немцы были найдены, хотя некоторым пришлось проболтаться на плотиках около 6 суток.


Башня главного калибра «Сиднея». Фото сделаны австралийской экспедицией, обнаружившей останки кораблей

О судьбе «Сиднея» никаких известий не было, кроме выброшенной спустя две недели на берег разбитой спасательной шлюпки. Поиски, длившееся почти 10 дней, результатов не дали, и крейсер «Сидней» был объявлен 30 ноября 1941 года погибшим. Долгие годы тайна его гибели оставалась неразгаданной. Пленные немцы, которых тщательно допросили уже на берегу, рассказывали о зареве пожара, которое они наблюдали в том месте, куда ушел объятый пламенем крейсер. Лишь в марте 2008 года специальная экспедиция австралийских ВМС обнаружила вначале «Корморан», а потом и «Сидней» примерно в 200 милях к юго-западу от Карнарвона. Бывшие противники лежат недалеко друг от друга – в 20 милях. Слой воды в 2,5 километра надежно укрыл своим покровом погибших моряков. Какие события произошли в охваченных пламенем отсеках и палубах австралийского крейсера, как закончилась драма, упокоившая этот корабль на дне Тихого океана, мы очевидно никогда не узнаем.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

HMAS Sydney

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

Общие сведения

HMAS Sydney стал первым построенным легким крейсером типа Amphion (из-за чего его иногда называют тип Sydney ). Что характерно, HMAS Sydney был заложен через несколько дней после закладки первого корабля этого типа - HMS Amphion , но вошел в строй почти на год быстрее своих систершипов за счет более качественной работы верфи. Интересным фактом также является то, что корабль был заложен под именем HMS Phaeton и предназначался для службы в ВМС Великобритании , но в процессе строительства был передан ВМС Австралии и переименован в HMAS Sydney . В обмен на 3 крейсера типа Amphion Австралия передала метрополии гидроавианосец HMAS Albatross .

Корабль также называют Sydney (II) , так как это был второй корабль австралийского флота с таким именем. Кроме этого корабля имя Sydney носили:

  1. HMAS Sydney (1912) - легкий крейсер типа Town
  2. HMAS Sydney (1948) (при закладке - HMS Terrible ) - авианосец типа Majestic
  3. HMAS Sydney (1980) - фрегат типа Adelaide

19 ноября 2015 г. был заложен очередной корабль HMAS Sydney - эсминец типа Hobart , который должен вступить в строй к 2020 г.

История создания

Предшественники

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

HMAS Sydney стал первым австралийским кораблем, который был оснащен гидролокатором Type 125 британского производства. Также на борту имелись 4 × 47-мм скорострельных салютных орудия Hotchkiss.

Модернизации и переоборудования

Летом 1940 года корабль прошел незначительную модернизацию - число 7.62-мм пулеметов Lewis было сокращено до 9, а 7.62-мм пулеметы Vickers и 47-мм салютные орудия Hotchkiss были сняты. В декабре 1940 года в рамках небольшого ремонта на крейсер было установлено оборудование для размагничивания.

История службы

Предвоенный период

  • HMAS Sydney полностью завершил испытания и вышел из Портсмута 29 октября 1935 года. Сразу после выхода из порта он получает приказ идти в Гибралтар для соединения со 2-й эскадрой крейсеров британского флота, задачей которой было обеспечение соблюдения экономических санкций против Италии.
  • В январе 1936 года крейсер прошел техническое обслуживание в Александрии, а в марте HMAS Sydney был переподчинен 1-й эскадре крейсеров, где он по-прежнему следил за соблюдением санкций против Италии и участвовал в учениях британского флота.
  • В связи со спадом напряженности 14 июля 1936 года крейсер отправился в Австралию, прибыв в порт Фримантл в конце июля. 8 августа корабль посетил Мельбурн, а 11 август - побывал в Сиднее, в честь которого был назван.
  • В Австралии крейсер проводил большую часть времени на учениях и в тренировочных походах. В начале августа 1939 года HMAS Sydney находился в порте Дарвин. В связи с обострением обстановки в мире (которое послужило началом Второй мировой войны), крейсер получил приказ прибыть в Фримантл, куда он прибыл 22 августа 1939 года.

Служба в начале Второй мировой войны

HMAS Sydney в порту Фримантл, 1939 г.

На момент вступления Великобритании во Вторую мировую войну, 3 сентября 1939 года, HMAS Sydney находился на своей базе в порту Фримантл. Его экипаж был переведен на штат военного времени и увеличен до 645 человек. Первыми боевыми заданиями HMAS Sydney были патрулирование и сопровождение судов в австралийских водах.

Крейсер участвовал в патрулировании Индийского океана до конца 1939 года, пока не получил приказ вернуться в Сидней для обслуживания в доке и рождественской стоянки. 8 февраля 1940 года корабль вновь прибыл на боевое дежурство к западным берегам Австралии. С февраля по апрель 1940 года корабль сопровождал конвои у побережья Австралии и в Индийском океане.

1 мая 1940 г. HMAS Sydney вернулся в Фримантл после сопровождения очередного конвоя и получил приказ на максимальной скорости отправиться в Коломбо. Остановившись в Сингапуре на дозаправку, корабль прибыл в Коломбо 8 мая 1940 г. Однако уже 12 мая он получил приказ идти в Средиземное море, а 26 мая - прибыл в Александрию, где присоединился к британским силам на Средиземном море.

Служба на Средиземном море

В начале июня 1940 г. HMAS Sydney участвовал в учениях 7-й эскадры крейсеров где быстро получил репутацию хорошо подготовленного и главное - удачливого корабля. 10 июня 1940г. Италия объявила войну Великобритании. HMAS Sydney в это время находился в Александрии и получил приказ немедленно выйти в море для поиска итальянского флота и обеспечения безопасности судоходства в восточной части Средиземного моря и Эгейском море. За время патрулирования корабль так и не встретился с противником.

21 июня 1940г. HMAS Sydney впервые участвовал в боевых действиях - обстреле итальянского порта Бадрия. Артиллерия корабля в течении 22 минут обстреливала военную базу. В то же время, запущенный с борта корабля гидроплан Supermarine Walrus был по ошибке атакован британской авиацией. Пилот T.M. Price сумел посадить самолет, но он уже не подлежал восстановлению.

22 июня Франция подписала перемирие с Германией, что означало что французские корабли должны были быть разоружены под наблюдением немецких и итальянских сил. Командование британского флота приказало не допустить перехода французского флота на сторону Германии любой ценой. В Александрии, где в то время находился HMAS Sydney , весь британский флот получил приказ навести орудия на французские корабли и быть готовыми открыть огонь. Однако, конфликт удалось разрешить мирным способом, французские корабли были разоружены и сократили свои экипажи до 30%.

28 июня 1940 года HMAS Sydney участвовал в преследовании 3 вражеских эсминцев, обнаруженных союзной авиацией. Поняв что им не уйти от преследования, командир эсминца Espero пожертвовал своим кораблем чтобы дать возможность остальным 2 эсминцам уйти. После долгого боя HMAS Sydney потопил Espero и, подобрав 47 выживших итальянских моряков, отправился в Александрию. 30 июня корабль был атакован итальянской авиацией и в очередной раз подтвердил репутацию счастливого корабля, не получив никаких повреждений.

9 июля 1940г. HMAS Sydney участвовал в бою у Калабрии , где действовал вместе с остальными крейсерами 7-й эскадры.

18 июля HMAS Sydney вышел из Александрии вместе с эсминцем HMS Havock в направлении Афин, где они должны были присоединиться к флотилии британских эсминцев в Эгейском море и защищать от итальянского флота северный берег о. Крит. 19 июля радар HMAS Sydney обнаружил 2 итальянских крейсера, которые пытались уйти от столкновения с британским флотом. Как выяснилось позже, итальянские крейсера Bartolomeo Colleoni и Giovanni delle Bande Nere шли в Ливию с грузом топлива и боеприпасов, размещенных прямо на палубах. Итальянские корабли подозревали присутствие британских эсминцев и решили повернуть обратно к берегам Италии, когда внезапно столкнулись с HMAS Sydney и сопровождавшими его эсминцами. HMAS Sydney сумел потопить Bartolomeo Colleoni и серьезно повредить Giovanni delle Bande Nere , практически не получив повреждений. Этот бой вошел в историю как бой у мыса Спада .

После этого знаменательного сражения крейсер до конца 1940 года выполнял задачи по патрулированию и сопровождению конвоев. Так, 27 июля 1940г. корабль вместе с HMS Neptune участвовал в потоплении итальянского танкера Ermioni , а 3-4 сентября 1940г., замаскированный под итальянский легкий крейсер типа Condottieri , обстреливал с моря авиабазу в Скрапанто.

После небольшого ремонта, проведенного на Мальте, 8 января 1941 года крейсер получил приказ возвращаться к побережью Австралии. В планах было провести масштабную модернизацию крейсера (в основном она состояла в усилении ПВО) и произвести ротацию австралийских кораблей в Средиземном море. Непосредственной же задачей крейсера было защищать побережье Австралии от немецких рейдеров и японского флота. По пути HMAS Sydney несколько раз привлекался к сопровождению торговых судов и поиску немецких рейдеров в Индийском океане. 5 февраля корабль прибыл на свою базу в порт Фримантл.

За 8 месяцев службы в Средиземном море команда крейсера потеряла только одного моряка, который умер из-за болезни.

HMAS Sydney в боевом камуфляже

Служба у берегов Австралии

Корабль в камуфляже состоянием на август 1941г.

  • 9 февраля 1941 года крейсер прибыл в Сидней, где его экипаж встречали как героев. После короткого ремонта, HMAS Sydney отправился в Фримантл 27 февраля 1941г. и получил задачи сопровождать конвои и производить патрулирование в Индийском океане.
  • 19 апреля 1941г. корабль доставил австралийскую делегацию в Сингапур на секретную встречу представителей Британского Содружества, Голландской Ост-Индии и США.
  • Уже 15 мая 1941г. крейсер вновь прибывает в Сингапур, теперь уже с задачей сопровождения транспортных судов, которые доставляли войска в Сингапур.
  • Все лето 1941г. HMAS Sydney занимался сопровождением конвоев в Индийском океане.
  • 19 сентября 1941г., после покраски в новый камуфляж, крейсер вышел из Мельбурна во Фримантл с задачей патрулирования западного побережья Австралии.
  • В течении октября 1941г. крейсер прошел все западное и северное побережье Австралии, сопровождал конвои, производил разведку минных полей.

Наконец, 17 ноября крейсер получил приказ вернуться во Фримантл, куда он должен был прибыть вечером 20 ноября.

Гибель

Схема боя

19 ноября 1941г. крейсер встретился с неизвестным торговым судном, которое шло со скоростью 14 узлов в направлении побережья Австралии. Командир крейсера совершил недопустимую ошибку и приблизился к неизвестному судну, которое представилось голландским транспортом Straat Malakka , на расстояние 1,3 км. Почти час корабли обменивались флажными сигналами пока в 17:30 не стало понятно что неизвестное судно - немецкий вспомогательный крейсер Kormoran .

После получасового боя на ближней дистанции противники разошлись. Kormoran получил серьезные повреждения машинного отделения, кроме того на корабле начался пожар, который угрожал погребам с боеприпасами, поэтому в 18:25 командир приказал команде покинуть корабль. Выжившие члены команды Kormoran заявляли что видели на горизонте зарево от пожара на борту HMAS Sydney до 22:00.

Как выяснилось позже, HMAS Sydney , получив тяжелейшие повреждения, сохранил управляемость и пытался подойти к берегу, но в определенный момент потерял плавучесть, перевернулся на левый борт и затонул.

Из 645 членов команды, находившися в тот момент на борту, не выжил никто. Это была самая большая потеря австралийского флота за всю его историю, а HMAS Sydney стал самым большим кораблем союзников, погибшим вместе со всей командой, за время Второй мировой войны.

Поиски останков HMAS Sydney

Останки крейсера (компьютерная реконструкция)

После того как прошли все возможные сроки прибытия корабля в Фримантл, командование австралийского флота начало поиски пропавшего крейсера. 26 ноября HMAS Heros обнаружил поврежденную пустую спасательную шлюпку, которая была опознана как шлюпка с HMAS Sydney .

ТАИНСТВЕННАЯ ГИБЕЛЬ КРЕЙСЕРА «СИДНЕЙ»

19 ноября 1941 года на закате дня возле берегов Западной Австралии в коротком, но кровопролитном сражении погибли овеянный славой австралийский крейсер «Сидней» и немецкий рейдер «Корморан». Но если экипаж последнего уцелел практически целиком, то 645 членам команды «Сиднея» спастись не удалось.

Как могло случиться, что с «Сиднея» никто не остался в живых? - задался вопросом журналист В. Лукницкий. - Как «Корморан», переоборудованный из торгового судна в военный корабль, смог потопить столь крупный крейсер? Почему официальные власти Великобритании, Австралии и США засекретили все документы, относящиеся к происшедшему?

Эти вопросы и раньше волновали многих историков. Британское правительство отказалось предать гласности телеграммы, которыми обменялись Черчилль и Рузвельт 26 ноября 1941 года в связи с гибелью «Сиднея». Эти документы могли бы стать последними штрихами к картине, старательно собранной из маленьких исторических лоскутков английским писателем Монтгомери. Его отец, штурман «Сиднея», погиб в том сражении. В 1973 году Монтгомери получил возможность ознакомиться с официальным отчётом британского адмиралтейства об этом событии. В нём было столько нелепых вопросов, что он решил предпринять собственное расследование.

Писатель получил доступ к рассекреченным документам, среди которых - протоколы допросов оставшихся в живых членов команды «Корморана», которые добрались до Австралии и затем содержались в лагере для военнопленных. Он разыскал и расспросил многих из них, проживающих в то время в Германии. Его поразило то, что многие опасались говорить с ним откровенно и избегали многих вопросов.

Таким образом, официальные каналы получения информации оказались для Монтгомери закрытыми, и он пришёл к выводу: над всем этим возведена завеса строжайшей секретности. И писатель узнал почему.

«Корморан» заметил крейсер «Сидней» в 17 часов. Первым сообщением акустиков в тот злополучный ноябрьский день было: это крупный корабль. Затем командиру немецкого рейдера Детмеру доставили более точную информацию: это крейсер. Положение «Корморана» оказалось безнадёжным. Дальность орудий главного калибра «Сиднея» составляла свыше 100 кабельтовых (более 18,5 километра), что позволяло ему находиться вне досягаемости огня немцев. Детмер видел единственное спасение в «камуфляже и неожиданном огне из всех орудий с близкого расстояния». Так записано в его отчёте. Но хотя «Корморан» шёл под норвежским флагом, эта уловка могла быть моментально раскрыта, как только на «Сиднее» проверили бы список кораблей, находящихся в этом районе. Детмер приказал радисту передать в эфир сигнал, предупреждающий о появлении в этой зоне подозрительного судна. Эти искажённые данные должны были внушить командиру «Сиднея» Барнетту, что неприятель находится где-то в стороне, а не поблизости. Затем команда «Корморана» имитировала пожар у себя на судне. В 17 часов 30 минут на «Сиднее» ещё считали, что перед ними находится обычное торговое судно под норвежским флагом. Оно еле-еле передвигалось и, по всей вероятности, терпело бедствие, так как передавало сигнал SOS.

Барнетт приказал приготовить к полёту морской самолёт «Вальрус» для поисков мнимого неприятеля. Затем передумал, когда увидел нарастающее облако дыма от немецкого рейдера. «Корморану» был подан сигнал идти на сближение. Полчаса спустя «Сидней» лёг в дрейф, остановил машины и начал готовить шлюпки для оказания помощи. У «норвежцев», решил командир, можно получить информацию о неприятельском корабле.

Он представлял собой идеальную мишень. Крейсер стоял, повернувшись бортом к «Корморану», на расстоянии всего 1100 метров. Барнетт был настолько уверен, что перед ним пострадавшее судно, что разрешил даже кокам выйти на палубу. Именно этого и ждали на «Корморане». Немецкий рейдер выпустил две торпеды, которые попали в цель, затем дал несколько залпов из всех орудий и пулемётов. Снаряды снесли рулевую рубку, вызвали пожары в кормовом отсеке и на куски разнесли самолёт «Вальрус». Когда на крейсере увидели, что на корме противника, окутанного клубами дыма, на смену норвежскому флагу взвился немецкий флаг, пустили в ход орудия главного калибра. «Сидней» сделал несколько залпов. В результате прямых попаданий в машинное отделение «Корморан» запылал, как бумажный склад, а его орудия были выведены из строя. Команда рейдера просигналила, что сдаётся. Перегруженные шлюпки, отбиваясь от огня, стали двигаться в направлении австралийского корабля в надежде, что их подберут.

И тут кто-то нанёс внезапный и страшный удар по «Сиднею» в него попала торпеда. Корабль переломился и исчез в пучине. Кто выпустил эту торпеду? Монтгомери утверждает совершенно определённо: японская подводная лодка, которая вышла в этот рейс специально для встречи с «Кормораном». Другими словами, Япония была тесно связана с фашистами задолго до нападения на Пёрл-Харбор. Ни один член команды «Сиднея» не спасся, так как с субмарины безжалостно расстреливали всех подряд, дабы никто не смог сообщить о её участии в сражении. Этот факт, по мнению Монтгомери, и может объяснить, почему члены команды немецкого рейдера на допросах давали путаные, двусмысленные ответы. Некоторые из них признавались, что боятся раскрыть всю подоплёку тех событий.

Но зачем Лондон окутывает завесой секретности эту историю? Потому, считает Монтгомери, что Черчилль и Рузвельт тоже замешаны в ней. Командование австралийским флотом подозревало с самого начала, что «Сидней» потопила японская подводная лодка, и направило эту информацию в британское адмиралтейство. Об этом узнал Черчилль. Известие пришло для него в критический момент. Англичане и американцы в то время вели тайные переговоры с Токио, в ходе которых добивались заключения с Японией временного пакта о нейтралитете.