Способы интенсификации процесса обучения. Современные проблемы науки и образования. §4. Активизация процесса обучения
Интенсификация обучения продолжает оставаться одной из ключевых проблем педагогики высшей школы. Информационный взрыв и современные темпы прироста научной информации, которую нужно успеть передать студентам за время обучения, побуждают преподавателей искать выход из создавшегося положения и ликвидировать цейтнот за счет новых педагогических приемов. Одним из таких приемов является интенсификация учебной деятельности.
Интенсификация обучения - это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.
Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности.
Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования:
Методов обучения.
Рассмотрим вкратце параметры, способствующие оптимизации содержания учебной дисциплины. Совершенствование содержания предполагает как минимум:
Рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной, второстепенной информации; соответствующим образом должна быть выделена основная и дополнительная литература;
Перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;
Концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки задела знаний, необходимых для плодотворной самостоятельной работы;
Рациональную дозировку учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу;
Педагогическое проектирование и педагогические технологии J75
Обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;
Экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени.
Совершенствование методов обучения обеспечивается путем:
Широкого использования коллективных форм познавательной деятельности (парная и групповая работа, ролевые и деловые игры и др.);
Выработки у преподавателя соответствующих навыков организации управления коллективной учебной деятельностью студентов;
Применения различных форм и элементов проблемного обучения;
Совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых;
Индивидуализации обучения при работе в студенческой группе и учет личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий и выборе форм общения;
Стремления к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальных способностей;
Знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;
Применения современных аудиовизуальных средств, ТСО, а при необходимости - информационных средств обучения. Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.
Еще по теме 4. Интенсификация обучения и проблемное обучение:
- 2.3, Участие учителя информатики в событиях, связанных с информатизацией образования
- 1.2. Регулирование внешней и внутренней среды предпринимательских структур как основа их устойчивого развития
Интенсификация обучения продолжает оставаться одной из ключевых проблем педагогики высшей школы. Информационный взрыв и современные темпы прироста научной информации, которую нужно успеть передать студентам за время обучения, побуждают преподавателей искать выход из создавшегося положения и ликвидировать цейтнот за счет новых педагогических приемов. Одним из таких приемов является интенсификация учебной деятельности.
Интенсификация обучения
— это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.
Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности.
Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования:
. содержания учебного материала;
. методов обучения.
Рассмотрим вкратце параметры, способствующие оптимизации содержания учебной дисциплины. Совершенствование содержания предполагает как минимум:
. рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной, второстепенной информации; соответствующим образом должна быть выделена основная и дополнительная литература;
. перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;
. концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки задела знаний, необходимых для плодотворной самостоятельной работы;
. рациональную дозировку учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу;
. обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;
. экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени.
Совершенствование методов обучения обеспечивается путем:
. широкого использования коллективных форм познавательной деятельности (парная и групповая работа, ролевые и деловые игры и др.);
. выработки у преподавателя соответствующих навыков организации управления коллективной учебной деятельностью студентов;
. применения различных форм и элементов проблемного обучения;
. совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых;
. индивидуализации обучения при работе в студенческой группе и учет личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий и выборе форм общения;
. стремления к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальных способностей;
. знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;
. применения современных аудиовизуальных средств, ТСО, а при необходимости — информационных средств обучения.
Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.
Согласно энциклопедическому определению слово "интенсивный" определяется как напряженный, усиленный, дающий высокую производительность. "Интенсификация" означает усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности.
Интенсивный метод обучения проектируется, как правило, следующим образом, а именно, в традиционный метод обучения вносятся какие-либо новшества, позволяющие добиться за один и тот же отрезок времени более высоких результатов.
Или, в другом случае, традиционный метод обучения заменяется полностью или частично более совершенным методом обучения. При интенсивном обучении используются наиболее важные достижения психолого-педагогической и других наук.
Среди этих новшеств могут быть:
- грамотное научно обоснованное построение процесса обучения по этапам, периодам, циклам, модулям и т.д.;
- широкое применение различных и, в первую очередь, новых технических средств обучения, т.е. компьютерные средств;
- использование активных игровых форм обучения;
- постоянное развитие стремления обучающихся к творчеству, самообразованию, непрерывному совершенствованию;
- развитие и использование способностей учащихся к обучению с учетом их индивидуальных запросов и психологических характеристик;
- разработка и применение новых методик обучения с учетом психофизиологических особенностей учащихся;
- постоянное усиление мотивации и т.д.
Интенсификация процесса обучения, как и различные инновации, являются результатами научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Для достижения поставленных целей, по их мнению, интенсификация должна быть научно обоснована и управляема.
С внедрением в учебно-воспитательный процесс в высшей школе элементов его интенсификации каждый педагог нуждается в специальной психолого-педагогической подготовке, т.к. в его профессиональной деятельности реализуются не только специальные предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, методики обучения и воспитания. Педагог должен выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых теорий, концепций.
Необходимость интенсификации учебного процесса в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств, среди которых:
- социально-экономические преобразования, вызывающие потребность коренного обновления системы образования, методологии и метода организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе;
- усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин и их составных частей, введения новых учебных предметов или разделов дисциплин, в свою очередь, требуют постоянного поиска новых организаторских форм, методов обучения;
- предоставление педагогу определенной самостоятельности в выборе новых программ, учебников, приемов и способов педагогической деятельности, ведения экспериментов и исследований (при постоянном их анализе и оценке компетентными экспертами н органами управления образованием);
- вхождение вузов в рыночные отношения и создание реальной ситуации их конкурентоспособности.
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.
Информационные технологии предоставляют возможность:
· рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
· сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
· построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
· вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
· использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
· интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
"...в 21 веке цифровые среды суть естественные среды для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущи». С этим высказыванием ученого и педагога С. Паперта вполне согласны администрация и педагоги нашей школы. Поэтому коллектив нашей школы уделяет большое внимание информатизации образования, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов обучения, всего уклада жизни школы на основе применения средств ИКТ и в интеграции с традиционным образованием.
Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов.
Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:
· создание единой информационной среды образовательного учреждения;
· разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в образовательный процесс с целью повышения качества образования.
· анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков;
· формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров.
· подготовка пользователей единой информационной системы.
Интенсификация обучения сегодня продолжает оставаться одной из ключевых проблем педагогики высшей школы. Информационный взрыв и современные темпы прироста научной информации, которую нужно успеть передать студентам за время обучения, побуждают преподавателей искать выход из создавшегося положения и ликвидировать цейтнот за счет новых педагогических приемов. Одним из таких приемов является интенсификация учебной деятельности.
Интенсификация обучения - это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.
Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности.
Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования:
Методов обучения.
Рассмотрим вкратце параметры, способствующие оптимизации содержания учебной дисциплины. Совершенствование содержания предполагает как минимум:
Рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной, второстепенной информации; соответствующим образом должна быть выделена основная и дополнительная литература;
Перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;
Концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки задела знаний, необходимых для плодотворной самостоятельной работы;
Рациональную дозировку учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу;
Обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;
Экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени.
Совершенствование методов обучения обеспечивается путем:
Широкого использования коллективных форм познавательной деятельности (парная и групповая работа, ролевые и деловые игры и др.);
Выработки у преподавателя соответствующих навыков организации управления коллективной учебной деятельностью студентов;
Применения различных форм и элементов проблемного обучения;
Совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых;
Индивидуализации обучения при работе в студенческой группе и учет личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий и выборе форм общения;
Стремления к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальных способностей;
Знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;
Применения современных аудиовизуальных средств, ТСО, а при необходимости - информационных средств обучения.
Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.
Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения
Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. В этой ситуации в процессе обучения возникают отношения студентов между собой по поводу предмета, т. е. по схеме: субъект (студент) - объект (предмет) - субъект (студент). При этом в ходе обучения знания должны быть получены студентами более или менее самостоятельно. Правильное соотношение деятельности и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса. Преимущества индивидуально-групповой формы обучения особенно наглядно проявляются при умело разработанной методике интенсивного обучения иностранному языку с использованием игровых ситуаций и ролевых игр.
При групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого. Чисто индивидуальная работа по схеме преподаватель - студент, лишает учебный процесс важнейшего звена - межличностного общения и межличностного взаимодействия через обучение. Межличностный контекст порождает в группе особую ауру, которую А. С. Макаренко называл атмосферой «ответственной зависимости». Без нее немыслимы активизация личностных качеств студентов и плодотворная воспитательная работа преподавателя.
Учебную студенческую группу следует прежде всего рассматривать как коллектив, занимающийся совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий - как процессы, формирующие межличностные отношения в этом творческом коллективе.
В свое время К. Маркс рассматривал коллектив, объединенный совместной деятельностью, как совокупный субъект, обладающий системой качеств, не сводящихся к простой сумме качеств входящих в него людей. В совместной деятельности происходит передача действий от одного участника к другому, приводящая к мотивации, единой для всех членов коллектива.
Коллективный опыт, коллективный разум, общий творческий потенциал превышают возможность механической суммы отдельных творческих потенциалов. Происходит их интеграция. В совместной деятельности появляется единство ценностных ориентации. То, что общий творческий потенциал превосходит простую сумму отдельных возможностей, с давних пор отмечено в сказках разных народов. В русском варианте - это совместные подвиги Покати Горошка, Дубовера, Ветродуя и др., проявляющих поочередно в самых сложных ситуациях свои уникальные способности и совершающих то, что одному было бы не под силу.
Подобное общение в процессе обучения представляет собой специфическую систему взаимопонимания и взаимодополнения друг друга для всех участников совместной деятельности. При такой форме межличностных отношений каждый студент группы одновременно - воспитатель и воспитуемый.
При интенсивном групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются ее продукты: студенты непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию за счет включения социальных стимулов: появляются личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении. Все это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.
При организации коллективной работы студентов возникает ряд трудностей организационного, педагогического и социального плана. Чтобы групповая работа по добыванию новых знаний была по-настоящему продуктивной, нужно предложить студентам совместную деятельность - интересную, личностно и социально значимую, общественно полезную, допускающую распределение функций по индивидуальным способностям. Наиболее полное и рациональное сочетание этих параметров возможно при интенсивном обучении иностранным языкам, при коллективной работе студентов в студенческом бюро переводов, выполняющих переводы по заданию профилирующих кафедр (в данном случае большую роль играют мотивационный фактор, чувство своей полезности и самореализации). Не менее оптимальной формой коллективной деятельности, способствующей включению вышеперечисленных факторов, являются деловые игры, которым будет посвящен отдельный раздел данного учебного пособия.
Методы активного обучения
К понятию «интенсификация обучения» примыкает понятие «активизацияобучения». Под активизацией учебной деятельности понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическим применении, а также формировании способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения.
В современных условиях стратегическим направлением интенсификации и активизации обучения должно стать создание дидактических и психологических условий для осмысленности обучения, включения в этот процесс студентов не только на уровне интеллектуальной, но и социальной и личностной активности.
При догматическом обучении канонизированное содержание должно быть усвоенным буквально, а субъект обучения редуцировался к объекту воздействия обучающего, подобно восточной модели: «Гуру - ученик». При такой системе поток знаний однонаправлен от гуру к ученикам, и проблема познавательной активности учащихся не ставится.
Систематические основы активного обучения закладывались в конце 70-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению в контексте школы, что затруднило внедрение проблемного обучения в вузовский дидактический процесс. Многолетняя дискуссия «Проблемное обучение - понятие и содержание» в «Вестнике высшей школы» помогла раскрыть специфику проблемного обучения в вузе. В этом плане особенно интересны работы А.М. Матюшкина, в которых введено понятие диалогического проблемного обучения, приводящего к возникновению «субъективно-объективных отношений», и обоснована необходимость включения проблемных методов во все виды и звенья работы студентов.
Какие бы методы обучения - активные, интенсивные или проблемные - ни применялись, важно для повышения эффективности вузовского обучения создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Нет нужды противопоставлять понятие «активный» и «пассивный». Речь должна идти об уровне и содержании активности студента, обусловленной тем или иным методом обучения. Дидактический принцип активности личности в обучении и профессиональном самоопределении обусловливает систему требований к учебной деятельности студента и педагогической деятельности преподавателя в едином учебном процессе. В эту систему входят внешние и внутренние факторы, потребности и мотивы, образующие иерархию. Соотношение этих характеристик определяет выбор содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения, условия организации всего процесса формирования активной творческой личности.
Одним из наиболее перспективных направлений развития творческих способностей личности, столь необходимых современному специалисту, является проблемное обучение.
Проблемное обучение в вузе
Главная задача современного образования видится в оснащении специалистов методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи - это всегда поиск нового способа решения.
Как категория психологическая, она отражает противоречия и у субъекта при познании объекта. Одна и та же проблема разными людьми или разными группами людей может восприниматься по-разному, вызывать затруднения в ее осмыслении, осознаваться как проблемная задача, в которой сформулирована суть проблемы и намечены этапы ее решения, и т. д.
Проблемным обучением можно назвать обучение решению нестандартных задач, в ходе которого обучаемые усваивают новые знания, умения и навыки.
Формирование профессионального мышления студентов - это, по сути дела, выработка творческого, проблемного подхода. Вузовская подготовка должна сформировать у специалиста необходимые творческие способности. Это прежде всего:
Возможность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему;
Способность выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки;
Собрать данные, проанализировать их, предложить методику их обработки;
Способность сформулировать выводы и увидеть возможности практического применения полученных результатов;
Видение проблемы в целом, все аспекты и этапы ее решения, а при коллективной работе свою роль в решении проблемы.
Элементы проблемного обучения имели место еще в античности, а затем в эпоху Возрождения. Это эвристические беседы Сократа, беседы и диалоги Галилея. Педагогика Ж.-Ж. Руссо - проблемные диалоги были излюбленным жанром века Просвещения. В истории отечественной педагогики примером проблемного изложения материала могут служить лекции К.А. Тимирязева.
В практике обучения проблемные ситуации зачастую возникали стихийно. Это ситуации поиска истины в условиях интеллектуального затруднения, с которыми сталкиваются студенты при решении нестандартных задач. Специфические особенности высшей школы в эпоху НТР и тенденции развития высшего образования способствовали оформлению проблемного обучения в отдельное направление педагогики высшей школы и на основе результатов теоретических исследований разработке его исходных понятий, педагогических принципов и приемов.
Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.
Принципиально важен тот факт, что новые знания даются не для сведений, а для решения проблемы или проблем. При традиционной педагогической стратегии - от знаний к проблеме - студенты не могут выработать умений и навыков самостоятельного научного поиска, поскольку им даются для усвоения его готовые результаты. Гегель метко определил, говоря о том, что не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением. Голый результат есть труп, оставивший позади себя тенденцию.
«Потребление» готовых достижений науки не может сформировать в сознании студентов модель будущей реальной деятельности. Авторы проблемного метода придают исключительно важное значение смене стратегии «от знаний к проблеме» на стратегию «от проблемы к знаниям». В качестве примера можно привести два варианта плана лекции по тепловому излучению в курсе общей физики. Традиционная лекция. Следует дать и уточнить некоторые физические понятия (абсолютно черное тело), затем объяснить основные понятия квантовой теории, дать основные характеристики (например, распределение интенсивности теплового излучения по частотам), затем вывести основную и производную формулы и показать, какие научно-технические проблемы могут быть решены с помощью этого понятийного аппарата.
Проблемная лекция. Лектор рассказывает об ультрафиолетовой катастрофе, о проблеме расхождения теоретических кривых и кривой, полученной опытным путем, о распределении интенсивности излучения в спектре частот. Затем полезно рассказать студентам о мучительных научных поисках ученых, которые привели к квантовой теории. Можно даже предложить вывести студентам самим формулы Больцмана и Вина, являющиеся частным случаем квантовой теории.
Что дает перестановка слагаемых?
Начав с якобы нерешенной задачи, преподаватель создает в аудитории проблемную ситуацию, формируя в сознании учащихся мотив овладения рубежом научного знания. Только мотивация способна стать действенным фактором активного вовлечения личности в процесс познания. Мотивы возникают из потребностей, а потребности определяются опытом, установкой, оценкой, волей, эмоцией.
Решение проблемы требует включения творческого мышления. Репродуктивные психические процессы, связанные с воспроизведением усвоенных шаблонов, в проблемной ситуации просто не эффективны.
Активизации творческого мышления способствуют субъект-объект-субъектные отношения, возникающие при коллективном решении проблемы.
В ситуации обучения существуют три группы мотивов, некоторые психологи придерживаются разделения мотивов на две группы. В обоих случаях деление происходит в зависимости от того, что лежит в основе мотивации, побуждение или потребность познания. Три группы мотивов, приводимые ниже, связаны с традиционными и активными формами обучения, в связи с чем авторы считают целесообразным предложить вниманию читателя трехчастную классификацию.
При традиционном обучении у обучаемых формируется две группы побуждающих мотивов.
I - непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникнуть у студентов за счет педагогического мастерства преподавателя, формируя интерес к данному предмету. Эти внешние факторы отражают скорее заинтересованность, но не мотивацию познавательного плана.
II - перспективно побуждающие мотивы. Так, например, преподаватель объясняет студентам, что без усвоения данного конкретного раздела нельзя освоить следующий раздел, либо у студентов формируется мотив к обучению, поскольку впереди экзамен по дисциплине; или нужно отлично сдать сессию, чтобы получать повышенную стипендию. В этом случае познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, находящейся вне самой познавательной деятельности
При активных формах обучения и, в частности, проблемном обучении возникает совершенно новая группа мотивов:
III - познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знания, истины. Интерес к обучению возникает в связи с проблемой и развертывается в процессе умственного труда, связанного с поисками и нахождением решения проблемной задачи или группы задач. На этой основе возникает внутренняя заинтересованность, которую, выражаясь словами А. И. Герцена, можно назвать «эмбриологией знания».
Итак, познавательно-побуждающая мотивация появляется при применении активных методов обучения и, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения. Познавательная мотивация побуждает человека развивать свои склонности и возможности, оказывает определяющее влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала.
С появлением познаватедьно-побуждающих мотивов происходит перестройка восприятия, памяти, мышления, переориентация интересов, активизация способностей человека, создавая предпосылки успешного выполнения той деятельности, к которой он испытывает интерес.
Но, к сожалению, инерция традиционной педагогики еще очень велика и ориентирует преимущественно на стимуляцию побуждающих мотивов, на мотивацию достижения: получить высокие баллы, успешно сдать сессию и т. д. Вот почему выявление психолого-педагогических характеристик, способствующих появлению познавательной мотивации с последующей ее трансформацией в мотивацию профессиональную, представляет собой одно из стратегических направлений развития педагогики высшей школы и инновационных технологий обучения.
Сочетание познавательного интереса к предмету и профессиональной мотивации оказывает наибольшее влияние
Преподаватель должен так организовать педагогическое и межличностное общение и так направлять учебную деятельность студентов, чтобы мотивация достижения не препятствовала возникновению познавательной мотивации и их корреляция порождала развитие познавательно-побуждающих мотивов.
Но формирование мотивов - лишь одна из сторон задач проблемного обучения. Его успешность определяется логикой и содержанием деятельности студента. Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного познания, учебной или любой другой деятельности, которые и есть источник движения и развития в любой сфере. Именно в связи с этим проблемное обучение можно назвать развивающим, ибо его цель - формирование знания, гипотез, их разработки и решений. При проблемном обучении процесс мышления включается лишь с целью разрешения проблемной ситуации, оно формирует мышление, необходимое для решения нестандартных задач.
Каковы же предметно-содержательные характеристики проблемного обучения?
Тот или иной тип противоречия, выявленного преподавателем совместно с учащимися. Например, противоречие между теоретической моделью и опытными данными теплового излучения.
Отсутствие известных способов решения подобных проблем.
Дефицит данных или теоретических моделей.
Занимающийся проблемным обучением преподаватель должен знать структуру и типологию проблемных ситуаций, способы их разрешения, педагогические приемы, определяющие тактику проблемного подхода. Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречия, характерные для познавательного процесса, могут служить:
Проблемная ситуация как следствие противоречий между школьными знаниями и новыми для студентов фактами , разрушающими теорию.
Понимание научной важности проблемы и отсутствие теоретической базы для ее решения.
Многообразие концепций и отсутствие надежной теории
для объяснения данных фактов.
Практически доступный результат и отсутствие теоретического обоснования.
Противоречие между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью.
Противоречие между большим количеством фактических данных и отсутствием метода их обработки и анализа.
Все указанные противоречия возникают из-за дисбаланса между теоретической и практической информацией, избытком одной и недостатком другой или наоборот.
Проблемная ситуация имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда она позволяет разграничить известное и неизвестное и наметить пути решения, когда человек, столкнувшись с проблемой, точно знает, что именно ему неизвестно.
Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача ставит вопрос или вопросы: «Как разрешить это противоречие? Чем это объяснить?» Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поисков решения, где рассматриваются различные пути, средства и методы решения. Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация проблемная задача модель поисков решения решение.
Правильно сформулировать проблему - значит уже наполовину ее решить. Но на начальном этапе решения в формулировке такой задачи не содержится ключ к ее решению.
Поэтому в классификации проблемных задач выделяют задачи с неопределенностью условий или искомого, с избыточными, противоречивыми, частично неверными данными. Главное в проблемном обучении - сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных решений, т. е. путепроходческая работа, а не мгновенный выход на решение.
Хотя преподавателю с самого начала известен кратчайший путь к решению проблемы, его задача - ориентировать сам процесс поиска, шаг за шагом приводя студентов к решению проблемы и получению новых знаний.
Проблемные задачи выполняют тройную функцию:
Они являются начальным звеном процесса усвоения новых знаний;
Обеспечивают успешные условия усвоения;
Представляет собой основное средство контроля для выявления уровня результатов обучения.
Условия успешности и цели проблемного обучения
В результате исследований и практической деятельности выделены три главных условия успешности проблемного обучения:
обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
Обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
Значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого.
Главная психолого-педагогическая цель проблемного обучения - развитие профессионального проблемного мышления - в каждой конкретной деятельности имеет свою специфику. Вообще, развитие творческих способностей носит прикладной характер и конкретизируется применительно к предмету, преобразуясь в формирование той или иной творческой способности, в нестандартное видение:
Увидеть проблему в тривиальной ситуации, когда у учащихся возникают нетривиальные для данного уровня подготовки вопросы типа: «Всякую ли кривую можно задать системой двух уравнений?»;
Увидеть по-новому структуру тривиального объекта (его новые элементы, их связи и функции и т. п.), например, совпадающие очертания континентов обоих Америк, Европы и Африки;
Сформировать способность переноса ранее усвоенных знаний и умения в новую ситуацию (формирование метаумений);
Комбинировать новый способ решения из элементов ранее известных методов. Например, перенесение в криминалистическую экспертизу методов химического, психологического, графологического, математического анализов;
Построить оригинальные решения, не применяя ранее известных аналогичных методов (так были созданы неэвклидова геометрия Лобачевским, теория относительности - Эйнштейном, квантовая физика - Планком).
С изменениями в обществе изменяются и приоритеты в системе образования. На смену жесткой централизации, монополизации и политизации образования приходят тенденции к вариативности, индивидуальности. Человек в данном рассмотрении является центром и целью образования с учетом его потребностей, интересов, ценностного отношения к уровню и качеству образования. В связи с активным проникновением новейших информационных технологий в сферу образования проблема интенсификации процесса обучения ставится как никогда остро. Это обусловлено увеличивающимся объемом информации, необходимостью ее обработать в ограниченный период времени, крайне жесткими требованиями, предъявляемыми к выпускникам школ. Интенсификация значится в энциклопедическом словаре как «усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности». Разные авторы педагогических исследований предлагают различные трактовки понятия «интенсификация образования». Ю. К. Бабанский понимает интенсификацию как «повышение производительности труда учителя и ученика в каждую единицу времени». С. И. Архангельский определяет интенсификацию учебного процесса как «повышение качества обучения и одновременное снижение временных затрат». Цели интенсификации должны соответствовать следующим требованиям:
1) быть напряженными, ориентированными на максимум возможностей учеников и таким образом должны вызывать высокую активность;
2) быть достижимыми, реальными; завышенные цели приводят к «самоотключению» от решения поставленных задач;
3) осознанными, иначе они не становятся руководством к деятельности;
4) перспективными, конкретными, учитывающими реальные учебные возможности коллектива;
5) пластичными, меняющимися с изменением условий и возможностей для их достижения.
Цель интенсивного обучения состоит из конкретных задач. Образовательные задачи – это формирование знаний и практических умений; воспитательные – формирование мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств личности. Задачи развития включают развитие мышления, воли, эмоций, потребностей, способностей личности. Основными факторами интенсификации обучения являются следующие:
1) повышение целенаправленности обучения;
2) усиление мотивации учения;
3) повышение информативной емкости содержания образования;
4) применение активных методов и форм обучения;
5) ускорение темпа учебных действий;
6) развитие навыков учебного труда;
7) использование компьютерных и других технических средств.
К важнейшим принципам процесса интенсивного обучения относятся:
1) принцип мотивации;
2) принцип осознанности;
3) принцип программирования деятельности;
4) принцип оценки усвоения деятельности;
4) принцип самостоятельности в познании;
5) принцип активности.
X. Эбли полагает, что для обучения требуется освобождение энергии и мотивации. Успех обучения определяется тремя важнейшими факторами: умственными способностями, его мотивацией относительно целей обучения, техникой обучения и работы (методикой обучения).
4. Принципы конструирования процесса обучения
Основной задачей дидактики является поиск различных вариантов схем учебного процесса с тем, чтобы прийти к наиболее эффективному и теоретически обоснованному пути движения учеников от незнания к знанию. Решение этой задачи сводится к раскрытию принципов конструирования процесса обучения, выявлению составных частей – звеньев учебного процесса с их специфическими функциями. Заметим, что в каждом звене реализуются общие задачи обучения: усвоение знаний, развитие мышления и речи учащихся, воображения, памяти и т. д. В то же время каждое отдельное звено выполняет специфические функции. Для примера: на одном отрезке учебного процесса главная задача заключается в объяснении учителем, восприятии и понимании учащимися нового материала, на другом – анализ усвоения и оценка знаний учащихся. При правильной постановке проверки и оценки знаний все без исключения ученики, каждый из них мысленно воспроизводит необходимые знания, с допустимой критикой выслушивает ответ вызванного к доске, внимательно следит за выполнением опыта, сам в любой момент готов продолжить этот опыт. Из вышесказанного следует, что в каждом звене своеобразно сочетаются общие и специфические функции обучения.
Звено – отдельная составная часть процесса обучения, которая представляет собой виток спиралеобразного его движения. Каждое звено можно охарактеризовать особым видом познавательной деятельности учеников в соответствии с его специфическими функциями. Полноценные знания, умения и навыки, высокий уровень общего развития учащихся и их идейная направленность достигаются в работе тех учителей, которые в совершенстве овладели принципами конструирования учебного процесса и оперируют вариантами сочетания его звеньев. В целом учебный процесс оказывается бесплодным при неполноценности отдельного звена, но и правильное выполнение отдельных процессов, расположенных хаотично, не приносит положительного эффекта как в отношении усвоения знаний, так и общего развития учащихся. К звеньям учебного процесса относятся:
1) постановка проблемы и осознание познавательных задач;
2) восприятие предметов и явлений, формирование понятий, развитие наблюдательности, воображения и мышления учащихся;
3) закрепление и совершенствование знаний, привитие умений и навыков; применение знаний, умений и навыков;
4) анализ достижений учащихся, проверка и оценка их знаний и выявление уровня умственного развития.
Процесс обучения в той или иной предметной области характеризуется определенной последовательностью, закономерным переходом от одних фактов, понятий и законов к другим. Материал каждой отдельно взятой темы, усвоенный учащимися, призван приводить их к новым, более сложным темам. Цельность учебного процесса поддерживается единством ведущих идей науки, которые проявляются по мере изучения нового материала. Всякое преподавание ведется от созерцаемого к понимаемому, от конкретного к абстрактному, от явления к принципу или закону, от фактов к теории.