Способы интенсификации процесса обучения. Современные проблемы науки и образования. §4. Активизация процесса обучения


Интенсификация обучения продолжает оставаться одной из ключевых проблем педагогики высшей школы. Информационный взрыв и современные темпы прироста научной информации, которую нужно успеть передать студентам за время обучения, побуждают преподавателей искать выход из создавшегося положения и ликвидировать цейтнот за счет новых педагогических приемов. Одним из таких приемов является интенсификация учебной деятельности.

Интенсификация обучения - это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.

Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности.

Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования:

Методов обучения.

Рассмотрим вкратце параметры, способствующие оптимизации содержания учебной дисциплины. Совершенствование содержания предполагает как минимум:

Рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной, второстепенной информации; соответствующим образом должна быть выделена основная и дополнительная литература;

Перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;

Концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки задела знаний, необходимых для плодотворной самостоятельной работы;

Рациональную дозировку учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу;

Педагогическое проектирование и педагогические технологии J75

Обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;

Экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени.

Совершенствование методов обучения обеспечивается путем:

Широкого использования коллективных форм познавательной деятельности (парная и групповая работа, ролевые и деловые игры и др.);

Выработки у преподавателя соответствующих навыков организации управления коллективной учебной деятельностью студентов;

Применения различных форм и элементов проблемного обучения;

Совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых;

Индивидуализации обучения при работе в студенческой группе и учет личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий и выборе форм общения;

Стремления к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальных способностей;

Знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;

Применения современных аудиовизуальных средств, ТСО, а при необходимости - информационных средств обучения. Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.

Еще по теме 4. Интенсификация обучения и проблемное обучение:

  1. 2.3, Участие учителя информатики в событиях, связанных с информатизацией образования
  2. 1.2. Регулирование внешней и внутренней среды предпринимательских структур как основа их устойчивого развития

Интенсификация обучения продолжает оставаться одной из ключевых проблем педагогики высшей школы. Информационный взрыв и современные темпы прироста научной информации, которую нужно успеть передать студентам за время обучения, побуждают преподавателей искать выход из создавшегося положения и ликвидировать цейтнот за счет новых педагогических приемов. Одним из таких приемов является интенсификация учебной деятельности.
Интенсификация обучения — это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.
Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности.

Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования:
. содержания учебного материала;
. методов обучения.
Рассмотрим вкратце параметры, способствующие оптимизации содержания учебной дисциплины. Совершенствование содержания предполагает как минимум:
. рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной, второстепенной информации; соответствующим образом должна быть выделена основная и дополнительная литература;
. перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;
. концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки задела знаний, необходимых для плодотворной самостоятельной работы;
. рациональную дозировку учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу;
. обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;
. экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени.
Совершенствование методов обучения обеспечивается путем:
. широкого использования коллективных форм познавательной деятельности (парная и групповая работа, ролевые и деловые игры и др.);
. выработки у преподавателя соответствующих навыков организации управления коллективной учебной деятельностью студентов;
. применения различных форм и элементов проблемного обучения;
. совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых;
. индивидуализации обучения при работе в студенческой группе и учет личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий и выборе форм общения;
. стремления к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальных способностей;
. знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;
. применения современных аудиовизуальных средств, ТСО, а при необходимости — информационных средств обучения.
Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.

Согласно энциклопедическому определению слово "интенсивный" определяется как напряженный, усиленный, дающий высокую производительность. "Интенсификация" означает усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности.
Интенсивный метод обучения проектируется, как правило, следующим образом, а именно, в традиционный метод обучения вносятся какие-либо новшества, позволяющие добиться за один и тот же отрезок времени более высоких результатов.

Или, в другом случае, традиционный метод обучения заменяется полностью или частично более совершенным методом обучения. При интенсивном обучении используются наиболее важные достижения психолого-педагогической и других наук.

Среди этих новшеств могут быть:

- грамотное научно обосно­ванное построение процесса обучения по этапам, периодам, циклам, модулям и т.д.;

- широкое применение различных и, в первую очередь, новых технических средств обучения, т.е. компьютерные средств;

- использование активных игровых форм обучения;

- постоянное развитие стремления обучающихся к творчеству, самообразованию, непрерывному совершенствованию;

- развитие и использование способностей учащихся к обучению с учетом их индивидуальных запросов и психологических характеристик;

- разработка и применение новых методик обучения с учетом психофизиологических особенностей учащихся;

- постоянное усиление мотивации и т.д.

Интенсификация процесса обучения, как и различные инновации, являются результатами научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Для достижения поставленных целей, по их мнению, интенсификация должна быть научно обоснована и управляема.

С внедрением в учебно-воспитательный процесс в высшей школе элементов его интенсификации каждый педагог нуждается в специальной психолого-педагогической подготовке, т.к. в его профессиональной деятельности реализуются не только специальные предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, методики обучения и воспитания. Педагог должен выступать в качестве автора, разработчика, иссле­дователя, пользователя и пропагандиста новых теорий, концепций.

Необходимость интенсификации учебного процесса в совре­менных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств, среди которых:

- социально-экономические преобразования, вызывающие потребность коренного обновления системы образования, методологии и метода организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе;

- усиление гуманитаризации содержания образования, не­прерывное изменение объема, состава учебных дисциплин и их составных частей, введения новых учебных предметов или разделов дисциплин, в свою очередь, требуют постоянного поиска новых организаторских форм, методов обучения;

- предоставление педагогу определенной самостоятельности в выборе новых программ, учебников, приемов и способов педагогической деятельности, ведения экспериментов и исследований (при постоянном их анализе и оценке компетентными экспертами н органами управления образованием);

- вхождение вузов в рыночные отношения и создание реальной ситуации их конкурентоспособности.

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Информационные технологии предоставляют возможность:

· рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;

· сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

· построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;

· вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;

· использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

· интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

"...в 21 веке цифровые среды суть естественные среды для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущи». С этим высказыванием ученого и педагога С. Паперта вполне согласны администрация и педагоги нашей школы. Поэтому коллектив нашей школы уделяет большое внимание информатизации образования, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов обучения, всего уклада жизни школы на основе применения средств ИКТ и в интеграции с традиционным образованием.

Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов.

Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:

· создание единой информационной среды образовательного учреждения;

· разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в образовательный процесс с целью повышения качества образования.

· анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков;

· формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров.

· подготовка пользователей единой информационной системы.

Интенсификация обучения сегодня продолжает оста­ваться одной из ключевых проблем педагогики высшей школы. Информационный взрыв и современные темпы прироста научной информации, которую нужно успеть передать студентам за время обучения, побуждают препо­давателей искать выход из создавшегося положения и лик­видировать цейтнот за счет новых педагогических при­емов. Одним из таких приемов является интенсификация учебной деятельности.

Интенсификация обучения - это передача большего объе­ма учебной информации обучаемым при неизменной про­должительности обучения без снижения требований к каче­ству знаний.

Для успешной интенсификации учебного процесса сле­дует разрабатывать и внедрять научно обоснованные ме­тоды руководства познавательным процессом, мобилизу­ющие творческий потенциал личности.

Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования:

Методов обучения.

Рассмотрим вкратце параметры, способствующие опти­мизации содержания учебной дисциплины. Совершенство­вание содержания предполагает как минимум:

Рациональный отбор учебного материала с четким вы­делением в нем основной базовой части и дополнитель­ной, второстепенной информации; соответствующим образом должна быть выделена основная и дополни­тельная литература;

Перераспределение по времени учебного материала с тен­денцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;

Концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки задела знаний, не­обходимых для плодотворной самостоятельной работы;

Рациональную дозировку учебного материала для мно­гоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейно­му, а по спиральному принципу;

Обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование ново­го материала для повторения и более глубокого усвое­ния пройденного;

Экономичное и оптимальное использование каждой ми­нуты учебного времени.

Совершенствование методов обучения обеспечивается путем:

Широкого использования коллективных форм познава­тельной деятельности (парная и групповая работа, ро­левые и деловые игры и др.);

Выработки у преподавателя соответствующих навыков организации управления коллективной учебной деятель­ностью студентов;

Применения различных форм и элементов проблемного обучения;

Совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых;

Индивидуализации обучения при работе в студенческой группе и учет личностных характеристик при разработ­ке индивидуальных заданий и выборе форм общения;

Стремления к результативности обучения и равномерно­му продвижению всех обучаемых в процессе познания независимо от исходного уровня их знаний и индиви­дуальных способностей;

Знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;

Применения современных аудиовизуальных средств, ТСО, а при необходимости - информационных средств обу­чения.

Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации учебной деятель­ности. Процессы интенсификации базируются на взаимо­действии индивидуально-психологических и коллектив­но-психологических факторов в учебной деятельности.

Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения

Теоретические исследования и практический опыт по­казывают, что знание предмета оказывается более проч­ным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. В этой ситуации в процессе обучения возникают отношения студентов между собой по поводу предмета, т. е. по схеме: субъект (студент) - объект (пред­мет) - субъект (студент). При этом в ходе обучения зна­ния должны быть получены студентами более или менее самостоятельно. Правильное соотношение деятельности и общения позволяет органично сочетать обучающую и вос­питывающую функции учебного процесса. Преимущества индивидуально-групповой формы обучения особенно на­глядно проявляются при умело разработанной методике интенсивного обучения иностранному языку с использо­ванием игровых ситуаций и ролевых игр.

При групповом интенсивном обучении возникает учеб­ный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого. Чисто индивидуальная работа по схеме преподаватель - студент, лишает учебный процесс важ­нейшего звена - межличностного общения и межличнос­тного взаимодействия через обучение. Межличностный контекст порождает в группе особую ауру, которую А. С. Макаренко называл атмосферой «ответственной зави­симости». Без нее немыслимы активизация личностных ка­честв студентов и плодотворная воспитательная работа пре­подавателя.

Учебную студенческую группу следует прежде всего рассматривать как коллектив, занимающийся совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий - как процессы, формирующие межлич­ностные отношения в этом творческом коллективе.

В свое время К. Маркс рассматривал коллектив, объе­диненный совместной деятельностью, как совокупный субъект, обладающий системой качеств, не сводящихся к простой сумме качеств входящих в него людей. В совмест­ной деятельности происходит передача действий от одно­го участника к другому, приводящая к мотивации, еди­ной для всех членов коллектива.

Коллективный опыт, коллективный разум, общий твор­ческий потенциал превышают возможность механической суммы отдельных творческих потенциалов. Происходит их интеграция. В совместной деятельности появляется един­ство ценностных ориентации. То, что общий творческий потенциал превосходит простую сумму отдельных возмож­ностей, с давних пор отмечено в сказках разных народов. В русском варианте - это совместные подвиги Покати Горошка, Дубовера, Ветродуя и др., проявляющих по­очередно в самых сложных ситуациях свои уникальные способности и совершающих то, что одному было бы не под силу.

Подобное общение в процессе обучения представляет собой специфическую систему взаимопонимания и взаи­модополнения друг друга для всех участников совместной деятельности. При такой форме межличностных отноше­ний каждый студент группы одновременно - воспитатель и воспитуемый.

При интенсивном групповом обучении общение стано­вится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются ее продукты: студенты непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Межличностное общение в учебном процес­се повышает мотивацию за счет включения социальных стимулов: появляются личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в уче­нии. Все это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение зна­ниями.

При организации коллективной работы студентов воз­никает ряд трудностей организационного, педагогического и социального плана. Чтобы групповая работа по добы­ванию новых знаний была по-настоящему продуктив­ной, нужно предложить студентам совместную деятель­ность - интересную, личностно и социально значимую, общественно полезную, допускающую распределение фун­кций по индивидуальным способностям. Наиболее полное и рациональное сочетание этих параметров возможно при интенсивном обучении иностранным языкам, при кол­лективной работе студентов в студенческом бюро перево­дов, выполняющих переводы по заданию профилирующих кафедр (в данном случае большую роль играют мотивационный фактор, чувство своей полезности и самореали­зации). Не менее оптимальной формой коллективной дея­тельности, способствующей включению вышеперечислен­ных факторов, являются деловые игры, которым будет посвящен отдельный раздел данного учебного пособия.

Методы активного обучения

К понятию «интенсификация обучения» примыкает понятие «активизацияобучения». Под активизацией учеб­ной деятельности понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использова­ние таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятель­ности, творческой активности студента в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическим применении, а также формировании способностей прогнозиро­вать производственную ситуацию и принимать самостоятель­ные решения.

В современных условиях стратегическим направлением интенсификации и активизации обучения должно стать создание дидактических и психологических условий для осмысленности обучения, включения в этот процесс сту­дентов не только на уровне интеллектуальной, но и со­циальной и личностной активности.

При догматическом обучении канонизированное содер­жание должно быть усвоенным буквально, а субъект обу­чения редуцировался к объекту воздействия обучающего, подобно восточной модели: «Гуру - ученик». При такой системе поток знаний однонаправлен от гуру к ученикам, и проблема познавательной активности учащихся не ста­вится.

Систематические основы активного обучения заклады­вались в конце 70-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению в контексте школы, что затруднило внедрение проблемного обучения в вузов­ский дидактический процесс. Многолетняя дискуссия «Про­блемное обучение - понятие и содержание» в «Вестнике высшей школы» помогла раскрыть специфику проблем­ного обучения в вузе. В этом плане особенно интересны работы А.М. Матюшкина, в которых введено понятие ди­алогического проблемного обучения, приводящего к воз­никновению «субъективно-объективных отношений», и обоснована необходимость включения проблемных мето­дов во все виды и звенья работы студентов.

Какие бы методы обучения - активные, интенсивные или проблемные - ни применялись, важно для повыше­ния эффективности вузовского обучения создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент мо­жет занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Нет нуж­ды противопоставлять понятие «активный» и «пассивный». Речь должна идти об уровне и содержании активности сту­дента, обусловленной тем или иным методом обучения. Дидактический принцип активности личности в обуче­нии и профессиональном самоопределении обусловливает систему требований к учебной деятельности студента и педагогической деятельности преподавателя в едином учеб­ном процессе. В эту систему входят внешние и внутренние факторы, потребности и мотивы, образующие иерархию. Соотношение этих характеристик определяет выбор со­держания воспитания, конкретных форм и методов обу­чения, условия организации всего процесса формирова­ния активной творческой личности.

Одним из наиболее перспективных направлений раз­вития творческих способностей личности, столь необхо­димых современному специалисту, является проблемное обучение.

Проблемное обучение в вузе

Главная задача современного образования видится в оснащении специалистов методологией творческого пре­образования мира. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс пред­ставляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи - это всегда поиск нового способа решения.

Как категория психологическая, она отражает проти­воречия и у субъекта при познании объекта. Одна и та же проблема разными людьми или разными группами людей может восприниматься по-разному, вызывать затрудне­ния в ее осмыслении, осознаваться как проблемная зада­ча, в которой сформулирована суть проблемы и намечены этапы ее решения, и т. д.

Проблемным обучением можно назвать обучение реше­нию нестандартных задач, в ходе которого обучаемые усва­ивают новые знания, умения и навыки.

Формирование профессионального мышления студен­тов - это, по сути дела, выработка творческого, про­блемного подхода. Вузовская подготовка должна сформи­ровать у специалиста необходимые творческие способности. Это прежде всего:

Возможность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему;

Способность выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки;

Собрать данные, проанализировать их, предложить ме­тодику их обработки;

Способность сформулировать выводы и увидеть воз­можности практического применения полученных ре­зультатов;

Видение проблемы в целом, все аспекты и этапы ее решения, а при коллективной работе свою роль в реше­нии проблемы.

Элементы проблемного обучения имели место еще в античности, а затем в эпоху Возрождения. Это эвристи­ческие беседы Сократа, беседы и диалоги Галилея. Педа­гогика Ж.-Ж. Руссо - проблемные диалоги были излюб­ленным жанром века Просвещения. В истории отечественной педагогики примером проблемного изложения материала могут служить лекции К.А. Тимирязева.

В практике обучения проблемные ситуации зачастую возникали стихийно. Это ситуации поиска истины в усло­виях интеллектуального затруднения, с которыми стал­киваются студенты при решении нестандартных задач. Специфические особенности высшей школы в эпоху НТР и тенденции развития высшего образования способство­вали оформлению проблемного обучения в отдельное на­правление педагогики высшей школы и на основе ре­зультатов теоретических исследований разработке его исходных понятий, педагогических принципов и приемов.

Суть проблемной интерпретации учебного материала со­стоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в гото­вом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам дей­ствия.

Принципиально важен тот факт, что новые знания даются не для сведений, а для решения проблемы или проблем. При традиционной педагогической стратегии - от знаний к проблеме - студенты не могут выработать умений и навыков самостоятельного научного поиска, по­скольку им даются для усвоения его готовые результаты. Гегель метко определил, говоря о том, что не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением. Голый результат есть труп, оставивший по­зади себя тенденцию.

«Потребление» готовых достижений науки не может сформировать в сознании студентов модель будущей ре­альной деятельности. Авторы проблемного метода прида­ют исключительно важное значение смене стратегии «от знаний к проблеме» на стратегию «от проблемы к знани­ям». В качестве примера можно привести два варианта плана лекции по тепловому излучению в курсе общей физики. Традиционная лекция. Следует дать и уточнить некоторые физические понятия (абсолютно черное тело), затем объяс­нить основные понятия квантовой теории, дать основные характеристики (например, распределение интенсивности теплового излучения по частотам), затем вывести основ­ную и производную формулы и показать, какие научно-технические проблемы могут быть решены с помощью этого понятийного аппарата.

Проблемная лекция. Лектор рассказывает об ультрафи­олетовой катастрофе, о проблеме расхождения теорети­ческих кривых и кривой, полученной опытным путем, о распределении интенсивности излучения в спектре частот. Затем полезно рассказать студентам о мучительных науч­ных поисках ученых, которые привели к квантовой тео­рии. Можно даже предложить вывести студентам самим формулы Больцмана и Вина, являющиеся частным случа­ем квантовой теории.

Что дает перестановка слагаемых?

Начав с якобы нерешенной задачи, преподаватель со­здает в аудитории проблемную ситуацию, формируя в сознании учащихся мотив овладения рубежом научного знания. Только мотивация способна стать действенным фактором активного вовлечения личности в процесс по­знания. Мотивы возникают из потребностей, а потребнос­ти определяются опытом, установкой, оценкой, волей, эмоцией.

Решение проблемы требует включения творческого мышления. Репродуктивные психические процессы, свя­занные с воспроизведением усвоенных шаблонов, в про­блемной ситуации просто не эффективны.

Активизации творческого мышления способствуют субъект-объект-субъектные отношения, возникающие при коллективном решении проблемы.

В ситуации обучения существуют три группы мотивов, некоторые психологи придерживаются разделения моти­вов на две группы. В обоих случаях деление происходит в зависимости от того, что лежит в основе мотивации, по­буждение или потребность познания. Три группы моти­вов, приводимые ниже, связаны с традиционными и ак­тивными формами обучения, в связи с чем авторы считают целесообразным предложить вниманию читателя трехчаст­ную классификацию.

При традиционном обучении у обучаемых формирует­ся две группы побуждающих мотивов.

I - непосредственно побуждающие мотивы. Они могут воз­никнуть у студентов за счет педагогического мастер­ства преподавателя, формируя интерес к данному предмету. Эти внешние факторы отражают скорее за­интересованность, но не мотивацию познавательно­го плана.

II - перспективно побуждающие мотивы. Так, например, преподаватель объясняет студентам, что без усвоения данного конкретного раздела нельзя освоить следу­ющий раздел, либо у студентов формируется мотив к обучению, поскольку впереди экзамен по дисцип­лине; или нужно отлично сдать сессию, чтобы полу­чать повышенную стипендию. В этом случае познава­тельная деятельность является лишь средством достижения цели, находящейся вне самой познава­тельной деятельности

При активных формах обучения и, в частности, про­блемном обучении возникает совершенно новая группа мотивов:

III - познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знания, истины. Интерес к обучению воз­никает в связи с проблемой и развертывается в процессе умственного труда, связанного с поиска­ми и нахождением решения проблемной задачи или группы задач. На этой основе возникает внутренняя заинтересованность, которую, выражаясь словами А. И. Герцена, можно назвать «эмбриологией зна­ния».

Итак, познавательно-побуждающая мотивация появля­ется при применении активных методов обучения и, воз­никнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения. Познавательная мо­тивация побуждает человека развивать свои склонности и возможности, оказывает определяющее влияние на фор­мирование личности и раскрытие ее творческого потен­циала.

С появлением познаватедьно-побуждающих мотивов происходит перестройка восприятия, памяти, мышления, переориентация интересов, активизация способностей че­ловека, создавая предпосылки успешного выполнения той деятельности, к которой он испытывает интерес.

Но, к сожалению, инерция традиционной педагогики еще очень велика и ориентирует преимущественно на сти­муляцию побуждающих мотивов, на мотивацию достиже­ния: получить высокие баллы, успешно сдать сессию и т. д. Вот почему выявление психолого-педагогических ха­рактеристик, способствующих появлению познавательной мотивации с последующей ее трансформацией в мотива­цию профессиональную, представляет собой одно из стра­тегических направлений развития педагогики высшей школы и инновационных технологий обучения.

Сочетание познавательного интереса к предмету и про­фессиональной мотивации оказывает наибольшее влияние

Преподаватель должен так организовать педагогическое и межличностное общение и так направлять учебную дея­тельность студентов, чтобы мотивация достижения не пре­пятствовала возникновению познавательной мотивации и их корреляция порождала развитие познавательно-побуждающих мотивов.

Но формирование мотивов - лишь одна из сторон задач проблемного обучения. Его успешность определяется логикой и содержанием деятельности студента. Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, законо­мерно возникающих в процессе научного познания, учеб­ной или любой другой деятельности, которые и есть ис­точник движения и развития в любой сфере. Именно в связи с этим проблемное обучение можно назвать развива­ющим, ибо его цель - формирование знания, гипотез, их разработки и решений. При проблемном обучении процесс мышления включается лишь с целью разрешения про­блемной ситуации, оно формирует мышление, необходи­мое для решения нестандартных задач.

Каковы же предметно-содержательные характеристики проблемного обучения?

Тот или иной тип противоречия, выявленного препода­вателем совместно с учащимися. Например, противоре­чие между теоретической моделью и опытными данны­ми теплового излучения.

Отсутствие известных способов решения подобных про­блем.

Дефицит данных или теоретических моделей.

Занимающийся проблемным обучением преподаватель должен знать структуру и типологию проблемных ситуа­ций, способы их разрешения, педагогические приемы, определяющие тактику проблемного подхода. Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены про­тиворечия, характерные для познавательного процесса, могут служить:

Проблемная ситуация как следствие противоречий между школьными знаниями и новыми для студентов фактами , разрушающими теорию.

Понимание научной важности проблемы и отсутствие те­оретической базы для ее решения.

Многообразие концепций и отсутствие надежной теории

для объяснения данных фактов.

Практически доступный результат и отсутствие теорети­ческого обоснования.

Противоречие между теоретически возможным спосо­бом решения и его практической нецелесообразностью.

Противоречие между большим количеством фактиче­ских данных и отсутствием метода их обработки и анализа.

Все указанные противоречия возникают из-за дисба­ланса между теоретической и практической информаци­ей, избытком одной и недостатком другой или наоборот.

Проблемная ситуация имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда она позволяет разграничить из­вестное и неизвестное и наметить пути решения, когда человек, столкнувшись с проблемой, точно знает, что именно ему неизвестно.

Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача ставит вопрос или вопросы: «Как разрешить это противоречие? Чем это объяснить?» Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поисков решения, где рас­сматриваются различные пути, средства и методы реше­ния. Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация проблемная задача мо­дель поисков решения решение.

Правильно сформулировать проблему - значит уже на­половину ее решить. Но на начальном этапе решения в формулировке такой задачи не содержится ключ к ее ре­шению.

Поэтому в классификации проблемных задач выделя­ют задачи с неопределенностью условий или искомого, с избыточными, противоречивыми, частично неверными данными. Главное в проблемном обучении - сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных решений, т. е. путепроходческая работа, а не мгновенный выход на решение.

Хотя преподавателю с самого начала известен кратчай­ший путь к решению проблемы, его задача - ориентиро­вать сам процесс поиска, шаг за шагом приводя студен­тов к решению проблемы и получению новых знаний.

Проблемные задачи выполняют тройную функцию:

Они являются начальным звеном процесса усвоения но­вых знаний;

Обеспечивают успешные условия усвоения;

Представляет собой основное средство контроля для вы­явления уровня результатов обучения.

Условия успешности и цели проблемного обучения

В результате исследований и практической деятельнос­ти выделены три главных условия успешности проблем­ного обучения:

обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

Обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);

Значимость информации, получаемой при решении про­блемы, для обучаемого.

Главная психолого-педагогическая цель проблемного обучения - развитие профессионального проблемного мыш­ления - в каждой конкретной деятельности имеет свою специфику. Вообще, развитие творческих способностей но­сит прикладной характер и конкретизируется применительно к предмету, преобразуясь в формирование той или иной творческой способности, в нестандартное видение:

Увидеть проблему в тривиальной ситуации, когда у уча­щихся возникают нетривиальные для данного уровня подготовки вопросы типа: «Всякую ли кривую можно задать системой двух уравнений?»;

Увидеть по-новому структуру тривиального объекта (его новые элементы, их связи и функции и т. п.), напри­мер, совпадающие очертания континентов обоих Аме­рик, Европы и Африки;

Сформировать способность переноса ранее усвоенных знаний и умения в новую ситуацию (формирование метаумений);

Комбинировать новый способ решения из элементов ра­нее известных методов. Например, перенесение в кри­миналистическую экспертизу методов химического, пси­хологического, графологического, математического анализов;

Построить оригинальные решения, не применяя ранее известных аналогичных методов (так были созданы не­эвклидова геометрия Лобачевским, теория относитель­ности - Эйнштейном, квантовая физика - Планком).

С изменениями в обществе изменяются и приоритеты в системе образования. На смену жесткой централизации, монополизации и политизации образования приходят тенденции к вариативности, индивидуальности. Человек в данном рассмотрении является центром и целью образования с учетом его потребностей, интересов, ценностного отношения к уровню и качеству образования. В связи с активным проникновением новейших информационных технологий в сферу образования проблема интенсификации процесса обучения ставится как никогда остро. Это обусловлено увеличивающимся объемом информации, необходимостью ее обработать в ограниченный период времени, крайне жесткими требованиями, предъявляемыми к выпускникам школ. Интенсификация значится в энциклопедическом словаре как «усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности». Разные авторы педагогических исследований предлагают различные трактовки понятия «интенсификация образования». Ю. К. Бабанский понимает интенсификацию как «повышение производительности труда учителя и ученика в каждую единицу времени». С. И. Архангельский определяет интенсификацию учебного процесса как «повышение качества обучения и одновременное снижение временных затрат». Цели интенсификации должны соответствовать следующим требованиям:

1) быть напряженными, ориентированными на максимум возможностей учеников и таким образом должны вызывать высокую активность;

2) быть достижимыми, реальными; завышенные цели приводят к «самоотключению» от решения поставленных задач;

3) осознанными, иначе они не становятся руководством к деятельности;

4) перспективными, конкретными, учитывающими реальные учебные возможности коллектива;

5) пластичными, меняющимися с изменением условий и возможностей для их достижения.

Цель интенсивного обучения состоит из конкретных задач. Образовательные задачи – это формирование знаний и практических умений; воспитательные – формирование мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств личности. Задачи развития включают развитие мышления, воли, эмоций, потребностей, способностей личности. Основными факторами интенсификации обучения являются следующие:

1) повышение целенаправленности обучения;

2) усиление мотивации учения;

3) повышение информативной емкости содержания образования;

4) применение активных методов и форм обучения;

5) ускорение темпа учебных действий;

6) развитие навыков учебного труда;

7) использование компьютерных и других технических средств.

К важнейшим принципам процесса интенсивного обучения относятся:

1) принцип мотивации;

2) принцип осознанности;

3) принцип программирования деятельности;

4) принцип оценки усвоения деятельности;

4) принцип самостоятельности в познании;

5) принцип активности.

X. Эбли полагает, что для обучения требуется освобождение энергии и мотивации. Успех обучения определяется тремя важнейшими факторами: умственными способностями, его мотивацией относительно целей обучения, техникой обучения и работы (методикой обучения).

4. Принципы конструирования процесса обучения

Основной задачей дидактики является поиск различных вариантов схем учебного процесса с тем, чтобы прийти к наиболее эффективному и теоретически обоснованному пути движения учеников от незнания к знанию. Решение этой задачи сводится к раскрытию принципов конструирования процесса обучения, выявлению составных частей – звеньев учебного процесса с их специфическими функциями. Заметим, что в каждом звене реализуются общие задачи обучения: усвоение знаний, развитие мышления и речи учащихся, воображения, памяти и т. д. В то же время каждое отдельное звено выполняет специфические функции. Для примера: на одном отрезке учебного процесса главная задача заключается в объяснении учителем, восприятии и понимании учащимися нового материала, на другом – анализ усвоения и оценка знаний учащихся. При правильной постановке проверки и оценки знаний все без исключения ученики, каждый из них мысленно воспроизводит необходимые знания, с допустимой критикой выслушивает ответ вызванного к доске, внимательно следит за выполнением опыта, сам в любой момент готов продолжить этот опыт. Из вышесказанного следует, что в каждом звене своеобразно сочетаются общие и специфические функции обучения.

Звено – отдельная составная часть процесса обучения, которая представляет собой виток спиралеобразного его движения. Каждое звено можно охарактеризовать особым видом познавательной деятельности учеников в соответствии с его специфическими функциями. Полноценные знания, умения и навыки, высокий уровень общего развития учащихся и их идейная направленность достигаются в работе тех учителей, которые в совершенстве овладели принципами конструирования учебного процесса и оперируют вариантами сочетания его звеньев. В целом учебный процесс оказывается бесплодным при неполноценности отдельного звена, но и правильное выполнение отдельных процессов, расположенных хаотично, не приносит положительного эффекта как в отношении усвоения знаний, так и общего развития учащихся. К звеньям учебного процесса относятся:

1) постановка проблемы и осознание познавательных задач;

2) восприятие предметов и явлений, формирование понятий, развитие наблюдательности, воображения и мышления учащихся;

3) закрепление и совершенствование знаний, привитие умений и навыков; применение знаний, умений и навыков;

4) анализ достижений учащихся, проверка и оценка их знаний и выявление уровня умственного развития.

Процесс обучения в той или иной предметной области характеризуется определенной последовательностью, закономерным переходом от одних фактов, понятий и законов к другим. Материал каждой отдельно взятой темы, усвоенный учащимися, призван приводить их к новым, более сложным темам. Цельность учебного процесса поддерживается единством ведущих идей науки, которые проявляются по мере изучения нового материала. Всякое преподавание ведется от созерцаемого к понимаемому, от конкретного к абстрактному, от явления к принципу или закону, от фактов к теории.