Водные богатства нашего края. Водные богатства нашего края Окружающий мир 4 водные богатства

Страница 36 из 49

Водные богатства нашего края

1. Выполните задания для групповой работы.

1) Составьте список водных объектов вашего края.

Река Кубань, Азовское море, Черное море, Краснодарское водохранилище, река Белая, река Лаба.

2) Заполните таблицы.

Таблица 1. Описание реки

План описания - Основные сведения

  1. Название – река Кубань
  2. Где находится исток реки – На горе Эльбрус.
  3. Какое течение: быстрое или медленное – быстрое.
  4. Притоки – Лаба, Пшиш, Белая, Псекупс, Теберда и др.
  5. Куда впадает река – Темрюкский залив Азовского моря.
  6. Как река изменяется в разные времена года – летом в засуху воды меньше, в дождливое время с осени до весны – полноводная.
  7. Растения и животные реки – 400 видов зоопланктона, 70 видов рыбы. Растут камыш, осока, тросник.
  8. Использование реки человеком – Перевозка грузов и пассажиров, полив полей.
  9. Как люди влияют на реку – Загрязняют ее.
  10. . Что люди делают для охраны реки – Борются с нарушителями, очищают реку.

Таблица 2. Описание реки Кубань

1. Паводки – За год 6-7 паводков.

2. Источники питания – Атмосферные осадки, ледники, подземные воды.

3. Сколько ледников в бассейне реки – 408.

4. Сколько приток – 14000.

5. Длина реки – 870 км.

6. История реки – Раньше река впадала в Черное море.

7. Дельта реки – Находится в низовьях, недалеко от Азовского моря.

8. Площадь дельты – 4300 квадратных километров.

  1. С помощью карты края и краеведческой литературы составьте список рек, озёр и других водных объектов вашего края.
  2. По своим наблюдениям, а также с помощью карты и краеведческой литературы составьте описание реки, озера, моря (в зависимости от того, что есть в вашем крае).

    В качестве ориентира можете использовать план описания реки, приведённый в учебнике. Если будете готовить описание другого природного объекта, составьте план самостоятельно.

    План описания реки

    1. Название.
    2. Где находится исток реки.
    3. Какое течение: быстрое или медленное.
    4. Притоки.
    5. Куда впадает река.
    6. Как река изменяется в разные времена года.
    7. Растения и животные реки.
    8. Использование реки человеком.
    9. Как люди влияют на реку.
    10. Что люди делают для охраны реки.
  1. Результаты работы обсудите в классе. Если потребуется, внесите поправки и дополнения в составленные вами список и описание.

Значение водных богатств и их охрана

Велико значение рек, озёр, морей в жизни человека. Они украшают Землю, радуют нас своей красотой. Люди отдыхают на их берегах. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из рек и озёр люди берут воду, без которой невозможно обойтись ни в быту, ни на производстве.

Реки, озёра, моря должны быть чистыми! К сожалению, недостаточно делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы. Но в загрязнении виноваты не только они.

В сельском хозяйстве применяют удобрения и ядохимикаты. Случается, что этих веществ используется больше, чем требуется. Тогда дождевая вода принесёт часть удобрений и ядохимикатов в реку, озеро или море.

А теперь представь, что водитель помыл в реке свой автомобиль. В воду попали бензин, машинное масло. Нельзя таким способом мыть автомобили, мотоциклы, мопеды и даже велосипеды (некоторые их части тоже смазаны машинным маслом).

Очень часто люди бросают в воду мусор. Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое другое. Представь, как опасно это для купающихся людей, особенно для тех, кто ныряет. Никогда не выбрасывай в воду мусор! Не оставляй его и на берегу, откуда он может попасть в воду!

Школьники могут оказать помощь взрослым в охране водных богатств: следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных. В этой работе можешь участвовать и ты.

Внимание! Никогда не ныряй в незнакомом месте! На дне могут оказаться разбитые бутылки и другие предметы с острыми, режущими краями.

Проверь себя

  1. Расскажи о значении водных богатств в жизни людей.
  2. Как взрослые и школьники должны охранять реки, озёра, моря? Делают ли это в вашем крае?
  3. Почему при купании нужно соблюдать осторожность?

Задания для домашней работы

  1. Придумай и изготовь модель, показывающую значение рек, озёр, морей в жизни людей.
  2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Бутылочная почта». А всегда ли ты бережно относишься к водным богатствам своего края?
  3. Если ученики твоей школы участвуют в охране водных богатств, узнай подробнее об их работе. Постарайся принять в ней участие.

Боль природы

«Клад» на дне реки

Однажды учёные исследовали дно реки. На участке дна длиной 5 километров они обнаружили: 14 железобетонных плит, 34 куска рельсов, 112 санок, 108 котелков, чайников и кастрюль, 36 сковородок, 2486 разбитых бутылок, 814 разбитых стеклянных банок, 2214 консервных банок. Выводы из этого исследования сделай самостоятельно.

На следующем уроке

Узнаем о важнейших полезных ископаемых своего края, об охране подземных богатств. Будем учиться различать и описывать полезные ископаемые своего края.

Вспомни, что такое полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые ты знаешь? Какие полезные ископаемые добывают в вашем крае?

Моря, озера, реки - главные водные богатства планеты, благодаря которым поддерживается жизнь. Благодаря им происходит круговорот воды в природе, растения и животные получают живительную влагу, а человек решает все свои хозяйственные и промышленные нужды. Водные ресурсы - это щедрый дар природы, к которому нужно бережно относиться!

Водные богатства нашего края

Россия - очень большая страна, которая занимает внушительную территорию материка Евразия. На этой площади расположено очень много природных и искусственных водоемов:

  • более 2,5 млн. рек, среди которых активно используется человеком 127 тыс.;
  • 2 млн. больших и малых озер;
  • 30 тыс. водохранилищ;
  • 37 самых крупных водных систем;
  • 5 тыс. месторождений с подземными водами.

Но, несмотря на такое количество водных ресурсов, главное проблемой является их неравномерное распределение по площади страны. Это значит, что в какие-то регионы чрезвычайно богаты реками и озерами, а где-то их настолько мало, что остро чувствуется дефицит пресной воды.

Рис. 1. Водные артерии России.

Основные источники воды расположены на территории Сибири и Дальнего Востока. Однако в этих регионах проживает лишь 1/5 часть населения Российской Федерации, и здесь сконцентрирована наименьшая часть промышленного и сельскохозяйственного потенциала страны. В то время как в Приволжском, Центральном и Южном регионах, где проживает больше всего людей, находится только 10% от водных ресурсов страны.

Водные богатства нашей страны, в основном, размещены на крупнейших реках:

  • в Сибири - Обь, Енисей, Лена;
  • в Якутии - Колыма;
  • в России и Казахстане - Волга;
  • в России, Монголии и Китае - Амур;
  • в Тульской области - Дон;
  • в Красноярском крае - Хатанга;
  • в Вологодской области - Северная Двина;
  • в европейской части России - Кама (самый большой приток Волги).

Рис. 2. Река Амур.

Главная проблема водных ресурсов

Трудно переоценить значение пресных и соленых водоемов для природы и человека.
Водные объекты выполняют важнейшие функции:

  • снабжают пресной водой и пищевыми ресурсами (рыба, морепродукты);
  • обеспечивают транспортные перевозки по водным артериям;
  • снабжают водой промышленность и сельское хозяйство;
  • позволяют генерировать электрическую энергию.

С давних времен люди строили поселения поблизости от рек и озер. Со временем на берегах водных объектов вырастали большие города, а вместе с ними - фабрики, заводы, различные предприятия. Источники ценной пресной воды превратились в своего рода свалку, куда ежегодно выбрасывают тонны промышленных отходов.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 3. Загрязнение водоемов.

Халатное отношение человека к водным ресурсам очень пагубно сказывается на экосистеме водоемов: от загрязнения воды страдает рыба, водные животные, водоросли, водоплавающие птицы. К тому же запасов чистой пресной воды с каждым годом становится все меньше, а это может привести к серьезным последствиям для человечества.

Тема урока: Водные богатства нашего края
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водоемов в природе и жизни человека; способствовать формированию представления о водоемах, о естественных и искусственных водоемах, о частях реки; развивать интерес к предмету «Окружающий мир»
Планируемые образовательные результаты
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником; формировать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; формировать понятия значимости водоемов в жизни, формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе.
Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
Метапредметные результаты
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные выводы
Регулятивные УУД: осознавать задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению; планировать свои действия; контролировать и оценивать свою работу
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Наглядные пособия: презентация «», карта «Природные зоны», карта Курской области и карта Мантуровского района.
Основные понятия: водоемы, исток, русло, устье, притоки
Ключевые слова: родной край, водоём, охрана, природа и музыка.
Рабочие материалы для обучающихся: учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс, автор А. А.Плешаков; схема реки, схемы экологические проблемы, тест.
Оборудование: ноутбук, проектор
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Сегодня мы продолжаем знакомство с родным краем. Вспомним то, как человек влияет на окружающий мир, и что он должен делать, чтобы сохранить его богатство.
Работа с картой
Необходимо быстро ответить на вопросы:
Как называется край, где мы живём?2. В какой природной зоне?3. Как называется равнина, на которой расположен наш район?4. Какая поверхность нашего края?
Покажите на карте границу Курской области
С какими областями граничит Курская область?
Как называется наш областной центр?
Как называется наш районный центр?
Какими полезными ископаемыми богата наша область?
Назови город, который находится рядом с карьерами.
(Ответы детей сопровождаются работой с картами)
3. Мотивация к учебной деятельности
Для того, чтобы узнать чему будет посвящен сегодняшний урок, послушай стихотворение
«Вода – бесценный дар природы»Вода в морях и океанах,В озерах, реках и прудах.Она в посёлках и деревнях,В больших и малых городах.
Вода – бесценный дар природыВсе наслаждаются тобой.Цените воду, это важно,С водой мы связаны судьбой.
У- Какова главная мысль этого стихотворения?
Д. Вода – бесценный дар природы
ЦелеполаганиеУ. Правильно, мы будем говорить о воде как о богатстве.
У. - А как вы понимаете слово богатство?
Д. Богатство – это …..
У. Какой вопрос мы сегодня перед собой поставим?
Почему воду называют богатством?
III.Работа по теме урока Совместное “открытие” знаний.
У. – Каким цветом обозначена вода на карте?
Д. Вода обозначена синим цветом.
У. – Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему?
Д. Синего. Потому что 2/3 поверхности занимает вода.
У.- одинаковая ли вода на вкус?
Д. Нет, вода бывает пресная и соленая
У. – Какая вода в водоемах нашего края?
Д.Пресная.
У._ Где вода соленая?
Д.- В морях и океанах.
У.- Какие водоемы вы знаете?
Д.- Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище.
У.- давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоемы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).
Составь на доске таблицу.
Водоемы
Естественные искусственные
Река
Озеро
Море
Океан
Ручей
Канал
Водохранилище
Пруд
У.- А сейчас мы поработаем с картой нашего края.
- какие водоемы расположены на территории Курской области?
- Какой это водоем искусственный или естественный?
– Что такое река?
Река – это постоянно текущая вода.
– Как образуется река?
– Откуда река берет свое начало?
– Как называется место рождения реки?
Место рождения реки называется – исток.
Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.
– Как называются эти речушки?
Эти реки называются – притоками.
Притоки могут быть левыми и правыми.
– Почему их так называют: левый приток и правый приток?
Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.
Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.
– Посмотрите на схему реки.
– Как же называется место, где река впадает в другой водоем?
Это место называется – устье.
– Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.
– Как определить, где левый берег, а где правый?
+ Нужно встать по течению.
– Какие новые слова вы видите на рисунке?
– Как вы думаете, что такое русло?
Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.
– Что такое течение?
Течение – это движение воды в реке.
– Одинаковое ли течение в реках?
– Посмотрите, как вы думаете, от чего зависит какое в реке течение? Почему одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке бурлит?
– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.
Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.
– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.
– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?
– Где река берет “вечнотекущую “ воду?
Рекам постоянно необходимо питание.
– Откуда реки получают питание?
– Питание может быть разное:
дождевое
ледниковое
подземные воды
снеговое.
– Основным источником питания являются осадки.
– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.
– Ребята, почему же вода в реке не кончается?
Вывод: реки получают постоянное питание и в природе происходит круговорот воды в природе.
Как река протекает по территории Курской области, что ты можешь о ней рассказать?
(выступление учащегося)
Видеоролик о реке Сейм
Работа с картой
Определение основных частей реки
Сообщение учителя
Река Сейм. Сейм - река, протекающая по территории России и Украины, самый большой левый приток Десны, относится к бассейнам Днепра и Чёрного моря. Сейм берет свое начало в Старооскольском районе и протекает по Тимскому, Курскому, Льговскому, Рыльскому районам, далее течет по украинской территории -Путивльскому району, и под Черниговом впадает в реку Десну, которая несет свои воды в Днепр.
Длина реки Сейм 748 км. В Сейм впадает более 900 притоков. Три из них имеют длину более ста километров. Большая часть около 770 притоков протяженностью менее 10 км. Основное число притоков приходится на Курскую область. На территории Украины в Сейм впадают 7 притоков длиной более 10 км. Правые притоки: Тускарь, Свапа, Клевень.
По территории нашей области Сейм протянулся на 526 километров. Это почти две трети пути. Поэтому можно с полным правом утверждать, что Сейм - река нашенская.
Типично равнинная река, ее русло то сужается, то расширяется, берега то пологие, чередующиеся с песчаными дюнами, то обрывистые, то вокруг луга с запахом трав и цветов, а то лесные заросли. И нигде в России не поют по вечерам так соловьи, как в прибрежных зарослях Сейма.
А знаешь ли ты как называлась река Сейм в старину?
Исторические сведения
Первое достаточно полное описание реки Сейм содержится в старейшем географическом труде России - «Книге Большому Чертежу» составленной в 1627 году. На всех старинных картах река называлась Семь. Считается, что название произошло от семи ручьев, слияние которых и дало начало реки. Однако с конца 17 столетия появляется написание Сейм, постепенно вытеснившее старое. Это связывают с тем, что наши места одно время принадлежали Литовскому княжеству. В Польше Сеймом и сейчас называется представительный орган, известный нам как Государственная Дума. Значит, и значение реки было в те годы соответствующее.
По другой версии, литовцы называли реку Седьм, означающее по ихнему семь. Как бы то ни было, в обиход вошло название Сейм.
По старым описаниям река была полноводной, широкой и глубокой. Сохранилось ее название – «Знатная река», а с 18 века «Большая река». По реке было открыто судоходство, рыльские купцы возили товары в разные места, чем и прославили Курскую губернию.
Известна легенда, записанная в начале века у украинских кобзарей, опубликованная в работе С.Н.Ефременко «Историко-поэтическое описание рек Курского края»:
«Жил - был когда-то старик богатырь, по имени Днепр и имел он дочь Десну. Веселая и красивая была Десна, а уж умница такая, что другой, почитай, и в целом мире не найдешь. Любил старик дочурку, как говорится, души не чаял в ней.
Шли годы за годами, Днепр дряхлел, а Десна становилась все краше и краше. Много молодцев присватывалось к Десне, но ни один из них не понравился ей. Полюбила она небольшого паренька по имени Семь. Был он трудолюбивый, честный и добрый, но не так резв и умен, как Десна, да и притом старику Днепру малыш не понравился. Как ни просил Семь, как ни упрашивала Десна, старик наотрез отказывался выдать за него дочь.
В одно время заболел Днепр. Призывает к себе дочь и говорит ей:
«Дочь ты, моя дорогая и милая, надоело мне жить на свете. Разольюсь я рекой, рекою быстрою, широкою, длинною и глубокою. Стану я смывать города да села, деревни да слободы, степи привольные бесконечные, да луга великие, заливные. Протянусь я доченька, до самого моря, а ты, доченька, так разлейся рекой близ сердца моего, омывай ты также города и села, леса и степи, луга и пески. Будем вместе жить и по-прежнему, как любил я тебя, так и буду любить.
- Как же, тятенька, останется мой дорогой друг, милый Семушка? - зарыдала дочка. -Не горюй, не кручинься, доченька, - ответил старик - От судьбы не уйдешь. Если Семушка - твой суженый, быть тебе его подругой, а не суженый и толковать не о чем”.
Призвал старик Семушку и говорит ему:
- Сейчас с доченькой разольемся мы реками быстрыми и глубокими. Если хочешь жить с дочкой в парочке, отправляйся ты за полтысячи верст и оттудова догоняй ее. Сроку тебе даю один месяц. Догонишь - твоя будет, не догонишь - на себя пеняй.
Заплакал Семушка, простился с Десной и отправился за полтысячи верст. Это, где теперь три Семицы: Донецкая, Сухая и Пузацкая. Разлился он реченькой, но не быстрой, как Десна и ее старик. На пути его дороги все кривые да извилистые, овраги, леса да пески, пески сыпучие. Минует пески - чернозем густой, не дает уму воли - волюшки. А к тому же еще горе - горькое, сам не знает, куда направляется.
А тем временем разлились Десна и Днепр. Рвут дубы столетние, обрывы и овраги размывают, роют пески сыпучие, прокладывая себе путь.
Как только старик далеко ушел и стал к морю подходить, Десна стала искать милого. Еще несколько дней, и минет срок, назначенный батюшкой. Трудно было ей, но любовь помогла. Не прошел срок, как две реченьки - и Десна и Семь - шлют привет старику, низко кланяются.
Рад и не рад старик, а должен принять зятя в дом. И с той поры живут в мире да согласии. Дочь и зять, сколько в силах помогают старику».
У- Итак, в какую реку впадает Сейм?
Д.- Сейм впадает в реку Десну. Он приток этой реки
У. – А в какую реку впадает Десна?
Д.- Десна впадает в Днепр.
У. - На всем протяжении вода в реке Сейм в те, давние времена была очень чистая, люди для питья набирали воду прямо из реки.
А можно сейчас пить речную воду? Почему?
А можем ли мы помочь реке стать чистой?
Что для этого нужно сделать?
(Составление памятки «Правила поведения у водоема»)
Закрепление
У. – Послушайте, пожалуйста шуточное стихотворение.
Течет река … Течет река …
Поит поля и города,
Несет и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Словами – ах! – не передать!
Приятней плыть в живой волне.
Все дети счастливы вполне!
- В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же назначение имеют водоемы в природе и в жизни человека?
дом для растений и животных
место отдыха
вода для питья
вода для хозяйственных нужд
«свободный путь» (перевозка грузов)
У.- Какой вывод мы можем сделать?Д.- Вода действительно богатство и мы должны беречь и охранять воду. Потому что без воды погибнет все живое на земле.
У. И прежде чем закончить урок я хочу прочитать стихотворение
Берегите воду
Вода- это то, что всем жизнь нам дает.Что силы и бодрости нам придает.Кристально чиста или очень грязна.В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.Для них лишь в болоте покой и уют.Для нас же вода должна чистою быть,Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода,Которая в виде замерзшего льда.Она охлаждает, морозит, бодрит.И в зной нам прохладу и радость дарИт.
Давайте же воду все будем беречь.От трат неразумных ее все стеречь.Иначе закончится, может вода,И жизнь на планете затихнет тогда.
9. Подведение итогов. Рефлексия.
Оцените свою работу.
Тест «Да или нет»
Естественные водоемы – это река, озеро, море, океан. +
Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это исток. –
Люди построили запруду и появилось на этом месте появился пруд. +
Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился канал. +
Приток – это углубление, по которому течёт река. –
Главной водной артерией Курской области является Волга. -
В Рыльском районе протекает река Сейм. +
Чтобы вода в водоёмах была чистой, на берегах нужно строить фабрики и заводы. –
Проверьте свою работу по образцу. Оцените работу. В чем были ошибки?
10. Домашнее задание.
С. 154 – 158
1. Подготовить сообщение об обитателях водоемов.
3. Нарисовать запрещающие знаки.