Когда наступит месяц раджаб в году. “Раджаб” — это священный месяц. Имам г. Тулы и Тульской области Асуев Муса

Священные месяцы имеют особый статус, что также относится и к “раджабу”, ибо он является одним из этих священных месяцев.
«О вы, которые уверовали! Не нарушайте святости обрядов Аллаха, ни священного месяца…» (сура »Трапеза», аят 2). Это значит: не нарушайте их святость, которую Аллах повелел вам чтить и запретил вам нарушать, ибо этот запрет включает в себя как порочные дела, так и порочные верования.

Аллах говорит (перевод смысла): «…так не причиняйте же себе в них зла…» (сура »Покаяние», аят 36) , что значит: в эти священные месяцы. Слова «фи-хинна» (переведенные как «в них») относятся к этим четырем священным месяцам, как на то указал имам толкователей Корана Ибн Джарир ат-Табари (да помилует его Аллах).

Таким образом, нам следует внимательно относится к святости этих четырех месяцев, поскольку Аллах выделил их ввиду их особого статуса и запретил нам совершать грехи из уважения к их святости, ибо грехи, совершенные в это время, являются даже более тяжкими, исходя из святости времени, которое Аллах сделал священным. Поэтому в вышеприведенном аяте Аллах запретил нам проявлять несправедливость по отношению к самим себе, хотя это — т.е. причинение себе вреда, включающее и совершение грехов, — запрещено в течение всех месяцев года.

Ведение боевых действий во время священных месяцев

Аллах говорит (перевод смысла):

«Они спрашивают тебя о священном месяце — сражении в нем. Скажи: »Сражаться в нем — великий грех…» (сура »Корова», аят 217) .

Большинство ученых-богословов заявляют, что (запрет на) сражение во время священных месяцев был отменен нижеследующим аятом (перевод смысла):
«Когда ж священные месяцы пройдут, то убивайте многобожников везде, где б вы их не нашли…» (сура »Покаяние», аят 5) , а также другими аятами и хадисами, которые имеют общий смысл и включают в себя повеления сражаться с ними.

Другие же (ученые-богословы) говорят, что не разрешено первыми начинать боевые действия в течение священных месяцев, однако разрешено продолжать и завершать сражение, если оно началось в другое время. Подобным образом толкуется сражение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) против племен в ат-Таифе, поскольку боевые действия начались в Хунайне в месяце “шавваль”.

Вышеизложенное положение не относится к ведению боевых действий в качестве самообороны. Если враг нападет на мусульманские земли, то жители обязаны защищать себя, будь то в священный месяц или нет.

Аль-‘Атира
(жертва, которая специально приносилась в месяце раджаб).

В эпоху джахилиййи арабы приносили в жертву животных во время “раджаба” в качестве поклонения своим идолам.

Когда пришел Ислам, то было предписано совершать жертвоприношения только Аллаху, и это деяние эпохи джахилиййи, было отменено. Ученые-правоведы разошлись во мнениях относительно правомерности совершения жертвоприношений во время “раджаба”. Большинство ученых ханафитского, маликитского и ханбалитского мазхабов заявляли, что жертвоприношение »аль-‘атира» было отменено. В качестве доказательства они приводят хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет фара’ (первый приплод, который многобожники приносили своим идолам) и нет ‘атира » (Аль-Бухари и Муслим).

Представители шафиитского мазхаба говорили, что аль-‘атира не была отменена, и они считали её рекомендуемым (мустахабб). Этого мнения также придерживался Ибн Сирин.

Ибн Хаджар сказал: «Это (мнение) подкрепляется хадисом от Нубайши, который приводят Абу Дауд, ан-Наса’и и Ибн Маджа, и на достоверность которого указали аль-Хаким и Ибн аль-Мунзир: «Один человек обратился к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): »Мы совершали жертвоприношения »аль-‘атира» в месяце “раджаб” во времена джахилиййи. Что ты велишь нам делать?» Он сказал: »Совершайте жертвоприношения независимо от месяца…»».

Ибн Хаджар сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не отменил это по сути, однако он отменил саму идею совершения жертвоприношения специально в месяце раджаб».

В фетве Постоянного Комитета по Исламским Исследованиям и Фетвам сказано: «Что касается соблюдения поста специально в месяце “раджаб”, то нам неизвестно о каком-либо основании в Шариате поступать подобным образом».

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид

перевод Дамира Хайруддина

«Ислам как он есть»

Раджаб – это предпоследний месяц перед рамаданом, который дает нам возможность сделать наше празднование рамадана поистине особенным.

А рамадан – особенный месяц, когда мусульмане ради Аллаха соблюдают пост и стараются обновить и углубить свою веру, стать лучшими мусульманами. Рамадан – это месяц молитвы, месяц, посвященный Корану. Кроме того, можно сказать, что рамадан – это месяц единства и братства мусульман.

Испытывая огромную любовь к рамадану и его благословениям, сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) проводили шесть месяцев в приготовлениях к рамадану, а оставшуюся часть года – в благодарении Аллаха за Его милости.

В месяцы, предшествующие рамадану, а позднее, хаджу, мы должны пользоваться всякой возможностью, чтобы повысить свое благочестие и стать лучшими братьями и сестрами друг для друга.

В исламском календаре есть четыре священных (запретных) месяца. В Коране сказано:

«Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе…» (Коран, 9:36).

Запретные месяцы считаются таковыми по двум причинам: Аллах запретил в эти месяцы воевать, если только враг не напал первым; нарушение божественных пределов, установленных в эти месяцы, хуже, чем в любое другое время.

Священные месяцы это зуль-кида, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит нам:

«Время вернулось в свое начало – когда Аллах создал небеса и землю. В году двенадцать месяцев, из которых четыре священных: три по очереди – Зуль-Кида, Зуль-Хиджа, и Mухаррам, и (четвертый) – Раджаб (племени) Мудар, который между Джумада (сани) и Шаабаном» (Бухари, Муслим).

В том, что мусульманам выделены эти четыре священных месяца, мы снова видим, что ислам предлагает простые и разумные решения мировых проблем, прямо запрещая войну, вместо того, чтобы говорить о борьбе за мир. Тем, кто следует принципам ислама, запрещено воевать в эти священные месяцы.

Святость этих четырех месяцев арабы соблюдали даже в доисламскую эпоху: в эти четыре месяца они не воевали между собой, чтобы можно было безопасно приходить в Мекку поклоняться идолам. Но до ислама арабы не всегда правильно соблюдали запретные месяцы, иногда меняя их очередность по своему усмотрению. Поэтому Коран называет их заблудшими:

«Откладывание запретного месяца только увеличивает неверие. От этого неверующие впадают в заблуждение. В один год они объявляют его дозволенным, а в другой год объявляют его запретным, чтобы уравнять количество месяцев, которые Аллах сделал запретными…» (Коран, 9:37)

И здесь ислам, как и во всем другом, восстановил надлежащий порядок и наделил эти месяцы первоочередным значением.

Таким образом, было запрещено воевать, чтобы паломники могли безбоязненно прийти в Мекку. Мы видим, что один запретный месяц предшествует хаджу, другой – это месяц самого хаджа, один – следует за ним, а месяц раджаб призывает полностью прекратить войну, чтобы люди могли совершить малое паломничество, умру, к Каабе в Мекке.

В месяц раджаб мы также вспоминаем событие, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был взят от Каабы в Мекке и перенесен к мечети аль-Акса в аль-Кудсе (Иерусалиме), а оттуда – на небеса, к трону Аллаха.

События аль-Исра и аль-Мирадж (ночное путешествие и вознесение) напоминают о любви мусульман к мечети аль-Акса, построенной всего через сорок лет после Каабы, и о том, что мы должны делать все от нас зависящее, чтобы сохранить ее и благословенную землю, на которой она стоит.

Следует отметить, что в шариате нет каких-то особых предписаний относительно ритуалов богослужения в месяц раджаб, поэтому любой специальный ритуал рассматривается как нововведение и не относится к исламу.

Например, ни в Коране, ни в Сунне, нет ничего, указывающего на определенные дни поста или совершение определенных ночных молитв в месяц раджаб. Особенностью раджаба являются не какие-то специальные ритуалы, а особое миролюбивое поведение.

Раджаб может помочь приготовиться к рамадану.

Может возникнуть резонный вопрос: зачем нам сегодня запретные месяцы, когда большинство из нас не воюет вообще?

Но ислам – религия для всех народов и на все времена.

Наш современный мир раздирают война и насилие. И мы видим, как во время конфликтов, происходящих в мире, постоянно предпринимаются попытки заключить перемирие, чтобы оно стало залогом долгосрочного мира.

В исламе есть четыре особых месяца, и раджаб лишь один из них, когда воевать запрещено, если только мусульмане сами не подверглись прямому нападению и должны защищаться.

С учетом того, что современный мир погружен в насилие, мусульман должно особенно печалить то, что в умах многих людей это насилие ассоциируется, в первую очередь, с исламом, тогда как ислам – это религия мира.

Если простые мусульмане в своем сердце знают, что ужасные вещи, творящиеся сейчас в Ираке и Сирии во имя ислама, на самом деле никакого отношения к исламу не имеют, то зачастую они с трудом могут объяснить это другим.

Хотя исламские ученые постоянно осуждают подобные поступки, мир до сих пор не понимает, что эти поступки не связаны с исламом.

Немусульман действительно озадачивает, когда их убеждают, что ислам – религия мира, в то время как с телеэкранов им показывают нечто прямо противоположное.

А что могло бы быть яснее, если бы им объяснили, что в священный месяц раджаб мусульманам запрещено воевать? Тогда было бы очевидно, что те, кто упорствует в войне, преступают границы дозволенного исламом.

Конечно, мир – это не только воздержание от войны. Мир – это позитивное качество. Люди, которые хотят мира, не только молятся о мире, сидя дома, но и активно действуют, протягивая руку дружбы другим.

Каким бы прекрасным приготовлением к рамадану это было бы для мусульман, если бы в месяц раджаб они протянули руку дружбы тем, кто пытается спровоцировать мусульман своими действиями или высказываниями!

И ведь если бы мусульмане могли объединиться, преодолеть свои разногласия и начать цивилизованный диалог с другими мусульманами, это было бы прямым свидетельством братского и миролюбивого характера ислама!

Мир среди мусульман в месяц раджаб был бы огромным подарком не только всей умме, но и всему миру. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) настойчиво предостерегал мусульман против войны друг с другом и называл ее одним из тягчайших грехов – настолько тяжким, что он граничит с неверием.

Аллах предписал запретные месяцы не только арабам, жившим 14 веков назад, но и всем нам во все времена.

Священный месяц, месяц без войны – это только одно из неисчислимых благословений Аллаха, и мы должны глубоко задуматься над его смыслом в нашей жизни.

Быть миролюбивым не значит быть слабым: чтобы подойти к противнику или оппоненту со словами мира нужна огромная внутренняя сила.

Чтобы люди услышали послание ислама, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) претерпел всяческие оскорбления и унижения, но тем самым заслужил невыразимую любовь всех мусульман.

В месяц раджаб, месяц мира, давайте все вместе попытаемся последовать его примеру.

OnIslam.net, islam.com.ua

«О Аллах, даруй нам баракат Раджаба и Шаабана и позволь нам дожить до Рамадана»

Раджаб

Когда появлялась молодая луна месяца раджаб, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил мусульманам о необходимости готовиться к приходу рамадана. Эти два месяца даны нам именно для этого (чтобы готовиться к рамадану). Люди обычно «живут, чтобы видеть» различные достижения в своей жизни, но верующий, наоборот, живет ради того, чтобы достичь таких священных месяцев, как эти.

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) имел обыкновение произносить следующее дуа, когда начинался месяц Раджаб:

اَللّٰهُمَّ بَارِكْ لَناَ فِيْ رَجَبٍ وَشَعْبانَ وَبَلّغْنَا رَمَضَانْ

«Аллахумма барик ляна фи Раджаба ва Шаабана ва балигна Рамадан»

«О Аллах, даруй нам баракат (благословения) Раджаба и Шаабана и позволь нам дожить до Рамадана» (Шуабуль-Иман, 3534, Ибну Сунни, 660, Мухтасар Заваид Баззар, 662, также см. Аль-Азкар,549. Хафиз Ибн Раджаб говорил, что это сообщение показывает достоинства чтения данного дуа. Истихбаб, Латаиф, с. 172).

Раджаб является вторым из четырех священных (запретных) месяцев (ашхуруль-хурум) в исламском календаре (месяцы, когда нельзя было начинать войны) (см. сура Тауба, 36). Остальные три месяца – это зуль-када, зуль-хиджжа и мухаррам.

Объясняя значимость этих месяцев, ученые отмечают, что добрые дела, совершенные в течение этих месяцев, считаются более добродетельными, а злые – более отвратительными перед Аллахом (Латаифуль-Маариф, с.163).

Благочестивый человек однажды заболел до наступления раджаба. Он сделал дуа Аллаху, чтобы Он позволил ему дожить, по крайней мере, до наступления раджаба, поскольку он слышал, что Аллах освобождает людей от наказания в месяце раджаб. И Всевышний Аллах принял его дуа (Латаифуль-Маариф, с. 173).

Шаабан

Что касается месяца шаабан, существуют достоверные хадисы, которые описывают особую важность 15-й ночи этого месяца. Посланник Аллаха (мир ему и благословение), как сообщается, сказал:

«Поистине, Всевышний Аллах прощает в эту ночь всех, кто просит о прощении, кроме тех, кто приписывает Ему товарищей, и тех, кто питает враждебность к другим (верующим)» (Сахих Ибн Хиббан, 5665, Ат-Таргыб, т.3, с. 459, Маджамау з-заваид, т. 8, с. 65, Латаифуль-Маариф, с.194).

Имам Ата ибн Ясар (да смилостивится над ним Аллах), один из выдающихся табиинов, сказал:

«После Лейлатуль-Кадр, нет более ценной ночи, чем ночь середины Шаабана» (Там же, с.197).

Имам Шафии (да смилостивится над ним Аллах) сказал:

«Я слышал, что дуа особенно принимаются Аллахом в следующие пять ночей: ночь на пятницу; ночи двух праздников (Ид); первая ночь Раджаба и ночь середины Шаабана» (Латаифуль Маариф, с.196).

Опыт людей, живших еще до Ислама, показывает, что Всевышний Аллах принимает дуа в течение месяца раджаб. Имам Ибн Аби Дунья привел несколько примеров этому в своей книге «Муджабу Даава» (Там же).

Не существует каких-то конкретных форм поклонения, предписанных в месяце раджаб или в 15-ю ночь шаабана. Можно заниматься любым видом ибадата (поклонения) по своему желанию.

Молодой месяц раджаба означает начало нового сезона, начало времени надежды, милосердия и прощения для верующих. Это «сезон» заканчивается через три месяца, в день Ид аль-Фитр.

Шейх Абу Бакр Бальхы (да смилостивится над ним Аллах) говорил:

«Раджаб – это месяц, в котором мы сажаем семена блага, т.е, увеличиваем наш ибадат. В Шаабан мы поливаем их, чтобы пожинать плоды в Рамадан» (Латаиф, стр. 173).