Нравственный проблемы повести «Станционный смотритель.  Проблематика повести Пушкина «Станционный смотритель

План пересказа

1. Рассказчик размышляет о судьбе станционных смотрителей.
2. Первая встреча со смотрителем и его дочерью.
3. Рассказчик спустя годы встречает Самсона Вырина и узнает от него историю Дуни:
а) Дуня обманом уезжает с ротмистром Минским в Петербург;
б) смотритель едет в столицу, чтобы вернуть свою «заблудшую овечку»;
в) Минский выгоняет Самсона Вырина.
4. Рассказчик узнает о смерти смотрителя и раскаянии его дочери.

Пересказ

Много путешествовать по России довелось рассказчику: много видел станций и смотрителей станционных. Но лишь один смотритель запомнился ему навсегда.

Однажды рассказчик попал на одну из станций. Дом отличался чистотой и уютом. Смотритель велел тотчас ставить самовар, а в комнатке появилась девочка (Дуня) лет четырнадцати, необычайно красивая. Она скоро принесла самовар. За столом все втроем беседовали, «как будто век были знакомы». Собираясь уходить, рассказчик попросил разрешения поцеловать девочку, и она согласилась.

Спустя годы обстоятельства жизни вновь привели повествователя на эту станцию. Но его ждало разочарование — в доме было грязно и запущено. Смотрителем служил тот же Самсон Вырин — теперь седой и сердитый. Рассказчик поинтересовался насчет Дуни, ответом была вот какая история.

Как-то зимним вечером в доме появился молодой мужчина. Был он в шинели и в черкесской шапке. Хотел он осерчать, что нет лошадей, но появление Дуни смягчило его намерение. За ужином хозяева разглядели постояльца получше: это был красавец-гусар. Тем временем на станцию вернулись лошади, но гусар не поехал, сославшись на головную боль. Утром другого дня молодому человеку сделалось еще хуже. Послали за лекарем. Дуня сидела у постели больного, который пил кофе чашками, да обед себе заказал приличный. Врач внимательно осмотрел больного, получил за визит деньги, прописал покой, пообещал выздоровление через пару дней и уехал.

Через день офицеру сделалось намного легче. Он веселился и шутил с Дуней, разговаривал со смотрителем. В воскресенье утром гусар стал со всеми прощаться. Дуне было разрешено доехать с ним до ближайшей церкви... Отец ждал возвращения дочери, но так и не дождался. Искал ее везде, расспрашивал дьячка о девушке, была ли она на обедне, но никто ничего не мог о ней сказать. Вечером смотритель узнал от ямщика, что Дуня сбежала с молодым гусаром. Старик-отец с тоски и горечи болел. Размышляя над случившимся, он понял, что никакой болезни у постояльца и не было. Из документов, которые были при «мнимом больном», смотритель узнал, что гусар Минский — ротмистр, держащий путь в Петербург. Старик решил искать свою дочь именно там.

Смотритель действительно нашел Минского и просил его возвратить ему дочь, на что Минский отвечал, что не может без Дуни жить. Гусар просил не беспокоиться за нее. Вырин получил деньги и был выставлен за дверь. Но смотритель не успокоился. Он стал следить за Минским и в итоге узнал, где его дочь. Служанка не хотела пускать смотрителя, но он ворвался в квартиру. Дуня, увидев отца, упала в обморок, а гусар выгнал старика. Смотрителю пришлось вернуться домой ни с чем, с тех пор он стал пить горькую.

Спустя еще какое-то время, проезжая по этой же дороге, рассказчик узнал, что Вырин спился и умер, а станцию разрушили. Теперь в домике смотрителя жила семья пивовара. Мальчик проводил рассказчика до кладбища, до могилы смотрителя. По дороге он рассказал, что сюда приезжала «прекрасная барыня» с детьми. Когда она узнала, что смотритель умер, она пошла на кладбище и горько плакала, лежа на могиле. Затем дала денег попу и уехала.


Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Добрый день, уважаемые учащиеся 7-в класса. Урок у нас сегодня не совсем обычный. Во-первых, потому, что мы с вами совершенно незнакомы. Во-вторых, несмотря на это, мы должны плодотворно поработать и найти ответы на очень сложные жизненные вопросы. Давайте исправим некоторое недоразумение и познакомимся. Меня зовут Елена Владимировна, я преподаю русский язык и литературу в школе-гимназии №1, но только в других классах. С вами я познакомлюсь на протяжении урока, потому что у каждого из вас есть бейджики с именами.

Очень хорошо, что нас с вами немного,

Я предлагаю вам забыть о том, что мы на уроке, немного расслабиться и просто пообщаться, потому что вопросы сегодняшнего урока касаются каждого из нас и у каждого из вас есть своя собственная точка зрения.

А поможет нам попытаться разрешить сложные жизненные вопросы великая русская литература. Классическая литература. Произнося словосочетание «Русская литература», с каким именем у вас прежде всего возникает ассоциация? (Пушкин)

Да, действительно, А.С.Пушкин – непревзойденный мастер русской литературы, «Солнце русской поэзии» (В.Одоевский), «Пушкин – это наше все» (А. Григорьев). Скажите, пожалуйста, в каком веке жил Пушкин? А сейчас на дворе какой век? Почему же мы до сих пор читаем Пушкина и восхищаемся его произведениями? Да, действительно, творения Пушкина актуальны про сей день. Почему? Да, А.С.Пушкин ставил те проблемы, которые волнуют нас и сегодня.

Тема сегодняшнего урока «Нравственные проблемы провести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Запишите число, Классная работа и тему урока.

Для того, чтобы понять, какие выводы мы должны сделать в процессе нашего общения, давайте вдумаемся в каждое слово нашей темы. Какое главное слово в теме урока. Да, слово «Проблемы». Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения. Найдите однокоренное слово к «Нравственный» - это нравственность. А слово нравственность о чем вам говорит? Как вы его понимаете? Если обобщить вышесказанное это духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами.

Есть поступки, которые с точки зрения закона не наказуемы, но есть другой закон – закон совести. Тогда, наверное, нравственные проблемы – это проблемы с точки зрения их человечности, гуманности.

А теперь поговорим о тех проблемах, которые выделяет Пушкин? Это мы выясним, разгадав тезаурус. Вы должны поставить стрелочки меду героями и проблемами. Подумайте внимательно.

Тезаурус

«Любовь» Дуня и Минский

«Война и мир» отец и Минский

«Отцы и дети» Дуня и Вырин

«Выбор пути» Дуня

Маленький человек Вырин

Лишние люди

Итак, мы с вами выяснили, что все проблемы кроме одной затронул Пушкин в своей повести. Скажите, пожалуйста, а какая из этих проблем волнует чаще всего вас? Да, конечно, это сложные и вечные, как мир, взаимоотношения детей и родителей. Я думаю, нет среди вас такого человека, перед которым хоть раз в жизни не стояла бы данная проблема.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Задание называется «Разгадайте слепую схему».

С какими героями мы встречаемся и почему события, которые мы анализируем, сплетает их в треугольник.

Это главные герои и мы будем говорить о них, потому что они по сюжету связаны между собой.

Произведение называется «Станционный смотритель». Как вы понимаете смысл названия? Как вы понимаете из текста, что такое станция? (Да, это место, где останавливаются проезжающие, чтобы сменить лошадей). А кто такой станционный смотритель?

Видео. Начало

Почему же проезжающие так грубо обращаются со станционным смотрителем? Почему он не может дать им отпор?

(Табель о рангах).

Да, действительно, это чиновник 14 ранга, чиновник самого низшего класса, которого легко обидеть. В бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтобы только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Никакой благодарности, простого «спасибо», трудно дождаться от какого-нибудь генерала или фельдъегеря.

Ребята, а как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций. (Автор призывает своего читателя «вместо негодования» наполнить сердце свое искренним состраданием. Рассказчику, изъездившему много дорог, изведавшему не одно поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в лицо, можно поверить).

Вывод. Рассказчик на стороне станционного смотрителя, он сочувствует ему, сопереживает ему, отсюда и вытекает цель рассказывания «наполнить сердце состраданием».

Как вы думаете, зачем Пушкин так точно указал время и место происходящих событий? (Хотел указать на достоверность).

Итак, в подтверждение этому, хочу показать вам, что существует деревня Выра, в которой с 1972 года существует музей «Домик станционного смотрителя».

Слайд (музей на станции Выра)

Повествование ведется с позиции времени, т.е. рассказчик дожил до другого времени, а дороги там нет, нет станции, нет смотрителя.

Сколько поездок совершает рассказчик к домику станционного смотрителя?

Давайте определимся со временем года (первая в мае, вторая – зимой, третья – летом).

Прочитайте, как выглядел смотритель при первой встрече с рассказчиком и каким тот предстал перед ним по прошествии нескольких лет.

Какие обстоятельства так изменили Вырина? Что произошло в его жизни?

Что мы знаем о Дуне?

Как относились к Дуне господа проезжие?

В каком настроении находился прибывший однажды зимним вечером проезжий? Отчего сменил гнев на милость?

Как Пушкин помогает читателю раскрыть обман гусара?

Внимательно прочитайте абзац от слов «На другой день гусару стало хуже» до конца абзаца. Найдите ключевые слова, подтверждающие догадку о том, что гусар не был болен.

Что было накануне отъезда гусара Минского?

Что подсказало сердце Вырину, когда через полчаса Дуня не возвратилась?

Кто подтвердил его страшную догадку?

Видео Погоня

Дома, я знаю, мальчики писали монолог от лица Вырина, прочитайте, опишите чувства, которые испытал старик, от первого лица.

Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, ни на что не жалуется и доволен судьбой. Растит дочь, чуткую красивую девушку, которая иногда сглаживает конфликтные ситуации, неизбежно возникающие с нетерпеливыми и строгими проезжающими, и помогает отцу. Но в этот маленький и спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит дочь Вырина Дуню в Петербург.

Я хочу послушать мнение девочек по этому вопросу, которые дома анализировали происходящее от лица Дуни, поставив себя на ее место.

Немного устали? Давайте минутку отдохнем. Я не предлагаю вам провести физкультминутку, она при нашей теме урока несколько неуместна. Давайте проведем минуту релаксации. Послушаем романс из кинофильма «Станционный смотритель» и подумаем о чем-нибудь хорошем.

Релаксация.

Слайд (полная таблица)

Время

Дуня

Комната

Самсон

Из всего этого мы делаем вывод. Время выбрано не случайно. Зима – холодное время года, приносит холод одиночества в дом станционного смотрителя. Лето – пора созревания плодов. Для Дуни время осознания своих ошибок. Будучи сама матерью, она теперь понимает, какую боль причинила отцу, сбежав с Минским.

Итак, к Дуне пришла любовь.

Видео. Дуня

А разве это плохо, что она полюбила и нашла взаимные чувства?

Что же плохо?

А как вы думаете, если бы Дуня осталась с отцом, была бы она счастлива? Что же важнее личное счастье или долг перед родителями?

А были ли у кого в жизни подобные ситуации, когда надо сделать выбор?

На доске написан эпиграф к нашему уроку: «…Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.» Что это? Да, так нас учит Библия. А как называются короткие поучительные истории, которые рассказывали ученики Иисуса Христа, апостолы, людям. Да, это притчи. Посмотрите, пожалуйста, на картину Рембрандта и скажите, по какой притче она написана? А почему я предложила вам познакомиться с этой картиной?

Притча о возвращении блудного сына лежит в основе рассказа «Станционный смотритель». Об этом свидетельствуют те картинки, которые были развешаны на стене в доме Вырина. Они изображали историю блудного сына.

Видео. Картинки

Кто повторяет судьбу блудного сына?

Эти картинки символизируют жизненный путь Дуни. Как и на первой картинке – Дуня уходит из дома. Так же, как и на второй картинке – Дуня в чужом доме окружена «ложными» друзьями. Она тоскует и, может быть, раскаивается, как и блудный сын на третьей картинке. И последняя картинка о возвращении блудного сына – это когда Дуня приезжает на могилу к отцу.

А подумайте, пожалуйста, кого также можно назвать блудным сыном, кто также обманут людьми и переживает жизненную трагедию?

Но эту притчу можно отнести и к самому Самсону Вырину. Он как бы «уходит» от своей дочери, потому что не верит в её счастье, не верит в то, что молодой гусар может жениться на его дочери. Вырин так же окружён людьми, которые его обманывали: доктор, Минский. На третьей картинке изображён юноша, который пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; на его лице – глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет, как бы подсказывает судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни с горя спился, в доме у него царят «ветхость и небрежение». Из свежего и бодрого человека лет пятидесяти, каким он был ещё недавно, он превратился в хилого старика: седого, с глубокими морщинами на лице, со сгорбленной спиной. И последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется «возвращение» отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище.

Учитель : -Как заканчивает Пушкин рассказ об истории блудной дочери? Согласуется ли это с содержанием известной притчи?

(Дуня все-таки возвращается, но не в рубище, а богатой дамой с детьми, не к живому отцу, а к его могиле).

Почему Пушкин заканчивает повесть именно так. (Изменение стереотипов).

Видео. Завершение

О чем, по-вашему, плакала Дуня на могиле отца? (Может быть, сама, став матерью, поняла, что в стремлении быть счастливой слишком жестоко поступила с отцом).

Как вы думаете, Дуня счастлива?

Можем ли мы сказать, что героиню ожидает будущее без мук совести?

Я хочу подвести итог нашим рассуждениям. Все, что мы с вами выяснили, я предлагаю вам повторить про себя, глядя на слайды презентации.

Презентация.

Да, действительно, мудрая Книга книг – Библия - даст ответы на все вопросы. В Священном писании мы читаем…

Давайте попробуем предложить свой финал повести, такой, чтобы повесть была, как сказка, со счастливым концом.

Почему же Пушкин не закончил так свою повесть?

Да, произведение небольшое, но какое оно мудрое! Рассказывая об ошибках, совершенных другими людьми, автор учит нас не делать их в своей жизни.

О чем вас заставил задуматься великий классик?

Да, самое дорогое, что есть в нашей жизни – это наши родители.

Проблема взаимоотношения детей и родителей вечная. Ее поднимал Пушкин, ее пытаются решить и современные поэты. Закончить наш урок я хочу стихотворениями Оксаны Озеровой, Людмилы Ренжиной, Виктора Гина в исполнении ученика 10 класса Широбокова Захара.

Выступление.

Я благодарю вас за урок. Повесть «Станционный смотритель» - мое любимое произведение. Я надеюсь, вас тоже эта повесть не оставила равнодушными. У каждого из вас, детей или взрослых, к счастью, есть родители. Давайте же будем добрее к ним, попросим у них прощения за наши ошибки и поступки, да просто позвоним им, поинтересуемся, как там у них дела, просто обнимем и скажем ласковое слово. Пока еще не поздно, как это было с Дуней, дочерью «Станционного смотрителя».

А дома вы постараетесь решить еще одну нравственную проблему повести. Письменно дайте ответ на вопрос: «Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина?».

Оценки за урок.

Пушкин «Станционный смотритель» - сочинение на тему «Ответственность родителей и детей друг перед другом».

В повести «Станционный смотритель» А. Пушкин рассказывает историю бедного чиновника низшего класса - Самсона Вырина. В основу сюжета положена трагедия жизни этого «маленького» человека, который, несмотря на тяжелые жизненные условия и унизительный труд, вполне счастлив и не жалуется на судьбу, ведь он не привык получать от нее подарки. В этом произведении писатель поднимает вечную общечеловеческую проблему взаимоотношений родителей и их детей.

Вырин воспитывает четырнадцатилетнюю дочь и работает станционным смотрителем. Работа героя довольно сложная, ведь все жалобы, обиды и ругань проезжающих обрушиваются именно на него. Злость, накопленную в дороге, путники срывают на Самсоне, иногда избивая его. Единственной радостью в жизни смотрителя является его любимая дочка. Дуня при возможности помогает отцу, сглаживая конфликты с приезжими. Однажды в размеренную жизнь смотрителя врывается проезжавший мимо офицер Минский, который влюбился в Дуню и увез ее втайне от отца.

Девушка оказывается в Петербурге, а Вырин в это время не находит себе места и заболевает. Тоска по дочери и осознание вины перед ней не дает ему покоя. Самсон чувствует, что не уберег дочь. Тогда он решается найти ее и вернуть, но Минский дважды прогоняет его. Вырин увидел, что Дуня живет в хороших условиях, но от этого ему только больней за дочь - он уверен, что гусар рано или поздно бросит ее, ведь они принадлежат к разным социальным сословиям. Для Самсона любовь гусара к простой девушке не представляется возможной, поэтому он искренне жалеет дочь, изводя себя изо дня в день. Вырин от горя спивается и вскоре умирает. Писатель не осуждает героя за узость его взглядов, а лишь пытается понять и объяснить природу его поведения.

А. Пушкин воплотил в образе смотрителя жизнь «маленьких людей», бесправную и полную страданий. В повести глубоко раскрывается мотив вины родителя перед ребенком и ребенка перед родителем. Писатель не наделил главного героя каким-то определенным пороком, но наивный Самсон целиком сосредоточен на своем маленьком счастье. Он эгоистичен в своем желании избегать любых конфликтов, пользуясь привлекательностью дочери. Ему хочется жить в уюте и спокойствии, но герой забывает об ответственности перед дочкой. Вырин не пренебрегает возможностью использовать ее обаяние для смягчения гнева приезжих. Так Дуня привыкает ко лжи, к услужливости перед всеми, чей социальный статус выше ее. Конечно, вскоре это оборачивается против отца. Простодушный смотритель ждет возвращения своей дочери, он готов простить ее, ведь в ней заключается весь смысл его жизни. Но несчастный, обиженный отец остался в одиночестве. Счастливая жизнь Дуни с детьми не оправдывает ее поведения, а раскаяние приходит к ней с запозданием - решившись проведать отца, она застает лишь его могилу. Всю оставшуюся жизнь ее спутником будет чувство вины.

А. Пушкин поднимает тему благодарности и ответственности детей перед своими родителями. Трогательная любовь Самсона к своей единственной дочери и ее неблагодарное поведение в ответ стало для героя трагедией, погубившей его. Дуня любила отца и не забыла о нем, но все-таки уехала, оставив его одного и ни разу не проведав. Писатель призывает нас быть гуманными, не забывать о своих детях и родителях, ведь человеческий долг заключается в том, чтобы заботиться друг о друге независимо от обстоятельств.

В знаменитую Болдинскую осень 1830 года А.С. Пушкин за 11 дней написал удивительное произведение - «Повести Белкина», - включавшее пять самостоятельных историй, рассказанных одному человеку (его имя вынесено в заглавие). В них автору удалось создать галерею провинциальных образов, правдиво и без прикрас показать жизнь в современной писателю России.

Особое место в цикле занимает повесть «Станционный смотритель». Именно она заложила основы для развития темы «маленького человека» в русской литературе 19 века.

Знакомство с героями

Историю станционного смотрителя Самсона Вырина рассказал Белкину некий И.Л.П., титулярный советник. Его горькие размышления о том, каково отношение к людям этого ранга, с самого начала настраивают читателя на не очень веселый лад. Всякий останавливающийся на станции готов их обругать. То лошади плохие, то погода и дорога скверные, а то и вовсе настроение не заладилось - а во всем виноват станционный смотритель. Основная мысль повести - показать тяжелое положение простого человека без высокого чина и ранга.

Все притязания проезжавших спокойно сносил Самсон Вырин - отставной солдат, вдовец, воспитывавший четырнадцатилетнюю дочь Дунечку. Это был свежий и бодрый человек лет пятидесяти, общительный и чуткий. Таким увидел его при первой встрече титулярный советник.

В доме было чисто и уютно, на окнах росли бальзамины. А всех останавливающихся поила чаем из самовара Дуня, рано научившаяся вести хозяйство. Она же своим кротким видом и улыбкой смиряла гнев всех недовольных. В обществе Вырина и «маленькой кокетки» время для советника пролетело незаметно. Гость прощался с хозяевами, как со старыми знакомыми: настолько приятным показалось ему их общество.

Как изменился Вырин…

Повесть «Станционный смотритель» продолжается описанием второй встречи рассказчика с главным героем. Спустя несколько лет судьба вновь забросила его в те края. Он подъезжал к станции с тревожными мыслями: все могло произойти за это время. Предчувствие и в самом деле не обмануло: вместо бодрого и жизнерадостного человека перед ним предстал поседевший, давно не бритый, сгорбленный старик. Это был все тот же Вырин, только теперь весьма неразговорчивый и угрюмый. Однако стакан пунша сделал свое, и вскоре рассказчик узнал историю Дуни.

Года три назад проезжал мимо молодой гусар. Девушка ему приглянулась, и он на несколько дней притворился больным. А когда добился от нее взаимных чувств, увез тайком, без благословения, от отца. Так свалившаяся беда изменила давно устоявшуюся жизнь семейства. Герои «Станционного смотрителя», отец и дочь, больше уже не свидятся. Попытка старика вернуть Дуню закончилась ничем. Он добрался до Петербурга и даже смог увидеть ее, богато одетую и счастливую. Но девушка, взглянув на отца, упала без чувств, и его попросту выгнали. Теперь Самсон жил в тоске и одиночестве, а главной его спутницей стала бутылка.

История о блудном сыне

Еще при первом своем приезде рассказчик заметил на стенах картинки с подписями на немецком языке. Они отображали библейскую историю о блудном сыне, забравшем свою долю наследства и промотавшем ее. На последней картинке смиренный отрок вернулся в родной дом к простившему его родителю.

Эта легенда очень напоминает то, что произошло с Выриным и Дуней, потому она неслучайно включена в состав повести «Станционный смотритель». Основная мысль произведения связана с идеей беспомощности и беззащитности простых людей. Вырин, хорошо знакомый с устоями высшего общества, так и не смог поверить, что его дочь может быть счастлива. Не убедила и сцена, увиденная в Петербурге, - все может еще измениться. Он ждал возвращения Дуни до конца жизни, но их встреча и прощение так и не состоялись. Возможно, Дуня просто долго не решалась предстать перед отцом.

Возвращение дочери

В свой третий приезд рассказчик узнает о смерти старого знакомого. А сопровождавший его на кладбище мальчик поведает ему о барыне, приезжавшей уже после того, как умер станционный смотритель. Содержание их разговора дает понять, что все у Дуни сложилось хорошо. Она приехала в карете с шестью лошадями, в сопровождении кормилицы и трех барчат. Вот только отца в живых Дуня уже не застала, потому и покаяние «заблудшей» дочери стало невозможным. Барыня долго лежала на могиле - так по традиции просили прощения у умершего человека и навсегда прощались с ним - а затем уехала.

Почему же счастье дочери принесло невыносимые душевные страдания ее отцу?

Самсон Вырин всегда считал, что жизнь без благословения и в качестве любовницы - это грех. И вина Дуни и Минского, наверное, прежде всего в том, что и их отъезд (смотритель сам убедил дочь проводить гусара до церкви) и непонимание при встрече в Петербурге лишь укрепили его в этом убеждении, которое, в конце концов, доведет героя до могилы. Есть еще один важный момент - произошедшее подорвало в отце веру. Он искренне любил свою дочь, которая была смыслом его существования. И вдруг такая неблагодарность: за все годы Дуня ни разу не дала знать о себе. Она словно вычеркнула отца из своей жизни.

Изобразив небогатого человека самого низкого чина, но с высокими и чуткой душой, А.С. Пушкин обратил внимание современников на положение людей, находившихся на низшей ступени социальной лестницы. Неспособность протестовать и смирение с судьбой делают их беззащитными перед жизненными обстоятельствами. Таковым оказывается и станционный смотритель.

Основная мысль, которую хочет донести до читателя автор, - необходимо быть чуткими и внимательными по отношению к каждому человеку, независимо от его характера и Только это поможет изменить царящие в мире людей безразличие и озлобленность.

Тема: Нравственный проблемы повести «Станционный смотритель».
ХОД УРОКА

1.Стадия Вызова

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с прозаическими произведениями А.С. Пушкина. Прослушайте внимательно отрывок и вспомните, откуда взяты эти строки, отметьте особенности, о которых упоминается в данном отрывке.(Слайд 2)

«Кроме повестей, а которых в письме вашем упомянуть изволите, Иван Петрович оставил множество рукописей, которые частию у меня находятся, частию употреблены его ключницею на разные домашние потребы. Таким образом, прошлою зимой все окна ее флигеля заклеены были, кажется, первым его опытом. Они, как сказывал Иван Петрович, большею частию справедливы и слышаны им от разных особ, однако ж имена в них почти все вымышлены им самим, а названия сел и деревень заимствованы из нашего околотка, отчего и моя деревня где-то упомянута, Сие произошло не от злого какого-либо намерения, но единственно от недостатка воображения».

Мы отметили, что этот цикл состоит из 5 повестей, перечислите их?

Отметьте особенности данного произведения.
Коллективное составление кластера.(Слайд3)


Вымышленный рассказчик – Иван Петрович Белкин

А.С.Пушкин


Слышаны от разных особ


«ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»


Вымышленные имена

«Гробовщик»


«Выстрел»

Названия заимствованы

«Метель»


«Станционный смотритель»


«Барышня-крестьянка»

-Сегодня мы с вами будем изучать подробно еще одну повесть.

-Послушайте отрывок и скажите, что это за произведение?

(Звучит музыка Мусоргского «Слеза») (Слайд 4)

В поселке Выра стоит верстовой столб с надписью: "До Пскова 239 верст. До Петербурга 69 верст". Эти столбы ставились в XVIII - начале XIX вв. на почтовых трактах.
Здесь располагалась третья от Петербурга почтовая станция, где путники меняли лошадей, грелись, располагались на ночлег, отмечали подорожную.
По этой дороге не менее тринадцати раз проезжал А.С.Пушкин. Через Выру лежал и последний его путь. В ночь с 3 на 4 февраля 1837 г. тело великого русского поэта было провезено по тракту из Петербурга в Псковскую губернию на место захоронения в Святогорском монастыре.

«Дом станционного смотрителя» в деревне Выра - первый в нашей стране музей литературного героя.

В Выре, может быть, А.С.Пушкин увидел героев своих произведений. Не случайно главный герой повести «Станционный смотритель» - Самсон Вырин.
В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени. В красном углу - стол смотрителя. На нем - бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, книга для регистрации проезжающих.

В комнате Дуняши (за «перегородкой») воссоздана девичья светелка: диван, комод, столик для рукоделия с пяльцами, платье, портреты Минского, Дуни, смотрителя.

Изо всех повестей Белкина наиболее сильное душевное волнение всегда вызывает повесть «Станционный смотритель» Всякий раз охватывает чувство жалости к Самсону Вырину, боль за него, за его отвергнутую отцовскую любовь. Отцовское чувство возвышает эту повесть над временем.

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове «любовь»?

счастье
уважение


понимание
радость
нежность
забота

-Попробуйте образовать со словом любовь словосочетания.(Верная, нежная, всепоглощающая и др.)

Можем ли мы с вами понимать слово любовь одинаково? Конечно же, нет. Для каждого из нас оно означает разное. Но с раннего детства мы сталкиваемся с любовью своих родных и близких. Почему родительская любовь драгоценна? Подобно маяку, она указывает путь детям, поскольку родители беспокоятся, чтобы их дети не сбились с дороги. Тысячу лет назад родители любили своих детей так же, как и сейчас. Не смотря на все препитии истории, родительская любовь остается неизменной.

А что же лежало в основе всех поступков станционного смотрителя, главного героя повести? (В основе всех поступков Самсона Вырина лежала любовь к дочери.)

2.СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

- Прочитайте эпиграф к повести. Что он помогает разъяснить, узнать?(Слайд 5)

К своей повести А.С.Пушкин взял эпиграф из стихотворения П.А.Вяземского «Станция», но изменил цитату, назвав станционного смотрителя «коллежским регистратором», а это низший гражданский чин в дореволюционной России.

- Как вы понимаете слово «диктатор»? Соответствует ли оно характеру главного героя? Почему? (Диктатор-правитель, пользующийся неограниченной властью.Вырин же слабый, робкий человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проезжающие).

-Ирония и в имени героя:«маленький», бессильный человек назван

именем библейского богатыря!

Самсон - доблестный герой античного мира.

Наш же Самсон Вырин - воплощение бессилия.

Какие качества в характере Вырина вы бы отметили? Какие чувства вызывает у вас этот человек? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.(Слайды 6-11)

Робкий -«Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда..»

Добрый- «Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать в С** за лекарем.»

Доверчивый – «Чего же ты боишься? – сказал ей отец, – ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви».

Ранимый -«Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту саму постель, где накануне лежал молодой обманщик».

Любящий - «А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти…»

-На протяжении повести образ смотрителя меняется. (Слайд 12)

-Каким мы увидели его впервые? («Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах»).

- Найдите в повести другой портрет этот героя. Что изменилось в этом портрете? («Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»).

-Чем вызваны были эти перемены? (Всё, что было хорошего у отца – это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)

-Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркиваются еще

одной деталью.
Сравним, в первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть немедленно взялся исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд: «Покамест собирался переписывать мою подорожную... продолжал пошептом читать...» На что обращает внимание эта деталь?

Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное,

произносит вслух слова - старческим «пошептом».

Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.

– Мы всё время говорим о чувствах Самсона Вырина, но героиней повести является и Дуня. Когда она уезжала, то уже была влюблена в гусара Минского, ею тоже руководила любовь к молодому человеку. И она уехала по своему желанию.

- Составьте портрет Дуни . (Путешественника поразила красота этой четыр-

надцатилетней девочки, рассказчик замечает в поведении Дуни само-

любование, стремление понравиться гостю; он называет девочку «малень-

кой кокеткой». Дуня ведет себя с гостем «безо всякой робости» и даже

позволила ему в сенях поцеловать себя на прощание. Рассказчик обращает

внимание на ее большие голубые глаза.)

- Как смотритель относится к дочке?

Он относится к Дуне с огромной любовью, гордится своей дочерью.

- В каких словах выражается это отношение?

«Это твоя дочка – спросил я. Дочка – с, отвечал он с видом довольного

самолюбия , - да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать ».

- Почему гостю так понравились смотритель и его дочка?

Это были добрые, радушные люди, почувствовавшие интерес гостя к

ним. Им есть о чем говорить, недаром они долго беседуют за чаем, «как

будто век были знакомы».

- Несомненно, рассказчик - человек добрый, искренний,

внимательный. Он обращает внимание на обстановку комнаты, где

живут эти добрые люди. Найдите это описание в тексте.

Гостя умиляет обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища, горшки с бальзамином, кровать с пестрой занавеской и, конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю блудного сына.

-В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. Первый и

второй приезды заключают в себе немало общего. Рассказчик видит все

тот же почтовый домик. Смотритель переписывает подорожную приезжего в свою книгу. Потом следует чаепитие, рассказчик предлагает Самсону Вырину пуншу… Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете?
-Проведем сравнительную характеристику жизни смотрителя, его быта

до отъезда Дуни и после. Заполним таблицу (слайд13):

На чем рассказчик заострил свое внимание при описании комнаты? (На картинках, изображающих историю блудного сына).

- Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин?

- Извлекла ли Дуня урок из этой притчи?

-С легкостью или с болью покидает Дуня родительский дом? (О том, что не с легким сердцем покидала Дуня родительский дом, говорит одна только скупая фраза: “Ямщик… сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте”)

-О чем, по-вашему, плакала Дуня?

- Самсон Вырин - добрый и доверчивый человек. Он убежден в порядоч-

ности Минского, и невольно сам отпускает от себя свою дочь, «Чего же

ты боишься?, ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест».

(слайд14)

-Посмотрите видеофрагмент из фильма. Передайте состояние бедного

смотрителя после отъезда Дуни с гусаром(слайд15).

- С каким чувством говорит рассказчик о болезни Вырина?

«Бедняк занемог сильной горячкой». В тоне рассказчика уже нет и тени

иронии, когда он говорит, что несчастный старик «слег в ту самую постель,

сочувствие.

- Отец, будучи уверенным в том, что дочь брошена, несчастна и боится

возвращаться к отцу, сам отправляется на ее поиски.

В повести есть эпизод, в котором «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном плане выше Минского? Какой это эпизод?

(Анализ сцены “Вырин с Минским в гостиничном номере”). (Чтение сцены).

- Как ведет себя Минский? (Вспыхивает, извиняется, дает деньги, клянется в верности Дуне ).

- Какие аргументы приводит каждый, объясняя, почему Дуня должна принадлежать именно ему?

Найдите отрывок, характеризующий состояние Вырина после встречи с Минским. Найдите ключевые слова в тексте, что они подчеркивают ?

(«…Долго стоял он неподвижно, наконец у видел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых смятых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования ! Он сжал бумажки в комок , бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл… Отошед несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился … но ассигнаций уже не было») (слайд16) .

Что мы видим из этого эпизода? (негодование мелкого чиновника («притоптал каблуком»), его моральное превосходство, но глаголы «подумал», «воротился» разочаровывают читателя, напоминают, что Самсон Вырин, так и остался «маленьким человеком», еще не созревшим для большого бунта).

Автор показывает не только бесправное положение «маленького человека», но и позволяет наблюдать за невидимой схваткой между Минским и станционным смотрителем. Обратите внимание: причастие «смятых» находится не перед числительными «пять», «десять», а перед существительным «ассигнаций», то есть унизительное положение чиновника 14 класса подчёркивается не столько суммой, какой оценил чувства несчастного отца дворянин, сколько небрежностью состояния денег, данных с такой же небрежностью Минским. В ответ на это Самсон Вырин «сжал»бумажки в комок (слайд17). Лингвистический анализ:


  • смятых - сжал;

  • ассигнации -бумажки.
- Как мог измениться финал повести, поступи Минский по-другому по отношению к отцу Дуни?

- Самсон Вырин решает во что бы то ни стало увидеться с дочерью. Случай представился быстро.

Какой увидел отец свою дочь? О чем это говорит? Задумался ли об этом Вырин? Почему именно в этот момент автор называет его “бедным”?

«Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как

наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на

Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный

смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле

ею любовался».

Возможно, Самсон Вырин мог любоваться не только красотой Дунечки, но и её положением, её жизнью в роскоши. Вот тут-то и вступают в конфликт противоречивые чувства: любовь и ревность отца. Ведь «приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решил отступиться ». Очень важен для понимания истинной причины трагедии героя фразеологизм «махнул рукой», невольно напоминающий усталость современных родителей, боровшихся против шалостей детей. В душе старик понимал, что Дунечка заслуживает другой жизни, но он вступил в общечеловеческий конфликт: почему счастье дочери даётся ценой отцовского счастья?

Как ведет себя Минский в этой ситуации? Посмотрите видеофрагмент этой сцены.(Просмотр уч-ся видеофрагмента из фильма) Почему он так поступает? (слайд18-19):

-Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Рассказчик вновь подтверждает живучесть «общеудобия» «чин чина почитай»: бедняк не просто остался бедняком - оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, тягаться ему с сильными мира сего бесполезно. Любое, самое сказочное превращение Дуни в «прекрасную барыню» никак не изменит жизни Самсона Вырина (слайд20).

- Но так ли бесчувственна Дуня? Обратите внимание, она упала в

обморок при виде отца. Почему?

Причина обморока и в затаенном чувстве собственной виновности перед покинутым ею старым, одиноким отцом.

- Повесть завершается грустно. Прошли годы, и добрый наш рассказчик

в третий раз посещает эти места, вспоминая бедного смотрителя. Какое

впечатление производит на него кладбище?

Это было голое место, не было даже ограды, над могилами возвышались одни деревянные кресты - видно, что там покоились бедняки. Рассказчик замечает, что на могилах не было ни кустика, ни деревца, не говоря уже о цветах. Все это произвело на него удручающее впечатление.

богатой «прекрасной барыне», приехавшей однажды в карете «в шесть

лошадей», с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной

моською...

Когда мы встречаемся с Дуней в последний раз? Какою мы видим Дуню на могиле отца? (Работа с текстом).

Посмотрите видеофрагмент фильма. Какие бы вы вопросы задали Авдотье Самсоновне, плачущей на могиле отца? (слайд21)

-Как вы думаете, что заставляет Дуню приехать к отцу?

К Дуне пришло позднее раскаяние.

- Вернемся к притче о блудном сыне. Послушаем пересказ этой притчи

(во время пересказа, подготовленного отдельным учеником, на экране

появляются иллюстрации к притче) и обратим внимание на сходства и

различия притчи и проанализированной нами повести. (слайд22-23):


Притча

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

5. Н 5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла,
зашла, проезжая мимо.

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

Над чем заставляет задуматься ее судьба? (Дуня нарушила одну из главных заповедей: “Почитай отца своего и мать”,- и очень страдает от этого. Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими людьми).

4. РЕФЛЕКСИЯ.

Распределение заданий по группам.

Сейчас вы будете работать по группам. Каждый из вас попробует проанализировать повесть с разных точек зрения.

1. Теоретики.

Какие события произошли в этой повести? Назовите имена героев.

2. Критики.

Что плохого, трагичного для героев повести произошло? Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятным до конца во всей этой истории?

3. Оптимисты.

Какие вы видите положительные, светлые стороны в том, что случилось с Дуней и ее отцом? Есть ли они вообще? Аргументируйте свой ответ.

4. Творцы.

Какие чувства испытывали вы, читая разные эпизоды повести. Аргументируйте.

5. Мыслители.

Виноваты ли герои повести друг перед другом? И если да, то в чем? Как, по-вашему, следовало бы поступить Дуне, чтобы отец не чувствовал себя брошенным? Аргументируйте свой ответ.

-Правильно ли поступила Дуня, уехав с гусаром? (слайд24)

- Как вы считаете, зародилось ли в душе Дуни зерно нравственного прозрения?

Дуня раскаялась, она приехала к отцу с детьми, внуками Самсона Вырина. Узнав о смерти родного человека, не смогла сдержать слез на кладбище, «призвала попа», добрая барышня одарила «рыжего и кривого мальчишку серебряным пятаком». Нет, есть в Дуне и сострадание, и доброта, и умение каяться, признавать свои ошибки.

-Счастлива ли Дуня? Почему?

Невозможно быть счастливым ценой благополучия дорогих, близких людей.

Вывод: (слайд25)

Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.

Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло?

4. Итог урока.

Синквейн

Любовь
Светлая, всепрощающая
Радует, прощает, улыбается
Чувство, сопровождающее всю жизнь
Счастье

-Что вы унесете с собой сегодня с урока? Чему научились? Над чем задумались?

Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

Каким из двух высказываний: “Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты” (Р.Роллан) и “Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними” (из “Библии”) – вы бы закончили сегодняшний урок и почему?

5. Задание на дом:

Написание сочинения- миниатюры по одной из тем:

1. Находите ли вы что-либо общее в судьбе Дуни (“Станционный смотритель”) и Марьи Гавриловны (“Метель”); 2. Всегда ли я поступаю по совести?