Миф о ярило солнце читать полностью. Народный миф о солнце. Мать Сыра Земля в северной традиции гадания и магии

Мифология древних славян была тесно связана с природой. Наши предки жили в симбиозе со стихиями, а их обряды и ритуалы были призваны подчеркнуть это единство. Исследователи отмечают, что амплитуда характера религиозных традиций славян была довольна широка: от мирных сельскохозяйственных до жестоких и кровопролитных культов.

Мать - Сыра Земля

С незапамятных времён основой славянской мифологии был культ богини по имени Мать - Сыра Земля. Она давала жизнь, она её и отнимала. Как указывает исследователь славянской мифологии Ю.И. Смирнов, славяне представляли её в образе женщины: травы, кустарники и деревья – её пышные волосы, их корни – жилы, скалы – кости, ручьи и реки – живая кровь. Именем Матери-Земли клялись, съедая при этом щепотку земли, и клятву эту нельзя было нарушить, потому что земля не будет носить клятвопреступника. До сих пор сохранилось выражение «Чтоб мне сквозь землю провалиться».
В качестве требы для Матери-Земли приносили зерно.

Культы любви и плодородия

Отголоском славянской древности было почитание Рода; именно он посылал с неба на землю души людей. Род считался покровителем мужчин, а о женщинах заботились его дочери – рожаницы. Среди рожаниц известны две: Лада и её дочь Леля.

Лада считалась защитницей семьи, богиней любви и красоты, а также плодородия. Собиратель русских народных сказок А.Н. Афанасьев писал: «В народных сказках ладо до сих пор означает нежно любимого друга, любовника, жениха, мужа, а в женской форме (лада) – любовницу, невесту и жену». Богиня Леля заботилась о первых весенних ростках, цветах и благоволила девичьей любви.

Рожаницам женщины приносили в дар цветы и ягоды. Ритуалы, способствующие плодородию, были связаны с обнажённым телом.
На хлебном поле с целью хорошего урожая совершался своеобразный обряд. «Хозяйка ложилась в поле и делала вид, что родит, между ног ей клали каравай», - рассказывал профессор Н.М. Никольский в книге «История русской церкви». На Страстной неделе, последней неделе Великого поста, также колдовали о том, чтобы хлеб родился лучше. Хозяин тряс соху, имитировал пахоту. Нагая женщина собирала по углам тараканов, заворачивала их в тряпочку и выносила на дорогу. Произносили и наговор на скотину и домашнюю птицу.

В Вятской губернии на Великий четверг до восхода солнца нагая хозяйка дома должна была бежать со старым горшком на огород и опрокидывать его на кол: горшок оставался в таком положении на колу в течение всего лета - это охраняло кур от хищной птицы.

А под Костромой вплоть до XVIII века сохранялся такой языческий ритуал: нагая девушка садилась, как ведьма, на черенок помела и трижды «объезжала» вокруг дома.

Ярило

Это был весёлый бог весеннего солнца и плодородия, покровитель любви и деторождения. Имя его происходит от слова "яр" – «сила». Божество представлялось не только молодым мужчиной в белых одеждах и на белом коне, но иногда и женщиной, одетой в белые брюки и рубашку и держащей в правой руке чучело человеческой головы, а в левой - пучок колосьев: символы жизни и смерти. На голове у Ярило был венок из первых полевых цветов.

Ярилин день отмечался 27 апреля. В этот день девушку сажали на белого коня, которого водили вокруг ритуального столба или дерева на высоком месте. Затем коня привязывали и водили вокруг хоровод, воспевая приход весны. Второй праздник, посвященный Яриле, отмечался в середине лета перед Петровским постом. На этот раз божество изображал юноша, одетый в белые одежды, украшенный лентами и цветами. Он возглавлял праздник, который заканчивался угощением и народным гулянием.

Ярила прославлялся, как «распространяющий весенний или утренний солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях и плотскую любовь в людях и животных, юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке» (П. Ефименко. «Зап. Имп. Рус. Геогр. Общ. по отд. этнографии», 1868 г.).

Культ Велеса – бога животных и подземного мира

Крылатый змей Велес почитался как покровитель скота и лесных зверей. Он правил также подземным миром, и ему посвящался неугасаемый огонь. Когда убирали хлеб, в дар Велесу оставляли пучок несжатых колосьев. Для здоровья и плодовитости скота закалывали белого ягнёнка. Обряд принесения Велесу человеческих жертв описывается в «Сказании о построении города Ярославля»:
«Когда приходил первый выгон скота на пастбища, волхв закалывал для него тельца и тёлку, в обычное же время из диких зверей жертвы сжигал, а в некоторые очень тяжелые дни - и из людей. Когда же огонь у Волоса угасал, то волхва в тот же день и час отрешали от керемети, и по жребию избирали иного, и этот закалывал волхва и, разведя огонь, сжигал в нём труп его как жертву, единственно способную возвеселить этого грозного бога» (Воронин Н. Медвежий культ в Верхнем Поволжье XI в.). Новый огонь разрешалось добыть только методом трения дерева о дерево: тогда он считался «живым».

С приходом христианства Велеса заменил христианский святой с похожим именем - священномученик Власий. Как указывает исследователь славянской мифологии Ю.И. Смирнов, в день памяти этого святого, 24 февраля, крестьяне угощали домашних животных хлебом и поили крещенской водой. А если на скот нападали болезни, люди «опахивали» деревню – прокладывали вокруг неё плугом борозду и проходили кругом с иконой святого Власия.

Культ огня

Богом огня был Сварог (другие его имена Святовит, Радегаст) и его сын Сварожич. Огонь считался у славян священным. В него нельзя было плевать, бросать нечистоты. При горящем огне запрещалось сквернословить. Огню приписывались целебные и очистительные свойства. Больного человека проносили через огонь, в котором должны были погибнуть злые силы. Жениха и невесту перед свадьбой проводили между двумя кострами, чтобы очистить и защитить будущую семью от возможной порчи.

Битьё посуды на современных свадьбах – отголосок поклонения Сварогу, только прежде били горшки о печь.

Сварогу приносили и кровавые жертвы, которые определял жребий или указывал жрец. Чаще всего это были животные, но могли быть и люди. «Среди различных жертв жрец имеет обыкновение приносить иногда в жертву и людей - христиан, уверяя, что такого рода кровь доставляет особое наслаждение богам» (Гельмольд. Славянская хроника, 1167-1168 гг.). Адам Бременский в хронике XI века «Деяния гамбургских епископов» повествует о гибели Иоанна, епископа Мекленбургского: «Варвары отрубили ему руки и ноги, тело выбросили на дорогу, голову же отсекли и, воткнув на копье, принесли её в жертву богу своему Радегасту в знак победы».

Культ богов войны

Когда упрочилась княжеская власть, главенство культа плодородия сменилось культом войны. Близ Великого Новгорода располагалось капище – Перынь, где богам этого культа приносились человеческие жертвы. Одним из первых письменных упоминаний о ритуальных убийствах можно считать сообщение в византийском «Стратегиконе Маврикия» (VI-VII вв.). В нём, в частности, идет речь о славянских племенах склавинов и антов.

В прежние времена Перынь была островом, но в 1960-х годах водный режим был нарушен строительством насыпной дамбы. В результате река вокруг Перыни обмелела и остров объединился с берегом. В киевском святилище, устроенном князем Владимиром Святославичем в 980 году, находились несколько идолов: деревянный Перун с серебряной головой и золотыми усами, Хорс, Дажбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь. О жертвах, которые приносились этим богам, имеются свидетельства в ряде зарубежных источников.

Немецкий епископ Титмар Мерзебургский в “Хрониках” (XI в.) писал:
«Сколько в той стране [славянской - авт.] областей, столько там есть и храмов, и изображений отдельных демонов, которых почитают неверные, но среди них упомянутый город [капище - авт.] пользуется наибольшим уважением. Его посещают, когда идут на войну, а по возвращении, если поход был удачен, чествуют его соответствующими дарами, а какую именно жертву должны принести жрецы, чтобы она была желанной богам, об этом гадали, как я уже говорил, посредством коня и жребиев. Гнев же богов умилостивлялся кровью людей и животных».

Византийский хронист Лев Диакон (середина X в.) повествует об осаде византийцами князя Святослава в городе Доростол. Автор называл всех северных варваров скифами, но, конечно, настоящих скифов уже не существовало, и речь идёт именно о язычниках-славянах и русах:

«Скифы не выдержали натиска противника; сильно удручённые гибелью своего предводителя (Икмора, второго человека в войске после Святослава), они забросили щиты за спины и стали отступать к городу, а ромеи преследовали их и убивали. И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра».

Факт жертвоприношения пленных и младенцев у славян подтверждается и другими средневековыми авторами, а также археологами. Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси» пишет, что древнее городище Бабина гора на берегу Днепра, принадлежавшее, по его мнению, ранним славянам, было языческим святилищем, где приносились в жертву младенцы. Свидетельствуют об этом, по убеждению исследователя, детские черепа, захороненные неподалеку без предметов, которые обычно сопровождали погребения. Он предполагает, что Бабину гору «можно представить себе как святилище женского божества вроде Макоши», где жертвами были дети.

Ибн Руст, начало X века:
«Есть у них [славян - авт.] знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их. Случается, что приказывают они приносить жертву творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока оно не задохнётся, и говорит, что это жертва Богу».

В летописи "Повесть временных лет" упоминается юноша-христианин, которого язычники хотели принести в жертву: Иоанн, сын Феодора Варяга. Сын и его отец были убиты толпой фанатиков-язычников. Впоследствии Церковь канонизировала их как святых мучеников. Какому именно богу должны были принести в жертву юного варяга, летописец не уточняет. Б.А. Рыбаков полагает, что Перуну. Но спустя всего 8 лет после создания капища в Киеве князь Владимир принял христианство и «повелел повергнуть идолы - одни изрубить, а другие сжечь. Перуна же приказал привязать к коню и волочить его с горы по Боричеву к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе - чтобы принял он возмездие от людей». Избитого Перуна сбросили в Днепр, причём княжеским людям было велено отпихивать его от берега, пока он не пройдет пороги.

Цель: с формировать представление о боге Яриле, познакомить с обрядами чествования его народом посредством выразительных средств литературы и изобразительного искусства.

Задачи:

обучающие:

формировать:

    речевые умения, навыки чтения, слушания;

    навыки учебного, творческого сотрудничества детей в процессе художественно-практической созидательной деятельности;

    навыки работы в технике бумагопластика, графика;

развивающие:

развивать:

    способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное;

    память, образное мышление, творческое воображение;

    активный интерес к истокам славянской культуры;

воспитывающие:

воспитывать:

    любовь к родине, интерес к её многотысячелетней истории;

    культуру нравственно-эстетического восприятия и потребность в сохранении

    художественного наследия славянского народа;

здоровьесберегающая:

    способствовать сохранению здоровья детей с разным типом психического восприятияинформации путем смены видов деятельности.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель по литературному чтению:

Ребята, сегодня мы с вами окунемся в мир прошлого нашей Родины. В то время, когда люди жили в гармонии с природой, любили и обожествляли ее. Данные слова могут послужить эпиграфом к нашему уроку ( )

Народ, не знающий своей истории, своих древних корней, обречён на гибель. Счастье, что наши древние сказания о славянских богах хотя бы частично сохранились, переданные нам неизвестными сказителями, нашими далёкими предками. И, прочитав их, вы с гордостью можете сказать, что вы - наследники древних славян. Вы, так же как и они, будете знать и любить свою историю, уважать предания своего народа и гордиться его многотысячелетней историей.

2. Повторение изученного материала .

Предания, сказания, как можно по-другому назвать? (мифы )

А что же такое миф? Какие признаки мифа вы знаете? (повествование о богах, героях, мифы отражают фантастические представления людей)

Учитель, подводя итог сказанному, даёт определение мифа.

Миф – это рассказ (повествование) о богах, героях, духах, отражавший фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии.

С мифами каких народов мы познакомились на предыдущих уроках? (греческого, хакасского ) Назовите их. (“Арион”,”Дедал и Икар”, “Луна и Чилбиген” и др.)

Возвращаясь к нашим словам на слайде, скажите, с мифом какого народа мы будем знакомиться сегодня? (славянского )

Если миф - это повествование о богах, и мы будем знакомиться со славянским мифом, нельзя не вспомнить о славянских богах. Давайте вспомним, с какими славянскими богами мы познакомились на уроках окружающего мира ( )

На слайдах картинки с изображениями некоторых славянских богов, их именами и краткой характеристикой. Учащиеся зачитывают эти сведения.

Бог Сварог – Верховный Небесный Бог, управляющий течением Жизни нашей и всем Мироустройством Вселенной.

Бог Перун – Бог – Покровитель всех воинов, защитник Земель от Тёмных сил.

Богородица Макошь – Небесная Богородица, Справедливая Богиня счастливого жребия и Судьбы, вместе со своими дочерьми Долей и Недолей определяет Судьбы Небесных Богов, а также судьбы всех людей.

Даждьбог – Бог-Хранитель древней Великой Мудрости, податель всяческих благ, счастья и благополучия.

Стрибог – Бог, который управляет молниями, вихрями, ураганами, ветрами и штормами морскими.

Ярила - ….?( картинка и характеристика отсутствует на слайде )

Что же представляет собою Бог Ярила? Давайте прочитаем миф, и, возможно, там найдём ответ на этот вопрос.

3. Изучение нового материала.

А) Первичное чтение текста.

Миф “ Ярило - Солнце” читают четыре хорошо читающих ученика, соответственно логическим частям, на которые разбит весь текст.

О чём рассказывается в мифе? (о зарождении жизни на Земле, о происхождении человека, о Боге Яриле)

Какие чувства вызвало это произведение? (восхищение, гордость за человека, радость)

Учитель : Наша главная цель сегодня на уроке – из отдельных сведений в тексте составить образ бога Ярилы, нарисовать его словесный портрет.

Сначала попытаемся понять, почему он так назван? Давайте подберём однокоренные слова к слову Ярило (ярый, яркий, яростный). Найдём значение слова “ярый” в толковом словаре С. Ожегова и прочитаем.

Б) Анализ литературного образа Ярилы

1 группа : Прочитать 1 абзац по цепочке по одному предложению и ответить на вопросы:

Какая была Мать Сыра Земля до появления Ярилы ? (мертва была, ни тепла, ни звуков)

- Есть ли в тексте описание Ярилы?(вечно юный, вечно радостный светлый Ярило )

Что сделал Ярило, чтобы разбудить Землю?(пронизал, прорезал слои мрака, полились жаркие волны лучезарного света)

2 группа : прочитать 2 и 3 абзацы “про себя” и ответить на вопросы:

Как Земля изменилась с появлением Ярилы? (проснулась, в красе раскинулась, разукрасилась злаками, цветами и т.д. )

Как понять выражение “жадно пила она золотые лучи живоносного света”? Какое средство художественной выразительности здесь используется? (олицетворение)

- Кто появился на Земле под воздействием Ярилина света ? (рыбы, звери, птицы)

3 группа : ответить на вопросы к 4 и 5 абзацам выборочным чтением.

Как произошло рождение человека и как у него зародился ум?

Как Ярила приветствовал рождение человека?

Что оставил Ярила вместо себя, когда его сила ослабела? (огонь)

Учитель литературного чтения подводит ито г:

Таким образом, мы можем сказать, что Ярила – бог Солнца, вносящий в жизнь природы молодую свежесть, расцвет и плодородие, пробуждающий жизнь.

Физкультминутка

А теперь тихонько встали,
Руки к небу мы подняли,
Потянулись, улыбнулись
“Здравствуй, солнышко!”, - сказали,
“Поклонились вправо, влево,”- говорит учитель изобразительного искусства и продолжает физкультминутку
Вправо, влево
Дружно сели – вновь за дело!

В) Знакомство с художественными образами Ярилы.

Вступает

- Интересно было бы знать, а как Бога Ярилу изображал народ? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте соберём его образ. (Учащиеся собирают иллюстрацию с изображением Ярилы, разрезанную на несколько частей)

Учитель:

- Так выглядел, Ярила – вешний, молодой юноша в белой рубахе, босой, с венком из полевых цветов на голове, разъезжающий на белом коне. ( )

23 апреля – День Ярилы Вешнего. Что же происходило в это день?

Из первой группы три ученика рассказывают информацию, которая лежит у них на столе:

1-ый ученик: В этот день Ярила “отмыкает” Мать Сыру-Землю и выпускает росу, отчего начинается бурный рост трав.

2-ой ученик: В народе говорили: “Ярила Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет”.

3-ий ученик: В этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище. По обычаю скот и ребятишек слегка ударяли вербовыми ветвями и приговаривали: “Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!”

Учитель:

- ( ) - Но образ Ярилы не был однозначным, он менялся в течение лета, и этому было посвящено множество праздников.

А 4 июня Ярило представлялся народу иным . В одной руке он держал пучок ржи, а в другой палицу. Что это за день?

Выходят три учащихся из второй группы:

1-ый ученик: День чествования Ярилы Сильного или еще его называли Ярилой Мокрым.

2-ой ученик: В этот день хозяин обязательно ходил в поле – “смотреть жито”. Для чего во всходы кладётся специально испечённый пирог. Затем хозяин отходит на несколько шагов и смотрит – видно пирог во всходах или нет. Если пирог не видно, значит, урожай будет хорошим.

3-ий ученик: Начиная с этого дня, Вешняя сила Ярилы идёт на убыль вплоть до Купалы.

Учитель:

7 июля это не только день Купалы, но и день проводов Ярилы. Который мыслится уже не молодым, а седобородым старцем, отдавшим всю свою живительную силу Земле . ( )

1-ый ученик: В этот день было принято скатывать горящие колеса с ближайшей возвышенности.

2-ой ученик: Проводились шуточные “похороны” Ярилы. Для этого изготавливалось соломенное чучело состарившегося Ярилы, которое по Закону подобия хоронил такой же старик.

3-ий ученик: Другой вариант проводов Ярилы заключался в следующем: вокруг старика, изображающего Ярилу, водили хоровод.

Учитель изобразительного искусства:

-Мы много узнали о боге Яриле и можем сделать вывод, кто же он такой.

( ).

- Ярило – образ Бога-Солнца. Бог пробуждающейся природы и плодородия, символ силы и любви. Покровитель растительного мира. В честь него стали люди давать имена своим детям, чтобы быть им сильными, ярыми - Ярополк, Яромир, Ярослав.

Но мы не знаем, с какими словами обращались люди к Яриле. Их мы узнаем после того, как по подобию Ярилы преобразим нашу Землю (на доске образ неожившей Земли ). Для этого поработаем в группах.

4. Закрепление материала.

Творческая работа в группах. (во время выполнения работы звучит музыка с пением птиц)

1 группа: создают образы людей в народных костюмах;

2 группа: создают образ цветущей Земли (цветы, деревья);

3 группа: создают образ неба (облака, птицы, солнце)

5. Создание коллективной работы.

После выполнения работы в группах, создаётся коллективная работа, изображающая целостный образ мира.

Учитель изобразительного искусства:

Мы преобразили нашу Землю? Какой она стала?( красивой, нарядной, цветущей)

Благодаря вашему творческому труду, на нашей работе появились слова, с которыми люди обращались к Яриле, чествуя его. ( )

Ученик выразительно читает слова, записанные на слайде.

Здравствуй, Ярила Трисветлый!
Славен и Триславен будь!
Яришь ты плоды полей наших
И силу нашу молодецкую!
Да во славу Рода Небесного
И Земли- Матушки!
Так было, так есть
И так будет!

6. Итог урока.

Учитель литературного чтения:

Давайте подведём итог урока. Что же нового вы узнали на уроке? Чему научились? Что вам показалось самым интересным?

7. Домашнее задание.

1 группа. Найти и выписать устаревшие слова, объяснить их значение.

2 группа. Найти и выписать из текста метафору, сравнение и олицетворение.

3 группа. Выразительное чтение отрывка “Пробуждение Земли”.

8. Рефлексия.

Учитель изобразительного искусства:

Если урок вам понравился, вы узнали много нового и интересного, пусть каждый из вас дополнит наше солнышко (на доске на листе ватмана солнце без лучей) своим лучиком знаний.

Вы сегодня хорошо поработали, молодцы! А мне хочется закончить урок словами заповеди, оставленной нам нашими предками-славянами ( )

Каждое совершённое вами деяние оставляет свой неизгладимый след на извечном Пути жизни вашей, а посему сотворяйте, люди, только прекрасные и благие деяния, да во Славу Богов и Предков ваших, в назидание потомкам вашим!

Славянский мифологический персонаж, символ яркого солнечного света, связан с плодородием земли и началом расцвета природы. Праздник в честь него отмечался в начале или в конце весны. В этот день водили хороводы и закликали солнце.
* * *

Ночь рассеивается. На востоке, где земля сходится с небом, Золотой Петух пробуждает утреннюю Деву-Зарю, и она в злато-багряных одеждах расстилает по небу свою розовую фату. Рассвет-кудрявич для неё выводит запряжённую алыми конями ослепительную повозку. Дева-Заря выезжает перед восходом солнца, открывает небесные врата света и затворяет врата тьмы. Земля просыпается.
За Девой-Зарёй выезжает на светозарной колеснице, запряжённой белыми огнедышащими конями, Солнце и совершает свой обычный путь по небосводу. Чем ретивее погоняет Солнце своих коней, тем трусливее поджимают хвосты духи мрака и тьмы: приходит конец их времени.
Ночь – божество мрака, ждёт-выжидает своего часа, когда можно будет отворить небесные врата тьмы. Не дремлет её сестра – Дева Полуночная Заря. Плывёт на водоплавающих птицах по подземному океану, завершая дневной путь. Выждав положенное время, выводит тройку лихих чёрных коней. Как только открываются небесные врата тьмы, мчится она в чёрной повозке, выпускает на волю духов мрака и тьмы.
День и Ночь – раздорники. День – божество света, укрывает мир от враждебных чар, отгоняет всякое зло. Ночь – божество тьмы, покровительствует нечистой силе. Идёт между ними вечная, нескончаемая борьба за владычество над миром.
Ночь говорит:
– Вечно ты, братец День, больше меня по земле гуляешь, а мне времени властвовать над миром совсем мало оставляешь.
День отвечает:
– Гляди, приходит время Осени, и ты всё больше времени землю не покидаешь, во тьме пребываешь. Не спеши, дай мне насладиться миром и покоем.
* * *
Осенница-царица едет по земле на золотой колеснице. А за ней вслед спешит Листогон, срывает с деревьев листья вон. Дорогу ими устилает, словно золотой парчой накрывает.
Подули холодные ветры, полили частые дожди…
Живёт среди топей и трясин на краю болота владычица лечебных трав и кореньев Мокоша. Умеет творить добро. К ней осенью спускается Солнце. У неё и проводит все долгие осенние и зимние ночи. Мокоша заботится об ослабевшем зимнем Солнышке, лечит его целебными травами да заговорами, и к весне оно опять становится сильным и могучим.
Ночь узнала, что Солнце ослабело и его лучи не в силах пробивать тёмные облака и согревать землю. Надумала она, как ей остаться вечной владычицей мира. Прошептала страшное заклятие и пробудила злого мрачного духа Несвета. Он взмыл в небо, окутал его покровом темноты, напустил на землю клубы мрака, похожие на тучи. Ночь сделалась длиннее, пришло её владычество на землю.
В подземный мир пришла весть о победе тьмы над светом. Карачун – дух зимних бурь – узнал, что пришло его время властвовать на земле. Принялся готовиться к дикой охоте.
* * *
На земле в кромешной тьме раздался протяжный вой, гул и свист. Появился свирепый Карачун – подземный владыка, повелевающий морозами. Грозный и неумолимый, напускает он на землю холод и стужу. Призывает тёмные силы на дикую охоту:
– Медведи-шатуны, оборачивайтесь буранами, стаи белых волков – метелями, а вы, мои гончие псы, – позёмками и вьюгами! Эй, Зимобор, бери ледяной топор, выходи на двор! На земле мрак и тьма, пришла наша пора!
Проносится по небу вместе с зимней бурей сонм призраков и злых духов. Во главе их зловещий Карачун в сопровождении своих гончих псов. Несётся дикая охота с рёвом и воем над землёй. Опасна встреча с ней для путника, оказавшегося в дороге. Вьётся вокруг него снежный вихрь, заметает хлопьями снег, и пути ему нет, гибнет он от холода в дороге.
Идёт по следам дикой охоты Морозун, сковывает воду ледяными оковами, ставит снеговые заслоны на лесных тропах; бегает по полям, стучит по деревьям и пням. От его ударов трескаются брёвна в домах, лопается кора на деревьях. Сипят Ма́россы – позёмку и снеговую порошу надувают. Трудятся Снегосей и Снегогон на дорогах, наметают сугробы.
* * *
Свет месяца померк, вихри воют и гудят, деревья ломаются и с треском падают. В разрушительной буре несётся по воздуху Карачун – в сопровождении злобных духов. Продолжается дикая охота. Ветры гонят перед собой облака, они в виде невиданных чудовищ с рогами, хоботами и клыками, и нет им конца.
Помнит свирепый Карачун о своей мести людям. Вывел из ледяной горы, из чёрной дыры истукана из инея и льда. И говорит:
– Нет в твоём теле сердца, ты непобедим! Иди, убей всякого путника на дороге!
Показался на дороге ледяной истукан. Из его рта холод-стужа белым туманом по земле стелется, из ушей пороша во все стороны летит. Где он ступает ногой, там сугроб встаёт горой; где трясёт рукой, там покрывается всё ледяной корой. От его голоса земля дрожит, воздух гудит. Великан подходит к домам, кричит:
– Выходите ко мне, земные букашки! Я вас всех заморожу, в сосульку превращу, в лёд закую! У-ух, берегись…
Принялся ледяной истукан кричать так, что поднялся ветер и стал поднимать снежные вихри, ломать в лесу деревья. Чем больше истукан кричит, тем голос его становится тише. Начал он уставать, полился с него холодный пот. От крика совсем ледяной истукан лишился силы. На землю упал и рассыпался, одни ледяные осколки от него остались.
Дикая охота подошла к концу. К утру буря утихла, небо очистилось от туч, но на нём не появился блеск зари.
* * *
Во мраке и стуже лежит Мать-Сыра-Земля, словно мёртвая – ни света, ни тепла. Зима всем надоела, весь хлебушек подъела, скотинку голодом поморила и всё не уходила. Вышел народ из дворов, встал у ворот и Ярилу зовёт:
Разъярись, Ярило,
Свети во всю силу!
Разъярись покруче,
Разгони тучи!
Разъярись вовсю -
Развей мрак и тьму!
Ярило услышал песню в поднебесном золотом тереме. Взглянул сквозь тьму кромешную, пронизал мрак своим светлым пламенным взором, прорезал тьму, и там воссияло красное солнце. Полились через мрак жаркие волны лучезарного Ярилина света. Могучий враг Зимы тусклоокой – Ярило-молодец идёт, снежный саван по всей Руси рвёт. Мать-Сыра-Земля проснулась от сна. Пьёт золотые лучи живоносного света. Разукрасилась цветами, зелёными лугами, цветущими садами.

Летят птицы вереницей в родные края гнездиться. Возвращаются журавли и кричат: «Курлы-си, курлы-си – летим с юга по Руси!» За ними грачи. Им кричат: «Вы чьи, вы чьи?» Они отвечают: «Мы свои, мы свои, мы домой пришли!» Крестьяне с сохой-бороной в поле спешат. Дети в горелки играют, солнышко величают:
Солнышко-погодушко,
Выйди из-за облышка!
Не свети далеко,
Принеси нам тепло!
Прогони мороз,
Чтоб никто не мёрз!
Растопи ледок
На весь годок!
В Ярилин день праздник «Ярилки» на холме справляют.

Предания русского народа

ВОЗЗРЕНИЯ СЛАВЯН НА ПРИРОДУ

Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была - ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движенья. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: "Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она, придется ли по мысли нам?"
И пламень взора светлого Яра в одно мановенье пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшею землею. И где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное.
И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярили - на света. Мать Сыра Земля ото сна пробуждалася и в юной красе, как невеста на брачном ложе, раскинулась… Жадно пила она золотые лучи живоносного света, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам ее.
Несутся в солнечных речах сладкие речи бога любви, вечно юного бога Ярилы: "Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! полюби меня, бога светлого, за любовь твою я украшу тебя синими морями, желтыми песками, зеленой муравой, цветами алыми, лазоревыми; народишь от меня милых детушек число несметное…"
Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами. Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из недр ее вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавали рыбы, в воздухе затолклись мелкие мушки да мошки… И все жило, все любило, и все пело хвалебные песни: отцу - Яриле, матери - Сырой Земле.
И вновь из красного солнца любовные речи Ярилы несутся: "Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! разукрасил я тебя красотою, народила ты милых детушек число несметное, полюби меня пуще прежнего, породишь от меня детище любимое".
Любы были те речи матери сырой земле, жадно пила она живоносные лучи и породила человека… И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой - ярой молнией. И от той молоньи ум в человеке зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний. И от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетались поднебесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на речь отца громовую отвечал вещим словом, речью крылатою… И, услыша то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки перед ним преклонились, звери, птицы и всяка живая тварь ему подчинилась.
Ликовала Мать Сыра Земля в счастье, в радости, чаяла, что Ярилиной любви ни конца, ни края нет… Но по малом времени красно солнышко стало низиться, светлые дни укоротились, Дунули ветры холодные, замолкли птицы певчие, завыли звери дубравные, и вздрогнул от стужи царь и владыка всей твари дышащей и недышащей…
Затуманилась Мать Сыра Земля и с горя-печали оросила поблекшее лицо свое слезами горькими - дождями дробными. Плачется Мать Сыра Земля: "О ветре ветрило!.. Зачем дышишь на меня постылою стужей?.. Око Ярилино - красное солнышко!.. Зачем греешь и светишь ты не по-прежнему?.. Разлюбил меня Ярило-бог - лишиться мне красоты своей, погибать моим детушкам, и опять мне во мраке и стуже лежать!.. И зачем узнавала я свет, зачем узнавала жизнь и любовь?.. Зачем спознавалась с лучами ясными, с поцелуями бога Ярилы горячими?.."
Безмолвен Ярило.
"Не себя мне жаль, - плачется Мать Сыра Земля, сжимаясь от холода, - скорбит сердце матери по милым по детушкам".
Говорит Ярило: "Ты не плачь, не тоскуй, Мать Сыра Земля, покидаю тебя ненадолго. Не покинуть тебя на время - сгореть тебе дотла под моими поцелуями. Храня тебя и детей наших, убавлю я на время тепла и света, опадут на деревьях листья, завянут травы и злаки, оденешься ты снеговым покровом, будешь спать-почивать до моего прихода… Придет время, пошлю к тебе вестницу - Весну Красну, следом за Весною я сам приду".
Плачется Мать Сыра Земля: "Не жалеешь ты, Ярило, меня, бедную, не жалеешь, светлый боже, детей своих!.. Пожалей хоть любимое детище, что на речи твои громовые отвечал тебе вещим словом, речью крылатою… И наг он и слаб - сгинуть ему прежде всех, когда лишишь нас тепла и света…"
Брызнул Ярило на камни молоньей, облил палючим взором дерева дубравные. И сказал Матери Сырой Земле: "Вот я разлил огонь по камням и деревьям. Я сам в том огне. Своим умом-разумом человек дойдет, как из дерева и камня свет и тепло брать. Тот огонь - дар мой любимому сыну. Всей живой твари будет на страх и ужас, ему одному на службу".
И отошел от Земли бог Ярило… Понеслись ветры буйные, застилали темными тучами око Ярилино - красное солнышко, нанесли снега белые, ровно в саван окутали в них Мать Сыру Землю. Все застыло, все заснуло, не спал, не дремал один человек, - у него был великий дар отца Ярилы, а с ним свет и тепло…
(П. Мельников-Печерский)

1.СКАЗ. "Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже,мертва была:ни света,ни тепла, ни звуков,никакого движения.Решил Ярила взглянуть сквозь кромешную тьму,пригожа ли Мать Сыра Земля.Его пламенный взор пронзил мрак,покрывавший спящую землю,и засияло солнце,полились жаркие волны Ярилова света.Мать Сыра Земля начала пробуждаться ото сна и упиваться в лучах света,от которого в ее недрах стала зарождаться жизнь. Возлюбила Мать Сыра Земля Ярилу,от его жарких поцелуев покрылась лесами,полями, реками,озерами,злаками и цветами с деревьями.Появились звери и птицы,в морях и реках рыбы.Все ожило на земле.Мать Сыра Земля продолжала пить светлые лучи и породила человека.Когда вышел человек из земных недр,Ярила ударил его по голове золотой вожжой - ярой молнией.От удара у человека зародился ум,стал он отличаться от зверей.Мать Сыра Земля радовалась: Яриловой любви нет конца,но через какое-то время начало холодать,дни стали короче.Затуманилась она с горя и начала плакать, и пролились слезы Матери Сыра Земли дождями.- Не печалься, Мать Сыра Земля,- стал просить Ярила,- Покину я тебя ненадолго,а то сгоришь от моих поцелуев.А пока спи под снежными покровами до моего возвращения.Придет время - пришлю я тебе вестницу,весну - красну,после чего сам вернусь.Сказал так Ярила и ушел,а Мать Сыра Земля покрылась снегами и уснула до прихода весны."(стат."Версия славян о происхождении мира",Альтер Карбон,2018)

ВОЛХА: Красив сказ,ай как красив!..Да только вот жаль:персонажи насквозь киевские,созданные не раннее 0-10 вв.н.э.Но чудится мне и того позже: "неоязыческие".Это не значит,что СЕГОДНЯ ничего уж нельзя и понасочинять-то!
Можно и нужно...Но приглядись,читатель,к самому сказу,пора.

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ - вообще-то "сырой"(имеющей грунтовые воды)называлась ПАШНЯ, т.е.сел/хозугодья.ЗЕМЛЯ - просто МАТЬ Земля,в древности она - богиня Рода/Мормара из пантеона Рода ОРа/Гипербореи.Ещё киевляне называли её РОЖЕНИЦЕЙ(родительница, аналог Рода).КОГО это нынче так они называют? А МАКОШЬ,т.е.абсолютно ДРУГУЮ "богиню",которая существует(создана волхвами)только в пантеоне Сварога Киевщины.

ЯРИЛО так киевляне называли солнцебога Киевской Руси,придавая ему статус ДРЕВНЕГО бога ОРа/Гипербореи...Но "бог" явно "переименован" из настоящего древнего бога пантеона Рода АРа,т.к.НЕТ буквы "Я" в праязыке(см.ниже перевод);речь идёт о том же времени,что и Макошь.

Суть сказа: ЛЮБОВЬ небесного бога и богини Земли - калька с мифов Др.Греции о Зевсе и Гере/Гее.Так что сочинён миф вовсе не на основе ДРЕВНИХ АРОВ - предков "всех русов"...Целеполагание: отвлечь какой-то ИНОЙ сказ о сотворении Мира.

ВЫВОДЫ Волхи: Сказ основательно переработан "волхвами" - "неоязыческий"(современный).На то указывает его стиль повествования,миропредставление вообще.

2.МАТЬ ЗЕМЛЯ/МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ. "Славян.богиню называют: Мокушь,Мокошь,Макошь, Мокешь.Мокушь - единств.богиня-женщина среди богов муж.пола на языч.капище князя Владимира – будущего крестителя Руси.По мнению ученых,имя произошло от греч. "mokos"; прядение.Фасмер: "мокушь" напоминает по звучанию глагол "мокнуть" - Мокушь являлась богиней урожая,он зачастую зависит именно от дождя.Также вода всегда олицетворяла собой материнство,Мокушь заведовала им.Если слово "макошь"("мокушь")разбить на 2 части, то значение каждой укажет на их общее значение: древнейшее слово "ма" ; мать и "кош" ; жребий/судьба.Отсюда Мокушь является "матерью судьбы",т.е.она вправе решать,что именно человека ожидает в тот или иной период времени.Однако словом "кош" называли также и корзину для зерна,амбар и даже телегу для сена,т.е.вещи,связанные с сел/хозяйством.Мокушь,как правило, изображали в образе женщины ср.лет с длинными руками.В них она держала веретено или рог изобилия.Иногда на голове Мокуши красовались кичка – головной убор с рогами.На вышивках и в скульптуре Мокушь могла изображаться в виде высокой фигуры с большой головой(иногда коровьей),стоящей между 2 силуэтов рожениц в облике лосих.По фольклорным источникам Мокушь могла обернуться страшной горбуньей на гусиных лапах или лохматой кикиморой.Иногда она и вовсе становилась невидимой, помогая хозяйке по дому.Любимым животным Мокуши была кошка.Служили Мокуше пауки: пряли и ткали.Статуэтки Мокуши(кумиры)изготавливали только из "женских" древесных пород – осины или липы.Мокушь являлась покровительницей дом.хозяйства,женского рукоделия – прядения и ткачества.Она заведовала женским плодородием,урожаем,домом и достатком в нем.Жены,матери,хозяйки просили помощи и защиты у Мокуши.Ее называ-ли "бабьей заступницей".Однако главенствующую роль Мокушь играла в людских жизнях,являясь старшей из богинь,прядущих судьбу.Нитями она связывала каждого человека с его добрыми и злыми поступками.Так рождалось своеобразное кружево человеч.жизни.В зависимости от того, сколько в кружеве зла или добра,Мокушь решала его судьбу.В работе богине помогали ее сестры Доля и Недоля,Среча и Несреча.Каждая из них в какой-то момент дотрагиваясь до нитей или части материи, делали человека в тот или иной период его жизни счастливым или несчастным,бедным или богатым,удачливым или неудачником.Мокушь знала все как о настоящей жизни человека,так и о его прошлых и будущих перевоплощениях.Также Мокушь была богиней магии и волшебства.Гадания и колдовство совершались только под ее руководством. Она же стояла на пороге между миром живых и миром мертвых.В качестве жертвы для Мокуши женщины бросали в колодцы пряжу,нитки или кудель;обряд назывался"мокриды". Излюбленным днем Мокуши считалась пятница.В этот день недели нельзя было прясть, ткать или шить.Иначе богиня могла рассердиться и запутать пряжу или помешать дошить рубаху,а порой и явиться с исколотыми иглой руками."(стат."Мокушь:какой была главная богиня славян",Кириллица,2018)

ВОЛХА: МОКУШЬ - МОКША - "МО"(материнский мир,родина)+"К"+"ША"(буквы "Ш"нет в праязыке,взаимозамена "Ш-С"; СА - "С перворождёнными").МОКША - "К родине перво-рождённых"(оры,жители ОРа),т.е.к ОРу/Гиперборее.Отсюда было великое желание сделать Мокшу одной из изначальных пантеона Рода/Мормара,но подвёл "не праязык".
К тому же "КОШТЫ" - кошельки(в виде сумки на завязке,мешочка)для денег.Неслучайно Макошь объявлена богиней-матерью Доли и Недоли,судьбы и т.п.Для КНЯЗЯ в самый раз богиня для накопления его княжьего БОГАТСТВА.Вот почему Макошь - единственная "женщина-богиня"в пантеоне Володимера Киевского(не факт,что иных не знали).
Остальное про Макошь опубликовала как образчик УТИЛИТАРНОГО простонародного "подхода"к собств.богам.Сравни,читатель,с христ.богами по масштабу и сути отношения.В этом и цель Храма Христа:превратить миросозидание в мелких божков.

МНЕНИЯ читателей с Майл Ру: 1)."МакОш" изначально является вовсе не славянским персонажем,не богиней.Весь Пантеон кн.Владимира заимствован из нашего древнего тюркоязычия,идущего ещё из времён анимистич.воззрения на Природу,когда Силы Природы уважались как бесплотные духи.Двукорневое слово принадлежит агглютина-тивной грамматике,-здесь "Мак",-хвала,слава,- "Ош",-горсть.В целом Макош,-Славная горсть и является предтечей римской богини Фортуны с её рогом изобилия.Немного из тюрк.языка: "колоош",-1)пригоршня,2)озеро с высоко поднятыми берегами,-русифицировано "ковш","колоша"(Галоши)."-Алла.

ВОЛХА: Полностью соглашусь.

ВОЛХА: Вот тебе,бабка,и Юрьев день! Более сказать нечего: внутренние дела и представления соврем."продвинутых" ХРИСТИАН меня не касаются.Но ВЫВОД можно сделать один: христиане объявляют Макошь САТАНОЙ!..Мда.

МАТЬ-СЫРА ЗЕМЛЯ. "Земля считалась воплощением воспроизводящей силы природа, поэтому ее и уподобляли женщине.Следы обожествления отразились в древнейших погребальных ритуалах.Во время археологич.раскопок находили скелеты в позе новорожденного.Вероятно,похороны осмыслялись как возвращение умершего в материнское лоно.Отголоски обряда видны и в обычае одевать чистое белье при ощущении близкой опасности или смерти.В традиции земля наделялась женским началом,плодоносящая земля соотносилась с беременной женщиной.С укреплением православия на Руси в народном сознании культ Матери Земли стал соотноситься с почитанием Богородицы."(стат."Мать Сыра Земля",Пантеон Слав.Богов)

ВОЛХА: Людей ХОРОНИЛИ(прятали трупы)в землю только по одной причине: выродок или изгой.Надежда: Мать Земля возродит его в новом теле и он исправится.Так же хоронили и трупы врагов.Похороны обычного ара из аров(ария): кродение на кроде - погребальном костре(своеобразная кремация).С остальным в тексте - не спорю,не ко мне.
МАТЬ-ЗЕМЛЯ. "Мать Сыра Земля всегда выступала ядром русской идеологии.Материя в соврем.философском понимании соответствует древнейшему мировоззренч.понятию Мать Земля.В прошлом она означала начало всего сущего.Дети земли,любите матерь свою!Кто не любит землю,не чувствует ее материнства,тот - раб и изгой,жалкий бунтовщик против матери,исчадие небытия.Мать Земля!Из тебя произрастают хлебный злак и виноградная лоза,коих плод в святейшем таинстве становится Телом и Кровью Христо-выми,и к тебе возвращается эта святая плоть!"(Дёмин В.Н.,"Тайны русского народа")

ВОЛХА: Мировоззрение Дёмина - насквозь христианское,судя по тексту.Но он прав:МАТЕРИЯ материального мира(тела в природе)есть "произведение"в том числе и стихии "земля".Остальное - на совести автора.

ВЫВОДЫ Волхи: Макоша - Мать Земля...никогда не существовала в сев.ОРе/Гиперборее,т.к.там НИКОГДА не было ОБОЖЕСТВЛЕНИЯ стихий.Пример: вода- "ВА" была стихией богов МОРМАРА и МОРМАРЫ(Рода и Роды)...в простонародье одной Мары богини.
Та за неё и "отвечала" своим функционалом.

"Персонификация одного из летних праздников в славянском народном календаре. Имя Ярилы,как и другие слова с корнем яр-,связано с представлением о весеннем плодородии."(энциклопедии) "Ярило - славян.бог весеннего солнца,юношеской силы, страсти,необузданной жажды жизни.Отличается чистотой,искренностью и неистовостью. Ярило пускал на землю солнечные лучи,которые в некоторых случаях трактуются как любовные стрелы.Славяне представляли бога как живительную силу весеннего солнца, которое наполняет землю жизнью и радостью после долгой зимы,пробуждает от зимней спячки.Славянский Ярило считается покровителем людей с добрыми,чистыми,светлыми и сердечными мыслями.К нему обращались за помощью в зачатии детей.Отвечал он также за плодородие и считался воплощением ярости в самом возвышенном понимании.Ярило могли называть Ярила,Яровит и Руевит.Ярило представлялся молодым привлекательным юношей.Волосы светлые или рыжеватые,глаза – светло-голубые,ясные,за широкими могучими плечами развевался красный плащ.Восседал Ярило на огненном коне-солнце. Многих девушек влюбил в себя прекрасный юноша.Ярило - божество телесной любви мужчины и женщины.Этим объясняется,что куклу Ярилы часто мастерили с большим фаллосом,являющимся древнейшим символом плодородия."(стат."Боги-покровители древних славян",слав.сайт)

ВОЛХА: Что сказать о Яриле? - Да ничего,полная калька с греч.Зевса.Но вот о его происхождении - есть что сказать.

ЯРИЛА - "ЯР"(ИАР - "Хозяин Род перворождённых",т.к."Р" здесь - аббревиатура бога Род и есть)+"ИЛ"(ОЛ - Мир света Солнца,т.е.Мир Живых)+"А"(окончание).
ЯРИЛА - "Хозяин Род перворождённых Мира Живых".-Не праязык.

ЯР на Киевщине входил в имя основателя Киева(Кий по "Повести"Нестора)-КИЯРА.
КИЯР - "К хозяину ЯРу".Вот почему существовал титул "князя-Солнца" у князей на престоле Киева:Володимер - "Красное Солнышко" и т.п.Но ЯР - ИАР - АР("Родитель перворождённых"),т.е.бог Род/Мормар.АР - солнцебог полярного ОРа.

ВЫВОДЫ Волхи: Божок ЯРИЛА - выхолощенное "до минимума" представление о древнем солнцебоге АРе("Полярное Солнце ОРа").

ОБОБЩЕНИЕ по СТАТЬЕ: Сказ,как всегда,переработан РПЦ до неузнаваемости и призван представить собой ХРИСТ.Каптину Мира(ЕКМ).