Путинский супертанк – время проснуться для Германии. Обитаемые башни: за и против Необитаемая башня

Несмотря на широкое распространение дистанционно управляемых боевых модулей в последнее время, башни с экипажами все еще имеют будущее. Защитники обитаемых башен приводят аргументы в пользу того, что на поле боя нет замены прямому визуальному наблюдению и что использование видео- и оптических систем наблюдения может только дополнять их в ограниченной степени.

Тот факт, что и по сей день существуют компании, предлагающие обитаемые решения, и что новые бронированные машины и модернизации, разработанные армиями первого ряда, например британские программы WCSP (Warrior Capability Sustainment Programme – ) и Scout SV, получают обитаемые башни, является подтверждением востребованности их возможностей.

В башне LCTS 90MP установлена цифровая стабилизированная дневная/ночная система управления огнем для стрельбы из 90-мм пушки

Разделительная линия

Впрочем, рынок башен многогранен и бельгийский производитель CMI полагает, что есть разделение между более богатыми странами НАТО, которые могут позволить себе более сложные технологические системы, и остальным миром. Компания CMI делает акцент на втором рынке, потратив много времени и сил на его завоевание.

Исполнительный директор компании CMI Джеймс Кодл сообщил, что в ненатовских странах к дистанционным системам проявляется весьма умеренный интерес, напротив, из-за «веры в глаз» и в связи с отсутствием доверия к изображению на экране обитаемые системы остаются неотъемлемой составной частью боевых машин армий этих стран.

Тем не менее, он считает, что преимущества дистанционно управляемых боевых модулей (ДУБМ) касательно эффективности массы являются «настолько существенными, что тенденция разработки и интеграции необитаемых систем продлится еще долгое время».

Масса является критическим фактором в менее развитых странах, где инфраструктура и физические особенности местности означают, что будет затруднительно поддерживать с общей массой 60-70 тонн. Следовательно, акцент делается на тактической мобильности.

Кодл заметил, что CMI хотела предложить высокую летальность при меньшей массе и поэтому разработала башенную систему XC-8, которая может принять пушку калибром от 105 мм до 120 мм и которую можно установить на машину конфигурации 8×8, например Piranha III от General Dynamics или AMV от Patria.

A на выставке Eurosatory в этом году башня XC-8 была установлена на и очень схожую машину K-21 от Korean Doosan DST, хотя Кодл и заметил, что в Азии интерес был «почти эксклюзивно к колесам» понятно, что также существует начальный интерес в установке обитаемых башен на гусеничные платформы.

«Они заинтересованы иметь что-нибудь гораздо легче, чем ОБТ, но с таким же огневым могуществом», – отметил Кодл.


Выставка Eurosatory 2014. Башня XC-8 на гусеничной БМП CV90

Исторический интерес

Господин Кодл добавил, что исторически башни с 90-мм пушками были наиболее популярны среди крупных калибров и, хотя некоторые может быть и списали их, но объективно в них существует потребность и компания CMI до сих пор производит эти башни. Также на выставке Eurosatory 90-мм башня CSE 90LP (low-pressure – низкое давление) от CMI была показана на машине Textron Commando 6×6, которую производитель экспортирует в Колумбию и Афганистан.

CSE 90LP также была установлена на БТР-3E 8×8 в качестве «пробного шара» на рынке модернизаций для того, чтобы посмотреть, захотят ли заказчики больше огневого могущества в комбинации с более легкими машинами.

Компания CMI уже поставила партию башен CSE 90LP и продолжает реагировать на потребности рынка. Эта башня в индонезийской армии установлена на бронетранспортеры Doosan Black Fox 6×6 и была официально принята на вооружении в начале 2014 года. «Я могу гарантировать, что вы увидите ее на многих машинах в предстоящий год или два», – сказал Кодл.

Компания CMI также предлагает такого же калибра башню LCTS 90MP (medium pressure – среднее давление), которая в основном отличается от CSE 90LP начальной энергией, что позволяет стрелять бронебойными оперенными снарядами. «Эта башня может устанавливаться на машины Pandur 6×6 или Piranha II 8×8 общей массой 15 тонн, которые теперь могут уничтожить танк T-55 снарядом этого типа».

Впрочем, он отметил, что рынок 90-мм башен не столь уже огромен: «Это тот случай, когда одного только желания таких компаний как, например GD, недостаточно для разработки 90-мм башни, поэтому это в большой степени ниша, где CMI имеет монополию. Это хороший бизнес для нас, но слишком маленький для нового участника или кого-то еще».


На выставке Eurosatory компания CMI показала свою башню CSE 90LP, установленную на БТР Textron Commando 6×6

Полностью заряжен

Что касается технологии башен, то здесь важнейшей системой, от которой зависит масса всей башни, является автомат заряжания. По словам Кодла, чтобы получить 105-мм башню, у которой была бы достаточно небольшая общая масса, повышающая тактическую мобильность, необходимо ручное заряжание заменить автоматической системой.

«Автоматы заряжания отнюдь не новы, но в контексте продаваемой 105-мм системы я думаю, мы первые. Были другие экспериментальные системы. Но разница в том, что изготавливаем, чтобы продать потребителю для реального использования», – сказал он, отметив, что компания CMI обеспечила себе первого заказчика на свою башенную систему CT-CV 105HP. В сфере меньших калибров, а именно обитаемых средних башен в диапазоне 25-40 мм, есть еще куда двигаться, здесь CMI разработала двухместную башню, которая также может управляться дистанционно.

«Формально мы не запустили ее в широкую продажу, но она фактически доработана, существует и стреляет», – заметил Кодл, хотя не стал говорить о том есть, ли у компании CMI первый заказчик на это особое изделие.


Башня 105-120 мм XC-8 была показана на разных платформах, включая CV90

Новые варианты

«В частности, что касается 105-мм пушки, то здесь не имеет смысла ставить новую дорогую башню на старую машину, стоимость одной значительно превышает стоимость другой и тогда будет несогласованность возможностей. Если взглянуть на все башни, то аргументы в пользу модернизации не столь сильны», – сказал Кодл.

Наибольшими рынками сбыта для компании являются Ближний Восток и Азия, также не менее важны Южная Америка и Африка. Кодл сказал, что на этих рынках сбыта (кроме западного) «озабочены сложностью пользовательских интерфейсов, которые используют наши продвинутые системы».

Современные системы управления огнем могут быть просты в использовании, но проблема зачастую появляется, когда возникает непредвиденная неисправность и характеристики системы полностью меняются. Экипаж затем должен понять, что пошло не так. «Вот почему в промышленно развитых странах покупают большие и дорогие моделирующие системы, поэтому инструктор может смоделировать ошибку в системе, когда экипаж ведет стрельбу. Но во многих других странах мира это представляет собой проблему, всецело новую парадигму касательно обучения и способности оператора справляться с проблемой», – отметил Кодл.

«Большая часть мирового рынка ищет более простые и менее сложные интерфейсы управления между человеком и системой, и я считаю, что это большая проблема».


Во время последних испытаний башня Lancer была установлена на БМП Boxer 8×8

Улучшенные возможности

Для западного и других современных оборонных рынков действуют многолетние комплексные программы и компании конкурируют за возможность добавить технологии, повышающие возможности башен.

Немецкий производитель Rheinmetall изготавливает башню Lancer. Руководитель подразделения по производству башен Андреас Ридель сказал, что в ней установлена современная система управления огнем (СУО) с тепловизором третьего поколения, камерой высокого разрешения и лазерным дальномером на 10 км с полностью стабилизированной линией прицеливания для командира и стрелка. В СУО этой башни включены дополнительные системы информационной осведомленности и распознавания и слежения за целями.

В башне Lancer установлены цифровые системы и электрические приводы, в башне нет больше гидравлики. Броня обеспечивает защиту Уровня 4 в соответствии со стандартом STANAG, который может быть повышен до Уровня 5 или 6 с целью усиления фронтальной защиты. На башню можно устанавливать также противотанковые ракетные комплексы с целью повышения огневого могущества для уничтожения целей с усиленной защитой.

Башня была развернута испанской морской пехотой на четырех машинах Piranha IIIC, которые были поставлены в конце 2012 года.

«Изначально по программе на четыре таких машины хотели установить среднекалиберные башни OTO Melara Hitfist, но они посмотрели на то, что Hitfist предлагает касательно характеристик и уровня технологии, и тогда испанская пехота решила установить башни Lancer», – похвастался Ридель.

Минимальные модификации

Башня Lancer была предложена для канадской программы по машине ближнего боя еще до того, как она была закрыта. Компания Rheinmetall предлагает ее для платформы ARTEC Boxer, хотя она совместима и с другими шасси 8×8.

Возможна модернизация более старых БМП типа Rheinmetall Marder и установка этой башни на другие бронированные машины.

«Вам нет нужды модифицировать машину кроме, может быть, пространства для опорного погона башни и корзины», – сказал Ридель. – На машины Marder установлена 20-мм башня и вы можете легко заменить ее при минимальных доработках машины и без модификации башни».

Он добавил, что большинство заказчиков хотят обновить огневое могущество, что означает более крупные калибры, большее количество типов боеприпасов с разным воздействием плюс современная СУО. Движение к более крупным калибрам – это применение особых типов боеприпасов, например бронебойных и универсальных воздушного подрыва.

Компания Rheinmetall предлагает также дополнительные возможности, например увеличение боезапаса готовых боеприпасов в башне до 252 штук. Башня позволяет также удовлетворить потребности в 40-мм калибре за счет установки пушки ATK MK44 Bushmaster.


Компания Denel Land Systems, изготавливающая башню LCT 90, делает акцент на предоставлении комплексной боевой системы, которая включает также и шасси-носитель

Обитаемые башни: за и против

Как и Кодл из CMI, господин Ридель также считает, что рынок экипажных башен имеет уверенное будущее, поскольку потребность в прямом обзоре поля боя еще долго останется первостепенным для бойцов. Он утверждает, что имеется не так уж много преимуществ при использовании дистанционных башен, как обычно считается.

Ридель отметил, что заявления о том, что ДУБМ экономят массу и легче по сравнению со своими обитаемыми аналогами ложны. «Это не совсем правда. При подобном сравнении люди забывают сознательно, что необитаемым башням необходим экипаж для работы с ним и если вам необходим экипаж два человека, тогда вы должны разместить командира и стрелка, их полный человеко-машинный интерфейс плюс их сиденья где-то внутри машины».

«ДУБМ дешевле потому, что имеется значительное число подсистем, встроенных в эти башни, но они имеют худшую защиту. Если вам необходим определенный уровень возможностей, например круглосуточные поисково-ударные возможности, тогда необходимы две оптические системы, одна из них панорамная система обзора и вторая для командира. Это и определяет уровень цен».

«Имеется множество подсистем и то же самое можно сказать о защите. Необитаемые башни не дешевле только потому, что в них нет людей».


CSE 90LP предлагает возможность круглосуточной работы и широкий диапазон воздействия на цель

Различные варианты

Южноафриканская компания Denel Land Systems не рассматривает рынок как чисто рынок башен, скорее она предоставляет комплексные боевые системы, которые включают и транспортное средство для башни. Исполнительный директор Стивен Бюргер сказал, что существуют рынки для дистанционных и обитаемых башен и это зачастую дело доктрины и предпочтений заказчика.

Он заметил, что заказчики достаточно подкованы и сами знают, что хотят касательно башенных решений, отметив при этом контракт с Малайзией по машине Badger, которая представляет собой сочетание шасси FNSS 8×8, системы управления от Thales и башню от Denel.

«У меня большой заказ в Малайзии на поставку башен для БМП и имеется три решения: 30-мм пушка в обитаемой башне, комбинация 30-мм и ПТУР, и третья – это дистанционная система. В рамках требований пользователя по БМП они признали тот факт, что им нужны все решения».

Парк малазийских Badger будет состоять из 69 машин с 30-мм башнями, 54 машин с ПТУР и 30-мм пушкой и 54 с дистанционно управляемой башней.

Модульный подход

С точки зрения Бюргера, если машина участвует в наступательных операциях, тогда предпочтительны обитаемые башни. Если машина в командирском варианте и башня необходима для самообороны, тогда дистанционный вариант предпочтительнее.

«Модульность очень важна и тогда нужны два типа башен. Одна высокого класса, полностью стабилизированная с ночными возможностями, что-то сравнимое с танком, но меньше и легче. А также башня низшего технического уровня и они обе необходимы».

Он добавил, что огневое могущество сегодня – это не единственное требование к башне. Очень важны стабилизация, ночные прицелы, интегрированная СУО и способность прицелов проводить рекогносцировку для идентификации с правильной согласованной работой всех систем.

Машины должны также иметь возможность двойного применения, чтобы работать как командирский вариант и в этом случае программное обеспечение также должно быть функционально гибким. Кроме того, следует учитывать защиту, точность и простоту пополнения боекомплекта что, по мнению Бюргера, очень важно для обитаемых башен.

Ключевой компонент

Самой важной частью башни является ее фундаментальный смысл – орудие. Совместное предприятие между BAE Systems и Nexter компания CTAI находится в процессе квалификации вооружения для британского министерства обороны и французского управления по закупкам вооружений, которое будет устанавливаться на бронированные машины следующего поколения.

Представитель компании CTAI сказал, что на 40-мм пушку получен полный сертификат безопасности от британского министерства обороны на бронебойные и практические выстрелы. В настоящее время идет квалификация фугасного снаряда точечной детонации, сертификация которого завершится в середине 2015 года, а за ним последует боеприпас воздушного подрыва. Затем будут проведены стрельбовые испытания из британской машины WCSP и позднее Scout SV.

«Компания CTAI работает с министерством обороны по выдаче контракта на серийное производство. По плану машины должны быть поставлены в 2017 году и нам надо иметь готовое к интеграции вооружение, чтобы компании Lockheed Martin и General Dynamics могли делать свою часть работы», – сказал он.

Компания будет готова в следующем году к контракту на серийное производство, затем примерно в 2018-2019 году CTAI начнет поставки для французской машины EBRC.

Проведя оценки в 2008 году, британское министерство обороны выяснило, что вооружение калибра 40 мм необходимо для борьбы с крупными целями. Представитель компании сообщил, что проблема состоит в том, что когда вооружение такого размера установлено в башне для экипажа не остается достаточно пространства. Даже в случае с 35-мм пушкой, установленной на БМП CV90, тело стрелка касается башни с одной стороны и вооружения с другой и он не может увидеть другого человека пока не поднимется ствол и казенная часть внутри башни не опустится.

Представитель компании сказал, что CTAI фактически решила эту проблему, сняв заднюю часть казенника, повернув его и сместив индуктор в сторону.

11.08.15/12:32
Танк "Армата" - гнилое старьё в новой упаковке. Эпизод 1

Я не буду подробно разбирать все уже выявленные недостатки этого якобы новейшего танка. Лишь перечислю их. Это странно, по картонному, выглядящая броня. Это недоработанная трансмиссия. Это древняя гладкоствольная пушка. Это недоработанная оптическая система наведения. Это наличие излишне мощной радиолокационной станции (РЛС). Это чудовищно высокая цена. Это в целом несоответствие танка требованиям минобороны.

Я не буду подробно останавливаться на высказываниях вице-премьера Дмитрия Рогозина о том, что все танкостроительные страны (США, Германия, Франция, Израиль) якобы отстали от России на 15-20 лет. Этот феерический бред также уже комментировали. Верить этому бреду могут только совсем уж недалёкие ватники, привыкшие верить всему, что выливается на них из телевизора.

Новым в танке "Армата" является только двигатель с трансмиссией, РЛС и необитаемая башня. Вот мы постепенно и подходим к главному. Я коснусь всего одного момента, который, на мой взгляд, является ключевым в этом "чуде", и которое делает этот танк унылым говном.

Автомат заряжания - одноразовый танк.

Зачем в новом танке сделали необитаемую башню? Официальный ответ гласит: "необитаемая башня и броневая капсула, в которой экипаж остается целым даже при подрыве боекомплекта". А с чего это должен взрываться боекомплект? А с того, что конструкторы танка оставили в нём древний советский автомат заряжания, благодаря которому весь боекомплект танка находится в подбашенном отделении. Во всех предыдущих советских танках с автоматом заряжания (Т-72, Т-80, Т-90) командир и наводчик сидели фактически на боекомплекте, а механик-водитель перед боекомплектом. Если при попадании снаряда или ракеты повреждался боекомплект, то в зависимости от степени его повреждения, он либо загорался, либо сразу взрывался. В первом случае у экипажа танка есть шансы выжить (причём у механика-водителя они больше), во втором случае шансов нет. То есть экипаж советского танка сидит на пороховой бочке, готовой в любой момент взорваться.

Как часто в бою повреждается боекомплект советских танков? Посмотрите на фотографии из Украины, как много с обеих сторон подбитых танков с оторванной башней. Это стандартная ситуация для советских танков. Фактически, советские танки с автоматом заряжания - это одноразовые танки. Они живут в бою до первого (максимум - второго) попадания. Потому что после взрыва боекомплекта они не ремонтопригодны. Во время второй мировой войны якобы лучший в мире советский средний танк Т-34 имел прозвище "Братская могила". С полным основанием так же можно называть все советские танки с автоматом заряжания. То есть все танки, стоящие сейчас на вооружении российской армии.

Автомат заряжания - советско/российский эксклюзив.

Есть ли у зарубежных танков автора заряжания? Сейчас уже нет. Раньше был у французов. Они от него отказались, вернувшись к старому, проверенному временем, ручному заряжанию. То есть клоун Рогозин с полным основанием может говорить, что все российские танки не имеют аналогов в мире. Только это будет не в плюс нашим танкам, а в минус.

У всех иностранных танков боекомплект находится фактически вне башни танка, за броневой шторкой. Шторка открывается на короткое время, пока заряжающий берёт очередной снаряд. Всё остальное время броневая шторка закрыта, а боекомплект отделён от танка и экипажа. В случае подрыва боекомплекта энергия взрыва в основном распространяется вверх из-за специфического устройства хранилища снарядов. Поэтому максимум, что случается с иностранным танком при подрыве боекомплекта - заклинивание башни. Сам танк не теряет подвижности, и может самостоятельно уехать с поля боя.

Недостатки автомата заряжания неустранимы.

И вот мы создали якобы абсолютно новый и самый крутой в мире российский танк "Армата" с дремучей проблемой, которой уже несколько десятков лет. Как конструкторы решили проблему взрывучести боекомплекта? Они отсадили весь экипаж в специальную броневую капсулу. Это половинчатое решение. Да, экипаж получил больше шансов выжить. Но танк всё равно взорвётся при попадании в него снаряда или ракеты, и превратится в груду металлолома, в котором (или рядом с которым) будет валяться бронекапсула с экипажем.

Отличная идея! Вокруг идёт бой, свистят пули и снаряды, а экипаж (если выжил и не получил травм в результате взрыва боекомплекта), либо выбирается из неё во время боя, и пешком добирается до своих, либо сидит до конца боя в бронекапсуле, и потом пешком добирается до своих.

Посмотрите на YouTube кучу роликов взрыва боекомплекта советских танков. Посмотрите там же на работу американской противотанковой ракеты Javelin против советских танков. Она взрывается над башней танка, аккурат над боекомплектом, вызывая взрыв боекомплекта. Динамическая защита танка в этом случае абсолютно бесполезна. Дорогущая "Армата" будет такой же одноразовой, как и все предыдущие советские танки. Только в разы дороже. Кому нужно такое говно? Кто её будет в таком случае покупать?

Все остальные недостатки "Арматы" по сравнению с автоматом заряжания кажутся смешными и не серьёзными. Кто вообще придумал и утвердил этот маразм? Кто понесёт за это ответственность, и какую? Случай с "Арматой" - очередное доказательство деградации российских элит.

Танки по-прежнему остаются важной фигурой на поле боя, способной переломить исход сражения. Одни страны используют задел, оставшийся в танках еще с 80-х годов прошлого века — таких, как М1 Abrams или Leopard 2, другие создают новые боевые машины, максимально отвечающие требованиям военных или внешних заказчиков (так поступили Южная Корея, Турция и Китай), или же конструируют принципиально новые танки (Россия).

МВТ-3000 (Китай)


Фото: МВТ 3000

Китай широко экспортирует не только дешевую бытовую технику, но и вооружение, в частности – танки. И здесь серьезную конкуренцию китайским боевым машинам составляют русские танки Т-90СМ. Основной боевой танк МВТ-3000 призван превзойти конкурентов на рынке вооружений по соотношению «цена — качество». Защита лобовой проекции танка китайской бронемашины представляет собой многослойную комбинированную броневую преграду и сопоставима по толщине с таковой у немецкого Leopard 2. В дополнение ко всему танк оборудован навесной динамической защитой.

Основным вооружением является пушка — пусковая установка калибра 125 мм, способная вести огонь управляемыми ракетами на дистанцию в пять километров. МВТ-3000 оснащается 1300-сильным дизельным двигателем, который разгоняет 51-тонный танк до 71 км/ч, запас хода составит порядка 500 км. Создатели предусмотрели возможность форсирования мощности мотора до 1500 л.с. Боевая машина оснащена современными системами прицеливания и наблюдения. Например, в распоряжении механика-водителя имеется неохлаждаемый тепловизор третьего поколения. Разработка МВТ-3000 была начата в 2012 году, а выпуск планируется организовать в 2016 году.

ROTEM K2 (Южная Корея)


ROTEM K2, более известный как K2 Black Panther – это перспективный боевой корейский танк, серийное производство которого было начато в 2014 году. Танк вооружен мощной 120-мм гладкоствольной пушкой с длиной ствола 55 калибров, которая была создана на основе немецкого орудия фирмы Rheinmetall.
Боекомплект орудия – 40 снарядов, 16 из которых размещаются в механизированной укладке автомата заряжания, остальные 24 – в специальных укладках в боевом отделении танка. Скорострельность орудия – 15 выстрелов в минуту. В боекомплекте пушки имеется снаряд KSTAM с самонаводящимися боевыми элементами. Стрельба таким боеприпасом ведется на дальность от 2 до 8 км, снаряд автоматически корректируется в полете, а суббоеприпасы способны поражать технику противника в самую незащищенную часть – верхнюю полусферу.
Лобовая броня танка защищает от 120-мм бронебойного подкалиберного снаряда APFSDS, который широко используется на Западе. Танк обладает продвинутой системой управления огнем, способной самостоятельно обнаруживать, производить опознавание, сопровождать и обстреливать цели без участия оператора.
Отдельного внимания заслуживает гидропневматическая подвеска танка, которая благодаря наличию системы ISU обеспечивает автоматическое индивидуальное управление узлами подвески каждого опорного катка, позволяет танку «присесть», «пригнуться», наклониться в любую сторону и убирает вибрацию при движении по пересеченной местности.

Altay (Турция)

Altay призван стать основным боевым танком турецкой армии, хотя он позиционируется как собственная разработка, но это не так. 60% узлов и агрегатов Altay позаимствовано у корейского K2 Black Panther, а внешне машина очень похожа на немецкий Leopard 2. Танк находится в эксплуатации с 2015 года, пока их построено всего четыре, но в планах турецких военных – получить не менее 1000 таких боевых машин.
По сообщению основного подрядчика проекта компании Otokar, масса Altay составляет порядка 60 тонн. Танк вооружен модифицированной пушкой немецкой фирмы Rheinmetall с длиной ствола 55 калибров. За подвижность танка отвечает немецкий дизель мощностью 1500 л.с.
Altay оснащен дистанционно управляемым модулем с 12,7 мм и 7,62 мм пулеметами и защищен комбинированной броней. Экипаж танка – четыре человека.

TARIQ AB9C4 (ЮАР-Иордания)

Иорданское конструкторское бюро King Abdullah II Design and Development Bureau совместно с южноафриканскими специалистами разработали танк четвертого поколения TARIQ AB9C4. Основной изюминкой танка стала необитаемая башня Falcon с малой площадью передней части. Правда, создать такой модуль самостоятельно специалистам вышеназванных государств не удалось, поэтому основную работу сделали швейцарские и британские фирмы.

В качестве основного орудия выбрана 120-мм гладкоствольная пушка CTG, способная вести огонь всеми типами современных западных боеприпасов. Орудие было создано швейцарской фирмой RUAG Land Systems, по значению предельной нагрузки на разрыв ее стали – 1300МПа – оно значительно превосходит 120-мм гладкоствольную пушку фирмы Rheinmetall, чей показатель – 1030МПа.

Пушка снабжена автоматом заряжания, в котором размещается 17 снарядов, остальная часть боекомплекта размещена во внутренней части башни. Экипаж TARIQ AB9C4 состоит из двух человек, которые размещены в корпусе ближе к башне. Все вооружение дистанционно управляемое. Это опытный танк, работы над которым еще не закончены. Пойдет ли он в серию, пока неизвестно.

Т-14 «Армата» (Россия)

Т-14 «Армата» сегодня единственный принятый на вооружение танк с необитаемой башней. Его многослойная комбинированная лобовая броня способна выдержать попадание любого современного и перспективного типа противотанковых снарядов и ракет.
Экипаж танка – три человека – размещается отдельно от боекомплекта в специальной бронекапсуле, что существенно повышает его шансы на выживание. Днище Т-14 прикрывает V-образное бронирование, кроме того, танк оборудован дистанционными миноискателями, подключенными к системе уничтожения мин.

«Армата» оснащена активной системой «Афганит», способной уничтожать на подлете кумулятивные гранаты, противотанковые управляемые ракеты и подкалиберные снаряды.

Первые экземпляры танка вооружены 125-мм гладкоствольной пушкой — пусковой установкой, в последующем серийные машины получат 152-мм орудие. Снаряды этой пушки, получившей индекс 2A83, могут на дальности 5100 метров пробить метр гомогенной брони.

За подвижность Т-14 отвечает 12-цилиндровый четырёхтактный Х-образный дизельный двигатель мощностью 1500 л.с., а активная подвеска нивелирует раскачивание при движении. Танк находится в эксплуатации с 2015 года.

Т-14 «Армата» Первое место занимает танк Т-14 — новейший российский основной танк с необитаемой башней на базе универсальной гусеничной платформы «Армата». Представленный на Параде Победы в 2015 году он привлек к себе внимание как российских, так и зарубежных военных экспертов.Необходимо заметить, что сравнение Т-14 с другими танками выходит за рамки просто таблиц с ТТХ.Американский журнал The National Interest попытался сравнить Т-14 и Abrams, однако отметил, что Т-14 имеет множество защитных технологий, которых нет не только в Abrams, но и ни в одном танке мира.Минобороны заказало производителю танков Т-14 «Уралвагонзаводу» первую партию из 100 боевых машин.Т-90 «Владимир» Следующим в списке топ-5 идет основной боевой танк российской армии - Т-90. Последняя модификация танка Т-90СМ оснащена системой управления огнем, которая превосходит мировые аналоги. СУО, позволяет экипажу поражать движущиеся цели, в том числе когда танк сам находится в движении, с высокой вероятностью попадания в цель с первого выстрела почти при любых погодных условиях.Помимо традиционного артиллерийского вооружения, Т-90 имеет возможность стрельбы ПТУР «Инвар-М». Пуск ракет осуществляется при помощи основного орудия танка, наведение ракет осуществляется по лазерному лучу в полуавтоматическом режиме.
В период с 2001 по 2010 годы Т-90 стал самым продаваемым на мировом рынке новым основным боевым танком.Т-72Б3 Модернизированный до версии Т-72Б3 занимает третью строчку. Он обладает 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46М-5 с улучшенной баллистикой и ресурсом. Благодаря ее модернизации появилась возможность использовать новые «удлиненные» бронебойные подкалиберные снаряды типа «Свинец-1/2».На танк установлен белорусский прицел «Сосна-У» и современные цифровые системы связи, а также модернизированный под новые снаряды автомат заряжания.Т-80У Т-80 - уникальный танк с газотурбинным двигателем. Накануне празднования Дня танкиста в России было объявлено о подписании долгосрочного контракта на модернизацию самых быстрых и маневренных танковых болидов советской и российской армии.Танк оснащен системой управления огнем СУО 1А33, пушкой 2А46-2, системой запуска дымовых гранат 902А «Туча».Бывший министр обороны Сирии Мустафа Тлас в интервью корреспонденту Shpiegel дал высокую оценку танку Т-80.«Новый советский Т-80 не только сравним с «Леопардом-2», но и превосходит его, даже по мнению западных наблюдателей… Т-80 — ответ Москвы на «Леопард-2». Как солдат и специалист по танкам, я считаю Т-80 лучшим танком в мире», - сказал Тлас.
Сегодня на хранении находятся более 3 тысяч танков Т-80 различных модификаций.Т-55 Т-55 - один из самых массовых советских танков. Несмотря на то, что он является средним танком, он стал первой в мире боевой машиной, оборудованной автоматической системой противоатомной защиты. Т-55 стал для своего времени пионером нового поколения боевых машин, способных вести боевые действия в условиях применения ядерного оружия.На последнюю модернизированную версию танка Т-55М6 была установлена башня от Т-72Б с 125-мм пушкой, а позади башни контейнер с автоматом заряжания на 22 выстрела; встроенная динамическая защита башни и корпуса; двигатель В-46-5М мощностью 690 л.с.; новая система управления огнем. Корпус удлинён, добавлен шестой опорный каток. Возможна установка опорных катков от Т-55, Т-72 и Т-80.Всего за все время производства Т-55 было изготовлено свыше 20 тысяч танков. В России до сих пор находятся на хранении свыше 2800 танков Т-55.

В 80-е - начале 90-х годов в ведущих танкопроизводящих странах – СССР, США, ФРГ, Франции активно велась разработка перспективного танка. При этом велся активный поиск решений по компоновке, составу экипажа и распределению его задач. Улучшение характеристик танка можно было достичь за счет сокращения экипажа за счет установки автомата заряжания, это решение было принято во всех перспективных разработках западных стран. Это позволяло уменьшить внутренний объем танка, усилить бронирование без значительного роста массы.

Развитие электроники и средств автоматизации позволило пойти в развитии компоновки еще дальше, сократить экипаж до двух человек. Сокращение экипажа до двух человек позволяет решить целый ряд проблемных вопросов: повышение защиты, дублирование работы экипажа, более полное выполнение эргономических требований, уменьшение массы и габаритов танка. Вместе с тем возникает и ряд нерешенных вопросов связанных с перегруженностью экипажа и управлению подразделением .

Выбор варианта компоновки танка и состава экипажа был очень актуальным вопросом, как в СССР, так и в западных странах и окончательной точки в этом вопросе еще не поставлено.

В материале рассмотрен ряд концепций компоновки перспективного танка в США исследовавшихся в конце 80-х, начале 90-х годов тактико-технологическим управлением агентства по разработке перспективных проектов DARPA и их сравнением с некоторыми известными разработками проводившимися в бывш. СССР.

Вариант танка с экипажем 2 человека и необитаемой башней
Танк с экипажем два человека имеет высокие показатели по подвижности, низкий силуэт. Соотношение длины и ширины корпуса по гусеницам в этом варианте близко к идеальному 1,5:1, что обеспечивает хорошую поворотливость.

Танк выполнен по шестиопорной схеме ходовой части. Высота башни соответствует высоте башни танка «Абрамс», но ее площадь уменьшена на 50% в передней проекции и на 40% в боковой. Бронирование лобовой части необитаемой башни обеспечивает высокую защиту отделения экипажа от боеприпасов, атакующих сверху (в случае если башня повернута вперед), кроме того, имеются дополнительные противоосколочные экраны над местами экипажа.

Центр масс танка смещен вперед (между 2 и 3 катком), так как основная масса бронирования (около 9 тонн) размещена в передней части корпуса. Общая прогнозируемая масса танка составляет 50.3 тонн, что при установке двигателя мощностью 1500 л.с. обеспечит высокую удельную мощность (27 л.с./т).

Конструкция люков реализована таким образом, чтобы экипаж мог покинуть танк даже при опущенной пушке. Люки имеют электрический и ручной приводы и оснащены стеклоблоками для вождения по походному. В днище под одним из сидений есть люк аварийного выхода, который применяется в случае повреждения люков и чрезвычайных ситуациях. Отделение экипажа довольно тесное, выделено по 70 см на каждого члена экипажа по ширине.



Забор воздуха фильтровентиляционной установки осуществляется за левым люком экипажа, блок ФВУ размещен в носовой части танка в нише в нижней лобовой детали корпуса. Очищенный кондиционированный воздух вдается в районе ног экипажа и далее поступает в ниши электронных блоков.

Общая емкость топливной системы танка 1250 литров, топливо частично размещено внутри корпуса перед двигателем, остальная часть в топливных баках на надгусеничных полках в кормовой части корпуса.



Сравнение бортовой проекции танка М1А1 и перспективного танка с экипажем 2 человека с необитаемой башней.

Сравнение площади лобовой проекции танка с электромагнитной пушкой, перспективного танка с экипажем 2 человека и необитаемой башней и М1А1 «Абрамс».

Впервые разработки по созданию перспективного танка с экипажем два человека были предприняты в ХКБМ им А.А. Морозова в 70-е годы, работы были продолжены Е.А. Морозовым. Прототип перспективного танка с экипажем 2 человека был изготовлен ХКБМ.

Близкий к данной идеологии проект перспективного танка с экипажем 2 человека разрабатывался в России ОАО «Спецмаш» в 90-е годы. При этом была реализована переднемоторная компоновка, во многом по причинам применения газотурбинного двигателя. Был изготовлен ходовой макет шасси.

Вариант танка с экипажем 3 человека и необитаемой башней
Следующим рассматриваемым вариантом компоновки танка является более радиционный вариант с экипажем из трех человек. При создании такого варианта американские специалисты предлагали два варианта решения:

Первый предполагает размещение 3 членов экипажа в линию. При таком варианте удается сохранить габариты танка с шестиопорной схемой ходовой части, экипаж размещается в достаточно комфортных условиях. Но при этом нет возможности реализовать достаточную защиту бортовой части отделения экипажа. Даже при снижении ширины выделяемого для каждого члена экипажа места с 70 до 60 см возможности обеспечить защиту при обстреле в бортовые участки минимальны. При этом железнодорожные габариты не позволяют увеличить ширину корпуса.

В СССР такой вариант был предложен в рамках разработки перспективного среднего танка А. А. Морозовым во второй половине 70-х.

Второй вариант заключается в размещении двух членов экипажа спереди и третьего за ними (размещение одного из членов экипажа спереди не рационально для обеспечения равностойкого бронирования).

Такой вариант позволяет сохранить достаточный уровень защиты бортов корпуса и удовлетворительные условия комфорта для экипажа. Хотя условия хуже, чем в первом варианте т.к. ноги третьего члена экипажа размещены меду двумя находящимися спереди. Освободившийся объем по бокам от третьего члена экипажа может быть использован для размещения запаса пищи, биотуалета и пр.

При этом длина корпуса увеличивается примерно на 80 см, масса танка возрастает на 5 тонн. Танк выполнен по семиопорной схеме ходовой части с расчетной массой 55,3 тонны.




Соотношение длины и ширены корпуса по гусеницам в этом варианте составляет 1,7:1. Бронирование лобовой части необитаемой башни обеспечивает меньшую защиту отделения экипажа от боеприпасов атакующих сверху из-за удлинения корпуса на 80 см.

Близкий к данной идеологии проект танка «Т-95» разрабатывался в российским ОАО УКБТМ в 2000-е годы.

Вариант танка с экипажем 3 человека с классической компоновкой и автоматом заряжания
Во всех предлагаемых вариантах с размещением экипажа в передней части корпуса есть ряд недостатков. Одним из наиболее существенных из них зарубежные специалисты называют отсутствие возможности кругового визуального наблюдения у командира. На танках с размещением экипажа в корпусе угол обзора при открытых люках составляет не более 270 град.

Компоновка с размещением командира и наводчика в башне и водителя в корпусе позволяет реализовать круговой визуальный обзор командира. Кроме того, размещение наводчика в вращающейся башне устраняют проблемы с дезориентацией, также имеется возможности устранять ряд задержек при стрельбе.

Такая компоновка наиболее близка к французскому танку «Леклерк», в ходе разработки которого также рассматривался ряд вариантов с размещением экипажа в корпусе, в итоге был выбран более традиционный вариант с низкопрофильной башней.

Недостатком данной компоновки для перспективного танка является большая масса лобовой брони, ограничения по обеспечению защиты сверху, большая площадь лобовой проекции. Еще одним компоновочным недостатком является невозможность применения автомата заряжания карусельного типа из-за требования к раздельного размещения экипажа и боекомплекта.

При создании такого варианта предлагалось два варианта решения:

Первый предполагает разделенное размещение боекомплекта, готовые к применению выстрелы размещены в автомате заряжания, дополнительный боекомплект размещается в изолированном отсеке перед моторно-трансмиссионным отделением.

Второй вариант предполагает размещение всего боекомплекта в едином объеме автомата заряжания размещенного в изолированном отсеке за башней. Такой вариант потребует достаточно большой и широкой башни. Данная идеология была реализована в российском танке, разработанным ОАО ОКБТМ в 90-е годы и получившего название «Черный орел» (объект 640).




В данном варианте компоновки реализован круговой обзор командира танка при сохранении подъемно-мачтовых устройств с комплексами наблюдения командира и наводчика.

При этом командиру для обеспечения кругового обзора необходимо подниматся над уровнем башни по пояс. Как отмечал теоретик боевого применения танков Р. Симпкин , танк «на полпути на небеса» (т.е. очень уязвим к огню противника). Обзору мешает крыша центральной части башни с подъемом для обеспечения требуемых углов снижения орудия.

Реализована возможность взаимного доступа из отделения управления в боевое отделение (при положении пушки вперед). Оба члена экипажа в башне, командир и наводчик, могут обеспечить круговой обзор, подняв голову над уровнем крыши башни.

Из-за большего объема в корпусе есть возможность применить материалы бронирования с меньшей габаритной эффективностью, а также более мощную ФВУ из-за возросшего внутреннего объема.

Как и в других вариантах компоновки перспективного танка, проблемным вопросом остается реализация требуемых углов снижения орудия, связанных с конструкционным ослаблением башни.

Расчетная масса варианта танка с обитаемой башней составляла 67,4 тонны.

Вариант танка с экипажем 3 человека, с размещением командира в башне
Данный вариант компоновки обеспечивает хороший обзор командиру танка, при этом реализована возможность применить автомат заряжания карусельного типа в корпусе. Как и все варианты представленных компоновок, она не лишена недостатков. Среди них неудовлетворительные условия размещения командира, воздействие на него импульса отдачи основного вооружения, необходимость дублировать системы ФВУ, ППО и пр.




В данном варианте компоновки давление на грунт увеличено на 34% по сравнению с вариантом танка с экипажем 2 человека и необитаемой башней, при этом башня шире на 74 сантиметра и выше на 20 см. Расчетная масса такого варианта составляет 67,7 тонн.

Огневая мощь
При моделировании DARPA вариантов компоновки перспективного танка с были заданы требования увеличения дульной энергии с 9МДж у М256 до 20 МДж и начальной скорости до 2 км/с.

Масса активной части БПС с ведущим устройством составляет 10 кг, масса сердечника около 5 кг. Длина БПС с баллистическим наконечником и оперением – 750 мм. Для достижения требуемых характеристик требуется пороховой заряд массой 20 кг при объеме 17 л. Выбранный калибр пушки 135 мм требовал применения выстрелов раздельного заряжания.

Калибр основного вооружения, используемого для анализа перспективных разработок, был выбран на основе имевшихся в США данных о разработке в СССР танка с вооружением такого калибра.

В СССР действительно осуществлялись разработки танка с экипажем 3 человека с вынесенной пушкой калибра 130 мм (командир и наводчик располагались слева от пушки), но впоследствии (с 1984 г) для перспективного танка был принят калибр 152 мм .


Заряжение осуществляется автоматом заряжания карусельного типа с размещением выстрела в контейнере. Габариты контейнера 850х160х340 мм. Основной заряд (БПС) размещен в одной ячейке, снаряд с дополнительным зарядом – в другой. В карусели АЗ размещено 35 кассет с выстрелами раздельного заряжания.

При моделировании различных вариантов компоновки танков был выбран автомат заряжания фирмы «Ares inc» состоящий из карусельного механизма в «корзине» башни. Механизм подъема поднимает контейнер на линию досылания, после чего досылается снаряд, контейнер опускается для досылания заряда, после чего осуществляется его досылание.

Данные решения автомата заряжания перспективного танка схожи с принятыми для автомата заряжания перспективного танка ОАО УКБТМ.


Схема автомата заряжания с механизмом подачи выстрелов. Учитывая габариты системы и особенности ее размещение возможности ручного дублирования работы АЗ не предусматривается.

Автомат заряжания пополняется выстрелами раздельного заряжания в кассетах в автоматическом режиме через люк в кормовой части башни. Это является шагом вперед по сравнению с ручной загрузкой боекомплекта, снижающим существующую трудоемкость обслуживания.

Углы снижения пушки -10, подъема +20 град. Для обеспечения требуемого угла снижения пушки предлагалось реализовать выдвижной вариант крыши башни.

Управляемая гидропневматическая подвеска за счет изменения дифферента машины позволяет увеличить углы наведения пушки в вертикальной плоскости еще на -6/+6 град.

Вспомогательное вооружение включает спаренный с пушкой 7,62 мм пулемет с боекомплектом 10 000 патронов. Предполагалась установка дополнительного 7,62 мм пулемета с независимым наведением на одном из подъемно-мачтовых устройств с боекомплектом 3400 патронов

Система управления огнем
Система управления огнем рассматривалась с учетом обеспечения высокой вероятности поражения цели (высотой 2 м) на дистанции 4000 м. Для этого ошибка стрельбы должна составлять не более 0,2 мрад. Требования по возможности поражения низколетящих вертолетов требуют приводы наведения башни, обеспечивающие поворот со скорость 60 град/с. Модули с прицельно-наблюдательными комплексами разработчики предлагалось устанавливать на подъемно-мачтовых устройствах с круговым вращением. В состав каждого из модулей входит тепловизионный, телевизионный дневной, лазерный дальнометрический канал. Кроме того, предусматривается установка акустических датчиков и в перспективе РЛС миллиметрового диапазона. Кроме того, на башне может устанавливаться вспомогательный прицел. Передачу информации планировалось осуществлять по оптико-волоконным каналам.

Защита
Расчетные габариты бронирования составляли 1300 мм для верхней детали корпуса (700…380 для нижней). 1300 мм для лобовой части башни и защиты амбразуры, предполагался барбет перед стыком корпуса и баш­ни и пр. При этом лобовая защита башни прикрывает от атаки сверху и отделение экипажа.


Подвижность
В перспективных проектах танка предполагалось применение компактного МТО с газотурбинным двигателем мощностью 1500 л.с. МТО разрабатывалось фирмой по программе Advanced Integrated Propulsion System (AIPS), вариант ГТД разрабатывался фирмой General Electric вариант с дизелем - Cummins. Главное требование к новому МТО снижение массы с 6400 (М1А1) до 5 000 кг объема с 7 до 5,9 м3. МТО по программе AIPS разрабатывалось для модернизация танка М1А1 Блок III и тяжелой БМП. Наименование МТО General Electric, созданного по программе AIPS - ГТД LV-100.

Выводы
На основе анализа различных вариантов компоновок выяснилось, что в каждой есть как преимущества, так и недостатки. Выбор того или иного варианта идеологии танка зависит от планируемых особенностей его применения. Американские разработчики (DARPA) представили обзор возможных компоновок, показав преимущества и недостатки каждой из них.

При этом отмечается, что танк с экипажем два человека имеет лучшие показатели по подвижности, заметности, стоимости.
В то же время исследования по разработке танка с экипажем два человека проводившиеся в 80-е годы в СССР не показали решения, обеспечивающие танковым управлением подразделения с таким экипажем. В случае выполнения наводчиком функций командира танкового подразделения от взвода до батальона его танк будет неспособен вести огонь. Анализ загруженности экипажа танка также свидетельствовал в пользу экипажа из трех человек.

При этом экипаж из трех человек обеспечивает возможность одновременного ведения огня, поиска целей, ведения связи и управление боем танкового подразделения. Преимуществом в этом случае является и возможность одновременной стрельбы из дополнительного вооружения - дистанционно-управляемого пулемета или малокалиберной пушки.

Источники
1. Проблема сокращения численности экипажа основного танка. Ю. М. Апухтин, А. И. Мазуренко, Е. А. Морозов, П. И. Назаренко. Вестник бронетанковой техники". №6 за 1980 г.
2. An Exploration of Integrated Ground Weapons Concepts for Armor/Anti-Armor Missions. Randall Steeb, Keith Brendley, Dan Norton, John Bondanella, Richard Salter, Teriell G. Covington. RAND, NATIONAL DEFENSE RESEARCH INSTITUTE, 1991.
3. ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК СОВЕТСКИХ ТАНКОСТРОИТЕЛЕЙ (дневник участника разработки танка «Боксер»). Юрий Апухтин. Харьков – 2009 http://btvt.narod.ru/bokser/bokser_0.htm
4. R. E. Simpkin, Human Factors in Mechanized Warfare, Brassey"s, New York, 1984.