Политология как отрасль и как учебная дисциплина. Политика как наука и учебная дисциплина. Возникновение и становление политической науки

Функции политологии как науки и как учебной дисциплины имеют немало общего, но между ними существуют и определенные различия. Рассмотрим каждый из видов функций политологии.

Политология как наука

Политология как наука является необходимой теоретической базой для дальнейшего развития политических исследований и для внедрения научных разработок в реальную политику. Она исследует реально существующие политические системы, способы организации общества и государства, типы политических режимов, формы государственного устройства, деятельность политических партий и общественных организаций, состояние политического сознания и политической культуры, образцы политического поведения, проблемы эффективности и легитимности политического руководства, способы формирования институтов власти и многое другое.

Политические исследования создают определенную теоретическую и научно-методическую базу, необходимую для развития самой политологии и для совершенствования политической сферы общества. Научные знания в области политики позволяют прогнозировать и конструировать политическую реальность, отслеживать позитивные и негативные тенденции в развитии политических процессов и в случае необходимости вносить соответствующие коррективы.

Политология как наука может также выполнять идеологические функции, например, формировать определенные идеалы, потребности, ценности и тем самым консолидировать общество для достижения каких-либо целей (например, построение правового государства).

Политология как научная дисциплина

Перед политологией как учебной дисциплиной стоит не менее ответственная задача. В нашей стране в периоды господства тоталитарного и авторитарного режимов власти политологии как учебной дисциплины не существовало. Реакционному режиму было проще управлять политически неграмотными людьми.

Отсутствие у людей знаний о политике, о строении политической системы, о способах формирования органов власти и их функциональном назначении, наконец, о своих личных правах и свободах позволяет разного рода политическим авантюристам, используя демагогию и ложь, безнаказанно проводить свои иезуитские эксперименты над целыми странами и народами.

Задача политологии как учебной дисциплины состоит в том, чтобы помочь людям разобраться во всех хитросплетениях политики, научить их правильно осознавать (воспринимать) существующий общественный и политический строй, адекватно реагировать на складывающуюся политическую ситуацию. Политология должна способствовать развитию у людей гражданской политической культуры, чтобы они умели защищать свои права и интересы и при этом уважительно относились к интересам и правам других. Необходимо прививать людям нетерпимость к любым формам проявления , насилия, узурпации власти, к нарушениям прав и свобод личности.

Поэтому политическое образование, массовая политическая грамотность людей являются необходимым условием построения правового государства и формирования гражданского общества.

Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия включила политологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Правительства РФ политология была определена как учебная дисциплина в вузах России.

Возникновение и становление политической науки

Первые попытки понять и осмыслить политику уходят в те далекие времена, когда в обществе начали возникать первые политические институты. Наиболее ранние представления о причинах возникновения и функциях государственных (политических) форм организации общества носили религиозно-мифологический характер. Об этом, в частности, свидетельствуют дошедшие до нас представления древних египтян о божественном происхождении своих правителей (фараонов). По древнекитайскому мифу власть императора имеет божественное происхождение, а сам он является одновременно сыном неба и отцом своего народа.

В VI — IV вв. до н. э. благодаря трудам таких знаменитых мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель, политические взгляды и представления начинают приобретать самостоятельный концептуальный характер. Появляются первые теоретические категории, определения (дефиниции) и целые концепции, носившие философско-этические формы. В этот же период появляется и само понятие «политика» (Аристотель).

В Средние века политическая наука развивалась в рамках религиозной концепции, суть которой сводилась к обожествленному происхождению власти. Наиболее яркими представителями этой концепции являются А. Августин и Ф. Аквинский.

В Новое время возникает гражданская концепция политической мысли. Благодаря исследованиям таких выдающихся мыслителей, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др., учения о политике и государстве были подняты на качественно новый теоретический уровень. В этот период политическая наука освобождается от философско-этических и религиозных взглядов и постепенно трансформируется в самостоятельную науку.

Современный облик политология начинает приобретать со второй половины XIX в. Это в значительной мере связано с общим прогрессом социологических знаний, с развитием эмпирических методов исследования.

В этот же период политология становится самостоятельной, независимой академической дисциплиной. В 1857 г. в Колумбийском колледже США была создана кафедра «История и политическая наука». В 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политических наук. В 1903 г. создастся Американская ассоциация политических наук, которая существует и в настоящее время.

В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы. Таким образом, как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в.

В России в конце XIX — начале XX в. политическая наука развивалась достаточно интенсивно. Заметный вклад в мировую политическую мысль внесли М. М. Ковалевский, Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, М. В. Острогорский, Г. В. Плеханов, В. И.Ленин и другие.

Однако после революции 1917 г. и установления советской власти политология оказалась под запретом. Отдельные политические исследования проводились в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права, но они были настолько заидеологизированы, что не могли дать правильных ответов на запросы времени.

Место политологии среди других социальных и гуманитарных наук

В современной общественно-политической системе как целостном социуме выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная, или экономическая, социальная, духовная и политическая. Производственная подсистема обеспечивает материальную инфраструктуру, а политическая - механизм реализации обшей воли и общего интереса всех основных элементов системы. Социальная и духовная сферы в совокупности составляют гражданское общество, которое также можно обозначить как единую подсистему. В соответствии с предложенной классификацией человеческий социум условно можно было бы изобразить в виде схемы, представленной на рис. 1.

Теперь, руководствуясь этой схемой, попытаемся классифицировать социальные и гуманитарные науки, каждая из которых призвана изучать тот или иной аспект, ракурс, компонент одной из четырех подсистем. В таком случае мы имеем следующий расклад:

  • А — социальные науки, группирующиеся вокруг социологии;
  • В — науки о духе (философия, культурология, религиоведение и богословие, этика, эстетика и искусствознание и т.д.);
  • С — политические науки;
  • D — экономические науки.

Другими словами, каждая из четырех главных подсистем служит объектом изучения самостоятельного блока научных дисциплин.

Рис. 1. Сфера (подсистема): А — социальная, В — духовная, С — политическая,

Но это лишь самое начало разговора о классификации социальных и гуманитарных наук. Трудности начинаются сразу же, как только мы приступаем к определению места каждой конкретной дисциплины в системе социальных и гуманитарных наук, к более или менее точному выявлению сферы или предмета ее изучения, круга охватываемых ею тем и проблем. Строго говоря, социальная сфера является объектом исследования социологии, а мир политического — политологии. Но при близком рассмотрении обнаруживается крайняя трудность, если не невозможность определения, где именно на рис. 1 на линии АС кончается социальная и где начинается политическая подсистема. Не прояснив этот вопрос, мы не можем, разумеется, даже приблизительно определить круг тем и проблем, охватываемых соответственно социологией и политологией. Выяснение данного вопроса входит в круг проблем, являющихся предметом исследования политической социологии.

Еще более сложным оказывается вопрос о том, где на рис. 1 кончается духовная сфера и где начинается мир политического. Человек является существом не только социальным, политическим и экономическим, но и духовным носителем определенных социокультурных, политико-культурных, морально-этических норм и ценностей. Здесь речь идет прежде всего о парадигмальном и мировоззренческом измерении мира политического, которое является объектом политической философии. С названными двумя подразделами политологии более или менее тесно связаны этнополитология и политическая психология, изучающие соответствующие составляющие мира политического.

Политология, как и любая другая социальная и гуманитарная научная дисциплина, изучает свой предмет путем его соизмерения и соотношения с другими феноменами и процессами. Иначе говоря, сам принцип сравнительности имплицитно присущ любому политологическому исследованию, особенно когда речь идет о классификации и типологизации. Политологическая традиция, начиная от Платона и Аристотеля, уже сама по себе содержит значительный элемент компаративизма. Именно на основе сравнительного подхода Аристотель создал свою типологизацию форм государственного устройства. Собственно говоря, все типологизации, предложенные в последующие эпохи, также построены на принципах сравнительного анализа.

Однако сравнительному анализу подвергаются почти все сколько- нибудь значительные феномены и аспекты мира политического. Для изучения этого комплекса проблем сформировался такой важный раздел политологии, как сравнительная политология.

Соотношение истории и политологии

Дня понимания исследуемой здесь темы особо важное значение имеет выяснение вопроса о характере соотношения истории и политологии. Ведь известно, что эти две дисциплины развивались в тесной взаимосвязи. В исторической науке существует самостоятельный раздел — политическая история, которая изучает основные направления и тенденции политического развития человеческих сообществ в прошлом.

На заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины известный английский историк Э. Фримен не без определенных оснований говорил: «История — это прошлая политика и политика — это сегодняшняя история». И неудивительно, что политическая наука сформировалась в тесной взаимосвязи с историей. По это отнюдь не говорит об отсутствии серьезных различий между двумя дисциплинами, что можно проиллюстрировать, сравнив задачи и функции историка и политолога. Как правило, историк имеет дело со свершившимися процессами и феноменами, ставшими уже достоянием прошлого. Он может наблюдать начало, развитие и конец изучаемых процессов. Политолог, напротив, имеет делос еще не свершившимися фактами. Он смотрит на эти факты как на продолжающееся действие. Он смотрит на историю как на спектакль и воспринимает ее как действие, участником которого является сам. В отличие от историка, который может анализировать свой предмет, как бы став над ним, отстранившись от него, политолог должен сохранить теснейшую связь с предметом исследования, он находится как бы внутри изучаемого им процесса. Реальный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать состояние политической ситуации до того, как она примет историческую форму, т.е. станет необратимой. А это побуждает политолога зачастую смешивать свои собственные желания с реальностью.

Касаясь возможностей той или иной науки адекватно изучить свой объект, уместно применить здесь гегелевскую метафору: «Сова Минервы начинает свой полет в сумерках». И действительно, более или менее исчерпывающие и соответствующие реальному положению вещей знания о том или ином общественно-политическом феномене можно получить лишь тогда, когда этот феномен стал свершившимся объективным фактом общественной жизни. Соответственно исследователь может изучать этот факт, наблюдая и изучая его как бы со стороны. С этой точки зрения положение историка предпочтительнее, поскольку он имеет дело с уже свершившимися историческими феноменами и фактами. Что касается политолога, то объектом его интереса являются живые реальности, затрагивающие интересы множества действующих в этих реальностях лиц.

Политолог, будучи одним из этих лиц, неспособен в полной мере подняться над изучаемыми им реальностями, которые еще не стали свершившимися фактами, находятся в движении, процессе становления. Он не может отвлечься от субъективных, сиюминутных впечатлений, и его выводы могут быть подвержены влиянию изменяющихся событий и обстоятельств. Образно говоря, для политолога час сумерек еще не наступил и сова Минервы только расправляет крылья.

Предмет политологии как науки

С учетом вышеизложенного всю совокупность проблем, которыми занимается политология, можно подразделить на три блока.

Во-первых, социально-философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду.

Во-вторых, и , отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и смены.

В-третьих, политический процесс, политическое поведение. Причем речь отнюдь не идет о какой бы то ни было иерархической соподчиненности этих трех блоков, о большей или меньшей значимости того или иного из них.

Политические феномены, несомненно, представляют интерес прежде всего в их наличном в данный момент состоянии. Задача политолога состоит в выяснении их структуры, составных элементов, функций, условий для нормального функционирования, соотношения и взаимодействия друг с другом. Но без учета исторического фона, идейно-теоретической и социально-философской подоплеки такой анализ был бы односторонним и, стало быть, не раскрывающим адекватно сущности политических явлений. Поэтому политологическое исследование должно включать три важнейших аспекта: исторический, конкретно-эмпирический и теоретический.

Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения , составляющие как бы осевой стержень политического. Они имеют много измерений — экономическое, социокультурное, философское, социально- психологическое, структурное, функциональное и др. Каждое из этих измерений обладает своими собственными характеристиками, нормами и функциями. Задача политической науки в этом плане гораздо шире задач государствоведческой и правоведческой дисциплин, изучающих прежде всего правовые аспекты данной проблемы.

Политическая наука призвана анализировать государство и властные отношения прежде всего как социальные феномены, как институты политической организации общества, главная цель которой — реализация всеобщего интереса.

Важным объектом изучения политологии является также система международных отношений со своими собственными системообразующими характеристиками, структурными составляющими и функциями. Важная задача политологии — изучение закономерностей, основных норм и особенностей взаимодействия государств, региональных и всемирных организаций и других субъектов международных отношений в современных условиях. Особенно значимо исследование механизмов принятия решений, ролей и функций важнейших институтов в системе разрешения международных конфликтов и достижения консенсуса между государствами. В более широком плане речь идет о мировом сообществе стран и народов в его политическом и военно-политическом, а также других связанных с ними аспектах. В таком понимании мировое сообщество является объектом изучения геополитики.

Подводя итог, можно сказать, что предметом политологии в общей сложности выступает политическое в его тотальности, в контексте исторического развития и реальной социальной действительности, а также взаимодействия и переплетения различных социальных сил, социокультурного и политико-культурного опыта. В фокусе ее зрения-такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое повеление, политическая культура. история политических учений и др.

Эти проблемы изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах и измерениях также историей, философией, социологией, государствен но-правовой наукой и другими научными дисциплинами. Поэтому естественно, что политическая наука открыта влиянию со стороны других социальных и гуманитарных, а зачастую и естественных наук. Интегрируя отдельные аспекты этих дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

В. Н. КАРАЗИНА

ПОЛИТОЛОГИЯ

Учебное пособие для студентов

заочной и дистанционной форм обучения

Харьков – 2009

УДК 32:001.891.3(075.4)

Назаренко С. И. Политология. Учебное пособие для студентов

заочной и дистанционной форм обучения. Изд-е 2-е доп. – Х.:

Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, 2009. –

Данное учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по заочной и дистанционной формам. В доступной и хорошо структурированной форме в нем раскрыт основной программный материал по курсу «политология». Кроме того, пособие имеет контрольные вопросы и рефераты по каждой теме. Схемы, здесь помещенные, дают наглядное представление об основных понятиях и категориях данного учебного курса. В конце прилагается список рекомендуемой литературы.

Рецензенты:

д. филос. наук., профессор кафедры политологии философского факультета Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина И. Д. Денисенко;

к. филос.н., доцент кафедры политологии философского

факультета Харьковского национального университета

имени В. Н. Каразина А. Н. Довбня

© Харьковский национальный университет

имени В.Н. Каразина, 2009.

© Назаренко С. И., 2009.

ПОЛИТОЛОГИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

для студентов заочной и дистанционной формы обучения

Вступление

Политология как наука и учебная дисциплина

Основные вехи истории политической мысли

Развитие политической мысли в Украине

Политика как социальное явление

Власть

Политический режим

Политическая система общества

Государство – основной институт политической системы

Гражданское общество и правовое государство

Политическая культура и политическая социализация

Личности

Политическое лидерство

Политические элиты

Группы интересов и общественные движения

Политические партии и партийные системы

Избирательные системы и политический процесс

Политический конфликт

Политические идеологии

ВСТУПЛЕНИЕ

Демократическое переустройство современного мирового сообщества связано с политизацией широких слоев населения. На пути политической трансформации выдвигаются задачи духовного обновления общества, введения взаимосвязанной системы новых ценностных ориентаций, формирования гуманистической политической культуры, новой личности, принимающей активное участие в политике.

«Качество» политического участия, способность к принятию рациональных решений в политической жизни не складываются спонтанно, они формируются в ходе систематического приобретения знаний и опыта. Общество нуждается в таких знаниях, которые позволяли бы людям разбираться в сложных политических явлениях и событиях, сознательно действовали бы в направлении реализации своих интересов. На приобретение таких знаний и направлено изучение политологии – обязательного предмета в программе вузовского обучения. В результате изучения политологии студент получает знания о предмете и методах политической науки, ее месте в системе социально-гуманитарных наук, познает сущность политики и власти, принципы деятельности политических институтов, эволюции политических систем и политической культуры, а также многое другое.

Содержательная часть пособия рассчитана на помощь в изучении политологии студентам дистанционного обучения. В пособии кратко рассматриваются вопросы 17 основных тем курса. По каждой теме рекомендованы реферативные доклады. Их подготовка требует углубленного теоретического анализа той или иной политической проблемы. Реферат готовится на основе изучения нескольких источников: монографий, журнальных статей и др. Реферат содержит собственные оценки и выводы студента.

Данное пособие подготовлено с таким расчетом, чтобы максимально облегчить усвоение учебной дисциплины «политология». Для контроля (и самоконтроля) за степенью овладения темой выделены контрольные вопросы и задания. При изучении курса должны быть использованы схемы, в которых наглядно отражаются политические явления в структурно-логической форме. Рассмотрение схем в совокупности с текстовым материалом, рекомендуемой литературой поможет разобраться и глубже осмыслить внутреннюю сущность сложных политических вопросов.

Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина

1. Возникновение и развитие политической науки.

2. Понятие политического. Предмет и язык политологии.

3. Методы политической науки и ее функции.

С момента возникновения человеческой цивилизации политика непрерывно вторгалась в жизнь даже далёких от неё людей, изменяла облик и условия существования целых народов.

Подчинение политики интересам человека и человечества невозможно без её научного осознания. Наука о политике помогает глубоко познавать политическую реальность, контролировать ход политических событий, строить отношения между людьми на принципах разума и гуманизма. Если проведение политических исследований и получение научных знаний – дело главным образом учёных-профессионалов, то овладение основами политологии, нормами и ценностями цивилизованного политического общения – задача каждого гражданина и всего общества.

1. Политическая наука и политическая мысль – это близкие, но не тождественные понятия. Политическая мысль существует столько, сколько существует политика. Она возникла в глубокой древности и продолжает развиваться и сегодня. Политические учения прошлого в строгом смысле слова нельзя отождествлять с современной политической наукой, хотя и нельзя отрицать факта преемственности, генетической связи между ними.

Что же представляет собой политическая наука, когда и как возникла и какие познавательные способы и средства использует?

Политическая наука («политология») – это научное выражение политической мысли. Она существует в виде научных исследований, специально посвященных политической проблематике. Ещё в ХVI веке Никколо Макиавелли выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть. Его творчество не только ознаменовало крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку, но и способствовало сближению теории и практики, подчинению политических исследований решению реальных задач борьбы за власть и её удержание.

Своё дальнейшее развитие политическая наука получила в трудах Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Мэдисона, Токвиля, Вебера, Маркса, Энгельса и других мыслителей. Однако, несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины ХIX века политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности. Процесс формирования и выделения политологии из общей системы социально-гуманитарных наук занял несколько десятилетий, которые приходятся на конец XIX и начало ХХ века.

В качестве учебного предмета политология впервые появилась в XIX в. в крупнейших университетах США. Так, в 1857 г. в Колумбийском колледже создается кафедра истории и политической науки во главе с Ф. Либером. В 1880 г. в этом же колледже открывается первая школа политической науки. Включая в учебные планы курс политической науки, руководство американских университетов удовлетворяло возросший спрос на специалистов по государственно-административному управлению и на политологов-аналитиков. Политическую науку стали рассматривать как средство формирования новой политической элиты, для которой политика стала основной профессией. В последующие годы в Америке создаётся целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов.

В конце ХIX – начале ХХ в. сам термин «политическая наука» получает признание и распространение и в Европе. В Германии этот процесс связан с формированием и развитием так называемой «правовой школы». В Великобритании наиболее серьезный импульс формирования политологии придало основание в конце ХIХ в. Лондонской школы экономики и политических наук при Лондонском университете. Во Франции политология родилась на стыке государствоведения, политической истории и социологии. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд «Элементы политической науки».

В начале ХХ в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки (МАПН), которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня. С 1955 г. в МАПН входит советская Ассоциация политических наук. Только в конце 80-х гг. политология стала преподаваться в вузах Восточной Европы и СССР. В Украине политология как новый учебный курс появилась в Киевском, Харьковском, Одесском, Днепропетровском университетах, а также (несколько позже) в других вузах. Сейчас в Украине осуществляется подготовка специалистов- политологов, защищаются кандидатские и докторские диссертации, издаётся научная и учебная литература, специальные журналы и политологические сборники.

2. Рассмотрим конкретно, что же представляет собой политология как наука. Сначала уясним этимологию этого слова. Сам термин “политология” производно от двух древнегреческих слов – politika – политика и logos – слово, учение, наука. Следовательно, этимологически политология переводится на русский язык как наука о политике. (К такой трактовке политологии склоняются авторы многих учебников.)

Каждая наука имеет свой объект и предмет. Поэтому, чтобы разобраться в том, что же представляет собой политология как наука, необходимо установить объект и предмет изучения политологии. Cреди учёных существуют на этот счёт различные точки зрения. Выделим только две из них. Часть учёных считает, что объектом политологии является сфера политики, политическая действительность, политическая жизнь личности и общества. А предметом политологии есть закономерности конкретных проявлений, процессов и отношений политической действительности, которые исследуются политологами. Многие учёные-политологи согласны с тем, что в общем плане объектом и предметом политологии является политическая сфера со всеми её явлениями и процессами, политическая жизнь общества, её сущность, формы и закономерности. Так, например, К. С. Гаджиев считает, что в современной общественно-политической системе как целостном социуме выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная (экономико-хозяйственная), социальная, духовная и политическая (см. схему № 1 ). Производственная подсистема обеспечивает материальную инфраструктуру. Социальная и духовная сфера в совокупности составляют гражданское общество, которое можно обозначить как единую подсистему (эта проблема будет рассмотрена в соответствующей теме). А задача политической подсистемы обеспечить механизм реализации общей воли и общего интереса всех основных элементов системы.

Совокупность проблем, которыми занимается политология, можно сгруппировать в 3 крупных раздела:

1. социально-философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду;

2. политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, политические режимы и условия их изменения и смены;

3. политические институты, политический процесс, политическое поведение и т. д.

Причем речь идет не об иерархической соподчиненности этих трех блоков, а о большей или меньшей значимости того или иного из них. Идейно-теоретические основания политики невозможно понять в отрыве от конкретной политической системы, а ее в свою очередь – без конкретных политических институтов. Политологические исследования включают три важнейших аспекта: 1) исторический, 2) конкретно-эмпирический и 3) теоретический.

Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения, составляющие стержень политического. Но изучение этих явлений невозможно без комплексного подхода к анализу экономического, социокультурного, философского и социально-политического аспектов жизни общества. Каждый из них обладает своими функциональными и структурными особенностями. Поэтому задача политологии в этом плане гораздо шире проблем государственно-правовых дисциплин. Политическая наука относится к исследованию государств и властных отношений прежде всего как к социальным феноменам, как к институтам политической организации общества, имеющей главной своей целью реализацию всеобщего интереса.

Таким образом, политология – наука о политике, о формах и закономерностях функционирования политической власти; о формировании и развитии политических отношений, процессов и систем.

Основные категории политологии : политика, политические интересы, политическая власть, политический режим, политическая система, политические отношения, политическая культура (см. схему № 2 ).

Политические феномены, несомненно, представляют интерес, прежде всего, в том состоянии, в котором они находятся в данный момент времени, и задача политологии состоит в выяснении структуры политического феномена, его элементов и функций, условий для нормального функционирования.

К изучению политической сферы жизни общества имеют отношение многие науки: философия, социология, теория государства и права, история, политическая география и т. д. Столь широкое поле исследований объясняется тем, что политика представляет собой сложное и многогранное явление. Целесообразность и необходимость исследования политики под разными углами зрения признаётся многими учёными, в том числе и политологами. Разногласия начинаются при решении вопроса о месте политологии среди других наук о политике. При решении этого вопроса в литературе отчётливо выделяются две позиции. Первая исходит из того, что политология представляет собой лишь одну из наук о политике. Вторая позиция заключается в том, что политология должна представлять собой общую интеграционную науку о политике во всех её проявлениях.

В соответствии со вторым подходом политология рассматривается как целостная, внутренне дифференцированная, междисциплинарная наука, состоящая из ряда отраслей политического знания, то есть её структура включает: политическую философию, теорию политики, политическую социологию, политическую историю, политическую психологию, политическую антропологию, теорию международной политики, политическую географию и т. д.

Политический язык

Политические феномены невозможно понять вне системы общения и механизмов политической коммуникации. Язык можно рассматривать и как средство, и как среду общения. По своей значимости в качестве предмета политического исследования политический язык можно поставить рядом с такими проблемами как процесс принятия решений, избирательный процесс.

В наибольшей степени политический язык отражён в категориях, которыми оперирует политология как научная дисциплина. Именно в процессе изучения политологии возможно получить наиболее полное представление о том, что собой представляет политический язык.

Составной частью политического языка является политическая жестикуляция. Те или иные индивидуальные либо коллективные жесты играют существенную роль в общественно-политической жизни. К подобным жестам, например, относят: голосование, аплодисменты, приветствия в различных вариантах, активная демонстрация различных политических символов во время политических акций; выражения неодобрения и протеста посредством свиста, топота и т. п.; демонстративный уход в знак протеста с политического мероприятия; демонстративное сожжение в знак протеста каких-либо политических символов (флагов, партбилетов, портретов и т. д.) и многое другое.

Возросло значение так называемой символической коммуникации в обеспечении жизнеспособности и регулировании политических систем современности. Язык действует как связующее звено политического общества, как инструмент поддержания необходимого информационного уровня общества. Особо подчеркнём, что политический язык является своеобразным “индикатором” уровня политической культуры конкретного общества.

3. Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубоко и всесторонне познать ее предмет и во многом характеризуют уровень ее развития.

«Методы в наиболее общем виде – это приемы и способы достижения определенного результата в практической и познавательной деятельности людей» [ПЭС – с. 177].

Какие же методы использует политическая наука? Большинство авторов говорит о трех группах методов: первая – всеобщие философские методы, используемые политологией как одной из социально-гуманитарных наук, наряду с философией, социологией и др. (материалистическая диалектика, позитивистский и прагматический методы).

Вторая группа – методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся: использование статистики (прежде всего электоральной), контент-анализ, который предполагает целенаправленное изучение определенных документов (конституций, законов, партийных программ, выступлений в СМИ политических лидеров и т. д.); факторный анализ, сводящий множество эмпирических данных к основным, определяющим. Этот методический прием позволяет создавать когнитивные карты, фиксирующие наиболее типичные проявления того или иного политического поведения. Определенное значение имеет также такие методы сбора информации как наблюдение и опрос.

Третья группа методов – собственно методы политологии. К ним относятся:

1) cоциологический метод – предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры;

2) бихевиористский – суть которого заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп;

3) нормативно-ценностныйд – предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п.;

4) функциональный – требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем;

5) системный – состоит в рассмотрении политики как целостного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы (50-60-е годы ХХ века – Д. Истон, Т. Парсонс);

6) антропологический – во многом противоположен социологическому методу. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа;

7) психологический – сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет особенностей индивидуального развития. Важнейшее место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал З. Фрейд. Психоанализ ставит в центр исследования бессознательные психические процессы и мотивации;

8) сравнительный – предполагает сопоставление однотипных политических явлений: государственного устройства, политических партий, электоральных систем и т. д. Применение этого метода расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов (развитие специальной отрасли знания – сравнительной политологии).

Существуют и другие методы исследования (индукция, дедукция, моделирование, интервьюирование и т. д.), которые помогают более полно раскрыть содержание политической науки. В силу сложности и многомерности политических объектов при их изучении, как правило, применяется не какой-то один, а определенное сочетание, комбинация различного рода методов.

Политология, как уже отмечалось выше, тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определённых общественных потребностей и поэтому всё её развитие, разработка той или иной проблематики направлены на удовлетворение этих потребностей. Общественное предназначение политической науки определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества в целом.

Ф у н к ц и и:

Теоретико-познавательная (позволяет вскрыть объективные тенденции политического развития, реально оценивать политические ситуации);

Методологическая (раскрывая общие закономерности политики, создает базу для других общественных наук);

Воспитательная (способствует политической социализации личности, формированию политического сознания и политической культуры);

Регулятивная (обеспечивает воздействие людей и организаций на политический процесс, их участие в политических событиях);

Аналитическая (анализ, оценка результатов политических действий),

Прогностическая (позволяет прогнозировать развитие политических процессов и своевременно корректировать политику);

Мировоззренческая (позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, классовых, национальных, групповых и личных интересов и определить свое место в политической жизни общества).

Вопросы и задания к теме:

1. Что вы понимаете под политической наукой? Каковы ее место и роль среди

других социально-гуманитарных наук.

2. Что изучает современная политология? В чем состоит различие

существующих точек зрения на предмет политологии?

3. Чем можно объяснить существование в рамках одной политической науки

множества частных политических дисциплин?

4. Назовите основные этапы формирования и эволюции политической науки.

5. Что дает для понимания природы политики социологический метод?

6. Раскройте значение бихевиористского метода политологии.

7. В чем недостатки ценностно-нормативного подхода?

Темы рефератов:

2. Политология и другие социально-гуманитарные науки.


Рецензенты: кафедра политологии и социологии Республикан­ского института высшей школы при БГУ; зав. кафедрой политологии БГЭУ, д-р исторических наук, проф., чл.-кор. НАН Беларуси В. А. Бобков; канд. исторических наук, доц. В. П. Осмоловский

На переплете: Эдип разгадывает загадку Сфинкса. Роспись вазы. V в. до н. э.

Мельник В. А.

М48 Политология: Учеб. - 3-е изд., испр. - Мн.: Выш. шк., 1999. -495с.

ISBN 985-06-0442-5.

Дается характеристика политологии как научной и учебной дисцип­лины, освещаются этапы становления и развития политической мысли, анализируются основные вопросы теории политики, политических систем и политических процессов, рассматриваются социально-политические концепции и течения современного мира.

Для студентов высших учебных заведений.

УДК 32.001 (075.8) ББК 66я73

© В. А. Мельник, 1996 © В. А. Мельник, 1998 © Издательство «Вышэйшая школа», 1999

ISBN 985-06-0442-5


ПРЕДИСЛОВИЕ

Политология заняла прочное место в вузовских учебных пла­нах в качестве обязательной обществоведческой дисциплины. Для этого имеются веские основания: в обществе возрастает ин­терес к политической жизни, к познанию ее законов. Это вызвано становлением правового государства и демократической полити­ческой системы, формированием системы политических партий и движений, вовлечением в политику больших масс людей. Вме­сте с тем все явственнее осознается необходимость знаний о по­литике, ее закономерностях, принципах и нормах. Активные участ­ники политического процесса понимают, что без соответствую­щих познаний не может быть и эффективного политического действия. Этим и обусловлена необходимость изучения полито­логии в высших учебных ^заведениях.

В нашей республике уже издан ряд учебных и учебно-методических пособий по этой дисциплине. Их научно-методическое значение состоит в том, что авторы заложили ос­новы отечественных подходов в понимании предмета политоло­гии, ее структуры и понятийного аппарата.

В то же время, как мы полагаем, проблема создания доброт­ной учебной литературы по политологии все еще не получила своего удовлетворительного решения. Вышедшие пособия отра­жают лишь первый опыт преподавания данной учебной дисцип­лины. Они существенно различаются методическими подходами, уровнем теоретического анализа рассматриваемых вопросов. Пожалуй, общим для всех их недостатком является отсутствие строгой концептуальной последовательности в изложении пред­мета курса. Словом, написание учебников и учебных пособий по политологии, отвечающих современным требованиям дидак­тики, по-прежнему остается насущной научно-методической задачей.


Цель настоящего издания - восполнить в какой-то мере имеющийся недостаток в соответствующей учебной лите­ратуре. Особенностью учебника является соответствие его структуры и содержания тематике основных разделов про­грамм, по которым преподается курс политологии в высших учебных заведениях Республики Беларусь.

Представленный в учебнике концептуальный ряд основан на различных теоретических источниках. Однако, работая с многочисленными публикациями, автор видел свою задачу не в простом пересказе имеющихся точек зрения по тому или иному вопросу курса, а в систематизированном, кон­цептуальном изложении основ науки о политике. Оттал­киваясь от понятий «политика», «политические отношения» и «политическая власть», автор выходит на основную про­блематику политологии и систему ее фундаментальных по­нятий и категорий. В работе, таким образом, предпринята попытка комплексного осмысления предмета политологии в контексте отечественных и мировых политических реаль­ностей.

Разумеется, автор не претендует на безальтернативность
предложенной структуры учебника и бесспорность реали­
зованных подходов и решений как в теоретическом, так и
в методическом плане. Полное согласие исследователей,
как известно, недостижимо в любой области знания, а тем
более в такой науке, как политология. Автор надеется, что
предлагаемый учебник, при всех его возможных недостат­
ках, будет весьма кстати именно в настоящий момент,
когда остро ощущается потребность в отечественной учебной
литературе по данной дисциплине. „



При написании учебника использовались результаты ис­следований, полученные в разное время как отечественны­ми, так и зарубежными авторами. Жанр издания не позволяет перегружать его многочисленными цитатами. По­этому в тексте они приводятся только в тех случаях, когда этого жестко требуют контекст изложения или дидактиче­ские соображения. Если необходимо показать чей-либо на­учный приоритет, в учебнике называется имя исследователя или делается ссылка на соответствующий источник.


ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. ПОЛИТОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ

1.1. Предмет, методы и структура политологии

[Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: poll tike - госу­дарственные, общественные дела и lo­gos - слово, смысл, учение./ Отцом первого понятия является Аристотель (384-322 гг. до н. э.), второго - Гераклит (ок. 530-480 гг. до н. э.)."Сочетание этих двух понятий означает, что политология - это учение, наука о политике..

Происхождение термина «politike» связано с древнегре­ческим городом-государством, который именовался полисом. Полис.- это сложившаяся в Древней Греции форма об­щественного устройства, ставшая прототипом современного национального государства. Полисная организация опира­лась на экономический и государственный суверенитет об­щины свободных собственников и производителей - граждан полиса, простиравшийся на всю полисную терри­торию, т. е. на сам город и прилегающую к нему сельскую местность. Этот суверенитет предполагал для каждого граж­данина возможность, а часто и обязанность в той или иной


форме - прежде всего в форме голосования в народном собрании - участвовать в решении вопросов жизнедея­тельности полисного сообщества. Наличие особой деятель­ности, связанной с участием людей в решении вопросов полисной жизни, или, как принято говорить сегодня, с государственным управлением, привело к необходимости обозначения этой деятельности кратким понятием. Таковым л стал термин «политика», который утвердился после на­писания Аристотелем одноименного трактата о государстве, правлении и правительстве.

Таким образом, термин «политология» восходит к древ­
негреческому полису и означает учение о политике, т. е.
совокупность знаний об управлении государством.! Попутно
заметим, что производными от слова polls (город-государ­
ство) является и ряд других терминов, например: politeia
(конституция, или политическое устройство), polites (граж­
данин), politikos (государственный деятель).
Становление Политика как специфическая деятель­
ность людей очень рано стала предме­
том научного исследования. Вначале
знание о политике являлось составной частью философии.
Но уже в древности создаются и специальные трактаты,
посвященные анализу политической деятельности. Платон
(427-347 гг. до н. э.) соответствующие работы назвал
«Законы» и «Государство». Аристотель свое произведение,
посвященное изучению государства и общества, назвал про­
сто «Политика». И соответствующую науку, основам кото­
рой, по его словам, подчиняется государственный муж, он
также называл политикой .


Важной вехой на пути становления политологии как научной дисциплины явилось творчество итальянского мыс­лителя эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469- 1527). В отличие от мыслителей античности, которые все же не выделяли политологию из этики и философии, Ма­киавелли рассматривал учение о политике в качестве са­мостоятельной области знания. И хотя ему были еще не ведомы научные методы анализа, тем не менее он уже


уподоблял политические явления естественным, природным фактам, подчиняющимся объективным закономерностям. В центр своего политического учения он ставил проблему государственной власти и подчинял политические исследо­вания решению практических задач государственной жизни. Научный характер исследованиям политической дейст­вительности был придан в XIX в. В этот период ученые стали изучать поведение людей в связи с их участием в государственном управлении, используя научные методы. К этому времени относится возникновение научных учреж­дений, специализирующихся на исследованиях в области политических отношений. Первым из таких учреждений была созданная во Франции в 1871 г. свободная школа политической науки (ныне - Институт политических ис­следований Парижского университета). В 1880 г. была ос­нована Школа политических наук в Колумбийском колледже США, а в 1895 г. - Лондонская школа эконо­мической и политической науки.

Со второй половины XX в. науку, которая вырабатывает теоретические представления о государственном управле­нии, стали называть политологией. Вот как определяется содержание политической науки в «Словаре социальных и "политических наук» (изданном на Западе) : «Если по­литика есть деятельность, то политическая теория - это рефлексия, интерпретация этой деятельности... Что же ка­сается политической науки, то ее задача «раскрыть смысл политики», классифицировать ее, ориентировать власть, предложить утопию «оптимального государства», раскрыть «факторы власти» и выработать некие «общие концепции» политики» .

Ныне политическая наука, или просто политология, - это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. При­нятие политических решений - процесс сложный, много­плановый, предполагающий наличие самых разнообразных сведений о социальной действительности. То, что ныне называется политикой как область практической деятель­ности, на самом деле является результатом аналитических усилий разветвленной сети исследовательских институтов, кафедр и групп, следствием коллективного творческого тру-


да многих людей. По числу проводимых исследований и количеству публикаций политология сегодня занимает пер­вое место среди других общественных наук. Современная политическая наука располагает комплексом приемов и методов конкретных исследований, в том числе с приме­нением вычислительной техники. С 1949 г. действует Меж­дународная ассоциация политической науки (МАПН), созданная по инициативе Организации Объединенных На­ций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕ­СКО), ставящая своей целью содействие развитию политических исследований.

Конституирование В качестве самостоятельной учебной дисциплины политология стала скла­дываться с конца XIX- начала XX в., когда в Западной Европе и в США появились первые ее кафедры. В сис­теме высшего образования она стала широко преподаваться со второй половины текущего столетия. В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовала курс политологии для изучения в высших учебных заведениях своих стран-членов. Все государства Запада и ряд государств Восточной Европы прислушались к этой рекомендации. После свержения тоталитарных ре­жимов в Восточной Европе политология стала общеобяза­тельным курсом во всем регионе.

Таким образом, слово «политика» исконно означало

«участие в управлении полисом» и очень рано стало отно­ситься к сумме знаний, необходимых для компетентного решения подобных вопросов. Сегодня политика, политоло­гия - это еще и учебная дисциплина, которая изучается практически во всех странах.

Объект и предмет Как и всякая наука, политология име-
политологии ет свой объект и специфический пред­
мет познания. Предварительно напом­
ним, что в теории познания в качестве объекта понимается
то, на что направлена предметно-практическая и познава-


тельная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реаль­ности, которая подвергается исследованию познающим субъ­ектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые под­вергаются анализу.

Разумеется, в данной вводной теме объект и предмет политологии можно определить лишь в самом общем виде, зная, что понятие политики охватывает большой круг яв­лений. Как писал немецкий социолог и политолог Макс Вебер (1864-1920), «это понятие имеет чрезвычайно ши­рокий смысл и охватывает все виды деятельности по са­мостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о по­литике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем» .

Наряду с тем, что политическая наука обеспечивает систем­ный, комплексный анализ феномена политической власти, она призвана также исследовать те стороны политических явлений, деятельности институтов и учреждений, которые остаются вне поля зрения соответствующих научных дисциплин. Речь идет, например, об исследовании различных аспектов политического сознания, политической культуры, политического поведения и действия, методики и методологии познания явлений политиче­ской жизни и др.

Кроме того, границы политологии изменчивы и трудноопре­делимы. Число специальных тем, которые изучает политическая наука, постоянно увеличивается. Это вызвано эволюцией поли­тической жизни и еще в большей степени приложением полити­ки к очень широкому кругу областей человеческой деятельности", а также большой интеллектуальной активностью исследователей политической проблематики, сложностью самого изучаемого объекта.

Одним из коренных для всякой науки яв­ляется вопрос о свойственных ей понятиях и категориях. Поэтому общая характеристика политологии как науки предполагает хотя бы краткое упомина­ние о системе ее понятий и категорий.

Напомним, что понятия и категории в обобщенной форме


отражают наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности. Они есть главный конструкционный элемент любой научной теории. Следо­вательно, категории и понятия политологии как науки вы­ступают в качестве результата познания политической сферы общественной жизни и отражают наиболее сущест­венные связи и отношения, присущие явлениям и процессам политики. Иными словами, содержание объекта и предмета политологии получает свое развернутое отражение в системе понятий и категорий данной науки.

Понятия и категории политологии можно классифици­ровать по различным основаниям. Нам представляется ме­тодически обоснованным разделение всей их совокупности прежде всего на понятия и категории общей теории по­литики и политических систем и понятия и категории, отражающие процессы изменения, развития политической действительности.

К понятиям и категориям общей теории политики и политических систем относятся: политика, политическая власть, субъекты политики, политические отношения, по­литическая система общества, политическая норма, поли­тический институт, государство, политическая партия, общественное объединение, общественное движение, по­литическое сознание, политическая идеология, политиче­ская культура. Основными понятиями, раскрывающими ди­намические аспекты политической реальности, являются: политическая деятельность, политическое действие, поли­тическое решение, политический процесс, революция, ре­форма, политический конфликт, политическое соглашение, политическая социализация, политическая роль, политиче­ское лидерство, политическое поведение, политическое уча­стие. Разумеется, как тот, так и другой ряд можно было бы продолжать и далее. Кроме того, в политологии широко используются понятия и категории смежных с нею научных дисциплин.

Более или менее устоявшиеся научные значения этих и других понятий и категорий политологии будут даны при рассмотрении последующих тем курса. Здесь же подчеркнем своеобразие политологии как науки. Оно заключается в том, что ключевым вопросом и основной


ее категорией является политическая власть. Все социальные яв­ления и процессы политология рассматривает относительно по­литической власти. Именно катег^Р™ «политическая власть» наиболее полно отражает сущность* и содержание феномена по­литики. Последняя имеет место т»м, где существует борьба за власть, за овладение ею, за ее использование и удержание. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть вы­ступает средством ее реализации.

КонституирС» вание политологии в само­стоятельную» научную дисциплину со­стоялось не? только благодаря наличию специфичес^ 01 " 0 предмета изучения, но и потому, что в политической сфере также имеют место опреде­ленные закономерности - объективно существующие, повто­ряющиеся, существенные связи явлений общественной жизни или этапов исторического процесс^- Каждая наука, всякое позна­ние в любой области имеет своей целью выявление объективно существующих связей между стор онами объекта. Это всецело относится и к политологии. Как научная и учебная дисциплина она стремится выяснить существующие закономерности в облас­ти политических отношений, без зН ания которых успешная поли­тическая деятельность невозможна-

Таким образом, изучаемыми политологией закономерно­стями являются наиболее существенные и устойчивые тен­денции развития и использования политической власти. Как и основные понятия, эти закономерности будут рассматривать­ся по ходу изложения последующи* тем курса. Здесь же дос* таточно будет отметить, что характерные закономерности можно разделить на три основн> 1е группы в зависимости от сферы их проявления.

Первую группу составляют политико-экономические закономерности, отражающие соотношение между эконо­мическим базисом общества и политической властью как элементом надстройки. Важнейшие закономерности этой группы были открыты Карпом Марксом (1818-1883). К примеру, с его точки зрения, политика и соответственно система политической, государственной власти детерминиро­ваны развитием экономически* процессов. «Политическая


власть, - писал К. Маркс, - является лишь порождением экономической власти» . Вместе с тем политическая власть обладает относительной самостоятель­ностью, открывающей немалые возможности для полити­ческого влияния на экономические процессы. Последнее, однако, не должно порождать культа политической власти, иллюзий относительно ее реальных возможностей, ибо по­пытки с помощью административного принуждения «обой­ти» экономические законы не ведут к достижению поставленной цели.

Ко второй группе закономерностей относятся политико-социальные. Они характеризуют развитие по­литической власти как особой социальной системы со своей внутренней логикой и структурой. Здесь основной законо­мерностью является укрепление стабильности политической власти. Кстати будет заметить, что в отечественной поли­тологии эта закономерность не получила должной разра­ботки, что привело к дефициту необходимых рекомендаций и мер по стабилизации политической жизни.

Третью группу образуют политико-психологические закономерности. Они отражают комплекс существующих связей и отношений между личностью и властью. Наиболь­ший интерес из данной группы представляют связанные с достижением и удержанием власти политическим лидером закономерности.

Методы При изучении конкретных явлений и
политологии процессов политология использует раз­
личные методы. Наиболее широкое
применение в этой науке получили следующие: диалекти­
ческий, эмпирико-социологический, сравнительный (или
компаративный), системный, бихевиоральный и др.

Диалектический метод позволяет рассматривать процессы и явления политической сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и с процессами и явлениями других сфер общества. Охватывая политику во всех ее взаимосвязях и опосредованиях, этот метод позволяет выработать наиболее общие понятия и категории политической теории, играет объединяющую роль во всей совокупности исследований в области политики. Принцип историзма, будучи ключевым


в диалектическом методе, обеспечивает выявление законо­мерностей становления, развития и смены политических

Эмпирик о-с оциологический метод в политологии представляет собой совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, на­правленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. Этот метод получил весьма широкое распростране­ние в политологии Запада. Там сложилось относительно самостоятельное направление - прикладная политология, ориентированная на практическое применение результатов социологических исследований в политической жизни. Та­кие исследования, их результаты выступают как товар, заказчиком и покупателем которого являются центральные и местные органы власти, политические партии, государ­ственные учреждения, частные фирмы.

Сравнительный, или компарати­вный метод состоит в сопоставлении двух и более политических объектов (или частей), имеющих черты по­добия. Он позволяет путем сопоставления вычленить общее и особенное в многообразии политических явлений различ­ных политических систем, выявить главные тенденции раз­вития политических процессов. Основная трудность в применении сравнительного метода связана с необходимо­стью правильного выбора предмета явлений, которые будут сопоставляться, подвергаться научному наблюдению, опи­санию и теоретическому истолкованию.

Системный метод рассматривает политическую^ сферу общества как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой. Оригинальность данного подхода заключается в целостном восприятии объ­екта исследования и всестороннем анализе связей между отдельными элементами в рамках широкого целого. Сис­темный анализ считается в познавательном отношении осо­бенно ценным. Этим методом исследования широко пользуется как западная, так и отечественная политология.

Бихевиоральный (от англ, behaviour - поведение, поступок) метод состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп. Исходным в данном


методе является положение о том, что групповые действия людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, выступающих главным объектом исследований. В свою очередь в качестве решающих факторов поведения рассматриваются психологические мотивы, которые и со­ставляют основной предмет политологического изучения. При этом главное внимание уделяется сбору эмпирических фактов, тщательному соблюдению исследовательских про­цедур, использованию приемов естественных и точных наук при обработке и анализе полученных сведений. Бихевио-рализм является одним из ведущих исследовательских на­правлений американской политологии.

В некоторых учебных пособиях в качестве особых ме­тодов анализа политических явлений называются также количественные методы и метод принятия решений.

Количественный метод предполагает статистический анализ политической активности, анкетные обследования и интервью участников политических дейст­вий, а также лабораторные эксперименты, состоящие в моделировании определенных политических ситуаций с целью разработки наиболее вероятного сценария будущих действий.

Метод принятия решений заключается в принятии и реализации политических решений, посред­ством которых предполагается не только достичь опреде­ленных политических целей, но и одновременно проверить правильность выводов, полученных с помощью других ме­тодов анализа.

Видимо, есть определенный резон в выделении последних двух указанных методов. Но, как нам представляется, оба они поглощаются рассмотренными выше, причем второй есть не столько исследовательский метод, сколько необхо­димая сторона, аспект, условие всякой политической дея­тельности.

Парадигмы Наряду с методами исследования, в

пойит^!|Щ теории науки различаются также гос-

подствующие в тот или иной период

развития соответствующей отрасли знания способы объяс-

нения изучаемых явлений. Для их обозначения американ-

ский философ и историк науки Томас Кун (р. 1922)


предложил использовать понятие «парадигма» (от греч. paradeigma - пример, образец). С его точки зрения, на­учная парадигма есть признанная всеми и приобретшая характер убеждений система знания, которая в течение определенного времени служит научному сообществу логи­ческой моделью постановки познавательных проблем и их решения . Иными словами, научная парадигма есть способ выбора объекта исследования и объяснения определенной совокупности относящихся к нему фактов в форме достаточно обоснованных принципов и законов, об­разующих непротиворечивую теорию. Смена одной господ­ствующей парадигмы другой в соответствующей области знания рассматривается исследователями как научная ре­волюция.

Характерной чертой политической науки является то, что в ней сосуществуют различные концептуальные подходы к описанию и интерпретации явлений политической дей­ствительности. В основе таких подходов лежат попытки объяснить политику либо через действие сверхъестествен­ного начала, либо через влияние природных, общественных или собственно политических факторов. Соответствующие концептуальные подходы в литературе условно именуются теологическими, натуралистическими, социальными и ра­ционально-критическими парадигмами политологического знания .

Теологическая парадигма господствовала на ранних этапах существования общества, когда люди были еще не в состоянии подмечать объективные внутренние и внешние факторы политических явлений. В этих условиях они неизбежно давали сверхъестественное толкование по­литики, видели источник власти в Боге, объясняли по­литические изменения его волей. И хотя такое объяснение политики трудно назвать концептуально-теоретическим, все же оно исходило из идеи причинной обусловленности по­литических явлений. А это есть не что иное, как признак парадигматического мышления.

Натуралистическая парадигма дает объяснение природы политики исходя из доминирующего значения экологических, географических, биологических и психологических факторов. Наиболее существенными под-


ходами в натуралистическом способе объяснения явлений политики считаются геополитика, биополитика и широкий круг психологических концепций. Несмотря на то, что данные подходы к пониманию политики относятся к одному классу теоретических концепций - натуралистической па­радигме, они все полемизируют и конкурируют друг с другом. Кроме того, всем им уверенно противостоят иные концептуальные оценки природы политики.

Социальная парадигма представляет группу концептуальных подходов, в русле которых дается объяс­нение политики через действие социальных, но внешних по отношению к ней факторов. При таких теоретических подходах природа и происхождение явлений политики объ­ясняются как результат созидающей роли той или иной сферы общественной жизни или проявления социокультур-ных свойств субъектов социального действия. Различные социальные концепции в качестве порождающих политику причин называют экономические отношения, право, куль­турные, религиозные, этико-нормативные и другие факторы. Многие исследователи рассматривают политику исключи­тельно как продукт смыслополагающей деятельности людей и потому различные политические явления ставят в зави­симость от свойств человека, приобретенных им в процессе социальной эволюции.

Рациональн о-к ритические парадигмы
природу политического взаимодействия людей связывают
не с внешними по отношению к политике факторами, а с
ее внутренними причинами и свойствами. Данные концеп­
туальные подходы исходят из того положения, что политика
есть полностью или относительно самостоятельное обще­
ственное явление, которое возникает и развивается по своим
собственным, внутренним закфцщГ^дЩ^й^^^ -~Ррп,ьггки
отыскать внутренние источник^ природа. ;лоллтики оказа­
лись весьма плодотворными. В расто^ще, время, в зависи­
мости от выбранного аспект^, кс^ОДодв^д пблйтийй,
существуют самые различные! концептуйсШные подходы,
объясняющие сущность данной ^стороны челбвёческой жиз­
недеятельности. \ "

Выделение основных парадигм политшогий дает воз­можность увидеть связь политическойнауки с более общими

Политология представляет собой целостную, логически стройную совокупность знаний о политике и организации политической жизни.

Во всех сферах жизнедеятельности российского общества идет процесс обновления. Возрастает и внутринаучный статус гуманитарного знания. Политология в нем играет важнейшую роль. Как отрасль науки она изучает политическую жизнь общества, исследует политику как разновидность продуктивной деятельности, посредством которой люди изменяют свою судьбу и окружение, ищут и осуществляют альтернативные проекты будущего. Важнейший аспект современной политологии - выявление причины, а не цели политической деятельности, выяснение “кто есть кто” и “кто где” в политической жизни.

Предмет политологии

Политология - термин, образовавшийся из двух греческих слов: “politike” + “logos”, и буквально означает “политическая наука”. Исходное значение термина “наука” - “знание”. Наука - это система постоянно развивающегося знания, адекватно отражающая объективную реальность в понятиях. Следовательно, определение предмета политологии требует выяснения и анализа политической реальности как таковой (политической сферы, политики как системы деятельности, политического пространства) и понятийного аппарата как инструментария этой науки. Трудность определения предмета политологии сегодня состоит в том, что многие авторы стремятся ответить на вопрос: “Что есть наука политология?” А проблема, думается, лежит несколько в другой плоскости. Необходимо сосредоточить внимание на том, что политология делает, выделяя главное, из чего постепенно складывается эта наука (подходы, методы, понятия, модели), ее основные элементы, чтобы последние можно было затем применять к анализу политической действительности, изучая политику, власть, политическую систему в их конкретной форме.

Кроме этого весьма важно определить угол зрения относительно концептуального понимания политологии. Речь идет о том, что у всякого социального явления есть политические аспекты. Читателю известно, что проблема нехватки продовольствия, жилья, транспорта из, казалось бы, чисто житейско-экономической превращается в политическую, когда граждане игнорируют избирательную кампанию или голосуют против существующего правительства. Отсюда бытует мнение: “все политика”, “политика и власть безбрежны”.

Разумеется, перед политологией не стоит задача охватить весь спектр мира политики. С определенной долей уверенности можно сказать, что она выясняет в политике суть политического. Может быть такая постановка вопроса не совсем корректна, но истина, однако, совсем рядом.

Прежде всего следует обратить внимание на две парадигмы: первая - Мишеля Фуко, согласно которой общество по мере своего развития все больше и больше политизируется, и вторая - Генри Беккера, по мнению которого движение общества вперед будет сопровождаться все большим сужением сферы политики.

Более того, ряд авторов (Д.Белл, Д.Гэлбрейт, С.Липсет, Р.Арон) вообще считает, что в постиндустриальную эру политика опускается на уровень банальности, становясь результатом эмпирических и пунктуально выполняемых корректировок. А поэтому серьезно вести речь о науке, изучающей политику, вряд ли и стоит.

Существует мнение о ненужности политической науки и на том основании, что политика является лишь искусством, а потому к ней якобы неприменимы научные категории, что политические ситуации есть нечто одноразовое, не повторяющееся, и потому для их познания вполне достаточно исторической науки, что политическая наука имеет дело с формами господства, а это относится к компетенции общего государственного права, что в ее исследованиях участвует социология и другие науки.

Вот почему политология и по сей день “борется” за статус самостоятельности, несмотря на казалось бы, очевидное признание ее как науки наравне с другими дисциплинами, исследующими политическую жизнь общества. Это и является одним из стимулирующих факторов для уточнения предмета политологии и связанных с ней проблем.

Для этого, необходимо, как минимум, знать исходные позиции, в данном случае концепции, сложившиеся в ходе становления и развития политологии.

Здесь мы сталкиваемся с непростой ситуацией. И предмет политологии (политическая наука, наука о политике) и политика как ее центральная категория объясняются с помощью одних и тех же понятий: власть, государство, господство, политический порядок.

По всем этим вопросам имеются многочисленные публикации как отечественных, так и зарубежных ученых. В период становления науки все они представляют огромную ценность: это те крупицы необходимого политического знания, вносимые в общую копилку науки, без которых развитие ее вряд ли возможно. Чем больше плюрализма мнений в науке, тем, конечно, труднее в них разобраться “простому смертному”, но тем лучше для специалиста, умеющего добывать из груды руды драгоценные камни. Рассмотрим в качестве примера некоторые позиции авторов относительно понимания предмета политологии, и попытаемся ответить на ранее поставленный вопрос: “что она делает?”

Перед этим, однако, следует взять несколько уроков политической мудрости, чтобы иметь ясное представление о сути рассматриваемых вопросов.

Первый урок - у Платона. Согласно платоновской концепции, мерилом политики служат структура и толкование человеческого бытия. Участие в политической жизни предполагает наличие различных качеств: практического ума, способности к трезвой оценке обстановки, умение правильно владеть конкретными ситуациями, ораторских способностей, справедливости, опытности, бескорыстия и т.п. Под “наукой о политике” изначально и понималось усвоение таких качеств. Частью политического воспитания, причем самой главной, самой “архитектонической” считалась подготовка будущих законодателей. Начиная с Платона, одним из коренных вопросов науки о политике был вопрос и о том, кто должен управлять государством. Платон считал: править должны лучшие. Но, безусловно, - не многие, не толпа, не демос. В дальнейшем этот вопрос оставался предметом обсуждения всех поколений политических философов.

Платона можно считать “отцом политической науки”. Он впервые намеревался перекроить всю структуру государства сверху, предложив свою модель политической системы. Его государство не является ни утопией, ни описанием конкретной действительности. Оно является парадигмой, т.е. изображением того, что, по мнению Платона, составляет сущность государства. В то же время его государство - это первый пример воспитательной диктатуры, когда элита единовластно решает, чему быть и не быть общественным благом. Этика и политика в его системе неразрывно связаны. В платоновском учении о государстве отсутствуют индивидуальная мораль, представление о гарантированных человеческих правах и личном достоинстве. Однако, несмотря на это, а может быть и благодаря этому, платоновская мысль держала в напряжении все последующее развитие политической науки.

Мы подробно остановились на “линии Платона” в развитии науки о политике и убедились в том, “что она делает” и какую играет роль в политической жизни.

Аристотель противоречит Платону, выдвигая аргумент, согласно которому в каждом человеке, обладающем благоразумием и решимостью, заложены задатки философа, а следовательно, платоновское деление на людей, которые должны повиноваться, и на тех, которые властвуют, и вытекающее отсюда неравенство прав и обязанностей, должны быть поставлены под вопрос. Эта мысль никого не оставляет равнодушной и по сей день.

Аристотеля можно считать основателем аналитического направления в политической науке, опирающегося на наблюдение, а не на интуицию. Он дал первый в истории анализ государства и пытался исследовать социальные факторы за фасадом государственных учреждений. Аристотель видел в государстве созданное людьми учреждение и не был склонен идеализировать его, исходил из человеческой психологии, а не из произвольно установленных ценностей. Аристотель указывал, что государство не может быть стабильным, если оно не выполняет желание граждан. На место платоновского государственного единства он ставил плюрализм сталкивающихся в государстве интересов. В его системе - конституция и законы - являются высшей инстанцией; тем самым он хотел дать в руки людей объективные критерии управления государством. Человека он рассматривал как существо политическое и в отличие от Платона этика и политика у него выступают порознь. Таков урок политической мудрости Аристотеля.

Отмечая огромный вклад в становление и развитие политической науки Аристотеля и его предшественника, следует подчеркнуть, что они фактически составляют два полюса, между которыми и поныне движется политическая философия и политическая наука: нормативной концепции Платона противостоит аналитический метод Аристотеля.

С выдвижением монархических форм правления и восхождением христианства (от Аристотеля до Макиавелли) политическая мысль импульсировала слабо. В связи с этим обстоятельством третий урок политической мудрости мы вынуждены брать у великого политического мыслителя итальянца Н.Макиавелли (спустя более чем полторы тысячи лет).

Н. Макиавелли - родоначальник третьего традиционного направления политического мышления (оно пришло на смену классическому взгляду на политику), политической теории как учения о государстве. Последнее рассматривается в этом учении не как общество (коммуна, коллектив) в старом смысле, а как организация господства, отличительной чертой которого является суверенитет, т.е. неограниченные правовые полномочия инстанции для поддержания правопорядка и мира внутри определенной области. Подчеркнем, что со времен Н.Макиавелли, который разработал принципы изменения политических структур и тактику этих изменений, политическую теорию можно назвать в некотором смысле одним из методов исследования. Он помогал ответить на вопросы, касающиеся типов человеческих взаимоотношений, основанных на власти, правлении, авторитете. Макиавелли значительно обогатил и понятийный аппарат науки о политике.

Проблемы, поднятые Платоном, Аристотелем, Макиавелли, развивались учеными в новое и новейшее время, при формировании политологии как науки и учебной дисциплины на заре ХХ века. В то время относительно политической науки преобладало мнение как о дисциплине, представляющей собой перекресток многих других дисциплин, включая социологию, государство и право, историю, экономику, социальную психологию и т.д. И называлась она - “политические науки”.

Однако настоятельная потребность в научном познании и рациональной организации политики, а также развитие самого политического знания требовали более конкретного понимания предмета политической науки. К середине ХХ в. сфера, представляющая предмет изысканий политической науки, трактовалась неоднозначно. Вот почему в 1948 г. группа экспертов ЮНЕСКО приняла специальную резолюцию. В ней был дан перечень, изучаемых политической наукой вопросов по четырем основным проблемам: 1) политическая теория и история политических идей; 2) политические институты; 3) партии, группы, общественное мнение, выборы, информация и пропаганда; 4) международные отношения и внешняя политика.

Казалось бы “аcta est fabula”. Однако это только подлило масла в огонь. Ряд ученых уже в начале 50-х гг., пункты второй и третий стали объединять под общим названием “политическая социология”, а часть пункта второго выделять под названием “административные науки” (исследования о центральном и местном правительствах, о правительcтвенных учреждениях и др.). Так появились четыре главные ветви политической науки: политическая теория, политическая социология, административные науки, международные отношения. Все они связаны понятием “политика”, которое в свою очередь различные исследователи трактовали по-разному.

Поэтому в определении предмета политологии и сегодня существует несколько точек зрения. Первая исходит из понимания ее как метатеории политики. Она включает все дисциплины, исследующие политику, и охватывает все политические связи и взаимодействия, существующие в обществе, включая и изучение механизмов власти.

В этом плане в понятие “политология” вкладывается “собирательный” смысл по объекту исследования. По мнению немецкого исследователя П.Ноака, политология содержит четыре элемента: политическую философию (или политическую теорию); учение о политических институтах; политическую социологию; международную политику. Причем, политическая философия служит основой для остальных дисциплин. Д. Берг-Шлоссер и Х. Майер в политической науке различают политическую философию, учение о политических системах и теорию международных отношений. Но здесь и возникает вопрос о предмете собственно политической науки. Преобладает мнение, что подобная дисциплина может стоять лишь на перекрестке выше перечисленных дисциплин, что по существу является отстаиванием концепции начала нынешнего века, хотя и на ином уровне.

Согласно второй точке зрения политология отождествляется с политической социологией, так как они имеют один и тот же объект (общество, социально-политические явления) и используют одинаковый подход. Это отмечают Р. Арон, М. Дюверже, С. Липсет, Р. Шварценберг. В частности, Р. Шварценберг прямо говорит, что политическая социология или политическая наука (политология) - это отрасль общественных наук, изучающая феномен власти. И напрасное занятие придумывать другие категории политической науки. Действительно их сходство видно уже из того, что и политические социологи и политологи рассматривают некоторых мыслителей древности (прежде всего Аристотеля и Платона) как своих предтеч, а таких теоретиков новейшего времени, как М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, М.Острогорский, Р. Михельс, А. Бентли, Д. Трумен, Ч. Меррием, Г. Лассуэл - как основателей этих наук.

В настоящее время зарубежные политическая социология и политическая наука (политология) в теоретико-методологическом и категориально-понятийном плане малоразличимы. Это подтверждается и деятельностью совместного исследовательского комитета по политической социологии - Международной социологической ассоциации политической науки. В то же время имеется различие между этими двумя дисциплинами. Политическая социология, имея свой предмет исследования - анализ поведения (взаимодействия) индивидов, социальных общностей, политических институтов по поводу власти, т.е. социальных механизмов власти, - как бы завершает формирование целостного представления о политике как отношениях социальных субъектов, их деятельности и поведения. Политическая социология сама дает конструктивный “снятый” материал для общей теории политики. Безусловно, она имеет свой предмет исследования, свои специфические методы и методики, но все же, как двуликий Янус, в теоретико-методологическом и понятийном аспектах не может разойтись с политологией.

Различие предметов социологии и политологии обнаруживается лишь тогда, когда последняя понимается как наука, имеющая практические применения, когда главной ее задачей, выступает оказание непосредственной помощи политическим деятелям, принимающим важные решения. По крайней мере, в том смысле, что наука должна указывать им на возможности осуществления целей, хотя для нее самой эти цели остаются недостижимыми.

Политическая социология, видимо, все же дисциплина промежуточная между социологией и политологией и поэтому не имеет четких границ. Соединение социологии и политологии - это “брак по расчету, а не по любви”. В этом браке объединены совершенно различные концепции: социологическая, ориентированная на общество, и политологическая, ориентированная на государство.

Третья точка зрения, которой придерживается автор, рассматривает политологию как общую теорию политики. В этом плане ее отличает от других политических наук то, что она изучает политику как целое, как социальное явление, не ограничиваясь рассмотрением отдельных аспектов политики или анализом политики в ряду других, неполитических объектов. Данный взгляд на политологию исходит из того, что стремление к власти, борьба за власть и ее удержание и есть, собственно говоря, политика. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти ради нее самой, чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает.

Следовательно, политика является той областью общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические силы, стремящиеся к власти. А социальной организацией, обладающей “конечной” властью над людьми, выступает государство. Оно как субъект управления, призвано сплачивать, объединять, интегрировать индивидуальные, групповые воли, цели, интересы и по возможности направлять их на реализацию единой общенациональной политики - эта функция в той или иной степени присуща любому государству и его политике. Полнота ее осуществления в значительной степени зависит от уровня демократичности государственных структур.

Еще раз повторим, что есть мнение об отрицании в политической сфере каких-либо законов, правил и норм. Например, известный философ А.Зиновьев в своей книге “Запад. Феномен западнизма” пишет: “Хотя существует особая профессия, называемая политологией, никакой более или менее полной и систематизированной науки о законах политической деятельности не существует. Этому есть объяснение. Если бы такая наука была создана и стала общедоступной, то она выглядела бы в глазах обывателей как нечто аморальное, циничное, преступное, а люди в сфере политики выглядели бы как негодяи, лжецы, насильники, изверги... Все знают, что это представление близко к истине, но все делают, вид, будто такие явления суть редкие исключения, будто политики действуют тоже в рамках правил морали.

Никакой моральной политики вообще не существует”.

Не будем дискутировать по вопросу о соотношении политики и морали. Эта важная проблема специально рассматривается в теме “Политика”.

Однако вряд ли можно отрицать, что политика есть особая сфера жизнедеятельности людей, связанных с властными отношениями, с государством и государственным устройством, социальными институтами, принципами и нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

И здесь вполне четко просматриваются связи и отношения, носящие закономерный характер и являющиеся предметом изучения науки политологии.

Политология раскрывает природу, факторы формирования, способы функционирования и институционализации политики; определяет основные тенденции и закономерности, действующие в политической сфере общества, стратегические приоритеты и на этой базе способствует выработке долгосрочных целевых установок и перспектив развития политических процессов, показывает политику как борьбу за власть и ее удержание, формы и методы властвования; вырабатывает методологию политического анализа, политических технологий и политического прогнозирования, базирующихся на теоретическом видении проблемы, а также на результатах эмпирических исследований. Как всякая наука, она вычленяет из совокупности взаимодействий лишь некий момент, исследует то, “что в политике является политическим”.

Предметом политологии являются закономерности-тенденции и проблемы политики и власти: структурные, институциональные и функциональные.

Политология как научная дисциплина охватывает существующий политический порядок, где доминируют постоянные величины, и политический процесс, где доминируют переменные величины. Она исследует, например, такие проблемы: политическое господство и правление, конституирование власти и политическое неравенство, механизмы правления в рамках различных государственно-политических систем, отношения людей с институтами власти, личность и социальные группы (включенные в политику) во всем многообразии их политико-психологических и политико-культурных характеристик.

Кроме трех рассмотренных позиций относительно предмета политологии существуют и другие. Среди них те, кто определяет ее как а) науку о государстве; б) о политическом господстве; в) о политическом порядке; г) о формировании и разделении власти; д) об авторитетном распределении ценностей в обществе. Среди американских политологов распространено мнение о политологии как теории регуляции конфликтов.

ЛЕКЦИЯ №1

Определение понятия «политология»

Политология наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании культуре и т. д.

Существует много определений понятия «политология». Например, некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, как науку изучающую всю совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях. В этом случае имеется в виду вся совокупность политических наук: политическая философия, политическая экономик политическое право и т. д. К такому широкому взгляду на политологию наилучшим образом подходит понятие «политические науки».

В нашем исследовании мы рассматриваем политологию в узком смысле, как науку, призванную непосредственно исследовать политическую сферу общества: политическую власть, политические институты, отношения, процессы и закономерности их функционирования.

Кроме того, нам необходимо подчеркнуть различия между политологией как наукой, в задачу которой входит изучение политической реальности, и политологией как учебной дисциплиной, целью которой является накопление и передача знаний о политике возможно большему количеству людей.

Роль и значение политологии как науки и как учебной дисциплины

Функции политологии как науки и как учебной дисциплины имеют немало общего, но есть и определенные различия. Рассмотрим отдельно каждый из видов функций политологии.

1. Политология как наука является необходимой теоретической базой для дальнейшего развития политических исследований и для внедрения научных ‚разработок в реальную политику.

Политология исследует реально существующие политические системы, способы организации общества и государства, типы политических режимов, формы государственного устройства, деятельность политических партий и общественных организаций, состояние политического сознания и политической культуры, образцы политического поведения, проблемы эффективности и легитимности политического руководства, способы формирования институтов власти и многое другое.

Политические исследования создают определенную теоретическую и научно-методическую базу, необходимую для развития самой политологии и для совершенствования политической сферы общества. Научные знания в области политики позволяют прогнозировать и конструировать политическую реальность, отслеживать позитивные и негативные тенденции в развитии политических процессов и, в случае необходимости, вносить необходимые коррективы.

Политология как наука может также выполнять определенные идеологические функции. Например, формировать определенные идеалы, потребности, ценности и тем самым консолидировать общество для достижения каких-либо целей (например, построение правового государства).

2. Перед политологией как учебной дисциплиной стоит не менее ответственная задача. В нашей стране в периоды господства тоталитарного и авторитарного режимов власти (1917 - 1985 гг.) политологии как учебной дисциплины не существовало. Реакционному режиму было проще управлять политически неграмотны ми людьми.

Отсутствие у людей знаний о политике, о строении политической системы, способах формирования органов власти и их функциональном назначении, наконец, о своих личных правах и свободах, позволяет разного рода политическим авантюристам, используя демагогию и ложь, безнаказанно проводить свои иезуитские эксперименты над целыми странами и народами.

Задача политологии как учебной дисциплины состоит в том, чтобы помочь людям разобраться во всех хитросплетениях политики, научить их правильно осознавать (воспринимать) существующий общественный и политический строй, адекватно реагировать на складывающуюся политическую ситуацию. Политология должна способствовать развитию у людей гражданской политической культуры, чтобы они умели защищать свои права и интересы и при этом уважительно относиться к интересам и правам других. Необходимо прививать людям нетерпимость к любым формам проявления тоталитаризма, насилия, узурпации власти, к нарушениям прав и свобод личности.
Поэтому политическое образование, массовая политическая грамотность людей являются необходимым условием построения правового государства и формирования гражданского общества.

Перейти на... Новостной форум Вопрос - ответ Методические указания по изучению дисциплины Методическое и информационное обеспечение дисциплины Электронные книги по политологии Критерии оценки знаний студентво Вопросы для подготовки к зачету Вопросы для подготовки к семинарским занятиям Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Глоссарий Лекция 1. Значение термина «политика» Тестовые задания по теме "Политология как наука и учебная дисциплина. Политика как общественное явление" Материал Лекция №2. Предмет и методы политологии Лекция №3. Возникновение и становление политической науки. Лекция №4. Многозначность термина «политика». Тестовые задания по теме: "Политология как наука и учебная дисциплина. Политика как общественное явление". Лекция №1. Основные этапы становления и развития политической мысли Лекция №2. Политическая мысль Древнего мира или Античности. Лекция№3. Политические идеи Средневековья и Возрождения. Лекция №4. Политические идеи Нового времени. Тестовые задания