Окружающий мир. Проверочная работа Эта удивительная природа. Природа и мы. Обобщение по разделу "Эта удивительная природа" Раздел эта удивительная природа

Тема. Обобщение и закрепление по разделу « Эта удивительная природа»
Цели: обобщить знания, полученные при изучении раздела « Эта удивительная природа»; развивать познавательную активность учащихся, умение высказывать своё мнение и слушать других; воспитывать бережное отношение к природе; осознать ценность природы для людей; научить замечать и ценить красоту мира и растений.
Планируемые результаты: учащиеся осознают ценность природы; научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, растениями и человеком; оценивать поступки людей по отношению к природе; выдвигать гипотезы и доказывать их.
Оборудование: интерактивная доска, схема « Круговорот воды в природе» презентация « Тайна растений», презентация « Великий круговорот жизни», стенд « Эта удивительная природа».
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя
Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик -В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. И. Тютчев
Природа - важнейшее условие людей. Человек – часть природы, её живого мира. Как и другие живые существа, он дышит, питается, растёт, развивается, у него рождаются дети. Поэтому людям, как животным, необходимо: воздух, вода, пища, тепло. Природа даёт людям хлопок и шерсть, древесину и металлы, уголь и нефть, и многое- многое другое.
Природа радует, восхищает нас своей красотой. Она охраняет наше здоровье.
Любовь к природе, забота о ней делают людей добрее. В природе всё удивительно. В ней много загадок – только разгадывай!
IІ. Актуализация знаний
- Давайте вспомним, что относится к природе. (Это то, что нас окружает и не создано руками человека.)
-На какие две группы делят все тела природы? (Живые и неживые.)
-Чем отличаются предметы живой природы? (Живые тела, или организмы, отличаются от неживых тел тем, что они питаются, дышат, растут, взрослеют, дают потомство (размножаются), стареют и умирают. Растения, животные, грибы и другие живые тела – это часть природы, которую называют живой)
-Что необходимо растениям и животным для жизни? (Солнце, воздух, вода.)
ІІІ. Работа по теме урока
1. Воздух
Учитель. Человеку и другим живым существам для дыхания нужен чистый воздух.
-Что такое воздух? (Воздух - это смесь газов.)
- Перечислите свойства воздуха. (Прозрачен, бесцветен, не имеет запаха.)
- Какой газ мы поглощаем из воздуха при дыхании? (Кислород.)
Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле.
Поэтому нам необходимо заботится о чистоте воздуха.
2.Круговорот воды
Учитель. Вода - одно из самых главных богатств Земли. Вода входит в состав любого организма. Она содержится во всех частях растений.
Организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении.
Для многих организмов вода - природный дом.
- Перечислите свойства воды. (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха. Вода растворяет многие вещества.)
Инсценировка (Готовится детьми заранее.)
Автор: Рано утром лягушка с лягушонком сидели на берегу болотца и беседовали.
Лягушонок: Бабушка, почему вчера вечером облака с неба спустились?
Лягушка: Это не облака спустились, это над нашим болотом туман образовался.
Лягушонок: А что такое туман?
Лягушка: Вода всё время испаряется. Когда водяной пар охлаждается, он снова превращается в воду, образуются мельчайшие капельки. Туман состоит из таких капелек воды, которая образовалась из водяного пара близко к поверхности воды.
Лягушонок: А облака?
Лягушка: И облака тоже состоят из мельчайших капелек воды. Водяной пар с поверхности земли поднимается высоко в небо. Там он снова превращается в воду. Образуются мельчайшие водяные капельки, они собираются в облака. Потом из этих облаков идёт дождь, град, и снег- так вода снова возвращается на землю.
Лягушонок: Так вот почему дождь идёт. А я думал, откуда вода в небе? И что, вода так и путешествует, то вверх, то вниз?
Лягушка: Да, недаром её называют «вечной путешественницей».
- Как называется описание животными явление? (Круговорот воды.)
-В каких трёх состояниях вода находится в природе? (Жидком, твёрдом и газообразном.)
Вывод:
Круговорот воды в природе происходит постоянно, в любой момент времени (в любое время суток, сезон) и все процессы происходят одновременно: вода испаряется, образуются облака, в виде дождя и снега вода возвращается на землю, вновь испаряется с поверхности водоёмов,почвы, растений.
Чистой воды на Земле остаётся всё меньше. От загрязнения воды страдает всё живое. В реках, озёрах, морях погибают растения и животные. Загрязнённая вода вредна для здоровья человека. Каждый человек должен
беречь воду!
ІV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1.Разнообразие растений
-А что вы можете рассказать о растениях? (У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. Есть комнатные и садовые растения. Деревья бывают лиственные и хвойные)-Как называется наука о растениях? (Ботаникой.)
- На какие группы делят царство растений? (Водоросли, мхи, папоротники хвойные растения, цветковые растения.)
-Как дышат растения? (Из воздуха поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ.)
-Как питаются растения? (Корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солям. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха.)
-Почему животные и люди не могли бы жить на Земле без растений? (В листьях растений на свету образуются питательные вещества. Эти питательные вещества используют животные и люди. Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа.)
Презентация « Тайна растений»
- Нужно очень бережно относиться к растениям. Ведь если бы не было их, то не было бы и нас. Поэтому охранять растения – значит, заботится обо всём
живом.
Важно оберегать зелёные насаждения в городах и посёлках, больше деревьев и кустарников сажать возле домов и школ, в скверах и парках.
Правила друзей природы
Ученик
Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!
Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!
В лесу будем ходить только по тропинкам!
2.Разнообразие животных
- Перечислите группы животных, с которыми мы познакомились. (Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие.)
-Как связаны животные между собой и с растениями? (В цепи питания.)
Учитель. Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.
Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес или река – дом. Из-за хозяйственной деятельности людей,неумеренной охоты, неправильного поведения человека в природе одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими.
Жизнь животных часто зависит от нас, от нашего поведения в природе.
Правила друзей природы
Ученик
Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
Не будем обижать лягушек и жаб!
Не будем ловить диких животных и уносить их домой!
3.Великий круговорот жизни
Инсценировка (Отрывок из мультфильма « Король Лев») Король Лев: Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп!
Симба: Но ведь мы едим антилоп!
Король Лев: Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!»
Учитель
-Назовите основные звенья круговорота жизни.(Производители, потребители и разрушители.)
-Почему растения названы производителями? (Только они способны, используя энергию солнца, создавать, производить питательные вещества сахар, крахмал) из углекислого газа и воды.)
- Животные – потребителями? (Животные потребляют вещества производимые растениями.)
- Бактерии и грибы – разрушителями? (Они разрушают мёртвые остатки растений и животных.)
- А что ещё играет огромную роль в природе? (Почва)
Презентация « Великий круговорот жизни»
Вывод:
Все живые организмы и почва – участники единого круговорота веществ на нашей планете.
Высказывания великих людей о природе
(Учащиеся по очереди читают высказывания великих людей о природе)
Ученик
«Вся природа стремится к самосохранению» «Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе»
«Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих, в сколь малых вещах она нуждается»
«Нет ничего более изобретательного, чем природа»
Цицерон Марк Ту́ллий - древнеримский политик и философ
Ученик
«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться»
«В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни»
Леонардо да Винчи (1452-1519)- итальянский художник
Ученик
«Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги»
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) – русский учёный

Ученик
«Человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы»
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами»
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) – русский учёный
Ученик
«Любовь к родной стране начинается с любви к природе»
«Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения»
Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) – русский писатель.
Ученик
«Человек! Возведи взор свой от земли к небу, - какой, удивления достойный, является там порядок!»
«Ветер есть дыхание природы»
Козьма Прутков - коллективный псевдоним Алексея Толстого и братьев
Алексея, Владимира и Александра Жемчужниковы
Ученик
«Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей»
«Природу побеждают, только повинуясь ее законам»
Бэкон, Френсис (1561 – 1626) – английский философ
Учитель. Используя природу, люди нередко наносят ей вред. Поэтому в любой стране необходимо охранять природу. Каждый человек должен относиться к природе ответственно
« Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни…
Охранять природу - значит охранять Родину!
М. Пришвин
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе.
Мы к ней относится добрей!
VІ. Рефлексия
- Может ли живая природа существовать без неживой?
- Оцените свою работу на уроке.
VІІ. Подведение итога урока
- Что на уроке было самым интересным?
- Какой вывод вы для себя сделали?
Домашнее задание
Составьте схему, которая показывает, что дают растения животным и человеку.

  • Презентации учебные
  • 3 кл.
  • 17.06.2018

Интерактивные тесты выполнены к учебнику "Окружающий мир, 3 класс, Плешаков Андрей Анатольевич (УМК "Школа России"). В создании презентации использованы: интернет-ресурсы: https://yandex.ru/images/search?tex – картинки. литература: Окружающий мир. 3 класс: контрольно-измерительные материалы / Е. М. Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014 г. Каждый тест состоит из 7 вопросов с вариантами ответов. Задания в тесте разнообразные, это вызывает интерес у обучающихся. Вопросы составлены согласно программным требованиям и возрастным особенностям. При выполнении заданий нужно отметить правильный ответ. По завершению автоматически выставляется оценка. Тест станет хорошим подспорьем для повторения пройденного материала. Во II разделе «Эта удивительная природа» - 17 тестов по темам: «Тела, вещества, частицы» «Разнообразие веществ» «Воздух и его охрана» «Вода» «Превращения и круговорот воды» «Берегите воду» «Что такое почва» «Разнообразие растений» «Солнце, растения и мы с вами» «Размножение и развитие растений» «Охрана растений» «Разнообразие животных» «Кто что ест» «Размножение и развитие животных» «Охрана животных» «В царстве грибов» «Великий круговорот жизни».

Тест по разделу: Эта удивительная природа

Ф.И. ученика___________________________

1. Соедини название животного и подходящее по смыслу слово.

Волк всеядный

Медведь зерноядный

Хомяк травоядный

Заяц хищный.

2. Напиши название группы животных:

Шесть ног, летают или ползают - …………………………………

Тело покрыто чешуёй, живут в воде, плавают - …………………….

Тело покрыто перьями, две ноги, большинство летают - ………………………….

Тело покрыто шерстью, четыре ноги - ……………………………………………….

3. Напиши название группы животных по названию пищи, которую они употребляют.

Питаются только растениями - …………………………………………

Питаются только другими животными - ………………………………

Питаются животной и растительной пищей - …………………………….

В питании преобладают семена растений - ……………………………….

Слова для справок : всеядные, зерноядный, травоядный, хищный.

4. Перечисли названия частей гриба:

………………………………

………………………………

………………………………

5. Отметь правильный ответ:

Все бактерии вредные

Бактерии бывают полезные и вредные для человека.

Грибы - это растения, потому что они не похожи на животных

Грибы – особое царство природы/

6. Подчеркни «лишнее» слово.

Заяц, ёж, лиса, шмель.

Трясогузка, паук, скворец, сорока.

Бабочка, стрекоза, енот, пчела.

Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.

Пчела, стрекоза, пеликан, оса.

Кузнечик, божья коровка, синица, комар.

Таракан, муха, пчела, майский жук.

Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

7. Животные - это

и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и ящерицы, и змеи, и черепахи, и лягушки, и черви.

и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и ящерицы, и змеи, и черепахи, и лягушки, и растения, и грибы, и микробы

и человек, и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и растения, и грибы, и микробы

8. Распредели животных по группам в таблице:

Стрекоза, муха, журавль, крот, заяц, рысь, орёл, муравей, бабочка, лось, синица, осетр, сом, щука, медведь, бобр, страус, карась.

9. Найди вещество.

1) Чашка

2) Ложка

3) Сахар

4) Сахарница

10. Какое свойство воды названо неверно?

1) Вода прозрачна.

2) Вода имеет белый цвет.

3) Вода не имеет запаха.

4)Вода растворяет многие вещества.

11. Водяной пар - это …

1) Вода в газообразном состоянии.

2) Белый туман.

3) Сиреневый туман.

4)Облака и тучи.

12. Что способствует разрушению горных пород в природе?

1) Солнце, ветер, человек.

2) Изменения температуры, действия воды и ветра, растения.

3) Птицы, дожди, снег.

4)Растения, ветер, животные.

13. Что такое почва?

1) Почва – это верхний плодородный слой земли.

2) Почва – это земля.

3) Почва – это то, что у нас под ногами.

4)Почва – это часть земли.

14. Что не входит в состав почвы?

1) Воздух.

2) Песок.

3) Минеральные соли.

4)Гранит.

15. Вода превращается в лед при температуре…

1) +5°

2) – 5°

3) 0°

4) -10°

16. Какие животные не живут в почве?

1) Крот и медведка.

2) Дождевой червь и мышь.

3) Многоножка и крот.

4) Муравей и таракан.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

какие бывают растения?

Задачи:

познакомить с основной классификацией растений, дать понятие о «видах растений»; научить определять растения с помощью атласа-определителя; воспитывать бережное отношение к растениям.

Предметные результаты

Научатся классифицировать растения по группам, приводить примеры различных видов растений

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение групп и видов растений.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решении.

Личностные результаты

Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы, эстетических потребностей и чувств. Развитие мотивов учебной деятельности.

Основные понятия и определения

Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника-наука о растениях.

Проверка готовности к усвоению нового материала

Вспомни, чем отличаются друг от друга де-ревья, кустарники и травы. Назови несколько лиственных и хвойных деревьев. Какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными?

На какие группы учёные делят царство растений. Будем учиться классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя.

Наверное, тебе приходилось слышать выра-жение: «Растения — зелёная одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зелёный наряд делает нашу планету удивитель-но красивой!

Используя свои знания и рисунок учебника, докажи, что растения очень разнообразны.

Изучение нового материала

Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии.

Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп. Познакомимся с группами рас-тений и найдём их представителей на рисунках.

Водоросли — жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в мик-роскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи (например, морская капуста) похожи на длинные бурые ленты.

Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

Папоротники легко узнать по красивым листь-ям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

Хвойные растения — это сосна, ель, можже-вельник и др. Хвоинки — это их листья! У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена.

Цветковые растения — такие растения, у ко-торых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти расте-ния наиболее разнообразны.

1.К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клён, кедр?

2.В каждой группе растений много видов. Что же такое виды растений?

Учёным сейчас известно около 500 тысяч ви-дов растений. Из них почти 250 тысяч — цветко-вые. Мхов на свете около 27 тысяч видов, па-поротников — более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов.

Осмысление и понимание полученных знаний

Рассмотрите рисунок. На нём показаны расте-ния следующих видов: одуванчик лекарственный, подорожник большой, клевер красный. Обратите внимание на то, что каждый вид имеет назва-ние, состоящее из двух слов. Такие названия им дают учёные, а мы обычно называем расте-ния просто: одуванчик, подорожник, клевер. Растения разных видов непохожи друг на друга. Зато все растения одного вида очень сходны.

Посчитайте, сколько на рисунке растений каж-дого вида. А сколько всего растений показа-но? Проверьте себя на «Страничках для само-проверки».

Определите с помощью атласа-определи-теля 2—3 растения в классе, в других поме-щениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте, правильно ли определили растения другие ребята.

Вывод

Царство растений очень разнообразно. Учё-ные делят его на несколько групп. Среди них водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. В каждой группе расте-ний много видов.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя 1. Перечисли группы растений, изученные на уроке. 2. Приведи примеры различных видов растений.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: ботаника.

2.С помощью атласа-определителя опреде-ли несколько комнатных растений у себя дома, а также несколько растений во дворе. Запиши их названия в рабочую тетрадь.

Царство Растений

Высшие и нисшие растения

Проверка и оценка своих достижений по окружающему миру в 3 классе по разделу «Эта удивительная природа» Вастьянова Л.Л., учитель начальных классов МБОУ «Мамонтовская СОШ» Мамонтовского района Алтайского края 2016 год 1. Учительница спросила, что изображено на рисунке. Кто ответил верно?

А. ВИТЯ: «ТЕЛА».

Б. ТАНЯ: «ВЕЩЕСТВА».

В. АНЯ: «ЧАСТИЦЫ».

А. Соль исчезла.

Б. Соль превратилась в воду.

В. Вода превратилась в соль.

А. СЕРЁЖА

1, 2 – птицы

3, 4 - пресмыкающиеся

5, 6 - звери

1, 2 – птицы

3, 4 - земноводные

5, 6 - животные

1, 2 – птицы

3, 4 - земноводные

5, 6 - звери

А. ВИТЯ: купальница

Б. СЕРЁЖА: ежеголовник

В. ПОЛИНА: водокрас

10. Какие из этих животных занесены в Красную книгу России? А. СКВОРЕЦ Б. ФЛАМИНГО В. КРАПИВНИЦА Г. ЖУК - КРАСОТЕЛ Д. ОСЬМИНОГ Е. МОРЖ Проверяем свои достижения по разделу «Эта удивительная природа» 1. Учительница спросила, что изображено на рисунке. Кто ответил верно?

А. ВИТЯ: «ТЕЛА».

Б. ТАНЯ: «ВЕЩЕСТВА».

В. АНЯ: «ЧАСТИЦЫ».

2. Ученики получили задание: дать описание поваренной соли. Кто из ребят справился с заданием?

А. СЕРЁЖА: «Это вещество имеет вид белых крупинок. Оно солёное на вкус. В природе встречается под землёй, содержится в воде морей и некоторых озёр. Человек использует его в пищу».

Б. ВАСЯ: «Это вещество имеет вид белых крупинок. Оно сладкое на вкус. В природе содержится в растениях. Человек использует его в пищу».

3. На уроке ребята решили узнать, что произойдёт с поваренной солью, если её поместить в воду. В стакан налили воды, насыпали щепотку соли, помешали стеклянной палочкой. Сначала соль была хорошо видна, но постепенно стала невидимой. Попробовав жидкость на вкус, дети убедились, что она солёная. Какой вывод можно сделать из этого опыта?

А. Соль исчезла.

Б. Соль превратилась в воду.

В. Вода превратилась в соль.

Г. Соль растворилась в воде, то есть частицы соли перемешались с частицами воды.

4. Учащиеся исследовали свойства воды. О каком свойстве воды говорит данная иллюстрация? А. Вода прозрачна Б. Вода имеет белый цвет В. Вода не имеет запаха Г. Вода для организмов - дом 5. Детям нужно разделить карточки по группам животных. Кто выполнил задание верно?

А. СЕРЁЖА

1, 2 – птицы

3, 4 - пресмыкающиеся

5, 6 - звери

1, 2 – птицы

3, 4 - земноводные

5, 6 - животные

1, 2 – птицы

3, 4 - земноводные

5, 6 - звери

6. Детям предложили выбрать правильную модель цепи питания. Какой выбор надо сделать?

7. На экскурсии ребята встретили вот такое растение. По статье атласа – определителя проверьте, кто из ребят прав? Водное растение с коротким корневищем и многочисленными не достигающими дна придаточными корнями, мясистыми, длинными, с тонкими волосками и воздушными полостями, за счет которых водокрас держится на воде. Питательные вещества извлекает прямо из воды.

А. ВИТЯ: купальница

Б. СЕРЁЖА: ежеголовник

В. ПОЛИНА: водокрас

8. О чём можно узнать с помощью этих иллюстраций? А. о способах питания животных Б. о развитии животных В. о цепях питания Г. о классификации животных 9. Какое животное пропущено в этой цепи питания?

10. Какие из этих животных занесены в Красную книгу России? А. СКВОРЕЦ Б. ФЛАМИНГО В. КРАПИВНИЦА Г. ЖУК - КРАСОТЕЛ Д. ОСЬМИНОГ Е. МОРЖ Оцениваем себя! 5 – нет ошибок 4 – 1 – 2 ошибки 3 - 3 ошибки 2 - более трёх ошибок Благодарю за работу! Интернет ресурсы

  • www.rus-edu.bg
  • imgplusdb.com
  • mimi-gallery.ru
  • see2me.ru
  • fast-images.ru
  • redbookrf.ru
  • www.nyaski.ru
Использованная литература Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012