Обращение с отходами животноводства. Отходы животноводства. Порядок обращения с биологоческими отходами на территории сельского поселения Рахмановское Павлово-Посадского муниципального района Московской области

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее – отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии данным Федеральным законом.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию.

Положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 № 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.

Также, в соответствии с пунктом 5.8 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 № 4542-87, обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного (в течение 12 месяцев) выдерживания. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов свиноводческих предприятий 12 месяцев.

Отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией.

Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.

По мнению Минприроды России, навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:

  • при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;
  • при наличии разработанных и утвержденных технических условий на удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы,
  • при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе, на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;
  • при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Также необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

Таким образом, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.

О бъекты складирования и утилизации отходов животноводства включены в общую схему управления отходами только в трех субъектах РФ. 67 регионов получили рекомендацию проконтролировать уточнение терсхем в части отходов животноводства. Такая статистика, как сообщила 18 июля пресс-служба Минпироды России, была озвучена на оперативном совещании об итогах работы по координации действий всех участников процесса при корректировке территориальных схем обращения с отходами.

Также, по данным Росприроднадзора, 12 субъектов до настоящего времени не представили информацию о наличии/отсутствии в терсхемах объектов по обращению с отходами животноводства. На территории 2 субъектов РФ объекты по утилизации и обезвреживанию таких отходов отсутствуют. По 1 субъекту РФ информация обрабатывается.

Для большинства регионов вопросы образования, размещения, складирования, утилизации отходов животноводства являются очень актуальными. Эта сфера долгое время не регулировалась, что приводило к негативным последствиям и недовольствам жителей территорий, отмечает пресс-служба Минприроды.

Глава ведомства Дмитрий Кобылкин посоветовал не забывать, что за нарушения законодательства в сфере обращения с отходами, а также бездействие должностных лиц, ужесточено законодательство, которое будет применяться при всех выявленных фактах. Принятые в июне поправки в КоАП РФ ужесточили, в том числе ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства.

Согласно статье 8.2.3. КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства», максимальные штрафы за несоблюдение требований при размещении таких отходов:

  • для граждан составят до 8 000 рублей;
  • для должностных лиц - до 70 000 рублей;
  • для предпринимателей - до 90 000 тысяч рублей или приостановление деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц - до 800 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

В случае если действия (бездействие), причинили вред здоровью людей или окружающей среде либо вызвали эпидемию (при отсутствии уголовной составляющей), максимальный штраф:

  • для граждан составит 9 000 рублей;
  • для должностных лиц - до 80 000 рублей;
  • для предпринимателей - до 100 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц - до 900 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

Согласно статье 6.35 КоАП РФ, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов животноводства, повлекшее причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан до 14 000 рублей;
  • на должностных лиц - до 100 000 рублей;
  • для предпринимателей - до 130 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц - до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Отходы животноводства и птицеводства становятся источниками загрязнения окружающей среды. На российских предприятиях по животноводству для содержания скота используется современное оборудование, но хозяйств, оснащенных современной техникой для обработки навоза и помета, крайне мало.

Состав отходов животноводства

Твердые и жидкие экскременты домашней скотины и птицы, которые включают себя воду, остатки корма и газы, называются отходами животноводства.

Продукты жизнедеятельности животных делят на два вида: навоз и помет.

Оба вида экскрементов различают по степени свежести. Они могут быть либо свежими, либо перепревшими.

Из-за возможного присутствия металлических соединений, лекарств и различных химических загрязнений в составе навоза и помета, их относят к нестабильным органическим загрязнениям.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения фекалии животных и стоки для них - рассадники приблизительно ста видов заболеваний, которым подвержены как животные, так и люди.

Обращение с отходами животноводства

Животноводческие отходы относят к 3-5 классам опасности, в зависимости от степени их свежести. Обращение с ними регулируется двумя законами: «Об отходах производства и потребления» и «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Для фермеров навоз и помет – не экологическая угроза, а ценное сырье для производства органических удобрений. Свежие экскременты отправляют в хранилища, где они перепревают, сушатся, и становятся готовыми для удобрения почвы сельскохозяйственных полей.

Однако по последним подсчетам, в России больше половины этой «продукции», не используется и не обезвреживается, поэтому более двух миллионов гектаров земли занято одним хранением навоза. Таким количеством животноводческих отходов можно покрыть почти половину площади Московской области.

Контроль обращения

В России контроль осуществляется тремя органами власти: Роспотребнадзором, Россельхознадзором и Росприроднадзором. Они уполномочены заниматься сбором, транспортировкой, обезвреживанием и переработкой отходов животноводства и птицеводства.

В начале 2017 года было предложено введение административной ответственности и взыскание штрафов за нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил.

К отходам животноводства, как к производственным, можно применить следующие требования законодательства РФ:

  1. Согласно статье № 11 Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 28.12.2017), требуется проведение государственной экологической экспертизы документации мест, которые используются для размещения и утилизации отходов.
  2. Получение лицензии на все виды деятельности обращения с отходами животноводства предписывает закон о лицензировании № 99-ФЗ.
  3. Утвержденный Минприроды приказ о кадастровом учете отходов предполагает внесение хранилищ навоза и помета в государственный реестр объектов размещения отходов.
  4. Оплата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Также необходима разработка паспортов классов отходов и введение лимита на их размещение.

Сейчас вопрос утилизации экскрементов - источник конфликта между контролирующими органами и фермерами. Однако только при взаимодействии с органами власти возможно создание структурированной системы переработки отходов животноводства.

Способы утилизации

Существует четыре основных технологии утилизации отходов животноводства, в которые входит:

  • Переработка экскрементов в компост.
  • Повторное использование отходов животноводства как корма для скота и птицы.
  • Биоэнергетический метод утилизации.
  • Вывоз на поля.

Вывоз - традиционный способ переработки животных экскрементов, который был удобен при малом содержании скотины на земельном участке. Навоз складывался в одну кучу, где он постепенно превращался в перегной, пригодный для удобрения почвы.

Сейчас этот способ утилизации вызывает большое количество проблем не только финансовых, но и экологических. Для перевозки крупных масс отходов необходимы большие затраты, а хранение бесподстилочного навоза редко осуществляется по правилам, что приводит к загрязнению биосферы.

Техника компостирования предполагает наличие спецплощадок, разной техники и большого количества материалов (например, солома, торф), которые понижают уровень влаги в отходах птице- и животноводства.

На примере куриного помета можно разобрать систему компостирования.

  1. Толстый слой торфяной крошки величиной до 40 сантиметров высыпается на площадку. Сверху на нее закладывается помет.
  2. С помощью бульдозера торф смешивается с пометом.
  3. Получившийся бурт укрывают торфом.
  4. В таком виде компост хранится два месяца зимой, один месяц - летом.

Если соблюдать все технологические правила, то на конечном этапе компостирования получают высококачественное удобрение.

При компостировании до 40% полезных веществ, которые содержатся в отходах животноводства, испаряются.

Большое количество полезных веществ, содержащихся в кормах для птицы и домашней скотины, не перевариваются и остаются в экскрементах. Поэтому обработанные отходы птицеводства и животноводства применяют для повторного кормления скота.

Например, для кормовой добавки бычкам используют обработанный куриный помет. Его перерабатывают и обеззараживают при очень высоких температурах.

Из помета убираются все лишние и опасные для животных компоненты, которые не переварились: семена, перья и пух. В готовом продукте содержится до тридцати процентов протеина, что, в смеси с комбикормом обеспечивает хороший суточный привес.

Биоэнергетический способ утилизации

Биоэнергетический способ помогает решить несколько основных задач, которых требует переработка:

  1. Сбор и утилизация.
  2. Обезвреживание опасных газообразных веществ.
  3. Получение очищенного удобрения для почвы.
  4. Получение топлива.

Новые способы утилизации

Все вышеперечисленные способы используются на сегодняшний день, однако с расширением технологических возможностей, появляются новые, более продуктивные способы утилизации навоза и помета.

Среди них можно выделить вермикультуру и рыбоводно-биологические пруды.

Вермикультура - биотехнология, которая превращает отходы в натуральный белок.

Выращивание червей преследует две цели:

  1. Максимальная переработка отходов в удобрение.
  2. Наращивание биомассы червей.

Процесс происходит следующим образом: черви в несколько раз ускоряют распад биоотходов, и в достаточно короткие сроки превращают экскременты в очищенное удобрение.

Благодаря активной переработке наращивается биомасса самих червей, которые идут в корм свиньям и птице.

Рыбоводно-биологические пруды

Природная система самоочистки водоемов, из-за серьезного антропогенного воздействия на экологию, не справляется с выводом загрязняющих компонентов.

В рыбоводно-биологических прудах отходы служат кормом для водорослей и зоопланктонов, которые, в свою очередь, постепенно их очищают и перерабатывают.

Так происходит добыча органических удобрений на основе отходов животноводства и нового корма для скота (например, излишков ряски).

Уже не первое десятилетие остаются нерешенными некоторые проблемные вопросы, касающиеся многих природопользователей. Среди таких вопросов — обращение с отходами животноводческих хозяйств, а именно с навозом и пометом. С одной точки зрения навоз и помет — это отход, и на него должны распространяться требования экологического и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами, а с другой — это товарный продукт или сырье для предприятия. В данной статье рассмотрим законодательную и практическую стороны проблемы и варианты ее решения.

Практика обращения с отходами животноводства

Как известно, отходы производства и потребления подразделяются на 5 классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС). Классификация отходов в зависимости от источника их образования и других факторов приводится в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (в ред. от 28.11.2017; далее — ФККО). В подтип «Отходы животноводства (включая деятельность по содержанию животных)» ФККО входят следующие группы отходов:

Отходы разведения крупного рогатого скота (1 12 100 00 00 0);

Отходы разведения и содержания лошадей и прочих животных семейства лошадиных отряда непарнокопытных (1 12 200 00 00 0);

Отходы разведения верблюдов и прочих животных семейства верблюжьих (1 12 300 00 00 0);

Отходы разведения овец и коз (1 12 400 00 00 0);

Отходы разведения свиней (1 12 500 00 00 0);

Отходы разведения сельскохозяйственной птицы (1 12 700 00 00 0);

Отходы разведения и содержания животных прочие (1 12 900 00 00 0).

Внутри каждой группы содержатся виды навоза и помета на разных стадиях перепревания : свежий (только что образовавшийся) и перепревший. В процессе перепревания из отхода улетучивается влага, а также происходит естественный процесс микробиологического разложения органических соединений. После перепревания класс опасности отхода снижается. Так, свежий навоз крупного рогатого скота, конский, верблюжий, мелкого рогатого скота, пушных зверей, диких животных после перепревания переходит из IV в V класс опасности, а свежий навоз свиней и птичий помет — из III в IV класс опасности.

СЛОВАРЬ

В соответствии с ГОСТ Р 53042-2008 «Удобрения органические. Термины и определения»:
. навоз — смесь твердых и жидких экскрементов сельскохозяйственных животных (п. 8);
. помет — экскременты птиц, кроликов с подстилкой или без нее (п. 10);
. свежий навоз (помет) — навоз (помет) без признаков микробиологического разложения (п. 13);
. перепревший навоз (помет) — навоз (помет), в котором визуально нельзя обнаружить неразложившиеся растительные остатки (п. 16).

Технологическое проектирование систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета регламентируется требованиями РД-АПК 1.10.15.02-08 «Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета» (далее — РД-АПК 1.10.15.02-08).

Отходы животноводства удаляются механическим способом (транспортерами, бульдозерами и др.) или гидравлическим (самотеком либо прямым смывом водой). До места их сбора, обеззараживания, карантирования и подготовки к использованию отходы животноводства транспортируются с помощью насосов, трубопроводов (жидкие фракции) либо механическим способом (мобильным транспортом). Удаленные отходы животноводства могут быть подвергнуты компостированию естественным способом (в данном случае процесс компостирования в буртах длится до 6 месяцев) либо анаэробному сбраживанию в метатенках.

По сложившейся практике отходы животноводства складируются в специальных объектах — навозо- и пометохранилищах, лагунах для хранения бесподстилочного навоза, на специальных площадках и др. Срок хранения обусловлен влажностью отхода, условиями хранения, площадью сооружения, эпизоотическим состоянием хозяйства и др., поэтому точные сроки каждый раз необходимо определять согласно технологии производства конкретного предприятия.

В подготовленных к использованию отходах животноводства должны отсутствовать возбудители болезней, жизнеспособные семена сорных растений; в указанных отходах должно быть нормализовано количество биогенных и других веществ в соответствии с ветеринарно-санитарными, экологическими, агрохимическими требованиями .

Отходы животноводства необходимо карантировать и обеззараживать . Обеззараживание может проводиться химическим или термическим методом в короткие сроки либо естественным путем. Согласно РД-АПК 1.10.15.02-08 естественное биологическое обеззараживание осуществляется путем выдерживания в секционных навозохранилищах или прудах-накопителях в течение 12 месяцев. Кроме того, отходы животноводства подвергаются дезинвазии биологическим, физическим или химическим методом. Сроки выдерживания отходов животноводства при использовании биологического метода:

В открытых хранилищах:

Навоз крупного рогатого скота — 6 месяцев;

Навоз свиней — 12 месяцев;

Помета в пометохранилищах — 3-6 месяцев.

Таким образом, процесс перепревания отходов животноводства из свежего состояния до состояния, в котором их можно использовать как удобрение, довольно сложный, может осуществляться разными способами и занимать длительное время (до 12 месяцев).

Отходы животноводства как отходы производства

Если рассматривать отходы животноводства как отходы производства, по отношению к ним будут актуальны следующие требования законодательства:

Разработка паспортов отходов I-IV классов опасности и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР);

Проведение государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности ;

Получение лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности ;

Внесение навозо- и пометохранилищ в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО);

Внесение платы за НВОС за размещение отходов и др.

СЛОВАРЬ

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):
. хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
. утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в т.ч. повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
. обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
. обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
. транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Как правило, отходы животноводства хранятся в специализированных объектах дольше 11 месяцев (а именно — до 12 месяцев), что позволяет отнести навозо- и пометохранилища к объектам размещения отходов и обусловливает необходимость внести такой объект в ГРОРО и получить соответствующую лицензию.

Опираясь на определение понятия утилизации отходов, можно предположить, что использование перепревшего навоза IV класса опасности (например, свиного) в собственных целях (например, для удобрения сельскохозяйственных полей) подпадает под понятие утилизации , а значит, также подлежит лицензированию.

Более того, перепревание отходов животноводства естественным или другим способом вполне подходит под определение обезвреживания отходов , т.к. в результате уменьшается количество отходов и степень их опасности для окружающей среды, а это влечет необходимость проведения ГЭЭ и получения соответствующей лицензии.

При этом довольно часто никаких специальных установок по обезвреживанию отходов животноводства у хозяйства нет, и даже отсутствует площадка для их хранения. Выдать лицензию такому хозяйствующему субъекту проблематично, поскольку одним из лицензионных требований , предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату), для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в т.ч. объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I-IV классов опасности ) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям .

Вдобавок ко всему полевые навозохранилища располагаются за границами основной производственной площадки, и транспорт, перевозящий отходы животноводства , перемещается к таким навозохранилищам по дорогам общего пользования, что в соответствии с определением понятия транспортирования отходов является таковым и тоже подлежит лицензированию. Любые подготовительные работы с отходами животноводства можно определить как обработку отходов , для которой также нужна соответствующая лицензия.

Что касается нормирования образующихся отходов, придется разработать соответствующие паспорта отходов I-IV классов опасности и внести данные отходы в ПНООЛР (если хозяйство не входит в число субъектов малого и среднего предпринимательства). Размещение отходов животноводства в навозо- и пометохранилищах является деятельностью, за осуществление которой необходимо вносить плату за НВОС. Учитывая, что на таких объектах возможно хранить тысячи тонн отходов, сумма платы получается внушительной.

Таким образом, вопрос идентификации отходов животноводства как отходов либо как потенциального сырья или продукта стоит довольно остро. Если рассуждать с позиции воздействия на окружающую среду, то хранение отходов животноводства в любых специальных сооружениях, несомненно, наносит вред окружающей среде и человеку, особенно с точки зрения микробиологической опасности. При перепревании и хранении отходов животноводства образуется больше десяти видов веществ, загрязняющих атмосферный воздух. На основании Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, крупные объекты животноводства относятся к объектам I или II категории.

Очевидно, что животноводческое хозяйство в целом и навозохранилище в частности является опасным источником негативного воздействия. Однако проблема состоит в том, что прохождение ГЭЭ, получение лицензии и внесение объекта в ГРОРО — непосильное финансовое бремя для небольших и средних животноводческих хозяйств, поэтому подавляющее большинство из них скрывает свои объекты хранения отходов животноводства либо вообще не занимается проблемами экологии.

Отходами животноводства являются навоз и подстилка крупного рогатого скота (КРС) и свиней, гюлль - жидкий навоз, куриный помет.

Ежегодно в животноводческих и птицеводческих хозяйствах России образуется 200-250 млн т навоза и 20-25 млн т помета, а совокупные объемы жидких стоков достигают 700-800 млн т. Каждые сутки образуется навоза: от одной головы крупного рогатого скота - 45 кг, свиньи - 4,5 кг, птицы - 0,1 кг (табл. 5.10). За год на птицефабрике производительностью 10 млн/год бройлеров образуется 15-20 тыс. т подстилки и помета }