Сколько можно заработать автору на литературных порталах. Сколько зарабатывают современные российские писатели. Поэтам хватает только на туалетную бумагу

Узнав о том, что я пишу книги, мне часто задают один и тот же вопрос — меня спрашивают о гонораре. Звучать этот вопрос может по-разному: «реально ли заработать на жизнь писательским трудом?», «и сколько ты отхватил за последнюю книгу?», «на какой гонорар стоит расчитывать начинающему писателю (подразумевается — вопрошающему)?» и т.п. Попробую ответить.

А велика ли сумма?

Думаю, и ежу понятно, что размер гонорара напрямую зависит от тиража. Но как? А очень просто — чем больше тираж, тем больше гонорар 😉

Авторские отчисления обычно составляют 6-12% от суммарной стоимости тиража. В договоре, в пункте о выплате авторского вознаграждения, этот процент может быть прописан прямо, либо же там может быть указана некая денежная сумма — если вы ее пересчитаете, то должны опять же выйти на те же самые 6-12% от стоимости тиража.

Стоимость тиража расчитывается просто: надо отпускную цену одной книги умножить на количество книг (тираж). Отпускная цена издательства на настоящий момент (2003 год) составляет примерно 30-35 рублей за одну книгу. (Да-да! Накрутку 100-300% делают продавцы).

Но это общий случай. Бывают и исключения. Есть малые издательства, которые выплачивают гонорар авторскими экземплярами. Хотите завалить свою кухню стопками книг? Желаете осчастливить подарками всю родню? А может у вас есть знакомые книготорговцы? — тогда такой вариант может вас устроить.

Есть одно довольно известное издательство (не буду его называть 🙂), которое вообще не утруждает себя особенно выплатой гонораров. Но, быть может, для вас это не так важно? Бывает и такое — многие согласны остаться без денег, лишь бы только книга вышла.

Ну, а теперь давайте прикинем, сколько получают писатели-фантасты разного ранга 😉

Книги некого Михаила Кликина %) печатаются 8-10 тысячными тиражами. Сколько это в деньгах — считайте сами.

Тираж каждой новой книги Ника Перумова (не считая допечаток) — примерно 100 тыс. экз. Автору это должно приносить 10.000 $.

А Джоан Роллинг, мама Гарри Поттера, выпустив в России свою новую книгу миллионным тиражом, только с российских издателей должна получить 100.000 $ (Впрочем, за верность данной цифры я не ручаюсь. Каким образом начисляется ей гонорар, я не знаю.)

Как его выплачивают

Гонорар обычно выплачивается в два этапа. На момент подписания договора выплачивается аванс — обычно он составляет половину или треть общей суммы. Оставшуюся часть гонорара автор получает после выхода книги из печати, обычно через 1-3 месяца — это срок должен быть указан в договоре.

Но, опять же, это общий случай. Исключений хватает. Например, издательство «Армада» («Альфа-книга») аванс, как правило, не платит. Они выпускают книги достаточно быстро, за несколько месяцев. И гонорар — весь, целиком — платят после выхода книги. Платят, кстати сказать, исправно.

Если какое-то издательство заинтересовано в вашем тексте, оно может заплатить деньги сразу после подписания договора — идеальный вариант, на мой взгляд, никаких волнений и переживаний на тему «обманут-не обманут, а вдруг курс доллара обвалится, или издательство разорится…» 🙂

Так можно ли зарабатывать писательством?

Наверное, можно. Впрочем, все зависит от ваших потребностей. Мне, например, для нормальной жизни нужно немного — 4-8 тыс. руб в месяц.

Если вы решили податься в профессиональные литераторы, то нужно трезво оценивать некоторые обстоятельства:

1. Мало кто из литераторов стал известен первой своей книгой. Большинству требуются годы и годы, чтобы получить хоть какую-то известность.

2. Большинство авторов пишет книгу несколько месяцев. Затем нужно найти издателя — это тоже может занять солидный срок (моя первая книга путешествовала по издательствам два года). Потом еще примерно полгода книга будет готовиться к печати… А ведь все это время надо на что-то жить! Потому большинство начинающих (и не только) литераторов вынуждены подрабатывать. Вы можете совместить работу и писание? У меня пока еще получается.

3. Начинающему (любому малоизвестному) автору не стоит расчитывать на крупный тираж. 6-8 тыс. экз. — это уже хорошо. Денег с этого вы поимеете немного (перечитайте п.2). И вторая ваша книга, скорее всего, выйдет таким же тиражом. И третья… Вы готовы к этому?..

Подвожу итог — если вы хотите зарабатывать деньги — найдите для этого другой способ. Эрвин Кобб сказал: «Будь писатели хорошими бизнесменами, им бы хватило ума не быть писателями.»

И мне почему-то кажется, что он прав. 🙂

Михаил Кликин

Современному писателю сложно быть властителем умов и голосом поколения. В дореволюционное время писатель рассматривался чуть ли не как пророк, к голосам литераторов прислушивались, им верили. В Советском Союзе на писательскую зарплату можно было купить автомобиль и квартиру. После установления рыночных отношений и на книжном рынке писателей быстро вернули с небес на землю. Теперь на писательские гонорары особо не проживешь. И писатель может заработать на собственных книгах только при должном умении и старании.

Можно ли заработать, издавая книги

Почему-то считается, что, написав бестселлер, можно продать его издательству и жить безбедно на отчисления. Это совсем не так. Даже именитые писатели вынуждены время от времени выдавать новый продукт, чтобы хорошо зарабатывать. Жить на проценты от одной книги могут разве что наследники — за счет продажи и перепродажи прав.

Книга в условиях рынка — такой же товар, как хлеб, холодильник или зимнее пальто. У людей хватает своих обязательных расходов, так что писатель должен сильно убедить своих читателей, что его книгу стоит купить. Фактически книга — предмет роскоши, показатель статусности. Сама по себе художественная литература не приносит экономической выгоды, она бесполезна: с ее помощью не приготовишь кофе, не постираешь одежду. Единственное, что она дает — эстетический опыт и развлечение. А ведь их можно получить бесплатно и без особого напряга: например, с помощью кино.

Так что книга должна конкурировать со всеми и вся. И, признаемся честно, по многим фронтам она проигрывает.

Необходимость конкурировать приводит к тому, что книгу необходимо преподать, как товар, разрекламировать. Написание и издание книг стоит рассматривать как бизнес. Если вы решили донести до читателей свое слово, придется играть по правилам. В противном случае вам ничего не светит.

По признанию именитых мастеров, начинающие писатели могут заработать на издании одной книги до 1000 долларов максимум — это примерно 60 000 рублей по нынешнему курсу (на ноябрь 2015 года). Совсем ничего, согласитесь, за год труда (а именно столько нужно, чтобы написать толковую книгу). Так что в большинстве случаев писателям приходится самим брать дело в свои руки и становится известным.

Стоит ли сотрудничать с издательством?

Считается, что писатель после создания нетленки должен обращаться в издание, и издатель должен у него выкупать рукопись. Это заблуждение настолько широко, что издания буквально завалены рукописями начинающих писателей. И это плохо. В постоянном потоке графоманских произведений настоящий шедевр обязательно затеряется. Даже если он и найдется, то издатель вряд ли будет публиковать его: имя автора никому неизвестно. Придется дополнительно вкладываться в раскрутку имени неизвестного писателя, разрабатывать маркетинговую программу и т.д.

Сколько стоит напечатать и продать свою книгу? Можно ли вообще заработать писательством и, если можно, то каков заработок писателя в России?
Рассказывает популярный блогер Дмитрий Чернышев, автор книги «В начале».

Заработать серьезные деньги писательством в России могут всего несколько человек. Попробую объяснить – почему.

Начну с бумажной книги. Представьте – вы приносите прекрасную рукопись в издательство. Рукопись обязательно должна быть прекрасной. В противном случае ее просто не возьмут в работу. Ежегодно в России в издательства направляются около 4 000 000 рукописей. Из них в печать идет менее одного процента .

Около 100% на себестоимость книги набрасывает издательство. У него есть штат, который занимается поиском новых книг, работой с автором, дизайном, версткой и корректурой вашей гениальной рукописи, связями с типографиями и с распространителями, рекламой и продвижением вашей книги, бухгалтерией и еще множеством задач.

Еще около 100% зарабатывает типография, в которой тоже работают сотни людей. Типография печатает вашу гениальную книгу, брошюрует, фальцует, бигует, переплетает, упаковывает и доставляет тираж. В среднем печать занимает две-три недели.

Еще около 100% зарабатывают оптовики. И еще около 100% зарабатывают магазины, которые продают вашу гениальную книгу покупателям. Они платят арендную плату, зарплату продавцам, кассирам, грузчикам, уборщикам, охранникам и бухгалтерам. При этом рентабельными на падающем книжном рынке являются всего несколько процентов книг.

В результате, если ваша книга продается в магазине за 500 рублей, то вы, как автор, получаете за нее около 5%. То есть 20–25 рублей. Минус 13% налога. Добавлю, что хорошим сегодня является быстро проданный тираж от 3000 экземпляров.

Есть еще и электронные книги. Если ваша книга, например, продается за 100 рублей на «ЛитРес», то 50% берет себе сайт, 25% – издательство и 25% – ваши. Минус 13%.

Есть еще и аудиокниги. Но объем этого рынка так мал, что вы можете пока про него забыть.

Но ваша гениальная книга может быть бестселлером. Например, моя книга «Как люди думают» переиздается в пятый раз. Это много. За это раз в полгода я получаю около 70 000 рублей.

Есть еще один путь. Напечатать книгу за свой счет и самому заниматься ее реализацией. Это возможный, но тяжелый путь. Будьте готовы к тому, что половину комнаты будет занимать тираж вашей книги. И уменьшаться это количество книг будет ОЧЕНЬ медленно.

Есть еще один путь. Российский книжный рынок довольно мал. Можно перевести книгу на английский и продавать ее по всему миру. Но я про этот путь пока ничего не знаю.

Есть еще один путь. Мне было очень интересно – работает ли схема Бориса Гребенщикова. Он выкладывает свои песни бесплатно, а потом люди сами решают, сколько ему заплатить, если новый альбом им понравится. Я проверил этот схему на себе. Рассказываю о результатах.

Эта схема работает. Я получил около тридцати переводов. От 300 до 3000 рублей. За что хочу сказать огромное спасибо спонсорам. Вы можете даже спрогнозировать, сколько денег вы заработаете. За пару дней с Яндекса книгу «В начале» скачали чуть менее 9000 раз. В среднем каждое новое скачивание приносит два рубля.

Никогда не стесняйтесь поддержать автора, который вам нравится. Авторов, которых стоит перечитывать – совсем немного. Потому что в противном случае после первой хорошей книги он, с большой долей вероятности, пошлет все к чертям и уйдет работать нефтетрейдером. А вы не прочитаете прекрасную книгу, которую он мог бы написать.

Многие люди мечтают издать свою книгу и заработать на ней. Сегодня я расскажу вам о своем опыте сотрудничества с издательским сервисом Ridero .

На издании своего первого сборника я заработала чуть больше 10 000 рублей за три месяца.

Я поделюсь своей историей, дам советы о подготовке к публикации и о том, каких ошибок следует избегать.

Про Ridero

Подписывая электронный договор с этим сервисом, вы должны четко понимать некоторые вещи:

  • Вся работа по подготовке книги от и до – ваша задача. Ridero не позиционирует себя как издательство.

– Чтобы заработать, вы должны не только написать саму книгу, но и всерьез озадачиться ее будущим продвижением , то есть иметь четкий план – как вы собираетесь ее продавать.

Я сама вроде бы это отчетливо уяснила. Но ждала, что будут какие-то самостоятельные продажи. Просто потому что я молодец и книгу написала… Но – нет .

Цифры моего гонорара росли лишь после какой-то активности – постов, статей, рекламы. Так что примите сразу: продавать будете вы. Ridero лишь предоставит площадку.

“Примите мысль о том, что каким бы талантливым автором вы бы ни были, никто не станет скупать книги неизвестного писателя”

Чудо может случиться, но рассчитывать на него не стоит.

Самое лучшее, что вы можете сделать: составить бизнес-план, просчитав траты, которые вы допускаете на выход и на рекламу книги, а также шансы окупаемости.

Все это нужно для того, чтобы при всем полете творчества, избежать неоправданных ожиданий и разочарования.

Я не заказывала у Ridero дополнительные услуги: корректора, дизайн обложки. Всех специалистов искала на стороне.

Это сэкономило мне деньги, но не время. Служба техподдержки отвечала всегда быстро, по электронной почте. По звонку тоже консультировали без проблем.

Что нужно сделать до публикации книги?

Я изначально составила план своих целей и трат. В них вошли:

Издание книги: дизайн и фото обложки, услуги корректора (3000 рублей на все).

Упор на бесплатные методы продвижения: СМИ и обращение к знакомым с просьбой разместить текст о книге на своих страницах в социальных сетях.

Моей главной ошибкой было то, что хорошо продумав все, что касалось публикации книги, я недостаточно позаботилась о ее рекламе.

Между тем, я уверена, что правильный подход смог бы увеличить мой гонорар в несколько раз.

Главное упущение, на мой взгляд, в том, что я поставила себе низкий план по продаже. Думаю, ну книг 150 продам, и то будет хорошо для первого раза.

Когда я видела, что статистика приближается к нужному показателю, как-то потеряла энтузиазм. Мол, ну все же уже, финиширую. Перегорела.

Правильно установить цену: издательский сервис работает таким образом, что вы сами решаете, за сколько вашу книгу смогут купить.

Моя книга стоит 120 рублей, и при покупке с сайта Ridero я получаю чуть больше 70 рублей с каждой проданной книги.

Что касается остальных ресурсов-партнеров: ЛитРес, MyBook, OZON, Amazon, Bookmate, Google play, при продаже там вы будете получать меньше.

При всем желании заработать, не забывайте, что высокая цена оттолкнет читателя. Прежде чем выбрать стоимость книги, я посмотрела примерные цены на всех ресурсах в своем жанре, сравнила стоимость книг известных авторов и дебютантов.

Сейчас, когда я не планирую больше размещать пиар-статьи и посты, думаю, пора сделать ее бесплатной. Чтобы она начинала работать на имя, на будущее.

Как продвигать свою книгу?

Друзья

Отставьте в сторону смущение. Просите друзей и знакомых писать о вас посты. Это очень круто мне помогло в самом начале.

Я просила разместить мою обложку с краткой информацией и ссылкой всех и везде.

“Кто-то просыпается знаменитым, но автор самиздата должен пробивать себе путь, это факт”

Многие отчего-то стесняются обращаться к журналистам. И абсолютно зря. Самое страшное, что может с вами случится – вас проигнорируют, и ничего не изменится.

В то же время, новость о выходе книги может «выстрелить» и принести вам продажи.

Про мою книгу вышло несколько сюжетов на региональном ТВ и десятки статей.

Все это благодаря информационной цепочке. Найдите журналиста, который напишет о вас в местном издании. Потом еще одного. Третий найдет вас сам.

Как это делала я:

  • Составила короткий пресс-релиз (новость о выходе книге с самыми интересными фактами о ней) и разослала по электронным почтами СМИ, которые есть у них на сайте;
  • Нашла «Вконтакте» журналистов – по пабликами их изданий и написала короткие сообщения, мол, не интересна ли вам такая новость, вот релиз, а вот я, готова ответить на все вопросы;
  • Позже мне пришла мысль, что можно разыграть бесплатные экземпляры в СМИ, но сама еще этот пункт не опробовала;

Можно не только публиковать посты о выходе вашей книги, но и советы, истории о своем опыте издания, а также разыграть бесплатные экземпляры.

Последний метод отлично «зашел» у меня в Instagram.

Блогеры

На мой непрофессиональный взгляд, именно платная реклама работает в блогах гораздо лучше, чем в средствах массовой информации.

Она так же, как правило, дешевле. Есть очень много литературных пабликов и популярных персон, пишущих обзоры книг.

Я запрашивала прайсы и выбирала один – на пробу. Сейчас понимаю, что недооценила этот способ продвижения.

Сколько стоит напечатать и продать свою книгу? Можно ли вообще заработать писательством и, если можно, то каков заработок писателя в России?
Рассказывает популярный блогер Дмитрий Чернышев, автор книги «В начале».

Заработать серьезные деньги писательством в России могут всего несколько человек. Попробую объяснить – почему.

Начну с бумажной книги. Представьте – вы приносите прекрасную рукопись в издательство. Рукопись обязательно должна быть прекрасной. В противном случае ее просто не возьмут в работу. Ежегодно в России в издательства направляются около 4 000 000 рукописей. Из них в печать идет менее одного процента .

Около 100% на себестоимость книги набрасывает издательство. У него есть штат, который занимается поиском новых книг, работой с автором, дизайном, версткой и корректурой вашей гениальной рукописи, связями с типографиями и с распространителями, рекламой и продвижением вашей книги, бухгалтерией и еще множеством задач.

Еще около 100% зарабатывает типография, в которой тоже работают сотни людей. Типография печатает вашу гениальную книгу, брошюрует, фальцует, бигует, переплетает, упаковывает и доставляет тираж. В среднем печать занимает две-три недели.

Еще около 100% зарабатывают оптовики. И еще около 100% зарабатывают магазины, которые продают вашу гениальную книгу покупателям. Они платят арендную плату, зарплату продавцам, кассирам, грузчикам, уборщикам, охранникам и бухгалтерам. При этом рентабельными на падающем книжном рынке являются всего несколько процентов книг.

В результате, если ваша книга продается в магазине за 500 рублей, то вы, как автор, получаете за нее около 5%. То есть 20–25 рублей. Минус 13% налога. Добавлю, что хорошим сегодня является быстро проданный тираж от 3000 экземпляров.

Есть еще и электронные книги. Если ваша книга, например, продается за 100 рублей на «ЛитРес», то 50% берет себе сайт, 25% – издательство и 25% – ваши. Минус 13%.

Есть еще и аудиокниги. Но объем этого рынка так мал, что вы можете пока про него забыть.

Но ваша гениальная книга может быть бестселлером. Например, моя книга «Как люди думают» переиздается в пятый раз. Это много. За это раз в полгода я получаю около 70 000 рублей.

Есть еще один путь. Напечатать книгу за свой счет и самому заниматься ее реализацией. Это возможный, но тяжелый путь. Будьте готовы к тому, что половину комнаты будет занимать тираж вашей книги. И уменьшаться это количество книг будет ОЧЕНЬ медленно.

Есть еще один путь. Российский книжный рынок довольно мал. Можно перевести книгу на английский и продавать ее по всему миру. Но я про этот путь пока ничего не знаю.

Есть еще один путь. Мне было очень интересно – работает ли схема Бориса Гребенщикова. Он выкладывает свои песни бесплатно, а потом люди сами решают, сколько ему заплатить, если новый альбом им понравится. Я проверил этот схему на себе. Рассказываю о результатах.

Эта схема работает. Я получил около тридцати переводов. От 300 до 3000 рублей. За что хочу сказать огромное спасибо спонсорам. Вы можете даже спрогнозировать, сколько денег вы заработаете. За пару дней с Яндекса книгу «В начале» скачали чуть менее 9000 раз. В среднем каждое новое скачивание приносит два рубля.

Никогда не стесняйтесь поддержать автора, который вам нравится. Авторов, которых стоит перечитывать – совсем немного. Потому что в противном случае после первой хорошей книги он, с большой долей вероятности, пошлет все к чертям и уйдет работать нефтетрейдером. А вы не прочитаете прекрасную книгу, которую он мог бы написать.