Что такое невидимые нити в лесу. Невидимые нити в осеннем лесу — Гипермаркет знаний. Почему некоторые животные линяют осенью

Тема урока: «Невидимые нити в осеннем лесу».

Взаимодействие между организмами, входящими в состав природного сообщества;

Характер и последствия вмешательства человека в природное равновесие;

Познакомить с простейшими способами ориентирования;

Воспитание любви к природе, к бережному отношению.

ОБОРУДОВАНИЕ: компас, картинка дуба, плоды дуба, корзинка с грибами, картины с изображением осени, слайды мультимедиа.

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

1) Фронтальный опрос.

а) – На какие три группы можно разделить все растения?

– Назовите отличительные черты дерева. Куста. Травы.

– На какие 2 группы можно разделить деревья?

(таблица «Лесные этажи»)

б) Назовите группы животных.

Назовите отличительные черты каждой группы животных.

в) «Собери лукошко грибов» (игра)

Царь грибов на толстой ножке

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он … Белый.

Под сосною на опушки

Преют рыжие макушки,

В мох душистый две косички

Прячут хитрые … Лисички.

Будто смазанные маслом,

Мы блестим на солнце красном.

Как лесные дошколята

Под сосной растут … Маслята.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали заметных,
Собирай, не мешкай,

Это … Сыроежки.

Возле леса на опушке

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый … Мухомор.

Назовите, какие вы знаете съедобные грибы.

Несъедобные грибы.

(таблицы съедобных и не съедобных грибов)

3. Инсценировка произведения Н.Сладкова

“Муравей и Сороконожка”.

Вот напугал, Муравей! Да ты что- с неба свалился, что ли?

С неба, с неба… С рябиновой ветки я свалился!

А что же ты там делал?

Делал, делал… Коров пас!

А что еще?

Что, что… Доил коров!

А что еще?

Молочко сладкое пил!

А еще что?

Вот пристала! Ну задремал немножечко, да и скатился с листа! Тебе что, у тебя сорок ног, а у меня всего шесть: на двух стою, двумя тлю-коровку держу, двумя молочко тлиное собираю.

О чем вы узнали?

4. Изучение нового материала

1) Работа с учебником (с.55,рис.1)

а)- Кто еще собирает тлиное молочко?

(тлиное молочко - сладкая жидкость)

Какую пользу приносит?

Какую пользу приносит?

Какие невидимые нити связывают их воедино? (пищевые)

2) Экологический прогноз.

Вы уже знаете, что такое прогноз погоды.

(Это научная предположение о будущем состоянии погоды.)

Но прогноз может быть и экологическим.

Рассказ “Лес” (стр.54-55).

“Не бывает леса без деревьев ”. Но что бы лес рос хорошо, ему нужны кустарники.

Эта история о том, как в давние времена люди вздумали навести порядок в одном большом лесу.

Главный лесничий рассуждал так. Лес-это деревья, все остальное- лишнее. И по его приказу вырубали кустарники. Чисто и просторно стало в лесу…

Прошел год, второй, третий. И видит главный лесничий, что в его чистом, аккуратном лесу что-то неладно. Куда ни посмотришь, везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: «Что же тут случилось? Отчего деревья сохнут?» А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье.

Развелось их видимо-невидимо. Вот деревья и стали сохнуть оттого, что насекомых стало слишком много, одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубил бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых.

3) Вывод (стр. 55).

Невидимыми нитями мы назвали связи, которые есть в природе повсюду. Связаны между собой неживая и живая природы, растения и животные, различные животные. Да и человек тысячами нитей связан с окружающей его природой.

4) Стихотворение «Про всех на свете»:

Все на свете,

На свете нужны!

И мошки на свете нужны,

Чем Слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых,

И даже без хищников –

Злых и свирепых.

Нежны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд!

Плохие дела

У Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки

Не лучше делишки!

И если мы с кем-то

Не очень дружны –

Мы всё таки очень

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой покажется!

Все на свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

5) Введение в тему «Невидимые нити в осеннем лесу»

а) Стихотворение А.С. Пушкина.

Уж небо осенью дышало,

Уже реже солнышко блистало,

Короче становился день,
Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажилась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван

Тянулся к югу! Приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уже у двора.

б) Беседа о дубе (картинка)

И высок я, и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок. Дуб

Осенью на дубе созревают плоды-желуди. Внутри каждого желудя находится одно-единственное крупное семя. Созревшие желуди опадают на землю. Весной из них начинают расти новые деревца.

Но не все желуди сохраняются до весны. Часть их осенью и зимой съедают разные лесные животные. Для этих животных дуб – кормилец!

Думаешь, животные только поедают желуди и ничем не помогают дубу? Нет, некоторые из них помогают дубу расселиться. Особенно хорошо это делает сойка.

Осенью сойка прячет желуди про запас в мох, под корни деревьев. Прячет она их почти всегда далеко от дубов. Зимой сойка съедает припрятанные желуди. Но не все. Многие из них она не находит. Весной эти желуди дадут начало молодым дубкам. Вот и получается, что сойка расселяет дуб.

Белка и лесные мышки тоже расселяют желуди.

в) Связь дуба и животных

Работа с учебником (стр. 59).

г) Как животные помогают растениям.

Работа с учебником (стр. 60-61).

IV. ОБЖ.
Простейшие способы ориентирования. Представьте себя, что вы с друзьями пошли в лес и вдруг заблудились. Ваши действия?

Если вы заблудились в лесу, первое и основное правило безопасности: ни в коем случае не подавайтесь панике!

1. Не стоит сразу бежать, куда глаза глядят.

2. Присядьте, успокойтесь и внимательно прислушайтесь, не доносятся ли откуда-нибудь звуки: шум машин и поездов; гудки теплоходов с реки, лай собак, крики домашних животных, птиц и другие звуки, говорящих в близости людей.

3. Уловив звук, повернитесь к нему лицом и идите в этом направлении. Если звук будет приближаться, значит, вы идете правильно.

4. Если у вас есть компас, то перед тем, как зайти в лес, необходимо определить по компасу стороны света, чтобы точно знать, в каком направлении вам надо будет возвращаться.

Если нет компаса, то стороны света можно определить по солнцу.

Солнце восходит на востоке, а заходит на западе.

Поэтому, если утром стать лицом к солнцу, север будет по левую руку, а юг по правую.

Заходя в лес, запомните, в какой глаз вам светит солнце. А при возвращении оно должно светить в другой глаз.

Многие растения являются компасами.

Мхи и лишайники любят тень, поэтому растут преимущественно на северной стороне стволов деревьев.

Кора у деревьев обычно темнее и грубее с северной стороны. Особенно это заметно у березы, осины и сосны.

В сухую, жаркую погоду ели и сосны больше смолы выделяют с южной стороны.

Муравьи устраивают свои жилища обычно с южной стороны ближайших деревьев, пней и кустов. Южная сторона муравейника более пологая, чем северная.

1. Никогда не забывайте о своих товарищах. В лесу нужно держаться вместе и не терять друг друга из виду.

2. Если вы заблудились, а на пути у вас река или большой ручей, идите вниз по течению. Путь вниз по течению, как правило, ведет к жилью.

В любом случае, перед тем, как действовать, следует сначала осмотреться и правильно определить обстановку.

А чтобы не случилось с вами беды подобного рода, помните: в лес ходить одному без взрослых нельзя.

VI. Итог урока.

Фронтальная беседа.

Что мы сажаем, спасая леса?

Мачты и реи – держать паруса,
Рубку и палубу, ребра и киль –

Странствовать по морю

В бурю и штиль.

Что мы сажаем, спасая леса?
Легкие крылья – лететь в небеса.

Стол, за которым ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, спасая леса?

Чащу, где бродит барсук и лиса,

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Чащу, где пестрые дятлы стучат.

Что мы сажаем, спасая леса?

Лист, на который ложится роса,

Свежесть лесную, и влагу и тень –

Вот что сажаем в сегодняшний день.

VII. Домашнее задание.

Учебник (стр. 54-61).

Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»
Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
Курс «Сопровождение детского отдыха. Школа вожатых»
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС».


ация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы Ф

Пример невидимых нитей в осеннем лесу? Схема невидимых нитей в лесу?

    Все обитатели осеннего леса имеют взаимозависимые отношения: насекомые, грибы, растения даже разрушаясь, выполняют, как минимум, три функции:

    • превращаются в удобрения
    • становятся пищей
    • служат жилищем или материалом для строительства и утепления жилищ.

    Когда какое-то звено цепи разрушается, последствия могут быть катастрофическими. Например, применение пестицидов может погубить растения летом, тогда к осени остальным животным будет нечего есть, негде зимовать, им придется мигрировать, искать более безопасные и более сытые места обитания. Не все животные смогут дойти или долететь, многие просто погибнут.


    Под невидимыми нитями подразумевается взаимосвязь в природе. Например, осенью на дубе жлуди растут. Созревая они падают на землю, а весной из них начинают расти молодые деревья. Но не из всех, потому что желудями питаются животные и птицы, например белка, сойка и т.д. Для них плоды дуба — еда. Сойка переносит желуди и прячет их в разных местах, потом часть из них съедает, а часть остается из которой тоже растут молодые дубки весной. Таким образом дуб помогает птицам и животным кормя их желудями, а животные помогают расселяться дубу. Невидимые нити могут быть между живой и не живой природой.

    Невидимые нити — это связи, которые встречаются в мире повсеместно, но и в лесу в том числе. Если говорить именно об осеннем лесе, то не секрет, что именно в это время самое урожайное, деревья приносят плоды, животные и птицы этими плодами питаются.

    То, что многие птицы улетают в более теплые края — это тоже результат определенных изменений в природе: меньше пропитания, короче день, температура воздуха, воды и земли ниже.

    Невидимыми нитями называют связи между всеми объектами природы. Без невидимых связей природа не может существовать, иначе погибнет вс. А примером невидимых связей в осеннем лесу может послужить такая картина, когда созревают грибы, ягоды и орехи, а птицы и животные их поедают и делают припасы на зиму, чтобы выжить. Или человек тоже собирает все эти дары природы, ходит в осенний лес, дышит чистым свежим воздухом.


    Невидимые нити- это нити, соединяющие всех обитателей леса. Чаще всего, это обычные пищевые цепочки. Ведь понятно, что все растения и животные в лесу в конце концов служат пищей друг для друга, чтобы опять-же, поддерживать существование этого самого леса.

    Невидимые нити в осеннем лесу.

    Дождик — грибы.

    Елка — белка.

    Заяц — лиса.

    Дуб — кабан, который питается желудями.

    Рябина — дрозды, которые кормятся ягодами рябины.

    рябина — свиристель, птица, которая также ест ягоды рябины.

    Представитель одного вида дает пищу другому виду. Растения кормят птиц и животных, дерево дает укрытие животным и птицам, служит им защитой от хищников и человека.

    Солнце — комары. Пока греет солнышко, в лесу полно комаров. Как только солнце спрячется, исчезнут комары.

    Самый видимый пример осенних невидимых нитей солнце — рябина.

    Семенами ели питаются животные, не будь ели, животные могли бы погибнуть зимой от холода.

    Невидимые нити присутсвуют повсеместно, стоит только получше приглядеться и вдуматься. А вот осенний лес может стать ярчайшим тому примером.

    Вот тому наглядный пример нитей в осеннем лесу:

    А вот ещ одна явная невидимая нить осеннего леса:


    Невидимые нити связывают между собой все объекты живой (например животные, растения, грибы, бактерии, микроорганизмы) и неживой (например вода, солнце, луна, камни, воздух) природы.

    Примеры невидимых нитей разбирают, что бы понять взаимосвязь объектов в природе. Например какую пользу приносят растения животным или солнце растениям, для чего нужны все объекты, какую пользу или вред они приносят друг другу.

    Пример невидимых нитей: растения-животные.

    Взаимосвязь: растения для животных пища, укрытие, а животные разносят семена растений, уничтожают вредителей.

    В осеннем лесу есть такой пример невидимых нитей взаимодействия живой и неживой природы: солнце ниже, значит короче день и прохладнее — животных и насекомых становится меньше так как становится меньше корма, некоторые животные заготавливают корм на зиму, другие впадают в спячку.

    Невидимыми нитями называют такие связи, которые существуют в природе. Их можно наблюдать повсюду. Эти связи могут быть как между животными, так и между растениями, между животными и растениями, между человеком и животными.

    Вот пример связи живой и неживой природы: солнце, воздух оказывают влияние на жизнь животных:

    растения могут служить для животных пищей, домом, укрытием от врагов. Животные, в свою очередь, опыляют растения, спасают их от вредителей, распространяют семена.

    Вот примеры невидимых нитей в осеннем лесу:

    Берза — заяц,

    солнце — рябина,

    Рябина — белка,

    солнце — деревья (начинают падать листья).


    Невидимые нити существуют везде, это связи, которыми соединены все объекты и живой и неживой природы. Солнце связано с ростом растений и поведением зверей, также как и вода и земля и даже ветер. Ягоды и грибы связаны с животными, которые их поедают или запасают на зиму, листопад связан невидимыми нитями с поведением насекомых, птиц и началом зимнего сна у деревьев. Даже человек связан этими нитями с остальной природой, ведь он также ходит в лес за грибами и ягодами, или просто дышит осенним воздухом и любуется буйством красок осеннего леса. Например осенний дуб связан нитями с различными грызунами, птицами и даже крупными животными, которые питаются его желудями или которые живут в его дуплах, ветвях и корнях.

    А вот схематичное представление некоторых невидимых нитей:

Урок окружающего мира проведен во 2 классе по теме "Невидимые нити в осеннем лесу (учебник "Мир вокруг нас А.А.Плешаков). Даный урок способствует развитию умения находить и видеть связи живой и неживой природы, формирует умение наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, позволяет закрепить понятие "этажи леса".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе

ТЕМА : « Невидимые нити в осеннем лесу»

ЦЕЛИ : - способствовать развитию умения находить и видеть связи живой и неживой природы; формировать умение наблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе; закрепить понятие « этажи леса»;

Развивать эстетическое и поэтическое восприятие природы, способность видеть и чувствовать ее красоту; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе раннее изученный материал, умение рассуждать, выражать свои мысли;

Формировать бережное, ответственное отношение к природе, понимание значимости решения экологических проблем.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник « Мир вокруг нас» (2 кл. ч.1 – А.А.Плешаков), карточки с текстом для каждого ученика, окно со словом « Красота», репродукции картин известных художников об осени, картинки дуба, орешника, рябины, птиц и животных, фонограмма П.И.Чайковского « Времена года» - « Осенняя песенка», Лесовичок.

ТИП УРОКА : комбинированный

ВИД УРОКА : заочная экскурсия

ХОД УРОКА:

  1. Организация начала урока.

1). – Добрый день!

Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, мои друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

Экскурсию с вами мы совершим

В мир природы, добра, красоты.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активней в работу включайся, дружок!

2) - Проверим посадку:

Ноги? На месте.

Руки? На месте.

Локти? У края.

Спина? Прямая.

Чтобы у нас с вами было хорошее настроение на уроке, я предлагаю вам сказать что-то приятное какому – либо человеку в классе, который нуждается в ваших словах.

Я вам желаю, чтобы у вас всё сегодня получилось.

II.ЭТАП ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К АКТИВНОМУ И ОСОЗНАННОМУ ДЕЙСТВИЮ.

1). Вступительная беседа.

Что необычного вы заметили на доске? (ОКНО)

Что же такое загадочное ждет нас, если мы откроем это окно?

(открываю окно и читаю слово « Красота»)

Что такое « Красота»?

К чему мы обращаемся, если точно не знаем значение данного слова?

(СЛОВАРЬ В.И. ДАЛЯ)

« КРАСОТА – совокупность качеств, доставляющих удовольствие, наслаждение взору, слуху; все красивое, прекрасное, приятное. Например: Красота русской природы.»

Вы, ребята, были правы, когда рассуждали о красоте. Что же в жизни вы видели красивого, за чем наблюдали?

А можем ли мы наблюдать за красивыми поступками, за общением друг с другом?

Человек отличается от животного тем, что он видит глубину синего неба, отражение солнца в прозрачных каплях дождя, нежный стебелек. Видит и изумляется, и начинает творить, создавать сам новую красоту. Остановитесь и вы в изумлении перед красотой, и в вашем сердце тоже расцветет красота.

На ваших столах лежат карточки с текстом. Познакомьтесь с его содержанием. Постарайтесь увидеть в этом тексте что – нибудь красивое.

(ДЕТИ ЧИТАЮТ ТЕКСТ)

… пришла в лес. Все листья она раскрасила в яркие цвета. Лес стал очень красивым. Потом подули сердитые ветры. Они срывали жёлтые, красные, бурые листья и бросали их на землю. Скоро лес опустел.

Что красивого вы увидели в этом тексте?

А когда это бывает?

« …Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…»

О каком времени года идет речь в стихотворении А.С.Пушкина?

Мы знаем, что осень длится 3 месяца. Всегда ли осень одинакова?

Какая осень сейчас за окном?

Давайте раздвинем занавески на нашем необычном окне.

Какую осень мы видим за окном?

(РАЗДВИГАЮ ЗАНАВЕСКИ)

Кому из вас, ребята нравится это время года? Чем именно?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Очень многим нравится осень, в том числе и великим художникам, поэтам, писателям и композиторам. С помощью слов, кистей и красок, с помощью музыки они выражают свои чувства, эмоции. Посмотрите еще раз на уже известные вам картины художников, вспомните их названия, авторов.

На уроках литературного чтения мы читали стихи о этом прекрасном времени года. Давайте вспомним одно из них.

(УЧЕНИК ЧИТАЕТ СТИХ. К. БАЛЬМОНТА « ОСЕНЬ»)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее, и от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

III. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Надеюсь, такую же прекрасную картину осенней природы увидим и мы с вами сегодня на уроке.

На нашей заочной экскурсии мы будем наблюдать за осенними изменениями в жизни растений, вспомним уже известные вам растения, узнаем новые и постараемся во всем увидеть и разглядеть красоту. А еще мы постараемся увидеть « невидимые ниточки» в осеннем лесу. А поможет мне провести экскурсию Лесовичок. Он предлагает взять вам с собой внимание, сосредоточенность и, конечно же, дружелюбие.

Итак, в путь! Пока мы с Лесовичком идем к лесу, расскажем ему о том, что мы уже знаем о осени. Итак, какие изменения произошли в природе с наступлением осени?

Опишите состояние неживой природы, растений.

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

У Лесовичка к вам, ребята, тоже есть вопрос. Ответим на него?

ЛЕС – дом для растений и животных, как для нас людей – квартиры. И этот дом, как и дома людей – многоэтажный. Только в лесу эти этажи называются ярусами. Каждый ярус имеет свое название. Дайте этим этажам названия, используя следующие описания.

  1. Многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей.(КУСТАРНИКИ)
  2. Многолетние растения с крупным твердым стеблем и мощным корнем. (ДЕРЕВО)
  3. Растения с мягкими зелеными стеблями.(ТРАВЫ)

Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке.

ЯРУСЫ ЛЕСА

ДЕРЕВЬЯ КУСТАРНИКИ ТРАВЫ

Лесовичок доволен вашими ответами. Вот мы и на лесной полянке. Посмотрите, как здесь красиво!

IV. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Закройте глазки и сделайте глубокий вдох, выдох. Как легко дышится в осеннем лесу. Откройте глазки. Посмотрите вверх, какое чистое, голубое небо, совсем, как летом. Посмотрите влево. Какие красивые, точно золотом расшитые платьица подарила осень березкам. Посмотрите вправо. А высоким стройным елям осень разрешила остаться в своих зеленых нарядах. Посмотрите вниз. Как много под ногами разноцветных листочков, даже жалко ходить по такой красоте.

V. ПРОДОЛЖЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

Вот на лесной полянке нас встречает дерево. Угадайте, что это за дерево.

(СООБЩЕНИЕ О ДУБЕ ДЕЛАЕТ УЧЕНИК)

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной,

А на кончике ветвей

Много – много желудей.

(НА ДОСКЕ – ДУБ)

Лесовичок тоже хочет рассказать вам о дубе, о своем любимом дереве. Но он просит вас поработать вместе с ним в своих тетрадках. Откройте тетради и запишите число.

(ПО ХОДУ РАССКАЗА УЧИТЕЛЯ ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ СХЕМУ В ТЕТРАДЯХ, УЧИТЕЛЬ КАРТИНКАМИ НА ДОСКЕ)

Осенью на дубе созревают плоды – желуди. Внутри каждого желудя одно крупное семя. Созревшие плоды падают на землю, а весной из них начинают расти новые деревца.

Но не все желуди сохраняются до весны. Часть их осенью и зимой съедают разные лесные жители. Это белка, дикий кабан, лесные мыши и птицы. Дуб для них – кормилец! Но животные не только поедают желуди, некоторые из них помогают дубу расселяться. Особенно хорошо это делает сойка и белка. Они осенью прячут желуди про запас, и чаще всего далеко от дуба. Часть желудей она съедает зимой, а о каких – то забывает. Весной из этих – то желудей и вырастут молодые деревца. Вот и получается, что сойка и белка расселяют дуб. Лесные мыши и кабаны тоже разносят желуди.

СОЙКА

ДУБ БЕЛКА

КАБАН

МЫШЬ

В КАКОМ ЯРУСЕ РАСТЕТ ДУБ?

А рядом с дубом часто можно увидеть этот кустарник. Это – ОРЕШНИК. Орешник – довольно высокий кустарник, у него много гибких стеблей. Плоды орешника – орехи. Созревая, они падают на землю под кустом. Расселяться орешнику помогают животные, которые их едят. В основном, это белки и лесные мыши.

(СОСТАВЛЯЕМ СХЕМУ)

БЕЛКА

ОРЕШНИК

МЫШЬ

В каком ярусе растет орешник?

VI. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПОДВИЖНАЯ ФИЗМИНУТКА

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим (бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (прыжки на месте)

Стоп. Немножко отдохнем.

И домой пешком пойдем. (ходьба на месте).

VII. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

(СООБЩЕНИЕ О РЯБИНЕ)

На стр. 60 прочитайте о том, кого кормит рябина и кто помогает ей расселяться. Составьте схему в тетрадях. Работаем в парах.

ДРОЗДЫ

РЯБИНА

СВИРИСТЕЛЬ

В каком ярусе растет рябина?

Как бы красиво, как бы хорошо, уютно ни было в осеннем лесу, нам нужно возвращаться в класс. Но что – то наш Лесовичок загрустил. Оказывается, пока мы читали о рябинке, Лесовичок прислушался и услышал, как шепчутся на рябинке листочки с ягодками. « Мы такие маленькие, беззащитные. За нашу осеннюю красоту нас и наши гроздья ягод срывают и ломают. Мы даже боимся желтеть и краснеть. Что же нам делать? Как же нам быть?»

Ребята, как нам успокоить Лесовичка? Сможем мы им оказать помощь и какую?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Многие растения сегодня стали редкими. Они даже занесены в Красную книгу. « Красной» она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли губить растение из – за нескольких дней красоты? Правильно. Ведь недаром говорят:

« Поймал я бабочку – она погибла, сорвал я цветок – он завял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту и природу!»

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Находясь в природе, нельзя срывать цветы и красивые ветви деревьев. Можно собирать букеты только из тех цветов, которые вырастил человек.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать;

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!

Если мы будем по – настоящему, серьезно заботиться о природе, только тогда мы станем добрее.

Лесовичок говорит, что нужно, чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу и любовь к растениям.

VIII. ИТОГ УРОКА.

1) - Вот и подошла к концу наша экскурсия. Мы еще раз побывали в осеннем лесу, любовались его красотой., попытались увидеть невидимые ниточки в осеннем лесу. Вас чему – нибудь научила эта экскурсия? Какие советы вы бы хотели дать своим друзьям?

Лесовичок прощается с вами, ему пора возвращаться в свой лес. А на память о нашей встрече он дарит вам вот такие осенние листочки – закладочки в ваши учебники.

2) – Закройте глаза, представьте, что вы идёте домой, встречаете какого-то знакомого и рассказываете, что вы сегодня узнали на уроке, что было интересного, а что трудного? Возвращайтесь в класс.

Что же нового вы сегодня узнали?

Что было интересного?

3) Самооценка по шкале.

4) Рефлексия настроения (наклеивание своего имени на «радугу настроения»).

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Стр.58 – 61.

К рассказу « Белкин запас» составить схемку « невидимых ниточек».


Осенью на дубе созревают плоды - жёлуди. Внутри каждого жёлудя находится одно-единственное крупное семя. Созревшие жёлуди опадают на землю. Весной из них начинают расти новые деревца.

Но не все жёлуди сохраняются до весны. Часть их осенью и зимой съедят разные лесные животные. Для них дуб - кормилец!

Думаешь, животные только поедают жёлуди и ничем не помогают дубу? Нет, некоторые из них помогают дубу расселяться. Особенно хорошо это делает сойка.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

    Все обитатели осеннего леса имеют взаимозависимые отношения: насекомые, грибы, растения даже разрушаясь, выполняют, как минимум, три функции:

    • превращаются в удобрения
    • становятся пищей
    • служат жилищем или материалом для строительства и утепления жилищ.

    Когда какое-то звено цепи разрушается, последствия могут быть катастрофическими. Например, применение пестицидов может погубить растения летом, тогда к осени остальным животным будет нечего есть, негде зимовать, им придется мигрировать, искать более безопасные и более сытые места обитания. Не все животные смогут дойти или долететь, многие просто погибнут.

    Под невидимыми нитями подразумевается взаимосвязь в природе. Например, осенью на дубе жлуди растут. Созревая они падают на землю, а весной из них начинают расти молодые деревья. Но не из всех, потому что желудями питаются животные и птицы, например белка, сойка и т.д. Для них плоды дуба - еда. Сойка переносит желуди и прячет их в разных местах, потом часть из них съедает, а часть остается из которой тоже растут молодые дубки весной. Таким образом дуб помогает птицам и животным кормя их желудями, а животные помогают расселяться дубу. Невидимые нити могут быть между живой и не живой природой.

    Невидимые нити - это связи, которые встречаются в мире повсеместно, но и в лесу в том числе. Если говорить именно об осеннем лесе, то не секрет, что именно в это время самое урожайное, деревья приносят плоды, животные и птицы этими плодами питаются.

    То, что многие птицы улетают в более теплые края - это тоже результат определенных изменений в природе: меньше пропитания, короче день, температура воздуха, воды и земли ниже.

    Невидимыми нитями называют связи между всеми объектами природы. Без невидимых связей природа не может существовать, иначе погибнет вс. А примером невидимых связей в осеннем лесу может послужить такая картина, когда созревают грибы, ягоды и орехи, а птицы и животные их поедают и делают припасы на зиму, чтобы выжить. Или человек тоже собирает все эти дары природы, ходит в осенний лес, дышит чистым свежим воздухом.

    Невидимые нити- это нити, соединяющие всех обитателей леса. Чаще всего, это обычные пищевые цепочки. Ведь понятно, что все растения и животные в лесу в конце концов служат пищей друг для друга, чтобы опять-же, поддерживать существование этого самого леса.

    Невидимые нити в осеннем лесу.

    Дождик - грибы.

    Елка - белка.

    Заяц - лиса.

    Дуб - кабан, который питается желудями.

    Рябина - дрозды, которые кормятся ягодами рябины.

    рябина - свиристель, птица, которая также ест ягоды рябины.

    Представитель одного вида дает пищу другому виду. Растения кормят птиц и животных, дерево дает укрытие животным и птицам, служит им защитой от хищников и человека.

    Солнце - комары. Пока греет солнышко, в лесу полно комаров. Как только солнце спрячется, исчезнут комары.

    Самый видимый пример осенних невидимых нитей солнце - рябина.

    Семенами ели питаются животные, не будь ели, животные могли бы погибнуть зимой от холода.

    Невидимые нити присутсвуют повсеместно, стоит только получше приглядеться и вдуматься. А вот осенний лес может стать ярчайшим тому примером.

    Вот тому наглядный пример нитей в осеннем лесу:

    А вот ещ одна явная невидимая нить осеннего леса:

    Невидимые нити связывают между собой все объекты живой (например животные, растения, грибы, бактерии, микроорганизмы) и неживой (например вода, солнце, луна, камни, воздух) природы.

    Примеры невидимых нитей разбирают, что бы понять взаимосвязь объектов в природе. Например какую пользу приносят растения животным или солнце растениям, для чего нужны все объекты, какую пользу или вред они приносят друг другу.

    Пример невидимых нитей: растения-животные.

    Взаимосвязь: растения для животных пища, укрытие, а животные разносят семена растений, уничтожают вредителей.

    В осеннем лесу есть такой пример невидимых нитей взаимодействия живой и неживой природы: солнце ниже, значит короче день и прохладнее - животных и насекомых становится меньше так как становится меньше корма, некоторые животные заготавливают корм на зиму, другие впадают в спячку.

    Невидимыми нитями называют такие связи, которые существуют в природе. Их можно наблюдать повсюду. Эти связи могут быть как между животными, так и между растениями, между животными и растениями, между человеком и животными.

    Вот пример связи живой и неживой природы: солнце, воздух оказывают влияние на жизнь животных:

    растения могут служить для животных пищей, домом, укрытием от врагов. Животные, в свою очередь, опыляют растения, спасают их от вредителей, распространяют семена.

    Вот примеры невидимых нитей в осеннем лесу:

    Берза - заяц,

    солнце - рябина,

    Рябина - белка,

    солнце - деревья (начинают падать листья).

    Невидимые нити существуют везде, это связи, которыми соединены все объекты и живой и неживой природы. Солнце связано с ростом растений и поведением зверей, также как и вода и земля и даже ветер. Ягоды и грибы связаны с животными, которые их поедают или запасают на зиму, листопад связан невидимыми нитями с поведением насекомых, птиц и началом зимнего сна у деревьев. Даже человек связан этими нитями с остальной природой, ведь он также ходит в лес за грибами и ягодами, или просто дышит осенним воздухом и любуется буйством красок осеннего леса. Например осенний дуб связан нитями с различными грызунами, птицами и даже крупными животными, которые питаются его желудями или которые живут в его дуплах, ветвях и корнях.

    А вот схематичное представление некоторых невидимых нитей: