Как живут африканские пигмеи (24 фото). Лесные охотники. Африканское племя пигмеев мбути Самые маленькие народы африки

В тропических лесах провинции Итури республики Конго живут самые низкорослые на планете люди - пигмеи племени Мбути. Их средний рост составляет 135 см. Светлый цвет кожи помогает им легко и незаметно жить в лесной тени на уровне каменного века.
Они не разводят скотину и не культивируют растения. Живут в тесной связи с лесом, но не дольше месяца на одном месте. Основу их рациона составляют собранные ягоды, орехи, мед, грибы, плоды и коренья, а форму их общественной организации определяет охота.

У тех мбути, что охотятся главным образом с луками и стрелами, группа может состоять всего из трех семей, хотя во время сезона сбора меда охотники объединяются в большие группы, требующиеся при облавах - бегбе. Но на западе у охотников, пользующихся сетями, группа должна состоять по крайней мере из семи семей, а предпочтительно в два раза больше. В тех случаях, когда группа объединяет уже 30 семей, она разделяется.

Для 35 тысяч Мбути в лесах Итури достаточно места. Каждая группа занимает свою территорию, всегда оставляя в центре чащи приличный по размерам общий участок земли.

Группа в целом считает себя единой семьей.И это - главная общественная единица, хотя группа не всегда состоит из родственников. Состав ее также может меняться с каждым ежемесячным кочевьем. Поэтому нет вождей и постоянных лидеров. В любом случае, все члены группы солидарны между собой.

На охоте семья делится на возрастные группы. Старшие мужчины устанавливают ловушки и садятся в засаду с дротиками и дубинками. Молодые мужчины держатся поодаль со стрелами в руках, чтобы, если дичь будет ускользать, убить ее. А женщины и дети находятся позади молодых охотников, повернувшись к ним лицом и ждут, когда пойманную дичь можно будет сложить в корзины. Корзинки они носят за спиной, держатся они с помощью ремней, надетых на лоб. Когда группа наловит дичи на день, она возвращается к месту стоянки, собирая по дороге все съедобное. Затем готовят пищу на костре.

Самым отвратительным преступлением у пигмеев считается, когда какой-нибудь хитрый охотник расставляет сети в момент загонки дичи. Основной улов оказывается у него в руках, а он ни с кем не делится. Но справедливость восстанавливается просто и внушительно. У хитреца изымается вся добыча, и его семья остается голодной».

Любопытный англичанин Колин Тэрнбул решил провести эксперимент. Ему очень хотелось проверить, как пигмей будет вести себя за пределами своего леса. Вот что он пишет: «Я уговорил опытного охотника Кенге отправиться со мной в Национальный заповедник Ишанго, в саванну, которая кишит дичью. Загрузили всякой провизией, сели в машину и поехали. Поскольку шел проливной дождь, Кенге даже не заметил, что лес остался позади. Когда выехали на поросшую травой равнину, мой спутник начал ворчать: - Ни одного дерева, какая плохая страна.
Успокоило его только обещание о большом количестве дичи. Но потом он опять расстроился, узнав, что охотиться на эту дичь нельзя. Когда мы поднялись по склону и взглянули на равнину, Кенге остолбенел. Перед ним до самого горизонта простералась зеленая равнина, сливавшаяся с озером Эдуарда. Без конца и без края. И повсюду пасутся слоны, антилопы, буйволы и т.д. Такого Кенге еще никогда не видал.
- Этого мяса хватило бы на много месяцев, - сказал он мечтательно. Сел в машину и больше из нее выходил, пока мы не покинули заповедник. На следующий день Кенге почувствовал себя более уверенно, и сказал:
- Я был не прав, это хорошее место, хотя оно мне и не нравится. Здесь чистое небо и земля чистая. Если бы только деревьев побольше...На обратном пути, чем глубже мы въезжали в лес, тем громче Кенге пел. В лагере его встречали, как героя

Племя мбути - это пигмеи, проживающие на востоке Заира, насчитывающие приблизительно 100 тысяч человек и говорящие на языке эфе. Их мрачная слава беспощадных охотников отличается достаточно мирным образом жизни, по сравнению с воинственными северо-кенийскими племенами. Все племена уже открыты, потому что европейские миссионеры не оставляют ни один этнос без своего внимания.

Пигмеи мбути меняют раз в пятилетку свои стоянки, чтобы все ближе перекочевывать к цивилизации - возле дорог и рек они могут поменять свою добычу в виде шкур, мяса, дикорастущих плодов и ягод на необходимые им достижения культурной жизни - соль, спички, металлические предметы.

Племя мбути

Они стали интересоваться и одеждой, поэтому уже практически невозможно увидеть их знаменитых юбочек из листьев и коры деревьев. Мбути вступают в контакты для таких натуральных обменов с оседлыми и цивилизованными банту (пер. с суахили - «люди»).
Банту - это языковая группа большей части заирских племен и множества других африканских народностей, дословное лингвистическое название которых обозначает оседлых людей, высокий рост.

Некоторые утверждают, что этим актом охотники искупают свою вину за то, что лишают лес дичи и растительности, так как у пигмеев двойственное отношение к охоте. Она несет им радость, удовольствие, и они любят есть мясо, но все же они считают, что нехорошо лишать жизни живые существа, ибо бог создал не только людей леса, но и животных леса.

Детям в самом раннем возрасте внушают идею зависимости от леса, веры в него, заставляют их почувствовать себя частью леса, а поэтому им и поручают обязанность разжигать искупительный костер, без которого не будет успешной охоты.

Высокая мобильность пигмеев ведет и к непостоянному характеру общественной организации. Поскольку все время меняется состав и размер групп, в них не может быть вождей или индивидуальных лидеров, так как они, как и другие люди, могут уйти и оставить группу без лидера. А поскольку у мбути нет линиджной системы, было бы трудно делить лидерство, когда раз в год группа раскалывается на более мелкие единицы. Здесь в системе правления тоже играет важную роль возраст, причем у всех, кроме детей, есть свои обязанности. Но даже и дети играют определенную роль: дурное поведение (лень, сварливость, эгоизм) исправляют не с помощью системы наказаний - ее у пигмеев не существует, - а просто высмеивая провинившегося. Это дети умеют делать прекрасно. Для них это игра, но через нее они постигают моральные ценности жизни взрослых и быстро исправляют поведение провинившегося, поднимая его на смех. Молодые люди чаще влияют на жизнь взрослых, в частности, они могут выражать свое недовольство группой или одобрение группы в целом, а не индивидуумов во время религиозного праздника молимо. За взрослыми охотниками остается решающее слово в экономических вопросах, но и только. Старейшины выступают в роли арбитров и принимают решения по наиболее важным проблемам группы, а старики пользуются всеобщим уважением.

Близость, существующая между пигмеями-мбути и их лесным миром, проявляется в том, что они очеловечивают лес, называют его отцом и матерью, поскольку он дает им все, что нужно, даже жизнь. Они не пытаются контролировать окружающий мир, а приспосабливаются к нему, и в этом коренное различие между их отношением к лесу и отношением к лесу других его обитателей, - рыбаков и земледельцев. Техника у мбути очень простая, и другие племена, владеющие определенным материальным богатством, считают охотников бедняками. Но такое материальное богатство только мешало бы кочевникам-мбути, а имеющаяся у них техника в достаточной мере удовлетворяет их потребности. Они не обременяют себя никакими излишками. Они делают одежду из коры, разбитой куском слоновьего бивня, из шкур и лиан изготовляют сумки, в которых носят детей за спиной, колчаны для стрел, мешки, украшения и веревки для плетения охотничьих сетей. Мбути за несколько минут строят жилища из молодых побегов и листьев, разрезая их металлическими мачете и ножами, которые они получают от живущих поблизости крестьян. Говорят, что, если бы у них не было металла, они пользовались бы каменными орудиями, но это сомнительно - пигмеи постепенно вступают в железный век.

Об обильных дарах леса можно судить хотя бы по дереву касуку - смола с его верхушки нужна для приготовления пищи, а смола, взятая у корней дерева, идет на освещение жилищ. Этой смолой мбути также замазывают швы коробов из коры, в которые они собирают мед. Ребенок с ранних лет учится использовать окружающий его мир так, чтобы не губить его, а только брать все, что нужно в данный момент. Его образование сводится к подражанию взрослым. Его игрушки - это копии предметов, которые употребляют взрослые: мальчик учится стрелять из лука в медленно движущихся животных, а девочка идет в лес и набирает в свою крошечную корзинку грибы и орехи. Тем самым дети оказывают экономическую помощь, добывая некоторое количество пищи, хотя для них это просто игра.

Благодаря чувству взаимозависимости и общности, воспитываемому с рождения, пигмеи единым коллективом противостоят соседним племенам лесных земледельцев, совсем иначе относящихся к лесу и считающих его опасным местом, которое надо расчистить, чтобы выжить. Пигмеи торгуют с этими земледельцами, но не из экономических соображений, а просто для того, чтобы земледельцы не лезли в их лес в поисках мяса и других лесных продуктов, в которых всегда нуждаются крестьяне. Жители деревень боятся и людей леса, и самого леса, ограждая себя от них ритуалами и магией.

Единственное магическое средство охотников носит «симпатический» характер - это талисман, изготовленный из лесных лиан, украшенных крошечными кусочками дерева, или же мастика из золы лесных пожаров, смешанная с жиром какого-либо животного и заложенная в рог антилопы; ею потом мажут тело, чтобы обеспечить успешную охоту. Идея такого талисмана проста: если мбути еще ближе физически соприкоснется с лесом, то его потребности будут обязательно удовлетворены. Эти акты носят скорее религиозный, а не "магический" характер, что видно на примере матери, которая пеленает новорожденного ребенка в особое одеяние, сделанное из куска коры (хотя теперь мать могла бы достать и мягкую ткань), и украшает младенца амулетами из лиан, листьев и кусков дерева, а затем купает его в лесной воде, которая скапливается в некоторых толстых лианах. С помощью этого физического контакта мать как бы посвящает ребенка лесу и просит у него покровительства. Когда приходит беда, то, как говорят мбути, им достаточно пропеть священные песни церемонии молимо, «разбудить ими лес» и привлечь его внимание к своим детям - тогда все будет в порядке. Это богатая, но простая вера, представляющая разительный контраст с верой и практикой соседних племен.

Но в остальном жизнь мбути никак не изменилась, они, как и в прошлые века, остаются всё теми же собирателями и кочевыми охотниками, сохранив свою традиционную культуру.

Видео: Ритуальные танцы африканских пигмеев.

От других африканских племен пигмеи отличаются своим ростом, который колеблется в пределах от 143 до 150 сантиметров. Причина столь небольшого роста пигмеев до сих пор является загадкой для ученых, хотя некоторые исследователи полагают, что их рост обусловлен приспособленностью к трудным условиям жизни в тропическом лесу.

Пигмеев продавали в зоопарки!

Происхождение пигмеев пока остается для ученых загадкой. Никто не знает, кем были их далекие предки и как эти маленькие люди оказались в экваториальных лесах Африки. Нет ни преданий, ни мифов, помогающих ответить на эти вопросы. Есть предположение, что в давние времена пигмеи занимали всю центральную часть Черного континента, а позднее были вытеснены другими племенами в тропические леса. С греческого пигмеи переводится как «люди величиной с кулак», научное определение трактует пигмеев как группу низкорослых негроидных народов, обитающих в лесах Африки.

Пигмеи упоминаются еще в древнеегипетских источниках III тысячелетия до н. э., позже о них писали Геродот и Страбон, Гомер в своей «Илиаде». Аристотель считал пигмеев вполне реальным народом, хотя в древних источниках о них было написано немало фантастического: например, Страбон перечислял их вместе с большеголовыми, безносыми, циклопами, псоглавцами и другими мифическими существами античного периода.

Стоит отметить, что из-за своего роста пигмеи с давних времен терпят немало бедствий и унижений. Более рослые африканцы выгнали их из наиболее благоприятных мест и загнали в зеленый ад экваториальных лесов. Немного радостей принесла им и цивилизация, особенно в начале контакта с белыми людьми. Некоторые путешественники и колониальные чиновники пленяли пигмеев и как диковинку увозили с собой в Европу и США. Доходило до того, что пигмеев, особенно их детей, в конце XIX - начале XX века продавали, как живые экспонаты, в зоопарки Запада…

Казалось бы, сейчас этот народец может жить гораздо спокойнее и увереннее в своем будущем, но, увы, это не так. В это трудно поверить, но в период 1998-2003 годов во время гражданской войны в Конго довольно часто случалось, что пигмеев ловили и ели, словно диких животных. В тех же краях до сих пор орудует секта «стирателей», членов которой нанимают для зачистки территории от пигмеев, если на ней предполагается добыча полезных ископаемых. Сектанты убивают пигмеев и питаются их плотью. Просвещение еще не проникло в глубокие слои африканского населения, поэтому немало обитателей Черного континента верят, что, съедая пигмея, они обретают некую магическую силу, защищающую их от колдовства.

Невероятным покажется и наличие немалого количества своеобразных рабов-пигмеев, хотя рабство законодательно запрещено во всех странах. Рабами пигмеи становятся в той же Республике Конго, причем даже передаются по наследству, по существующей здесь традиции их хозяевами являются представители народа банту. Нет, пигмеи не ходят в кандалах, но их хозяин может просто отобрать у рабов плоды и мясо, добытые в лесу, иногда он все же выделяет им какую-то провизию, инструменты и металл для наконечников стрел. Поразительно, но никаких восстаний против рабовладельцев пигмеи не устраивают: как говорят некоторые исследователи, без поддерживания отношений с банту им может стать только хуже,

Почему они такие маленькие?

Рост пигмеев колеблется от 140 до 150 см. Самыми маленькими людьми в мире считаются пигмеи племени эфе, в котором средняя высота мужчин не превышает 143 см, а у женщин - 130-132 см. Конечно, как только ученые узнали о существовании пигмеев, у них сразу возник вопрос - какова причина их столь незначительного роста? Если бы пигмеи небольшого роста составляли в своем племени лишь небольшую часть, их миниатюрность можно было объяснить генетическим сбоем. Однако из-за поголовного низкого роста такое объяснение сразу пришлось отбросить.

Еще одно объяснение, казалось бы, лежит прямо на поверхности - у пигмеев отсутствует полноценное питание, и они часто недоедают, что и отражается на их росте. Исследование показало, что рацион африканских пигмеев практически одинаков с соседствующими с ними фермерами (теми же банту), однако суточный объем поглощаемой пищи у них очень мал. Не исключено, что именно поэтому их тела, а соответственно и рост, уменьшались из поколения в поколение. Понятно, что маленькому человеку для выживания достаточно и меньшего количества еды. Был проведен даже весьма любопытный эксперимент: длительное время небольшую группу пигмеев кормили до отвала, но, увы, ни сами пигмеи, ни их потомство из-за этого не подросли.

Существует и версия о влиянии на рост пигмеев недостатка солнечного света. Проводя всю жизнь под пологом густого леса, пигмеи не получают достаточного количества солнечного света, что ведет к незначительной выработке организмом витамина D. Нехватка этого витамина вызывает торможение роста костной ткани, вот и получается у пигмеев весьма миниатюрный скелет.

Некоторые исследователи полагают, что миниатюрность пигмеев вызвана эволюционным процессом, приспосабливающим их к жизни в густых зарослях. Понятно, что маленькому и юркому пигмею гораздо легче пробираться через частокол деревьев, поваленных стволов, опутанных лианами, чем рослому европейцу. Известно также о пристрастии пигмеев к собиранию меда. Разыскивая мед, мужчины-пигмеи примерно 9% жизни проводят на деревьях в поисках мест обитания диких пчел. Само собой, лазить по деревьям легче человеку с небольшим ростом и весом до 45 килограмм.

Конечно, пигмеев тщательно исследовали медики и генетики, они установили, что концентрация гормона роста в их крови не особо отличается от усредненных показателей обычного человека. Однако уровень инсулиноподобного фактора роста оказался ниже нормы в 3 раза. По мнению исследователей, это объясняет малый рост новорожденных пигмеев. Кроме того, низкая концентрация данного гормона в плазме крови препятствует наступлению периода активного роста у подростков-пигмеев, которые уже в возрасте 12-15 лет полностью перестают расти. Кстати, генетические исследования позволили назвать пигмеев потомками древнейшего народа, появившегося на Земле около 70 тысяч лет назад. А вот генетических мутаций ученые у них не выявили.

Маленький рост пигмеев объясняют и короткой продолжительностью их жизнью. Увы, эти маленькие люди живут в среднем всего от 16 до 24 лет, достигшие 35-40 лет среди них уже долгожители. Из-за небольшого жизненного цикла у пигмеев происходит раннее половое созревание, вызывающее торможение роста тела. Половая зрелость у пигмеев наступает уже в 12 лет, а наибольшая рождаемость у женщин отмечается в 15.

Как видите, есть немало факторов, способствующих небольшому росту пигмеев. Возможно, главным является один из них, а может, действуют все в совокупности. Да, из-за низкого роста некоторые ученые даже готовы выделить пигмеев в отдельную расу. Любопытно, что кроме роста у пигмеев есть и другие отличия от негроидной расы - это светлая кожа коричневого оттенка и весьма тонкие губы.

«Лилипуты» из тропического леса

Сейчас племена пигмеев можно встретить в лесах Габона, Камеруна, Конго, Руанды, Центральноафриканской Республики. Жизнь этих маленьких людей постоянно связана с лесом, они проводят в нем основную часть своей жизни, добывают себе пропитание, рожают детей и умирают. Они не занимаются земледелием, главные их занятия - собирательство и охота. Пигмеи ведут кочевой образ жизни, они покидают свою стоянку, как только вокруг лагеря не остается ни дичи, ни плодов, ни съедобных растений, ни меда. Переселение происходит в пределах установленных с другими группами границ, охота на чужой земле может стать поводом для конфликта.

Бывает и другая причина для переселения. Оно происходит, если в небольшой деревеньке пигмеев кто-то умирает. Пигмеи весьма суеверны, они считают, что раз их посетила смерть, значит, лес не хочет, чтобы они продолжали жить в этом месте. Покойника закапывают прямо в его хижине, ночью проходят поминальные пляски, а утром, бросив свои нехитрые строения, пигмеи переходят на другое место.

Главным занятием мужчин-пигмеев является охота. В отличие от «цивилизованных» охотников, приезжающих в Африку потешить свое самолюбие и добыть охотничьи трофеи, пигмеи никогда не убивают живое существо, если в этом нет нужды. Охотятся они с помощью луков с отравленными растительным ядом стрелами и копий с металлическими наконечниками. Их добычей становятся птицы, обезьяны, небольшие антилопы и олени. Пигмеи не запасают мясо впрок, добычу они всегда делят по справедливости. Несмотря на обычную удачливость малорослых охотников, добытое мясо составляет всего 9% их рациона. Кстати, пигмеи нередко охотятся с собаками, они у них очень выносливые и, если понадобится, готовы ценой своей жизни защитить хозяина от самого свирепого зверя.

Значительную долю в рационе пигмеев составляют мед и другие дары леса. Мед добывают мужчины, готовые забраться за ним на самые высокие деревья, а вот дары леса собирают женщины. Вокруг лагеря они ищут плоды, дикорастущие корнеплоды, съедобные растения, не брезгают червями, личинками, улитками, лягушками и змеями. Все это идет в пищу. Однако не менее 50% рациона пигмеев составляют овощи и фрукты, которые они выменивают у фермеров на мед и другие дары леса. Кроме продовольствия путем обмена пигмеи достают нужные им ткани, гончарные изделия, железо и табак.

Ежедневно в деревне остается часть женщин, изготовляющих своеобразную материю из древесной коры под названием «тана», именно из нее делаются знаменитые передники пигмеев. У мужчин такой передник крепится к кожаному или меховому поясу, сзади они носят пучок листьев. А вот женщины носят одни передники. Однако уже появившиеся оседлые пигмеи нередко носят европейскую одежду. Цивилизация медленно, но настойчиво проникает в быт и жизнь пигмеев, их культура и традиции, возможно, уже через несколько десятков лет уйдут в прошлое.

Voted Thanks!

Возможно Вам будет интересно:


Для начала давайте ознакомимся с фактами и сообщениями учёных о племенах пигмеев. Сведений о загадочных низкорослых людях не так уж и много, как бы этого хотелось, поэтому важны все из них. Где и как они проживают, кто они: «ошибка» или «закономерность» Природы; быть может, поняв их «особенности», мы сможем получше рассмотреть и себя? Ведь все мы дети одной планеты, их проблемы не могут быть для нас чужими.

«Первое древнейшее свидетельство о пигмеях оставил греческий историк V в. до х. э. Геродот. Когда он путешествовал по Египту ему рассказали историю о том, как однажды юноши из африканского племени насамонов решили “совершить путешествие по Ливийской пустыне с целью проникнуть дальше и увидеть больше всех тех, кто раньше побывал в самых отдалённых её частях, «...» насамоны благополучно возвратились назад и что все люди [пигмеи], к которым они приходили, были волшебниками”».

«Ещё свидетельство о пигмеях нам оставил крупнейший римский учёный Плиний Старший (24—79 гг. х. э.). В своей “Естественной истории” он пишет: “Некоторые сообщают о племени пигмеев, живущих среди болот, из которых берет начало Нил” ».(1*)
«Одна из цивилизаций, где обитали пигмеи и которая сейчас ушла в небытие располагалась на Гавайских островах . «...». На сегодняшний день племена пигмеев обитают в Африке (Центральная экваториальная зона) и Юго-Восточной Азии (Андаманские острова, Филиппины, и тропические леса Малакки)».

Охотники и собиратели в Африке представлены тремя основными группами - пигмеями Центральной Африки, бушменами Южной Африки и хадза Восточной Африки. Ни пигмеи, ни бушмены не являются стадиально единым монолитом - каждая из этих групп состоит из племен или иных этнических общностей, находящихся на различных уровнях социально-исторического и культурного развития.

Название пигмеи произошло от греческого pygmaios (буквально - размером с кулак). Основные страны расселения: Заир - 165 тыс. чел., Руанда - 65 тыс. чел., Бурунди - 50 тыс. чел., Конго - 30 тыс. чел., Камерун - 20 тыс. чел., Центральноафриканская Республика - 10 тыс. чел., Ангола - 5 тыс. чел., Габон - 5 тыс. чел. Говорят на языках банту.


Пигмеи были одной из рас вышедших из Африки и заселивших юг Азии, где они были очень распространены в древности. Современная популяция пигмеев проживает не только в Африке но и в некоторых районах Южной Азии, таких как Aeta и Batak на Филиппинах, Semang в Малазии, Mani в Таиланде. Средний рост взрослого мужчины около 140 см. женщины около 120 см. Все более рослые пигмеи это результат межрасового смешивания с соседними племенами.

«ПИГМЕИ. Имеют пропорциональное здоровое тело , только уменьшенного размера. Анатомия и физиология близки к нормальным» .

«Среди пигмеев есть мало сексуальные (амазонцы) - и легко возбудимые (бушмены, у которых постоянная эрекция), есть очень инфантильные - и весьма мужественные (бородатые, мускулистые, с крупными чертами лица, грудь, в отличие от негроидов, волосатая). Африканские пигмеи очень музыкальны и пластичны. Они охотятся на слонов. Рядом с ними живут великаны-нилоты, самые высокие люди на Земле. Говорят, что нилоты охотно берут в жены пигмейских женщин, а мужчин боятся».

Ранее считалось, что низким ростом пигмеи обязаны плохому качеству питания и какому-то его особому рациону, но эта версия не была подтверждена. Существуют другие расы проживающие рядом - Масаи и Сумбуру в Кении, которые питаются не намного лучше, но при этом считаются самыми высокими в мире. Одно время группу пигмеев с целью эксперемента полноценно и долго кормили, но их рост и рост их потомства не стал больше.

Пигмеев Центральной Африки можно разделить на три географически обособленные группы: 1) пигмеи бассейна реки Итури, известные как бамбути, вамбути или мбути и лингвистически делящиеся на три подгруппы: эфе, басуа, или суа, и ака (о которых подробнее в этой статье) ; 2) пигмеи области Великих озер - тва, населяющие Руанду и Бурунди, и разрозненные группы, окружающие их; 3) пигмеи западных областей тропического леса - багуиелли, обонго, акоа, бачва, байеле и др. Кроме того, существует еще группа восточноафриканских пигмеев - бони.

Сейчас у пигмеев наступили суровые времена, они вымирают из за заболеваний вроде кори и оспы, которые в комплексе с бедной на питательные вещества едой и большими нагрузками приводят к большой смертности. В некоторых племенах средняя продолжительность жизни всего 20 лет. Более высокие и сильные негритянские племена притесняют пигмеев и выживают их на малопригодные для существования участки.

Некоторые ученые пытаются также связать короткий период жизни пигмеев с их ростом (сравните продолжительность жизни слона и мыши). Вообще все исследователи этого народа сходятся во мнении, что изучение пигмеев помогает лучше понять принципы эволюции и приспособляемости человека к разным условиям окружающей среды.

Большой спрос на мясо диких животных заставляет пигмеев браконьерить в заповедниках. Неразумное истребление вымирающих животных вскоре может стать угрозой для существования самих племен пигмеев - замкнутый круг, из которого уже невозможно выбраться.

Пигмеи идут браконьерить в заповедник, вооружение - ловчие сети и копья.

Вот и добыча, поймать антилопу большая удача.

«Пигмеи - народ кочевой. Несколько раз за год они оставляют свои дома и вместе со всем нехитрым скарбом уходят скрытыми тропами в самые глухие лесные уголки».
«... живут пигмеи в шалашах, похожих на небольшие зеленые бугорки».

«Огонь пигмеи поддерживают постоянно. При переходе на другую стоянку они несут с собой горящие головни, так как высекать огонь при помощи кремня очень долго и трудно».

«Настоящей глины, способной скрепить постройки, здесь нет, и дожди разрушают пигмейские «строения. Поэтому их приходится часто ремонтировать. За этим занятием всегда можно увидеть только женщин. Девушек , еще не обзаведшихся семьей и собственным домом, согласно местным обычаям к этой работе не допускают».

Пигмеи (греч. Πυγμαῖοι — «люди величиной с кулак») — группа низкорослых негроидных народов, обитающих в экваториальных лесах Африки.

Свидетельства и упоминания

Упоминаются уже в древнеегипетских надписях 3-го тыс. до н. э., в более позднее время — в древнегреческих источниках (в «Илиаде» Гомера, у Геродота и Страбона).

В XVI—XVII вв. они под названием «матимба» упоминаются в описаниях, оставленных исследователями Западной Африки.

В XIX веке их существование подтверждено немецким исследователем Георгом Августом Швейнфуртом, русским исследователем В. В. Юнкером и др., обнаруживавших эти племена в тропических лесах бассейна рек Итури и Узле (различные племена под именами: акка, тикитики, обонго, бамбути, батва).

В 1929—1930 гг. экспедиции П. Шебеста описала пигмеев бамбути, в 1934—1935 исследователь М. Гузинде нашёл пигмеев эфе и басуа.

В конце XX века они проживают в лесах Габона, Камеруна, Центральноафриканской Республики, Конго, Руанды.

Наиболее древнее упоминание о пигмеях содержится в рассказе египтянина Хирхуфа, вельможи эпохи Древнего царства, который похвалялся, что ему удалось привезти из своего похода карлика для потехи молодого царя. Эта надпись относится к III тысячелетию до н. э. В египетской надписи карлик, привезенный Хирхуфом, назван днг. Название это сохранилось до наших дней в языках народностей Эфиопии: по-амхарски карлик называется денг, или дат. Древнегреческие писатели рассказывают всевозможные истории об африканских пигмеях, но все их сообщения носят фантастический характер.

Пигмеи ведут охотничий образ жизни. В хозяйстве пигмеев собирательство занимает, повидимому, первое место и определяет в основном питание всей группы. На долю женщин падает большая часть работы, так как добыча растительной пищи — дело женщин. Женщины всей совместно живущей группы ежедневно в сопровождении детей собирают вокруг своего лагеря дикорастущие корнеплоды, листья съедобных растений и плоды, ловят червей, улиток, лягушек, змей и рыб.

Пигмеи принуждены оставлять стоянку, как только в окрестностях лагеря съедены все пригодные растения и уничтожена дичь. Вся группа переходит в другую область леса, но странствует в пределах установленных границ. Эти границы известны всем и строго соблюдаются. Охота на чужих землях не допускается и может повести к враждебным столкновениям. Почти все группы пигмеев живут в тесном соприкосновении с высокорослым населением, чаще всего — с банту. Обычно пигмеи приносят в деревни дичь и лесные продукты в обмен на бананы, овощи и железные наконечники для копий. Все группы пигмеев говорят на языках своих высокорослых соседей.


Дом пигмеев из листьев и палок

Первобытный характер культуры пигмеев резко выделяет их среди окружающих народов негроидной расы. Что представляют собою пигмеи? Автохтонное ли это население Центральной Африки? Составляют ли они особый антропологический тип, или их происхождение есть результат деградации высокорослого типа? Таковы основные вопросы, составившие сущность пигмейской проблемы, одной из наиболее спорных в антропологии и этнографии. Советские антропологи считают, что пигмеи — это аборигены тропической Африки особого антропологического типа, самостоятельного происхождения.

Рост от 144 до 150 см для взрослых мужчин, кожа светло-коричневая, волосы курчавые, тёмные, губы сравнительно тонкие, крупное туловище, руки и ноги короткие, этот физический тип можно классифицировать как особую расу. Возможная численность пигмеев может составлять от 40 до 280 тысяч человек.

По внешнему типу к ним близки негритосы Азии, но генетически между ними имеются сильные различия.

Пигмеи бака населяют дождевые леса на юго-востоке Камеруна, на севере Республики Конго, в северном Габоне и на юго-западе Центрально-Африканской республики. В феврале 2016 года фотограф и журналист Сьюзан Шульман провела несколько дней среди пигмеев бака, сделав небольшой репортаж об их жизни.

Тропические дождевые леса — их природная среда обитания. Основные занятия — охота и собирательство, в этом гармоничном единении с природой они живут веками, и их мир определяется наличием леса. Племена пигмеев разбросаны по Африке на территории 178 млн гектаров.

Пигмеи отличаются от представителей других африканских племен своей миниатюрность — их рост редко превышает 140 см. На фотографии выше члены племени проводят традиционную охотничью церемонию.

Сьюзан Шульман заинтересовалась жизнью пигмеев бака после того как услышала о Луи Сарно — американском ученом, который вот уже 30 лет живет среди пигмеев бака в Центральной Африке, в дождевом лесу между Камеруном и Республикой Конго.

Луи Сарно женат на женщине из племени, все эти годы он изучает, помогает и лечит пигмеев бака. По его словам, половина детей не доживает и до пяти лет, и если бы он покинул племя хотя бы на год, то ему было бы страшно возвращаться, ведь многих друзей он не застал бы в живых. Луи Сарно сейчас чуть за шестьдесят, а средняя продолжительность жизни пигмеев бака — сорок лет.

Луи Сарно не только обеспечивает медикаменты, но занимается и другими вещами: выступает в роли учителя для детей, адвоката, переводчика, архивиста, писателя и летописца для сообщества из 600 пигмеев бака в селении Яндуби.

Луи Сарно приехал жить с пигмеями в середине 80-х, после того как однажды услышал их музыку по радио и решил поехать и записать еще этой музыки, как можно больше. И ни капли об этом не жалеет. Он имеет возможность регулярно навещать Америку и Европу, но всегда возвращается в Африку. Можно сказать, что в сердце Африки его привела песня.

Музыка пигмеев бака представляет собой похожее на йодлинг многозвуковое пение на фоне природных звуков тропического леса. Представьте многоголосие 40 женских голосов и барабанный ритм, отстукиваемый четырьмя мужчинами на пластиковых бочках.

Луи Сарно утверждает, что никогда раньше не слышал ничего подобного, и это божественно.

Их гипнотическая музыка обычно выступает прелюдией к охоте, так как племя поет, чтобы вызвать лесного духа по имени Боби и испросить у него дозволения поохотиться в его лесу.

Одетый в костюм из листье, «дух леса» дарует племени разрешение и благословляет тех, кто примет участие в завтрашней охоте. На снимке выше пигмей собирается идти на охоту с сетью.

Основу рациона племени составляет мясо обезьяны и голубого дукера — маленькой лесной антилопы, однако в последнее время этих животных в лесу становится все меньше и меньше. Виной тому браконьерство и лесозаготовки.

«Браконьеры охотятся по ночам, они пугают животных факелами и спокойно отстреливают их, пока те стоят парализованные страхом. Сети и стрелы пигмеев бака не могут конкурировать с огнестрельным оружием браконьеров.

Вырубка леса и браконьеры серьезно опустошают лес и очень вредят образу жизни пигмеев бака. Многие из этих браконьеров являются представителями соседней этнической группы банту, составляющей большинство населения в регионе», — рассказывает Сьюзан Шульман.

В результате постепенного истощения дождевых лесов, в которых живет племя бака, будущее их лесного дома находится под вопросом, так как непонятно, к чему все это приведет.

Исторически сложилось так, что племя банту считало пигмеев бака «недочеловеками» и подвергало дискриминации. В настоящее время отношения между ними улучшились, но некоторые отголоски прошлого все же дают о себе знать.

Поскольку традиционная жизнь пигмеев бака становится день ото дня сложнее и проблематичнее, молодому поколению приходится искать работу в городах, где главенствуют банту.

«Молодежь сейчас находится на острие перемен. Возможностей заработать для них крайне мало. Так как ресурсы леса в плане охоты истощаются, приходится искать другие возможности — а это обычно лишь временная работа на банту, которые предлагают, скажем, за пять дней охоты 1 доллар — да и то чаще всего забывают заплатить», — говорит Сьюзан.