Как происходит подача апелляции егэ. В каких случаях и как можно подать апелляцию по результатам ЕГЭ? Постарайтесь обойтись без апелляции

" размещена подробная информация по приемной кампании 2019 года. Здесь же можно узнать о проходных баллах, конкурсе, условиях предоставления общежития, количестве свободных мест, а также минимальных баллах, которые требовалось набрать для его получения. База вузов постоянно увеличивается!

Новый сервис от сайт. Теперь сдать ЕГЭ будет проще. Проект создан при участии специалистов ряда государственных вузов и экспертов в области ЕГЭ.

В разделе "Прием 2020" с помощью сервиса " ", можно узнать о наиболее важных датах, связанных с поступлением в вуз.

" ". Теперь, Вы имеете возможность напрямую пообщаться с приемными комиссиями вузов и задать им интересующие Вас вопросы. Ответы будут размещены не только на сайте, но и поступят Вам лично на почту, которую Вы указали при регистрации. Причем, достаточно быстро.


Олимпиады в подробностях - новая версия раздела " " с указанием перечня олимпиад на текущий учебный год, их уровней, ссылок на сайты организаторов.

В разделе заработал новый сервис "Напомнить о событии" с помощью которого абитуриенты имеют возможность автоматически получать напоминания о наиболее важных для них датах.

Заработал новый сервис - " ". Вступайте в нашу группу! Установите на свою личную страницу любое приложение - калькулятор, тогда все обновления к нему Вы получите раньше всех и автоматически.

Апелляция. Что важно знать?

Перечень основных моментов на которые следует обратить внимание при подаче апелляции.

Началась сдача ЕГЭ и в скором времени появятся первые результаты. Кто-то из выпускников увидев их вздохнет с облегчением, а кто-то посчитает, что на самом деле он заслуживает большего, и оценка выставленная проверяющими не отражает его реального уровня знаний. Что в этом случае делать?

Ответ лежит на поверхности - выпускники, которые хотят оспорить результат ЕГЭ, могут прибегнуть к апелляции - процедуре, направленной на защиту прав экзаменующихся. Стоит это делать или нет в конечном итоге личное дело каждого. С одной стороны, это, конечно, дополнительный стресс и риск. Но иногда один-два дополнительных балла могут стать решающими при поступлении в вуз и поэтому всегда находятся те, кто готов идти до конца.

В каких случаях можно подать апелляцию?
Таких случаев два. Первое - это оспаривание самой процедуры проведения экзамена, нарушения которой привели к тому, что вы не смогли написать экзамен максимально успешно.

Второй вариант - оспаривание баллов, полученных на ЕГЭ. Рассмотрим каждый из перечисленных выше вариантов чуть подробнее.

Апелляция при нарушении процедуры проведения ЕГЭ
В этом случае апелляцию нужно подать сразу же после окончания экзамена, причем до того момента, как ученик покинул класс. Написать заявление требуется в двух экземплярах - первый из них идет в конфликтную комиссию, а второй - остается у выпускника. При этом необходимо проследить, чтобы член экзаменационной комиссии поставил на заявлении пометку о том, что документ принят на рассмотрение.

Заявление должно быть также зарегистрировано в специальном журнале и рассмотрено в течение двух дней после подачи. Срок, место и время проведения процедуры обязательно сообщается ученику и его родителям или законным представителям.

В итоге комиссия может удовлетворить требования ученика, или напротив - решить, что они беспочвенные. Положительное решение комиссии означает, что результат работы будет аннулирован, а школьник сможет переписать ЕГЭ - для этого отводятся специальные дни в расписании. Если решение отрицательное, результат экзамена остается без изменений.

Апелляция при несогласии с результатами ЕГЭ
В этом случае апелляционное заявление должно быть подано в течение двух рабочих дней с момента оглашения итогов ЕГЭ по предмету. Как и в предыдущем случае, нужно будет написать два экземпляра заявления, направив один из них в адрес конфликтной комиссии, а второй оставив себе. На заявлении должна быть проставлена отметка, что оно составлено по форме и принято к рассмотрению.

Решение о проведении апелляции должно быть принято не позже, чем через 4 рабочих дня после получения такого заявления конфликтной комиссией. Каждое заявление проходит процедуру регистрации, а информация в отношении даты, времени и места проведения апелляции доводится до ученика (его родителей или законных представителей).

На апелляции ученику обязательно должны показать пакет его документов и письменный вывод комиссии по предмету. На этом этапе нужно быть особенно внимательным: ученику предстоит расписаться о том, что, к примеру, отсканированная работа с ответами принадлежит ему. Члены комиссии по апелляции должны дать четкий ответ, почему были выставлены те или иные баллы. Процедура, как правило, занимает не более 20 минут на одного ученика. По ее итогам комиссия может вынести следующие решения:
- отклонить требования ученика и сохранить проставленные баллы, если не было обнаружено технических и прочих ошибок в процессе оценивания;
- удовлетворить апелляционное заявление и изменить баллы, если были выявлены ошибки. При этом следует помнить, что баллы могут быть пересмотрены как в ту, так и другую сторону (увеличены или уменьшены).

Что важно сделать до апелляции?
В первую очередь, необходимо по максимуму освежить в памяти свою работу, чтобы иметь аргументы для отстаивания собственной точки зрения.

Следует также внимательно ознакомиться с критериями выставления баллов, чтобы понять, насколько объективным вы считаете решение комиссии по каждому пункту;
подойдите к учителю-предметнику или репетитору, с которым готовились к ЕГЭ - они помогут разобрать неоднозначные моменты и дадут рекомендации, как себя вести и пояснить свое мнение.

Немаловажным является и тот факт, что по каждому пункту, с которым вы не согласны, необходимо заранее сформулировать точный вопрос в адрес комиссии, чтобы разговор носил предметный характер, и вы могли бы пояснить, почему сделали именно так, а не по-другому. Аргументация, подкрепленная конкретными фактами, всегда выглядит более веско.

Как вести себя на апелляции?
Здесь можно посоветовать следующее:
Первое: отправляйтесь на апелляцию с кем-то из взрослых (родителями или законными представителями), которые могут представлять ваши интересы. Вчерашний школьник, скорее всего, растеряется перед лицом конфликтной комиссии. Кроме того, ему могут дать ответ, лишенный конкретики. Мама, папа или законный представитель помогут вам чувствовать себя гораздо увереннее, а их мнение и аргументы могут сыграть решающую роль в споре.

Второе: настаивайте на том, чтобы работу перепроверили в вашем присутствии. Довольно часто выпускнику заявляют, что работа уже была перепроверена, и комиссия решила оставить результат без изменений. Помните, что такое положение дел грубо нарушает ваши права - заочная апелляция возможна лишь в случае, если школьник и его представители попросту не явились на процедуру. Итоговое решение по работе должно приниматься в присутствии апеллянта, причем члены комиссии должны пояснить каждый снятый балл.

Третье: постарайтесь получить исчерпывающее пояснение по работе и решению комиссии. Все заниженные баллы должны соответствовать критериям, выдвигаемым к оценке работы, так что не принимайте в качестве ответа общую формулировку о том, что баллы за решенный КИМ и так достаточно высокие. Пока вас не удовлетворит пояснение по каждому снятому баллу, не ставьте подпись под документами о проведении апелляции.

Четвертое: не сдавайтесь на полпути. Если уж вы решились на апелляцию, то терять, по большому счету, уже нечего.

Пятое: не бойтесь апелляции. Ведите себя спокойно и уверенно. Воспринимайте эту процедуру, как возможность отстоять свои интересы. Помните, что значительная часть учеников, которые не довольны своими результатами, попросту боится идти на апелляцию, чтобы не потерять набранные баллы. Конечно, если член комиссии найдет при проверке дополнительные ошибки, баллы могут пересмотреть в сторону понижения. Однако общая статистика говорит о том, что повышают баллы обычно чаще, чем снижают.

Подача и прохождение процедуры апелляции

Процедура апелляции проводится следующим образом:

1) в основную, первую «волну» (последние числа мая или первые числа июня) выпускники в определённый для всей Российской Федерации единый день сдают ЕГЭ;

2) в резервные дни (приблизительно середина июня) выпускники, заболевшие в день экзамена, сдают ЕГЭ;

3) в один и тот же день первая и вторая группа сдававших ЕГЭ узнают результаты в своей школе, где обучались.

В этот же день в случае несогласия с полученными баллами выпускник обязан явиться к директору своей школы, где он обучался, имея на руках свой паспорт, заполнить стандартный бланк-заявление на апелляцию (в котором указать, будет ли выпускник присутствовать лично на апелляции или просит провести её заочно, без его присутствия) и узнать у директора дату и время проведения апелляции. Администрация школы передаёт заявление в соответствующую организацию. В назначенное время выпускник должен явиться в пункт проведения апелляции лично (при невозможности прибыть на место апелляция будет проводиться в его отсутствии). На апелляции принять участие в процедуре (то есть зайти в аудиторию, где она проводится, и участвовать в обсуждении работы, в беседе с экспертами, независимыми экспертами, представителями Министерства образования, сотрудниками РЦОИ – т.е членами конфликтной, апелляционной комиссии) имеют право, кроме самого выпускника, только родители выпускника или лица, наделённые их правами и обязанностями (приёмные родители, опекуны). Иные лица, имеющие отношение к интересам выпускника (другие родственники, учителя, друзья, знакомые) не могут воспользоваться таким правом.

Апелляция проводится с целью выявить реальные несовпадения ответов, указанных экзаменующимся в бланке ответов и теми ответами, которые компьютерная система «прочитала» при проверке. Такие факты могут иметь место крайне редко, чаще всего в тех случаях, когда экзаменующийся нечётко, неярко (слабый нажим ручки, светло-чёрная гелевая паста) вписал ответ в соответствующую графу протокола. Такая перепроверка касается частей А, В.

Апелляция относительно части С, сочинения, призвана выявить реальные ошибки, допущенные экспертами при проверке части С. Анализ выставленных экспертами баллов производится в присутствии выпускника на основании исходного текста, по которому писалась работа, на основании находящихся и используемых при этом критериев оценивания и норм оценивания письменных работ, единых для всей Российской Федерации. Анализ баллов производится строго по критериям, но не пересмотром оценки за всё сочинение в общем. На этом основании выпускник должен быть осведомлён о существовании критериев оценивания, должен уметь сформулировать свои претензии к выполненной экспертами проверке. Несмотря на то, что членами апелляционной комиссии будет проведено для апеллянта разъяснение ситуации относительно оценки по каждому критерию, разговор и с его стороны должен получиться конструктивным.

Следует принять во внимание, что компьютерная система, исходя из результатов оценивания одной и той же работы 2-3 экспертами, выбирает тот оптимальный вариант, который рассматривает каждый спорный случай в пользу ученика , т.е. выбирает более высокую оценку. Отсюда становится понятным, почему в процессе реальных апелляций последних лет почти не выявлялись работы, заслуживающие повышения баллов по отдельным критериям. Кроме того, в комиссии по проверке части С ЕГЭ работают эксперты высочайшей квалификации, что, несомненно, положительно влияет на качество проверки и не даёт оснований для пересмотра результатов.

Апеллянтам особенно нужно обратить внимание на то, что апелляция – это не средство повысить уже заявленные в сертификате баллы до желаемых. Например, выпускник планировал получить золотую медаль. Сдав ЕГЭ по русскому языку, он получил на 2 балла меньше, чем требуется. На апелляции выяснилось, что в частях А и В несовпадений ответов рукописных и «прочитанных» машиной нет. Реальных ошибок, допущенных экспертами при проверке сочинения и повлиявших на её оценивание, нет. Значит, оценка ни по одному из критериев повышена быть не может, общий балл за сочинение повышен быть не может.

Следует знать, что работа, после обсуждения которой члены конфликтной (апелляционной) комиссии решили повысить баллы за сочинение по определённым критериям, отправляется в конфликтную комиссию Москвы, в центр ЕГЭ. Отправляемая работа сопровождается пояснительной запиской, комментариями каждого из повышаемых баллов. Только после повторного её рассмотрения в указанной инстанции решение комиссии может быть подтверждено или, напротив, отменено. Это говорит о том, что стремление многих апеллянтов воздействовать на чувства членов конфликтной комиссии остаётся без внимания не случайно. Апелляция призвана восстановить справедливость и объективность при оценивании работ, но не произвольно завышать баллы из жалости или сочувствия к ситуации отдельных выпускников.

Апелляционные комиссии по ЕГЭ закончили свою работу, но все еще идут письма тех, кто попробовал побороться за свои баллы. Они будут полезны будущим выпускникам, а может быть, успокоят тех, кто до сих пор терзается тем, что не рискнул апеллировать.

Комиссии принимали и рассматривали апелляции двух видов: по процедуре проведения ЕГЭ и по результатам ЕГЭ. По содержанию контрольных измерительных материалов апелляции не принимаются. Не удовлетворяются и апелляции, если нарушены инструкции по заполнению бланков ЕГЭ. В случаях, когда претензии выпускников признаются справедливыми, им выдаются новые сертификаты с уже исправленной оценкой.

Самое главное, что надо помнить: апелляция - это просьба о пересмотре оценки, и пересмотрена она может быть как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Так что апелляция - это риск.

Из рассказов очевидцев становится ясно, что те, кто на это пошел, - просто камикадзе. Вот рассказ одной московской мамы.

«На ЕГЭ по русскому языку у нас был максимально возможный балл в части С - 20, а общий результат - 58 сырых баллов. Казалось бы, 58 из 60 - радоваться надо, но не тут-то было: это всего 88 в сертификате по ЕГЭ, в престижном вузе - уже четверка. Решили пойти посмотреть работу. Встретили нас с удивлением:

У вас такие высокие баллы. Задание из части С вообще выше всяких похвал, даже интересно было посмотреть на ребенка, который так написал.

Это был предварительный разговор, вели его две дамы, которые, видимо, были в числе проверяющих, если запомнили наше эссе в части С. Очень неохотно вытащили нам работу, дали посмотреть. В части Б за одно задание были снижены баллы. Нужно было выбрать из текста слово, образованное приставочным способом. В ответе было записано именно такое. Дама говорит: «Видимо, этого слова нет в тексте, ваш ребенок его сам придумал». Дочь показала, что слово в тексте есть. Но ответ тем не менее засчитан как неверный: в тексте оказалось не одно слово, образованное таким образом, правильный ответ мог быть не один, а заложен в компьютер был только один.

Нам стали объяснять, что части А и Б на апелляции не рассматриваются. Мы пытались говорить про то, что, если нет ошибки, почему же снижен балл? На что дама, которая еще недавно хотела лично познакомиться с ребенком, давшим такой замечательный ответ на часть С, заявила, что если мы будем настаивать на конфликтной комиссии, то придется пересмотреть и часть С, а там есть за что снижать… Так и спросила: «Хотите вы этого?». Понятно, что мы не хотели. На этом наша попытка апелляции закончилась».

Нина Сомина из Санкт-Петербурга тоже пошла на апелляцию и вспоминает об этом в жанре детектива. «До подачи апелляции: ну все, мне конец… Мне по жизни не везет. Добавят баллы? Да если бы я сама была уверена, что ответила так, как написано в инструкции проверяющих. Мама подключила тяжелую артиллерию в лице бабушки и знакомого адвоката… Интересно, поможет ли?

Открываю дверь… Передо мной пять преподавателей. Мне - конец. Сейчас мне докажут, с примерами, что я - неполноценная личность. Приготовились. Ладно, пора в бой. И вдруг понимаю: они, кажется, сами мне подняли баллы за последние три задания в части С… За второе задание понизили. Плевать, теперь у меня не 50, а 52 балла. Это четверка! А моя тяжелая артиллерия продолжает наступать на комиссию, недаром она конфликтная. А мне так хорошо, что я уже ничего не слышу…

После апелляции поняла: никогда, никогда больше не буду подавать апелляцию. Мне хватило. (Пришлось еще отдать 300 рублей за доверенность на ставшего моим дядей знакомого адвоката: пускают туда только с одним взрослым.)
Зато я накануне все вопросы части С проработала заново. Мне казалось, что меня там будут по ним терроризировать. Обошлось малой кровью».

Делятся впечатлениями ребята на форумах.

«Viss: …одна задача С была решена устно, притом правильно, но за нее мне поставили 0, ибо не поверили, что я устно решил, и мотивировали отсутствием решения… При апелляции сказали, что проверяющим выдаются критерии, по которым ведется проверка работ. Если нет необходимого элемента задачи, который оценивается в 1 балл, то этого балла и не получишь, даже если дальше правильная логика».

«Сut: мне на апелляции хотели прибавить 6 баллов, но главного спросили, и он сказал: больше 4-х не прибавляем, низя… Я уже потом узнал, что добавлять могут сколько угодно баллов, но если добавлено за работу более 4-х баллов, то она идет на проверку в Москву, и если что не так, то комиссии за это втык будет».

Ужасно обидно, когда недостает тех нескольких баллов, которые могут стать решающими, но подавать ли апелляцию - решайте сами.

А Рособрнадзору, который сейчас собирает предложения по организации ЕГЭ на будущий год, такое пожелание от наших читателей: разрешить сдавать ЕГЭ в один год два раза: и в школьном, майском потоке, и в вузовском, июльском. Реально за два месяца можно что-то подучить, особенно после того, как стало понятно, за что и где недобрал. Почему же надо год терять? Может быть, тогда и апелляций будет гораздо меньше.

Омск

Поправили компьютер

Все апелляции по ЕГЭ в Омской области рассматривала комиссия при областном министерстве образования. Самым конфликтным оказался экзамен по математике - результаты его обжаловали 197 выпускников. 19 жалоб удовлетворено. В четырех случаях ошибся компьютер, неверно интерпретировав символы, поставленные экзаменуемыми, а в остальных эксперты признали, что педагоги незаслуженно занизили балл.

70 учеников оспорили результат ЕГЭ по обществоведению, 16 - по истории, и всех убедили в том, что они не правы. Пересмотра оценки по химии добилась одна ученица, по оплошности записавшая не в то поле номер карточки: компьютер ей выставил 3, а комиссия оценила работу на 5.

На саму же комиссию, по словам директора регионального центра систем образования Виталия Федорова, никто из выпускников и их родителей не жаловался.

Георгий Бородянский

Саратов

Как переспорить комиссию

За год саратовцы поднаторели в решении тестов - в книжных магазинах сборники задач по ЕГЭ не сходили с полки «Лидер продаж». Не зря мучились: средний балл, например, по русскому языку вырос аж на две позиции. В прошлом году почти каждый десятый школьник области (девять процентов) сдал экзамен по русскому на двойку. В нынешнем «неуды» получили 5,9 процента выпускников. Большинство знает родной язык на троечку - 45,6 процента (в 2006-м было более половины). До пятерки дотянули 11,5 процента (8,4 процента - год назад).

По выбору дети могли писать в форме тестов обществознание, географию и биологию (добровольность условная: результаты ЕГЭ обязательно нужны тем, для кого эти предметы будут профильными при поступлении в вуз). И здесь оценки оказались лучше прошлогодних. По обществознанию более 60 процентов испытуемых получили четверки и пятерки. ЕГЭ по биологии сдавали впервые. С заданиями справились 59,5 процента выпускников. Как отмечают в региональном министерстве образования, «это значительно выше общероссийского уровня». Не сложилось с географией. 18,4 процента школьников заработали двойки (против 14,8 процента в 2006-м).

Год назад в конфликтную комиссию поступило больше ста апелляций. Теперь протестовать решили 56 человек. Большинство об этом пожалели: оценки оставили без изменений или понизили. На процедуру проведения экзамена не жаловался никто. Результаты по русскому языку оспорили 49 человек. По двадцати работам баллы повысили, в 25 нашли дополнительные ошибки. Из четырех «биологических» апелляций удовлетворили одну. По обществознанию подавали две апелляции, по одной оценку снизили, другую оставили без изменений.

Надежда Андреева

Ростов-на-Дону

Результаты ЕГЭ радуют, когда его сдают не все

В этом году в Ростовской области было подано 527 апелляций на результаты единого государственного экзамена, что составило 1,3% от всех сданных работ. 85 жалоб удовлетворено - оценки по ЕГЭ повышены.

С каждым годом растет число детей, получивших на ЕГЭ четверки и пятерки. Но в министерстве образования Ростовской области это связывают с тем, что сейчас ЕГЭ для выпускников школ области - необязательный экзамен. Сдают его примерно 60% школьников - те, кто собирается поступать в вуз, уверены в своих знаниях. Остальные ЕГЭ не сдают.
Семь лет назад, когда эксперимент только начинался, в области провели ЕГЭ по математике и русскому языку для всех школьников. Результаты оказались ужасающими, особенно по математике - почти пятая часть школьников не смогла получить положительную оценку, а половина получила тройки.

Однако через год эксперимент заканчивается. В 2009 году ЕГЭ будет обязательным. Какое количество выпускников не сможет тогда получить аттестаты, не берутся предсказать даже специалисты.

Анна Лебедева

26.02.19 24 157 19

На личной странице показывают баллы за все сданные ЕГЭ, сканы бланков с ответами и результаты распознавания первой части. Сами задания и черновики не выкладывают, а за говорение показывают только баллы, без аудиозаписей.

Результаты экзаменов можно оспорить при помощи апелляции. Она бывает двух видов: о нарушении порядка проведения экзамена и о несогласии с выставленными баллами.




В закладке с первичными баллами можно посмотреть, что и как оценили эксперты. Оценка - это критерий с баллом. Например, по четырнадцатому критерию - качеству приводимых социальных фактов и примеров - мне поставили один балл из двух возможных. Расшифровать критерий можно с помощью демонстрационных вариантов ЕГЭ. За один источник ставят один балл, за два или больше - два балла

Виды апелляции

Апелляция о нарушении порядка проведения

Чтобы подать апелляцию о нарушении порядка проведения экзамена, надо написать заявление члену государственной экзаменационной комиссии. Он работает на каждом пункте проведения экзамена - ППЭ. Обратитесь к любому организатору: во время экзамена кто-то из них всегда сидит в коридоре и сможет отвести вас к нужному человеку.

Комиссия просмотрит записи с камер наблюдения и опросит организаторов. Если камер наблюдения нет или они не работают, это тоже повод для апелляции.

Если комиссия признает вашу правоту, работу аннулируют, а экзамен разрешат пересдать. Пересдача обычно проходит через две недели после экзамена, в конце июня или первых числах июля. Это резервные дни, когда ЕГЭ сдают выпускники прошлых лет. Если апелляцию отклонят, сданную работу доделать не позволят, поэтому лучше закончить ее вопреки шуму и другим обстоятельствам.

Апелляцию о нарушении порядка проведения надо подать до выхода за границы ППЭ. Граница - это рамка металлоискателя или место, где сидит охранник, обычно в коридоре после гардероба и холла.

Апелляции о нарушении порядка проведения экзаменов подают очень редко, а удовлетворяют еще реже. Когда я готовился к апелляции, то прочитал 15 отчетов предметных комиссий о ЕГЭ 2015 и 2016 годов. Обычно таких апелляций или нет, или их отклоняют - а о причинах пишут общими словами. Поэтому подавать апелляцию о нарушении порядка проведения экзамена стоит, только если вы полностью уверены в своей правоте.

Чаще всего при нештатных ситуациях экзамен отменяют и без апелляции. Например, у моей знакомой во время ЕГЭ в школе начался пожар, и экзамен перенесли на резервный день, через две недели. В моей аудитории сломался принтер, и организаторы не могли распечатать задания. Экзамен должен был начаться в 10:45, а работы распечатали в 10:42. Если бы новый принтер несли на три минуты дольше, мой экзамен бы тоже перенесли.

Виды апелляции

Апелляция о несогласии с баллами

Другой вариант апелляции - оспорить результаты экзамена после их объявления. Бывает, что компьютер не распознает бланк - тогда в личном кабинете его нет или на его месте чистый лист. Бывает, что какие-то ответы компьютер распознает неправильно. Ошибиться могут и эксперты. Если вы несогласны с результатами, это повод обратиться в конфликтную комиссию, чтобы работу оценили заново.

Я подавал апелляцию на результаты экзамена по обществознанию - во второй части не согласился со снятым баллом. В эссе нужно было привести примеры минимум из двух источников, а эксперты решили, что Тереза Мэй, Адольф Гитлер и «1984» Оруэлла - это одно и то же.

Как комиссия проверяет работу

Конфликтная комиссия проверяет работу полностью, даже если вы несогласны с одним вопросом. Помните, что баллы могут не только повысить, но и понизить, поэтому подавайте апелляцию, только если вы полностью уверены в своей правоте. Чтобы снизить риск, сначала посоветуйтесь с учителем или репетитором и максимально точно перескажите им все задания.

Татьяна Яхонтова

бывший член апелляционной комиссии

Бесполезно жаловаться на структуру и содержание заданий и на оценивание первой части, если речь не об ошибке распознавания. Если экзамен не зачли из-за неправильного оформления работы или плохого поведения, это тоже оспорить не получится. Также во время экзамена нельзя писать на бланке свои имя и фамилию: ответы не проверят и апелляцию не примут. Зато можно попросить объяснить каждый балл.

Если хочется доказать комиссии свою правоту, нужны серьезные источники: законы, научные труды и учебники, которые одобрило Министерство образования. Поэтому на справочник Баранова по обществознанию ссылаться обычно бессмысленно, а школьный учебник по истории или Конституция РФ сойдут.

Как подать апелляцию

Апелляции о несогласии с баллами принимают в течение двух дней после официальной даты публикации результатов, не считая воскресенья и праздников. Чаще всего результаты выкладывают раньше, но дни все равно считают от официальной даты. Например, в 2018 году результаты ЕГЭ по литературе и физике появились второго июля, а официальной датой было четвертое. Апелляцию можно было подать пятого или шестого.

Заявление на апелляцию можно написать прямо в комиссии, а можно попросить о помощи школу. Перед ЕГЭ мне дали телефон сотрудницы, которая работает с конфликтной комиссией. Когда я решил подавать апелляцию, оказалось, что она ушла в отпуск. Поэтому я пошел к завучу. Он дал мне адрес комиссии и предложил поехать со мной, но я решил, что справлюсь сам.

В комиссии зарегистрировали заявление, назначили день и время апелляции, рассказали о процедуре, поставили подпись на моей копии. Меня также попросили выбрать форму рассмотрения апелляции: в присутствии апеллянта, в присутствии законного представителя или заочно. Как мне объяснили, родитель или учитель может зайти вместе с апеллянтом и помочь ему доказать свою правоту. Я не стал пользоваться этой возможностью, потому что ошибка экспертов казалась очевидной.

Апелляцию рассматривают четыре рабочих дня, в это время ее можно отозвать. На пятый день обычно проходит заседание.

Как проходит заседание

Мою апелляцию рассматривали там же, где принимали заявление. Перед началом заседания нужно зарегистрироваться и найти аудиторию, поэтому приезжать стоит за десять-пятнадцать минут до назначенного времени. Не забудьте паспорт. Если опоздаете, апелляцию рассмотрят в ближайшее свободное время, не придете - заочно. Результаты появятся на сайте с результатами ЕГЭ.

По правилам каждому апеллянту дают 20 минут, чтобы доказать свою правоту. Но, по моему опыту, если не уложитесь в этот срок, вас вряд ли выгонят: человек передо мной говорил с комиссией почти полчаса. Поэтому может оказаться, что придется немного подождать. Тут как повезет: всем назначают точное время рассмотрения, но своей очереди я ждал почти полчаса. При этом я сам и еще один человек передо мной уложились в 10 минут.

В аудиторию меня позвал глава комиссии. У меня еще раз проверили паспорт, показали распечатки моих бланков и спросили, точно ли они мои. После попросили проверить бланки, которые оценивал компьютер. Это формальность, но я все равно внимательно сравнил ответы - и обнаружил, что в одном из них компьютер прочитал «15» вместо «25». К сожалению, ошибка компьютера пришлась на неправильный ответ, поэтому баллов мне это не добавило.

С другой ошибкой было проще: комиссия признала, что эксперты погорячились с источниками, и вернула снятый балл.

Оба исправления внесли в протокол. Председатель комиссии прочитал решение и попросил его подписать. Подпись в решении комиссии подтверждает ваше присутствие, а не согласие с результатом апелляции. Если откажетесь, комиссия составит акт, а решение все равно вступит в силу.

Если вы несогласны с конфликтной комиссией, ее решение можно оспорить в Москве. Сроки и условия те же: подать заявку надо в течение двух рабочих дней, а рассмотрят ее в течение четырех. Я ничего не оспаривал, и результаты моих экзаменов обновились через два дня после заседания.

Конфликтная комиссия работает с первичными баллами ЕГЭ - это предварительные баллы, которые получаются путем простого сложения баллов за правильные ответы. Первичные баллы переводят в тестовые - это и есть финальный результат экзамена, который публикуют на сайтах и принимают в вузах.

Тестовые баллы обычно выше первичных в полтора-два раза. Один первичный балл, который я вернул на апелляции, добавил два балла к официальному результату экзамена, и вместо 83 баллов я получил 85.

К сожалению, этого все равно не хватило, чтобы поступить в мой вуз на бюджет. Но я хотя бы попытался.

Кратко: как подать апелляцию на результаты ЕГЭ

  1. Если что-то мешает сдавать экзамен, можно подать апелляцию о нарушении порядка проведения ЕГЭ. Это нужно сделать до выхода из ППЭ, но работу лучше сначала сдать: если апелляцию отклонят, доделать ее не получится.
  2. Если вы несогласны с оценками, можно подать апелляцию о несогласии с баллами. Это нужно сделать в течение двух дней после официального оглашения результатов экзамена. Заявление принимает конфликтная комиссия.
  3. Заявление рассматривают четыре дня. За это время еще можно передумать.
  4. Заседание занимает 20 минут. За это время комиссия проверит бланки, выслушает вас и объявит решение. Его можно оспорить в Москве, подав вторую апелляцию.
  5. Если приходится доказывать свою правоту, лучше опираться на одобренные Минобром учебники - или позвать с собой учителя.

Над материалом работали

Автор - Виктор Ершов, редактор - Петр Рябиков, выпускающий редактор - Марина Сафонова, фоторед - Максим Копосов, информационный дизайнер - Женя Софронов, ответсек - Анна Лесных, корректор - Александр Салита, верстальщик - Евгения Изотова

Совсем недавно я, как и многие школьники сейчас, с нетерпением ждала результаты ЕГЭ. Моим последним экзаменом оказалась история, поэтому, сдав её, я совершенно абстрагировалась от всех этих школьных забот. Я сладко спала, когда ранним летним утром раздался звонок от моего преподавателя. Её интересовало только одно - сколько у меня баллов по истории. Недолго думая, я решила открыть сайт, но из-за большого потока пользователей он совсем не хотел работать.

Наверное, если бы в это утро не было такой шумихи, я бы продолжила смотреть свои сладкие сны. Но сообщения с вопросами от друзей стали приходить всё чаще, и ждать уже не было сил. Написав другу свои паспортные данные (он почему-то очень быстро узнал свой результат), я в течение получаса получила страшные цифры - 64. Пусть я и не ожидала высоких баллов от этого предмета, но всё же решила попытать свою удачу. Я твёрдо решила подавать на апелляцию.

Но как доказать свою правоту и отстоять честно заработанные баллы? Личным опытом делятся бывшие выпускники:


«На ЕГЭ по истории в одном из заданий мне незаслуженно поставили 0 баллов. Я обсудила ситуацию со своим репетитором, который и посоветовал мне подать заявление на апелляцию. Структура подачи не сложная: оформляешь документы в своей школе и привозишь их на рассмотрение комиссии. Учителя предупреждали меня, что шансы на повышение баллов минимальны, потому что для экспертов это долгий и сложный процесс, и заниматься этим никто не хочет. Так как на заседании комиссии я не присутствовала, мне оставалось только ждать сам результат. И, как следствие, мне не изменили балл. Я ожидала, что такое может быть, поэтому совершенно не удивилась. Мою работу проверило много специалистов, которые, как один, твердили, что задание выполнено правильно. Расстраивает одно - структура нашего образования, приходится и по сей день мириться с ней».

Оля, Краснодар

«В далёком 2013 году я сдавал математику и физику, и меня не устроили результаты. Так как я запомнил все задания на экзамене и перерешал их дома ещё раз, мне не составило труда подсчитать свое примерное количество баллов. На заседании комиссии мне объяснили, что их просто не устроил мой метод решения, но после того, как я решил при них эту же задачу, они добавили мне заслуженные баллы. На другом экзамене проверяющий просто не понял мой почерк, но я снова доказал свою правоту. Таким образом, на апелляциях я заработал около 10 баллов по двум предметам, поэтому советую отстаивать свою позицию до последнего».

Лёша, Ставрополь

«Подавала на апелляцию по двум предметам - обществознанию и истории. К этому решению подтолкнули репетиторы, но страх о снижении баллов не покидал меня ни на секунду. Собравшись с мыслями, я решилась. Однако мне нигде не подняли, а по истории даже сказали, что можно было снять ещё один балл, но этого никто не сделал. Я бы посоветовала ничего не бояться и смело подавать на апелляцию, ведь шансы, что снимут баллы, очень малы, да и попытка не пытка!»

Лола, Краснодар

«Я была недовольна результатами проверки моей работы по обществознанию, поэтому подала на апелляцию. Хотелось бы отметить, что всем, кто вместе со мной решился на это, добавили максимум по одному баллу. И если подумать, то это логично, ведь о какой компетентности экспертов может идти речь, когда допущено столько ошибок при проверке. Я была очень расстроена результатами, так как добавили мне всего один балл из трёх ожидаемых. Но я советую всем, кто на 100 % уверен в себе и в своей работе, обязательно писать заявление».

Лиза, Краснодар

«Мои отношения с апелляционной комиссией сложились не самым лучшим образом. Получив результаты по литературе, я расстроилась. И когда удостоверилась в правильности своих мыслей со школьным преподавателем, я чётко решила, что пойду на апелляцию. Но встретили меня вовсе не с распростёртыми объятьями: ту ошибку, с которой я пришла, даже не рассматривали. Проверяющие стали давить на меня и угрожать, что могут спокойно понизить баллы за другие задания. Я вышла в слезах с прежними результатами».

Настя, Санкт-Петербург

«Мнения об апелляции среди преподавателей всегда расходятся. В моём случае один пытался всячески отговорить меня, ведь могут понизить баллы, а второй, который был моим школьным учителем, настаивал на подаче заявления и успокаивал тем, что мой результат будет лучше. Я, если честно, была уверена в своей правоте. Но на обществознании мой результат после апелляции не изменился, и у меня остались всё те же 89 баллов, а когда я попросила объяснить, почему мне не подняли баллы, я не получила внятного ответа.

И так как я была недовольна этой несправедливостью, решила пойти и на историю. Я не ошиблась - с 93 баллов мне повысили до 95. Сама процедура очень субъективна, так как мнения экспертов часто расходятся. Хотя бы из-за этого и стоит подавать на апелляцию, ведь там проверяющих уже несколько, и вероятность, что твой ответ зачтут, выше.

Прошло уже четыре года после сдачи экзаменов, а я всё равно вспоминаю это как страшный сон. Наберитесь терпения и ждите результатов. Вы всё сможете«.

Элина, Краснодар

Внимание, важно!

1. У вас есть всего два дня, чтобы подать заявление на рассмотрение апелляции. Не стоит в первый же день бежать в апелляционную комиссию, уделите внимание проверке самой работы, доверьте это своим преподавателям.

2. Не поленитесь лично присутствовать на заседании Конфликтной комиссии. Тогда вероятность вашего успеха возрастёт.

3. У вас будет четыре дня, чтобы подготовить аргументы в пользу правильности своих суждений. Дата апелляции будет назначена в течение четырёх дней после подачи заявления. Заранее составьте план защиты вашей работы с репетитором и прорепетируйте, как вы чётко и грамотно аргументируете позицию о повышении баллов.

4. Распечатайте критерии оценивания заданий и возьмите их с собой на апелляцию. Не надейтесь на свою память, так как критерии помогут вам разложить по полочкам всю несправедливость проверяющих.

5. Будьте уверены в своей правоте. Но не надейтесь на везение, так как экспертам невыгодно менять баллы, ведь это говорит о некомпетентности проверяющих.

6. Изучите свою работу досконально перед подачей заявления на апелляцию. Вы не сможете поменять решение Конфликтной комиссии, поэтому сразу проверьте работу на наличие других ошибок, за которые вам могут снять дополнительные баллы.