Гиперактивность: что делать, если ребёнок непоседа? Дети непоседы. Что делать если ребенок очень активен

Введение

Мы нежно любим своих детей. Но не всегда любим, как они ведут себя. Мы думаем: «Какое счастье – быть родителями!», когда слышим заливистый смех, когда они послушно чистят зубы и поступают как маленькие леди и джентльмены. Но, к сожалению ли, к счастью ли, – порой в них просыпаются «бесята», и мы не знаем, как их утихомирить. И тогда мы готовы воскликнуть: «За что мне это наказание!». В серии книг «Решебник для родителей» мы будем обсуждать многие проблемы. И, самое главное, – искать решения. Ведь, несмотря на то, что каждый ребенок шалит по-своему, у похожих проблем – общие решения. И наша тема сегодня – ребенок «с мотором». Попробуем разобраться?

Какой непоседа!

Он носится по квартире, цепляясь за углы и «снося» все вокруг. Начинает жонглировать едой за столом, вертится на табуретке, пока не упадет. Мяч снова попал в телевизор! За уроками не может усидеть и 10 минут. Даже в саду или школе говорят – «голова хорошая, но ноги покоя не дают». Ни минутки не может провести спокойно!

Узнаете? Жалобы родителей активных детей очень схожи. Мне часто приходится слышать от них «мой ребенок гиперактивен». Термин «гиперактивность» вошел в моду, и, как это бывает с модными терминами, начал применяться ошибочно, не по назначению. Первое, что стоит твердо знать: гиперактивность – это диагноз , а не характеристика поведения. Т. е. совершенно неверно про подвижного, находящегося почти всегда в движении ребенка сказать: «он гиперактивен». Активен – да, но «гипер-» – нет! Многие мамы и папы искренне удивляются, узнав, что «гиперактивность» – болезненное состояние. Они-то полагали, что это просто синоним «непоседливости»!

Возможно, и вам нужно разобраться: является ли активность ребенка соответствующей возрастным нормам, т. е. «нормальной» или же речь идет о болезненном состоянии гиперактивности? Скорее всего, именно для этого вы и купили эту книгу. Вы прочитаете в ней шесть историй о детях младшего, дошкольного и школьного возраста. Мы соединили их в пары, чтобы сравнить, как ведет себя ребенок с нормальной активностью и с ГРДВ. В книге вы найдете мини-тесты, чтобы вы смогли понять, есть ли причины для тревоги. И, конечно, решения, которые помогут вам выстроить общение с ребенком.

Что же, мы надеемся, что вы получите ответы на свои вопросы. Возможно, вы убедитесь, что ваши тревоги беспочвенны. Но, может быть, наша книга поможет вам в понимании того, что ребенку необходима профессиональная помощь. И то, и другое – важный результат. Ну что же, в добрый путь!

13 фактов о гиперактивности

Феномен гиперактивности начал изучаться еще в конце 19 века, и с тех пор врачами и психологами был пройден большой путь по описанию этого состояния и оказания помощи детям. Полностью диагноз звучит так: синдром ГРДВ (гиперактивного расстройства с дефицитом внимания»). Именно под этим названием он занесен в международную классификацию болезней, МКБ-10, под грифом F90.

Факт № 1: Синдром гиперактивности имеет нейробиологическую природу, т. е. зависит от особенностей развития нервной системы, а не от «злой воли» или «плохого воспитания» ребенка. Если хотя бы один из родителей страдал ГРДВ, то риск возникновения этого синдрома у ребенка составляет 30–40 %;

Факт № 2: Синдром гиперактивности практически всегда сочетается с дефицитом внимания (сниженными показателями внимания), а также импульсивностью (сниженным контролем за свои действия);

Факт № 3: Дети с ГРДВ обладают нормальным интеллектуальным развитием, а снижение показателей в некоторых тестах связано с дефицитом внимания и поспешностью в ответах;

Факт № 4: Синдром гиперактивности, как диагноз, может быть поставлен уже в первый год жизни ребенка, хотя диагностика в этом возрасте крайне затруднена;

Факт № 5: Проблема гиперактивности ребенка начинает тревожить родителей детей с 3 до 7 лет. Если же первые симптомы, напоминающие синдром гиперактивности возникают позже, то, скорее всего, это связано с другими заболеваниями;

Факт № 6: ГРДВ страдают около 5–7% детей дошкольного и младшего школьного возраста. Синдром гиперактивности является самой частой причиной школьной дезадаптации учеников 1–4 классов;

Факт № 7: Мальчики страдают ГРДВ значительно чаще, чем девочки. Например, в начальной школе соотношение пользу мальчиков примерно 4:1;

Факт № 8: К подростковому возрасту гиперактивность значительно уменьшается или даже исчезает, но сохраняется и осложняет жизнь та «слава», которую ребенок успел заработать ранее («бездельник», «хулиган», «двоечник»);

Факт № 9: Такой диагноз вправе поставить лишь врач-невролог или психиатр. Родители, учителя, психологи и врачи других специальностей могут лишь предположить наличие ГРДВ;

Факт № 10: Для постановки диагноза требуется проведение специального обследования, которое включает клиническое интервью с родителями, тестовые методики, в том числе и с самим ребенком. Необходимый этап – исследование неврологического статуса, проводимое врачом-неврологом.

Факт № 11: Несмотря на то, что ГРДВ имеет нейробиологическую природу, обстановка в семье, саду и школе значат много. Безграмотность и непонимание истоков проблемы могут усугубить проявления гиперактивности, так же как информированность и терпеливая забота могут сотворить чудо;

Факт № 12: Чем раньше выявлена проблема и начата оказываться помощь (и ребенку, и его семье), тем быстрее преодолевается это состояние, и тем лучше ребенок чувствует себя и с родными, и среди сверстников и с «чужими» взрослыми.

Факт № 13: Если ребенок страдает ГРДВ, помощь требуется не только ему. Его родители, как никто другой, нуждаются в информации, с психологической поддержке и направляющей помощи специалистов. Вот кому по-настоящему непросто!

«Гипер» или нет?

Перед тем, как мы приступим к самому интересному, т. е. к рассмотрению картинок из жизни, в которых вы, возможно, узнаете себя и своего ребенка, нужно остановиться на одном важном вопросе. Если вы прочитали все то, что было написано на предыдущих страницах, то знаете, что к термину «гиперактивность» нужно относиться со всей серьезностью, не считать его разменной монетой и ни в коем случае не путать с «непоседливостью», «подвижностью» и «неугомонностью». Все это может быть проявлениями самой, что ни на есть, здоровой активности! Так как же распознать, является ли ваш ребенок активным и здоровым или это уже состояние гиперактивности?



Конечно, время от времени у всех здоровых детей бывают проявления, описанные в первой колонке. Но если многое из перечисленного повторяется часто, и так продолжается более полугода, то, возможно, у вашего ребенка синдром гиперактивности.

Ситуация первая: «Неугомонная Маша»

Машенька пришла со своей мамой ко мне на занятия в «группу кратковременного пребывания». 10 пар «малыш – мама» посещали эти занятия два раза в неделю. В свои год и два месяца Маша была настоящим моторчиком, как говорится – все время на виду. Она смело и активно осваивала сначала пространство группы, а потом и спортивного и музыкального залов. Ей все было интересно, хотя как только интерес угасал, ее невозможно было удержать на месте. Ее мама Лена устало вздыхала и жаловалась, что дочь ни минуты не сидит, все время куда-то забирается, карабкается, лезет. Засыпает с трудом, и спит, не добирая сна по неким медицинским «нормам». Лена уверенно сказала: «Маша гиперактивная!».

Когда я слышу слово «гиперактивность» из уст родителей, я всегда «принимаю стойку». Как часто оно используется не по назначению!

«Лена, кто вам об этом сказал?», – спросила я.

«Но это ведь и так понятно!», – беспечно, даже с какой-то гордостью ответила Лена.

«Может быть, Маше был поставлен такой диагноз?», – уточнила я.

«Ну… не очень помню. Говорили вроде что-то…», – неуверенно сказала Лена.

После занятий я поднялась в медицинский кабинет, и взяла карту Маши. Упоминания о гиперактивности в ней не было. Я решила приглядеться к Маше, чтобы убедиться, что эта активная и непоседливая девочка действительно не страдает ГРДВ. И потом рассказать ее маме о том, что не стоит самостоятельно ставить дочери серьезные диагнозы!

От имени уставших мам …

Ну, сколько можно? Все лезет и лезет куда-то! Весь день с самого утра куда-то забирается, тянется, требует дать-посмотреть-разобрать-кинуть. И так устала за первый год! Переодень, накорми, покачай, снова покорми и снова покачай, одень, выйди погуляй и так до бесконечности… Казалось: вот станет постарше, будет сам играть. Вот уже ему больше года, сам ходит, но покоя нет. Ни минуты не посидит на месте! Слово «нельзя» за день говорю сто раз, но не понимает, все равно требует своего, а, если что, – истерика. Уложить спать еще сложнее – не хочу! На улице может убежать, даже за угол завернуть, никакого страха! Вроде и понимаешь, что раз активен, значит здоров, но устала…

От имени детей …

«Ой, вон что-то интересное. Вечно все от меня прячут! И говорят: «Когда же ты, наконец, успокоишься! Когда же ты посидишь!». А я не хочу сидеть! И вообще – я спокоен. Просто мне интересно все вокруг. Что у мамы на столе стоит, и правда ли что утюг горячий. А еще я учусь бегать и прыгать, а ведь это не так просто. И нужно все время тренироваться! А иногда мне предлагают делать что-то совсем не интересное и говорят «надо». «Надо» – это скучное слово, я его совсем не пониманию. «Хочу» – гораздо лучше. Ведь «хочу» помогает мне многое узнать! Я могу внимательно следить, как летят пушинки, могу бегать за голубями, могу крутиться и танцевать, как я видел в телевизоре. Только не говорите мне «успокойся!».

Слишком или нет?

Ваш малыш перешагнул рубеж первого дня рождения. Сначала он научился ползать, потом ходить, а затем уже и залезать на более высокие препятствия. С этого момента он желает достать все, что было ему раньше недоступно. Его тело развивается в движении, и никак иначе. Для того, чтобы передохнуть ему хватает нескольких минут, и снова – вперед! Ему все интересно, особенно то, что происходит выше его роста, а также в глубинах разных шкафов. И вот он упорно лезет, чтобы посмотреть. Спит он теперь гораздо меньше, и уложить его сложнее. Он уже знает, что бодрствовать гораздо интереснее, чем спать!

Конечно, вы устали за первый год. И, конечно, надеялись, что на втором году будет легче. А получается, что ваш малыш все время около вас, и все время в какой-то активности. То что-то уронит, то разольет, то раскидает… В общем, мало того, что нужен «глаз да глаз», так еще и дополнительная уборка!

Ребенок взрослеет, и перешагивает свой второй день рождения. Конечно, он стал более сосредоточенным, и теперь уже может сам повозиться со своими машинками или куклами. Лучше стал понимать слова «нельзя» и «опасно». Но все равно – бегает, прыгает, крутится, что-то громко напевает или повторяет по многу раз. Сто дел начато, и ни одно не закончено. В одном углу разбросаны фломастеры, в другом – конструктор, в третьем – мягкие игрушки, а сам посередине комнаты учится прыгать в высоту. В общем – шум, гам и тарарам!

Если ребенок подвижный и «не дает маме покоя», да тут еще кто-то произнесет волшебное слово «гиперактивность», то ярлык для ребенка будет готов. Но правомерен ли он? Во многих случаях – нет!

Мини-тест: Здоровая ли активность ?

Иногда вам кажется, что ваш малыш слишком подвижный. Давайте попробуем выяснить, здоровая ли это активность. Ответьте на вопросы «да» или «нет». Тест предназначается для малышей от 1 года до 3 лет. Но даже если ваш ребенок старше, все-таки вспомните, каким он был в этом возрасте. Это поможет вам в диагностике его состояния. Итак…

1) Способен ли ребенок несколько раз в день провести время в спокойных играх или послушать книгу?

2) Нравится ли малышу занятия, связанные с сортировкой предметов (например, «разложи по цветам, по формам», «подбери предмет к картинке» и т. п.)?

3) Может ли малыш замереть на несколько минут, наблюдая за чем-либо новым или интересным?

4) После периода активности он может успокоиться сам (например, побегав, заняться более спокойным делом)?

5) Засыпает ли он хорошо и крепко в обычные дни, если соблюден ритуал засыпания?

6) Он расстроен и плачет. Можете ли вы его успокоить относительно быстро, если приласкаете?

7) Приходя в поликлинику, он способен подождать некоторое время спокойно, если вы занимаете его игрой или книгой, начав бегать только в случае очень долгого ожидания?

8) На детском спектакле (предназначенном для этого возраста) он может сосредоточиться на представлении хотя бы с первые 20–30 минут?

9) Можете ли вы его, при всей непоседливости, назвать «осторожным»?

10) Его речевое развитие соответствует возрасту?

Подведем итоги. Если на большинство вопросов вы ответили «да», то волноваться, скорее всего, не о чем. У вашего малыша вполне здоровая активность!

В мирное русло!

Если ваш кроха активный и пытливый, для его здорового роста и развития важно поддерживать эту активность. Даже если вы очень устали. И вот несколько рекомендаций…

1) Ему это необходимо! Если вы будете напоминать себе об этом, будет гораздо легче. Маленькие дети – совершенно особенные существа. У них велика тяга к познанию окружающего мира, и они движутся к своей цели, не замечая препятствий. У них неистощимая энергия: когда к вечеру оба родителя уже лежат недвижимые после игр и прогулок, у ребенка хватает сил еще прыгать по ним. Внимание кратковременно: им пока трудно долго сосредотачиваться на чем-либо, они быстро переключаются. Их не заставить заниматься тем, что им неинтересно. Для ребенка до 3 лет – это совершенно нормальное, природное поведение.

2) Создайте условия. Ребенок познает мир кончиками своих пальцев, именно поэтому ему необходимо все потрогать, а для этого – добраться, залезть, добежать. Родители должны ему в этом помочь, создавая условия, при которых он сможет изучить заинтересовавший его предмет. Еще придет время, когда он сможет сам себя занимать! А пока – будьте рядом. Не разрешать – не выход: все равно доберется, но тайно, а значит с потенциальной опасностью для себя! Ведь его уже не так просто отвлечь от заинтересовавшей его вещи. Значит, нам, родителям, просто необходимо искать варианты, при которых «нельзя» превращаются в «можно».

3) Он должен двигаться! Еще раз напомним о пользе долгих активных прогулок. В любое время года одевайте малыша так, чтобы ему было удобно бегать и прыгать. Как только он научился ходить, большую часть прогулки он не должен спать в коляске. Ребенок, набегавшийся на улице, дома будет вести себя гораздо спокойнее. Если же у него не будет такой возможности – будет «зажигать» по квартире, все роняя!

4) Развивайте внимание. Активные, подвижные малыши нуждаются в том, чтобы родители время от времени умеряли их пыл и предложили спокойные развлечения. Им так необходимо развивать усидчивость! Для этого прекрасно подходит совместное рисование, в том числе и пальцами; лепка, игры на сортировку предметов, чтение. Гуляя на улице часть времени уделяйте просто ходьбе, разговаривая с ребенком и обращая его внимание на все, что происходит вокруг.

Для нормального психического развития ребенка в его природе заложены несколько интересных механизмов. Первый – малыш постепенно начинает «удерживать» образ заинтересовавшего его предмета и сопротивляется попыткам себя отвлечь. Чем старше становится кроха, тем хуже работает метод переключения внимания. Второй – для того, чтобы достичь цели, ребенок должен игнорировать все, что этому мешает. В том числе и ваше «нельзя»! Данные механизмы позволяют ему идти (или бежать!) вперед, познавая мир. Постарайтесь ему в этом как минимум не мешать, а как максимум – помогать.

Данные таблицы предназначены для первичной диагностики родителями своего ребенка в возрасте старше 3,5–4 лет. Подтвердить или опровергнуть подозрения родителей могут только специалисты, и только в ходе специального исследования!

Часто приходится слышать, как мамы жалуются, что их ребенок непоседлив, требует постоянного внимания и его ни на минуту нельзя оставить одного. Возникает вопрос, как же быть с таким ребенком. Непоседа доставляет много хлопот и забот родителям, ведь уследить за его передвижениями, а тем более обезопасить его практически невозможно.

Непоседа или гиперактивный ребенок?

Давайте попробуем разобраться, что же скрывается за этим веселым, приносящим кучу забот термином “непоседа”. Сразу же нужно уяснить, что непоседа и гиперактивный ребенок — это не одно и то же. Хотя поведенческие линии и внешние проявления схожи, однако первопричины, которые стоят за каждой из моделей поведения очень сильно разнятся. Родителям в этом вопросе без помощи специалиста разобрать практически не возможно.

Гиперактивный ребенок — болезнь современности?

Пусть Вас не пугает тот факт что термин гиперактивный ребенок встречается в медицинской терминологии, а непоседа – только в разговорной речи. Необходимо обратиться к врачу, чтобы именно специалист разобрался в возникшей ситуации. Гиперактивность детей может сопровождаться таким заболеванием как синдром дефицита внимания, который станет большой проблемой при посещении ребенком школы, ведь он приводит к рассеиванию внимания, плохой концентрации, быстрой утомляемости во время умственных нагрузок. И если упустить время, то очень сложно что-то исправить.

Гиперактивный ребенок часто имеет заниженную самооценку и, как правило, очень остро реагирует на пустяковые ситуации, но в то же время успокоить такого малыша очень сложно. Такой ребенок очень раздражителен и обидчив.

В целом, симптомами гиперактивного ребенка являются: неусидчивость, непоследовательность, непослушность, упрямство, рассеянность, неаккуратность, неуклюжесть. У более старших детей взбалмошность и неусидчивость обычно проходят, но вот неспособность концентрации внимания остается, иногда даже на всю жизнь.

А кто же такой этот непоседа?

  • Во-первых – это такой ребенок, который непрерывно доставляет родителям массу хлопот. Он держит своих родителей в постоянном напряжении, ведь в любой момент может куда-то залезть, что-то перевернуть, нанести увечья себе или чему-то вокруг.
  • Во-вторых – такие малыши практически никогда не слушаются, делают только то? что хочется им, при этом не обращая никакого внимания на крики, просьбы и уговоры взрослых.

Понятное дело, что всем родителям хочется, чтобы их ребенок рос послушным, воспитанным, не принося при этом никаких забот и хлопот. Понятное дело, что такого практически никогда не бывает, но когда поведение ребенка переходит все допустимые границы, мы просто теряемся, не зная как быть и что же предпринять. А, не выдержав, срываем свой гнев на ребенке, и от этого все становится еще хуже. И хотя обещаем себе, сдерживаться в будущем, но когда чаша терпения переполняется в очередной раз, все происходит сначала.

Что же делать и как выбраться с этого замкнутого круга?

Ребенок непоседа – это образ жизни и состояние души Вашего ребенка, поэтому придется смириться.

Но не забывайте о возрастной динамике, ведь начавшись, как острая потребность в исследовании окружающего мира, эта особенность может перерасти в одну из негативных черт характера ребенка, если встретит непонимание со стороны родителей.

Когда ребенок становится на ноги (примерно в 12 месяцев) и начинает исследовать предложенные для него просторы, дайте ему определенную свободу, ведь запреты вызовут и него желание добиться своего любой ценой. Будьте рядом, чтобы прийти на выручку, когда это будет необходимо. Конечно, это требует большого количества терпения и самоотдачи от родителей в этот сложный и непростой период времени. Но потом Вам не придется ломать голову над тем, что же делать с несносным характером своего ребенка.

Чем больше запретов и ограничений, тем больше соблазн вырваться за их пределы и попробовать все то, что запрещено. Конечно, и полная свобода не выход, но постарайтесь дать ее максимально. Постарайтесь по возможности удовлетворять запросы Вашего ребенка в познании окружающего пространства.

Дорогие родители, проявите фантазию и творческие способности, а также постарайтесь максимально задействовать ребенка в свободное время. Таким образом, предлагая ему альтернативу и возможность узнать что-то новое и интересное, Вы избавите себе от проблем с ребенком непоседой, а он с пользой проведет свое свободное время.

Какой непоседа!

Мы нежно любим своих детей. Но не всегда нам нравится, как они ведут себя. Мы думаем: «Какое счастье – быть родителями!» - когда слышишь заливистый смех, когда они послушно чистят зубы и поступают как маленькие леди и джентльмены. Но, к сожалению ли, к счастью ли – в них просыпаются «бесята», и мы не знаем, как их утихомирить.

Не смотря на то, что каждый ребёнок шалит по-своему, у похожих проблем – общие решения. И наша тема – ребёнок «с моторчиком». Попробуем разобраться?

Он носится по квартире, цепляется за углы и «снося» всё вокруг. Начинает жонглировать едой, вертится на табуретке, пока не упадёт. Мяч снова попал в телевизор. Даже в детском саду говорят – «голова хорошая, но ноги покоя не дают». Ни минутки не может провести спокойно! Узнаёте?

Термин «гиперактивность»вошел в моду и, как это бывает с модными терминами, начал применяться ошибочно, не по назначению. Первое, что стоит твёрдо знать: гиперактивность: - это диагноз, а не характеристика поведения. И правильно звучит он так: То есть совершенно неверно про подвижного, находящегося почти всегда в движении ребёнка говорить: «Он гиперактивен». Активен – да, но «гипер-» - нет!

Многие родители искренне удивляются, узнав, что «гиперактивность» - болезненное состояние. Они-то полагали, что это просто синоним «непоседливости»!

К термину» гиперактивность» нужно относиться со всей серьёзностью, не считать его разменной монетой и ни в коем случае не путать с «непоседливостью», «подвижностью» и «неугомонностью». Всё это может быть проявлениями самой что ни н есть здоровой активности!

Конечно, время от времени у всех здоровых детей бывают проявления, описанные в первой колонке. Но если многое из перечисленного повторяется часто и так продолжается более полугода, то, возможно, у вашего ребёнка синдром гиперактивности.

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Двигательная активность

Подвижен, бегает, прыгает, залезает куда-то, но его действия всегда имеют цель: он лезет,туда, куда нацелился залезть, потому что там интересно.

Его активность чаще всего «вплетена» в игру.

Его можно успокоить, отвлечь, предложив более спокойную игру.

Периоды активности сменяются покоем, даже без вмешательства взрослого.

Набегавшись за день, быстро и крепко засыпает.

Даже если его активность не ко времени, способен потерпеть, когда это необходимо, по просьбе взрослого.

ЗДОРВОВЫЙ, АКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Без цели бегает, крутится, пытается куда-то залезть, не обращая внимания на замечания.

Его стопы и кисти постоянно в движении, порой даже во сне.

Где бы ни находился, ведет себя, словно к нему «моторчик прикрепили».

Даже в состоянии усталости продолжает двигаться, пока окончательно не выбьется из сил, после чего может случиться истерика.

С трудом засыпает, крутится, вертится на постели.

Не может «посидеть спокойно» в тех случаях, когда это необходимо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Какой непоседа!

Мы нежно любим своих детей. Но не всегда нам нравится, как они ведут себя. Мы думаем: «Какое счастье – быть родителями!» - когда слышишь заливистый смех, когда они послушно чистят зубы и поступают как маленькие леди и джентльмены. Но, к сожалению ли, к счастью ли – в них просыпаются «бесята», и мы не знаем, как их утихомирить.

Не смотря на то, что каждый ребёнок шалит по-своему, у похожих проблем – общие решения. И наша тема – ребёнок «с моторчиком». Попробуем разобраться?

Он носится по квартире, цепляется за углы и «снося» всё вокруг. Начинает жонглировать едой, вертится на табуретке, пока не упадёт. Мяч снова попал в телевизор. Даже в детском саду говорят – «голова хорошая, но ноги покоя не дают». Ни минутки не может провести спокойно! Узнаёте?

Термин «гиперактивность»вошел в моду и, как это бывает с модными терминами, начал применяться ошибочно, не по назначению. Первое, что стоит твёрдо знать: гиперактивность: - это диагноз, а не характеристика поведения. И правильно звучит он так: гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ). То есть совершенно неверно про подвижного, находящегося почти всегда в движении ребёнка говорить: «Он гиперактивен». Активен – да, но «гипер-» - нет!

Многие родители искренне удивляются, узнав, что «гиперактивность» - болезненное состояние. Они-то полагали, что это просто синоним «непоседливости»!

Здорова активность и гиперактивность: давайте сравним!

К термину» гиперактивность» нужно относиться со всей серьёзностью, не считать его разменной монетой и ни в коем случае не путать с «непоседливостью», «подвижностью» и «неугомонностью». Всё это может быть проявлениями самой что ни н есть здоровой активности!

Конечно, время от времени у всех здоровых детей бывают проявления, описанные в первой колонке. Но если многое из перечисленного повторяется часто и так продолжается более полугода, то, возможно, у вашего ребёнка синдром гиперактивности.

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Двигательная активность

Подвижен, бегает, прыгает, залезает куда-то, но его действия всегда имеют цель: он лезет,туда, куда нацелился залезть, потому что там интересно.

Его активность чаще всего «вплетена» в игру.

Его можно успокоить, отвлечь, предложив более спокойную игру.

Периоды активности сменяются покоем, даже без вмешательства взрослого.

Набегавшись за день, быстро и крепко засыпает.

Даже если его активность не ко времени, способен потерпеть, когда это необходимо, по просьбе взрослого.

ЗДОРВОВЫЙ, АКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Без цели бегает, крутится, пытается куда-то залезть, не обращая внимания на замечания.

Его стопы и кисти постоянно в движении, порой даже во сне.

Где бы ни находился, ведет себя, словно к нему «моторчик прикрепили».

Даже в состоянии усталости продолжает двигаться, пока окончательно не выбьется из сил, после чего может случиться истерика.

С трудом засыпает, крутится, вертится на постели.

Не может «посидеть спокойно» в тех случаях, когда это необходимо.

В общении

Иногда он тоже может увлечься чем-то настолько, что не сразу услышит обращения к нему.

Может задавать много вопросов, но всегда выслушивает ответы и задаёт вопрос по логике услышанного.

Способен выслушать инструкцию или вопрос до конца, хотя, бывает, порой и торопится, особенно если очень хочется ответить.

Постепенно усваивает, что перебивать других невежливо, хотя и может забыть об этом.

Со временем всё чаще стремится договориться с помощью слов, а если пустит в ход руки, может объяснить почему.

Он не «слышит», что ему говорят, и приходится повторять много раз.

Задаёт много вопросов, но почти никогда не дослушивает ответ.

Часто не дослушивает вопрос, а сразу начинает отвечать.

Мешает другим, вмешиваясь в их дела, перебивает разговор.

Про него можно сказать «болтливый».

Часто в общении со сверстниками ему не хватает терпения, чтобы договориться, и он пускает в ход кулаки, из-за чего слывет

агрессивным.

При выполнении заданий или домашних поручений

«Будь внимательнее» - эту фразу ребёнок слышит хоть и часто, но не постоянно.

Его активность не мешает ему быть внимательным к деталям, например, в игре, рисовании, конструировании.

Он может отвлечься на что-то интересное, но с возрастом всё чаще возвращается к обязанностям – самостоятельно или после напоминания.

С интересом принимается за задание «на внимание», вроде «лабиринта», «найди 10 отличиё», с увлечением осваивает устный счет.

Ему трудно долгое время на чём-либо сохранять внимание.

Невнимателен к деталям.

Ему трудно самому организовать выполнение задания и сложно довести его до конца.

Легко отвлекается на посторонние вещи, перестаёт делать то, что нужно.

Делает много ошибок из-за невнимательности.

Стареется избежать дел, требующих напряжения внимания, - капризами, игнорированием, недовольством.

В разных жизненных ситуациях

Теряет свои вещи лишь иногда.

Предпочитает активные забавы, но может долго играть в спокойные игры, например, собирать пазлы или конструктор.

С возрастом всё легче дожидается своей очереди в коллективных играх или при ответе на занятиях.

При всей активности, его врядли назовут, «несносным» или «дурно воспитанным», потому что он усваивает правила поведения, хотя порой их и нарушает.

Часто теряет свои вещи.

Тихая и спокойная игра продолжается очень кратко; про него можно сказать «забывчивый»

С трудом дожидается своей очереди (например, в играх).

Ему трудно соблюдать любые правила, как в играх, так и правила хорошего поведения.

Про него говорят «неуправляемый».

Часто провоцирует конфликты, дерётся кусается, толкается.

Мини-тест: Активный малыш

Иногда вам кажется, что ваш малыш слишком подвижный. Давайте попробуем выяснить, здоровая ли это активность. Ответь на вопросы «да» или «нет».

  1. Способен ли ребёнок несколько раз в день провести время в спокойных играх или послушать книгу?
  2. Нравятся ли малышу занятия, связанные с сортировкой предметов (н/апример, «разложи по цветам, по формам», «подбери предмет к картинке» и т.д.)?
  3. Может ли малыш замереть на несколько минут, наблюдая за чем-либо новым или интересным?
  4. После периода активности он способен успокоиться сам (например, побегав, заняться более спокойной игрой)?
  5. Засыпает ли он хорошо и крепко в обычные дни, когда соблюдён ритуал засыпания?
  6. Если он расстроен или плачет, можете ли вы, приласкав его, успокоить относительно быстро?
  7. Приходя в поликлинику он способен подождать некоторое время спокойно, если вы занимаете его игрой или книгой, начав бегать только в случае очень долгого ожидания?
  8. На детском спектакле (предназначенном для этого возраста) он может сосредоточиться на представлении хотя бы в первые 20-30 минут
  9. Можете ли вы его, при всей непосредственности, назвать «осторожным»?
  10. Его речевое развитие соответствует норме?

Подведём итоги. Если на большинство вопросов вы ответили «да», то волноваться скорее всего не о чем. У вашего ребёнка вполне здоровая активность!

В мирное русло!

Итак, ваш ребёнок активный и пытливый. Эту активность важно поддерживать для его

нормального роста и развития. даже если вы очень устали. И вот несколько рекомендаций.

*Ему это необходимо! Если вы будете напоминать себе об этом, станет гораздо легче. Маленькие дети – совершенно особые существа. У них велика тяга к познанию окружающего мира, и они движутся к своей цели, не замечая препятствия. Внимание ребёнка – кратковременно: ему пока трудно долго сосредоточиваться на чём-либо, он быстро переключается. Его невозможно заставить заниматься тем, что ему неинтересно.

* Создайте условия. Ребёнок познаёт мир кончиками пальцев, именно поэтому ему необходимо всё потрогать, а ради этого – добраться, залезть, добежать. родители должны ему в этом помочь, создавая условия, при которых он сможет изучить заинтересовавший его предмет.

* Он должен двигаться ! Ребёнок, набегавшись на улице, дома будет вести себя гораздо спокойнее. Если же у него нет такой возможности – будет « зажигать» по дому, всё роняя!

* Развивайте внимание. Активный, подвижный ребёнок нуждается в том, чтобы родители время от времени умеряли их пыл и предложили спокойные развлечения. Им так необходимо развивать усидчивость! Для это прекрасно подходит совместное рисование, в том числе и пальцами; лепка, чтение. Гуляя на улице, часть времени уделяйте просто ходьбе, разговаривая с ребёнком и обращая его внимание на всё, что происходит вокруг.

В процессе нормального психического развития заложено несколько интересных механизмов.

Первый – малыш постепенно начинает «удерживать» образ заинтересовавшего его предмета и сопротивляется попыткам себя отвлечь. Чем старше становится кроха, тем труднее ему переключать внимание (в норме очень важна способность удержания внимания с возрастом развития).

Второй – для того чтобы достичь цели, ребёнок должен игнорировать всё, что этому мешает. В том числе и ваше «нельзя»! данный механизм позволяет ему идти (или бежать) вперёд, познавая мир. Постарайтесь ему не мешать, а лучше помогать.


На втором этаже школы - шум, гам. Несущийся мимо пятиклассник, словно торпеда, отбрасывает меня в сторону и бежит дальше, пока я отряхиваюсь. Рядом пулями носятся второклашки… Картина, знакомая каждому, кто когда-либо бывал в школе. Подобное поведение, как выяснилось, говорит не о детской непоседливости, а о заболевании под названием «синдром дефицита внимания и гиперактивности». И благовещенские учителя считают, что количество детей с этим синдромом растет.

Учителям тяжело

Я работаю школьным учителем уже 18 лет. Раньше в классах таких детей было по одному-два, а сейчас уже как минимум три-четыре. Это те, у кого имеются явные признаки гиперактивности, но ведь есть ученики и с небольшими отклонениями в поведении. Интеллектуальные способности таких детей не снижаются, а вот успеваемость у многих страдает. Хотя есть и такие, кто успевает и поболтать, и поработать. Заниматься с таким ребятами трудно: стараюсь успокоить их словами, ищу индивидуальный подход, даю индивидуальные задания, - рассказывает учитель начальных классов школы № 26 Оксана Макарова .

И бог с ней, с этой успеваемостью, но ведь гиперактивность проявляется во всем - например, дети могут побежать через дорогу, не оглянувшись по сторонам, и попасть под машину.

Чтобы узнать, страдает ли ваш ребенок от этого недуга, просто за ним понаблюдайте. Если ему спокойно не сидится на месте, он легко отвлекается, постоянно забывает, что ему говорят, часто теряет вещи, закатывает истерики в магазинах, не оставляйте это без внимания. Учителя жалуются, что ваше чадо еле досиживает до конца урока, не поднимая руку, выкрикивает ответы с места, не слушает вопрос до конца и начинает сразу на него отвечать, а когда ему дают задание, требующее умственных усилий, отказывается его выполнять. Если вы все это заметили, значит, это не «шило в одном месте», а признаки гиперактивности и есть повод обратиться к специалисту - психологу или неврологу.

Два опасных периода

Наблюдаться эти признаки должны на протяжении как минимум 6 месяцев, причем как в садике или школе, так и дома. Окончательный диагноз ставят врачи-неврологи. Вызывать такое состояние может целый комплекс причин, начиная от интоксикации матери во время беременности и повреждений нервной системы ребенка во время родов и заканчивая наследственными факторами и нездоровой обстановкой в семье, - объясняет психолог детской областной больницы Вера Найденова . - Всплеск развития такого поведения приходится на два периода - от 5 до 10 лет, когда у ребенка формируется мозг и все мыслительные процессы, и от 12 до 15 лет, когда происходит половое созревание.

Как говорят специалисты, синдром дефицита внимания и гиперактивности поддается лечению. Самое оптимальное время - в детском саду. Ну а если не захотите ничего с этой проблемой делать, не удивляйтесь, что, став взрослым, ваш сын или дочь ведет себя как ребенок.

Если ваш ребенок гиперактивный…

  • Подчеркивайте успехи малыша, хвалите его за хорошие поступки.
  • Старайтесь избегать слов «нет» и «нельзя».
  • Давая какое-то задание, сильно не торопите.
  • Составьте строгий и четкий распорядок дня.
  • Избегайте скоплений людей, иначе будет истерика.
  • Разрешайте играть максимум с одним ребенком. Когда появляется третий-четвертый - ждите конфликта.
  • Дайте выход неуемной энергии - побольше прогулок на свежем воздухе и подвижных игр, а вместо музыкальной школы - спортивная секция.

И помните - ваш ребенок ни в чем не виноват и поступки свои совершает несознательно.

Снова и снова вы просите своего ребенка убрать за собой игрушки, аккуратно есть, внимательно слушать, посидеть на месте хоть пять минут, не раскидывать вещи, быть послушным, не отвлекаться? Вновь и вновь порядок в доме разрушен до самого основания, причем, вместе с вашей нервной системой? Вы просите, требуете, приказываете, наказываете? Поздравляем, в вашем доме растете ребенок-непоседа!

Какие они, непоседы?

Давайте заглянем внутрь проблемы слишком активного, на ваш взгляд, ребенка. Непоседа очень любознателен, потому что ему все интересно. Он совершенно искренне любит этот мир, открытий полный. И также искренне недоумевает, почему родителей это так сердит. Это же так интересно – исследовать предмет на ощупь и на вкус. Посмотреть, что с ним будет, если его кинуть вот так вот. А мама что делает при этом? Снова возвращает. Потрясающе! Полный восторг! А теперь вот так кинем. А теперь постучим. А после сломаем. А затем…. А затем начинается все самое интересное. Ладошки хлопают. Ножки ходят. Вокруг красота и лепота. Ему все интересно и все ново. Он занимается исследованиями, свершает открытия, а родители ему препятствуют.

Родители, вы такие смешные!

Малышу так увлекательно наблюдать за эмоциями мамы и папы. А какая у них будет реакция, если я сделаю вот так? Ого! Здорово! А если повторить? Ух-ты! А если еще и вот это вдобавок? Вот это фейерверк эмоций! Весело! Ну, все – теперь меня не остановить. Я готов на все, лишь бы вновь и вновь играть виртуозную симфонию на нервах родителей. Пусть ругаются. Пусть по попе шлепают. Пусть я не посмотрю сегодня мультфильм. И даже останусь без сладкого…

Подумайте, а был бы ребенок таким активным и непоседливым, если бы родители позволяли ему, искренне, от всего сердца, познавать мир в таких количествах и столько, сколько ему необходимо? Может быть, и был бы, но родительское отношение к его открытиям было бы другим. Ребенку в этом случае вряд ли пришлась бы по вкусу та шалость, на которую реакция со стороны родителей не была бы столь бурной. А пока его «развлечения» не знают границ.

Он − бунтует. Он − требует своего. Он отказывается ходить на горшок и есть самостоятельно. Он плохо спит. Он рыдает на улице по любому поводу. Он делает все вопреки просьбам и требованиям. Чего он требует? Что и все дети в кризисе двух-трех лет. И даже больше того. Ему нужна не только любовь. Не только понимание. Ему нужны вы. Целиком и полностью!!! И он перейдет снова все границы: предусмотренные природой и дозволенного вами.

Непоседам – особый подход

Если ваш ребенок оказался живым сверх всякой меры в полном здравии, то просто радуйтесь, что он у вас здоров, и цените его неуемную жажду жизни, его личность, то, что он у вас есть. Примите его таким с благодарностью. И помните, что только вы можете ему помочь. И только любовью и терпением. Помните, любой ребенок, развивающийся в нормальных условиях, будет заниматься исследованием окружающего пространства и человеческих эмоций. Хорошо, если ваш любознательный малыш исследует мир в пределах досягаемости. Да еще при этом отличается усидчивостью и сосредоточенным вниманием. А если горизонты интересного для него гораздо шире его возможностей – физических и интеллектуальных?

В первую очередь, не попустительствуйте хулиганству ребенка. Очертите рамки того, что ему дозволено делать в доме. Обычно ограничения – это то, что угрожает жизни и здоровью ребенка и окружающих его людей и живой природы. Терпеливо объясняйте малышу, почему этого делать нельзя. Не старайтесь объяснить ему это обычным языком. Сделайте все возможное, чтобы ребенок услышал и понял. Всегда говорите с ним на понятном ему языке. Не требуйте от него того, что он не может сделать на данном этапе развития.

Стоит ли наказывать непоседу?

Общих рекомендаций в этом вопросе не существует. Ищите свой индивидуальный подход. Интуиция и материнское чутье обязательно приведут вас к правильному решению. Главное, успокойтесь. И слушайте себя. Первым делом сделайте глубокий вдох. Очень глубокий. Остановитесь. Выдохните из себя весь негатив. Стали спокойны? Нет? Еще раз то же самое. Пока не почувствуете, что в данный момент вы любящий родитель своего малыша. Действительно ли он сделал то, за что требуется наказание? Или все же вы чуть было не сорвали на него свое зло? Очень важно ответить на этот вопрос. И ответить честно. Если наказание необходимо, то вы это сделаете так, что не придется потом жалеть о своей горячности. Наказывайте в спокойном расположении духа, но наказывайте сразу. Чем меньше малыш, тем дороже каждое мгновение. Пока он не отвлекся на другой объект и уже не в состоянии вспомнить то, о чем вы сейчас с ним говорите.

Бить ребенка нельзя!

Запомните это. Берегите своих родных деток. Не переходите сами границы, когда будете их поведение корректировать под ваши рамки. Но самый лучший способ – эти рамки не дать перейти ребенку. Сдерживайте эти порывы малыша. Включайте всю свою мудрость, чтобы не травмировать кроху. Никогда не унижайте и не обижайте своего ребенка. Если чувствуете, что перестарались, не оставляйте это без внимания. Попросите прощения у ребенка. И обязательно объясните ему, почему вы так поступили.

Не бойтесь говорить о своих чувствах

Если сердитесь – так и скажите. Если он сделал вам больно – не скрывайте этого от него. Он еще только знакомиться с миром. Не пугайте его своими эмоциями. Не ленитесь объяснять своим детям все-все-все-все-все. То, что для вас элементарные вещи − для него удивительная диковина, невидаль из мира непознаваемого. Если дадите ему волю самому все изучать, его детство будет очень увлекательным, но очень травмоопасным. К тому же, из ребенка, которого ни в чем не ограничивают в детстве, скорее всего, получится личность, не знающая меры ни в чем и в зрелые годы.

Родительская любовь творит чудеса!

Внимание, проявленное с заботой и любовью, не бывает лишним. Что может быть чудеснее для ребенка, как знать, что мама его всегда любит, всегда ему рада, всегда найдет для него время, всегда его пожалеет и поймет. Не бойтесь лишний раз присесть, и глядя на равных прямо в глаза, сказать малышу, что вы его очень любите. Не стоит бояться лишний раз погладить ребенка по головушке и похвалить за самое маломальское достижение. Не бойтесь его обнимать и радовать подарками. Бойтесь постоянно критиковать, делать замечания, отгонять от себя, игнорировать его вопросы или поиск контакта с вами. Старайтесь объяснять ему его чувства, свои чувства, чувства других людей или персонажей мультфильмов и сказочных героев. Играйте с ним, повторяйте его действия, пытайтесь находиться с ним на одной волне, вплоть до того, что орите как он и беситесь вместе с ним, если по-другому понять его не получается.

Ребенку не нужно позволять все

Нужно просто уметь показать, что вы и таким его любите. И у него не возникнет желание вновь и вновь проверять вас на наличие к нему любви. Необходимо обладать высочайшим искусством управлять желаниями ребенка. Вы можете спокойно прекратить его попытки как следует похулиганить, но при этом у него не возникнет сомнений в том, что вы делаете это с любовью, учитывая его интересы, уважая его как личность. И он будет тянуться к вам. Ему приятно будет находиться в родных объятиях при чтении книжки с интересными картинками. Он с удовольствием будет засыпать, прижавшись всей душой и телом. Он в полном восторге будет утром залезать в постель к родителям, чтобы успеть первым пожелать доброго утра и поцеловать. И в конце концов, у него будет желание делать вашу жизнь радостной и счастливой. Он очень будет стараться. Стараться так, как вы сейчас стараетесь для него.

Наталья Кудрявцева