Цель пособия по развитию речи. Дидактическое пособие по речевому развитию «Теремок. Вариант использования пособия

Курочкина Т.А., учитель–логопед первой квалификационной категории, г. Белоярский.

Пособие: “Путешествие с признаками”.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста умения находить сходства между объектами, сравнивать объекты по нескольким признакам; развитие воображения; воспитание умения выслушивать друг друга, дожидаться своей очереди, следовать правилам игры.

Описание: пособие состоит из картинки паровоза, набора картинок и схем имен признаков.

Задание: логопед предлагает ребенку выбрать картинку и соединить ее с паровозиком с помощью колеса- признака. Ребенок называет, чем похожи по данному признаку два объекта. Игра продолжается аналогично, пока есть признаки и интерес детей. Например: Чем похожи улитка и листик? У улитки спинка по рельефу шершавая и листик по рельефу шершавый. А чем могут быть похожи листик и кораблик по влажности? Кораблик мокрый, потому что в воде, а листик мокрый после дождя.

Пособие: “Опиши объект”.

Цель: формирование умения описывать объект по имеющимся признакам.

Описание: карта, на которой изображен объект и набор карточек – признаков.

Задание: дети выбирают карточку, называют объект природного или рукотворного мира, выкладывают признаки и описывают объект по имеющимся признакам.

Пособие: “Дорожка признаков”.

Цель: развитие умения описывать объект, используя в речи имена признаков; соотносить значение имени признака сего графическим обозначением; формирование у детей умения сосредотачивать внимание, воспитывать навыки доброжелательности, самостоятельности.

Описание: в комплект пособия входят дорожки, на которых изображен определенный признак, картинки объектов.

Задания: дети выбирают карты с признаком и по сигналу отбирают нужные объекты по своему признаку.

Дети выбирают карты с признаком. Ведущий показывает картинку и спрашивает: “У кого ароматная груша?” (синяя машина, резиновый мяч, пушистая кошка). Ребенок объясняет свой ответ, и если он правильный, получает картинку, если нет, то дети исправляют ошибку и карточка не засчитывается. Победил тот, кто первым собрал дорожку.

Пособие “Поезд звуков”

Цель: формирование умения выстраивать линию объектов по заданному звуку, объяснять свой выбор.

Описание: пособие выполнено в виде паровозика, каждый вагончик имеет кармашек. В паровоз ставится заданный звук – буква, в вагоны заселяются картинки объектов с заданным звуком.

Задание: предлагаем ребенку отобрать картинки объектов по заданному звуку в начале слова (далее усложнение: в середине, в конце слова) и распределить по вагонам. На следующей станции везет другой звук – буква и дети отбирают другие объекты. И составить рассказ, в котором будут присутствовать картинки- названия объектов.

Пособие “Поезд времени”.

Цель: формировать умение выстраивать линию развития событий по времени, в логической последовательности и побуждать составлять рассказ.

Описание: пособие выполнено в виде паровозика, каждый вагончик имеет кармашек, в который вставляются картинки в логической последовательности.

Задание: предложить ребенку выбрать от 3 и более картинок, разложить их в нужной последовательности и составит рассказ.

Пособие “Шифровщики”.

Цель: развивать речь ребенка через называние имен признаков и их значения. Рассказывать об объекте, используя значки – признаки. Развивать логическое мышление, ориентировку в пространстве, знание направлений по часовой стрелке, против часовой стрелки, слева, справа.

Описание: данное пособие оформлено в виде игрового поля – прямоугольника, по краям которого расположены значки признаков. Они закрыты карточками разного цвета – 6 красных, 6 желтых и 5 зеленых. К о полю прилагаются “зашифрованные” карточки, на которых приклеены 3 круга красного, желтого и зеленого цветов с цифрами от 1 до 6 и стрелкой направления (по часовой или против часовой стрелки).

Задание: ребенок по выбранной карточке- шифровке находит расположение трех признаков. Например, первый красный по часовой стрелке, второй синий против часовой стрелки, третий желтый по часовой стрелке. Открываем зашифрованные схемы признаков и описываем по ним объект.

Пособие “Расскажи про нового соседа”

Цель: упражнять детей в умении подбирать значение к признаку, рассказывать об объекте используя признаки, развивать связную речь.

Описание: данное пособие оформлено в виде карточек, разделенных на шесть частей. Через клетку изображены три признака. К карточкам прилагаются картинки.

Задание: дети берут карточку, ставят картинку в пустую клетку между значками – признаками и рассказывают о соседе – объекте на картинке по близлежащим признакам.

Пособие “Путешествие по миру”.

Цель: развивать связную речь, расширять и кругозор детей, закреплять знания о природном и растительном мире.

Описание: квадрат с 8-ю карманами и стрелкой, картинки природных уголков планеты, карточки- схемы.

Задание: ребенок при помощи стрелки выбирает любой уголок планеты и рассказывает по плану в виде картинок- схем рассказ.

Пособие “Солнышко”

Цель: обучать детей послоговому чтению, закреплять звуки речи.

Описание: данное пособие выполнено в виде солнца. В центре расположен желтый круг с кармашком, в который помещается буква синего, зеленого или красного цвета. На лучах солнца располагаются также буквы соответствующего цвета.

Задание: ребенок читает слог, придумывает слогом слово, с этим словом предложение, составляет рассказ.

Пособие “Умные планшеты”

Цель: закреплять представление детей о предложении, упражнять в составлении предложений из слов по заданной схеме.

Описание: пособие состоит из 18 двухсторонних карточек – планшетов формата А4. В верхней части лицевой стороны планшета находится значок признака, в нижней части расположен кармашек, в который вставляется предметная картинка. На оборотной стороне планшета размещены 2 кармана, верхний – для схемы предложения, нижний – для схемы предлогов.

В пособие входит набор предметных картинок, набор карточек со схемами предложений и предлогов.

Задание: ребенку предлагается выбрать картинку, затем ребенок вставляет картинку в нижний карман первой стороны, взрослый дает задание придумать предложение по схеме, с объектом и признаком по карточке. В начальном этапе, схема предложения состоит из двух слов, признака и объекта. Затем предложение усложняется, и его составляют из трех слов_ объект, признак и действие.

Когда ребенок усвоил составление предложения из трех слов, взрослый предлагает ставить предложение из 4- х слов, где четвертое слово – предлог.

Пособие: “Придумаем рифмованные строчки”

Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Описание: картинки.

Задание: логопед предлагает детям выбрать какую – либо рифмованную пару (для начала - существительные) и сочинит рифму следующим образом: “Жил – был кто-то и был похож на что- то”.

Пособие “ Волшебные слова”.

Цель: развивать умение образовывать, изменять, согласовывать слова.

Описание: карточки- символы: “живое – неживое”, “скажи ласково”, “он, она”, “один- много”, “назови чей ?”, “скажи наоборот”, “большой, еще больше, самый большой”, “скажи так же”, “слово одно, а значений много”, “родственные слова”, “место звука в слове”, “паспорт звука”, “количество слогов”. Весь набор в цветном и черно- белом варианте.

Задание: ребенку предлагается карточка, при помощи которой он может выполнить соответствующее задание. Самое удобное, что все эти задания можно использовать на любом речевом материале, при работе с любой группой звуков. Можно дифференцированно подходить к заданию, зная особенности детей. Это универсальное пособие, которое можно использовать во всех видах работы (индивидуально, с группой детей и фронтально). Сначала дети работают с цветным комплектом, затем с черно – белым.

Пособие “Составь предложение”.

Цель: Способствовать развитию умения различать структурные компоненты речи, развивать умение строить разнообразные по структуре предложения.

Описание: схемы предложения.

Задание: эта модель помогает ребенку легче, осознанней и быстрее понять сложную иерархичную структуру речи человека (текст, предложение, слово, слог, буква и звук); и усвоить порядок слов в предложениях различных типов.

Пособие “Мнемодорожки”

Цель: развитие умения составлять последовательные перессказы и рассказы, с опорой на мнемодорожки.

Описание: карточки с реальным или схематичным изображением текста, который нужно пересказать или составить рассказ.

Задание: ребенку предлагается составить рассказ, план которого выкладывается по ходу рассказа. Речь сопровождается показом мнемодорожки

Пособие “Задаем вопросы”

Цель: Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам, классифицируя их.

Описание: карточки с вопросами, полоски, разделенные на 3 квадрата, в четвертом стоит знак вопроса.

Задание: ребенок, используя карточку с определенным видом вопросов, учится задавать различные типы вопросов и правильно их формулировать. Особое внимание уделяется месту вопросного слова в формулировке вопроса.

Кольца Луллия

Цель: способствовать обогащению словарного запаса детей, формированию правильного грамматического строя речи, развитию связной речи детей.

Описание: пособие представляет собой 2-3 подвижных круга, имеющих общую ось и разделенных на сектора. В каждый из секторов можно вставить карточку с рисунком или схематичным изображением объекта.

Задание: ребенку предлагается совместить сектора на большом и малом круге и выполнить задание (например, “Что сначала, что потом?, “Сосчитай объекты”, “Придумай историю” .

“Системный оператор”.

Цель: Способствовать усвоению модели систематизации объектов.

Описание: таблица с пятью или девятью экранами.

Задание: предлагаемая детям таблица с девятью экранами способствует пониманию детьми способов систематизации объектов. Знакомит детей с системой (объект в настоящем, прошлом и будущем), надсистемой (место объекта в настоящем прошлом и будущем) и подсистемой (части объекта в настоящем, прошлом и будущем). Сначала дети заполняют таблицу вместе с педагогом. Затем, по мере овладения навыками схематизации, самостоятельно.

Пособие: “Составления рассказа по схеме”.

Цель: учить детей составлять описательные рассказы об объектах по схеме.

Описание: схема для составления рассказа, объект или картинка для описания.

Задание: ребенку предлагается описать объект (натуральный или изображенный на картинке) по схеме.

Пособие “Опиши объект или явление

(игрушки, животные, птицы, одежда, овощи и фрукты, время года, посуда)

Цель: Способствовать усвоению модели составления описательного рассказа.

Описание: схемы составления описательных рассказов.

Задание: Ребенку предлагается составить рассказ с опорой на схему. Данная модель является для ребенка планом составления описательного рассказа. Помогает наполнить его содержательно.

Развитие речи, Пособие для дошкольников, Часть 1, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р., 2005.

Пособие по развитию речи для дошкольников представляет собой наглядный материал в виде карточек. Он предназначен для использования на занятиях с дошкольниками 3-6 лет по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Является приложением к пособию «По дороге к Азбуке» авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой. Карточки могут также использоваться для занятий с дошкольниками и по другим курсам комплексной Программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад - 2100» («Здравствуй, мир!», «Познаю себя»), а также по другим образовательным системам.

Комментарий для педагога.
Пособие по развитию связной речи дошкольников подготовлено в виде наглядного материала (карточек). Карточки нужно вырезать и разделить на серии, а затем использовать как демонстрационный материал, помещая на доску, или как раздаточный материал.

Представленные серии сюжетных картинок различаются по степени трудности работы с ними (от 2 до 4 картинок) и по сюжетной направленности: в одних прослеживаются природные закономерности (антология мужчины и женщины, времена года, цветение, рост цветка, таяние снеговика), в других рассматриваются проблемные ситуации, положительные и отрицательные примеры поведения (драка за грузовик, девочка и яблоко, девочка умывается, «Обжора», «Модница»), в третьих - проиллюстрирован рассказ с интересным сюжетом («Спасение котёнка»), четвёртые носят познавательный характер («Фокусник», приготовление варенья, посев цветка). Работа с такими картинками выстраивается в соответствии с их направленностью.

Виды работы с сериями из двух картинок:
- выяснить, что изображено на каждой из двух картинок;
- предложить подумать, что было раньше, что позже, и объяснить свою позицию;
- для сюжетов поведенческого плана - предложить детям высказать своё мнение о сюжете и, в случае осуждения, объяснить, как следовало бы поступить; привести примеры аналогичного поведения из личного опыта детей;
- смешать картинки двух или трёх серий и предложить детям разложить их на сюжетные группы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Развитие речи, Пособие для дошкольников, Часть 1, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р., 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов, Приложение к пособию для дошкольников По дороге к Азбуке, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р., 2009
  • Лесные истории, По дороге к Азбуке, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р.
  • Лесные истории по дороге к азбуке, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р., 2012
  • Развитие речи, Пособие для дошкольников, Часть 2, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р., 2005

Следующие учебники и книги.

Лена Черненькая

Введение

ФГОС определили несколько направлений для реализации ООП ДОУ. Одним из направлений является речевое развитие детей дошкольного возраста, задачами которого являются: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Период от рождения до поступления в школу является, как это признано специалистами, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, возрастом первоначального формирования качеств и свойств, делающих ребенка человеком.

Особенностью этого возрастного периода является то, что именно он обеспечивает общее развитие, служит фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, а также является фундаментом для овладения различными видами деятельности.

Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек: вкладышей, пирамидок, шнуровок необходимо использование настольных дидактических игр.

Игра способствует созданию у детей веселого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками.

В результате наблюдения за детьми по речевому развитию выявлено, что у детей недостаточно сформирована звуковая культура речи, имеются речевые нарушения. Дошкольники старшего возраста при ответе на вопросы отвечают одним словом, не используя простые и распространенные предложения. У некоторых детей плохая дикция и проблемы с произношением чистоты звуков (5% - низкий уровень, 65% - средний,30% - высокий).

Поэтому возникла проблема – как активизировать речевую деятельность. Одним из методов решения проблемы может стать дидактическое пособие, которое обеспечит повышение звуковой культуры речи у младших дошкольников. Это игровое дидактическое пособие «Теремок».

Цель

которого: развитие речевой активности детей.

Это дидактическое пособие способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений, позволит не только активизировать речь, но и будет способствовать развитию внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, мелкой моторики и координации движений рук. Красочный вид наглядного дидактического пособия не только привлечет детей к игре, но и реализует развитие эстетического восприятия предметов окружающего мира.

Критерии оценки эффективности дидактического пособия «Теремок»

1. Повышение интереса детей к окружающим предметам, сверстникам и активное взаимодействие с ними.

2. Сформированность стремления к общению с взрослыми и сверстниками, активное подражание им в движениях и действиях.

3. Владение активной речью, включенной в общение, как с взрослыми, так и со сверстниками.

4. Понимание детьми речи взрослых и сверстников.

Методика использования дидактического пособия «Теремок»

Использование пособия «Теремок» возможно индивидуально и малыми подгруппами и позволяет решать следующие задачи:

1. Развитие звуковой культуры речи у детей.

2. Развитие связной речи детей.

3. Развитие умения в употреблении порядковых числительных, пространственных представлений «слева», «справа», «вверху», «внизу», предлогов «над», «под», «между».

4. Развитие фонематического слуха, автоматизация поставленных звуков в слогах.

5. Развитие мелкой моторики.

Дифференцированный подход в реализации дидактических задач пособия позволит качественно отследить динамику развития речи у детей.

Дидактическое пособие «Теремок» представляет собой сшитый красочный домик с кармашками в виде окошек для расположения предметных картинок: изображения сказочных животных, карточек с буквами, слогами. Кармашки расположены в четыре этажа. Дизайнерское оформление, поддержка цветов делает пособие гармоничным и привлекательным. Домик прикреплен к коробке для вертикального использования пособия, что позволит демонстрировать не только в горизонтальном положении индивидуально, но и в вертикальном для работы с подгруппой детей с одинаковыми недостатками в речевой деятельности. Для устойчивости пособия в вертикальном положении используется груз внутри коробки, который закреплен, поэтому пособие является безопасным для использования.

Речевое развитие детей происходит успешно при условии постоянного общения и корректирования недостатков речи, используя дидактические игры, которые решают определенные задачи по активизации речевой деятельности и автоматизации звуков. Постепенно дети усваивают правила использования дидактического пособия в совместной деятельности. Работа по проблеме активизации речевой деятельности и развития звуковой культуры речи детей дошкольного возраста основывается на взаимодействии взрослого и детей.

Пособием может пользоваться воспитатель, родитель.

Пособие включает в себя:

1. Домик с окошками-кармашками

2. Предметные картинки: изображения сказочных животных и мультипликационных героев; изображения: буквы, слоги,

Картотека игр.

Пособие может использоваться:

В совместной деятельности детей

В ходе режимных моментов

Индивидуально и подгруппами

Описание работы по предложенному материалу:

Варианты заданий.

1 задание. Д/и «Вспомни сказку»

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных.

Педагог показывает предметные картинки героев сказки.

Угадай, из какой сказки пришли герои?

Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью логопеда рассказывает сказку).

Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?

Педагог изображает персонажей сказки: мышку, лягушку, зайку, лису, волка, медведя. Ребёнок отгадывает. Затем ребенок и педагог меняются ролями.

3 задание. Д/и «Кто, где живёт?»

Цель: Учить употреблять предлоги над, под, между.

Педагог размещает зверей в окнах-кармашках, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?

Этот зверь живёт над волком. Это…

Этот зверь живёт над лисой. Это …

Этот зверь живёт под мышкой. Это …

Этот зверь живёт под лягушкой. Это …

Этот зверь живёт между волком и зайцем. Это…

Этот - между мышкой и медведем. Это …

Затем ребёнок сам загадывает загадки проговаривая слова над, под, между

5 задание. Д/и «Посели жильцов»

Цель: Закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу.

Педагог предлагает заселить зверей по квартирам.

Мышка будет жить на третьем этаже слева.

Лиса – на втором этаже справа.

Медведь – на первом этаже слева.

Заяц на третьем этаже справа.

Лягушка – на втором этаже слева.

Волк – на первом этаже справа.

6 задание. Д/и «Подбери картинки с заданным звуком»

Цель: развивать фонематический слух, учить выделять заданный звук в составе слова, автоматизировать звук […] в словах.

Педагог ставит в верхнее окошко букву, обозначающую звук […] (либо другой закрепляемый звук) и предлагает ребенку найти картинки с этим звуком.

7 задание. Д/и «Раздели на слоги»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Педагог размещает слоговые схемы в окна с правой стороны и предлагает ребёнку поселить жильцов с левой стороны в соответствии со схемой.

Назови каждого жильца. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в какой квартире живёт.

8 задание. Д/и «Слоговые песенки»

Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать поставленные звуки в слогах.

воспитатель:"Вечером все жильцы в "Теремке" устраивают концерт. Каждый поёт свою любимую песенку. Давай петь вместе с ними! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с мышкой. А теперь вместе с лисичкой, а теперь с медведем. Постарайся не ошибаться!"

Заключение.

Дидактическое пособие «Теремок» помогает ребенку в речевой деятельности. При проведении игр с ним происходит активизация речи детей, развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, памяти, логического мышления. Дети совершенствуют навыки автоматизации звуков, высоты и тембра голоса, деления слов на слоги, использование предлогов в речи, закрепление пространственных ориентиров слева, справа, вверху, внизу.

В результате проведенной работы, я заметила, что у детей повысился познавательный интерес к предметам окружения, сверстникам и взрослым, дети стали формулировать вопросы и отвечать на вопросы взрослого, дети стали активнее взаимодействовать друг с другом в режимных моментах, речь детей стала понятна.

В дальнейшем дидактическое пособие можно предложить родителям для индивидуальной работы с детьми дома.

Список используемой литературы:

1. Федеральные государственные образовательные стандарты к ООП ДОУ.

2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2005. – 98с.

3. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2001

4. Логопедический сайт «Болтунишка». // http://www.boltun-spb.ru/mini.html .

5. Марченко А. И., Л. О. Соколовская. Речь детей раннего возраста. Коллектив развивающих занятий «Долоньки»– Киев, 2009. – 12с.

6. Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга. http://eraland.ru/progress/

Следует заметить, что эти игровые пособия довольно просты в изготовлении, поэтому сделать их своим руками под силу большинству педагогов детского сада.

К тому же они способны помочь сконцентрировать внимание детей во время освоения нового материала, эмоционально приобщить к процессу приобретения знаний, нацелить на самостоятельное решение игровых задач, вызвать положительные эмоции.

Игровое пособие по развитие лексико-грамматической строя речи

«Создаём картину» (для детей 4-6 лет)

Цель: упражнение детей в составлении предложений, используя предлоги; обучение умению определять пространственное расположение предметов; развитие мелкой моторики рук, воображения.

I вариант.

Воспитатель предлагает детям прищепки, геометрические фигуры, силуэты животных и растений. Воспитанники по инструкции педагога прикрепляют предметы к натянутой решётке из лески. Затем составляют предложения по вопросам воспитателя. (Бабочка сидит на цветке.)

II вариант.

Дети самостоятельно создают картину из предложенных геометрических фигур, силуэтов животных и растений.

Игровые пособия для развития фонематического восприятия, слогового анализа и синтеза, коррекции звукопроизношения

«Отнимем у мышки конфетки» (для детей 4-6 лет)

Цель: автоматизация произношения звуков в словах.

Пособие включает в себя панно с двумя мышками и сделанные из цветной бумаги конфеты, на обратной стороне - предметные иллюстрации с автоматизируемым звуком.

Педагог обращает внимание на мышку, тянущую вереницу конфет, которые она хочет утащить в норку. Мышка украла конфеты, и их нужно вернуть. Если ребёнок произнёс слово правильно - конфета отнята, если с ошибкой - остаётся у мышки. Две мышки нужны для того, чтобы использовать данное пособие для дифференциации смешиваемых звуков. (Например: [с]-[ш].)

«Чудо-дерево» (для детей 4-6 лет)

Цель: автоматизация произношения звуков в словах, развитие мелкой моторики рук.

Пособие представляет собой панно с картинкой сказочного дерева, на котором с помощью декоративных прищепок прикреплены силуэтные изображения фруктов (яблок, груш, вишен); с их тыльной стороны прикреплены предметные карточки на определённый звук: [с], [з], [ш], [ж], [л], [р].

Детям предлагается «собрать урожай». Срывая с дерева фрукт, ребёнок называет предмет, изображённый на карточке, и старается правильно произносить автоматизируемый звук. Если звук произнесён правильно - карточка остается у ребёнка, если нет - возвращается на дерево. В конце игры можно подсчитать, сколько фруктов собрано, столько слов ребёнок произнёс правильно.

«Звёздное небо» (для детей 5-6 лет)

Цель: обучение умению выполнять звуковой анализ слов.

На ночном небе «загорается» звёздочка - карточка. Дети называют её, определяют последовательность и количество звуков в слове; составляют его схему, обозначая звуки цветовыми символами (если ответ правильный, загорается звёздочка соответствующего цвета).

«Грибочек» (для детей 5-6 лет)

Цель: обучение умению определять место звука в слове, развитие фонематического слуха, внимания.

На шляпке грибочка расположены три окошка для определения места звука в слове (в начале, в середине, в конце). В траве под ним располагаются карточки. Дети (ребёнок) определяют место заданного звука в слове-названии изображения на выбранной карточке.

«Гусеница» (для детей 5-6 лет)

I вариант.

Цель: обучение умению делить слова на слоги, определять их количество.

На первом круге туловища гусеницы размещается слоговая схема слова (1-3 слога). Дети подбирают карточки с изображением, в наименовании которых есть указанное количество слогов, и выкладывают их на последующие круги.

II вариант.

Цель: закрепление умения выделять первый звук в слове.

На первый круг туловища гусеницы прикрепляется буква, дети подбирают на последующие круги карточки с изображениями предметов, в названии которых заданный звук находится в начале слова.

III вариант.

Цель: развитие тактильных ощущений.

Кружки-сегменты туловища гусеницы изготовлены из ткани разной фактуры (шёлк, шерсть, бархат и т.д.). Детям предлагается на ощупь определить свойства их поверхности.

IV вариант.

Цель: развитие мелкой моторики.

Дети соединяют кружки-сегменты шнурками, завязывая их на бантики, прикрепляют к туловищу гусеницы с помощью пуговиц сапожки.

Игровые пособия для

«Волшебный куб» (для детей 2-4 лет)

Цель: развитие тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, пространственной ориентировки, связных высказываний.

Пособие включает в себя куб с разноцветными гранями, на которые нашиты прозрачные кармашки для размещения в них различных , и шесть двухсторонних ковриков, которые прикреплены к его граням с помощью пуговиц, молний, кнопок.

Воспитатель предлагает детям застегнуть и расстегнуть молнии, ремешки, пряжки, зажимы, кнопки, крючки, пуговицы, завязать узлы, бантики, выполнить шнуровку.

Предназначен как для совместной игры со взрослым, так и для самостоятельной. Подбирать задания следует, опираясь на возможности ребёнка и содержание карточек. Главное - не упускать возможность для развития детской речи. Эффективно использование специальных заданий-сюрпризов, размещённых в кармашках ковриков.

«Разноцветная карусель» (для детей 3-4 лет)

Цель: обучение умению соотносить предметы по цвету, развитие мелкой моторики.

Детям предлагается поиграть с цветом: разложить кубики по цветовым полям, спрятать их в мешочки того же цвета, завязать ленточку на бантик.

«Весёлые шнурки и крышечки» (для детей 4-5 лет)

Цель: знакомство с цветом и обучение умению соотносить предметы по цвету; развитие зрительно-моторной координации рук, наглядно-образного мышления.

Детям предлагается рассмотреть «весёлые шнурки», «весёлые крышечки», назвать их цвет, поиграть с ними в прятки. Воспитатель предлагает украсить картину бантиками, подобрать крышечки в соответствии с цветом, поменять их местами.

«Фруктовое дерево» (для детей 5-6 лет)

Цель: закрепление счёта в пределах 10, знаний о количественном составе числа; обучение умению различать фрукты по форме и на ощупь; развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук, пространственной ориентировки.

На большое дерево-панно выкладываются яблоки и груши, наполненные пшеном. Воспитатель даёт детям задание: сосчитать, сколько выложено груш, яблок; составить число 5 из груш и яблок, выложить груши вверху, яблоки - внизу, справа, слева; закрыв глаза, узнать на ощупь фрукт.

А. Алюшкевич, Л. Гвоздовская, М. Жарновская, И. Стаценко

Дидактическое пособие для детского сада «Теремок»

Описание. Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Теремок». Пособие предназначено для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Применяется в образовательной области «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы». Можно использовать как для индивидуальной работы, так и для работы с малыми подгруппами. Способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений.
Способ изготовления пособия.
При помощи компьютерной графики рисуем теремок. Распечатываем на принтере.


Готовое изображение ламинируем прозрачной самоклейкой.
Вырезаем кармашки из прозрачной плёнки и прикрепляем их на место окон с помощью двустороннего скотча.
Подбираем необходимые картинки и ламинируем скотчем.

Дидактическая игра «Теремок»

Цель: развивать речевую активность детей.
Варианты заданий.

1 задание «Вспомни сказку»

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных.
Педагог показывает предметные картинки героев сказки.
- Угадай из какой сказки пришли герои?
- Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью логопеда рассказывает сказку).
- Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?Цель: Развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность речи.
Педагог изображает персонажей сказки: мышку, лягушку, зайку, лису, волка, медведя. Ребёнок отгадывает. Затем ребенок и педагог меняются ролями.

3 задание «Кто, где живёт?»

Цель: Учить употреблять предлоги над, под, между.
Педагог размещает зверей в окнах-кармашках, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?


- Этот зверь живёт над волком. Это…
- Этот зверь живёт над лисой. Это …
- Этот зверь живёт под мышкой. Это …
- Этот зверь живёт под лягушкой. Это …
- Этот зверь живёт между волком и зайцем. Это…
- Этот - между мышкой и медведем. Это …
Затем ребёнок сам загадывает загадки проговаривая слова над, под, между

5 задание «Посели жильцов»

Цель: Закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу.
Педагог предлагает заселить зверей по квартирам.
Мышка будет жить на третьем этаже слева.
Лиса – на втором этаже справа.
Медведь – на первом этаже слева.
Заяц на третьем этаже справа.
Лягушка – на втором этаже слева.
Волк – на первом этаже справа.

6 задание «Подбери картинки с заданным звуком»

Цель: развивать фонематический слух, учить выделять заданный звук в составе слова, автоматизировать звук [ш] в словах.


Педагог ставит в верхнее окошко букву, обозначающую звук [ш] (либо другой закрепляемый звук) и предлагает ребенку найти картинки с этим звуком.

7 задание «Раздели на слоги»


Цель:
упражнять в делении слов на слоги.
Педагог размещает слоговые схемы в окна с правой стороны и предлагает ребёнку поселить жильцов с левой стороны в соответствии со схемой.
- Назови каждого жильца. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в какой квартире живёт.

8 задание «Слоговые песенки»


Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать поставленные звуки в слогах.
Вечером все жильцы в "Теремке" устраивают концерт. Каждый поёт свою любимую песенку. Давай петь вместе с ними! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с мышкой. А теперь вместе с лисичкой, а теперь с медведем. Постарайся не ошибаться!