Деятельность по оказанию услуг. Понятия правовых услуг и деятельности по их оказанию. Законодательство о лицах, занятых оказанием правовых услуг

Тема №15: Правовое регулирование деятельности по возмездному оказанию услуг

Среди объектов гражданских прав особо выделены услуги как самостоятельный объект гражданских прав. Наряду с услугами законодатель также выделяет категорию "работы".

По этому поводу в юридической литературе существует дискуссия (различие работ и услуг как объектов гражданских прав). Единство в этом споре до сих пор не достигнуто; Городов придерживается следующей точки зрения: различие заключается в юридически значимых элементах, составляющих содержание объектов гражданских прав. Такими элементами являются действия и результат этих действий; для услуг юридически значимо действие, и юридически безразличен результат, и наоборот для работ. В международной практике все поглащено категорией услуг.

Сама деятельность по возмездному оказанию услуг регулируются многочисленными нормативными актами. Во главу угла надо поставить Конституцию РФ, ГК РФ и иные законы и подзаконные нормативные акты.

Гл. 39 ГК РФ посвящена возмездному оказанию услуг (см. конспект по гражданскому праву). Не урегулированы ГК РФ услуги связи, образовательные услуги, аудиторские услуги, услуги по туристическому обслуживанию, медицинские услуги и прочее. Для регулирования таких специальных видов услуг требуется обращаться к специальным нормативным актам.

По договору о возмездном оказании услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать определенные услуги, совершив определенные действия или определенную деятельность, а исполнитель обязуется эти услуги оплатить.

Если договор опосредует отношения между предпринимателями или с их участием, то, по кафедральной концепции, такой договор стоит отнести к предпринимательским договорам. Когда услуги оказываются предпринимателем, договор приобретает характеристики публичного договора. Предмет договора - действия или деятельность исполнителя, развивающиеся применительно к конкретному виду услуг.

Как заказчик, так и исполнитель вправе отказаться от исполнения договора, однако заказчик вправе сделать это при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а и испольнитель - при условии полного возмещения причиненных заказчику убытков.

Договор возмездного оказания юридических услуг выделяется по своему предмету. Эти услуги могут оказываться как юридической фирмой, так и индивидуально практикующим юристом. Предметом договора является совокупность действий, которые услугодатель должен совершить по заданию заказчика (услугополучателя). Характер действий может быть самым различным: консультация, составление документа, дача экспертного заключения, ведение дела в суде. Применяются разные формы оплаты: поэтапная, разовая, повременная. Гонорар успеха не допускается.

Введение

2. Правовое положение участников рынка правовых услуг

2.1Адвокаты и адвокатские образования

2.2Юридические фирмы и другие специализированные юридические организации

2.3Индивидуально практикующие юристы

2.4Нотариусы

3. Юридическая служба в коммерческих организациях

3.1 Юридическая служба как структурное подразделение коммерческой организации

3.2 Функциональные обязанности юрисконсульта организации

4. Договоры на правовое обслуживание и оказание правовых услуг

4.1 Квалификация договоров на оказание правовых услуг

4.2. Виды договоров, заключаемых юристами с клиентами

4.4 Оплата правовых услуг

4.5 Ответственность сторон по договору возмездного оказания правовых услуг

Заключение

Список используемой литературы


Введение

На данный момент, юридическая помощь - это перспективное, быстроразвивающееся направление в правоохранительной деятельности. Кроме того, право на юридическую помощь – это важный конституционный принцип, закрепленный в Конституции РФ. Статья 48 Конституции РФ гласит: «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно» (ст. 48, п.1) .

Однако надо отметить, что на сегодняшний день это направление недостаточно хорошо изучено. Причина этого в том, что до недавнего времени основными формами организации юридической помощи были адвокатура, нотариат и правовые (или юрисконсультские) службы, которые создавались на предприятиях, в организациях и общественных объединениях для оказания помощи соответственно этим предприятиям, организациям или объединениям. Теперь же создано поле для новых форм юридической деятельности, это пресловутые «иные формы оказания юридической помощи». Так называют в учебниках все остальные формы оказания юридических услуг, которые не относятся к адвокатуре и нотариату. К сожалению, более точного определения этим формам дать нельзя, так как они представляют великое множество различных форм оказания юридических услуг, причем их перечень является открытым. Это и вносит путаницу в понимание юридической помощи.

Эта работа есть скромная попытка систематизировать формы юридической помощи, осознать их значение и функции и внести хоть какую-то ясность в понятие юридической помощи и ее значение в современном обществе. Это очень актуальная, с моей точки зрения, проблема, так как, несмотря на новизну многих принципов и форм юридической помощи, она (юридическая помощь) хорошо «прижилась» в нашей стране и сейчас в любом городе можно встретить какую-нибудь форму: нотариальную кантору, или адвокатуру, или частные консультативные фирмы по вопросам права, или даже частные детективные агентства и детективов, которые тоже оказывают юридические услуги.

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой каждому человеку, а не только юристу необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в парламент и так далее - везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста. Для этого и существует юридическая помощь, которая оказывает населению помощь в понимании, осмыслении законодательства и помогает использовать его во благо человека, который нуждается в этой помощи.


1. Понятия правовых услуг и деятельности по их оказанию

Правовые услуги - это услуги по оказанию помощи лицам по вопросам правового характера. Деятельность по оказанию правовых услуг - один из видов юридической практики, которая объективно необходима в любом обществе, имеющем государственное устройство.

Юридическая деятельность стоит в одном ряду с другими видами деятельности по оказанию услуг, как то: аудиторская, консультационная, маркетинговая, информационная, мониторинговая, оценочная и риелторская деятельность. Все эти виды деятельности удовлетворяют общественный спрос на определенные виды услуг, сопутствующих основным - производственным - видам экономической деятельности.

Юридическая деятельность это: государственная, негосударственная или частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, консультации по юридическим вопросам и вопросам права, которая направленная на защиту и способствует осуществлению прав и законных интересов граждан .

Спорным является вопрос о необходимости жесткого государственного контроля за частной юридической практикой. Госконтроль может осуществляться различными способами, прежде всего путем лицензирования и аккредитации. Среди юристов, как ученых, так и практиков, имеются и сторонники, и противники лицензирования юридической деятельности. В настоящее время для занятия юридической практикой, в том числе по оказанию платных правовых услуг, лицензии не требуется, так как действующим Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по оказанию платных правовых услуг не включена в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Основными профессиональными участниками рынка правовых услуг являются: адвокаты и адвокатские образования; юридические фирмы, иные организации, специализирующиеся на оказании правовых услуг; индивидуально практикующие юристы. Деятельностью по оказанию правовых услуг занимаются также организации, не являющиеся юридическими фирмами, но в соответствии со своими уставными целями и задачами предоставляющие правовую помощь своим участникам и иным лицам. Близкой к деятельности по оказанию правовых услуг является деятельность нотариусов, способствующая надлежащему оформлению совершаемых сделок и других актов. Многие коммерческие организации имеют в своем составе штатную юридическую службу, благодаря которой обеспечиваются потребности организации в правовых услугах.

Единый обобщающий закон, в котором были бы собраны нормы, регулирующие отношения по оказанию правовых услуг, в законодательной системе России отсутствует. В постановлении Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 7ХI Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Агентство корпоративной безопасности" и гражданина В. В. Макеева» отмечается, что «общественные отношения по поводу оказания юридической помощи в качестве обособленного предмета правового регулирования в действующем законодательстве не выделены, - они регламентируются рядом нормативных правовых актов, в систему которых входят нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности его главы 39, касающиеся обязательств по договору возмездного оказания услуг» (п. 3) В принципе можно было бы поставить вопрос о принятии общего Закона об основах государственного регулирования деятельности по оказанию правовых услуг, аналогичного по своей направленности действующим Законам «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и «Об аудиторской деятельности», но, как представляется, в этом нет необходимости, по крайней мере в настоящее время. К тому же деятельность некоторых участников рынка правовых услуг опирается на специальные законы: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон об адвокатуре) и Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 44621 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» .

Значение правового обслуживания предпринимателей. Предпринимательская деятельность осуществляется на определенной правовой основе. Соблюдение правовых норм дает предпринимателям возможность успешно развивать свой бизнес. Напротив, нарушение предписаний правовых норм влечет для предпринимателей нежелательные последствия в виде, например, ответственности по обязательствам, а неоднократные или грубые нарушения законодательства могут привести к принудительной ликвидации предпринимателя - юридического лица в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 61 ГК РФ, к административной и уголовной ответственности индивидуальных предпринимателей и должностных лиц коммерческих организаций.

Для того чтобы избежать нарушений и во всем следовать требованиям законодательства, предприниматели обращаются к специалистам, обладающим правовыми знаниями, т. е. к практикующим юристам. Правовое обслуживание бизнеса - закономерное объективно обусловленное явление, одна из составных частей правовой деятельности.

Правовое содействие, оказываемое юристами предпринимателям, называют также правовой поддержкой, правовым сопровождением, правовым обеспечением. Все перечисленные термины близки по смыслу и могут употребляться в различных контекстах в одном и том же семантическом значении: оказание юристами-профессионалами консультационных и иных услуг предпринимателям по правовым вопросам осуществления бизнеса. В более широком аспекте используется также термин «правовое обслуживание», под которым понимается оказание заинтересованным лицам - клиентам, заказчикам - разнообразных правовых услуг на договорной основе, предполагающей постоянное или периодическое взаимодействие и сотрудничество исполнителя и клиента.

Оказание услуг без регистрации ИП по общему правилу представляет собой не что иное, как незаконную предпринимательскую деятельность (далее — ПД). Существуют ли исключения из этого правила, каковы последние изменения в законодательстве на этот счет, а также о понятии самозанятых граждан читайте в нашей статье.

Понятие законной предпринимательской деятельности

  • Самостоятельность. Это означает, что предприниматель организует свою деятельность по собственному разумению, самостоятельно и независимо ни от кого определяет стратегию развития собственного бизнеса.
  • Рисковый характер. Выражается в том, что предприниматель не имеет никаких гарантий успешности своего бизнеса, рискует своими усилиями и денежными средствами.
  • Цель ПД — получение прибыли. При этом отсутствие дохода не означает, что деятельность не является предпринимательской, то есть наличие результата в виде дохода не относится к признакам ПД.
  • ПД связана с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
  • Систематичность. Означает, что ПД осуществляется не разово, а на постоянной основе, регулярно.
  • Государственная регистрация в качестве ИП. Это условие должно соблюдаться для осуществления ПД на законных основаниях.

Занятие ПД лицом, не приобретшим статус ИП в установленном законом порядке, относится к одному из видов незаконной предпринимательской деятельности (ст. 14.1 КоАП РФ, п. 1 ст. 171 УК РФ).

Понятие и правовой статус самозанятого гражданина

Большой общественный резонанс вызвали изменения, внесенные в ст. 2 и 23 ГК РФ в июле 2017 года (см. закон «О внесении изменений…» от 26.07.2017 № 199-ФЗ), а также в п. 7.3 ст. 83 и п. 70 ст. 217 Налогового кодекса РФ (см. закон «О внесении изменений… » от 30.11.2016 № 401-ФЗ). Данные поправки вносились с целью узаконить бизнес без регистрации ИП и вывести из тени так называемых самозанятых граждан, то есть граждан, чья деятельность заключается в оказании различного рода услуг населению в частном порядке и которые фактически занимаются незаконной ПД.

Согласно вновь введенному абз. 2 ст. 23 ГК РФ в отношении отдельных видов ПД законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Однако данная норма на сегодняшний день фактически является недействующей, так как до сих пор не получила какого-либо развития в других законодательных актах, в том числе в части установления условий занятия ПД без регистрации. Более того, формулировка этой нормы делает весьма условной грань между законным и незаконным предпринимательством.

Понятия самозанятого гражданина в ГК РФ также нет. Его правовой статус не определен, равно как и не установлен перечень тех видов деятельности, которые могли бы по замыслу законодателя осуществляться без обязательной регистрации ИП.

Режим налогообложения самозанятых граждан

П. 70 ст. 217 и п. 3 ст. 422 НК РФ устанавливают налоговые каникулы по НДФЛ и страховым взносам на 2017-2018 годы для граждан, не являющихся ИП. Правило работает только при условии подачи самостоятельно трудящимися гражданами уведомления об осуществлении ими деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. Заявление подается гражданином по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.03.2017 № ММВ-7-14/270@.

К числу видов деятельности, для которых НК РФ устанавливаются налоговые льготы, законодатель относит всего 3:

  • оказание услуг по присмотру за детьми и другими нетрудоспособными гражданами (то есть услуг няни, сиделки);
  • оказание услуг по репетиторству (обучению различным дисциплинам);
  • оказание услуг по ведению домашнего хозяйства, уборке помещений.

Сложно сказать, чем именно руководствовался законодатель, выбирая из большого перечня видов деятельности без регистрации ИП именно эти. Вероятно, основным критерием послужила их наибольшая распространенность на всей территории РФ и востребованность населением.

Возможность расширить этот перечень с учетом особенностей региона законодатель предоставляет субъектам РФ. Они вправе законом установить иные виды деятельности для личных, домашних и иных подобных нужд, осуществляя которые граждане могут рассчитывать на налоговые преимущества.

Виды деятельности, установленные субъектами РФ

На сегодняшний день только некоторые из субъектов РФ воспользовались своим правом установить дополнительные перечни видов деятельности, осуществляя которые граждане могут быть освобождены от налогообложения. Среди них Кемеровская, Амурская, Рязанская, Свердловская области, Республика Тыва. Формируя указанные перечни, законодатели субъектов РФ исходили по большей части из актуальности и востребованности устанавливаемых видов деятельности на их территории, а также особенностей региона.

Например:

  • в законе Амурской области «О видах услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд…» от 05.10.2017 № 119-ОЗ указаны такие виды занятости, как вспашка огородов, выпас скота, распиловка дров;
  • в законе Республики Тыва «О дополнительных видах услуг…» от 27.06.2017 № 291-ЗРТ — стрижка овец, ремонт одежды.

Более широкие списки утверждены законами Кемеровской области «Об установлении видов услуг…» от 24.07.2017 № 67-ОЗ и Рязанской области «О дополнительных видах услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд…» от 03.11.2017 № 77-ОЗ.

Здесь можно увидеть такие виды занятости, как:

  • парикмахерские услуги;
  • услуги по маникюру и педикюру на дому;
  • ремонт компьютеров и автомобилей;
  • пошив и ремонт одежды и обуви;
  • услуги фотографа;
  • услуги организатора свадеб и др.

Отличия самозанятости от предпринимательской деятельности

Попытка законодателя ввести новый правовой режим самозанятого гражданина поставила главный вопрос: в чем отличие такого гражданина от ИП? Попробуем разобраться, составив таблицу.

Критерий для сравнения

Самозанятость

Предпринимательская деятельность

Деятельность

Оказание услуг для личных, домашних и иных подобных целей.

Должны быть установлены конкретные виды деятельности, которыми можно заниматься без регистрации ИП. На сегодня установлены только виды деятельности, осуществляя которые гражданин может получить освобождение от уплаты налогов

Любая деятельность, связанная с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не запрещенная законом

Характер деятельности

Самостоятельная, как правило, основанная на личных умениях, направленная на получение прибыли, самообеспечение. Может быть как систематической, так и нерегулярной

Систематическая, самостоятельная, направленная на получение прибыли

Наемный труд

Работает лично, без использования труда наемных работников

Может использоваться наемный труд

Регистрация

Для получения налоговых льгот необходимо подать уведомление в налоговую инспекцию

Обязательна госрегистрация в качестве ИП

Потребитель

Потребителями услуг являются физические лица, лично заинтересованные в результате услуги

Потребителями является широкий, неопределенный круг лиц

Ведется, как правило, на дому, без аренды помещения

Как правило, осуществляется с использованием арендованного помещения

ФНС России обращает внимание, что к самозанятым и освобожденным от НДФЛ не относятся:

  • иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью;
  • иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму в организациях или у индивидуальных предпринимателей, а также у занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

Проблемы правового регулирования бизнеса без регистрации ИП

Проанализировав действующее законодательство по данному вопросу, можно обозначить следующие проблемы правового регулирования:

  1. Изменения, внесенные в ст. 2 и 23 ГК РФ, фактически не действуют, так как содержат отсылочные нормы на случаи, которые на сегодняшний день законом не предусмотрены. Для создания целостного правового статуса самозанятых граждан необходимо внести ряд изменений в другие законодательные акты.
  2. Законом не установлен перечень видов деятельности для личных, домашних и иных подобных нужд, которые могут осуществляться гражданами без регистрации ИП. Установленный в п. 70 ст. 217 НК РФ список, равно как и перечни, утвержденные законами субъектов РФ, касаются только освобождения от уплаты НДФЛ. В связи с этим возникает сложность с определением правового статуса таких граждан.

Таким образом, действующее законодательство на данный момент находится в самом начале пути по определению правового статуса граждан, оказывающих населению различного рода услуги в индивидуальном порядке. Нормы Налогового кодекса, позволяющие не платить НДФЛ и страховые взносы с доходов таких граждан, носят временный характер, а правило ГК РФ о допустимости ведения ИП без регистрации фактически неработоспособно, поскольку не конкретизировано специальными законами.

О дним из распространенных договоров является договор возмездного оказания услуг. Именно в эту правовую форму облекаются консультационные услуги, услуги, связанные с обучением, услуги связи, медицинские услуги и т.д. В целях бухгалтерского и налогового учета услуги принято группировать в соответствии с определенными критериями.

Заметим, что не всегда можно провести четкую грань между работой и услугой (как, например, в случае ремонта оборудования). В международной практике работы и услуги объединяются в одну обширную группу услуг, называемых деловыми. Налоговый кодекс устанавливает разницу между работами и услугами в целях налогообложения.

Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации или физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ). Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Обратите внимание: от того, как будет сформулирован предмет договора, зависит оформление документов, подтверждающих выполнение обязательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Выполненные подрядчиком работы должны иметь материальный результат , соответствие которого условиям договора удостоверяется заказчиком в акте приемки работ. В этом и заключается одно из существенных отличий выполнения работ от оказания услуг. Кроме того, согласно положениям статей 720-723 Гражданского кодекса оплата работ зависит от предоставления их результата, удовлетворяющего заказчика (в отличие от вознаграждения, которое выплачивается исполнителю независимо от достижения результата, нужного заказчику).

Заключив договор возмездного оказания услуг, исполнитель обязуется совершить определенные действия (осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется их оплатить (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Судебно-арбитражная практика

Как отметил ФАС Уральского округа в постановлении от 24.05.2004 г. № Ф09-1526/04-ГК, совершаемые исполнителем услуг действия не имеют материального результата, при этом оплачивается услуга как таковая, а не ее результат.

Очевидно, что между оплатой работ и оплатой услуг имеется существенная разница. При заключении договора подряда заказчика интересует исключительно материальный результат работ, а при приобретении услуг он заинтересован в совершении исполнителем определенных действий, поэтому подменять выполнение работ по договору подряда услугами производственного характера представляется неправильным.

Соответственно, в целях налогообложения реализацией признается:

  • по работам - передача результатов выполненных работ одним лицом другому лицу на возмездной основе, а в случаях, установленных Налоговым кодексом, и на безвозмездной основе;
  • по услугам - возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, установленных Налоговым кодексом, и на безвозмездной основе.

Общее законодательное регулирование отношений в данной области осуществляется Гражданским кодексом. Кроме него, отношения по возмездному оказанию услуг регулируются и другими нормативными актами, устанавливающими специальные требования к конкретным видам оказываемых услуг, например, Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», постановлением Правительства «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» и т.д.

Сторонами договора могут быть как юридические, так и физические лица. Согласно статье 779 Гражданского кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. При этом, если иное не установлено соглашением сторон, то услуги должны быть оказаны исполнителем лично. В том случае, если исполнитель предполагает привлечение к работе каких-либо иных лиц, целесообразно данный момент прописать в договоре.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса стороны свободны в заключении договора. При этом стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Также стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор) . К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Но при составлении смешанных договоров следует помнить, что если в один договор входят элементы сделок, учет и оформление которых имеют свои особенности, следует четко и подробно разделить элементы, их стоимость и порядок оформления исполнения обязательств по каждому из разнородных элементов.

Пример 1

Если в договор на оказание консультационных услуг входят посреднические услуги с выделением стоимости, необходимо, кроме критериев и порядка сдачи-приемки консультационных услуг, предусмотреть критерии и порядок сдачи-приемки посреднических услуг и т.д.

В договоре на оказание услуг важно четко определить предмет договора и перечень оказываемых услуг . Например, если необходимо заключение договора на оказание консультационных услуг, то важно подробно указать, по каким темам и в каком объеме будут оказаны данные консультационные услуги.

Критерии установления качества оказанных услуг также должны быть четко определены в договоре или Приложениях.

По завершении договора, заключенного между организациями (предпринимателями), необходимо составить двусторонний акт, который будет подтверждать факт оказания услуг. Данный акт важен как для правильности ведения бухгалтерского учета, так и для доказывания обоснованности произведенных расходов и правильности исчисления налога на прибыль в случае возникновения спора с налоговыми органами.

Что вызывает особенный интерес у налоговиков?

Как показывает практика, договоры возмездного оказания услуг часто используются для незаконной «оптимизации» налогообложения. Суть способа состоит в составлении фиктивного договора оказания услуг для создания дополнительных расходов и уменьшения налога на прибыль на сумму данных расходов. Именно поэтому большая часть договоров оказания услуг становится объектом пристального внимания налоговых органов.

Некоторые услуги уже давно стали «красной тряпкой» для проверяющих:

  • юридические, консультационные услуги в сфере производства или управления производством, коммерческой деятельностью, финансами, кадровый консалтинг, маркетинг и прочее;
  • консалтинговые и маркетинговые услуги с «размытым» предметом договора, не позволяющим с достаточной степенью достоверности проверить их фактическое выполнение (так называемые «договоры ни о чем»);
  • услуги по управлению, ведению бухгалтерского и налогового учета, подготовке и сдаче отчетности, постановке и восстановлению бухучета, содействию в привлечении финансирования и прочее;
  • автотранспортные услуги, услуги по техническому обслуживанию автотранспорта (ЕНВД), пакетированию и переупаковке, услуги по складскому хранению, погрузочно-разгрузочные работы;
  • услуги, связанные с обслуживанием основных средств (по содержанию и эксплуатации, техническому обслуживанию основных средств, ремонту, мойке окон, уборке, плановым проверкам электрооборудования, абонентскому обслуживанию оргтехники);
  • услуги по предоставлению персонала;
  • различные работы, когда на внешнее предприятие выводятся отдельные (как правило, вспомогательные, начальные или завершающие) этапы технологического процесса основного предприятия. При этом исполнитель работает на давальческом сырье, материалах, комплектующих, зачастую с использованием других ресурсов основного предприятия;
  • посреднические (агентские, комиссионные) договоры на закупку всего необходимого для основного предприятия или реализацию его товаров (работ, услуг).

Поэтому при оформлении и учете договоров оказания услуг существует целый ряд специфических особенностей, о которых необходимо знать юристам, руководителям и бухгалтерам, чтобы избежать возможных претензий со стороны налоговых органов.

На данный момент самыми распространенными и в то же время сложными в оформлении и учете видами услуг, с которыми сталкивается практически каждое предприятие при осуществлении текущей финансово-хозяйственной деятельности, являются консультационные, консалтинговые, маркетинговые, услуги на исследование конъюнктуры рынка и т.п. услуги.

На что может повлиять термин или понятие?

Следует отметить, что мода на понятные только «посвященным» иностранные определения и термины в русской транскрипции приводит к тому, что в названиях и предметах официальных договоров в последнее время можно встретить самые причудливые лингвистические изыски. Причем наибольшее распространение этот феномен нашел именно в договорах на оказание возмездных услуг.

Однако заказчику такое словотворчество может сослужить плохую службу. Дело в том, что налоговые органы при решении вопроса о правомерности включения вознаграждения по договорам возмездного оказания услуг в расходы, уменьшающие налог на прибыль, руководствуются прежде всего официальными классификаторами. Об этом свидетельствуют разъяснения Минфина, ФНС и арбитражная практика. И очень трудно будет объяснить налоговому инспектору, что такое, например, коучинг или аутстаффинг и каким образом они отразились на увеличении прибыли предприятия.

Поэтому при оформлении первичных документов необходимо все-таки руководствоваться общепринятой классификацией, а еще лучше - видами услуг, четко и ясно поименованными в Налоговом кодексе . А «модные» названия оставить для рекламных проспектов.

Но если вдруг возникла потребность в применении экзотического названия, необходимо четко и подробно описать услуги в договоре таким образом, чтобы вопросов по их квалификации и направленности на повышение эффективности основной деятельности организации не возникало.

В Гражданском кодексе отсутствуют специальные нормы, регулирующие порядок заключения и оформления договора оказания консультационных (информационных), маркетинговых, услуг. Все указанные договоры регулируются общими положениями главы 39 Гражданского кодекса о возмездном оказании услуг.

Услуга считается оказанной по факту подписания акта приема-передачи. Практически же услуга является оказанной в момент ее потребления заказчиком. Необходимо учитывать, что пока заказчик может отказаться от данной услуги и не подписать акт, услуга не может считаться оказанной.

Доказать факт оказания (получения) консультационных услуг на практике бывает достаточно сложно, так как результаты не имеют материального выражения (в частности, устные консультации, «горячие линии» по телефону) и потребляются в момент оказания, однако в конечном счете стороны получают взаимную выгоду, поэтому оформление сопровождающих документов важно как для заказчика, так и для исполнителя.

Вместе с тем не всегда имеется возможность точно определить момент потребления услуги (например, письменный ответ был направлен заказчику, но сотрудник заказчика, задавший вопрос, его не получил). Во избежание этой неопределенности используются нормы, регулирующие порядок приемки подрядчиком результата выполненных работ. Для отражения консультационных услуг в бухгалтерском и налоговом учете основными документами являются договор и акт приема-передачи услуг.

Рекомендации по заключению и оформлению договоров на оказание услуг

При проведении налоговых проверок налоговые органы большое внимание уделяют анализу договоров на возмездное оказание услуг. Если ваш договор действительно реальный, судебные органы, скорее всего, подтвердят вашу правоту. Но зачем доводить дело до суда? Поэтому при заключении договора, во избежание споров с налоговыми органами, желательно учесть следующие рекомендации:

  • четко сформулировать предмет договора;

Пример 2

В договоре следует прописать не просто «маркетинговые исследования», а «анализ факторов, влияющих на потребительское поведение потенциальных покупателей».

  • как уже отмечалось, избегать в предмете договора неизвестных и редких терминов , не указанных в классификаторах, узкопрофессиональных терминов и понятий, не позволяющих четко определить характер и назначение оказываемых услуг;
  • предусмотреть в договоре выработку конкретных практических рекомендаций (по результатам исследования руководителю организации целесообразно издать приказ об использовании результатов маркетинговых исследований (консультационных услуг) в производственной деятельности);
  • указать в договоре необходимость применения специальных научных приемов , в том числе оригинальных методик или способов проведения маркетинга и обработки полученных данных, в результате которых будут получены требующиеся именно заказчику для принятия управленческих решений выводы, заключения и рекомендации по исследуемому кругу вопросов. Особенно это важно в договорах с высокой ценой услуг;
  • определить ответственность исполнителя за несвоевременное или неполное выполнение им своих обязанностей. Это будет свидетельствовать о серьезности ваших намерений;
  • определить четкие сроки оказания услуг (если исполнитель не укладывается, лучше потом продлять сроки дополнительными соглашениями). Но злоупотреблять этим не следует, нужно изначально грамотно планировать этапы производственного цикла и финансовые потоки;
  • разработать техническое задание (программу, концепцию) на проведение соответствующего маркетингового исследования или консультационных услуг или поручить составить такое ТЗ исполнителю (ТЗ утверждается заказчиком);
  • определить реальную цену услуг с учетом положений 40 статьи Налогового кодекса. В случае если цена слишком высокая по сравнению с аналогичными услугами других организаций, обосновать ее размер дополнительно (например, дополнительными квалификационными требованиями, спецификой бизнеса или особенностями технологических процессов и т.д.). Например, понятно, что услуга, оказанная гражданином, имеющим среднее образование и окончившим двухнедельные курсы бухучета, не может сравниться по стоимости с услугой, оказанной международной консалтинговой корпорацией - лидером на мировом рынке соответствующих услуг;
  • предусмотреть возможность отрицательных результатов исследований или консультаций;

Пример 3

В договоре можно указать, что затраты экономически оправданы, так как результаты позволили организации избежать убытков.

  • оформить отчетные документы. Содержание отчета исполнителя должно соответствовать размеру вознаграждения и включать выводы, которые необходимо учитывать при проведении маркетинговой политики и осуществлении хозяйственной деятельности. Желательно также приложить, например, таблицы, графики, диаграммы с информацией по районам, видам товара, торговым точкам, группам потребителей, контрагентам и конкурентам;
  • установить в договоре четкие критерии, по которым будет оцениваться качество и объем выполненных работ;
  • проверить качество выполненной работы. Обратите внимание: если информация представляет собой хаотичный набор необработанных сведений, взятых с различных сайтов сети Интернет (без привязки к специфике деятельности заказчика), и носит поверхностный характер, будет невозможно обосновать оплату таких результатов и их экономическую целесообразность (в целях налогового учета);
  • обосновать экономическую целесообразность заключения договора и связать его результат с деятельностью, направленной на получение дохода (выпуск нового вида товара, расширение рынка сбыта и т.п.). Здесь можно оформить приказ по результатам исследований, служебную записку соответствующего штатного специалиста (экономиста, маркетолога и т.п.), маркетинговую стратегию и т.п.

Акт приема-сдачи оказанных консультационных услуг

В альбомах унифицированных форм нет типовой формы акта приема-сдачи оказанных консультационных (информационных) услуг. По общим правилам, согласно пункту 2 статьи 9 закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении.

Фактически стороны вправе составить такой акт в произвольной форме с отражением требуемых реквизитов согласно законодательству о бухгалтерском учете.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

По мнению налогового органа, общество необоснованно включило в состав затрат расходы на информационно-консультационные услуги, предоставленные контрагентом, поскольку в актах выполненных работ не конкретизирован характер этих работ, нет полной информации о содержании хозяйственных операций. Суд не согласился с мнением налогового органа, указав, что представленные налогоплательщиком акты выполненных работ (услуг) имеют отсылку к соответствующим договорам, что позволяет определить содержание обязательства, поэтому суд правомерно признал доводы инспекции несостоятельными, а решение налогового органа в этой части недействительным (постановление ФАС Центрального округа от 26.02.2004 г. № А-62-2734/2003).

По мнению судебных органов, если налогоплательщик доказал, что спорная услуга фактически оказана и оплачена, формальные недочеты при оформлении документов не могут служить основанием для отказа в принятии затрат по таким договорам в качестве расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

По мнению инспекции, налогоплательщиком представлены акты приема-передачи работ (по договору на информационно-консультационное обслуживание) без содержания некоторых обязательных реквизитов:

  • не указаны измерители хозяйственной операции в натуральном выражении (количество переданной информации, оказанных работ);
  • не указаны измерители хозяйственной операции в денежном выражении (стоимость единицы переданной информации, оказанных услуг);
  • все три акта приема-сдачи работ имеют одинаковое содержание хозяйственных операций одного и того же отчетного периода.

Инспекция указала, что представленные налогоплательщиком акты приема-передачи работ не содержат некоторых обязательных реквизитов первичных учетных документов, предусмотренных статьей 9 закона «О бухгалтерском учете», при этом договор на оказание информационно-консультационных услуг также не позволяет определить объем переданной информации и стоимость единицы переданной информации.

Суд принял сторону налогоплательщика, установив, что договор на оказание информационно-консультативных услуг фактически исполнен, что подтверждается материалами дела и установлено судом. Оказание услуг выражено в проведении анализа расходов и доходов от аренды и в составлении бюджета налогоплательщика на три месяца.

При этом судами первой и апелляционной инстанций правомерно отмечено, что характер, объем и стоимость оказанных информационно-консультационных услуг указаны в актах приема-передачи, подписанных сторонами, в форме ссылки на договор, позволяющий определить содержание обязательства и включающий обязательные реквизиты (постановление ФАС Поволжского округа от 12.04.2005 г. № А65-16820/2004-СА1-19).

Но, несмотря на приведенную положительную судебную практику, с нашей точки зрения, следует все-таки прислушаться к мнению налоговых органов и не заставлять инспектора лишний раз придираться к вашим документам.

Поэтому во избежание претензий налоговых инспекторов желательно учитывать следующие требования при оформлении акта приема-передачи результатов консультационных, маркетинговых, консалтинговых и т.п. услуг. Акт приема-передачи результатов услуг (оригинал) должен быть подписан обеими сторонами договора и иметь следующие реквизиты:

  • ссылку на договор оказания услуг;
  • наименование юридических лиц и их представителей в соответствии с учредительными документами;
  • дату составления, дату (период) оказания услуг;
  • описание услуги (можно сослаться на конкретный пункт договора или соответствующих Приложений);
  • стоимость консультационной услуги;
  • наименование должностей лиц, подписавших документ;
  • подписи должностных лиц с расшифровкой фамилий и печати сторон (факсимильная подпись не допускается);
  • указание на отсутствие претензий заказчика к качеству услуг и согласие с выставленной суммой.

Очень часто проверяющие отмечают в качестве нарушения «невозможность четко идентифицировать, какие именно услуги были оказаны и приняты по акту». В связи с этим при использовании в актах сдачи-приемки услуг ссылок на договор данные ссылки должны быть точными и подробными, позволяющими четко и безошибочно идентифицировать оказанные услуги, их оплату и принятие к учету.

Нежелательно употреблять общие фразы типа «услуги по договору № 15 от 21.10.2006 г. оказаны в полном объеме, стороны претензий друг к другу не имеют». Как видно из приведенных выше примеров судебной практики, суды принимают ссылки на договор в описании услуг, но зачем опять-таки доводить до суда?

Если услуги по договору не разовые, а оказываются поэтапно или в соответствии с дополнительными соглашениями, при составлении каждого акта необходимо сослаться на соответствующие пункты договора или приложений, где упомянуты именно эти услуги.

Для упорядочения и упрощения учета платежей по договору в акте можно указать суммы, уже оплаченные по договору, даты и номера платежек. Если сумма причитается, ее также можно указать в акте: «Сумма к оплате: пятьдесят одна тысяча рублей».

Такое же требование предъявляется к счетам-фактурам. Текст в графе «Наименование оказанной услуги» должен полностью совпадать с формулировкой акта сдачи-приемки услуг. Если это невозможно, необходимо сослаться на соответствующий пункт акта.

Дополнительные документы к договору оказания услуг

Дополнительные соглашения к контракту или договору о виде (видах) услуг (если в тексте самого договора не указан вид услуги) составляются, когда возникает необходимость договориться о каких-либо условиях, не включенных в основной договор (например, о способе передачи результатов).

Если организация оказывает услуги иностранной компании, необходимы копии документов о государственной регистрации заказчика (покупателя услуг) - иностранного юридического лица - на территории Российской Федерации (в случае отсутствия регистрации его на территории РФ - учредительные документы данного иностранного юридического лица). Эти документы необходимы для подтверждения места фактического присутствия (или отсутствия) покупателя-заказчика на территории нашей страны, для установления места потребления консультационных услуг в целях правильного исчисления НДС (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

В отдельных случаях по условиям договора с заказчиком представляются иные документы (оригиналы), подтверждающие оказание услуги, например, заключение аудиторской фирмы о достоверности отчетности. Налоговые интересы заказчика услуг будут лучше защищены, если кроме акта приема-передачи услуг будет оформлен подробный отчет о проделанной работе в рамках такого договора. Если в качестве первичного учетного документа используется другой документ, то к нему предъявляются все указанные требования.

На практике у фирмы, которая оказывает консультационные услуги, особо сложных вопросов по их налоговому и бухгалтерскому учету в связи со спецификой деятельности не возникает. Главное, что они должны принимать во внимание, - экономическую обоснованность затрат и принципы определения цены сделки в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса.

Если маркетинговые исследования осуществляет подразделение налогоплательщика, например, отдел маркетинга, необходимо доказать необходимость выделения такой структуры, четко определить не только функции сотрудников, но порядок и форму представления результатов исследований (в штатном расписании, в должностных инструкциях).

В целях экономического обоснования расходов необходимо определить, каким образом результаты деятельности данного отдела используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика и влияют на получение прибыли.

Гораздо больше вопросов возникает у фирм, получающих услуги. Связано это, как мы уже говорили, с тем, что недобросовестные фирмы в целях уменьшения налоговой базы и по налогу на прибыль, и по НДС часто используют договоры возмездного оказания услуг. Причем иногда доходит до смешного: налоговые органы при проверке обнаруживают, что великий консультант, учредитель и генеральный директор консалтингового агентства «Пуп-Консалтинг Плюс» господин Пупкин, получивший за высокопрофессиональный отчет по маркетинговому исследованию мирового рынка какого-нибудь редкого вида стального сплава на пятистах пятидесяти листах пару миллионов рублей, на самом деле - горький пропойца и безработный неудачник Пупкин из глухой деревни Кукуево, периодически задерживаемый местным участковым за кражу капусты у соседей и антиобщественное поведение. Как правило, при допросе выясняется, что он не только больше ста рублей за всю свою жизнь в руках не держал, но и о существовании стали, фирмы или заказчика и слыхом не слыхивал. Естественно, после этого налоговый орган признает договор фиктивным, заключенным для вида, налогоплательщика - недобросовестным, со всеми вытекающими последствиями.

Раньше суды, как ни странно, игнорировали подобные расследования, проведенные налоговыми органами по формальным признакам (нарушения процессуального характера). Но в последнее время они все чаще принимают сторону налоговых органов.

Кстати, следует отметить, что перекладывание бремени доказывания своей собственной добросовестности на налогоплательщика все чаще применяется судами и, к сожалению, становится сложившейся практикой. Это еще раз подчеркивает значение правильности оформления и учета первичных документов.


Правовые услуги -- это услуги по оказанию помощи лицам по вопросам правового характера. Деятельность по оказанию правовых услуг -- один из видов юридической практики, которая объективно необходима в любом обществе, имеющем государственное устройство.

Юридическая деятельность стоит в одном ряду с другими видами деятельности по оказанию услуг, как то: аудиторская, консультационная, маркетинговая, информационная, мониторинговая, оценочная и риелторская деятельность. Все эти виды деятельности удовлетворяют общественный спрос на определенные виды услуг, сопутствующих основным -- производственным -- видам экономической деятельности.

Юридическая деятельность это: государственная, негосударственная или частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, консультации по юридическим вопросам и вопросам права, которая направленная на защиту и способствует осуществлению прав и законных интересов граждан Теория государства и права: учебник под редакцией А. С. Пиголкина. -- Москва: Юрайт-Издат, 2005. -- С. 61.

Спорным является вопрос о необходимости жесткого государственного контроля за частной юридической практикой. Госконтроль может осуществляться различными способами, прежде всего путем лицензирования и аккредитации. Среди юристов, как ученых, так и практиков, имеются и сторонники, и противники лицензирования юридической деятельности. В настоящее время для занятия юридической практикой, в том числе по оказанию платных правовых услуг, лицензии не требуется, так как действующим Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430. деятельность по оказанию платных правовых услуг не включена в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Основными профессиональными участниками рынка правовых услуг являются: адвокаты и адвокатские образования; юридические фирмы, иные организации, специализирующиеся на оказании правовых услуг; индивидуально практикующие юристы. Деятельностью по оказанию правовых услуг занимаются также организации, не являющиеся юридическими фирмами, но в соответствии со своими уставными целями и задачами предоставляющие правовую помощь своим участникам и иным лицам. Близкой к деятельности по оказанию правовых услуг является деятельность нотариусов, способствующая надлежащему оформлению совершаемых сделок и других актов. Многие коммерческие организации имеют в своем составе штатную юридическую службу, благодаря которой обеспечиваются потребности организации в правовых услугах.

Единый обобщающий закон, в котором были бы собраны нормы, регулирующие отношения по оказанию правовых услуг, в законодательной системе России отсутствует. В постановлении Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 7ХI Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Агентство корпоративной безопасности" и гражданина В. В. Макеева» отмечается, что «общественные отношения по поводу оказания юридической помощи в качестве обособленного предмета правового регулирования в действующем законодательстве не выделены, -- они регламентируются рядом нормативных правовых актов, в систему которых входят нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности его главы 39, касающиеся обязательств по договору возмездного оказания услуг» (п. 3) Постановление Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 7ХI Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Агентство корпоративной безопасности" // РГ. 2007. 2 февр. В принципе можно было бы поставить вопрос о принятии общего Закона об основах государственного регулирования деятельности по оказанию правовых услуг, аналогичного по своей направленности действующим Законам «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и «Об аудиторской деятельности», но, как представляется, в этом нет необходимости, по крайней мере в настоящее время. К тому же деятельность некоторых участников рынка правовых услуг опирается на специальные законы: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102. (далее -- Закон об адвокатуре) и Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 44621 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 44621 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» // Ведомости РФ. 1993. № 10. Ст. 357..

Значение правового обслуживания предпринимателей. Предпринимательская деятельность осуществляется на определенной правовой основе. Соблюдение правовых норм дает предпринимателям возможность успешно развивать свой бизнес. Напротив, нарушение предписаний правовых норм влечет для предпринимателей нежелательные последствия в виде, например, ответственности по обязательствам, а неоднократные или грубые нарушения законодательства могут привести к принудительной ликвидации предпринимателя -- юридического лица в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 61 ГК Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994), (ред. от 27.12.2009) // РГ, N 238-239, 08.12.1994. РФ, к административной и уголовной ответственности индивидуальных предпринимателей и должностных лиц коммерческих организаций.

Для того чтобы избежать нарушений и во всем следовать требованиям законодательства, предприниматели обращаются к специалистам, обладающим правовыми знаниями, т. е. к практикующим юристам. Правовое обслуживание бизнеса -- закономерное объективно обусловленное явление, одна из составных частей правовой деятельности.

Правовое содействие, оказываемое юристами предпринимателям, называют также правовой поддержкой, правовым сопровождением, правовым обеспечением. Все перечисленные термины близки по смыслу и могут употребляться в различных контекстах в одном и том же семантическом значении: оказание юристами-профессионалами консультационных и иных услуг предпринимателям по правовым вопросам осуществления бизнеса. В более широком аспекте используется также термин «правовое обслуживание», под которым понимается оказание заинтересованным лицам -- клиентам, заказчикам -- разнообразных правовых услуг на договорной основе, предполагающей постоянное или периодическое взаимодействие и сотрудничество исполнителя и клиента.

В понятие правового обеспечения предпринимательской деятельности входит направленность действий юристов на:

соблюдение законности предпринимательской деятельности заказчика;

реализацию прав, составляющих содержание праводееспособности предпринимателя, и его субъективных прав;

защиту прав и охраняемых законом интересов предпринимателей от нарушений со стороны любых третьих лиц;

восстановление прав предпринимателей, пострадавших от нарушений Коммерческое (предприниметельское) право: учебник в 2 т. Т. 2. - 4-е изд., перераб. И доп. / под ред. В. Ф. Попондопуло. - М.: Проспект, 2009. - С. 313.

Эти задачи, которые можно было бы назвать правовыми задачами, тесно связаны с целями предпринимательской деятельности: удовлетворением различных общественных потребностей и систематическим извлечением прибыли.

Названные задачи соответствуют специфике предмета юридической деятельности, определяют круг профессиональных функциональных обязанностей юристов, обслуживающих предпринимателей. В то же время в содержание правового обеспечения не могут входить задачи иного характера, например, экономические, производственно-технологические, управленческо-организационные. Юристы не занимаются решением экономических или производственно-технологических задач, но способствуют их решению, осуществляя необходимое правовое сопровождение деятельности предпринимателя по их выполнению. Например, когда ставится вопрос о принятии той или иной схемы транспортировки товара, юристы анализируют предлагаемую схему с правовой точки зрения, оценивают ее правомерность, обеспечивают внесение соответствующих условий в содержание заключаемых договоров (контрактов).