Занятие в логопедической группе дикие животные. Дикие животные наших лесов (конспект занятия) план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему. Развитие тактильных ощущений

Казакова Ю.В., учитель-логопед ГБОУ д/с № 586 “Обыкновенное чудо”, г. Москва.

Цели: 1.Актуализация словаря по теме: “ Дикие животные наших лесов и их детёныши ”.

2. Закрепление практических навыков словоизменения существительных в дательном и творительном падежах единственного числа.

3. Формирование практических навыков словообразования притяжательных прилагательных с суффиксами -ья, -ьё, -ье.

4. Развитие диалогической речи.

5. Развитие внимания, зрительного восприятия, мышления, памяти.

6. Развитие общей и мелкой моторики.

7.Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

Помещение, в котором будет проходить занятие, оформляется как “лесная полянка”;

На импровизированной полянке стоят стульчики с карточками (волчье логово, лисья нора, беличье дупло, медвежья берлога);

Игрушка “Лесовичок”;

Предметные картинки (заяц, лиса, волк, лось, белка, медведь, зайчонок, лисёнок, волчонок, лосёнок, бельчонок, медвежонок);

Мешочек с мелкими игрушками (морковка, бочонок, зайчонок, мышонок);

Карточки с зашумленными изображениями зверей;

Шапочки (лисёнка, лисицы, зайчонка, медвежонка, волчонка, бельчонка).

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед: “Ребята, сегодня я получила письмо. Интересно, откуда оно пришло?”

Предположения детей, откуда могло прийти письмо.

Логопед, рассматривая конверт с письмом: “Письмо пришло из волшебного леса, а прислал его старичок-лесовичок. Прочитаем его”

Текст письма.

Дорогие ребятки! В моём сказочном лесу случилась неприятная история, пропали лесные жители, помогите мне их найти. Высылаю вам фотографии-загадки. Отгадаете загадки, узнаете, кто потерялся.

2.Отгадывание загадок.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в шубке серой- летом (заяц).

Я сознаюсь виновата,

Я хитра и плутовата.

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком (лиса).

С ветки на ветку

Быстрый, как мяч,

Прыгает по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал (белка).

На овчарку он похож,

Что не зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть (волк).

Под зелёною сосной

Протрубил трубач лесной,

Опустил рога к земле

И пропал в осенней мгле (лось).

Дети отгадывают загадки, а логопед выставляет картинки с изображением диких животных на доску.

3.Игра “Прятки”.

Логопед: “Мы узнали, как выглядят дикие животные, а теперь нам нужно будет их найти в лесу”.

Логопед раздаёт детям листы с зашумлёнными изображениями диких животных.

Логопед: “Найдите на картинках диких животных и обведите их по контуру фломастером”.

4.Игра “Найди детёныша”.

Логопед раздаёт детям картинки животных. На доске – картинки с детёнышами этих животных.

Логопед: “У каждого животного есть детёныш. Поможем мамам найти своих детей”.

Логопед просит каждого из детей назвать детёныша, который потерялся, и взять соответствующую картинку.

Логопед: “Кого нашла лисица? Ответь полным предложением” и т.д.

5.Игра “Волшебный мешочек”.

Логопед: “Ребята, что-то здесь спрятано за пенёчком. Ой, это волшебный мешочек старика-лесовика. Наверное, он оставил угощение для своих лесных жителей”.

Логопед: “Ребята, сейчас мы на ощупь, не заглядывая в мешочек,

угадаем, для кого и что приготовил лесовик ”.

Логопед: “ Что ты нащупал в мешочке? Кого ты угостишь? Ответь полным предложением” и т.д.

6.Физкультминутка.

Логопед: “ Ребята, встанем в круг. Вокруг себя повернись и в медведя превратись ”.

Из книги Ирины Лопухиной “Логопедия – речь, ритм, движение” (СПб.: Дельта,1997) стр.76-78

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит.

Дети идут,

изображая походку медведя.

Находит в дуплах мёд

И в рот себе кладёт.

Изображают, как медведь достаёт и ест мёд.

Облизывает лапу

Сластёна косолапый,

А пчёлы налетают

Медведя прогоняют

“Отмахивается от пчёл”.

А пчёлы жалят мишку

Не ешь наш мёд, воришка!

Щиплют себя за нос, щёки, губы,

Ладошки, изображая жалящих пчёл.

Бредёт лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

Дети идут,

изображая походку медведя.

Ложится, засыпает

И пчёлок вспоминает.

Приседают на корточки, а

сложенные ручки кладут под щёку.

7.Драматизация сказки “Где мой домик?”

Воспитателями была проведена предварительная работа, направленная на знакомство с этой сказкой.

Логопед: “Ребята, расскажем историю о маленьком лисёнке для старика-лесовика? А старик-лесовик посмотрит её по волшебному телевизору. Раз, два, три, волшебная палочка в разных зверей нас преврати”.

Логопед предлагает детям надеть “шапочки-зверей” и разбежаться по своим домикам.

Адаптированный текст “Где мой домик?”

Логопед: “Однажды один, без мамы, лисёнок отправился путешествовать по лесу. Бегал, бегал он и понял, что заблудился. Лисёнок знал, что его дом - лисья нора. Вдруг видит чей-то домик на полянке, подбежал к нему лисёнок, постучался”.

Лисёнок: “Чей это домик?”

Медвежонок: “ А тебе, чей нужен?”

Лисёнок: “Я ищу лисью нору”.

Медвежонок: “Нет, это не лисья нора, это медвежья берлога”.

Логопед: “Расплакался лисёнок, никак не может найти свой дом. А навстречу ему бежит зайчонок ”.

Зайчонок: “Лисёнок, почему ты плачешь?”

Лисёнок: “Я потерял свой домик ”.
Зайчонок: “ Не плачь, лисёнок, я отведу тебя к лисьей норе”.

Логопед: “Довёл зайчонок лисёнка до лисьей норы и бросился прочь”.

А лисёнок закричал: “ Мамочка, мамочка, я дома, я так по тебе соскучился”.

Лисица: “ Как я рада, что ты нашёлся. Не расстраивай меня так больше и не убегай далеко от лисьей норы”.

8.Итог занятия.

Логопед: “ О чём просил нас старик-лесовик в письме? Выполнили мы его поручение?

Вы помогли найти зверей, а он передал вам угощение - малиновое варенье”.

Список литературы:

1. И. Лопухина “Логопедия – речь, ритм, движение” ,СПб.: Дельта,1997.

2. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко “Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН”, Краснодар: Экспериментальный центр развития образования,1994.

3.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Конспект фронтального занятия по лексической теме "Дикие животные" в старшей логопедической группе

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.
Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на лексическую тему "Дикие животные". Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.
Цель: Формирование обобщающего понятия «дикие животные» (в импрессивной речи).
Задачи:
1. Развивать слуховое внимание (учить различать существительные, сходные по звучанию и отличающиеся одним звуком).
2. Пополнять активный словарь существительными – названиями животных; обучать отвечать полным ответом на поставленные вопросы.
3. Развивать грудно-брюшной тип дыхания; развивать ощущения движения органов дыхания.
4. Учить образовывать единственное и множественное число существительных.
5. Развивать общую моторику; уточнять целенаправленные движения с произносимым текстом.
6. Развивать мелкую моторику, конструктивный праксис.
7. Закрепить понятие «горизонтальная линия». Ввести понятия «вертикальная линия», «косая линия».
8. Учить обводить предмет по контуру; штриховать контур вертикальными, горизонтальными, косыми линиями.
9. Закреплять устный счёт в пределах десяти в прямом и обратном порядке.

Ход занятия

1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга с помощью Мячика (все встают в круг; передают мяч соседу, приветствуя и называя его ласково по имени: «Здравствуй, Машенька!»).

2. Подвижная игра «Медвежонок Жак».
Отгадайте, кто к нам сегодня придёт в гости?

Он в дупло засунул лапу,
И давай рычать, реветь.
Ох, какой же он сластёна,
Косолапенький …
(медведь)

Педагог надевает куклу, представляется и просит поиграть в игру.

Медвежонок Жак простужен (идут по кругу, взявшись за руки, в центре 1 ребёнок)
Мёд ему сегодня нужен (останавливаются, протягивают к ребёнку руки)
Мёд дадим ему на ужин (руки «ковшом»)
Потому что с ним мы дружим (берут ребёнка в круг, идут все вместе).

Игра повторяется несколько раз.

3. Развитие речи.
а). Беседа по вопросам.

Про кого была наша игра?
- А кто мама у медвежонка? А папа? (медведица; медведь)
- А где живут медведи? (в лесу)
- А каких вы ещё знаете диких животных?
- Почему их называют дикими?

4. Развитие слухового внимания – игра «Топай, хлопай, не зевай».
Я буду вам называть животных и разные другие предметы. Если я назову дикое животное, то вы хлопните в ладоши. А если я назову другой предмет, то вы топните ногой.

Мишка – мышка, Лиза – лиса, мишка – миска, ёж – нож, майка – зайка, белка – булка.

5. Развитие грудно-брюшного типа дыхания – упражнение «Дыши правильно».
А сейчас мы с вами превратимся в бегемотиков.
Вокруг ножки обернись,
В бегемотиков превратись! (дети оборачиваются, педагог надевает им «ободочки»)
Сядьте, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

6. Развитие речи – игра «Один - много».
Педагог называет существительное в единственном числе и бросает мяч ребёнку, а ребёнок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч (называются животные и их детёныши).

7. Развитие мелкой моторики.
а). Игра «Сложи картинку» (пазлы «Дикие животные»).
- сложить картинку;
- какой зверь получился;
- расскажите о нём (составление описательного рассказа).

Б). Игра «Нарисуй мишку»
- обвести медведя по шаблону;
- заштриховать контур косыми линиями;
- нарисовать 2 ёлочки (из 2-х треугольников);
- заштриховать их: 1-й треугольник горизонтальными линиями, а 2-й – вертикальными.

8. Подведение итогов занятия. Прощание.
Ребята, Мишке пора домой. Давайте ещё раз ему расскажем, чем мы сегодня занимались:
- О каких животных мы сегодня говорили?
- Почему их называют дикими?
- Каких диких животных вы знаете?
- Как мы рисовали мишку?
- С помощью каких геометрических фигур мы нарисовали ёлочку?
- Какую штриховку мы сегодня выполняли?
А теперь давайте попрощаемся. Педагог говорит слова и передаёт мяч детям по кругу:
Покатился, поскакал мячик по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок детские ладошки.
До свидания … (передаём мяч по кругу называя имена детей).

Савкина Ольга Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ДСКВ № 29 "Карамелька"
Населённый пункт: г. Юрга, Кемеровская обл.
Наименование материала: конспект логопедического занятия
Тема: Конспект фронтального занятия по лексической теме "Дикие животные" для детей старшей логопедической группы с ОНР
Дата публикации: 27.08.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька»
Конспект фронтального занятия по лексической теме

«Дикие животные» для детей старшей логопедической

группы с ОНР
Учитель - логопед: О.В. Савкина Юрга 2016

Занятие «Дикие животные»

Цели:
формирование познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Коррекционно-развивающие: 1. Развивать словарный запас детей по теме «Дикие животные», навыки словообразования и словоизменения; 2. Развивать классификационные умения, логическое мышление, воображение, память; 3. Развивать общую и мелкую моторику; 4. Ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления; 5. Выразительность речи и движений; 6. Формировать фонематическое восприятие; 7. Навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов; 8. Совершенствовать навыки связной речи; 9. Учить согласовывать речь с движением; 10. Активизировать внимание, память, логическое мышление, воображение. Коррекционно-воспитательные: 1. Вызвать положительные эмоции у детей в процессе деятельности; 2. Снимать эмоциональное и мышечное напряжение; 3. Развивать у детей умение работать с коллективом.
Оборудование:
силуэты животных в мешках, картинки с изображением диких животных, панно «Дерево», искусственные ели, аудиозаписи, картинки с изображением диких животных на каждого ребенка (недорисованные).
Ход занятия

Вводная часть
Под музыку (голоса птиц, животных) дети заходят в группу. Логопед: - Ребята, давайте сегодня отправимся в путешествие по сказочному лесу. Лес бывает разный – хвойный, лиственный и смешанный. Но в каждом лесу обязательно живут животные. Логопед: - Ребята, а какие животные живут в лесу? Правильно, дикие животные! Давайте вспомним диких животных.

Игра «Договори словечко»
Хитрая … (лиса). Косолапый … (медведь). Косой … (заяц). Колючий … (ëж). Шустрая … (белка). Рогатый … (лось). Слепой … (крот). Серый … (волк). Пятнистая … (рысь). Полосатая спина у … (бурундука). Логопед: - Какие вы молодцы! Всех животных назвали.
2.

Основная часть

Упражнение на воображение
Логопед: - Ребята, а что это за мешки лежат под елками. Логопед показывает мешки с силуэтами животных. Дети по очереди рассматривают их и определяют, кто находится в мешке.
Грамматические упражнения
Логопед: - Ребята, как вы думаете, кто в желтом мешке? Кто рыжий и хитрый? Дети: - Лиса. Логопед: - Правильно. Са-са-са – хитрая лиса. Логопед: - Дети, а кто прыгает? Дети отвечают. Логопед: - Ес-ес-ес – заяц бежит в лес. Логопед: - Ребята, у кого на спине есть иголки? Дети отвечают. Логопед: - Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Логопед: - Сы-сы-сы – дай собаке колбасы. Дети повторяют. Логопед: - А теперь посмотрите внимательно и скажите, кто здесь лишний? Дети: - Собака. Логопед: - Почему? Дети: - Собака – домашнее животное, остальные – дикие животные. Логопед: - Продолжаем наше путешествие!
Динамическая пауза «Прогулка»
Это – правая рука, это – левая рука.
Дети показывают руки. Справа – шумная дубрава, Слева – быстрая река. Повернулись мы, и вот Стало все наоборот: Дети поворачиваются. Слева – шумная дубрава, Справа – быстрая река. Неужели стала правой Наша левая рука? Мы к лесной лужайке вышли, Шагают на месте. Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. Кто высоко так шагал – Поднимают высоко ноги. Не споткнулся, не упал. М. Картушина
Обогащение словарного запаса и развитие навыка звукобуквенного

анализа и синтеза слов
Логопед: - Вот мы очутились в темном дремучем лесу. Подойдем к дереву. Какое интересное Чудо - дерево! Са-са-са – вот так чудеса. Дети повторяют. Логопед: - Мы немного устали, давайте посидим под Чудо – деревом. Какие необычные картинки на нем висят! Что это? Дети: - Дикие животные. Логопед: - Умницы, ребята. Очень много знаете. Давайте назовем всех животных, которые изображены на этих картинках и выделим первый звук
в названии картинок. Например, ЛИСА – первый звук [Л"], МЕДВЕДЬ – первый звук [М"] и т.д. Логопед: - Ребята, а теперь давайте представим, что этих животных стало много. Была одна лиса, а стало много лис (лисы).
Игра «Один – много»
Волк – волки. Белка – белки. Лось – лоси. Заяц – зайцы. Крот – кроты и т.д. Логопед: - Ребята, давайте диких животных назовем ласковыми словами.
Игра «Назови ласково»
Медведь – медведюшка. Заяц – заинька. Лиса – лисичка. Белка – белочка. Волк – волчок и т.д. Логопед: - Ребята, у всех животных есть семья. Давайте назовем всех членов семьи у диких животных.
Игра «Перечисли членов семьи»
Папа – медведь, мама – медведица, детеныш – медвежонок и т.д.
Речь с движением «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайте, ручки, вверх, Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Волк озирается кругом, И мы головки повернем. Теперь садимся тише, тише – Притихнем, словно в норках мыши. Логопед: - Ребята, посмотрите внимательно на этих диких животных (картинки), на их внешние признаки. Давайте попробуем их описать.
Упражнение на развитие словообразования
Логопед: - У лисы какой нос? (острый) Значит она какая? (остроносая); У зайца какие уши? (длинные). Значит он какой? (длинноухий); У белки какой хвост? (длинный) Значит она какая?(длиннохвостая)
У лося какие рога? (длинные) Значит он какой? (длиннорогий) У волка как ноги бегают? (быстро) Значит он какой? (быстроногий) и т.д.
3.

Заключительная часть
Логопед: - Ребята, вам понравилась наша прогулка по лесу? А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два – повернись, В нашей группе окажись. Логопед: - Вот и опять мы дома.
Упражнение для развития графических навыков
Логопед: - Ребята, каждому из вас я приготовила картинки с изображением диких животных. Но они не завершены. Вы должны дорисовать недостающие части тела.
Итог занятия
Логопед: - Ребята, вы просто молодцы! Отлично справились со всеми заданиями! За это вам от Старичка – Лесовичка корзина с подарками.

Коррекционно – образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование синтаксической стороны речи. Автоматизация правильного произношения и дифференциации сонорных звуков в игровой деятельности.

Коррекционно – развивающие цели. Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики, развитие зрительного восприятия.

Коррекционно – воспитательные цели. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.

Оборудование. Мольберт, мелодия «Звуки леса», зашумленная картинка с изображением диких животных, звуковые схемы слов с названием животных и их «домами» и маленькие картинки животных, рассказ А. Клыкова «Медведь», мелодия плясовой для игры «Мишки», слайды с изображением диких животных, зеркала по количеству детей для артикуляционной гимнастики, «светофорчики» и фишки, игрушечный паровозик с тремя вагончиками, маленькие игрушки диких животных.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Сообщение темы занятия, создание положительного эмоционального фона, развитие зрительного восприятия).

Дети входят в зал под мелодию «Звуки леса». Садятся на свои места.

Логопед помещает на доску зашумленное изображение с изображением диких животных.

Посмотрите внимательно на картинку и скажите какие животные спрятались на этой картинке? (белка, лиса, волк, лось, медведь, заяц).

Какие это животные? (Дикие).

Молодцы! Скажите, а вы любите путешествовать?

Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в лес к диким животным. Согласны? А теперь закройте глаза и произнесем волшебные слова:

Влево, вправо повернись
И в лесу ты очутись.

Вот мы с вами и очутились в лесу. Скажите как надо себя вести в лесу?

Скажите каких животных мы можем встретить в лесу, назовите их.

2. Игра «Найди дом для животного». (Развитие умения соотносить звукобуквенную схему со словом).

На мольберте выставляется изображение «домиков» для животных, а под ними выложена звукобуквенная схема названия животного и маленькие картинки диких животных (лиса, белка, волк, еж, медведь).

Ребята, животные заблудились. Надо правильно их расселить в домики. Нужно поселить животных в домики согласно схеме.

(Нора лисы, дупло белки, логово волка, нора ежа).

3. Чтение логопедом рассказа А. Клыкова «Медведь». Беседа по тексту. Словарная работа. (Обобщение и систематизация знаний о диких животных и их образе жизни. Развитие речевого слуха, развитие диалогической речи).

Кто остался без домика? (медведь).

Давайте прочитаем рассказ о медведе.

Медведь.

К осени у медведя заканчивается период линьки, его мех становится густым, длинным, пышным. Зимой мех защищает медведя от лютых морозов.
За осень медведь нагуливает много жира.
С наступлением холодов он выбирает место для устройства берлоги, нагребает туда мху, опавшей листвы, забрасывает сверху ветками.
Когда падают первые снежинки, медведь уже в берлоге.

Вы послушали рассказ о жизни медведя осенью. Вы запомнили, когда у него заканчивается период линьки?

Как вы понимаете слово линька ?

Почему мех медведя должен стать более теплым?

А как вы понимаете выражение медведь нагуливает много жира ?

Что делает медведь с наступлением холодов?

Когда же медведь впадает в зимнюю спячку?

Вы очень хорошо слушали и поэтому смогли ответить на все вопросы.

4. Физминутка «Мишки». (Развитие речи с движением).

Продолжаем наше путешествие. Представьте, что мы с вами превратились в медвежат.

Мишки по лесу гуляли,

Идем вперевалочку

Мишки ягоды искали.
Вот так, вот так.

Ставим одну руку под бочок – это «Корзинка»

Мишки ягодки искали.
Сладку ягодку малинку
Положили всю в корзинку
Вот так, вот так.

Собираем ягоды и складываем в корзинку

Положили всю в корзинку.
Как малинкой угостились,
Все на травке развалились
Вот так, вот так.

Гладим себя по животику

Все на травке развалились,
А потом мишки плясали
Лапки кверху поднимали
Вот так, вот так.

Выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх.

- Молодцы! Присаживаемся на свои места.

5. «Четвертый лишний». (Развитие мышления).

Давайте посмотрим на слайды (на слайдах картинки животных).

Кто здесь изображен?

Какое животное лишнее и почему?

Лиса – белка – корова – лось.
Барсук – волк – жираф – медведь.
Еж – кабан – петух – заяц.
Белый медведь – еж – заяц – лиса.

Молодцы! Продолжаем наше путешествие.

6. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).

Сейчас послушаем сказку о веселой белочке. Слушайте внимательно и выполняйте артикуляционные упражнения вместе с белочкой.

Маленькая веселая белка

Спала в теплом дупле

«Лопатка»

Потом она проснулась

Коснуться кончиком языка альвеол.

Радостно улыбнулась

«Улыбка»

Белка выглянула из дупла

«Лопатка»

Быстро поглядела по сторонам

«Болтушка»

Белка была очень аккуратная, она умылась

Круговые движения языка по губам

Почистила зубки

Круговые движения языка за сомкнутыми губами

Потом белка пошла гулять. Она прыгала по веткам вверх – вниз.

Движения языка вверх – вниз с упором на верхние, потом на нижние зубы, поочередно.

Язычком белка цокала

«Цоканье» в сомкнутые зубы

Грибы собирала

«Грибок»

После прогулки белочка вернулась в дупло и уснула крепким сном.

Широко открыт рот, язык расслаблен.

7. «Светофорчики». (Развитие фонематических представлений, фонематического слуха).

На мольберте выставляется «светофорчик» и фишки – магниты.

Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете и в отгадке определите где вы слышите звук [л], [л’]; в начале, середине или в конце слова. Вам необходимо определить какой это звук твердый или мягкий и взять соответствующую фишку.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису).

И в лесу мы, и в болоте,
Нас везде всегда найдете -
На поляне, на опушке.
Мы зеленые… (лягушки).

Заяц зайцу говорит:
- Нам бы волчий аппетит!
- В аппетите мало толку,
Нам бы зубы как у …(волка).

Очень хорошо, вы справились и с этим заданием, продолжаем путешествие дальше.

8. Пальчиковая игра «Апельсин». (Развитие мелкой моторики).

Мы делили апельсин

Дети разламывают апельсин на дольки

Много нас,

Показывают 10 пальцев

А он один

Показывают 1 палец

Эта долька для ежа,

Загибают большой палец левой руки

Эта долька для стрижа,

Загибают указательный палец левой руки

Эта долька для утят,

Загибают средний палец левой руки

Эта долька для котят,

Загибают безымянный палец левой руки

Эта долька для бобра,

Загибают мизинец левой руки

А для волка – кожура.

Бросательное движение правой рукой

Он сердит на нас – беда!!!

Сжимают кулаки и прижимают к груди

Разбегайтесь кто куда.

«Бегут» пальцами по столу.

9. Игра «Покатаем животных». (Развитие умения делить слова на слоги).

Выставляется паровозик с двумя вагончиками и маленькие игрушки диких животных.

Наши лесные животные любят кататься на паровозике. Давайте мы их прокатим. В первом вагончике поедут животные, в названии которых 1 слог, во втором вагончике поедут животные, в названии которых 2 слога.

Волк, медведь, еж, лиса, заяц, лось.

10. Окончание занятия. (Подведение итогов занятия. Оценка работы детей).

Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Давайте произнесем волшебные слова:

Влево, вправо повернись
Снова дома очутись.

Кого мы встретили в лесу?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ

ПО ТЕМЕ "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Тема занятия: Дикие животные наших лесов.

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять в образовании существительных именительного падежа единственного и множественного числа, существительных в родительном падеже множественного числа (много чего);

Согласование существительного с числительными 2 и 5;

Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (образование названий детёнышей животных);

Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.

Развивающие:

Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме;

Способствовать развитию просодической стороны речи;

Способствовать развитию фонематического восприятия;

Развитие навыка связной речи;

Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Коробка-сундучок, домик, Пальчиковые куклы, предметные карточки «Дикие животные», «Детёныши животных».

Ход занятия:

Организационный момент. (Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия.)

Логопед: Сегодня необычный день, друзья, а потому что Маша к нам пришла, загадки принесла и попросила, чтоб мы их разгадали и сказочных героев из сундучка достали. (Логопед показывает детям пальчиковую куклу Машу, затем достаёт из коробки конверты с загадками.)

Кто ломает бурелом,

Подкрепляется медком?

Очень просто мне ответь –

Кто зимою спит? ...

(Медведь)

Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный!

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Сестрица волка, хитрая, ловкая,

В рыжей шубке-обновке,

Охотница за зайцами, курами, яйцами,

Проделки её сплетены небылицами.

Зимой беленький,

А летом серенький,

Никого не обижает,

А сам всех боится.

До ушей зеленый рот.

В камышах она живет.

И в болоте хохотушка

Громко квакает....

(Лягушка)

Сама с вершок!

Влезла ночью на мешок.

Позвала к себе детей.

Пусть крупою пошуршат!

Пошуршать бы пошуршали!

Только кошки помешали…

Логопед: Теперь, когда загадки отгадали, зверюшек в руки взяли, пришёл черёд дрессировать лесной народ.

Логопед проводит пальчиковую гимнастику:

МЕДВЕДЬ

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

Весною он проснулся,

Зевнул и потянулся:

«- Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

Здравствуй, рыжая лисичка!

Здравствуй, зелёная квакушка!

Здравствуй, мышка-норушка!»

Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Проделать то же самое с левой рукой.

Логопед: Ну вот, друзья, зверюшки наши все готовы, послушаем мы Машу снова:

В день рожденья Маша всех друзей к себе позвала, пригласила и сказала: «Приходите в дом ко мне, постучите в дверь извне. Кошка выйдет на порожки, подскажите ей немножко, как ответить на вопросы, на загадки, на стихи, что оставил гномик Пи. Если мы узнаем, все ответы отгадаем, значит праздник мы справляем и сюрпризы получаем.

Логопед: В путь-дорогу мы идём в дверь стучимся, ждём.

1-ый ребёнок (Мышка): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Возле дверей логопед ставит кошку.

Логопед: В дом пущу тогда, если назовёте дом лисы, волка, медведя, зайца, мышки и лягушки. Где живут в лесу зверушки?

Дети отвечают (поочерёдно каждый за своего зверька): Лиса живёт в норе, волк – в логове, медведь – в берлоге, заяц – под кустом, мышка – под полом, лягушка – на болоте.

2-ой ребёнок (Лягушка): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, если скажете зверь один и звери, много зверей мне стучатся в двери.

Дети: лиса – лисы – много лисиц, волк – волки – много волков, медведь – медведи – много медведей, заяц – зайцы – много зайцев, мышка – мышки – много мышей, лягушка – лягушки – много лягушек.

3-ий ребёнок (Заяц): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, если назовёте 2 ежа и 5 ежей, каждый всех своих зверей.

Дети: 2 мыши, 5 мышей, 2 лягушки, 5 лягушек, 2 зайца, 5 зайцев, 2 лисы, 5 лисиц, 2 волка, 5 волков, 2 медведя, 5 медведей.

4-ый ребёнок (Лиса): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, когда назовёте ласково зверят – мышку и лягушку, зайку и волка, медведя, лису и всю у зверят детвору.

Дети: Мышь - мышка, лягушка - лягушечка, заяц - зайчик, лиса- лисичка, волк - волчонок, медведь – мишка.

У мышки – мышонок, у лягушки – лягушонок, у зайца – зайчонок, у лисы – лисёнок, у волка – волчонок, у медведя – медвежонок.

5-ый ребёнок (Волк): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: Л: В дом пущу тогда, если угадаете, чьи это лапы, уши, хвосты, скажу вам одно они не мои.

Дети: Лапы мыши – мышиные, лягушки – лягушачьи, уши зайца – заячьи, хвост лисы – лисий, волка – волчий, уши медведя – медвежьи.

6-ой ребёнок (Медведь): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, когда назовёте вы эти сложные слова.

Дети: Если у мыши хвост тонкий, то она – тонкохвостая,

У лягушки брюхо жёлтое – желтобрюхая,

У зайца уши длинные – длинноухий,

У лисы хвост рыжий– рыжехвостая,

У волка зубы острые – острозубый,

У медведя короткий хвост – короткохвостый.

Если у мыши – хвост, хвостище, у мышонка – хвостик,

то у лягушки – лапы, у жабы – лапищи, у лягушонка – лапки.

у зайчихи – уши, у зайца – ушищи, у зайчонка – ушки.

у лисицы - хвост, хвостище, у лисёнка – хвостик.

у волчицы - усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики.

у медведицы - лапы, у медведя – лапищи, у медвежонка – лапки.

Логопед: Ну вот и открылись нам двери, достигли мы нашей цели. День Рождения пришёл вот и Машин дом. Звери весело гуляли, пели, ели, танцевали. Много радости, ребята, получили все зверята. Потому благодарят и спасибо говорят.