Ближе чем родной отец. Старец Паисий и его чада. Самое большое чудо

Дорогой отец Никодим, благослови!

Во время твоего посещения нашей келлии несколько дней тому назад ты снова повторил свои неправославные догматические высказывания, что мы находимся вне Церкви, ибо не поминаем патриарха Димитрия. Ты сделал также и некоторые другие высказывания, ради которых мы чувствуем себя вынужденными написать настоящее письмо для твоего полнейшего наставления, после того как доказательства и опровержения, которые мы предложили тебе во время нашего разговора, нарушили твой душевный мир и привели тебя в гнев.

В книге “Достопамятные сказания отцов-пустынников” пишется, что когда авву Агафона спросили о том, гордец, блудник и еретик ли он, он ответил положительно на два первых вопроса, ибо сие было полезно для его души, но не согласился с тем, что он еретик, ибо ересь является отпадением от Бога (1).

По-твоему, (и согласно всем святогорским монастырям, кроме Есфигмена, скита Св. пророка Илии (2) и множества отцов-зилотов), мы заблуждаемся и являемся раскольниками. Трудно тебе признать, что Константинопольская патриархия проповедует ересь, ибо тогда тебе следует признать, что состоять в общении с этими волками, а не пастырями является достойным осуждения, или же следует тебе перестать идти вслед за ними, согласно заповеданному всеми святыми отцами и церковными соборами.

Ты пытаешься оправдать Фанар, но их собственные слова и деяния показывают, что ты заблуждаешься. Напрасно ты приводишь мнение отца Паисия (3) и некоторых других, которые проявляют снисходительность к настоящему положению и делают уступки, говоря, что они поступают так “по икономии”, но когда придет сему время (когда якобы Димитрий, как он сказал, войдет в полное общение с папой), вы отделитесь от всего, что нарушает учение святых отцов и церковных соборов. Вы глубоко заблуждаетесь.

Что касается увещеваний некоторых, на которые ты ссылаешься, – либо старца Паисия, либо твоего соседа о. Исаака , либо чьих то других, которые утверждают, что Димитрий «правильно преподает слово истины», разве можно тебе ожидать, что мы примем их как богоугодные, когда они совершенно противоположны православному учению? И как только предается истина, не является ли более уместным назвать сие беззаконием, нежели икономией, отступлением, приспособлением или снисхождением? Ты настаиваешь на своей позиции, ибо старец Паисий сказал, что “Димитрия подвели его епископы, и он совершает то, чего не желает” и что “если мы перестанем поминать патриарха, то окажемся вне Церкви” и еще многое другое, к чему могут быть отнесены слова свят. Иоанна Златоуста: “Все их слова безумны и являются сказками для неразумных детей!”. Эти их слова являются плодом нового богословия, использованного Фанаром в печально известной Энциклике 1920 г., в которой еретики названы “нашими сонаследниками Божией благодати”.

Ты приводишь слова свят. Иоанна Златоуста, что “даже кровь мученичества не смывает греха раскола”, а также слова свят. Игнатия Богоносца: “Ничто среди вас да не совершается без епископа” и делаешь заключение, что когда отделяемся от своего епископа, то становимся вне Церкви.

Но святые сказали сие в то время, когда Православие процветало, и Церковь находилась в мире. Сегодня, когда ураган экуменической всеереси сметает даже избранных, имеют силу другие слова тех же святых: “Если ваш епископ - еретик бегайте, бегайте, бегайте от него, как от огня и от змия” (свят. Иоанн Златоуст). “Если твой епископ начнет проповедовать что-то, что является чуждым установлением, даже если он живет целомудренно, творит чудеса, пророчествует - да будет для тебя, как волк в овечьей шкуре, ибо он является поборником душевной погибели” (свят. Игнатий Богоносец). Если Димитрий преподавал правильно слово истины, тогда с правом можете использовать взятые от двух святых отцов цитаты; но сегодня вы переделываете святоотеческие писания по своему вкусу для оправдания своей вины, что являетесь спутниками Димитрия, Парфения Александрийского (4), Иакова Американского (5), Стилиана (Харкианакиса) Австралийского (6). Неужели вам не хватает стольких оснований священных церковных соборов и святых отцов? Или, наверное, вы боитесь быть изверженными из еретической синагоги? Факт, что остальные Патриархии находятся в общении с Фанаром, не является настолько важным. Важно то, кто идет по стопам святых отцов и стоит в истине. Александрийский патриарх Парфений сказал, что признает Мохаммеда апостолом, который трудился для царствия Божия, и также и другие богохульства, которые вам известны. Не нужно вам писать о ереси американского архиеп. Иакова (Кукузиса) и австралийского архиеп. Стилиана (Харкианакиса). Вы находитесь в общении с теми личностями, как будто они правильно преподают слово истины! Кто осудит Иакова (Кукузиса)? Может быть, Парфений? Или возглавляемая Варфоломеем комиссия фанариотов (7), которая уже два года “расследует” - является ли Харкианакис еретиком? Неужели не понятно, что они не желают вынести приговор?

Фанар обещал делегации из трех святогорских игуменов, что отзовет и исправит заявление патриарха Димитрия агентству “Юнайтед Пресс” о возможности для православных причащаться у латинян, что заменят Стилиана (Харкианакиса) на должности председателя Комиссии по богословскому диалогу и т. д. А исполнили ли что-то из сих обещаний до этого времени? Или вы верите, что мы не несем ответственности, и нет у нас вины, и мы можем остаться в общении с ними только потому, что старец Паисий бесстыдно утверждает, что заявления и действия Димитрия не противоречат нашему учению и не попирают истину?

История повторяется. Св. Феодор Студит, св. Максим Исповедник и многие другие христиане, которые не следовали за иерархией, когда последняя в разные времена проповедовала ересь, все они были названы раскольниками этой же иерархией. Хотя св. Герасиму Иорданскому служил лев, хотя он был чудотворцем, но и он тоже был в заблуждении, ибо не принимал IV Вселенского собора и увлек за собой тысячи палестинских монахов, доколе не был вразумлен св. Евфимием Великим и не покаялся.

Ты спрашиваешь меня: «Возможно ли, чтобы старец Паисий и семьдесят епископов государственной Элладской Церкви были в заблуждении?»

Разве ты хочешь, чтобы Бог насилу привел их к Его исповеданию? В протоколах иконоборческаго собора 754 г., в царствование Копронима, читаем ужасающее восклицание 338 епископов, присутствовавших на соборе: “Да живет император! Иконы есть идолы, и следует либо уничтожить их, либо повесить настолько высоко, дабы никто не мог им поклоняться!”. Трудно ли тебе поверить, что семьдесят епископов могут заблуждаться сегодня, когда, как видишь, намного больше заблудились тогда? В нынешнее время монахи ищут приобретения митр, игуменских жезлов, при этом только фиктивно исповедуя веру - т. е. показывают известное негодование, но не перестают поминать патриарха, продолжают терпеть всяческие нововведения вопреки Евангелию, внесенные Димитрием, Иаковом, Парфением и подобными им. Св. Феодор Студит однако пишет, что монашеским деланием является нетерпение и малейшего нововведения в Христово Евангелие.

Во время богослужения в Риме Димитрий не получил от папы облатки (8), дабы избежать враждебной реакции со стороны “консерваторов”. Но там, в Риме, он исповедал учение, что латиняне имеют церковные таинства и все еще исповедует его. Этого ли недостаточно? В какой век, когда была широко проповедана ересь, святые и христиане поступали как вы, те, которые продолжают поминать Димитрия? На какой прецедент в истории Церкви мы можете указать, дабы вы могли сказать, что следуете его примеру? Если бы вы были сынами святых (сиречь их подражателями и последователями), «то дела Аврамовы делали бы», как сказал евангелист (Ин. 8:39 ). Во времена патриарха Иоанна Века (9) святогорские отцы перестали поминать его, хотя он еще не был низвергнут соборно. И так как они оставались тверды в отстаивании святоотеческих постановлений (т. е. не вошли в общение с отступниками от православной веры), Христос им даровал мученические венцы. Что касается тех, кто сослужил с поминающими латинствующего “официального” патриарха Иоанна Векка - известно, что до сего дня тела их остаются опухшими, смердящими и неразлагающимися в назидание всем.

Вы говорите нам, что если Димитрий не исповедует все грехи, которые он сотворил, тогда он будет осужден. Таким образом вы признаете, что следуете одному человеку, который самоосуждается от своих действий. То, что он попадает под собственное проклятие (и сие в вопросах веры, а не личных грехов), означает, что он творит дела диавола. В таком случае вы сами признаете, что имеете диавола своим спутником.

Серьезно ли говоришь, отче Никодиме, или же шутишь? Ты утверждаешь, что если Афинагор «покаялся» бы и исповедал бы грехи незадолго до смерти, то он бы спасся (10)? Покажи мне хотя бы одно святоотеческое свидетельство, которое оправдывало бы нахождение в Церкви, проповедующей ересь, как это делает “кроткий и тихий предводитель Православия Димитрий”. Может ли освятить нас такое послушание иерахии, которая не преподает правильно слово истины? Если не желаете признать, что монастырь Есфигмен и такое множество иных отцов-зилотов достойны чести - согласно 15-у правилу Двукратнаго собора - тогда хотя бы замолчите и не богохульствуйте, утверждая, что они раскольники и находятся вне Церкви. Вы пренебрегаете заветом свят. Марка Евгеника Ефесскаго, который не желал, чтобы латиномыслящие даже присутствовали на его погребении.

Сначала следует научиться, а после делать подобные высказывания. Согласно вашему ходу мыслей, свят. Марк Ефесский, св. Максим Исповедник и бесчисленные множество других, не принимающих общения с еретиками, вне Церкви!

Видишь, куда ведет ваше «новое богословие»? Кто бы подумал в то время, что святогорские отцы будут почитать как свою библию книгу о. Епифания Феодоропулоса «Две крайности» (11)? Вы советуете нам, дабы мы протестовали тем способом, который рекомендован на страницах 19 и 22 в этой книге, протестовать (по словам экуменистов) против «священных канонов, которые в нынешние времена неприложимы из-за отсутствия любви в них». Отец Епифаний также обрисовывает патриарха Афинагора как человека, который был «подвержен демонической любви» [к еретикам]. Несмотря на это он остался в общении с такими подверженными “демонической любви” личностями. Удивительная последовательность!

Мы видели подобные протесты в случае, когда представители монастыря Григориат просили записать в решение священного Кинота, что если главный секретарь будет отправлен в Австралию, то он не будет служить там. В конце концов, главный секретарь не поехал. Но о. Василий, игумен монастыря Ставроникита, презрев решение всех остальных монастырей, отправил о. Тихона “на помощь” архиеп. Стилиану (Харианакису). Когда о. Тихон вернулся, его послали на праздник келлии Белозерки. Там представитель монастыря Григориат (о. Афанасий) сослужил с о. Тихоном и остальными. В комментариях нет нужды.

О. Епифаний (Феодоропулос) был принужден к молчанию, когда опровергли его ошибочные взгляды двадцать лет назад. Но вы, с такими же небогословскими доводами, ищете оправдание своего общения с патриархами, которые проповедуют ересь “с непокрытой головой” (т. е. принародно), которые «подвержены демонической любви” к еретикам, а одновременно преследуют истинно-православных и таким образом подражают патриарху Иоанну Векку, императору Константину Копрониму и всем подобным им. Когда вы им поете “Многая лета!” и поминаете их, все равно, что говорите им: “Вы стоите здраво в вере и вам подобает послушание, честь и поминовение”. И не помогаете им уразуметь, что они идут по пути зла. Но если бы вы прекратили общение с ними, может быть, они бы почувствовали угрызения совести и стремление к истине. Ваша вина в предосудительном молчании, которое свят. Григорий Палама назвал третьим видом безбожия, которое увеличивается с каждым минувшим днем, вопреки вашим т. н. протестам.

Когда во время патриарха Иоанна Векка латиномыслящие направлялись сюда для того, чтобы насильно ввести унию с латинянами, наша Владычица, Пресвятая Дева Богородица, Хранительница Святой Горы Афон, прорекла от Своей иконы: “Идут враги Моего Сына и Мои враги!” (см. Житие 26 зографских мучеников – П. Б.).

Редко навещаю, да часто вспоминаю я отца Паисия - архимандрита, настоятеля Введенской церкви, той, что возвышается над Кашинским трактом возле села Очева. Божий промысел свёл нас ярким летним днём.

В то утро, прособирав душицу и зверобой в очевских лугах, спустился я в песчаный карьер к озеру, чтобы искупаться. Вода в озере была чистой и прозрачной, как слеза. После купания захотелось пить, и я почему-то направился не в Очево, а поднялся по холму к храму.

Под соснами возле храма я увидел его: светлое лицо, клетчатая рубаха, бейсболка, пепельные волосы, собранные на затылке в хвост. Он гнал из низины двух козочек.
- Здравствуйте! Можно здесь где-нибудь попить? - поздоровался и спросил я.
- Можно. Вон там в сторожке за дверью два ведра воды и ковш.
Потом он поинтересовался, чей я и чем занят, а выслушав, сказал:
- Травы у нас сочные, сильные. Только зачем из города туда-сюда за ними ездить? Поживите у меня на терраске.
Я удивился внезапному предложению и в свою очередь спросил:
- А вы кто?

С тех пор наше с отцом Паисием знакомство длится без малого двадцать лет.

Отец Паисий (в миру - Пётр Фёдорович Столяров) родился в июне 1926 года в городе Ставрополе Самарской области. Рос и воспитывался в детдоме. Несмотря на подвижный характер, любил ходить в храмы, где его восхищала красота убранства, грело душу церковное пение, увлекал чинный ход богослужения. В свой срок пришло и осознанное отношение к религии. В пору самостоятельной жизни он вступил человеком воцерковленным. Устроился работать на завод. Среди безбожников долгие годы пришлось жить с оглядкой: мало кто из окружающих мирился с его религиозным мировоззрением. Безбожники дважды поджигали его дом.

А когда в будущем архимандрите вызрело решение поступить в семинарию, власть предержащие всячески препятствовали осуществлению этого намерения. Но с Божьей помощью, как известно, тернии преодолеваются. Пётр Столяров добился своего.

В стенах Московской Духовной семинарии для раба Божия Петра всё преобразилось: закончились его мирские тяготы, мирская жизнь - и началось служение, житие. Указом Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия от 2 октября 1989 года в сане игумена он был назначен настоятелем Введенской церкви села Очева Московской епархии.

В нашу первую встречу батюшка (именно так чаще всего я к нему обращаюсь) имел уже сан архимандрита.

…Я принял приглашение отца Паисия пожить в церковной сторожке и спустя неделю устроился на терраске за стеной его кельи. В сторожке, кроме батюшки, проживали несколько человек: Андрей, ныне монах Агафон (воспитанник архимандрита); тётя Валя, дядя Толя и Люба (работники прихода) и староста Антонина.

Тётю Валю и дядю Толю (они были мужем и женой) из Запрудни некогда привёл в церковь тяжкий недуг тёти Вали. Через молитвы о. Паисия она выздоровела. Призирала она за курами и козами, поддерживала чистоту в сторожке и в храме, была и за кухарку, и за прачку, а во время богослужений раздавала свечи, принимала поминальные записки и пожертвования на храм. Создавалось впечатление, будто всё, что стоило ей немалого усердия, совершалось само собой или невидимыми руками ангелов.

Её муж исполнял обязанности дворника и истопника. Он был скорее созерцатель, нежели деятель. Его нерасторопность часто раздражала окружающих. В делах прихода он редко принимал участие, разве что по настоянию жены.

Более замкнутого человека, чем Люба, я не встречал, но эта замкнутость сочеталась в ней с добротой и порядочностью. Люба занималась выпечкой просфор и пела на клиросе.

Староста Антонина обладала неуживчивым и властным характером. Отцу Паисию находить с ней общий язык было непросто. Если что оказывалось не по ней, она тут же подхватывалась и уезжала домой, в Дубну. Правда, ненадолго.

Андрей прибился к отцу Паисию ещё в то время, когда тот священствовал на приходах Ивановской епархии. Батюшка научил его читать по-церковнославянски, осьмогласию и составлению служб согласно Уставу. В Очево Андрей приехал уже сложившимся и псаломщиком, и певчим, и уставщиком. Он искренне любил и почитал своего наставника, но был не менее своенравным, чем Антонина. Сподвигнуть столь разных персонажей к совместным делам ради друг друга и во славу Божию - редкий дар, которым отец Паисий по воле Всевышнего обладает. Мне не раз доводилось слышать от него воздыхание, побеждающее душевную смуту и раздражение: «Перед Богом все равны».

Я жил вольным гостем приветливого архимандрита. С батюшкой у меня очень быстро сложились доверительные отношения.

…Проснулся я, как обычно, часов в шесть. Солнце едва выглядывало из-за макушек сосен. Вышел во двор, умылся на утреннем ветерке. И тут заметил, что хозяйственная жизнь отца Паисия уже кипит вовсю. На лужайке перед распахнутой дверью сарая возле плошек со свежей водой толпились куры. Сам отец Паисий, облачённый в лёгкий подрясник, что-то мастерил под навесом. Я подошёл поздороваться и предложить помощь.
- А я уже закончил. Вот кормушку для коз подправил.
- Тогда, может, чаю, батюшка, выпьем?
- Какой чай? Что ты? Я на чай ещё не заработал. Вот часов в десять позавтракаю и чаю попью.
И мы отправились в сарай к козам навешивать кормушку.

В тот же день мы разговаривали с дядей Толей, сидя на лавочке возле сторожки.
- Да разве таким был храм до батюшки, - сказал дядя Толя. - Ты вот видел, какая в храме чистота? Окна вымыты, занавесочки наглажены, ни соринки нигде, подсвечники блестят. Насчёт порядка батюшка строг. Помню, приехал, первым делом осмотрел храм. Все ветхие скамьи и аналои сразу велел убрать, киоты - протереть, половики - вытрясти и просушить. Теперь не раз в год перед Пасхой, а перед каждым праздником храм моют и половики трясут. В этом году хочет полы перестилать. Сарай своими руками построил.

После этого разговора я стал присматриваться к повседневным делам отца Паисия, интересоваться историей церкви.

Из истории

Исстари вдоль Кашинского тракта, начиная от города Дмитрова, ставились русскими людьми церкви во славу Богородицы. Введенский погост, что возле села Очева, известен по документам с 1673 года.

В 30-х годах ХIХ века прихожане, проживавшие в окрестных деревнях - Жуковке, Очеве, Княжеве, Дядькове, Ореве и др., - собрали деньги на постройку каменной церкви вместо деревянной. Строительство назначили на 1842 год, приурочив к 30-летию Отечественной войны 1812 года.

В день начала строительных работ к общему смятению исчезла икона «Введение во храм», перед которой накануне отслужили молебен. Обнаружили её на вершине холма, поросшего соснами. Повинуясь воле Богородицы, на этом самом месте новую церковь и построили, а упразднённую церковь в низине заменили часовней.

С историей очевской церкви тесно связаны судьбы многих славных людей России. В церковной ограде похоронен генерал-майор, герой войны 1812 года Павел Иванович Мерлин, скончавшийся в Никольском в 1842 году. Его портрет можно увидеть в Военной галерее Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, его имя на памятных мраморных плитах храма Христа Спасителя в Москве упоминается 7 раз.
Почти пятьдесят лет (с 1866 года) прослужил на погосте приходским священником отец Георгий (Гусев).

40 лет после погрома, устроенного коммунистами в Николо-Пешношском монастыре, на Введенском приходе скрывался от властей всячески оберегаемый монахиней Серафимой (Калининой) (1898-1975) проповедник и народный утешитель иеродиакон Александр (Желехов) (1878-1968). Похоронены отец Александр и инокиня Серафима на старом очевском кладбище.

…Всякий раз, когда я приезжаю к отцу Паисию, он делится со мной своими замыслами по благоустройству прихода. И всё, им задуманное, счастливо претворяется в жизнь. Он не мечтатель, а деятель «от Бога». Многое он делает своими руками: плотничает, ухаживает за домашними животными, косит траву и обихаживает огород. А если какое дело ему не по силе или не по умению, он преображается во вдохновителя, становится организатором. Стараниями архимандрита в храме перестелены полы, заменены оконные рамы, отремонтирован фасад здания и вновь выложена ограда. В холодное время отапливается не только трапезная, но и центральная часть храма. А чего стоят обновлённые росписи внутренних стен! А сколько раз он помогал людям - кому с получением жилья, кому с лечением, кому деньгами!

Добрые дела батюшки распространяются и за пределы его прихода. По молитвам и при участии батюшки в Дмитрове в своё время началось возрождение Борисоглебского монастыря, возобновилось регулярное богослужение в яхромском храме, а позднее состоялось поднятие из руин церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Надеждине.

Из всех окрестных церквей местные жители и паломники своим вниманием выделяют именно Введенскую церковь в Очеве. Её притягательность объясняется тремя причинами. Во-первых, стоит она в необыкновенно красивом месте. Во-вторых, её архитектурный облик прост и понятен: она донесла до нас без каких бы то ни было переделок ясные и гармоничные формы позднего классицизма. А в-третьих, её настоятель не кто иной, как архимандрит Паисий (Столяров).

Если бы меня спросили, какое самое замечательное, по моему разумению, качество присуще отцу Паисию, я, не задумываясь, ответил бы: умение непротиворечиво совмещать заботы как о небесной, так и о земной церкви. Помнится, батюшка сказал: «Во время литургии у меня каждая минута на счету: если я стану торопиться - прогневлю Бога, а если замешкаюсь - молящиеся и на автобус, и на электричку опоздают». Ведь приезжают люди на богослужения к отцу Паисию из Дмитрова, Вербилок, из Москвы и из Дубны. Многие, однажды посетившие Введенскую церковь, становятся её прихожанами. Каждый второй алтарник отца Паисия со временем избирает для себя стезю священника.

Даже скупые на отличия и награды церковные власти обратили внимание на плодотворность пасторского служения отца Паисия. С недавних пор ему разрешено совершать богослужение, как епископу, - при отверстых Царских вратах.

Богослужения на Введенском приходе, по установившемуся порядку, совершаются в субботу вечером, в воскресенье утром и по праздникам. В остальные дни в храме отправляются только требы. Но праздности для батюшки просто не существует.

В один из моих приездов отправились мы с отцом Паисием и Андреем в Орудьево навестить нашу общую знакомую тётю Машу Буренину. Между собой мы величаем её на особый манер: тётя Маша - бабка наша. Между ней и батюшкой случилась какая-то размолвка. «Надо идти мириться, - сказал он мне, - а то ведь, знаешь, сама она первой и шагу навстречу не ступит». Отец Паисий не любит пустых разговоров. Иногда тема возникает сама собой.

Спускаемся мы с Горы (Введенского погоста) по дороге к автобусной остановке. Неожиданно он останавливается.
- Первое, что я сделал, Павел, - говорит он мне, - когда приехал сюда, заасфальтировал эту дорогу. А почему? Трудно ведь людям к храму подниматься, особенно в дождь, если под ногами нет асфальта. Я думаю, что, если бы наш народ взял себе за правило первым делом дороги прокладывать (да не кое-как!), жизнь у нас у всех была бы куда лучше нынешней.

С каждым новым приездом на Введенский погост я всё острее чувствую, что жизнь не стоит на месте. Вот умер дядя Толя. Тётя Валя стала прихожанкой прихода в Запрудне (поближе к дому). Покинула Гору и молчальница Люба. Несколько лет назад смиренно отошла ко Господу Антонина, приняв в конце своего земного пути монашеский постриг. По хозяйству отцу Паисию помогают другие люди. Андрей уже много лет - монах Агафон. Отец Паисий не любит жить прошлым. Он весь в настоящем.

…Едешь Кашинским трактом от Дмитрова к Введенскому погосту и видишь разорённые пространства полей и деревень. Обманутая и униженная Русь сегодня под игом «воров от закона» - олигархов. Но не в силе Бог, а в правде, говорил святой Александр Невский. В ясный день ещё издали, за несколько холмов видна колокольня с крестом. Это и есть Введенский погост. Там несёт своё служение у престола Божиего архимандрит Паисий.

В нынешнем году архимандриту Паисию (Столярову) исполнилось 85 лет! Низкий поклон ему, великому труженику, который верой и правдой во славу Божию служит русским людям!

Павел Михайлович СКВОРЦОВ

Архимандрит Христодул, игумен афонского монастыря Кутлумуш, газета «Θεσσαλονίκη». 1994. 19 сентября

Воспоминания об отце Паисий

«С освященным подвижником, пустынником, безмолвником Паисием я познакомился около тридцати лет тому назад на центральной пристани Афона, в Дафни, когда он возвращался из пустыни горы Синай. Я не знаю, когда он видел меня прежде на Афоне. Возможно, это случилось, когда он монашествовал в обители Эсфигмен. Потому что как только он сошел с борта корабля, сразу направился ко мне, обнял меня, поздоровался со мной по имени и назвал свое имя, которое я уже слышал.

Мы собирались вместе пойти пешком по единственной тогда тропе, поэтому все время пути было в нашем распоряжении для бесконечных духовных бесед. Неописуема была моя радость оттого, что я оказался спутником очистившегося в пустынном подвиге Паисия, который был моложе меня почти на десять лет, но "больше" меня и теперь уже упокаивается в мире среди преподобных отцов.

Действительно, мы пошли по вымощенной камнем тропе, где в ту весеннюю пору растущий вьюн образовывал между деревьями, находившимися по обе стороны от тропы, незамысловатые своды и арки. С монашескими плетеными сумками через плечо – нашей единственной ношей – мы зашагали пешком по направлению к Карее , коротая время и трудности подъема в дружеской и духовной беседе.

Должен заметить, что радость встречи была обоюдной, если я правильно понял это по выражению светлого лица отца Паисия. Непонятно, по какой причине радовался он. Моя же радость исходила от благого тайного умысла узнать о его предполагаемом подвижническом опыте. Поэтому наш разговор имел форму скорее не беседы, а вопросов и ответов, которые продолжались, пока мы не пришли в городок Карею, то есть около трех часов.

Необходимо признать, что ответы отца Паисия – утвердительные, ясные, согласные с Преданием, – несмотря на то что я не был не искушен в отношении теоретического знания и подвижнического опыта (к тому времени провел в общежительном монастыре уже почти двадцать пять лет), служили для меня дополнительным посвящением в "искусство искусств и науку наук", которыми является жизнь монахов во Христе. Это стало причиной моего удивления его ранней премудростью и святостью, отражавшимися в спокойном выражении его радостно-печального лица.

Чтобы описать все, сказанное за время нашего совместного трехчасового путешествия с чудным Паисием, который уже в преподобных, потребуется много страниц. Но я удовольствуюсь изложением лишь своих суждений и выводов относительно его ответов, потому что мои личные мысли сейчас не являются предметом нашей беседы.

Свои впечатления я мог бы подытожить следующим: Паисий, истинный каппадокиец, соединил в себе все необходимое для того, чтобы стать истинным Христовым подвижником и впоследствии – преподобным. Его природная одаренность вкупе с православной семейной средой и каппадокийскими подвижническими преданиями оградили его от опасности искажения сознания ложными учениями. И таким образом, благодаря непрестанным молитвам, неисчислимым поклонам, постоянному посту, исповеди с малого возраста, регулярному причащению Святых Тайн, чтению житий святых, его душа запылала огнем. Достаточно сказать, что он не закончил обучение в школе, желая как можно скорее, следуя преданию, стать монахом.

Молодым человеком он приходит в монастырь Эсфигмен, где от безмерного подвига тяжело заболевает и откуда на пять лет уезжает в Коницу. Когда он узнает, что климат горы Синай мягче сырого климата места его подвижничества, то уезжает на Богошественную Гору, где живет достаточно долго, пребывая в суровых подвигах, как я понял из его рассказов. По некоторым намекам можно было догадаться о страшных бранях с демонами, об откровениях и, возможно, явлениях Бога…

Тем временем мы незаметно дошли до Карей. Нужно было расставаться. Он намеревался взять какую-нибудь келию восточнее Карей, в районе знаменитой Капсалы. Я по-братски посоветовал ему не селиться там, потому что в тех местах жило много простых подвижников-зилотов . По этой причине общение с соседями было бы невозможным. Он ответил, что все же попробует. Мы облобызались о Господе и, попрощавшись, с любовью расстались. В душе же моей осталось удивление.

Через двадцать дней я получил его письмо: "Слава Богу, вашими молитвами я здоров. Вознесшийся сладчайший наш Иисус да дарует вам всегда всецелое здравие… Сначала я, как и говорил Вам, пошел на Капсалу, но обстоятельства оказались точно такими, какими Вы мне их и представили. В немногих словах: каждая калива там – это отдельная Церковь. Мне не говорили даже Христос воскресе. Я ушел оттуда и пришел в запустевший скит Иверского монастыря, где взял одну каливу с небольшой прилегающей территорией и маленьким садом. Калива, как, впрочем, и церковь святых Архангелов, очень старая… Когдая наведу здесь порядок, постараюсь заняться каким-нибудь соответствующим рукоделием… Вот так, отче. Я духовно с благоговением целую твою руку Прощайте. Монах Паисий".

Сей преподобный почтил меня своей дружбой. Мы часто виделись, и у меня была возможность черпать знания и опыт подвижнической жизни от действительно великого подвижника, который подчинил свое тело духу до такой степени, что подвергал его опасности. В одном из своих писем, от 3 ноября 1969 года, он описывает свою поездку в Салоники и Афины к одному хорошему священнику, который был неугоден режиму Иеронима за то, что разрешил поступить в монастырь двум девушкам. Между прочим он пишет и вот что: "Я совершенно не заботился о своем здоровье, боясь, что у меня найдут что-нибудь и потащат по больницам. Только о желудке я посоветовался с одним врачом и теперь буду более внимательным, потому что один чай вредит желудку, что может привести к язве. Теперь буду принимать и твердую пищу"(!). То есть до тех пор он не ел твердой пищи, но "сидел" на одном чае, несмотря на то что у него было только одно легкое, и то обрезанное наполовину!

В действительности я убедился, что блаженный Паисий следовал подвижническому преданию, делая ударение на трех вещах: посте, бдении и молитве, то есть на том, что особенно выделяют наши богослужебные книги, называя главными добродетелями, за которыми следуют "небесные дарования".

Опуская подробности его жизни, я ограничусь нашими беседами за несколько дней до его блаженной кончины. Несмотря на то что ему так нужен был кислород , он продержал меня рядом у своего ложа достаточно долго. Это происходило в монастыре святого Иоанна Богослова (местечко Суроти под Салониками), где он и предал в руки Божий свою освященную душу и где его могила стала местом всеобщего паломничества.

Сын мира, он советовал пребывать в мире и смиренном послушании Церкви, называя бунтарями людей, противодействующих порядкам, которые не подвергали опасности отлучения от Бога, не затрагивали вопросов веры. Он был огорчен раздорами Церкви и неодобрительно отзывался о тех, кто нарушал ее покой и умалял ее всемирное значение. Он плакал и молился, чтобы Господь даровал им дух покаяния и смирения, чтобы отверзлись их душевные очи и они увидели свои страшные ошибки. То же самое он говорил и о противлении некоторых афонских монахов Вселенской Патриархии.

Горизонт интересов преподобного Паисия был широчайшим и охватывал и Церковь, и весь народ. Его суждения о будущем греческого народа были оптимистичными, потому что он строил их на неопровержимых доводах и пророчествах святого Космы , надеясь на покаяние нашего народа. И позже, при последних проблесках своего духа, он чувствовал, что греческий народ, пройдя через очистительный огонь, будет прославлен Богом, потому что у него есть сокровище православной веры. Одновременно он с убеждением говорил мне, что Турция прекратит свое существование. Одна ее треть будет уничтожена, другая треть будет вытеснена в глубины Азии, а третья примет Православие.

По свидетельству паломников, в храме деревни Очево царит особая благодать. Дело не только в том, что это старейшая церковь, которая никогда не закрывалась - история Введенского погоста начинается с 1673 года, не в абсолютной чистоте и уникальном убранстве. Несколько десятков лет служит здесь настоятелем батюшка Паисий. В Московской Епархии он - один из старейших служителей, имеет чин Архимандрита.

Путь к священнослужению

Родился отец Паисий (Петр) в городе Ставрополе, в большой семье Столяровых. После того, как он, его две сестры и четыре брата осиротели, воспитывался в детдоме. Петра с детства тянуло в православный храм, он часто заходил на службу, слушать церковный хор, мечтал стать певчим. Во время всеобщего атеизма отказывался вступить в партию по убеждениям, часто подвергался угрозам и травле. Два раза его дом пытались поджечь, однако в вере он лишь укрепился.

После окончания ремесленного училища, будущий священник работал на секретном заводе слесарем-инструментальщиком в Королеве, затем настало время для церковного образования. Отучившись в семинарии при Сергиевом Посаде, начал служить при Ивановской епархии. В 1989 году митрополитом Ювеналием был назначен в храм настоятелем.

Батюшка Паисий Введенского Храма

Став настоятелем Введенского храма, отец Паисий первым делом отремонтировал дорогу. Затем восстановил древнюю роспись, привел в порядок здание церкви: перестелил полы, вставил новые окна, провел отопление. Сам плотничал, возделывал огород, косил траву. На колокольне установлены новые колокола, один из которых весит более 2 тонн. Прихожане знают его как доброго, скромного и очень трудолюбивого человека. Несмотря на почтенный возраст, старец Паисий проводит богослужения, помогает всем нуждающимся.

По его молитвам и при его помощи в Дмитрове восстановили Борисоглебский монастырь и храм Покрова Пресвятой Богородицы. Высшими чинами Православной Церкви отец Паисий Столяров удостоен многих наград. Он вдохновляет и на служение: половина его алтарников стали священниками. На службу к настоятелю едут издалека. Едут за добрым советом, по его молитвам происходит исцеление людей.

Дни благословения Отца Паисия Дмитровский район село Очево

Батюшка относится к людям с пониманием и считает, что можно помочь людям только добротой. Исповедоваться к нему идут даже люди, совершившие страшный грех. Но, после перенесенного недуга и в силу преклонного возраста (в этом году ему исполняется 92 года), принять он может не каждого. С нашей помощью можно обратиться к нему за наставлением и советом в трудной ситуации. Его мудрость и прозорливость помогают людям обрести надежду и встать на правильный путь.

Для поездки к отцу Паисию, Вы можете воспользоваться благотворительной поездкой, с помощью которой сможете поговорить со старцем и побывать в тихих местах Очево. Подробнее о поездке .

Если Вам необходимо попасть к старцу безотлагательно, то мы можем отвезти Вас к батюшке и Вы встретитесь с ним в тот же день, как правило в выходные дни - субботу или воскресенье. Подробнее об этом .

Возможно, вам будет интересно:

Коллекция платков на Ваш выбор

Поездка к старцам

  • Отец Власий