Где похоронен святой петр. Впервые в истории ватикан покажет мощи апостола петра паломникам. РИМ. Собор Божией Матери «Маджоре»

Св. апостол Павел. Мозаика Ломоносовской мастерской.

Двенадцатого июля по новому стилю Церковь молитвенно вспоминает первоверховных апостолов Петра и Павла. По преданию, в этот день святые мученики были казнены. В этот же день два с половиной века спустя, мощи апостолов были перенесены из гробниц в церкви, возведённые по повелению императора Константина Великого. Но после завоевания Римской империи германскими племенами о мощах всехвальных апостолов никто не упоминал. Казалось, что след святынь затерялся в истории. Церковное предание гласило, что мощи всё ещё покоятся в построенных в их честь базиликах, но где именно?

В середине двадцатого века церковные археологи обнаружили в Риме, под собором святого Петра, древний некрополь. Точно под центральным алтарём современного храма находилась гробница, в одной из стен которой была обнаружена ниша с мощами. Надпись “Пётр здесь”, христианские символы на ограде гробницы, росписи рядом с нишей – всё указывало, что предание не ошибалось, здесь покоится один из самых известных учеников Христовых.

Эта находка пробудила интерес к поиску мощей апостола Павла. По закону его, римского гражданина, не могли казнить, как Петра, в цирке императора Нерона. Он был обезглавлен за территорией Рима, к югу от городских стен, в местности Сальвийские воды. Предание говорит, что апостола похоронила знатная римская христианка Лукина. Могила находилась в её поместье. В начале четвёртого века над гробницей со святыми мощами была выстроена базилика в честь апостола Павла. Из-за своего местоположения она получила название “собор святого Павла “за стенами” – Сан Паоло фуори ле Мура. Церковь в тысяча восемьсот двадцать третьем году пережила сильнейший пожар. Восстанавливали собор всем миром, в буквальном смысле этого выражения. Множество стран, в том числе и Россия, предложило свою поддержку. Император Николай Первый прислал малахит и лазурит для украшения алтаря и интерьера храма. Такое внимание русского властителя неслучайно, если вспомнить, что его отца-императора звали Павлом.

В две тысячи девятом году начали изыскания церковных археологов. Они обнаружили, что за прошедшие века пола в соборе был поднят почти на полтора метра от первоначального уровня. Учёные нашли под землёй мраморный саркофаг с надписью «Павел Апостол, мученик». Но находились ли там мощи? Ведь в середине пятого века племя вандалов, захватившее Рим, не только разграбило городские храмы, но и не пощадило многие христианские святыни.

В саркофаг был введён тончайший зонд. С его помощью в гробнице обнаружили следы льняной ткани двух цветов: окрашенной в пурпур и голубой, пластину из золота, красный ладан. В саркофаге находились фрагменты мощей. Исследование показало, что они принадлежат человеку, жившему в первом веке. Так наука подтвердила церковное предание.

Саркофаг решили оставить на своём месте, в полу базилики было сделано окно, через которые верующие могут увидеть гроб апостола Павла и приложиться к его святым мощам.

В гробнице в Римской базилике обнаружены мощи св. Апостола Павла. Верующие давно были убеждены, что под алтарем базилики Святого Павла, "что вне стен", хранятся его мощи.

Согласно преданию, тело Апостола после его мученической кончины в 65 г. было погребено в катакомбах при Аппиевой дороге, а затем перенесено в церковь, освященную в его честь. В 2006 году Ватиканские археологи обнаружили каменный саркофаг, после исследования которого удалось подтвердить принадлежность мощей Апостолу.

Рим, 29 июня 2009 г. Мощи первоверховного апостола Павла обнаружены в Риме, сообщил в воскресенье вечером Папа Римский Бенедикт XVI. Понтифик сообщил, что впервые в истории недавно было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарем римского храма, полное название которого - собор Святого Павла за городскими стенами.

В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано малейшее отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было также обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений. Кроме того, были найдены мельчайшие фрагменты костей, который были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II веком. "Все это наполняет нашу душу глубокими чувствами", - подчеркнул глава Римско-католической Церкви.

Мраморный саркофаг с надписью «Павел Апостол, мученик» был обнаружен археологами в результате длительных раскопок в римской базилике св. Павла «Вне стен». Ученые попытались сделать рентгеновский снимок гроба, «чтобы увидеть, что там внутри», однако каменные стенки саркофага оказались слишком толстыми. Кроме того, чтобы вскрыть предполагаемый гроб св. Павла, ученым понадобилось дозволение от Папы Бенедикта XVI.

По преданию, апостол Павел был казнен в Риме и погребен на улице Виа Остиенсе за городскими стенами. На месте захоронения в начале IV века была возведена небольшая церковь, а в конце столетия — базилика внушительных размеров. За прошедшие века базилика св. Павла — крупнейший храм Рима после базилики св. Петра — много раз перестраивалась. С каждой такой перестройкой саркофаг с останками Апостола опускался все ниже по сравнению с уровнем пола, а в результате последней реконструкции 1823 года он оказался на 1,3 метра ниже. В настоящее время большая часть саркофага по-прежнему покрыта слоем известняка, но в полу базилики было сделано окно, через которые верующие могут увидеть гроб Апостола.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Изначально святой Павел носил еврейское имя Савл. Был римским гражданином и гонителем христианской веры. Однажды его осветил ярчайший свет, от которого тот слепым упал на землю. Из света раздался голос: "Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?" На вопрос "Кто Ты?" Господь ответил: "Я Иисус, Которого ты гонишь". И повелел идти в Дамаск. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели.В Дамаске ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. И принял имя Павел. Впоследствии проповедовал при дворе императора Нерона и даже обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду и после девятимесячного заключения усечен мечом - как римский гражданин.

ФОТОРОБОТ. Немецкие криминалисты приняли участие в необычном расследовании: они составили фоторобот человека, жившего 2000 лет назад и хорошо известного в христианской религии под именем апостола Павла. Необычный эксперимент был приурочен к году Павла, объявленному Папой Римским Бенедиктом XVI. Специалисты справились с головоломкой при помощи документов, предоставленных теологом из Дюссельдорфа Михаэлем Хеземанном, который занимается биографией апостола. Хеземанн собрал многочисленные материалы: исторические зарисовки, данные о возрасте Павла, семейном положении, а также описание примет, сделанное во II веке. История Павла, включая и его путешествия в области восточного Средиземноморья, документирована почти без пробелов.
Переданные экспертам документы помогли воссоздать реальный облик апостола. Полученный результат специалисты выложили в свободный доступ в интернет. По результатам расследования, Павел оказался кривоногим человеком маленького роста, светлокожим, с выраженными залысинами на лбу. У него была борода, чёрная с заметной проседью, крючковатый нос и почти сросшиеся брови. В глаза бросаются резкие точёные черты лица и, в первую очередь, крупные карие глаза. Подобного мужчину средних лет можно было встретить на улицах любого города южной Европы.

Cвятые места Рима, связанные с жизнью апостола Петра

Церковь святого апостола Петра на Яникульском холме.

Стоит на том месте, где был распят апостол Петр.

Считая себя недостойным даже в смерти быть подобным своему Божественному Учителю, апостол Петр просил, чтобы его распяли вниз головой. Просьба была исполнена: 29 июня 67 г. апостол Петр умер страшной, мучительной смертью. Пред своей кончиной св. Петр вместе со св. апостолом Павлом содержался в Мамертинской темнице, откуда оба апостола одновременно были выведены на казнь по приказу императора Нерона. Большая церковь (первое упоминание - в VIII в.) носит название «на Золотой Горе», - пригорок Яникульского холма, на котором она стоит, называется "Золотой Горой" по золотистому цвету песка. Обратите Ваше внимание на малую церковь, которая стоит на самом месте распятия св. Петра, она является подлинным шедевром архитектуры Возрождения.

Собор св. апостола Павла на Остийской дороге.

«Остийский» собор («за городскими стенами») стоит на месте погребения святого апостола Павла.

В настоящем виде базилика была отстроена зодчим Полетти при папе Пии IX и освящена в 1854 г. После Ватиканского собора св. Петра этот храм является самой большей по размерам церковью Рима. В гробнице под главным престолом собора, находятся мощи св. апостола Павла. Здесь же, в нижнем приделе, хранятся мощи св. апостола Тимофея. Апостол Тимофей был учеником апостола Павла, который написал к нему два послания в Ефес, где он был епископом и где мученически скончался около 97 г. В храме св. апостола Павла великий ученик и после смерти пребывает у ног великого учителя, - пример не единственный: в Свято - Троицкой Сергивой Лавре к древнему Троицкому собору, усыпальнице св. Сергия Радонежского, с юга примыкает Никоновский придел, усыпальница его любимого ученикам, св. Никона Радонежского.
Церковь во имя св. апостола Павла "на Трех Фонтанах".

На месте казни св. Павел недолгое время содержался в подземелье, после чего сам склонил голову под меч; отрубленная глава трижды ударилась о землю и в трех местах соприкосновения с землей забили три источника, или три фонтана. От этих трех фонтанов, которые не иссякли и сегодня, получила свое название церковь. Также здесь хранится столб, на котором апостол Павел был усечен мечом.

Латеранский собор и крещальня св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Это одна из самых древних церквей христианства.

Сегодня Латеранская базилика св. Иоанна Крестителя является кафедральным собором Рима. Собор получил свое наименование от Латеранского дворца, а дворец в свою очередь — по имени консула Плавтия Латерана, которому он первоначально принадлежал. Латеранский дворец, с воздвигнутой рядом базиликой, был первой официальной резиденцией пап. После пожаров, опустошивших его в XIV в., Латеранский собор был отстроен заново. Силуэт храма виден с любой возвышенной точки Рима. Главный фасад базилики пристроенный в 1755 г., считается самым красивым в Риме. Главный престол покрывает сень (киворий), в ее верхней части хранятся главы святых апостолов Петра и Павла. В соборе хранится одна из величайших святынь христианства, - священная трапеза, или столешница, на которой Спаситель совершил Тайную Вечерю со Своими учениками. Тогда Господь установил таинство Евхаристии (греч.- «благодарение»), которое совершается сегодня в каждом православном храме мира во время божественной Литургии. По предсказаниям святых, пока оно совершается, мир будет стоять, его прекращение будет знаменовать собой его конец, - настанет время Страшного суда. В Латеранском соборе хранится также доска, на которой совершал божественную Литургию апостол Петр и первые римские епископы.

Церковь "Святая Святых" со Святой Лестницей.

Здесь находится Святая Лестница, привезенная из Иерусалима, из дома Понтия Пилата.

Пока резиденцией римских пап был дворец при Латеранскнм соборе, этот храм был их домовой церковью. В церковь "Святая Святых» со стороны главного входа ведет Святая Лестница. По этой лестнице Спаситель поднимался и спускался четыре раза: по прибытии к Пилату; когда Его вели от Пилата к Ироду; по возвращении oт Ирода к Пилату и когда из Претории Он шел на распятие. По Святой Лестнице паломники поднимаются только на коленях. В досках, покрывающих ступени, сделаны крестообразные отверстия в местах, где на ступени упали капли крови Спасителя. Здесь находятся многочисленные реликвии и древний иерусалимский образ Спасителя, в период иконоборчества (8-й век) тайно отправленный из Константинополя в Рим.

Церковь во имя Честного и Животворящего Креста Господня.

Эта церковь была построена для хранения иерусалимских святынь.

Благодаря св. равноапостольной Елене Рим стал богатейшим в мире хранилищем евангельских святынь. Для них была построена эта церковь, которую еще называют церковью Святого Креста Иерусалимского. Собор Честного Креста с приделами Страстей Господних и равноапостольной Елены называют «римским Иерусалимом». Рекомендуем Вам посетить ее, она входит в число наиболее чтимых и посещаемых паломниками. Базилика была сооружена св. Константином в 330 г., в современном виде отстроена в середине XV столетия. Св. Елена привезла сюда из Иерусалима часть Животворящего Древа с бывшим на нем титлом (надписью), землю с Голгофы и другими святынями. В 326 г. Животворящее Древо Креста Господня было обретено св. Еленой, ездившей для этого в Иерусалим. На Голгофе были найдены три одинаковых креста, - определить, на котором из них был распят Иисус Христос, не представлялось возможным. Мимо места раскопок проходила погребальная процессия и было решено поочередно возложить на мертвеца поочередно все три. Усопший воскрес, когда был возложен Крест, на котором был распят Спаситель. Тогда же было найдено титло или надпись на Кресте, сделанная Понтием Пилатом: «Иисус Назарянин Царь Иудейский». В храме находится также большая часть креста благоразумного разбойника. Он исповедал Господа на кресте и первым из людей вошел вслед за Ним в рай; его молитва к Распятому, «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Своем», стала любимой молитвой христиан и одним из красивейших песнопений православного Великого поста. В храме находятся многие святыни, в т.ч. перст св. апостола Фомы - перст, вложенный им в раны Господни. Св. Фома - один из апостолов от 12-ти, который своим «неверием» предвозвестил явление воскресшего Христа Его двенадцати ученикам и своим прикосновением к ранам Спасителя засвидетельствовал действительность воскресения. Апостол Фома проповедовал в Парфии, Мидии и Индии, где мученически скончался. Здесь же хранятся: один из гвоздей Креста Господня, два шипа от Тернового Венца, священные камни из Вифлеемской пещеры, из Святого Гроба и от Колонны Бичевания.

Церковь св. апостола Петра «в Веригах».

В ней хранятся вериги святого апостола Петра.

Находится на Эксвилинском холме недалеко от церкви Божией Матери «Маджиоре». Вериги св. Петра - это цепи, в которые был закован апостол за проповедь Христа, - первый раз в Иерусалиме по приказу Ирода, второй раз - в Риме, в Мамертинской темнице, по приказу Нерона.

Церковь "Куда идешь, Господи?"

На месте, где стоит храм, апостолу Петру явился Господь Иисус Христос.

Когда св. Петра искали для казни слуги разгневанного Нерона, христиане умолили апостола покинуть Рим ради пользы многих. Апостол не соглашался, желая умереть за Христа. Склонившись, однако, на мольбы всей общины, св. Петр ночью, после соборной молитвы, ушел из города. Когда он был у городских ворот, то увидел идущего ему навстречу Иисуса Христа с крестом на плечах. Поклонившись Ему, св. Петр спросил: "Куда идешь, Господи?" (Domine, quo vadis?) — "Иду в Рим, чтобы снова распяться", - ответил ему Господь и стал невидим. Апостол понял, что Иисусу угодно вновь пострадать, на сей раз вместе с ним, в его теле. Апостол возвратился в Рим, был арестован, заключен в Мамертинскую темницу и затем распят. На стенах храма лики Спасителя и апостола Петра изображены с противоположных сторон. Между ними на полу лежит камень, на котором высечены следы двух человеческих стоп. Это — копия подлинного камня, на котором, по преданию, Господь стоял во время беседы с апостолом Петром.

Церковь во имя священномученика Климента, папы римского.

Осматривая этот храм, Вы сможете проследить на его примере не только особенности планировки древнехристианских церквей, но будете в известной мере посвящены и в особенности жизни современных им христианских общин.

Церковь построена на месте дома, принадлежавшего св. Клименту. Атриум (внутренний двор), - в древней Церкви здесь стояли во время богослужения кающихся первого разряда, «плачущие» или «зимующие», т.к. стояли под открытым небом. Притвор (паперть), где стояли оглашенные "второго разряда", "слушающие". Оглашенный - член общины, неофит, еще не принявший св. крещения, не могущий приступать к Таинствам Церкви. В современной православной Литургии (в конце ее 1-й части, т.н. Литургии оглашенных) сохранился диаконский возглас «Изыдите, оглашенные!», т.е. «Некрещеные и кающиеся второго разряда, покиньте храм!». Церковь представляет собой базилику, т.е. прямоугольник, колоннадами разделенный на три нефа (корабля). Правый неф предназначался для мужчин, левый — для женщин. В современной греческой православной Церкви этот обычай строго соблюдается по сей день. В среднем (главном) корабле находился «хор», место для диаконов, иподиаконов, чтецов и певцов. Алтарь отделен от остальной церкви мраморной перегородкой. За престолом стоит епископская кафедра, по обеим ее сторонам, вдоль стены алтаря, - скамьи для священников. В храме находятся мощи священномученика Климента, папы римского и священномученика Игнатия Богоносца. По преданию, св. Игнатий был тем ребенком, на которого Господь указал Своим ученикам со словами: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное». Позднее он был учеником святого Иоанна Богослова, затем был епископом Антиохийским. Св. Игнатий стал первым христианским мучеником, которого умертвили в Колизее. Священномученик Климент происходил из рода древних римских царей и был учеником апостола Петра, который крестил его. Впоследствии св. Климент становится епископом римским (91-100 г.г.) Вместе с другими христианами он похоронил в 67 г. апостола Петра в Ватиканских катакомбах. Во время гонений при императоре Домициане был сослан в самую отдаленную часть империи, в каменоломни Крыма. Находясь в заточении в Херсонесе Таврическом, он обращал ко Христу проповедью и чудесами язычников, за что был утоплен, по повелению Траяна, в Черном море (101г.). Херсонес находится недалеко теперешнего Севастополя, здесь в 988 г. был крещен св. равноапостольный Великий князь российский Владимир. В крипте под храмом находится первоначальная базилика св. Климента, некогда она была местом упокоения св. равноапостольного Кирилла, учителя славянского. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян, были детьми знатного и богатого греческого вельможи, из византийского города Фессалоники (по слав. Солуни). Они создали славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык Св. Писание и богослужебные книги и ввели у славян богослужение на их родном языке, за что претерпели немало неприятностей от латинского духовенства. Св. Кирилл умер в Риме 14 февраля 869 г.

Церковь во имя Божией Матери "на Широкой дороге"

На этом месте стоял дом, в котором, по преданию, жил апостол Павел.

Свое название, "на Широкой дороге", церковь получила от местности: в древности в Риме был целый квартал, который носил название "Широкая дорога". Над главным престолом стоит древняя чудотворная икона Божией Матери, по преданию - одна из написанных апостолом и евангелистом Лукой. Спуститесь в нижнюю церковь; по преданию, она сооружена на месте, где находился дом, в котором апостол Павел жил под стражей во время первого римского двухлетнего заключения. Мощная проповедь умудренного божественной благодатью апостола и одного из самых образованных людей своего времени достигла даже царского дворца, даже некоторые царедворцы и родственники Нерона обратились ко Христу. Здесь вместе со св. Павлом провел некоторое время св. апостол и евангелист Лука, апостол от 70-ти; апостол Павел называет его в одном из посланий «врачом возлюбленным». Здесь вокруг св. Павла собирались его ученики, здесь он писал свои послания в другие общины. В нижней церкви Вы увидите также источник чудесно изведенной апостолом Павлом воды, в котором он крестил новообращенных и колонну, к которой был прикован св. апостол Павел.

Церковь во имя Божией Матери «Жертвенник Небесный»

Здесь, по преданию, имперетор Август беседовал с пророчицей-сивиллой, предвозвестившей ему Рождество Богочеловека в пределах его империи.

Он увидел в небе образ Пречистой Девы с Богомладенцем, преклонил перед ним колени и отказался от титула “божественный”, присвоенного ему римским Сенатом. Август создал на этом месте алтарь Неведомому Богу, который был назван Жертвенником Небесным. Храм Мария ин Арачели стоит на вершине Капитолийского холма. Уже в 6 веке церковь эта была известна как церковь Санта Мария де Капитоло, т.е. Божией Матери Капитолийской. В этом храме находятся придел св. равноапостольной царицы Елены, матери св. равноапостольного Константина, в котором покоятся ее мощи. Св. Елена воспитала в своем сыне любовь ко Христу и была ревностной помощницей в его делах на пользу Церкви. Она лично трудилась на местах, освященных стопами Богочеловека, обрела Животворящий Гроб Господень и Честной Крест Христов и построила много храмов в Святой Земле, особенно в тех местах, которые связаны с событиями земной жизни Иисуса Христа. Скончалась она в 335 г. в глубокой старости, 80-ти лет, вскоре по возвращении из Иерусалима. Над главным престолом находится древняя чудотворная икона Божией Матери, по преданию - одна из написанных св. апостолом Лукой.

Церковь во имя Божией Матери «Новая».

Здесь хранится реликвия, которая поведает Вам завершение драматической истории, о начале которой повествуется в Евангеллии, в “Деяниях апостолов”.

Храм находится на римском форуме со стороны Колизея (10 в., перестроена в 13 в.). Называлась «Новой» до 15 в. (сегодня более известна как церковь Франциски Римлянки). Над главным престолом храма находится древняя византийская икона Божией Матери (5-й век). В Новом Завете, в Деяниях апостолов, рассказывается о Симоне-волхве, который лицемерно принял крещение и хотел за деньги купить дар Св. Духа, т.е. способность исцелять и творить чудеса, но был обличен апостолом Петром. Он раскаялся, как повествуется далее, но покаяние его, очевидно, снова было лицемерным. О финале этой истории расскажет Вам камень со следами человеческих ступней, вмурованный в стену справа от входа в храм. Над ним — надпись по латыни: «На этом камне преклонял колени св. апостол Петр в то время, когда демоны возносили Симона-волхва на воздух». Раздосадованный экстрасенс отправился в Рим и собирался изумить народ, вознесясь на небо, но, по молитве апостола Петра, рухнул на землю. Наш современник, иеромонах Серафим (Роуз) рассказывает аналогичный случай: индийского факира, творившего «чудеса» посрамил некий монах, который был их свидетелем. Когда он стал читать про себя Иисусову молитву, чудеса прекратились и факир упал в обморок. Христиане - византийцы вместо вопроса «как твои дела» задавали друг другу вопрос «как твоя Иисусова молитва?» - Интересно, сколько современных любителей «таинственно» лечить и изумлять за деньги лишилось бы дохода, если бы христиане возобновили этот обычай? Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного (грешную)!»

Часовня св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова "в Елее"

Построена на месте пыток и казни св. Иоанна, после которых он остался невредим.

Здесь, по преданию, св. Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, приведенный в цепях из Ефеса, претерпел пытки, выпил без всякого вреда для себя чашу с ядом и был брошен по приказу императора Домициана в котел с кипящим маслом (елеем). Он вышел оттуда совершенно невредимым, после чего был сослан на остров Патмос. Там, на острове, им были написаны Четвертое Евангелие и Апокалипсис (греч. - «Откровение»)

В день святых апостолов Петра и Павла хорошо вспомнить где находятся их святые мощи. Собор Святого Петра в Риме на территории суверенного государства Ватикан стоит на том месте, где в древнеримские времена находился цирк, на арене которого в правление императора Нерона предавали мученической смерти христиан. Здесь в 67 году после суда был распят и апостол Петр. После казни апостола похоронили на кладбище к северу от цирка, во II веке над его могилой поставили небольшую часовню, в IV веке - большую базилику, а с XVI по начало XVII века построили храм, который мы видим сейчас.

Святой Иоанн Златоуст: «Я люблю Рим: хотя можно хвалить в нем многое - его обширность, древность, красоту, многолюдство, могущество, богатство, военные доблести, но, оставив все это, я прославляю его за то, что Павел при жизни своей писал к римлянам, весьма любил их, беседовал с ними лично и жизнь свою закончил в Риме. И город этим знаменит более, чем всем прочим. Подобно великому и могучему телу, Рим имеет два светлых ока - тела этих святых апостолов… Помыслите и содрогнитесь, какое зрелище представит Рим, когда Павел и Петр восстанут там из своих гробов и будут восхищены во сретенье Христа!»

Апостол Петр, распятый в 64 году на арене цирка Нерона, был погребен на кладбище, располагавшемся к северу от цирка. В середине II века над его гробницей появилась небольшая часовня, ставшая ядром базилики, поставленной уже в IV веке. Cвятой император Константин вскоре после Миланского эдикта 313 года, давшего христианам свободу веры, начал строительство большого храма, освященного в 329 году. В центре апсиды новой пятинефной постройки с поперечным трансептом и располагалась гробница апостола Петра.

Веками храм украшали лучшие художники. Каждый - на свой лад. Ответственным за уничтожение древнехристианской базилики считают Донато Браманте (XVI), прозванного архитектором-разрушителем. В 1547 году папа Павел III поручил составить новый проект знаменитому Микеланджело. Титан Возрождения наметил установку огромного купола над центральной зоной храма, где должен был стоять папский алтарь. Сам алтарь поставили под знаменитым балдахином Бернини, исполненным по заказу Папы Урбана VIII из бронзы, снятой с портала Пантеона. Именно под этим балдахином находится главное «сокровище» храма, ради которого, собственно, он и строился. Это - мощи апостола Петра, о которых в наш век многие, посещающие этот храм, подзабыли. Но «сознательные» паломники сначала спускаются к ним, в скромное подземелье базилики.

Обычно тут останавливаться нельзя, но служители снисходительно относятся к коленопреклоненным россиянам, тихонько поющим «Величаем тя…». Мимо течет река западных пилигримов: у гробницы Первоверховного они не останавливаются, торопясь наверх, к великолепию собора. «Сан Пьетро», самый большой в мире христианский храм, действительно, не может не ошеломить. Все тут грандиозно, да так, что посетитель может и забыть, что это церковь…

Наши предшественники в XIX веке были особенно к этому чувствительны. По мнению А. Н. Муравьева, русский богомолец в Риме ради основных целей своего паломничества должен «на время заглушить самое чувство Православия» (1846). Чуть позднее Муравьева в Рим прибыл другой богомолец, граф В. Ф. Адлерберг, ему вторивший: «Пасхальная служба [в соборе св. Петра] была не столь благоговейной, а пышною. Пение и молитвы пролетали мимо моих ушей без отголоска в сердце». В целом критика избыточной роскоши Ватикана стала на долгие годы одним из клише в отечественной паломнической литературе.

Как логичное продолжение следует визит в базилику апостола Павла «за городскими стенами», где поспокойнее: можно не торопясь помолиться у недавно реставрированной раки с мощами, а затем осмотреть собор с его яркими малахитовыми алтарями - вклад императора Николая I за упокой души убиенного августейшего родителя, Павла.

Недалеко от базилики святого Павла - монастырь у Трех источников, где палачи предали усекновению св. Павла и где его честная глава, трижды упав о землю, извела три источника. Сами главы святых Петра и Павла как ценнейшия реликвии сначала хранились в домовой церкви римских пап на Латеранском холме - оттого и церковь прозвали «Святая Святых». Однако затем для удобства пилигримов их перенесли в Латеранскую базилику св. Иоанна Крестителя, в особый ковчег, где им поклоняются и поныне (православных богомольцев, правда, несколько удручает, что ковчег этот водружен на 10-метровой высоте…).

Не минует паломническая тропа и страшной государевой тюрьмы - Мамертинской темницы: тут апостолы томились в ожидании казни. В конце концов, Петра увели на распятие на Ватиканский холм; Павла же, как римского гражданина, казнить позорной смертью, распятием, да и в черте города, не дозволялись, и его усекли мечом на Остийской дороге. Вели их сначала вместе, а там, где апостолов разлучили перед казнью, позднее тоже поставили храм. Последнее их прощание выражено в надписи над главным входом в церковь: «На сем месте расстались друг с другом апостол Петр и апостол Павел, когда шли на мученическую смерть. И сказал Павел Петру: “Да будет мир с тобою, основание Церкви и пастырь всех овец Христовых”. Петр же ответил Павлу: “Иди в мир, проповедник добра и вождь праведных на пути к спасению”».

Однако долгое время доказать их подлинность никто не решался

Официальные представители главного государства католического мира – Ватикана – объявили, что планируется впервые в истории выставить на всеобщее обозрение мощи апостола Петра. Кости, которые принято считать останками первого Папы Римского, были обнаружены в 1940-х годах во время раскопок в Ватикане. Церковь не ручается за их подлинность, однако признает, что действительно велика вероятность обнаружения могилы Петра.

Теперь, спустя почти семьдесят лет после обнаружения предполагаемых останков святого Петра, Ватикан предоставляет паломникам возможность увидеть их лично. Таким образом планируется завершить «Год веры» в Ватикане – мощи будут выставлены 24 ноября. Как сообщает итальянское издание «La Stampa» в специальной рубрике Vatican Insider, таким образом Церковь соглашается с подлинностью останков – поэтому и готова показать их людям.

«Этот жест означает, что мы действительно признаем: эти мощи принадлежат тому, кто отдал свою жизнь за Господа», – объясняет архиепископ Рино Физикелла, президент Папского совета по новой евангелизации.

Раскопки под собором Святого Петра в Риме были начаты в 1939 году – этот проект финансировал лично Папа Пий XII. До этого никто не решался проверить, что находится под этой базиликой – хотя легенды гласили, что собор был построен непосредственно на месте захоронения апостола Петра (а ранее там находилась римская базилика Константина). Напомним, что ближайший ученик Христа был распят в 67 году по приказу римского императора Нерона – тот разгневался на него за обращение в христианство двух своих жён. Сам апостол Пётр пожелал быть распятыми вниз головой, поскольку считал себя недостойным той же смерти, что сам Господь.

Длились раскопки десять лет, и под собором действительно было обнаружено древнее римское кладбище. И в 1950 году Папа Пий XII объявил, что могила апостола найдена; а позднее, в 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил кладбища особо почиталась уже в I-II веках.

Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. Ею были обнаружены своеобразные граффити на камнях, относящихся к этому кладбищу – после того, как их расшифровали, стало ясно: они содержат обращения к Петру, к которому присоединяются иногда имена Христа и Марии. Одна из надписей (датируемая вторым веком), сделанная по-гречески, прямо гласит – «Петр здесь».

Профессор Гуардуччи обнаружила близ этой надписи останки. Последующий их анализ доказал, что кости принадлежат одному и тому же человеку коренастого телосложения, который умер в преклонном возрасте – это описание подходит апостолу Петру. На основании этих доказательств теперь Католическая церковь готова признать останки подлинными – и позволить паломникам их увидеть.

Мощи апостола Петра будут выставлены в римском некрополе, в подземельях Ватикана. Как сообщают представители Святого престола, желающим увидеть их необходимо заранее забронировать экскурсию – в некрополь разрешено спускаться лишь небольшими группами.

Рим был основан в 753 году до Рождества Христова. Когда-то этот город являлся столицей Великой Римской Империи, простирающей свои владения на огромную территорию. «Все дороги ведут в Рим» — так гласит латинское выражение.
После пришествия на землю Спасителя и Его Воскресения, в этот огромный языческий центр устремились святые апостолы с проповедью о воскресшем Христе. По улицам Рима прошли стопочки первоверховных апостолов Петра и Павла. Не случайно жители Рима называют камушки, которыми вымощены улицы, святыми камушками: «santi pietrini». Святые апостолы Петр и Павел проповедовали в Риме, а затем претерпели здесь мученическую кончину. Вслед за ними проливали кровь за Христа на Римском Колизее многочисленные мученики и мученицы.
Став христианским, Рим дал миру много святых, которые проповедовали веру Христову по всему свету. Среди них преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, устраивавший монастыри в Галлии (Франция), и преподобный Макарий Римлянин, потрудившийся на ниве Христовой в Великом Новгороде, и еще много других святых преподобных и праведников.
В Риме собрано много святынь, привезенных из Крестовых походов на Константинополь и Святую Землю.
Рим насчитывает огромное количество церквей, среди которых церкви открытые для посещения и закрытые под реставрацию, несколько катакомб, растянувшихся не на один десяток километров. Рим по праву может называться святым городом.
Собор Святого Апостола Петра в Ватикане

В центре Рима стоит огромная базилика святого Петра. Площадь, носящая имя святого Петра, ключника Рая, имеет форму замочной скважины. На паперти собора по двум сторонам стоят статуи двух первоверховных апостолов Петра с ключами и Павла со свитком. Если языческий Рим был основан на братоубийстве, то христианский — двумя братьями во Христе. Там, где начинаются портики этой базилики, начинается новое государство - Ватикан - оплот католического христианства и резиденция его главы - папы Римского. Территория этого государства насчитывает огромное количество душ: католики всего мира. Собор стоит на месте погребения святого апостола Петра.
Священномученик Климент I (99), епископ римский, после снятия святого Петра с креста взял тело апостола и с почестью похоронил его. В 90 году над местом упокоения апостола был устроен надгробный памятник. В 324 году император Константин над этим надгробием начал строительство базилики, посвященной святому первоверховному апостолу Петру. В течение многих веков базилика перестраивалась, пока не приобрела современный величественный вид - Собор святого апостола Петра превосходит своим богатым убранством все существующие храмы в мире.
В самой середине собора возвышается главный престол. Под этим престолом в крипте почивают мощи святого апостола Петра. Вокруг него неугасимо горят 44 лампады. Рядом с ракой святого Петра почивают святые папы, которые наследовали кафедру и стали епископами Рима, среди них святой Лин, апостол от 70-ти, папа Римский (67-79), папы Римские Анаклет (76-88), Еварист (97-105), Телесфор (125-36), священномученик Сикст II (257—58) и некоторые другие.
В центральной апсиде изображены учители церкви: два восточных — святитель Иоанн Златоуст и святитель Афанасий Великий и два западных — святитель Амвросий и святитель Августин.

Вдоль левой стороны собора расположились восемь приделов:
Первый придел носит название придела Крещения. В середине стоит богатая порфирьевская купельь, предназначенная для крещения детей. Когда-то в ней хранился пепел императора Адриана (117-138). Все три мозаики изображают крещение: Крещение Господне, крещение Столом Петром темничных стражей Прокесса и Мартиниана, крещение апостолом Петром Корнилия сотника. В капелле сохраняются частички Креста Господня и колонна из храма Соломона.
Второй придел назван в честь Введения Божией Матери во Храм, что и изображает мозаика на стене. Здесь погребен папа Пий X (1903— 1914).
Третий придел называется приделом Хора, потому что именно здесь совершаются воскресные праздничные богослужения. В престоле этого придела стоит рака, где почивают мощи Святителя Иоанна Златоустого (ок. 347-407).
Четвертый придел является приделом святого папы Римского Григория Двоеслова (590— 604). В престоле почивают мощи святого папы Григория Двоеслова.
Пятый придел - в память распятия апостола Петра, что изображает мозаичная картина на стене. Сохраняются реликвии папы Льва IX (1049-54).
Шестой придел — во имя праведного Иосифа, Обручника Девы Марии. Внутри престола стоит черная мраморная рака, где почивают моши святых апостолов Симона Зилота и Иуды Фаддея.
Седьмой придел во имя апостола Фомы. Мозаичная картина изображает момент вложения перста Фомы в раны Воскресшего Господа. В алтаре находятся мощи папы Вонифатия IV (608—615).
Восьмой придел в честь чудотворной иконы Божией Матери «на столпе». Эта икона сохранилась со времен прежней базилики святого Петра и находилась там над одной из колонн, отчего и произошло ее теперешнее название. В алтаре погребены папы Лев II (682-683), Лев III (795-816), Лев IV (847-855).

Вдоль западной стороны собора, напротив главного входа, располагаются три придела.
Первый придел посвящен святителю Льву Великому (San Leone Magno), папе Римскому. Внутри престола стоит мраморная рака, в которой почивают мощи святителя Льва Великого (440—461) — защитника православного учения о двух естествах в Господе нашем Иисусе Христе.
Второй придел, напротив главного престола, носит имя Кафедры апостола Петра. Здесь сохраняется древний трон. По одной из версий, трон был привезен королем Карлом для своей коронации в 875 году, а затем подарен папе римскому. По другой версии, кафедра принадлежала сенатору Пуду, в доме которого жил святой апостол Петр в Риме.
Третий придел во имя святой преподобной Петрониллы девы, ученицы апостола Петра. Внутри престола стоит гробница, где почивают ее святые мощи, привезенные сюда из катакомб святой Домитиллы в VIII веке. Святая дева является местночтимой святой города Рима.

Вдоль правой стороны собора располагаются девять приделов. Описание их мы начнем от западной стены собора.
Первый придел во имя святого Архангела Михаила, с настенным мозаичным изображением поражения сатаны святым Архистратигом Михаилом.
Второй придел во имя святого мученика Еразма с изображением страданий сего мученика на мозаичной картине. Святой почитается западной католической церковью. В этом же приделе мы увидим современные мозаичные изображения святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, крестителя Руси.
Третий придел во имя мучеников Прокесса и Мартиниана, которых крестил святой Петр в Мамертинской темнице. Мозаичная картина изображает их страдания. Внутри престола стоит порфирьевая рака, где почивают мощи этих святых мучеников.
Четвертый придел во имя святого Вячеслава, князя Чешсского, с мозаичной картиной, изображающей этого святого. В этом же приделе находятся современные мозаичные изображения святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.
Пятый придел Григория XII (1572-1585), папы римскоко. На стене находится чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница». Внутри престола почивают мощи святителя Григория Богослова Назианзина, патриарха Константинопольго (329-389).
Шестой придел Святых Тайн с двумя престолами: один во имя Святых Тайн, с изображением святой Троицы на стене, а другой в честь Франциска Ассизского — многочтимого святого католической церкви.
Седьмой придел во имя святого мученика Севастиана с мозаичной картиной, изображающей его мученическую кончину. Мощи сего святого находятся в Риме в церкви его имени. В этом приделе покоится тело папы Иннокентия IX (1676-89), почитаемого католической церковью.
Восьмой придел Распятия Господня с двумя престолами: один в честь Распятия Господня и с мозаичной иконой святителя Николая Чудотворца - копией иконы святителя, находящейся в Бари, где почивают его святые мощи; другой престол во имя Иосифа Обручника с изображением сего святого. В четырех углах данного придела устроены высокие шкафы, где хранится множество святых реликвий.
Девятый придел носит название Пьеты. Он получил свое название от мраморной статуи, выполненной Микеланджело: Божия Матерь с усопшим Спасителем на коленях.

Главный купол собора поддерживается четырьмя столбами. На этих столбах имеются изображения четырех Евангелистов: Луки, Матфея, Марка и Иоанна. В каждом из этих столбов устроено по два придела.
В первом столбе (с изображением святого апостола Матффея) один придел во имя святых апостолов Петра и Иоанна с мозаичной картиной, изображающей исцеление святые Петром хромого, сидящего у Иерусалимского храма (Деян. 3, 1-10); другой придел во имя святых апостолов Петра и Павла с настенной картиной, изображающей падение Симона-волхва.
Во втором столбе (с изображением святого апостола Марка) один придел во имя святых апостолов Петра и Андрея с мозаичной картиной, изображающей поражение Петром Анании и Сапфиры (Деян. 5, 1-10); другой придел в честь Преображения Господня с иконой этого праздника.
В третьем столбе (с изображением святого апостола Луки) один придел во имя блаженного Иеронима Стридонского с картиной, изображающей последнее причащение сего святого; другой придел во имя святителя Василия Великого с картиной, изображающей совершение литургии Василием Великим в Праздник Богоявления Господня в 372 году в присутствии императора Валента. В алтаре придела покоится тело украинского митрополита Иосифа (1580-1623), перенесенного сюда после Второй мировой войны в знак объединения церквей.
В четвертом столбе (с изображением святого апостола Иоанна Богослова) один придел «Кораблика» святого апостола Петра с изображением Петра, утопающего в море и протягивающего руки ко Господу; другой придел в память воскрешения Тавифы святым апостолом Петром с картиной, изображающей это событие (Деян. 9, 36-41).

С правой стороны находится бронзовая статуя святого апостола Петра. Верующие прикладываются к ступне первоверховного апостола.

С левой стороны, напротив столба с изображением святого апостола Марка, древняя чудотворная икона Божией Матери «Исцеление от лихорадки», прославленная многочисленными исцелениями. Здесь хранится белая мраморная колонна, к которой прислонялся Спаситель в Иерусалимском храме.

В средокрестии базилики устроены ниши с четырьмя реальными статуями.

Первая — святой Лонгин, римский воин, проткнувший бок Спасителя и уверовавший в Сына Божия. Здесь хранится наконечник копья, которым Лонгин прободил ребро Спасителя. Наконечник был подарен султаном Баиазет II папе Иннокентию VIII в 1492 году.
Статуя святой равноапостольной царицы Елены, она привезла в Рим Крест Господень, который обрела на Голгофе. Здесь сохраняется часть Честного Животворящего Креста Господня.
Статуя святой Вероники, которая отерла лик Спасите ля своим платком. Копия плата Вероники с Нерукотворным Образом Спасителя выносится на поклонение верующим в Страстную седмицу. Сам плат сохраняется в Манопелло в церкви Нерукотворного Образа.
Статуя святого апостола Андрея Первозванного, с 1460 года здесь сохранялась глава святого апостола, а в 1964 году честная глава была возвращена в Патрос.

Под собором находятся огромные подземелья, именуемые Священными гротами. Вход в гроты устроен около статуи святого Лонгина-сотника, стоящей у столба с изображением святого Марка. Основой возникновения их послужили ватиканские катакомбы, где погребались мученики за Христа. В этих гротах погребены почти все римские папы первых веков. Гроты разделяются на Древние, которые занимают место под древней базиликой Петра, и Новые, расположившиеся под главным куполом, поддерживаемым четырьмя столбами. В гротах устроено несколько приделов: один из них придел исповедания святого апостола Петра, где престол находится над частью гробницы с мощами первоверховного апостола.