Александр зайцев модельер биография. Вячеслав зайцев борется с тяжелым недугом. Личная жизнь Вячеслава Зайцева

– российский модельер, имя которого широко известно далеко за пределами России.

Вячеслав Зайцев: биография


Родился известный дизайнер 2 марта 1938 года в Иваново, тогда еще городе Советской ССР. Отца модельера звали Михаил Яковлевич, мать – Мария Ивановна, несмотря на сложные военные и послевоенные годы родители смогли дать мальчику хорошее образование, в сентябре 1945 года Слава Зайцев был зачислен в первый класс Ивановской средней школы №22, после окончания которой в 1952 году, Вячеслав поступает в химико-технологический техникум. Спустя 4 года упорной учебы Вячеслав зайцев наконец-то получил заветную корочку художника текстильного рисунка с которой он отправился в Москву, чтобы поступить в Московский текстильный институт, который он и закончил с отличием в 1952 году. По распределению Вячеслав Зайцев попал на экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в городе Бабушкино на должность художественного руководителя этого предприятия. На этой должности Вячеслав Зайцев работает достаточно долго.


Первой его коллекцией одежды стала линия специальной рабочей формы для жительниц области и села, забракованная партийным руководством, что не мешало ее публикации в журнале «Пари Матч», под громкой надписью, гласившей, что этот человек диктует модные тенденции в столице. Именно благодаря этой статье, содержащей яркие и красочные фото, так и не ставшей доступной публике коллекции, Вячеслава Зайцева узнают за рубежом.

Вячеслав Зайцев: сотрудничество с Пьером Карденом


В 1965 году к нему обращаются Пьер Карден и Марк Боан («Диор), приехавшие специально с целью выразить восхищение талантом молодого русского дизайнера, незадолго до этого все же сумевшего добиться признания в союзе и получить должность художественного руководителя экспериментально-технического предприятия Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком мосту, сокращенно ОДМО.


Прибывшие для знакомства с начинающим дизайнером знаменитости, в том числе и Ги Лярош признались, что не ожидали встретить в Советской России, человека настолько проникнутого духом моды, о чем было написано в газете «Женская повседневная одежда», напечатавшей статью под громким названием – «Короли моды».


Но, несмотря на растущую популярность у зарубежных коллег разрешения на выезд из СССР Вячеслав Зайцев не мог получить вплоть до 1986 года, потому оставался сотрудником ОДМО целых 13 лет, занимаясь разработкой эскизов и пошивом одежды для разных слоев населения Советской Республики. За годы своего труда на посту художественного директора, Вячеслав Зайцев проводит показ, ставшей неимоверно популярной в Советском Союзе и за границей коллекций, называвшихся «Русская серия», а также линии одежды, созданной на народный мотив из ивановских ситцев, считавшихся на момент 1960-1970-х годов одной из лучших тканей для пошива одежды. Коллекции эти заслуженно считаются одними из главных в дизайнерском творчестве Вячеслава Зайцева, во многом благодаря их созданию о мастере моды начали говорить, наконец, пришел заслуженный и долгожданный успех, сопровождавшийся бурей оваций на модных показах, проводимых в Китае, США, Японии, Франции и других государствах. На показах этих сам автор никогда не присутствовал, по уже упомянутым причинам, правительство опасалось упускать столь ценный кадр, и потому доступ к поездкам оставался закрыт, приходилось удовольствоваться рассказами очевидцев.


В 1967 году Вячеслав Зайцев презентует на главном подиуме страны в Москве новое платье, получившее в коллекции название «Россия». Новинка настолько понравилась покупателям и критикам, что еще более усилила интерес к дизайнеру со стороны западных коллег, а также СМИ, окрестивших Зайцева не кем иным, как «Красным Диором». Западные коллеги не могли понять то, как в консервативном и однообразном с их точки зрения Советском Союзе может жить и творить такой легендарный и одаренный человек. Подтверждением растущей славы стала публикация в чехословацком журнале мод «Кветы» обзора за 1974 год, посвященного 100 лучшим художникам в мире моды, имя Вячеслава Зайцева стояло рядом с именем прославленного Кристиана Диора. В 1976 году чехословацкие трудящиеся были порадованы громкой новостью о том, что Вячеслав Зайцев согласился сотрудничать с фирмой «Яблонэк», организовавшей выпуск им лично разработанной серии украшении.


Спустя уже несколько месяцев Зайцев проводит первые показы одежды под эгидой этой фирмы в городах Яблонце, Брно и Карловых Варах.

Вячеслав Зайцев: карьера


После своего ухода из ОДМО Вячеслав Зайцев не делает перерыва в работе, сразу же устроившись на фабрику № 19 индпошива и начав работу над модными коллекциями одежды для Дома Моды, который в это время планировалось открыть в Москве на проспекте Мира. После открытия, которое случилось в 1982 году, Вячеслава Зайцева назначают на пост главного художественного директора этой организации, а спустя 6 лет в 1988 году и директором всего заведения. В этой должности Вячеслав Зайцев пребывает и по сей день, при помощи неистощимых ресурсов Дома Моды, создавая свои бесконечно красивые коллекции одежды, такие как Pret-a-Porter и Haute Couture.


Уже не молодой дизайнер находиться в постоянном поиске нового и ранее им не использовавшегося, поражая коллег и публику своим мастерством и хорошим вкусом. Среди наиболее популярных и заслуживающих внимания коллекций модельера, можно отметить следующие:
1. «1000-летие Крещения Руси» (1987-1988);
2. «Русские сезоны в Париже» (1988);
3. Коллекция моделей одежды из европейских тканей (1988);
4. Коллекция моделей мужской моды (1989);
5. Коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (1990);
6. «Агония перестройки» (1990-1991);
7. «Пробуждение» (1995-1996);
8. «Чума» (1995-1996);
9. «Как молоды мы будем» (1996-1997);
10. «Соблазн» (1997);
11. «Событие» (1997-1998);
12. «Листая памяти страницы» (1998-1999);
13. «Прозрение» (1999) – первая меховая коллекция в России;
14. Коллекция прет-а-порте и Кутюр сезона весна-лето 2000-2001 (1999);
15. «Тайны гармонии» (2000);
16. прет-а-порте класса люкс 2001 (2000);
17. «Посвящение» (2001);
18. прет-а-порте 2002 (2001);
19. «Нашествие» (2002);
20. Прет-а-порте 2003 (2002);
21. «Дивертисмент» (2003);
22. прет-а-порте 2004 (2003);
23. «Ностальгия по временам ушедшим» (2004);
24. «Импровизация» - прет-а-порте 2005;
25. «Тайны соблазна» (2005);
26. прет-а-порте де люкс 2006 (2005);
27. «Игра с…» (2006);
28. «Фантасмагории» (2006);
29. «Истоки» (2008).


Именно эти коллекции Вячеслава Зайцева вызвали к нему наибольший интерес публики и критиков, сделали его имя хорошо знакомым даже тем, кто на самом деле никакого отношения к моде не имеет.

Вячеслав Зайцев: творчество

Изобретение новых образов и их последующее воплощение в жизнь отнимают немало времени и сил у дизайнера, тем не менее, он находит в себе силы посвящать часть своей жизни иному виду искусства – рисованию. Вячеслав Зайцев увлекается живописью и рисунком, его работы не являются продолжением модных сюжетов, у них своя история, поскольку станковая живопись дизайнера уже заняла почетное место среди картин современных художников. Для написания картин художник чаще всего использует пастель, карандаш и фломастер, считая, что нынешний мир нужно рисовать с использованием современных материалов. В ярких картинах отражаются в первую очередь эмоциональный настрой автора, его душевные переживания, радости и огорчения, именно поэтому они получаются достаточно чувственными и смысловыми, заставляя зрителя призадуматься.


Сегодня Вячеслав Зайцев не просто знаменитость, дизайнер с мировым именем, а человек, готовый всегда прийти на помощь, так, по особой просьбе правительства дизайнер спроектировал и разработал серию модной и удобной униформы для сотрудников полиции России, чем заслужил их бесконечную благодарность.


Также дизайнер работал над созданием сценических костюмов звезд кино, театра, музыки, изготовил целую серию костюмов для спортсменов, танцующих на льду и многие другие коллекции.
Свои взгляды на моду и жизнь Вячеслав Зайцев изложил еще в 1980-м году сразу в двух книгах, ставших самыми читаемыми в Советском Союзе. Первая книга называлась «Такая изменчивая мода», вторая «Этот изменчивый мир моды». В 1992 году в свете появляется книга«Ностальгия по красоте» на английском языке, посвященная целиком и полностью творческому пути Вячеслава Зайцева. В 2006 году читать смог насладиться новой книгой о знаменитом дизайнере «Слава Зайцев. Тайны Соблазна», книга эта отлично иллюстрирована и скорее напоминает альбом из личных фото знаменитости.


Популярного во всем мире дизайнера не устают приглашать на всевозможные показы мод, в судейские жюри и тому подобное, к примеру, в 2009 году модельер стал одним из главных судей на международном фестивале моды «Губернский стиль».

Вячеслав Зайцев: личная жизнь


Вячеслав Зайцев был женат, но брак распался и сейчас он и его бывшая жена Марина Владимировна живут отдельно, встречаясь только на совместных ужинах за семейным столом. От этого брака родился всего один ребенок – сын Егор Вячеславович, на данный момент, также являющийся дизайнером. Также у дизайнера есть две внучки – Маруся и Настя.

Вячеслав Зайцев – знаменитый отечественный кутюрье, первым в нашей стране открывший собственный Дом Моды, и построивший настоящую империю стиля, носящую имя мастера. Сегодня, в 79 лет, талантливый автор все так же в строю, способный шить для любого возраста, и создающий собственными руками шедевры образа и вкуса.

Википедия: Вячеслав Михайлович Зайцев – модельер, дизайнер, академик Российской Академии Художеств, является Лауреатом Государственной премии РФ, а также двух правительственных премий.

Легендарный кутюрье, придумавший множество коллекций одежды, известен также как великолепный создатель живописных и графических работ, являющихся собственностью Третьяковской Галереи.

Детство и юность

Родился Слава Зайцев 2 марта 1938 г. в городе Иваново, где прошли детство и юношество будущей знаменитости. Мама, Мария Ивановна, была работницей ткацкой фабрики, а папа, Михаил Яковлевич – массовиком-затейником городского парка культуры.

Когда мальчику исполнилось восемь лет, отцу, бывшему военнопленному, дали 10 лет лагерей, и семья получила статус врагов народа. Как вспоминает сам кутюрье, то время было трудным, голодным, но не лишенным радости. Очень оптимистичный и жизнелюбивый, Слава был не только отличником в учебе и примерным комсомольцем, но и единственной опорой матери, которая долго болела.

Будущая знаменитость пропадал вечерами в ивановском драмтеатре, пел вместе с мамой в нескольких хорах, и мечтал поступить в музыкальное училище. Но клеймо сына врага народа не дало возможности это сделать – документы не взяли. Приняли лишь в химико-технологический ивановский техникум, по окончании которого с отличием в 1956 году парень приобрел профессию «художник по текстилю». Следуя совету педагогов, разглядевших талант молодого человека, дизайнер уезжает в Москву продолжать учебу, и поступает в институт текстиля.

Личная жизнь

Столица приняла ивановского провинциала не очень ласково. Денег катастрофически не хватало, и Славе приходилось подрабатывать прислугой, чтобы сводить концы с концами. А все свободное время студент пропадал в библиотеках и музеях, изучая историю отечественного и зарубежного костюма.

Одиночество в столице длилось недолго — переломный момент в личной жизни наступил, когда Слава встретил и полюбил Марину, свою однокурсницу. Сыграв скромную студенческую свадьбу, молодые поселились в съемной тесной комнатушке коммунальной квартиры. Через год после начала семейной жизни родился сын Егор, который впоследствии пошел стопами отца, став известным дизайнером. Как и отец, всю жизнь борющийся с косностью и системой в моде, Егор создает коллекции одежды, призванные сражаться с гламуром.

К сожалению, после 9 лет супружества брак распался, оставив глубокую рану в сердце Вячеслава Михайловича от разлуки с сыном. Так и не женившись во второй раз, художник посвятил всего себя делу служения искусству и людям. Сегодня Вячеслав имеет двух внучек, старшая из которых, Мария, продолжает семейную традицию, учась в Лаборатории моды, созданной кутюрье.

Начало профессиональной деятельности

Окончивший с отличием институт Вячеслав Зайцев был переполнен большими планами и творческими идеями. Но распределение заставило парня работать на Бабушкинской экспериментальной швейной фабрике художественным руководителем. Мечтающему создавать красивые вещи и придумавшему множество смелых эскизов, художнику пришлось шить форму для работниц.

Молодой автор, не терпящий посредственности, в своих первых работах попытался раскрасить традиционные телогрейки и валенки яркими цветами. Созданная первая коллекция живописной спецодежды была отвергнута руководством. В те серые унылые времена, когда на все устанавливался стандарт, начальству не нужны были ни свободомыслие, ни новаторство.

Славу отправили в цех шить одежду из залежавшихся тканей, сняв с должности руководителя. Но это не остановило талантливого модельера. Из старых неликвидных тканей художник умудрялся шить такие вещи, что качество материала не играло никакой роли.

Признание

Несмотря на то, что созданная им коллекция не нашла признания у соотечественников, первый же показ модельера оказался таким необычным и запоминающимся, что талант молодого человека был отмечен за рубежом.

Из википедии о Вячеславе Михайловиче Зайцеве: французский журнал Paris Match, опубликовавший его коллекцию, отозвался о дизайнере следующим образом – «Зайцев в Москве диктует моду».

Благодаря этой статье мастера начала одолевать немецкая и американская пресса, что сыграло на руку известности. Через три года Славу разыскал французский кутюрье Пьер Карден (Диор), который, поприсутствовав на показе коллекции, отметил его как достойного соперника по профессии. Но, так как все контакты с иностранцами для граждан СССР были табу, познакомились ближе они только в 1965 году.

Впоследствии, через 25 лет, именно Слава Зайцев стал первым русским модельером, которому парижский Maison de Couture предоставил право участвовать в мировых показах высокой моды. Но до этого момента еще предстояло пройти сквозь тернии советской эпохи и перестроечного периода, пришедшиеся на самый расцвет творчества модельера.

Работа в Общесоюзном доме моделей одежды

Власти Советского Союза, поняв всю ценность модельера для имиджа страны, предложили мастеру возглавить коллектив Общесоюзного дома моделей одежды, став худруком ОДМО. Отныне клиентами модельера стали многие кинозвезды и знаменитости.

Википедия: итогом труда дизайнера в Доме Моделей стали: создание знаменитой коллекции «Русская серия» из ивановских ситцев на основе народных мотивов (1976), и других работ, показывающихся за границей.

Но международные показы, столь значимые для творческого успеха автора, всегда проходили, увы, без участия Зайцева, так как власти боялись выпускать за границу русскую знаменитость. Именно тогда художника стали воспринимать на Западе как лидера в мире российской моды, присвоив ему имя «Красный Диор».

Но признание и успех не уберегли от беды. Вскоре после разрыва с женой, в 1971 г. известный модельер попадает в страшную аварию. На полгода оказавшись прикованным к больничной койке с переломами ног, потерей зрения и сотрясением мозга, молодой художник пытался, тем не менее, рисовать. Википедия о болезни Вячеслава Зайцева не упоминает, но тогда только огромное жизнелюбие и желание творчества помогли ему встать на ноги.

Театр

Победив тяжелое состояние и депрессию, Вячеслав увлекся театральным делом – стал создавать костюмы для множества театральных постановок, что сблизило его с известными театральными и киноактерами. В восьмидесятых годах кутюрье даже делал костюмы для театра Бродвея, ставившего постановку-мюзикл «Софистикетед лейдз».

Недавние работы дизайнера – костюмы для постановки знаменитого спектакля «Пиковая дама» Малого театра. В «Современнике» он также является соавтором-сценографом постановки «Три сестры» Галины Волчек.

Дизайнер трудился над стилем формы отечественных спортсменов на Олимпиаде – 80, а популярная группа На-На Бари Алибасова также обязана Вячеславу Михайловичу своими костюмами.

Живопись

Неоднократно проходящие индивидуальные выставки в разных странах (Америке, Эстонии, Бельгии), позволили полотнам стать известными не только в своем отечестве. Множество картин находится в частных коллекциях, пять работ из целого ряда произведений графики и живописи выставляются в Третьяковской галерее.

Собственный Дом моды

После тринадцати лет работы в ОДМО, устав бороться с системой, Вячеслав Михайлович ушел оттуда в должности заместителя художественного руководителя. Мотивация была проста: замыслы, проекты, и сами модели искажаются, не доходя до покупателя, многоуровневыми нормами и советами.

Несмотря на то, что творчество и модные коллекции пользовались огромной популярностью за границей, кутюрье не думал уехать. На базе фабрике № 19 индивидуального пошива, он начал работать с заказами Дома Моды, находящемся на проспекте Мира. Сначала он стал его худруком, а затем – бессменным директором, избранным общими голосами коллектива. Именно здесь по сегодняшний день создаются популярнейшие во многих странах коллекции, узнаваемые по особому стилю.

Зайцев сегодня

Сегодня публика на показах модных коллекций Вячеслава аплодирует стоя и со слезами на глазах. Поразившая кутюрье болезнь Паркинсона и проблемы с суставами заставляют с трудом двигаться легендарного модельера. Его поддерживают бывшая жена Марина, сын и внучки, а сам мастер не теряет бодрости духа и надежды на выздоровление.

В своей Лаборатории моды заслуженный профессор Зайцев, уже который год выпускает молодых дизайнеров, уча их раскованности, смелости и умению отстаивать собственную позицию. Несмотря на свой почтенный возраст и поразивший недуг, кутюрье молод душой и полон планов создать новый конкурентноспособный коллектив российских модельеров.

У него огромный дом, который всегда открыт для друзей, и сам Вячеслав Михайлович считает себя счастливым человеком, так как многое сделал и еще мечтает сделать. За полвека работы в модной индустрии кутюрье одел, и научил чувствовать стиль тысячи людей – знаменитых и простых. По тому, как однажды Вячеслав Михайлович сказал про себя не без иронии: «Я успокоюсь только тогда, когда все женщины будут одеты роскошно, а мужчины – так как я», можно предвидеть, что его вклад в искусство и моду еще не раз удивит.

Вячеслав Зайцев – один из законодателей высокой моды, в том числе мирового уровня, многогранно одаренная творческая личность, родился в Подмосковье в знаменитом городе ткачей Иваново 02.03.1938 г.

Детство

Возможно, именно место рождения предопределило судьбу Вячеслава Зайцева, так как городок, в котором он родился и вырос был небольшим, и вся жизнь в нем крутилась вокруг огромного ткацкого комбината, который снабжал продукцией большую часть России и близлежащих Советских республик.

Как и многие дети военных лет он рано остался без отца, и всю заботу о сыне пришлось взвалить на себя матери, пропадавшей на комбинате буквально сутками. Хотя сама она была очень творческим человеком – прекрасно пела и чувствовала музыку, хорошо рисовала, талантливо читала стихи. До войны она мечтала об актерской карьере, но этой мечте не суждено было сбыться.

Понимая, как трудно матери справляться со всем одной, после получения базового образования Вячеслав пошел в техникум. С детства будучи не менее одаренным, чем мать, он выбрал для себя творческую специальность «ткацкий рисунок». После окончания учебы он планировал остаться, как и большинство выпускников, в родном городе и продолжить династию ткачей.

Знакомство с миром моды

Учиться оказалось нелегко – не зря ивановские ткани славились красотой и качеством на всю огромную страну. Преподаватели требовали от своих учеников не только максимального раскрытия своих творческих способностей, но и очень ответственного отношения к выполнению каждого задания.

Ученики должны были тщательно продумать рисунок, выверить и четко прорисовать каждую линию, подобрать оптимальное сочетание цветов и даже представить, как будет смотреться ткань в различных видах готовых изделий. Они считали, что представленный орнамент должен оживать в ткани, по-новому играя красками.

Вячеслав настолько увлекся своей новой специальностью, что незаметно для себя начал присматриваться к природе, черпая в ней новые идеи и цвета. Параллельно он пытался знакомиться с творчеством своих зарубежных коллег, что в те времена удавалось с большим трудом.

Уже сама по себе мода считалась совершенно буржуазным явлением, чуждым советской идеологии. Но тем не менее из социалистических стран просачивались модные журналы, которые передавались из рук в руки и буквально зачитывались до дыр.

Сравнив то, чему его учли в техникуме с тем, что он видел на замусоленных глянцевых страницах, Вячеслав подсознательно понимал, что истина где-то посередине.

Покорение столицы

В 1956 году никому не известный выпускник химико-технологического техникума из славного города Иваново приехал в столицу. Только достигнув вершин славы он смог признаться себе, что еще тогда в его голове роились мысли об известности и мировых подиумах. Но, будучи юношей, он искренне считал, что едет развивать свое творчество и углублять профессиональные навыки.

Вступительные экзамены по специальности «моделирование одежды» он сдал очень легко. Профессиональное образование в Иваново было на очень высоком уровне. Но вот с однокурсниками, да и многими преподавателями отношения складывались достаточно сложно.

Уж слишком выделялся на фоне общей массы этот невысокий одаренный паренек, имеющий на все свою собственную точку зрения, не боящийся оказаться не таким как другие.

Не имея поддержки от родителей, свободное от учебы время он посвящал работе. Стараясь оказаться поближе к миру моды, о котором он столько мечтал, Зайцев устраивается на подработку в Дом моделей на Кузнецком Мосту. Именно там рождалась и пропагандировалась советская мода. Именно он стал для Зайцева стартовой площадкой и полем для творчества на многие годы.

Понимая, что без досконального знания основ живописи и рисунка он не сможет полноценно творить, Зайцев все немногие оставшиеся после учебы и работы свободные часы проводил в музеях. Старался он посещать и выставки современного искусства, справедливо считая, что максимально выигрышный вариант – это разумное сочетание классики и модернизма.

К высотам высокой моды

После получения диплома он уже официально остается в штате сотрудников Дома моделей, а со временем и возглавляет экспериментальную группу модельеров. Здесь свою роль играл случай. Первое распределение Зайцев получает на швейную фабрику Моссовнархоза. А первым его самостоятельным заданием становится разработка рабочей одежды.

Привыкший с детства к каждой задаче относиться вдумчиво и максимально творчески, Зайцев создает целую коллекцию, в которой прекрасно сочетаются простота линий, удобство кроя и высокая функциональность одежды.

После премьерного показа коллекция на Кузнецком мосту просто шокировала столичных законодателей моды и тут же привлекла внимание зарубежной прессы – настолько яркими и необычными были его модели.

Именно благодаря этой работе о нем узнали такие мировые знаменитости как Пьер Карден и Кристиан Диор. Сам же Зайцев об этих людях только читал на страницах модных журналов, и тогда они казались ему недосягаемыми. И если бы кто-то сказал ему тогда каких людей заинтересовало его творчество, он бы просто не поверил.

Но время шло, модели Зайцева становились все более смелыми и одновременно функциональными, он все глубже познавал каноны моды и быстро научился чувствовать и предсказывать новые тенденции. А некоторые идеи даже перенимали у него другие модельеры. И вот в 1965 году он становится руководителем экспериментального цеха.

Дом на Кузнецком мосту довольно часто посещали известные западные модельеры, стараясь постичь каноны своеобразной советской моды. В один из таких визитов с молодым талантливым модельеров знакомится Пьер Карден.

Вячеслав Зайцев со своими моделями

Он был настолько поражен оригинальным видением моды Зайцева, что после его приезда в западной прессе появилась статья «Короли моды».

Мировая слава

Но мировую славу Зайцеву принесли, конечно же, не разработки модной советской одежды, которая все-таки должна была подчиняться четко обозначенным идеологическим требованиям. Параллельно с основной работой Зайцев трудился над созданием своей собственной авторской коллекции, на которую потратил три года жизни.

Проводя много времени в музеях народного творчества и выросший среди русских ткацких мастеров, Зайцев настолько вдохновился идеей воплотить традиции русской росписи в мире современной моды, что создал знаменитую «Русскую коллекцию», с показом которой Дом моделей объездил практически весь мир.

Впрочем, сам создатель в этих поездках не участвовал, а продолжал трудиться на благо советской моды.

Тем не менее о его таланте заговорил мировой бомонд. В западной прессе уже регулярно появлялись восторженные отклики о его коллекциях, и там его даже окрестили «русским Диором», что не слишком нравилось советскому партийному руководству.

Что не преминуло сказаться на финансовом благосостоянии модельера – еще в далеком 1970 ему было предложено открыть авторские бутики во всех мировых столицах моды, но разрешения Минвнешторга Зайцев тогда не получил.

С 1970 Зайцев становится признанным законодателем советской моды, и откровенно говоря на тот момент единственным ее создателем, который смог достойно представлять страну на европейском и даже американском рынках. К нему начинают обращаться жены высшей партийной элиты и звезды советского кино и эстрады. Приходит настоящая слава.

В 1982 году он официально становится директором московского Дома моды, который немного позже получил его имя. Сейчас он уже имеет сеть собственных бутиков практически по всему миру, но до сих пор продолжает радовать нас своим творчеством, несмотря на преклонный возраст.

О личной жизни Зайцева много не скажешь – его единственной любовью всегда была работа. Долгое время он состоял в официальном браке с Мариной Зайцевой, которая родила ему единственного сына Егора.

Вячеслав Зайцев с женой в молодости

Художник-модельер, живописец и график, народный художник России Вячеслав Михайлович Зайцев родился 2 марта 1938 года в городе Иваново в семье рабочих.

В 1956 году окончил в Иванове Химико-технологический техникум с отличием по специальности "художник текстильного рисунка".

После окончании техникума , который окончил в 1962 году, получив диплом по специальности "художник-модельер". К этому времени относятся первые опыты Зайцева в моделировании костюма. По системе распределения специалистов Вячеслав Зайцев был направлен на работу художественным руководителем на одну из швейных фабрик в подмосковный город Бабушкин.

Первая коллекция спецодежды для работниц села поразила заказчиков яркостью и смелостью: Зайцев предложил цветные телогрейки, юбки из пестрых павловопосадских шалей, валенки перед показом собственноручно расписал гуашью. Коллекция не была принята, но фоторепортаж о ней опубликовали иностранные издания (в том числе французский журнал Paris Match). Так имя русского модельера стало известно за рубежом.

В 1965 году Зайцев начал работать в качестве художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды (ОДМО) в Москве. В это же время по заказам создавал костюмы для театра, кино, телевидения, эстрады, фигурного катания.

В 1971 году Вячеслав Зайцев попал в автокатастрофу , где сильно пострадал и был вынужден проходить длительную реабилитацию.

В 1979 году он ушел из Всесоюзного дома моделей в небольшое ателье, которое к 1982 году превратил в Московский дом моды. В 1988 году в Париже в Театре Мариньи с триумфом прошел показ коллекции Зайцева "Русские сезоны" , за которую ему было присвоено звание почетного гражданина Парижа. В том же году модельер был избран директором Московского Дома Моды.

В марте 1989 года парижский Мезон де кутюр провозгласил Вячеслава Зайцева Человеком года в мире моды. В декабре 1989 года на проходящем в Японии фестивале "Лучшие пять модельеров мира" Зайцев стал победителем конкурсного показа, опередив Клода Монтана, Ханаэ Мори, Донну Каран.

В 1991 году Зайцев получил заказ от МВД РСФСР и приступил к разработке униформы для милиции. В 1992 году французская фирма L"Oreal провела презентацию в Париже и выпустила в продажу духи Зайцева "Маруся" (Maroussia).

В 1994 году, впервые в России, Зайцев провел конкурс профессиональных художников модельеров имени Надежды Ламановой, ставший традиционным. В дальнейшем он стал инициатором и патроном многочисленных и в основном ежегодных конкурсов, проходящих в Москве и других городах и регионах.

В 1996 году произошло преобразование Дома Моды Вячеслава Зайцева в ОАО "Московский Дом Моды Вячеслава Зайцева". В сентябре 1997 года в Доме Моды Вячеслава Зайцева начала свою работу Лаборатория Моды — одногодичная школа, своего рода аспирантура для молодых художников, желающих получить максимум практических знаний и навыков по профессии на высочайшем уровне.

Наряду с модой серьезное внимание Вячеслав Зайцев уделяет живописи и рисунку. В России и за рубежом неоднократно проходили его персональные выставки. В октябре 1999 года пять станковых произведений художника были включены в собрание Государственной Третьяковской галереи.

В 2007-2009 годах Зайцев был ведущим шоу "Модный приговор" на Первом канале.

В феврале 2012 года в Санкт-Петербурге прошло , на которой, помимо костюмов, были представлены живописные и фотоживописные работы кутюрье, ранее в России не экспонировавшиеся. Помимо основной экспозиции, посетители смогли увидеть два документальных фильма, посвященных творчеству модельера, и беспрерывно идущее видео с его многочисленных показов.

В октябре 2012 года в московском ЦВЗ "Манеж" состоялось "Слава русской моды", посвященная двойному юбилею дизайнера — 50-летию творческой деятельности и 30-летию Дома моды.

1 декабря 2006 года за большие заслуги в области изобразительного искусства Вячеславу Зайцеву было присвоено почетное звание "Народный художник РФ".

Вячеслав Зайцев — действительный член Российской академии художеств (2007), доктор искусств (2002), почетный доктор Московского государственного текстильного университета имени А.Н. Косыгина (2004), почетный профессор Российского государственного университета туризма и сервиса (2012).

Вячеслав Зайцев - лауреат Государственной премии РФ (1996), почетный работник текстильной и легкой промышленности. Он награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1998), "Знак Почета", Святого Константина Великого (1996) от Дворянского собрания, Константиновским орденом Святого Георгия (2002), медалями. Лауреат Премии Президента РФ в области литературы и искусства (2004).

Творчество модельера отмечено множеством премий и почетных наград за вклад в российскую индустрию моды.

Вячеслав Зайцев — Почетный гражданин г. Парижа (1988), Почётный гражданин г. Иваново (1996), Почётный гражданин России (2008).

Он является автором книг "Такая изменчивая мода" и "Этот многоликий мир моды" (обе опубликованы в 1980 году), "Ностальгия по красоте" (1992, на английском языке), альбома графики и стихов "Я всем обязан провиденью" (1992), "Воспоминание о будущем" (1994 1995). В 2006 году модельер презентовал книгу "Слава Зайцев. Тайны Соблазна".

Зайцев состоял в браке, но развелся в 1968 году. От брака с женой Марией у него есть сын Егор. Егор Зайцев — художник-модельер, заместитель генерального директора ОАО "Московский Дом Моды Вячеслава Зайцева". Есть внучка Мария.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Вячеслав Зайцев – знаменитый советский и российский кутюрье, художник, педагог. Также Зайцев является Народным художником России (2006) и обладателем Государственной премии РФ (1996). Телезрителям более всего знаком как первый ведущий шоу «Модный приговор» на Первом канале.

Детство и юношеские годы

Детство будущего знаменитого кутюрье пришлось на трудные военные и послевоенные годы. Его отец, Михаил Яковлевич, на фронте попал в плен, в числе многих был за это осужден и после окончания войны отправлен в лагерь как «антисоветчик».

Марии Ивановне, матери Вячеслава, пришлось самой растить младшего сына и его старшего брата. Женщина беспрерывно работала, чтобы поставить сыновей на ноги, – мыла полы в подъездах, стирала белье. Мальчики, в свою очередь, всячески старались помогать матери по хозяйству, отлично учились в школе и старались не доставлять ей лишних хлопот.


Несмотря на тяжелые бытовые условия, Слава рос веселым жизнерадостным ребенком, обаятельным и харизматичным. Он с ранних лет мечтал стать артистом и с удовольствием выступал на импровизированных концертах, пел, танцевал, читал стихи, рисовал афиши. В семилетнем возрасте он пел в хоре и даже стал победителем творческого конкурса.

Поступить в музыкальное училище юноше не удалось – помешало позорное клеймо «сын врага народа». По этой досадной причине Зайцев решил отнести документы в текстильный техникум, в котором обычно был недобор. Тем более, учиться ему предстояло в «текстильной столице» страны – Иваново, откуда и был родом Вячеслав.


Учеба ему давалась легко, и, окончив техникум с красным дипломом, Зайцев решил продолжить образование в Москве. Он чувствовал, что выбрал правильный жизненный путь и горел желанием реализовать бесчисленные творческие идеи, рождающиеся в его голове.

Карьера кутюрье: «Красный Диор»

После защиты диплома в Московском текстильном институте в 1962 году отличник и Ленинский стипендиат Зайцев вынужден был три года отработать на фабрике спецодежды в подмосковном Бабушкино, куда его распределили после окончания столичного текстильного института. Но и там он не сидел сложа руки и создал оригинальную коллекцию, превратив обычные ватники и телогрейки в шедевры дизайнерского искусства.


В комплекте к ним шли валенки, раскрашенные в яркие цвета. Вскоре информация о необычном советском модельере просочилась на Запад, и о Зайцеве написали во французском «Пари-Матч». Им стала интересоваться зарубежная пресса, некоторые журналисты даже приезжали в Бабушкино, чтобы увидеть талантливого дизайнера, личный интерес к молодому кутюрье проявлял сам Пьер Карден .


В то же время Вячеслава несколько раз вызывали на Лубянку и неоднократно «песочили» на комсомольских собраниях, однако его уже было не остановить. Отработав три года на фабрике, Зайцев стал худруком экспериментального цеха в Доме Моделей на Кузнецком Мосту, где смог по-настоящему проявить свой талант. И хотя поначалу его модели выходили в единичных экземплярах, и многие из них отбраковывались руководством, слава о «красном Диоре» поползла по всему миру.


В конце 80-х советскому кутюрье впервые удалось выехать в Париж, где его коллекция произвела оглушительный фурор. Ведущие французские дизайнеры сочли за честь пожать руку изобретательному советскому модельеру и пригласить его в гости, а власти Парижа сделали Вячеслава Зайцева почетным гражданином.


Однако в Москве Зайцев по-прежнему сталкивался с пережитками косной советской системы, которая не давала ему в полной мере реализовать свои творческие идеи. Уволившись из Дома Моделей, он несколько лет проработал на фабрике индивидуального пошива, на базе которой открылся новый Дом Моды. Именно здесь маэстро создал свои лучшие коллекции, которые стали визитной карточкой его фирменного стиля.


В 1992 году кутюрье дополнил линию одежды фирменным ароматом «Маруся», названном в честь любимой матери. В том же году он создал «Лабораторию моды», где начал делиться знаниями и опытом с молодыми дизайнерами.

10 минут в прямом эфире с... Вячеславом Зайцевым (1999)

Помимо разработки модной одежды Зайцев хорошо известен своими картинами и авторскими фотографиями, которые успешно выставляются в ведущих мировых галереях. Много времени он посвятил созданию сценических образов для артистов кино и театра, причем не только отечественных, но и зарубежных.


Вячеслав Михайлович участвовал в разработке формы для милиционеров и советских спортсменов на Олимпиаде-80, одевал эстрадных звезд. Его клиентами были, к примеру, Муслим Магомаев , Тамара Синявская, Иосиф Кобзон , Эдита Пьеха , Александр Стрельченко, Алла Пугачева , Людмила Зыкина , Филипп Киркоров , группы «Машина времени», «На-на» и другие.


Из-под его пера вышли две книги, посвященных истории и теории моды, а в 2007 году он стал ведущим программы «Модный приговор» на Первом канале, где проработал до 2009 года.

Личная жизнь Вячеслава Зайцева

Со своей женой Мариной Зайцев познакомился в институте – она была его однокурсницей. Слава покорил коренную москвичку из хорошей семьи своей неуемной энергией, задором и креативностью, и спустя всего несколько месяцев они стали мужем и женой.


Через год у молодых супругов родился малыш Егор. Правда, семейная идиллия продлилась недолго, и через девять лет их брак распался. Жена долгое время не давала Вячеславу видеться с сыном, что не лучшим образом отразилось на их дальнейших отношениях.


Сейчас все разногласия остались в далеком прошлом, Вячеслав Михайлович часто видится с Егором и Мариной и души не чает во внучке Марусе, в которой видит свою преемницу.

«Раскрывая тайны звезд»: Вячеслав Зайцев

Вячеслав Зайцев сейчас

Несколько лет назад Вячеслав Зайцев задумал построить уютный особняк в живописном уголке Подмосковья и создать в нем собственный Музей Моды, где разместятся все его коллекции. На реализацию замысла ушла пара лет, и сейчас знаменитый кутюрье наслаждается там тишиной и свежим воздухом, занимаясь любимым делом.