Жизнь организмов в морях и океанах сообщение. Жизнь в европейских морях и океанах. Тема: Жизнь на Земле

Мировой океан покрывает более 70% поверхности Земли. Он содержит около 1,35 миллиарда кубических километров воды, что составляет около 97% всей воды на планете. Океан поддерживает всю жизнь на планете, а также делает ее синей, если посмотреть из космоса. Земля - ​​единственная планета в нашей солнечной системе, которая, как известно, содержит жидкую воду.

Хотя океан является одним сплошным водоемом, океанографы разделили его на четыре основные области: Тихоокеанскую, Атлантическую, Индийскую и Арктическую. Атлантический, Индийский и Тихий океаны объединяются в ледяные воды вокруг Антарктиды. Некоторые специалисты выделяют этот район, как пятый океан, чаще всего называемый Южным.

Чтобы понять жизнь океанов, вы должны сначала узнать ее определение. Фраза «морская жизнь» охватывает все организмы, живущие в соленой воде, которые включают широкое разнообразие растений, животных и микроорганизмов, таких как бактерии и .

Существует огромное разнообразие морских видов, которые варьируются от крошечных одноклеточных организмов до гигантских голубых китов. По мере того как ученые открывают новые виды, больше узнают о генетическом составе организмов и изучают ископаемые образцы, они решают, как группировать океаническую флору и фауну. Ниже приведен список основных типов или таксономических групп живых организмов в океанах:

  • (Annelida );
  • (Arthropoda );
  • (Chordata );
  • (Cnidaria );
  • Гребневики (Ctenophora );
  • (Echinodermata );
  • (Mollusca )
  • (Porifera ).

Есть также несколько типов морских растений. К самым распространенным относятся Chlorophyta , или зеленые водоросли, и Rhodophyta , или красные водоросли.

Адаптация морской жизни

С точки зрения наземного животного, подобного нам, океан может быть суровой средой. Однако морская жизнь приспособлена для жизни в океане. Характеристики, которые способствуют процветанию организмов в морской среде, включают способность регулировать потребление соли, органы для получения кислорода (например, жабры рыб), противостоять повышенному давлению воды, адаптация к недостатку света. Животные и растения, обитающие в приливной зоне имеют дело с экстремальными температурами, солнечным светом, ветром и волнами.

Существуют сотни тысяч видов морской жизни, от крошечного зоопланктона до гигантских китов. Классификация морских организмов очень изменчива. Каждый приспособлен к своей конкретной среде обитания. Все океанические организмы вынуждены взаимодействовать с несколькими факторами, которые не представляют проблем для жизни на суше:

  • Регулирующее потребление соли;
  • Получение кислорода;
  • Адаптация к давлению воды;
  • Волны и изменение температуры воды;
  • Получение достаточного количества света.

Ниже мы рассмотрим некоторые способы выживания морской флоры и фауны в этой окружающей среде, которая сильно отличается от нашей.

Солевая регуляция

Рыбы могут пить соленую воду и выводить избыток соли через жабры. Морские птицы также пьют морскую воду, а лишняя соль удаляется через «солевые железы» в носовую полость, а затем вытряхивается птицей. Киты не пьют соленую воду, а получают необходимую влагу их организмов, которыми они питаются.

Кислород

Рыба и другие организмы, которые живут под водой, могут получать кислород из воды либо через их жабры, либо через кожу.

Морские млекопитающие вынуждены всплывать на поверхность, чтобы дышать, поэтому у китов есть дыхательные отверстия сверху на голове, позволяющие вдыхать воздух из атмосферы, сохраняя большую часть тела под водой.

Киты способны оставаться под водой без дыхания в течение часа или более, так как очень эффективно используют свои легкие, наполняя до 90% объема легких с каждым вдохом, а также хранят необычно большое количество кислорода в крови и мышцах при погружении.

Температура

Многие животные океана являются хладнокровными (эктотермическими), и их внутренняя температура тела такая же, как и окружающая их среда. Исключением являются теплокровные (эндотермические) морские млекопитающие, которые должны поддерживать постоянную температуру своего тела независимо от температуры воды. Они имеют подкожный изолирующий слой, состоящий из жира и соединительной ткани. Этот слой подкожного жира позволяет им поддерживать свою внутреннюю температуру тела примерно такой же, как у наземных сородичей, даже в холодном океане. Изолирующий слой гренландского кита может достигать более 50 см в толщину.

Давление воды

В океанах давление воды увеличивается на 15 фунтов на квадратный дюйм каждые 10 метров. В то время как некоторые морские существа редко меняют глубину воды, далеко плавающие животные, такие как киты, морские черепахи и тюлени, за несколько дней путешествуют от мелководья до больших глубин. Как же они справляются с давлением?

Считается, что кашалот способен погружаться более чем на 2,5 км ниже поверхности океана. Одна из адаптаций заключаются в том, что легкие и грудная клетка сжимаются при погружениях на большие глубины.

Кожистая морская черепаха может погружаться более чем на 900 метров. Складные легкие и гибкая раковина помогают им выдерживать высокое давление воды.

Ветер и волны

Животные приливной зоны не нуждаются в адаптации к высокому давлению воды, но должны выдерживать сильное давление ветра и волн. Многие беспозвоночные и растения в этой обладают способностью цепляться за скалы или другие субстраты, а также имеют твердые защитные оболочки.

В то время как крупные пелагические виды, такие как киты и акулы, не подвержены воздействию шторма, их добыча может перемещать. Например, киты охотятся на копепод, которых может раскидать по разным отдаленным областям во время сильного ветра и волн.

Солнечный свет

Организмы, нуждающиеся в свете, такие как тропические коралловые рифы и связанные с ними водоросли, находятся в мелких, прозрачных водах легко пропускающих солнечный свет.

Так как подводная видимость и уровни освещенности могут меняться, киты не полагаются на зрение, чтобы найти пищу. Вместо этого они находят добычу, используя эхолокацию и слух.

В глубине океанской бездны, некоторые рыбы потеряли свои глаза или пигментацию, потому что они просто не нужны. Другие организмы являются биолюминесцентными, используя светоносные или свои собственные светопроизводящие органы, чтобы привлечь добычу.

Распределение жизни морей и океанов

От береговой линии до самого глубокого морского дна океан кишит жизнью. Сотни тысяч морских видов варьируются от микроскопических водорослей до , которое когда-либо жило на Земле, синего кита.

Океан имеет пять основных зон жизни, каждая с уникальными приспособлениями организмов к своей конкретной морской .

Эвфотическая зона

Эвфотическая зона является освещенным солнцем верхним слоем океана, приблизительно до 200 метров в глубину. Эвфотическая зона также известна как фотическая и может присутствовать как в озерах с морями, так и в океане.

Солнечный свет в фотической зоне позволяет осуществлять процесс фотосинтеза. - это процесс, посредством которого некоторые организмы преобразуют солнечную энергию и углекислый газ из атмосферы в питательные вещества (белки, жиры, углеводы и т.д.), и кислород. В океане фотосинтез осуществляется за счет растений и водорослей. Морские водоросли похожи на наземные растения: у них есть корни, стебли и листья.

Фитопланктон - микроскопические организмы, которые включают в себя растения, водоросли и бактерии, также обитают в эвфотической зоне. Миллиарды микроорганизмов образовывают огромные зеленые или синие пятна в океане, которые являются фундаментом океанов и морей. Благодаря фотосинтезу, фитопланктон ответственен за выработку почти половины кислорода, выброшенного в атмосферу Земли. Мелкие животные, такие как криль (тип креветок), рыбы и микроорганизмы, называемые зоопланктоном, все питаются фитопланктоном. В свою очередь, этих животных едят киты, крупная рыба, морские птицы и люди.

Мезопелагическая зона

Следующая зона, простирающаяся до глубины около 1000 метров, называется мезопелагической зоной. Эта зона также известна как сумеречная зона, так как свет в ее пределах очень тусклый. Отсутствие солнечного света означает, что в мезопелагической зоне практически нет растений, но крупные рыбы и киты ныряют туда, чтобы охотиться. Рыба в этой зоне мелкая и светящаяся.

Батипелагическая зона

Иногда животные из мезопелагической зоны (такие как кашалоты и кальмары) ныряют в батипелагическую зону, которая достигает глубины около 4000 метров. Батипелагическая зона также известна как полуночная зона, потому что свет не достигает ее.

Животные, обитающие в батипелагической зоне, небольшие, но у них часто бывают огромные рты, острые зубы и расширяющиеся желудки, которые позволяют им есть любую пищу, которая попадает в пасть. Большая часть этой пищи поступает из остатков растений и животных, спускающихся с верхних пелагических зон. У многих батипелагических животных нет глаз, потому что они не нужны в темноте. Поскольку давление настолько велико, что трудно найти питательные вещества. Рыбы в батипелагической зоне движутся медленно и имеют сильные жабры для извлечения кислорода из воды.

Абиссопелагическая зона

Вода на дне океана, в абиссопелагической зоне, очень соленая и холодная (2 градуса Цельсия или 35 градусов по Фаренгейту). На глубине до 6000 метров давление очень сильно - 11 000 фунтов на квадратный дюйм. Это делает невозможной жизнь для большинства животных. Фауна этой зоны, чтобы справиться с суровыми условиями экосистемы, выработала причудливые адаптивные особенности.

Многие животные этой зоны, включая кальмаров и рыб, являются биолюминесцентными, то есть производят свет через химические реакции в своих телах. Например, рыба удильщик имеет яркий отросток, расположенный перед его огромным зубастым ртом. Когда свет приманивает мелкую рыбешку, удильщик просто щелкает своими челюстями, чтобы съесть свою добычу.

Ультраабиссаль

Самая глубокая зона океана, найденная в разломах и каньонах, называется ультраабиссаль. Здесь живут немногие организмы, например, изоподы - тип ракообразных, родственный с крабами и креветками.

Такие как губки и морские огурцы, процветают в зонах абиссопелагия и ультраабиссаль. Как и многие морские звезды и медузы, эти животные почти полностью зависят от оседающих останков отмерших растений и животных, называемых морским детритом.

Однако не все донные обитатели зависят от морского детрита. В 1977 году океанографы обнаружили сообщество существ на дне океана, питающихся бактериями вокруг отверстий, называемых гидротермальными жерлами. Эти жерла отводят горячую воду, обогащенную минералами из недр Земли. Минералы питают уникальные бактерии, которые, в свою очередь, питают животных, таких как крабы, моллюски и трубчатые черви.

Угрозы для морской жизни

Несмотря на относительно малое представление об океане и его обитателях, человеческая деятельность нанесла этой хрупкой экосистеме колоссальный вред. Мы постоянно видим по телевидению и в газетах, что очередной морской вид оказался под угрозой исчезновения. Проблема может казаться удручающей, но есть надежда и много вещей, которые каждый из нас может сделать, чтобы спасти океан.

Угрозы представленные ниже не имеют какой-либо определенный порядок, поскольку в одних регионах они более актуальны, чем в других, а некоторые обитатели океанов сталкиваются с многочисленными угрозами:

  • Окисление океанов - если у вас когда-либо был аквариум, вы знаете, что правильный рН воды является важной частью поддержания здоровья ваших рыбок.
  • Изменение климата - мы постоянно слышим о глобальном потеплении, и не зря - оно негативно влияет, как на морскую, так и на наземную жизнь.
  • Перелов - это всемирная проблема, которая истощила множество важных промысловых видов рыбы.
  • Браконьерство и нелегальная торговля - несмотря на законы принятые для защиты морских обитателей, незаконный вылов процветает по сей день.
  • Сети - морские виды от мелких беспозвоночных до крупных китов могут запутаться и погибнуть в заброшенных рыболовных сетях.
  • Мусор и загрязнения - различные животные могут запутаться в мусоре, как и в сетях, а разливы нефти наносят огромный ущерб большинству морских обитателей.
  • Потеря среды обитания - по мере роста населения мира увеличивается антропогенная нагрузка на береговую линию, водно-болотные угодья, леса водорослей, мангровые заросли, пляжи, скалистые берега и коралловые рифы, которые служат домом для тысяч видов.
  • Инвазивные виды - виды введенные в новую экосистему способны нанести серьезный вред родным обитателям, так как из-за отсутствия естественных хищников у них может произойти демографический взрыв.
  • Морские суда - корабли могут нанести смертельные повреждения крупным морским млекопитающим, а также создают много шума, переносят на себе инвазивные виды, уничтожают якорями коралловые рифы, приводят к выбросу химических веществ в океан и атмосферу.
  • Океанский шум - в океане много естественных шумов являющихся неотъемлемой частью этой экосистемы, но искусственные шумы способны нарушить ритм жизни многих морских обитателей.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 с. Александров Гай

Открытый урок по биологии 5 класс

«Жизнь в морях и океанах»

Учитель биологии

Ларионова О.Н.

Технологическая карта.

Предмет

биология

Класс

5 класс

Тема урока

Жизнь в морях и океанах

Тип урока

Урок комплексного применения знаний, умений; комбинированный

Цели

Сформировать представления о разнообразии организмов в морях и океанах

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся должны уметь характеризовать условия жизни организмов; выявлять черты приспособленности к определенным условиям

Объяснять сущность понятия «планктон».

Приводить примеры флоры и фауны морей и океанов по рисункам учебника.

Создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, умение договариваться, действовать сообща. Слушать других, принимать другую точку зрения); - создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности); -создать условия для формирования познавательных универсальных действий (заполняют таблицу, изучают многообразие организмов, обитающих на разных материках).

Проявлять интерес и любознательность к изучению темы. Ответственное отношение к природе; осознание необходимости защиты окружающей среды.

Основные понятия, изучаемые на уроке

планктон, прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы.

Организационная структура урока

Доброе утро. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке биологии. Пусть девизом нашей встречи будут следующие утверждения… Не бойся необычных идей и «сумасшедших» ответов! Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия. Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях! Сегодня у нас необычный урок, урок – путешествие, для того чтобы получить новые знания мы станем настоящими детективами. Детектив в своей работе, безусловно, должен опираться на знания, накопленный практический опыт, но и должен обладать определенным чутьем, интуицией, воображением и уметь оценивать свои действия. У вас на столе лежит индивидуальная карта оценки, в которой вы будете отмечать каждое выполненное задание.

А чтоб урок пошел каждому впрок, активно включайся в работу дружок

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

Проверка

домашнего задания. Мотивация

Коммуникативные- планирование учебного Сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования

Как готовы вы сегодня к уроку?

Беседа по вопросам

1. Перечислите природные зоны.

2. От чего зависит распространение природных зон.

3. Какое природное сообщество самое бедное?

4.Почему влажный тропический лес самое богатое сообщество?

5.Работают с тестом.

(За каждый правильный ответ ракушка)

Используют индивидуальные карты. Заполняют их.

Выполнение теста.

Выставление оценки за тест.

Отвечают на вопросы.

презентация.

Актуализация субъективного опыта

познавательная-анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные : целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Мы с вами продолжаем изучать растительный и животный мир. Сегодня за каждый правильный ответ вы получили ракушку. Как вы думаете почему именно ракушку.

Загадки.

1. Состоит он из морей

Ну, давай, ответь скорей

Это – не воды стакан,

А огромный ………….. океан

2. Без конца и края Лужа
Не страшна ей злая стужа.
В Луже ходят корабли,
Далеко им до земли море

3. И долга и коротка,

А один одному не верит;

Всяк сам по себе мерит. жизнь

Вчера, 10 апреля ко мне обратились живые организмы: планктон, акула, камбала, скат, военный португальский кораблик и ещё непонятный объект причудливой формы с органами свечения. На сегодняшний день неизвестно, где они должны находится. Надежда только на особый союз детективов нашей школы, задача которых распределить заблудившиеся организмы по своим этажам.

Определяют тему урока из слов океан, море, жизнь.

Учащиеся ставят цель урока. Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

Ставят проблему.

«Как заселены живыми организмами моря и океаны»

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. коммуникативные- сотрудничество в поиске информации

регулятивные – планирование, прогнозирование.

1. В океане можно выделить следующие сообщества: поверхность воды, толще воды, донное, кораллового рифа, глубоководная зона

2. Используя текст учебника на

Стр. 135-137.заполните таблицу.


Подписи к слайдам:

Без конца и края Лужа Не страшна ей злая стужа. В Луже ходят корабли, Далеко им до земли. МОРЕ И долга и коротка, А один одному не верит; Всяк сам по себе мерит. ЖИЗНЬ Состоит он из морей Ну, давай, ответь скорей Это – не воды стакан, А огромный ………….. ОКЕАН

ПРЕДЛОЖИТЕ ТЕМУ УРОКА, используя слова: ОКЕАН ЖИЗНЬ МОРЕ

Жизнь в морях и океанах

НАЗОВИТЕ ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС К УРОКУ Как заселены живыми организмами моря и океаны?

«Океан» Сообщество поверхности воды 5 этаж Сообщество кораллового рифа 4 этаж Сообщество толщи воды 3 этаж Глубоководное сообщество 2 этаж Донное сообщество 1 этаж (фундамент)

сообщества: поверхности воды толщи воды: донное (небольшие глубины) глубоководное сообщество 1. планктон 2.активно плавающие организмы главные проблемы: Как удержаться на поверхности воды Как удержаться в толще воды и передвигаться в ней Как передвигаться по дну и защищаться от врагов Как ориентироваться в темноте

ПОПУТНОГО ВЕТРА ВСЕМ ПАРУСНИКАМ! ВПЕРЕД ЗА ПОИСКОМ ОТВЕТОВ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

главные проблемы Как удержаться на поверхности воды Как удержаться в толще воды и передвигаться в ней Как передвигаться по дну и защищаться от врагов Как ориентироваться в темноте сообщества: поверхности воды … толщи воды … донное (небольшие глубины) глубоководное сообщество как решаются проблемы Особенности строения: плоское тело, легкий воздушный пузырь, гребень-парус Малые размеры; выросты, щетинки на теле. Обтекаемая форма тела, сильные мышцы, плавники и … Особенности строения: форма тела, специальные органы прикрепления, окраска… Светящиеся органы португальский военный кораблик парусник летучая рыба  активно плавающие  организмы  кораллы  глубоководные рыбы  планктон 

ВЫВОД: Жизнь в морях и океанах разнообразна Разнообразны природные сообщества С погружением в глубь морей и океанов живых существ становится всё меньше и реже встречаются высокоразвитые организмы

Предположите, к каким сообществам относятся эти организмы?

Прощай же море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы!

СПАСИБО ВСЕМ ЗА ПУТЕШЕСТВИЕ!

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Литература Плешаков А. А., Сонин Н. И. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений ∕ Плешаков А. А., Сонин Н. И. – 2–е изд., испр. – М.: Дрофа, 2007 Природоведение. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина ∕ Плешаков А. А., Сонин Н. И. – 2–е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011 Природоведение. 5 класс: метод. пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина ∕ В. Н. Кириленкова, В. И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2007 Программа для образовательных учреждений. Биология 6 – 11 классы. Программа основного общего образования по биологии. 5 класс. (авторы: А. А. Плешаков Н. И. Сонин,). 5-изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010 г Семенцова В. Н. Природоведение. 5 класс: Технологические карты уроков: метод. пособие. – СПб.: Паритет, 2002 CD диски Открытая биология. Версия 2,5. Автор курса Д. И. Мамонтов. Под ред. канд. биологич. наук А. В. Маталина. ООО Физикон, 2003 Природоведение. 5 класс: мультимедийное приложение к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Электронное учебн. изд. – ООО Дрофа, 2005, ООО Физикон, 2005 Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000 Энциклопедия Мир вокруг нас., 2000


Мировой океан, образующий большую часть водной оболочки Земли – гидросферы, – это наиболее полно освоенная жизнью часть нашей планеты. Вся толща океана, от поверхности до дна глубоководных впадин, заселена живыми организмами. Приполярные и полярные моря не составляют исключения, эти пространства чрезвычайно богаты жизнью. Вода оказывается наиболее благоприятной средой для живых существ по нескольким причинам. Во-первых, она хороший растворитель для многих веществ, и в океанской воде можно найти все необходимые живым существам элементы. Микроорганизмы и растения накапливают эти вещества, а затем животные получают их с пищей.

Не менее важны для всех живых организмов, в том числе и животных, тепловые свойства воды морей и океанов, в первую очередь то, что она по сравнению с сушей медленно нагревается и медленно остывает, и поэтому условия существования в воде более постоянны, чем на поверхности суши. Если взять планету в целом, то температура приповерхностных слоёв воздуха над сушей изменяется от -70 С до +85 С а температура верхних слоёв воды в открытом океане – только от -2 С до +36 С.

Чрезвычайно важна для жизни на Земле замечательная способность воды расширяться при замерзании, благодаря чему лёд, имея меньший удельный вес, плавает по поверхности, защищая воду от дальнейшего промерзания. При этом сам лёд проводит тепло хуже воды и выступает как прекрасный теплоизолятор. Если поверх льда ложится пушистый снег, то "одеяло" водоёмов становится ещё надежнее. Наконец, исключительно важно для животных то, что вода – очень плотная жидкость. Благодаря этому огромное количество живых организмов могут в течение всей жизни существовать в воде во взвешенном состоянии.

Хотя океан и самые глубокие места морей и населены на всю глубину жизнью, это не означает, что животных одинаково много в любой их части. Наоборот, плотность населения в разных участках может отличаться в тысячи раз. Кроме того, сильные колебания количества животных происходят и во времени: в одном и том же месте "то густо, то пусто". Чтобы разобраться, почему так получается, посмотрим, что ограничивает в северных морях возможности для жизни животных. Любой известной нам жизни необходимы энергия и вещество в доступной форме.

Солнечная энергия, которая улавливается водорослями и микроорганизмами, поступает сверху, а нужные вещества накапливаются, как правило, внизу, в придонных слоях воды и осадках. Поэтому основные скопления жизни наблюдаются на относительно мелководных материковых шельфах и в так называемых апвеллингах – участках моря, на которых к поверхности поднимаются струи глубоководных течений, приносящие с собой необходимые вещества.

Одной из научных сенсаций второй половины ХХ века стало открытие совершенно нового типа скоплений жизни, продуктивность которых не зависит от поступления солнечной энергии. Эти сообщества развиваются там, где в океан проникают вулканические газы или просачиваются органические вещества из расположенных в толще осадков месторождений нефти и природного газа. Такие вещества могут служить пищей некоторым видам бактерий, а за счет бактерий существуют простейшие и многоклеточные животные. Для скоплений живых организмов, кормящихся на потоках истекающих из глубин земли газов, почти безразлично, что происходит в верхних, зависящих от переменчивых условий нашей планеты слоях морей и океанов.

То, что подобные сообщества жизни пока не открыты в таком малоизученном районе мирового океана, как Арктика, не означает, что их там нет. Это просто еще одно напоминание, о том, что наша планета далеко не исчерпала своей способности преподносить нам сюрпризы там, где мы их меньше всего ожидаем.

Для населения полярных морей большую роль играет то, что продуктивная часть водоемов – прибрежная – подвергается сильному опреснению за счет речного стока сибирских рек, а пресные и опресненные воды мало подходят для обитания морских организмов, которые могут выжить только в соленой воде. Наибольшим разнообразием видов жизни в Полярном бассейне отличаются те моря на западе, куда достигают струи более теплых и соленых вод из Северной Атлантики, а также районы на востоке, куда через Берингов пролив проникают воды Тихого океана.

Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселен от самых верхних до самых нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества. Знакомство с ними мы начнем с поверхности воды.

Вот плывет небольшое (около 30 см в длину) странное существо. Синее с красным парусом. Это животное с необычным названием португальский военный кораблик (в старину португальцы ярко раскрашивали свои боевые корабли). Существо это - родственник медуз. Оно не тонет, потому что имеет большой легкий воздушный пузырь. Сверху на этом пузыре есть гребень, который и служит парусом. А вниз, в воду, уходят длинные щупальца. С их помощью кораблик ловит себе еду: рачков, рыбок.

На поверхности океана плавают и другие родственники медуз - парусники. У них плоское, как плот, овальное тело, на котором возвышается треугольный парус. Парусник, как и кораблик, хищник, свою добычу он захватывает щупальцами. Плоское тело парусника похоже на палубу корабля, на ней можно увидеть «матросов» - маленьких крабиков. Захотев есть, такой крабик осторожно спускается к «днищу» своего живого корабля и выхватывает из его щупалец пойманных рачков. Другой «матрос» на «палубе» парусника - хищный моллюск янтина - не столь безобиден: он объедает мягкие ткани парусника. На поверхности воды живут морские водомерки, похожие на пресноводных. Они часто отдыхают на «палубе» парусника. А одна из летучих рыб откладывает на парусник икру. Все эти организмы составляют сообщество поверхности воды .

Сообщество толщи воды включает планктон и активноплавающие организмы. Планктоном (от греческого слова «планктос» - блуждающий) называют все множество живых существ, парящих в толще воды. Это разнообразные водоросли, лучевики, рачки. Все они мелкие и обычно имеют на теле выросты, щетинки, чтобы вода лучше поддерживала их. Активно плавают кальмары, различные рыбы, дельфины, киты. Они имеют вытянутое обтекаемое тело и сильные мышцы - приспособления для быстрого плавания. В толще воды складываются цепи питания: водорослями кормятся рачки, рачками - мелкие рыбки, а ими - более крупные рыбы, кальмары, дельфины. Удивительно, что многие киты, эти гиганты моря, кормятся планктоном.

Очень богато видами донное сообщество , складывающееся на небольших глубинах. Помимо прикрепленных ко дну водорослей, здесь живут всевозможные моллюски с красивыми раковинами, актинии, раки-отшельники, креветки, морские ежи и морские звезды, осьминоги, а также множество рыб. Среди них особенно известны камбалы, скаты, удильщики.

Еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа . Коралловые рифы - постройки, созданные бесчисленными маленькими морскими животными - коралловыми полипами. Рифы распространены в теплых тропических морях на мелководье и напоминают роскошные сказочные сады, населенные множеством причудливых обитателей. Это сообщество - одно из неповторимых морских чудес. По богатству жизни оно уступает только влажному тропическому лесу на суше.

А на больших глубинах океана, в вечной темноте, сложилось особое глубоководное сообщество. Растений здесь нет. Водятся некоторые виды кальмаров, креветок, причудливой формы рыбы. Питаются эти жители бездны мертвыми остатками организмов, «падающими» из верхних слоев воды, а также хищничают, поедая друг друга. Многие из здешних обитателей светятся: одни таким образом приманивают добычу, а другие защищаются от врагов - выпуская яркое облачко, сбивают с толку хищников.

Проверьте свои знания

  1. Какие природные сообщества морей и океанов вы знаете?
  2. Какие существа составляют сообщество поверхности воды и как они между собой связаны?
  3. Какие две группы организмов включает сообщество толщи воды?
  4. Перечислите организмы, составляющие донное сообщество и сообщество кораллового рифа.
  5. Каковы особенности глубоководного сообщества?

Подумайте!

  1. Сравните условия существования организмов в разных водных сообществах. Где условия наиболее благоприятны?
  2. Почему сообщество кораллового рифа особенно богато видами?
  3. Можно ли по внешнему виду морских организмов сказать, к какому природному сообществу они относятся? Приведите примеры.
  4. Назовите организмы, изображенные на рисунке, и определите, к каким сообществам они относятся.

Моря и океаны богато населены живыми организмами. Здесь складываются разнообразные природные сообщества: сообщество поверхности воды, сообщество толщи воды, донное сообщество и сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Вопрос 1. Какие природные сообщества морей и океанов вы знаете?

Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселен от самых верхних до самых нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества.

1)Сообщество кораллового рифа

2)Сообщество поверхности воды

3)Донное сообщество

4)Глубоководное сообщество

5)Сообщество толщи воды

Вопрос 2. Какие существа составляют сообщества поверхности воды и как они между собой связаны?

На поверхности океана плавают родственники медуз - парусники. У них плоское, как плот, овальное тело, на котором возвышается треугольный парус. Парусник, как и кораблик, хищник, свою добычу он захватывает щупальцами. Плоское тело парусника похоже на палубу корабля, на ней можно увидеть «матросов» - маленьких крабиков. Захотев есть, такой крабик осторожно спускается к «днищу» своего живого корабля и выхватывает из его щупалец пойманных рачков. Другой «матрос» на «палубе» парусника - хищный моллюск янтина - не столь безобиден: он объедает мягкие ткани парусника. На поверхности воды живут морские водомерки, похожие на пресноводных. Они часто отдыхают на «палубе» парусника. А одна из летучих рыб откладывает на парусник икру. Все эти организмы составляют сообщество поверхности воды.

Вопрос 3. Какие две группы организмом включает сообщество толщи воды?

Сообщество толщи воды включает планктон и активноплавающие организмы. Планктоном (от греческого слова «планктос» - блуждающий) называют все множество живых существ, парящих в толще воды. Это разнообразные водоросли, лучевики, рачки. Все они мелкие и обычно имеют на теле выросты, щетинки, чтобы вода лучше поддерживала их. Активно плавают кальмары, различные рыбы, дельфины, киты. Они имеют вытянутое обтекаемое тело и сильные мышцы - приспособления для быстрого плавания. В толще воды складываются цепи питания: водорослями кормятся рачки, рачками - мелкие рыбки, а ими - более крупные рыбы, кальмары, дельфины. Удивительно, что многие киты, эти гиганты моря, кормятся планктоном.

Вопрос 4. Перечислите организмы, составляющие донное сообщество и сообщество кораллового рифа.

Очень богато видами донное сообщество, складывающееся на небольших глубинах. Помимо прикрепленных ко дну водорослей, здесь живут всевозможные моллюски с красивыми раковинами, актинии, раки-отшельники, креветки, морские ежи и морские звезды, осьминоги, а также множество рыб. Среди них особенно известны камбалы, скаты, удильщики.

Еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа. Коралловые рифы - постройки, созданные бесчисленными маленькими морскими животными - коралловыми полипами. Рифы распространены в теплых тропических морях на мелководье и напоминают роскошные сказочные сады, населенные множеством причудливых обитателей. Это сообщество - одно из неповторимых морских чудес. По богатству жизни оно уступает только влажному тропическому лесу на суше.

Вопрос 5. Каковы особенности глубоководного сообщества?

А на больших глубинах океана, в вечной темноте, сложилось особое глубоководное сообщество. Растений здесь нет. Водятся некоторые виды кальмаров, креветок, причудливой формы рыбы. Питаются эти жители бездны мертвыми остатками организмов, «падающими» из верхних слоев воды, а также хищничают, поедая друг друга. Многие из здешних обитателей светятся: одни таким образом приманивают добычу, а другие защищаются от врагов - выпуская яркое облачко, сбивают с толку хищников.

Вопрос 6. Вспомните, почему начиная с определенной глубины в океане не встречаются растения. Будут ли они там расти, если их специально посадить? Обоснуйте свой ответ.

Растениям на большой глубине не достаточно света, а без него они не могут учувствовать в процессе фотосинтеза. Если их специально посадить на большую глубину они не будут расти, так как наблюдается нехватка солнечного света.

Вопрос 7. Сравните условия существования организмов в разных водных сообществах. Где условия наиболее благоприятны?

Все водные обитатели, несмотря на различия в образе жизни, должны быть приспособлены к главным особенностям своей среды. Эти особенности определяются, прежде всего, физическими свойствами воды: ее плотностью, теплопроводностью, способностью растворять соли и газы.

Плотность воды определяет ее значительную выталкивающую силу. Это значит, что в воде облегчается вес организмов и появляется возможность вести постоянную жизнь в водной толще, не опускаясь на дно. Множество видов, преимущественно мелких, неспособных к быстрому активному плаванию, как бы парят в воде, находясь в ней во взвешенном состоянии. Совокупность таких мелких водных обитателей получила название планктон. В состав планктона входят микроскопические водоросли, мелкие рачки, икра и личинки рыб, медузы и многие другие виды. Планктонные организмы переносятся течениями не в силах противостоять им. Наличие в воде планктона делает возможным фильтрационный тип питания, т. е. отцеживание, при помощи разных приспособлений, взвешенных в воде мелких организмов и пищевых частиц. Оно развито и у плавающих, и у сидячих донных животных, таких, как морские лилии, мидии, устрицы и другие. Сидячий образ жизни был бы невозможен у водных обитателей, если бы не было планктона, а он, в свою очередь, возможен только в среде с достаточной плотностью.

Плотность воды затрудняет активное передвижение в ней, поэтому быстро плавающие животные, такие, как рыбы, дельфины, кальмары, должны иметь сильную мускулатуру и обтекаемую форму тела. В связи с высокой плотностью воды давление с глубиной сильно растет. Глубоководные обитатели способны переносить давление, которое в тысячи раз выше, чем на поверхности суши.

Свет проникает в воду лишь на небольшую глубину, поэтому растительные организмы могут существовать только в верхних горизонтах водной толщи. Даже в самых чистых морях фотосинтез возможен лишь до глубин в 100-200 м. На больших глубинах растений нет, а глубоководные животные обитают в полном мраке.

Температурный режим в водоемах более мягок, чем на суше. Из-за высокой теплоемкости воды колебания температуры в ней сглажены, и водные обитатели не сталкиваются с необходимостью приспосабливаться к сильным морозам или сорокаградусной жаре. Только в горячих источниках температура воды может приближаться к точке кипения.

Одна из сложностей жизни водных обитателей - ограниченное количество кислорода. Его растворимость не очень велика и к тому же сильно уменьшается при загрязнении или нагревании воды. Поэтому в водоемах иногда бывают заморы - массовая гибель обитателей из-за нехватки кислорода, которая наступает по разным причинам.

Вопрос 8. Почему сообщество кораллового рифа наиболее богато видами? На какое земное природное сообщество оно похоже по большому многообразию видов?

Коралловые рифы - необыкновенные места в океане. Эти самые старые и богатые естественными сообществами экосистемы нашей планеты сохраняют стабильность, несмотря на радикальные эволюционные изменения всей земной биоты.

Рифы распространены в теплых тропических морях на мелководье и напоминают роскошные сказочные сады, населенные множеством причудливых обитателей. Это сообщество - одно из неповторимых морских чудес. По богатству жизни оно уступает только влажному тропическому лесу на суше.

Вопрос 9. Можно ли по внешнему виду морских организмов сказать, к какому природному сообществу они относятся?

У живущих в толще воды и активно плавающих животных тело имеет обтекаемую форму и смазано слизью, уменьшающей трение при передвижении. Развиты приспособления для повышения плавучести: скопления жира в тканях, плавательные пузыри у рыб, воздухоносные полости у сифонофор. У пассивно плавающих животных увеличивается удельная поверхность тела за счет выростов, шипов, придатков; тело уплощается, происходит редукция скелетных органов. Разные способы передвижения: изгибание тела, с помощью жгутиков, ресничек, реактивный способ передвижения (головомоллюски).

У придонных животных исчезает или слабо развит скелет, увеличиваются размеры тела, обычна редукция зрения, развитие осязательных органов.

Вопрос 10. Назовите организмы, изображенные на рисунке, и определите, к каким сообществам они относятся.

Дельфин относится к сообществу толщи воды. Осьминоги и глубоководные рыбы обитают в глубоководном сообществе. Кораллы и актинии представители сообщества кораллового рифа. Рыбы представители сообщества толщи воды. Мелкие рачки – планктон - представители сообщества поверхности воды.