Урок биологии "аквариум". Технологическая карта урока-экскурсии по биологии (5-й класс) Экскурсии для школьных групп

С 19 сентября каждую среду Приморский океанариум открыт только для организованных групп дошкольников, школьников и студентов. Там начинают работу роект «Просветительская среда». Об этом сообщает «Приморская газета» со ссылкой на пресс-службу океанариума.

Каждую среду в течение учебного года океанариум посещают порядка 500 человек, и большинство из них школьники. На «Урок в океанариуме» приезжают школьники не только из Владивостока, но и из других населённых пунктов Приморья и даже из Хабаровского края

— Наиболее популярны «Уроки в океанариуме» для школьников всех классов, — уточнила начальник отдела экологического просвещения Наталья Мирошникова. — 13 занятий разработаны на основе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, из них пять — специально для младших классов. Ученики этого возраста — самые активные участники «Просветительской среды», поэтому мы расширили количество занятий для начальной школы, а для первых классов вводим занятия с игровыми модулями. Также «Уроки в океанариуме» позволяют углубиться в темы, которые мало изучают в школе, участвуя в проекте можно узнать о мире микроскопических организмов или эволюции жизни на Земле и в океане.

Занятия в рамках проекта «Урок в океанариуме» разработаны по таким предметам, как биология, окружающий мир и география. Они проходят в экспозициях, где дети могут увидеть животных в условиях, схожих с естественной средой их обитания. Все занятия проводятся бесплатно, но на них необходимо записываться заранее. Информация по записи находится на вкладке «Просветительские программы», также мы предлагаем тематические экскурсии, школьные мастер-классы и лабораторные занятия.

— У каждого занятия в океанариуме обязательно присутствует экологическая составляющая, мы рассказываем детям, как беречь и сохранять водную среду и её обитателей, — добавила начальник службы обеспечения исследований Приморского океанариума Ольга Шевченко. — Во время занятий мы показываем, каким разнообразным и хрупким может быть окружающий мир и объясняем, что каждый из нас несёт ответственность за его сохранение.

Востребованность «Урока в океанариуме» привела к тому, что со временем он вырос в большой образовательный проект «Просветительская среда», в рамках которой проходят игровые экскурсии для дошкольников, а также экскурсии для воспитанников детских домов, коррекционных школ и реабилитационных центров. Помимо этого, по средам на базе Приморского океанариума организованы занятия для студентов различных специальностей — биологов, экологов, дизайнеров, а также для иностранных студентов, изучающих русский язык. Почти 20 тысяч ребят уже приняли участие в «Просветительской среде».

Недавно «Крокус Сити Океанариум» запустил новый образовательный проект - открытые уроки по биологии и географии для школьников Москвы и области, а также гостей столицы.

Первые живые организмы, которые появились миллиарды лет назад, первые насекомые Земли, пальмы времен мезозойской эры - такие экспонаты лучше действительно один раз увидеть, чем сто раз услышать о них на обычном школьном уроке!

Школьный урок в музее Москвы на примере посещения «Крокус Сити Океанариума»

Несколько лет назад в Москве был открыт новый образовательный проект — «Урок в музее» , призванный, с одной стороны, дополнить и разнообразить школьную программу, а с другой — приобщить школьников к посещению столичных музеев, выставок, парков и других учреждений культуры.

Такой школьный урок проводится в рамках изучения отдельного предмета учебной программы и строится таким образом, чтобы с максимальной пользой использовать музейную экспозицию — для всестороннего и прикладного изучения предмета.

«Крокус Сити Океанариум» сегодня также предлагает школьникам Москвы и области, а также гостям столицы новый формат посещения — проведение школьного урока по биологии и географии .

Цели учебного занятия для школьников в «Крокус Сити Океанариуме»:

  • усвоение учениками информации о единстве происхождения и едином плане строения живых организмов,
  • освоение учащимися инструментальных методов исследования в области микробиологии и цитологии,
  • развитие познавательного интереса к естественным наукам и творческого подхода к образовательной деятельности.

Скучно не будет!

Специалисты «Крокус Сити Океанариума» для проведения урока готовы взять за основу любую школьную программу. Такой урок будет отличаться от тех, которые проходят в школе. Интерактивный, в соприкосновении с живой природой.

Во время занятия школьники познакомятся с теми, кого в дикой природе увидеть практически невозможно. Акулы, барракуды, скаты, мурены, обитатели пресных водоемов со всего мира, а в «Джунглях» на третьем этаже — живые тропические растения, птицы, рептилии, бабочки, амфибии, обезьяны и даже хамелеон. Согласитесь, естественные науки нужно изучать не только в классе…

С 1 октября 2019 г. по 30 апреля 2020 г. Приморский океанариум приглашает школьников принять участие в программе «Урок в океанариуме» в рамках проекта «Просветительская среда».

Внимание! На новогодних выходных проект «Просветительская среда» не работает! Просим записываться на посещение проекта с 15 января 2020 г .

ПРОГРАММА «УРОК В ОКЕАНАРИУМЕ»

Занятия в рамках программы «Урок в океанариуме» проводятся в экспозициях. Продолжительность занятия — от 45 до 90 мин.

Расписание начала занятий: 10:00 (для начальных классов), 11:00 (после посещения выступления в дельфинарии), 14:00, 15:00 (после посещения выступления в дельфинарии)

Занятия проводятся бесплатно для школьников и сопровождающих их взрослых (один взрослый на 10 учеников включая учителя). Группа школьников — до 30 человек. В рамках занятия школьники смогут посетить выступление морских млекопитающих в дельфинарии в 11:00 и 15:00. Правила участия в программе «Урок в океанариуме»

ВАЖНО: В программу занятий не входит экскурсия по всем экспозициям океанариума! Тематические экскурсии предлагаются на платной основе

ВАЖНО!

Занятие проводится для одного класса до 30 детей одного возраста.

- «Урок в океанариуме» проходит в ограниченном количестве экспозиций и НЕ ВКЛЮЧАЕТ обзорную экскурсию.

Поездка в океанариум может быть организована родителем, но присутствие педагога с классом ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Сопровождающие лица по правилам программы следят за дисциплиной группы и помогают раздавать и собирать материалы занятия.

Дети должны иметь при себе пишущие принадлежности в день занятия.

Необходимо приезжать за 20 минут до начала занятия.

Как стать участником программы «Урок в океанариуме»:

Запись на занятия производится через регистрационную форму . Организатор посещения заполняет заявку и пересылает на электронную почту . Заявка может считаться принятой только после получения подтверждения по электронной почте!

В ответ на заявку организатор получает описание занятия для подготовки к нему класса, памятку для педагога , ответственного за посещение, и памятку для сопровождающих (1 взрослый на 10 детей, включая преподавателя).

- Описание занятия предназначено для педагога, который повторяет с классом нужную тему. Памятки передаются педагогу, ответственному за посещение и сопровождающим, которые должны ознакомиться с ними и поставить подписи.

За 6 дней до посещения «Урока в океанариуме» (четверг накануне) организатор посещения отправляет на электронную почту oceaneducation@сайт скан-копию приказа директора школы с указанием количества и возраста детей (класса), ФИО преподавателя, сопровождающего класс, а также скан памятки , подписанной педагогом.

За 2 дня до посещения «Урока в океанариуме» на электронный адрес oceaneducation@сайт необходимо отправить ФИО сопровождающих лиц, скан памятки, подписанный сопровождающими лицами и номер автобуса (в случае, если на момент подачи заявки и приказа не было информации по данным позициям).

Замена взрослого, сопровождающего детей, возможна не позднее, чем за 2 дня до посещения, и об этом необходимо уведомить контактное лицо от Приморского океанариума.

При посещении педагогу , ответственному за посещение, необходимо иметь при себе:

  • оригинал приказа директора школы,
  • подписанный оригинал памятки педагогу,
  • подписанный оригинал памятки сопровождающим,
  • паспорт.

Сопровождающим лицам иметь при себе паспорта.

Цель : сформировать знания о водном биогеоценозе .

Задачи :

    Отработать умение определять взаимосвязи организмов в аквариуме и причины неустойчивости равновесия этой искусственной системы.

    Ознакомить с правилами ухода за аквариумом.

Оборудование : аквариумы, «Цепи питания в аквариуме».

В начале занятия в короткой беседе мобилизуются знания студентов о том, что такое «биогеоценоз», «пищевые связи», «цепи питания», «экологические группы организмов». В беседе студенты вспоминают также о том, что различные водные и наземные биогеоценозы различаются по видовому составу населяющих их организмов, по условиям обитания и по размерам занимаемых территорий. Преподаватель сообщает, что с особенностями водных биогеоценозов студенты ознакомятся на ближайших занятиях, и предлагает на данном занятии рассмотреть простейшую искусственную экологическую систему- аквариум. Преподаватель поясняет, что аквариум можно рассматривать как модель биогеоценоза, так как в нем, как и в любом биогеоценозе, имеются органические компоненты- растения, животные и микроорганизмы, неорганические- вода и грунт, имеется комплекс взаимосвязей между организмами и факторами неживой природы.

Затем преподаватель ставит перед студентами задачу определить основные экологические группы организмов в аквариуме. Студенты устанавливают, что в аквариуме есть все основные группы организмов,характерные для биогеоценоза: создатели органического вещества – одноклеточные и многоклеточные водоросли и другие водные растения; потребители-водные беспозвоночные и рыбы, питающиеся растениями, одноклеточными микроорганизмами, другими беспозвоночными; разрушители- различные микроорганизмы, которые разлагают органические вещества до простых неорганических соединений. Преподаватель поясняет, что растительноядных животных называют потребителями первого порядка, а плотоядных- потребителями второго порядка. Между всеми экологическими группами организмов устанавливаются различные взаимосвязи, прежде всего пищевые связи. Растения в процессе фотосинтеза поглощают из воды соли и углекислый газ, выделяемый организмами, обитающими в аквариуме. Животные поглощают кислород, выделяемый растениями, поедают растения или других животных- обитателей аквариума.

Преподаватель предлагает одному из студентов изобразить на доске(а остальным- в тетрадях) схему взаимосвязей между основными группами организмов в аквариуме.

Затем преподаватель предлагает студентам рассмотреть таблицу «Цепи питания в аквариуме» и отметить особенности этих цепей питания. Студенты отмечают, что цепи питания в аквариуме очень короткие - всего 2-3 звена. Преподаватель поясняет, что длина цепей питания зависит от видового состава населяющих биогеоценоз организмов. В аквариуме видовой состав очень беден. На такой небольшой территории может существовать только ограниченное число организмов. В природе такой биогеоценоз, с бедным видовым составом и короткими цепями питания, не смог бы существовать. Жизнь в аквариуме поддерживается искусственно: создается нужная температура воды, освещенность, насыщенность воды кислородом, извне привносятся недостающие звенья цепей питания.

На конкретных примерах рассматриваются возможные причины нарушения равновесия в аквариумах с разным видовым составом организмов и способы устранения этих нарушений. Так, в аквариуме, где есть водные растения, улитки, дафнии, плотоядные рыбы, равновесие нарушается из-за недостатка пищи для рыб: рыбы поедают дафний быстрее, чем они размножаются. В цепи питания выпадает одно звено- дафнии. Для поддержания жизни в аквариуме необходимо периодически вносить извне дафний и другой корм для рыб.

Если в аквариуме нет улиток, вода и стенки становятся мутными, бурно развиваются одноклеточные зеленые водоросли (вода в аквариуме «цветет»), условия жизни в аквариуме ухудшаются. Устранить эти нарушения можно, заселив аквариум улитками, которые поедают водоросли, различные органические остатки и очищают аквариум.

В последующей обобщающей беседе обсуждаются правила ухода за аквариумом, выясняют, какой водой и грунтом следует заполнять аквариум, какими водными растениями, беспозвоночными и рыбами заселить его, какой температурный и воздушный режим следует соблюдать, чем и как кормить рыб, и др.

В конце занятий преподаватель дает студентам задания. Одной группе студентов поручает оформить на сменном стенде колонку «Аквариум» (привести практические рекомендации по созданию аквариума и уходу ха ним). Другой группе дается задание подготовить к следующему занятию доклады на темы « Значение водной растительности в жизни водоема», «Рыбы наших водоемов», «Ценные и промысловые рыбы». Третьей группе студентов преподаватель предлагает провести наблюдение за жизнью в аквариуме: очисткой стенок аквариума улитками, рождением и развитием молоди рыб; привыканием рыб к месту и времени кормления и др.

Отдельным студентам по их желанию можно дать задания провести специальные наблюдения. Содержание заданий приводится ниже.

Задание 1. Проведите наблюдения за рыбами гурами (петушками или скаляриями) в период нереста и после него. Ответьте на вопросы:

    Как ведут себя рыбки перед икрометанием? Во время его?

    Проявляется ли у рыб этого вида забота о потомстве?

    Имеются ли внешние различия между самкой и самцом в период нереста?

    Сохраняются ли внешние различия полов после нереста?

    Влияют ли внешние условия (количество корма, температура, освещение и др.) на размножаемость рыб в аквариуме.

    Сколько времени проходит с момента нереста до выклюва молоди из икры?

Задание2. Проведите наблюдения за аквариумными рыбками и выясните биологические особенности размножения рыб различных видов (гуппи, меченосцы, петушки, гурами, золотые рыбки).

Ответьте на вопросы:

    Какие рыбы мечут икру? Для каких рыб характерно живорождение?

    Рыбы каких видов проявляют заботу о потомстве?

    В чем особенности поведения рыб каждого из видов перед нерестом(перед рождением мальков)?

    У рыб каких видов внешние различия между особями разных полов появляются в период размножения? В чем они проявляются?

    У рыб каких видов внешние различия между самцами и самками имеются всегда, независимо от их физиологического состояния?

Задание 3. Некоторые рыбы имеют свойство приобретать окраску, сходную с фоновой окраской окружающей среды обитания (покровительственную). Для наблюдения за изменением окраски рыб проведите следующие опыты.

    В аквариум со светлым грунтом посадите несколько речных окуньков, отметьте в тетради, какая у них окраска. Через сутки установите, изменилась ли окраска рыб. Данные занесите в тетрадь.

    Перенесите окуньков в аквариум с темным грунтом(темная галька или хорошо промытый древесный уголь). Отметьте, какие изменения произошли в окраске рыб и за какой промежуток времени. Пронаблюдайте, происходит ли подобное с обычными видами аквариумных рыб. Результаты опытов занесите в тетрадь.