Из чего состоит и как работает кондиционер в автомобиле? Принцип работы кондиционера, его конструктивные особенности и методы устранения неисправностей

Мы постараемся интересно и доступно описать принцип работы кондиционера в автомобиле, потому что столь удобная система контроля климата в салоне наверняка давно волнует каждого водителя, который приобрел машину с такой комплектацией. Некоторые даже сомневаются, не вредно ли это для здоровья, поэтому нужно скорее раскрывать все тайны, чтобы устранить или подтвердить опасения.

Устройство кондиционера автомобиля – основные элементы системы

Но, прежде всего, стоит разобраться, что же это за устройство, которое обеспечивает не только кондиционирование, но и очищение воздуха в салоне авто. Чаще всего, кондиционер связан в одно целое вместе с системами отопления и вентиляции. Естественно, самой важной его функцией является создание благоприятного климата, причем, не имеет значение, идет речь об охлаждении или же нагреве воздуха. Кроме того, немаловажной является и фильтрация воздуха, с этой целью на него устанавливается (катехиновый, электростатический, фотокаталитический и угольный). Они обладают антибактериальными действиями и способствуют устранению неприятных запахов.

Основным узлом автокондиционера является компрессор. Именно от него зависит, насколько работа системы будет эффективна. В некоторых дорогих автомобилях также устанавливают и ресивер-коллектор. Основная его функция – защита компрессора, он способствует полному выпариванию хладагента, так последний не попадает на компрессор и не наносит разрушительного действия. Менее дорогие модели авто не снабжены ресивером-коллектором. В этом случае вполне достаточно горячего подкапотного пространства, которое отлично обеспечивает испарение хладагента как в трубках обратного контура, так и в испарителе.

Зимой из-за низкой температуры на улице значительно снижается и температура подкапотного пространства, поэтому в систему устанавливается датчик температуры окружающей среды, который не допускает включения кондиционера, если на улице менее -5 °С.

Принцип работы кондиционера в автомобиле – как мы получаем холод?

По сути, устройство кондиционера автомобиля такое же, как и у обычного бытового. При нажатии на кнопку включения срабатывает электромагнитная муфта, и прижимной диск примагничивается к шкиву, который приводится в движение с помощью ремня. В этот момент система охлаждения работает вхолостую. Компрессор, сжимая фреон, гонит его в конденсор, где он и охлаждается с помощью вентилятора. Охладившись, фреон конденсируется и в жидком состоянии проходит через осушитель, в котором происходит фильтрация. Далее, уже очищенный, он проходит через терморегулирующий вентиль (ТРВ), в чью функцию входит регулирование перегрева пара.

Установлена данная система на трубопроводе, через который фреон течет в испаритель. Если испаритель уже заполнен фреоном, тогда из него выходит пар, причем температура этого пара достигает температуры кипения. Таким образом, хладагент попадает в испаритель в газообразном состоянии, но при этом его температура очень сильно понижается. Получается, что испаритель охлаждается ледяным фреоном, а вентилятор подает холод в салон авто. Далее после испарителя жидкость снова течет в компрессор, и все повторяется заново.

Какие капризы может проявить устройство автокондиционера?

Несмотря на то, что устройство автокондиционера предусмотрено герметичным, тем не менее, происходит диффузия газа, поэтому эти агрегаты нуждаются в дозаправке, хотя бы раз в пять лет, правда этот срок больше определяется состоянием авто, его годом выпуска и спецификой. Перед этой процедурой очень важно , удалить из системы все примеси, влагу, воздух и грязь, осуществляется это путем вакуумирования. Отогнать воздух можно насосом.

Также, заправляя кондиционер авто, стоит добавить в систему рефрижераторное смазочное масло. Если абсолютно все компоненты хорошо функционируют, и давление в норме, но при этом вы не наблюдаете должного охлаждения, значит, вам пора менять ресивер-осушитель. Кстати говоря, он является съемным элементом, поэтому достаточно будет просто купить и поставить новый, разбирать сложную систему не понадобится.

Авто с кондиционером в России выглядит, скорее, как исключение, а не закономерность.

Принцип работы систем кондиционирования, нюансы их эксплуатации и управления заинтересуют как нынешних владельцев таких автомобилей, так и будущих.

Процесс кондиционирования воздуха в авто - это формирование и поддержание микроклимата в салоне, т.е. регуляция температуры воздуха, уменьшение его влажности, циркуляция, очищение, устранение запахов.

Уход требует не только автомобиль - мягкая мебель тоже требует чтобы за ней ухаживали. И если ваша мебель уже не имеет того вида былого который был при покупке, то рекомендую вам такой сервис химчистка мягкой мебели . Здесь вашу мебель приведут в хорошее состояние, практически подарят новую жизнь. Вы получите уникальную возможность стремиться к лучшему, и быть всегда на высоте своих стремлений к лучшему внешнему виду вашей мягкой мебели.

На самом деле, микроклимат значительно влияет на водителя. Оптимальная температура: 18-20°С; влажность: 30-70%; при температуре 10°С тело человека начинает переохлаждаться; при 25°С человека начинает одолевать излишняя утомляемость; а при 30°С происходит замедление реакции, возможны ошибки при управлении авто. Важное значение, для нормальной терморегуляции человеческого тела имеет циркуляция воздуха в салоне, но чрезмерные сквозняки могут стать причиной простуды.

Основные элементы и принцип работы.

Кондиционер является сложной замкнутой геометрической системой, где с помощью хладагента и принудительной циркуляции происходит отвод тепла из салона автомобиля (см. рисунок).

Автомобильный кондиционер функционирует исключительно при включенном двигателе. Вкратце принцип работы можно описать так. С помощью компрессора происходит непрерывное сжатие и циркуляция хладагента. Во время сжатия хладагент из газообразного состояния переходит в жидкое, при этом конденсируясь в теплообменнике-конденсаторе и выделяя тепло. Потом при обратном переходе в состояние газа (испарение) в теплообменнике происходит поглощение тепла.

Испаритель, который находится в салоне авто, непрерывно снижает температуру воздуха. А хладагент переносит тепло в кондиционер, который находится вне салона, и освобождается от этого тепла. Данный цикл непрерывно повторяется, следовательно, из салона постоянно отводится тепло. Автоматические органы управления обеспечивают поддержание нужного микроклимата.

Хладагент представляет собой газ, находящийся в системе. До недавних пор в его роли выступал фреон R12. Но после обнародования теории о разрушении озонового слоя составляющими этого газа, его производство резко сократилось.

Сейчас уже все чаще в устройстве автомобильного кондиционера применяется фреон R134a, считающийся «экологически чистым», однако обладающий меньшей на 10-15% эффективностью. Использование нового хладагента спровоцировало осложнение систем кондиционирования. Отметим также, что новый хладагент несовместим со старым, а также несовместимы компрессорные масла, которые заправляются вместе с этими хладагентами.



Компрессор - сложнейший и основной агрегат системы автомобильного кондиционера. Его назначение - сжатие газообразного хладагента низкой температуры и низкого давления и, таким образом, превращение его в газ высокой температуры и высокого давления.

В наше время нашли применение следующие виды компрессоров:

Аксиально поршневые;

Роторно-лопастные;

Поршево-рядные;

V-образные.

Компрессор. Конденсатор

Устройство автомобильного кондиционера имеет единственное место в системе, где находится «подвижное» торцевое уплотнение, которое обеспечивает герметичность, является вал компрессора.

Привод компрессора производится с помощью клинового или поли клинового приводного ремня от двигателя через электромагнитную муфту. В момент подачи напряжения на обмотку муфты ее ведомый диск начинает синхронное вращение вместе со шкивом, приводя в движение и компрессорный вал.

Смазывается компрессор с помощью специального компрессорного масла, которое циркулирует по системе вместе с хладагентом. Если система работает на фреоне R12, в ней применяются минеральные масла, если на R134a - полиалкиленово-гликолиевое (PAG). Если эти масла смешать, получится мутная густая смесь, которая выведет из строя систему кондиционирования и компрессор, прежде всего. В случае дозаправки кондиционера хладагентом и доливке масла применяются компоненты, соответствующие данной системе. Обычно в отсеке двигателя имеются наклейки, где указан тип хладагента, его объем и допустимый тип и объем масла (соответственно, для R134a - зеленая наклейка, а для R12 - желтая).



Конденсатор
- в простонародии - радиатор кондиционера, обычно из алюминия. Внутри его происходит конденсация (переход в жидкое состояние) хладагента, который нагнетается компрессором с попутным выделением тепла в атмосферу. Конденсатор оборудован дополнительными электровентиляторами и для обеспечения ему интенсивного обдува устанавливается перед радиатором системы охлаждения. Конденсатор также является самой уязвимой частью кондиционера, которая подвергается не только механическим повреждениям, но и коррозии. После 2-3 лет интенсивной эксплуатации он может сломаться.



Испаритель - это теплообменник, обычно алюминиевый. Преобразование хладагента из жидкого в газообразное состояние (испарение) протекает с поглощением тепла. Испаритель вместе с радиатором отопителя находится в салоне авто на линии входящего воздушного потока, что позволяет эффективно снижать его температуру. Корпус испарителя для Шевроле Авео вы можете увидеть на фото ниже



Корпус испарителя для Шевроле Авео вы можете увидеть на фото ниже

Испаритель.

Ресивер-осушитель является резервуаром для жидкого хладагента и устанавливается на выходном трубопроводе конденсатора перед испарителем. Служит для очистки хладагента от примесей и воды. Ресивер-осушитель может быть оборудован смотровым окном для проверки уровня хладагента.

Расширительный клапан или РК, или «терморегулирующий вентиль» - ТРВ, отвечает за количество хладагента, поступающего в испаритель и представляет собой устройство, изменяющее производительность системы в зависимости от режима работы и внешних условий. Установлен на испарителе, иногда - в отсеке двигателя на входной трубке испарителя.

Расширительная трубка - по сути, является тем же расширительным клапаном и выполняющая те же функции, но иной конструкции. Находится на входе испарителя. Перед испарителем могут быть установлены РК или РТ, что зависит от конструкции конкретной системы.

Аккумулятор-осушитель присутствует в системах с расширительной трубкой для обеспечения полного испарения хладагента. Находится на трубопроводе после испарителя перед компрессором. На него возложены и дополнительные функции: осушение и фильтрование хладагента. При наличии этой детали, ресивер-осушитель обычно уже не используется.

Дополнительные предохранительные устройства.

В системе кондиционирования также имеются датчики, клапаны и предохранители.

Датчик низкого давления производит отключение компрессора, если давление в системе менее 2 кг/см2 и включение - при 2,3 кг/см2. Это делается для того, чтобы не произошло заклинивание компрессора, а также при аварийном сбросе хладагента или его утечке, нарушении циркуляции масла.

Датчик высокого давления производит отключение компрессора при давлении хладагента в системе - 30-34 кг/см2 и включение - при 26 кг/см2. Давление может повыситься, если неисправен РК, засорена РТ или нарушен теплообмен в конденсаторе при уменьшении интенсивности проходящего через него воздушного потока.

Датчик включения дополнительных электро вентиляторов обдува конденсатора срабатывает при повышении давления в системе до 19-22 кг/см2 и выключается - при 14-16 кг/см2.

Датчик температуры компрессора находится на корпусе компрессора со стороны нагнетания. Предназначен для отключения электромагнитной муфты при температуре 90-100 °С.

Комбинированные датчики могут устанавливаться на место вышеуказанных датчиков и выполнять сразу несколько функций.

Некоторые ресиверы-осушители оборудованы предохранительным клапаном с легко сплавной вставкой. Если температуры ресивера повышается до 90°С, вставка расплавляется и весь хладагент выходит в атмосферу.

Редукционный клапан расположен на трубопроводе нагнетания компрессора или на ресивере-осушителе. Предназначен для стравливания хладагента из системы в случае повышения давления до 32-34 кг/см2. Отличается от клапана с плавкой вставкой тем, что выпускает в атмосферу лишь часть хладагента.

Перевод системы кондиционирования с фреона R12 на R134A

Подобное переоборудование - дорогое и трудоемкое занятие. Стоит ли переоборудовать систему именно на вашем авто - об это лучше проконсультироваться у профи. В случае замены фреона будет необходимо заменить:

1) конденсатор (потребуется значительная теплоотдача при изменении конструкции);

2) соединительные шланги (значительная проникающая способность нового хладагента требует внутреннего нейлонового покрытия);

3) ресивер-осушитель или аккумулятор осушителя (вместо СХН5 внутреннее пространство будет заполнено осушителем ХН7);

4) расширительный клапан или NHD (в связи с изменившимся рабочим давлением меняется регулировка);

5) сервисные клапаны (вместо резьбовых соединений надо установить быстросъемные);

6) резьбовые соединения трубопроводов (вместо штуцеров с дюймовой резьбой ставятся штуцеры с метрической резьбой во избежание ошибок при последующих ремонтах и зарядке хладагентом).

Управление процессом кондиционирования.

Кондиционер может управляться 2-мя способами: ручное управление и атематическое (климат-контроль).

При ручном включается кнопка (А/С) управления компрессором, ручка регулировки температуры с синей и красной зонами, переключатель оборотов электродвигателя вентилятора кондиционера, рычаг, распределяющий потоки воздуха по салону (вверху, вниз, в центр).

Водитель может с помощью указанных органов управления менять микроклимат в салоне авто. На функционирование системы кондиционирования влияет много факторов: скорость движения машины, температура воздуха снаружи, обороты двигателя, солнечная радиация. В случае с ручной регулировкой водителю приходится постоянно настраивать работу кондиционера, что представляет собой неудобство и немного мешает управлять авто.

Автоматическое управление кондиционером применяется в современных автомобилях. Вы задаете на блоке управления желаемую температуру - и она автоматически поддерживается, вне зависимости от изменения внешних и внутренних условий. В состав системы автоматического управления входят: температурные датчики, электронные блоки, исполнительные механизмы (клапаны, вентили, заслонки). Также в наличии функция ручной установки оборотов вентилятора и режимов циркуляции воздушных потоков внутри салона. Водитель может менять эти параметры по своему усмотрению.

Перечень основных датчиков и исполнительных механизмов системы автоматического управления кондиционером:

1) датчик температуры наружного воздуха - находится в передней части авто;

2) датчик температуры воздуха, которых выходит из климатической установки - находится в корпусе испарителя или в воздуховодах;

3) датчик температуры воздуха внутри салона - обычно располагается в центральной части приборной панели;

4) датчик солнечной радиации - расположен в салоне авто в районе ветрового стекла сверху над приборной панелью.

Заслонкой смешивания регулирует поток воздуха через радиатор отопителя и испаритель кондиционера. В первом, крайнем положении заслонки устанавливается режим максимального отопления, во втором - режим максимального охлаждения. С помощью промежуточных положений заслонки происходит смешивание горячего и холодного воздуха в разных пропорциях.

Электромагнитный клапан находится на линии системы отопления салона. Его назначение - регулировка производительности климатической установки в режиме отопления.

С помощью заслонки «свежего воздуха» регулируется объем поступающего воздуха извне в климатическую установку независимо от скорости авто.

С помощью электромагнитной муфты производится включение а так же отключение компрессора кондиционера в режиме автоматического управления.

Компрессоры автомобильных кондиционеров

Компрессор автомобильного кондиционера является главным узлом всей климатической системы. От правильности его работы зависит эффективность и производительность работы всей системы кондиционирования.

Именно внутри компрессора происходит разделение системы на две зоны: зоны низкого и зоны высокого давления. Зона низкого давления называется зоной всасывания. Зона высокого давления – зоной нагнетания.

Типы автомобильных компрессоров

Чаще всего встречаются компрессоры с поршневым и роторно-лопастным принципом работы. Реже применяются устройства со спиральным нагнетателем. В отдельную группу можно выделить нагнетательные системы поршневого типа, имеющие вращающийся наклонный диск. Еще их называют аксиально-поршневые нагнетатели.

Компрессоры с наклонным диском дают возможность менять объем рабочих камер в зависимости от режима работы системы кондиционирования. Такая конструкция предполагает, что регулирование режима работы происходит не за счет включения или выключения электромагнитной муфты, а за счет изменения рабочего объема камер сжатия в автомобильном компрессоре.

В кондиционерах, где применяется система поршневого нагнетания хладагента, количество поршней может колебаться от одного до нескольких. В современных кондиционерах установлены компрессоры с несколькими поршнями.

Поршни могут компоноваться по отношению друг к другу одним из следующих образов:

  • в ряд;
  • соосно;
  • V-образно;
  • смотреть в разные стороны.

Их оси могут располагаться перпендикулярно друг другу или под определенным углом.

В компрессорах с лопастным нагнетанием хладагента внутри цилиндра вращается ротор с лопастями. За счет особой формы лопастей происходит движение хладагента.

Принцип работы компрессора автомобильного кондиционера

Сразу нужно заметить, что при работе компрессора идет отбор мощности от двигателя в пределах 1.5-15 л.с. И должно быть понятно, что применение климатической установки приводит к некоторому увеличению расхода топлива.

Компрессор всасывает в себя хладагент, который находится в газообразном состоянии и под низким давлением. Если бы хладагент находился в состоянии жидкости, компрессор просто не смог бы работать. Во-первых, произошел бы гидравлический удар, способный разрушить конструкцию компрессора. Во-вторых, жидкость не может сжиматься, а именно на сжатии основана работа компрессора.

На некоторых марках автомобилей перед компрессором автомобильного кондиционера устанавливается емкость (ресивер), в которой происходит окончательный процесс превращения жидкого хладагента в газ.

В компрессоре давление хладагента повышается и при этом происходит повышение его температуры. Под действием давления хладагент сжимается с одновременным повышением температуры и далее поступает в конденсатор, где происходит обратный процесс расширения и понижения температуры.

Одним из основных факторов, который влияет на работу компрессора, является скорость вращения приводного вала, скорость которого зависит от режима работы двигателя. Частота вращения приводного вала компрессора может доходить до 6000 об/мин.

Отбор мощности от двигателя происходит посредством ременной передачи через электромагнитную муфту. Муфта является промежуточным звеном, между валом двигателя и приводным валом компрессора. Если включать кондиционер не требуется, муфта не передает вращательного движения. Но как только в салоне автомобиля нажимается кнопка запуска кондиционера, электрический импульс поступает на муфту и движение с вала двигателя передается на приводной вал компрессора.

Компрессор автомобильного кондиционера может быть оснащен клапанами различных типов. Есть клапаны (клапан), которые отвечают за пропускание хладагента внутрь компрессора. Однако существует и предохранительный клапан, который включается, если внутри компрессора давление повышается выше нормативного.

В многопоршневых системах компрессоров впускные клапаны могут быть установлены для каждого поршня отдельно. Но чаще всего используется один впускной клапан пластинчатого типа. Часто именно неправильно работающий клапан является причиной неправильно работающего компрессора.

Автомобильный кондиционер - устройство простое, но крайне необходимое. По своему технологическому устройству, он напоминает обычный холодильник, который есть в каждом доме, но устроен немного по другому. В данной статье будет рассмотрен самый обычный и простейший кондиционер. Садясь в автомобиль летом во время жары или когда стекла Вашего автомобиля запотели, лучшим средством от климатических дискомфортов может стать обычный автокондиционер. Все мы прекрасно понимаем, что нажав кнопку включения, мы получаем желаемый эффект - в салоне становится прохладно. Но мало кто из нас задумывался о принципе работы и схеме автомобильного кондиционера. Собственно, о ней - ниже!

После того, как Вы начали на кнопку, которая осуществляет включение аппарата, должен сработать электромагнитная муфта и стальной прижимной диск, который издает определенный щелчок и магнитится к шкиву. Шкив запускается при помощи ремня и в то время, когда кондиционер запущен, он крутится впустую. После этого начинает работать компрессор, который сужает газообразный фреон, из-за этого идет перегрев, и он посылает его по трубопроводу в конденсор. Там он после сильного нагрева охлаждается.
Охлаждение идет при помощи вентилятора, скорость у которого такая же, как и у компрессора, то есть первая. В том случае, если машина движется, то это определенный плюс, так как охлаждение идет еще быстрее при помощи холодного воздуха, который набегает снаружи. После того, как фреон охладился, он выходит из конденсора уже в жидком состоянии. И идет в ресивер-осушитель. Тут он очищается от различных грязных примесей и ненужных продуктов компрессора.
Зачастую в самом ресивер-осушителе или около него имеется глазок, через который можно увидеть своими глазами этот фреон. Но если Вы думаете, что увидите что-то необычное, то Вы ошибаетесь, так как он выглядит как обычный газ в зажигалке. Данный глазок сделан не для того, чтобы просто поглазеть на жидкий фреон, а убедиться, что система работает исправно и правильно устроена. Если некоторая масса фреона улетучилась в атмосферу, то на нем образуется белая пена. Но не во всех автомобилях есть этот глазок, так что немногие водители смогут так просто проверить систему на исправность.



После того, как фреон очистился, он идет к салону автомобиля, где ему и необходимо будет выполнить свою главную миссию. Вся завязка наступает тогда, когда фреон проходит через терморегулирующий вентиль (ТРВ). Вентиль - это специальное устройство, которое регулирует поток пара, который идет из испарителя. ТРВ устанавливают на трубопроводе, по ему фреон передвигается в испаритель. В том случае, когда фреон полностью занимает испаритель, то из него выходит пар, который равен температуре кипения воды, то есть 60 градусов. Орган вентиля, который регулирует данную операцию, закрывается. Если из испарителя выходит пар, температура которого выше, чем установлено терморегулирующим вентилем, то его орган расширяется настолько, что открытая площадь дает право проходить пару. Если углубиться немного в установку ТРВ, то можно понять, что он является автоматически регулируемым дросселем.

Когда жидкий фреон проходит через вентиль и переходит в испаритель, то он начинает кипеть, то есть превращается в газ. Испаритель можно сравнить с радиатором, только у первого размеры меньше. Испаритель охлаждается ледяным фреоном и вентилятор с него сдувает холод, который идет в салон авто. Весь этот круг работы заканчивается.



Некоторая часть система, которая начинается в компрессоре и конец в терморегулирующем вентиле, имеет название «магистраль». «Магистраль» можно определить по тоненьким трубкам, состояние которых горячие или холодное. Та часть системы, которая имеет начало в испарителе и конец в компрессоре, носит название «обратная магистраль» или же «магистраль низкого давления». «Обратная магистраль» в отличие от «магистрали», имеет толстые трубку и на ощупь они холодные. В «магистрали», когда работает компрессор, давление колеблется от семи до пятнадцати атмосфер (в аварийных случаях до тридцати атмосфер), а в «обратной магистрали» давление не больше 3.5 атмосфер. В состоянии покоя давление в обоих магистралях составляет пять атмосфер.

За исправностью работы системы смотрят определенные датчики. Количество датчиков не имеет строго количества. В случае с компрессором, который рассматривается, установлен датчик, который включает вторую скорость вентилятора. Если же охлаждение конденсора мало, то давление в «магистрали» увеличивается, а фреон, который находится в конденсоре, перестает конденсироваться. Датчик следит за тем, чтобы давление не росло, если же это произошло, то он запускает вентилятор на максимум. Если же давление достигает своей наивысшей точки, то датчик выключает вентилятор, также он делает это, когда температура в испарителе становится очень маленькой.

Теперь, кратко пройдясь по устройству автокондиционера, мы расскажем Вам о его основных болячках и неисправностях.

Наиболее болезненной частью автокондиционера является конденсор или напросто - радиатор кондиционера. Чаще всего он устанавливается перед главным радиатором. Поэтому, при движении, грязь, соль и камни могут нанести максимальный вред именно радиатору кондиционера. Помимо физического удара, возможно и заполнение пространства между сотами конденсора. Соль же ведет к разъеданию трубок, крепления и хомутов. В процессе коррозии алюминиевых деталей со временем возможна банальная разгерметизация системы, требующая круглой суммы.

И раз уж речь зашла о разгерметизации, то мы сейчас кратко поговорим о негерметичности автокодиционера.

Помимо солей, о которых мы уже говорили. Существует сама проблема резиновых деталей, которые рассыхаются и трескаются. Частой причиной его выхода из строя могут стать шланги, прохудившиеся от лет. Помимо этого, с годами эластичность теряет сальник компрессора, что приводит к разгерметизации. И тут конечно нельзя не сказать о механических повреждениях, связанных как с ремонтом, либо аварией.

Заклинивание компрессора также является далеко не самой экономичной поломкой, но и встречается не очень часто. Обычно, заклинивание происходит из-за разгерметизации, о ней мы писали выше. Но, в мастерских порою выявляются случаи, когда заклинивание компрессора происходит из-за попадания в него грязи и влаги. Являясь лишь первопричиной, грязь может вывести компрессор из строя и он вместо проворота, будет рождать массу металлической стружки, которая активно забивает систему кондиционирования. Подобная поломка может потребовать полной замены системы кондиционирования, в редких случаях, может помочь полная промывка.

Проблемы электронных компонентов почти всегда связаны с окислением и гниением контактов по пути следования процесса охлаждения. В этом случае первым делом необходимо обратиться к автоэлектрику, а лучше всего к мастеру, который непосредственно занимается автокондиционерами.

После проблем с электроникой мы вновь возвращаемся к техническим проблемам. Повышенное давление - одна из них. Чаще всего оно вызвано несколькими причинами:

Неработающий вентилятор

Неработающий датчик включения вентилятора

Загрязнение конденсора

Неправильная заправка кондиционера

И последней неисправностью, которую можно назвать - неприятной мелочью является слабый поток воздуха на максимальных оборотах. Причина данной проблемы проста - засоренный салонный фильтр.

В целом, описав принцип работы автомобильного кондиционера мы искренне хотим помочь Вам попробовать самостоятельно выявить возможную причину поломки, но все же лучше при неисправности автокондиционера обратиться к специалистам!

Поддержание определенной температуры и влажности в салоне автомобиля, другими словами создание комфортного микроклимата, преследует несколько целей. Основная из них — это даже не достижение комфорта как такового. Над людьми тоже ставят эксперименты, и еще в 50-е годы было установлено, что при температуре более +30°С у человека значительно снижается реакция, после +25°С повышается порог утомляемости вдвое, а при +10°С возможно переохлаждение организма. Человек беспомощен перед столбиком термометра и мало кто может сопротивляться влиянию температуры. Автомобильный кондиционер как раз и пытается обеспечить водителю наиболее комфортные условия для выполнения необходимых рефлекторных функций. Комфорт - как бесплатное приложение к этим необходимым условиям.

Энергопотребление кондиционера зависит от множества факторов, одним из них является неправильная эксплуатация.

Принцип работы салонного кондиционера

Банально, но сравнение с холодильником напрашивается само собой. Только с некоторыми отличиями. Система охлаждения холодильника работает в условиях, близких к идеальным. Холодильная камера полностью замкнута и больше похожа на термос, а работает она от электродвигателя, а не от ДВС. Сложность в работе автокондиционера заключается в том, что нет никакой возможности полностью изолировать салон от окружающей среды, поэтому энергии на охлаждение салона потребуется в несколько раз больше, да и объем холодильника поменьше будет. Отсюда и исходят расходы крутящего момента двигателя автомобиля на привод устройства. Но обо всем по порядку.


Схематически, работа автокондиционера сводится к следующему: компрессор создает давление в магистрали, сжимая при этом хладагент и перемещая его по магистрали. Под давлением газообразный хладагент разжижается, конденсируется в теплообменнике и нагревается. При обратном процессе перехода из жидкости в газ, хладагент в теплообменнике поглощает тепло. Излишки тепла хладагент выносит за границы салона и передает его в атмосферу при помощи конденсора, расположенного в подкапотном пространстве, чаще всего перед радиатором охлаждения двигателя. Поэтому так важно следить за чистотой конденсора. От того, насколько эффективно он охлаждает хладагент, зависит эффективность работы всей системы.

Видео пособие как работает автомобильный кондиционер:

Устройство автомобильного кондиционера

Самый сложный и самый дорогой агрегат в системе - компрессор. В его задачи входит сжатие холодного хладагента и перевод его в теплое жидкое состояние. Единственное слабое, с точки зрения герметичности, место всей магистрали - вращающийся вал компрессора. К валу прикреплен приводной шкив. Привод компрессора оборудован электромагнитной муфтой, посредством которой и обеспечивается вращение вала.


Схема строения компрессора.

Хладагент заполняет всю магистраль и при нормальном атмосферном давлении представляет собой газ. Изначально система кондиционирования заполнялась фреоном R12. Только после того, как проявились все его небезопасные для человека и для атмосферы свойства, пришлось искать замену, и она нашлась.
Ею стал газ фреон R134a, который имеет немного меньшую эффективность, но не так пагубно влияет на здоровье.

Новый газ стал более текучим, что несколько усложнило жизнь инженерам и конструкцию кондиционера. К тому же применение нового типа фреона полностью исключило применение R12, поскольку для смазки компрессора в его составе использовано совсем другое масло. Фреоны нового и старого поколения несовместимы.

Обслуживание автомобильного кондиционера:

А смешивать их нельзя только из-за компрессорного масла, которому приходится циркулировать вместе с хладагентом по всей магистрали. Старый фреон смешивался с минеральным маслом, а фреон R134a содержит уже полиалкилен-гликолевое масло. Поэтому при дозаправке системы обязательно учитывают марку хладагента.

Чтобы избавиться от проблем, производители помещают под капотом наклейку, на ней указываются марки хладагента, а чтобы полностью исключить смешивание, они применяют этикетки разных цветов - зеленую для R134a, R12 маркируется желтой наклейкой.


Фотография конденсатора автомобильного кондиционера.

Радиатор кондиционера, конденсатор, конденсор - так называют устройство, в котором фреон меняет физическое состояние, переходит из газообразного в жидкое. Это еще одна головная боль владельцев автомобилей с кондиционером, поскольку конденсор установлен перед радиатором системы охлаждения и открыт всем ветрам, пыли, осколкам и мелким камням. Он, как и испаритель, выполнен из алюминия и может быть доведен до состояния неработоспособности за два-три года. Испаритель не так нагружен посторонними влияниями, потому что он находится в салоне возле радиатора отопителя. Испаритель отвечает за обратный процесс - переход хладагента в газообразное состояние и передачу энергии на непосредственное охлаждение воздуха, подаваемого в воздуховоды системы вентиляции и отопления.

Кондиционер часто обвиняют в неоправданном расходе мощности двигателя, но при правильно обслуженной и вовремя заправленной системе, без неисправностей и подтеканий хладагента, потери мощности практически неощутимы, а расход топлива может увеличиться при активном использовании системы лишь на 4-5%.

  • Новости
  • Практикум

Гибридный Mini Countryman: первые официальные подробности

Как говорится в официальном сообщении марки, разработка новой «электрически заряженной» модели практически завершена, и на ней будет установлено два мотора - ДВС одновременно с электродвигателем. Также в сообщении сказано, что Макензен и Вольф провели тест-драйв первой гибридной модели марки. По опубликованным фотографиям видно, что речь идет о новой модификации Mini ...

В Госдуме задумались о повышении штрафов для пешеходов

Об этом Агентству городских новостей «Москва» рассказал первый зампредседателя думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. По словам Лысакова, в Госдуме необходимо осудить ответственность «безответственных пешеходов», которые «заняты своими гаджетами, разговорами, фотографиями, слушанием музыки» и игнорируют правила дорожного движения. В частности депутат предложил ввести запрет...

Парковка елочкой: важные разъяснения от российского суда

Городской суд Северной столицы пришел к выводу, что постановка автомобиля «елочкой» не создает помех для движения других автомобилей, сообщает «Коммерсант». История началась в сентябре 2015 года. Владелец автомобиля Citroen Николай Першин припарковался возле магазина стройматериалов на Московском проспекте в Санкт-Петербурге, поставив автомобиль под углом к проезжей части. Никаких...

Мост в Крым: на море началась стройка. Видео

До этого возведение объекта велось только на сухопутных участках, сообщает инфоцентр «Крымский мост». В настоящее время у западной оконечности острова Тузла забивают сваи под опоры, которые поднимут автодорожную часть сооружения над водой. Фундамент каждой из них формируется из 12 трубчатых свай диаметром 1420 мм. Между...

Для Соляриса и Креты нашли новые экспортные рынки

Российский завод Hyundai Motor впервые начал экспортировать свои автомобили весной 2011 года, правда, поначалу машины поставлялись только в страны ближнего зарубежья. С середины прошлого года список государств пополнился странами Ближнего Востока, в итоге, сейчас предприятие поставляет автомобили на рынки Казахстана, Беларуси, Украины, Азербайджана, Молдавии, ...

Tesla выпустит очень доступный электромобиль

О планах по выпуску нового электрокара, который могут назвать Tesla Model 4, на конференции Transport Solutions в Норвегии рассказал глава Tesla Motors Илон Маск, сообщает Auto Express. По словам Маска, он был «необычайно рад» выпустить Model 3 - автомобиль, «который может позволить себе большинство». Однако при этом...

В центре Москвы появится новая выделенная полоса

Новую выделенку планируется запустить 1 сентября 2016 года. Об этом со ссылкой на советника руководителя столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Алексея Митяева сообщает агентство РИАМО. Также Митяев уточнил, что создание новой полосы для общественного транспорта осуществляется в рамках программы благоустройства «Моя улица». Он также добавил, что сегодня в системе...

Штраф за езду без ОСАГО хотят повысить до 8000 рублей

Как считают в организации, ужесточение санкций поможет в борьбе с наплывом фальшивых полисов ОСАГО на рынке. Об этом в интервью ТАСС рассказал глава РСА Игорь Юргенс. Как пояснил И. Юргенс, предложение лишать прав водителей, ездящих с фальшивым ОСАГО, неоднозначное, поскольку водитель мог не знать, что покупает подделку. К тому же, ...

В России могут разрешить СтопХам

Жалобу на ликвидацию «СтопХама» будут рассматривать в Верховном суде 2 сентября 2016 года. Как утверждают руководители организации, они получили уведомления Минюста с запозданием, сообщает «Коммерсант». «СтопХам» был основан в 2010 году на базе движения «Наши». Юридическим лицом борцы с нарушителями правил парковки обзавелись лишь в 2012 году. С этого...

Скручивание пробега может стать преступлением

Рассмотреть соответствующий законопроект Госдуме нового созыва намеревается предложить ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Об этом со ссылкой на президента организации Владимира Моженкова сообщают «Известия». Как пояснил глава РОАД, покупка автомобиля, пробег которого по приборам не соответствует действительному, становится причиной выбора владельцем несоответствующего вида технического обслуживания. ...

Какая машина является самым дорогим джипом в мире

Какая машина является самым дорогим джипом в мире

Все автомобили мира можно разделить по категориям, в которых будет непременный лидер. Так можно выделить самый быстрый, мощный, экономичный автомобиль. Существует огромное количество подобных классификаций, но одна всегда пользуются особым интересом – самый дорогой автомобиль в мире. В этой статье...

Рейтинг самых дорогих автомобилей

На протяжении всей истории автомобилестроения конструкторы из общей массы серийных моделей всегда любили выделить несколько уникальных по характеристикам и возможностям. В нынешнее время такой подход к конструированию автомобилей сохранился. И по сей день многие мировые автогиганты и небольшие компании стремятся, ...

Какой седан выбрать: Camry, Mazda6, Accord, Malibu или Optima

Какой седан выбрать: Camry, Mazda6, Accord, Malibu или Optima

Мощный сюжет Название «Шевроле» является самой историей становления американских автомобилей. Имя «Малибу» так и манит своими пляжами, на которых снимались многочисленные кинофильмы и телесериалы. Тем ни менее, с первых минут в автомобиле «Шевроле Малибу» ощущается проза жизни. Довольно простые приборы...