Неделя о мытаре и фарисее. Начало Постной Триоди. На хвалитех стихиры воскресные и триоди

Кондак Недели о мытаре и фарисее , гл. 3
Воздыхания принесем мытарская Господеви и к Нему приступим, грешнии, яко Владыце: хощет бо спасения всех человеков, оставление подает кающимся, нас бо ради воплотися Бог Сый Отцу Собезначальный.

Стихира на "Господи, воззвах" , гл. 1
Не помолимся фарисейски, братие, ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовущее: очисти ны, Боже, грешныя.

П редваряют Великий пост – святую Четыредесятницу – подготовительные Недели и седмицы: Неделя о мытаре и фарисее, Неделя и седмица о блудном сыне, Неделя и седмица мясопустная (мясо-отпустная), Неделя и седмица сыропустная (сыро-отпустная, сырная, масленица).

В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.

Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку.

Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы – «до зрака раба» (Флп. 2, 7).

В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть – «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение (надмевание) мерзкое».

Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50-го псалма, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя. Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу». Сближая 70-дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских».

В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» – положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» – лежит притча о блудном сыне. В основе третьей – «Множество содеянных мною лютых» – предсказание Спасителя о Страшном суде.

Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий.

Показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов. Потому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного.

СЛОВО В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

Каждый год незадолго до Великого поста слышите вы благодатную притчу Господа нашего Иисуса Христа, научающую нас тому, как надо молиться Богу и как не надо молиться Ему. Эта притча так глубоко важна, что надо ежегодно возобновлять ее в нашей памяти и все глубже и глубже вникать в нее. Много раз уже старался я, по мере разумения моего, влагать в сердца и умы ваши толкование этой великой Христовой притчи.
Но вот и в нынешний год пришла мне мысль от Бога, что не все еще нужное сказал я вам. Итак, вникнем еще раз в благодатное научение нас Господом Иисусом Христом тому, какие молитвы наши угодны Ему и какие тяготят Его. Итак, опять напомню вам благодатную притчу о мытаре и фарисее.
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк.18:10-12).
Угодна ли Богу такая молитва? Приятно ли Ему слушать гордые слова и самохвальство человека, хотя и старающегося быть непорочным по правде законной, но относящего свою праведность к своим собственным заслугам, а не к благодати Божией?
Отвратим глаза свои от высоко и самодовольно поднятых к небу рук его, обратим их на стоящего с низко опущенной головой и бьющего себя в грудь мытаря, неправедно требующего в свою пользу лишние деньги при собирании установленных законом податей и за это всеми ненавидимого.
Эта всеобщая ненависть давила и мучила мытаря, и совесть тяжело укоряла его.
Все мы, слабые люди, подвержены в большей или меньшей степени телесным или духовным страстям: чревоугодию и блуду, сребролюбию, самомнению и гордости, унынию и гневу.
Этим страстям научает и покоряет нас враг нашего спасения - диавол.
Страсть сребролюбия и любостяжания святой Апостол Павел назвал корнем всех зол, а несчастный мытарь был в плену именно этой страсти сребролюбия, и за это ненавидели его люди.
Но милосердный Бог не оставляет нас в плену страстей, и голосом совести, которым тихо говорит нам наш Ангел-хранитель, помогает нам бороться с внушаемыми нам диаволом страстями и каяться в них.
Вот почему бил себя в грудь, низко опустив голову, грешный мытарь. В нем горел благодатный жар покаяния, он просил у Бога помощи в борьбе со своим сребролюбием. И эта покаянная молитва, как чистый фимиам, возносилась к престолу Божьему. За нее получил он прощение своих грехов. Ибо могущественно пред Богом глубокое смирение и покаяние в грехах своих, и даже страшные разбойники Варвар, Патермуфий, Моисей Мурин не только были прощены Богом за безмерно глубокое покаяние, но даже получили от Него дар чудотворения.
Гордый и самопревозносящийся фарисей, относивший все свои добродетели к своим собственным заслугам, ушел из храма менее оправданным, чем мытарь. Он тоже получил воздаяние за свои достоинства, ибо правда Божия требует воздаяния и за малое добро, хотя бы и оскверненное самомнением и гордостью.
А глубоко покаявшийся мытарь за свое смирение и самоосуждение получил от Бога всю полноту прощения и оправдания.
Будем же и все мы, грешные и подверженные страстям, молиться так, как молился, бия себя в грудь, грешный мытарь: «Боже, милостив буди мне грешнику!» (Лк. 18:13) Господь и Бог наш Иисус Христос да простит и помилует нас, если будем молиться так, как научил Он нас в Своей великой и благодатной притче о мытаре и фарисее.
Аминь.
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий)

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: [email protected] или [email protected]

История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Нижеприведенные песнопения исполняются в дополнение к обычному чину утрени. После 50-го псалма

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, глас 8: Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче, / утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, / храм носяй телесный весь осквернен: / но яко щедр, очисти / благоутробною Твоею милостию.

И ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Богородичен: На спасения стези настави мя Богородице, / студными бо окалях душу грехми, / и в лености все житие мое иждих: / но Твоими молитвами / избави мя от всякия нечистоты.

Глас 6: Помилуй мя Боже, / по велицей милости Твоей, / и по множеству щедрот Твоих, / очисти беззаконие мое.

Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, / трепещу страшнаго дне суднаго: / но надеяся на милость благоутробия Твоего, / яко Давид вопию Ти: / помилуй мя Боже / по велицей Твоей милости.

Канон, глас 6

Читаются совмещенные каноны Октоиха, с ирмосом на 4, и крестовоскресный на два, и Богородицы на два, и Триоди на 6, Творение Георгия.

Песнь 1

Ирмос: Яко по суху, пешешествовав Израиль / по бездне стопами, / гонителя фараона / видя потопляема, / Богу победную песнь поим, вопияше.

Притчами вводяй вся Христос, / к жития исправлению, / мытаря возвышает от смирения, / показав фарисея возвышением смиряема.

От смирения честь высокотворящую, / от возношения же падение видя лютое, / мытаревым ревнуй добрым, / и фарисейскую злобу возненавиждь.

От возношения испражняется всякое благое, / от смирения же потребляется всякое злое: / еже облобызаим вернии, / гнушающеся яве образа тщеславнаго.

Смиренномудрым быти Своим учеником хотя всех Царь, / наказуя учаше ревновати / мытареву воздыханию и смирению.

Слава: Яко мытарь стеню, и рыданьми немолчными Господи, / ныне прихожду Твоему благоутробию: / ущедри и мене, смирением жизнь ныне препровождающа.

И ныне, Богородичен: Разум, совет, чаяние, / тело, душу и дух, Владычице, возлагаю к Тебе: / лютых враг и напастей, / и будущаго прещения избави, и спаси мя.

Катавасия: Отверзу уста моя, / и наполнятся Духа, / и слово отрыгну Царице Матери, / и явлюся, светло торжествуя, / и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

Песнь 3

Ирмос: Несть свят, / якоже Ты, Господи Боже мой, / вознесый рог верных Твоих, Блаже, / и утвердивый нас на камени / исповедания Твоего.

От гноища убо страстей смиренный возношается, / от высоты же добродетелейнизпадает люте всяк высокосердый: / егоже образа злобы убежим.

Тщеславие оттщетевает богатство правды, / смирение же расточает страстей множество: / еже подражающия ны, части покажи мытаревы Спасе.

Яко мытарь и мы биющеся в перси, умилением вопием: / очисти Боже нас грешных, / яко да сего приимем оставление.

К ревности приидем вернии, исправляюще кроткое, / смирению соживуще в стенании сердца, плаче же и молитве, / яко да имамы от Бога прощение.

Слава: Отринем вернии высокохвальную гордыню, / возношение же лютое, и дмение мерзкое, / и злейшее фарисеево Богу нелепое свирепство.

И ныне, Богородичен: В Тебе едином прибежищи надеявся, / да не отпаду добраго чаяния: / но да улучу Твою помощь Чистая, / всякаго вреда лютых избавляемый.

Катавасия: Твоя песнословцы, Богородице, / Живый и Независтный Источниче, / лик себе совокупльшия, духовно утверди, / в Божественней Твоей славе / венцев славы сподоби.

Седальны, глас 4. Подобен: Скоро предвари:

Смирение вознесе одержимаго злыми, мытаря возстенавша, / и еже очисти, к Зиждителю воззвавша: / возношение же низложи от правды / окаяннаго фарисея велеречующа. / Темже поревнуим добрым, злых отступающе.

Слава: Смирение древле вознесе мытаря, / плачем возопивша: очисти, и оправдися. / Того подражаим вси, во глубину зол впадшии, / возопиим Спасу из глубины сердца: / согрешихом, очисти едине Человеколюбче.

И ныне, Богородичен: Скоро приими Владычице, моления наша, / и сия принеси Твоему Сыну и Богу, Госпоже Всенепорочная: / разреши обстояния к Тебе притекающих, / сокруши козни, и низложи дерзость вооружающихся безбожно / на рабы Твоя, Пречистая.

Песнь 4

Ирмос: Христос моя сила, / Бог и Господь, / честная Церковь / боголепно поет, взывающи, / от смысла чиста, о Господе празднующи.

Изрядный показа путь возношения, смирение, / Слово смирившееся даже и до зрака рабия: / Егоже подражая всякий, возношается смиряяся.

Вознесеся праведник, и низпаде фарисей: / во множестве же зол отягчаемый смирися, / но вознесеся мытарь, ненадежно оправдаемый.

Нищеты ходатай, от богатства добродетелей, безумие явися: / и богатство абие смирение оправдания от крайния нищеты, / юже стяжим.

Предрекл еси Владыко, велемудрствующим противостати всячески, / и смиренным благодать Твою подая Спасе, / смирившимся ныне нам Твою благодать низпосли.

Слава: К Божественному возношению присно возводя нас Спас и Владыка, / высокотворное показа смирение: / ноги бо учеником Своима рукама обмы.

И ныне, Богородичен: Яко Свет неприступный Дево рождшая, / души моея тьму светительною зарею разжени, / и к стезям спасения житие мое руководствуй.

Катавасия: Седяй в Славе / на Престоле Божества / во облаце легце, / прииди Иисус Пребожественный, / Нетленною Дланию / и спасе зовущия: / слава, Христе, силе Твоей.

Песнь 5

Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, / утренюющих Ти души любовию озари, молюся, / Тя ведети, Слове Божий, / истиннаго Бога, / от мрака греховнаго взывающа.

Фарисеевы добродетели потщимся подражати, / и поревновати мытареву смирению, / во обою ненавидяще безместное мнение, / и пагубу падений.

Правды течение тщетное обличися, / сопряг в нем фарисей мнение: / абие же мытарь высокотворною добродетелию / стяжа спутника, смирение.

Колесничник в добродетелех, мняшеся тещи фарисей: / но пеший, паче лидийския колесницы текий, мытарь добре предвари, / припряг щедроте смирение.

Мытареву притчу вси уразумевше умом, / приидите поревнуим слезам, / дух сокрушенный Богу приносяще, / грехов ищуще оставления.

Слава: Возносливый и злобный, горделивый же и дерзый / далече отринем разумнии фарисеев нрав, лютый велехвальный, / яко да не обнажимся Божественныя благодати.

И ныне, Богородичен: Жезл силы Благая, всем низпосли нам к Тебе прибегающим, / обладати посреде всех враг подающи, / и всякаго вреда изымающи.

Катавасия: Ужасошася всяческая / о Божественней славе Твоей: / Ты бо, Неискусобрачная Дево, / имела еси во утробе над всеми Бога / и родила еси Безлетнаго Сына, / всем воспевающим Тя / мир подавающая.

Песнь 6

Ирмос: Житейское море, / воздвизаемое зря напастей бурею, / к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: / возведи от тли живот мой, / Многомилостиве.

Жития поприще мытарь вкупе и фарисей течаста: / но ов убо высокоумием содержимь, срамне утону, / ов же смирением спасеся.

Жития бедное преминующе мы течение, / подражаим мытарево убо мудрование ревнительно: / бежим же кичения мерзкаго фарисея, и живи будем.

Нравом поревнуим Спаса Иисуса, и Его смирению, / желающе непрестанное радости селение получити, / во стране живущих водворяющеся.

Показал еси Владыко, Твоим учеником высокотворное смирение, / лентием препоясан по чреслом, нозе умыл еси, / и сему образу подражати повелел еси.

Слава: Житие проидоста фарисей добродетельми, и мытарь прегрешеньми. / Но ов убо от гордости умовредныя, отступи смирения: / ов же возношается, смиренномудр явлься.

И ныне, Богородичен: Нага простотою, нехитростною же жизнию создана, / преступления лестию одея мя враг, и плоти дебельством: / ныне же Твоим ходатайством Отроковице, спасаюся.

Катавасия: Божественное сие и всечестное / совершающе празднество, / Богомудрии, Богоматере, / приидите, руками восплещим, / от Нея рождшагося Бога славим.

Кондак, глас 4. Подобен: Явился еси днесь:

Фарисеева убежим высокоглаголания, / и мытареве научимся высоте глагол смиренных, / покаянием взывающе: / Спасе мира, / очисти рабы Твоя.

Вторый кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь:

Воздыхания принесем мытарская Господеви, / и к Нему приступим грешнии яко Владыце: / хощет бо спасения всех человеков, / оставление подает всем кающимся. / Нас бо ради воплотися, / Бог сый Отцу собезначальный.

Икос: Сами себе братие вси смирим воздыханьми, / рыданьми побием совесть: / да в суде тогда вечном тамо явимся вернии, / неповинни, получивше оставление. / Тамо бо есть воистинну ослабление, / еже видети нам ныне умолим: / тамо болезнь отбеже, печаль и из глубины воздыхания, / во Едеме дивнем, егоже Христос Зиждитель, / Бог сый Отцу собезначальный.

Песнь 7

Ирмос: Росодательну убо пещь / содела Ангел / преподобным отроком, / халдеи же опаляющее / веление Божие мучителя увеща вопити: / благословен еси, Боже отец наших.

Оправдания делы возвышаемый, / сетьми тщеславия люте превознесеся фарисей, безмерно хваляся: / мытарь же легким крилом смирения вознесся, Богу приближися.

Смирения аки лествицею употребився образом мытарь, / к небесней высоте возвысися: / гордынею же гнилою и безумием окаянный вознесся фарисей, / сниде до ада преисподняго.

Праведных ловя убо лукавый, / образми тщеславия крадет: / грешных же сетьми отчаяния связует. / Но убо от обоих зол мытаря ревнителие, избавитися потщимся.

Молитвою Богу нашему припадем, / слезами и теплыми воздыхании, / подражающе мытарево высокотворное смирение, поюще вернии: / благословен еси Боже отец наших.

Слава: Наказуяй ученики предглаголал еси Владыко, не мудрствовати высокая, / совводитися же смиренным уча Спасе. / Темже зовем Тебе вернии: / благословен еси Боже отец наших.

И ныне, Богородичен: Иаковлю Тя доброту, и Божественную лествицу, / от долу юже виде первее, простертую к высоте, / вемы Чистая, низводящую свыше Бога воплощенна, / и земныя паки возводящую.

Катавасия: Не послужиша твари Богомудрии / паче Создавшаго, / но, огненное прещение мужески поправше, / радовахуся, поюще: / препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси / и праведнаго жертву водою попалил еси: / вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. / Тя превозносим во вся веки.

Смиренномудренным нравом / милостива Господа мытарь воздохнув обрете, и спасен бысть: / образом же лютым языка велеречиваго, / правды отпаде фарисей.

Фарисеева кичения произволения, / и именования чистоты, бежим вернии: / ревнующе мытареву добре / помилованному смирению и нраву.

Гласы мытаревы вернии вещаим в церкви святей: / Боже очисти, да с ним улучим прощение, / пагубы велехвальнаго избавльшеся фарисея.

Воздыханию мытареву вси поревнуим, / и Богу беседующе, теплыми слезами возопиим Ему: / Человеколюбче, согрешихом, / благоутробне Щедрый, очисти и спаси.

Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа.

Стенанием мытаревым Бог преклонися, оправдив же сего, / всем показа преклонятися присно, воздыханьми же и слезами, / прегрешений просяще разрешение.

И ныне, Богородичен: Не вем паче Тебе иного заступления, / Тя предлагаю молитвенницу, Чистая Всенепорочная. / Тя ко из Тебе рожденному ходатаицу движу: / всех оскорбляющих мя свободна покажи.

Катавасия: Отроки благочестивыя в пещи / Рождество Богородичо спасло есть; / тогда убо образуемое, / ныне же действуемое, / вселенную всю воздвизает пети Тебе: / Господа пойте, дела, / и превозносите Его во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Бога / человеком невозможно видети, / на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати; / Тобою бо, Всечистая, явися человеком / Слово воплощенно, / Егоже величающе, / с Небесными вои Тя ублажаем.

Путь возношения смирение, / от Христа вземше спасения образ, / мытареву обычаю поревнуим, / кичение возношения далече отметающе, / нравом же смиренномудрия Бога умоляюще.

Душевную гордыню отвержим, / нрав правый смиренномудрия стяжим, / себе оправдати не тщимся, / тщеславия кичение возненавидим, / и с мытарем Бога умолим.

Молитвы Содетелю милости принесем мытарския, / фарисейских отвращающеся неблагодарных молитв, и велехвальных гласов, / иже на ближняго суд возводят, / да Бога милостива и свет привлечем.

Многим прегрешений собранием отягчен, / изобилием злобы мытаря преидох, / и фарисеево велехвальное кичение притяжах, / отвсюду пуст всех быв благих: / Господи, пощади мя.

Твоего сподоби блаженства, / Тебе ради духом нищих сущих: / учением бо Твоего повеления, / дух сокрушенный Тебе приносим, Спасе / прием, спаси Тебе служащия.

Слава: Богу мытарь некогда помоливыйся, / в церковь верне вшед, оправдася: / воздыханьми бо и слезами пришед, сокрушением же сердца: / все отложи грехов бремя очищеньми.

И ныне, Богородичен: Пети, славити, и блажити Тя давай нам, / достойно чтущим Тя Пречистая, / и Рождество Твое величающим, едина благословенная: / Ты бо еси похвала христианом, / и к Богу молитвенница благоприятная.

Катавасия: Всяк земнородный / да взыграется, Духом просвещаемь, / да торжествует же Безплотных умов естество, / почитающее священное торжество Богоматере, / и да вопиет: / радуйся, Всеблаженная, / Богородице, Чистая Приснодево.

Ексапостиларий воскресный
Таже Триоди, глас 1. Подобен: Со ученики взыдем:

Слава: Высокоречия убежим фарисеева злейшаго, / смирению же навыкнем мытареву изряднейшему, / да вознесемся вопиюще к Богу со онем: / очисти рабы Твоя, / родивыйся от Девы Христе Спасе волею, / и Крест претерпевый, / совоздвигнувый мир Твоим Божественным могутством.

И ныне, Богородичен, подобен: Творец создания, и Бог всех, / плоть человеческую прият из непорочныя утробы Твоея, / Всепетая Богородице: / и тленное мое естество все обнови, / паки якоже прежде рождества оставль по рождестве. / Отонудуже Тя верою вси восхваляюще зовем: / радуйся миру славо.

На хвалитех стихиры воскресные и триоди

Не помолимся фарисейски, братие: / ибо возносяй себе смирится. / Смирим себе пред Богом, / мытарски пощением зовуще: / очисти ны Боже, грешныя.

Фарисей тщеславием побеждаемь, / и мытарь покаянием приклоняемь, / приступиста к Тебе единому Владыце: / но ов убо похвалився, лишися благих: / ов же ничтоже вещав, сподобися дарований. / В сих воздыханиих утверди мя Христе Боже, / яко Человеколюбец.

Стих: Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца.

Глас 3: Мытаря и фарисея различие разумевши душе моя, / онаго убо возненавиждь гордынный глас: / оваго же ревнуй благоумиленной молитве, и возопий: / Боже, очисти мя грешнаго, и помилуй мя.

Стих: Исповемся Тебе Господи, всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя.

Фарисея велехвальный глас, вернии возненавидеше, / мытаревой же благоумиленной молитве поревновавше, / не высокая мудрствуем, но себе смиряюще со умилением воззовем: / Боже, очисти грехи наша.

Слава, глас 8: От дел похваленьми, / фарисея оправдающа себе осудил еси Господи, / и мытаря смирившася, / и воздыханьми очищения просяща оправдал еси: / не внимаеши бо велемудренным помыслом, / и сокрушенная сердца не уничижаеши. / Темже и мы Тебе припадаем во смирении, / пострадавшему нас ради: / подаждь оставление и велию милость.

И ныне: Преблагословенна еси Богородице Дево, воплощшим бо ся из тебе ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися, и мы ожихом. Тем воспевающе вопием: благословен Христос Бог благоволивый тако, слава Тебе.

Перед всено́щным бдением накануне Недель о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустной и сыропустной поется малая вечерня, предваряемая 9-м часом.

На великой вечерне, на "Господи, воззвах" - 7 воскресных стихир и 2 Триоди, повторяя первую. "Слава", глас 8-й - "Вседержителю Господи", "И ныне" - догматик текущего гласа. Вход. Прокимен "Господь воцарися". На литии - стихира храма, "Слава" - глас 3-й: "Мытаря и фарисея...", "И ныне" - Богородичен воскресен в тот же глас. На стиховне - стихиры Октоиха, "Слава", глас 5-й: "Отягченными очима", "И ныне" - Богородичен воскресный, 5-й глас: "Храм и дверь". По "Ныне отпущаеши" - "Богородице Дево" (трижды).

На утрене, на "Бог Господь" - тропарь воскресный (дважды), "Слава, и ныне" - Богородичен по гласу тропаря. После кафизм седальны воскресные. Непорочны, то есть 17-я кафизма (псалом 118-й), и каждение. Воскресные тропари "Ангельский собор" с припевом "Благословен еси, Господи". Ипакои΄, степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресное. "Воскресение Христово видевше", "Слава" - "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче", "И ныне" - "На спасения стези΄", "Помилуй мя, Боже" - "Множество содеянных мною лютых". Молитва "Спаси, Боже, люди Твоя". Каноны - воскресный из Октоиха на 4, крестовоскресный на 2, Богородице на 2 и из Триоди на 6.

Песни Священного Писания в соединении с канонами следует стихословить по отделу Ирмологиона "Пои΄м Господеви". Современная богослужебная практика стихи из песней Священного Писания начала заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Канон Триоди постной в настоящее время принято читать с припевами "Помилуй мя, Боже, помилуй мя" или "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".

Неделя мытаря и фарисея бывает в период времени от 11 января по 15 февраля включительно. С 11 по 13 января, в попразднство Богоявления, и 14 января, в его отдание, - катавасия праздника Богоявления "Глубины΄ открыл есть дно", с 15 января по 9 февраля включительно - катавасия праздника Сре́тения Господня "Сушу глубородительную землю". Хотя эта катавасия не указывается в последовании Недели о мытаре и фарисее, тем не менее, в данный период времени должна быть именно эта катавасия, а не другая. Это видно не только из общего устава о катавасиях (Тип., 19), в котором она назначается на время с 15 января до отдания Сретения, но и из того, что в Марковых главах на Неделю мытаря и фарисея она указывается не только при предпразднстве Сретения Господня 1 февраля, попразднстве его 3-8 февраля и отдании 9 февраля, но и 30 января, следовательно, в день, предшествующий предпразднству Сретения. С 10 февраля до 15 включительно - "Отверзу уста моя". Эта именно катавасия указана в последовании Недели мытаря и фарисея. Катавасия "Отверзу уста моя" с 10 февраля до 15 должна быть и на основании общего устава о катавасиях (Тип., 19), в котором сказано, что она поется "от отдания Сретения Господня, кроме́ Четыредесятницы Недель".

По 3-й песни канона - седален "Смирение вознесе́", "Слава" - "Смирение древле", "И ныне" - Богородичен "Скоро приими..." Чтение уста́вное.

По 6-й песни - кондак, глас 3-й.

"Воздыхания принесем мыта́рская Го́сподеви, и к Нему приступи΄м грешнии яко Влады΄це: хощет бо спасения всех человеков. Оставление подает всем кающимся: нас бо ради воплотися Бог сый Отцу Собезначальный".

Синаксарий Триоди. Икос.

Пред 9-ю песнью поется "Честнейшую".

По 9-й песни - "Свят Господь Бог". Светилен, или ексапостиларий, воскресный, "Слава" - Триоди "Высокоречия убежим". "И ныне" - Богородичен Триоди.

Стихиры на "Хвалите" из Октоиха воскресные 4 и Триоди 4. "Слава", глас 8-й - "От дел похвале́нми". "И ныне" - "Преблагословенна еси". Поется великое славословие. Тропарь воскресный. Ектении΄. Отпу́ст. "Слава, и ныне" - евангельская стихира.

На часах тропарь воскресный. По Трисвятом - кондак Триоди.

На Литургии после изобразительных псалмов Блаженны: из Октоиха на 6, из канона Триоди - песнь 6-я на 4.

По входе (в храме Христовом) - тропарь воскресный. "Слава, и ныне" - кондак Триоди. В храме Богородицы - тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы, "Слава" - кондак Триоди, "И ныне" - кондак храма Богородицы. В храме святого - тропарь воскресный, тропарь храма святого, "Слава" - кондак храма святого, "И ныне" - кондак Триоди.

Прокимен гласа. Апостол - Тим., зач. 296. Аллилуиарий гласа. Евангелие: от Лк., зач. 89. Причастен "Хвали΄те Го́спода с небес".

См. От сего дня до Недели всех святых Апостол и Евангелие по субботам читаются сначала субботы, потом ряда.

См. Если праздник Сретения Господня случится в субботу мясопустную, то заупокойная служба субботы поется в субботу перед Неделей о блудном сыне.

О служении с бдением святому или храму, или с полиелеем см. том 1. с. 91, 92. Здесь и далее ссылки на издание: Настоящая книга священнослужителя. Т. 1. М., изд. Московской Патриархии, 1977.


6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.


Песнопение Литургии Преждеосвященных даров «Ныне Силы Небесные» принадлежит к самым сильным впечатлениям Великого Поста. Оно не звучит в другое время. Мы не можем не чувствовать его «чрезвычайности». «Царь Славы» – именование Христа, в котором очень сильна связь с Крестной мукой. Комментируют священник Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.


Большинство прихожан никогда не слышали прекрасных и возвышенных молитв, которые произносит священник в самый важный момент Литургии. До людей, стоящих в храме, доносятся лишь возгласы, окончания молитв, читаемых в алтаре беззвучно или тихим голосом. А как обстояло дело в древности? Когда и почему возникла нынешняя практика?


Воскресный тропарь 3 гласа комментируют ведущие рубрики литургической поэзии «НС» священник, филолог Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт, переводчик Ольга СЕДАКОВА.


Стихиру на литии Сретения «Ветхий деньми», в которой песнь св. Симеона «Ныне отпущаеши» сочетается с образами христианского отпевания, комментируют священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.


Кто же с кем встречается в праздник Сретения? Дева Мария и Иосиф со старцем Симеоном, Симеон – с Богом, Старый Завет – с Новым, надежда – с ее оправданием. О парадоксах этих встреч рассказывают сретенские стихиры. Комментируют священник, филолог Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт, переводчик Ольга СЕДАКОВА.


Главная тема почти всех евангельских воскресных стихир – пасхальная радость, удивительный промежуток времени между Воскресением и Вознесением, между двумя шагами Спасения: Воскресением из мертвых – и возвращением к Отцу. Евангельскую воскресную стихиру 8 гласа комментируют ведущие рубрики литургической поэзии «НС» священник, филолог Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт, переводчик Ольга СЕДАКОВА.


В это воскресенье за богослужением будет петься тропарь 5 гласа «Собезначальное Слово Отцу и Духови». Вероятно, автором этого песнопения, чрезвычайно насыщенного яркими образами и догматическим смыслом был прп. Иоанн Дамаскин. Комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.


Милосердие, снисхождение, любовь – таково отношение Бога к людям. По Своей любви Господь создал человека, по Своему милосердию Он сам стал человеком, чтобы спасти нас от греха. О смысле воскресного тропаря 8 гласа рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ


За неделю до начала подготовки к Великому Посту читается отрывок о сборщике податей Закхее. Как растет наш внутренний человек? Как Закхей: сначала внешне, – ища Бога и учась у Него милосердию, потом – внутренне, восходя к таинственной перемене ума.


На всенощном бдении сразу же за радостным пением «Воскресение Христово видевшее», ликование внезапно оборвется, погаснут светильники, храм погрузится в темноту и начинает звучать совсем иная песнь «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Подготовка к Великому Посту начинается


Свобода должна быть «от чего-то» или «для чего-то»? Чем опасен поиск наслаждений? Почему запрещен блуд? В Неделю о блудном сыне читаются слова апостола Павла, которые дают ответ на эти вопросы. Объясняет архимандрит Ианнуарий (ИВЛИЕВ)


О том, что стражники, поставленные у опечатанного входа в гробницу, увидев ангела, «пришли в трепет и стали, как мертвые», сообщает Евангелие. А дальше в тропаре речь идет о Марии – и тут начинаются вопросы. Воскресный тропарь 6 гласа «Ангельские силы на гробе Твоем» комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ


Смерть и воскресение Христа открыли людям, изнанным из Эдема, врата Царства Небесного – и среди первых туда вошел разбойник, принёсший перед смертью на кресте перед лицом Спасителя покаяние в своих беззакониях. О воскресном тропаре 7 гласа рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ


Мы привыкли, что в церковных песнопениях содержатся обращения от нашего имени ко Святой Троице, ко Христу, к Богородице, к ангелам и святым. В стихире «Раю всечестный, краснейшая доброто» гимнограф влагает в уста Адама просьбу о заступничестве перед Создателем, обращенную к… Эдему, из которого наши прародители были изгнаны за непослушание и нераскаянность. Рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ


В субботу на Утрени последний раз в этом году прозвучит 136 псалом – скорбная, покаянная песнь «На реках Вавилонских». О чем в ней поется? Что это за окаянная дочь Вавилона и младенцы, которых надо разбить о камень? Это греховные страсти, которые надо возненавидеть в себе и умертвить, пока они еще не выросли. Рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН


Песнопение «Да исправится молитва моя…» звучит на каждой литургии Преждеосвященных Даров в течение Великого поста. Ничего подобного нет ни на так называемых полных литургиях, более привычных нам, ни на вечерне, которая составляет основу Преждеосвященной литургии. Комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.


Почему в неделю Торжества Православия мы читаем отрывок Евангелия об очень личной встрече со Христом Нафанаила, который не спешит поверить во Христа-Мессию и в своих сомнениях, как богословски образованный иудей, ссылается на источники? Что за таинственное общение происходит между ними, что делает неверующего Нафанаила - верующим? Комментирует протоиерей Димитрий ЮРЕВИЧ, проректор Санкт-Петербургской православной духовной академии по научно-богословской работе.