Святой николай сербский. Сербия. Мощи и почитание

7 октября (24 сентября по старому стилю) Православная Церковь молитвенно вспоминает двух сербских святых - царя Стефана Первовенчанного и его сына Владислава. Они были современниками и сродниками великого святого Саввы Сербского и наследниками Стефана Немани, стоявшего у истоков становления сербской государственности. В самом начале XIII столетия, когда Византийская империя теряла свое могущество, ослабев под натиском крестоносцев, в Сербии закладывались основы для дальнейшего процветания страны и развития национальной культуры, в центре которой была православная вера и как ее отражение - живая традиция византийского монументального искусства, фрески и иконопись.

На илл.: Св. Савва, архиепископ Сербский. Фреска на восточной стене притвора церкви Вознесения в Милешеве. До 1228 г.

И удалился в задужбину

В 1196 году восьмидесятидвухлетний великий жупан Стефан Неманя, мудрый и опытный правитель, под властью которого объединились разрозненные до того сербские земли, решил посвятить остаток своей жизни Богу. Он принял монашеский постриг с именем Симеон и удалился в свою «задужбину» - монастырь Студеница, построенный для поминовения собственной души. Своего среднего сына Стефана правитель благословил как преемника, а старшему Вукану завещал покоряться брату как единственному правителю. Вскоре Симеон отправился на Святую Афонскую гору, где жил его третий сын, носивший в монашестве имя Савва. Отец и сын вместе построили на Афоне сербский монастырь Хиландар, по образцу уже существовавших там обителей, принадлежавших болгарам, русским и грузинам. В этом монастыре Симеон отошел ко Господу. Тем временем его старшие сыновья не смогли исполнить отцовского завещания - Вукан желал власти, в стране разгорелась междоусобная война, сопровождавшаяся разорениями и голодом. После падения Константинополя в 1204 году нестабильность усилилась - по соседству делили византийские земли, возникали новые государства, наступала угроза вмешательства во внутренние сербские дела. Благодаря Савве, призывавшему исполнить волю отца, братья смогли примириться. Вукан носил титул «великого князя», а Стефан по-прежнему был правителем, великим жупаном всего Сербского государства. В ознаменование наступившего между братьями мира, а также потому, что отец хотел быть похороненным в Студенице, Савва перенес его честные останки на родную землю. В студеницком храме Пресвятой Богородицы он вместе с братьями положил мощи Симеона и остался в обители отца, заботясь о ней как архимандрит. Именно в этот момент Сербия получила от Господа двух покровителей - святого Савву, неустанно трудившегося для процветания своей страны, и святого Симеона, от мощей которого чудесным образом исходило благоуханное миро. В 1220 году предположительно в монастыре Жича святой Савва, будучи уже предстоятелем независимой поместной Церкви, короновал своего брата Стефана, окончательно укрепив его международный авторитет и власть внутри государства. Поскольку Стефан стал первым королем в истории Сербии, его стали называть Первовенчанным.

Великий жупан (правитель) Стефан Неманя принял монашеский постриг с именем Симеон и удалился в свою «задужбину» - монастырь Студеница, построенный для поминовения собственной души. Вскоре Симеон отправился на Святую Афонскую гору, где жил его третий сын, носивший в монашестве имя Савва, где-то шел ко Господу. Савва вместе с братьями положил мощи Симеона в студеницком храме Пресвятой Богородицы и остался в обители отца, заботясь о ней как архимандрит. Именно в этот момент Сербия получила от Господа двух покровителей - святого Савву, неустанно трудившегося для процветания своей страны, и святого Симеона, от мощей которого чудесным образом исходило благоуханное миро.
На илл.: общий вид монастыря Студеница

Впервые на сербском

Исследователи средневекового искусства предполагают, что мастеров для росписи храма в Студенице пригласил непосредственно св. Савва и что ему же, по всей видимости, принадлежит ее замысел. Значение этих фресок трудно переоценить - они явились продолжением живой традиции византийского монументального искусства тогда, когда та изза недостатка заказов прервалась в самой Византии. Одна из особенностей росписей Студеницы - это имитация живописными средствами драгоценного мозаичного убранства, для чего в наиболее значимых частях храма (куполе и алтарной апсиде) по золоту наносился сетчатый рисунок. В то же время в других частях храма использовался насыщенный синий цвет фона, как в композициях «Рождество Богоматери», «Введение во храм», «Распятие» и других. Надписи, сопровождающие изображения, здесь впервые сделаны не на греческом, а на сербском языке. В 1986 году храм и замечательные росписи в монастыре Студеница были занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Указующий на пустую гробницу Ангел, одетый в белые одежды, является, пожалуй, самым известным образом всего сербского средневекового искусства. В народе эта фреска получила название «Белый ангел». Чуть ниже сохранился портрет юного Владислава.
На илл.: ангел из композиции «Жены-мироносицы у гроба Господня». Фреска на южной стене церкви Вознесения в Милешеве. До 1228 г.

Еще один крупный фресковый ансамбль создан около 1220 года в монастыре Жича, скорее всего, перед коронацией Стефана. К сожалению, до наших дней он сохранился фрагментарно, но даже эти фрагменты позволяют судить о высоких запросах Саввы и Стефана, предъявлявшихся к храмовой декорации. В 1228 году Стефан Первовенчанный, предчувствуя скорую кончину, постригся в монахи, также приняв имя Симеон. После смерти его тело положили в Студенице, где и сегодня можно помолиться у его святых мощей.

За мощами дяди

Внук святого Симеона, племянник святого Саввы, сын Стефана Первовенчанного Владислав не был старшим среди своих братьев. Он рос, зная, что наследником короны отца будет первенец Радослав, и не претендовал на престол. Согласно благочестивой традиции юный Владислав также построил свою задужбину - небольшой монастырь Милешева с церковью Вознесения Господня.

На илл.: богослужение у мощей св. Стефана Первовенчанного в Студенице

В росписях этого храма, выполненных до 1228 года, сохранилось два его прижизненных «портрета». Среди представителей династии Неманичей на северной стене нартекса его фигура легко опознается благодаря архитектурной модели храма, которую святой держит в руках. На южной храмовой стене под, пожалуй, самой популярной сербской фреской с изображением «белого» ангела, сидящего на гробнице, представлена сцена, где юного княжича держит за руку Богоматерь, подводя ко Христу. В росписях Милешева применяется тот же прием сочетания мозаичной имитации и традиционной фрески, что и в Студенице. Эти стенописи производят неизгладимое впечатление своей особой лиричностью и даже интимностью. Наибольшее внимание художники уделяли ликам, написанным плотно, пастозно и при этом необычайно тонко. Династическая сцена в притворе, где представлены родоначальник св. Симеон, его брат Савва и сыновья, стала прообразом распространенной в дальнейшем композиции генеалогического древа правящей династии Неманичей, изображавшейся в сербских стенописях XIII - начала XIV века.

Юный Владислав также построил свою задужбину - небольшой монастырь Милешева с церковью Вознесения Господня. В росписях этого храма, выполненных до 1228 года, сохранилось два его прижизненных «портрета». На южной храмовой стене представлена сцена, где юного княжича держит за руку Богоматерь, подводя ко Христу.
На илл.: ктиторский портрет. Фреска на южной стене церкви Вознесения в Милешеве. До 1228 г.

До наших дней дошло крайне мало сведений о том, почему сын Стефана Первовенчанного Радослав лишился своей власти. Но история повторилась вновь - после смерти короля между братьями началась междоусобная тяжба. Представители сербской знати изгнали неугодного Радослава и хотели видеть на престоле Владислава, который вынужден был сменить своего старшего брата. Вновь святителю Савве пришлось мирить братьев, и он вновь короновал среднего из них в монастыре Жича. Владислав был смиренным правителем, во всем советовавшимся с богомудрым дядей. Когда святитель Савва умер в 1237 году в Болгарии, возвращаясь на родину из паломничества по святым местам, Владиславу стоило больших дипломатических усилий перенести в Сербию его честные останки. Долгие переговоры с болгарским царем Асенем, также глубоко чтившим св. Савву, не приводили к результату. Тогда король Владислав сам отправился за мощами дяди и, привезя их в Сербию, положил в капелле, пристроенной к милешевской церкви Вознесения. Эта величайшая святыня, от которой непрестанно совершались чудотворения, находилась в Милешеве несколько столетий, пока в 1594 году не была увезена и сожжена турками, господствовавшими на Балканах. Что же касается короля Владислава, то по неизвестной причине он уступил трон младшему брату Урошу (сыну Стефана Первовенчанного от второго брака) и оставался с ним в хороших отношениях до конца своих дней.

В росписях Милешева применяется тот же прием сочетания мозаичной имитации и традиционной фрески, что и в Студенице. Династическая сцена в притворе, где представлены родоначальник св. Симеон, его брат Савва и сыновья, стала прообразом распространенной в дальнейшем композиции генеалогического древа правящей династии Неманичей, изображавшейся в сербских стенописях XIII - начала XIV века.
На илл.: древо Неманичей. Фреска на восточной стене церкви Вознесения в монастыре Дечаны. Около 1347 г.

Главным наследием святого Саввы и его венценосных сродников Стефана и Владислава стала Сербская Православная Церковь, украшенная великолепными монастырями и фресками. Именно здесь до наших дней хранится живая память о великой сербской национальной истории.

Текст: Светлана ЛИПАТОВА

Респу́блика Се́рбия (серб. Репу̀блика Ср̀бија ) - государство в юго-восточной Европе, в центральной части Балканского полуострова и частично Паннонской низменности, не имеющее выхода к морю. Население - 7 243 007 (2013).

Крупнейшие города

  • Белград
  • Нови-Сад
  • Приштина

Православие в Сербии

Православие - одна из традиционных и самая распространённая религия в Сербии. В Сербии проживает 6,4 млн православных (перепись 2002), или 85 % населения Центральной Сербии и Воеводины. Большинство из них относится к Сербской православной церкви. Число православных в Косово из-за нестабильной ситуации в крае не поддаётся точному подсчёту.

Сербская православная церковь

Се́рбская правосла́вная це́рковь (серб. Српска православна црква ) - автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 6-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей Константинопольского Патриархата и 7-е место в диптихе Московского Патриархата.

История

На территории соседней Македонии христианство известно ещё со времён апостола Павла. С IV по VI века Церковь в Македонии попеременно зависела то от Рима, то от Константинополя.

По сообщению византийского императора Константина VII Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641). Дальнейшее распространение христианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин послал к ним греческих священников. Окончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала деятельность святых Кирилла и Мефодия. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были святые Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край.

В 1219 году поставленным «никейским» (в Константинополе тогда была Латинская империя) Патриархом Мануилом I Сербской Церкви было предоставлено право для Сербской Церкви иметь своего автокефального архиепископа. Константинопольский патриарх Мануил I рукоположил святителя Савву (Неманича) в сан архиепископа. По возвращении на родину святитель занялся устроением своей Церкви. Он основал восемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников - подвижников Хиландара и Студеницы. В разные концы сербских земель посылались священники с поручением проповедовать и совершать церковные таинства. В жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы Афонской горы, монастырей Малой Азии и Палестины.

После завершения строительства Жичского монастыря в него была перенесена архиепископская резиденция. В Жиче собирались поместные соборы Сербской Церкви, в которых принимали участие все епископы, игумены и многие священники. Из-за слабой защищённости Жичи пребывать в ней было небезопасно, особенно после нашествия татар (1242), а позднее - болгар и куманов (1253). Поэтому архиепископ Арсений I (1233-1263) перенес кафедру архиепископии из Жичи в Печский монастырь, основанный святителем Саввой. Архиепископы, в зависимости от обстоятельств, пребывали то в Печи, то снова в Жичи. Такое перемещение продолжалось до конца XIII века, когда резиденция архиепископа была окончательно перенесена в Печ.

На Соборе, созванном королём Сербии Стефаном Душаном в Скопье в 1346 году, Печская архиепископия получила статус Патриархата с резиденцией Патриарха в городе Печ, откуда получила наименование Печской, что было признано Константинополем в 1375 году.

В 1459 году, после падения Сербского государства и аннексии его земель Османской империей, Патриархат был упразднён. При этом Черногорская митрополия сохранила свою самостоятельность от Константинпополя и рассматривала себя как преемницу Печской патриархии.

Печский патриархат был восстановлен в 1557-м и вновь упразднён в 1766 году. Церковь (то есть православное население) в Сербии управлялась фанариотскими епископами.

Турецкие зверства побудили значительное количество сербов бежать в Австрию. На территории Габсбургской монархии была сформирована особая церковная организация, руководимая сербским клиром, которая в идеологическом и духовном отношении с 1690 года была связана с Патриархией в Печи, но политические условия, и прежде всего конфликты между Габсбургами и Османской империей, привели к автономно-автокефальному положению Сербской православной митрополии с центром в городе Сремски-Карловци.

Карловацкая митрополия функционировала в стабильном государстве, где доминировал римо-католицизм, непрестанно терпя более или менее сильное давление в направлении прозелитизма, выражавшееся в попытках склонения к униатству. Главы Карловацкой митрополии имели духовную власть над сербами Венгерского королевства, гражданской Хорватии, Военной Краины и над частью православных румынских подданных империи Габсбургов. В 1848 году Карловацкая митрополия была возведена в ранг Патриархата. Особая судьба была у Буковинской митрополии.

С вхождением в состав империи Габсбургов Далмации, Боснии и Герцеговины последовал запрет на пастырское подчинение местного сербского населения этих областей сербскому митрополиту (патриарху), восседавшему на престоле в г. Сремски-Карловци. Габсбургская политика в отношении православной церкви сводилась к оставлению Боснии и Герцеговины под шаткой властью Константинопольского патриархата, при этом Далмация и Бока-Которска входили в состав Буковинско-Далматинской митрополии, гибридной сербско-румынско-русинской церковной организации, охватывающей области, географически разделенные друг от друга сотнями километров, а Синод и центральные церковные институты размещались в Вене.

В Белграде по обретении Сербией независимости, в январе 1832 году, под юрисдикцией Константинопольского Патриархата была учреждена автономная митрополия. С установлением международно признанного государственного суверенитета и независимости Сербии (после Берлинского конгресса) получила в 1879 году автокефалию, признанную Константинопольской Патриархией.

В 1859 год Белградскую митрополию возглавил митрополит Михаил (Йованович), смещённый в 1881 году. 20 марта 1883 года, несмотря на протесты ряда сербских епископов, были проведены выборы (без участия архиереев) митрополита, которым стал архимандрит Феодосий (Мраович) (1883-1889); хиротония которого, с разрешения императора Франца-Иосифа была совершена Патриархом Карловицким Германом (Анджеличем) (1882-1888). С изменением политической ситуации в стране митрополит Феодосий в 1889 году ушёл на покой, а митрополит Михаил - возвращён.

По итогам балканских войн (1912-1913) в Белградскую митрополию вошли: Скоплянская, Велешско-Дебарская и Призренская епархии.

По образовании в 1918 году Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия), которое объединило Сербию с македонским и албанским населением, Черногорию, земли бывшей Австро-Венгрии, Боснию и Герцеговину, Хорватию, Словению, произошло объединение православных церквей государства в единую Сербскую Церковь - в мае 1919 года.

12 сентября 1920 гола на день Собора сербских святых в Сремских Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии. В состав восстановленной Патриархии вошли следующие епархии: Белградская, Банялукско-Бихачская, Бачская, Битольская, Бококоторско-Дубровницкая, Будимская, Велешско-Дебарская, Вршачская, Горнокарловацкая, Дабро-Боснийская, Далматинско-Истрийская, Дорянская, Жичская, Захолмско-Рашская, Захолмско-Грецеговинская, Зворницко-Тузланская, Злетовско-Струмичская, Нишская, Охридская, Пакрачская, Печская, Рашко-Призренская, Скоплянская, Сремско-Карловацкая, Шабачская, Темишоарская, Тимокская и Черногорско-Приморская.

Межвоенный период стал эпохой расцвета сербского православия. Церковь пользовалось поддержкой государства. В это время в Югославии находилось большое количество иммигрантов из России, среди которых было немалое число высококвалифицированных учёных, военных и представителей духовенства. В 1920 году был открыт Богословский факультет Белградского университета.

Немецкая оккупация Югославии и в особенности провозглашение марионеточного Независимого государства Хорватия принесло огромный урон Сербской православной церкви. Многие священнослужители были убиты, а храмы и монастыри разрушены.

Последующий коммунистический период Сербская Церковь также подвергалась давлению и притеснениям со стороны государства. Обострились националистические тенденции. Стремление властей контролировать сербскую диаспору привело к её расколу: в 1963 году была Свободная сербская православная церковь. В 1967 году под давлением властей была провозглашена неканоническая Македонская православная церковь.

Русская Православная Церковь

После революции 1917 года и гражданской войны в Югославию устремились многие из русских беженцев, большинство из которых исповедовали православие. При этом русские беженцы в большинстве своём не влились в Сербскую Православную Церковь, а образовали Русскую Православную Церковь заграницей. В Сремских Карловцах с 1922 года до Второй мировой Войны находился Архиерейский Синод РПЦЗ. Большая часть русских эмигрантов не приняла новой коммунистической власти и эмигрировала из Югославии, а структуры РПЦЗ на её территории были ликвидированы. В Белграде имеется подворье Московской патриархии - Храм Святой Троицы, который расположен к востоку от Церкви Святого Марка. Храм построен в 1924 году по плану русского архитектора Валерия Сташевского для русских, которые эмигрировали из России после переворота 1917 года. В церкви захоронен русский генерал Пётр Николаевич Врангель.

Святые

  • св. свт. Савва Сербский
  • св. свт. Николай Сербский
  • св. прп. Симеон Мироточивый
  • св. свт. Максим, деспот Сербии и митрополит Угро-Валашский
  • св. свт. Даниил II, архиепископ Сербский
  • св. блгв. князь Сербский Лазарь
  • св. прп. Петр Коришский
  • св. мч. Иоанн Владимир, князь Сербский
  • св. прп. Иустин Челийский
  • св. прав. Иоанн Бранкович, деспот сербский
  • св. свт. Макарий Соколович
  • святые новомученики Момишичские
  • св. свщмч. Иоанникий, митрополит Черногорско-Приморский
  • св. свщисп. Варнава, епископ Хвостанский
  • Свмч. Петр, митрополит Дабро-Боснийский
  • св. мч. Лука

Святыни

Мощи святых и чудотворные иконы в Сербии и сербских анклавах на территории самопровозглашенного государства Косово находятся в храмах и монастырях Сербской Православной Церкви.

Кафедральный собор Архангела Михаила. Мощи:

  • св. Стефан Штилянович (XVI в.).

Кладбище Введенского монастыря:

  • могила свисп. Досифея Загребского (+1945 г.).

МОНАСТЫРЬ НОВО-ХОПОВО (близ Нови-Сада). Мощи:

  • мч. Феодор Тирон (IV в.).

МОНАСТЫРЬ КРУШЕДОЛ (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»). Мощи:

  • свт. Максим Бранкович (ХV в.) (рука),
  • благ. кн. Стефан Бранкович (XV в.) (стопа).

МОНАСТЫРЬ ЯЗАК (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»). Мощи:

  • благ. кн. Стефан V Урош (XIV в.).

МОНАСТЫРЬ ГРГЕТЕГ (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»):

МОНАСТЫРЬ БЕОЧИН (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора», близ Беочина). Мощи и икона:

  • свисп. Варнава Хвостанский (ХХ в.),
  • «Беочинская» икона Божией Матери.
  • свт. Николай Сербский (ХХ в.).

МОНАСТЫРЬ ЧЕЛИЕ (близ с. Лелич). Мощи:

  • прп. Иустин Попович (Челийский) (ХХ в.).

ЧОКЕШИНА (30 км. к северо-востоку от Лозницы). Монастырь Чокешина:

  • икона «Покров Пресвятой Богородицы – Чокешинская».

Православные храмы

  • Собор Святого Саввы Сербского (Белград)
  • Храм Архангела Гавриила (Туман)
  • Собор Святого Георгия (Нови-Сад)
  • Церковь Святого Марка (Белград)
  • Собор Святого Михаила (Белград)
  • Церковь Святых Апостолов Петра и Павла (Стари-Рас)
  • Ружица (церковь)
  • Церковь Святого Василия Острожского (Белград)
  • Церковь Святого Александра Невского (Белград)
  • Церковь Святой Троицы (Белград)

Православные монастыри

Средняя Сербия

Русская транслитерация Оригинальное название
Монастырь Челие/Кельи Ћелије
Монастырь Црна Река/Черная Река Црна Река
Столпы святого Георгия Ђурђеви Ступови
Монастырь Горняк Горњак
Монастырь Градац Градац
Монастырь Каленич Каленић
Монастырь Касталян Кастаљан
Монастырь Копорин Копорин
Монастырь Любостыня Љубостиња
Монастырь Манассия Манасија
Монастырь Милешева Милешева
Монастырь Нимник Нимник
Монастырь Покайница Покајница
Монастырь Прохора Пчиньского Прохор Пчињски
Монастырь Пустыня Пустиња
Монастырь Рача Рача
Монастырь Раваница Раваница
Монастырь Рукумия Рукумија
Монастырь во имя свт. Николая в г. Соко Манастир Светог Николе - Соко
Монастырь Сопочаны Сопоћани
Монастырь Студеница Студеница
Монастырь Троноша Троноша
Монастырь Туман Туман
Монастырь Витовница Витовница
Монастырь Буково Буково
Монастырь Земун Земун
Монастырь Жича Жича

Воеводина

Фрушка Гора (Фруктовая Гора)

Русская транслитерация Оригинальное название
Монастырь Беочин Беочин
Монастырь Бешеново Бешеново
Монастырь Дивша Дивша
Монастырь Гргетег Гргетег
Монастырь Язак Јазак
Монастырь Крушедол Крушедол
Монастырь Кувеждин Кувеждин
Монастырь Малая Ремета Мала Ремета
Монастырь Новое Хопово Ново Хопово
Монастырь Петковица Петковица
Монастырь Привина Глава Привина Глава
Монастырь Раковац Раковац
Монастырь Старое Хопово Старо Хопово
Монастырь Шишатовац Шишатовац
Монастырь Великая Ремета Велика Ремета
Монастырь Врдник-Раваница Врдник-Раваница

(перенесение мощей из Тырново в Милешево в 1238 году; Серб. ), 27 апреля (воспоминание сожжения мощей на Врачаре в 1594 году; Серб. ), 30 августа (Серб. ), в Соборах Сербских святителей , Афонских преподобных , Ватопедских святых и преподобных русских Святогорцев

В миру Ростислав Растко, родился в году в семье самодержца Сербии Стефана Немани и Анны , дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам.

В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон , Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Афонский Пантелеимонов монастырь .

Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава. Во время вечернего богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг с наречением в честь преподобного Саввы Освященного и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Это случилось в году.

Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители . На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь , и эта обитель получила звание царской ставропигии .

В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера . В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита .

Вернувшись затем на родину, святой Савва вместе со своим державным братом святым Стефаном заложили Жичский монастырь в честь Вознесения Господня , призванный стать центром Сербской Церкви .

Святой Первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере. Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив своим преемником иеромонаха Арсения , рукоположив его во епископа и преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая "окончить дни свои странником в земле чужой". Пройдя всю Палестину , Сирию и Персию , Вавилон , Египет и Анатолию , повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая священные останки святых, святитель окончил свое странствие в Тырнове , в Болгарии , в доме родственника царя Иоанна Асена, где с духовной радостью предал свою душу Господу в году.

Мощи и почитание

Высокочтимый уже при жизни, архиепископ Савва сразу стал почитаться святым по преставлении. Так как его мощи упокоились в Болгарии , святые Сербские король Владислав и архиепископ Арсений приложили много усилий, чтобы перенести мощи в Сербию . Болгарский царь Иоанн Асен II , тесть и союзник святого Владислава, сначала не хотел отдавать мощи прославленного архиепископа. Однако король Владислав лично отправился в Болгарию упрашивать своего родича, а тому было ниспослано свыше ночное видение чтобы он позволил мощам вернуться в Сербию. При перенесении святых мощей святителя Саввы в году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асена, "зачем он уступает такое сокровище". Однако, сербы чтили святого не менее болгар - их торжественно сопровождал их Тырнова сам король, а архиепископ святитель Арсений собрал духовенство и знать на их торжественную встречу. Мощи были положены в монастыре Милешево , в честь чего установлено празднество 6 мая . Вначале их положил во гроб, но вскоре святой Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви, после чего мощи были положены в деревянном ковчеге в монастырском храме. Тем временем жители Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба святителя, которые благочестивый Асен приказал собрать вместе и положить во вновь сооруженную гробницу.

Мощи почивали в Милешевской обители до года, когда Синан-паша взял эту величайшую святыню сербского народа, увёз их в Белград и там 27 апреля сжёг на холме Врачар.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Пути́, вводя́щаго в жизнь, / наста́вник, и первопресто́льник, и учи́тель бы́л еси́: / пе́рвее бо прише́д, святи́телю Са́вво, / оте́чество твое́ просвети́л еси́ / и, породи́в то́е Ду́хом Святы́м, / я́ко древа́ ма́слинная, / в мы́сленном раи́ насади́л еси́ всеосвяще́нная твоя́ ча́да. / Те́м, я́ко апо́столом и святи́телем сопресто́льна чту́ще тя́, мо́лим: / моли́ Христа́ Бо́га / дарова́ти на́м ве́лию ми́лость .

Тропарь свв. Стефану Мироточивому и Савве I, архиеп. Сербскому, глас 1

Оби́тели Хиланда́рския свяще́нных строи́телей / и Афо́на свети́льники, / Се́р­бии похвалу́, / Симео́на велича́йшаго, преподо́бных ле́поту, / и ро́д его́ чу́дный, святи́теля, - глаго́лю, - Са́вву, / прииди́те согла́сно почти́м, глаго́ля: / моли́те Христа́ Бо́га о па́стве ва́шей, бла́женнии, // и о е́же Це́ркви свобо́дней бы́ти от обстоя́ний .

Кондак, глас 8

Я́ко первосвяти́теля вели́каго / и апо́столов соо́бщника, / Це́рковь прославляе́т тя́ люде́й твои́х, преподо́бне, / но я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу, / моли́твами твои́ми от вся́ких на́с бе́д спаса́й, да зове́м ти́: // ра́дуйся, о́тче Са́вво Богому́дре.

Ин кондак, на перенесение мощей, глас 6

Засту́пниче скорбя́щим, / в напа́стех помо́щниче, / ко Влады́це моле́бниче, / не пре́зри на́с, смире́нных, обремене́нных грехи́, / но предвари́ и исхити́ от му́к ве́чных / с ве́рою моля́щихтися, / ускори́ на заступле́ние и потщи́ся на по́мощь, // заступи́, святи́телю Христо́в Са́вво, пою́щия тя́.

Труды

Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне . Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В году митрополиту Кириллу Киевскому был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих - Рязанская Кормчая года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви.

Использованные материалы

  • Страницы портала Православие.Ru :
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life199.htm - житие из календаря

Здравствуйте, читатели блога! Меня зовут Елизавета. Так уж получилось, я живу в Сербии последние 2 года. На новом месте не жалуюсь, даже наоборот - свой новый дом, Белград, я полюбила. Если в Греции просто «все есть», то здесь есть все, что может сделать человека счастливым. Красивый город, доброжелательное отношение к иностранцам, традиции и праздники. На один из них я хочу вас пригласить. Приезжайте зимой, 27 января проходит Слава Святого Савы (Slava Sveti Sava). Одевайтесь парадно - пойдем в гости. С собой возьмите красное вино в подарок.

Пару слов о Сербии и Белграде

Белград или Београд (Beograd), по-сербски значит «Белый Город». Так его назвали путешественники, ведь перед ними предстал город из белого песчаника. Его историческое название отличается. Белград основали кельтские племена, назвав по-своему Сингидунум. Белград впервые стал столицей Сербского Королевства с 1403 года.

После много чего происходило - образовалась и распалась Югославия, отделилась Черногория. Но, Белград прочно держал свое место главного города. Хотя, его здания уже не ослепительно белые, а в центре все еще остаются развалины после НАТОвской бомбежки в 1999 году, этот город продолжает улыбаться всему миру.

Религия в жизни Сербии

Большая часть сербов - православные христиане. Религия играет важную роль, а религиозные праздники ценятся тут больше Нового Года, или дня рождения. Все экскурсии по Белграду начинаются из центра, а это Храм Святого Савы. Я, например, вижу его из окна с 4го этажа нашего дома. Ночью он «парит» над городом. Такой эффект получается из-за того, что храм ярко освещен на фоне ночного неба.

У каждой семьи есть Святой Покровитель. Традиция изначально языческая, но перешла в христианство. Святой Никола, Святой Архангел, Святой Сава, Святой Георгий являются самими распространенными Покровителями семей. Есть еще несколько святых, которых славят отдельные семьи. У каждого из них есть свой праздничный день - Слава. На работе вас спросят: «Кого славишь?». В тот день вы имеете полное право на отгул, чтобы провести его с родными.

Вы получаете приглашение на Славу, а это значит, будет много вкусной еды, душевные разговоры и просто хорошая атмосфера. На улице холод, а ваши друзья или родные подготовили для вас все лучшее в теплом доме. Квартиры района центра Старого города - это вообще отдельная история. Они огромные, планировка необычная, везде деревянный паркет по которому сербки бодро цокают высокими каблуками.

Святой Сава Сербский

27 января - это день любимейшего Святого всего сербского народа. В России его имя принято писать так: Савва. Возможно, Растко Неманич (мирское имя Савы) мог бы быть просто отмечен где-то в учебнике истории, как младший брат первого сербского короля Стефана Первовенчанного. Растко решается стать монахом, получает церковное имя Сава. Он прошел пешком по всем святым местам Сербии, побывал на Афоне. Он увидел, как живут простые крестьяне, понял их проблемы, тяготы. Сава вернулся к королевскому двору с идеей кардинальных перемен.

Святой Савва Сербский. Два изображения

Первое, своей мудростью и дипломатией Савва остановил страшную войну за власть между старшими братьями. Ему удалось дать Сербской Церкви независимость (автокефальность). В 1219 году он становится архиепископом. Сербы очень чтут этого святого. Он много чего еще сделал для народа, никогда не проходил мимо, если человек нуждался в помощи. Реформировал систему образования, давая всем деткам возможность посещать школы. Есть даже несколько забавных историй о том, как Святой Сава самого дьявола перехитрил, да не один раз.

Савиндан: приготовления к празднику

Прежде всего, Слава - семейный праздник. В Храме будет проходить вечерняя служба для всех желающих, но каких-то особенных развлечений в городе в честь Славы не будет. Скорее даже, некоторые магазины, кафе закроются раньше, или вообще не работают.

Гостей приглашают на вечер. Приготовления проходят целый день. Хозяйка печет особый хлеб из белой муки - Славский колач. Хозяйка старается украсить его как можно богаче. Из кукурузного теста делаются фигурки, хитрый орнамент. Это искусство, — так вам скажу. Славский колач даже есть жалко. И еще одно важное блюдо - коливо или жито. Пшеничные зернышки размалываются, варятся, заправляются орехами и медом. Кто-то добавляет сухофрукты или цукаты. Получается такая крепкая сладкая масса.

Заранее покупается в Храме очень толстая свеча. В Храм идет глава семьи (дедушка, отец). Он просит священника благословить Славский колач и свечу. Когда благословение получено, он возвращается домой и начинаются приготовления. Свеча большая, так что, будет целый день гореть на столе.

Славский ритуал

Он простой, но, чтобы допустили к столу со вкусняшками - необходимо выполнить все правильно. Не успели вы еще снять куртку, к вам спешит хозяйка дома с серебряным подносом и ложечкой. Тут же нужно зачерпнуть побольше жита и съесть. Хотите угодить хозяйке? Зачерпните два раза - похвалите блюдо. После этого трижды крестятся, желают счастливой славы (Srećna slava!). Вы едва успеваете освободиться от куртки, но тут появляется хозяин с вином. Вина нужно выпить, хотя бы чуть-чуть.

Теперь можно проходить в комнату - присоединяйтесь к веселью. На столе обязательно будет стоять Славский Колач, Свеча и Икона Святого Савы. Вас ждет приятный вечер. Часто бывает так, что вы знаете только хозяина дома. Он вас не бросит, а начнет знакомить со всеми гостями. Скоро народ разбивается на группы по интересам - вас доброжелательные сербы с радостью возьмут с собой. Особенно, если вы иностранец.

Я была на нескольких Славах, каждый раз жду новые приглашения. При том, что это были семьи друзей, мы всегда чувствовали себя прямо частью праздника. От вас не ждут подарков или «конвертов счастья», семья радуется, что вы пришли. Чем больше людей - тем большим они могут подарить своего тепла и внимания. Это следование заветам Святого Савы: чтобы стать действительно счастливым - поделись с ближним.

Где находится Храм Святого Савы (серб. Храм светог Саве)

Он находится в Старом городе по адресу Krusedolska, 2а. Проще всего добраться на трамваях 9,10,14 до станции Караджорджев Парк (Карађорђев парк), или автобусах 33, 78, 48, 47 до станции Бульвар Освобождения (Bulevar Oslobođenja). Конечно, любой таксист тут же поймет куда вам, если скажете: «Храм Святого Савы». Удачного путешествия!

С уважением, Елизавета Раубе

«Вот, боголюбивые мои, догмат Православных Святоотеческих Преданий. Следуя ему, и мы также веруем и так исповедуем, а всех еретиков и всякую ересь проклинаем» –

свт. Савва Сербский, Жичская
проповедь о правой вере

«Святой Савва Сербский – первый архиепископ Сербской Православной Церкви, законодатель и устроитель независимого государства, просветитель и учитель Сербского народа родился от Стефана Немани и его жены Анны между 1170 и 1175 годами в городе Расе (недалеко от нынешнего Нового Пазара), в прежней столице Сербской державы. Житие Святого Саввы Сербского известно многим боголюбивым русским православным христианам и день памяти этого Святого в Русской Православной Церкви приходится на 12 января (по ст. ст.), хотя в Сербии память этого Святого празднуется 14 января. Приходилось спрашивать об этом у самих сербов и выяснилось, что, действительно, Святой Савва почил 12 января в болгарском городе Тырново, весть же о его смерти дошла до Сербии только 14 числа. Тогда все храмы огласили округу скорбным поминальным звоном. Этим объясняется разница в днях празднования.

Вклад Святого Саввы Сербского в утверждение Вселенского Православия весьма велик. Благодаря отцу Стефану Немани (в будущем св. Симеона Мироточивого) четкое определение принадлежности Восточной Церкви после раскола в 1054 году наполнило смыслом всю жизнь и неутомимую деятельность Святого Саввы на благо утверждения истины. Надо отметить, что его отец Стефан Неманя, а после и брат Стефан, находились в вассальной зависимости от папы Римского. С 1062 года главным пастырем Сербской Церкви был архиепископ Антиварийский, получавший паллиум из Рима и ему подчинены были епископии Сербии и Албании. Отец Саввы Стефан Неманя видел, что латинство, чем далее, тем более становится враждебным и чистой вере и свободному развитию народа. В младенчестве своем, рожденный в Зете, Стефан Неманя был крещен латинским священником. В 1143 году он торжественно снова принял крещение от православного Рашского епископа Леонтия, как повествуют об этом в его житии его сыновья, свт. Савва и св. Стефан. Без этого шага отец свт. Саввы Стефан Неманя не только бы не достиг могущества великого жупана всей Сербии, но и не уцелел бы в своей маленькой области Рашской. Ему пришлось воевать со всеми отдельными жупанами Сербии. Дело доходило до того, что он был заключен родными братьями в подземную пещеру в монастыре Джурджевы Ступови. Но Сербский народ встал на сторону православного Стефана. Он любил свободу мыслей и не мог не тяготиться гнетом латинства; вера чистая восточная было по душе народу; приняв ее на своем родном языке во время свв. Кирилла и Мефодия, он свято хранил ее, невзирая на противодействие латинства.

На Святой горе по одобрению византийского царя Алексия Третьего Ангела свт. Савва и отец его (в монашестве Симеон) откупили старый разрушенный монастырь Циг и к 1199 году возвели Хиланадар. После смерти отца, почившего на руках своего сына, Савва был склонен к уединению, потому он поселился в Карее, в построенной им самим отшельнической келии. Ради строгости жизни им был составлен краткий Карейский типик (устав отшельнической жизни). Строжайший пост (пища один раз в день, в понедельник, среду и пятницу без елея и вина), непрестанная молитва, ежедневно прочитывалась вся Псалтирь, в субботу и воскресение на утрене перед Литургией прочитывался целый Евангелист. Во время безмолвия в Карее свт. Савва написал житие своего отца, преподобного Симеона Мироточивого. Позднее свт. Саввой был написан Хиландарский типик, более полный, (для братии), которого монахи этого монастыря придерживаются до сих пор. По этому уставу монахам не позволялось иметь никакой собственности, даже одной медной монеты, пищею должны были пользоваться в общей трапезе и по келиям ничего не держать съестного, одежду также полагалось получать от монастыря. Каждый день братия должны были исповедовать грехи игумену, если он есть (позднее игуменьей Хиландара стала икона Богородицы Троеручица), или духовнику, игумен должен был учить всех и каждого пути спасения. Те, которые чувствовали себя свободными от нечистых помыслов, гнева, ропота, памятозлобия, могли приобщаться Святых Тайн три раза в неделю; иначе только раз в неделю; в прочем это решал духовник. Празднословие запрещалось, сидит ли брат в келии или работает, он должен был иметь в устах молитву или церковное песнопение. Подле монастыря Савва устроил гостиницу для принятия странных, нищих и больных: им обитель должна была доставлять пищу и одежду. Несмотря на склонность свт. Саввы к уединенным подвигам, Господь иначе распорядился его жизнью. Из любви к истине и своему народу ему вскоре пришлось оставить Святую Афонскую Гору.

Кровавые Крестовые походы на Восток в 1203 году ради освобождения гроба Господня от мусульман окончательно погубили Православную Византию, просуществовавшую почти 7 веков. Тогда было образовано Латинское Царство, что увеличило влияние папы Римского на Балканах и в Европе. На Востоке было образовано Никейское Царство в Малой Азии и Епирская деспотия на Балканах. Сербия тогда оказалась в плотном враждебном кольце: от Венеции с запада до Венгрии на севере, от Болгар, Латинян и Епира на востоке и с юга. Кроме того внутри Сербии большой вред происходил от еретиков богомилов и внутренних распрей между братьями Вуканом и Стефаном. Чтобы примирить братьев и ради ограждения Сербии от влияния латинян, свт. Савва решается в 1208 году перенести мощи своего отца преподобного Симеона на Родину. Мощи были положены в монастыре Студеница – со временем этот монастырь стал очагом Православия и средневековым центром просвещения и культуры. Равносильным по значению монастырю Студеница, позднее становится монастырь Жича, возведенный свт. Саввой. Великой заслугой свт. Саввы перед Богом и сербским народом было обретение независимости Сербской Православной Церкви от папского престола. После усердной молитвы и глубоких размышлений во время непродолжительного пребывания на Святой Горе Афон в 1219 году Савва отправился в Никею к патриарху и царю Феодору Ласкару, чтобы испросить независимость от Охридской архиепископии и устроить Поместную Сербскую Православную Церковь. Никейский патриарх Мануил рукоположил Савву в первого архиепископа Сербского, тогда же вновь рукоположенный архиепископ Савва испросил позволения независимо и самостоятельно рукополагать Сербских епископов на поместном соборе без участия Никейского патриарха. Обретя формальную независимость, архиепископ Савва вернулся в Сербию для рукоположения епископов и устроения Поместной Церкви. Чтобы определить взаимоотношения между Церковью и государством в 1219 году свт. Савва составил «Номоканон» (Законоправило) или «Кормчую Книгу», которая позднее, принесла большую пользу и России. «Кормчая Книга» святителя Саввы представляет собой свод правил, в котором каноны находятся в усеченном виде (из Синопсиса Стефана Эфесского), снабженные толкованиями известного византийского канониста XII в. Номофилакса Алексия Аристина. К ряду канонов помещены были толкования великого друнгария императорского трибунала и государственного секретаря Византии Иоанна Зонары, канониста ХII в. «Кормчая Книга» Святого Саввы включала в себя не только Соборные Постановления и Правила Святых Отцов Церкви, но и такие дополнительные части, как статьи по истории Вселенских Соборов, истолкования молитвы „Отче наш“, Символа веры, произведений преподобного Иоанна Дамаскина. Древнейший русский список этой «Кормчей Книги» – Рязанский 1284 г. «Кормчая Книга» – это первый сербский, болгарский и русский гражданский и церковный кодекс. Надо отметить, что первоначальный краткий перевод этой книги на Славянский язык был сделан св. Равноапостольным Мефодием Моравским, просветителем славян. Основное издание «Кормчей Книги» в России совершилось только в 1650 году, по благословению Московского Патриарха Иосифа. Кормчая Книга стала основой прав в Российской империи и оставалась таковой до 1917 года. В «Кормчей Книге» отразилось духовно-правовое наследие Византийской государственности, пришедшей в Москву-Третий Рим через Святого Савву Сербского. Именно в этой Книге, написанной на славянском языке, отражалась идея симфонии духовной и светской власти. Первым примером среди славянских народов применения в управлении государством ее евангельского значения стало Сербское королевство. Архиепископ Савва находил взаимопонимание и поддержку во всех своих начинаниях со стороны родного брата, им коронованного короля Стефана. Сербская Православная держава по евангельскому примеру Марфы и Марии в государственной симфонии просуществовала до 1389 года, то есть до Косовской битвы.

В России глубоко почитались на протяжении многих веков Сербские Святые Савва и его отец преподобный Симеон Мироточивый. Так в Архангельском соборе Кремля сохранились до наших дней фрески этих Святых. В центре Москвы на улице Солянке до революции находился храм Святого Саввы Сербского. Это был центр славянофильства, здесь организовывались сборы пожертвований для освободительной войны на Балканах от турецкого ига. Отсюда в конце 19 века отправлялись в Сербию тысячи добровольцев в помощь православным братьям-сербам. Из жития свт. Саввы мы знаем, что юный Растко (мирское имя свт. Саввы) тайно ушел на Святую Гору Афон вместе с русским монахом. Тайна братского единства наших православных народов непостижима умом человеческим, но является Промыслом Божиим ради спасения славянских народов. Любовь к евангельской истине и презрение ложных латинских учений стало главной осью в русско-сербских взаимоотношениях на протяжении полутора веков»