Семейство: Пресноводные жемчужницы (Margaritiferidae). Является ли жемчужница гермафродитом Жемчужница является гермафродитом

220 лет назад, 10 августа 1793 года, Лувр открылся для посетителей. Само здание за почти десять веков пережило множество трансформаций от темной крепости XII века до дворца Короля-Солнце и самого популярного и известного музея мира. Сегодняшний Лувр - это несколько сотен тысяч экспонатов, четыре этажа с экспозициями общей площадью 60 600 квадратных метров (Эрмитаж - 62 324 кв.м.). Для сравнения: это почти две с половиной Красных площади (23 100 кв. м.) и больше восьми футбольных полей стадиона "Лужники" (площадь поля - 7140 кв.м).

"В Лувре есть что посмотреть", это каждый знает. И, пожалуй, почти каждый назовет главные экспонаты музея: "Мона Лиза" Леонардо да Винчи, Ника Самофракийская и Венера Милосская, стелла с законами Хамураппи и прочее, прочее… В прошлом году, согласно официальным данным, музей посетили более девяти с половиной миллионов человек, о толпах, осаждающих "Мону Лизу", как и о карманниках в Лувре, ходят легенды, а туристические сайты советуют готовиться к его посещению почти как к походу: захватить с собой еду, выбрать удобную одежду и обувь.

Отбросив формальный подход, проект Weekend выбрал десять экспонатов Лувра, не менее известных и прекрасных, чем вышеперечисленные, которые запросто может упустить из виду не самый внимательный или осведомленный турист.

Мифологический демон ("Меченный").
Бактрия.
Конец II - начало III тысячелетия до н.э.

Крыло Ришелье, цокольный этаж (-1). Искусство Древнего Востока (Иран и Бактрия). Зал №9.

Древние артефакты традиционно привлекают к себе меньше внимания, чем творения великих художников и скульпторов. Рассматривать множество маленьких экспонатов, а часто и вовсе фрагментов чего-либо, считается уделом "фанатов. А уж заметить в витринах крыла Ришелье площадью 22 тысячи квадратных метров маленькую, высотой чуть меньше 12 сантиментов, статуэтку на бегу просто невозможно. Этот "железный человечек" родом из Бактрии и ему более 5-ти тысяч лет (датирован концом II - началом III тысячелетия до н.э.). Бактрия — государство, основанное греками после завоевательных походов Александра Македонского в районе Северного Афганистана в конце III - начале IV тысячелетий до нашей эры. На сегодняшний день найдено всего четыре полностью сохранившихся таких статуэтки, одну из них Лувр приобрел в 1961 году. Предполагается, что найдены они в Иране, неподалеку от города Шираз. Кого изображает скульптура, доподлинно неизвестно, ученые окрестили этот загадочный персонаж "Меченным": его лицо изуродовано длинным шрамом. По мнению исследователей, шрам символизировал какое-то ритуальное, деструктивное действие. Прикрытое короткой набедренной повязкой туловище покрыто змеиной чешуей и подчеркивает змееподобный характер персонажа. Это позволяет предполагать, что так изображали антропоморфного демона-дракона, которому поклонялись в Азии. Кто такие эти "меченные", остается только гадать, видимо они олицетворяли духов, возможно добрых, возможно злых.

Матрас Гермафродита

Спящий Гермафродит.
Римская копия с оригинала II века н. э. (матрас добавлен Бернини в XVII веке)

Крыло Сюлли, нулевой этаж (1). Зал №17 Зал Кариатид.

Если находящуюся в том же зале Венеру Милосскую вы не пропустите точно, окружающая ее толпа туристов - хороший ориентир, то расположенного неподалеку "Спящего Гермафродита" можно запросто пропустить, если свернуть не туда. Согласно легенде, сын Гермеса и Афродиты был очень красивым юношей, и влюбленная в него нимфа Салмакида попросила богов соединить их в едином теле. Эта скульптура, считающаяся римской копией с греческого оригинала II века н. э., попала в музей в начале XIX века из коллекции семейства Боргезе. В 1807 году Наполеон попросил князя Камилло Боргезе, приходившемуся ему зятем, продать некоторые экспонаты коллекции. Отказаться от предложения императора была по понятным причинам нельзя. Мраморные матрас и подушка, на которых возлежит Гермафродит, были добавлены в 1620 году Джованни Лоренцо Бернини, скульптором эпохи барокко, чьим покровителем был кардинал Боргезе. Впрочем, эта деталь подчеркивает скорее анекдотичную сторону композиции, что вряд ли входило в задумку греческого автора. Со скульптурой связано и поверье, о котором иногда рассказывают экскурсоводы музея: якобы, мужчины, прикоснувшиеся к спящему, тем самым увеличивают свою мужскую силу.

"Тазик" Святого Людовика

Чаша — "Купель Святого Людовика". (на фото фрагмент — один из медальонов)
Сирия или Египет, около 1320-1340 гг.

Баптистерий (или крестильная купель) Святого Людовика отмечена среди важнейших экспонатов цокольного этажа, однако мало у кого хватает сил спуститься сюда после осмотра главных достопримечательностей музея. Выполненная из латуни и отделанная серебром и золотом чаша считается шедевром искусства времен мамлюков, ранее она принадлежала к числу сокровищ часовни Сент-Шапель, а в 1832 году перешла в коллекцию музея. Этот большой таз был частью французской королевской коллекции, внутри можно увидеть приделанный герб Франции. Он действительно служил купелью при крещении Людовика XIII и сына Наполеона III, но не Людовика IX Святого, несмотря на "приклеившееся" к нему название. Создан этот предмет был гораздо позже: он датируется 1320-1340 годами, а Людовик IX умер в 1270 году.

Шах Аббас и его паж


Мухамад Казим.
Портрет шаха Аббаса I и его пажа (Шах Аббас, обнимающий пажа).
Иран, Исфаган, 12 марта 1627 года

Крыло Денон, цокольный этаж. Зал Искусства Ислама.

В том же зале стоит обратить внимание на довольно известный рисунок, изображающий шаха Аббаса и его пажа-виночерпия, похожего больше на девушку. Аббас I (1587-1629) — самый значительный представитель династии Сефивидов, считающихся основателями современного Ирана. Во время его правления изобразительное искусство достигает пика своего развития, изображения становятся более реалистичными и динамичными. На этом рисунке шах Аббас изображен в шляпе с коническим верхом и широкими полями, которую он ввел в моду, рядом юноша-паж, протягивающий ему чашу с вином. Под кроной дерева, справа, значится имя художника - Мухаммад Казим (один из известнейших мастеров того времени и, по всей видимости, придворный художник Аббаса) - и короткое стихотворение: "Пусть жизнь вам даст то, чего вы желаете от трех уст: вашего любовника, реки и кубка". На переднем плане изображен ручей, вода которого когда-то была посеребрённой. Стихотворение можно интерпретировать и символически, в персидской традиции было множество стихов, обращенных к виночерпию. Рисунок был приобретен музеем в 1975 году.

Портрет доброго короля

Неизвестный художник парижской школы.
Портрет Иоанна II Доброго, короля Франции.
Около 1350 года

Крыло Ришелье, второй этаж. Французская живопись. Зал №1.

Эта картина неизвестного художника середины XIV века считается самым старым индивидуальным портретом в европейском искусстве. Ранних мастеров французской живописи начали изучать сравнительно недавно, во второй половине XIX века, да и большинство их произведений было утрачено в ходе войн и революций. Правление Иоанна Доброго, пришедшееся на годы Столетней войны, было не из легких: разбитый англичанами в битве при Пуатье, он попал в плен и находился в заточении в Лондоне, где подписал договор о своем отречении. Согласно легенде портрет был написан именно в лондонском Тауэре, а авторство приписывается Жирару Орлеанскому. Интересный факт: он стал последним французским монархом носившим имя Иоанн.

Мадонна в "коридоре"

Леонардо да Винчи.
Мадонна в скалах.
1483-1486 годы.

Крыло Денон, Большая галерея, первый этаж. Итальянская живопись. Зал №5.

Большая галерея крыла Денон, помимо знаменитой сцены из фильма Жана-Люка Годара "Банда аутсайдеров" с бегущими по Лувру героями, известна тем, что здесь висит "никем не замеченная" прекрасная Мадонна Леонардо и множество других работ итальянских живописцев, включая Караваджо. "Никем не замеченные", это, конечно, громко сказано, та же "Мадонна в скалах" — одна из самых знаменитых картин в мире, и, тем не менее, начав свой забег с финишем у "Моны Лизы", туристы, к сожалению, часто проходят мимо этой прекрасной работы, у которой стоит постоять лишнюю пару минут. Существует две версии этой картины. Та, что хранится в Лувре, написана в период между 1483-86 годами, и первое упоминание о ней (в описи французской королевской коллекции) датируется 1627 годом. Вторая, которая принадлежит Лондонской Национальной галерее, была написана позже в 1508-м. Картина представляла собой центральную часть триптиха, предназначавшегося для миланской церкви Сан Франческо Гранде, но так и не была отдана заказчику, для которого художник написал вторую, лондонскую версию. Исполненная нежности и покоя сцена контрастирует со странным пейзажем из отвесных скал, геометрия композиции, мягкие полутона, а также знаменитая "дымка" сфумато создает необычную глубину в пространстве этой картины. Ну и нельзя не упомянуть еще одну "версию" содержания этой картины, несколько лет назад мучавшую умы поклонников Дэна Брауна, перевернувшего содержание картины прямо таки с ног на голову.

В поисках блох

Джузеппе Мария Креспи.
Женщина ищущая блох.
Около 1720-1725 гг.

Крыло Денон, первый этаж. Итальянская живопись. Зал №19 (залы в конце Большой галереи).

Картина болонца Джузеппе Марии Креспи - одно из недавних приобретений музея, полученное в дар от Общества Друзей Лувра. Креспи был большим поклонником голландской живописи, и жанровых сценок в частности. Существующая в нескольких версиях "Женщина, ищущая блох", видимо, входила в серию картин (ныне утраченных), повествующих о жизни одной певицы от начала ее карьеры до последних лет, когда она стала набожной. Подобные работы отнюдь не являются центральными в творчестве художника, но дают современному человеку яркое представление о реалиях того времени, когда без блохоловки не мог обойтись ни один приличный человек.

Калеки, не отчаивайтесь


Питер Брейгель Старший.
Калеки.
1568 год.

Крыло Ришелье, второй этаж. Живопись Нидерландов. Зал №12.

Эта маленькая работа старшего из Брейгелей (всего 18,5 на 21,5 см.) единственная на весь Лувр. Не заметить же ее проще простого и не только из-за размера, эффект узнавания — "если на картине много маленьких людишек, значит это Брейгель" — здесь может не сразу сработать. Работа была подарена музею в 1892 году, и за это время родилось множество интерпретаций сюжета картины. Одни усматривали в ней размышление о врожденной слабости человеческой природы, другие - социальную сатиру (карнавальные головные уборы персонажей могут символизировать короля, епископа, бюргера, солдата и крестьянина), либо критику политики, проводившейся во Фландрии Филиппом II. Впрочем, до сих пор никто не берется объяснить персонажа с миской в руках (на заднем плане), а также лисьи хвосты на одежде героев, хотя некоторые видят тут намек на ежегодный праздник нищих Koppermaandag. Добавляет загадочности картине надпись на обороте, которую зрители не видят: "Калеки, не отчаивайтесь, и ваши дела могут процветать".

Одну из наиболее известных картин Иеронима Босха не то, чтобы не знают "в лицо". Возможно, тут не в пользу работы играет ее расположение: недалеко от входа в маленький зал, да еще и с такими соседями как "Автопортрет" Альбрехта Дюрера и "Мадонна канцлера Ролена" ван Эйка, да и до сестер д`Эстрэ тут недалеко, необычная композиция этой работы неизвестного французского художника - сидящие в ванной обнаженные дамы, одна из которых щиплет другую за сосок - сделала картину не менее популярным экспонатом, чем сама "Джоконда". Но вернемся к Босху, те, кто внимательно смотрит по сторонам, ни за что его не пропустят. "Корабль дураков" — часть несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается "Аллегория обжорства и сладострастия" из Художественной галереи Йельского университета. Предполагается, что "Корабль дураков" — первая из композиций художника на тему пороков общества. Развращенное общество и духовенство Босх уподобляет безумцам, которые набились в неуправляемую лодку и несутся навстречу своей гибели. Картина была передана в дар Лувру композитором и искусствоведом Камиллем Бенуа в 1918 году.

Обязательными пунктами посещения Лувра являются две "голландские жемчужины его коллекции" — картины Яна Вермеера "Кружевница" и "Астроном". А вот его предшественника Питера де Хоха, чья "Любительница выпить" висит в том же зале, часто минует внимание среднестатистического туриста. И все же эта работа стоит того, чтобы обратить на нее внимание и не только из-за продуманной перспективы и живой композиции, художнику удалось передать тонкие оттенки отношений персонажей картины. Каждому участнику этой галантной сценки отведена определенная роль: солдат наливает выпить молодой женщине, которая и без того уже не трезва, его товарищ, сидящий у окна, простой наблюдатель, а вот вторая женщина - явно сводня, которая, кажется, в этот момент торгуется. Намекает на смысл сценки и картина на заднем плане, изображающая Христа и грешницу.

Подготовила Наталья Попова

Номера этажей даны в европейской традиции, т.е. нулевой этаж — российский первый.

Описание

Крупный двустворчатый моллюск (длина раковины до 160 мм). Снаружи раковина темно-коричневая или черная (у молодых особей желто-зеленая), обычно удлиненная, овально-четырехугольная, слабо выпуклая. Макушки почти не выступают.

Раковина у макушки, как правило, сильно разъедена и периостракум полностью разрушен, скульптура макушки видна только у самых молодых особей. Внутри створок на их спинном крае расположен замок, состоящий только из кардинальных передних зубов.

У правой створки зуб имеет форму высокой неправильной четырехугольной пирамиды и помещается под макушкой, слегка спереди от нее. В левой створке кардинальных зубов 2, менее выраженных и разделенных пологой ложбинкой. Брюшной край створки обычно прямой или слегка вогнутый. Перламутровый слой толстый, белый с розоватым оттенком, часто с зелеными пятнами .

Распространение

Реки Атлантического побережья сев.-вост. США, вост. Канады, зап. Европы, Балтии, Белорусии и лесной зоны сев.-зап. России. На территории России известна из Карелии, Мурманской, Ленинградской и Архангельской обл. Исходный ареал вида, по-видимому, охватывал реки басс. Белого, Баренцева и Балтийского морей. Ныне ареал резко сократился .

Местообитания

Плодовитость одной самки 2-6 млн. глохидиев. Они достигают жабр рыб пассивно с током воды, покрываются эпителиальными клетками рыбы и развиваются в ювенальных моллюсков в течение 10-11 месяцев. Заметного вреда для рыбы не отмечено. Ювенальные моллюски выпадают из жабр рыб в летний период. Половозрелость в возрасте 10-20 лет.

Способность к нересту сохраняют в течение всей жизни. Живут до 130 лет. Наибольшая смертность на стадии глохидиев (99.99%) и молоди до 5 лет (95%). Основные причины естественной гибели в весенний период — ледоход, в летний период — поедание хищниками .

Численность

В Сев. Америке и зап. Европе численность ныне не превышает нескольких миллионов особей. В XX в. численность сократилась более чем на 90% . Наиболее крупные популяции остались в России: в реках Мурманской обл. (около 150 млн. особей) и Карелии (около 42 млн. особей). Плотность моллюсков до 200 экз./м2 речного дна.

В большинстве рек плотность ниже (менее 12 экз./м2) . Быстрое падение численности моллюсков, а местами полное их исчезновение вызваны браконьерским и промышленным ловом моллюсков, сведением лесов, внесением удобрений, пестицидов, лесосплавом, загрязнением воды промышленными стоками, кислотными дождями, мелиоративными работами в русле рек, эврофикацией, а также факторами, уменьшающими численность рыб-хозяев (перелов рыб, строительство плотин, акклиматизация других видов рыб и т.д.) .

На численность моллюсков и их распространение также влияют степень минерализации, химический состав и насыщенность кислородом воды, скорость течения, характер грунта, температура, наличие достаточной плотности рыб-хозяев .

Охрана

Занесена в Красный список МСОП-96, Европейский красный список, Приложение 3 Бернской конвенции. В Кандалакшском и Лапландском заповедниках, в Национальном парке «Панаярви» обитают небольшие ручьевые популяции жемчужницы. В конце 80-х гг. были предприняты попытки реакклиматизации моллюсков в некоторых реках сев.

России, разработаны способы интенсификации воспроизводства в естественных водоемах и на базе лососевых хозяйств . Необходимо снижение вероятности эвтрофикации и загрязнений путем строгого контроля и мониторинга качества воды, создание охраняемых территорий в незагрязненных басс. (особенно важно — в последних оставшихся крупных возобновляемых популяциях рр. Варзуга и Умба на Кольском п-ове и р. Кереть в Карелии), ограничение промышленных и мелиоративных работ в местах обитания жемчужниц, восстановление их популяций разработанными способами , предотвращение акклиматизации лососевых рыб, не служащих хозяевами жемчужниц, международная координация работ в области исследования путей восстановления популяций жемчужниц и природоохранных законодательств, разведение моллюсков в специализированных хозяйствах .

Источники : Жадин, 1938; 2. Зюганов и др., 1993; 3. Ziuganov et al., 1994; 4. Young, Williams, 1984; 5. Bauer, 1989; 6. Woodward, 1994; 7. Зюганов и др., 1988; 8. Зюганов и др., 1990; 9. Зюганов и др., 1991.

Составители: В.В. Зюганов, А.А. Зотин

Издавна люди ценили красоту жемчуга – его гладкую матовую поверхность, мягкий блеск. Жемчугом украшали одежду, домашнюю утварь, оклады самых почитаемых икон и переплёты книг. Особо крупные и правильной формы жемчужины хранились в государственной казне как великие ценности.


На Руси, начиная с ХI–ХII веков, широко распространилось узорное жемчужное шитьё по льну, шёлку, парче, бархату. Русские умельцы создавали неповторимые образцы жемчужного шитья и ювелирных украшений с жемчугом. Жемчугом расшивали предметы церковного обихода, парадную царскую, княжескую, боярскую и даже народную одежду.

Использовали для такого шитья главным образом пресноводный жемчуг, который добывали тут же, в пределах Российского государства.

Сведения о добыче жемчужных ядер на Руси имеются, например, в документах, относящихся к XV веку. Особенно ценен был новгородский жемчуг. Его зерна были поразительно красивы. Именно новгородским жемчугом Иван III в 1488 году одарил венгерского короля Матиуша .

В XVI веке большим спросом стал пользоваться варзужский жемчуг , добываемый в реке Варзуга (Кольский полуостров). Его скупали на украшение церковной утвари и одежды. Особенно изобильным жемчужным промыслом славилась местность возле города Кемь. В 1788 году этому городу был присвоен герб с изображением венка из жемчуга на голубом водяном поле.

Европейская , или обыкновенная, жемчужница (Margaritifera margaritifera ) – это пресноводный двустворчатый моллюск, родич всем известной перловицы . Раковина её тёмная, вытянутая, с хорошо развитым перламутровым слоем на внутренней поверхности. В длину раковина может достигать 12–13 см, а в ширину – около 5 см.

Обитает европейская жемчужница в быстрых холодных потоках и в своё время, видимо, была широко распространена в реках, впадающих в Баренцево, Белое, Балтийское моря и в северную часть Атлантического океана.

«Нет в Европе страны, которая была бы богата, как Россия, реками и речушками, в которых водятся жемчужные раковины» , – писал в 80-х годах позапрошлого столетия русский геолог А.А. Штукенберг .

Надо заметить, что пресноводный жемчуг добывали и на российском Дальнем Востоке, но там в реках водятся другие жемчужницы – двустворчатые моллюски из рода Dahurinaia .

Ещё в начале ХХ века во многих реках Кольского полуострова и Карелии было немало жемчужниц, которых активно промышляли. Однако в дальнейшем из-за чрезмерного промысла и загрязнения рек промышленными отходами численность моллюсков начала быстро сокращаться.

Сейчас этот вид включён в Красную книгу Российской Федерации.

Пресноводная жемчужница

Помимо нашей страны европейская жемчужница встречается в реках Финляндии, Швеции, горных районов Центральной Европы, и очень редко – в Норвегии, странах Балтии, в Великобритании, на севере Франции.

Однако все европейские популяции находятся под угрозой полного уничтожения. За последние десятилетия около половины из них исчезло, а большинство оставшихся перестали воспроизводиться.

Жемчужница придерживается мест с быстрым течением, встречается у порогов, перекатов и плёсов с песчано-каменистым дном, но заиленных, со слабым течением плёсов избегает.

Моллюск живёт на глубине 0,3 – 2,5 м, зарывшись в грунт передним концом раковины и выставив наружу задний конец с сифонами.

Питается одноклеточными водорослями и органическим детритом, которые извлекает из воды, профильтровывая её через жабры.

В подходящих местах плотность раковин достигает иногда 70 штук на квадратный метр. И каждый моллюск пропускает через себя более 50 литров воды в сутки, что даёт возможность очистить её до кристальной прозрачности.

Живут жемчужницы долго, 50–60, а по некоторым данным – до 120 лет. Но и половозрелости эти моллюски достигают примерно в 20-летнем возрасте.

В каждый момент времени жемчужницы раздельнополы, но предполагается, что эти моллюски могут менять пол в течение жизни.

Выброшенная моллюском сперма с током воды попадает через сифон в специальные выводные камеры, находящиеся в жаберной полости другой особи, и оплодотворяет яйца. Из них развиваются личинки – глохидии – размером 50–75 мкм, имеющие двустворчатую раковину с зубчиками. Каждая самка вынашивает до 3,5 млн. глохидиев.

С лососевыми же рыбами отношения у жемчужницы не так уж просты. Как показали эксперименты, даже массовое поселение глохидиев на жабрах не приносит рыбе существенного вреда. В то же время присутствие жемчужниц благоприятно влияет на воспроизведение лососей , поскольку эти моллюски очень эффективно очищают воду в реке, что является одним из условий лучшего развития молоди.

Сёмга сейчас нерестится в 33 реках Кольского полуострова, но только в одной – Варзуге – она обильна. Почему Варзуга оказалась самой продуктивной?

Обследование реки показало наличие крупной популяции жемчужниц – около 80 млн. особей. Это сейчас самая крупная популяция в мире – остальные насчитывают от 10 до 100 тысяч особей. По приблизительным подсчётам жемчужницы в Варзуге за сутки осаждают около 200 тонн взвеси, идеально очищая воду.

Существует три причины вымирания жемчужницы и уменьшения численности сёмги : избыточный промысел моллюсков, не менее избыточная добыча лососевой рыбы, загрязнение рек. А по Варзуге не сплавляют лес, здесь нет промышленных предприятий, река труднодоступна для массового браконьерства. Получается, что здесь сохранились оптимальные условия как для лосося , так и для жемчужницы.

Но наряду с пассивной охраной рек нужны активные меры по восстановлению численности жемчужницы. Один путь – переселять взрослых особей в реки, где раньше жемчужницы не обитали или откуда исчезли. Однако при этом необходимо учитывать не только пригодность водных биотопов, но и наличие в них естественных хозяев глохидиев. Так, в 1933 году из ручья Жемчужный

Учёные считают, что одновременно с расселением половозрелых жемчужниц нужно расселять и глохидиев. Искусственное заражение глохидиями могло бы в тысячи раз увеличить эффективность воспроизводства. Для этого жемчужниц собирают, приоткрывают раковины, определяют пол и степень зрелости самок, метят их и помещают в садки до начала нереста. Полученную суспензию глохидиев вводят в рот пойманным рыбам, не вынимая их из воды. Через 18 суток в опытах было отмечено от 2 до 10 тысяч личинок, закрепившихся на одном лососе . Как уже было сказано, подобное заражение практически безвредно для рыб.

Восстановление численности жемчужницы можно совместить с возобновлением добычи речного жемчуга, исключающей уничтожение моллюсков. Однако это дело будущего, а прежде надо восстанавливать численность жемчужницы и сёмги .

Понятие гермафродитизма берет свое начало в древнегреческой легенде. Гермафродит был сыном двух богов – Гермеса и Афродиты. Свое громкое имя он взял от двух родителей Герма от Гермеса и Фродит от Афродиты. Сами родители не смогли уделять внимания Гермафродиту, поэтому его воспитанием занялись неяды. В возрасте 15 лет он скитался по родным местам, и в один прекрасный день в юношу влюбилась нимфа Салмакида, которая жила в воде. Однажды Гермафродит подошел к источнику с водой, в котором жила нимфа, чтобы утолить свою жажду. Салмакида увидела юношу и в тот же миг влюбилась в него. Гермафродит тоже воспылал страстью к этой нимфе и попросил богов соединить их в одно неразделимое существо. Боги осуществили его просьбу. Так по легенде и появились гермафродиты.

Как относились к гермафродитам раньше?

Явление гермафродитизма лежит в основе распространенных поверий об андрогинах (существах, способных менять свой пол). В Средние века половая метаморфоза считалась делом нечистой силы, а инквизиционная практика XVI–XVII вв. богата случаями преследования гермафродитов. Так, в Дармштадте в XVI в. был случай крещения младенца сомнительного пола именем Елизаветы, потом Иоанна и последующем превращением Иоанна опять в Елизавету, которая, наконец, была сожжена на костре.

Могут ли гермафродиты иметь детей?

Гермафродиты, как правило, не могут иметь детей, они бесплодны.

Как определить изначальный пол гермафродита?

Ответ достаточно прост – генетически или методом анализа хромосом.

Можно ли вылечить гермафродитизм?

Многие врачи утверждают, что гермафродитизм можно вылечить, и чем раньше начать такое лечение, тем лучше – будет больше вероятности избежать двойной жизни. Идеальным периодом для устранения подобной проблемы считаются первые годы ребенка, потому как исправлять эту проблему осознанно взрослому человеку всегда психологически тяжелее. Накануне самой операции главным вопросом является выбор гормонов, которые будут вводиться пациенту, изменяя его половые признаки.

Гермафродитизм — это один из пороков развития, который встречается у одного из двух тысяч новорожденных.

Кем являются гермафродиты с юридической точки зрения?

Наиболее детально этот вопрос разработан в мусульманском законоведенье. Предписания о гермафродитизме сводятся к следующему: гермафродиты приближаются к мужескому или женскому полу, сообразно чему они следуют юридическому положению того или другого пола. Если подобного приближения к одному из двух полов не существует, то они занимают среднее положение. Во время молитвы в мечети они должны стоять между мужчинами и женщинами и творить молитву по-женски, а во время паломничества должны носить женскую одежду. В качестве сонаследника гермафродит получает половину мужской и половину женской части.

Римское право не допускает среднего юридического состояния между двумя полами: права гермафродита определяются тем полом, который у него преобладает. Этому принципу следуют и современные европейские законодательства (русское законодательство совершенно умалчивает об этом предмете). Европейское законодательство предоставляет родителям решить вопрос о поле гермафродита; но последний, по достижении 18 лет, может и сам выбрать пол, к которому желает примкнуть. Третьи лица, права которых таким выбором нарушаются, имеют право требовать медицинской экспертизы.

Лечение гермафродитизма строго индивидуально. При выборе пола учитывают функциональное превалирование женского или мужского организма. В основном проводят операции на наружных половых органах, но есть случаи операций полного устранения гермафродитизма. После таких операций необходимо постоянное наблюдение у специалистов, но в целом прогноз благоприятный. К сожалению, деторождение в подобном случае невозможно.

Виды гермафродитизма

Естественный гермафродитизм

Гермафродит – организм, обладающий признаками мужского и женского пола, в том числе и имеющий как мужские, так и женские половые органы. Такое состояние организма может быть естественным, то есть видовой нормой, либо патологическим.

Гермафродитизм достаточно широко распространён в природе – как в растительном мире (в этом случае обычно используются термины однодомность или многодомность), так и среди животных. Большая часть высших растений являются гермафродитами, у животных гермафродитизм распространен, прежде всего, среди беспозвоночных (кишечнополостных, подавляющего большинства плоских, кольчатых и круглых червей, моллюсков, ракообразных и некоторых насекомых).

Среди позвоночных гермафродитами являются многие виды рыб, причём наиболее часто гермафродитизм проявляется у рыб, населяющих коралловые рифы. При естественном гермафродитизме особь способна продуцировать как мужские, так и женские гаметы, при этом возможна ситуация, когда способностью к оплодотворению обладают оба типа гамет, либо только один тип гамет.

Синхронный гермафродитизм

При синхронном гермафродитизме особь способна одновременно продуцировать и мужские, и женские гаметы. В растительном мире такая ситуация зачастую приводит к самооплодотворению, встречающемуся у многих видов грибов, водорослей и цветковых растений.

В животном мире самооплодотворение при синхронном гермафродитизме встречается у гельминтов, гидр и моллюсков, а также некоторых рыб, однако в большинстве случаев автогамия предотвращается строением половых органов, при котором перенос собственных сперматозоидов в женские половые органы особи физически невозможен.

Последовательный гермафродитизм (дихогамия)

В случае последовательного гермафродитизма (дихогамии) особь последовательно продуцирует мужские либо женские гаметы, при этом происходит смена фенотипа, ассоциированного с полом целиком. Дихогамия может проявляться как в пределах одного репродуктивного цикла, так и в течение жизненного цикла особи, при этом репродуктивный цикл может начинаться либо с мужской, либо с женской фазы.

У растений, как правило, распространён первый вариант – при образовании цветков пыльники и рыльца созревают неодновременно. Таким образом, с одной стороны предотвращается самоопыление и, с другой стороны, за счёт неодновременности времени цветения различных растений в популяции, обеспечивается перекрёстное опыление.

В случае животных чаще всего происходит смена фенотипа, то есть смена пола. Ярким примером являются многие виды рыб, например, рыбы-попугаи, большинство которых являются обитателями коралловых рифов

Аномальный (патологический) гермафродитизм

Наблюдается во всех группах животного мира, в том числе у высших позвоночных животных и человека. Гермафродитизм у людей является патологией сексуальной детерминации на генетическом или гормональном уровнях.

Это интересно! Рыбы-чистильщики живут семьями по 6-8 особей - самец и «гарем» самок. Когда самец умирает, сильнейшая самка начинает меняться и постепенно превращается в самца.

Различают истинный и ложный гермафродитизм :

  • Истинный (гонадный) гермафродитизм характеризуется одновременным наличием мужских и женских половых органов, наряду с этим имеются одновременно мужские и женские половые железы. Яички и яичники при истинном гермафродитизме могут быть или объединены в одну смешанную половую железу, или располагаются отдельно. Вторичные половые признаки имеют элементы обоих полов: низкий тембр голоса, смешанный (бисексуальный) тип фигуры, в той или иной мере развитые молочные железы.

Хромосомный набор у таких больных обычно соответствует женскому набору. Истинный гермафродитизм – чрезвычайно редкое заболевание (в мировой литературе описано всего около 150 случаев).

  • Ложный гермафродитизм (псевдогермафродитизм) имеет место, когда налицо противоречие между внутренними (хромосомными) и внешними (строение половых органов) признаками пола, то есть половые железы сформированы правильно по мужскому или женскому типу, но наружные половые органы имеют признаки двуполости. Причиной аномалий гермафродитизма является сбой на генетическом уровне во время внутриутробного развития плода. Когда рождается ребенок, по его наружным половым органам определяют, кто это – мальчик или девочка. Хотя выявить гермафродитизм часто можно лишь тогда, когда у ребенка начинается половое созревание.

Это интересно! У некоторых видов плоских червей, например Pseudobiceros hancockanus, брачный ритуал проходит в виде фехтования кинжаловидными пенисами. Являясь гермафродитами, оба участника поединка стремятся проткнуть кожу соперника и впрыснуть туда сперму, став, таким образом, отцом.

Жемчужницы – более примитивные сородичи перловиц. У жемчужниц редуцированы боковые зубцы, а жабры на спинной стороне не срастаются.

Обыкновенные жемчужницы имеют толстые, массивные раковины, длина раковины, как правило, составляет 12 сантиметров. Часто верхушки раковин изъедены. С внутренней стороны раковина имеет перламутровый слой блестяще белого оттенка.

Где обитает жемчужница

Живут жемчужницы в небольших реках на севере России: на Кольском полуострове, в Карелии, в Архангельской области, порой встречаются в Валдайской возвышенности.

Жемчужницы обыкновенные, в отличие от и перловок, не живут даже в слабозаиленном грунте, они селятся на мелкокаменистом или песчаном дне, при этом вода должна быть прозрачная, богатая кислородом и умеренной температуры. В некоторых водоемах они встречаются в большом количестве: на 1 квадратный метр может приходиться до 50 моллюсков.

Больше всего жемчужниц встречается на порогах рек, под камнями, которые снижают силу течения. В таких местах, на одном камне может скапливаться одновременно около 16-20 особей.


На сегодняшний день ареал обитания жемчужниц обыкновенных в значительной мере сократился, поскольку эти существа очень требовательны к чистоте водоемов и содержанию в них кислорода. Этих моллюсков нельзя встретить в городских реках, загрязненных сточными водами, в реках, вблизи которых имеются заводы, поскольку в них меняется химический состав воды. Ареал обитания жемчужниц сокращается и в связи с заболачиванием многих территорий.

Восстановить популяцию крайне сложно, это связано с медленным ростом этих моллюсков. Жемчужницы достигают на 1-ом году жизни всего 0,5 сантиметров, к 5-ому году они дорастают до 2-х сантиметров, к 7-8-му году – до 3-4 сантиметров, 6-ти сантиметров они достигают лишь на 10-ом году жизни, а затем ежегодно увеличиваются в размере всего на 1 миллиметр. Длина раковины самых крупных экземпляров составляет всего 12-13 сантиметров, при этом их возраст достигает уже около 70-ти лет.


Речной жемчуг

Во все времена этих моллюсков добывали ради речного жемчуга, который растет в мантийной полости тела этих существ. Каким образом формируется речной жемчуг? Если между створками моллюска проникает инородное тело, к примеру, песчинка, она раздражает ткани моллюска, в результате чего из кожных покровов выделяется затвердевающее перламутровое вещество. Другими словами, выделяется тот же перламутр, из которого сформирован внутренний слой раковины. Песчинка со всех сторон покрывается перламутром, так образуется небольшая жемчужина. По мере того, как растет моллюск, растет и жемчужина внутри него, а так как рост у этих моллюсков очень медленный, следовательно, жемчужина увеличивается в размерах крайне медленно: она превращается в горошину примерно за 12 лет, а к 30-40 годам жизни моллюска, она достигает размера 8 миллиметров.


Речной жемчуг всегда имел высокую коммерческую ценность. Из древних летописей известно, что еще в Х веке практиковалось шитье жемчугом, но вероятнее всего, оно существовало гораздо раньше. При царских дворах имелись специализированные мастерские, в которых мастерицы занимались плетением драгоценных кружев из жемчуга. В царские времена жемчугом расшивались даже конские попоны. Одежда состоятельных дам была усыпана жемчугами, а молодые девушки вплетали в косы нити жемчуга.

Охраной жемчуга впервые занялся царь Петр I. Чтобы поселения жемчужниц не были полностью опустошены, царь издал указ, согласно которого запрещалось вылавливать молодых моллюсков. А во время царствования императрицы Елизаветы стало уделяться еще большее внимание данной проблеме. Реки, в которых вылавливали жемчужниц, стали охранять.

Жемчуг добывали за казенный счет, но монополия на этот вид деятельности сильно разоряла казну, поэтому вскоре была полностью отменена. В результате промыслом занялись частные лица, что значительно сократило численность популяции этих медленно растущих моллюсков. На сегодняшний день все виды пресноводных жемчужниц очень редкие, им грозит полное исчезновение, поэтому жемчужница обыкновенная рекомендована к занесению в Красную книгу.