Русская народная сказка «Умная внучка» читать текст онлайн. Умные сказки

Юлия Пермякова (Первунинских)
Педагогическая разработка «Умные сказки»

Сказка как средство нравственного воспитания

Ответственный : Пермякова Ю. Н.

Сказка , ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Сказка – средство эмоционально-волевого развития и нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В период дошкольного детства эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Вот почему именно этот возрастной период под влиянием различных неблагоприятных факторов наиболее часто проявляются различные эмоциональные расстройства.

Анализируя состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется формированию одной сферы – интеллектуальному развитию ребенка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Как уже не раз отмечалось, цель нравственного воспитания - формирование нравственного поведения, причем не от случая к случаю, а в повседневной жизни.

Известный русский педагог В . А. Сухомлинский справедливо считал : «Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку». Игра со сказкой помогает детям задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, прочувствовать на себе зло и добро. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует быть смелым; агрессивный - добрым; несобранный - аккуратным.

Надо отметить, что речь идет лишь о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку. В данной технологии были выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны дошкольникам, а именно : отношение к людям (добрый - злой) ; отношение к труду (трудолюбивый - ленивый) ; смелость (смелый - трусливый) .

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовав сказку , нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время. Для этого я использую сказочные сюжеты , психогимнастические упражнения (этюды, игры, дети обыгрывают отдельные проблемные сюжеты сказки , рисуют и лепят героев сказок , совместно с родителями дети изготавливают атрибуты для сказок , подбирают пословицы к качествам личности данного персонажа, сочиняют свои сказки и заключительным этапом становится – интерактивная игра. Такую интеграцию можно назвать – «социальным экспериментированием» . Дети принимают роль персонажа сказки и проигрываются разные варианты поступков персонажей, дети сами делают соответственный выбор и анализируют, находят выгодный вариант для всех героев сказки .

Интерактивная игра проводится одни раз в три месяца, что является диагностической составляющей, где дети покажут как в сказке на новый лад они могут применят известные им качества личности в предлагаемой ситуации.

Данная технология отвечает принципам ФГОС ДО. Считаю, реализацию технологии «Умные сказки » , в группе старшего дошкольного возраста, целесообразной и актуальной.

Цель :

Формирование осознанной системы представлений о самом себе, о нравственно-этических нормах общества, на основе которых строятся отношения к другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Задачи :

Познакомить детей с моральными качествами личности.

Дать им понятие о парности этих качеств (добрый - злой) .

Обогатить и активизировать речь детей за счет слов, обозначающих различные качества.

Учить подбирать самостоятельно синонимы к основным качествам, понимать их значение.

Формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления.

Способствовать формированию положительных качеств сначала в игре, затем в повседневной жизни детей.

Развивать эмпатию.

Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

Этапы формирования нравственности.

Формирование привычки и привычных форм поведения

через эмоциональную подсознательную сферу психики

(ранний возраст, младший возраст)

Нравственное мышление, нравственные чувства

Формируется на базе привычного поведения и под влиянием педагогического воздействия

(младший, средний возраст)

Формирование нравственных свойств : честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм

(старший дошкольный возраст)

Формирование нравственного сознания убеждения и воли,

которые становятся регуляторами действий, поступков человека.

(школьный период)

Формирование саморегуляции, самоуправления.

(старший школьный возраст)

Предполагаемый результат :

Результатом процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

*Дети умеют общаться со взрослыми и сверстниками, усвоили основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений.

*Дети с удовольствием участвовать в коллективных делах, принимая общую цель и условия, стараясь действовать согласованно, прослеживается живой интерес к общему результату.

*В поведении и отношении к окружающему у дошкольников проявляются черты гуманистической направленности.

*Дети начинают осознавать свои возможности, достижения, научились оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей (добро – зло; хорошо – плохо; справедливо – несправедливо) .

*У детей формируются такие качества как сочувствие, отзывчивость.

*У мальчиков развивается внимательное отношение к девочкам : они подносят девочкам стул, в нужный момент оказывают помощь.

*Девочки в свою очередь проявляют заботу об окружающих, с благодарностью относятся к оказанной помощи и знакам внимания мальчиков.

Технология строится по принципам :

1. Принцип индивидуальности

В драматизации нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети «встают» на место героя, переживают за него, действуют от его имени. Зайчик, сыгранный одним ребенком, будет беззаботным, подвижным, шумным , а другим - тихим, осторожным, сдержанным. Тот же самый ребенок, играя во второй раз того же Зайчика, может быть совсем другим, не похожим на описанных двух.

2. Принцип всеобщего участия

В драматизации участвуют все дети. Не беда, если не хватает ролей для изображения людей и зверей. Деревья, кусты, ветер, избушка тоже могут стать активными участниками спектакля. Они могут помогать героям сказки , могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев - возможности здесь не ограничены.

3. Принцип свободного выбора

Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка ) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

4. Принцип помогающих вопросов

Для облегчения проигрывания той или иной роли необходимо ее с ребенком обсудить, «проговорить» . В этом вам помогут вопросы :

Что ты хочешь делать?

Что тебе мешает? Что поможет сделать это?

Что чувствует твой персонаж? Какой он?

Что он хочет сказать ?

О чем мечтает?

5. Принцип обратной связи

После проигрывания сказки проходит ее обсуждение. Взрослый задает детям вопросы :

Какие чувства ты испытывал во время спектакля?

Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему?

Кто тебе больше всего помог в игре?

Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Модель реализации технологии

1. этап - чтение и анализ сказок : обсуждение личных качеств героев;

2. этап – дидактические игры, рисование героев сказки с целью усвоения сказки ;

3. этап - проигрывание этюдов совместно с логопедом (отрывков из сказок , проблемная ситуация из жизни, психогимнастические упражнения, мимические и пантомимические приемы;

4. этап – изготовление атрибутов (могут принимать участие родители) ;

5. этап – интерактивная игра;

6. этап – рефлексия.

На последнем этапе прослеживаются качественные изменения в характере и поведение детей, результат определяется методами наблюдения и диагностирования.

На основе сказок

Особенностью данной технологии является широкое использование различных сказок . Подготовка к интерактивной игре подразумевает поиск и тщательный отбор сказок , отвечающих поставленным задачам технологии. Чтобы облегчить поиск и задать примерное его направление, привожу перечень сказок , использованных в работе, а также книги, где эти сказки можно найти .

Литературные источники

1. Родничок. Книга для чтения детям 4–5 лет. М., 1993.

2. Михалков С. Сказки , пьесы, стихи. В 3 книгах. Кн. 3. СПб., 1994.

3. Михалков С. Сказки , пьесы, стихи. В 3 книгах. Кн. 1. СПб., 1994.

4. Рассказал барсук лисе . Русские народные сказки . Сост. Л. Грибова. M., 1993.

5. Братья Гримм. «Сказки » . Вып. 1. СПб., 1992.

6. Румынские народные сказки . В 3 частях. Ч. 1. М., 1991.

Литература :

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» по редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

2. А. С. Давыдов «Лучшая книга сказок » - М : 2003г.

3. «Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок» - «Ленинградское издательство» , 2003г.

4. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой » . – М.: 2000

5. С. В. Шамаева «Апология сказки » .- М : 2000г.

6. В. В. Гербова «книга для чтения в детском саду и дома» - М : 2005г.

7. И. Г. Дмитриева, Е. А. Требухина «Целостный подход к духовно -нравственному воспитанию дошкольника» . – М : 2005г.

8. О. А. Садилова «Волшебные сказки . Духовно – нравственное воспитание детей и подростков» - М : 2005г.

Тематический план

Сказка Качества личности

«Репка» Общее дело, значимость малой помощи

«Колобок» Хитрость – осторожность, самонадеянность – осмотрительность, хвастовство – лень.

«Теремок» Умение жить дружно

«Кот, петух и лиса»

Дружба, взаимовыручка, послушание

«Гуси – лебеди» Послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность

«Лиса и заяц» Добро – зло, мудрость – хитрость, гостеприимство – коварство, осмотрительность – неосторожность, беззащитность – непорядочность.

Сказка Качества личности

«Лисичка-сестричка и серый волк» Простота – хитрость, доверчивость – обман

«Зимовье» Дружба, согласие

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность, взаимная любовь, заботливость, терпение

«Стойкий оловянный солдатик» Стойкость и мужество, любовь и верность

«Колосок» Трудолюбие, лень, непраздное проведение времени

«Привередница»

Сказка Тема

«Муха -Цокотуха»

Послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость

«Царевна-лягушка»

Послушание - непослушание, ответственность, смелость, любовь

«Цветик – семицветик»

Рассеянность и ее следствия, своеволие и ответственность, самолюбие и способность проявить сострадание и жалость к другому человеку. Любовь – чудо.

«Кукушка»

Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям

«Золушка»

Трудолюбие, терпение

Жили - были в огороде овощи: Миссис Картошка, Сеньор Помидор, Мистер Лук и Миссис Капуста.

Сеньор Помидор – с роду плотный, румяный овощ, висел на ветке помидорного куста и громко кричал: - «Я! Я – самый важный овощ на свете!! Из меня можно приготовить столько разных вкусных и полезных блюд: и салат и томатный сок, и томатную пасту и суп из томатов…»

Миссис Капуста, лежавшая на соседней грядке, раскинув свои широкие, зелёные листья, была не согласна с утверждением Сеньора Помидора: - «Простите, Сеньор Помидор, но разве могут блюда из помидоров - сравниться с блюдами, приготовленными из капусты?! И, к тому же, блюд из капусты гораздо больше - нежели блюд из томатов! И давайте, не будем спорить! Я и лишь только я – самый важный, полезный и, непременно, самый главный овощ на свете!»

Тут же в спор вступил худощавый и неказистый, но очень и очень воспитанный, Мистер Лук. Он говорил мягко и деликатно: - «Позвольте, господа, к чему весь этот шум?! Будьте любезны, скажите, вы хоть, когда – ни будь, пытались приготовить суп или любое другое блюдо без лука?... Согласитесь, уважаемые господа, что это совсем не вкусно! Только лук придаёт блюду вкус и аромат. А сколько во мне содержится витаминов – вы, уважаемые господа, даже представить себе не можете! И, прошу вас, господа, вопрос о том – кто самый важный и полезный овощ, абсолютно не уместен и не актуален. Ну конечно же, это Я! Простите…» Лук так трепетно и выразительно произносил свою речь, что даже засмущался…

Но, Миссис Картошка, которая лежала на грядке возле цветочной клумбы, была со всеми овощами не согласна и, конечно же, вступила в спор: - «Вот вы тут все спорите, кричите, и никто из вас даже ни разу не подумал – какой овощ находится каждый день на столе у хозяйки? А?! И капусту и помидоры люди не едят каждый день, а вот без картошки – люди не могут обойтись совсем!! Меня обязательно кладут в суп, который люди едят каждый день. И я не говорю уже о вторых блюдах, в которых, непременно, присутствую я – картошка: и блюда с мясом, и блюда с другими овощами и грибами. А как все люди любят жареную картошку!... Вот вам и ответ. Стало - быть - я самый полезный, важный и нужный овощ! И, прошу вас – перестаньте спорить.»

И тут, все овощи, просто пришли в негодование! – «Какая наглость!» - кричал Сеньор Помидор. – «Самозванка!» - кричала Миссис Капуста. – «Какой вздор…» - утверждал воспитанный Мистер Лук.

Так они кричали и спорили, пока на ветку с томатами не села ворона и не закаркала: - «Кар – кар – кар!! Что вы тут спорите, глупые овощи! Что вы всё кричите: я… да - я!! Уймитесь вы, наконец, кар - кар! И послушайте меня. Я везде летаю и всё про всех знаю. И поверьте мне, глупые овощи, для всех людей на земле - все овощи имеют очень большое значение! Овощи богаты витаминами и полезными веществами. А людям эти витамины и полезные вещества просто необходимы! И поэтому все вы: и Мистер Лук, и Миссис Картошка, и Сеньор Помидор, и Миссис Капуста - очень нужны людям, потому они вас – то всех здесь, на грядках в огороде и посадили! Чтобы потом, когда вы вырастите и станете полноценными, полезными овощами, люди вас употребляли в пищу и были здоровы. Вот так - то, кар – кар!» - сказала умная ворона и улетела…

Среди множества сказок, особенно увлекательно читать сказку "Умная девушка (Татарская сказка)" , в ней чувствуется любовь и мудрость нашего народа. Все герои "оттачивались" опытом народа, который веками создавал, усиливал и преображал их, уделяя большое и глубокое значения детскому воспитанию. Небольшое количество деталей окружающего мира делает изображающийся мир более насыщенным и правдоподобным. Вероятно из-за незыблемости человеческих качеств во времени, все нравоучения, мораль и проблематика остаются актуальными во все времена и эпохи. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. Немаловажную роль для детского восприятия играют зрительные образы, коими, довольно успешно, преизобилует данное произведение. В произведениях зачастую используются уменьшительно-ласкательные описания природы, делая этим представляющуюся картину еще более насыщенной. Сказка "Умная девушка (Татарская сказка)" читать бесплатно онлайн стоит всем, здесь и глубокая мудрость, и философия, и простота сюжета с хорошим окончанием.

Ж ил один падишах. У него был единственный сын, по имени Абдул.

Сын падишаха был очень глуп и этим достав лял отцу много хлопот и горя. Падишах нанимал Абдулу мудрых наставников, посылал его на ученье в дальние страны, но ничто не помогало глупому сыну. Однажды пришёл к падишаху один человек и сказал ему: Я хочу помочь тебе советом. Найди сыну такую жену, чтобы она могла разгадывать любые мудрые загадки. Ему будет легче жить с умной женой.

Согласился с ним падишах и стал искать для своего сына мудрую жену. В этой стране жил один старик. У него была дочь, по имени Магфура. Она вовсем помогала отцу, и слава о её красоте и уме давно шла повсюду. И хоть была Магфура дочерью простого человека, всё же послал падишах своих визирей к её отцу: решил он убедиться в мудрости Магфуры и приказал привести её отца во дворец.

Пришёл старик, поклонился падишаху и спрашивает:

— Явился по твоему повелению, великий падишах, — что прикажешь?

Вот тебе тридцать аршин полотна. Пусть твоя дочь сошьёт из него рубашки для всего моего войска да оставит ещё и на портянки, — говорит ему падишах.

Вернулся старик домой печальный. Вышла ему навстречу Магфура и спрашивает:

— Отчего, отец, ты такой печальный?

Рассказал старик дочери о приказе падишаха.

— Не печалься, отец. Пойди к падишаху и скажи — пусть он прежде из одного бревна выстроит дворец, где я буду шить рубашки, да ещё и на дрова оставит, — отвечает Магфура.

Взял старик бревно, пришёл к падишаху и сказал:

— Дочь моя просит тебя выстроить из этого бревна дворец да ещё оставить дров на топливо. Исполни эту задачу, тогда и Магфура исполнит твою.

Услышал это падишах, подивился мудрости девушки, собрал визирей, и порешили они женить Абдула на Магфуре. Не хотела Магфура выходить замуж за глупого Абдула, но падишах стал грозить смертью её отцу. Созвали гостей из всех владений и справили свадьбу.

Однажды вздумал падишах поехать по своим владениям; взял он с собою сына. Едут они, едут. Скучно стало падишаху, решил он испытать сына и говорит:

— Сделай дорогу короче — скучно мне что-то стало.

Абдул сошёл с коня, взял лопату и начал копать дорогу. Визирь стал смеяться над ним, а падишаху стало обидно и досадно, что сын не может понять его слов. Сказал он сыну:

— Если завтра к утру не додумаешься, как сделать дорогу короче, накажу тебя строго.

Вернулся Абдул домой печальный. Вышла навстречу ему Магфура и с шивает:

— Отчего ты, Абдул, такой печальный?

А Абдул отвечает жене:

— Отец грозится меня наказать, если я не додумаюсь, как сделать короче дорогу. На это Магфура говорит:

— Не печалься, это беда небольшая. Завтра ты скажи отцу так: чтобы укоротить скучную дорогу, надо со своим спутником вести разговоры. Если спутник учёный человек, надо рассказать ему, какие есть города в государстве, какие были сражения и какие полководцы в них отличились. А если спутник простой человек, то надо ему рассказывать о разном ремесле, об искусных мастерах. Вот тогда всякому дальняя дорога будет казаться короткой.

На другой день рано утром падишах зовёт сына к себе и спрашивает:

— Додумался ли ты, как сделать дальнюю дорогу короткой?

Абдул ответил, как его научила жена.

Понял падишах, что это Магфура научилаАбдула такому ответу. Улыбнулся он, но ничего не сказал.

Когда падишах состарился и умер, то вместо него управлять страной стал не Абдул-глупец, а его мудрая жена Магфура.

Жили старик со старухой, и с ними внучка Дуня жила. Не такая уж Дуня была красивая, как в сказках сказывается, только умная она была и охотная к домашней работе.

Вот раз собираются старики на базар в большое село и думают: как им быть-то? Кто им щи сварит и кашу сготовит, кто корову напоит и подоит, кто курам проса даст и на насест их загонит? А Дуня им говорит:

– Кто ж, как не я! Я и щи вам сварю, и кашу напарю, я и корову из стада встречу, я и кур угомоню, я и в избе приберу, я и сено поворошу, пока вёдро стоит на дворе.
– Да ты мала еще, внученька, – говорит ей бабушка.
– Семь годов всего сроку тебе!
– Семь – не два, бабушка, семь – это много. Я управлюсь!

Уехали старики на базар, а к вечеру воротились. Видят они, и правда: в избе прибрано, пища сготовлена, на дворе порядок, скотина и птица сытые, сено просушено, плетень починен (дедушка-то два лета собирался его починить), вокруг колодезного сруба песком посыпано – наработано столько, словно тут четверо было.

Глядят старик со старухой на свою внучку и думают: жить им теперь да радоваться!

Однако недолго пришлось бабушке радоваться на внучку: заболела она и померла. Остался старик один с Дуней. Трудно было дедушке одному остаться на старости лет.

Вот живут они одни. Дуня за дедушкой смотрит и всякую работу в хозяйстве справляет одна; хоть и мала была, да ведь прилежна.

Случилось дедушке в город поехать: надобность пришла. По дороге он нагнал богатого соседа, тот тоже в город ехал. Поехали они вместе. Ехали-ехали, и ночь наступила. Богатый сосед и бедный Дунин дедушка увидели огонек в придорожной избе и постучались в ворота. Стали они на ночлег, распрягли лошадей. У Дуниного дедушки-то была кобыла, а у богатого мужика мерин.

Ночью дедушкина лошадь родила жеребенка, а жеребенок несмышленый, отвалился он от матери и очутился под телегой того богатого мужика.

Проснулся утром богатый.

– Гляди-ко, сосед, – говорит он старику. – У меня мерин жеребенка ночью родил!
– Как можно! – дедушка говорит. – В камень просо не сеют, а мерин жеребят не рожает! Это моя кобыла принесла!

А богатый сосед:

– Нет, – говорит, – это мой жеребенок! Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок-то и был бы возле нее! А то ишь где – под моей телегой!

Заспорили они, а спору конца нету: у бедного правда, а у богатого выгода, один другому не уступает.

Приехали они в город. В том городе в те времена царь жил, а царь тот был самый богатый человек во всем царстве. Он считал себя самым умным и любил судить-рядить своих подданных.

Вот пришли богатый и бедный к царю-судье. Дунин дедушка и жалуется царю:

– Не отдает мне богатый жеребенка, говорит-де, жеребенка мерин родил!

А царю-судье что за дело до правды: он и так и этак мог рассудить, да ему сперва потешиться захотелось.

И он сказал:

– Вот четыре загадки вам. Кто решит, тот и жеребенка получит. Что всего на свете сильней и быстрей? А что всего на свете жирней? А еще: что всего мягче и что всего милее?

Дал им царь сроку три дня, а на четвертый день чтоб ответ был.

А пока суд да дело, царь велел оставить у себя во дворе дедушкину лошадь с жеребенком и телегой и мерина богатого мужика: пусть и бедный и богатый пешими живут, пока их царь не рассудит.

Пошли богатый и бедный домой. Богатый думает: пустое, дескать, царь загадал, я отгадку знаю. А бедный горюет: не знает он отгадки.

Дуня встретила дедушку и спрашивает:

– О ком ты, дедушка, скучаешь? О бабушке? Так ведь я с тобой осталась!

Рассказал дедушка внучке, как дело было, и заплакал: жалко ему жеребенка.

– А еще, – дедушка говорит, – царь загадки загадал, а я отгадки не знаю. Где уж мне их отгадать!
– А скажи, дедушка, каковы загадки? Не умнее они ума.

Дедушка сказал загадки. Дуня послушала и говорит в ответ:

– Поедешь к царю и скажешь: сильнее и быстрее всего на свете ветер; жирнее всего земля – что ни растет на ней, что ни живет, всех она питает; а мягче всего на свете руки, дедушка, – на что человек ни ляжет, все руку под голову кладет; а милее сна ничего на свете не бывает, дедушка.

Через три дня пришли к царю-судье Дунин дедушка и его богатый сосед.

Богатый и говорит царю:

– Хоть и мудрые твои загадки, государь наш судья, а я их сразу отгадал: сильнее и быстрее всего – так это каряя кобыла из вашей конюшни; коли кнутом ее ударить, так она зайца догонит. А жирнее всего – так это ваш рябой боров: он такой жирный стал, что давно на ноги не поднимается. А мягче всего ваша пуховая перина, на которой вы почиваете. А милее всего ваш сынок Никитушка!

Послушал царь-судья, и к старику бедняку:

– А ты что скажешь? Принес отгадку или нет? Старик и отвечает, как внучка его научила. Отвечает, а сам боится: должно быть, не так он отгадывает; должно быть, богатый сосед правильно сказал. Царь-судья выслушал и спрашивает:

– Сам ты придумал ответ, иль научил тебя кто?

Старик правду говорит:

– Да где же мне самому-то, царь-сударь! Внучка у меня есть, таково смышленая да умелая, она и научила меня.

Царю любопытно стало, да и забавно, а делать ему все равно нечего.

– Коли умна твоя внучка, – говорит царь-судья, – и на дело умелая, отнеси ей вот эту ниточку шелковую. Пусть она соткет мне полотенце узорчатое, и чтоб к утру готово было. Слыхал иль нет?

– Слышу, слышу! – отвечает дедушка царю. – Аль я уж бестолковый такой!

Спрятал он ниточку за пазуху и пошел домой. Идет, а сам робеет: где уж тут из одной нитки целое полотенце соткать – того и Дуняшка не сумеет… Да к утру, еще и с узорами!

Выслушала Дуня своего деда и говорит:

– Не кручинься, дедушка. Это не беда еще!

Взяла она веник, отломила от него прутик, подала дедушке и сказала:

– Пойди к царю-судье этому и скажи ему: пусть найдет он такого мастера, который сделает из этого прутика кроены, чтобы было мне на чем полотенце ткать.

Пошел старик опять к царю. Идет, а сам другой беды ждет, другой задачи, на которую и ума у Дуняшки не хватит.

Так оно и вышло.

Дал царь старику полтораста яиц и велел, чтобы стариковская внучка к завтрашнему дню полтораста цыплят вывела.

Вернулся дед ко двору.

– Одна беда не ушла, – говорит, – другая явилась. И рассказал он внучке новую царскую задачу.

А Дуня ему в ответ:

– И это еще не беда, дедушка!

Взяла она яйца, испекла их и к ужину подала. А на другой день говорит:

– Ступай, дедушка, сызнова к царю. Скажи ему, чтобы прислал он цыплятам на корм однодневного пшена: пусть в один день поле вспашут, просом засеют, созреть дадут, а потом сожнут да обмолотят, провеют и обсушат. Скажи царю: цыплята другого пшена не клюют, того гляди помрут.

И пошел дед снова. Выслушал его царь-судья и говорит:

– Хитра твоя внучка, да и я не прост. Пусть твоя внучка явится утром ко мне – не пешком, не на лошади, не голая, не одетая, не с гостинцем, да и не без подарочка!

Пошел дед домой. «Эка прихоть!» – думает. Как узнала Дуня новую загадку, то загорюнилась было, а потом повеселела и говорит:

– Ступай, дедушка, в лес к охотникам да купи мне живого зайца и перепелку живую… Ан нет, не ходи, ты старый, уморился ходить, ты отдыхай. Я сама пойду – я маленькая, мне охотники и даром дадут зайца и перепелку, а покупать их не на что. Отправилась Дунюшка в лес и принесла оттуда зайца да перепелку. А как наступило утро, сняла с себя Дуня рубаху, надела рыбацкую сеть, взяла в руки перепелку, села верхом на зайца и поехала к царю-судье.

Царь, как увидел ее, удивился и испугался:

– Откуда страшилище едет такое? Прежде не видано было такого урода!

А Дунюшка поклонилась царю и говорит:

Вот тебе, батюшка, принимай, что принести велено было!

И подает ему перепелку. Протянул руку царь-судья, а перепелка порх! и улетела.

Поглядел царь на Дуню.

– Ни в чем, – говорит, – не отступила: как я велел, так и приехала. А чем вы, – спрашивает, – кормитесь с дедом?

Дуня и отвечает царю:

– А мой дедушка на сухом берегу рыбу ловит, он сетей в воду не становит. А я подолом рыбу домой ношу да уху в горсти варю!

Царь-судья рассердился:

– Что ты говоришь, глупая! Где это рыба на сухом берегу живет? Где уху в горстях варят?

А Дуня против ему говорит:

– А ты-то ль умен? Где это видано, чтобы мерин жеребенка родил? А в твоем царстве и мерин рожает!

Озадачился тут царь-судья:

– А как узнать было, чей жеребенок? Может, чужой забежал!

Осерчала Дунюшка.

– Как узнать? – говорит. – Да тут бы и дурень рассудил, а ты царь! Пусть мой дедушка на своей лошади в одну сторону поедет, а богатый сосед в другую. Куда побежит жеребенок, там и мать его.

Царь-судья удивился:

– А ведь и правда! Как же я-то не рассудил, не догадался?
– Коли бы ты по правде судил, – ответила Дуня, – тебе бы и богатым не быть.
– Ах ты, язва! – сказал царь.
– Что далее из тебя выйдет, когда ты большая вырастешь?
– А ты рассуди сперва, чей жеребенок, тогда я и скажу тебе, кем я большая буду!

Царь-судья назначил тут суд на неделе. Пришли на царский двор Дунин дедушка и сосед их богатый. Царь велел вывести их лошадей с телегами. Сел Дунин дедушка в свою телегу, а богатый в свою, и поехали они в разные стороны. Царь и выпустил тогда жеребенка, а жеребенок побежал к своей матери, дедушкиной лошади. Тут и суд весь. Остался жеребенок у дедушки.

А царь-судья спрашивает у Дуни:

– Скажи теперь, кем же ты большая будешь?
– Судьею буду.

Царь засмеялся:

– Зачем тебе судьею быть? Судья-то ведь я! – Тебя чтоб судить!

Дедушка видит – плохо дело, как бы царь-судья не рассерчал. Схватил он внучку да в телегу ее. Погнал он лошадь, а жеребенок рядом бежит.

Царь выпустил им вослед злого пса, чтоб он разорвал и внучку и деда. А Дунин дедушка хоть и стар был, да сноровист и внучку в обиду никому не давал. Пес догнал телегу, кинулся было, а дед его кнутовищем, кнутовищем, а потом взял запасную важку-оглобельку, что в телеге лежала, да оглобелькой его, – пес и свалился.

А дедушка обнял внучку.

– Никому, никому, – говорит, – я тебя не отдам: ни псу, ни царю. Расти большая, умница моя.